ЗА ДЕКАБРЬ 2013 ГОДА

1.    Реформирование отрасли

Рогозин заявил о необходимости немедленной реформы Роскосмоса

01 декабря 2013 г.

Немедленное начало реформы Роскосмоса — это единственное решение проблемы несоблюдения сроков исполнения космических программ, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин,.

Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что ряд российских оборонных программ, в частности в космической сфере, опаздывают по срокам, несмотря на стабильное финансирование.

Создана Объединенная ракетно-космическая корпорация

02 декабря 2013 г.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной ракетно-космической корпорации на базе ОАО "НИИ космического приборостроения".

Реформа космической отрасли предполагает создание Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры

Девять ФГУПов, вошедших в ОРКК, преобразованы в акционерные общества

2 декабря 2013 г.

Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, НПО имени Лавочкина, Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина, НИИ машиностроения, КБ "Арсенал", ОКБ "Марс", НИИ микроприборов-К, ОКБ "Факел", НПО "Геофизика" — преобразуются в открытые акционерные общества, 100% акций которых останутся в федеральной собственности.

Кроме того, в уставной капитал ОРКК будут переданы акции ЦСКБ "Прогресс" после его преобразования в акционерное общество, Московского института теплотехники (в четвертом квартале 2016 года), Государственного ракетного центра имени Макеева, ОАО "ИСС имени Решетнева", Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем, ОАО "Эхо" и Технического центра "Новатор", Московского завода электромеханической аппаратуры, КБ химавтоматики, "Протона-ПМ".

В уставной капитал ОРКК будут переданы акции еще ряда космических предприятий, которые затем будут внесены в капиталы ИСС имени Решетнева, Центра имени Макеева, Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем.

источник - http://ria.ru/space/20131202/981293842.html

Рогозин призвал переходить от фантазий к практике в космонавтике

17 декабря 2013 г.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин призвал вспомнить о тех проектах в авиации и космонавтике, "которые либо хорошо подзабыты, либо еще никем не сформулированы", отметив, в частности, перспективы создания лунной базы.

"От виртуальных проектов и фантазий нужно перейти к практическим решениям, их надо сформулировать", — заявил Рогозин во вторник на совещании по перспективам развития ракетно-космической отрасли.

Такие предложения зампред правительства предложил сформулировать Роскосмосу совместно с Фондом перспективных исследований ("русскому DARPA") и представить к следующей коллегии Роскосмоса.

"К сожалению, многие организации находятся в потоке и рутине, им некогда приостановиться и задуматься о новых решениях, которые сейчас необходимы", — посетовал Рогозин.

Он упомянул ракету сверхтяжелого класса и призвал участников совещания "подумать, для чего она нужна", рассмотреть перспективы создания лунной научной базы и другие проекты.

источник - http://ria.ru/space/20131217/984648027.html

Рогозин: Россия могла бы извлекать больший КПД из освоения космоса

17 декабря 2013 г.

По словам Рогозина, доля России на мировом рынке космических услуг, которая в целом оценивается в районе 180 миллиардов долларов, составляет меньше 3%. "Эта цифра совсем не стыкуется с нашими амбициями как одной из ведущих космических держав… Я убежден, что у нашей страны есть все необходимое для того, чтобы не только преодолеть это отставание, но и вновь войти в число лидеров освоения космического пространства",- подчеркнул вице-премьер.

Среди других важных задач вице-премьер назвал борьбу с астероидной опасность, создание постоянно действующей лунной станции, создание межпланетных буксиров. При этом Рогозин подчеркнул, что не менее важными и на данный момент наиболее актуальными задачами являются задачи, связанные с прагматичным решением экономических вопросов: создание спутниковой группировки для дистанционного зондирования земли, для решения вопросов навигации, связи, картографии и так далее.

источник - http://ria.ru/space/20131217/984613678.html

Глава Роскосмоса недоволен космической программой России

19 декабря 2013 г.

На совещании в Роскосмосе Остапенко заявил о необходимости менять "Основы политики в области космической деятельности на период до 2030 года".

"Основы будем перерабатывать. Не корректировать, а полностью перерабатывать", — сказал Остапенко.

Роскосмос будет приветствовать назначение Комарова на пост главы ОРКК

19 декабря 2013 г.

Роскосмос будет приветствовать назначение Игоря Комарова на пост главы Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), заявил, глава Федерального космического агентства Олег Остапенко.

В настоящее время Комаров занимает пост заместителя Остапенко.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985191588.html

Глава Роскосмоса вошел в совет Фонда перспективных исследований

23 декабря 2013 г.

Президент России Владимир Путин назначил главу Роскосмоса Олега Остапенко представителем правительства РФ в попечительском совете Фонда перспективных исследований.

Этим же указом от этой должности освобожден первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко.

источник - http://ria.ru/science/20131223/985974542.html

Роскосмос опроверг сообщения СМИ о нераспределенных 30 млрд руб

25 декабря 2013 г.

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко опроверг информацию относительно суммы нераспределенных средств, выделенных на развитие космической отрасли в рамках бюджета 2013 года, появившуюся в ряде СМИ.

Газета "Коммерсант" сообщила, что Роскосмос должен до 31 декабря распределить около 30 миллиардов из более чем 170 миллиардов рублей, выделенных на развитие космической отрасли в рамках бюджета 2013 года. По данным издания, если это не удастся сделать, то неиспользованные средства сгорят, а все не заключенные в этом году контракты перейдут в нагрузку к бюджету 2014 года.

"Размер остатков бюджетных средств не соответствует действительности. Освоение бюджетных средств не является приоритетной задачей Роскосмоса. Наша задача — выполнение конкретных целевых показателей реализуемых программ. Главная проблема заключается в том, что финансирование работ производится не по этапам, а по календарным срокам.

источник - http://ria.ru/space/20131225/986445970.html

Остапенко вошел в состав комиссии по управлению космической отраслью

30 декабря 2013 г.

Глава Роскосмоса Олег Остапенко и его заместитель Игорь Комаров включены в состав комиссии по структурированию системы управления ракетно-космической отраслью, экс-глава ведомства Владимир Поповкин исключен из состава этой комиссии.

В состав комиссии, помимо Остапенко и Комарова, входят замминистра обороны РФ Юрий Борисов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, его заместитель Ольга Дергунова, министр финансов Антон Силуанов, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Иван Харченко.

источник - http://ria.ru/space/20131230/987266158.html

2.    Кадровые изменения

Уволен заместитель главы ЦЭНКИ

05 декабря 2013 г.

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко уволил назначенного при своем предшественнике Владимире Поповкине заместителя директора Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Николая Ваганова. Чиновник отвечал за обеспечение реализации программ и планов создания ракетно-космической техники. Это первая крупная кадровая перестановка, проведенная новым главой Роскосмоса в подведомственной структуре.

Поводом для увольнения Ваганова стала готовящаяся реформа одного из самых крупных подразделений ЦЭНКИ - Центра обеспечения реализации программ и планов создания ракетно-космической техники.

Врио главы ЦЭНКИ назначен Сергей Лазарев

6 декабря 2013 г.

Временно исполняющим обязанности главы ЦЭНКИ назначен Сергей Лазарев, занимавший ранее должность замгенерального директора ЦЭНКИ, а также директора филиала НПФ "Космотранс".

Ранее стало известно, что начальник ЦЭНКИ Александр Фадеев, возглавлявший центр с 1999 года, написал заявление об увольнении по собственному желанию.

"По моим данным, приказ о назначении Сергея Лазарева временно исполняющим обязанности главы ЦЭНКИ уже подписан. Далее Роскосмос, согласно действующему законодательству, должен будет объявить конкурс, по итогам которого будет выбран генеральный директор предприятия", — отметил собеседник агентства.

ФГУП "НПФ "Космотранс" было создано в 1996 году для решения задач эксплуатации и обслуживания железнодорожной инфраструктуры космодрома "Байконур", создания системы централизованных перевозок изделий ракетно-космической техники, ее элементов и грузов, в том числе собранных для пуска ракет-носителей.

источник - http://ria.ru/space/20131206/982398660.html

Александр Иванов назначен первым заместителем руководителя Роскосмоса

13 декабря 2013 г.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил Александра Иванова первым заместителем руководителя Роскосмоса

источник - http://ria.ru/space/20131213/983963881.html

Вице-президент РАН Зеленый возглавил совет академии по космосу

13 декабря 2013 г.

Вице-президент Российской академии наук, директор Института космических исследований Лев Зеленый стал председателем совета РАН по космосу. Заместителями председателя совета стали академики Александр Боярчук и Николай Лаверов. В состав бюро совета вошли, в частности, вице-президент РАН Анатолий Григорьев, член-корреспондент РАН, директор НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов (по согласованию), замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач (по согласованию), глава Росгидромета Александр Фролов (по согласованию).

источник - http://ria.ru/space/20131213/983861380.html

Назначение пресс-секретаря руководителя Роскосмоса

16 декабря 2013 г.

Приказом руководителя Федерального космического агентства обязанности пресс-секретаря руководителя Роскосмоса возложены на Зубареву Ирину Сергеевну.

Ирина Зубарева 10 лет занималась освещением в СМИ темы, связанной с  противодействием преступлениям в сфере информационных технологий.

источник - http://www.federalspace.ru/20062/

3.    Космодром Восточный

Рогозин: сроки строительства космодрома Восточный должны быть ускорены

09 декабря 2013 г.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин ознакомился с ходом строительства стартового комплекса космодрома Восточный.

"Сроки, которые поехали у нас не в ту сторону, эти сроки надо вернуть в новые графики. Более того, я бы поставил вопрос по-другому: сдвинуть эти графики так, чтобы ракетно-космическая отрасль имела временной пространственный ресурс, чтобы подготовить первый успешный пуск ракетоносителя "Союз-2",- заявил Рогозин на совещании в Углегорске.

Ранее глава Спецстроя России Александр Волосов заявил, что отставание по темпам строительства удалось сократить с трех месяцев до десяти суток. 27 ноября на конференции в Углегорске было объявлено, что стартово-технический комплекс космодрома Восточный будет готов к установке спецоборудования в сентябре 2014 года.

Рогозин: главу Роскосмоса уволили, в том числе, из-за "Восточного"

11 декабря 2013 г.

Вице-премьера Дмитрий Рогозин заявил в среду, что руководство Роскосмоса было уволено, в том числе, за срыв сроков строительства космодрома "Восточный".

Крупный скандал разгорелся после того, как стало известно, что отставание от графика строительства отдельных объектов "Восточного" достигает двух месяцев.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983419766.html

Жителей Якутии заверили в безопасности запусков ракет с "Восточного"

16 декабря 2013 г.

Радиационной опасности для жителей Якутии при запусках с космодрома "Восточный" не будет, поскольку в ракетах используется нетоксичное топливо, заверил начальник отдела создания новых трасс запуска и районов падения отделяющихся частей "Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" Олег Дмитриев.

С космодрома "Восточный", который в данное время строится в Амурской области, в 2015 году планируется запуск ракеты-носителя "Союз-2". От основного модуля во время полета отсоединятся ступени, которые упадут на территорию Вилюйского и Верхневилюйского районов Якутии.

По словам Дмитриева, населению районов, куда упадут ракеты, не стоит опасаться радиации, потому что ракета запускается на топливе, которое нетоксично.

источник - http://ria.ru/earth/20131216/984372861.html

4.    Наука и новые технологии

Ученые в 5 раз увеличат чувствительность гамма-обсерватории в Бурятии

13 декабря 2013 г.

Российские и немецкие ученые рассчитывают в 2014 году более чем в пять раз увеличить чувствительность гамма-обсерватории в Тункинской долине в Бурятии, что позволит начать поиск так называемых пэватронов — космических объектов, испускающих гамма-кванты сверхвысоких энергий, сказал директор НИИ прикладной физики Иркутского университета (ИГУ) Николай Буднев.

В октябре в Тункинской долине была запущена первая очередь уникальной гамма-обсерватории. Ранее она называлась Tunka HiSCORE, сейчас — TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy). Она состоит из высокочувствительных детекторов, способных фиксировать частицы космических лучей, расположенных на большой площади.

источник - http://ria.ru/space/20131213/983956381.html

Ученый: Россия должна начать свою программу по изучению темной энергии

17 декабря 2013 г.

Директор ИКИ РАН Лев Зеленый считает, что Россия должна последовать примеру Китая и начать собственные проекты по исследованию темной энергии, которая, как считается, "ответственна" за ускорение расширения Вселенной.

"Мы сейчас стоим на пороге совершенно новых открытий, связанных с исследованием новых физических явлений и принципов. Прагматичные китайцы открыли программу использования темной энергии в практических целях и инвестируют в эту работу, которая сейчас кажется немножко наивной и лженаучной, очень большие деньги. Надо подумать, может быть, в этом тоже есть какой-то смысл", — сказал ученый на совещании по перспективам развития ракетно-космической отрасли под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина.

источник - http://ria.ru/space/20131217/984628319.html

В РФ разработан голосовой помощник для космонавтов

18 декабря 2013 г.

"Центр речевых технологий" (ЦРТ) разработал для космонавтов систему голосового управления космической техникой.

Речевые технологии помогут существенно упростить ежедневную работу космонавтов: позволят давать команды манипуляторам, не выпуская из рук нужных объектов, пользоваться сложной справочной системой без помощи рук, переключать голосом изображение с одной камеры на другую, переводить сложные фразы других членов экипажа на родной для космонавта язык, получать речевую информацию о ресурсах скафандра и даже определять уровень стресса членов экипажа при выполнении опасных работ.

Облик сверхтяжелой ракеты будет сформирован в ближайшее время

20 декабря 2013 г.

Об этом сообщил руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

"В ближайшее время мы уже будем иметь представление, по какому пути будем развиваться", - сказал Остапенко. Он напомнил, что для выработки облика сверхтяжелого ракеты-носителя сформирована рабочая группа.

Как считает президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота, РКК вместе с "ЦСКБ-Прогресс" и НПО "Энергомаш" могли бы за 3-5 лет создать сверхтяжелую ракету-носитель на основе заделов, созданных при разработке ракет "Энергия" и "Русь-М". По его оценке, на первом этапе грузоподъемность такой ракеты должна быть 70 тонн, а в перспективе - до 130 тонн

Новая российская ракета «Союз-2-1в» успешно совершила свой первый полет

29 декабря 2013

Новая российская ракета-носитель «Союз-2-1в», наконец, совершила свой дебютный запуск 28 декабря  с 43-й площадки Плесецка.

Блок выведения "Волга" со спутниками успешно отделился от 2-й, последней ступени РН "Союз-2.1в". И еще чуть позже малый космический аппарат «Аист», а так же 2 калибровочные сферы SKRL-756 успешно вышли на заданные орбиты.

В новой ракете «Союз-2-1в» увеличили диаметр первой ступени с 2 м до 2,7 м, и заменили двигатель РД-108 на новый. Ракета-носитель разработана на базе ракеты-носителя «Союз-2.1Б» посредством снятия 1-й ступени, то есть боковых блоков.

