ЗА АПРЕЛЬ 2015 ГОДА

1.    Катастрофа "Прогресса"

"Прогресс-М27М" со знаменем Победы запущен к МКС с Байконура

28 апреля 2015 г.

Ракета-носитель "Союз-2.1а" с космическим грузовиком "Прогресс-М27М", который доставит на МКС копию знамени Победы, стартовала с космодрома Байконур.

Это второй испытательный запуск грузового корабля на ракете-носителе "Союз-2.1а". Пуск состоялся в расчётное время — 10.10 мск. Стыковка космического грузовика с МКС назначена в 16.07 мск в автоматическом режиме.

"Прогресс-М27М" доставит на МКС более 2,5 тонны полезных грузов различного назначения: топливо, кислород, продукты питания, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов.

источник - http://ria.ru/space/20150428/1061319173.html

"Прогресс" промахнулся мимо орбиты, стыковка с МКС откладывается

28 апреля 2015 г.

Нештатная ситуация: грузовик "Прогресс-М27М" после старта с "Байконура" по невыясненным причинам вышел на орбиту значительно выше расчетной и пока не может пристыковаться к МКС, пропала телеметрическая связь.

Для прояснения ситуации, по данным Центра управления полетами (ЦУП), решено проводить стыковку по "длинной" двухсуточной схеме, а не по новой шестичасовой. По оценке эксперта по космонавтике Игоря Афанасьева, "ситуация не очень сложная, ее можно исправить".

После отделения "Прогресса" от третьей ступени ракеты-носителя ничто не предвещало беды. По сообщению производителя двигателя ракеты "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в Ростех), двигатели РД-107А/РД-108А, серийно изготовленные на самарском предприятии ОАО "Кузнецов", отработали без замечаний.

Но спустя полчаса полета появилась информация, что телеметрические данные с борта космического грузовика поступают не в полном объеме.

По словам представителей ЦУП, не поступило сигнала о раскрытии кораблем внешних элементов своей конструкции, которая обычно приходит вскоре после отделения аппарата от третьей ступени ракеты.

источник - http://ria.ru/space/20150428/1061360105.html

Роскосмос затопит "Прогресс-М27М", виновного в ЧП найдет спецкомиссия

29 апреля 2015 г.

Роскосмос принял решение свести с орбиты и затопить космический грузовой корабль "Прогресс-М27М", так как продолжение полета не представляется возможным, заявил журналистам глава космического ведомства Игорь Комаров.

Причины нештатного выведения грузовика на орбиту будет выяснять специальная комиссия Роскосмоса. Предварительно считается, что инцидент произошел из-за проблемы при разделении ракеты-носителя и космического корабля.

Всего на данный момент имеют место три самостоятельные проблемы: так называемая "закрутка" корабля с высокой скоростью, нераскрытие нескольких антенн системы автоматической стыковки "Курс" и невозможность получить телеметрию с корабля и передать ему команды.

Специалисты пытались реанимировать терпящий бедствие на орбите "Прогресс" более суток, но полноценную связь с ним так и не удалось наладить.

"Что касается расчетов падения несгоревших фрагментов и над какими странами — это мы будем понимать за несколько суток. Сейчас, ориентировочно, корабль "Прогресс" завершит свой полет 5-7 мая", — заявил первый заместитель генконструктора РКК "Энергия", руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

Результаты и выводы комиссия должна предоставить до 26 мая, именно на эту дату запланирован следующий запуск по пилотируемой программе, задача которого — доставить на МКС новых членов экспедиции.

источник - http://ria.ru/space/20150429/1061703720.html

Роскосмос: сомнений в успехе майского запуска"Союза" к МКС почти нет

29 апреля 2015 г.

Роскосмос практически не сомневается в способности ракеты-носителя "Союз-ФГ" обеспечить успех намеченного на май запуска к МКС космического корабля "Союз-ТМА", заявил в среду заместитель руководителя Роскосмоса Александр Иванов.

Нештатная ситуация произошла во вторник в российской космической отрасли: грузовик "Прогресс-М27М" после запуска с "Байконура" по невыясненным причинам был выведен на нерасчетную орбиту и не может пристыковаться к МКС.

В соответствии с планами пилотируемых полетов у нас запланирован запуск космического корабля "Союз-ТМА" на 26 мая. Запуск космического корабля "Союз-ТМА" проводится с использованием другой ракеты — "Союз-ФГ".

источник - http://ria.ru/science/20150429/1061686973.html

Запуски ракет "Союз 2.1а" могут приостановить из-за ЧП с "Прогрессом"

29 апреля 2015 г.

Запуски модернизированных ракет-носителей типа "Союз 2.1а" могут быть в ближайшее время приостановлены из-за нештатного вывода на нерасчетную орбиту космического корабля "Прогресс М-27М", сообщил  источник в ракетно-космической отрасли.

Как ранее сообщалось, к проблемам с выводом "Прогресса М-27М" на нерасчётную орбиту могла привести несинхронизированная работа двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2.1а".

источник - http://ria.ru/space/20150429/1061554580.html

2.    Строительство космодрома "Восточный"

Строители космодрома «Восточный» добились выплаты долгов по зарплате

Строителям космодрома «Восточный» в Амурской области выплачено 9 миллионов рублей задолженности по заработной плате. Прокуратурой области с привлечением контролирующих органов организованы сплошные проверки соблюдения трудовых прав и социально бытовых условий работников, задействованных в строительстве, сообщает пресс-служба ведомства. Восстановлены трудовые права более 200 человек.

Часть строителей не получали зарплату с января 2015 года. Общая задолженность достигла 14 миллионов рублей. 1 апреля стало известно, что «Дальспецстрой» не смог предоставить в прокуратуру данные о расходовании 16 миллиардов рублей, выделенных на сооружение космодрома.

4 апреля рабочие начали голодовку с требованием выплаты зарплаты. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, прибывший на стройплощадку, остановил акцию, уволив бывшего главу «Дальспецстроя» Дмитрия Савина. В этот же день сотрудники Следственного комитета задержали генерального директора ООО «Стройиндустрия-С» Сергея Терентьева. Ему инкриминируется совершение преступления, по части 2 статьи 145.1 УК РФ (невыплата зарплаты свыше двух месяцев).

ИМЦ ЦК РКРП-КПСС по рабочему движению

Информационное сообщение N 13 (837)

1 - 8 апреля 2015 года

Первый на Дальнем Востоке Центр управления полетами открылся в Благовещенске

10 апреля 2015 г.

Первый на Дальнем Востоке Центр управления полетами (ЦУП) открыли в Амурском государственном университете (АмГУ) в Благовещенске.

Когда Амурский ЦУП заработает в полную силу, студенты смогут организовывать здесь связь с космическими аппаратами, формировать командно-программную информацию и передавать ее в космос, принимать, накапливать, отображать и документировать полученную информацию. Будущее ЦУПа его создатели связывают с космодромом Восточный, который строят в Амурской области.

Чиновник с говорящей фамилией назвал бастующих "провокаторами"

11 апреля 2015 г.

Сообщения о голодовке на строящемся космодроме Восточный в Амурской области распространяются провокаторами, заявил врио начальника Дальспецстроя Юрий Волкодав.

"Я только час назад был на площадке, ко мне никто не подошел, не пожаловался. Хотя меня здесь все строители отлично знают. Ни один не голодает, поверьте. А провокаторы сообщают о голодовке, а вечером звонят - нас плохо кормят", - сказал он.

"Люди, не получавшие зарплату (сотрудники субподрядных организаций) жили две-три недели за счет Дальспецстроя. Получили деньги, ухали, доехали до Благовещенска, пропили эти деньги. Вернулись, так как ехать им оказалось некуда. Поселились в тот же самый городок. При этом на работу выходить не хотят. Заселились в тот же городок. И опять бастуют! Ситуация просто раздута на пустом месте", - заявил Волкодав.

Первый пилотируемый пуск с "Восточного" откладывается на два года

17 апреля 2015

Первый пилотируемый пуск с космодрома "Восточный" переносится с 2018 года на дату после 2020 года, чтобы не строить инфраструктуру для старой техники и осуществить пуск при помощи тяжелой ракеты "Ангара-А5В".

Вариант переноса пилотируемого пуска с "Восточного" на период после 2020 года вместе с одновременной адаптацией под эту задачу "Ангары-А5В" (ее первый пуск планируется в 2021 году) обсуждался на встрече вице-премьера и главы Роскосмоса с президентом Владимиром Путиным 13 апреля, в закрытой для журналистов части. Как пишет газета «Коммерсантъ», у президента не возникло принципиальных возражений и он поставил на докладе положительную резолюцию.

источник - http://ria.ru/space/20150417/1059085868.html

20 строителей космодрома Восточный объявили бессрочную голодовку

Работники подрядчика строительства космодрома Восточный в Амурской области ООО «Фирма Стройиндустрия-С» объявили бессрочную голодовку и обратились к властям с просьбой о содействии в вопросе погашения задолженности по заработной плате за январь-март.

«В связи с невыплатой нам заработной платы за проработанное время с января по март 2015 года, нарушением наших прав, с учетом сложившегося тяжелого финансового положения у каждого работника, объявляем бессрочную голодовку с 22 апреля с 10:00», - приводит «Интерфакс» выдержку из заявления участников акции. Как уточняется в послании, общая задолженность по зарплате составляет более 16 млн руб.

ИМЦ ЦК РКРП-КПСС по рабочему движению

Информационное сообщение N 15 (839)

14 - 22 апреля 2015 года

Рогозин: расследование на "Восточном" вскрыло "масштабные безобразия"

25 апреля 2015 г.

Расследование, связанное со строительством космодрома "Восточный", вскрыло масштабные "безобразия" в строительном бизнесе, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Ранее МВД РФ сообщило о возбуждении уголовного дела о хищении 300 миллионов рублей, выделенных на строительство дорог на космодроме "Восточный". Как сообщала газета "Известия", выделенные деньги пошли на погашение кредитов компании в одном из российских банков.

источник - http://ria.ru/space/20150425/1060792486.html

Роскосмосу требуется еще 22 млрд рублей, чтобы достроить "Восточный"

27 апреля 2015 г.

Завершение строительства космодрома "Восточный" требует еще 22 миллиардов рублей, заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Объем работ, который необходимо провести до завершения, превышает объемы возможного финансирования. В этой связи мы считаем, и об этом мы докладывали, что необходимо привлечение компаний-подрядчиков Спецстроя, объемы финансирования в сумме 15 миллиардов рублей, а с учетом задолженности — 22 миллиардов рублей для нормализации финансирования и завершения всех объектов, — заявил Комаров в понедельник на совещании по строительству космодрома в Углегорске.

По его словам, основными критичными объектами так называемого пускового минимума строящегося космодрома "Восточный" с точки зрения финансирования и невыполненных объемов работ являются стартовый комплекс и технический комплексы ракеты-носителя "Союз-2".

источник - http://ria.ru/space/20150427/1061218490.html

Первую очередь строительства города близ "Восточного" закончат к осени

27 апреля 2015 г.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что работы по первой очереди строительства города Циолковский, где будут жить специалисты Роскосмоса, должны завершиться к осени.

В первую очередь строительства входит ряд жилых домов с необходимой инженерной инфраструктурой, а также объектами социального и культурно-бытового обеспечения.

источник - http://ria.ru/economy/20150427/1061075696.html

Задержан директор еще одной фирмы за невыплату зарплат на космодроме «Восточный»

27 апреля 2015 г.

Задержан директор еще одной компании по подозрению в невыплате зарплаты рабочим космодрома «Восточный». Об этом сообщает Следственный комитет РФ.

Правоохранители задержали гендиректора компании «ДСС» Романа Суворова. Его подозревают в невыплате 3,5 млн рублей строителям.

В ближайшее время задержанного доставят в Амурскую область для проведения необходимых следственных действий.

Ранее сообщалось, что следственные органы предъявили гендиректору Тихоокеанской мостостроительной компании Игорю Нестеренко обвинения в невыплате заработной платы и мошенничестве.

