ЗА ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Коптев не тонет

Коптеву предложили возглавить научно-технический совет Роскосмоса

10 февраля 2015 г.

Глава Роскосмоса Игорь Комаров предложил бывшему главе Росавиакосмоса Юрию Коптеву, руководившему агентством со дня его основания по 2004 год, возглавить объединенный научно-технический совет (НТС) Роскосмоса и объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).

Коптев пояснил, что организационно объединения советов не произошло. Оформлено всё как уточнение состава НТС Роскосмоса, куда вошли представители ОРКК.

"Сейчас идет активная работа по формированию новой концепции пилотируемой космонавтики. Как только рабочая группа представит свои предложения, мы рассмотрим их на заседании НТС", — пояснил Юрий Коптев.

источник  - http://ria.ru/space/20150210/1046805321.html

Назначен новый руководитель Научно-технического совета Роскосмоса

февраль 2015 г.

ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскосмоса сообщил о назначении Юрия Коптева на должность руководителя НТС Федерального космического агентства. Соответствующий приказ подписан главой Роскосмоса Игорем Комаровым.

Заседание научно-технического Совета

24 февраля 2015 года состоялось заседание НТС Роскосмоса под председательством Юрия Коптева.

Члены НТС рассмотрели Концепцию российской пилотируемой космонавтики на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.

Основа Концепции развития российской космонавтики базируется на двух ключевых направлениях:

- модернизация и наращивание номенклатуры отечественных космических средств в рамках программ международной космической станции (МКС);

- создание перспективных космических средств для обеспечения работы национальной орбитальной станции и осуществления программ исследования дальнего космоса.

Концепция предусматривает использование МКС до 2024 года, затем планируется создание российской орбитальной базы на основе отделяемых от МКС модулей.

Россия будет целенаправленно изучать Луну с помощью автоматических космических аппаратов с окололунной орбиты и с поверхности естественного спутника Земли. На рубеже 2030 года планируется выход и на пилотируемые полеты на Луну.

источник - http://www.federalspace.ru/21321/

2.    Космические программы конкурентов

В бюджете Обамы предусмотрены крупные ассигнования на науку

2 февраля 2015 г.

Президент США Барак Обама обнародовал 2 февраля свой бюджетный запрос, в котором весьма агрессивно излагаются его приоритеты на остаток президентского срока, заканчивающегося в январе 2017 года.

Белый дом в своем плане предусматривает выделение 1,36 миллиарда долларов на науку о планетах, что примерно на 5% ниже ассигнований предшествующего года. Сюда входят средства на поимку и изучение маленького астероида за счет его увода на лунную орбиту. НАСА также запросила 30 миллионов долларов на начало официального планирования полета на спутник Юпитера Европу. Полет на планету с ледяной коркой, под которой скрывается океан, где может находиться жизнь, никогда не пользовался особой поддержкой в Белом доме, хотя конгресс этот замысел поддерживает активнее, выделив в прошлом году на его осуществление 100 миллионов долларов.

НАСА добивается прекращения в 2016 году финансирования двух длительных космических программ. Первая — марсоход Opportunity, который работает на Красной планете с 2004 года, а вторая — «Лунный орбитальный разведчик», с 2009 года проводящий картографическую съемку Луны. Финансовый директор НАСА Дэвид Радзановски говорит, что его агентство летом решит, продолжать или нет работу состарившегося марсохода Opportunity, однако нет никаких гарантий, что НАСА сможет выделить на это средства.

источник -  http://inosmi.ru/world/20150204/226026461.html

3.    Результаты "суверенитета"

Эстония подписала договор о вступлении в ЕКА

4 февраля 2015 г.

Министр внешней торговли и предпринимательства Эстонии Анне Суллинг и генеральный директор Европейского космического агентства (ESA) Жан-Жак Дорден в среду подписали в Париже договор о вступлении Эстонии в ESA; после его ратификации парламентом балтийская республика станет 21-й страной.

Со вступлением в ESA Эстония должна будет заплатить одноразовый вступительный взнос 600 тысяч евро. После получения статуса полноправного члена ESA Эстония ежегодно будет выплачивать 870 тысяч евро. Страна станет полноправным членом организации в 2016 году.

источник - http://ria.ru/space/20150204/1045949778.html

Туркмения в марте этого года запустит космический спутник связи

9 февраля 2015 г.

Запуск первого туркменского космического спутника связи "ТуркменАлем" (Туркменская вселенная) намечен на март этого года. Президент Гурбангулы Бердымухамедов, говоря о значении этого запуска, подчеркнул, что наличие собственного спутника связи ускорит развитие в стране систем связи, телевидения и других отраслей.

Спутник связи "ТуркменАлем", построенный французской компанией "Thales Alenia Space", предполагается вывести американской ракетой-носителем Falcon 9 на геостационарную орбиту. После вывода на околоземную орбиту, управление спутником связи будет осуществляться из Центра управления в Ахалском велаяте (области), а также из резервного Центра управления в Дашогузском велаяте (область на севере Туркменистана).

источник - http://ria.ru/space/20150209/1046626187.html

Первый туркменский спутник полетит на американской ракете в марте

16 февраля 2015 г.

Запуск первого национального туркменистанского спутника связи TurkmenSat 1 будет произведён не на российской, а на американской ракете-носителе Falcon 9 разработки компании SpaceX в конце марта, сообщил РИА Новости источник в космической отрасли.

"В настоящее время Туркмению обслуживает российский спутник "Ямал", который принадлежит компании "Газпром космические системы". Однако для создания собственного космического аппарата связи правительство Туркменистана выбрало не российскую, а европейскую компанию Thales Alenia Space, а для вывода на орбиту — американскую ракету Falcon 9 разработки Элона Маска.

Первый национальный спутник TurkmenSat-1 планируется вывести на геостационарную орбиту и установить в позицию 52 градуса восточной долготы над территорией Туркмении. Расчётный срок службы аппарата составит примерно 15 лет. Спутник будет обеспечивать вещание на всей территории Туркмении, а также в Иране, Турции, Северной Африки.

источник - http://ria.ru/space/20150216/1047933578.html

Первый эстонский спутник завершил космическую миссию

17 февраля 2015 г.

Первый эстонский искусственный спутник ESTCube-1, который более полутора лет находился на околоземной орбите, во вторник официально завершил свою миссию, сообщил журналистам руководитель проекта Март Ноорма.

Эстонский мини-спутник весом 1,3 килограмма был разработан и изготовлен эстонскими студентами и преподавателями Тартуского университета. Он был запущен на орбиту 7 мая 2013 года. Все это время ESTCube-1 летал на высоте 660 километров. Причиной завершения работы спутника стал износ аккумуляторов.

На тему эстонского спутника было защищено 19 магистерских работ, 29 бакалаврских работ, пять докторских диссертаций, созданы четыре стартапа, опубликовано 12 научных статей, в стадии публикации находятся еще пять научных статей, было представлено 53 научных доклада.

Главной задачей спутника было тестирование в космосе изобретенной в Финляндии технологии электрического солнечного паруса для разработки современного космического двигателя. Согласно проекту финского ученого Пекки Яанхунена, с помощью нанопроводов, толщина которых в два-три раза тоньше человеческого волоса, можно заставить космический аппарат передвигаться, используя для этого поток заряженных частиц, исходящих от Солнца. Эстония стала 41 государством в мире, запустившим на околоземную орбиту свой спутник.

источник - http://ria.ru/science/20150217/1048198994.html

Наш комментарий: вообще-то, и Туркмения, и Эстония могли бы вести отсчёт истории своей космонавтики с 4 октября 1957 года, когда свой первый спутник запустила страна, в состав которой они входили. Но они предпочли быть "свободными", и теперь им остаётся подобными новостями про "первый эстонский спутник" оправдывать анекдоты про "горячих эстонских парней"

Россия продолжит широко использовать комплекс "Байконур"

февраль 2015 г.

Россия продолжит широко использовать арендуемый у Казахстана комплекс Байконур, несмотря на строительство космодрома Восточный, сказал посол РФ в республике Михаил Бочарников.

Дипломат напомнил, что базовым документом, регулирующим отношения России и Казахстана в этой сфере, является Договор об аренде комплекса Байконур до 2050 года.

Бочарников отметил, что 25 декабря 2013 года в присутствии президентов двух стран была подписана «дорожная карта» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы, которая призвана вывести российско-казахстанские отношения в космической сфере на более высокий партнерский уровень.

4.    Исследовательские спутники

Российские ученые раскрыли причину потери зрения космонавтами

12 февраля 2015 г.

Мыши на борту российского спутника "Бион-М1" помогли медикам выяснить, почему космонавты и астронавты испытывают нарушения зрения в космосе — оказалось, что сосуды мозга сужаются при отсутствии гравитации, что нарушает работу глаз и центров зрения, сообщает пресс-служба университета Флориды.

На борту спутника было около сотни различных живых организмов, в частности монгольские песчанки, мыши, гекконы, рыбы, пресноводные рачки, водоросли. Тогда в космос впервые полетели 45 "генетически чистых" мышей — так называемые "линейные мыши". Работа их генома тщательно контролируется, благодаря чему ученые смогут обнаружить любые генетические изменения у грызунов, произошедшие в ходе полета.

Как оказалось, большая часть "пассажиров" спутника не перенесла полет из-за отказов техники — погибли все 8 монгольских песчанок, 29 мышей из 45, рыбы-цихлиды. В числе выживших оказались гекконы и улитки. Тем не менее, "Бион-М1" полностью выполнил свою программу исследований, заявили представители ИМБП, поскольку ожидалось, что живыми вернется до половины животных.