Кроме того, новая ракета-носитель оснащена новым этапом введения «Волга». Блок в составе ракет «Союз-2» трёх этапов 1а, 1б и 1в помогает обеспечивать выведение полезной нагрузки на низкие орбиты с высотой до 1 500 км и на солнечно-синхронные орбиты с высотой до 850 км с российских космодромов Байконур и Плесецк. Масса «Волги» в заправленном состоянии примерно 1190 – 1790 кг, размер 3100 мм и высота 1025 мм и удельный импульс 307 кгс • с/кг.

Аист – это малый космический аппарат или МКА, который разработан в Ракетно-космическом центре и Самарском гос. аэрокосмическом университете, он был установлен в верхней части блока выведения «Волга», в то время как две сферы «SKRL-756» были размещены по обе его стороны.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5205

5.    Новости МКС

Крикалев: МКС за 15 лет работы стала "совсем иного качества"

13 декабря 2013 г.

В ноябре этого года МКС отметила свое 15-летие. По словам начальника Центра подготовки космонавтов Сергея Крикалева, первоначально работа станции планировалась на 15 лет. "За эти 15 лет станция значительно выросла: появились лабораторные отсеки, развились системы энергетики на станции", — отметил он.

"Станция стала совсем иного качества", — пояснил начальник ЦПК. Он также добавил, что сейчас МКС практически достроена — для завершения работ необходимо дождаться российского модуля, а американский сегмент готов. Крикалев также заверил, что до 2020 года станция будет функционировать, и что есть разговоры о продлении ее работы.

источник - http://ria.ru/space/20131213/983948215.html

Экипаж МКС выполнил более 160 экспериментов за время командировки

13 декабря 2013 г.

За время своей полугодовой орбитальной командировки экипаж МКС-36-37 выполнил более 160 экспериментов на российском и американском сегментах, а также справился с нештатной ситуацией во время выхода в открытый космос астронавта Луки Пармитано.

источник - http://ria.ru/space/20131213/983894215.html

Российские ученые в 2015 г отправят на МКС рентгеновский спектрометр

23 декабря 2013 г.

В 2015 году на российском сегменте МКС планируется установить прибор МВН, который будет составлять карту рентгеновского фонового излучения, сообщил один из участников проекта Михаил Ревнивцев из ИКИ РАН.

"Наш прибор, название которого означает "Монитор всего неба", будет с высокой точностью измерять спектр рентгеновского фонового излучения в диапазоне энергий от 6 до 70 килоэлектронвольт. Большинство рентгеновских телескопов не заходит "выше" 10-12 килоэлектронвольт, поэтому мы рассчитываем увидеть с его помощью много нового", — сказал он.

Планируется, что астрофизический прибор МВН, размер которого составляет примерно 1 метр на полметра, будет доставлен на МКС с помощью корабля "Прогресс" в 2015 году. Конструкцию прибора создают в российском ядерном центре в Сарове, а четыре рентгеновских детектора на кристаллах теллурида кадмия — в ИКИ.

источник - http://ria.ru/space/20131223/985863309.html

Российские космонавты установили новый рекорд в открытом космосе

27 декабря 2013 года в соответствии с программой полёта члены экипажа МКС-38 российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский совершили выход в открытый космос. Выход начался в 17 часов 00 минут и  завершился  28 декабря в 01 час 07 минут по московскому времени. Рекордная  продолжительность пребывания в условиях открытого космоса космонавтов Олега Котова и Сергея Рязанского составила 8 часов 7 минут.

Нынешнему рекорду предшествовал другой космический рекорд, также принадлежащий российским космонавтам Федору Юрчихину и Александру Мисуркину, которые во время плановых работ провели в безвоздушном пространстве 7 часов 29 минут.

источник - http://www.federalspace.ru/20109/

6.    Исчерпание ресурса МКС

Грузовой корабль "Прогресс М-21М" увеличил орбиту полета МКС на 1,7 км

11 декабря 2013 г.

Российский грузовой корабль "Прогресс М-21М" с помощью своих двигателей увеличил высоту орбиты полета станции на 1,7 километра.

Двигатели "Прогресса" проработали 461,2 секунды (почти восемь минут). Станция получила импульс в один метр в секунду. В результате маневра средняя высота орбиты полета МКС была увеличена на 1,7 километра. Минимальная высота орбиты полета станции после коррекции должна была составить 418,3 километра, максимальная — 432,5 километра.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983520450.html

Система охлаждения американского сегмента МКС вышла из строя

12 декабря 2013 г.

NASA подтвердило поломку в системе охлаждения МКС. В заявлении  NASA, говорится, что в 11 декабря произошло автоматическое отключение помпы одной из двух внешних систем терморегулирования.

Охлаждение было переведено на второй контур, который не в состоянии полностью справиться с возросшей нагрузкой. Часть оборудования, от работы которого не зависит работа станции, была отключена.

Грузовой корабль "Прогресс М-21М" увеличил орбиту полета МКС на 2,3 км

13 декабря 2013 г.

"Прогресс М-21М" с помощью своих двигателей увеличил высоту орбиты полета станции на 2,3 километра. Двигатели "Прогресса" проработали 599 секунд (почти десять минут). Станция получила импульс в 1,3 метра в секунду. В результате маневра средняя высота орбиты полета МКС была увеличена на 2,3 километра и составила 417,6 километра.

источник - http://ria.ru/space/20131213/984008782.html

Астронавты закончили работы в открытом космосе и вернулись на МКС

21 декабря 2013 г.

Астронавты НАСА Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио закончили работы в открытом космосе и вернулись на борт МКС.

Они вернулись на МКС в 21.29 мск, проработав за бортом станции 5 часов и 28 минут, сняли со штатного места на главной ферме МКС сломавшийся насос системы охлаждения и перенесли его на временную площадку для хранения.

Резервный насос на место сломавшегося планируется установить во время следующего выхода в открытый космос, который запланирован на следующий понедельник.

Внеочередной выход в открытый космос потребовался из-за того, что один из клапанов внутри 350-килограммового насосного модуля контура охлаждения A перестал работать.

источник - http://ria.ru/space/20131221/985670553.html

Аммиак из системы охлаждения попал на скафандры астронавтов

24 декабря 2013 г.

Астронавты НАСА Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио, работающие в открытом космосе на внешней поверхности МКС, справились с застрявшим шлангом системы охлаждения и вытащили его из временной коробки-переходника, однако из шланга вылился аммиак, и часть аммиачных "снежинок" попала к ним на скафандры.

"Снег" перестал идти", — сообщают астронавты. Чтобы очистить скафандры от токсичного аммиака, астронавтам перед возвращением на МКС придется некоторое время побыть на солнце, чтобы вещество испарилось.

источник - http://ria.ru/space/20131224/986224796.html

7.    Спутниковая группировка

Отслуживший спутник системы "Око" упал в Тихий океан

21 декабря 2013 г.

Отслуживший свое советский спутник системы "Око", входивший в систему предупреждения о ракетном нападении, упал в Тихий океан. Ожидалось, что спутник "Космос-2393" сойдет с орбиты на этой неделе.

"Око" (УС-КС) — спутниковая система обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет из континентальной части США, входит в космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении. Развертывание системы началось запуском четырех аппаратов в 1979 году

Ракета-носитель "Рокот" вывела три военных спутника на целевые орбиты

25 декабря 2013 г.

25 декабря, в 04 часа 31 минуту мск с пусковой установки №3 площадки №133 государственного испытательного космодрома Плесецк боевыми расчетами ВКО успешно осуществлен пуск ракеты-носителя "Рокот" с блоком космических аппаратов военного назначения. На расчетные орбиты спутники выведены в 06.16 мск и приняты на управление средствами наземного автоматизированного комплекса управления Минобороны РФ.

источник - http://ria.ru/space/20131225/986254485.html

КА «Экспресс-АМ5» выведен на орбиту

27 декабря 2013 г. в 00.12 по московскому времени российский коммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ5» штатно отделился от разгонного блока (РБ) «Бриз-М» на целевой орбите.

Космический аппарат «Экспресс-АМ5» изготовлен ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф.Решетнева» по заказу ФГУП «Космическая связь». КА предназначен для обеспечения цифрового телевизионного и радиовещания на территорию России, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставления пакета мультисервисных услуг.

источник - http://www.federalspace.ru/20085/

США запретили строительство станций ГЛОНАСС на территории страны

31 декабря 2013

Закон об оборонных расходах на 2014-1 год, подписанный президентом США Бараком Обамой, фактически запрещает России строительство восьми мониторинговых станций ГЛОНАСС на территории Америки.

Республиканцы в Конгрессе высказали подозрения, что Россия на самом деле руководствуется другими, скрытыми мотивами. Госдепартамент США поддерживал идею о строительстве станций, надеясь таким образом улучшить взаимоотношения между двумя государствами. А Пентагон и Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ) согласились с критиками из Конгресса, беспокоясь о том, что Россия использует данное соглашение в целях шпионажа против США.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5212

8.    ДЗЗ и космические телескопы

Видеосъемку Земли с МКС в HD-разрешении обещают начать в декабре

2 декабря 2013 г.

Круглосуточную видеосъемку Земли с внешней поверхности МКС в HD-разрешении обещает начать в декабре 2013 года канадская компания UrtheCast.

Две видеокамеры UrtheCast доставлены на орбиту рейсом космического грузовика "Прогресс М-21М", пристыкованного к МКС 30 ноября. Установить аппаратуру предполагается во время работ в открытом космосе в декабре 2013 года.

источник - http://ria.ru/space/20131202/981234389.html

Блогеры увидели Марс "глазами" советского посадочного зонда

3 декабря 2013 г.

Российские энтузиасты космоса воссоздали марсианский пейзаж, который не смог передать после своей успешной посадки на планету советский посадочный аппарат "Марс-3", сообщил блогер Виталий Егоров, который ранее организовал успешные поиски зонда на снимках планеты.

Станция "Марс-3" стартовала к Марсу 29 мая 1971 года, а 42 года назад, 2 декабря 1971 года, ее посадочный модуль вошел в атмосферу планеты и совершил мягкую посадку — первую в истории и единственную в советской марсианской программе. Зонд начал передавать информацию, но через 14,5 секунд связь прервалась. По мнению специалистов, электронная начинка модуля была "убита" разрядом статического электричества, которое накапливается в экстремально сухих марсианских условиях.

В декабре 2012 года Егоров обнаружил на снимках с зонда MRO объект, очень похожий на советскую станцию. Он находился почти в той точке, которую в качестве места посадки указывали советские конструкторы — 45 градусов южной широты, 158 градусов западной долготы. НАСА организовало повторную съемку этого района с MRO, в результате на снимках были обнаружены штанга с двигателями мягкой посадки, тормозной конус, парашют и сам посадочный модуль.

Благодаря этим снимкам программист из Таганрога Даниил Толкачев создал трехмерную карту местности вокруг "Марса-3", на основе этой карты старшеклассник Артем Зубко из Краснодарского края просчитал образ поверхности, а житель Новгорода Михаил Королев — модель спускаемого аппарата.

источник - http://ria.ru/space/20131203/981491842.html

Россия теряет рынок ДЗЗ из-за недостаточной детализации снимков

20 декабря 2013 г.

Это отметил генеральный директор "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин.

"Мы теряем рынок, в том числе из-за того, что в России законодательно разрешено использовать информацию дистанционного зондирования Земли /с разрешением не лучше 2-х метров/", - сказал он. При этом  в США разрешено использовать информацию от спутников ДЗЗ с разрешением в 0,5 метра и рассматривается закон о 0,25 метра. "В Европе информация до 0,25 м производится и транслируется, а мы сами себя загоняем в угол", - подчеркнул он.

Несостыковки в схемотехнике задержат запуск "Спектра-РГ" на 1,5 года

26 декабря 2013 г.

Несостыковки в работе особых программируемых микропроцессоров в телескопе eRosita, который собирается в Германии и будет установлен на борту обсерватории "Спектр-РГ", оказались причиной задержки и переноса запуска на 1,5 года, заявил заместитель директора по науке, руководитель отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН Михаил Павлинский.

Запуск "Спектра-РГ" несколько раз переносился — сначала на 2014 год, а сейчас — на 2015 год. К настоящему времени в состав аппарата входят два главных инструмента — российский рентгеновский телескоп ART-XC, который создается в российском ядерном центре в Сарове (ВНИИЭФ) и создаваемый германскими учеными телескоп eROSITA. Основой обсерватории будет платформа "Навигатор", разработанная НПО имени Лавочкина.

источник - http://ria.ru/space/20131226/986635918.html

9.    Частная космонавтика

В РФ будут создавать систему слежения за судами в открытом море

5 декабря 2013 г.

Российская частная компания "Даурия Аэроспейс и ФГУП "Морсвязьспутник" подписали соглашение о совместном использовании космических аппаратов для мониторинга перемещения судов.

"Даурия" в начале 2014 года намерена запустить три микроспутника, на борту которых будет блок приема сигналов автоматизированной идентификационной системы (АИС). Передатчиками АИС сейчас оборудуются практически все морские суда, система необходима для предупреждения столкновений. Спутники могут принимать сигналы и получать информацию о том, где какой корабль находится. Сейчас действуют несколько частных иностранных группировок спутников АИС. У РФ нет таких аппаратов, поэтому за судами могут следить только береговые станции, которые "видят" не дальше, чем на 70 километров.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982144389.html

Российская команда вышла из лунного конкурса Google

18 декабря 2013 г.

Российская компания "Селеноход" вышла из конкурса Google Lunar X Prize, где фирма, отправившая на Луну созданный на частные средства самоходный аппарат, получит приз в 15 миллионов долларов.

"Мы не смогли найти спонсоров и инвесторов, готовых финансировать проект отправки частного планетохода на Луну", — заявил основатель "Селенохода" Николай Дзись-Войнаровский. По его словам, текущий проект подразумевает отправку легкого шагающего робота массой 5 килограммов на посадочном модуле российской государственной лунной миссии. Команда подготовила технический проект лунохода и создала прототип.

По мнению Дзись-Войнаровского, после отказа Индии от отправки своего мини-лунохода на борту российского аппарата "Луна-Ресурс", его место мог бы занять "Селеноход". "Если, конечно, Роскосмос профинансирует постройку лунохода — это около 1 миллиона долларов", — сказал он.

источник - http://ria.ru/space/20131218/984856010.html

Одобрена долгосрочная программа развития “Газпром космические системы”

25 декабря 2013 года состоялось заседание Совета директоров ОАО "Газпром космические системы", на котором была рассмотрена и единогласно одобрена долгосрочная программа развития компании до 2020 года.

Программа предусматривает:

развитие системы спутниковой связи и вещания "Ямал";

развитие системы аэрокосмического мониторинга "СМОТР";

создание сборочного производства космических аппаратов.

10. Коммерциализация и международное сотрудничество

Роскосмос отказывается приобретать "Зениты" для нужд федеральной космической программы

11 декабря 2013 г.

