ЗА АВГУСТ 2014 ГОДА

1.    Гибель спутников Galileo

Европейские спутники Galileo не вышли на расчетную орбиту

23 августа 2014 г

Европейские спутники Galileo не вышли на расчетную орбиту, сообщил европейский аэрокосмический концерн Arianespace.

Данные, собранные после отделения спутников от "Союза", указывают на несоответствие с запланированной и достигнутой орбитой.

Причины, по которым два спутника вышли на другие координаты, не уточняются. В заявлении на сайте концерна ситуацию охарактеризовали "аномальной".

источник - http://ria.ru/space/20140823/1021130387.html

Официальные объяснения Роскосмоса

25 августа 2014 г.

22 августа российская ракета-носитель «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат» вывела в космос два навигационных аппарата Galileo Европейского космического агентства. Пуск ракеты состоялся в Гвианском космическом центре (Французская Гвиана). Оператор пуска - компания Arianespace, которая является заказчиком для российской стороны в части поставки и подготовки к пуску ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат». Оба аппарата в установленное время были приняты на управление Центром управления европейского космического агентства.

По экспресс-анализу телеметрической информации претензий к работе бортового оборудования ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат» не возникло. Однако, по сообщению Arianespace, в результате анализа текущих навигационных параметров было установлено, что космические аппараты находятся на нештатной орбите.

В этой связи Роскосмос сформировал независимую аварийную комиссию. По просьбе Arianespace председатель этой комиссии также примет участие в работе аварийной комиссии, созданной Arianespace совместно с ESA и представителями Еврокомиссии.

источник - http://www.federalspace.ru/20870/

2.    Перспективные проекты

Роскосмос и Казанский университет будут сотрудничать в развитии космических технологий

06 августа 2014 г.

Роскосмос и Казанский федеральный университет (КФУ) договорились о взаимодействии в области разработки и внедрения новых технологий для предприятий космической отрасли, в исследовании космоса, а также в сфере подготовки кадров. Соответствующее соглашение подписали в КФУ руководитель Роскосмоса Олег Остапенко и ректор университета Ильшат Гафуров.

В соответствии с документом, специалисты университета будут при поддержке Роскосмоса вести исследования в области изучения воздействия факторов космического пространства. В частности, ученые будут исследовать воздействие космической радиации на геном микроорганизмов на борту МКС, на геном космонавтов, будут разрабатывать методы адаптации к невесомости и реабилитации.

КФУ и Роскосмос будут также взаимодействовать в разработке проекта астрометрической обсерватории на Луне, в исследовании метеоритов и космического мусора. Предполагается, что ученые из Казани будут участвовать в проектах по лазерной локации космических объектов и Луны, в проектах создания радиоинтерферометров со сверхдлинной базой.

источник - http://www.federalspace.ru/20822/

Российский экипаж МКС получит новые скафандры через год

20 августа 2014 г.

Скафандры пятого поколения "Орлан-МКС" будут доставлены на МRC осенью 2015 года, сообщил руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

До прибытия новых "Орланов" российские космонавты продолжат выполнять выходы в открытый космос в скафандрах "Орлан-МК". В ближайшее время истекает срок их эксплуатации, однако, по словам В.Соловьева, ресурса имеющихся скафандров достаточно для выполнения планируемых до осени 2015 года работ в открытом космосе, и срок эксплуатации "Орланов-МК" будет продлен.

Отличительной особенностью "Орлана-МКС" является то, что на них установлена система автоматического терморегулирования - климат-контроль, которая позволяет космонавту во время выхода не отвлекаться на регулировку температуры внутри скафандра.

Роскосмос потратит 10,8 млрд рублей на орбитальную уборку

22 августа 2014 г

Российское космическое агентство намерено потратить 10,8 миллиарда рублей на разработку нового космического аппарата, который будет очищать геостационарную орбиту от космического мусора: неработающих спутников и разгонных блоков.

Агентство намерено направить аппарат, носящий рабочее название "Ликвидатор", именно на "уборку" геостационарной орбиты.

В проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы приводятся параметры "Ликвидатора": его масса будет составлять 4 тонны, а количество последовательно удаляемых космических аппаратов и разгонных блоков будет достигать 10 штук за цикл, длительность которого может составлять до 6 месяцев. Предполагается, что срок активного использования аппарата будет достигать 10 лет с возможностью реализации не менее 20 циклов удаления.

Вариантов утилизации мусора у космического уборщика два: либо направлять собранный мусор на более высокую орбиту, где он ничему не будет мешать, либо сводить аппарат с орбиты и затапливать в так называемом "кладбище космических кораблей" в Тихом океане.

источник - http://ria.ru/space/20140822/1020942904.html

Россия намерена создать пилотную зону по защите от метеоритов

25 августа 2014 г

Проект пилотной зоны, направленный на защиту людей и объектов экономики от угроз из космоса, может появиться в России уже до конца этого года, сообщает МЧС РФ.

Особую актуальность в России и во всем мире эта проблематика получила после падения метеорита в Челябинской области в феврале прошлого года. Взрывная волна выбила окна более чем в 7 тысячах зданий, осколками стекол ранило свыше 1,6 тысячи человек. Экономический ущерб превысил 1,2 миллиарда рублей.

"МЧС России совместно с РАН обеспечить создание до 30 ноября 2014 года проекта пилотной зоны по защите населения и объектов социальной инфраструктуры от космических угроз", — говорится в госдокладе министерства.

источник - http://ria.ru/space/20140825/1021339381.html

Роскосмос построит модуль для сборки межпланетных кораблей

26 августа 2014 г.

Роскосмос в 2021 году планирует начать разрабатывать модуль-стапель, предназначенный для сборки крупных космических конструкций. Для создания установки агентству необходимо 3,6 миллиарда рублей.

Модуль-стапель с двумя манипуляторами, согласно планам Роскосмоса, будет использоваться в качестве платформы для строительства на околоземной орбите космических кораблей больших размеров, в том числе и межпланетных.

В 2021 году ведомство собирается подготовить эскизный проект модуля, а в 2022 году — рабочую документацию. Наземные испытания установки Роскосмос собирается провести в 2023 году. Ее масса оценивается в восемь тонн, а срок эксплуатации — в десять лет.

3.    Кадровая чехарда

Рогозин: в космической отрасли началась кардинальная кадровая реформа

2 августа 2014 г

Курирующий оборонную промышленность вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о начале кардинальной кадровой реформы на предприятиях ракетно-космической промышленности.

"Реформы не будут носить оголтелый характер, без кадровых решений в отрасли не обойтись, но большая часть руководителей останется на своих местах", — сказал Рогозин.

Ранее было объявлено об уходе с поста главы РКК "Энергия" Виталия Лопоты и назначении на этот пост экс-руководителя НПО "Энергомаш" Владимира Солнцева. Также ожидается смена руководства в других ключевых предприятиях отрасли — Центре Хруничева и "Российских космических системах".

По словам Рогозина, перестановки "не то что назрели, а перезрели".

источник - http://ria.ru/space/20140806/1019025841.html

Космонавт Крикалев занял пост замглавы ЦНИИмаш

6 августа 2014 г

Экс-глава Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев стал первым заместителем гендиректора ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ЦНИИмаш). На этом посту он займется разработкой планов пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса.

источник - http://ria.ru/space/20140806/1019035634.html

Бывший глава РКК "Энергия" принял предложение стать замглавы ОРКК

6 августа 2014 г

Бывший руководитель РКК "Энергия" Виталий Лопота заявил в среду журналистам, что принял предложение стать вице-президентом Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).

ОРКК была создана в рамках реформы кризисной ракетно-технической сферы и объединяет все предприятия отрасли.

Совет директоров одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли — РКК "Энергия" — 1 августа прекратил полномочия Лопоты на посту президента корпорации, на его место был назначен исполнительный директор НПО "Энергомаш" Владимир Солнцев.

источник - http://ria.ru/space/20140806/1019027970.html

Представлен новый глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев

6 августа 2014 г

Глава ОРКК Игорь Комаров официально представил Владимира Солнцева в качестве нового руководителя РКК "Энергия". Солнцев, бывший ранее исполнительным директором НПО "Энергомаш", сменил на этом посту Виталия Лопоту, который руководил корпорацией семь лет.

Информация о грядущей отставке Лопоты появилась в СМИ в июле. По мнению журналистов, кадровая перестановка может быть связана с проблемами в РКК "Энергия" и возбужденным против топ-менеджера уголовным делом.

источник - http://ria.ru/space/20140806/1019019166.html

Врио генерального конструктора РКК “Энергия” назначен Виктор Легостаев

06 августа 2014 г.

Врио главы РКК "Энергия" Владимир Солнцев предложил назначить и. о. генконструктора корпорации академика Виктора Легостаева. Об этом сообщил гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров, представляя Солнцева коллективу предприятия.