источник - источник - http://www.bfm.ru/news/291576

3.    Социология

ВЦИОМ: россияне выступают за расширение космических проектов

10 апреля 2015 г.

Число россиян, считающих, что Россия занимает лидирующие позиции в деле освоения космоса, за последние 17 лет возросло вдвое, при этом большинство граждан выступает за сохранение и расширение космических проектов страны, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного ко дню Космонавтики и имеющегося в распоряжении РИА Новости.

День космонавтики, установленный в память о первом полете человека в космос отмечается 12 апреля.

Максимальный успех за 17 лет

Социологи выяснили, что оценка россиянами отечественной космонавтики достигла максимума за 17 лет измерений. Так, с 1998 по 2015 годы доля граждан, считающих, что Россия сохраняет ведущую роль в освоении космоса выросла в два раза (с 30%). Лишь четверть опрошенных заявили об утрате лидирующих позиций, причем 21% опрошенных сожалеют об этом, а еще 4% равнодушны (с момента первых измерений эти показатели уменьшись вдвое — с 42% и 8% соответственно).

Подавляющее большинство опрошенных далее считает, что не нужно сокращать космические проекты, а около половины (47%) уверены, что такие программы нужно расширить. Еще 40% респондентов выступают за сохранение программ освоения космоса в нынешнем объеме (несколько чаще пожилые — 44% и материально обеспеченные люди — 45%, чем молодежь — 35% и респонденты с низким достатком — 34%).

Несмотря на экономические трудности, больше половины участников опроса (59%) выступают за то, чтобы объемы госфинансирования на космическую отрасль сохранились на прежнем уровне. Причем каждый шестой даже предлагает увеличить эту статью расходов бюджета.

Лишь 15% участников опроса считают необходимым сокращение затрат на космические программы (среди малообразованных — 29%, среди не одобряющих работу президента — 28%). При этом они отмечают, что это сокращение должно произойти за счет экономии на освоении Луны и Марса (34%), на строительстве новых космодромов (17%) или научных исследований (14%).

Две трети россиян полагают, что стране следует продолжить международное сотрудничество в области космоса. Причем активные пользователи интернета высказывают это мнение чаще, чем люди, не выходящие в Сеть (66% против 56%). Противоположной точки зрения придерживаются 29% респондентов, поскольку полагают, что в условиях ухудшения отношений с западными странами России следует отказаться от сотрудничества с ними в космической отрасли.

источник - http://ria.ru/space/20150410/1057723093.html

Наши комментарии:

1.    Напомним, в 1998 году у России хотя бы была своя орбитальная станция, да и ракеты падали гораздо реже. Непонятно, где 30% опрошенных усмотрели «рост лидирующих позиций»

2.    Учимся читать между строк: среди населения в целом за развитие космонавтики выступают 47% населения, а «среди противников президента» - 72% (100 минус 28). То есть среди сторонников оппозиции процент умных людей значительно выше, чем среди населения в целом. Что и требовалось доказать.

4.    Официоз

Очередное заседание НТС

14 апреля 2015 года состоялось очередное заседание Научно-технического совета Роскосмоса, на котором обсуждались основные положения проекта Федеральной космической программы России на 2016 – 2025 гг. (ФКП-2025).

НТС принял следующие решения:

одобрить проект ФКП–2025 в качестве программного документа;

принять к сведению сообщение, что финансирование ФКП–2025 планируется в объеме 2004 млрд. руб.;

рекомендовать Роскосмосу и ОРКК при реализации ФКП-2025 (контрактация, размещение новых ОКР, определение головных организаций и кооперации организаций-соисполнителей) учитывать проведенные мероприятия по реструктуризации организаций и предприятий ракетно-космической промышленности, созданию центров компетенций, техническому перевооружению и внедрению перспективных технологий, импортозамещению, в том числе по радиационно-стойкой ЭКБ;

просить Роскосмос ускорить процесс согласования проекта ФКП-2025 с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для безусловного выполнения установленного срока внесения его в Правительство РФ – 10 июня 2015 года.

источник - http://www.federalspace.ru/21435/

Заседание коллегии Федерального космического агентства

14 апреля 2015 года состоялось заседание коллегии Роскосмоса, на котором были рассмотрены итоги работы Федерального космического агентства в 2014 году и утверждены планы на 2015 год.

Заседание коллегии открыл Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. С докладом выступил Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров. Тексты итогового доклада «Об основных итогах развития космической деятельности в 2014 году» и публичной декларации целей и задач Федерального космического агентства на 2015 год размещены на сайте РОСКОСМОСа по адресам http://www.federalspace.ru/21430  и http://www.federalspace.ru/21429.

источник - http://www.federalspace.ru/21431/

5.    Новая орбитальная станция и судьба МКС

Состояние МКС позволяет использовать ее и после 2024 года

10 апреля 2015 г.

Техническое состояние Международной космической станции позволяет продлить ее эксплуатацию за пределы 2024 года, заявил руководитель полета российского сегмента станции Владимир Соловьев. По его словам, проведено техническое обследование корпуса МКС, иллюминаторов. "Мы с оптимизмом смотрим в будущее", - подчеркнул он.

Россия планирует к 2023 году создать собственную орбитальную станцию

16 апреля 2015 г.

Национальную орбитальную космическую станцию России планируется создать к 2023 году, заявил в ходе "Прямой линии" президент РФ Владимир Путин.

"К 2023 году мы собираемся создать на орбите собственную национальную орбитальную космическую станцию. Это отдаленная перспектива, но тоже нужная для нас — нужная с народно-хозяйственной точки зрения, потому что МКС нами активно используется для науки, для народного хозяйства, но с МКС видно только 5% территории Российской Федерации. А с национальной станции мы, конечно, должны будем видеть всю территорию нашей огромной страны", — сказал Путин.

источник - http://ria.ru/space/20150416/1058969018.html

Новая российская орбитальная станция будет состоять из пяти модулей

23 апреля 2015 г.

Новая российская орбитальная станция, которая может прийти на смену МКС, и будет вначале состоять из трех модулей, в 2025 году пополнится трансформируемым и энергетическим модулями. Об этом говорится в новом проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы.

Согласно документу, в 2020 году начнутся работы над созданием Трансформируемого модуля, запуск которого состоится в 2025 году. В 2021 году стартует создание Энергетического модуля. Его запуск предварительно также запланирован на 2025 год.

Эти модули присоединят к национальной орбитальной станции в составе Многофункционального лабораторного модуля, Узлового модуля и Научно-энергетического модуля.

Прежним проектом ФКП, разработанным в 2014 году, запуск трансформируемого модуля планировался на 2021 год, энергетического модуля - на 2025 год. Кроме того, предполагалось, что новая орбитальная станция получит модуль-лабораторию ОКА-Т-2, Узловой модернизированный модуль (УММ), Модуль-стапель (МС). В новом варианте создание ОКА-Т-2, УММ и МС отменено.

Глава РКК "Энергия": сведение с орбиты и затопление МКС затянется на год

23 апреля 2015 г.

Сведение МКС с орбиты после завершения ее эксплуатации для затопления в Тихом океане займет около года, сообщил президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

Такая длительность связана с возможностями по доставке топлива на МКС российскими грузовыми кораблями, а также с необходимостью торможения станции в атмосфере Земли. Кроме того, российская сторона имеет опыт сведения с орбиты станции "Мир".

«Какая судьба ждет МКС после 2024 года прогнозировать сложно; все зависит от решения руководства страны и наших международных партнеров", - сказал он. В любом случае, подчеркнул В.Л.Солнцев, Россия до этого срока намерена пополнить свой сегмент тремя новыми модулями - Многофункциональным лабораторным, Узловым и Научно-энергетическим.

6.    Перспективные проекты

Томские ученые помогут защитить иллюминаторы космических аппаратов

10 апреля 2015 г.

Разработанная томскими учеными технология нанесения специальных покрытий на стекла позволит защитить иллюминаторы будущих орбитальных аппаратов от космического мусора и микрометеоритов, сообщила пресс-служба Томского научного центра СО РАН.

Оптически прозрачное многокомпонентное покрытие состоит из нескольких слоев. В состав многослойного покрытия входят более 10 элементов таблицы Менделеева. Каждый из слоев имеет свою функцию. Одни слои решают задачу повышения ударной, термоциклической и радиационной стойкости, другие делают покрытие прозрачным.

Испытания по бомбардировке стекол с новым покрытием, проведенные в 2014 году на легкогазовой пушке, разгоняющей микрочастицы железа со средним размером около 50 микрометров до скоростей 5-8 километров в секунду, прошли успешно. После нанесения покрытия число кратеров, образующихся на поверхности стекла, уменьшилось в три раза.

источник - http://ria.ru/space/20150410/1057826081.html

Роскосмос и Сколково будут сотрудничать по малым космическим аппаратам

22 апреля 2015 г.

Федеральное космическое агентство и инновационный центр "Сколково" заключили соглашение о совместном запуске малых космических аппаратов. Аппараты весом менее 0,5 — 1 тонны решают различные научные и прикладные задачи, в том числе и в качестве межпланетных аппаратов. Такие спутники занимаются дистанционным зондированием Земли, являются аппаратами связи, телевизионного вещания, передачи данных, отработки космических технологий.

источник - http://ria.ru/space/20150422/1060204040.html

Роскосмос рассказал, когда откажется от "Протонов" и "Союзов"

22 апреля 2015 г.

Россия будет продолжать запуски ракет-носителей "Протон" и "Союз" до тех пор, пока с космодрома "Восточный" не будет проведен первый запуск перспективного пилотируемого транспортного комплекса на базе "Ангары". Об этом заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. По его словам, "Ангара" придет на смену "Протону" после своего выхода в серию и начала коммерческих пусков: "Думаю, что это произойдет раньше 2025 года, где-то после 2020-го".

источник - http://ria.ru/space/20150422/1060193168.html

В России завершаются испытания прототипа системы спасения космонавта

22 апреля 2015 г.

Скафандр, который в случае нештатной ситуации при работе в открытом космосе гарантированно вернет космонавта на корабль или станцию, разработан в российском НПП "Звезда".

"Представьте: космонавт улетел, как в известном фильме, и ему надо спасаться. Счет идет на секунды. А тут: нажал кнопку — и спасательное устройство, или сейфер, само возвращает тебя. Мы хотим интегрировать систему спасения космонавтов прямо в скафандр "Орлан", который используется для работы в открытом космосе. У него жесткая кираса, которая позволяет это сделать", — рассказал генеральный директор — главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков. "Пока мы занимаемся "спасателем" в инициативном порядке. Надеемся, разработка вызовет интерес у Роскосмоса", — заключил он.

Россия в ФКП откажется от сверхтяжелой ракеты, но сохранит облет Луны

22 апреля 2015 г.

Новая Федеральная космическая программа (ФКП) России на 2016-2025 годы предусматривает отказ от сверхтяжелой ракеты и ряда научных программ, но сохраняет облет Луны, говорится в проекте этой ФКП.

"Мы перераспределили ресурсы на средства выведения, прежде всего сверхтяжелого класса… Мы планируем решить все эти вопросы за счет "Ангары-5В"", — заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

источник - http://ria.ru/space/20150422/1060153882.html

Поиск внеземной жизни включен в проект новой космической программы РФ

23 апреля 2015 г.

Проекты поиска внеземной жизни и изучения эволюции климата Земли, определение степени угрозы от опасных небесных тел, а также исследование природы тёмной энергии и материи включен в проект новой Федеральной космической программы (ФКП) РФ на 2016-2025 годы.

В реализации этих амбициозных планов, по замыслу Роскосмоса, помогут полёты ряда новых космических аппаратов. В проекте ФКП на 2015 год значится запуск спутника "Ломоносов", на 2016 год — международной межпланетной станции "ЭкзоМарс" №1. В 2017 году в планах по-прежнему значится пуск космического аппарата "Спектр-РГ". В 2018 году планируется запустить "ЭкзоМарс" №2, а в 2019 году — проект "Луна-Глоб".

