ЗА МАРТ 2016 ГОДА

1.    Запуск ExoMars

Утвержден состав аппаратуры для посадочной платформы ExoMars-2018

3 марта 2016 г.

Окончательный список научных аппаратов, которые будут установлены на посадочной платформе второй совместной российско-европейской миссии по поиску жизни на Марсе "ExoMars-2018", утвержден в количестве 13 приборов. Большинство инструментов создаются в России в кооперации с зарубежными организациями, два эксперимента представляют вклад Европейского космического агентства.

источник - http://ria.ru/science/20160303/1383781528.html

Первая "марсианская" миссия ЕС и РФ стартовала с Байконура

14 марта 2016 г.

Ракета-носитель "Протон-М" с первой в истории сотрудничества Евросоюза и России станцией для поиска жизни на Марсе ЕxoМars-2016 стартовала с Байконура.

Основная задача миссии 2016 года — поиск следов наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить присутствие жизни на Марсе в настоящем или прошлом. На этом этапе также предстоит проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2018 год.

ExoMars-2016 и ExoMars-2018 представляют собой совместный проект Европейского космического агентства (ЕSA) и госкорпорации "Роскосмос". В ходе первой миссии орбитальный модуль Trace Gas Orbiter (TGO) изучит малые газовые примеси атмосферы и распределение водяного льда в грунте Марса. Для этого TGO будет использовать в том числе российское научное оборудование, разработанное в Институте космических исследований (ИКИ) РАН. Ожидается, что демонстрационный десантный модуль Schiaparelli отработает вход в атмосферу и осуществит посадку на поверхность Красной планеты.

Второй этап миссии намечено реализовать во время следующего запуска в 2018 году, когда на Марс планируется доставить полноценный спускаемый модуль и марсоход. Благодаря реализации второго этапа миссии ExoMars у Европы и России может впервые появится возможность пробурить почву Марса на два метра в глубину и взять пробы грунта.

источник - http://ria.ru/space/20160314/1389614471.html

2.    Стратегия развития и реформирование отрасли

Басманный суд продлил домашний арест экс-главе РКК «Энергия» В.Лопоте до 20 мая

11 марта 2016 г

Басманный районный суд удовлетворил ходатайство следствия о продлении домашнего ареста экс-главе ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия»» Виталию Лопоте, обвиняемому в злоупотреблении полномочиями, до 20 мая. В.А.Лопота находится под домашним арестом с мая 2015 г.

Правительство одобрило федеральную космическую программу до 2025 года

17 марта 2016 г.

Правительство РФ на заседании в четверг одобрило новую Федеральную космическую программу до 2025 года.

"Действительно, программа масштабная, но нам нужны и такие программы даже в условиях, когда с экономикой не все просто. Принимаем решение", — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам рассмотрения на заседании кабмина Федеральной космической программы.

По словам вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, над программой была проведена большая работа, в том числе в условиях необходимости сокращения финансирования.

источник - http://ria.ru/space/20160317/1391528386.html

Заседание Наблюдательного совета Роскосмоса

25 марта 2016 года состоялось очередное заседание Наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина.

Наблюдательный совет утвердил изменения в организационной структуре Госкорпорации и кандидатуры трех новых членов Правления Госкорпорации, которыми стали:

Заместитель генерального директора по безопасности - Демин Сергей Анатольевич;

Исполнительный директор по персоналу и социальной политике - Вучкович Алла Александровна;

Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам - Крикалев Сергей Константинович.

источник - http://www.roscosmos.ru/22068/

"Роскосмосу" в 2016 году нужно до 30 млрд рублей не из бюджета на оздоровление отрасли

30 марта 2016 г

Об этом заявил глава госкорпорации Игорь Комаров. Он напомнил, что в прошлом году объем средств на Центр им. Хруничева составлял около 43 млрд рублей. "У нас осталась потребность по финансированию в 15 млрд рублей по Центру им. Хруничева", - уточнил глава госкорпорации.

"В этом году масштаб проблем ЦЭНКИ (Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры, входит в "Роскосмос" - прим. ТАСС) мы оцениваем не более чем в 7 млрд рублей", - сказал Комаров, отметив, что в госкорпорации уже знают, где их взять. В прошлом году на оздоровление ЦЭНКИ требовалось 12-15 млрд рублей, подчеркнул он.

Источник: центр подготовки космонавтов подчинят первому заместителю гендира "Роскосмоса"

30 марта 2016 г

Центр подготовки космонавтов (ЦПК) в новой структуре "Роскосмоса" будет подчинен непосредственно первому заместителю гендиректора госкорпорации Александру Иванову в обход исполнительного директора по пилотируемым программам Сергея Крикалева. Начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков будет подчиняться непосредственно первому заместителю генерального директора госкорпорации Александру Иванову. Такое решение может быть связано с натянутыми отношениями между Лончаковым и Крикалевым.

3.    Ядерный ракетный двигатель

Роскосмос реализует проект ЯЭДУ точно в срок

02 марта 2016

Разработка и постройка инновации ЯЭДУ (аббревиатура новой установки) должна быть завершена ранее 2025 года, поскольку в этом году, по программе Роскосмоса, будут реализованы летные испытания демоверсии космического аппарата.

По сообщению, официальных представителей Агентства, все этапы реализации проекта ЯЭДУ выполняются точно в срок, что дает Роскосмосу большие надежды на успешную реализацию программы, как на отдельных этапах, так и в целом.

Росатом поможет долететь до Марса за 1,5 месяца

2 марта 2016 г.

Ядерная энергодвигательная установка, создаваемая в РФ совместно Росатомом и Роскосмосом, позволит долететь до Марса за небывало короткий срок — около полутора месяцев, сообщил генеральный директор Росатома Сергей Кириенко.

Технические решения, заложенные в концепцию транспортно-энергетического модуля, позволят решать широкий спектр космических задач, включая программы исследования Луны и исследовательские миссии к дальним планетам, создание на них автоматических баз. Ранее сообщалось, что Росатом в 2018 году представит опытный образец ядерного реактора для этой энергодвигательной установки.

источник - http://ria.ru/atomtec/20160302/1382953983.html

Росатом изготовил опытную партию "космического" ядерного топлива

21 марта 2016 г.

Приемка опытной партии тепловыделяющих элементов (твэлов) для создаваемой в России ядерной энергодвигательной установки успешно прошла на предприятии топливной компании Росатома ТВЭЛ "Машиностроительный завод" (МСЗ, Электросталь).

Новый участок для изготовления "космических" твэлов в МСЗ был создан в кратчайшие сроки. На все работы – от приказа до принятия его в эксплуатацию – потребовалось около полутора лет.

источник - http://ria.ru/atomtec/20160321/1394103668.html

4.    Космодром Восточный

Первый пуск с Восточного даст старт новым околоземным исследованиям

15 марта 2016 г.

Спутник "Аист-2Д", который доставят на орбиту первым пуском с Восточного, позволит начать комплексные исследования окружающей среды в околоземном пространстве и ее влияния на материалы космических аппаратов, сообщила во вторник пресс-служба Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ).