Как пишут ученые, причиной проблем со зрением было то, что некоторые клеточные механизмы, отвечающие за сужение или расширение сосудов, перестали работать в космосе. В результате этого происходило следующее — из-за отсутствия гравитации кровь начинала приливать к мозгу мышей, но сосуды не реагировали на это и оставались узкими, благодаря чему давление в них резко повышалось.

По оценкам ученых, артерии грызунов-"космонавтов" расширялись и сужались примерно на 50% хуже, чем у их сородичей, живших в лабораториях ИМПБ РАН на Земле. Столь сильное нарушение в их работе, как полагают исследователи, должно приводить к серьезным проблемам для мозга и глаз.

источник - http://ria.ru/science/20150212/1047318315.html

Испытания российского спутника "Ломоносов" планируют закончить летом

12 февраля 2015 г.

Проверку работы научных приборов, установленных на борту российского научного спутника "Ломоносов", который собираются отправить на орбиту первым запуском с нового российского космодрома "Восточный", планируют завершить в июне нынешнего года.

Электрофизические испытания научной аппаратуры спутника выполняется с конца декабря 2014 года, их цель — проверка работы всех приборов и отработка взаимодействия их информационного блока с бортовыми системами спутника.

Спутник "Ломоносов", созданный специалистами МГУ, станет космической лабораторией для изучения экстремальных явлений во Вселенной, в частности мощных гамма-всплесков и космических лучей предельно высоких энергий.

источник - http://ria.ru/science/20150212/1047262441.html

НАСА запустило спутник DSCOVR для исследования солнечных ветров

12 февраля 2015 г.

Ракета Falcon 9 стартовала с космодрома на мысе Канаверал в США, она выводит на орбиту исследовательский спутник DSCOVR, который будет вести наблюдение за солнечными ветрами для прогнозирования геомагнитных бурь.

Создатели спутника отмечают, что полученная с его помощью информация позволит увеличить точность метеорологических прогнозов, усовершенствовать систему оповещения о природных катаклизмах. Это первый исследовательский спутник NOAA, который будет исследовать далекое космическое пространство. По информации НАСА, DSCOVR будет работать на орбите на расстоянии приблизительно в 1,7 миллиона километров от поверхности Земли.

источник - http://ria.ru/space/20150212/1047207426.html

5.    ДЗЗ и орбитальные телескопы

Япония планирует запуск нового спутника-шпиона радарного наблюдения

1 февраля 2015 г.

Это будет уже пятый японский спутник-шпион на земной орбите, где уже летают два спутника оптического наблюдения, и два с радарами. Спутник должна вывести на орбиту двухступенчатая ракета-носитель H-2A, разработанная совместно японским космическим агентством JAXA и компанией Mitsubishi Heavy Industries. Япония начала программу использования собственных спутников-шпионов после того, как в 1998 году Северная Корея запустила ракету, которая пролетела над Японией и упала в Тихом океане. Хотя изначально японские разведывательные спутники были нацелены на территорию КНДР, с их помощью можно получать снимки любой точки на поверхности Земли. Согласно принятому в прошлом году в Японии закону, эти снимки засекречены.

источник - http://ria.ru/space/20150201/1045276229.html

Запуск обсерватории «Спектр-РГ» может быть перенесен с 2016 года на еще более поздний срок

3 февраля 2015 г.

Научный спутник «Спектр-Рентген-Гамма» должен стать следующим в серии отечественных аппаратов «Спектр», которые должны провести множественные астрономические наблюдения из космоса в разных диапазонах электромагнитного спектра. Первый аппарат из этой серии — «Спектр-Р» с космическими радиотелескопом «Радиоастрон» на борту — был запущен в космос летом 2011 года и с тех пор успешно проводит наблюдения, хотя по ряду причин он пока не балует ученых большим количеством публикаций. Третий аппарат из этой серии — «Спектр-УФ», он позволит наблюдать интересующие астрофизиков объекты в ультрафиолетовом диапазоне. Четвертый аппарат — «Спектр-М» («Миллиметрон») — должен выполнить наблюдения в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах. Изначально эти спутники должны были отправиться в космос в 2017 и 2019 годах соответственно, но сейчас точные сроки в силу различных причин не называются.

Несколькими днями ранее директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый продемонстрировал слайд, на котором запуск «Спектр-РГ» стоял на 2017 год. По информации «Газеты.Ru», этот слайд стал результатом ошибки, которую допустил ассистент Льва Зеленого, помогавший в подготовке презентации. Тем не менее подавляющее большинство российских СМИ передали сообщение о том, что запуск «Спектр-РГ» перенесен на 2017 год, и не стали выпускать опровержение после заявления Олега Остапенко на той же конференции о запуске аппарата годом ранее. По информации источника «Газеты.Ru», в официальных документах запуск «Спектр-РГ» намечен на 2016 год, но в проекте новой федеральной космической программы, который в мае должен быть внесен в правительство, написано, что аппарат планируется отправить в космос в 2017 году.

источник - http://www.gazeta.ru/science/2015/02/03_a_6397885.shtml

В РУДН открыт Центр управления полетами

3 февраля 2015 года в стенах Российского университета дружбы народов состоялось открытие Центра управления полетами РУДН (ЦУП) и Учебно-демонстрационного комплекса (УДК). ЦУП и УДК РУДН - это учебный класс, в котором будут проходить занятия для всех студентов старших курсов университета.

По ряду своих функций и техническому оснащению Центр управления полетами РУДН-ЦНИИмаш близок к головному Центру управления полетами ЦНИИмаш. На первом этапе система будет работать в режиме наблюдения за движением космических кораблей и спутников.  На данный момент такие Центры управления полетами уже работают в МГТУ им Н. Э. Баумана, МГУ, МАИ, Самарском государственном университете, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева.

Студенты на практике изучат возможности космической съемки с российских спутников ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли), будут отрабатывать технологии приема и практического применения этих данных. Данные ДЗЗ позволяют решать задачи картографии и кадастра, мониторинга земель, водных объектов, сельского и лесного хозяйства, мониторинга инженерной, транспортной инфраструктуры, критически важных объектов, рационального природопользования и выявления фактов несанкционированного строительства, определения реального местонахождения морских судов, разливов нефтепродуктов, прогнозирования погоды, а также ряд других социально значимых задач.

источник - http://www.federalspace.ru/21273/

РФ запустит в 2015 году 4 спутника дистанционного зондирования Земли

11 февраля 2015 г.

Это "Ресурс-П" номер 3 с разрешением лучше 1 метра, "Метеор-М" номер 2-1 с разрешением 50-70 метров, шириной полосы съемки 1000 километров и глобальным мониторингом территории России в течение 3-х суток, "Канопус-В-ИК" с инфракрасной аппаратурой наблюдения и геостационарного гидрометеорологического космического комплекса "Электро-Л" номер 2 с аппаратурой глобального наблюдения Земли.

источник - http://ria.ru/space/20150211/1047102879.html

Всероссийский вебинар по использованию снимков ДЗЗ

18 февраля 2015 г.

В Научном центре оперативного мониторинга Земли 18 февраля, состоялся вебинар с участием более 150 организаций из 61 города России по вопросам практического использования снимков космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Заместитель начальника Управления автоматических космических комплексов Роскосмоса Валерий Заичко рассказал о возможностях российской группировки аппаратов ДЗЗ и планах на 2015 год. В частности, в этом году планируется запуск 4 космических аппаратов ДЗЗ. При этом к 2025 году группировка должна составить 25 аппаратов.

По его словам, в настоящее время 99,7% поставок данных ДЗЗ высокого разрешения приходятся на государственных потребителей. При этом за последние 8 лет можно отметить положительную тенденцию роста такого рынка с ежегодным возрастанием его объемов на 15-20%. Количество заявок на использование снимков ДЗЗ за последние два года также существенно возросло и составляет более 4000 обращений в год на выдачу информации.

источник - http://www.federalspace.ru/21300/

6.    "Реформирование" отрасли

"Российские космические системы" увеличат уставный капитал

11 февраля 2015 г.

ОАО "Российские космические системы" (РКС) увеличит уставный капитал путем размещения дополнительного выпуска акций на 5,964 миллиарда рублей. Дополнительный выпуск 59643 тысяч обыкновенных акций номиналом 100 рублей проводится по решению общего собрания акционеров РКС от 29 декабря 2014 года. Допэмиссия проводится в интересах Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и РФ в лице Росимущества.

Ожидается, что в результате РКС нарастит до контрольных собственные пакеты акций дочерних компаний. В частности, пакет акций ОАО "НИИФИ" (специализируется на разработке и поставке для ракетно-космической техники и наземных сооружений датчиковой аппаратуры, систем измерения) должен увеличиться до 71,35%, ОАО "ОКБ МЭИ" (бортовые, наземные и специальные антенны, радиотелескопы, оптические системы связи) — до 75,06%.

Доля участия РКС в ОАО "НПО ИТ" (предприятие по телеметрической и датчиковой аппаратуре, микроэлектронике для ракетно-космической техники) увеличится до 87,15%, ОАО "Научно-исследовательский институт точных приборов" — до 89,85%.

источник - http://ria.ru/economy/20150211/1047095667.html

7.    Вопросы политики и санкций

Проект "Морской старт" ищет замену украинской ракете "Зенит"

4 февраля 2015 г.

Решение о возможной замене ракеты-носителя "Зенит-3SL" украинского завода "Южмаш" для проекта "Морской старт" может быть принято через один-два месяца, заявил генеральный директор компании Sea Launch SA Сергей Гугкаев. В настоящий момент рассматривается несколько вариантов ракет-носителей на замену "Зенит-3SL", в том числе российского производства. По техническим характеристикам эти ракеты-носители должны иметь возможность выводить на геопереходную орбиту до 6 тонн полезной нагрузки.

