ЗА НОЯБРЬ 2015 ГОДА

1. Космическая программа РФ

Роскосмос: объем ФКП на 2016 год снизят примерно на 17 млрд рублей

3 ноября 2015 г.

Объемы финансирования ракетно-космической отрасли РФ в 2016 году в рамках новой федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы планируется снизить примерно на 17 миллиардов рублей от первоначально заявленной суммы, сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров во вторник в интервью телеканалу "Россия 24".

Ранее сообщалось, что первоначально заявленный объем ФКП составлял около 2 триллионов рублей. Комаров отметил, что Роскосмос подготовил три проекта ФКП, которые предусматривают сокращение бюджета программы на 15% и 25% от заявленной суммы.

источник - http://ria.ru/space/20151103/1313260249.html

На совещании у Путина обсуждались приоритеты космической политики

12 ноября 2015 г.

"Особое внимание в рамках программы нужно уделить укреплению наших позиций на рынке ракетных пусков как в области пилотируемой космонавтики, так и для вывода грузов на орбиту, прежде всего коммерческого характера", – заявил президент на совещании о приоритетах космической деятельности России на период до 2025 года.

Глава государства напомнил, что Россия является мировым лидером по количеству пусков ракет. "Но необходимо думать и о долгосрочной перспективе. Российские ракеты должны быть надежны и конкурентоспособны, отвечать всем требованиям со стороны ведущих заказчиков как внутри страны, так и за рубежом", – потребовал Путин. Президент отметил, что для этого нужно четко понимать, какие классы ракет будут востребованы в будущем и на чем предстоит сконцентрировать имеющиеся ресурсы.

Глава государства также призвал активнее развивать космическую связь и дистанционное зондирование Земли. Владимир Путин также призвал продолжать фундаментальные исследования в космосе.  Для этого необходимо понимать какие направления научных изысканий будут востребованы в новых космических программах, добавил он.

Президент напомнил, что сейчас в российском сегменте Международной космической станции уже ведется большая научная работа. "Ее дальнейшее развитие, оснащение современной техники также должно быть в числе приоритетов федеральной космической программы", – подчеркнул глава государства.

"Сейчас необходимо поддержать сформированные заделы, обеспечить дальнейшее развитие космической отрасли, освоение новых направлений космонавтики, – заявил он. – При этом нужно исходить из реальных возможностей государства".

Роскосмос: лунная программа и фундаментальные исследования не будут сокращены в новой ФКП

16 ноября 2015 г.

Российская лунная программа и фундаментальные космические исследования не будут сокращены в новой Федеральной космической программе (ФКП). Об этом сообщил 16 ноября журналистам заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) Михаил Хайлов.

"Создание аппаратов дистанционного зондирования Земли не претерпело никаких изменений. В программу включены также ключевые аппараты по фундаментальным космическим исследованиям, в частности – "Спектр-РГ" и "Спектр-УФ". Помимо этого, сохранится сотрудничество с Европой по проекту ExoMars. Наша лунная программа – создание автоматических лунных станций – сохранится в полном объеме", – сказал он.

Ранее сообщалось, что запуск аппарата "Спектр-РГ" планируется на 2017 год, а запуск аппарата "Спектр-УФ" – после 2020 года.

Бюджет ФКП может быть сокращен на 300 миллиардов рублей

17 ноября 2015 г.

Бюджет Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы планируется утвердить 24 ноября на встрече президента РФ Владимира Путина, главы Роскосмоса Игоря Комарова и министра финансов Антона Силуанова, его могут сократить на 300 миллиардов рублей, сообщает газета "Известия".

Ранее сообщалось, что первоначально заявленный объем ФКП составлял около 2 триллионов рублей. В начале ноября Комаров сообщил, что объемы финансирования ракетно-космической отрасли в 2016 году в рамках новой ФКП планируется снизить примерно на 17 миллиардов рублей.

источник - http://ria.ru/space/20151117/1322448803.html

Байконур ждут стратегические преобразования в ближайшие 10 лет

25 ноября 2015 г.

Готовится программа стратегических преобразований Байконура, которая, в частности, затронет вопрос производительности труда и финансово-экономического оздоровления, сообщает газета "Известия" со ссылкой на главу Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) Рано Джураеву.

При этом она пояснила, что в данной программе речь не идет о массовых увольнениях, а скорее о повышении производительности труда. Сейчас на Байконуре, по ее словам, работают порядка восьми тысяч человек, четыре тысячи из которых заняты операционной деятельностью, остальные — это обеспечивающий персонал.

"Вот нам предстоит понять, нужно ли такое количество обеспечивающего персонала, могут ли они работать более эффективно. На будущий год такая же работа по оценке эффективности будет произведена во всех наших производственных филиалах. Следующий год будет для нас очень важным с точки зрения конкретных шагов. А в 2017 году мы планируем подготовить компанию к акционированию", — уточнила глава Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

источник - http://ria.ru/science/20151125/1327857912.html

Федеральная программа "Российские космодромы" продлена на год

26 ноября 2015 г.

Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам развития ракетно-космической отрасли, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

В ходе совещания были определены основные параметры Федеральной космической программы, принято решение о продлении на год федеральной программы "Российские космодромы", которая завершается в 2015 году.

В совещании у Путина приняли участие руководитель администрации президента Сергей Иванов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник главы государства Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов, а также врио руководителя федерального космического агентства Александр Иванов, командующий Космическими войсками — заместитель главнокомандующего ВКС Александр Головко и генеральный директор Государственной корпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

источник - http://ria.ru/science/20151126/1329047869.html

Приоритетные проекты ФКП 2016-2025 сохранены

30 ноября 2015 г.

Состав мероприятий ФКП на 2016-2025 сохранён в объёме 1521 млрд. руб. В ближайшее время проект ФКП 2016-2025 будет направлен на согласование в профильные министерства и ведомства.

Игорь КОМАРОВ, генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС»: «Исходя из сегодняшней экономической ситуации, объём мероприятий ФКП определен в 1521 млрд руб. Мы оптимизировали программу, сохранив ключевые проекты и научно-технические заделы, что позволяет отрасли развиваться. Финансирование обеспечено в объёме 1406 млрд. руб. Разница 115 млрд. руб. – это проекты, окончательное решение о реализации которых будет принято после 2021 года в зависимости от состояния бюджета и результатов работы отрасли».

источник - http://www.federalspace.ru/21861/

2. Кадровые изменения

Назначен главный конструктор воронежского КБ химавтоматики

05 ноября 2015 г.

Виктор Горохов назначен на должность главного конструктора воронежского КБ химавтоматики приказом исполнительного директора предприятия А.В.Камышева.

В.Д.Горохов будет заниматься всеми техническими вопросами, связанными с тематикой изделий предприятия. В настоящее время Виктор Горохов в качестве члена технического руководства и в составе государственных комиссий принимает участие в обеспечении запусков новых и серийных ракет-носителей с жидкостными ракетными двигателями разработки КБХА.

Виктор Дмитриевич Горохов работает на предприятии с 1976 года. На предприятии прошел путь от инженера-конструктора до заместителя генерального конструктора по основной тематике. Под его руководством и при непосредственном участии в КБХА проведены и продолжают осуществляться работы по созданию ряда ракетных двигателей, среди которых ЖРД 14Д23 для РН «Союз-2.1Б», «Союз-STБ», «Союз-2.1В», ЖРД РД-0124А для семейства РН «Ангара», ЖРД 14Д24 для РН «Союз-2.1В».

Д.А.Медведев освободил от должности двух заместителей главы Роскосмоса

16 ноября 2015 г.

3. Санкции и импортозамещение

Запуск российской космической системы "Арктика" отложен из-за санкций

2 ноября 2015 г.

Запуск космической системы "Арктика", которая должна вести наблюдения за изменениями погоды и оказывать содействие при разведке полезных ископаемых в Арктическом регионе, перенесен из-за санкций, в частности, из-за запрета США на поставку комплектующих для российских спутников. Об этом рассказал Сергей Лемешевский, гендиректор "НПО имени Лавочкина", которое в 2012 году выиграло контракт на создание "Арктики".

"Сейчас мы видим, что первый аппарат "Электро Л" работает, но по нему есть замечания. Поэтому мы существенно модернизировали "Электро Л" номер два. Точно так же мы и "Арктику" решили модернизировать, чтобы исключить проблемы, возникшие у первого аппарата "Электро Л". Но разница в том, что оба аппарата "Электро Л" изготавливались нами с использованием зарубежной элементной базы. Китайскую электронно-компонентную базу мы пока не используем, поэтому рассчитываем в основном на российскую электронную промышленность", — объясняет руководитель НПО.

источник - http://ria.ru/science/20151102/1312124987.html

Российские специалисты создали микросхему для спутников ГЛОНАСС на замену американской

05 ноября 2015 г.

Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнёва (ИСС) вместе с предприятием "Ангстрем" создали для навигационных спутников "Глонасс-К2" микросхему, которая заменит электронику американской фирмы Actel.  Эти микросхемы будут созданы до конца года.

4. Космодром Восточный

Спецстрой назвал возможную дату первого пуска "Ангары" с "Восточного"

2 ноября 2015 г.

Первый запуск ракеты-носителя семейства "Ангара" с нового российского космодрома Восточный необходимо обеспечить к концу 2021 года, заявил в понедельник глава Спецстроя Александр Волосов.

Первый же в истории пуск ракеты-носителя ("Союз-2.1а") с этого космодрома предполагается осуществить весной 2016 года.

источник - http://ria.ru/space/20151102/1312277122.html

Строители передали под монтаж оборудования тоннели стартового комплекса Восточного

12 ноября 2015 г.

Коммуникационные тоннели стартового комплекса на космодроме Восточный переданы под монтаж технологического оборудования.

В тоннелях, пояснили в Спецстрое, были проложены инженерные сети, которые уже обеспечивают объекты теплом и водой. В частности, специалисты провели свыше 5 километров труб хозяйственно-питьевого и еще порядка 160 метров противопожарного водопровода, а также почти 6 километров теплосетей.

"Коммуникационные тоннели являются своего рода артериями стартового комплекса, предназначенными для разводки трубных и кабельных коммуникаций между сооружениями. Общая протяженность тоннелей составляет более 6 км и образует подземный город, соединяющий между собой все объекты комплекса. Тоннели, высота потолков которых достигает 2,5 метра, пролегают на глубине до 5 метров", – рассказали в Спецстрое.

Как отметили в ведомстве, прочность конструкций усиливалась на случай нештатной ситуации – было применено более 10000 кубометров бетонной смеси и 300 тонн арматуры.

ЦЭНКИ завершил прием заявок от туроператоров для работы на Байконуре и Восточном

17 ноября 2015 г.

Подведомственный Роскосмосу Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) завершил прием заявок от туроператоров, желающих организовывать поездки на космодромы Байконур и Восточный. Участие в отборе принимали туроператоры из разных регионов России, Казахстана, а также иностранные туроператоры. Всего подано более 20 заявок, результаты отбора будут опубликованы в течение 14 дней.

Завершено строительство газохода стартового комплекса Восточного

17 ноября 2015 г.

Завершено строительство лотка газохода стартового комплекса для запуска ракет-носителей "Союз-2" на космодроме Восточный.

Длина лотка газохода составляет более 220 метров, самая широкая часть — 154 метра. Общая площадь лотка с откосами составляет 27 тысяч 400 квадратных метров, для выполнения бетонирования было использовано более 10 тысяч кубических метров бетонной смеси, а также 904 тонны арматуры.

источник - http://ria.ru/space/20151117/1322774689.html

Рогозин: с Восточного первая ракета полетит весной 2016 года, "вопросов нет"

23 ноября 2015 г.

Строительство первой очереди космодрома Восточный в Амурской области фактически завершено, первая ракета будет запущена весной 2016 года. Как передал ТАСС, об этом заявил 23 ноября заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин.

По мнению специалистов Роскосмоса, с запуском первой ракеты с Восточного у России появится уникальная линейка стартовых площадок: это космодромы Байконур (Казахстан), Плесецк (Архангельская область), Восточный, а также космодром Куру во Французской Гвиане, сотрудничество с которым будет продолжено.

Д.О.Рогозин также напомнил, что Президент России Владимир Путин на совещании в октябре "дал возможность специалистам Роскосмоса довести испытания до ума в соответствии со всеми необходимыми регламентами этих сложнейших работ, высказал некие пожелания о том, что хорошо бы, чтобы это произошло в дни, связанные с 55-летием первого полета человека в космос".

5. Эксперимент "Луна-2015"

"Луна-2015" продлена на день для имитации нештатной ситуации

3 ноября 2015 г.

Первый в истории наземный эксперимент "Луна-2015" с российскими женщинами-испытателями продлен на сутки в связи с имитацией на борту нештатной ситуации. Изначально планировалось завершить эксперимент 5 ноября.

Проект "Луна-2015" имитирует полет к спутнику Земли женского экипажа и возвращение обратно. В числе целей и задач проекта — изучение особенностей адаптации женского организма в условиях изоляции в гермообъекте, а также апробация нового экспериментального оборудования, готовящегося к поставке на МКС.

источник - http://ria.ru/space/20151103/1313139725.html

Первый в истории эксперимент "Луна-2015" успешно завершен

6 ноября 2015 г.

Первый в истории эксперимент "Луна-2015" с российским женским экипажем успешно завершился, люки наземного модуля открыты.

Проект "Луна-2015" стартовал 28 октября, в нем участвовали шесть сотрудниц-добровольцев из ИМБП — Полина Кузнецова, Дарья Комиссарова, Анна Куссмауль, Елена Лучицкая, Татьяна Шигуева и Инна Носикова.

ИМБП планирует провести семь подобных экспериментов. При этом, в отличие от "Луны-2015", в котором принимают участие только девушки, в последующих экспериментах будут участвовать представители разных полов, национальностей и возрастов.

источник - http://ria.ru/science/20151106/1314835050.html

6. Космические корабли нового поколения

Конкурс на лучшее название корабля для полётов к Луне завершён

03 ноября 2015 г.

РКК «Энергия» объявляет о завершении приёма заявок творческого конкурса на лучшее название российского пилотируемого транспортного корабля (ПТК) нового поколения, который планируется использовать для полётов к Луне.

С 30 августа по 2 ноября 2015 года в РКК «Энергия» поступило почти шесть тысяч вариантов названий. Среди предложенных названий - имена исторических деятелей, былинных персонажей и легендарных личностей, русских первопроходцев и путешественников, пионеров космонавтики. Часто встречаются варианты, связанные с образами научной фантастики и мифологии, мультфильмов, географических названий, а также множество неологизмов.