Ученые Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) весной этого года приступят к комплексным исследованиям окружающей среды в околоземном пространстве и ее влиянию на конструкционные материалы космических аппаратов.

источник - http://ria.ru/science/20160315/1390315489.html

Заместитель главы ЦЭНКИ Андрей Охлопков о строительстве стратегического объекта

21 марта 2016 г специалисты вывезли ракету-носитель "Союз-2" на стартовый стол космодрома Восточный. О том, какую работу специалистам осталось проделать на объектах и почему пуск не состоялся в 2015 году, "Ъ" рассказал замдиректора Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Андрей Охлопков, курирующий строительство Восточного.

— На каком этапе находятся испытания космодрома?

— Сейчас идут автономные испытания стартового комплекса: из 53 систем нам осталось проверить только четыре — в общем, отставаний от графика нет.

— Технологически космодром будет напоминать сооружения в Гвиане или на Байконуре?

— Нет, такого космодрома нет больше нигде. Чистые стены, витражи в корпусах, везде можно встать в полный рост. А решение состыковать заправку и монтажно-испытательный комплекс? Да в Плесецке около 40 км по улице надо проехать, чтобы заправить ракету! Все говорят, что в Гвиане строительство обошлось в 1,4 раза дешевле. Но там весь космодром — это настил и две бочки. Все, больше ничего нет. В Гвиане постоянно тепло, а у нас перепады температуры одни чего стоят! Восточный строится в сейсмически опасном районе — и здесь это тоже надо учитывать. Например, в 2013 году в результате катаклизма в Амурской области подмыло старт, но все конструкции устояли, и стартовый стол не потерял горизонт. Народ должен понимать, что мы здесь делаем. А то открываешь новости, а там про Восточный: украли, посадили, украли, посадили. Будь я обывателем, первая мысль была бы такой: все разворовали. Мы сделали лучший космодром в мире, а это не может и не должно стоить дешево.

Подробнее: источник - http://www.kommersant.ru/doc/2944636

Испытания стартового комплекса на "Восточном" прошли успешно

25 марта 2016 г. на космодроме "Восточный" штатно закончились комплексные испытания стартового комплекса.

Ракета-носитель "Союз-2.1а" снята со стартовой системы и возвращена в монтажно-испытательный корпус для проведения дальнейших работ, в том числе – для сборки космической головной части с космическими аппаратами "Ломоносов", "Аист-2Д" и "Контакт-наноспутник", отмечается в сообщении.

источник - http://ria.ru/space/20160325/1397084110.html

Со Спецстроя снят статус генподрядчика по строительству космодрома Восточный

25 марта 2016 г

Спецстрой России потерял статус единственного исполнителя работ на космодроме Восточный. Подрядчик второго этапа строительства будет определен на конкурсе. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Строители приступили к благоустройству космодрома Восточный

31 марта 2016 г.

Строители приступили к благоустройству территории космодрома Восточный, строящегося в Амурской области, это — завершающий этап работ.

Благоустройство предполагает обновление дорожного полотна (при необходимости), обустройство тротуаров, озеленение.

источник - http://ria.ru/space/20160331/1400236531.html

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Коммерческие пуски "Ангары-1.2" начнутся в 2018 году

10 марта 2016 г

Американская компания International Launch Services (ILS), занимающаяся маркетингом российских ракет на международном рынке, рассчитывает, что коммерческие пуски легкой модификации нового носителя "Ангара-1.2" начнутся уже через два года. "Мы надеемся, что коммерческие пуски "Ангары-1.2", которая стартует с космодрома Плесецк в Архангельской области, начнутся в 2018 году, – сказал президент ILS Кёрк Пайшер Пайшер.

В России к 2025 году будет эксплуатироваться шесть видов ракет-носителей

17 марта 2016 г

Количество эксплуатируемых видов ракет-носителей в России к 2025 году сократится с 12 до шести, заявил в четверг глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Он также отметил, что одним из основных трендов развития средств ведения до 2025 года станет сокращение состава номенклатуры ракет-носителей с восьми до двух типов на базе ракет "Союз" и "Ангара".

Ракеты-носители будут называть в честь российских рек

30 марта 2016 г.

Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Все ракеты-носители, начиная с "Ангары", будут носить названия великих рек Сибири и Дальнего Востока. "Феникс" — это опытно-конструкторская работа. У самой ракеты будет "речное" название. А вот разгонные блоки, начиная с "Волги", будут названы в честь рек европейской части России", — написал Рогозин.

По информации Роскосмоса, новая ракета-носитель среднего класса "Феникс" должна быть создана до 2025 года. Как ранее отмечал Дмитрий Рогозин, она может стать первой ступенью для разрабатываемой сверхтяжелой ракеты, проект которой планируют представить в этом году.

источник - http://ria.ru/space/20160330/1399938503.html

6.    Новые технологии

На российские ракеты установят видеокамеры

18 марта 2016 г

Изображение с них будет транслироваться в интернете в реальном времени

Как рассказал директор по коммуникациям «Роскосмоса» Игорь Буренков, онлайн-видео будет использоваться как один из инструментов для продвижения космической деятельности.

Камеры на ракетах появились относительно давно — легендарная лунная американская ракета Saturn V уже была укомплектована камерой, которая снимала происходящее на пленку а потом приводнялась на парашюте. Тогда эти кадры снимали не для развлечения, а для информации конструкторов.

источник - http://izvestia.ru/news/606712

"Космическая связь" подключит абонентов к спутниковому интернету в мае

24 марта 2016 г.

ФГУП "Космическая связь" планирует начать подключать абонентов России к широкополосному спутниковому интернету в Ка-диапазоне в мае, сообщил представитель предприятия Евгений Буйдинов.

По его словам, в зону покрытия Ка-диапазона попадает большая часть европейской территории страны и все южные границы до Дальнего Востока. На этой территории проживают 90% населения России. Работы проводятся в рамках федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2018 годы".

источник - http://ria.ru/science/20160324/1395912015.html

РКС представили нового микроробота для ремонта в космосе

31 марта 2016 г.

Уникальный микросистемный космический робот-инспектор, который в будущем поможет космонавтам ремонтировать космические аппараты, был впервые представлен "Российскими космическими системами" (РКС) на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед-2016".

Это миниатюрное устройство может быть использовано при создании систем, которые в будущем помогут космонавтам инспектировать и ремонтировать оборудование в труднодоступных областях космических аппаратов или орбитальных станций.