источник - http://ria.ru/space/20150204/1045827124.html

Роскосмос пересмотрит перспективы пилотируемой космонавтики

9 февраля 2015 г.

Новый глава Роскосмоса Игорь Комаров сформировал рабочую группу, которая пересмотрит перспективы российской пилотируемой космонавтики.

Ситуация вокруг МКС обострилась в мае на фоне охлаждения отношений Москвы и Вашингтона из-за присоединения Крыма к России. Тогда в ответ на санкции США вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС. В декабре тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что его агентство рассматривает вариант создания национальной космической станции, которая также сможет стать базой для лунной программы.

"Мною сформирована рабочая группа с участием научных организаций и головного предприятия по пилотируемой космонавтике — РКК "Энергия". Перед группой стоит задача в короткий срок, буквально в течение месяца, представить ответы на основные вопросы: целесообразность дальнейшего использования МКС, возможность заключения стратегических альянсов в сфере космических исследований, перспективы создания новой орбитальной станции", — сказал он.

источник - http://ria.ru/space/20150209/1046618262.html

Ракета "Союз-2.1в" может заменить "Днепр" и "Рокот" только после четырех успешных запусков

февраль 2015 г.

Легкая ракета "Союз-2.1В" в перспективе может заменить конверсионные "Рокот" и "Днепр", но соответствующее решение будет принято только после летно-конструкторских испытаний нового носителя, сообщил гендиректор разработавшего эту версию "Союза" РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин.

Программа летных испытаний предполагает пять запусков. Первый и пока единственный пуск "Союза-2.1В" с разгонным блоком "Волга" и космическим аппаратом "Аист" состоялся в конце 2013 года. По словам Кирилина, очередной запуск проведут, ориентировочно, в начале лета, а третий может состояться в четвертом квартале 2015 года.

Минобороны РФ ранее объявило, что с 2016 года откажется от "Рокотов" в пользу "Ангары" и "Союза-2.1В". До этого момента планировалось провести еще четыре пуска - три в 2015-м и один в 2016-м. Сегодня некоторые СМИ сообщили, что 3 марта с космодрома Плесецк состоится последний запуск этой ракеты. Причиной были названы проблемы во взаимодействии с поставщиком систем управления для разгонных блоков - харьковским "Хартроном", поскольку оборудование для "Рокотов" попало под введенный украинскими властями запрет на экспорт в Россию продукции, которую можно использовать в военных программах.

8.    Строительство космодрома "Восточный"

СП: стоимость строительства космодрома "Восточный" увеличилась на 20%

8 февраля 2015 г.

Аудиторы Счетной палаты выяснили, что применяемая система сметных нормативов в строительстве приводит к увеличению стоимости отдельных объектов на 20% — 45%. Например, при строительстве космодрома "Восточный" сметная стоимость строительства выросла на 20%, или около 13 миллиардов рублей.

Обращения Счетной палаты направлены в ФСБ, Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную и Федеральную налоговую службы.

источник - http://ria.ru/space/20150209/1046605215.html

Камеры для наблюдения за строительством космодрома “Восточный” установлены

февраль 2015 г.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что видеокамеры для наблюдения за строительством космодрома “Восточный” установлены и готовы к работе — в настоящее время Роскосмос готов их подключить. “Роскосмос готов подключить веб-камеры, установленные на основных объектах космодрома “Восточный”, для открытого доступа со своего официального сайта. Теперь строители знают, что за их работой следит вся страна”, — рассказал он в своем Facebook..

Начат монтаж техоборудования на комплексе космодрома "Восточный"

26 февраля 2015 г.

Спецстрой приступил к монтажу технического оборудования на стартовом комплексе космодрома "Восточный" в Амурской области. Работы ведутся для подготовки к пуску в декабре текущего года ракеты-носителя "Союз-2" и должны быть закончены до 30 ноября 2015 года.

"На стартовом сооружении ракеты-носителя "Союз-2" выполнен основной силовой конструктив стартового стола и монтаж инженерных систем, а также большая часть общего объема отделочных работ. На данный момент здесь осуществляется монтаж основного технологического оборудования — кабины обслуживания, мобильной башни обслуживания, ведутся подготовительные работы к монтажу стартовой системы", — сказали в Спецстрое.

Агентство отмечает, что строительная готовность энергоблока с холодильной станцией, являющегося основным объектом обеспечения жизнедеятельности зданий и сооружений технического комплекса — составляет 95%: во всех помещениях энергоблока завершены отделочные работы, выполнена передача под монтаж технологического оборудования, произведен монтаж кранового оборудования и обеспечен тепловой контур. Полностью возведены каркас и тепловой контур унифицированного технологического модуля, где разместится командно-измерительный пункт "Восточного".

В ближайшее время предстоит построить еще пять новых объектов на космодроме — административно-деловой центр, метеорологический комплекс, комплекс эксплуатации районов падения, системы телекоммуникации и связи, второй очереди промышленной строительно-эксплуатационной базы.

источник - http://ria.ru/space/20150226/1049796031.html

Сколково: ракеты для "Восточного" можно делать на ТОР в Комсомольске

26 февраля 2015 г.

Ракеты для запуска со строящегося космодрома "Восточный" в Амурской области в будущем можно было бы производить на базе территории опережающего развития (ТОР) в Комсомольске-на-Амуре, считает вице-президент фонда "Сколково" Сергей Жуков.

Подкомиссия по реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке в середине февраля утвердила первые три ТОР с объемом частных инвестиций более 50 миллиардов рублей. Это ТОР "Надеждинская" (Приморье), "Хабаровск" и "Комсомольск" (Хабаровский край).

Поскольку ракеты "Союз" и "Ангара" производятся в Самаре и Омске, которые находятся достаточно далеко от космодрома "Восточный", их транспортировка создает большую нагрузку на БАМ.

источник - http://ria.ru/space/20150226/1049729932.html

Рогозин: строительство "Восточного" выходит на финишную прямую

27 февраля 2015 г.

"Восточный выходит на финишную прямую. В основном благодаря волевым решениям", — написал Рогозин на своей странице в Facebook.

В пятницу газета "Коммерсант" сообщила, что Роскосмос запросил у Спецстроя РФ документы для подготовки "объективного отчета" о состоянии строительства космодрома "Восточный". В пресс-службе Спецстроя изданию сообщили, что ответ подготовлен. Официальный представитель космического агентства заявил газете, что "информация о ходе работ на "Восточном" от Спецстроя получена".

источник - http://ria.ru/space/20150227/1049906057.html

9.    Новости МКС

Космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Михаил Корниенко приняли участие в эксперименте «Созвездие»

12 февраля 2015 г.

Российские космонавты, входящие в состав экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М», Геннадий Падалка и Михаил Корниенко приняли участие в эксперименте на тренажёре «Выход-2» в рамках научно-исследовательской работы «Созвездие». Эксперимент проводился в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Целью экспериментальных исследований являлись оценка возможности и качества выполнения космонавтами операций управления системами скафандра и другим оборудованием в процессе шлюзования и внекорабельной деятельности (ВКД) на поверхности «другой планеты», отработка отдельных типовых операций ВКД в скафандре (обезвешенном в вертикальном положении), управление виртуальной моделью транспортного средства (ровера) и манипулятора (совместно с ГНЦ РФ ИМБП РАН), получение экспериментальных данных о качестве выполнения данных операций.

Передвижение космонавтов и выполнение ими отдельных операций на поверхности «другой планеты» проводилось в имитируемых условиях пониженной весомости. Уникальный тренажёр «Выход-2» с активной силокомпенсирующей системой обезвешивания предназначен для отработки космонавтами процессов шлюзования в штатных скафандрах «Орлан-МК».

источник - http://www.federalspace.ru/21285/

Ученые вновь отправят мух-дрозофил на околоземную орбиту в 2016 году

февраль 2015 г.

Эти исследования направлены на выработку механизмов защиты от неблагоприятных факторов во время будущих межпланетных перелетов космонавтов.

Эксперименты с мухами-дрозофилами в космосе начались в 2014 году. На спутнике "Фотон-М" номер 4 было выведено второе поколение космических мух и третье поколение личинок. Насекомые провели в космосе 44,5 суток. В конце октября прошлого года в космос отправили четвертое поколение мух-дрозофил. Они провели на МКС 12 дней и дали пятое поколение космических личинок.

Эти исследования помогут изучить процессы размножения живых организмов в состоянии невесомости, а также понять процессы возникновения негативных изменений на клеточном уровне, - сказала Огнева. - Основной фактор космического полета, влияющий на частоту появления мутаций. Космическая радиация. Кроме того, на живые организмы на орбите воздействуют невесомость, вибрация, электромагнитные излучения и другие факторы.

Утверждены три новых экипажа МКС

февраль 2015 г.

"NASA и партнеры по Международной космической станции объявили имена членов экипажа на три предстоящих полета на станцию начиная с 2016 года", - говорится в сообщении американского аэрокосмического агентства.

Согласно решению совместной комиссии, в мае 2016 года на МКС отправятся российский космонавт Анатолий Иванишин, американская астронавтка Кэтлин Рубинс и японский астронавт Такуя Ониси.

В сентябре 2016 года на МКС полетят российские космонавты Андрей Борисенко и Сергей Рыжиков, а также астронавт США Шейн Кимброу, а в ноябре того же года - российский космонавт Олег Новицкий, американская астронавтка Пегги Уитсон и астронавт ЕКА Тома Песке (Франция).

"Прогресс М-26М" с апельсинами и яблоками пристыковался к МКС

17 февраля 2015 г.

Первый в 2015 году космический грузовик "Прогресс М-26М" пристыковался к российскому модулю "Звезда" Международной космической станции (МКС) в автоматическом режиме. Прогресс М-26М" доставил на МКС топливо, кислород, продукты питания, в том числе — свежие яблоки, грейпфруты и апельсины. Кроме того, космический грузовик привёз на станцию посылки для космонавтов и астронавтов и подарки к предстоящим праздникам.