В 2013 году Роскосмос хотел заказать у днепропетровского "Южмашзавода" два носителя "Зенит" для запусков в рамках федеральной космической программы. Российская сторона предложила порядка 1,2 млрд рублей за ракету. Однако украинская сторона попросила около 1,4 млрд рублей.

При таких условиях сделка теряла смысл, поскольку за 1,5 млрд рублей Роскосмос может заказать изготовление "Протона" — носителя большей грузоподъемности. В итоге украинские ракеты так и не были заказаны.

Сара Брайтман перед полетом в космос пройдет повторное медобследование

16 декабря 2013 г.

Потенциальная кандидатка на "туристический" полет в космос, британская певица Сара Брайтман может пройти повторное медобследование в России в конце 2014 года, так как ее полет на МКС намечен на октябрь 2015 года.

Пройденная Брайтман медкомиссия действует в течение года, от и до. И каждый космонавт ее проходит повторно. Может быть, не в полном объеме потребуется, но все равно какие-то вещи посмотреть придется. Кроме того, существует еще КФО — клинико-физиологическое обследование, которое космонавт проходит примерно раз в квартал, не в полном объеме, но чтобы иметь скрининг-обследование.

источник - http://ria.ru/space/20131216/984408689.html

Вопрос о доставке астронавтов на МКС после 2016 г все еще обсуждается

19 декабря 2013 г.

Об этом сообщил глава Роскосмоса Олег Остапенко. В настоящий момент Роскосмос и НАСА имеют контракт по доставке астронавтов на МКС до 2016 года.

"Вопрос остается открытым. Это предметный разговор. Мы договорились с представителями НАСА в 2014 году встретиться и обсудить этот вопрос ", — сказал Остапенко.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985192227.html

11. Космические программы "независимых государств"

Казахстан с 2014 года намерен самостоятельно запускать ракеты "Зенит"

3 декабря 2013 г.

Казахстан рассчитывает к концу 2014 года начать самостоятельно эксплуатировать на Байконуре объекты ракетно-космического комплекса (РКК) "Зенит", сообщил заместитель председателя нацкомпании "Казкосмос" Меирбек Молдабеков.

Полностью заменить "Протоны" на "Зениты" на Байконуре, по оценке Молдабекова, можно будет к 2025 году.

источник - http://ria.ru/space/20131203/981552073.html

Литва готовится к запуску своих первых спутников в космос

11 декабря 2013 г.

19 декабря со Среднеатлантического регионального космопорта на острове Уоллопс, (шт. Вирджиния, США), в небо поднимется ракета с особенным для всей Литвы грузом – с двумя первыми литовскими спутниками LitSat-1 и LituanicaSat-.1

Первый спутник Каунасского технического университета LitSat-1 сконструирован при помощи Литовской космической ассоциации и Института космических наук и технологий. Помимо этого, при помощи этого спутника из космоса будут транслироваться три выбранных нацией литовских слова. Какие они будут, на этой недели решат жители Литвы.

Экс-кандидат в космонавты из Казахстана продолжит подготовку к полетам

17 декабря 2013 г.

Бывший казахстанский кандидат в космонавты Мухтар Аймаханов при поддержке вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в ближайшее время будет включен в состав российского отряда космонавтов.

До 2009 года казахстанский кандидат в космонавты готовился для полета на МКС в рамках казахстанской космической программы. Однако в 2009 году проект был закрыт. В 2012 году Аймаханов получил российское гражданство.

источник - http://ria.ru/space/20131217/984632388.html

Космическая отрасль Украины профинансирована всего на 40 %

27 декабря 2013 г.

В текущем году государство профинансировало космическую отрасль лишь на 40%. Об этом во время итоговой пресс-конференции сообщил председатель государственного космического агентства Юрий Алексеев.

“Если взять прописанную в бюджете строчку финансирования отрасли в текущем году, выйдет около 98 млн грн. Теперь от этой суммы мы получили около 40%”, – отметил Алексеев. При этом он отметил, что несмотря на нехватку средств, основные цели в 2013 году были выполнены.

“Нами было осуществлено четыре пуска – две машины, запущенные по программе “Зенит” и две машины по программе “Днепр”. При этом по “Зениту” в марте этого года две ракеты нам были возвращены и уже в конце апреля мы обнаружили определенные недостатки в глубине конструкции, все проанализировали и доработали. Поэтому план по этой программе успешно выполнен”, – сказал Алексеев.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Луноход "Нефритовый заяц"

Китай запустил на Луну зонд "Чанъэ-3" с луноходом

1 декабря 2013 г.

Китай осуществил запуск ракеты-носителя с исследовательским аппаратом "Чанъэ-3", который с луноходом на борту совершит посадку на Луну, репортаж о старте передавало в прямом эфире китайское центральное телевидение.

Старт совершен с космодрома Сичан, расположенного в провинции Сычуань на юго-западе Китая. "Чанъэ-3" состоит из посадочного модуля и лунохода.

источник - http://ria.ru/space/20131201/981037870.html

Обломки китайской ракеты упали на жилые дома

03 декабря 2013 г.

Фрагменты ракеты-носителя, выводившей в космос зонд "Чанъе-3" с первым китайским луноходом на борту, упали на жилые постройки в провинции Хунань в центральной части Китая. В результате падения обломков никто не пострадал.

По имеющимся сведениям, местные власти уже возместили жителям понесенные ими убытки

Китайский зонд "Чанъэ-3" вышел на окололунную орбиту

6 декабря 2013 г.

Китайский исследовательский аппарат "Чанъэ-3" с луноходом на борту вышел на окололунную орбиту.

"Чанъэ-3" вышел с переходной орбиты на круговую орбиту высотой 100 километров над поверхностью Луны после 361-секундного торможения. О времени посадки аппарата на Луну пока не объявлялось.

источник - http://ria.ru/space/20131206/982479926.html

Китайский луноход "Нефритовый заяц" успешно спущен на поверхность Луны

15 декабря 2013 г.

Китайский луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц") отстыковался от посадочного модуля, осуществившего на Луне мягкую посадку, и выехал на поверхность спутника.

В задачи лунохода, который может двигаться со скоростью до 200 метров в час, входит исследование геологической структуры и вещества на поверхности Луны. Планируется, что луноход будет работать три месяца.

Прилунение аппарата произошло в районе кратера Залив радуги (Sinus Iridum) в субботу в 21.11 по пекинскому времени (17.11 мск). Китайские космические аппараты до сих не совершали посадок на поверхность Луны.

Китайская программа зондирования Луны "Чанъэ", названная в честь древней китайской богини Луны, включает три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").

источник - http://ria.ru/space/20131215/984158225.html

Китайский луноход возобновил работу после недолгой "сиесты"

21 декабря 2013 г.

20 декабря примерно в 8 часов вечера по пекинскому времени шестиколесный луноход вновь начал свою работу после того, как все его системы были отключены 16 декабря.

"Сиеста" была необходима из-за разницы температур. Так, часть аппарата находится под прямыми солнечными лучами и поэтому подвергается действию высоких температур -- до 100 градусов Цельсия. Тогда как другая часть находится в тени и испытывает минусовые температуры.

Планировалось, что "отдых" лунохода продлится до 23 декабря. Но после нескольких дней наблюдений и анализа телеметрических измерений ученые пришли к выводу, что состояние лунохода стабильное и он может продолжить работу. Было решено не терять время.

Первый панорамный снимок от китайского лунохода

23 декабря 2013

Первый китайский луноход сделал представил вниманию публики панорамный снимок, на котором показано место его высадки – Море Дождей. Он составлен из отдельных снимков, которые были сделаны тремя камерами, расположенными на посадочном модуле.

Это изображение составлено из 60 снимков. Камеры снимали под тремя углами: вертикально, с наклоном 15 градусов вверх и 15 градусов вниз… так, что мы смогли увидеть еще больше.

На панорамном снимке показан Yutu и следы его колес, которые оставили дорожку глубиной как минимум несколько сантиметров в рыхлом лунном реголите на месте высадки ровера.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5173

Китайский луноход "Юйту" провел проверку гибкости манипулятора

24 декабря 2013 г.

По сообщению из Пекинского аэрокосмического контрольного центра, китайский луноход "Юйту" завершил проверку гибкости манипулятора, являющуюся ключевым тестом перед началом другой работы на поверхности Луны.

Проверка показала, что луноход находится в отличном состоянии, чтобы перенести экстремальную температуру в минус 180 градусов Цельсия во время первой ночи на Луне, сообщил главный инженер данного центра Чжоу Цзяньлян.

Во время "спячки" посадочного модуля "Чанъэ-3" и лунохода "Юйту" ученые будут заниматься анализом полученных с Луны данных

26 декабря 2013 г. под контролем Пекинского центра управления космическими полетами луноход "Юйту" вошел в состояние остановки работы всех систем. В период лунной ночи, который продлится около 14 дней, "Чанъэ-3" и "Юйту" не смогут использовать солнечные батареи для питания систем, поэтому им пришлось впасть в состояние "спячки". Для того, чтобы "пережить" холодную лунную ночь, когда температура воздуха на лунной поверхности может спуститься до 180 градусов ниже нуля, "Лунный кролик" "Юйту" сохранит температуру тела за счет собственной системы теплоконтроля.

Китайский луноход определил состав лунного грунта

31 декабря 2013 г.

На борту аппарата в числе прочих приборов установлен рентгеновский спектрометр APXS (Active Particle-induced X-ray Spectrometer), созданный в китайском Институте физики высоких энергий. APXS испускает частицы высоких энергий, которые заставляют вещество испускать рентгеновское излучение. Анализ полученного спектра позволяет понять химический состав.

Первый спектр лунного реголита в районе места посадки прибор получил 25 декабря. Первоначальный анализ показал, что в грунте содержатся восемь основных элементов: магний, алюминий, кремний, калий, кальций, титан, хром и железо. Кроме того, имеются следы стронция, иттрия и циркония.

источник - http://ria.ru/space/20131231/987542440.html

2.    Gaia и прочие космические телескопы

Давление солнечного ветра может помочь телескопу Kepler вернуться в строй

5 декабря 2013

В связи с отказом системы ориентации в пространстве в августе месяце этого года руководством НАСА было принято решение о прекращении работы космического телескопа Kepler. Тем не менее, космическое агентство рассматривает все возможные варианты, с помощью которых можно или вернуть в строй телескоп, или найти ему другую сферу научного применения. Попытки восстановления работоспособности телескопа именуются руководством НАСА миссией К2 и сейчас в рамках этой миссии серьезно рассматривается вопрос использования давления солнечного ветра, которое окажет уравновешивающее влияние на положение телескопа, что позволит ему продолжить свою "охоту за экзопланетами".

В мае этого года вышел из строя второй из четырех маховиков инерционной системы ориентации телескопа, что сделало абсолютно невозможным удержание его в устойчивом состоянии. И, как это ни странно, основная причина неустойчивости телескопа в пространстве может стать тем, что вернет к жизни вышедший из строя телескоп. Этой причиной является давление солнечного ветра, воздействие которого постоянно стремиться сдвинуть с места конструкцию телескопа и которое раньше компенсировалось вращением трех маховиков системы ориентации в любом произвольном положении телескопа. Произведя ряд расчетов, инженеры НАСА и компании Ball Aerospace выяснили, что эту силу давления солнечного ветра вполне успешно можно использовать в качестве "третьего маховика".

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5418-davlenie-solnechnogo-vetra-mozhet-pomoch-teleskopu-kepler-vernutsya-v-stroy.html

Американские военные создадут гигантский телескоп с полимерной линзой

12 декабря 2013 г.

Американское Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) анонсировало программу MOIRE (Membrane Optical Imager for Real-Time Exploitation —«Мембранное оптическое устройство формирования изображения в реальном времени»), в рамках которой намерено построить космический телескоп с линзой из полимеров.

Вывод крупных зеркал в космос представляет большую проблему из-за их габаритов и веса. Военные разработчики предлагают строить зеркала телескопов из складных полимерных мембран толщиной, сравнимой с толщиной полиэтиленовой пленки. Мембрана будет представлять из себя линзу Френеля: на ее поверхности будут нанесены концентрические канавки.

Мембраны будут находиться в тонких металлических лепестках, которые в сложенном состоянии образуют спутник диаметром 6 м. При выводе на орбиту лепестки спутника развернутся и сложатся в зеркало диаметром 20 м, что сделает его самым большим оптическим телескопом в мире. Линза будет фокусировать свет, а специальные датчики переправят полученное изображение на Землю.

"Союз-СТ-Б" с телескопом "Гайя" стартовал с космодрома Куру

19 декабря 2013 года с космодрома Куру во Французской Гвиане произведен пуск ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" с европейским телескопом Gaia (Global Astrometric Interferometer for Astrophysics,).

Космический телескоп "Гайя" предназначен для высокоточных измерений координат и движения миллиарда звезд нашей Галактики с последующим созданием нового фундаментального звездного каталога и трехмерной карты нашей звездной системы. Это, в частности, позволит проверить гипотезу о том, что Млечный путь возник при слиянии множества мелких галактик.

На борту аппарата установлен фотографический сенсор беспрецедентно высокой разрешающей способности, он может увидеть прядь волос на расстоянии в 700 километров. Приемник излучения, который состоит из 106 ПЗС-матриц, дает изображение в 1 миллиард пикселей.

Телескоп будет выведен в точку Лагранжа L2. Планируемый срок работы аппарата — пять лет

Европейский телескоп "Гайя" отправился считать звезды

19 декабря 2013 г.

Телескоп "Гайя" отделился от разгонного блока "Фрегат" и отправился в самостоятельный полет к "рабочему месту" — точке Лагранжа в 1,5 миллиона километров от Земли.

"Гайя" — "наследник" европейского аппарата "Гиппарх", который был запущен в 1989 году и составил каталог координат, скоростей и расстояний до миллиона звезд. Однако "Гайя" измерит координаты и скорости 1 миллиарда звезд Галактики, причем точность определения координат у него будет увеличена более чем в 100 раз — с 1 миллисекунды до 24 микросекунд дуги.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985138606.html

Космический телескоп WISE сделал первый снимок после "воскрешения"

20 декабря 2013 г.

Космический инфракрасный телескоп WISE сделал первую после "пробуждения" серию тестовых снимков в рамках подготовки к новой исследовательской программе, которая будет посвящена поиску потенциально опасных астероидов.

WISE был запущен в декабре 2009 года. После того, как у него закончились запасы жидкого водорода, необходимого для охлаждения инфракрасных детекторов, НАСА решило не сворачивать проект и перевести телескоп на изучение астероидов и комет. Всего телескоп внес в каталоги более 560 миллионов объектов — от галактик до комет и астероидов. В феврале 2011 года большая часть оборудования аппарата была выключена, и телескоп был переведен в спящий режим.

Однако в августе НАСА объявило, что планирует вернуть WISE в строй. Аппарат был активирован в сентябре после 31 месяца спячки. Ученые намерены использовать телескоп для исследования околоземных астероидов и поиска среди них потенциально опасных, а также тех, куда можно будет отправить планируемую НАСА пилотируемую экспедицию.