источник - http://ria.ru/space/20160331/1400532790.html

На МКС доставят первый в мире спутник, распечатанный на принтере

31 марта 2016

После отделения от "Союза-2.1а" грузовое космическое судно "Прогресс МС-02" направилось на МКС. На борту нового "Прогресса" находится порядка 2,5 тонн груза для доставки на МКС, среди которого продукты для космонавтов, запасы воздуха, топлива, а также новое оборудование для станции. Особый интерес представляет спутник "Томск ТПУ-120", который является первым в мире спутником, большая часть деталей которого распечатана на 3D принтере. Даже блок аккумуляторных батарей аппарата выполнен методом 3D печати. Он будет запущен космонавтами в космос с борта МКС при выходе в открытый космос.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8374

7.    Новости МКС

Астронавт Тим Копра принял временное командование экипажем МКС

01 марта 2016 г

Командир 46 экипажа МКС астронавт НАСА Скотт Келли передал командование своему коллеге Тиму Копра, который возглавит работу на орбите до прибытия следующего экипажа. Скотт Келли в среду вернется на Землю вместе с российским космонавтом Михаилом Корниенко на российском корабле "Союз ТМА-18М".

После возвращения на Землю Келли и Корниенко, на борту станции под командованием Копры останутся российский космонавт Юрий Маленченко и британский астронавт Тимоти Пика. Следующая экспедиция на МКС отправится 19 марта. В ее составе на орбиту отправятся российские космонавты Алексей Овчинин и Олег Скрипочка, а также американский астронавт Джеффри Уильямс, которому предстоит стать командиром 47 экипажа.

Экипаж корабля «Союз ТМА-18М» вернулся на Землю

02 марта 2016 г

Члены экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-18М» благополучно вернулись на Землю. Спускаемый аппарат с космонавтами Роскосмоса Михаилом Корниенко, Сергеем Волковым и астронавтом НАСА Скоттом Келли совершил посадку в казахстанской степи 2 марта 2016 года в 7 час. 29 мин. мск. Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно. Продолжительность пребывания в космической «командировке» экипажа годовой экспедиции составила 340 суток.  Скотт Келли станет первым астронавтом НАСА, совершившим столь длительную космическую экспедицию.

источник - http://www.roscosmos.ru/21991/

Первые данные о влиянии космоса на одного из близнецов будут через год

4 марта 2016 г.

НАСА будет продолжать сбор данных о физическом состоянии братьев-близнецов астронавтов Скотта и Марка Келли на протяжении еще по меньшей мере 9 месяцев, первые результаты исследования о влиянии длительного пребывания в космосе на организм человека появятся через год, сообщил представитель НАСА Джон Чарльз.

Братья-близнецы Келли являются участниками эксперимента по изучению влияния длительного пребывания в космосе на организм человека. На земле специалисты НАСА ведут наблюдение за Марком Келли, чтобы на примере анализа генетически идентичных организмов братьев изучить влияние космической среды на организм человека. Скотт Келли 2 марта вернулся на Землю после почти годового пребывания на МКС.

источник - http://ria.ru/world/20160304/1384802623.html

Автоматика отменила запуск ракеты "Союз 2.1б" с Байконура

13 марта 2016 г.

Автоматика дала отбой во время запуска ракеты-носителя "Cоюз 2.1б" с космодрома Байконур вечером 12 марта, пуск ракеты предварительно перенесен на воскресенье.

Ракета-носитель "Союз 2.1б" должна была вечером 12 марта вывести на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П" №3, однако автоматическая система запуска дала отбой на осуществление старта.

источник - http://ria.ru/science/20160313/1388950555.html

NASA в интересах науки намерено устроить пожар в космосе

16 марта 2016 г

NASA планирует устроить пожар на борту американского грузового космического корабля Cygnus, отправляющегося 22 марта к МКС. Ученые планируют провести ряд экспериментов, цель которых - уточнить особенности горения разных материалов в условиях невесомости.

Подобные исследования важны не только с научной точки зрения. Их конечная цель - создание эффективных средств пожаротушения в космических аппаратах.

"Союз" с новым экипажем МКС запущен с Байконура

19 марта 2016 г.

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-20М", на борту которого находится новый экипаж МКС. На борту космического аппарата имеется логотип — стилизованное изображение первого космонавта Земли Юрия Гагарина в шлемофоне. На борту "Союза" также красуется его знаменитая фраза: "Поехали!" и цифры "1961-2016" в честь 55-летия полета.

Новый экипаж, летящий к МКС, изначально должен был лететь на орбиту на корабле новой серии "Союз МС-01", однако по независящим от космонавтов причинам они отправились на станцию на последнем в истории корабле типа "Союз ТМА-20М". На орбиту корабль должен доставить Алексея Овчинина, Олега Скрипочку (Роскосмос) и астронавта НАСА Джеффри Уилльямса. Планируемая продолжительность их экспедиции составит 173 суток.

источник - http://ria.ru/space/20160319/1392544541.html

К МКС пристыковался грузовой корабль Cygnus

26 марта 2016 г.

Экипаж МКС осуществил захват грузового корабля Cygnus, который доставляет на станцию более 3,5 тонн груза, трансляцию стыковки ведет НАСА.

Cygnus доставил на орбиту с Земли провиант и предметы первой необходимости, 3D принтер, скафандр для будущих выходов в открытый космос, а также цилиндры с воздухом для дозаправки системы воздухоснабжения станции, а также материалы для научных экспериментов.

источник - http://ria.ru/space/20160326/1397496725.html

НАСА планирует запустить грибы в космос для поиска лекарств

29 марта 2016 г.

Ученые из НАСА и университета Южной Калифорнии планируют отправить целую коллекцию грибов на борт МКС, где космические нагрузки, как надеются медики, заставит их синтезировать новые виды антибиотиков и других лекарственных молекул. Высокий уровень фонового излучения и жизнь в условиях почти полного отсутствия гравитации может заставить Aspergillus nidulans производить те молекулы, которые этот грибок не способен создать в более благоприятных условиях на Земле.

источник - http://ria.ru/science/20160329/1399150917.html

Грузовой космический корабль "Прогресс М-29М" отстыковался от МКС

30 марта 2016 г.

"Прогресс М-29М" находился в составе орбитальной станции с 2 октября 2015 года. После выполнения основной задачи по доставке грузов, необходимых для функционирования МКС и поддержания жизнедеятельности экипажей, двигатели корабля использовались для проведения пяти коррекций орбиты станции.

Во время автономного полета "Прогресса М-29М" запланирован космический эксперимент "Изгиб". Его целью является исследование движения грузового корабля в различных режимах закрутки при поддержании гравитационной и солнечной ориентации для определения параметров микрогравитационной обстановки на борту корабля.

источник - http://ria.ru/space/20160330/1400007865.html

Второй космический грузовик серии "Прогресс МС" стартовал с Байконура

31 марта 2016 г.

Второй модернизированный транспортный корабль новой серии "Прогресс МС" запущен на ракете-носителе "Союз-2.1а".

Транспортный корабль новой модификации "Прогресс МС" создан РКК "Энергия" в результате глубокой модернизации серии "Прогресс М". Большинство технических решений, заложенных в конструкцию "Прогресса МС", будут впоследствии использованы при создании пилотируемого транспортного корабля нового поколения.

источник - http://ria.ru/science/20160331/1400638091.html

8.    Исчерпание ресурса МКС

Средняя высота полета МКС увеличена на полтора километра

5 марта 2016 г.