Следующий этап конкурса - открытое общественное голосование, после которого окончательный вариант названия утвердит профессиональное жюри под руководством генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова.

источник - http://www.federalspace.ru/21817/

Новый космический корабль РФ будет летать на низкую и на лунную орбиты

10 ноября 2015 г.

Создаваемый в РФ новейший пилотируемый транспортный космический корабль (ПТК) может выходить не только на низкую орбиту, но и на лунную, что должно дать ему конкурентное преимущество, однако зарубежные конкуренты пока опережают Россию с испытаниями, сообщил вице-президент РКК "Энергия" Александр Деречин.

"Самая центральная наша работа — это пилотируемый корабль нового поколения. Вы знаете, как трудно идёт эта работа, неоднократно изменялось техническое задание. У нас достаточно сложная конкурентная обстановка. В 2017 году наши партнёры начинают летные испытания. Boeing и Space Exploration проводят свои испытания. В 2018 году корабль Orion тоже начинает летать. Но наш корабль рассчитан на то чтобы летать не только на низкую, но и на лунную орбиту", — сказал Деречин на открытии международной научно-практической конференции "Пилотируемые полеты в космос".

источник - http://ria.ru/space/20151110/1317925055.htm l

7. Новые технологии

Ученые НИКИЭТ одобрили техпроект российского реактора для космоса

2 ноября 2015 г.

Научно-технический совет предприятия госкорпорации "Росатом" АО НИКИЭТ одобрил технический проект российской реакторной установки для космических аппаратов и рекомендовал представить его на рассмотрение в Росатом.

Технические решения, заложенные в концепцию транспортно-энергетического модуля, позволят решать широкий спектр космических задач, включая программы исследования Луны и исследовательские миссии к дальним планетам, создание на них автоматических баз. Проект выполняется совместно предприятиями Росатома и Роскосмоса.

Ранее сообщалось, что в 2015 году планируется завершить основной объем расчетно-экспериментального обоснования составных частей реакторной установки, а в 2016 году — закончить корректировку рабочей конструкторской документации на опытный образец реакторной установки и приступить к его изготовлению. Также на 2016 год запланировано начало создания испытательного комплекса "Ресурс" для наземных экспериментов с опытным образцом реакторной установки.

источник - http://ria.ru/space/20151102/1312427581.html

Двигатели для "Протон-М" будут собирать в очках дополненной реальности

18 ноября 2015 г.

Очки "дополненной реальности", облегчающие процесс сборки сложных узлов и агрегатов силовых установок, с 2016 года будут использоваться при сборке перспективных двигателей для ракеты-носителя "Протон-М".

Использование технологий дополненной реальности позволит получать трехмерную визуализацию процесса сборки сложных узлов и агрегатов двигателя, то есть видеть, как, в какой последовательности и при помощи каких инструментов нужно выполнять ту или иную задачу.

Данная разработка была вдохновлена последними достижениями игровой индустрии. В отличие от уже широко известной "виртуальной реальности", при погружении в реальность "дополненную" человек по-прежнему видит окружающую действительность, поверх которой "наслаиваются" дополнительные объекты.

источник - http://ria.ru/space/20151118/1323667433.html

Россия проведет уникальные испытания космического лазера

30 ноября 2015 г.

Роскосмос собирается поставить уникальный эксперимент – провести беспроводную передачу энергии в космосе. Вместо провода ученые планируют использовать лазерный луч, по которому энергия с борта российского сегмента МКС будет передаваться на транспортный корабль "Прогресс". Корабль при этом будет удален от МКС примерно на 1,5 километра.

Как считают исследователи, возможность передачи электроэнергии от космических аппаратов мощными энергетическими установками на другие космические аппараты, на которых будут установлены приемники-преобразователи, открывает новые горизонты в освоении космоса.

источник - http://ria.ru/science/20151130/1332434658.html

8. Новости МКС

Астронавты вернулись в шлюзовую камеру после работы в открытом космосе

6 ноября 2015 г.

Астронавты НАСА Скотт Келли и Челл Линдгрен вернулись в шлюзовую камеру "Квест" по завершении продолжавшихся более семи часов работ на внешней поверхности МКС.

Официальное начало шестого с начала года для международного экипажа МКС и 190 с начала работы станции выхода в открытый космос было дано в 14:22 мск. Астронавты провели в открытом космосе около 7,5 часа.

За это время Келли и Линдгрен успешно выполнили реконфигурацию системы охлаждения опорного сегмента станции Р6.

В настоящее время на борту МКС работает международный экипаж 45/46 экспедиции, в который входят россияне Сергей Волков, Михаил Корниенко и Олег Кононенко, американцы Скотт Келли и Челл Линдгрен, а также Кимия Юи из Японии.

источник - http://ria.ru/space/20151106/1315253925.html

Япония разработает новый комплекс систем жизнеобеспечения для МКС

07 ноября 2015 г.

Японское аэрокосмическое агентство JAXA намерено разработать новый комплекс систем жизнеобеспечения для МКС.

В планах JAXA модернизировать имеющиеся на станции системы очистки воздуха и воды с применением новых технологий. Новый комплекс, разработанный японцами, может стать в четыре раза более компактным по сравнению с имеющимся на данный момент оборудованием.

Как полагают в JAXA, разработка более современных систем жизнеобеспечения для МКС поможет в будущем при организации пилотируемых экспедиций, в том числе на Марс.

NASA начало выращивать цветы на МКС

20 Ноября 2015

После успешного эксперимента по выращиванию салата, осуществлённого на борту МКС в августе, астронавты NASA попытаются вырастить цветы циннии. Этот эксперимент является частью большого проекта по выращиванию растений Veggie, направленного на изучение влияния микрогравитации на жизнь растений.

На этой неделе астронавт Челл Линдгрен активировал систему Veggie и поместил в неё «подушки», содержащие семена циннии.

Линдгрен будет включать красные, синие и зелёные светодиоды, активировать систему подачи воды и питательных веществ и следить за ростом растений. Циннии будут расти в течение 60 дней, что в два раза дольше, чем понадобилось для выращивания двух первых урожаев красного салата во время предыдущего эксперимента.

источник - http://hi-news.ru/research-development/nasa-nachalo-vyrashhivat-cvety-na-mks.html

Утверждены основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на МКС

23 ноября 2015 г.

Межведомственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на МКС, старт корабля "Союз ТМА-19М" запланирован на 15 декабря.

В основной экипаж новой экспедиции вошли: российский космонавт Юрий Маленченко, астронавт НАСА Тимоти Копра и европеец Тимоти Пик (Великобритания). Их дублеры: космонавт Роскосмоса Анатолий Иванишин, астронавт НАСА Кэтлин Рубинс и японец Такуя Ониши.

Для Маленченко этот полет будет уже шестым в карьере, Копра до этого был на орбите один раз, для Пика это будет первый полет в космос. Что касается дублеров, то для Иванишина это будет второй полет, Рубинс и Ониши пока не имеют опыта космических полетов.

источник - http://ria.ru/space/20151123/1326774440.html

Новая экспедиция пробудет на МКС семь месяцев вместо шести

23 ноября 2015 г.

Срок работы на орбите нового экипажа МКС увеличен с шести до семи месяцев из-за корректировки программы полета, сообщил на пресс-конференции в Центре подготовки космонавтов командир экспедиции Юрий Маленченко.

Крректировка сроков может быть связана с возможным переносом дат запусков грузовых кораблей и внесения изменений в программу полета МКС.

На МКС экипажу предстоит работа с новыми транспортными грузовыми кораблями "Прогресс М-М" и "Прогресс М-С". Кроме того, экипажу предстоит выполнить один выход в открытый космос по российской программе, а также принять американские грузовые корабли Dragon и Cygnus и выполнить работы по дооснащению российского и американского сегментов МКС.

источник - http://ria.ru/space/20151123/1326919052.html

Российский экипаж МКС проверит "выносливость" новых материалов

23 ноября 2015 г.

Командир нового экипажа МКС Юрий Маленченко подробно рассказал о задачах предстоящего выхода в открытый космос из российского сегмента МКС, среди которых – отработка новых технологий и проверка на выносливость новых космических материалов.

По словам Маленченко, эксперимент "Экспоз-Р" связан с демонтажем размещенных ранее на поверхности российского сегмента МКС образцов органических и биологических микрообъектов. В рамках исследования "Реставрация" будет отрабатываться новая технология, наклеивание пленочных терморегулирующих покрытий на внешнюю поверхность станции. Также российские космонавты проведут демонтаж материалов, находившихся на внешней поверхности российского сегмента МКС с целью изучения теплорадиационных возможностей покрытия из новых материалов. Кроме того, космонавты соберут с поверхности российского сегмента МКС образцы микрофлоры для изучения микродеструкций внешних панелей станции. Эксперимент "Выносливость" поможет ученым выяснить влияние жестких условий космического полета на новые материалы космического назначения.

NASA хочет использовать бактерии в качестве источника энергии в космосе

29 Ноября 2015

Вслед за успешным сбором урожая красного салата, NASA объявило о свои планах отправить на орбиту генетически изменённые бактерии. Агентство хочет проверить, смогут ли будущие астронавты выращивать такие бактерии и использовать их в качестве источника энергии.

Во время эксперимента, который будет осуществлён в 2017 году, будут изучаться бактерии Anaebena. Сахар, который производят данный бактерии в процессе фотосинтеза, может скармливаться другим генетически модифицированным бактериям в системе PowerCell. Эти «бактерии второй ступени» будут в свою очередь производить химикаты, еду, топливо и даже лекарства для путешественников в дальний космос.

«Первые европейцы, прибывшие в Америку, не брали с собой запасов еды на всю жизнь, — сказал Линн Ротшильд из исследовательского центра NASA. — Им приходилось доставать всё необходимое на новых землях».

источник - http://hi-news.ru/research-development/nasa-xochet-ispolzovat-bakterii-v-kachestve-istochnika-energii-v-kosmose.html

9. Исчерпание ресурса МКС

Астронавты МКС, совершая выход в открытый космос, столкнулись с утечкой аммиака

06 ноября 2015

Астронавты МКС, находясь в открытом космосе, столкнулись с утечкой аммиака и небольшим повреждением перчатки скафандра при проведении работ по ремонту труб снаружи МКС, однако НАСА сообщило, что ни одна из этих проблем не представляла собой значительную угрозу для астронавтов.

Астронавт НАСА Челл Линдгрен сообщил об обнаружении хлопьев токсичного аммиака при выполнении работ по ремонту соединений труб в линии охлаждения. Он убедил наземных диспетчеров в том, что утечка токсичного вещества небольшая.

Через несколько минут после обнаружения утечки аммиака Келли сообщил о том, что на указательном пальце его правой перчатки оттопыривается шов. Он сказал, что повреждение шва напоминает «затяжку». Сотрудники Центра контроля полетов в Хьюстоне, США, определили, что эти повреждения были поверхностными и не несли угрозы для здоровья и жизни астронавта.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7931

Блок коммутации тока сломался на американском сегменте МКС

14 ноября 2015 г.

Один из восьми блоков коммутации постоянного тока вышел из строя в американском сегменте МКС, источник питания части аппаратуры американского сегмента станции удалось поменять и сейчас дефицита электроэнергии нет.

Если будет понятно, что восстановить работу блока не представляется возможным, возможно, перед астронавтами будет поставлена дополнительная задача во время следующего выхода в открытый космос, связанная с заменой блока.

На российском сегменте МКС энергопотребление из-за неисправности американского блока было снижено крайне незначительно.

источник - http://ria.ru/space/20151114/1320648926.html

Коррекция орбиты МКС

25 ноября 2015 г.

25 ноября 2015 года проведена плановая коррекция орбиты МКС. Цель коррекции – формирование рабочей орбиты станции для обеспечения 4-х витковой схемы сближения транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-19М» с МКС 15 декабря 2015 года.

По расчетам службы баллистико-навигационного обеспечения Центра управления полётами двигатели ТГК «Прогресс М-29М» были включены в 22 часа 31 минуту по московскому времени. В результате космическая станция получила приращение скорости 1,95 м/с.

После выполнения манёвра средняя высота полёта станции увеличилась на 3,5 км и составила 404,3 км.

источник - http://www.federalspace.ru/21850/

10. Дальнейшее развитие МКС

Строительство на орбите коммерческой станции маловероятно

2 ноября 2015 г.

Экипаж МКС сомневается в возможности международных корпораций построить коммерческую орбитальную станцию, сказал в ходе телемоста с Центром управления полетами американский астронавт Скотт Келли.

"Строительство Международной космической станции было крайне затратной задачей даже для ведущих мировых держав. Я с трудом могу себе представить корпорацию, которая могла бы стать спонсором строительства коммерческой станции на орбите", — сказал астронавт.

источник - http://ria.ru/space/20151102/1312629848.html

США пока не интересуются проектом орбитальной станции РФ

10 ноября 2015 г.

Об этом сообщил вице-президент РКК "Энергия" Александр Деречин.

"Если в 2025 году нам надо прекратить сотрудничество по МКС, то мы рассматриваем, что эти модули второго этапа, они отделяются и формируют российскую орбитальную станцию и она начинает летать после 2025 года. Это на сегодня российская орбитальная станция, но мы ведём переговоры, будут ли участвовать партнёры. Пока те партнёры, у которых недостаточно средств, проявляют интерес, но у них нет средств. А США пока не высказывают желания присоединиться к этой программе", — сказал Деречин на открытии международной научно-практической конференции "Пилотируемые полёты в космос".

источник - http://ria.ru/space/20151110/1317900230.html

11. Спутниковая группировка

ИСС: Россия обладает пятью полноценными спутниковыми группировками

10 ноября 2015 г.

Об этом сообщил ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на авиакосмическом салоне Dubai Airshow-2015.

"Еще полтора года назад главе государства докладывали, что в РФ всего две полноценных космических спутниковых группировки — одна из них система "ГЛОНАСС", а вторая — в интересах Минобороны РФ. Прошло совсем мало времени, и сейчас с гордостью можно сказать, что в РФ начали успешно работать пять группировок — низкоорбитальная система связи "Гонец", группировка спутников "Луч", и еще одна в интересах Минобороны РФ", — отметил Тестоедов.

Система "Гонец" предназначена для предоставления персональной связи и передачи данных различного типа, в том числе координатно-временных данных ГЛОНАСС. Связь осуществляется посредством группировки низколетящих космических аппаратов, развернутой на высоте 1440 километров.