источник - http://ria.ru/space/20131220/985407705.html

Орбитальная Углеродная Обсерватория NASA проходит тесты перед запуском

30 декабря 2013

Обсерватория NASA OCO-2 (Orbiting Carbon Observatory-2/Орбитальная углеродная обсерватория), которая будет проводить самые точные и полные наблюдения из космоса за содержанием диоксида углерода в атмосфере Земли в самом высоком разрешении, готовится к запуску, который должен состояться в июле 2014 года.

Задача миссии – проводить измерения над сушей и океаном; ежедневно в течение как минимум двух лет над освещенным солнцем полушарием Земли нужно будет делать от 100000 до 200000 замеров концентрации диоксида углерода.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5210

3.    Исследования Луны

Космические инструменты LADEE готовы к бою

05 декабря 2013

Лунный орбитальный зонд LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer/Исследователь лунной атмосферы и пылевого окружения) был запущен 7 сентября 2013 года со стартовой площадки Уоллопс в рамках программы по изучению лунной атмосферы и пылевого окружения её орбиты.

В данный момент космический аппарат LADEE благополучно находится на окололунной орбите. Его научные бортовые инструменты завершили первую фазу тестирования в космосе. LADEE оснащен тремя основными исследовательскими инструментами, которые были спроектированы специально для этой миссии с целью собрать детальную информацию о структуре лунной структуры и состава.

Речь идет о трех самых важных научных инструментах миссии: датчик пыли LDEX, позволяющий напрямую изучить лунную пыль, спектрометр ультрафиолетового и видимого диапазонов (UVS), который планируется использовать для исследования как межпланетной пыли, так и экзосферы Луны, а также нейтральный масс-спектрометр (NMS), предназначенный для исследования экзосферы Луны.

4.    Великая космическая держава Швейцария

Строительство первого швейцарского космопорта начнется в октябре 2014

10 декабря 2013 г.

Строительство первого швейцарского космопорта для запусков самолетов-носителей А-300 с космическими мини-шаттлами для суборбитальных полетов начнется уже в октябре 2014 года, сообщил РИА Новости глава компании S3 (Swiss Space Systems) Паскаль Жосси.

"Участок в 25 тысяч квадратных метров — это часть военного аэродрома в городе Пайерн — выделен нам под строительство. Архитекторы свою работу закончили, сейчас в стадии выпуска документации на строительство и привязка проекта к местности. Космопорт — это не столько здание, сколько сама экологически чистая система, максимально использующая возобновляемые источники энергии. Строительство космопорта рассчитываем начать в октябре 2014 года", — сказал глава S3.

источник - http://ria.ru/space/20131210/983262116.html

Швейцарская компания S3 намерена запустить шаттл с космическими туристами с А-300 в 2020 г

10 декабря 2013 г.

Швейцарская частная компания S3, создающая многоразовую систему для вывода в 2018 году на орбиту мини-спутников, намерена с 2020 года приступить к запуску космических туристов в мини-шаттле, стартующем со "спины" самолета-носителя А-300.

"Наша система после 2018 года уже будет "обкатана" и сертифицирована Европейским космическим агентством (ЕКА) на запусках мини-спутников массой до 250 килограммов в автоматическом режиме. Затем, начиная с 2020 года, мы намерены оборудовать наш космоплан герметизированной кабиной, разработанной известной компанией Tales Alenia Space, в частности, для МКС", — сообщил глава компании S3 Паскаль Жосси.

источник - http://ria.ru/space/20131210/983254552.html

S3 запустит 28 мини-спутников для фармисследований

11 декабря 2013 г.

Швейцарская компания S3 запустит 28 мини-спутников для проведения фармацевтических исследований на низкой околоземной орбите, сообщил глава S3 Паскаль Жосси.

Всего у S3 есть предварительные заказы на запуск американских, канадских, испанских и малазийских мини-спутников весом до 250 килограммов. "Это малые космические аппараты дистанционного зондирования Земли для мониторинга трубопроводов, лесных пожаров, а также уровня загрязнения атмосферы. Заказчики — небольшие частные компании", — сказал Жосси.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983353514.html

5.    Марсоходы

Марсоход Curiosity производит 100-тысячный выстрел из своей лазерной пушки

декабрь 2013 г.

Лазерное оружие марсохода Curiosity сделало "юбилейный" 100-тысячный выстрел, о чем было объявлено в официальном заявлении НАСА. 100-тысячный выстрел был сделан марсоходом по цели под названием "Ithaca", которая представляет собой вершину скалистых обнажений на поверхности Марса.

Несмотря на короткую длительность импульса, его энергии достаточно для испарения достаточно большой части пород и грунта с расстояния 9-10 метров. Второй импульс лазерного света, менее мощный чем первый, освещает облако образовавшегося пара, а отраженный при этом свет попадает в приемник высокочувствительного спектрометра, который, вместе с лазером, является частью научного инструмента ChemCam, предназначенного для определения химического состава марсианских пород.

С помощью инструмента ChemCam марсоход Curiosity за все время пребывания на Марсе уже сделал массу важных открытий. Самым главным открытием стало подтверждение того факта, что Марс имел "влажное" прошлое.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5428-marsohod-curiosity-proizvodit-100-tysyachnyy-vystrel-iz-svoey-lazernoy-pushki.html

Марсоход Curiosity получил обновление своей операционной системы до версии Mars OS V.11

25 декабря 2013

В настоящее время марсоход Curiosity продолжает выполнять свои научные исследования на поверхности Марса, передвигаясь небольшими "шажками" к своей главной цели, к основанию горы Шарп, которая находится почти в самом центре кратера Гейла. Некоторое время до этого марсоход провел стоя на месте и производя анализ пород одного из обнажений марсианских горных пород, которое заинтересовало ученых миссии. Параллельно с этим марсоход получил с Земли и установил обновление программного обеспечения его бортовых компьютеров.

Обновленная операционная система марсхода имеет уже 11 версию, и она снабжает этот космический аппарат массой новых функций и возможностей. Главным моментом обновления является то, что марсоход теперь сможет без ограничений использовать свою руку-манипулятор, на которой установлена камера и один из набора съемных инструментов, стоя на наклонной поверхности, при этом, поверхность может иметь достаточно большой угол наклона.

Еще одним важным моментом обновленной операционной системы являются функции быстрого сохранения и обработки информации компьютером, получаемой им от навигационных камер марсохода. Это позволит навигационной системе аппарата быстрее рассчитывать возможные варианты перемещений в автоматическом режиме.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5479-marsohod-curiosity-poluchil-obnovlenie-svoey-operacionnoy-sistemy-do-versii-mars-os-v11.html

6.    Марсианские орбитальные аппараты

Индийский зонд "Мангальян" покинул земную орбиту и направился к Марсу

1 декабря 2013 г.

"Мангальян" был запущен в космос 5 ноября. Зонд с того времени находился на околоземной орбите, постепенно увеличив ее апогей (наиболее удаленная от Земли точка орбиты) до высоты 192 тысячи километров над Землей.

Зонд должен выйти на околомарсианскую орбиту в сентябре 2014 года. Он весит около 1,3 тонны.

источник - http://ria.ru/space/20131201/980903331.html

Орбитальный зонд Mars Express прошел на расстоянии 45 км от поверхности Фобоса

29 декабря 2013 г.

Европейский зонд "Марс-Экспресс" благополучно пролетел на рекордно близком расстоянии от Фобоса — всего лишь 45 километров.

У ученых появилась возможность с высокой точностью измерить гравитацию Фобоса: его притяжение должно было слегка изменить траекторию "Марс-Экспресса", из-за этого в радиосигнале с борта аппарата должны были возникнуть доплеровские искажения.

источник - http://ria.ru/space/20131229/987127613.html

7.    Исследования астероидов

Американский зонд Dawn "станцует" с карликовой планетой Церера

5 декабря 2013 г.

Зонд Dawn в 2015 году должен будет приблизиться к Церере, и специалисты НАСА уже сейчас составляют последовательность "танцевальных" движений, которые аппарат выполнит вокруг этой карликовой планеты.

Американский зонд Dawn, запущенный НАСА в конце сентября 2007 года, стал первым космическим аппаратом, который, изучив одно небесное тело — Весту, один из крупнейших астероидов, сошел с ее орбиты спустя год и направился к другому — Церере, самой близкой к Земле карликовой планете. По расчетам специалистов, в феврале 2015 года зонд сможет приблизиться к Церере настолько, что на него начнет действовать ее гравитация. Сначала Dawn будет изучать поверхность небесного тела с расстояния в 13,5 тысячи километров, после по спирали снизится до высоты в 4,5 тысячи километров, а в августе — до высоты 1,5 тысячи километров. Выполняя эти "танцевальные движения", зонд будет делать снимки Цереры, в том числе трехмерные, чтобы ученые создали и обычную, и 3D-карты этого небесного тела.

В конце ноября зонд снизится до всего 375 километров над поверхностью Цереры.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982194425.html

8.    Космические корабли нового поколения

Компания Blue Origin испытала двигатель своего космического корабля

4 декабря 2013 г.

Компания Blue Origin, которая участвует в программе НАСА по созданию космических кораблей силами частных фирм, впервые испытала водородно-кислородный двигатель BE-3, предназначенный для ее будущего суборбитального космического корабля New Shepard.

Двигатель в специальном испытательном комплексе на западе Техаса "воспроизвел" весь циклы работы в реальном полете. Сначала он проработал 145 секунд, имитируя вывод корабля в космос, а затем, после паузы длиной 4,5 минуты, включился еще раз на минуту, имитируя вертикальную посадку. BE-3 стал первым за десятилетие полностью новым американским ракетным двигателем на водороде.

источник - http://ria.ru/space/20131204/981991125.html

Ракета Falcon 9 с третьего раза вывела на орбиту коммерческий спутник

4 декабря 2013 г.

Телекоммуникационный спутник SES 8, который в среду был запущен с космодрома на мысе Канаверал, успешно отделился от ракеты-носителя Falcon 9 и начал движение по собственной орбите.

Запуск Falcon 9 с телекоммуникационным спутником SES 8 должен был состояться еще 25 ноября, однако при подготовке к старту несколько раз возникали технические неполадки, старт откладывался и в конце концов был перенесен на 28 ноября — День благодарения в США.

Однако и в тот раз произошел сбой: уже после зажигания автоматика остановила процедуру старта, поскольку мощность двигателей нарастала слишком медленно. Ракету сняли со старта и увезли в ангар для проверки двигателей. Следующая попытка запуска планировалась на 2 декабря, но она была отложена для дополнительной проверки ракеты. Наконец, в ночь на 4 декабря, в 22.41 по Гринвичу (02.41 мск среды) запуск все же состоялся.

источник - http://ria.ru/space/20131204/981732999.html

Посадочный модуль Morpheus совершает первый успешный испытательный полет, который не закончился катастрофой

12 декабря 2013

Опытный образец посадочного модуля, разрабатываемый в рамках проекта НАСА Morpheus уже в течение почти четырех лет, совершил очередной испытательный полет, ставший первым полетом в истории этого космического аппарата, который не закончился его катастрофой. Полет проводился на территории космодрома Космического центра НАСА имени Кеннеди, на полосу которого в свое время приземлялись возвращающиеся из космоса Шаттлы. Модуль Morpheus поднялся в воздух на высоту 15 метров, оставался на месте в течение 15 секунд, совершил горизонтальное перемещение на расстояние 7 метров и приземлился на заранее подготовленную для этого площадку.

После того, как модуль Morpheus пройдет долгую череду модернизации и испытаний, он будет использоваться для доставки различных грузов на поверхность астероидов, Луны и других космических тел. Этот космический аппарат может нести в своих грузовых отсеках до 500 кг груза.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5438-posadochnyy-modul-morpheus-sovershaet-pervyy-uspeshnyy-ispytatelnyy-polet-kotoryy-ne-zakonchilsya-katastrofoy.html

Космический аппарат Orion готовится к первому пробному полету

29 декабря 2013

Многоцелевой пилотируемый космический корабль NASA - Orion, который относится к новому поколению космических аппаратов, предназначенных для будущих пилотируемых миссий на Марс, сейчас находится на стадии финальной подготовки к первому тестовому запуску, назначенному на 2014 год.

Тестовый полет назначен на сентябрь. Космический аппарат должен пролететь на расстоянии 5800 километров над Землей, дальше, чем летал какой-либо пилотируемый корабль после миссии Apollo 17 в 1972 году.

Аппарат дважды облетит планету перед тем, как повторно войти в атмосферу и упасть в Тихий Океан рядом с побережьем Калифорнии.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5200

9.    Планы по Луне

Moon Express представила свой аппарат для посадки на Луну

06 декабря 2013

Калифорнийская компания Moon Express раскрыла план и первые изображения своего аппарата MX-1 для посадки на Луну 5 декабря. Помимо доставки полезной нагрузки на поверхность Луны, MX-1, размером с кофейный столик, также может стать службой помощи спутникам – разблокировать крошечные «cubesats» на околоземной орбите и убрать космический мусор.

Moon Express разработала MX-1 с нуля. Вес аппарата будет составлять всего 600 кг., это с учетом ракетного топлива, занимающим более 75% от массы.

MX-1 способен доставить 60 кг. полезной нагрузки на лунную поверхность. В отличие от посадочных аппаратов НАСА, разработанных в ходе программы Apollo, аппарат не имеет ног, а приземление будет осуществляться медленно на один из пустых топливных баков, чья складываемость смягчит удар.

источник - http://www.infuture.ru

Китай в 2017 г попытается доставить на Землю образцы лунного грунта

16 декабря 2013 г.

Китай планирует в 2017 году запустить лунный зонд "Чанъэ-5", в задачи которого будет входить доставка образцов лунного грунта на Землю, сказал официальный представитель государственного управления оборонной науки, техники и промышленности КНР У Чжицзянь.

источник - http://ria.ru/space/20131216/984383106.html

Ученые предложили новый способ добывать энергию во время лунной ночи

19 декабря 2013 г.

Научные сотрудники Политехнического университета Каталонии и других международных исследовательских центров предлагают использовать систему зеркал, переработанный лунный грунт и тепловой двигатель для обеспечения электроэнергией космических аппаратов и их экипажей во время лунной ночи. Благодаря этому можно будет отказаться от использования батарей и ядерных двигателей, как тех, что установлены на китайском луноходе.

Лунная ночь длится около 14 дней, в этот период температура опускается до —150 ?C, что затрудняет работу космических аппаратов на лунной поверхности. Единственный выход заключается в доставке с Земли тяжелых батарей или использовании ядерной энергии, как это происходит в случае с китайским луноходом Юту.

Первая система заключается в изменении куска реголита, или лунного грунта, посредством соединения его с элементами вроде алюминия, чтобы образовалась термическая масса. Когда светит Солнце, система зеркал отражает его лучи и нагревает эту термическую массу, которая впоследствии, в течение лунной ночи, сможет передавать тепло луноходам и другим аппаратам, и таким образом они смогут работать.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985081787.html

10. Планы по Марсу

Корабль для проекта Mars One может построить Thales Alenia

3 декабря 2013 г.

Первый в истории марсианский пилотируемый корабль, который повезет на Красную планету участников проекта Mars One, возможно создаст европейская компания Thales Alenia Space.