Он также отметил, что в дальнейшем совмещения должностей гендиректора и генконструктора РКК "Энергия" не планируется.

Руководителем НПО "Энергомаш" станет генконструктор Владимир Чванов

7 августа 2014 г

Руководителем НПО "Энергомаш" будет назначен генеральный конструктор предприятия Владимир Чванов, подтвердил глава Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Должность стала вакантной после того, как исполнительный директор НПО "Энергомаш" Владимир Солнцев возглавил РКК "Энергия".

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019179105.html

Наш комментарий: Чванов задержался на этой должности всего полгода

Центр Хруничева возглавил Андрей Калиновский

7 августа 2014 г

Генеральным директором одного из крупнейших предприятий космической отрасли РФ — Центра имени Хруничева — вместо отправленного в отставку Александра Селивёрстова назначен экс-президент компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Андрей Калиновский.

Ранее сообщалось, что в ближайшее время должности может лишиться также генеральный конструктор Центра имени Хруничева Владимир Нестеров.

Центр имени Хруничева в последние годы не раз подвергался жёсткой критике Роскосмоса и правительства РФ из-за участившихся аварий ракет собственного производства. "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс-АМ4R" потерпела аварию на участке работы третьей ступени 16 мая 2014 года. А запущенный 2 июля 2013 года "Протон-М" упал на первой минуте полета, погубив сразу три навигационных спутника "Глонасс-М".

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019159119.html

Гендиректором омского филиала Центра Хруничева стал Николай Иванов

7 августа 2014 г

Генеральным директором ПО "Полет" (Омск, филиал московского Центра им. Хруничева) — заместителем гендиректора Центра Хруничева назначен Николай Иванов. Ранее он занимал должность и.о. гендиректора ПО "Полет".

"Полет" — одно из крупнейших промышленных предприятий России, которое более 65 лет специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники. В 2007 году президент РФ подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе Центра имени Хруничева, в соответствии с которым к Центру присоединилось четыре предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе омское ПО "Полет". В конце 2007 года производственное объединение вошло в состав ГКНПЦ в качестве филиала.

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019133270.html

Отстранен глава управляющего космодромами центра ЦЭНКИ

12 августа 2014 г

Глава Роскосмоса Олег Остапенко отстранил от должности Сергея Лазарева, с декабря исполняющего обязанности гендиректора государственного Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) за то, что тот подолгу находится на больничном. Лазарев не уволен из компании, а просто отстранен от должности врио гендиректора ЦЭНКИ — когда он выйдет с больничного, то займет прежнюю должность заместителя гендиректора. Исполнять обязанности руководителя ЦЭНКИ теперь будет Сергей Смирнов — первый заместитель гендиректора.

Сам Лазарев рассказал журналистам, что в приказе об отстранении говорится о "незаконном совершении сделок с имуществом предприятия" — но заверил, что за время своей рабоыт на нынешнем посту не совершал никаких сделок с имуществом предприятия. Так как врио гендиректора сейчас находится на больничном, то свое отстранение он считает незаконным и "рассматривает возможность отстаивания своих прав в судебных инстанциях".

На пост временно исполняющего обязанности главы ЦЭНКИ Сергей Лазарев был назначен в декабре 2013 года. Центр был создан при российском космическом агентстве в 1994 году. В 2009 году к нему присоединились конструкторские бюро общего машиностроения имени Бармина, транспортного машиностроения, транспортно-химического машиностроения, "Мотор" и "Вымпел", а также федеральный космический центр "Байконур".

источник - http://ria.ru/science/20140812/1019658027.html

Райкунов оставил пост главы "Российских космических систем"

27 августа 2014 г

Геннадий Райкунов официально оставил пост гендиректора "Российских космических систем" (РКС). Он перейдет на работу в Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) в должности вице-президента по науке.

Пост гендиректора РКС займет бывший заместитель гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (входит в ГК "Ростех") Андрей Тюлин.

источник - http://ria.ru/space/20140827/1021602490.html

Андрей Тюлин из КРЭТ возглавил "Российские космические системы"

27 августа 2014 г

Бывший заместитель гендиректора КРЭТ Андрей Тюлин официально возглавил компанию "Российские космические системы" (РКС).

Тюлин занимал пост заместителя гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, структура госкорпорации "Ростех") по стратегическому планированию и обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. До этого он был директором по стратегическим проектам Уральского завода гражданской авиации, а ранее — советником первого заместителя гендиректора "Ростеха".

источник - http://ria.ru/space/20140827/1021603174.html

Роскосмос опроверг назначение Максима Матюшина начальником ЦУПа

27 августа 2014 г.

В Роскосмосе опровергли назначение Максима Матюшина на должность главы Центра управления полетами. «Кандидатура Максима Матюшина рассматривается в числе других на должность начальника ЦУП, но приказ не подписан», — отметили в организации. Ранее сообщалось, что Матюшин уже назначен новым главой ЦУП.

Бывший глава Центра управления полетами Виктор Иванов был отправлен в отставку в марте 2014 года.

Наш комментарий: две недели спустя упомянутый Матюшин был преспокойно назначен на данную должность. Зачем было опровергать? Похоже, в Роскосмосе нет внятной кадровой политики

ОРКК: новых громких отставок в космической отрасли РФ не планируется

27 августа 2014 г

Кадровые перестановки в руководстве предприятий российской ракетно-космической отрасли в ближайшее время производиться не будут, сообщил журналистам глава Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров.

"Не планируются. Если что и будет, мы сообщим", — ответил Комаров на вопрос журналистов, будут ли такие изменения.

Ранее произошла смена ряда руководителей ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России.

Кардинальные кадровые реформы на предприятиях ракетно-промышленной сферы провозгласил 1 августа курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин.

источник - http://ria.ru/space/20140827/1021619861.html

4.    Реформирование отрасли

В России создадут совет главных конструкторов космических аппаратов

06 августа 2014 г.

Соответствующее решение было принято на совещании руководителей предприятий космической отрасли в Железногорске (Красноярский край), которое вел вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

По словам вице-премьера, создание совета необходимо, чтобы конструкторы "не придумывали каждый свой глубоко технологичный космический "велосипед", а могли бы общаться друг с другом и находить универсальные решения в своей работе".

"Скажем, космических приборов должна быть не тысяча, а в десять раз меньше. За счет этого мы сократим нашу зависимость от поставки из-за рубежа микро- и радиоэлектроники высокого класса", - пояснил Рогозин.

Рогозин: будущее космической отрасли будет связано с укрупнением

6 августа 2014 г

Будущее ракетно-космической отрасли РФ будет связано с укрупнением ведущих предприятий, заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, выступая перед коллективом РКК "Энергия".

Он добавил, что в рамках реформирования отрасли внутри Объединенной ракетно-космической корпорации будут создаваться специализированные направления по системам выведения, управления, создания космических аппаратов.

При этом вице-премьер констатировал, что в настоящее время Россия занимает на рынке космических услуг "считанные проценты, что совершенно недопустимо". Также он сообщил, что определенные выводы были сделаны после "очень обидных для всего российского общества аварий в ракетно-космической промышленности", один из которых связан с созданием ОРКК.

источник - http://ria.ru/space/20140806/1019020001.html

План финансового оздоровления Центра Хруничева представят до октября

7 августа 2014 г

Программу финансового оздоровления одного из крупнейших предприятий космической отрасли РФ — Центра имени Хруничева — представят в правительство до конца сентября, сообщил в четверг журналистам глава ОРКК Игорь Комаров.

"Эта программа будет представлена в правительство и, как мы рассчитываем, обеспечит безубыточную работу предприятия, находящегося в непростом финансовом положении", — сказал он.

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019161642.html

В Минобороны РФ опровергли информацию о планах переподчинения ведомству Центра подготовки космонавтов

09 августа 2014 г.

Замглавы российского   военного ведомства генерал армии Николай Панков в четверг опроверг опубликованные накануне некоторыми СМИ данные о планах переподчинить Центр подготовки космонавтов /ЦПК/   министерству обороны.

В публикациях говорилось, что начальник ЦПК Юрий   Лончаков вместе с главой Роскосмоса  Олегом Остапенко   встретились с Панковым и предложили переподчинить ЦПК   военному ведомству, вернуть космонавтов на армейскую  службу, а также укомплектовать должности инструкторов Центра военнослужащими.

"Такой встречи не было, с Олегом Николаевичем  / Остапенко/ мы не встречались", - сказал Панков в беседе с   коррТАР-ТАСС.

5.    Кризис и санкции

Космодрому "Байконур" грозит прекращение финансирования в 2016 г

1 августа 2014 г

Минфин намерен прекратить финансирование космодрома "Байконур" с 2016 года, пишет газета "Известия". Как сообщает издание, позиции ракетно-космической отрасли в проекте федерального бюджета на 2016-2018 годы существенно ухудшились в последние две недели. По данным "Известий", сокращение финансирования может быть связано со строительством космодрома "Восточный", который и получит средства.