Двигатели грузового корабля "Прогресс М-29М" отработали около 8 минут, в результате чего средняя высота орбиты полета станции увеличилась на 1,5 километра и достигла 405,2 километра.

источник - http://ria.ru/science/20160305/1385024002.html

9.    Спутниковая группировка

Медведев: орбитальная группировка спутников связи к 2025 году должна составить 73 аппарата

17 марта 2016 г

Необходимо развивать орбитальную группировку спутников связи и телевещания, к 2025 году она должна составить 73 аппарата. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил на заседании правительства.

Сейчас их чуть меньше 50.

"Роскосмос" намерен сдать спутник "Луч 5А" в аренду телевещателям

23 марта 2016 г.

Госкорпорация "Роскосмос" намерена сдать в аренду свой спутник "Луч 5А" телевещателям — ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). Спутник "Луч 5А" будет сдан на один год — в течение этого времени многофункциональная космическая система ретрансляции (МКСР) "Луч" будет задействована эпизодически, то есть в моменты пусков ракет. Сообщается, что через год система "Луч" будет использоваться для организации круглосуточной широкополосной связи с российским сегментом МКС, и тогда договор с РТРС будет прекращен.

источник - http://ria.ru/space/20160323/1395067454.html

Спутник "Глонасс-К" снова заработал на орбите

28 марта 2016 г

Навигационный спутник нового поколения "Глонасс-К" снова заработал в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС после проведения на космическом аппарате работ по техническому обслуживанию, сообщил в понедельник информационно-аналитический центр на базе головного института Роскосмоса ЦНИИмаш. Спутник "Глонасс-К" №702 впервые был выведен на техническое обслуживание 24 марта.

В России создают новый тяжелый телекоммуникационный спутник

28 марта 2016 г.

Новый российский телекоммуникационный спутник тяжелого класса "Благовест" разрабатывается ИСС им. Решетнева. Ранее о разработке этого новейшего космического аппарата ничего не сообщалось.

"Благовесту" предстоит работать на геостационарной орбите не менее 15 лет. Спутник предназначен для высокоскоростной передачи данных. Кроме того, космический аппарат обеспечит потребителей телефонной и видеоконференцсвязью, а также предоставит доступ к широкополосному интернету.

Новый спутник создается на базе платформы "Экспресс-2000". Спутник впервые оснастят антеннами с контурной диаграммой направленности, волноводами Ка- и Q-диапазонов частот.

источник - http://ria.ru/space/20160328/1398662060.html

10. Космические телескопы и ДЗЗ

Спутник "Ресурс-П" №3 гражданской системы ДЗЗ выведен на орбиту

13 марта 2016 г.

Ракета-носитель "Союз-2.1б" успешно вывела на орбиту спутник "Ресурс-П" №3, который станет частью первой в России гражданской системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Третий космический аппарат серии "Ресурс-П" совместно с ранее запущенными спутниками "Ресурс-П" №1 и №2 формирует первую в России гражданскую систему дистанционного зондирования Земли, которая заработает после завершения испытаний на орбите "Ресурса-П" №3.

источник - http://ria.ru/science/20160313/1389280300.html

На спутнике "Ресурс-П" не полностью раскрылась солнечная батарея

14 марта 2016 г.

Одна из двух солнечных батарей запущенного 13 марта российского спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П" №3 не смогла полностью раскрыться. В ЦУП сформирована рабочая группа для разрешения нештатной ситуации. Если солнечную батарею раскрыть не удастся, спутник, вероятно, сможет какое-то время работать по назначению, но срок его активного существования окажется намного ниже заявленных пяти лет.

«Ресурс-П» на 80% сделан из зарубежных комплектующих, за счет чего удалось сделать вполне современный космический аппарат ДЗЗ, говорит Иван Моисеев, научный руководитель института космической политики.

Сейчас российская орбитальная группировка ДЗЗ насчитывает восемь космических аппаратов: «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» № 1 и № 2, «Канопус-В», «Электро-Л» № 1, № 2 и «Метеор-М» №1 и № 2.

источник - http://izvestia.ru/news/606489

11. Коммерциализация и международное сотрудничество

В США подписаны контракты на создание ракетного двигателя на замену российскому РД-180

01 марта 2016 г

Пентагон заключил контракты с американскими компаниями Aerojet Rocketdyne и United Launch Services на разработку ракетного двигателя, который должен прийти в США на замену российскому РД-180.

США в связи с обострением отношений с Россией из-за Украины еще в 2014 году решили отказаться от использования РД-180. Конгресс США выделил на это средства и принял закон, в соответствии с которым новый американский двигатель должен быть разработан к 2019 году. До этого времени консорциум United Launch Alliance, созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, продолжит эксплуатировать «Атлас-5» с российским двигателем производства предприятия «Энергомаш».

РКК "Энергия" и РКС подписали план о сотрудничестве с Airbus DS

1 марта 2016 года

РКК "Энергия", АО "РКС" и Airbus DS доподписали план по расширению сотрудничества в сфере создания современных коммерческих спутников, а также в области изготовления и поставок надежного космического оборудования в интересах российских гражданских космических программ. Данное соглашение предусматривает локализацию производства оборудования для коммерческих космических аппаратов, внедрение в России европейских технологий качества при производстве современной космической техники и дальнейшее развитие созданных ранее совместных предприятий (СП).

источник - http://ria.ru/space/20160303/1383538045.html

Доля коммерческих космических заказов РФ и США почти сравнялась

4 марта 2016 г.

Доля коммерческих заказов на оказание космических услуг в России и США практически одинакова, причем в России в настоящее время она даже больше, заявил директор исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Дмитрий Пайсон. В США 8% заказов может считаться коммерческими, а в России 10-12%. В то время как вв Европе коммерческий сегмент составляет порядка 48%.

В абсолютных же показателях объем коммерческих заказов США и в Европе примерно одинаков (3,3 и 3,5 миллиарда долларов) и примерно в 4,4 раза превышает российский.

источник - http://ria.ru/space/20160304/1384390632.html

США купят у РФ еще восемь ракетных двигателей РД-181

9 марта 2016 г.

Корпорация Orbital Sciences Corporation приняла решение о реализации опциона на закупку восьми жидкостных ракетных двигателей РД-181 у НПО "Энергомаш. Опцион реализован в рамках заключенного в 2014 году контракта на поставку РД-181 для использования в первых ступенях ракет-носителей Antares.

источник - http://ria.ru/space/20160309/1387191288.html

Роскосмос готов предложить Марокко варианты запуска его спутника

16 марта 2016 г.

Марокканцы в принципиальном плане проявляют заинтересованность в сотрудничестве в области высоких технологий. Десятого декабря 2001 года с космодрома "Байконур" был запущен первый марокканский спутник. Роскосмос выражает готовность предложить марокканской стороне в случае возобновления ее работы по проекту создания национального спутника дистанционного зондирования земли варианты его запуска.

источник - http://ria.ru/science/20160316/1390804491.html

Первая ступень Atlas V рано отделилась из-за сбоя в топливной системе

31 марта 2016 г.