Будущий марсианский корабль будет иметь два двигателя и жилой отсек массой 30-40 тонн — его и будет строить Thales Alenia. Разрабатывать посадочный модуль массой около 10 тонн будет компания Lockheed Martin.

источник - http://ria.ru/space/20131203/981539002.html

Первые марсианские колонисты могут не обзавестись детьми

3 декабря 2013 г.

Голландец Бас Лансдорп, основатель проекта Mars One, который предполагает экспедицию на Марс в один конец и создание там колонии землян, не советует будущим колонистам заводить детей на Марсе — по крайней мере до тех пор, пока эксперименты не животных не докажут возможность появления здорового потомства в марсианских условиях.

источник - http://ria.ru/space/20131203/981522350.html

Lockheed и SSTL получили контракты на первую миссию проекта Mars One

11 декабря 2013 г.

Американская компания Lockheed Martin и британская Surrey Satellite Technology Ltd. получили контракт на разработку марсианского посадочного зонда и орбитального аппарата Mars One, который предполагает создание после 2023 года колонии землян на Марсе.

В 2018 году планируется первый запуск — к Марсу отправятся посадочный аппарат и спутник, предназначенный для ретрансляции радиосигнала с поверхности планеты на Землю. В рамках этой первой миссии планируется проверка ряда технологических решений для следующих этапов проекта и будущего поселения.

Посадочный аппарат будет основан на конструкции зонда "Феникс", который в 2008 году совершил успешную посадку на Марс и, в частности, впервые взял пробы воды.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983293886.html

Индия собирается осуществить вторую миссию на Марс в 2016 г

21 декабря 2013 г.

Индийская организация космических исследований ISRO через несколько лет может осуществить еще один полет космического аппарата на Марс.

"Проект еще не одобрен. Но мы планируем вторую миссию на Марс с более мощной ракетой-носителем через два года. К этому времени GSLV будет готов, а также его версия Mk.3", — сказал глава индийского космического центра, отметив, что ключевым фактором для второй миссии станут полученные данные с зонда "Мангальян", который 1 декабря покинул орбиту Земли и вышел на траекторию перелета к Марсу. Вторая миссия на Марс, в отличие от первой, будет предусматривать посадку модуля на планету.

источник - http://ria.ru/space/20131221/985665295.html

11. Астрономическая техника

Ученые надеются, что новая оптическая система поможет разглядеть экзопланеты

19 декабря 2013

При помощи комбинации двух передовых астрономических техник ученые Университета Калифорнии и Института SETI в сотрудничестве с учеными из других стран смогли впервые разглядеть видимый свет двух звезд знаменитой двойной системы Капелла (Capella system). Теперь они рассчитывают, что этот метод можно будет использовать для поиска и прямой фотосъемки тусклых экзопланет, которые вращаются по орбите вокруг ярких звезд.

Расположенная от Земли на расстоянии около 43 световых лет, Капелла является самой яркой «звездой» в созвездии Возничего. На самом деле, это две звезды, орбиты которых расположены так близко друг к другу (примерно на таком же расстоянии, как расстояние от орбиты Венеры до Солнца) что свет, исходящий от них, воспринимается как свет одного объекта.

Это ставит перед астрономами интересную задачу. Часто экзопланеты, окружающая звездная пыль и другие партнеры звезды остаются невидимыми, - их затмевает яркость их звезд. Однако, опыт, который удалось провести с системой Капелла, доказал, что возможно различить отдельные звездные объекты, которые находятся очень близко друг к другу.

Три года назад прототип FIRST (Fibered Imager foR Single Telescope/Волоконная Камера Телескопа) был установлен на 3-х метровый телескоп Shane (Шейн) в Обсерватории Lick Observatories Университета Калифорнии в Сан-Хосе. Теперь его усовершенствованная версия установлена на мощный 8-метровый телескоп Subaru (Субару) на Гавайях. Ученые надеются, что когда-нибудь он сможет различить тусклые планеты такого же размера, как наша Земля, которые вращаются по орбите карликовых звезд М-класса - этот тип звезд больше всего интересует охотников на экзопланеты.

Использование ультратонких оптических волокон в конструкции позволяет достичь очень четкого контраста между светлыми (звезда) и тусклыми (потенциальные экзопланеты) объектами.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5147

12. Новые технологии

Работающий на МКС робот-астронавт обзаведется ногами в начале 2014 г

11 декабря 2013 г.

Специалисты НАСА создали ноги для американского робота-астронавта, работающего на МКС — уже в начале 2014 года "Робонавт-2", сейчас имеющий только верхнюю часть туловища, станет более подвижным и сможет успешно работать в открытом космосе.

Человекоподобный робот R2, созданный НАСА и компанией General Motors, прибыл на МКС на борту шаттла Discovery еще в феврале 2011 года и до сих пор там работает. Благодаря четырем камерам, вмонтированным в его шлем, он ориентируется в пространстве и транслирует "картинку" на мониторы операторов, а также способен выполнять несложные операции: на его пальцах установлено большое количество датчиков, что обеспечивает высокую точность движений.

Пока у "Робонавта" вместо нижней половины туловища специальная платформа, с помощью которой он передвигается. Однако инженеры НАСА разработали для робота ноги: благодаря им он станет более подвижным и сможет выполнять множество новых операций.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983423455.html

На орбиту Земли будет выведена флотилия крошечных спутников

21 декабря 2013

Компания Planet Labs получила дополнительное инвестирование в размере 52 миллионов долларов для воплощения своего проекта по выводу на околоземную орбиту целой флотилии крошечных спутников, которые будут постоянно передавать фотографии поверхности Земли на специальные сервера.

Planet Labs – это компания, которую в 2010 году основали бывшие инженеры, учёные и разработчики из SpaceX, Space Systems Loral, NASA, Google и множества других организаций.

Крошечные спутники под кодовым названием «Dove» («голубка» – англ.) будут снимать поверхность Земли в очень высоком разрешении и великолепном качестве изображения. Ранее в этом году компании уже удалось запустить четыре спутника Dove на орбиту и протестировать их в боевых условиях. Руководители Planet Labs планируют предоставлять доступ к полученной со своих спутников информации всем желающим без каких-либо ограничений. Спутниковыми фотоснимками смогут пользоваться как коммерческие организации, так и частные лица.

источник - http://hi-news.ru/research-development/na-orbitu-zemli-budet-vyvedena-celaya-flotiliya-kroshechnyx-sputnikov.html

LLCD тесты НАСА подтверждают возможность лазерной связи в космосе

28 декабря 2013 г.

НАСА опубликовало результаты 30-дневных тестов лунной лазерной системы связи (LLCD), осуществляющейся с помощью исследователя лунной атмосферы и пылевого окружения (LADEE), который в настоящее время находится на орбите Луны.

Согласно космическому агентству, миссия LLCD доказала, что лазерные коммуникации реальны на расстоянии около 250 тыс. миль и что система может хорошо работать, если не лучше, чем любая радиосистема.

LLCD является демонстрацией практического использования широкополосных лазеров для дальних космических связей со скоростью загрузки порядком большей, чем у обычной радиосвязи. Со способностью передачи данных на Землю в 622 Мбит/с и загрузкой 20 Мбит, LLCD осуществила рекордную загрузку 20 октября с лунной орбиты с помощью импульсного лазерного луча, который был пойман главной наземной станцией LLCD в Нью-Мексико, одной из трех существующих в США и Испании.

13. Дальняя стратегия

Добыча ценных ресурсов на астероидах может оказаться невыгодной

5 декабря 2013 г.

Мартин Элвис из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже (США) использовал уравнение Дрейка, изначально выведенное в 1961 году для вычисления количества цивилизаций в нашей галактике. Он получил формулу для расчета количества астероидов, пригодных для добычи какого-либо вида полезных ископаемых, которая учитывает тип астероидов, долю полезных ископаемых на них и практическую возможность их разработки.

Например, Элвис рассчитал, что лишь 4% астероидов могут содержать платину и другие ценные металлы. При этом лишь на половине из них будет столько ресурсов, чтобы их разработкой стоило заниматься. Также Элвис учитывает количество энергии, которую нужно затратить на то, чтобы добраться до астероидов с необходимым оборудованием, и вернуться обратно. Из-за этого, по его расчетам, лишь 2,5% астероидов стоит разрабатывать.

Итого у ученого получилось 10 астероидов, на которых стоит добывать платину, и 18 астероидов, на которых можно достать воду для будущих колоний.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982120690.html

"Электрический парусник" доставит зонд к Урану за шесть лет

27 декабря 2013 г.

В последние несколько лет ученые и инженеры активно пытаются приспособить так называемые "солнечные паруса" для изучения космоса. Пекка Янхунен из Метеорологического института Финляндии в Хельсинки и его коллеги предлагают использовать одну из версий этой технологии, так называемый "электрический парус", для запуска крупного зонда к Урану, чья масса может достигать 550 кг. Как отмечают авторы статьи, Уран интересен нам сразу по нескольким причинам.

Во-первых, Уран является одной из самых малоизученных планет Солнечной системы и рискует занять "пьедестал" в этой номинации после того, как зонд New Horizons достигнет Плутона в 2015 году. Во-вторых, мы пока ничего не знаем о его атмосфере, и отправка зонда к Урану поможет понять, отличается ли он от Юпитера, воздушная оболочка которого была изучена зондом "Галилео".

источник - http://ria.ru/space/20131227/986883511.html

14. Космические программы разных стран

Китай не смог вывести на орбиту спутник зондирования Земли

9 декабря 2013 г.

Спутник дистанционного зондирования Земли высокого разрешения "Цзыюань I-03", запущенный в понедельник с китайского космодрома, не смог выйти на заданную орбиту.

Разработанный совместно специалистами Китая и Бразилии спутник был запущен на ракете-носителе "Чанчжэн-4Б" с космодрома "Тайюань", расположенного в северной провинции Шаньси.

источник - http://ria.ru/space/20131209/983014462.html

Иранские ученые объявили об успешном космическом путешествии обезьяны

14 декабря 2013 г.

Иранские ученые запустили в космос вторую обезьяну, которая благополучно вернулась на Землю. Ракета "Фаграм" на жидком топливе стартовала в субботу утром на 120 километров от Земли и вернулась через 15 минут полета.

Президент страны Хасан Роухани поздравил всех, кто был задействован в работе над проектом.

Запуск обезьяны в космос является подготовительной частью проекта, предусматривающего полет в космос человека. Его планируется осуществить в ближайшие пять-восемь лет.

источник - http://ria.ru/space/20131214/984085399.html

Боливия успешно запустила свой первый спутник Земли

21 декабря 2013 г.

Боливия произвела в пятницу успешный запуск своего первого спутника Земли "Тупак Катари", сообщают латиноамериканские СМИ.

Запуск был осуществлен с территории Китая. За процессом наблюдал президент Боливии Эво Моралес, специально для этого прибывший в КНР.

Таким образом, Боливия стала восьмой латиноамериканской страной, имеющей на орбите свои спутники. Космические аппараты ранее уже были запущены Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Венесуэлой, Колумбией, Чили и Эквадором.

источник - http://ria.ru/space/20131221/985559730.html

Первый арабский искусственный спутник будет произведен в ОАЭ

29 декабря 2013 г.

О начале реализации проекта спутника под названием Khalifa-Sat заявил в воскресенье правитель Дубая шейх Мухаммед бен Рашед Аль Мактум.

В своем микроблоге в Twitter он написал, что спутник будет создан "целиком руками эмиратцев". Его запуск запланирован на 2017 год.

источник - http://ria.ru/space/20131229/987140499.html

1.    Итоги года

Семь главных открытий 2013 года в астрофизике

Телескоп "Планк" уточнил "рецепт" Вселенной и ее возраст

Результаты, полученные европейским космическим телескопом "Планк", стали главным событием года для космологов. Наблюдения за реликтовым излучением позволили ученым уточнить состав Вселенной: оказалось, что темной энергии во Вселенной несколько меньше, чем считалось — 68,3% (прежние расчеты давали 72,8%), темной материи больше — 26,8% против 22,7%, чуть больше оказалось и обычной материи — 4,9% против 4,5%.

Кроме того, ученые пересчитали и возраст Вселенной — она стала старше примерно на 50 миллионов лет, то есть ее новый возраст оценивается в 13,82 миллиарда лет.

Пятна на Млечном пути, или Из чего состоит космическая пыль

Другой важнейший "планковский" результат: полученная телескопом точная карта распределения межзвездной пыли в Галактике. Все астрономы наблюдают объекты через межзвездную пыль. Поэтому ее надо "вычищать". Для того, чтобы скорректировать данные, нужна очень точная карта пыли.

Загадочные радиовсплески

Ученые из Британии, Австралии и США в июле уходящего года подтвердили существование загадочного астрономического явления — коротких "вспышек" в радиодиапазоне, происхождение которых до сих пор остается неизвестным.

"Прелесть астрономии в том, что там может что-то вспыхнуть, появиться, а потом можно долго ломать голову, что это за явление", — говорит Попов.

В этом году были представлены данные еще по четырем всплескам, и все вместе это стало новым классом явлений. То есть в этом году открыт новый класс удивительных всплесков, которые происходят где-то далеко — речь идет о миллиардах световых лет, и что это вообще такое неизвестно. Может быть это последние вскрики первичных черных дыр.

"Кеплер" нашел "двойника Земли" с почти земной плотностью и размерами

Телескоп "Кеплер" на данный момент прекратил работу, но собранные им данные продолжают приносить "урожай". В октябре ученые из германского Института астрофизики заявили, что им удалось обнаружить присутствие в системе Kepler-87 сверхземли (то есть планеты, сопоставимой по своим параметрам с Землей) с рекордно низкой плотностью — ниже плотности воды. Это может быть планета с очень мощной и толстой атмосферой, и мы видим верхнюю границу атмосферы, а внизу — каменное ядро.

Сверхмощная сверхновая

Телескоп Pan-STARRS1 обнаружил новый тип вспышек сверхновой, которая по своим параметрам отличается от всех ранее известных, и пока не поддается теоретическому объяснению. Эта сверхновая — PS1-10afx — очень быстро достигла пика яркости — за 12 дней. И в максимуме она была в 100 миллиардов раз ярче Солнца. Когда кривую блеска этой сверхновой сравнивают с теоретическими моделями, не получается никак ее объяснить.

Передовики производства звезд

Астрономы нашли сверхскоростную "фабрику звезд" в созвездии Дракона

Данные европейского телескопа "Гершель" позволили ученым обнаружить древнюю галактику с высочайшей скоростью образования новых звезд. Галактика HFLS3, которую мы видим такой, какой она была примерно через миллиард лет после Большого взрыва, делает в 1 тысячу раз больше звезд за единицу времени, чем наша Галактика.

Нейтрино сверхвысоких энергий

Нейтринная обсерватория IceCube в Антарктиде собрала первый "урожай": за два года наблюдений она зафиксировала около 30 нейтрино крайне высоких энергий, источники которых находятся за пределами Солнечной системы и нашей Галактики. Мы не знаем, откуда летят космические лучи, потому что они сильно отклоняются межгалактическим и галактическим магнитным полем. А нейтрино летит по прямой, и это открывает нам возможность в ближайшем будущем понять их источники.