"В более ранних вариантах проекта бюджета на 2016 год планировалось выделение 2,5 миллиарда рублей субсидий на содержание Байконура. Это средства на зарплату и поддержание работоспособности объектов. Мы просили больше. Но когда нашему представителю в Минфине показали последний вариант проекта, там вообще значился ноль", — рассказал гендиректор ФГУП ЦЭНКИ.

источник - http://ria.ru/science/20140801/1018375024.html

Российский научный прибор не будет установлен на новом марсоходе НАСА

3 августа 2014 г

Отсутствие российского научного прибора на новом марсоходе НАСА, который планируется отправить на Красную планету в 2020 году, не связано с политическими причинами — прибор просто не прошел по конкурсу, сообщил директор ИКИ РАН Лев Зеленый.

Ранее НАСА представило семь научных приборов, созданных для космического аппарата, который планируется отправить на Марс. Как сообщил тогда на пресс-конференции в Вашингтоне ведущий специалист программы исследования Марса Майкл Майер, "13 месяцев назад НАСА объявило конкурс на предложения приборов для создающегося на базе марсохода Curiosity нового марсохода". По его словам, это был очень длительный процесс, в котором приняли участие ученые из разных стран. "В январе был завершен прием заявок. Мы рассмотрели все 58 поступивших к нам предложений и пришли к выводу, что на борту нового марсохода будут установлены семь устройств, которые разработали американские, испанские, французские и норвежские ученые", — отметил Майер.

источник - http://ria.ru/space/20140803/1018637161.html

ILS сокращает запуски "Протонов" и четверть персонала

4 августа 2014 г

Американская фирма International Launch Services (ILS), имеющая эксклюзивные права на запуск в США ракет-носителей "Протон" и разгонных блоков "Бриз-М", сообщила в понедельник о сокращении четверти работников из-за планирующегося двукратного уменьшения числа запусков.

Перспективы американского рынка для "Протонов" ухудшились вследствие неудачного запуска в России в мае текущего года, когда стартовавшая с Байконура ракета-носитель "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4Р" сгорела в плотных слоях атмосферы. В результате был утрачен самый мощный российский телекоммуникационный космический аппарат.

Свое влияние оказывает и растущая конкуренция. Ряд американских компаний претендуют на то, чтобы заменить на местном рынке тяжелый "Протон" более легкими ракетами-носителями.

ILS — американская компания, подразделение Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева. Первоначально компания была основана с акционерным капиталом Lockheed Martin, однако в 2006 году Центр имени Хруничева выкупил акции Lockheed. Компания уже осуществила около 80 успешных запусков.

источник - http://ria.ru/space/20140804/1018804129.html

Санкции не скажутся на проекте космической обсерватории "Миллиметрон", считают в РАН

05 августа 2014 г.

Российские ученые рассчитывают, что санкции в отношении России из-за ситуации на Украине не скажутся на космических проектах, в частности, на проекте по созданию аппарата для астрофизических исследований в миллиметровом диапазоне "Миллиметрон". Об этом сообщил директор астрокосмического центра ФИАН им. Лебедева Николай Кардашев.

По словам ученого, в случае, если все же западные санкции коснутся научного сотрудничества, российская наука и промышленность способны произвести отечественные комплектующие. Однако передача заказа российским поставщикам отодвинет срок запуска миссии. Сейчас запуск "Миллиметрона" планируется на 2020 год.

В настоящий момент идет изготовление зеркала для телескопа, а также экранов. Спутниковая платформа разрабатывается НПО имени Лавочкина. В космической обсерватории "Миллиметрон" планируется использовать иностранную систему активного охлаждения рефлектора, а также сверхчувствительные приемники инфракрасного диапазона.

ОРКК продолжит проекты с США и ЕС, но переориентируется на страны Азии

7 августа 2014 г

Об этом заявил глава ОРКК Игорь Комаров.

"Сейчас очень серьезное время. Любой бизнес оценивает те риски, с которыми сталкивается и которые связаны с продолжением этих проектов (с Европой и США). Мы рассматриваем и определяемся с акцентом на страны Азии", — сказал Комаров.

Он напомнил, что российская ракетно-космическая отрасль все еще ведет серьезную кооперацию в области двигателестроения с США, а с европейскими странами — в области создания космических аппаратов.

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019173588.html

РФ и США прекратили сотрудничество в защите от астероидов

15 августа 2014 г

Сотрудничество в исследовании космоса и, в частности, соглашение о защите от астероидов, заключенное между российскими и американскими властями, пали жертвой ухудшения отношений между странами, но это не помешает частному партнерству, заявила представительница компании по исследованию космоса B612 Дайан Мерфи.

Организация сейчас работает над запуском частного телескопа Sentinel, способного искать "мелкие" астероиды диаметром менее одного километра, которые могут угрожать Земле. Сейчас телескопы НАСА обнаруживают лишь 1 процент астероидов размером около 140 метров, а они способны разрушить целый город.

В конце июля в результате нарастания напряжения в отношениях РФ и США из-за ситуации на Украине и в Крыму было аннулировано соглашение об увеличении сотрудничества в исследованиях ядерной и энергетической сферы, заключенное в сентябре 2013 года. Соглашение включало в себя и договоренность о сотрудничестве в защите от астероидов.

источник - http://ria.ru/space/20140815/1020221777.html

НАСА планирует заменить "Союзы" американскими "челноками"

22 августа 2014 г

НАСА в ближайшее время намерена заключить многомиллиардный контракт с одной из американских компаний на строительство шаттла для доставки своих астронавтов на борт МКС, пишет газета Washington Post. Как сообщает издание, это делается для того, чтобы избавиться от зависимости от российских "Союзов".

В общей сложности на заключение контракта с NASA к настоящему времени претендуют три основных конкурента — компании SpaceX, Sierra Nevada, а также концерн Boeing.

В то время как SpaceX и Boeing создают капсулы для доставки астронавтов на орбиту, третий претендент — Sierra Nevada — разрабатывает, возможно, наиболее интересное предложение. Это "космический самолет", который выглядит как миниатюрная версия космического шаттла и может использовать для посадки взлётно-посадочные полосы.

В программе также принимает участие компания Blue Origin Джеффри Безоса (владельца Amazon.com и Washington Post). Издание уточняет, что контракт потенциально может быть заключен более чем с одной фирмой.

источник - http://ria.ru/space/20140822/1020970679.html

Воронеж будет изготовлять шар-баллоны для ракет РФ вместо Украины

26 августа 2014 г

Воронежский механический завод (ВМЗ) планирует замещать украинские поставки титановых шар-баллонов для жидкостных двигателей, используемых в российских ракетах.

В настоящий момент шар-баллоны производит днепропетровский Южный машиностроительный завод имени Макарова ("Южмаш").

"Организация на ВМЗ производства титановых шар-баллонов совершенно логична в рамках программы импортозамещения", — цитирует издание слова директора департамента СМИ и информационной политики ОРКК Игоря Буренкова. На налаживание производства шар-баллонов на ВМЗ будет выделено около 1,1 миллиарда рублей.

Шар-баллон — герметичная сферическая конструкция из титана, в которой под большим давлением содержится гелий, необходимый для работы пневматических систем жидкостных ракетных двигателей.

источник - http://ria.ru/science/20140826/1021414059.html

6.    Строительство космодрома "Восточный"

Состоялось первое заседание Межведомственной комиссии по космодрому “Восточный”

01 августа 2014 г.

В Роскосмосе под председательством руководителя Федерального космического агентства О.Н. Остапенко прошло первое заседание Межведомственной комиссии нового состава по координации работ, связанных с созданием космодрома “Восточный”.

Накануне руководитель Роскосмоса лично проинспектировал объекты строительства космодрома и во вступительном слове перед членами комиссии отметил, что работы ведутся напряжённо, но “мы должны сделать всё, чтобы сроки, которые определены Президентом России и Правительством, были соблюдены”.

Руководитель Роскосмоса О.Н. Остапенко представит доклад Заместителю председателя правительства России Д.О. Рогозину о результатах своей поездки на космодром “Восточный”, итогах первого заседания Межведомственной комиссии, а также актуальных вопросах, высказанных представителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в создании нового космодрома.

Рогозин требует не допустить срыва сроков по космодрому "Восточный"

7 августа 2014 г

Вице-премьер по оборонной политике Дмитрий Рогозин потребовал не допустить срывов сроков работ по новому российскому космодрому "Восточный", строящемуся на Дальнем Востоке.

"Никаких срывов здесь быть не должно", — заявил Рогозин на встрече с руководством Космического центра имени Хруничева. Он напомнил, что в начале осени должны быть начаты работы на втором стартовом столе космодрома.

Рогозин напомнил, что одним из объектов санкций Запада стала российская ракетно-космическая отрасль.