Преждевременное отделение первой ступени ракеты Atlas V вызвала нештатная работа топливной системы ракеты, сообщила официальный представитель компании United Launch Alliance (ULA) Лин Шассань.

Ранее сообщалось, что в ходе состоявшегося 23 марта запуска корабля Cygnus к МКС первая ступень ракеты Atlas V, оснащенная российским двигателем РД-180, отделилась на 6 секунд раньше, чем планировалось. Вторая ступень Centaur горела приблизительно на 60 секунд дольше, в результате чего аппарат Cygnus был успешно доставлен на орбиту.

источник - http://ria.ru/space/20160331/1400710670.html

12. Кризис, санкции, импортозамещение

Солнечные батареи для спутников ГЛОНАСС будут полностью российскими

9 марта 2016 г.

Солнечные батареи для новых спутников ИСС им. Решетнева, в том числе для спутников "Глонасс-К1" и "Глонасс-К2", будут изготавливаться только из отечественных комплектующих.

Полный цикл производства арсенид-галлиевых фотопреобразователей освоило предприятие кооперации "ИСС" — ПАО "Сатурн".

источник - http://ria.ru/science/20160309/1387290567.html

Inmarsat для запуска спутника выбрала "Протон-М" вместо Falcon Heavy

9 марта 2016 г.

Британская компания Inmarsat планирует в 2017 году вывести на орбиту спутник связи с помощью российской ракеты-носителя "Протон-М", сообщил провайдер пусковых услуг российских ракет-носителей "Ангара" и "Протон" компания International Launch Services (ILS).

По данным портала spacenews.com, Inmarsat отказалась от вывода на орбиту спутника связи Europasat/Hellas-sat 3 с помощью американской ракеты-носителя Falcon Heavy, разработанной компанией Элона Маска Space X, из-за неоднократного переноса даты первого запуска тяжелой версии ракеты Falcon и связанных с этим опасений о неспособности Space X подготовить ракету к необходимому сроку.

источник - http://ria.ru/space/20160309/1387236133.html

13. Планы по Луне

Летный образец российской лунной станции "Луна-Глоб" создадут к 2017 году

24 марта 2016 г

Об этом сообщил генеральный конструктор по направлению лунной программы НПО им. Лавочкина Владимир Долгополов. Он напомнил, что станцию планируется запустить в период с ноября 2018 года по январь 2019 года. В настоящее время на предприятии создано несколько макетов аппарата, в том числе конструкторский макет, полностью повторяющий летный экземпляр.

Сроки высадки на Луну могут изменить в случае сокращения бюджета космической программы РФ

29 марта 2016 г

Сроки высадки российских космонавтов на Луну могут быть скорректированы, если бюджет Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы вновь будет сокращен. Об этом сообщил президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

Ранее глава "Роскосмоса" Игорь Комаров сообщал, что госкорпорация сохраняет планы к 2030 году провести высадку человека на Луне.

Предприятия «Роскосмоса» продолжат Лунную программу за свой счет

31 марта 2016

Такое решение принято для того, чтобы после утверждения нового этапа Федеральной космической программы (ФКП), в рамках которой запланирован пилотируемый полет на Луну, не начинать работы с нуля, а воспользоваться заделом. В этих целях, например, будут продолжены работы по созданию лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) и тяжелого кислородно-водородного межорбитального буксира (МОБ КВТК). Работы по этим проектам закладывались «Роскосмосом» в проект только что одобренной правительством ФКП на 2016–2025 годы, но в процессе урезания бюджетных расходов были вычеркнуты из итоговой версии программы.

источник - http://izvestia.ru/news/607985

14. Отношения с общественностью

Роскосмос намерен открыть для широкой публики музеи на закрытых предприятиях

09 марта 2016 г

Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на интервью Дмитрия Шишкина, директора департамента общественных связей ОРКК. По его словам, ведется работа по организации экскурсий в прежде закрытые музеи. Работа ведется по нескольким направлениям: упростить вход, обеспечив доступ в музеи прямо с улицы, и привлечь туроператоров, которые могли бы делать туристический продукт и возить по музеям людей.

Собственные музеи есть почти у всех предприятий космической отрасли, а в РКК "Энергия" их два. Там хранится капсула корабля "Восток", в которой спускался с орбиты Юрий Гагарин. Выставлены спускаемые аппараты Валентины Терешковой, Алексея Леонова, модули орбитальной станции "Мир", корабль Apollo, спутники и другое космическое оборудование. В музее НПО имени С.А.Лавочкина можно увидеть автоматические межпланетные станции, доставившие грунт с Луны, летный экземпляр лунохода и крылатую ракету "Буря". Экспозиция любого крупного космического предприятия по количеству реальных экземпляров космической техники превзойдет коллекцию столичного Мемориального музея космонавтики на ВДНХ.

Сейчас эти артефакты фактически недоступны человеку "с улицы" из-за строгого пропускного режима.

1.    Марсианские орбитальные аппараты

Зонд MAVEN получил первые фотографии Фобоса в ультрафиолете

1 марта 2016 г.

Орбитальный зонд MAVEN, изучающий верхние слои атмосферы Марса с сентября 2014 года, получил первые фотографии Фобоса, одной из лун красной планеты, полученные в ультрафиолетовом диапазоне.

В ноябре и декабре прошлого года MAVEN ненадолго отвлекся от изучения атмосферы Марса, и совершил небольшое путешествие к Фобосу, облетев этот спутник красной планеты на расстоянии всего в 500 километров от его поверхности.

Сегодня Фобос интересует ученых, помимо связанной с ним загадочной "аварийности" всех отправляемых на него зондов, тем, что эта луна Марса будет уничтожена примерно через 20 миллионов лет притяжением Марса и приливными силами.

Для уточнения прогнозов по времени разрушения Фобоса и его превращения в газопылевое кольцо ученым необходимо знать, из чего он состоит и как он устроен, и MAVEN собрал множество ранее неизвестных данных о недрах обреченной луны.

Ключевым пунктом в этих данных стали изображения и спектральные данные о структуре Фобоса, полученные в среднем и дальнем ультрафиолетовом диапазоне камерами зонда. Эти фотографии помогли ученым посчитать число кратеров на поверхности Фобоса и оценить ее состав.

источник - http://ria.ru/science/20160301/1382450805.html

Марсианский орбитальный аппарат MRO отмечает десятилетие пребывания на орбите Красной Планеты

11 марта 2016

Марсианский орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) 10 марта 2006 этот аппарат занял круговую околомарсианскую орбиту, на которой он находится и в нынешнее время.

MRO произвел и передал на Землю порядка 216 тысяч высококачественных снимков.

Кроме этого, коммуникационное оборудование аппарата MRO позволяет ему выступать в роли промежуточной станции связи, обеспечивающей коммуникации между Землей и двумя марсоходами, Opportunity и Curiosity, которые действуют в настоящее время на поверхности планеты.