источник - http://ria.ru/studies/20131218/984919048.html

1.    Меркурий

Меркурий при остывании сжался намного больше, чем считалось ранее

10 декабря 2013 г.

Новая карта Меркурия, составленная по снимкам зонда "Мессенджер", позволила астрономам обнаружить на поверхности планеты намного больше крутых обрывов, чем было известно раньше, что заставило их существенно переоценить степень сжатия планеты при остывании.

С момента своего образования 4,5 миллиарда лет назад Меркурий остывал и сжимался. Заметное сжатие планеты объясняется тем, что большую ее часть составляет ядро, а мантия и кора создают лишь тонкую оболочку, через которую легко проходит тепло от ядра, поэтому планета остыла резко. При остывании на поверхности Меркурия появлялись крутые обрывы, по длине и высоте которых ученые судили о степени сжатия.

Новые данные о топографии Меркурия получил зонд НАСА "Мессенджер", который вышел на орбиту планеты в 2011 году. Эти снимки позволили астрономам составить первую полную карту планеты.

источник - http://ria.ru/space/20131210/983163643.html

Кратер на Меркурии получил имя Джона Леннона

19 декабря 2013 г.

К настоящему времени собственные имена получили более 300 кратеров на Меркурии. Согласно правилам Международного астрономического союза, кратеры на этой планете должны получать названия в честь художников, музыкантов, писателей и поэтов.

По предложениям команды зонда "Мессенджер", который вышел на орбиту вокруг планеты в марте 2011 года, союз уже присвоил названия 114 кратерам.

В очередной "порции" из десяти названий — имя американского драматурга и поэтессы Натали Барни, американского писателя Трумэна Капоте, прославившегося романом "Завтрак у Тиффани", немецкого писателя Эриха-Марии Ремарка. Музыка представлена именами французского композитора-романтика Гектора Берлиоза, итальянского тенора Энрико Карузо, а также знаменитого поэта и певца из группы Beatles Джона Леннона.

На Мерурии теперь есть кратер, названный в честь американского скульптора Александра Колдера, создателя кинетических скульптур-"мобилей", а также скульптора-маньериста XVI века Джованни Джамболонья. К числу меркурианских живописцев присоединились бельгиец Джеймс Энсор и французская художница Мария Элена Виейра-да-Силва.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985275624.html

2.    Луна

Изучение Венеры может "спасти" каноническую теорию образования Луны

5 декабря 2013 г.

Последние 30 лет было принято считать, что Луна образовалась в результате столкновения протопланеты Тейя с "зародышем" Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из этой материи и сформировалась Луна.

Теория столкновения прото-Земли с крупным небесным телом хорошо объясняет массу Луны, малое содержание железа на ней (10% массы Луны против 30% в составе Земли) и угловой момент системы Земля-Луна. Однако при таком столкновении значительную часть материала, составляющего Луну, должна была принести гипотетическая Тейя. По своему составу она должна была отличаться от Земли, как отличается от нее большинство небесных тел внутренней области Солнечной системы, которая включает планеты земной группы и астероиды. Но на самом деле состав Земли и Луны очень похож.

Подсказку может дать Венера. Предположение о том, что Тейя существенно отличалась по своему составу от Земли, базируется в большой степени на наших знаниях о Марсе. А вот об изотопном составе Венеры — планеты, наиболее похожей на Землю по массе и расстоянию до Солнца — мы ничего не знаем, рассуждает она. Если он окажется близким к составу Земли и Луны, то вероятность того, что и у Тейи был похожий состав, резко возрастет, а это снимет множество вопросов к исходной теории ударного формирования Луны.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982014566.html

3.    Марс

Ученые опубликовали первые оценки уровня радиации на поверхности Марса

9 декабря 2013 г.

С момента посадки на поверхность Марса, марсоход Curiosity непрерывно наблюдает за радиационным фоном на планете при помощи прибора RAD и отправляет собранные данные на Землю. Дональд Хасслер из Юго-Западного исследовательского института в городе Боулдер (США) и его коллеги проанализировали статистику по уровню радиации на Марсе за последние 300 дней и "перевели" ее на понятный нам язык.

По их расчетам, за день организм человека или других живых существ будет накапливать около 0,21 миллизиверта ионизирующего излучения, что в десятки раз больше, чем аналогичные значения для Земли. Как отмечают авторы статьи, это значение всего в 2 раза меньше, чем уровень радиации в открытом космосе.

В общей сложности, за год жизни на Красной планете такой путешественник накопит около 15 рентген ионизирующего излучения, что в 300 раз больше предельной годовой дозы для работников атомной промышленности. Это сильно ограничивает время пребывания возможных путешественников на поверхности Красной планеты, которые вряд ли смогут провести там больше 500 дней без риска для здоровья.

Другим интересным следствием этого открытия стало то, что, по словам Хасслера и его коллег, микробы не могут существовать в верхних слоях почвы Марса, где они могли теоретически выжить после испарения его океанов и.

источник - http://ria.ru/space/20131209/983058833.html

Curiosity нашел следы древнего озера в Кратере Гейла

10 декабря 2013

Марсоход Curiosity нашел свидетельство существования на Марсе древнего озера, в котором жизнь могла существовать на протяжении долгого периода – возможно, в течение миллионов лет.

Ученые считают, что озеро с пресной водой высохло около 3,7 миллиардов лет назад, а это значит, что условия Марса были благоприятными для жизни не так давно, как принято было считать.

Водой когда-то была покрыта небольшая часть кратера Гейла, протяженность которого составляет 154 километра.

Теоретически, в озере могли жить микробы, которые относятся к классу хемолиавтотрофов, - бактерий, которые используют диоксид углерода в качестве единственного источника углерода и добывают энергию, разрушая камни и минералы.

Ученые считают, что марсианское озеро было неглубоким, его приблизительные размеры – 50 километров в длину и 5 – в ширину. Исходя из толщины осадочных отложений, команда ученых установила, что озеро существовало в течение как минимум тысяч лет, а, возможно, и намного дольше.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5094

4.    Юпитер и его спутники

Подледный океан Европы оказался необычайно бурным

1 декабря 2013 г.

На Европе под многокилометровым слоем льда существует океан жидкой воды. Ученые считают океан Европы одним из вероятных прибежищ внеземной жизни. В последние годы астрономы выяснили, что этот океан обменивается газами и минералами со льдом на поверхности, а также подтвердили наличие в нем веществ, необходимых для существования микробов.

Криста Содерлунд из университета Техаса и ее коллеги анализировали данные, собранные зондом "Галилео" при сближении с Европой во время его работы на орбите Юпитера с 1995 по 2003 год. Как отмечают ученые, информация о магнитном поле Европы, собранная этим аппаратом, была первым свидетельством того, что на этой планете есть подледный океан.

Планетологи использовали эти данные для создания глобальной модели океана на Европе и изучения его свойств. Оказалось, что океан Европы был крайне неспокойным, особенно в центральной части планеты, в тропических и экваториальных регионах. Кроме того, его воды оказались гораздо теплее, чем изначально ожидали ученые.

источник - http://ria.ru/studies/20131201/981042622.html

Астрономы обнаружили "фонтаны" жидкой воды у южного полюса Европы

12 декабря 2013 г.

Ученые считают подлёдный океан Европы одним из вероятных прибежищ внеземной жизни. Лоренц Рос из Юго-Западного университета в Сан-Антонио (США) и его коллеги впервые обнаружили свидетельства того, что вода может выходить на поверхность Европы в виде своеобразных "фонтанов", изучая ее изображения в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах, полученные при помощи инструментов телескопа "Хаббл".

На снимках, сделанных в декабре 2012 года, авторы статьи заметили необычное светлое пятно в районе южного полюса, поднимающееся от поверхности планеты на высоту в 200 километров над нее поверхностью. Ученые проанализировали его спектр, пытаясь определить его химический состав, плотность и агрегатное состояние.

Оказалось, что эта структура представляет собой гигантский фонтан из капель и паров воды, источником которой, по всей видимости, является подледный океан Европы. Рядом с ним астрономы нашли еще одну похожую структуру, которая продолжала извергать воду и пар на протяжении семи часов.

источник - http://ria.ru/space/20131212/983766478.html

Ученые нашли на спутнике Юпитера глинистые минералы

12 декабря 2013 г.

Ученые обнаружили на поверхности Европы глинистые минералы — филлосиликаты, находившиеся на его поверхности, "разбросало" в стороны. Если бы столкновение произошло под меньшим углом, минералы остались бы на нем, а при "лобовом" столкновении испарились бы.

источник - http://ria.ru/space/20131212/983638324.html

5.    Сатурн и его спутники

Шестиугольник на Сатурне по строению похож на озоновую дыру Антарктиды

5 декабря 2013 г.

Шестиугольник на полюсе Сатурна впервые обнаружил зонд "Вояджер" в начале 1980-х годов, когда начиналась прошлая сатурнианская весна. Размер шестиугольника составляет 30 тысяч километров в диаметре. Он образован струйным течением, скорость которого — 322 километра в час.

На новых снимках "Кассини" ученые увидели шторм в центре шестиугольника и небольшие вихри, вращающиеся в направлении, противоположном направлению струйного течения. Некоторые из этих вихрей течение тащит за собой. Размер самых больших из них достигает 1,3 тысячи километров в поперечнике, что в два раза больше самого большого урагана на Земле.

Проанализировав снимки "Кассини", ученые обнаружили, что внутри шестиугольника мало крупных атмосферных частиц, и много мелких, а снаружи — наоборот. Струйное течение при этом работает, как барьер. Схожим образом устроена озоновая дыра на южном полюсе Земли.

источник - http://ria.ru/space/20131205/982159842.html

Зонд "Кассини" снял рождение новой луны Сатурна

11 декабря 2013 г.

Карл Мюррей из колледжа королевы Марии в университете Лондона (Великобритания) и его коллеги проанализировали снимки колец Сатурна, сделанные зондом НАСА "Кассини". На снимке, полученном 15 апреля этого года, они обнаружили небольшое возмущение во внешнем плотном кольце А.

Перебрав более ранние снимки "Кассини", ученые обнаружили еще 107 фотографий со следами спутника, сделанных с июня 2012 года. Сам спутник ученые видеть не могут, но судят о нем по следам, которые остаются в материале кольца. Астрономы рассчитывают, что в поперечнике размер нового спутника составляет около километра.

Мюррей назвал обнаруженный им спутник Пегги. На более поздних снимках группе Мюррея не удалось обнаружить следов Пегги. Может быть, спутник столкнулся с другим объектом и разрушился, а, возможно, так далеко ушел от кольца, что "Кассини" уже не может его увидеть.

источник - http://ria.ru/space/20131211/983387515.html

Cassini получил новые данные о морях и озёрах Титана

13 декабря 2013

Последние данные Cassini проливают свет на область в северном полушарии Титана, на которой находятся почти все моря и озера спутника Сатурна. Ученые, которые работают с инструментом для радио-обнаружения, который используется для построения подробных карт поверхности, сложили самое подробное из имеющихся на сегодняшний день мозаичное изображение этой области. На снимке видны все моря и почти все основные озера. Некоторые снимки показывают регионы, над которыми Cassini пролетал ранее, под другим углом, поэтому ученые смогли сделать небольшой видеоролик, на котором можно увидеть самые крупные и второстепенные моря Титана, - Море Кракена (Kraken Mare) и Море лигеи (Ligeia Mare), и некоторые близлежащие озера.

Эти новые изображения показывают, что Море Кракена является более обширным и сложным, чем считалось ранее. Они так же показывают, что почти все озера Титана находятся в области, которая простирается приблизительно 900 на 1800 километров.Только три процента жидкости на Титане встречается за пределами этой области.

Удалось узнать, что глубина Моря Лигеи – около 170 метров. Впервые ученым удалось глубину моря или озера на Титане, - отчасти благодаря тому, что жидкость оказалась очень прозрачной, так, что сигнал радара легко прошел через нее.

Благодаря последним данным, ученые наконец смогли установить полный объем жидкости на Титане. Расчеты показывают, что это около 9,000 кубических километров жидкого углеводорода, - примерно в 40 раз больше, чем во всех известных нефтяных месторождениях на Земле.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5114

6.    Малые тела Солнечной системы

Астрономы "похоронили" комету ISON

2 декабря 2013 г.

Астрономы опубликовали некролог комете ISON, которая не выдержала сближения с Солнцем и разрушилась, не оправдав надежд ученых, ожидавших, что она станет одной из ярчайших комет этого десятилетия.

"Оставив после себя несколько триллионов своих братьев и сестер, комета ISON оставила за собой беспрецедентное наследие для астрономов и вечную благодарность очарованной мировой общественности", — говорят астрономы, призывая в память о комете ISON делать пожертвования астрономическим клубам, обсерваториям или благотворительным фондам, которые поддерживают программы развития науки и технологий.

Комета C/2012 S1 (ISON), открытая в 2012 году российским астрономом-любителем Артемом Новичонком и его белорусским коллегой Виталием Невским, в ночь на пятницу прошла ближайшую к Солнцу точку своей орбиты. После этого "свидания" ядро кометы полностью разрушилось, и теперь вдоль орбиты кометы движется облако пыли.

источник - http://ria.ru/space/20131202/981358532.html

Между Марсом и Юпитером обнаружен астероид диаметром 600 метров

10 декабря 2013 г.

Российские астрономы, работающие с сетью автоматических телескопов "Мастер", обнаружили новый астероид между Марсом и Юпитером. Сообщение о его обнаружении было отправлено в специальную международную службу. Небесное тело отнесли к обычным объектам главного пояса астероидов и зарегистрировали под номером 2013 XH.

Астероид имеет диаметр около 600 метров. По предварительным данным он является Марс-кроссером, то есть, не является околоземным, а вот с Марсом может сближаться.

источник - http://ria.ru/space/20131210/983105596.html

7.    Солнце

На Солнце обнаружены гигантские спирали плазмы

07 декабря 2013

Из-за внутреннего нагрева Солнца вещество поднимается на поверхность, где остывает до температуры, близкой к температуре окружающего космоса, и опять опускается вовнутрь. Этот цикл известен как конвекция, а зоны, где он происходит, называют конвективными ячейками.

Вращение Солнца вокруг собственной оси вызывает крупнейшие ячейки конвекции, которые формируют спиралевидные узоры.

Конвекция проявляется на поверхности Солнца в виде двух структур – гранул, шириной около 1 000 км, и супергранул, ширина которых составляет 30 000 км. Жизненный цикл гранул – около 10 минут, а вещество в них течет со скоростью примерно 10 800 км/ч; супергранулы «живут» дольше - 24 часа, однако и течение вещества в них более медленное 1 800 км/ч.

Ученые предположили, что на Солнце могут существовать и еще более крупные конвективные ячейки, живущие в течение десятилетий и достигающие 200 000 км, охватывая, таким образом, всю конвективную зону.