Космическую лабораторию "Спектр-УФ" планируется отправить на орбиту в 2021 году, а биоспутник "Бион-М" №2 — в 2022 году. Проект "Арка" и аппарат "Резонанс" №1 будут запущены в 2023 году, а "Резонансы" под номерами 2, 3, 4 и 5 планируется запустить на рубеже 2024-2025 годов. В проекте также значатся запуски биоспутника "Бион-М" №3 и аппарата "Интергелео-Зонд" в 2025 году.

Луну планируется изучать при помощи спутников "Луна-Глоб" (2019 год), проекта "Луна-Ресурс-ОА" номер один (2021 год) и Луна-Ресурс-ПА" (2022 год).

источник - http://ria.ru/space/20150423/1060418687.html

Роскосмос опроверг прекращение работ по ядерному двигателю для космоса

24 апреля 2015 г.

Ранее ряд СМИ со ссылкой на неназванный источник сообщили, что Роскосмос якобы планирует закрыть работы по созданию ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для полетов в дальнем космосе.

"Роскосмос продолжает работы над ключевыми технологиями для создания ракет-носителей с многоразовыми первыми ступенями, межорбитальных буксиров с электроракетными или ядерными двигательными установками. Информация об исключении этих работ из проекта новой ФКП 2016 —2025 не соответствует действительности", — сообщил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.

источник - http://ria.ru/space/20150424/1060614875.html

Россия разработает ракету "Феникс" для замены "Союзов"

28 апреля 2015 г.

Роскосмос планирует с 2018 года приступить к разработке новой ракеты-носителя среднего класса на смену семейству "Союз". Об этом сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

Техническое задание на разработку ракеты-носителя среднего класса должно быть подготовлено Роскосмосом в течение 2016-2017 годов. С 2018 года планируется приступить к опытно-конструкторским работам по данной тематике, под названием "Феникс".

Инициатива разработки новой ракеты принадлежит самарскому РКЦ "Прогресс". По предварительным данным, носитель должен быть способным выводить на низкую околоземную орбиту не менее 9 тонн полезной нагрузки, то есть занять нишу между существующими ракетами "Союз" и "Зенит". Самарское предприятие предлагает использовать в качестве топлива сжиженный природный газ, но рассматривается и варианты с керосином и водородом.

7.    Лунная программа

Россия прорабатывает создание системы навигации вокруг Луны

12 апреля 2015 г.

Россия уже прорабатывает вопрос создания навигационной системы вокруг Луны, сообщил замгендиреткора АО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) имени Решетнева Виктор Косенко.

Ранее сообщалось, что план лунной программы России уже внесен в проект программы освоения космоса и находится на согласовании в правительстве.

Для полетов к главному спутнику Земли могут адаптировать новую российскую ракету семейства "Ангара" — вариацию "Ангара-А5В".

источник - http://ria.ru/space/20150412/1058068036.html

Россия планирует пилотируемый полет на Луну к 2030 году

14 апреля 2015 г.

Лунная программа в 2028-2029 годах будет беспилотной, а с 2029 по 2030 год планируется пилотируемый полет на Луну, заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

"Для этого нужно начинать работу уже сейчас", — отметил он.

Роскосмос, по его словам, прорабатывает сейчас все предварительные стадии.

источник - http://ria.ru/space/20150414/1058472353.html

Коптев: высадка на Луну может быть осуществлена в 2027 - 2028 году

14 апреля 2015 г.

Высадка на поверхность Луны может состояться в 2027 году. Об этом в понедельник 13 апреля сообщил глава НТС Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации Юрий Коптев.

"Высадка на поверхность Луны ожидается где-то в 2027-2028 году", - сказал Коптев в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Новый российский лазерный радар позволит точнее определить положение Луны

28 апреля 2015 г.

Российские астрономы к 2017 году смогут точнее определить координаты Луны, что расширит возможности по осуществлению полетов и строительству лунной станции, сообщила ТАСС старший научный сотрудник лаборатории эфемеридной астрономии Института прикладной астрономии РАН (Санкт-Петербург) Элеонора Ягудина.

"К 2017 году мы планируем построить новую, более точную эфемериду (прогнозируемое положение объекта через равные промежутки времени) Луны. Такую возможность даст новый лазерный радар, который строится на Алтае", - сказала собеседница агентства.

Локатор будет включать оптический лазерный телескоп диаметром 3,12 метра. Над созданием прибора работают специалисты НПК "Системы прецизионного приборостроения". Его установят в недавно построенном Алтайском лазерном центре. Локатор будет принимать сигналы с пяти лазерных отражателей, доставленных на Луну тремя американскими экспедициями и двумя советскими "Луноходами".

8.    Реформирование отрасли

Сборка "Ангары" станет дешевле с новой организацией производства

9 апреля 2015 г.

Сборка ракеты "Ангара" в Омске будет дешевле за счет принципиально новой организации производства, сообщил генеральный директор центра имена Хруничева Андрей Калиновский.

Как отметил Калиновский в интервью газете "Ведомости", "Ангара" уходит в Омск, потому что там уже стоит корпус, который логичнее всего подходит для ее производства.

"Производство "Ангары" будет дешевле не из-за географического размещения завода, а из-за принципиально новой организации производства", — объяснил Калиновский.

" Сегодня мы ощущаем колоссальную поддержку со стороны губернатора области и мэра Омска. Они помогают сформировать жилищные программы для закрепления кадров, организуют учебные программы в местных вузах", — пояснил он.

источник - http://ria.ru/space/20150409/1057492449.html

Уволен Эрик Галимов

13 апреля 2015 г. глава Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков подписал приказ об увольнении Эрика Михайловича Галимова с должности директора Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского Российской академии наук "в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора от 5 ноября 2013 г.". Академик РАН Э.М.Галимов возглавлял ГЕОХИ РАН с 1993 г.

Российская сверхтяжелая ракета-носитель "подешевела" в 10 раз

13 апреля 2015 г.

Стоимость разработки российской сверхтяжелой ракеты-носителя снизилась до 60 миллиардов рублей, сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров на встрече с президентом Владимиром Путиным.

"Мы решаем задачи лунной программы с тем, чтобы сверхтяжелый проект предусматривал финансирование только на разработку корабля и его подготовку порядка 600 миллиардов. Мы решили сделать третью ступень "Ангары", что позволит при двухпусковой схеме достигать поверхности Луны пилотируемым кораблем и космонавтами и вместе с посадочным модулем", — сказал Комаров.

источник - http://ria.ru/space/20150413/1058275601.html

ОРКК хочет создать холдинг по производству двигателей для ракет

28 апреля 2015 г.

Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) готовит предложения по формированию первого в мире холдинга, специализирующегося на производстве двигателей для ракет. До сих пор в мире не было крупных холдинговых компаний, специализирующихся на двигателях для ракет и космических аппаратов. Результаты должны быть представлены руководителю Роскосмоса Игорю Комарову и гендиректору ОРКК Юрию Власову к 1 июня 2015 года.

В состав двигателестроительного холдинга могут быть включены несколько предприятий Роскосмоса, в том числе ОАО "НПО "Энергомаш", ФГУП "Центр Келдыша", ОАО "Протон-Пермские моторы", ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод", ФГУП "Опытное конструкторское бюро "Факел", ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики", ФКП "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности".

"Изначально речь шла о том, что в НПО "Энергомаш" будет головное конструкторское бюро, но затем появились вопросы: как это КБ будет обслуживать производителей, скажем, электроракетных двигателей, которые НПО "Энергомаш" никогда не делал? Сейчас пока вопросов больше, чем ответов, конструкция холдинга еще не определена", — цитирует газета собеседника в ОРКК.

Проект закона о Госкорпорации внесен в Госдуму

28 апреля 2015 г.

Проект федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос» внесен для рассмотрения в Госдуму РФ. Согласно законопроекту, Государственная корпорация Роскосмос будет ответственна за реализацию государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности, оказание государственных услуг и управление госимуществом. Создаваемой Госкорпорации вменяется организация всех необходимых работ по созданию ракетно-космической техники, развитию и использованию спутниковой системы ГЛОНАСС, осуществлению международного взаимодействия по исследованию космического пространства и управлению космодромами Байконур и Восточный.

источник - http://www.federalspace.ru/21456/

9.    Международные программы

Проект РФ по изучению Солнца будет синхронизирован с европейскими системами

01 апреля 2015 г.

Российские ученые планируют синхронизировать отечественный проект по изучению Солнца "Интергелиозонд", который будет запущен после 2020 года, с аналогичными европейскими системами. Об этом сообщил директор НИИЯФ МГУ Михаил Панасюк. То есть будет несколько зондов, которые окружат Солнце и будут вести синхронные измерения.

"Изначально запуск космического зонда, который создаст НПО имени С.А.Лавочкина, был запланирован на 2017 год, затем пошел сдвиг вправо, - сказал Панасюк. - Сейчас запуск планируется примерно в 2021 году. Космических аппаратов будет два. Возможно, они будут запущены одновременно".

Идея "Интергелиозонда" - приблизиться как можно ближе к Солнцу для того, чтобы понять физические механизмы, заставляющие его генерировать высокоэнергичные частицы. Что касается прикладной части, ученым нужно уметь предсказывать солнечные вспышки и измерять космическую радиацию.

Россия и Франция будут вместе производить аэрокосмические 3D-модули

14 апреля 2015 г.

Новое предприятие по производству 3D-модулей для аэрокосмической промышленности создадут в Зеленограде (город-спутник на северо-западе Москвы). Соответствующий договор три российские и одна французская компания подписали во вторник на промышленной выставке Hannover Messe в Германии. Меморандум подписали директор Корпорации развития Зеленограда Владимир Зайцев, представитель базирующегося в Зеленограде государственного микроэлектронного Технологического центра Андрей Ефимов, коммерческий директор российской компании SD Solutions Сергей Синяев и президент французской 3D PLUS Пьер Морис.

Партнеры намерены построить и запустить совместное предприятие, на котором будут налажены разработка и выпуск 3D-модулей для аэрокосмической промышленности и производителей высоконадежной спецтехники. Вклад французской стороны будет состоять в том, что она позволит использовать технологию производства 3D-модулей и свои лицензии на разработку их конструкции в Москве.

источник - http://ria.ru/space/20150414/1058535219.html

Россия потратит почти 800 млн рублей на подготовку и запуск станции ExoMars

18 апреля 2015 г.

Россия планирует потратить около 776 млн рублей на подготовку и проведения запуска совместной с Европой межпланетной миссии ExoMars-2016, следует из конкурсной документации Роскосмоса, размещенной на сайте госзакупок. "Твердая цена госконтракта устанавливается в размере 776,3 млн рублей", - говорится в документе. Из этой суммы в 2015 году планируется потратить 239,9 млн рублей, а в 2016 - 536,4 млн.

Цель работ - подготовка и запуск в январе 2016 г. с Байконура ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом.

К Марсу межпланетный аппарат должен прибыть в октябре 2016 года.

NASA предложило Роскосмосу использовать американскую сверхтяжелую ракету

23 апреля 2015 г.

NASA выходило к Роскосмосу с предложением о совместном использовании американской сверхтяжелой ракеты SLS, сообщил глава российского космического ведомства Игорь Комаров.

Потеряна связь с египетским спутником EgyptSat-2

23 апреля 2015 г.

Египетский спутник EgyptSat 2, изготовленный в рамках межгосударственного контракта с РКК "Энергия", 14 апреля отказал на орбите.

EgyptSat-2 — второй спутник Египта, предназначенный для дистанционного зондирования Земли с высоким пространственным разрешением был запущен с Байконура 16 апреля 2014 года. Разработчик и изготовитель египетского космического аппарата — РКК "Энергия".

источник - http://ria.ru/space/20150423/1060330441.html

Рогозин: КНР привлекается как основной партнер по лунной станции

28 апреля 2015 г.