Общее количество информации, которое было передано на Землю аппаратом MRO, составляет 264 терабита, и это больше, чем количество информации, переданной на данный момент времени любой другой космической миссией.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7912-marsianskiy-orbitalnyy-apparat-mro-otmechaet-desyatiletie-prebyvaniya-na-orbite-krasnoy-planety.html

2.    Исследования Венеры

Космический зонд "Акацуки" скоро начнет съемку видео атмосферы Венеры

31 марта 2016 г.

Японский зонд "Акацуки", успешно выведенный в декабре на орбиту Венеры, уже с апреля сможет делать первые в мире видеозаписи атмосферных явлений на всей этой планете. Пока есть только фотографии, но с началом с апреля полномасштабных наблюдений можно будет получать первые в мире видеоизображения атмосферы всей Венеры и перемещения ее облаков.

Топлива у зонда хватит, чтобы функционировать пять лет. Он движется по эллипсоидной траектории вокруг Венеры, приближаясь к ней на расстояние около 500 километров.

источник - http://ria.ru/space/20160331/1400471747.html

3.    Исследования Сатурна

"Кассини" заснял Тефию и Янус

06 марта 2016

Несмотря на то, что Тефия и Янус оба являются лунами газового гиганта Сатурна и состоят практически из одного материала, на самом деле они являются весьма разными мирами. С геологической точки зрения оба этих мира можно назвать мертвыми. Тефия намного больше Януса. Ее диаметр составляет 1062 километра, в то время как диаметр Януса всего 179 километров. В прошлом оба мира были достаточно геологически активными, о чем свидетельствуют многочисленные ударные кратеры на их поверхности.

4.    Космические телескопы и ДЗЗ

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» получает вторичное зеркало

08 марта 2016

В конструкции этого космического телескопа предполагается использование сразу нескольких зеркал для направления света, принимаемого телескопом. Вторичное зеркало является второй по счету поверхностью телескопа, от которой отражается свет.

Вторичное зеркало зафиксировано относительно первичного зеркала телескопа при помощи трех стоек из композитного материала с толщиной стенок около одного миллиметра.

В отличие от сегментов основного зеркала телескопа, выполненных в форме шестиугольников, вторичное зеркало является идеально круглым. Кроме того, оно является выпуклым. Качество выполнения вторичного зеркала настолько высокое, что при рабочих температурах зеркала, составляющих всего лишь несколько Кельвинов, смещение его поверхности произойдет лишь на несколько миллионных долей миллиметра.

Материалом для вторичного зеркала был выбран бериллий; поверхность бериллиевого зеркала покрыта тонким слоем золота.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8275

Китай планирует запуск собственного космического телескопа, превосходящего Hubble

20 марта 2016

Жанг Юлин, депутат Национального Народного Конгресса и бывший руководитель аэрокосмической компании CASC, сообщил, что новый китайский космический телескоп будет иметь зеркало, диаметром более двух метров. Область обзора нового телескопа будет в 300 раз больше области обзора телескопа Hubble при сопоставимом значении разрешающей способности. Это означает, что новый космический телескоп сможет запечатлеть 40 процентов площади ночного неба за десять лет.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7935-kitay-planiruet-zapusk-sobstvennogo-kosmicheskogo-teleskopa-prevoshodyaschego-po-mnogim-parametram-teleskop-hubble.html

Япония «потеряла» свой новый космический телескоп

29 марта 2016 г

Япония потеряла связь со своим новейшим космическим телескопом. Космический аппарат, переносивший инструмент NASA, создавался для изучения вселенной высоких энергий в рентгеновских и гамма-лучах и наблюдения таких объектов, как сверхмассивные черные дыры и галактические скопления. Наблюдения радара показали, что орбита Хитоми, который был запущен 17 февраля, резко изменилась, после чего космический аппарат потерял контакт с Землей.

«Потеря связи + изменение орбиты + радар обнаружил 5 обломков — это намного хуже, чем просто потеря коммуникации», написал в своем твиттер-аккаунте Макдауэлл, работающий в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики.

источник - http://hi-news.ru/space/yaponiya-poteryala-svoj-novyj-kosmicheskij-teleskop-za-273-milliona-dollarov.html

Южная Корея выведет к 2022 году на орбиту 5 спутников-шпионов для наблюдения за КНДР

31 марта 2016 г

Республика Корея объявила о планах возобновить приостановленную ранее военную программу по выводу на орбиту к 2022 году пяти спутников-шпионов.

Так называемый "проект 425" был заморожен более чем на год из-за нехватки финансирования – вместо 64,3 млрд вон (55,9 млн $), которые просило военное ведомство, Министерство финансов согласовало лишь 10 млрд, а Национальная ассамблея утвердила всего 2 млрд. "Несмотря на задержку, проект будет завершен в запланированные сроки", – отметили в Минобороны.

Четыре из пяти спутников будут оснащены всепогодными радарами с синтезированием апертуры (РСА), а пятый – оптико-электронной системой с разрешением 0.3-0.5 м и камерой для наблюдения в инфракрасном диапазоне.

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

SpaceX не удалось посадить ступень Falcon 9 на плавучую платформу

5 марта 2016 г.

Первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 совершила "жесткую посадку" на плавучую платформу после запуска спутника SES–9, сообщила компания SpaceX.

Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) в 02:35 мск лишь с пятой попытки: запуск дважды отменяли из-за погоды и столько же по техническим причинам. Ракета успешно вывела на орбиту коммуникационный спутник SES–9. Миссия по доставке на орбиту спутника идет по графику.

источник - http://ria.ru/science/20160305/1384956471.html

Blue Origin планирует суборбитальный полет в 2017 году и пуски на орбиту в 2019 году

09 марта 2016 г

Об этом объявил 8 марта глава компании Джефф Безос. Он отказался точно назвать объем личных средств, которые он готов израсходовать на Blue Origin с персоналом около 600 человек. Предприниматель рассчитывает, что туристические суборбитальные полеты будут рентабельными и принесут достаточно выручки. Однако действительно серьезные доходы Безос рассчитывает получать за счет конструирования и продажи ракетных двигателей.

НАСА производит огневые испытания двигателя для новой сверхтяжелой ракеты

13 марта 2016

Ракетный двигатель, при помощи которого в свое время были успешно произведены пять стартов космических шаттлов, в рамках подготовки к первому пилотируемому полету новой сверхтяжелой ракеты НАСА.

Космическое агентство произвело успешное зажигание ракетного двигателя RS-25 на целых 500 секунд. Это восьмиминутное зажигание ознаменовало первое огневое испытание двигателя, предназначенного для установки на новую ракету НАСА Space Launch System (SLS).

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8295

6.    Новые технологии

Робот построил взлетно-посадочную полосу для космических миссий

20 марта 2016

На Гавайях робот по имени Helani сконструировал прототип взлетно-посадочной полосы, которая может быть построена и на поверхности отдаленных космических объектов.

В ходе эксперимента по реализации этого проекта, робот собрал вместе и аккуратно выложил 100 блоков, сделанных из местного материала, получив в результате нечто вроде небольшого взлетно-посадочного полотна. Создатели робота-укладчика надеются, что в будущем таких, но более компактных роботов можно будет использовать для межпланетных миссий, к примеру для постройки посадочных полос на Луне или Марсе.