С помощью двигателей "Прогресса М-26М" будет проведено две коррекции высоты полёта орбиты МКС: первая намечена на 26 февраля, вторая — на 3 марта.

источник - http://ria.ru/space/20150217/1048246741.html

Экспедиция на МКС: космонавты сдают экзамены

19 февраля 2015 г.

Экипажи 43/44-й длительной экспедиции на МКС приступили к сдаче экзаменационной сессии. Основной экипаж: космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Михаил Корниенко и астронавт NASA Скотт Келли; дублирующий экипаж: космонавты Роскосмоса Алексей Овчинин и Сергей Волков и астронавт NASA Джеффри Уильямс.

Командиры экипажей Геннадий Падалка и Алексей Овчинин успешно сдали экзамен на тренажере «Телеоператор». Тренажер предназначен для подготовки экипажей долговременных экспедиций к режиму ручного телеуправления беспилотными объектами с борта МКС – на случай возникновения нештатной ситуации космонавты должны уметь причаливать и стыковать корабль вручную.

источник - http://www.federalspace.ru/21301/

10.  Кадровые изменения

Новый глава Роскосмоса уволил начальника космодромов

3 февраля 2015 г.

Новый руководитель Роскосмоса Игорь Комаров оперативно занялся решением кадрового вопроса в подведомственных агентству организациях. 3 февраля своих постов лишились глава ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ; управляет космодромами) Александр Сироткин и Валерий Притыченко, возглавлявший службу внутреннего контроля Роскосмоса. Александру Сироткину предложено перейти на работу в Роскосмос и заниматься реформой. Что касается Притыченко, то в рамках оптимизации управленческой структуры служба внутреннего контроля упраздняется.

источник - http://izvestia.ru/news/582642

Вадим Семенов может возглавить ОАО “ГЛОНАСС”

февраль 2015 г.

Председатель совета директоров ОАО “Ростелеком” Вадим Семенов в ближайшие недели может возглавить государственное ОАО “ГЛОНАСС”. Как рассказал высокопоставленный источник в Минтрансе, глава ведомства Максим Соколов уже представил Семенова своим подчиненным как будущего руководителя ОАО “ГЛОНАСС”. Представление о назначении Семенова от имени Минтранса направлено в правительство.

В “Ростелекоме” пояснили, что кадровые перемещения членов совета директоров обычно не влияют на их статус, то есть, возглавив ОАО “ГЛОНАСС”, Семенов сможет и дальше исполнять функции председателя совета директоров.

Экс-руководитель Красмаша назначен и.о. главы НПО "Энергомаш"

20 февраля 2015 г.

Исполнительным директором "НПО Энергомаш имени академика Глушко" назначен экс-руководитель Красноярского машиностроительного завода.

Приказом президента "Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" имени Королева" Владимира Солнцева на пост исполнительного директора ОАО "НПО Энергомаш им. академика Глушко" назначен Владимир Колмыков, ранее возглавлявший ОАО "Красноярский машиностроительный завод" (Красмаш).

Владимир Колмыков родился 1 июня 1957 года в селе Верх-Жилино Алтайского края. В 1988 году окончил Завод ВТУЗ Красноярского Политехнического Института. С 1976 года работает на Красноярском машиностроительном заводе (Красмаша). В сентябре 2005 года по итогам конкурса назначен генеральным директором ФГУП "Красмаш".

источник - http://ria.ru/space/20150220/1048829735.html

Межведомственную экспертную комиссию по космосу возглавил Лев Зеленый

24 февраля 2015 г.

Правительство РФ утвердило состав Межведомственной экспертной комиссии по космосу (МЭКК), а также изменения, которые вносятся в профильное постановление кабинета министров России от 3 августа 1992 года.

Как следует из документа, председателем комиссии МЭКК назначен вице-президент РАН Лев Зеленый. В МЭКК также вошли руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, председатель НТС госкорпорации "Ростех" Юрий Коптев, гендиректор ВИАМ Евгений Каблов, гендиректор ЦСКБ "Прогресс" Александр Кирилин, замгендиректора ЦНИИМАШ Сергей Крикалев.

источник - http://ria.ru/space/20150224/1049398508.html

11. Перспективные проекты

Роскосмос в ближайшее время рассмотрит проекты сверхтяжелой ракеты

февраль 2015 г.

НТС Роскосмоса в ближайшее время рассмотрит проекты отечественной ракеты-носителя сверхтяжелого класса, представленные предприятиями отрасли. Об этом сообщил ТАСС гендиректор Ракетно-космического центра "Прогресс" (одно из предприятий, представивших свой проект новой ракеты) Александр Кирилин.

Он уточнил, что РКЦ "Прогресс" представил в Федеральное космическое агентство технические предложения по созданию носителя на перспективном топливе - сжиженном природном газе. Это совместный проект с Центром имени Хруничева, ответственным за разработку разгонного блока для новой ракеты.

Роскосмос, Росатом и Роснано поддержат Неделю высоких технологий в школах России

16 февраля 2015 г.

С 9 по 15 марта пройдет Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Неделя состоится при поддержке Роскосмоса, Росатома и Роснано под эгидой Министерства образования и науки РФ. Три компании продемонстрируют российским школьникам последние технологические достижения, расскажут о перспективах развития самых наукоемких отраслей российской промышленности и возможностях профессиональной самореализации в них.

Главная особенность проекта – доступность. Любая российская школа в любой точке страны, от мегаполиса до отдаленного села, может стать участником Недели. Основные условия – желание, любознательность и доступ к интернету.

Каждая из компаний разработала по два занятия для младших и старших школьников, в ходе которых детям в доступной и увлекательной форме объяснят принципы работы ядерных, космических и нано- технологий.  Материалы для занятий и методические рекомендации по их проведению можно найти на сайте проекта htweek.ru.

На уроках, подготовленных специалистами Роскосмоса, школьники смогут поучаствовать в виртуальной марсианской экспедиции. Они разделятся на экипажи и совершат путешествие на Марс с помощью компьютерного симулятора. Руководить экспедицией будет, как ожидается, космонавт и участник проекта «Марс-500» Сергей Рязанский.

На других космических уроках дети получат знания о природе реактивного движения и попробуют построить свою первую ракету.

Проект «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства» стал развитием Недели нанотехнологий, которая проводится Школьной Лигой РОСНАНО с 2012 года. В 2014 году в ней приняли участие около 300 школ из 42 регионов страны. В 2015 году к успешному проекту присоединились Росатом и Роскосмос.

источник - http://www.federalspace.ru/21290/

Роскосмос и МАИ заключили соглашение о сотрудничестве

18 февраля 2015 г. руководитель Роскосмоса Игорь Комаров и ректор МАИ Анатолий Геращенко подписали соглашение о сотрудничестве, которое стало еще одним серьезным шагом в решении задачи целевой подготовки молодых специалистов.

МАИ - один из признанных лидеров образовательных учреждений России, институт принимал участие и в создании малых космических аппаратов и их служебных систем, в том числе - университетских искусственных спутников Земли. Одним из наиболее значимых векторов в сотрудничестве Роскосмоса и МАИ станет совершенствование и развитие подготовки специалистов по направлениям подготовки, востребованным в организациях Федерального космического агентства. Кроме того, будет проводится постоянная переподготовка и повышение квалификации специалистов ракетно-космической промышленности по лицензированным направлениям дополнительного профессионального образования.

источник - http://www.federalspace.ru/21298/

Космический комплекс в Евпатории будет полностью переоснащен до 2020 года

22 февраля 2015 г.

Об этом сообщил командующий Войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Александр Головко.

У этой части большие перспективы, так как она очень хорошо расположена территориально и уже сейчас вносит вклад в обороноспособность страны", - отметил Головко.

На вооружении Отдельного командно-измерительного комплекса стоит уникальный радиоастрономический телескоп РТ-70. Диаметр зеркала телескопа - 70 метров, площадь - 2500 кв метров. По своим характеристикам он не имеет равных в мире. Головко сообщил, что Министерство обороны РФ разрабатывает программу по совместному с Роскосмосом использованию уникальной аппаратуры комплекса.

В России создано нанопокрытие для иллюминаторов космических кораблей

25 февраля 2015 г.

Многослойное наноструктурное металлокерамическое покрытие, предназначенное для зашиты иллюминаторов космических кораблей, разработали томские учёные. Его основная функция – защищать стекла от космической пыли и мусора. Над покрытием ученые работали вместе со специалистами Томского политехнического университета и Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королёва.

Покрытие обладает высокой релаксационной способностью, то есть способно гасить энергию, что позволяет защитить стекло от ударов высокоскоростных твердых микрочастиц, – объяснил Виктор Сергеев. – Оно имеет несколько разделительных границ между наноструктурными слоями специально подобранных материалов. Границы позволяют перевести энергию нормального удара и рассеять ее вдоль поверхностного слоя. Это защищает стекло от возникновения кратеров.

Опытная партия стекол с “умным” покрытием будет выпущена уже в 2015 году.

Следующий запуск тяжелой "Ангары" состоится в первом полугодии 2016 года

25 февраля 2015 г.

Второй запуск тяжелой РН "Ангара-А5" состоится в первом полугодии 2016 года.

Ранее генеральный конструктор ракеты Владимир Нестеров сообщил, что вторая тяжелая "Ангара" будет передана российским военным в конце 2015 года.

12. Происшествия

Российский ЦУП заявил, что не пострадал от хакеров Equation Group

17 февраля 2015 г.

Российский ЦУП не пострадал от действий международной группы хакеров Equation Group, заявил представитель Центра управления полётами.