Система "Луч" представляет собой группу космических аппаратов, предназначенных для ретрансляции сигналов с других спутников, включая Международную космическую станцию, на Землю. Спутник "Луч-5А" был запущен 11 декабря 2011 года, "Луч-5Б" — 3 ноября 2012 года, "Луч-5В" — 28 апреля 2014 года.

источник - http://ria.ru/space/20151110/1317981354.html

Запуск военного спутника

17 ноября 2015 в 09 часов 33 мин мск со стартового комплекса площадки 43 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны России (космодром Плесеце) выполнен пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с космическим аппаратом в интересах Министерства обороны России. Запуск выполнен совместным расчетом специалистов Роскосмоса, предприятий ракетно-космической отрасли и Минобороны России.

источник - http://www.federalspace.ru/21841/

Россия усилила орбитальную группировку в космосе для борьбы с ИГ в Сирии

17 ноября 2015 г.

Россия усилила орбитальную группировку в космосе для борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии. Об этом на совещании с президентом России Владимиром Путиным заявил начальник Генштаба Валерий Герасимов. «Задействовано десять спутников. Осуществлены перенацеливание и коррекция орбиты ряда спутников, что обеспечивает съемку территории Сирии с необходимой периодичностью», – сказал он.

12. Дистанционное зондирование Земли

Спутник РФ с ИК-камерой для обнаружения пожаров запустят через полгода

9 ноября 2015 г.

Первый российский спутник с инфракрасной камерой для обнаружения пожаров "Канопус-В-ИК" запустят через полгода, сообщил первый замгендиректора компании "Российские космические системы" (РКС) Виктор Селин.

Ранее сообщалось о его запуске в феврале 2016 года.

источник - http://ria.ru/space/20151109/1317176666.html

К 2020 году российская орбитальная группировка аппаратов ДЗЗ увеличится вдвое

20 ноября 2015 г.

Российская орбитальная группировка дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) к 2020 году вырастет до 15 космических аппаратов, что позволит значительно укрепить позиции страны на мировом рынке геоинформационных продуктов и услуг. Об этом заявлено на выездном пленарном заседании XIII Всероссийской открытой конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса».

В ближайшие пять лет планируется полностью развернуть специализированные орбитальные системы различного назначения: гидрометеорологического, природно-ресурсного, картографического и мониторинга чрезвычайных ситуаций. НЦ ОМЗ как оператор российских космических средств ДЗЗ сможет предложить рынку расширенный спектр комплексных тематических продуктов, новые информационные сервисы для применения в самых разных сферах экономики России и мира.

источник - http://www.federalspace.ru/21846/

Четвертый и пятый спутники ДЗЗ "Ресурс-П" запустят в 2017-2018 годах

20 ноября 2015 г.

Об этом заявил начальник научно-производственного отдела создания и эксплуатации специальных наземных комплексов Ракетно-космического центра " Прогресс" Антон Юдаков.

Он подчеркнул, что в отличие от предыдущих трех спутников, на которых были установлены широкозахватные камеры среднего разрешения, на новых космических аппаратах будут стоять камеры высокого разрешения.

Аппарат "Ресурс-П" №1 выведен на орбиту ракетой "Союз-2.1б" 25 июня 2013 года.

Второй спутник серии, считающийся "лучшим российским спутником наблюдения Земли", "Ресурс-П" №2 был запущен с космодрома Байконур тем же носителем 26 декабря 2014 года. Гарантированный срок активного существования "Ресурс-П" №2 рассчитан на 5 лет. По качеству передаваемой полезной информации проект не уступает своим зарубежным аналогам Ikonos-2 (США) и Pleiades (Франция).

источник - http://ria.ru/space/20151120/1324997457.html

13. Международное сотрудничество и коммерциализация

Роскосмос в 2015 году заключил контракты на 31 коммерческий запуск

3 ноября 2015 г.

Госкорпорация "Роскосмос" в 2015 году заключила контракты на 31 новый коммерческий запуск, значительную часть из них планируется выполнить с космодрома Восточный, заявил глава госкорпорации Игорь Комаров.

источник - http://ria.ru/space/20151103/1313238883.html

Россия и Китай обсуждают создание спутниковой системы "Звезда счастья"

8 ноября 2015 г.

Специалисты России и Китая изучают возможность создания глобальной низкоорбитальной спутниковой системы "Звезда Счастья", сообщил генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнёва" Николай Тестоедов.

По его словам, китайские специалисты хотят находиться в современном тренде, согласно которому постепенно предполагается упростить аппаратуру космической связи для конечного пользователя, сделать её доступной и более персонифицированной.

По его словам, если система "Звезда Счастья" будет создана, она будет способна обслуживать не только китайских пользователей.

"Такие системы всегда глобальны. Создаваясь оператором одной страны, её услуги постепенно становятся доступны и востребованы пользователями по всему миру. Достаточно вспомнить историю создания и развития спутникового оператора связи Iridium: созданная специалистами одной страны, космическая система стала доступна для владельцев спутниковых телефонов со всего земного шара", — заключил Тестоедов.

источник - http://ria.ru/science/20151108/1316326220.html

США предложили провести еще 12 годовых экспедиций к МКС

10 ноября 2015 г.

Американцы предложили России увеличить количество годовых экспедиций к МКС, чтобы до 2024 года с целью подготовки к дальним космическим полетам эксперименты провели 12 экспедиций, сообщил во вторник вице-президент РКК "Энергия" Александр Деречин.

" Они хотели бы, чтобы было три человека в годовой экспедиции, допустим, американец, европеец и русский. И набрать статистику, чтобы 12 человек до 2024 года слетали в годовые экспедиции", — сказал Деречин на открытии международной научно-практической конференции "Пилотируемые полеты в космос".

источник - http://ria.ru/space/20151110/1317948494.html

Иран заинтересован в приобретении спутников производства РФ

19 ноября 2015 г.

Иран после снятия экономических санкций намерен сотрудничать с Россией в космической сфере — Тегеран интересуют спутники связи, метеоспутники и аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В то же время вице-премьер отметил, что на данный момент Россия осуществляет 40% всех коммерческих пусков в мире, однако это составляет всего 4% мирового рынка космических услуг.

источник - http://ria.ru/economy/20151119/1324193884.html

Президент ILS: новая российская ракета-носитель "Ангара" выходит на международный рынок

20 ноября 2015 г.

Дочернее предприятие российского Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева – американская компания International Launch Services (ILS) – уже активно продвигает на международном рынке пусковых услуг новый носитель "Ангара", который будет стартовать с космодрома Восточный в Амурской области. Об этом сообщил новый президент ILS Кёрк Пайшер, назначенный на эту должность в сентябре нынешнего года.

"Мы активно предлагаем "Ангару" нашим заказчикам по всему миру, – сказал он. – В настоящее время ILS осуществляет маркетинг легкой модификации "Ангара-1.2", которая запускается с космодрома Плесецк (Архангельская область), и начнет предлагать носитель "Ангара-А5" тяжелого класса, которая будет стартовать с космодрома Восточный (в Амурской области) с 2025 года".

14. Расследование американской лунной программы

Проект по поиску "Аполлонов" на Луне собрал в два раза больше, чем требовалось

05 ноября 2015 г.

Российские энтузиасты за месяц собрали на проект по фотографированию американских кораблей "Аполлон" на Луне с помощью микроспутника в два раза больше требуемой суммы – почти 1,75 миллиона рублей.

Проект стартовал первого октября, а 5 ноября сбор средств был завершен.

"Часть полученных на сегодня средств пойдет на научно-техническую экспертизу, проведенную специалистами Роскосмоса, которая покажет качество нашей работы и соответствие требованиям российской ракетно-космической отрасли. Часть средств направим на закупку оборудования для разработки бортового радиокомплекса и системы лазерной передачи данных", – прокомментировал завершение сбора средств организатор проекта Виталий Егоров.

По его словам, организаторы проекта рассчитывают, что полная стоимость миссии составит не менее 10 миллионов долларов. "Столько в интернете не собрать, поэтому мы надеемся найти крупных спонсоров или инвесторов проекта. Сейчас мы находимся в процессе формирования команды разработчиков и распределения задач. Первый этап – подготовку теоретического обоснования – мы постараемся завершить менее чем за год", – добавил он.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Марсоходы

Марсоход Curiosity станет первым аппаратом, который взберется на марсианские песчаные дюны

19 ноября 2015

В самом конце этой недели марсоход Curiosity начнет проведение исследований одной из песчаных дюн на поверхности Красной Планеты. Этот случай станет первым в истории случаем, когда земной исследовательский аппарат буквально вскарабкается на поверхность "внеземной" дюны, давая ученым возможность взглянуть на нее и окрестности крупным планом. А сейчас марсоход движется в сторону гряды дюн, имеющих название Bagnold Dunes, которые располагаются в районе северо-западных предгорий горы Шарп. И как только марсоход доберется до дюн, он выкопает немного песка для анализа и после этого совершит попытку подняться по песчаному склону, высота которого равна высоте двухэтажного дома.

"Марсианские дюны имею структуру, совершенно отличную от структуры дюн на Земле" - рассказывает Натан Бриджес, сотрудник Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения, - "Рябь на их поверхности намного больше ряби на земных дюнах, и мы не знаем, почему так происходит. У нас есть некоторые модели, которые учитывают низкое давление воздуха марсианской атмосферы и более высокие скорости ветра. Но теперь мы получим возможность изучить это все непосредственно и проверить соответствие наших моделей действительности".

источник - http://www.astronews.ru

Марсоход 2020 года оснастят небольшим дроном

22 Ноября 2015

В настоящий момент Лаборатория реактивных двигателей работает над похожим на вертолёт дроном, который сможет исследовать ландшафт на пути марсохода’2020, направляя его в потенциально интересные места и помогая избегать выбоины и песчаные ловушки. Это позволит в три раза увеличить дистанцию, проходимую марсоходом за день, по сравнению с Curiosity.

источник - http://hi-news.ru/research-development/marsoxod-2020-goda-osnastyat-nebolshim-dronom.html

2. Марсианские орбитальные аппараты

Ученые проводят перезапись памяти бортового компьютера марсианского зонда

03 ноября 2015

Таблицы, хранящиеся во флэш-памяти бортового компьютера космического аппарата НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), содержат информацию о расположении Земли и Солнца за последние 10 лет, однако в них отсутствуют сведения о расположении этих космических объектов в следующем году. В настоящее время ученые производят замену этой информации.

Орбитальный аппарат-долгожитель использует эти таблицы для восстановления в случае незапланированного выключения компьютера. Когда компьютер космического аппарата перезагружается, он начинает искать точку, на которую следует направить антенну для связи и, что даже более важно, в какую сторону ему следует обратить солнечные панели для получения энергии. Флэш-память энергонезависима – то есть она сохраняет информацию даже после выключения компьютера – поэтому она хорошо подходит на роль хранилища такой базовой информации.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7920

Миссия MAVEN определяет скорость солнечного ветра, «сдувающего» атмосферу Марса

06 ноября 2015

Измерения, проведенные при помощи инструментов зонда MAVEN, указывают на то, что солнечный ветер «сдувает» газ с поверхности планеты со скоростью примерно 100 грамм в секунду. «Как и в случае, когда вор крадет из кассы по паре монет каждый день, «пропажа» становится значительной, если прошло большое количество времени, – сказал Брюс Яковски, руководитель проекта MAVEN из Колорадского университета в Боулдере, США, и главный автор новой работы. – Мы отметили, что эрозия атмосферы значительно ускоряется во время солнечных бурь, поэтому мы думаем, что скорость потери Марсом атмосферы была значительно выше миллиарды лет назад, когда Солнце было молодым и более активным».

источник - http://www.astronews.ru

"Мангальян" передал на Землю фотографии древнейшей равнины Марса

9 ноября 2015 г.

Индийский зонд "Мангальян" получил снимки так называемой Аравийской земли на поверхности Марса, одной из самых древних равнин на его поверхности, существующей в первозданном виде почти со времен формирования Солнечной системы, передает пресс-служба ISRO.

Данная фотография была сделана в конце октября камерой MCC, установленной на борту зонда, с расстояния в 15 тысяч километров от поверхности Марса и с разрешением в 774 метра на пиксель.

Благодаря высокому разрешению, на снимке можно увидеть множество мелких кратеров, покрывших поверхность равнины за последние 3-4 миллиарда лет, множество загадочных темных структур, периодически исчезающих и появляющихся летом и зимой, а также ряд каналов и ущелий.

источник - http://ria.ru/science/20151109/1317070447.html

3. Исследование Венеры

Японский зонд "Акацуки" вновь попробует выйти на орбиту Венеры

30 ноября 2015 г.

Японский космический зонд "Акацуки" ("Заря") совершит 7 декабря повторную попытку выйти на орбиту Венеры — ровно пять лет спустя после того, как из-за отказа двигателей в первый раз этого сделать не удалось, поскольку основной двигатель оказался сломанным, система ориентации зонда зависит от еще одного малогабаритного двигателя, с помощью которого "Акацуки" будет выводиться на орбиту Венеры.

В случае успеха миссии "Акацуки" японские ученые надеются разгадать тайны климата на Венере.

"Получив знания о Венере, мы можем понять структуру атмосферы и других планет, включая Землю", — приводит агентство слова ученого из JAXA Такэси Имамуры.

источник - http://ria.ru/science/20151130/1332310381.html

4. Исследования Сатурна

"Кассини" передал на Землю детальные фотографии гейзеров на Энцеладе

2 ноября 2015 г.

Зонд "Кассини" совершил потенциально фатальный "нырок" к поверхности Энцелада, в ходе которого зонд опустился на высоту в 49 километров над поверхностью южного полюса этой луны, в чьих недрах скрывается теплый и потенциально обитаемый океан.

Во время этого "нырка" зонд пролетел через выбросы тигровых полос и гейзеров и изучил их химический состав и оценил то, что содержится внутри океана Энцелада. Эти данные, как отмечают ученые, жизненно необходимы для оценки обитаемости его вод.

источник - http://ria.ru/science/20151102/1312234241.html

5. Исследование Плутона

НАСА подводит предварительные итоги четырехмесячного исследования Плутона

10 ноября 2015

Астрономы обсуждают самые интересные открытия, сделанные при помощи зонда «Новые горизонты». Одно из таких открытий состоит в том, что на поверхности Плутона геологи обнаружили горы характерного вида, по всем признакам похожие на криовулканы – горы имеют впадину близ вершины и «наплывы» вещества на склонах. В отличие от земных вулканов криовулканы Плутона извергают расплав, состоящий из таких химических веществ, как водяной лед, азот, аммиак или метан.