Уникальность и преимущество данного проекта заключается в том, что робот сможет строить площадки из материалов, которые находятся в обилии на той или иной планете или астероиде. Одним из самых распространенных материалов, который можно найти как на Земле, так и на других планетах и спутниках нашей Солнечной Системы, является базальт. Именно его ученые планируют использовать для строительства взлетно-посадочных площадок и других сооружений в космосе.

"Невозможный" двигатель EmDrive становится на один шаг ближе к реальности

27 марта 2016

EmDrive напрямую преобразует в кинетическую энергию электрическую энергию, вырабатываемую солнечными батареями, к примеру. Тяга создается этим двигателем при помощи потоков микроволнового излучения, которые направлены внутрь замкнутой камеры. Но некоторые из скептично настроенных ученых утверждают, что сообщения о работоспособности такого двигателя являются обманом, ведь принципы его работы идут вразрез с основными законами физики, в частности, с законом сохранения импульса движения.

Работы по созданию и исследованиям двигателя EmDrive ведутся в стенах лаборатории "Eagleworks", экспериментальной лаборатории в Космическом центре НАСА имени Джонсона, которая была создана для исследования альтернативных технологий получения тяги. В ноябре прошлого года представители лаборатории Eagleworks объявили о кардинальном обновлении конструкции создаваемого ими двигателя EmDrive. Все изменения были направлены на то, чтобы добиться устранения возникновения некоторых необъяснимых явлений, которые были обнаружены во время проведения предыдущих испытаний.

Но испытания обновленного двигателя, закончившиеся в марте этого года, выявили, что эти необъяснимые явления никуда не делись, дополнительная тяга как получалась ранее, так получается и в настоящее время. Тем не менее, все указывает на то, что "невозможный" двигатель EmDrive все же действительно работает и окончательную точку в этом вопросе может поставить только экспертная проверка, выполненная несколькими ведущими специалистами с мировым именем.

источник - http://www.dailytechinfo.org

7.    Планы по Луне

ЕКА планирует построить на Луне международное поселение

5 марта 2016 г

Во время симпозиума, который был назван «Луна 2020-2030 — новая эра координированного освоения людей и роботов», новый генеральный директор ЕКА Ян Вернер рассказал о своем видении дальнейшей работы агентства.

Цель этого симпозиума — на котором собрались более 200 ученых и экспертов, чтобы обсудить планы на миссии следующего десятилетия — заключалась в определении общих целей освоения Луны и наброски методов кооперативного достижения этих целей.

В прошлом  Вернер выражал заинтересованность в базе на Луне, которая будет выступать своего рода преемником МКС. Он делает предположения касательно того, как международное сообщество будет жить и проводить исследования в этой среде, которую можно было бы построить с помощью роботов-рабочих, технологий 3D-печати и местного использования ресурсов.

План предусматривает серию пилотируемых миссий к Луне, начиная с 2020-х, в рамках которых рабочие роботы будут прокладывать путь для людей, которые прилетят позже. Этими роботами будут управлять через системы телеприсутствия и они будут печатать стенки жилищ из лунного реголита со смесью оксида магния и связующей соли.

источник - http://hi-news.ru/space/eka-planiruet-postroit-na-lune-mezhdunarodnoe-poselenie.html

НАСА сдвигает запуск миссии по доставке к лунной орбите фрагмента астероида

07 марта 2016

НАСА решило отложить запуск роботизированной части миссии Asteroid Redirect Mission (ARM) на один год, до второй половины 2021 г., чтобы дать больше времени на анализ концепции миссии и ключевых технологий, которые будут использованы при её создании.

Миссия ARM предполагает возвращение на орбиту к Луне валуна с поверхности астероида Главного астероидного пояса с последующей отправкой к доставленному на орбиту камню пилотируемой миссии для его подробного изучения.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8271

В НАСА прикидывают бюджет для постоянного базирования на Луне

18 марта 2016

Астробиолог Крис Маккей, а также и другие эксперты из НАСА, полагают, что на Луне вполне реально сравнительно быстро и недорого построить небольшую постоянную базу, что послужит отправной точкой в деле освоения Луны. По словам Маккея, этот проект может обойтись всего в $10 миллиардов, то есть в сумму, не превышающую изготовление современного авианосца. Сроки, в которые, по расчетам исследователя, можно осуществить строительство базы, также вполне обозримы. Маккей прогнозирует окончание строительства на конец 2022 года.

По замыслу Маккея для снижения затрат на строительство лунной базы необходимо внедрять в процесс вполне земные технологии, такие как туалеты, перерабатывающие отходы самостоятельно, и автомобили-беспилотники. Технологии 3D-печати помогут изготовлять некоторые мелкие детали для замены или ремонта прямо на базе.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8322

8.    Планы по Марсу

НАСА планирует запустить на Марс аппарат InSight 5 мая 2018 года

9 марта 2016 г.

Исследовательский аппарат InSight, предназначенный для изучения геологии Марса, отправится 5 мая 2018 года. Ранее стало известно, что намеченный на 2016 год старт миссии InSight будет отложен или вовсе отменен. Причиной стала техническое несовершенство одного из инструментов космического зонда.

Расчетное время посадки на Марс – 26 ноября 2018 года.

источник - http://ria.ru/space/20160309/1387458204.html

Первые овощи выращены в условиях, имитирующих марсианскую и лунную почвы

11 марта 2016

Исследователи из Вагенингенского университета и научно-исследовательского центра в Нидерландах во вторник объявили, что они успешно выращивают десять сельскохозяйственных культур в почве, где смоделированы условия, с которыми астронавты могут столкнуться на Луне и на Марсе.

Ученым удалось собрать помидоры, горох, рожь, редьку и кресс-салат, что стало большим успехом в сравнении с результатами первого эксперимента, проведенного в 2015 году, когда взошли лишь несколько отдельных растений.

Ученые НАСА назвали предположительные места посадки марсохода-2020

21 марта 2016 г.

Выбор места посадки идет в несколько этапов – сначала ученые НАСА составили большой список из 27 возможных зон спуска на поверхность Марса, а затем провели ряд совещаний между инженерами и научной командой Марса-2020, в ходе которых число зон сократилось до восьми.

Половина из выбранных восьми точек – кратеры Джезеро, Эберсвальд, Холден и впадина Мелас – представляют собой русла пересохших марсианских рек, а остальные четыре – холмы Колумбии, долина Маврт, ямы Нили и плато Большой Сырт – сложены из древнейших пород Марса, которые могут таить в себе следы примитивной жизни. Все они расположены относительно близко к марсианскому экватору, так как посадка марсохода в высоких широтах пока трудноосуществима с технической точки зрения.