"Лаборатория Касперского" во вторник распространила заявление, что обнаружила кибергруппу Equation Group, превосходящую по своим масштабам, инструментам и эффективности все известные на сегодня команды хакеров.

По информации лаборатории, в России в числе пострадавших — правительственные учреждения, исследовательские институты, объекты энергетики и инфраструктуры, предприятия аэрокосмической отрасли.

"У нас никаких компьютерных проблем не отмечается: мы имеем хорошую защиту. Сейчас вот готовимся к запуску транспортного корабля "Прогресс М-26М" к МКС — никаких сбоев нет", — сказал собеседник агентства.

источник - http://ria.ru/space/20150217/1048134710.html

13.  Будущее МКС и российская орбитальная станция

РФ создаст орбитальную станцию на основе отделяемых от МКС модулей

24 февраля 2015 г.

Россия продолжит использование МКС до 2024 года, а затем планирует создать собственную орбитальную базу на основе отделяемых от станции модулей. Такое решение принято на заседании научно-технического совета НТС Роскосмоса под председательством Юрия Коптева.

"Конфигурация многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), узлового модуля (УМ) и научно-энергетического модуля (НЭМ) позволяет создать перспективную российскую орбитальную станцию для решения задач по обеспечению гарантированного доступа России в космос", — говорится в материалах по итогам заседания НТС.

источник - http://ria.ru/space/20150224/1049450260.html

Наш комментарий: не кажется ли это нелепым: рассуждать о создании собственной российской космической станции будет человек, который сам в 2001 году внёс решающий вклад в уничтожение российской орбитальной станции "Мир" в пользу "международного сотрудничества". А теперь всего-то навсего изменилась коньюнктура...

Центр Хруничева завершит сборку модуля для МКС в феврале 2016 года

25 февраля 2015 г..

Центр имени Хруничева завершит сборку нового модуля МЛМ для МКС в феврале 2016 года, далее готовое изделие передадут в РКК "Энергия" для последующего запуска.

Модуль МЛМ "Наука" должен обеспечить развитие российского сегмента МКС и проведение полноценных научных исследований. В новом модуле будет размещено дополнительное оборудование, пространство для хранения грузов.

Кроме того, с помощью МЛМ можно будет обеспечивать поддержание функций жизнеобеспечения станции, управлять МКС по крену с помощью двигателей. Также с включением "Науки" в состав станции на МКС появится дополнительный порт для транспортных кораблей и исследовательских модулей.

источник - http://ria.ru/space/20150225/1049576138.html

НАСА надеется сотрудничать с Россией на МКС как минимум до 2024 года

26 февраля 2015 г.

НАСА не комментирует планы России по созданию собственной орбитальной базы, но рассчитывает продолжать сотрудничество как минимум до 2024 года.

"Администрация (президента) Обамы привержена (идее) продления работы международной космической станции по меньшей мере до 2024 года. Космическая станция дает уникальную возможность для исследования человеческого здоровья и космических операций, которые будут необходимы для осуществления пилотируемых миссий в далекий космос и для развития коммерческого использования низкой околоземной орбиты", — говорится в сообщении НАСА.

источник - http://ria.ru/space/20150226/1049676553.html

14.  "Исчерпание ресурса" МКС

Тестовая коррекция орбиты МКС

26 февраля 2015 г.

В соответствии с программой полёта Международной космической станции 26 февраля 2015 года была проведена коррекция её орбиты, сообщает пресс-служба Центра управления полетом.

По расчётам службы баллистико-навигационного обеспечения Центра управления полётами ФГУП ЦНИИмаш, двигатели ТГК "Прогресс М-26М" были включены в 12:16:30 ДМВ и отработали 284,7 секунды. МКС в результате получила приращение скорости 0,62 м/сек. Поступившая в ЦУП телеметрическая информация подтвердила штатную работу двигателей транспортного грузового корабля.

В результате проведённого манёвра средняя высота орбиты полёта станции увеличилась на 1,1 км и составила 402,39 км. Параметры орбиты МКС стали следующими:

- минимальная высота над поверхностью Земли – 398,01 км;

- максимальная высота над поверхностью Земли – 424,32 км;

- период обращения – 92,55 минуты;

- наклонение орбиты – 51,628°.

15.  Деятельность ОАО "Газпром космические системы"

ГКНПЦ им М.В. Хруничева и ОАО “Газпром космические системы” расширяют стратегическое сотрудничество

25 февраля 2015 года ФГУП “ГКНПЦ имени М.В.Хруничева” и ОАО “Газпром космические системы” подписали документы, расширяющие стратегическое сотрудничество компаний.

В продолжение реализации Программы оздоровления предприятия, в сборочном цехе ракеты-носителя “Протон” и.о. генерального директора Центра Хруничева Андрей Калиновский и генеральный конструктор ОАО “Газпром космические системы” Николай Севастьянов подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве и контракт об использовании ракеты-носителя “Протон” для выведения на орбиту спутника связи “Ямал-601”.

Подписанное в среду Cоглашение о сотрудничестве предполагает расширение взаимодействия лидеров космической отрасли России на следующие 15 лет. Так, в рамках Cоглашения, ОАО “Газпром космические системы” при развитии спутниковой группировки будет планировать использование ракет-носителей производства ФГУП “ГКНПЦ имени М.В. Хруничева” (РН “Протон-М”, РН “Ангара-А5” и РН “Ангара-1.2”). ФГУП “ГКНПЦ имени М.В. Хруничева” будет формировать для ОАО “Газпром космические системы” предложения по запуску КА на средствах выведения собственного производства.

"Газпром космические системы" запустят шесть спутников до 2030 года

26 февраля 2015 г.

"До 2020 года мы планируем запустить два спутника - "Ямал-601" и "Ямал-501". С 2020 по 2030 год настанет время восполнения орбитальной группировки, планируется запустить еще четыре спутника", - сказал генконструктор компании Николай Севастьянов.

16.  Последствия кризиса

Роскосмос просит ЦБ принять меры для продолжения работы Фондсервисбанка

26 февраля 2015 г.

Роскосмос попросил Центробанк принять оперативные меры для продолжения деятельности Фондсервисбанка, сообщили в пресс-службе космического агентства.

После консультаций с Банком России Роскосмос предложил в качестве участника процедуры финансового оздоровления Новикомбанк, основной акционер - ГК "Ростех", в состав которой входит более 600 предприятий РФ. Часть из них связана с реализацией госпрограмм и сотрудничает с Роскосмосом по ряду направлений деятельности.

Судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев" может прекратить работу после 2015 года

25 февраля 2015 г.

Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" продолжит принимать данные с МКС до конца 2015 года. Дальнейшая его судьба пока неизвестна, сообщила Инесса Зайковская, пресс-секретарь Музея Мирового океана, на территории которого пришвартовано судно.

Сейчас "Пацаев" находится на территории музея в Калининграде - там размещена экспозиция, проводятся экскурсии, при этом судно продолжает использоваться по назначению, принимая данные с МКС.

Судно проводит сеансы связи с космонавтами ежедневно. Сейчас рабочими являются только центральная и восемь малых антенн, которые используются только для приема информации. Как пояснила Зайковская, функции "Виктора Пацаева" возьмет на себя наземный измерительный центр, который построили в Калининградской области.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Исследования Марса

Марсианский зонд MAVEN совершил первый "нырок" в атмосферу Марса

20 февраля 2015 г.

Орбитальный зонд MAVEN, прибывший на орбиту Марса в сентябре 2013 года, успешно завершил серию маневров, спустившись на высоту в 25 километров от поверхности планеты для сбора научной информации.

"Во время нормального изучения атмосферы Марса мы проводим замеры на высоте примерно в 150 километров в самой нижней точке и в 6200 километров в самой высокой точке от поверхности планеты. Во время кампаний "глубинных погружений", мы понижаем уровень периапсиса (нижней точки орбиты) на отметку в 125 километров, что позволяет нам изучать всю верхнюю атмосферу Красной планеты", — заявил Брюс Якоски из университета Колорадо в Боулдере (США), руководитель миссии MAVEN.

Как объясняет Якоски, спуск зонда на 25 километров, относительно небольшое расстояние, вывел его в плотные слои атмосферы Марса, давление в которых примерно в 10 раз выше, чем в той ее части, через которую обычно пролетает MAVEN. Первый пятидневный вояж в эту зону, который начался 10 февраля и закончился 18 февраля, позволил ученым собрать данные о потоках воздуха между нижней и верхней частью атмосферы красной планеты.

Подобный маневр достаточно опасен для космического аппарата, так как на этой высоте на него начинает действовать трение, возникающее в результате столкновения MAVEN с молекулами разреженной марсианской атмосферы. По этой причине Якоски и его коллеги ограничились достаточно скромным "нырком" на 25 километров, не желая подвергнуть аппарат значительному риску. В последующие сессии "глубоких погружений" MAVEN может опуститься и ниже.

источник - http://ria.ru/science/20150220/1048779181.html

2.    Сатурн и его спутники

Получены новые высококачественные фотографии Титана

13 февраля 2015 г.

Новые программные алгоритмы обработки изображений позволили ученым убрать эффект зернистости с изображений, которые зонд "Кассини" получает при сближении с Титаном, спутником Сатурна, и тем самым значительно улучшить их качество. Теперь планетологи могут использовать эти снимки для составления точных трехмерных карт Титана, и наблюдений за тем, как движутся метановые реки по его поверхности.

Как отмечает участник научной команды "Кассини", американский астроном Рэнди Кирк, НАСА не будет использовать этот алгоритм для улучшения качества всех фотоснимков с зонда, так как он требует больших вычислительных ресурсов и ручной подгонки. По его словам, такой чести удостоятся только самые красивые или научно значимые фотографии.