Сложность в поиске этих гигантских ячеек состоит в их маленькой скорости, из-за чего сложно определить их влияние на солнечную поверхность. Наконец, с помощью Лаборатории Солнечной Динамики NASA, ученым удалось обнаружить эту огромную структуру.

Исследователи следили за движениями супергранул сутками. Это помогло им определить общую картину течения, образованную гигантскими ячейками.

Материя в них течет со скоростью около 30 км/ч. Ширина этих спиралей – около 100 000 километров, а их жизненный цикл равен приблизительно трем месяцам. Как и ожидалось, последствия вращения Солнца привели к тому, что ячейки движутся по часовой стрелке на севере и против нее – на юге.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5053

Обсерватория IRIS сделала уникальные снимки Солнца

10 декабря 2013

27 июня 2013 года был отправлен в космос спутник IRIS. Его цель - изучение области, известной как переходная зона – слоя, который находится между поверхностью Солнца и короной, и который до сих пор не удавалось изучить надлежащим образом.

За первые шесть месяцев работы IRIS удалось сделать подробные снимки пограничной зоны, обнаружив, что она является еще более сложной и турбулентной, чем считалось ранее. Первые результаты наблюдений IRIS были представлены учеными на пресс-конференции, которая состоялась во время встречи Американского Союза Геофизиков 9 декабря 2013 года.

Ученые изучили снимки двух конкретных феноменов: один из них известен как протуберанцы - плотные конденсации относительно холодного (по сравнению с солнечной короной) вещества, которые поднимаются и удерживаются над поверхностью Солнца магнитным полем. Извержения этих протуберанцев приводят к солнечным штормам, которые могут достигать Земли. IRIS показывает очень динамичные и четко структурированные потоки, которые проходят в протуберанцах. Второй феномен – это спикулы – гигантские столбы светящейся плазмы, которые поднимаются с поверхности солнца со скоростью 240 000 км в час. Спикулы могут играть роль в распределении тепла и энергии в солнечной атмосфере, короне. Данные IRIS позволили ученым впервые увидеть в подробностях, как развиваются спикулы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5095

8.    Звёздная и галактическая астрономия

Новая звезда вспыхнула в созвездии Центавра

4 декабря 2013 г.

Новая звезда вспыхнула на южном небе в созвездии Центавра — если раньше на этом месте находилась звездочка 15-й величины, то сейчас она достигла яркости 4,6 звездной величины, т.е. стала ярче примерно в 20 тысяч раз. Ученые продолжают наблюдение новой звезды, которая, к сожалению, не видна в северном полушарии.

Вспышки новых связаны с взрывными процессами в двойных звездных системах, один из компонентов которых — белый карлик, а второй — звезда, которая чуть легче и холоднее Солнца.

Более массивный белый карлик "высасывает" из компаньона водород, и в какой-то момент в его водородной оболочке зажигается термоядерная реакция — происходит термоядерной взрыв этой оболочки, и яркость звезды возрастает в десятки тысяч раз. Спустя дни, а иногда и годы, яркость звезды падает, однако существуют и повторные новые, где термоядерные "самоподрывы" могут происходить по нескольку раз.

источник - http://ria.ru/space/20131204/981980775.html

Астрономы нашли еще одну "двухъядерную" галактику в созвездии Феникса

4 декабря 2013 г.

Астрофизики обнаружили в созвездии Феникса необычную галактику, которая удалена от нас на 3,8 миллиарда световых лет, и в центре которой присутствуют сразу две сверхмассивных черных дыры.

По словам астрономов, эти черные дыры расположены очень близко друг к другу и находятся в процессе слияния. Это проявляется в том, что их джеты, струи частиц высокой энергии и электромагнитного излучения, представляют собой не тонкие и прямые "лезвия", а особые зигзагообразные конструкции, ранее никогда не встречавшиеся при изучении сверхмассивных черных дыр.

источник - http://ria.ru/space/20131204/981898182.html

Астрономы впервые обнаружили гидрид аргона в останках сверхновой

12 декабря 2013 г.

Майкл Барлоу из университетского колледжа Лондона и его коллеги использовали инструменты космического телескопа "Гершель" для составления высококачественных карт Крабовидной туманности и других "следов" сверхновых, изучая их трехмерную структуру и химический состав. Когда ученые начали изучать спектрограммы, полученные при помощи прибора SPIRE, их ожидал сюрприз — в спектре туманности содержались характерные яркие линии на частотах в 618 и 1235 гигагерц, которые ранее никогда не встречались. Оказалось, что они возникли благодаря присутствию атомов аргона и химического соединения аргона и водорода в материи Крабовидной туманности.

Судя по некоторым деталям в спектре туманности, она содержит исключительно один изотоп этого благородного газа — аргон-36, который крайне редко встречается на Земле. Это позволяет говорить о том, что аргон возникает в сверхновых в ходе так называемого альфа-процесса — серии термоядерных реакций между ядрами легких элементов и альфа-частицами, заключают авторы статьи.

источник - http://ria.ru/space/20131212/983786780.html

Ученые смогли провести границу между звездами и коричневыми карликами

12 декабря 2013

Группа RECONS (Research Consortium On Nearby Stars/Научный консорциум по близлежащим звездам) из Государственного Университета Джорджии определила четкую границу между звездами очень низкой массы и коричневыми карликами. Данные были получены от SOAR (Southern Observatory for Astrophysical Research/Южной обсерватории астрофизических исследований) - 4.1-метрового телескопа, и SMARTS - 0.9-метрового телескопа в Чили.

Коричневые карлики подчиняются законам, которые отличаются от тех, которым подчиняются звезды. Внутренние слои коричневого карлика работают как пружинный матрас: когда к ним добавляется дополнительный вес, они сжимаются. Поэтому обычно коричневые карлики, увеличивая свою массу, уменьшаются в размере.

Как объясняет автор исследования, профессор Серджио Дитрих: «Мы увидели, что радиус растет, а температура падает: это нормально для звезд, но до определенной границы: до температуры около 1826 градусов Цельсия. Затем – промежуток, а потом радиус начинает расти с повышением температуры, - поведение, типичное для коричневых карликов».

Другой автор, профессор Тодд Хенри, говорит: "Теперь мы знаем температуру (1826 градусов Цельсия), радиус (8,7% от радиуса Солнца) и яркость (1/8000 от яркости Солнца), и можем сказать: здесь заканчивается главная последовательность, и именно так можем отнести определенную звезду (которая называется 2MASS J0513-1403) к разряду самых маленьких звезд."

Это открытие имеет большое значение для поиска жизни во Вселенной. Так как коричневые карлики поддерживают прохладную температуру в течение всего лишь миллионов лет, планеты вокруг коричневых карликов являются не самыми лучшими кандидатами на обитаемость, в то время как звезды с очень низкой массой дают постоянное тепло и низкое ультрафиолетовое излучение в течение миллиардов лет. Зная температуру, при которой заканчиваются звезды и начинаются коричневые карлики, астрономам проще будет определить, какие объекты могут быть звездами, у которых потенциально могли бы быть обитаемые планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5109

Астрономы нашли две самых далеких сверхъярких сверхновых

19 декабря 2013 г.

Эндрю Ховел из Университета Калифорнии и его коллеги впервые обнаружили эти сверхновые в 2006 и 2007 годах, но сначала не могли определить природу объектов и расстояние до них. Им потребовались дополнительные наблюдения, а также теоретическая работа, чтобы объяснить большую яркость этих объектов, поскольку обычный механизм образования сверхновых — взрыв массивной звезды и ее превращение в черную дыру или нейтронную звезду — для этого не подходит.

Одна из этих сверхновых (SNLS-06D4eu) — наиболее далекая из известных сверхъярких сверхновых, вторая (SNLS 07D2bv) находится чуть ближе к нам. Обе сверхновых — одни из наиболее ярких представителей своего типа.

Ученые предполагают, что такие сверхновые могут образовываться в результате взрыва звезд всего в несколько раз больше Солнца, богатых углеродом и кислородом. Особенностью этих звезд является чрезвычайно быстрое вращение. Когда они взрываются, на их месте остается магнитар — нейтронная звезда, с магнитным полем в сотни триллионов раз больше земного, которая вращается очень быстро, с периодом в несколько миллисекунд.

Сверхъяркие сверхновые редки, они встречаются примерно раз на 10 тысяч "обычных" сверхновых. По наблюдениям астрономов, они "предпочитают" взрываться в галактиках с малым количеством элементов тяжелее водорода и гелия. Такие галактики были распространены в ранней Вселенной. Ученые полагают, что найденные ими сверхновые взорвались спустя всего 4 миллиарда лет после Большого взрыва.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985164731.html

Грант в 19 млн долларов поможет сделать первую съемку черной дыры

19 декабря 2013 г.

Европейский совет по научным исследованиям вручил 14 миллионов евро (около 19,3 миллиона долларов) группе ученых, работающих над проектом BlackHoleCam. Цель проекта заключается в том, чтобы взглянуть оптическим оком на гигантскую черную дыру, находящуюся в центре Млечного Пути, и сделать изображение ее условного радиуса или «горизонта событий».

В рамках проекта для исследования центральной черной дыры Млечного Пути будет использована методика, носящая название «Радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами» (Very Long Baseline Interferometry). При использовании такой методики различные радиотелескопы, находящиеся в разных точках Земли, фокусируются на объект, а затем суперкомпьютер синтезирует и интегрирует полученные от них данные. По сути дела, благодаря такой методике условно создается виртуальный телескоп размером с нашу Землю.

Всасываемый в черную дыру ее огромной силой притяжения газ перед исчезновением вырабатывает мощное радиоизлучение. Горизонт событий может выдать свое присутствие, отбросив темную тень на это яркое излучение.

источник - http://ria.ru/space/20131219/984959550.html

Астрономы обнаружили новый тип радио-звезд, смерть которых означает рождение черной дыры

27 декабря 2013

Группа астрономов, возглавляемая учеными из университета Кертина, обнаружила новый тип радио-звезд, которые завершают их жизненный цикл весьма необычным образом. Перед самим моментом их "смерти" эти звезды "отключают" свой источник радио-излучения, взрываются и превращаются в черную дыру. И всему этому предшествует один единственный и невероятно мощный выброс высокоэнергетического гамма-излучения, необычные параметры которого заставили астрономов обратить свое внимание на это явление.

Ученые выяснили таким образом, что заключительные всплески гамма-лучей сопровождают рождение нейтронных звезд или черных дыр, космических объектов, имеющих невероятную плотность. Но у нейтронных звезд есть сильнейшие магнитные поля, сила которых в миллионы раз превышает силу магнитных полей черных дыр. "Мы считаем, что именно различие в магнитных полях предопределяет вид смерти радио-звезды. У звезд, формирующих нейтронные звезды, после их смерти остается достаточный запаса энергии, который обеспечивает эффект послесвечения. Те звезды, которые превращаются в черные дыры, выплескивают всю их энергию без остатка в виде заключительной мощной гамма-вспышки" - рассказывает доктор Хэнкок.

источник - www.dailytechinfo.org/space/5485-astronomy-obnaruzhili-novyy-tip-radio-zved-smert-kotoryh-oznachaet-rozhdenie-chernoy-dyry.html

9.    Экзопланеты

Учёные нашли второго близнеца Солнечной системы

3 декабря 2013

Группа европейских астрономов обнаружила уже вторую планетарную систему, которая почти как две капли воды похожа на нашу собственную Солнечную систему. В обнаруженной системе содержатся семь экзопланет, вращающихся вокруг звезды. При этом более плотные, грунтовые планеты расположены ближе к звезде, а газовые гиганты — дальше..

Три из семи вращающихся вокруг звезды KOI-351 планет были обнаружены ранее в этом году. Период их обращения вокруг светила составляет 59, 210 и 331 день соответственно, что практически соответствует периоду обращения Меркурия, Венеры и Земли вокруг Солнца.

Благодаря использованию улучшенных алгоритмов поиска, Кабрера и его команда смогли обнаружить еще четыре планеты, обращающиеся вокруг звезды KOI-351.

Однако эти планеты находятся намного ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Их орбитальные периоды составляют 7, 9, 92 и 125 дней соответственно. Система по сути очень компактная. Все планеты (из этих четырех) имеют меньший по отношению к земному орбитальный период вращения. По сути, все они находятся в пределах 1 а.е.

источник - http://hi-news.ru/research-development/uchenye-nashli-vtorogo-blizneca-nashej-solnechnoj-sistemy.html

Телескоп "Хаббл" нашел воду в атмосферах пяти экзопланет

3 декабря 2013 г.

Ученые нашли воду в атмосферах планет WASP-17b, HD209458b, WASP-12b, WASP-19b and XO-1b. Все они — "горячие юпитеры", планеты-гиганты, обращающиеся в непосредственной близости от своих звезд. Астрономы использовали инфракрасные снимки широкоугольной камеры "Хаббла" WFC3. Когда планета оказывается с точки зрения "Хаббла" перед своей звездой, часть излучения звезды поглощается, а часть — проходит дальше в зависимости от состава атмосферы. Анализируя особенности поглощения излучения атмосферами экзопланеты, астрономы установили, что в них есть водяной пар.

источник - http://ria.ru/space/20131203/981712385.html

Обнаружена экзопланета, вращающаяся на беспрецедентно далёком расстоянии от звезды

9 декабря 2013

Группа астрономов, используя два телескопа Магеллан, обнаружила очень необычную планету, в 11 раз превышающую массу Юпитера. Необычность планеты заключается в том, что она оборачивается вокруг своей звезды на расстоянии, равном 650 дистанциям между Землей и Солнцем, что долгое время считалось немыслимым.

Нептун, например, самая дальняя в нашей Солнечной системе планета, обращается вокруг Солнца на расстоянии, равном 30,1 дистанции от Земли до Солнца. Это примерно 4,5 миллиарда километров. Однако новая обнаруженная планета HD 106906b оборачивается вокруг своей звезды на расстоянии 97 миллиардов километров.

Планета была обнаружена благодаря адаптивной системе оптики двух Магеллановых телескопов, способная исправлять воздействия атмосферных искажений, влияющих на проходимость световых волн. Сами 6,5-метровые телескопы расположены в обсерватории Лас-Кампанас  в Чили. Были созданы и находятся под совместным управлением Института Карнеги, Аризонского университета, Гарвардского университета, Мичиганского университета и Массачусетского технологического института.

Астрономы подсчитали, что возраст планеты HD 106906b примерно в 350 раз меньше возраста нашей Земли и составляет всего 13 миллионов лет. Поверхность планеты очень жаркая, составляет 1500 градусов Цельсия, и поэтому планета высвобождает большую часть своей энергии в инфракрасном диапазоне.

источник - http://hi-news.ru/research-development/uchenye-nashli-ochen-neobychnuyu-ekzoplanetu.html

Астрономам удалось найти причину загадочного явления в атмосфере разных планет

10 декабря 2013

Известно, что, чем выше, тем более холодным и разреженным становится воздух. Однако в 1902 году ученый Леон Тейсеран обнаружил точку на высоте 15240 м, - там воздух перестает охлаждаться и начинается его нагревание.