"Вы прекрасно знаете, какие действия предприняли наши коллеги в отношении ракетно-космической промышленности — это и удары по рынку космических пусков, это и наступление на наши возможности по закупке компонентной базы, без которой не существуют никакие космические аппараты. Это и многое другое, что на самом деле говорит о новой реальности, в которой мы должны с вами действовать", — добавил вице-премьер.

источник - http://ria.ru/space/20140807/1019162466.html

7.    Ракета "Ангара"

В Центре Хруничева исключили повторение сбоя при следующем запуске "Ангары"

06 августа 2014 г.

Повторение сбоя, который привел к переносу первого старта новой российской ракеты-носителя "Ангара", во время следующего запуска исключено, сообщил первый заместитель генерального директора Центра имени Хруничева Владимир Нестеров, который был назначен персонально ответственным за своевременное создание комплекса "Ангара".

Впервые "Ангара" должна была взлететь с космодрома Плесецк 27 июня, но тогда сработала автоматическая система отмены пуска. Его перенесли на сутки, но запуск не состоялся и на следующий день. Ракету сняли со стартового стола для проведения дополнительных проверок. Причиной отмены старта стало падение давления в шаробаллоне наддува демпфера окислителя

Проект "Ангара" находится в тяжелом положении, заявил глава ОРКК

7 августа 2014 г

"Проект "Ангара" находится сейчас в тяжелом положении, и это не осталось без внимания ОРКК. В рамках программы финансового оздоровления Центра имени Хруничева мы можем попросить помощь у правительства. Считаю, что мы можем попросить такую помощь только один раз", — сказал глава ОРКК Игорь Комаров журналистам.

Со своей стороны вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ракетно-космические комплексы, выразил надежду на то, что проект "Ангара" будет реализован без сбоев.

источник - http://ria.ru/defense_safety/20140807/1019168916.html

В ВКО приступили к комплексным испытаниям тяжелой ракеты "Ангара-А5"

27 августа 2014 г

Специалисты войск Воздушно-космической обороны (ВКО) России приступили к комплексным испытаниям ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" на космодроме Плесецк в Архангельской области, сообщил командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Александр Головко.

Об этом он доложил главе Минобороны России Сергею Шойгу, который в ходе рабочей поездки на космодром ознакомился с ходом подготовки объектов космического ракетного комплекса к работе с "Ангарой-А5", а также проверил готовность объектов социальной инфраструктуры северного космодрома.

Два железнодорожных состава с компонентами первой ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" прибыли на космодром в конце июля.

источник - http://ria.ru/defense_safety/20140827/1021592772.html

Шойгу наградил военных, запустивших в космос "Ангару" после девяти лет неудач

28 августа 2014 г.

Десять военнослужащих, принимавших непосредственное участие в осуществлении успешного пуска ракеты-носителя легкого класса "Ангара-1.2ПП", получили от главы Минобороны РФ Сергея Шойгу медали "За воинскую доблесть".

Десятилетний период, в ходе которого были неудачи и неоднократные переносы запуска, министр охарактеризовал как "долгий и нелегкий путь, пройденный от зарождения конструкторских идей по созданию новейшей ракеты-носителя до их практического воплощения".

Награждение работников ракетно-космической отрасли состоялась на космодроме Плесецк во время рабочей поездки Шойгу. Глава военного ведомства отметил, что благодаря их самоотверженному труду в истории современной России появился универсальный аппарат, который в состоянии вывести на околоземную орбиту "полезную нагрузку различного назначения".

8.    Будущее МКС

Россия решает вопрос о продлении работы на МКС после 2020 года

25 августа 2014 г

Россия может продолжить свою работу на МКС и после 2020 года, об этом в понедельник сообщает газета "Известия". Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия после 2020 года направит свои средства на новые, более перспективные космические проекты, чем МКС. В ответ глава НАСА Чарлз Болден выразил мнение, что трения между США и Россией по поводу Украины все-таки не приведут к окончанию работы МКС.

"Вопрос по участию России в МКС после 2020 года остается открытым, но с вероятностью 90% руководство государства согласится участвовать в проекте и дальше", — сообщает газета со ссылкой на собеседника в Роскосмосе.

источник - http://ria.ru/science/20140825/1021272785.html

9.    Дистанционное зондирование Земли

Китай вывел на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли

9 августа 2014 г

Китай провел успешный запуск ракеты-носителя "Чанчжэн-4С" ("Великий поход") со спутником дистанционного зондирования Земли Яогань-20 (Yaogan-XX). Запуск прошел в субботу в 13.45 по местному времени (9.45 мск) с космодрома в провинции Ганьсу на северо-западе страны.

Спутник Яогань-20 разработан для научных экспериментов, изучения земельных и природных ресурсов, оценки урожая сельхозкультур, а также предотвращения стихийных бедствий и минимизации ущерба от них. Это 190-й запуск ракеты-носителя серии "Чанчжэн", уточняет Синьхуа.

источник - http://ria.ru/space/20140809/1019404678.html

Роскосмосу на создание спутниковой группировки нужно 358 млрд руб

19 августа 2014 г

Роскосмос просит выделить более 350 миллиардов рублей на создание в 2016-2025 годах новейшей группировки спутников для зондирования Земли (ДЗЗ).

Состав орбитальной группировки по направлению ДЗЗ будет увеличен до 26 космических аппаратов нового поколения, которые в полной мере будут соответствовать требованиям к объемам и качеству решаемых задач.

Как сообщает газета, группировка ДЗЗ позволит решить несколько задач. В части гидрометеорологии задачи будут решать две системы. На создание, запуск и управление системой глобальных метеорологических наблюдений Роскосмос просит выделить 86,9 миллиарда рублей, а на систему гидрометеорологического и гелиофизического назначения — 66 миллиардов рублей.

На решение задачи получения из космоса снимков Земли высокого и сверхвысокого разрешения Роскосмос запросил 55 миллиардов рублей. Самой дорогой и объемной работой, прописанной Роскосмосом в разделе ДЗЗ, стал проект космической системы оперативного наблюдения локальных чрезвычайных ситуаций, на которую потребуется 106,3 миллиарда рублей.

источник - http://ria.ru/science/20140819/1020515201.html

Уникальная база космических снимков России превысила 3,5 млн сцен

28 августа 2014 г

Уникальная база космических снимков территории России достигла более 3,5 миллионов сцен, сообщила представитель компании "СКАНЭКС".

Уникальный архив спутниковых снимков территории РФ составил более 3,5 миллионов сцен. Объем принятой и хранящейся информации достиг 400000 гигабайт. Архив содержит данные со спутников с пространственным разрешением от 0,5 до 150 метров на пиксель. Значительную часть новейших данных в архиве, принятых за 2013 и 2014 годы, составляют снимки со спутников серии SPOT 5/6 компании Airbus DS.

источник - http://ria.ru/space/20140828/1021727541.html

Запуски спутников с борта МКС

22 августа 2014 г.

19, 20 и 21 августа 2014 года с борта МКС осуществлены запуски малых космических аппаратов ДЗЗ типа Flock.

19 августа в 18:25 UTC (22:25 мск) были запущены спутники Flock-1b.24 (40122 / 1998-067EU) и Flock-1b.23 (40123 / 1998-067EV).

20 августа в 02:26 UTC (06:26 мск) были запущены спутники Flock-1b.26 (40124 / 1998-067EW) и Flock-1b.25 (40125 / 1998-067EX).

В тот же день в 09:50 UTC (13:50 мск) были запущены спутники Flock-1b.15 (40126 / 1998-067EY) и Flock-1b.16 (40127 / 1998-067FA).

21 августа в 13:37 UTC (17:37 мск) были запущены спутники Flock-1b.1 (40128 / 1998-067EY) и Flock-1b.2 (40129 / 1998-067FB).

Все космические аппараты были выведены на орбиту из японского модуля Kibo.

Доставка спутников на МКС была осуществлена с помощью грузового корабля Cygnus.

10. Планы по Луне

Вопрос участия ЕКА в российской лунной программе определится в декабре

3 августа 2014 г

Об этом сообщил заведующий отделом ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов.

По его словам, российское НПО им. Лавочкина как главный партнер ИКИ сейчас создает автоматические лунные станции "Луна-25" (проект "Луна-Глоб"), "Луна-26" и "Луна-27" (обе — проект "Луна-Ресурс"). Институт готовит научную аппаратуру для них. Запуски станций планируются на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Митрофанов уточнил, что в проекте "Луна-25" европейские коллеги смогут поучаствовать только с Земли. "Мы обсуждаем с ЕКА привлечение европейских наземных станций по управлению "Луной-25". Наши наземные станции будут, а европейские планируются как дополнительные", — пояснил он.

"Кроме того, европейцы хотят поставить на "Луне-26" УКВ-передатчик для получения независимого канала связи, это планируется сделать уже под "Луну-27", — добавил он.