Россия и Китай в настоящее время обсуждают вопрос привлечения КНР в качестве основного партнера по проекту создания лунной научной станции, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам встречи с вице-премьером КНР Ван Яном в рамках переговоров сопредседателей российско-китайской комиссии.

источник - http://ria.ru/space/20150428/1061313449.html

10. Кризис

Проекты "Роскосмоса" выросли в цене на 30%

11 апреля 2015 г.

Реализуемые "Роскосмосом" проекты из-за инфляции и роста курса иностранной валюты подорожали на треть, из-за чего от некоторых пришлось отказаться. Об этом  заявил глава "Роскосмоса" Игорь Комаров.

"Некоторые проекты пришлось перенести, реализация некоторых стоит под вопросом", - добавил Комаров.

Запуск ракет-носителей РФ подешевел с выходом на рынок SpaceX

14 апреля 2015 г.

С выходом американской компании SpaceX на рынок очень серьезно снизилась стоимость запусков российских ракет-носителей, заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

"Рынок серьезно изменился, и это заставляет Роскосмос прилагать усилия. Если год назад стоимость выведения "Протона" была в среднем 95 миллионов долларов, то сейчас цена снижена до 69-70 миллионов долларов", — сказал он, отметив, что проект остается прибыльным.

источник - http://ria.ru/space/20150414/1058465896.html

Роскосмос не выполнил гособоронзаказ на 2014 год

15 апреля 2015 г.

Об этом говорится в размещенном на сайте агентства докладе по итогам прошлого года и задачах на 2015 год.

Проведены запуски ранее изготовленных шести космических аппаратов и изготовлено шесть космических аппаратов. В связи с рядом объективных причин задания гособоронзаказа на 2014 год не выполнены в части передачи заказчику одного космического аппарата и запуска четырех космических аппаратов.

Новую космическую программу России из-за кризиса урезали на 28%

22 апреля 2015 г.

Новый проект Федеральной космической программы (ФКП) РФ на 2016-2025 годы предусматривает сокращение более чем на 800 миллиардов рублей — до 2 триллионов, сообщил в среду глава Роскосмоса Игорь Комаров.

"За последний год стоимость проектов ФКП подверглась серьезным изменениям, если учесть сложившиеся экономические условия, изменение курса валют и изменение уровня инфляции. ФКП должна была составить 2,85 триллиона рублей, мы понимали, что это была бы серьезная нагрузка на бюджет. Сейчас нам удалось уложиться в 2,004 триллиона рублей", — заявил Комаров.

источник - http://ria.ru/science/20150422/1060153165.html

Россия приостановила создание космической системы съемки "Обзор-О"

22 апреля 2015 г.

Работа над созданием космической системы "Обзор-О", предназначенной для оперативной съемки территории России, приостановлена, сообщил глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.

"В связи с непростой ситуацией, сложившейся в Центре Хруничева, который занимался его разработкой, работа над проектом была приостановлена на стадии создания технической документации в 2014 году. И дальше этим проектом он этим проектом заниматься не будет", — сказал Коптев, отвечая на соответствующий вопрос журналиста.

источник - http://ria.ru/space/20150422/1060202491.html

Коптев: орбитальные проекты России реализуются не на должном уровне

22 апреля 2015 г.

Российские орбитальные космические проекты не реализуются на должном уровне, сказал журналистам глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.

"Мне не понятен интерес исключительно к вопросам, когда мы полетим на Луну. Мы находимся в той ситуации, когда наша орбитальная группировка, отвечающая за социально-экономическое развитие, научное развитие системы двойного назначения, находится не в самом лучшем состоянии. Мы уже не говорим о соревновательном элементе с США, орбитальная группировка которых составляет более четырехсот аппаратов", — заявил он.

Коптев отметил, что орбитальная группировка Китая также превышает российскую и составляет 139 аппаратов, что на пять аппаратов больше, чем у России.

источник - http://ria.ru/space/20150422/1060198881.html

МЧС не сможет оперативно получать данные спутников из-за сокращения количества запусков

28 апреля 2015 г.

МЧС не сможет с высокой оперативностью получать информацию о чрезвычайных ситуациях с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из-за предлагаемого Роскосмосом сокращения количества запусков этих спутников в 2016-2025 годах.

В прошлогоднем проекте ФКП предполагалось к 2025 году иметь на орбите группировку из 10 специализированных спутников на солнечно-синхронной орбите. Новым проектом предусматривается запуск до 2025 года только четырех аппаратов - двух "Обзор-Р" и двух "Обзор-О".

11.  ДЗЗ и орбитальные телескопы

Росатом поможет создать новую международную космическую обсерваторию

10 апреля 2015 г.

Научная аппаратура, сделанная в рамках возглавляемого Россией масштабного международного проекта по созданию орбитальной обсерватории "Спектр-УФ", пройдет испытания с помощью исследовательского комплекса, в котором будут смоделированы условия космического пространства. Этот комплекс будет создан предприятием Росатома ЦНИИТМАШ.

Главный инструмент аппарата — космический телескоп с главным зеркалом диаметром 1,7 метра — будет оснащен спектрографами высокого и низкого разрешения и камерами для получения спектров высокого разрешения и построения высококачественных изображений в ультрафиолетовом диапазоне. В создании элементов «Спектра-УФ» участвует еще одно предприятие Росатома, РФЯЦ-ВНИИЭФ.

источник - http://ria.ru/science/20150410/1057824287.html

Спутник ДЗЗ "Метеор-М" прошел испытания

13 апреля 2015 г.

Госкомиссия приняла решение о завершении летных испытаний и рекомендовала принять космический комплекс гидрометеорологического назначения "Метеор-3М" с космическим аппаратом "Метеор-М" №2 в эксплуатацию. Таким образом, теперь орбитальная группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) составляет семь аппаратов, в том числе: два космических аппарата "Ресурс-П", один "Ресурс-ДК", один аппарат "Канопус-В", два спутника "Метеор-М" и один "Электро-Л", передает РИА Новости.

Ученые КНДР работают над созданием спутника наблюдения за Землей

18 апреля 2015 г.

КНДР будет активизировать космические исследования и запускать рабочие спутники различного назначения в интересах экономического развития. Об этом Пак Ген Су, заместитель начальника Государственного комитета КНДР по изучению космоса, созданного в апреле 2013 года по указу Верховного народного собрания (парламента) страны.

В настоящее время, сообщил собеседник агентства, корейские ученые и технологи "работают над созданием спутника наблюдения за Землей и стационарного спутника связи". Он подтвердил, что КНДР будет активно развивать сотрудничество в области освоения космического пространства в мирных целях с зарубежными организациями и странами, в том числе Россией, на основе принципа равноправия и взаимной выгоды. Собеседник пожелал "России, лидирующей в мирном освоении околоземного пространства, дальнейших успехов в этой области".

Госкорпорация "Роскосмос" займется торговлей космическими снимками

22 апреля 2015 г.

Роскосмос после преобразования в госкорпорацию приступит к коммерциализации данных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, заместитель начальника управления ведомства Валерий Заичко.

В Роскосмосе уже сформирована ценовая политика с учетом мировых цен на космические снимки. "Наверное, учитывая, что мы на рынке новички, что нас мало знают на мировом рынке, мы немножко будем демпинговать по ценам", - добавил представитель ведомства.

Он же сообщил, что проектом Федеральной космической программы на 2016-2025 годы предусмотрено создание и поддержание орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли на уровне 20-25 космических аппаратов, добавив, что орбитальная группировка будет разделена на 4 сегмента: спутники гидрометеорологического назначения, картографии, природно-ресурсного назначения и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

12.  Противоспутниковое оружие

Россия признала наличие противоспутникового оружия

06 апреля 2015 г.

Россия и СССР никогда не разрабатывали оружие космического нападения, все проектируемые средства были направлены лишь на обеспечение обороны в воздушно-космическом пространстве, сообщил создатель первой в мире противоспутниковой системы и спутников-перехватчиков, научный руководитель концерна ВКО "Алмаз-Антей" Анатолий Савин.

"СССР ни при каких условиях не начал бы войну в космосе первым. Мы разрабатывали средства, которые и сегодня относятся к Воздушно-космической защите. Защите, а не нападению. Нам удалось разработать уникальный, даже по нынешним меркам, автоматизированный комплекс, связанный с защитой наших и уничтожением, при военной необходимости, спутников вероятного противника", — сказал он.

В советские времена подобные разработки не афишировались. По словам А.И.Савина, многие отечественные конструкторские решения были значительно проще и лучше того, что делали в США, поэтому и опередили их в гонке космических вооружений.

13. Новости МКС

Критерии отбора космонавтов будут ужесточены

07 апреля 2015 г.

Об этом сообщил начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Юрий Лончаков.

Он напомнил, что существующая Федеральная космическая программа предусматривает дальнейшее освоение околоземной и окололунной орбиты. По словам Лончакова, высадка на Луну, создание там лунных баз и строительство перспективных пилотируемых платформ для освоения космического пространства планируется в 2030-х годах, а на Марс - не раньше 2050-х годов.

"Какие-то критерии отбора космонавтов могут измениться... методики будут немного другие, в более жестком отношении у нас будет отбор идти", - сказал начальник центра.

МКС сравнялась со станцией "Мир" по количеству научной аппаратуры

09 апреля 2015 г.

Количество научной аппаратуры на российском сегменте МКС в настоящее время сравнимо с тем его объемом, который был в последние годы работы орбитальной станции "Мир". Об этом на пресс-конференции в Институте космических исследований сообщил руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

"Если сравнивать по массе, то это некорректно, как минимум. Научная аппаратура сегодня намного легче. Но в общем и целом мы сейчас близки по оснащению российского сегмента МКС аппаратурой с тем, что было на завершающем этапе работы станции "Мир", - сказал он.

Наш комментарий: и стоило топить станцию «Мир» - чтобы сравняться с ней только через 14 лет?

Вернувшиеся с орбиты космонавты не справляются с послеполетными тестами на Земле

10 апреля 2015 г.

Космонавты, вернувшиеся с МКС, не могут успешно выполнить послеполетные задания по моделированию посадки и работы на другой планете, выяснили ученые. Об этом на научной конференции в Москве заявил директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Игорь Ушаков.

"Полевой тест" выполняется уже второй год. Можно сказать, что эксперимент настолько сложный в плане выполнения, что идеально его не выполнил ни один космонавт и астронавт", - сказал ученый. По его словам, вернувшиеся после полугодового полета на орбите космонавты выполняют только 50-60% от объема заданий.

"Полевой тест" заключается в том, что через несколько дней после посадки космонавты и астронавты, не проходя реабилитации, выполняют задания по моделированию спуска на другие планеты и работе на них.

Европа хотела бы отправить астронавта на МКС на год, но не имеет такой возможности

10 апреля 2015 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) хотело бы отправить своего астронавта в годовой полет на МКС, но доля его участия в проекте не позволяет рассчитывать на это. Об этом сообщил представитель управления пилотируемых космических полетов ЕКА Райнхольд Эвальд.

"Было бы интересно принять участие в таких полетах европейским астронавтам, но на нас приходится только 8,5% всех ресурсов станции, в том числе и времени работы экипажей. Если один астронавт полетит на год, то у нас не останется полетов", - сказал Эвальд на конференции в Москве.

На обшивке МКС обнаружены ДНК бактерий с Мадагаскара

11 апреля 2015 г.

Ученые обнаружили на внешней обшивке Международной космической станции ДНК бактерий с Мадагаскара. Об этом сегодня на проходящей в Москве научной конференции по исследованиям и экспериментам на борту МКС рассказала ТАСС представитель головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш Елена Шубралова.

"Раньше думали, что биосфера Земли распространяется до высоты 40 км, потом 90 км сделали границей, а теперь мы определили, что на 400 км тоже есть жизнь", - сказала специалист. "Может быть, она есть и выше", - не исключила она.

Космическая сессия экипажей МКС-44/45

21 апреля 2015 г.