Второе исследование состоит в том, что поверхность Плутона включает участки различных возрастов: начиная от древних и заканчивая относительно молодыми участками; при этом на поверхности карликовой планеты имеются и участки промежуточных возрастов. Это исследование может пролить свет на историю формирования объектов внешней части Солнечной системы, говорят исследователи.

Ещё одно исследование связано с происхождением объектов пояса Койпера. Исходя из того, что на поверхности Плутона и Харона оказалось меньше относительно небольших кратеров, чем ожидалось, ученые делают вывод о том, что объекты пояса Койпера формировались не путем «слипания» мелких камней, а, скорее, из довольно крупных «строительных блоков».

Представленные на этом собрании исследования пролили свет на устройство не только самого Плутона, но также и на устройство системы его спутников. Как выяснилось, спутники Плутона обращаются вокруг собственных осей с аномальной для спутников планет Солнечной системы скоростью. Ученые считают, что это может быть связано с дестабилизирующим воздействием второго массивного тела системы Плутона – его самого крупного спутника Харона.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7941

2014 MU69: зонд «Новые горизонты» готовится к встрече с объектом незнакомого мира

26 Ноября 2015

Ученые надеются, что NASA поставит официальную печать под продлением миссии к 2014 MU69 — решение будет принято лишь в конце следующего года. Но Спенсер и его коллеги уже направили четыре двигателя зонда в направлении цели после Плутона, которая в настоящее время находится в полутора миллиардах километров от карликовой планеты.

Если предположить, что продление миссии получит зеленый свет, космический аппарат посетит MU69 в январе 2019 года — и мы увидим объект, который будет очень отличаться от Плутона. Измерения яркости говорят о том, что он 30-40 километров в поперечнике — намного меньше 2370-километровой в ширину карликовой планеты. Также ожидается, что он будет неправильной формы и покрыт кратерами. И будучи членом «холодной классической» группы, которая движется по относительно круглым орбитам по сравнению с другими объектами пояса Койпера, цель должна быть красноватого оттенка.

источник - http://hi-news.ru/space/2014-mu69-zond-novye-gorizonty-gotovitsya-k-vstreche-s-obektom-neznakomogo-mira.html

6. Исследования астероидов

В США принят закон, разрешающий добывать полезные ископаемые на астероидах

26 Ноября 2015

Барак Обама подписал Акт о космической конкурентоспособности США, регулирующий добычу полезных ископаемых на астероидах. Теперь частные компании, такие как Planetary Resources, смогут оставлять себе все добытые в космосе полезные ресурсы — государство не станет их изымать.

В Конгрессе США уточняют, что данный закон не нарушает международных обязательств, взятых страной. В настоящий момент в сфере освоения космоса действуют два основных документа: Договор о космосе 1967 года и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, подписанное в 1979 году. Согласно этим договорам, каждая страна имеет право на проведение исследований космоса, при этом запрещается вмешиваться в естественные процессы на других планетах.

Закон даёт право каждому гражданину США добывать ресурсы на астероидах, поощряя таким образом частные исследования и освоение космоса.

источник - http://hi-news.ru/research-development/v-ssha-prinyat-zakon-razreshayushhij-dobyvat-poleznye-iskopaemye-na-asteroidax.html

7. Исследования комет

Шансы выйти на связь с посадочным аппаратом «Филы» возрастают

04 ноября 2015

Шансы установить повторный контакт с европейским роботом «Филы», несущимся сквозь космическое пространство «сидя» на комете, теперь значительно возрастают, сказали диспетчеры миссии, спустя четыре месяца, после того как крохотный спускаемый аппарат «замолчал».

«Действительно, теперь появился хороший шанс возобновить контакт с этим аппаратом. Скажем, примерно 50 на 50», – сказал руководитель проекта Стэфан Уламек из немецкого космического агентства DLR.

Аппарат «Филы» совершил посадку на поверхность кометы 67P/Чурюмова-Герасименко 12 ноября прошлого года после окончания космического путешествия длиной 6,5 миллиарда километров и продолжительностью 10 лет на борту европейского космического аппарата «Розетта».

Посадка оказалась «жесткой», и робот попал в канаву, в которую не проникают солнечные лучи, в результате чего его солнечные панели не смогли перезарядить аккумуляторные батареи.

После трех дней исследования кометы у аппарата закончилась энергия, и он погрузился в «спящий режим».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7924

ЕКА планирует разбить "Розетту" о комету Чурюмова-Герасименко

5 ноября 2015 г.

Руководство миссии "Розетта" приняло решение не посадить зонд на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко, как хотели сделать ученые ранее, а разбить ее о поверхность небесного тела, так как ЕКА не считает, что зонд переживет зимовку.

Изначально ученые планировали посадить зонд на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко приблизительно в той точке, куда попал "Фила" во время посадки после серии прыжков в ноябре 2014 года. Там, как надеялись специалисты ЕКА, зонд смог бы пережить зиму и вернуться к работе через 4-5 лет, когда комета вернулась бы назад к Солнцу.

Снижение до высоты в 4 километра позволит зонду "доделать" за "Филу" его работу и изучить химический состав выбросов газа в разных частях кометы и попробовать на вкус ее недра, а спуск до высоты в 500 метров – получить фотографии поверхности с разрешением в сантиметр на один пиксель картинки.

источник - http://ria.ru/science/20151105/1314160743.html

Астрономы исследуют газы, испускаемые с поверхности кометы 67P

16 ноября 2015

В настоящее время команда исследователей, возглавляемая астрономами из Мэрилендского университета (University of Maryland, UMD), США, используя данные, собранные при помощи камер Optical, Spectroscopic and Infrared Remote Imaging System (OSIRIS), составили трехмерные карты многочисленных потоков газов, испускаемых с поверхности кометы.

Команда, возглавляемая Дэннисом Бодевитцом, младшим научным сотрудником UMD, сконцентрировала свое внимание на газах, образующихся в результате распада молекул воды (H2O) и циановодорода (HCN). Обе эти реакции вызываются ультрафиолетовым излучением, идущим от Солнца, и газы, образующиеся в результате протекания этих реакций, излучают свет с характеристическими длинами волн, что помогает исследователям определять, когда и где образуются конкретные газы.

Когда молекула воды распадается, образуются молекулярный водород (H2) и одиночный атом кислорода. Этот кислород остается в возбужденном состоянии, что позволяет ему напрямую излучать фотон, вместо того чтобы переизлучать поглощенный фотон солнечного излучения Это означает, что этот возбужденный кислород может быть использован для отслеживания расположения и количеств воды на комете.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7957

8. Космические корабли и ракеты нового поколения

Компания Virgin Galactic возобновит полеты космического корабля SpaceShipTwo в феврале 2016 года

7 ноября 2015

Около года назад первый космический корабль SpaceShipTwo потерпел крушение во время испытательного полета, в результате чего один из пилотов погиб, а второй получил тяжелые травмы. Невзирая на столь громкую неудачу, компания продолжила работу по сборке второго экземпляра космического корабля. И сейчас этот корабль, в конструкцию которого была внесена масса изменений с учетом полученного горького опыта, находится на завершающем этапе его сооружения, после чего, предположительно в феврале 2016 года, будет возобновлена программа его летных испытаний.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7533-kompaniya-virgin-galactic-vozobnovit-polety-kosmicheskogo-korablya-spaceshiptwo-v-fevrale-2016-goda.html

SpaceX завершает доводочные испытания ракетных двигателей SuperDraco

13 Ноября 2015

Компания SpaceX завершает фазу тестирования на стадии разработки новых ракетных двигателей SuperDraco, являющихся ключевым элементом системы аварийного прекращения запуска космической капсулы Crew Dragon, которая будет отвечать за доставку астронавтов на околоземную орбиту и при возникновении опасной ситуации немедленно прекращать запуск.

В NASA надеются, что вскоре после того, как капсула Crew Dragon будет полностью готова к эксплуатации, она станет эффективным и экономически выгодным средством доставки астронавтов на низкую околоземную орбиту. Однако перед тем, как пилотируемый модуль можно будет использовать в этих целях, ему будет необходимо пройти ряд проверок на соответствие всех необходимых требований. Одним из таких требований, например, является проведение проверки и полная работоспособность системы аварийного прекращения запуска.

Для решения этой задачи компания SpaceX решила использовать четыре ракетных двигателя SuperDraco, которые устанавливаются с каждой стороны капсулы. При разработке ракетных двигателей SuperDraco компания SpaceX довольно активно применяла различные наработки технологии 3D-печати. Например, камера сгорания, являющаяся одним из ключевых компонентов двигателя, была полностью создана благодаря 3D-печати.

источник - http://hi-news.ru/technology/spacex-zavershaet-dovodochnye-ispytaniya-raketnyx-dvigatelej-superdraco.html

НАСА разместило заказ на первый пилотируемый полет к МКС для SpaceX

21 ноября 2015 г.

НАСА разместило заказ на выполнение первого пилотируемого полета компанией SpaceX в рамках заключенного ранее контракта.

Ранее в мае аналогичный шаг был предпринят заказ в отношении компании Boeing, наряду со SpaceX выигравшей контракт НАСА на отправку астронавтов в космос.

Boeing ведет строительство корабля CST-100 Starliner, SpaceX разрабатывает пилотируемый корабль на основе грузовой капсулы Dragon. В агентстве отмечают, что это второй из четырех гарантированных контрактом заказа НАСА на выполнение пилотируемых полетов.

Первый тестовый полет нового корабля, который должен вернуть США возможность собственных запусков экипажей на МКС, должен состояться в конце 2017 года.

источник - http://ria.ru/science/20151121/1325360665.html

Aerojet Rocketdyne возобновит производство РС-25 по контракту с НАСА

24 ноября 2015 г.

Ракетостроительная корпорация Aerojet Rocketdyne получила контракт стоимостью 1,16 миллиарда долларов на возобновление производства модернизированных двигателей РС-25 (RS-25) для новейшей американской ракеты SLS.

По условиям контракта стоимостью 1,16 миллиарда долларов, Aerojet Rocketdyne модернизирует унаследованный от программы "Спейс Шаттл" двигатель и сделает его более доступным и применимым для SLS.

Планируется, что SLS, которой предстоит вывести в космос новый космический корабль Orion, будет оснащена четырьмя двигателями РС-25. Orion разрабатывается НАСА для полетов за пределы МКС и миссии на Марс. Первый тестовый полет новой ракеты намечен на 2018 год.

источник - http://ria.ru/space/20151124/1327265798.html

Владелец Amazon обогнал компанию SpaceX в строительстве многоразовых ракет

24 Ноября 2015

Американская частная космическая компания Blue Origin, владельцем которой является Джефф Безос (владелец торговой площадки Amazon), только что поделился очень впечатляющей новостью, касающейся гонки по созданию многоразовых ракет-носителей.

На опубликованном Джеффом видео происходит тестовый запуск пилотируемого космического аппарата New Shepard с помощью ракеты BE-3 на высоту 100,5 километра. Спустя несколько минут после запуска капсула успешно совершает дистанционно управляемую посадку. Мягкую контролируемую посадку совершает также и ракета-носитель BE-3, которая на высоте 1500 метров включает посадочные двигатели.

К настоящему моменту компания SpaceX провела несколько попыток посадить свою собственную многоразовую ракету на плавающую платформу, однако каждая попытка заканчивалась неудачно. В рамках самой последней ракета (а также запас провизии, который она собиралась доставить на МКС) взорвалась при взлете.

«Ракета поднялась на высоту 100,5 километра, а затем, несмотря на сильный боковой ветер, совершила мягкую контролируемую посадку всего в нескольких десятках сантиметров от центра посадочной зоны. В свою очередь, запущенная на борту ракеты капсула выпустила парашюты на высоте 6 километров и также осуществила довольно мягкую посадку в пустыне».

источник - http://hi-news.ru/space/vladelec-amazon-obognal-kompaniyu-spacex-v-stroitelstve-mnogorazovyx-raket.html

9. Орбитальные телескопы и ДЗЗ

Начал работу первый индийский космический рентгеновский телескоп SXT, установленный на спутнике Astrosat

4 ноября 2015

Космический рентгеновский телескоп Soft X-ray focusing Telescope (SXT), установленный на борту спутника Astrosat, первого индийского космического аппарата, предназначенного для проведения астрономических исследований, 26 октября 2015 года сделал свой первый снимок сразу после того, как были открыты защитные шторы камеры этого телескопа. Защитные шторы, закрывающие оптику объектива телескопа, были открыты десятью днями ранее, и этот промежуток времени был использован для тестирования и рекалибровки всего остального оборудования телескопа.

SXT является первым индийским космическим рентгеновским телескопом, он представляет собой так называемый рентгеновский "телескоп Вольтера", в котором использованы два отражающих зеркала, имеющие форму поверхности второго порядка. Эти зеркала состоят из 320 отдельных зеркал, изготовленных из золота и сгруппированных в 2 набора из 40 концентрических элементов.

Для получения первого снимка спутник Astrosat был сориентирован в направлении космического объекта PKS 2155-304, который является квазаром достаточно редкого типа лацертид (BL Lacertae). Этот объект является достаточно мощным источником рентгеновского излучения, в центре которого находится сверхмассивная черная дыра. Квазар PKS 2155-304 находится в галактике, удаленной от нас на расстояние в 1.5 миллиарда световых лет, и он извергает в пространство два потока излучения, состоящего из высокоэнергетических частиц, разогнанных почти до скорости света. Один из этих потоков, так называемых джетов, направлен практически в сторону Солнечной системы и его "свет" затеняет собой весь свет от окружающей квазар галактики практически во всех длинах волн, начиная от радиодиапазона и заканчивая высокоэнергетическими гамма-лучами.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7525-nachal-rabotu-pervyy-indiyskiy-kosmicheskiy-rentgenovskiy-teleskop-sxt-ustanovlennyy-na-sputnike-astrosat.html

«Подержанный» космический телескоп стал настоящим «охотником за астероидами»

16 ноября 2015

С момента начала своих научных операций в декабре 2009 г. миссия NEOWISE НАСА наблюдала 158000 астероидов и открыла свыше 35000 таких объектов.

Миссия NEOWISE использует космический аппарат WISE, запущенный в декабре 2009 г. для составления каталога самых далеких инфракрасных источников не только нашей галактики, но всей Вселенной. Менее чем через два года с момента запуска аппарат WISE успешно завершил свою миссию и был погружен учеными НАСА в «спящий режим». В декабре 2014 г. этот инфракрасный космический телескоп был выведен из спящего режима для выполнения новой миссии, получившей название NEOWISE, которая ставит целью поиски астероидов, комет и других околоземных объектов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7958

Финская компания создаст группировку микроспутников наблюдения

25 ноября 2015 г.