Для "Луны-27" специалисты ЕКА предлагают сделать грунтозаборное устройство по аналогии с тем, что планируется установить на посадочном модуле в рамках российско-европейского проекта "ЭкзоМарс".

источник - http://ria.ru/science/20140803/1018660790.html

ИКИ: пилотируемый полет на Луну будет стоить России 100 млрд руб

3 августа 2014 г

Пилотируемый полет на Луну будет стоить России 100 миллиардов рублей, сообщил заведующий отделом ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов.

"Примерная стоимость одного проекта по созданию автоматической лунной станции составляет 10 миллиардов рублей, проект делается пять-шесть лет. Пилотируемый полет на Луну будет стоить в 10 раз дороже", — сказал Митрофанов.

Он уточнил, что перед пилотируемым полетом необходимо "заново научиться осуществлять посадку на Луну", для этого нужны автоматические лунные станции.

По его словам, в ближайшее десятилетие наверняка будут созданы лунные базы.

источник - http://ria.ru/space/20140803/1018660738.html

Роскосмос попросил 214 млрд рублей на сверхтяжелую ракету

15 августа 2014 г.

Роскосмос предлагает начать создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса для полетов к Луне уже в 2016 году, чтобы сам ракетный комплекс был готов примерно к 2030 году, пишут “Известия”. На первый этап работ Роскосмос просит выделить 214,6 млрд рублей, такая сумма прописана в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы.

В Крыму необходимо восстановить лунодром, считает космонавт Ревин

16 августа 2014 г.

В Крыму необходимо восстановить переставшие существовать после распада СССР пункт управления луноходами и лунодром. Такое мнение высказал российский космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Сергей Ревин.

"Я хорошо знаком с теми людьми, которые в свое время управляли луноходом. Именно в Крыму был полигон для отработки и моделирования того, как луноход будет передвигаться по лунной поверхности. Я думаю, что здесь необходимо восстановить лунный полигон и продолжить на нем работать", - отметил он.

Полезные ископаемые Луны для Роскосмоса добудут роботы

21 августа 2014 г.

Роскосмос планирует создавать роботов для добычи полезных ископаемых на Луне, говорится в тексте проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы. Технические предложения по созданию комплекса робототехнических средств для добычи и переработки минеральных ресурсов Луны, согласно документу, должны быть подготовлены к 2025 году.

На научную и техническую проработку робототехнических средств для строительства и обслуживания лунной базы, а также для добычи полезных ископаемых агентство заложило в проект ФКП 337 миллионов рублей. Проект ФКП направлен на согласование в правительство.

11. Планы по Марсу

Россия создаст посадочный модуль для новой миссии "ЭкзоМарс-2018"

05 августа 2014 г.

Россия в рамках новой российско-европейской миссии "ЭкзоМарс-2018" создаст посадочную платформу и предоставит ряд уникальных научных приборов, сообщил Даниил Родионов из Института космических исследований РАН, научный руководитель проекта "ЭкзоМарс" с российской стороны.

Задачи марсохода — геологические исследования и поиск следов жизни в подповерхностном слое Марса около места посадки. ИКИ РАН разрабатывает два прибора для установки на марсоход: инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектрометр АДРОН-РМ. ИСЕМ (ISEM — Infrared Spectrometer for ExoMars) представляет собой инфракрасный спектрометр, устанавливаемый на мачте марсохода и служащий для минералогического анализа поверхности. АДРОН-РМ используется для регистрации нейтронного альбедо, генерируемого космическими лучами в грунте и зависящего от количества водяного льда в нем, и построения локальной карты распределения водяного льда вдоль трассы движения марсохода.

На поверхность Марса с помощью разрабатываемого НПО имени Лавочкина десантного модуля доставят посадочную платформу (также российской разработки) и марсоход Европейского космического агентства (ЕКА) массой около 300 килограммов.

В свою очередь, первый этап проекта, миссия "ЭкзоМарс-2016", включает в себя разрабатываемые ЕКА орбитальный модуль и демонстрационный десантный модуль. Орбитальный КА TGO (Trace Gas Orbiter) предназначен для изучения малых газовых примесей атмосферы и распределения водяного льда в грунте Марса. ИКИ РАН разрабатывает два прибора для КА TGO: спектрометрический комплекс АЦС и нейтронный спектрометр ФРЕНД.

На новый "Фобос-Грунт" попросили более пяти миллиардов рублей

26 августа 2014 г.

К 2025 году Роскосмос планирует создать и отправить в космос "Фобос-Грунт" № 2. На реализацию проекта Роскосмос и РАН просят выделить из бюджета пять миллиардов сто миллионов рублей. Об этом сообщается в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы, который ведомство направило в правительство России на согласование.

Запуск космического комплекса для исследований Марса и его спутников, а также доставки образцов вещества Фобоса на Землю намечена на 2025 год.

12. Новости МКС

"Прогресс М-23М" отправился на "кладбище космических кораблей"

1 августа 2014 г

Космический грузовик "Прогресс М-23М", отстыкованный от Международной космической станции 22 июля, отправлен на "кладбище космических кораблей" в Тихом океане. Приводнение несгоревших в плотных слоях атмосферы Земли фрагментов космического грузовика намечено в 02.43 мск в несудоходном районе Тихого океана.

На борту "Прогресса" с 22 июля до 1 августа проводился очередной этап эксперимента "Радар-Прогресс", связанного с исследованием наземными средствами наблюдения отражательных характеристик плазменных неоднородностей, генерируемых в ионосфере при работе бортовых двигателей.

источник - http://ria.ru/science/20140801/1018371759.html

NASA отложила выходы в открытый космос на осень из-за технических проблем

07 августа 2014 г.

Выходы экипажа МКС в открытый космос по американской программе полетов откладываются, сообщил источник в представительстве NASA в российском ЦУП. По его словам, перенос сроков связан с проблемами, возникшими в процессе подготовки к работам в открытом космосе.

В свою очередь источник в ракетно-космической отрасли сообщил "Интерфаксу", что при проверке американских скафандров были обнаружены проблемы с батареями.

Ранее работы за пределами МКС планировались на 21 и 29 августа. Их должны были осуществить, соответственно, американские астронавты Стивен Свонсон и Рид Вайзман, а также Вайзман и немецкий астронавт Александр Герст.

Во Владивостоке прошли учения по поиску и эвакуации космонавтов

09 августа 2014 г.

С 2 по 8 августа 2014 года на главной базе Тихоокеанского флота (ТОФ) в г. Владивостоке проводятся инструкторско-методические занятия, практические наземные и морские тренировки по поисково-спасательному обеспечению экипажей транспортных пилотируемых космических кораблей (ТПК) «Союз ТМА-М».

Для участия в тренировках на базу Тихоокеанского флота прибыли космонавты-испытатели Сергей Рязанский и Андрей Бабкин, инструкторы управления по экстремальным видам подготовки ЦПК Василий Закотенко и Андрей Филипцев, специалист ЦПК по медицинскому обеспечению, поиску и спасанию космонавтов Александр Заверюха.

5 августа участники испытаний выполнили тренировки, на которых был отработан порядок, способы эвакуации космонавтов из спускаемого аппарата и действия на этапе парашютного спуска и приземления СА. 7 августа на акватории Уссурийского залива прошли морские учения, на которых отрабатывался весь комплекс действий, направленный на поиск и спасание космонавтов в открытом море.

К месту проведения учений было доставлено специальное снаряжение и оборудование Центра подготовки космонавтов: скафандр «Сокол-КВ2», гидрокостюм «Форель», плавсредства «Нева-КВ», носимый аварийный запас (НАЗ) «Гранат-6». В испытаниях задействованы морская авиация, корабли и суда спасательных сил ТОФ. Тренировки обеспечивают представители второго командования ВВС и ПВО, Росавиации, Роскосмоса и спасательных сил Тихоокеанского флота.

Крикалев рассказал участникам "Тавриды" о МКС и зарплатах космонавтов

18 августа 2014 г.

Летчик-космонавт СССР Сергей Крикалев на седьмой образовательный день международного молодежного форума «Таврида» рассказал участникам мероприятия об экспериментах, которые он проводил на МКС, и о том, у кого больше зарплата – у космонавтов или астронавтов.

Свое выступление Крикалев начал с достаточно очевидного заявления: «Жизнь в космосе сильно отличается от жизни на Земле». Далее космонавт привел ряд примеров, подчеркивающих его слова. Так, проводя эксперимент на МКС, который был призван выявить особенности выращивания растений в условиях невесомости, где нет понятий верх и низ, установлено: при отсутствии гравитации флора тянется к солнечным лучам.  «Определяющее направление роста растения — это свет», — отметил Крикалев и уточнил, что непосредственно он выращивал редиску.