На прошлой неделе экипаж транспортного пилотируемого корабля “Союз ТМА-17М” в составе российского космонавта Олега Кононенко и японского астронавта Кимии Юи приступил к экзаменационной сессии в ЦПК. Их коллега астронавт NASA Челл Линдгрен начал сдавать зачеты и экзамены с 20 апреля.

Командир корабля Олег Кононенко – единственный в экипаже космонавт, имеющий опыт космических полетов. Во время подготовки к космическому полету своим опытом он поделится с коллегами по экипажу: на этот раз кресло бортинженера в корабле займет астронавт JAXA (Япония) Кимия Юи, а правое – бортинженера-2 – астронавт NASA Челл Линдгрен.

В составе дублирующего экипажа МКС-44/45 подготовку проходят космонавт Роскосмоса Юрий Маленченко, астронавт НАСА Тимоти Копра и астронавт ЕКА Тимоти Пик.

14. Исчерпание ресурса МКС

Орбиту полёта МКС в четверг увеличат на 700 метров

2 апреля 2015 г.

Операцию по увеличению средней высоты орбиты полёта МКС на 700 метров проведёт в четверг вечером российский ЦУП. МКС будет придан импульс 0,43 м/сек, в результате чего средняя высота орбита её полёта увеличится примерно на 700 метров

источник - http://ria.ru/space/20150402/1056120669.html

Внеплановая коррекция орбиты МКС

23 апреля 2015 года был выполнен маневр уклонения МКС от фрагмента разрушившегося космического аппарата "Метеор-2".

Коррекция орбиты станции осуществлялась с помощью двигателей транспортного грузового корабля "Прогресс М-26М". Двигатели были включены в 08:22 ДМВ и проработали 140,4 секунды, обеспечив импульс в 0,3 м/с для подъёма орбиты. В результате выполненного манёвра средняя высота полёта станции увеличилась на 550 метров.

После выполнения манёвра параметры орбиты стали следующими:

- высота минимальная - 399,1 км;

- высота максимальная - 413,7 км;

- период обращения - 92,485 мин;

- наклонение орбиты - 51,6°.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Конец миссии Messenger к Меркурию

НАСА разбило станцию Messenger о поверхность Меркурия

30 апреля 2015

Миссия MESSENGER завершила свою работу, когда одноименный аппарат на скорости 3,91 километра в секунду 30 апреля 2015 года в 22:46 московского времени упал на ближайшую к Солнцу планету.

Примерные координаты падения аппарата — 54 градуса северной широты и 210 градусов восточной долготы. Столкновение произошло на стороне планеты, недоступной наблюдению с Земли. Основной причиной завершения миссии является исчерпание запасов топлива станцией.

В результате столкновения Messenger с Меркурием на северном полушарии планеты образовался кратер диаметром примерно 16 метров. Такой расчетный результат получен после изучения динамики столкновения корабля массой 513 килограммов, поперечные размеры которого равны примерно трем метрам.

источник - http://lenta.ru/news/2015/04/30/nasa/

2.    Исследования Юпитера и его спутников

ЕКА планирует в 2024 году запустить космический аппарат к спутнику Юпитера

12 апреля 2015 г.

Европейское космическое агентство планирует в 2024 году запустить космический аппарат, который облетит всю систему спутников Юпитера и останется на орбите одного из них - Ганимеда - для дальнейшей передачи данных на Землю. Об этом сообщил глава представительства ЕКА в России Рене Пишель. Старт запланирован на 2024 год.

3.    Исследования Плутона

NASA опубликовало первую цветную фотографию Плутона и Харона

10 апреля 2015 г.

Ученые из NASA опубликовали первый в истории цветной снимок карликовой планеты Плутон и его крупнейшего спутника Харона. Изображение, с которым вы можете ознакомиться ниже, было сделано камерой межпланетного космического аппарата «Новые горизонты» 9 апреля и передано на Землю днем позже.

Полученный снимок слишком размытый - фотография была получена зондом с расстояния около 115 миллионов километров и у специалистов NASA еще не было возможности ее обработать и привести к более четкому виду. Тем не менее снимок уже позволяет без проблем определить силуэт Плутона и Харона благодаря разнице в их цвете.

источник - http://hi-news.ru/research-development/nasa-opublikovalo-pervuyu-cvetnuyu-fotografiyu-plutona-i-ego-luny-xarona.html

Американский космический аппарат приблизится к Плутону 14 июля

14 апреля 2015 г.

Космический аппарат New Horizons совершит исторический пролет мимо карликовой планеты Плутон 14 июля. По расчету ученых НАСА, New Horizons, уже вошедшему в историю в качестве самого скоростного из когда-либо запущенных землянами космических аппаратов, предстоит приблизиться к карликовой планете на расстояние всего 12,5 тысячи километров. Планируется, что благодаря работе аппарата ученые смогут получить новые данные о геологии планеты, узнать, есть ли на ней атмосфера.

источник - http://ria.ru/space/20150414/1058582948.html

Зонд New Horizons "рассмотрел" полярную шапку на Плутоне

30 апреля 2015 г.

Аппарат New Horizons "рассмотрел" на карликовой планете Плутон светлое пятно, которое, предполагают ученые НАСА, может свидетельствовать о наличии у нее покрытой снегом из молекулярного азота полярной шапки.

На снимках, сделанных установленной на зонде камерой LORRI (Long-Range Reconnaissance Imager) в период с 12 по 19 апреля, видна более светлая, чем вся остальная поверхность, область в районе полюса Плутона. Аппаратура зонда с расстояния около ста миллионов километров зафиксировала полное вращение Плутона вокруг оси, которое он совершает за 6,4 земных суток.

источник - http://ria.ru/space/20150430/1061779371.html

4.    Исследования астероидов

ЕКА сообщило о начале работ по миссии на астероид

02 апреля 2015 г.

Европейское космическое агентство анонсировало начало проектных работ в рамках Asteroid Impact Mission (AIM). Основными целями миссии является тестирование технологий, призванных защитить Землю от потенциально опасных астероидов.

В рамках миссии европейцы в конце 2020 года планируют запустить станцию к астероиду (65803) Дидим/Didymos, главной особенностью которого является наличие у него спутника. Эти объекты, как ожидается, пройдут в 2022 году на расстоянии 11 миллионов километров от Земли. В поперечнике размеры Дидима достигают 800 метров, а его спутника — 170 метров.

Миссия предполагает спуск на поверхность малого астероида зонда. Также от материнского корабля будут отделены два спутника класса CubeSat, которые, вращаясь вокруг малого астероида в непосредственной близости от него, будут собирать другие данные и отправлять их на станцию ЕКА, расположенную на острове Теренифе на Канарских островах.

На втором этапе миссии, получившем название Asteroid Impact & Deflection Assessment (AIDA), предполагается отправить в 2021 году к этой двойной системе аппарат массой около 300 кг, который упадет на поверхность спутника Дидима со скоростью 6,25 км/с. Удар приведет к изменению скорости спутника на 0,4 мм/с, что в дальнейшем может существенно скорректировать взаимное движение астероида и его спутника. Несмотря на то что такие маневры почти не изменят траектории движения системы как целого (относительно Солнца), в перспективе это откроет большие возможности для управления астероидами и другими небесными телами.

Зонд Dawn успешно завершил первую фазу сближения с Церерой

7 апреля 2015 г. зонд Dawn успешно завершил первую фазу сближения с карликовой планетой Церера, опустившись на высоту в 42 тысячи километров над ее поверхностью, и продолжает спуск до первой "научной" орбиты в 13,5 тысячи километров.

Зонд Dawn достиг Цереры почти ровно месяц назад, 6 марта, и с этого времени аппарат проводит ряд орбитальных маневров, которые позволят ему опуститься на достаточную высоту для научных исследований и занять круговую орбиту.

источник - http://ria.ru/space/20150407/1057045415.html

Зонд Dawn получил детальные снимки северного полюса Цереры

17 апреля 2015 г.

Автоматическая станция Dawn получила первые детальные снимки северного полюса карликовой планеты Церера, полученные с расстояния в 33 тысячи километров от ее поверхности.

Ученые и инженеры из команды Dawn воспользовались тем, что зонд сейчас подбирается к Церере с ее "темной стороны" для того, чтобы получить детальные изображения приполярных регионов карликовой планеты, которые сейчас ярко освещены Солнцем.

источник - http://ria.ru/science/20150417/1059118784.html

Зонд Dawn получил новые снимки загадочных белых пятен на Церере

21 апреля 2015 г.

Зонд Dawn передал на Землю новую порцию снимков, на которых хорошо видны два самых ярких белых пятна, которые оказались окружены неожиданно глубокими кратерами.

Новые снимки были получены автоматической станцией с расстояния в 22 тысячи километров от поверхности карликовой планеты в тот момент, когда Dawn "завис" над северным полюсом Цереры.

источник - http://ria.ru/science/20150421/1059908957.html

Неполадки со связью отложили начало работы зонда Dawn на орбите Цереры

25 апреля 2015 г.

Космический зонд Dawn приступит к изучению карликовой планеты Церера с небольшим опозданием из-за сбоя со связью.

Зонд Dawn прибыл на орбиту карликовой планеты Церера 6 марта и до настоящего времени оставался в "спящем режиме" в ожидании команды с Земли. По неназванным пока причинам, он не получил соответствующую команду к включению исследовательской аппаратуры утром в пятницу. Как ожидается, попытка будет повторена в ночь на субботу. Как сообщил агентству инженер НАСА Марк Райман, возникшие "затруднения" не повлияют на миссию в целом, аппарат продолжает поддерживать связь с Землей.

источник - http://ria.ru/space/20150425/1060789856.html

5.    Исследования комет

Космический аппарат "Розетта" пролетел в опасной близости от кометы Чурюмова-Герасименко

03 апреля 2015 г.

Об этом сообщило Европейское космическое агентство (ЕКА).

Инцидент произошел 28 марта, когда Rosetta прошла всего в 14 километрах от ядра. При этом, по данным ЕКА, были отмечены "значительные трудности в обеспечении траектории ее полета". Судя по всему, это связано с тем, что аппарат под воздействием все более сильного излучения Солнца, к которому он стремительно приближается, попал в завихрения газов и пыли кометы. Пыль "забила" звездные датчики системы ориентации аппарата, и это продолжалось в течение одних земных суток. На некоторое время автоматика "Розетты" перевела системы аппарата в спящий режим. Датчики смогли возобновить работу, лишь когда Rosetta удалилась от кометы на 75 км.

Комета 67P оказалась без магнитного поля

апрель 2015 г.

Об этом сообщил Ганс-Ульрих Остер, исследователь программы ROMAP (Rosetta Lander Magnetometer and Plasma Monitor).

Согласно некоторым теориям, магнитное поле играло существенную роль в формировании планет Солнечной системы. Прибор ROMAP должен был помочь подтвердить или опровергнуть это.

Измерения проводились во время полета Philae над поверхностью кометы.

Результаты замеров, опубликованные в журнале Science, показали отсутствие магнитного поля у исследуемой кометы. Это позволило ученым предположить, что эти силы не играют доминирующую роль в формировании планет путем «склеивания» отдельных строительных блоков. Ученые считают, что это касается всех комет.

источник - http://hi-news.ru/research-development/kometa-67p-okazalas-bez-magnitnogo-polya.html

Комета Чурюмова-Герасименко начала "сбрасывать шубу"

14 апреля 2015 г.

Комета Чурюмова-Герасименко действительно постепенно сбрасывает толстую оболочку из космической пыли, покрывающую ее ядро, по мере сближения с Солнцем, что отразилось на составе и плотности ее газового хвоста, рассказал руководитель научной команды "Розетта" Мэтт Тэйлор.

"Это очень постепенный процесс, но он действительно идет, и мы начинаем постепенно различать некоторые детали подповерхностных слоев. Первые намеки на их существование были получены еще во время приземления "Филы", однако сейчас мы начинаем видеть их на глобальном уровне при помощи приборов самого зонда. Замеры с "Розетты" показывают, что число и масса пылевых частиц в хвосте кометы Чурюмова-Герасименко и масса летучих веществ, испаряющихся с поверхности, очень хорошо совпадает с предсказанными значениями", — заявил Тейлор.