Последняя фаза жизни зонда "Кассини", получившая имя "Финал оперы" (Grand Finale) по итогам голосования среди посетителей сайта НАСА, начнется в конце 2016 года. "Кассини" совершит серию потенциально опасных маневров, которые позволят астрономам взглянуть на Сатурн и его спутники с новых ракурсов. В финале планируется столкнуть "Кассини" с Сатурном и собрать уникальные данные о структуре и физических свойствах слоев его атмосферы.

источник -  http://ria.ru/science/20150213/1047583061.html

3.    Исследования Плутона

Зонд New Horizons почтил память первооткрывателя Плутона

5 февраля 2015 г.

Зонд New Horizons передал на Землю новую порцию фотографий Плутона, которые ученые решили посвятить астроному Клайду Томбо, первооткрывателю этой планеты,  который отпраздновал бы сегодня свой 109 день рождения.

"Это наш подарок профессору Томбо и его семье на его день рождения, в честь его открытия и всего то, что он сделал за свою жизнь. Эти снимки Плутона, более яркие, четкие и близкие по сравнению с теми фотографиями, которые New Horizons получил в июле прошлого года с два раза большего расстояния, можно назвать нашим первым шагом по превращению той точки света, которую Клайд увидел 85 лет назад при помощи телескопов обсерватории Лоувелл, в полноценную планету. Эта трансформация завершится этим летом на глазах у всех жителей Земли", — заявил научный руководитель проекта Алан Стерн.

Эти фотографии были переданы на Землю в рамках первого этапа изучения Плутона зондом New Horizons, который начался 26 января этого года. В этот момент аппарат находился на расстоянии в 203 миллиона километров от своей цели. Главной задачей автоматической станции на этом этапе выступает сбор фотографий планеты и ее спутника Харона, которые помогут ученым и инженерам проложить оптимальный путь через "минное поле" астероидов, окружающее Плутон.

источник - http://ria.ru/science/20150205/1046093453.html

4.    Исследования астероидов

Зонд Dawn получил новую порцию рекордно близких снимков Цереры

6 февраля 2015 г.

Автоматический космический исследовательский аппарат Dawn передал на Землю новые фотографии Цереры, крупнейшей карликовой планеты Солнечной системы, полученные с рекордно близкого расстояния – 145 тысяч км.

По текущим расчетам, Dawn достигнет цели ориентировочно в марте текущего года, и приступит в это время к изучению поверхности и недр Цереры. Он первым "увидит" карликовую планету так близко. Изучение обеих крупнейших протопланет, считают ученые, поможет им определить, каким образом формировались планеты в "молодой" Солнечной системе.

источник - http://ria.ru/science/20150206/1046226860.html

Зонд Dawn впервые увидел кратеры на поверхности Цереры

17 февраля 2015 г. АМС Dawn получила и передала на Землю новую порцию высококачественных снимков Цереры, на которых теперь можно легко различить низменные и высокие участки и рассмотреть крупные кратеры, а также увидеть загадочные белые пятна.

Новые снимки получены с расстояния в 83 тысячи километров. На этих снимках планетологи уже успели заметить множество кратеров и загадочные яркие белые пятна, над природой которых ученые будут гадать на протяжении нескольких недель, которые остаются до прибытия зонда к Церере.

источник - http://ria.ru/science/20150217/1048226233.html

Новые снимки Цереры раскрыли "темных" двойников загадочных белых пятен

26 февраля 2015 г.

Зонд "Dawn" передал на Землю очередную порцию фотографий карликовой планеты Цереры, на которых видны, помимо загадочных белых пятен, найденных в ходе предыдущей фотосессии, необычные темные точки, которые могут быть следами вулканической активности, сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения НАСА.

"Теперь мы увидели, что у ярких пятен на поверхности Цереры есть собратья меньшей яркости, расположенные в тех же самых углублениях, что и их "светлые" кузены. Это может указывать на то, что эти пятна возникли в результате вулканической активности, но нам нужно подождать еще немного и получить снимки более высокого разрешения, прежде чем мы сможем раскрыть их геологическую природу", — заявил Кристофер Рассел из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, руководитель миссии Dawn.

источник - http://ria.ru/science/20150226/1049709015.html

5.    Исследования комет

ЕКА сообщило о прекращении поисков модуля Philae

февраль 2015 г.

Команда миссии Rosetta пришла к выводу о необходимости прекращения поисков спускаемого модуля Philae на поверхности ядра кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Об этом сообщается в официальном блоге миссии на сайте Европейского космического агентства (ЕКА).

Область предполагаемых поисков зонда на комете сузили до территории в 350 на 30 метров, но возможности миссии Rosetta ограничены, что не позволяет тратить время и ресурсы на поиски Philae.

Rosetta, как ожидается, продолжит наблюдения за кометой по мере ее приближения к Солнцу. Как отмечают исследователи, в случае, если в ходе выполнения миссии найдется достаточно времени и ресурсов, то ученые будут продолжать поиски Philae.

Однако для этого они не собираются специально корректировать орбиту Rosetta. Как отмечают ученые, в период с марта по июнь на комету начнет поступать достаточное количество световой энергии, так что спускаемый модуль может получить минимальную энергию для продолжения своей работы.

Так, для перезагрузки компьютера на Philae необходима мощность в 17 ватт. Однако ученые не знают, как могло повлиять на электронику ее долговременное нахождение в условиях холодного космоса, пишет Lenta.ru.

6.    Космические корабли нового поколения

ЕКА: полет беспилотника IXV прошел успешно

11 февраля 2015 г.

Полет первого европейского суборбитального беспилотника IXV прошел согласно плану и без каких-либо инцидентов. Запуск был осуществлен с космодрома Куру во Французской Гвиане в 14.40 по среднеевропейскому времени (16.40 мск). Демонстратор успешно отделился от ракеты-носителя Vega в 16.59. Корабль поднялся на высоту 412 километров, после чего провел маневр торможения и начал снижение. В атмосферу Земли он вошел на скорости 7,5 километра в секунду. Спуск в Тихий океан осуществлялся при помощи парашюта. Всего аппарат полета пролетел около 32 400 километров.

источник - http://ria.ru/space/20150211/1047164544.html

7.    Иран

Иран успешно запустил четвертый спутник собственного производства

2 февраля 2015 г.

Иранские специалисты осуществили успешный запуск четвертого спутника собственного производства. Спутник "Фаджр" ("Рассвет"), оснащенный навигационной системой GPS, был выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя "Сафир" в 9.30 по времени GMT (12.30 мск).

В период с марта 2015 года по март 2016 года Иран собирается запустить на орбиту три новых спутника собственного производства. В феврале 2014 года иранские специалисты представили два новых космических спутника собственного производства — "Тадбир" ("Мудрость") и "Халидж-е Фарс" ("Персидский залив"), которые предназначены для съемки поверхности Земли, ретрансляции информации в защищенном режиме и экстренного оповещения в случае чрезвычайных ситуаций.

источник - http://ria.ru/space/20150202/1045472095.html

8.    Планы по Луне

На Луне пройдет гонка планетоходов

26 февраля 2015 г.

О желании объединить усилия и отправить свои аппараты на Луну к концу 2016 года объявили две команды из участвующих в конкурсе луноходов Google Lunar X Prize. Сразу после высадки три лунохода (американский и два японских) начнут гонку на 500 метров, транслируя свои перемещения на Землю в HD-видео.

В декабре 2014 года Astrobotic объявила о том, что собирается отправить свой аппарат (Andy) на борту ракеты Falcon 9 компании SpaceX с мыса Канаверал в конце 2016 года. В феврале 2015 года японская фирма HAKUTO договорилась с Astrobotic о том, чтобы взять на борт и её луноходы – Moonraker и Tetris.

Высадку планируется осуществить в Озере Смерти, в районе лунных пещер, которые в будущем могут использоваться в качестве основы для жилых помещений. Astrobiotic, занимающийся космическими перевозками, готов перевезти на Луну и другие аппараты, участвующие в конкурсе (если они согласятся покрыть часть расходов). Хотя директор Astrobiotic назвал гонки «NASCAR на Луне», средняя скорость аппаратов не превышает 800 метров в час.

9.    Планы по Марсу

Основатель частного проекта полета на Марс отвергает его сравнение с "реалити-шоу"

22 февраля 2015 г.

Основатель Mars One, частного проекта полета на Марс, голландский бизнесмен Бас Лансдорп настаивает на серьезном характере своего предприятия и уверен в его успехе. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью британской газете Daily Mail.

"Это будет самая увлекательная история всех времен", - настаивает Лансдорп.

Тем не менее, как подчеркивает британское издание, собеседник "не смог предоставить какой-либо технической информации по ряду аспектов" предложенной программы. По словам газеты, у объявленной еще в 2011 году миссии "по-прежнему нет подходящего финансирования, отсутствуют какие-либо признаки развития, а также сведения о космическом корабле или внесении в график запусков на космодроме".

В прошлом году медиагруппа Endemol объявила о намерении освещать всю подготовку к миссии в телешоу. По замыслу организаторов, добровольцы не обязательно должны обладать специальными знаниями, а окончательный список кандидатов может быть принят на основе голосования телезрителей. Однако последующие семь лет своей жизни будущие "марсианские поселенцы" должны будут посвятить подготовке к миссии, передает ТАСС.

1.    Луна

Ученые выяснили, на каком склоне кратера лучше строить базу на Луне

05 февраля 2015 г.

Российский прибор LEND на борту американского зонда LRO помог астрономам выяснить, что кромки кратеров, направленные в сторону полюсов Луны, содержат в себе чуть больше воды, чем их склоны, направленные в сторону экватора, и это делает их более привлекательными для постройки лунных баз.