Финская компания Iceye займется созданием группировки микроспутников наблюдения за поверхностью Земли, которые будут предоставлять снимки в несколько раз быстрее, чем современные военные и гражданские аппараты.

Новые спутники будут находиться на орбите Земли на высоте около 402 километров. Аппараты получат радиолокационные станции с синтезированной апертурой и будут способны делать снимки земной поверхности при любых погодных условиях. При этом данные, полученные со спутников, будут предоставляться в течение нескольких часов, а не дней, как у действующих операторов.

На телескоп имени Джеймса Вебба установили первые части его основного зеркала

27 Ноября 2015

Строительство нового космического телескопа имени Джеймса Вебба (JWST) продолжается, и, как сообщают в NASA, специалисты провели установку первых 18 частей зеркала телескопа, который отправится покорять космические просторы в 2018 году. Сроки амбициозной программы NASA по строительству JWST, который должен прийти на замену устаревшему космическому телескопу «Хаббл», множество раз переносились. Тем не менее строительство продолжается, и JWST (способный наблюдать за космосом как в оптическом, так и в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах) позволит ученым заглянуть гораздо дальше «за горизонт».

Строительство JWST происходит в стерильном помещении Центра космических полетов Годдарда, расположенного в Мэриленде. Команда инженеров-ученых прибегает к помощи роботизированного крана, который очень аккуратно устанавливает гексагональные зеркала диаметром 1,3 метра и весом около 40 килограммов. Сами зеркала выполнены из ультралегкого сплава бериллия и имеют позолоченное покрытие, которое будет помогать отражать инфракрасный свет.

Остальные 17 частей зеркала будут установлены в течение следующих месяцев. После доставки телескопа на орбиту Земли части зеркала раскроются и образуют единое зеркало диаметром 6,5 метра.

источник - http://hi-news.ru/technology/na-teleskop-imeni-dzhejmsa-vebba-ustanovili-pervye-chasti-ego-osnovnogo-zerkala.html

10. Планы по Луне

Япония планирует осуществить собственную лунную миссию в 2019 году

13 Ноября 2015

Согласно заявлению японского Комитета по национальной космической политике, новый посадочный аппарат будет разработан с применением новых технологий, которые позволят ему приземлиться с точностью до 100 метров от заданной цели. Напомним вам, что китайский Чанъэ-3 отклонился от цели на 400 метров, что делает японскую лунную миссию куда точнее. Японские инженеры добились такой точности благодаря системе распознавания лунной поверхности, которая сканирует её и автоматически корректирует траекторию полёта.

источник - http://hi-news.ru/technology/yaponiya-planiruet-osushhestvit-sobstvennuyu-lunnuyu-missiyu-v-2019-godu.html

11. Планы по Марсу

NASA начнет принимать заявки от желающих полететь на Марс

5 ноября 2015 г.

В рамках подготовки пилотируемой миссии на Марс NASA анонсировало сроки приема заявок от желающих посетить Красную планету. Рассмотрение анкет кандидатов будет проходить с 14 декабря 2015 года до середины февраля 2016 года.

Имена отобранных кандидатов будут объявлены в середине 2017 года.

Космическое агентство выдвигает ряд требований к будущим астронавтам: американское гражданство, законченное высшее образование, полученное в  аккредитованном учреждении, со степенью не ниже бакалавра в инженерии, биологии, физике или математике. Кроме того, кандидаты должны обладать как минимум трехлетним опытом работы по специальности или предоставить документы о наличии не менее тысячи  часов налета в качестве командира реактивного самолета.

источник - http://ria.ru/science/20151105/1314046464.html

ЕКА проводит испытания нового ровера, который отправится на Марс в 2018 году

6 Ноября 2015

Европейское космическое агентство уже вторую неделю проводит испытания уменьшенной копии нового марсохода программы ExoMars, который отправится к Марсу в 2018 году.

Испытания нового робота проходят на тестовой площадке размером 80 на 50 метров, имитирующей поверхностную структуру Марса. Управляла марсоходом команда, расположенная в Нидерландах. В это время сам марсоход находился во Франции.

источник - http://hi-news.ru/technology/eka-provodit-ispytaniya-novogo-rovera-kotoryj-otpravitsya-na-mars-v-2018-godu.html

NASA в ближайшие десятилетия сосредоточится на высадке астронавтов на Марсе

19 ноября 2015 г.

NASA в ближайшие десятилетия полностью будет сосредоточено на высадке астронавтов на Марсе. В плане освоения Луны Соединенные Штаты рассчитывают на частные компании при понимании сохранения важной роли МКС вплоть до 2024 года. Таков основной лейтмотив конференции по вопросам коммерческого освоения космоса, проходящей в Хьюстоне.

12. Планы по Юпитеру

Запуск космического зонда к Европе

22 ноября 2015

Ученые вновь заговорили о запуске космического зонда к Европе. Это один из основных спутников Юпитера, который вызывает большой интерес у ученых наличием подповерхностного океана.

Одним из основных научных инструментов космического зонда, который отправится к Европе, будет Surface Dust Mass Analyzer (SUDA). Этот инструмент предназначен для того, чтобы определить состав материалов выбрасываемых с поверхности ледяного спутника.

Зонд в общей сложности выполнит 45 сближений с Европой. Он также будет изучать Юпитер и другие основные его спутники в течение трех лет запланированной межпланетной миссии.

13. Китай

Китай запустит спутник для изучения темной материи

01 ноября 2015 г.

Серия запусков китайских научных спутников запланирована на этот и начало следующего года. Об этом сообщил директор Государственного научно-космического центра КНР У Цзи.

"Китай не должен следовать за другими в вопросах освоения космоса, а должен добиваться еще не освоенных высот. Сейчас подготовка четырех научных спутников проходит успешно. Первый запуск аппарата для изучения темной материи [DAMPE] состоится в конце этого года с космодрома Цзюцюань. Все предварительные испытания выполнены в полном объеме. Центр управления космической миссии будет располагаться в пригороде Пекина Хуайжоу", - отметил он.

Также в планы китайского космического ведомства входит запуск во второй половине 2016 года спутника SJ-10 для исследований в условиях микрогравитации в целях обеспечения будущих "дальних" космических миссий с человеком на борту и выведение на орбиту телескопа HXMT для наблюдения за космическими объектами в рентгеновском диапазоне.

В Китае начато тестирование первых систем самого большого в мире радиотелескопа

23 ноября 2015

В настоящее время процесс строительства самого большого в мире радиотелескопа FAST (Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope), диаметр "тарелки" которого равен 500 метрам и который располагается в провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая, находится на завершающем этапе. И недавно группа инженеров и специалистов приступила к процессу тестирования работы уже установленных групп треугольных отражателей, которые формируют поверхность большого зеркала и, параллельно с этим, начала проверку работы уже установленных приемных систем, которые находятся в сооружении в самом центре телескопа.

Напомним нашим читателям, что китайцам потребовалось около 5 лет для того, чтобы построить самый большой в мире радиотелескоп с единственной антенной, площадь которой эквивалентна площади 30 футбольных полей. Процесс строительства идет строго по намеченному графику и строительство должно полностью завершиться к сентябрю 2016 года.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7588-v-kitae-nachato-testirovanie-pervyh-sistem-samogo-bolshogo-v-mire-radioteleskopa.html

14. Астрономическая техника

В Чили началось строительство самого большого телескопа в мире - Giant Magellan Telescope

14 ноября 2015

Пустыня Атакама в Чили является уникальнейшим местом на всем Земном шаре. Мало того, что даже легкая облачность в этой местности является достаточно большой редкостью, это место в достаточной мере удалено от больших городов и сопровождающего их "светового загрязнения" и смога. Именно поэтому пустыня Атакама является местом сосредоточения большинства самых мощных астрономических инструментов. И недавно на вершине одной из гор этой пустыни были начаты первые работы по строительству нового телескопа, Giant Magellan Telescope (GMT), который по завершению станет самым большим и самым мощным оптическим телескопом в мире, и который будет делать в 10 раз более качественные снимки, нежели космический телескоп Hubble.

В конструкции телескопа GMT будет использоваться семь гигантских зеркал, которые создадут нечто вроде линзы, диаметром в 26 метров. Для сравнения, у нынешнего самого большого телескопа подобного типа, телескопа Great Canary Telescope, располагающегося в Испании, размер апертуры составляет около 10 метров.

Приблизительно спустя год после начала работы телескопа GMT начнет работу еще один новый телескоп - Thirty Meter Telescope, диаметр зеркала которого будет равен 30 метрам, а еще через некоторое время вступит в строй европейский телескоп European Extremely Large Telescope (EELT), получивший свое название благодаря его 40-метровому зеркалу.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7555-v-chili-nachalos-stroitelstvo-samogo-bolshogo-teleskopa-v-mire-giant-magellan-telescope.html

1. Луна

Ученые выяснили, почему породы Луны почти не содержат в себе воды

9 ноября 2015 г.

Планетологи достаточно давно спорят о том, почему в современных лунных горных породах почти нет воды, натрия, калия и ряда других легко испаряемых элементов, в большом количестве присутствующих в земных недрах. В среднем, их в 5-100 раз меньше в лунной коре и мантии, чем в их аналогах на Земле, что крайне сложно объяснить с точки зрения теории формирования планет.

Большая часть планетологов сегодня считает, что это расхождение можно объяснить тем, что большая часть летучих веществ просто испарилась в открытое космическое пространство после того, как останки Тейи, предтечи Луны, были выброшены на орбиту Земли после столкновения с нашей планетой. Робин Кэнап из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (США) и его коллеги усомнились в этом, так как останки Тейи двигались со слишком низкой скоростью для того, чтобы "сбежать" в космос.

Расчеты Кэнапа и его команды показали, что странности в содержании летучих веществ в лунных породах объясняется двумя вещами – тем, что Луна двигалась во время своего формирования, и тем, что породы "лунного диска" оставались в расплавленном виде на протяжении нескольких столетий.

Изначально, как объясняют планетологи, Луна начала формироваться в относительно "густой" и горячей центральной части диска, где летучие вещества присутствовали только в виде пара, не способного осесть на поверхности формирующейся спутницы Земли.

Через несколько десятилетий и столетий Луна, набравшая к тому моменту около 60% своей массы, начала мигрировать в сторону своей современной орбиты, расположенной гораздо дальше от Земли, чем точка ее рождения.

Благодаря этому почти все летучие вещества, в том числе вода и щелочные металлы, начали остывать и конденсироваться в "гальку" и мини-астероиды уже после того, как Луна покинула свою колыбель. Подобные частицы материи, богатые летучими веществами, находились вне гравитационной "сферы влияния" будущей Луны, в результате чего они осели на поверхности Земли, а не ее спутницы.

источник - http://ria.ru/science/20151109/1317223426.html

Наша Луна может стать планетой по новым правилам

16 Ноября 2015

Если будет принято новое предложение для определения планеты, Луна на всех правах будет считаться планетой. Дефиниция слова «планета» была под вопросом с 2006 года, когда Международный астрономический союз (МАС) поспешно принял решение считать планетой достаточно круглый и достаточно массивный объект, который мог бы очищать свою орбиту от других объектов, отбрасывая их или присоединяя к себе.

К разочарованию многих, это исключило Плутон, который, как показала недавняя миссия «Новых горизонтов», является невероятно потрясающим и сложным миром.

Даже астрономы, которые вполне рады причислению Плутона к карликовым планетам, не очень согласны с определением планет. Критерии дефиниции расплывчаты и применимы только к нашей Солнечной системе — поэтому исключают тысяч миров вокруг других звезд, которые были обнаружены с того момента, как определение вступило в силу.

Жан-Люк Марго из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе работал над тем, как массивное тело должно соотноситься с критерием очищения орбиты, установленным МАС. Выше критической массы гравитация планеты должна быть достаточно мощной, чтобы отталкивать или притягивать любые малые тела в пределах четко определенной территории, «зоны поглощения». Взяв массу звезды и размер орбиты планеты, можно рассчитать критическую массу с помощью довольно простой формулы.

У этой формулы есть одно важное следствие. Марго определяет пару орбитальных объектов, которые оба находятся выше критической массы, как двойную планету. Поэтому на ежегодной встрече Международного астрономического сообщества, которая прошла на прошлой неделе, его спросили, как насчет Земли и Луны. Быстро взглянув на график, Марго подтвердил, что Луна находится выше критической массы, а значит тоже является планетой.

«Но нам нужно быть очень осторожными, — добавляет он. — МАС не дает определение термину «спутник». Когда он это сделает, это повлияет на определение двойных планет по сравнению с планетами со спутниками». Следующая возможность МАС открыть обсуждение будет на общем собрании в Вене в 2018 году.

Что касается остальной Солнечной системы, критерий Марго оставляет промежуток между планетами и карликовыми планетами. Плутон сохранит свой карликовый статус, поскольку у него нет большой компании в поясе Койпера. Наименее похожая на планету планета, Марс, имеет массу, в 50 раз превышающую массу очищения орбиты; в то же время самый крупный карлик Церера имеет всего несколько процентов необходимой массы. Из этого также следует, что все известные экзопланеты будут планетами, за некоторыми исключениями, в которых измерения недостаточно хороши, чтобы судить. При этом это предложение делает вопрос «округлости» излишним: все, с массой выше очищающей орбиту, достаточно большое, чтобы его гравитация придала ему округлую форму.

источник - http://hi-news.ru/space/nasha-luna-mozhet-stat-planetoj-po-novym- pravilam.html

Золото и платина объясняют таинственный наклон орбиты Луны

27 ноября 2015

Эксперты считают, что Луна сформировалась при столкновении молодой Земли с небесным телом размером с Марс, в результате которого в космос было выброшено множество обломков, часть которых объединилась, став тем, что мы сегодня называем естественным спутником нашей планеты. Однако, развивая эту гипотезу, ученые неизбежно приходят к выводу, что наклон орбиты Луны вокруг Земли по отношению к орбите нашей планеты вокруг Солнца в этом случае должен был достигнуть не более одного градуса. На самом деле, сегодня этот наклон составляет целых 5 градусов, а 4,5 миллиарда лет назад, когда Луна только формировалась, он составлял и того более – порядка 10 градусов. Так что же могло стать причиной такого изменения наклона орбиты Луны?