источник - http://ria.ru/science/20150414/1058504225.html

6.    Частные космические аппараты

Новозеландская компания представила первый 3D-напечатанный батарейный двигатель для ракеты-носителя

апрель 2015 г.

Новозеландская компания Rocket Lab представила первый в мире ракетный двигатель на батарее. Вместо дорогих и сложных газовых генераторов двигатель Rutherford для ракеты-носителя Electron использует небольшие высокопроизводительные электромоторы и литий-полимерные батареи для питания турбонасосов. В двигателе также применены детали, изготовленные на 3D принтере. Это позволило сократить затраты и ускорить производственный процесс.

18-метровая углерод-композитная ракета-носитель Electron составляет примерно треть от среднего размера обычных ракет, с которыми она будет конкурировать за право вывода спутников на орбиту. Новинка призвана уменьшить стоимость и повысить эффективность космических запусков.

Electron будет выводить на орбиту спутники размером не больше компактного холодильника на высоту около 500 километров. Коммерческие запуски Electron планируется начать в 2016 году.

источник - http://hi-news.ru/technology/rocket-lab-predstavila-pervyj-3d-napechatannyj-batarejnyj-dvigatel-dlya-rakety-nositelya.html

MRV – транспортное средство NASA для исследования новых миров

апрель 2015 г.

NASA продемонстрировало прототип нового транспортного средства Modular Robotic Vehicle (MRV), разработанного совместно с крупнейшими автомобильными концернами. MRV был создан для того, чтобы функционировать в суровых условиях других планет, таких как, например, Марс.

В основе этого электрического транспортного средства четыре мотора, по одному на каждое колесо, снабжённые системой жидкого охлаждения. Самым важным достижением инженеров стала возможность дистанционного управления MRV, при этом оператор, который будет удалённо контролировать транспортное средство, будет ощущать динамическую связь с ним.

источник - http://hi-news.ru/space/mrv-transportnoe-sredstvo-nasa-dlya-issledovaniya-novyx-mirov.html

Dragon летит к МКС

14 апреля 2015 года в 20:10:41 UTC (23:10:41 ДМВ) со стартовой площадки SLC-40 Станции ВВС США “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчетов 45-го космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon-9 v.1.1 с грузовым транспортным кораблем Dragon по программе SpX-6. Пуск успешный, корабль выведен на околоземную орбиту.

Попытка посадить первую ступень носителя на платформу в Атлантическом океане вновь не удалась. Ступень коснулась палубы платформы со значительной горизонтальной составляющей скорости и опрокинулась.

Virgin Galactic испытает новый космический корабль до конца года

21 апреля 2015 г.

Новый космический корабль компании Virgin Galactic будет достроен и испытан до конца текущего года. Об этом в ходе ежегодного Космического симпозиума в Колорадо-Спрингс заявил глава компании Джордж Уайтсайдз. Он подчеркнул, что новый проект будет лучше, так как в компании учли уроки, извлеченные из крушения SpaceShipTwo в октябре 2014 г.

Компания Blue Origin успешно испытала корабль для космического туризма

30 апреля 2015 г.

Частная американская компания Blue Origin успешно завершила тестовый запуск корабля New Shepard, который позволит осуществлять коммерческие полеты в космос.

Компания Blue Origin разрабатывает аппарат многорзового использования New Shepard, предназначенный для суборбитальных полетов — выше 100 километров, которые считаются границей, за которой начинается космос. Аппарат состоит из ракетного модуля и капсулы, где в будущем смогут разместиться до шести астронавтов. Капсула снабжена большими иллюминаторами, чтобы туристы могли лучше насладиться своим космическим путешествием.

В ходе испытательного полета в среду ракету сохранить не удалось из-за потери давления в ее гидравлической системе. По словам Безоса, работы по совершенствованию технологии и устранению проблем будут продолжены и компания "будет готова вскоре снова осуществить полет".

источник - http://ria.ru/space/20150430/1061935244.html

7.    Планы по Луне

Япония планирует запустить в 2018 году космический аппарат на Луну

19 апреля 2015 г.

Япония планирует через три года запустить и посадить на Луне космический зонд SLIM. Ожидается, что результаты этого полета помогут для дальнейшего освоения Марса с участием Японии.

Запустить зонд предполагается с помощью ракеты "Эпсилон-5". Затраты на этот проект составят предположительно 10-15 миллиарда иен. (8 — 12,5 миллиарда долларов).

Место посадки SLIM будет определено на основе данных, полученных с помощью запущенного в 2007 году зонда "Кагуя". Новый космический аппарат SLIM, как отмечает газета, призван при приближении к Луне продемонстрировать технологии, которые позволят быстро оценить рельеф и определить возможные препятствия для посадки.

источник - http://ria.ru/space/20150419/1059526104.html

1.    Луна

Лунный вольфрам рассказал ученым об истории рождения Луны

8 апреля 2015 г.

Последние 30 лет было принято считать, что Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из этой материи и сформировалась Луна. Теория столкновения прото-Земли с крупным небесным телом хорошо объясняет массу Луны, малое содержание железа на ней и прочие параметры.

Однако при таком столкновении значительную часть материала, составляющего Луну, должна была принести гипотетическая Тейя. По своему составу она должна была отличаться от Земли, как отличается от нее большинство небесных тел внутренней области Солнечной системы, которая включает планеты земной группы и астероиды. Но на самом деле состав Земли и Луны очень похож, вплоть до одинаковых долей изотопов многих металлов и прочих элементов.

Ричард Уолкер из университета Мэриленда в Колледж-Парке (США) и несколько других американских и российских геологов выяснили, что различия в изотопном составе лунных и земных пород все же есть, обратив внимание на одну из геохимических особенностей ранней Солнечной системы.

Как объясняют ученые, протопланетный диск, породивший Землю и другие планеты, был наполнен огромным числом короткоживущих изотопов, чей период полураспада составляет короткие по космическим меркам единицы или десятки миллионов лет. К моменту формирования первых планет эти изотопы исчезли, оставив следы в виде продуктов распада, по долям которых можно узнать, где и как сформировалось то или иное небесное тело.

Уолкер и его коллеги сфокусировали свое внимание на вольфраме-182 – относительно редком изотопе этого металла, который возникал в ранней Солнечной системе в результате распада атомов гафния-182. Если Луна действительно родилась после столкновения Тейи с прото-Землей, то тогда доля этого изотопа в ее породах должна быть выше по разным геохимическим причинам. из-за того, что в последующие эпохи наша планета "собрала" больше, чем ее спутник, мелких астероидов и космической пыли, в которых почти не содержится атомов вольфрама-182.

Руководствуясь этой идеей, команда Уолкера и еще одна независимая группа геологов из Мюнстерского университета (Германия) вычислила доли изотопов вольфрама в образцах пород, доставленных на Землю экспедицией "Аполлона-16".

Как показали эти замеры, в лунных породах действительно содержится больше вольфрама-182 – на 27 частей на миллион больше, чем в недрах Земли. Это свидетельствует о том, что Луна действительно родилась в ходе столкновения зародыша Земли с Тейей.

источник - http://ria.ru/science/20150408/1057423942.html

2.    Марс

Даже сейчас на Марсе может присутствовать жидкая вода

13 апреля 2015 г.

Марсоход Curiosity показал, что в верхних слоях почвы Марса могут существовать тонкие пленки и капли из соленой воды, которые формируются внутри грунта во время ночи и испаряются во время дня.

При определенных условиях перхлорат кальция, присутствующий в почве Марса, будет поглощать пары воды из атмосферы. Данные с метеорологической станции на Curiosity показывают, что такие условия на Марсе есть, ночью и в первые дни после восхода Солнца зимой. Дальнейшие наблюдения Curiosity показали, что перхлораты встречаются на поверхности Марса практически повсеместно. Главной необычной чертой этих солей является то, что при определенной температуре и влажности перхлораты превращаются в жидкость, вбирая в себя пары воды из воздуха. Благодаря большому содержанию солей, этот раствор будет замерзать при значительно более низких температурах, чем обычная или даже морская вода.

источник - http://ria.ru/science/20150413/1058297217.html

3.    Юпитер и его спутники

Астрономы сфотографировали озеро из лавы на Ио, спутнике Юпитера

30 апреля 2015 г.

Наземному телескопу LBT удалось получить уникальные снимки 200-километрового вулкана Локи на поверхности Ио  и детально рассмотреть гигантское озеро из лавы в его жерле.

"Раньше нам удавалось увидеть яркие и весьма размытые пятна, вспыхивавшие в разных точках на поверхности Локи в прошлые годы. Четкие фотографии с интерферометра LBT впервые показали нам, что это вспышки излучения возникают одновременно в разных точках внутри жерла. Это говорит о том, что подковообразная форма Локи возникла благодаря существованию в нем активного лавового озера, чьи недра активно перемешиваются", — заявила Имке де Патер из университета Калифорнии в Беркли (США).

LBT состоит из двух зеркал диаметром в 8,4 метра, которые объединены в виртуальную 23-метровую поверхность при помощи вычислительных алгоритмов и особой методики наблюдений. В конце апреля текущего года другая группа ученых продемонстрировала, что разрешающей способности этого телескопа оказалось достаточно для того, чтобы увидеть экзопланеты в ближайшем к нам "двойнике" Солнечной системы, планетной системе HR 8799 в созвездии Пегаса.

Снимки Ио, полученные авторами статьи при помощи этого телескопа, оказались достаточно четкими для того, чтобы подтвердить давние подозрения планетологов – под толстой коркой из застывшей лавы в жерле Локи скрывается огромное лавовое озеро. Его магма периодически выбирается на поверхность планеты у краев жерла, что и порождает те вспышки, которые замечали астрономы во время наблюдений на других телескопах.

Как полагают авторы статьи, дальнейшие наблюдения за Локи и другими вулканами Ио помогут им оценить, как гравитационное взаимодействие Юпитера и его самого беспокойного спутника приводит к разогреву недр планеты и всплескам геологической активности. Подобные наблюдения жизненно необходимы для того, чтобы понять, какие опасности могут грозить зонду Io Volcano Observer, который НАСА планирует отправить к Ио в 2021 году.

источник - http://ria.ru/science/20150430/1061911590.html

4.    Сатурн

Астрономы раскрыли секрет рождения гигантских белых пятен на Сатурне

13 апреля 2015 г.

Примерно один раз в 30 лет или один раз в сатурнианский год, астрономы наблюдают появление на Сатурне гигантских ураганов. Последний из них (и шестой в истории наблюдений) был зафиксирован в 2010 году, когда даже астрономы-любители смогли увидеть на диске планеты гигантское белое пятно размером 15 тысяч километров.

Сотрудники Калифорнийского технологического института проанализировали данные, собранные инструментами "Кассини" и использовали их для создания компьютерной модели атмосферы Сатурна.

Как оказалось, причиной всего этого была вода, а именно водяные пары, скапливающиеся на границе между верхними и нижними слоями атмосферы Сатурна. Газовые оболочки космического "властелина колец" заполнены легкими газами, водородом и гелием, и в их присутствии пары воды крайне неохотно поднимаются в верхние слои атмосферы.

В результате этого возникает своеобразное водное "одеяло", которое мешает разогретым потокам гелия и прочих легких газов подниматься в верхние слои атмосферы и охлаждаться, высвобождая часть энергии в виде молний, штормов и прочих проявлений непогоды.

Благодаря появлению этой изолирующей прослойки, верхние слои атмосферы начнут постепенно охлаждаться, и в конечном итоге горячие газы из нижней части атмосферы прорвут "одеяло" и начнут стремительно подниматься вверх, порождая сверхмощный шторм.

Подобные необычные шторма являются уникальной чертой Сатурна, и они не могут возникнуть на других планетах-гигантах Солнечной системы из-за отсутствия достаточного количества воды на них.