Один из первых вопросов из зала был связан с подготовкой русских и американцев: у кого она лучше? Крикалев признал, что она одинакова, но есть некоторые нюансы. Раньше астронавты больше готовились для выполнения задач в коротких экспедициях в космос, а космонавты для длительного пребывания в невесомости. Но сейчас ситуация выравнялась, признал он. Вопрос зарплат, конечно, не мог остаться незатронутым. Герой России откровенно признал, что раньше у россиян она была меньше, чем у американских коллег. Но после повышения денежного довольствия военнослужащим и у космонавтов увеличилась зарплата. «Теперь они сравнялись», — сказал Крикалев.

Космонавты Скворцов и Артемьев завершили работы в открытом космосе

18 августа 2014 г

Космонавты Роскосмоса Александр Скворцов и Олег Артемьев завершили работы в открытом космосе и закрыли люки МКС.

Первым в списке работ, которые выполняли космонавты за пределами станции, был запуск наноспутника "НС-1". Эту операцию вручную провел Артемьев.

Наноспутник "НС-1" представляет собой куб со стороной десять сантиметров, он весит полтора килограмма. С помощью "НС-1" будут испытываться основные электронные модули аппаратов нанокласса по космической образовательной программе "Радиоскаф". Аппарат обеспечивает передачу на Землю в радиолюбительском диапазоне информационных сообщений в виде телеграфного сигнала опознавания кодом Морзе, снимки с фотокамер спутника из космоса по запросу с Земли, а также телеметрию (напряжение, токи, температуру всех блоков наноспутника).

В программе работ Скворцова и Артемьева также было выполнение ряд задач в рамках научной программы МКС, в том числе монтаж научной аппаратуры для эксперимента "Expose-R", цель которого — оценка длительного, до полутора лет, действия условий космического пространства на выживаемость бактерий, грибов, животных и растений. Российские космонавты также сфотографировали теплоизоляцию внешней поверхности российского сегмента МКС.

На борту МКС сейчас работают шесть человек: командир экспедиции МКС-40 Стивен Свонсон (США), бортинженеры МКС-40 — Александр Скворцов (Россия), Олег Артемьев (Россия), бортинженер МКС-40, командир МКС-41 Максим Сураев (Россия), бортинженеры МКС 40/41 Рид Вайзман (США) и Александр Герст (Европейское космическое агентство).

источник - http://ria.ru/science/20140819/1020501413.html

Космонавты 41/42-й экспедиции на МКС признаны годными к полету

20 августа 2014 г.

В Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина состоялось заседание Главной медицинской комиссии, которая проанализировала данные медицинских обследований российских членов основного и дублирующего экипажей 41/42-й длительной экспедиции на МКС за период предполетной подготовки. По результатам заседания комиссии космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев,  Елена Серова, Геннадий Падалка и Михаил Корниенко были признаны годными к космическому полету по состоянию здоровья. Старт 41/42-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию запланирован на сентябрь 2014 года.

На поверхности МКС обнаружены следы морского планктона

20 августа 2014 г.

Эксперимент "Тест" по забору биопроб с иллюминаторов и внешней поверхности МКС дал уникальные результаты. Ученые обнаружили следы морского планктона. Об этом рассказал журналистам руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

По его словам, в 2013 году было подтверждено, что некоторые организмы могут жить годами на наружной поверхности МКС при факторах космического полета (вакуум, температура, жесткое космическое излучение и так далее). Некоторые исследования подтвердили, что эти организмы могут развиваться.

Пока не совсем понятно, как эти микрочастицы могли попасть на поверхность космической станции.

Продолжение экзаменационной сессии экипажей МКС-41/42

23 августа 2014 г.

Основной и дублирующий экипажи 41/42-й длительной экспедиции на МКС продолжают сдавать экзаменационную сессию. После успешной сдачи космонавты и астронавты приступят к комплексным экзаменационным тренировкам, которые подведут итог подготовки экипажей в Звёздном городке.

Космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Елена Серова сдали экзамен на тренажёре ТС-18. Этот тренажёр, расположенный на базе центрифуги ЦФ-18, предназначен для отработки навыков управления спуском корабля с орбиты в ручном режиме в случае отказа автоматики, контролирующей процесс возвращения капсулы с космонавтами на Землю. В подобной ситуации экипаж должен быть готов к экстренным действиям. Кроме того, перед космонавтами на экзамене ставилась задача «приземлиться» максимально близко к расчётной точке посадки и испытать при этом минимальные перегрузки. По заключению экзаменационной комиссии, космонавты продемонстрировали отличные профессиональные навыки работы при выполнении ручного управляемого спуска.

20 августа с подобным испытанием успешно справились российские члены дублирующего экипажа МКС-41/42 Геннадий Падалка и Михаил Корниенко.

источник - http://www.federalspace.ru/20868/

13. Исчерпание ресурса МКС

Проведена коррекция орбиты Международной космической станции

14 августа 2014 г.

Коррекция орбиты прошла в штатном режиме. По данным телеметрии двигательная установка транспортного грузового корабля ATV-5 была включена в 20 часов 58 минут московского времени. Продолжительность её работы составила 469,4 секунды. В результате МКС получила приращение скорости 1,1 м/сек., высота орбиты увеличилась на 2 км. Средняя высота орбиты МКС теперь составляет 416,4 км.

источник - http://www.federalspace.ru/20836/

Коррекция орбиты МКС

27 августа 2014 г. в 12:37 мск была проведена коррекция орбиты Международной космической станции.

По данным телеметрии продолжительность работы двигательной установки транспортного грузового корабля ATV-5 составила 178,68 секунды. В результате МКС получила приращение скорости 0,43 м/сек., высота орбиты увеличилась на 1 км.

Эту коррекцию, как и предыдущую 14 августа, объясняют необходимостью создания условий для обеспечения приземления в заданном районе экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-12М» в составе космонавтов Роскосмоса Александра Скворцова, Олега Артемьева и астронавта NASA Стивена Свонсона. Экипаж вернется на Землю 11 сентября 2014 года.

источник - http://www.federalspace.ru/20874/

14. Спутниковая группировка

Ученые не знают о состоянии гекконов на спутнике "Фотон-М"

6 августа 2014 г

Ученые не могут узнать о состоянии животных, участвующих в биологических экспериментах на борту спутника "Фотон-М": необходимости в наблюдении за ними не было, и поэтому соответствующая аппаратура на спутник не устанавливалась.

"Фотон-М4" с гекконами, мушками-дрозофилами, яйцами шелкопряда, грибами и семенами высших растений был выведен на земную орбиту с Байконура 19 июля. Тогда же связь со спутником была нарушена — аппарат не принимал команды с Земли. Связь удалось восстановить 26 июля. Биологическая часть миссии "Фотон-М" в космосе включает в себя восемь экспериментов. Самые крупные животные на спутнике — это пять гекконов длиной примерно по 10 сантиметров каждый. Эксперимент с гекконами предполагает получение от них потомства.

источник - http://ria.ru/space/20140806/1018956320.html

РФ в 2017-2018 годах планирует запустить спутники для изучения радиационного пояса Земли

09 августа 2014 г.

Запуск четырех спутников "Резонанс" для исследования внешнего радиационного пояса Земли запланирован на 2017-2018 годы. Об этом сообщил доктор физико-математических наук Анатолий Петрукович, работающий в ИКИ РАН.

В проекте задействовано 12 стран, но производить две пары малых спутников, то есть четыре космических аппарата, поручено НПО им. Лавочкина.

Речь идет о релятивистских электронах, которые являются основной составляющей радиационного пояса и которые представляют собой главную угрозу для работы спутников связи на геостационарной орбите.

Спутниковый прибор производства "Швабе" начал работу в космосе

30 августа 2014 г.

Бортовой инфракрасный Фурье-спектрометр разработки холдинга "Швабе" проходит успешное тестирование на космическом аппарате "Метеор-М" №2. Получены первые ИК-спектры высокого разрешения атмосферы и поверхности Земли с бортового инфракрасного Фурье-спектрометра ИКФС-2, созданного холдингом "Швабе". По оценке специалистов, выполняющих обработку и анализ поступившей информации, полученные спектры соответствуют заданным требованиям и подтверждают высокие тактико-технические характеристики изделия ИКФС-2.

Бортовой инфракрасный Фурье-спектрометр - перспективная разработка ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша", Красногорского завода имени С.А.Зверева (входит в холдинг "Швабе") и НИИ ИСУ МГТУ имени Н.Э.Баумана. Прибор предназначен для температурного и влажностного зондирования атмосферы Земли.

15. Сход с орбиты оборонных спутников

Спутник СССР "Космос-903" после 37 лет на орбите сгорел в атмосфере

4 августа 2014 г

Отработавший советский спутник "Космос-903", запущенный на орбиту в 1977 году, сгорел в атмосфере Земли, сообщил представитель Минобороны РФ по войскам Воздушно-космической обороны Алексей Золотухин. Схождение с орбиты состоялось в 09.35 над северо-восточным регионом РФ.

"Космос-903" был запущен 11 апреля 1977 года с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя "Молния". Срок активного существования космического аппарата на орбите завершился в июле 1978 года.