В новом исследовании два астронома из обсерватории Ниццы, Франция, Каве Палеван и Алессандро Морбиделли, предлагают оригинальное объяснение этого космического парадокса. Ученые считают, что молодая Луна была «вытянута» из своей первоначальной орбитальной плоскости действием гравитации проходящих мимо неё крупных космических объектов.

Кроме того, теория Палевана и Морбиделли объясняет необычную ситуацию с наличием на поверхности Земли относительно больших количеств золота и платины. Дело в том, что эти металлы имеют высокое сродство к железу, и в том случае, если бы они присутствовали на ранней Земле в то время, когда она представляла собой смесь расплавов, то платина и золото погрузились бы при дифференциации слоев нашей планеты к её центру, будучи растворенными в железе. Однако на самом деле мы наблюдаем на поверхности Земли относительно большие количества этих металлов. Согласно теории Палевана и Морбиделли, золото и платина были доставлены на Землю с несколькими крупными космическими объектами, в то время как в Луну врезались другие небесные тела, в составе вещества которых эти металлы отсутствовали.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7988

2. Марс

ИКИ РАН: представленные NASA данные об атмосфере Марса были получены СССР еще в 1970-е годы

11 ноября 2015 г.

Данные о потере Марсом атмосферы и воды, представленные NASA на прошлой неделе, лишь уточняют оценки, полученные советскими межпланетными станциями, но не привносят новой информации. Об этом  заявил главный научный сотрудник лаборатории солнечного ветра Института космических исследований (ИКИ) РАН Олег Вайсберг.

"Явление атмосферных потерь Марсом благодаря влиянию солнечного ветра и их роль в эволюции атмосферы Марса не являются новыми для научного сообщества, и очень жаль, что во время пресс-конференции коллеги не сочли нужным сослаться на более ранние результаты", – приводятся слова О.Л.Вайсберга в сообщении, опубликованном на сайте ИКИ.

По словам Вайсберга, первыми атмосферу Марса в 1970-х годах начали изучать советские станции "Марс-2", "Марс-3" и "Марс-5". "Была открыта магнитосфера Марса и зарегистрирован поток атмосферных ионов, уносимых солнечным ветром. Уже тогда мы с моим молодым коллегой Анатолием Богдановым, также работающим в ИКИ РАН, опубликовали эти результаты и сделали вывод, что измеренный нами поток уносимых солнечным ветром ионов настолько велик, что он привел к большим потерям марсианской атмосферы за время существования планеты", – рассказал ученый.

Фобос обречен: спутник Марса после разрушения образует кольцо вокруг Красной планеты

26 Ноября 2015

Согласно американскому аэрокосмическому агентству NASA, крупнейший спутник Марса, Фобос, из-за постоянно изменяющейся орбиты постепенно сближается с Красной планетой и в конце концов через десятки миллионов лет будет уничтожен. Однако ученые предполагают, что «жизнь» Фобоса на этом не закончится.

Бенджамин Блэк, постдокторант кафедры изучения Земли и планетарных наук Калифорнийского университета в Беркли, а также студент старших курсов Тушар Митталь провели вычисления и выяснили, что в конечном итоге силы притяжения Марса притянут части разрушенного спутника и образуют вокруг Красной планеты кольцо, аналогичное одному из системы колец Сатурна, а также других газовых гигантов за пределами Солнечной системы.

Изучение орбиты Фобоса показало, что каждые 100 лет спутник притягивается к Марсу на 2 метра, что в результате обернется необратимой катастрофой. При этом отмечается, что, скорее всего, столкновение Фобоса с Марсом не принесет серьезного вреда последнему. Дело в том, что структурно Фобос является довольно хрупким спутником, чья поверхность и структура богата различными разломами, пустотами и рыхлой породой. Согласно Блэку, десятилетние исследования Фобоса показали, что спутник совсем не похож на твердую луну.

источник - http://hi-news.ru/space/fobos-obrechen-sputnik-marsa-posle-razrusheniya-obrazuet-kolco-vokrug-krasnoj-planety.html

3. Меркурий

Меркурий "украл" свою атмосферу у кометы Энке

11 ноября 2015 г.

Тонкая газопылевая атмосфера Меркурия существует благодаря тому, что первая планета Солнечной системы регулярно "ворует" газ у пролетающей рядом с ним кометы Энке, чей хвост бомбардирует Меркурий потоком из множества частиц пыли.

Розмари Киллен из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США) и ее коллеги выяснили, как возникла тончайшая воздушная оболочка Меркурия, изучая данные, собранные зондом MESSENGER, который раскрывал тайны первой планеты Солнечной системы на протяжении последних четырех лет.

На борту зонда было установлено несколько научных приборов, позволявших ему изучать то, как меняется состав атмосферы Меркурия по мере его 88-дневного путешествия вокруг Солнца. Эти инструменты, как обнаружили авторы доклада, раскрыли необычные колебания в концентрации ряда элементов, в частности, кальция.

Как считали ученые, изменения в концентрации кальция и других элементов происходили из-за того, что атмосфера Меркурия поглощала часть частиц из зодиакального облака, когда планета пролетала сквозь его "блин". Однако когда Киллен и ее команда сопоставили положение Меркурия на орбите и флуктуации в долях элементов, их ожидал сюрприз – пик их концентрации не совпадал с тем моментом, когда планета пересекала плоскость эклиптики.

Максимальные концентрации кальция и прочих элементов наблюдались заметно позже – когда Меркурий сближался с Солнцем на минимальное расстояние. Это натолкнуло ученых на мысль, что источником пыли мог быть другой объект, который часто попадал в объективы камер MESSENGER – комета Энке.

Эта комета, открытая в 1783 году немецким астрономом Иоганном Францем Энке, каждые три года сближается с Солнцем на опасное для нее расстояние, в результате чего ее кома – светящийся газопылевой хвост – разрастается до больших размеров.

Часть этого хвоста "отрывается" от кометы и формирует "дорожку" из пыли по всей орбите кометы в ближней ее к Солнцу части, через которую, по всей видимости, периодически пролетает Меркурий. Благодаря им атмосфера Меркурия выглядит так, какой она предстала перед нами в 2011 году, когда к первой планете Солнечной системы прибыл MESSENGER

источник - http://ria.ru/science/20151111/1318552491.html

4. Юпитер

Юпитер мог вытолкнуть гигантскую планету из Солнечной системы

01 ноября 2015

Существование пятой гигантской газовой планеты в то время, когда происходило формирование Солнечной системы – вдобавок к Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну, известным нам сегодня – было впервые предложено в 2011 года. Но если она существовала, как эта планета была вытолкнута из Солнечной системы?

В течение многих лет ученые подозревали, что виновником этого выталкивания мог стать либо Юпитер, либо Сатурн.

"Полученные нами данные указывают на то, что это Юпитер", сказал Райан Клотье   аспирант факультета астрономии и астрофизики Торонтского университета и главный автор нового исследования.

Клотье и его коллеги обратили свое внимание на спутники газовых гигантов и их орбиты, разработав компьютерные модели, базирующиеся на современных траекториях Каллисто и Япета – спутников, обращающихся вокруг Юпитера и Сатурна соответственно. Расчеты этих моделей продемонстрировали, что выталкивание пятой газовой планеты из Солнечной системы было по силам лишь Юпитеру, в то время как осуществление аналогичного действия Сатурном привело бы к серьезной дестабилизации орбиты Япета.

5. Сатурн

Ученые сфотографировали ледяное облако-монстр на спутнике Сатурна

11 ноября 2015 г.

Новое изображение колоссального ледяного облака в южной полярной области Титана, спутника Сатурна, переслал на Землю исследовательский зонд "Кассини", сообщает НАСА.

Чудовищное по размерам ледяное облако, парящее над южным полюсом Титана на высоте около 300 километров, ученые увидели еще в 2012 году.

Колоссальное по размерам ледяное облако имеет низкую плотность, аналогичную туманам Земли, и располагается на высоте около 200 километров в стратосфере Титана.

источник - http://ria.ru/space/20151111/1318982953.html

6. Плутон

На Плутоне обнаружены возможные криовулканы

14 Ноября 2015

Возможное открытие пары недавно извергавшихся криовулканов (ледяных вулканов) на Плутоне оказалось среди неожиданных «поразительных» выводов, представленных учеными космического аппарата «Новые горизонты» NASA спустя почти четыре месяца после первого исторического пролета последней неизведанной планеты нашей Солнечной системы.

Две крупных горных особенности в десятки километров в поперечнике и в несколько километров высотой предварительно были определены как вулканы. Обнаружили их в местности к югу от Sputnik Planum — обширной области гладких ледяных равнин, расположенных в большой области Плутона в форме сердца, неофициально называемого регионом Томбо. Образоваться они могли относительно недавно в процессе геологической активности последних 10 миллионов лет.

Ученые создали трехмерные топографические карты по снимкам зонда и открыли возможные ледяные вулканы — пока что неофициально названные Райт Монс (Wright Mons, «гора Райта») и Пиккар Монс (Piccard Mons, «гора Пиккара»). Райт Монс шириной в 160 километров и высотой в 4 километра.

источник - http://hi-news.ru/space/na-plutone-obnaruzheny-vozmozhnye-kriovulkany.html

"Сердце» Плутона было разбито миллиарды лет назад

17 Ноября 2015

Миллиарды лет назад кусок межпланетного мусора врезался в Плутон и оставил 825-километровый кратер. Но вместо того, чтобы стать уродливой выбоиной, могучий шрам, возможно, превратился в одну из самых харизматичных особенностей Плутона: его ледяное сердце. Новые данные, полученные с космического аппарата «Новые горизонты», который пролетел мимо Плутона в июле, помогают ученым лучше понять невероятное разнообразие особенностей на поверхности этого мира, среди которых гладкие равнины, параллельные гребни, которые назвали «кожей змеи» и возможные криовулканы.

Не так давно наблюдения выявили округлую особенность, окружающую западный желудочек региона в форме сердца, известного как регион Томбо.

На Плутоне гладкая ледяная равнина под названием Sputnik Planum располагается в пределах этого бассейна. Этот регион — в отличие от возможного возраста шрама в 4 миллиарда лет — относительно молод, ему всего 10 миллионов лет.

Удар создал впадину, которая могла быть идеальной для накопления плавучих льдов, особенно учитывая ее расположение на той стороне Плутона, которая никогда не видела его крупную луну Харон. Поэтому Харон никогда не появляется в небе над Спутник Планум — и ни один лучик его скудного света никогда не нагревал холодное сердце Плутона.

Такая геометрия делает эту область эффективной холодной ловушкой, где собираются льды. Уилл Гранди из обсерватории Лоуэлла сообщил, что Спутник Планум содержит все типы льдов, которые видели на Плутоне, включая моноксид углерода, азот и метан. Единственный тип льда, который явно отсутствует, это водный.

источник - http://hi-news.ru/space/serdce-plutona-bylo-razbito-milliardy-let-nazad.html

7. Астероиды

Ученые наблюдают различимые формы рельефа поверхности астероида Таутатис

19 ноября 2015

Астероид (4179) Таутатис, околоземный объект (near-Earth object, NEO), относящийся к классу Аполлонов, тщательно изучался при помощи китайского космического аппарата Чанъэ-2 в 2012 г., когда этот космический камень прошел мимо Земли на расстоянии, эквивалентном 18 расстояниям от Земли до Луны. Этот зонд, получивший изображения астероида в высоком разрешении, предоставил бесценные сведения о геологической структуре астероида Татуатис. Сегодня команда исследователей из Китайской академии наук опубликовала работу, в которой подводится итог находкам, связанным с различимыми геологическими структурами на поверхности этого астероида.

Космический аппарат Чанъэ-2 в 2010 г. совершил успешный пролет мимо астероида Татуатис, сблизившись с космическим камнем до расстояния 770 метров. Эти наблюдения демонстрируют, что Татуатис имеет неправильную форму, и по форме напоминает корень имбиря с меньшей (голова) и большей (тело) долями.

Такая двудольная форма указывает на происхождение астероида в результате столкновения двух космических тел. Кроме того, снимки с пространственным разрешением, более высоким, чем 3 метра на один пиксель, позволили сделать ряд открытий, таких как обнаружение 800-метровой впадины у края большей доли; резко выделяющееся вертикальное образование, расположенное близ перемычки астероида; валуны, указывающие на то, что Татуатис, вероятно, не является монолитом, а состоит из мелких сцементированных между собой камней.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7964

Инженеры НАСА создали телескоп для поиска золота на астероидах

23 ноября 2015 г.

Инженеры из университета Вандербильта создали по заказу НАСА прототип необычного телескопа, главной целью которого является "просвечивание" недр астероидов и поиск там золота и прочих полезных ископаемых при помощи галактического гамма-излучения.

Как объясняют ученые, все безвоздушные тела Солнечной системы практически беспрерывно бомбардируются "галактическими" заряженными частицами, разогнанными до околосветовых скоростей. Когда они сталкиваются с атомами на поверхности астероидов и лун, они порождают поток других частиц, которые проникают в толщу пород и, в свою очередь, врезаются в атомы золота и прочих элементов в их недрах, порождая поток гамма-квантов.

Если этот поток "поймать" и проанализировать его спектр, то тогда можно достаточно точно узнать химический состав астероида или планеты и оценить его "рентабельность" с точки зрения горнодобычи.

Проблема заключается в том, что современные гамма-телескопы на базе светочувствительных матриц сверхчистого германия требуют мощнейших и очень дорогих систем охлаждения, которые почти не возможно отправить в космос, а также "неподъемных" источников питания из-за очень высоких энергоаппетитов. Поэтому до сих пор частные космические инициативы, в том числе Deep Space Industries или Planetary Resources, не предпринимали попыток создать такой зонд.

Эту проблему решили инженеры НАСА и университета Вандербильта. Они открыли материал – кристаллы из соединения стронция, йода и редкоземельного металла европия – почти не уступающий германию в чувствительности к гамма-лучам, исходящим от астероидов, но при этом не нуждающийся в особенном охлаждении и усиленном снабжении энергии.

источник - http://ria.ru/science/20151123/1326818808.html

8. Звёздная и галактическая астрономия

Астрономы обнаружили самый сильный космический взрыв, уступающий по мощности только самому Большому Взрыву

11 ноября 2015

Это скопление галактик, светящееся интенсивным ярко-синим и розовым светом, является местом в космосе, где происходит, точнее уже произошел самый мощный и сильный космический взрыв, который по всем параметрам уступает лишь Большому Взрыву, в результате которого родилась наша Вселенная. Этот взрыв является длительным процессом, он продолжается уже в течение 100 миллионов лет, извергая в окружающее пространство энергию, эквивалентную суммарной энергии ста миллионов одновременных гамма-вспышек. А источником этого взрыва является самая большая в известной людям части Вселенной черная дыра, масса которой в 10 миллиардов раз превышает массу Солнца.