Он назвал эту невидимую границу «тропопаузой», и изобрел термины "стратосфера" – для атмосферы, которая находится выше границы, и "тропосфера" - для нижнего слоя, в котором мы живем.

В 1980-х годах космический аппарат NASA обнаружил, что тропопаузы характерны для таких планет, как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а так же для– Титана. Интересно, что эта невидимая граница проходит на одном и том же уровне в атмосфере этих, таких разных, миров – там, где давление составляет одну десятую давления на поверхности Земли.

Теперь астрономы Тайлер Робинсон и Дэвид Кэтлинг в труде, опубликованном 8 декабря в журнале Nature Geoscience, объяснили это явление, используя основы физики. Они  показывают, что на большой высоте атмосферы становятся прозрачными для теплового излучения – из-за низкого давления. Над тем уровнем, где давление около 0.1 бар, поглощение видимого, или ультрафиолетового, света становится причиной того, что гигантские планеты – а вместе с ними Земля и Титан – становятся теплее по мере того, как возрастает высота.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5096

Астрономы планируют искать планеты у близких к нам коричневых карликов

16 декабря 2013 г.

Анри Боффин из Европейской южной обсерватории (Чили) и его коллеги пришли к такому выводу, обнаружив намеки на существование планеты в ближайшей к нам системе из двух коричневых карликов WISE 1049-5319. Она расположена в созвездии Паруса на расстоянии в 6,5 световых лет от Земли и была открыта относительно недавно — в марте 2013 года.

Два коричневых карлика в этой системе удалены друг от друга на расстояние, примерно равное трем дистанциям между Солнцем и Землей. Так как их масса крайне мала, они тратят около 20 лет на совершение одного витка друг вокруг друга.

Движение звезд в этой системе крайне сложно объяснить при помощи моделей, в которых присутствуют лишь два небесных тела. По их расчетам, компанию одному из карликов должна составить относительно крупная планета-гигант, которая может быть тяжелее Юпитера в 3-20 раз и которая совершает один оборот вокруг светила за два месяца или год в зависимости от параметров моделирования.

источник - http://ria.ru/space/20131216/984495190.html

Астрономы впервые обнаружили "бездомную" планету со спутником

17 декабря 2013 г.

Дэвид Беннетт из университета Нотр-Дам (США) и его коллеги при помощи метода гравитационного микролинзирования обнаружили планету, масса которой составляет примерно четыре массы Юпитера. Вокруг нее обращается спутник размером с Меркурий. Система получила название MOA-2011-BLG-262.

Однако у данных, полученных астрономами, есть и другое объяснение, хотя и менее вероятное: пара небесных тел может оказаться звездой и планетой. Какая гипотеза на самом деле верна, зависит от расстояния от системы до Солнца, которое ученым неизвестно.

"Проблема в том, что мы не видим линзу, не видим, где она находится. У нас расстояние — это свободный параметр, а меняя расстояние, мы меняем массу. Если объект ближе — он легче, если дальше, он тяжелее. У них выпало два решения. Это может быть далекая звезда раз в 8-9 легче Солнца с планетой массой где-нибудь 20 масс Земли. Но тогда, чтобы описать наблюдения, нужно, чтобы эта система двигалась скоростью почти 700 километров в секунду, это больше, чем скорость убегания из галактики", — пояснил РИА Новости ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов.

источник - http://ria.ru/studies/20131217/984693678.html

Астрономы нашли второй пояс астероидов в системе Фомальгаута

19 декабря 2013 г.

Астрономы нашли пояс астероидов у красного карлика в системе Фомальгаута, что делает ее второй известной звездной системой с двумя астероидными поясами и проливает свет на ее историю, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Фомальгаут А — молодая и яркая звезда на небе Южного полушария, расположенная в 25 световых годах от Земли. Она примерно в 18 раз ярче Солнца и горячее его на 3 тысячи градусов Кельвина. Фомальгаут А окружает пояс астероидов, вокруг нее обращается экзопланета. Кроме того, в системе Фомальгаута есть еще две звезды — оранжевый карлик Фомальгаут B и красный карлик Фомальгаут C.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985105688.html

Астрономы научились определять массу планет по спектру их излучения

19 декабря 2013 г.

Плотность и другие характеристики атмосферы зависят от массы небесного тела. Чем тяжелее планета, тем сильнее она притягивает свою воздушную оболочку и тем плотнее становится атмосфера. В свою очередь, уплотнение атмосферы отражается на ее спектральных характеристиках, благодаря чему спектр планеты содержит в себе информацию о ее приблизительной массе.

Американские астрономы решили проверить эти выкладки, вычислив массу хорошо изученной планеты — газового гиганта HD 189733b в созвездии Лисички, снимки которого были недавно получены при помощи телескопа "Хаббл". Ученые собрали спектральные данные, полученные в ходе наблюдений за этой планетой в последние годы при помощи наземных и орбитальных телескопов, и вычислили ее массу.

По их расчетам, масса HD 189733b должна была превышать юпитерианскую в 1,14 раза, что очень близко к тем значениям, которые были получены при помощи классической методики лучевых скоростей — 1,15 массы Юпитера. В отличие от "классики", методика работает и для очень ярких звезд и небольших планет-"двойников" Земли, удаленных от нас на расстояние в несколько сотен световых лет.

источник - http://ria.ru/space/20131219/985278747.html

Планетологи нашли еще 472 планеты в данных наблюдений с "Кеплера"

27 декабря 2013 г.

Телескоп "Кеплер" был запущен в мае 2009 года. Аппарат постоянно следил за звездами в небольшой области неба в районе созвездия Лебедя и искал планеты, фиксируя слабые колебания яркости этих светил при прохождении планет по диску светила. В мае 2013 года телескоп вышел из строя, а в августе НАСА отказалось от попыток вернуть его в рабочее состояние, и объявило сбор предложений о возможных вариантах его использования.

Тем не менее, собранные им данные таят в себе сотни и десятки планет, еще не открытых учеными. Научная команда "Кеплера" под руководством Кристофера Бурка из Исследовательского центра Эймса НАСА подготовила "свежую" партию из 472 планет, найденных при повторном анализе данных, которые собирались телескопом с мая 2009 года и на протяжении следующих восьми кварталов.

Изучив кривые их яркости еще раз, авторы статьи выделили 480 ранее не изученных светил, которые предположительно обладают одним или несколькими спутниками-планетами. Ученые присвоили им индексы KOI и занесли их в каталог KIC (Kepler Input Catalog), что увеличило число потенциальных экзопланет на 20% и повысило число возможных двойников Земли на 40%.

источник - http://ria.ru/studies/20131227/986912131.html

Астрономы впервые увидели облака на землеподобной экзопланете

31 декабря 2013 г.

Лора Крайдберг из университета Чикаго и ее коллеги впервые смогли "заглянуть" в атмосферу землеподобной планеты и найти в ней облака, наблюдая за "суперземлей" GJ 1214b.

"Плоский" спектр этой планеты уже заставлял ученых считать, что атмосфера этой планеты может содержать в себе множество облаков. Существует и альтернативное объяснение этого феномена — часть планетологов полагает, что в атмосфере GJ 1214b нет водорода и она состоит в основном из молекул СО2 и воды.

Группа Крайдберг решил проверить эти гипотезы, наблюдая за GJ 1214b в инфракрасном и оптическом диапазоне при помощи инструментов "Хаббла" и ряда наземных телескопов. Новые данные по спектру и другим параметрам светила и планеты показали, что в атмосфере GJ 1214b, по всей видимости, почти нет тяжелых молекул газов, таких как углекислота или пары воды.

Данный факт, как объясняют авторы статьи, позволяет говорить о том, что причиной появления "плоского" спектра у GJ 1214b является плотный слой облаков, укутывающих планету на большой высоте.

источник - http://ria.ru/studies/20131231/987533875.html

10. Развитие жизни

Условия на планетах в ранней Вселенной подходили для зарождения жизни

11 декабря 2013 г.

Температура космического микроволнового фона через 15 миллионов лет после Большого взрыва составляла до 30 градусов Цельсия, благодаря чему на планетах, если они существовали в то время, могла быть жидкая вода, необходимая для жизни, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнелльского университета.

Планеты уже могли существовать в то время в областях Вселенной, где плотность материи была особенно высока и уже появились короткоживущие звезды с массой от десятков до сотен солнечной, которые заполняли эти области тяжелыми элементами, необходимыми для формирования планет, благодаря звездному ветру и взрывам сверхновых.

источник - http://ria.ru/studies/20131211/983438956.html

Молекулы пребиотиков могут формироваться в атмосферах экзопланет

25 декабря 2013

Новое исследование предполагает, что пребиотические молекулы могут образовываться в атмосферах планет: платформой для их формирования служит атмосферная пыль, а различные реакции, происходящие в окружающей плазме, дают достаточное количество энергии для зарождения жизни.

“Для доказательства мы наблюдали за последовательными химическими реакциями, которые привели к формированию простейшей аминокислоты – глицина”, - говорит профессор Крейг Старк. Аминокислоты – великолепный пример пребиотических молекул, так как они необходимы для формирования белков, пептидов и энзимов.

Их модели показали, что “ионы плазмы действительно могут разгоняться и вырабатывать достаточно энергии для образования формальдегида, аммиака, цианводорода и, наконец, аминокислоты глицина. Это было бы невозможно, если бы отсутствовала плазма, - говорит Старк.

Авторы продемонстрировали, что при достаточно скромном температурном режиме в плазме вырабатывается достаточное количество энергии для формирования глицина.Более высокие температуры так же могут провоцировать более сложные реакции, и, таким образом, в результате будут вырабатываться более сложные пребиотические молекулы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5183

Жизнь может существовать на темной стороне "синхронных" планет

31 декабря 2013 г.

За последнее десятилетие планетологи смогли обнаружить несколько тысяч экзопланет, в том числе несколько десятков "суперземлель" и двойников Земли. Большая часть из них вращается вокруг тусклых и холодных звезд-карликов. Благодаря приливным силам вращение таких планет вокруг своей оси синхронизировано с их движением по орбите, из-за чего они всегда повернуты к светилу одной стороной. Из-за большой разницы в температурах на светлой и темной половинах они считаются непригодными для зарождения и поддержания жизни.

Ху Юнюнь и Ян Цзюнь из Пекинского университета считают, что это далеко не так, и предложили объяснение того, как может происходить обмен теплом между полушариями планеты. В этом им помогла климатическая модель, описывающая работу океанов и атмосферы таких экзопланет, которая была построена на базе сведений, полученных при наблюдении за планетой Gliese 581g.

Ученые предположили, что на такой планете может существовать глобальный океан, схожий по площади и объему с мировым океаном Земли. Руководствуясь этой идеей, они провели ряд симуляций климата на виртуальном "двойнике" Gliese 581g, меняя долю углекислоты в атмосфере.

Оказалось, что даже при очень низких концентрациях СО2 в воздухе и большом удалении от красного карлика, жидкий океан все же может существовать на темной стороне Gliese 581g. Причиной этого, по словам планетологов, является то, что течения в глобальном океане планеты будут переносить тепло с экватора дневной стороны на "темную" половину.

источник - http://ria.ru/studies/20131231/987457093.html

Нейтринный "испаритель" охлаждает поверхность нейтронных звезд

1 декабря 2013 г.

Американские физики выяснили, что в коре нейтронных звезд существует тонкая прослойка, которая охлаждает поверхность "мертвого светила" благодаря формированию нейтрино и антинейтрино внутри нее, что противоречит общепринятым теориям об устройстве таких светил.

Хендрик Шатц из университета Мичигана в Энн-Арборе (США) и его коллеги пытались понять, что происходит во время рентгеновских вспышек в двойных системах, состоящих из нейтронной звезды и обычного светила. Небольшие размеры и высокая плотность нейтронной звезды приводят к тому, что она периодически перетягивает материю светила-донора на свою поверхность. Когда "украденная" плазма достигает ее, она "сгорает", что порождает яркую вспышку.

Авторы статьи попытались выяснить, что происходит дальше с остатками "сгоревшей" материи. Для этого они построили модель недр нейтронной звезды и сравнили результаты ее работы с тем, что предсказывают общепринятые теории о жизни таких светил.

На определенной глубине протоны в ядрах атомов из этой "золы" начнут поглощать электроны и превращаться в нейтроны, испуская при этом нейтрино, "уносящие" с собой тепло и энергию. Оказалось, что одновременно с этим в этом слое, чья толщина не превышает 10 метров, происходит и обратная реакция — нейтроны в ядрах распадаются на протон, электрон и антинейтрино.

Данный процесс хорошо известен ученым, и они называют его "нейтринным охлаждением" или Урка-процессом. Его проявления можно увидеть в недрах белых карликов и во время вспышек сверхновых, однако астрономы не ожидали его встретить в жизни "взрослых" нейтронных звезд.

источник - http://ria.ru/studies/20131201/981042227.html

За темной материей будет охотиться еще один детектор

02 декабря 2013

Лесли Розенберг и его коллеги отправляются на охоту за аксионом: гипотетической нейтральной псевдоскалярной элементарной частицей, постулированной для сохранения CP-инвариантности в квантовой хромодинамике в 1977 г. Роберто Печчеи и Хелен Куинн.

С 1930-х годов ученые предполагали существование невидимой, однако массивной субстанции, своего рода гравитационного клея, который не дает вращающимся галактикам развалиться на части. Аксионы, если они на самом деле существуют, являются кандидатами на составляющие холодной темной материи, которые действуют, как гравитационный клей.

Из-за такой слабой реакции аксионов, найти их – непростая задача.

"Мы создали, возможно, самый чувствительный детектор аксионов", - говорит Лесли Розенберг, профессор Вашингтонского Центра экспериментальной ядерной физики и астрофизики . "Он способен обнаружить самое слабое взаимодействие между аксионами и электромагнитной радиацией".

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5045

“Свифт” утроил количество известных рентгеновских источников

18 декабря 2013 г.

Астрономы, работающие с телескопом Swift, опубликовали список из 150 тысяч источников рентгеновского излучения, из которых около 100 тысяч являются новыми объектами.

Новый список послужит для проверки разного рода астрономических гипотез, связанных с рентгеновскими источниками. Так, до сих пор, например, нет однозначного объяснения причин гамма-всплесков (GRB, Gamma-Ray Bursts). Согласно самой распространенной версии, основная часть этих всплесков - результат гравитационного коллапса звезды. 27 апреля 2013 года удалось зарегистрировать самый мощный из таких всплесков за всю историю наблюдений.

Орбитальная обсерватория Swift была запущена в ноябре 2004 года. Основной целью миссии является подробное изучение рентгеновских источников. Для этого основной инструмент обсерватории – рентгеновский телескоп – снабжен специальными моторами, которые способны быстро переводить его в необходимую для наблюдения конкретного объекта позицию.

Благодаря такой системе время реакции телескопа в среднем составляет несколько минут. Благодаря этому ученым удалось собрать большое количество уникальной статистики. На анализ собранных телескопом данных, по словам ученых, могут уйти годы