Как отмечают исследователи, изначально планетологи думали, что вода и ее соединения могут существовать на Луне только в самых темных уголках полярных кратеров, куда никогда не попадает свет. Это представление было разрушено в 2010 году, когда зонд LRO обнаружил следы "зон вечной мерзлоты" в освещаемых приполярных регионах Луны, а в 2012 году ему удалось найти лед и в приповерхностных слоях почвы в светлых регионах кратеров.

Анализируя карты распределения воды в южном полушарии Луны, Маккланэхэн, Митрофанов и другие ученые заметили необычный феномен, который был характерен для всех кратеров как в приполярных, так и в умеренных широтах. Сами ученые сравнивают его с тем, что происходит с сугробами снега через день-два после снегопада.

"Если вы живете в северном полушарии, выйдете на улицу в солнечный день после снегопада и посмотрите на сугробы — вы заметите, что на их северных склонах больше снега. Это происходит по той причине, что вода исчезает с их поверхности медленнее, чем на южных склонах, которые чаще и больше освещаются Солнцем. Мы думаем, что нечто похожее происходит и на луне — полярные кромки кратеров освещаются меньше, чем экваториальные, что защищает легко испаряемую воду и позволяет ей накапливаться".

Разница в концентрации воды между южными и северными склонами кратеров является мизерной по земным меркам — всего 23 части на миллион (0,0023% от массы грунта). Тем не менее, это небольшое значение может скрывать за собой огромные запасы воды. В ближайшие недели авторы открытия планируют проверить, существует ли аналогичный феномен в кратерах в северном полушарии Луны, а также проследит за тем, меняется ли концентрация воды на склонах с наступлением дня и ночи.

источник - http://ria.ru/science/20150205/1046081687.html

2.    Марс

Необычное "космическое" облако на Марсе озадачило планетологов

17 февраля 2015 г.

Астрономы случайным образом обнаружили на архивных снимках Марса загадочное гигантское облако, пролетавшее над южными широтами Красной планеты на рекордной высоте в 250 километров, где атмосферы практически нет.

Как отмечает сам Гарсиа и его коллеги, они не являются авторами этого необычного открытия — "космическое" облако было обнаружено астрономами-любителями еще в середине марта 2012 года, когда они наблюдали за южным полушарием Марса в момент наступления утра. Найденное ими гигантское облако, покрывавшее площадь 250 тысяч километров, просуществовало около десяти дней, что позволило его первооткрывателям получить массу снимков и привлечь внимание ученых.

Пока у планетологов нет однозначного понимания того, чем на самом деле является этот объект. Согласно текущей рабочей гипотезе, это облако может быть гигантским скоплением кристалликов водяного и углекислотного льда, поднявшимся на "космическую" высоту при помощи каких-то неизвестных нам атмосферных механизмов. Как признают сами ученые, вероятность этого крайне мала, так как формирование и существование подобных облаков возможно только при аномально низких, даже для Марса, температурах.

Другая, еще менее правдоподобная теория, объясняет его существование мощнейшей вспышкой полярного сияния, которая возникла в южных широтах Марса из-за местных магнитных аномалий.

источник - http://ria.ru/science/20150217/1048127098.html

3.    Малые тела Солнечной системы

Камера для поисков темной энергии случайно "поймала" комету Лавджоя

27 февраля 2015 г.

Суперкамера DEC, чье разрешение составляет рекордные на сегодняшний день 560 мегапикселей, приступила к поискам темной материи в сентябре 2013 года. Она установлена на 4-метровом телескопе в чилийской обсерватории Серро-Тололо. Эта камера способна "поймать" в один кадр около 100 тысяч галактик на расстоянии до 8 миллиардов световых лет.

Во время очередной такой сессии наблюдения в объектив камеры попал неожиданный объект — комета Лавджоя, сблизившаяся с Землей на расстояние в 82 миллиона километров. Астрономы воспользовались этим случаем для получения высококачественных фотографий знаменитой кометы в ультравысоком разрешении.

Ученые были уверены, что комета полностью испарится еще до прохождения перигелия. Однако комета благополучно обогнула Солнце и вышла с другой стороны, что стало сенсацией для астрономов. С тех пор комета Лавджоя стала предметом пристального внимания планетологов.

источник - http://ria.ru/science/20150227/1049953100.html

Телескоп SOHO "поймал" комету, выжившую после сближения с Солнцем

25 февраля 2015 г.

Космическая солнечная обсерватория SOHO стала свидетелем крайне необычного явления в околосолнечном пространстве — ей удалось получить снимки кометы, которая практически "облизнула" поверхность Солнца и при этом выжила.

"Есть довольно неплохие шансы на то, что наблюдатели на Земле смогут найти эту комету в ближайшие недели. Но с другой стороны, вполне возможно, что те вещи, которые комета пережила во время облета Солнца, приведут к ее достаточно быстрому распаду", — заявляет Карл Баттэмс из Морской исследовательской лаборатории в Вашингтоне (США).

Как отмечается в сообщении агентства, телескоп SOHO стал свидетелем этого редкого в жизни Солнца и комет события на прошлой неделе. Облет Солнца кометой продолжался практически три дня — с 18 по 21 февраля. Во время этого события комета сблизилась с Солнцем на 2,2 миллиона километров, но ей как-то удалось не распасться под действием того потока тепла и света, который вырабатывается звездой на столь близком расстоянии.

источник - http://ria.ru/science/20150225/1049507154.html

4.    Экзопланеты

Ученые получили фотографии формирующейся планеты в созвездии Живописца

20 февраля 2015 г.

Астрофизики получили самые четкие на сегодня фотографии молодой планетной системы в созвездии Живописца, на которых можно рассмотреть то, как почти сформировавшаяся планета-гигант "взбалтывает" остатки протопланетного диска, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Некоторые компьютерные модели этой системы предсказывали, что внутренний протопланетный диск будет обладать сложной структурой из-за того, что на него будет действовать притяжение планеты-гиганта, вращающейся на небольшом расстоянии от звезды. На новых снимках мы смогли увидеть эту часть диска и показать, что эти выкладки были верны. Все это поможет нам искать экзопланеты в других протопланетных дисках", — сказал Даниэл Апай из университета Аризоны в Тусоне (США).

Апай и его коллеги смогли увидеть планету, "бороздящую" протопланетный диск, изучая снимки, полученные при помощи камер и инструментов орбитального телескопа "Хаббл" во время наблюдений за звездой Бета Живописца.

Это светило, расположенное в 63 световых годах от Земли, еще в начале 1980-х годов привлекло внимание астрономов необычно сильным инфракрасным излучением. Его источником оказался газопылевой диск, вращающийся вокруг звезды. Затем в этом диске была обнаружена планета.

Эти фотографии не обладали достаточным качеством для того, чтобы заглянуть во внутреннюю часть протопланетного диска и понять, что с ним происходит. Авторы статьи смогли улучшить разрешение уже сделанных снимков и получить серию новых высококачественных фотографий Беты Живописца, используя коронограф STIS на борту "Хаббла" и специально разработанный для этих наблюдений алгоритм подавления шумов.

Новая техника получения изображений позволила группе Апая получить детальные фото внутренней части протопланетного диска и проследить за тем, как он взаимодействует с планетой. Оказалось, что рождающийся гигант действительно вызывает большие возмущения в структуре диска, закручивая его материю в своеобразные витки спирали.

источник - http://ria.ru/science/20150220/1048831555.html

5.    Астрофизика звёзд

Ученые получили фото двух обреченных белых карликов в созвездии Орла

9 февраля 2015 г.

Астрономы обнаружили в планетарной туманности Henize 2-428 в созвездии Орла два необычно крупных белых карлика, которые быстро сближаются друг с другом и через несколько сотен миллионов лет сольются и взорвутся в виде сверхмощной сверхновой I типа.

Они возникают только при слиянии белых карликов или белого карлика и красного гиганта и сила их взрыва и его яркость бывает относительно постоянной, что позволяет использовать подобные вспышки для измерения расстояний в космосе. Это свойство Сол Перлмуттер и его коллеги использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Белые карлики, которые нашли авторы статьи, являются необычно большими по меркам современной астрономии — по своим размерам они чуть меньше Солнца, а их общая масса почти в 1,8 раза больше солнечной. Это заметно выше предела Чандрасекара (1,44 массы Солнца) — магической отметки, при достижении которой белый карлик превратится в гигантскую термоядерную бомбу.

источник - http://ria.ru/science/20150209/1046737561.html

Астрономы обнаружили звезду, "гостившую" в Солнечной системе

18 февраля 2015 г.

Международная группа астрономов нашла звезду, которая около 70 тысяч лет назад прошла через облако Оорта, то есть фактически через нашу Солнечную систему, статью об открытии ученые опубликовали в Astrophysical Journal Letters.

Астрофизики из США, Европы, Чили и Южной Африки провели анализ скорости и траектории маломассивной “звезды Шольца” (Scholz’s star) и пришли к выводу, что это светило очень давно прошло через “внешнее облако Оорта” — область на краю Солнечной системы, наполненную триллионами комет. В то же время ученые считают, что “звезда Шольца” оказала незначительное влияние на это скопление кометных объектов.

В настоящее время Scholz’s star – это маленький тусклый красный карлик в двойной звездной системе в созвездии Единорога.

источник - http://ria.ru/space/20150218/1048284973.html

Престарелое Солнце закончит свою жизнь мгновенным взрывом

19 февраля 2015 г.

Солнце и похожие на него звезды заканчивают свою жизнь мощным и практически мгновенным взрывом, а не в виде медленно формирующейся планетарной туманности, выяснили астрономы, опубликовавшие результаты своих наблюдений за престарелым двойником нашего светила.