источник - http://ria.ru/science/20150413/1058314885.html

Астрономы раскрыли тайну водных "рек" в кольцах Сатурна

15 апреля 2015 г.

Необычные ленты из частичек льда и капель воды в кольцах Сатурна и водные "щупальца" в его окрестностях оказались продуктом извержений гейзеров на поверхности Энцелада, где недавно были найдены следы горячего подледного океана.

С момента открытия гейзеров на поверхности Энцелада в 2005 и "щупалец" в 2006 году, планетологи подозревали, что они могут быть источником необычно крупных запасов воды в втором внешнем кольце ("кольцо Е"), которые Сатурн постепенно перетягивает в свою атмосферу. Там пары воды становятся, как выяснили астрономы совсем недавно, причиной зарождения мощных штормов каждые 30 лет.

источник - http://ria.ru/science/20150415/1058674125.html

5.    Солнце

Ученые раскрыли тайну светлых "родинок" на поверхности пятен на Солнце

30 апреля 2015 г.

Необычно светлые точки, своеобразные космические родинки, которые всегда появляются в центре пятен на Солнце, являются следами горячих плазменных "фонтанов", поднимающихся из недр светила к его поверхности через "дырки" в его магнитном поле, заявляют российско-американские астрономы в статьях, опубликованных в Astrophysical Journal.

Василий Юрчишин и ряд других российских астрофизиков, работающих сегодня в Институте технологий Нью-Джерси в Ньюарке (США), смогли заглянуть внутрь самых темных частей пятен на Солнце и понять, почему они покрыты множеством светлых точек-"родинок", при помощи недавно построенного солнечного телескопа NST.

Высокое разрешение и скорость работы этого прибора помогла астрофизикам проследить за тем, что происходит внутри самих пятен и в атмосфере Солнца над ними.

источник - http://ria.ru/science/20150430/1061813390.html

6.    Экзопланеты

Астрономы обнаружили экзопланету с "адской" атмосферой

13 апреля 2015 г.

Недавно открытая экзопланета HD189733b является типичным газовым гигантом из класса "горячих юпитеров", который получил много внимания со стороны астрономов в последние годы из-за близости к Земле и необычной голубой окраски его атмосферы. За это время ученые успели получить ее фотографии в разных диапазонах частот, найти в ее атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно "сдувает" газовые оболочки этого гиганта.

Облака HD 189733b содержат в себе чуть больше натрия, чем окружающие их газовые оболочки. Учёные воспользовались этим фактом и использовали спектрометр HARPS для составления карты облаков и измерения их температуры и скорости их движения.

Как выяснилось, условия на этом "горячем юпитере" были еще хуже, чем предполагали планетологи – температура воздуха превышает три тысячи градусов Цельсия в верхних слоях атмосферы, а порывы ветра могут достигать скорости в тысячу километров в час.

Данную методику изучения атмосферы, по мнению Виттенбаха и его коллег, можно применять и для изучения менее крупных и экстремальных экзопланет. С другой стороны, как признают сами исследователи, для этого потребуется новое поколение спектрографов, и одним из первых таких приборов станет инструмент ESPRESSO, который будет установлен на телескоп VLT в ближайшее время.

источник - http://ria.ru/science/20150413/1058207765.html

Телескоп "Спитцер" обнаружил далекую планету в центре Галактики

15 апреля 2015 г.

Орбитальный телескоп "Спитцер" и необычная гравитационная линза помогли астрономам впервые найти планету в окрестностях центра Млечного пути. "Мы пока не знаем того, встречаются ли планеты в окрестностях центральной перемычки и центра Галактики или нет, и поэтому наше открытие является столь важным", — рассказывает Дженнифер Йи  из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Подобную методику астрономы достаточно активно используют для поиска экзопланет на очень больших расстояниях, однако у нее есть проблема – она позволяет найти планету, но не позволяет понять, где находится из-за проблем с вычислением расстояния до светила.

Группа Йи смогла разобраться с этими трудностями благодаря телескопу "Спитцер", который следует в "кильватере" Земли на очень большом расстоянии от нашей планеты. Благодаря этому, "Спитцер" будет видеть изменения в яркости микролинзы чуть в другое время, нежели астрономы на Земле, что позволяет вычислить расстояние до звезды и планеты по разнице в наблюдаемой картинке.

Благодаря этой методике и необычно "долгоиграющей" микролинзе, существовавшей свыше 150 дней, Йи и ее коллегам удалось найти экзопланету, чьи размеры составляют примерно половину от юпитерианских, на расстоянии в 13 тысяч световых лет от Земли.

Это не самая рекордная дистанция – текущий рекордсмен удален на 27 тысяч световых лет, но планет, расположенных столь близко к центру Галактики, ученым пока не удавалось находить.

источник - http://ria.ru/space/20150415/1058651330.html

Ученые получили фото планет ближайшего "двойника" Солнечной системы

20 апреля 2015 г.

Астрономам удалось проследить за движением и получить первые фотографии планет в новорожденной планетной системе HR 8799 в созвездии Пегаса, которая устроена почти так же, как и Солнечная система, обладая четырьмя планетами-гигантами на дальних подступах, и потенциально несколькими каменистыми планетами во внутренней части.

HR 8799 в созвездии Пегаса, удаленная от нас на расстояние в 130 световых лет. Эта молодая звезда, прожившая всего 30 миллионов лет, привлекает внимание астрономов еще с 2008 года, когда в ее окрестностях были найдены несколько планет-гигантов.

В существовании четырех планет у большинства планетологов нет сомнений, однако часть астрономов полагает, что вокруг HR 8799 вращается пять крупных газовых гигантов. Если это действительно так, то эта звездная система будет крайне нестабильной, и одна или несколько планет могут "катапультироваться" из нее в результате гравитационных пертурбаций.

Как выяснилось, массы планет должны быть заметно ниже, чем показывали предыдущие замеры, так как в этом случае их движение по орбите стало бы крайне нестабильным, чего авторы статьи не смогли зафиксировать. Так, масса ближайшей к HR 8799 планеты не должна превышать пяти масс Юпитера, а самой дальней – 3,5 масс Юпитера, а не 7 и 5, как показывали старые расчеты.

Отсутствие пятой планеты, как надеются ученые, может означать то, что HR 8799 является полным аналогом Солнечной системы, с четырьмя гигантами на дальних подступах и несколькими землеподобными планетами неподалеку от самой звезды, которые еще предстоит открыть.

источник - http://ria.ru/science/20150420/1059704593.html

Планетологи впервые поймали "солнечный зайчик" от экзопланеты

22 апреля 2015 г.

Международной группе астрономов впервые удалось проанализировать спектр "солнечного зайчика" – потока света, исходящего или отражающегося от экзопланеты-гиганта 51 Пегаса b. Подобные наблюдения крайне важны для науки, так как они позволяют нам очень точно измерить реальную массу планеты и угол наклона ее оси, что критически важно для понимания того, как живет эта звездная система.

Это открытие стало возможным благодаря особому алгоритму обработки данных и высокой чувствительности спектрометра HARPS в Европейской Южной обсерватории, при помощи которого ученые следили за планетой и звездой в созвездии Пегаса.

Благодаря этим наблюдениям и данным, авторам статьи удалось точно вычислить скорость движения планеты по орбите – 133 километра в секунду, уточнить ее массу, которая оказалась чуть меньше половины юпитерианской (0,46 Юпитера), и вычислить угол наклона ее оси к орбите — 80 градусов.

Это означает, что 51 Пегаса b вращается вокруг светила, практически полностью лежа на боку, как Уран в Солнечной системе.

Подобные наблюдения можно проводить не только для "горячих юпитеров" и прочих планет гигантов – новые спектрометры, вроде инструмента ESPRESSO на телескопе VLT и его наследник на следующем большом телескопе E-ELT, смогут "ловить" солнечные зайчики, исходящие и от землеподобных планет, на поверхности которых теоретически может существовать жизнь.

источник - http://ria.ru/science/20150422/1060204654.html

7.    Поиски жизни и разума

Астрономы впервые нашли сложную органику у рождающихся планет

8 апреля 2015 г.

Кэрин Оберг из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США) и ее коллеги впервые в истории астрономии нашли формирующиеся планеты, окруженные сложной органикой, наблюдая за солнцеподобным светилом MWC 480, расположенным в 455 световых годах от Земли в сторону созвездия Возничего.

Данная звезда родилась совсем недавно по космическим меркам – всего миллион лет назад, и ее до сих пор окружает холодный и достаточно "рыхлый" протопланетный диск, где только начинают формироваться протопланетные тела. Этот диск почти не излучает света или тепла, из-за чего он остается для большинства телескопов, кроме мощнейших миллиметровых радиотелескопов, таких как ALMA в пустыне Атакама.

Используя эту обсерваторию, группа Оберг смогла заглянуть внутрь этого "бублика" из газа и пыли и найти в нем целый ряд органических молекул, в том числе и сложную органику. Главным их открытием стало обнаружение метилцианида – соединения метана и циановой кислоты.

Это означает, что экзопланеты могут формироваться в тех же самых химических условиях, в которых родилась Земля. Это создает все условия для зарождения жизни на их поверхности. В ближайшее время Оберг и ее коллеги попытаются заглянуть внутрь других новорожденных протопланетных дисков при помощи ALMA. Эти наблюдения, как надеются планетологи, помогут им понять, насколько часто встречается органика в "роддомах" экзопланет.

источник - http://ria.ru/space/20150408/1057438128.html

НАСА запускает "климатическую" инициативу для поиска инопланетян

20 апреля 2015 г.

НАСА заявило о старте новой программы по поиску инопланетной жизни NExSS, в рамках которой следы внеземных цивилизаций и живых организмов будут искать не только планетологи, но и климатологи.

Одним из новшеств программы NExSS является то, что в ее рамках широкое участие примут климатологи, которые сегодня работают над адаптацией уже существующих моделей климата Земли для работы с экзопланетами.

Изначально эти модификации будут простыми – ученые просто добавят возможность менять число дней в году, продолжительность суток и прочие простые параметры моделирования, однако со временем они адаптируют их для работы с любыми каменистыми экзопланетами, а не только "двойниками" Земли.

Эти модели и принципы поиска внеземной жизни будут подготовлены к 2018 и к 2020 годам, когда в космос будут отправлены телескопы TESSи "Джеймс Уэбб", наследники "Кеплера" и "Хаббла".

источник - http://ria.ru/science/20150420/1059726426.html

Ученые исключили планеты у Тау Кита из числа возможных двойников Земли

23 апреля 2015 г.

Две землеподобные планеты у звезды Тау Кита, открытые в 2012 году, вряд ли могут быть двойниками Земли и таить в себе жизнь из-за того, что они находятся или на краю "зоны жизни" или недавно попали в нее в результате увеличения яркости светила.

Планета е находится в "зоне жизни" только если мы сделаем очень большие допущения и расширим ее. Планета f выглядит более многообещающей, однако результаты моделирования эволюции Тау Кита говорят о том, что она могла попасть в зону жизни лишь недавно, благодаря постепенному повышению яркости светила по мере его старения.

Кроме того, недра этой звезды содержат в себе гораздо больше магния, чем внутренние слои Солнца. Излишки магния в верхних и глубинных слоях мантии этих планет приведут к тому, что они будут насыщены двумя видами пород – оливином и ферропериклазом, и почти не будут содержать пироксена и первоскитов, доминирующих в недрах Земли.

И оливин, и ферроперклаз являются более текучими и гибкими, чем два других типа пород, благодаря чему процессы в недрах Тау Кита e и f будут протекать заметно бурнее, чем во внутренних слоях нашей планеты. Их чрезмерная активность, как считают авторы статьи, крайне негативно скажется на обитаемости этих планет, так как она будет мешать образованию коры и формированию литосферных плит на протяжении очень долгого времени.