Ученые-астрономы подсчитали, что для того, чтобы породить столь масштабный космический катаклизм черной дыре-монстру потребовалось поглотить материю, в количестве, в 600 миллионов раз превышающем количество материи в Солнце.

Скопление галактик MS 0735.6+7421 находится на удалении 2.6 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Жирафа.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7546-astronomy-obnaruzhili-samyy-silnyy-kosmicheskiy-vzryv-ustupayuschiy-po-moschnosti-tolko-samomu-bolshomu-vzryvu.html

Астрономы нашли белого карлика с "сатурнианскими" кольцами

11 ноября 2015 г.

В 2003 году внимание ученых привлек белый карлик SDSS J1228+1040, необычные линии в спектре которого намекали на то, что он недавно "отобедал" планетой или другим каменистым небесным телом. Это натолкнуло астрономов на мысль, что мертвую звезду может окружать диск из газа и пыли, оставшийся после разрушения астероида, который она медленно поглощает.

Об открытии подобных дисков астрономы начали заявлять более 25 лет назад, однако все подобные находки впоследствии были опровергнуты, из-за чего группа Гэнсике потратила более 12 лет на то, чтобы получить фотографии предполагаемого диска со всех "сторон" и во всех типах излучения. В этом ученым помогла новая методика наблюдений,  космический аналог допплерографии, которую сегодня медики применяют для наблюдений за кровью в сосудах.

Она позволила ученым измерить то, с какой скоростью движется газ и пыль в разных частях диска, и понять, что он представляет собой набор из колец, похожих по облику на то, как устроены кольца Сатурна. Главное их отличие заключается в размерах – кольца SDSS J1228+1040 примерно в семь раз шире и больше, чем у планеты  гиганта в Солнечной системе, и вся система Сатурна могла был легко уместиться внутрь них.

Жизнь этого диска будет крайне скоротечной – по оценкам ученых, белый карлик поглотит эти кольца примерно через 5-20 лет.

источник - http://ria.ru/science/20151111/1318735344.html

Спутник «Ферми» открывает первый гамма-пульсар в другой галактике

14 ноября 2015

Исследователи при помощи космической гамма-обсерватории НАСА «Ферми» открыли первый гамма-пульсар в галактике, отличной от нашей. Этот объект устанавливает новый рекорд как самый яркий из известных науке гамма-пульсаров.

Туманность Тарантул является самой обширной, активной и сложной звездообразовательной областью, расположенной поблизости от нашей галактики. Она была идентифицирована как яркий источник гамма-излучения. Ранее астрономы относили это свечение на счет столкновений между субатомными частицами, ускоренными ударными волнами, образующимися в результате взрывов сверхновых.

Теперь становится ясно, что одиночный пульсар PSR J0540-6919 отвечает примерно за половину от всего количества света в гамма-диапазоне, который исходит из этой туманности.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7952

Новый способ измерения космических расстояний до планетарных туманностей

21 ноября 2015

Способ более точного измерения расстояний до тысяч так называемых «планетарных туманностей», рассеянных по нашей галактике, был предложен командой из трех гонконгских астрономов: доктора Дэвида Фрю, профессора Квентина Паркера и доктора Ивана Божицика, все ученые из Гонгконского университета.

Этот метод требует из входных данных лишь оценку снижения яркости в направлении к объекту (обусловленного газом и пылью межзвездного пространства, находящимися перед объектом), наблюдаемый размер объекта на ночном небе (получаемый в результате проведения последних обзоров неба высокого разрешения) и измерения яркости объекта (полученные при помощи современных средств получения изображений).

Получаемое в результате обработки этих данных так называемое «отношение поверхность-яркость» было надежно откалибровано при помощи более чем 300 планетарных туманностей, расстояния до которых были точно измерены при помощи независимых и надежных методов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7970

Ученые обнаружили потоки звезд вокруг Магеллановых облаков

25 ноября 2015

Ученые пытались обнаружить подструктуры звездных гало Магеллановых облаков при помощи голубых звезд горизонтальной ветви (blue horizontal-branch stars, BHB), используемых для измерения космических расстояний. Звезды BHB класса представляют собой старые и бедные металлами звезды, основным источником энергии которых является термоядерное горение гелия, имеющие голубой цвет. Звезды класса BHB легко отличить от звезд других популяций и использовать их в качестве «линейки» для измерения расстояний до других звезд.

Просканировав большое число звезд BHB класса, астрономы обнаружили звездные гало Магеллановых облаков и их подструктуры. Каждая из этих подструктур отличается от остальных по форме, протяженности и светимости.

Открытие этих подструктур указывает на то, что галактика Большое Магелланово облако может оказаться на самом деле более массивной, чем считалось ранее. Для более точного расчета массы этой галактики исследователям потребуется провести дополнительные спектроскопические исследования обнаруженных ими потоков.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7976

Радиоастрономы впервые увидели, как черная дыра разорвала звезду

26 ноября 2015 г.

За последние годы астрономам удалось найти примерно два десятка черных дыр, недавно поглотивших или до сих пор "пережевывающих" останки звезды, приблизившейся к ним на опасно близкое расстояние. Все эти открытия были совершены в оптическом или рентгеновском диапазоне, и до сих пор ученым не удавалось найти следов подобных "трапез" черной дыры в радиодиапазоне.

В декабре 2014 года ученым улыбнулась удача – их коллеги, работавшие с оптическими инструментами на борту орбитального телескопа Swift, заметили необычную вспышку ASASSN-14li в созвездии Волос Вероники, которая произошла примерно на расстоянии в 300 миллионов световых лет от Земли, в центре галактики PGC 043234.

Эта вспышка, как показали дальнейшие наблюдения, была видна и в мягком рентгеновском диапазоне, что заставило ее первооткрывателей считать, что они имеют дело с уничтожением звезды сверхмассивной черной дырой в центре PGC 043234, и что привлекло внимание ван Велзена.

Наблюдая за ASASSN-14li при помощи ряда наземных радиотелескопов в первые же дни после ее обнаружения, авторы статьи подтвердили, что данная вспышка действительно является  следом "обеда" черной дыры, а также раскрыли потенциальные причины того, почему раньше радиоастрономам никогда не удавалось увидеть таких событий.

Причиной этого, по словам астрофизиков, является относительно низкая мощность радиоизлучения, порождаемого в ходе таких "трапез" – им удалось увидеть эту вспышку в радиодиапазоне только благодаря относительно небольшому расстоянию между Млечным путем и галактикой PGC 043234.

источник - http://ria.ru/science/20151126/1329120320.html

Обнаружен самый горячий белый карлик в нашей галактике

28 ноября 2015

Астрономы из Тюбингенского и Потсдамского университетов (Германия), идентифицировали самого раскаленного белого карлика, когда-либо открытого в нашей галактике. Эта умирающая звезда, температура которой достигает 250000 градусов по Цельсию, уже вступила в фазу остывания.

Звезды с относительно небольшими массами – такие, как наше Солнце – становятся экстремально горячими к концу своего жизненного цикла. Непосредственно перед тем, как источник ядерной энергии Солнца иссякнет примерно через 5 миллиардов лет, оно достигнет в тридцать раз более высокой температуры, то есть порядка 180000 градусов Цельсия, перед тем как начать остывать в фазе белого карлика. Компьютерное моделирование демонстрирует, что существуют даже более горячие звезды. Самая высокая температура наблюдаемой учеными умирающей звезды составляла 200000 градусов Цельсия.

В новом исследовании астрономы, исследуя ультрафиолетовые спектры, снятые при помощи космического телескопа «Хаббл», обнаружили звезду, устанавливающую новый рекорд самой высокой для белого карлика температуры – 250000 градусов Цельсия. Этот белый карлик под названием RX J0439.8-6809 уже вступил в фазу остывания, но максимум его температуры будет достигнут лишь через тысячу лет, когда его температура составит порядка 400000 градусов Цельсия. Звезда расположена на окраинах нашей галактики Млечный путь.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7989

Погода на далекой планете: раскаленная пыль и дожди из расплавленного железа

05 ноября 2015

Слои облаков, состоящих из раскаленной пыли и капель расплавленного железа, были обнаружены на планетоподобном объекте, обнаруженном на расстоянии 75 световых лет от Земли.

Команда исследователей во главе с учеными из Эдинбургского университета, Шотландия, при помощи расположенного в Чили телескопа изучала погодные системы на далекой планете – известной как PSO J318.5-22 – возраст которой, по оценкам, составляет примерно 20 миллионов лет.

Исследователи под руководством доктора Бета Биллера из Школы физики и астрономии Эдинбургского университета сделали сотни инфракрасных снимков этого объекта по мере его вращения вокруг собственной на протяжении 5 часов. Сравнивая яркость PSO J318.5-22 с яркостью соседних с ним космических тел, команда открыла, что этот объект покрыт многочисленными слоями толстых и тонких облаков. Это приводит к наблюдаемому изменению яркости этой далекой планеты при её вращении вокруг собственной оси.

Размеры этой экзопланеты близки к размерам Юпитера, однако PSO J318.5-22 примерно в 8 раз массивнее пятой планеты от Солнца. Температуры внутри облаков на планете PSO J318.5-22 превышают 800 градусов Цельсия.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7926

Ученые «потеряли» планету у Альфа Центавра

12 Ноября 2015

Ученые потеряли планету. Согласно одному из последних исследований, Alpha Centauri Bb, мир в ближайшей к нам звездной системе, был призраком в данных. Исчезновение Alpha Centauri Bb также породило массу вопросов среди охотников за планетами, которые ищут миры типа нашей Земли. Эту планету, которая считалась похожей по массе на Землю, посчитали «ориентиром», когда о ее появлении сообщили в 2012 году в журнале Nature. Открытие планеты взволновало людей: жизнь могла бы скрываться на планете всего в 4,3 световых годах от Земли в системе Альфа Центавра, так часто появлявшейся в научной фантастике.

источник - http://hi-news.ru/space/uchenye-poteryali-planetu-nedaleko-ot-solnechnoj-sistemy.html

На орбите вокруг близлежащей звезды открыта каменистая планета размером с Землю

13 ноября 2015

Астрономы во главе с Захори Бертой-Томпсон из Института астрофизики и исследований космоса им. Кавли Массачусетского технологического института (MIT), США, открыли новую каменистую планету размером с Землю, которая обращается вокруг небольшой звезды, расположенной на расстоянии всего лишь в 39 световых лет от Земли, что делает её ближайшей известной экзопланетой размером с Землю.

Основываясь на данных измерений, ученые из MITвместе с международными коллегами определили, что температура на этой планете составляет примерно 260 градусов по Цельсию, и планета, вероятно, находится в приливном захвате по отношению к звезде – это означает, что на планете имеются дневная и ночная сторона, которые никогда не меняются местами.

Из-за высоких температур планета GJ 1132b, скорее всего, не способна удерживать воду в жидкой форме на своей поверхности, что делает её непригодной для жизни в тех формах, в каких она нам известна. Однако, говорят ученые, температуры на вновь обнаруженной планете достаточно низкие, чтобы планета могла иметь атмосферу существенной толщины.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7949

Астрономы создали первую метеорологическую карту экзопланеты

18 Ноября 2015

Ученые из Уорикского университета (Великобритания) составили первую метеорологическую карту планеты, находящейся за пределами нашей Солнечной системы. Согласно этой карте, планета, получившая название HD 189733b, является не самым лучшим выбором для туристических поездок в будущем. Согласно наблюдениям, ветра на этой планете дуют со скоростью как минимум в 20 раз сильнее, чем любые самые сильные ветра на Земле. Скорость ветра здесь нередко в семь раз превышает скорость звука.

Планета HD 189733b обращается вокруг звезды HD 189733, которая находится примерно в 63 световых годах от Земли в созвездии Лисички. Она на тринадцать процентов массивнее Юпитера. Полный оборот вокруг звезды планета совершает за 2,2 земных дня. Средняя температура на поверхности планеты HD 189733b нередко достигает 1200 градусов Цельсия, что позволяет ученым приписать ее к планетам класса «горячий Юпитер». Некоторое время считалось, что HD 189733b является самой близкой к нашей Солнечной системе экзопланетой. Кроме того, HD 189733b стала первой планетой, находящейся вне Солнечной системы, для которой ученые составили тепловую карту, а также выяснили, что в видимом оптическом спектре она обладает глубоким синим светом (возможно, благодаря содержанию в ее атмосфере силикатных частиц).

Ранее в этом году другая научная группа сообщила о работе над метеорологической схемой экзопланеты Kepler-7b, однако это был лишь мониторинг изменений температур дневного и ночного циклов. Что же касается ученых из Уорикского университета, то они первыми измерили и создали метеорологическую карту планеты вне Солнечной системы. Работа велась с помощью высокоточного спектрографа HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленного в обсерватории Ла-Силья (Чили). Используя данные наблюдения, группа исследователей путем математического анализа выяснила, что скорость ветров над поверхностью планеты HD 189733 в дневное и ночное время составляет более 2 километров в секунду (8688 км/ч).

Скорость ветра на планете HD 189733b была вычислена благодаря использованию высокоточной спектроскопии содержания натрия в ее атмосфере. Так как одна часть атмосферы планеты HD 189733b то приближается, то отдаляется по отношению к Земле, эффект Доплера изменяет показатель длины волны, что позволяет нам вычислить скорость ветра.

источник - http://hi-news.ru/research-development/astronomy-sozdali-pervuyu-meteorologicheskuyu-kartu-ekzoplanety.html

Ученые открыли «горячий юпитер» на орбите вокруг солнцеподобной звезды

20 ноября 2015

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра Ларс Бучхаве, Элисон Бьерила, Дэфв Лэтхэм, Эмилио Фалкон и Гильермо Торрес совместно с коллегами объявили об открытии планеты HAT-P-55b, горячего юпитера, совершающего транзит вокруг звезды, очень похожей на Солнце; масса и радиус этой звезды отличаются от соответствующих величин для Солнца всего лишь на несколько процентов. Используя дополнительные наблюдения для завершения этого исследования, ученые определили, что масса самой этой экзопланеты составляет 0,582 массы Юпитера, радиус планеты составляет 1,182 радиуса Юпитера, а орбитальный период составляет 3,585 дня – и получили значение плотности планеты с погрешностью не превышающей 10 %.