"Через несколько миллиардов лет, наше Солнце исчерпает запасы "ядерного горючего", раздуется и превратится в красного гиганта и сбросит большую часть своей массы. Результатом этого процесса будет белый карлик, окруженный сияющей планетарной туманностью. И хотя все звезды, чья масса не превышает десяти солнечных, переживают этот короткий, но важный переход к последнему этапу жизни, многие детали процесса смерти солнцеподобных звезд оставались для нас загадкой", — рассказывает автор статьи, Хосе Гомез из Института астрофизики Андалузии в Гранаде (Испания).

Гомез и его коллеги выяснили, что похожие на Солнце звезды не испытывают продолжительную агонию и умирают практически "мгновенно" по астрономическим меркам, наблюдая за умирающим аналогом Солнца, звездой IRAS 15103-5754 в созвездии Циркуля, при помощи орбитального телескопа "Гершель" и ряда наземных обсерваторий.

Эта звезда, как объясняет ученые, входит в клуб редчайших звезд, которые астрономы называют "водными фонтанами". Этим словом ученые обозначают престарелые солнцеподобные звезды, которые уже начали умирать и выбрасывать в окружающее пространство горячие пучки материи, содержащие множество молекул воды. Эти молекулы вырабатывают большое количество микроволнового излучения, по которым ученые и находят такие космические "фонтаны".

На сегодняшний день астрономам известно всего 16 подобных светила. "Молекулы воды обычно распадаются практически сразу после формирования планетарной туманности, и в тех редких случаях, когда нам удавалось зафиксировать их мазерное излучение, скорости движения молекул в этих пучках были очень низкими. В случае с IRAS 15103-5754 мы впервые увидели излучение, которое вырабатывалось водой, движущейся со скоростью в сотни километров в секунду. Нам удалось застать переход звезды в планетарную туманность и проследить за ним в режиме реального времени", — добавляет его коллега по институту, Луис Миранда (Luis Miranda).

Столь высокая скорость движения молекул, объясняет Гомес, возможна только в том случае, если породившая их звезда взрывается, а не медленно распадается на слои и "расплывается" по космосу.

источник - http://ria.ru/science/20150219/1048585988.html

6.    Вопросы космологии

«Планк» не нашел гравитационных волн

2 февраля 2015 г.

Несмотря на все слухи о возможном обнаружении первичных гравитационных волн, совместный анализ данных спутника «Планк», принадлежащего Европейскому космическому агентству, и наземных экспериментов BICEP2 и массива Кека не предоставил никаких доказательств их существования.

Спутник «Планк» наблюдал реликтовое излучение по всему небу с беспрецедентной точностью, и за последние несколько лет мы узнали много нового о юной Вселенной. Но астрономы копают глубже в надежде вернуться еще дальше назад во времени: они ищут конкретную сигнатуру космической «инфляции» — короткого периода ускоренного расширения, сквозь которое, согласно теории, прошла Вселенная в возрасте нескольких мельчайших долей секунды.

Реликтовое излучение поляризовано и демонстрирует сложную картину по всему небу. Она состоит из двух основных узоров: круглых и радиальных (известных как E-моды) и фигурных (B-моды).

Разные явления во Вселенной производят либо E-, либо B-моды на разных угловых размерах, и определение различных источников требует чрезвычайно точных измерений. Именно B-моды могли получить приз за выявление инфляции юной Вселенной.

«Планк» не одинок в этом поиске. В начале 2014 года еще одна команда астрономов представила результаты, основанные на наблюдениях за поляризованным реликтовым излучением на небольшом участке неба в 2010-2012 годах с BICEP2, экспериментом на Южном Полюсе. Команда также использовала предварительные данные с другого эксперимента на Южном Полюсе, массива телескопов Кека.

И они нашли нечто интересное: фигурные B-моды в поляризации наблюдались на участках неба в несколько раз больших, чем размер полной Луны. Команда BICEP2 выставила этот факт в пользу той интерпретации, что сигнал возник от первичных гравитационных волн, и вызвала огромный резонанс в научном сообществе.

Тем не менее есть и другой соперник в этой игре, который может производить такой же эффект: межзвездная пыль в нашей галактике Млечный Путь.

Команды «Планка» и BICEP2 объединили усилия, сочетая способность спутника справляться с передним планом излучения (за счет наблюдений на разных частотах) и большей чувствительностью наземных экспериментов в случае работы с ограниченными участками неба, благодаря их более мощным и современным технологиям. К тому времени также стали доступны полные данные массива Кека за 2012 и 2013 годы.

«Эта совместная работа показала, что обнаружение первичных B-мод уже не такое уверенное, когда мы удаляем излучение галактической пыли, — говорит Жан-Лу Пьюже, главный исследователь инструмента HFI спутника «Планка» из Института астрофизики в Орсе, Франция. — К сожалению, мы не смогли подтвердить, что этот сигнал — отпечаток космической инфляции».

Другой источник поляризации B-мод, который уходит корнями в юную Вселенную, был выявлен в ходе исследования, но на значительно меньших масштабах неба.

Этот сигнал, впервые обнаруженный в 2013 году, не является прямым признаком инфляционной фазы, но индуцируется космической сетью массивных структур, наполняющих Вселенную и изменяющих путь фотонов реликтового излучения на пути к нам.

источник - http://hi-news.ru/space/plank-ne-nashel-gravitacionnyx-voln.html

Астрофизики омолодили на 100 миллионов лет первые звезды во Вселенной

6 февраля 2015 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало на своем сайте последнюю порцию данных, собранных телескопом "Планк" во время наблюдений с 2009 по 2012 года. Помимо анонсированных в начале этой неделе доказательств того, что арктическому телескопу BICEP2 так и не удалось найти гравитационные волны, ЕКА представило новые высококачественные карты реликтового излучения, а также раскрыло несколько удивительных открытий.

Самым громким из них, как считают самые ученые, станет то, что так называемая эпоха реионизации — период длиной в несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва, когда Вселенная постепенно становилась "прозрачной" и доступной для наблюдений — продлилась заметно дольше, чем считалось ранее.

По общепринятым сегодня оценкам, полученным при помощи американского зонда WMAP еще в 2002 году, "темные века" Вселенной, как называют этот период астрономы, продлились около 450 миллионов лет. Научная команда "Планка" попыталась уточнить эти оценки. Как выяснилось, реионизация завершилась заметно позже, чем считали астрофизики — через 550 миллионов лет после Большого Взрыва, что на 100 миллионов больше предыдущих оценок.

источник - http://ria.ru/science/20150206/1046330419.html

Астрономы нашли следы присутствия темной материи в центре Галактики

10 февраля 2015 г.

Европейские астрофизики обнаружили намеки на присутствие темной материи в центре Млечного Пути, проследив за скоростями вращения звезд и облаков пыли и газа в разных частях Галактики.

Большинство астрономов полагают, что каждая галактика обрамлена гало, "поясом" из темной материи, которая не дает звездам и облакам газа разбежаться. За последние годы ученые смогли обнаружить и подтвердить существование таких невидимых колец у далеких от нас галактик, замеряя скорости движения звезд в различных их частях.

Как отмечает Пато, подобные наблюдения практически невозможно осуществить внутри нашей Галактики, особенно для светил в ее центре, так как мы находимся в одном из ее рукавов и движемся вместе  с другими звездами Млечного Пути. Тем не менее какие-то ограниченные измерения скорости вращения других светил и иных небесных тел вокруг центра Галактики все же возможны.

Авторы статьи собрали все предыдущие наработки в этой области и использовали известные нам скорости вращения звезд для проверки компьютерной модели Млечного Пути, в которой темная материя в принципе отсутствовала.

Как и ожидали ученые, им удалось достаточно легко подтвердить, что темная материя в нашей Галактике присутствует. Что интересно, она встречается не только в "кольце"-гало на окраинах Млечного Пути, но и в центральной ее части, о чем раньше астрономы говорили крайне редко.

источник - http://ria.ru/science/20150210/1046938737.html

Темная материя может быть причиной рождения сверхмассивных черных дыр

19 февраля 2015 г.

Cчитается, что в центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до миллиардов масс Солнца. Пока ученые не знают, от чего зависит их масса, но текущие наблюдения показывают, что чем больше масса галактики, тем тяжелее бывает черная дыра в ее центре.

Акос Богдан из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) и его коллега Энди Голдинг из Принстонского университета (США) нашли возможное объяснение существованию таких дыр и раскрыли механизм, объясняющий скорость их роста и типичную массу.

Как отмечают исследователи, ранее ученые достаточно долго считали, что масса и скорость роста черной дыры может быть связана с тем, насколько "толстой" является центральная часть галактики, где находится космический "тяжеловес", так называемая перемычка или балдж. Последующие наблюдения и обширные каталоги сверхмассивных черных дыр показали, что это не всегда верно.

Богдан и Голдинг обратили внимание на то, что масса черных дыр в нескольких крупных эллиптических галактиках была каким-то образом связана с массой их гало — кольцом из темной материи, опоясывающем их окраины. Это натолкнуло их на мысль, что темная материя может быть невидимым "дирижером", управляющим ростом и формированием галактических "тяжеловесов".

Для проверки этих подозрений авторы статьи провели масштабную "перепись" среди почти трех тысяч эллиптических галактик, найденных астрономами в рамках Слоановского цифрового обзора неба (SDSS). Для каждого такого объекта они вычисляли два параметра – массу самой галактики и массу темной материи в гало. Первый ученые определяли, ориентируясь на скорость вращения звезд вокруг центра галактик, а второй — по искажениям в спектре рентгеновского излучения, которое исходит от облаков горячего газа.

Эта "перепись" показала, что масса черных дыр была действительно больше связана со свойствами гало и темной материи, чем с массой всех звезд в Галактике или размерами центральной перемычки.

источник - http://ria.ru/science/20150219/1048551034.html