Вдобавок к этому, моделирование эволюции Тау Кита показывает, что планета f не всегда находилась в зоне жизни – она попала туда относительно недавно, примерно миллиард лет назад. Это еще больше ставит под сомнение то, что на ее поверхности за это время успела зародиться жизнь. В свою очередь, планета e в скором времени покинет "зону жизни" из-за растущей яркости светила, и превратится в некий аналог Венеры в нашей Солнечной системе.

источник - http://ria.ru/science/20150423/1060370447.html

Доли изотопов кислорода выдадут фотосинтез на экзопланетах

24 апреля 2015 г.

Следы фотосинтезирующей жизни на планетах за пределами Солнечной системы можно обнаружить по особому соотношению долей изотопов кислорода и отсутствию в атмосфере молекул, состоящих из двух "тяжелых" атомов этого газа, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Science.

"Помимо прочих вещей, во время фотосинтеза в тканях растений формируются и молекулы кислорода. Они являются продуктом работы пятиступенчатого биологического конвейера, который начинается с расщепления воды и заканчивается формированием кислорода. Мы обнаружили, что этот процесс производит меньше тяжелых молекул, чем это происходило бы, если бы они формировались случайно", — заявил Лоренс Йеун из университета Райсов в Хьюстоне.

Как объясняют ученые, молекулы кислорода формируются в особом белковом комплексе, в так называемой "фотосистеме-2", которая одновременно разрывает две молекулы воды и соединяет их атомы кислорода в единую молекулу. "Конвейеры" этого белка, как показали наблюдения авторов статьи, устроены по-разному – один из них легче справляется с тяжелыми атомами кислорода, чем второй.

Благодаря этому молекулы, состоящие из тяжелых изотопов – кислорода-17 или кислорода-18, формируются внутри растений гораздо хуже, чем они это делали бы без помощи "фотосистемы-2".

источник - http://ria.ru/science/20150424/1060625265.html

Обсерватория WISE: на 100 000 галактик — ни следа инопланетян

апрель 2015 г.

Обследовав 100 000 галактик на предмет обнаружения признаков высокоразвитой внеземной жизни, группа ученых, используя наблюдения орбитальной обсерватории WISE, не нашла ничего.

В основе исследования лежит идея, что если целая галактика была колонизирована передовой космической цивилизацией, энергия, производимая технологиями этой цивилизации, должна быть обнаружимой в среднем диапазоне инфракрасных волн. Если продвинутая, покоряющая космос цивилизация использует большое количество энергии от звезд своей галактики, чтобы питать компьютеры, космические полеты, коммуникацию или что-то, чего мы представить не можем, фундаментальная термодинамика подсказывает нам, что эта энергия должна излучаться в виде тепла в среднем инфракрасном диапазоне.

Физик-теоретик Фримен Дайсон в 60-х годах предположил, что внеземные цивилизации за пределами Земли могут быть обнаружены по инфракрасному излучению. И только с появлением космических телескопов и спутников вроде WISE стало возможно проводить чувствительные измерения этого излучения, испущенного объектами в космосе.

Роджер Гриффит, ученый Пенсильванского университета и ведущий автор работы, просмотрел почти весь каталог поисков спутника WISE  — порядка 100 миллионов записей — и выделил соответствующие галактикам, излучающим слишком много инфракрасного излучения в среднем диапазоне. Затем он отдельно изучил и разбил по категориям порядка 100 000 самых обещающих галактических снимков.

«Мы обнаружили порядка 50 галактик с необычайно высоким уровнем нужного нам инфракрасного излучения, — пишет Райт. — Наше дальнейшее изучение этих галактик может определить, является ли происхождение излучения результатом естественных астрономических процессов или же может указывать на присутствие высокоразвитых цивилизаций».

источник - http://hi-news.ru/space/observatoriya-wise-na-100-000-galaktik-ni-sleda-inoplanetyan.html

8.    Вопросы космологии

Мигающий квазар рассказал о последних фазах слияния черных дыр

21 апреля 2015 г.

Ученые натолкнулись на квазар PSO J334.2028+01.4075, удаленный на примерно 11 миллиардов световых лет от Земли в сторону созвездия Водолея. Яркость этого ядра далекой галактики, как показали наблюдения на Pan-STARRS1, достаточно значительно менялась с периодичностью в 542 дня, что крайне удивило астрофизиков – яркость квазаров обычно является или постоянной, или же хаотично меняется, а не периодически растет и падает.

Используя данные из других обзоров неба, группа Гезари смогла показать, что этот квазар содержит в себе не одну, а две сверхмассивных черных дыры, постепенно сближающихся друг с другом. Судя по высокой скорости "миганий" квазара, они находятся очень близко друг к другу — расстояние между ними соответствует всего семи радиусам будущей "объединенной" черной дыры, чья масса превысит солнечную в 10 миллиардов раз.

По словам астрофизиков, обитательницы центра этой галактики уже вступили в последнюю фазу процесса слияния, в ходе которой черные дыры порождают хорошо заметные гравитационные волны. Формирование таких волн – весьма энергозатратный процесс, и через семь лет, по расчетам авторов статьи, расстояние между черными дырами заметно сократится. Они планируют проверить, произойдет ли это, используя мощности Pan-STARRS1 и других современных и будущих телескопов для наблюдений за PSO J334.2028+01.4075 в 2022 году.

источник - http://ria.ru/science/20150421/1059942141.html

Вселенные-голограммы могут "жить" в евклидовом пространстве

28 апреля 2015 г.

Австрийские физики показали, что наша Вселенная или ее соседи и двойники могут быть не трехмерными объектами, а плоскими голограммами, даже если пространство в ней является плоским и подчиняется евклидовым законам, а не является обязательно искривленным, как показывали предыдущие расчеты, рассказывает пресс-служба Венского университета.

Вселенные, и черные дыры можно представить в виде гигантской двумерной голограммы, на поверхности которой «записана» информация об искривлении пространства-времени внутри них. Благодаря этой информации мы видим не плоские объекты, а своеобразную трехмерную сферу пустоты. На базе этого принципа другой известный ученый, американский физик Хуан Малдасена разработал в 1997 году теорию и набор уравнений, описывающих поведение голографической черной дыры или Вселенной.

Макс Риглер из Венского университета (Австрия) и его коллеги выяснили, что выкладки Малдасены работают не только для экзотических миров, в которых пространство "сжимается" ближе к краям Вселенной и где брошенный по прямой линии объект возвращается назад к точке начала полета, но и в обычном плоском евклидовом пространстве.

источник - http://ria.ru/science/20150429/1061574417.html

Вода появилась во Вселенной через миллиард лет после Большого взрыва

29 апреля 2015 г.

Первые молекулы воды могли появиться во Вселенной уже через миллиард лет после Большого взрыва, во время эпохи существования первых звезд, что говорит о возможности существования жизни уже 10-11 миллиардов лет назад.

"Мы проанализировали те химические процессы, которые могли происходить в юных облаках из молекулярного водорода, которые содержали в себе в тысячи раз меньше кислорода, чем наше Солнце. Удивительно, но мы обнаружили, что в них могло существовать примерно такое же количество водных паров, какое есть в их более современных "кузенах" в нашей Галактике", — заявил Ави Лоеб из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Как выяснили Лоеб и его коллеги, молекулы воды могли формироваться в юной Вселенной и скапливаться в достаточно большом количестве благодаря тому, что она была гораздо теплее, чем сегодня, из-за того, что ее "подогревало" микроволновое эхо Большого взрыва.

Присутствие паров воды или кристалликов льда в ранней Вселенной, как объясняют авторы статьи, делает ее несравненно более богатой с точки зрения химии, чем мы считали раньше, и открывает дорогу для появления органики и сложных неорганических соединений, появлению планет и возможному зарождению жизни на их поверхности уже 10-11 миллиардов лет назад.

источник - http://ria.ru/science/20150429/1061557270.html

В юности Земля могла поглотить похожую на Меркурий планету

апрель 2015 г.

С помощью компьютерного моделирования ученые пытаются решить две давних загадки. Первая — почему на планете в изобилии редкоземельные металлы самарий (Sm) и неодим (Nd) по сравнению с метеоритами, которые считаются образцами строительных блоков Земли. Вторая — как металлическое ядро планеты оставалось достаточно горячим в течение тысячелетий, чтобы продолжалась конвекция, генерирующая магнитное поле Земли.

Ученые Оксфордского университета Анке Волерс и Бернард Вуд решили попробовать включить богатое серой тело вроде Меркурия в компьютерную модель образования Земли после того, как провели связи между предыдущими исследованиями коллег на тему редкоземельных элементов, в том числе самария и неодима, химическим несоответствием элементов между Землей и метеоритами и наблюдениями космического корабля MESSENGER о том, что уровень серы на Меркурии достаточно высок.

Модели показали, что врезавшееся тело должно быть размером в 20-40 процентов от Земли, чтобы произвести нужную химическую смесь. Столкновение могло произойти, когда строительные блоки Земли объединялись вместе, или это мог быть возможный аналог Марса по имени Тейя, которая попала в Землю и привела к образованию Луны.

источник - http://hi-news.ru/space/v-yunosti-zemlya-mogla-poglotit-poxozhuyu-na-merkurij-planetu.html

Темная материя может быть не совсем «темной»

апрель 2015

Астрономы считают, что заметили, возможно, первые потенциальные признаки взаимодействия темной материи с другой силой, отличной от гравитации. Международная группа ученых под руководством ученых Университета Дарема в Великобритании сделала открытие, используя космический телескоп Хаббл и Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории, чтобы просмотреть одновременное столкновение четырех далеких галактик в центре галактического скопления в 1,3 миллиарда световых лет от Земли.

В статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, ученые сообщили, что скопление темной материи оказалось отстающим от галактики, которая его окружает. Такое смещение объясняется столкновениями, которые происходят, если темная материя взаимодействует, даже если очень слабо, с другими силами, помимо гравитации.

В прошлом месяце доктор Мэсси и коллеги опубликовали наблюдения, показывающие, что темная материя взаимодействовала крайне слабо в ходе 72 столкновений между галактическими скоплениями (в каждом по 1000 галактик). Последние же исследования ведутся на примере отдельных галактик. Ученые говорят, что столкновение между этими галактиками протекают дольше, чем при столкновениях галактических скоплений — что позволяет даже небольшим силам трения накапливаться со временем.

источник - http://hi-news.ru/science/temnaya-materiya-mozhet-byt-ne-sovsem-temnoj.html

Ученые создают самую большую карту распределения темной материи во Вселенной

апрель 2015 г.

Группа космологов из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе поделилась на встрече Американского физического общества новой информацией о том, как проходит работа по созданию крупнейшей на сегодняшний день карты распределения темной материи во Вселенной. На встрече была представлена первая завершенная секция этой карты, создаваемой Лабораторией имени Ферми.

Для создания столь невероятной по размерам карты ученые используют 570-мегапиксельную камеру телескопа имени Виктора Бланко, расположенного в Межамериканской обсерватории (Серро Тололо, Чили). Камера телескопа способна захватить в один кадр около 100 тысяч галактик, расположенных на расстоянии до 8 миллиардов световых лет. Четырехметровый телескоп в Чили использовался для создания качественных снимков около двух миллионов галактик на южном небосклоне.

Среди полученных данных ученые не раз становились свидетелями гравитационного линзирования. Если известно, что именно находится между источником излучения и точкой, с которой ведется наблюдение, то вполне возможно выяснить, сколько именно излучения будет искривлено.

На основе этих знаний исследователи создали часть будущей карты распределения темной материи между Землей и галактиками, за которыми велось наблюдение.

Несмотря на то, что информация о двух миллионах галактик для кого-то может показаться и без того огромным объемом данных, ученые отмечают, что она охватывает всего лишь 3 процента информации о Вселенной и распределяемой в ней темной материи.

Исследователи надеются, что карта распределения темной материи, создание которой проводится в рамках проекта Dark Energy Survey (DES), будет завершена к 2018 году.

источник - http://hi-news.ru/research-development/uchenye-sozdayut-samuyu-bolshuyu-kartu-raspredeleniya-temnoj-materii-vo-vselennoj.html