В настоящее время лишь примерно для 140 экзопланет плотности измерены с настолько впечатляющей точностью, как в этом новом исследовании, и эти новые результаты существенно расширят базу данных по экзопланетам, и в особенности по горячим юпитерам.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7969

Звезда KIC 8462852 "мигает" из-за комет, а не пришельцев

25 ноября 2015 г.

В середине октября астрономы из Йельского университета рассказали о необычных флуктуациях в яркости звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя, которые могут указывать на присутствие в ее окрестностях так называемой сферы Дайсона, созданной сверхразвитой цивилизацией инопланетян.

Как рассказывает Массимо Маренго из университета штата Айова в Эймсе (США), у первооткрывателей этих миганий было три "природных" теории, объяснявших данные загадочные колебания в яркости светила — столкновение небольших планет, скопление астероидов в одной точке системы или же прохождение целого "роя" комет по диску светила.

Маренго и его коллеги проверили каждую из этих гипотез, используя данные, собранные при наблюдении за KIC 8462852 при помощи орбитального инфракрасного телескопа "Спитцер" за последние несколько лет.

Анализ данных, собранных "Спитцером" в 2012, 2013 и в 2015 годах показал, что подобных частиц на орбите KIC 8462852 нет, что означает, что "затмения" на звезде вряд ли могли быть вызваны  скоплением астероидов или столкновением небольших протопланетных тел или микропланет.

Эти наблюдения, по словам ученых, оставляют "кометную" версию единственно возможным природным объяснением того, почему яркость KIC 8462852 падала на 20% два раза за последние 4 года.

источник - http://ria.ru/science/20151125/1327967794.html

Голубая экзопланета размером с Нептун обращается вокруг красного карлика

27 ноября 2015

Команда астрономов при помощи сети LCOGT обнаружила свет, рассеянный крохотными частицами (так называемое рэлеевское рассеяние) атмосферы экзопланеты размером с Нептун, совершающей транзит. Это указывает на то, что у этой планеты, находящейся от нас на расстоянии 100 световых лет, голубое небо.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7986

10. Развитие жизни

Выдвинута альтернативная гипотеза происхождения воды на Земле

12 ноября 2015 г.

Древнейшие породы Земли с канадского острова в Арктике рассказали ученым о том, что вода нашей планеты существовала на ее поверхности изначально, а не была принесена кометами или астероидами.

"Мы обнаружили, что молекулы воды в образцах этих пород содержали в себе мало атомов дейтерия. Это говорит о том, что она попала на Землю не после того, как она сформировалась и охладилась, а вместе с пылью, из которой была слеплена наша планета. Большая часть воды в этой пыли испарилась, но ее остатков хватило для формирования океанов Земли", — заявила Лидия Халлис из университета Глазго.

Сегодня крайне мало ученых считают, что вода и большая часть газов в атмосфере Земли могла возникнуть на нашей планете "самостоятельно". Это объясняется тем, что Земля находится в так называемой горячей части протопланетного диска, где водяной лед и прочие замороженные летучие вещества постепенно разрушались под действием ультрафиолета и других лучей новорожденного Солнца.

С другой стороны, в последние годы планетологи нашли множество свидетельств и теоретических доказательств в пользу того, что Земля и некоторые другие землеподобные планеты Солнечной системы могли сформироваться в более далекой и холодной части протопланетного диска, а затем были "согнаны" со своего места на современные орбиты Юпитером и Сатурном. Открытие Халлис и ее коллег может быть еще одним аргументом в пользу этой "миграционной" теории.

источник - http://ria.ru/science/20151112/1319392351.html

Возможно, ученые заметили свет другой вселенной

2 Ноября 2015

Ученые заметили свечение в космосе, которое могло прийти из другой Вселенной за пределами нашей, которая была рядом, когда материя, нас окружающая, впервые появилась. Уже давно возникла мысль, что наша Вселенная, возможно, была не единственной, которая появилась из Большого Взрыва: наша Вселенная могла быть всего одним кусочком вечно надувающейся большей вещи.

Чтобы обнаружить эти следы, ученые сравнили карту космического микроволнового фона Вселенной с изображением всего неба, сделанным телескопом Планка. Когда их вычли одну из другого, в небе осталось пятно света, которое могло бы быть остаточным от столкновения с другими вселенными.

Ученые пока не уверены, что дополнительный свет пришел из другой вселенной. New Scientist также предупреждает, чтобы мы не особо принимали новые выводы за чистую монету — одно из подобных открытий прошлого года оказалось на вине космической пыли, спутавшей ученых.

источник - http://hi-news.ru/space/vozmozhno-uchenye-zametili-svet-drugoj-vselennoj.html

Крупнейших космических структур во Вселенной на самом деле не существует

10 ноября 2015

Наши владения, в местной группе, состоящей из Андромеды, Млечного Пути, Треугольника и 40-50 небольших карликовых галактик, лежат на окраине сверхскопления Девы. Наше положение ставит нас в 50 000 000 световых годах от основного источника массы рядом с нами: массивного скопления Девы, который содержит больше тысячи галактик размером с Млечный Путь.

По дороге к нему можно найти много других галактик, групп галактик и небольших скоплений. И даже в более крупных масштабах сверхскопление Девы является лишь частью другой структуры, наряду с двумя другими поблизости: сверхскоплением Центавра и сверхскоплением Персея-Рыб.

Там, где собираются галактики, там же скапливается и масса; по линиям, соединяющим их, наряду с нитями, мы находим «струны» галактик, подобно жемчугу, нанизанному на ожерелье; и в самых крупных пузырях между нитями мы находим серьезную нехватку вещества, поскольку эти области отдали свою массу более плотным.

Если взглянуть на наш собственный район, мы найдем большую коллекцию из более чем 3000 галактик, составляющих наше сверхскопление. Плотное скопление Девы является крупнейшей ее частью, составляя больше трети от общей массы, но в ней тоже есть много других концентраций массы, включая нашу местную группу, соединенных вместе невидимой силой гравитации и невидимыми нитями темной материи.

Мы называем это сверхскопление «Ланиакея», гавайское слово, означающее необъятные небеса. Красивое название, прекрасная идея, прекрасные тысячи галактик, которые входят в него.

Но есть одна проблема, не только с Ланиакеей, но и с понятием сверхскопления в целом: его не существует.

Наша Вселенная не является просто суммой эффектов первоначального расширения плюс противодействия в виде притягивающей силы гравитации. Кроме того, есть также темная энергия, присущая самому пространству, которая приводит к рецессии далеких галактик, или их ускорению, по мере течения времени.

Борьба между гравитационным притяжением (которое стягивает удаленную массу воедино) и расширением Вселенной (влекомым темной энергией) на самом деле предрекла ей конец еще шесть миллиардов лет назад, когда темная энергия стала доминирующим фактором в нашей Вселенной. В тот момент любые объекты, которые не были уже гравитационно связаны между собой, — когда гравитация не преодолела расширение Вселенной — уже никогда и не будут.

Это означает, что все выявленные сверхскопления не связаны между собой, и, что еще хуже, это означает, что отдельные группы и скопления, известные нам в пределах сверхскопления вроде нашего, являются по большей части несвязанными между собой также.

Короче, мы никогда не сольемся со скоплением Девы; также мы никогда не сольемся с группой Льва, группой N96 или с чем-нибудь еще за пределами Местной группы. И значит, что за исключением нескольких групп или скоплений, которые были гравитационно связаны миллиарды лет назад, новых скоплений тоже не будет.

источник - http://hi-news.ru/space/krupnejshix-kosmicheskix-struktur-vo-vselennoj-na-samom-dele-ne-sushhestvuet.html

ЕКА: заблудившиеся спутники "Галилео" проверят теорию относительности

13 ноября 2015 г.

Зонды навигационной системы "Галилео",  неправильно запущенные на орбиту Роскосмосом в августе 2014 года, нашли новое применение – ученые приспособят их для самой строгой на сегодня проверки теории относительности.

Российская ракета-носитель "Союз-СТ-Б" с разгонным блоком "Фрегат-МТ" и двумя Причиной неправильного выхода на орбиту послужили сбои в работе программного обеспечения "Фрегата-МТ", которые дезориентировали разгонный блок и вызвали сбой в работе топливной системы. Несмотря на то, что зонды "Милена " и "Дореза" были полностью непригодны к использованию, ЕКА не стало деактивировать их и переводить в разряд "космического мусора".

Оригинальное применение этим "заблудившимся" спутникам было найдено только на этой неделе. Специалисты ЕКА обратили внимание на то, что на борту каждого спутника "Галилео" установлены сверхточные атомные часы, необходимые для работы систем навигации на Земле, и вспомнили об опытах, которые проводились на гравитометрических спутниках в середине 70 годов прошлого века.

В соответствии с общей теорией относительности Эйнштейна, время течет неоднородно в присутствии гравитационных полей. Чем сильнее поле, тем медленнее будет идти время, благодаря чему в окрестностях горизонта событий черных дыр его ход почти остановится. Существование этого феномена было экспериментально подтверждено несколько раз в последние 50 лет при помощи зонда НАСА Gravity Probe A и ряда других спутников.

ЕКА планирует повторить и значительно расширить подобные опыты, наблюдая на протяжении года за тем, как будет меняться ход атомных часов на борту "Милены" и "Дорезы" по мере их удаления и сближения с Землей.

Эти замеры, как утверждают ученые из ЕКА, позволят проверить теорию относительности с небывалой точностью – "Милена" и "Дореза" смогут зафиксировать даже самые мельчайшие расхождения между теорией и действительностью, не превышающие 0,004%.

источник - http://ria.ru/science/20151113/1319753059.html

Физики проверят теорию относительности в Италии в ее 100-летний юбилей

25 ноября 2015 г.

Ученые из коллаборации Advanced Virgo заявили о скором начале нового эксперимента по поиску гравитационных волн, предсказанных теорией относительности Эйнштейна, которая сегодня празднует свой 100-летний юбилей, сообщает "Би-Би-Си".

Гравитационные волны, согласно теории относительности Эйнштейна, испускает любая материя, движущаяся с ускорением. Чем выше ускорение и масса объекта, тем более заметными они будут. Потенциальные источники этих волн, в том числе пары нейтронных звезд, белых карликов и черных дыр — расположены так далеко от Земли, что исходящие от них волны почти невозможно зафиксировать.

За последние годы ученые из самых разных стран мира – Италии, США, Германии, России и Китая – пытаются найти эти волны, используя различные детекторы-интерферометры – LIGO, VIRGO, GEO600.

Вполне возможно, что сделать это уже удалось – в начале октября этого года начали распространяться слухи, что детектору LIGO удалось найти подобный сигнал. Неделю назад в сеть "утекло" письмо членам коллабораций VIRGO и LIGO, говорящее об обнаружении гравитационных волн, исходящих от пары черных дыр в скоплении галактик в созвездии Волос Вероники.

VIRGO начал поиск гравитационных волн в 2007 году и за первый этап своей работы ему, как и его американскому "кузену" LIGO, не удалось обнаружить искажений в продолжительности движения лазерных лучей по многокилометровым каналам, которые могут возникать в результате прохождения гравитационных волн через Землю.

Недавно интерферометры VIRGO были обновлены, и их чувствительность к потенциальным нарушениям заметно увеличилась. Поэтому итальянские физики и их зарубежные коллеги, участвующие в коллаборации, надеются, что им удастся найти следы гравитационных волн в ближайшее десятилетие, или даже раньше.

источник - http://ria.ru/science/20151125/1328030203.html

12. Тёмная материя

Темную энергию ждет интереснейший эксперимент

9 Ноября 2015

Астрофизики много думают о темной энергии. И отчаянно нуждаются в большей информации о ней, прямо сейчас, имея всего два важных очага информации. Один показывает Вселенную в ее юности, в возрасте 380 000 лет, благодаря наблюдениям космического микроволнового фонового излучения. Также, направляя свои телескопы в небо и оглядываясь, они могут измерить нынешний темп расширения Вселенной.

У астрономов в Западном Техасе есть план на 42 миллиона долларов по использованию четвертого по величине оптического телескопа в мире, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. До сих пор 9-метровый телескоп Хобби — Эберли в обсерватории Макдональд весьма преуспел в наблюдении очень далеких объектов, но в узком поле зрения. Следующим шагом будет создание набора спектрографов и, используя 34 000 оптических волокон, подключение их к фокальной плоскости телескопа.

«Мы собираемся создать трехмерную карту Вселенной, — говорит Карл Гебхардт, профессор астрономии Техасского университета в Остине. — На этой гигантской карте у каждого изображения, которое мы получим, будет множество спектров. Ни один другой телескоп не сможет добыть информацию в таком виде».

С этой подробной информацией о местонахождении и возрасте объектов в небе, астрономы надеются получить представление о том, как темная энергия влияла на скорость расширения Вселенной 5-10 миллиардов лет назад.

источник - http://hi-news.ru/space/temnuyu-energiyu-zhdet-interesnejshij-eksperiment.html

Земля могла отрастить "бороду" из темной материи

24 ноября 2015 г.

Земля может быть окружена "бородой" из множества тончайших нитей темной материи, которые ядро нашей планеты могло захватить в тот момент, когда Солнечная система пролетала через один из комков этой загадочной субстанции, заявляет Лаборатория реактивного движения НАСА.

"Темная материя уже 30 лет уклоняется от всех попыток ее поймать. "Корни" нитей из темной материи могут быть очень удобным местом для ее поисков, учитывая ту плотность, которой они должны обладать по нашим расчетам", — заявил Гэри Презо из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене.

Как рассказывает Презо, нити и потоки темной материи пронизывают всю нашу Галактику и движутся вместе с ней по пустоте Вселенной. Текущие космологические теории показывают, что эти нити были равномерно распределены по Млечному Пути во время его формирования.

Астрофизик из Лаборатории реактивного движения задумался, что произойдет, если Земля пролетит сквозь подобную нить темной материи. В целом, как подчеркивает ученый, ничего плохого не случится – темная материя почти не взаимодействует с ее "видимым" кузеном и светом, и земляне не заметят этого знаменательного события.

Как показывают расчеты Презо, это событие на самом деле не пройдет незаметным для самой планеты – у нее появится своеобразная "борода" из множества сплетенных тонких нитей темной материи, чье основание будет находиться примерно на расстоянии в миллион километров от поверхности Земли.

Другим потенциально идеальным местом для поиска этой загадочной субстанции выступит Юпитер, чье ядро будет еще сильнее "сжимать" и переплетать потоки темной материи, чем недра Земли. "Борода" Юпитера, по словам Презо, будет примерно в триллион раз плотнее, чем темная материя Галактики в среднем.

источник - http://ria.ru/science/20151124/1327410602.html