источник - http://ria.ru/space/20140804/1018791536.html

Советский спутник, проведший на орбите 34 года, сгорел в атмосфере

5 августа 2014 г

Советский космический аппарат "Космос-1151" сошел с орбиты и, вероятно, сгорел в плотных слоях атмосферы, сообщил журналистам представитель Войск воздушно-космической обороны России полковник Алексей Золотухин.

Советский космический аппарат "Космос-1151" был запущен 23 января 1980 года с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя "Циклон-3". Срок активного существования космического аппарата на орбите — лишь полгода.

"Анализ информации <…> подтвердил отсутствие на орбите космического аппарата "Космос-1151", — сказал Золотухин.

По мнению специалистов, фрагменты космического аппарата сгорели при прохождении плотных слоев атмосферы над Антарктидой.

источник - http://ria.ru/space/20140805/1018844085.html

16. Международная конференция

Москва впервые проведёт международную космическую ассамблею COSPAR

2 августа 2014 г

Крупнейшая международная космическая ассамблея COSPAR, основанная в 1958 году после запуска первого искусственного спутника Земли, несмотря на введение против России санкций со стороны США и ЕС, впервые пройдёт в Москве.

Научная ассамблея COSPAR — одна из крупнейших международных конференций в области исследований космического пространства — пройдёт с 2 по 10 августа в Москве, в МГУ имени Ломоносова. Это будет первый раз, когда Москва принимает Ассамблею и второй, когда ее принимает Россия.

Представители советской и российской космической науки всегда играли большую роль в работе комиссии. В этом году Роскосмос будет представлен 4 предприятиями: ФГУП "Научно производственное объединение им. С.А.Лавочкина", ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения", ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева", а также ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева".

Представители этих организаций выступят на ассамблее с докладами, среди которых: "Планетарная защита", "Стендовое моделирование электрических пробоев в обеспечение исследования влияния на МКС плазменного окружения и солнечных батарей", "Электрические пробои "плазменных конденсаторов", возникающих на диэлектрических покрытиях МКС" и многие другие.

Также с 2 по 10 августа для участников международной конференции будут организованы экскурсии по предприятиям Роскосмоса: НПО им. С.А.Лавочкина, в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и Мемориальный музей космонавтики. А учителям физики также предоставят возможность побывать на предприятии РКК "Энергия".

источник - http://ria.ru/science/20140802/1018512822.html

17. Распил бюджета не получился

Жители Чувашии отказались праздновать “День космической славы республики”

21 августа 2014 г.

Дню космической славы Чувашии не быть. Такое решение приняли 72% опрошенных интернет-пользователей республики, сообщает сайт “Мой город Чебоксары”.

Мини-опрос проводился Мининформполитики Чувашии с 17 июля по 18 августа, чтобы выяснить, нужно ли в республике установить новый праздник в честь первого полета в космос чувашского космонавта Андрияна Николаева, который с 11 по 15 августа 1962 года на корабле “Восток-3” совершил 64 витка вокруг Земли.

По всей вероятности, жители республики посчитали это событие не столь важным, поэтому решили отказаться от ежегодного празднования ”Дня космической славы Чувашии”, который предлагалось проводить 11 августа.

25% опрошенных согласились, что ежегодный праздник необходим. Еще 4% высказали сомнение. Всего участие в мини-опросе приняли 777 человек.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Марсоходы

Curiosity отмечает два года своего путешествия по "красной планете"

6 августа 2014 г

Ровно два года исполняется с момента начала работы на поверхности Марса американского марсохода Curiosity, который уже обнаружил свидетельства наличия на этой планете миллиарды лет назад пригодной для живых организмов среды и теперь готов к изучению первой на своем пути марсианской горы.

Шестиколесный ровер Curiosity, длиной три метра и весом около 900 килограммов, отправился на Марс в ноябре 2011 года и 6 августа 2012 года достиг поверхности "красной планеты" в районе кратера Гейла. Точного срока окончания миссии марсохода не называют, но его основная миссия была рассчитана на один марсианский год, или 687 земных суток. Несмотря на то что это время истекло, аппарат находится в отличной форме, если не считать несколько истертых твердыми марсианскими породами алюминиевых колес, и готов к реализации значительного этапа своей миссии: изучению горы Эолида (гора Шарпа), центрального пика кратера Гейла.

С начала своей работы на Марсе аппарат прошел около девяти километров, примерно восемь из них он проделал за последний год. Планируется, что Curiosity не будет совершать полного восхождения на Эолиду а поднимется лишь на высоту не более 500 метров. Задачей аппарата станет изучение ее подножия, холмов Пахрумп (Pahrump).

Учитывая то, как медленно движется к своей цели марсоход, и что до цели остается еще около четырех километров пути, ученые рассчитывают привести его к заданному району к концу 2014 года.

Фундаментальным вопросом, стоявшим перед миссией, было — мог ли Марс обладать пригодной для обитания средой. В задачу миссии входило не обнаружить на Марсе присутствие живых организмов, а найти ответ на вопрос о том, существовала ли когда-то на этой планете пригодная для живых организмов среда.

К радости ученых уже через месяц после начала миссии марсоходу удалось найти русло древнего ручья. Установленный на Curiosity российский прибор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов") измерил количество воды и гидратированных материалов в зоне посадки ровера. Полученные данные о том, что под тонким слоем сухого грунта в некоторых точках доля воды превышает 4%, позволили ученым предположить, что более 1 тысячи лет назад на Марсе была вода. Догадку подтвердило изучение пород в этом районе, показавшее, что глубина марсианского ручья могла доходить до полуметра.

Изучение марсианской пыли показало наличие в ней серы, азота, кислорода, фосфора и углерода, ключевых для жизни химических элементов. Обнаружение глинистых минералов, не слишком перенасыщенных солью, позволяет думать, что на Марсе когда-то могла быть пригодная для питья вода.

Предполагается, что следующему за Curiosity аппарату предстоит собрать образцы марсианского грунта для отправки на Землю. Ученые отмечают, что предстоящая в 2020 году миссия внесет важный вклад в подготовку будущих пилотируемых полетов на Марс и подготовку космонавтов к работе на "красной планете". В частности, надеются в НАСА, эксперименты, которые будет вести новый марсоход, позволят специалистам выяснить, возможно ли использование марсианских ресурсов для получения кислорода — как для дыхания человека, так и в качестве окислителя ракетного топлива.

источник - http://ria.ru/science/20140806/1018946736.html

2.    Исследования комет

“Розетта” приблизилась к комете Чурюмова - Герасименко

07 августа 2014 г.

6 августа в миссии космического исследовательского аппарата Rosetta произошло знаменательное событие – после заключительной корректировки орбиты зонд максимально сблизился с кометой 67Р Чурюмова-Герасименко, сделав возможной подготовку к запуску гарпунов и отправке на поверхность небесного тела спускаемого модуля «Филе».

Отдача команды на включение двигателя наступила приблизительно в 13 часов по московскому времени. В течение получаса сотрудники ЕКА, а вместе с ними и представители СМИ ждали, пока сигнал дойдет до зонда, а затем поступит отчет о выполнении. В итоге ожидания оправдались - на расстоянии около 100 километров от кометы "Розетта" скорректировала свою орбиту, добившись синхронизации движения.

Одновременно отчет от имени Rosetta появился в ее персональном Twitter. Она поздоровалась с кометой на 24 европейских языках и сообщила, что спустя 10 лет, 5 месяцев и четыре дня вместе с модулем "Филе" достигла цели.

Выбраны пять мест для спуска зонда на поверхность ядра кометы 67P/Чурюмова-Герасименко

27 августа 2014 г.

Европейские специалисты, работающие с зондом "Розетта", выбрали пять потенциальных точек для высадки на поверхности ядра кометы 67P/Чурюмова-Герасименко спускаемого зонда "Фила". Предположительно, сама посадка случится в середине ноября.

Основными критериями, влияющими на выбор места для посадки, специалисты называют доступность солнечного света не менее шести часов в сутки, удобство связи с аппаратом, опасности перегрева и удобство маневрирования спускаемого зонда на поверхность кометы.

3.    Планы по Луне

Китай работает над программой добычи Гелия-3 на Луне

06 августа 2014 г.

Китайские ученые рассматривают возможность полного обеспечения национальной экономики собственной энергией за счет добычи на Луне изотопа гелия-3 и его использования на Земле в качестве топлива для нового поколения термоядерных реакторов. Об этом сообщает лондонская газета Times.

"Работающий над лунной программой КНР ведущий ученый заявил недавно, что находящегося на Луне гелия-3 достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность в энергии по крайней мере на ближайшие 10 тыс. лет, - отмечает издание. - Согласно подсчетам, 0,02 грамма гелия-3 по содержащейся в нем энергии равен одному баррелю нефти".

Гелий-3 является идеальным топливом для ядерной энергетики, так как исключительно эффективен и практически полностью безопасен.

Индия рассчитывает самостоятельно запустить лунный зонд "Чандраян-2"

09 августа 2014 г.

Индия настроена справиться собственными силами с   запуском к Луне космического аппарата "Чандраян-2". Об этом   сообщил в парламенте государственный министр науки   и технологий, науки о Земле, по кадровым вопросам,   общественным спорам, пенсионному обеспечению, атомной   энергетике и космосу Джитендра Сингх.

"Конфигурация "Чандраян-2" была пересмотрена в пользу   собственного индийского посадочного модуля", - уточнил он.

Китай намерен до конца 2014 года запустить возвращаемый экспериментальный лунный орбитальный аппарат

11 августа 2014 г.

В Китае к запуску готовится возвращаемый лунный орбитальный аппарат. Об этом говорится в распространенном в воскресенье сообщении Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности.

Аппарат, который пока является экспериментальным, был доставлен из Пекина в аэропорт г. Сичан /провинция Сычуань, Юго-Западный Китай/, откуда его перевезут на космодром Сичан.

Запуск должен быть произведен до конца нынешнего года.

4.    Перспективные технологии

В Тихом океане завершены испытания “Ориона”

09 августа 2014 г.

Команда специалистов НАСА при участии военно-морских сил (ВМС) США успешно провела испытания в акватории Тихого океана нового космического корабля Orion. Первый тестовый полет корабля в космос запланирован на декабрь 2014 года. Это путешествие аппарат, как ожидается, завершит у берегов Южной Калифорнии, где корабль ВМС США его подхватит.

Проведенное испытание для «Ориона» является уже вторым: первое было полгода назад, в феврале 2014 года.

Прототип ракеты-носителя Falcon 9R взорвался в США в ходе испытаний

23 августа 2014 г

Прототип многоразовой ракеты-носителя Falcon 9R взорвался в ходе испытаний в американском штате Техас.

Ракета Falcon 9R идентична Falcon 9, которая используется для выведения аппаратов на МКС. Взрыв произошел сразу же после запуска ракеты. По данным представителя компании-производителя SpaceX, причина взрыва — некая "аномалия", обнаруженная в двигателе.

Двухступенчатая ракета-носитель Falcon 9 создана частной калифорнийской компанией SpaceX, основанной миллиардером Элоном Маском. Компания заявляет, что эта ракета — самое дешевое средство выведения аппаратов в космос. Стоимость запуска составляет от 56 до 77 миллионов долларов, в то время как запуск российского "Протона" и европейской ракеты Ariane 5 обходится в 100 миллионов и 200 миллионов соответственно.

источник - http://ria.ru/space/20140823/1021106515.html

НАСА: запуск первой ракеты в дальний космос состоится в 2018 году

28 августа 2014 г

Запуск новой ракеты НАСА, предназначенной для доставки космонавтов на астероиды или даже на Марс, состоится не позднее ноября 2018 года.

Речь идет о новой системе запуска космических кораблей (Space Launch System, или SLS), которая позволит доставлять астронавтов и грузы за пределы земной орбиты. Новая разработка, как ожидается, положит начало первой марсианской экспедиции.

"Мы находимся на пути научного и человеческого исследования, которое приведет нас на Марс. Мы твердо верим в идею создания ракеты-носителя и других вспомогательных систем, которые приведут нас на этот путь", — заявил глава НАСА Чарльз Болден.

В первом испытательном полете будут задействованы ракета-носитель малой загрузки весом в 70 тонн и ракета тяжелой загрузки общей массой в 143 тонны. Стоимость 70-тонной ракеты составляет свыше 7 миллиардов долларов, ее запуск, как стало известно, планируется осуществить не позднее ноября 2018 года.

источник - http://ria.ru/science/20140828/1021698197.html

5.    Спутники

До 2023 года в космос запустят 1150 спутников

07 августа 2014 г.

Около 248 млрд долл будет инвестировано во всем мире в производство и запуск порядка 1155 спутников связи в период с 2014 по 2023 годы. Об этом говорится в исследовании Euroconsult. 75% доходов от запуска спутников получат правительства, причем 90% этого рынка будет сконцентрировано в 10 странах с развитой космической индустрией. По прогнозам Euroconsalt, 350 спутников из числа запущенных в следующее десятилетие будут адресованы коммерческому сектору, в частности, для замены устаревающих мощностей спутников, уже находящихся на орбите. 83% рынка запуска спутников будет приходится на спутники, размещенные на геостационарной орбите. Тем не менее, сегмент не геостационарных спутников для коммуникаций и наблюдений за Землей будет составлять в объеме порядка 1 млрд долл в год.

Энтузиасты восстановили старые лунные снимки

05 августа 2014 г.

В 1966-67 годах на орбиту Луны было запущено несколько космических аппаратов Lunar Orbiter, которые должны были провести съемку поверхности спутника из космоса, с высоты порядка 50 километров. Съемка эта велась при помощи двух камер Kodak, фотографировавших Луну в высоком и низком разрешении. Главной задачей всего этого было нахождение пригодных для посадки районов, и, как можно судить по успешной миссии Apollo, данные места все же были найдены.

После изучения фотографии были временно помещены в архив, а после коробка со снимками много раз меняла хозяев, пока наконец не попала к нужным людям. Собравшаяся команда энтузиастов, назвавшая себя LOIRP, при помощи и финансировании NASA провела огромное количество времени над оцифровкой и обработкой данных фотографий, общее количество которых составило порядка 2000. В процессе реконструкции было обработано 1500 магнитных лент, на которые были записаны эти снимки.

В LOIRP говорят, что данные снимки впервые демонстрируются в высоком качестве, и их задачей было сделать так, чтобы молодое поколение смогло увидеть фотографии в максимально возможном разрешении.

В Google Maps появились виртуальные карты Луны и Марса

07 августа 2014 г.

Компания Google решила порадовать любителей космической тематики двумя новыми сервисами – виртуальной картой Марса и Луны. Карты создавались на основе огромного количества фотографий, часть из которых сделал марсоход Curiocity. На снимках видна часть географических объектов, таких как кратеры, горы и системы каналов. К каждому объекту приписана карточка, в которой собраны все сведения о нем.

Российские физики помогли выяснить особенности рождения энергии Солнца

28 августа 2014 г

Международный коллектив ученых, в который входят специалисты нескольких российских научных центров, впервые в истории изучения Солнца выяснил, что почти вся энергия нашего светила обусловлена термоядерной реакцией слияния двух ядер водорода, протонов, с образованием дейтерия.

В соответствии с современными астрофизическими моделями, основным источником энергии Солнца является так называемая протон-протонная цепочка реакций — последовательность термоядерных реакций в звездах, приводящая к превращению водорода в гелий.

Единственным доступным земным наблюдателям способом изучения термоядерных процессов, определяющих энергетику светила, является изучение потоков и энергетических спектров нейтрино, образующихся при их протекании. Нейтрино чрезвычайно слабо взаимодействуют с веществом, поэтому, чтобы зарегистрировать хотя бы несколько взаимодействий в день, требуются огромные детекторы с массой в сотни тонн.

Нынешняя работа была выполнена с помощью детектора "Борексино", установленного в подземной лаборатории Гран Сассо Национального института ядерной физики Италии (INFN). Детектор измерял поток солнечных нейтрино, образованных в термоядерной реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия. Впервые доказательство протекания такой реакции на Солнце международный проект "Борексино", в котором участвуют российские физики, получил в 2011 году. Теперь оказалось, что эта реакция образует около 99% всей солнечной энергии.

источник - http://ria.ru/science/20140828/1021803939.html

Астрофизики РФ доказали рождение сверхновых из термоядерных взрывов

28 августа 2014 г

Российские астрофизики из ИКИ РАН и их зарубежные коллеги подтвердили теорию, согласно которой сверхновые звезды определенного типа Ia представляют собой гигантские термоядерные взрывы сверхплотных остатков других звезд — белых карликов.

Считается, что сверхновые типа Ia являются результатом термоядерного взрыва углеродно-кислородного белого карлика, в процессе которого синтезируется большое количество радиоактивного никеля-56 и возникает гамма-излучение. Хотя ранее уже были открыты сотни таких сверхновых в разных галактиках, их гамма-излучение ни разу не удавалось зарегистрировать; соответственно, не удавалось подтвердить теоретическую модель возникновения сверхновых типа Ia.

Пятнадцатого января 2014 года такая звезда взорвалась в галактике M82 — в 11 миллионах световых лет от орбиты Земли. Возникшее в результате этого гамма-излучение удалось зафиксировать орбитальной обсерватории "Интеграл" (совместный проект Роскосмоса, НАСА и Европейского космического агентства). Это полностью подтвердило теоретическую концепцию сверхновых типа Ia как гигантских термоядерных взрывов.

источник - http://ria.ru/space/20140828/1021784648.html