источник - http://ria.ru/science/20160321/1393887669.html

9.    Китай

Собственные спутники обеспечивают Китаю 80 проц необходимых спутниковых данных

11 марта 2016 г

Об заявил глава Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности КНР и Китайского космического агентства Сюй Дачжэ на церемонии запуска новой базы спутниковых данных, разработанной в ходе создания Китаем собственного спутникового комплекса -- альтернативы американскому GPS.

Новая база данных основана на проекте "Тяньянь" /"Небесные глаза"/, который предполагает запуск в космос семи спутников дистанционного зондирования Земли /ДЗЗ/ высокого разрешения.

Китай завершил орбитальные испытания первого спутника по изучению темной материи

19 марта 2016 г

Первый китайский спутник по зондированию частиц темной материи "Укун" после завершения трехмесячных орбитальных испытаний передан эксплуатирующей организации.

За 92 дня на орбите, спутнику удалось прозондировать 460 млн частиц с высокой энергией, завершить сканирование двух третей доступного свода неба.

Предполагаемый срок эксплуатации спутника -- три года. На протяжении первых двух лет аппарат займется сканированием космического пространства, а затем продолжит вести направленное наблюдение за зоной, где скорее всего скоплена темная материя.

Первый орбитальный модуль Китая "Тяньгун-1" прекратил функционировать

21 марта 2016 г.

Он провел на орбите в общей сложности 1630 дней. Проектный срок службы модуля был превышен на два с половиной года. В настоящий момент он по-прежнему остается на заданной орбите. Ожидается, что "Тяньгун-1" в ближайшие несколько месяцев в результате снижения войдет в плотные слои атмосферы и сгорит.

источник - http://ria.ru/space/20160321/1394065949.html

1.    Луна

Ось вращения Луны сдвигалась в прошлом

23 марта 2016 г.

Залежи водяного льда на полюсах Луны, открытые зондом LRO, помогли ученым выяснить, что ось вращения спутницы нашей планеты сдвигалась в далеком прошлом в результате неравномерного охлаждения ее недр.

Ключевую роль в совершении этого открытия сыграл российский нейтронный детектор LEND, подсказавший ученым НАСА и их отечественным коллегам те точки на южном полюсе, где возможная доля воды и льда была максимальной. Их  сравнение раскрыло довольно странный феномен – оказалось, что залежи льда были сосредоточены не на полюсах, а по сторонам от них, на примерно одинаковом расстоянии, но в противоположных точках относительно самих полюсов. Подобная картина сразу напомнила ученым то, как расположены магнитные и географические полюса на Земле, и они начали искать причину подобной аномалии в рельефе и в структуре пород.

Самое простое и очевидное объяснение подобной конфигурации залежей льда – ось вращения Луны сместилась в сторону после формирования планеты и появления льда на ее полюсах, которые затем "переехали" в сторону юга и севера. Причиной подобного сдвига оси вращения и полюсов могли быть геологические процессы, происходившие в недрах Луны в первый миллиард лет ее существования.

источник - http://ria.ru/science/20160323/1395644890.html

2.    Марс

Ученые: вулканы "повернули" ось Марса 3,5 миллиарда лет назад

3 марта 2016 г.

Сегодня Марс наклонен по отношению к своей орбите на 25 градусов, что примерно соответствует Земле. В отличие от нашей планеты, чья ось вращения считается стабильной, ученые считают, что угол наклона оси Марса достаточно часто менялся в прошлом под действием его спутников, Фобоса и Деймоса.

Подобные "повороты" оси,  как сегодня считают планетологи, могут объяснять то, почему на поверхности красной планеты есть относительно свежие следы потоков воды, которые не могут существовать в текущих условиях.

Франсуа Костар из университета Парижа-Сакле в Орсе и его коллеги  обратили внимание на то, что в Нойскую эпоху, 3-3,5 миллиарда лет назад, эти реки должны были течь крайне странным образом – они как будто игнорировали существование Фарсиды и текли не снизу вверх, а сверху вниз. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что Фарсида и ее вулканы могли сформироваться уже после того, как реки Марса высохли.

Появление столь крупной геологической структуры, чья масса всего в 70 раз меньше, чем у Луны, должно было кардинальным образом перестроить топографию Марса и вызвать масштабные изменения в его облике, полностью скрыв от нас то, как выглядела красная планета в прошлом. Подобный "терраморфинг" привел к драматическим последствиям – оказывается, что ось Марса должна была сместиться на 20-25 градусов после появления Фарсиды, в результате чего бывший экватор и тропики красной планеты были смещены в южное полушарие, а ее полюса "переехали" в умеренные регионы.

источник - http://ria.ru/science/20160303/1383595816.html

Сближение кометы с Марсом привело к дезориентации магнитного поля планеты

11 марта 2016

Спустя всего лишь несколько недель после встречи кометы C/2013 A1 (Сайдинг Спринг) с Марсом в октябре 2014 г., космический аппарат MAVEN вошел на орбиту Марса. Как оказалось, комета Сайдинг Спринг погрузила магнитное поле Марса в самый настоящий хаос.

Марс, в отличие от Земли, не имеет мощного магнитного поля, генерируемого внутри планеты. Слабое магнитное поле Красной планеты формируется в результате движения заряженных частиц, иными словами, электрического тока, в верхних слоях атмосферы, где частицы находятся в форме ионов и взаимодействуют с заряженными частицами солнечного ветра.

Комета Сайдинг Спринг также окружена магнитным полем. Это поле образуется в результате взаимодействия солнечного ветра с плазмой, генерируемой в коме, газовой оболочке, окружающей ядро кометы.

При прохождении кометы Сайдинг Спринг мимо Марса магнитные поля двух небесных тел смешались, при этом более мощное магнитное поле кометы практически полностью подавило магнитное поле Марса.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8287

Разработана подробная карта гравитационных полей Марса

22 марта 2016

Компьютерное моделирование поверхности Марса происходило на основе данных, собранных NASA в ходе 16-летней истории наблюдений и двух последующих лет анализа.

Точность карты позволяет изучить гравитационное поле на участках в диаметре до 100 км и около 120 км длинной. Также на ней хорошо различима неоднородность гравитационного поля над различными участками планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8339

3.    Меркурий

Тайна загадочного темного цвета поверхности Меркурия получила объяснение

08 марта 2016

Ученые давно задавались вопросом, почему поверхность Меркурия настолько темная. Примерно год тому назад предложили гипотезу, согласно которой необычно темный цвет Меркурия объясняется присутствием углерода, который постепенно накапливается на поверхности этого небесного тела в результате бомбардировки его кометами, входящими во внутреннюю часть Солнечной системы. Теперь же ученые во главе с Патриком Пепловски из Лаборатории прикладной физики Университета им. Джона Хопкинса, США, используя данные, полученные при помощи миссии MESSENGER, подтвердили высокое содержание углерода на поверхности Меркурия. Однако дальнейший глубокий анализ этих данных показал, что источником углерода, находящегося на поверхности Меркурия, вероятнее всего, являются отнюдь не кометы. Согласно выдвинутому командой Пепловски предположению, этот углерод был доставлен к поверхности Меркурия не сверху, а снизу, из залегающего на больших глубинах графитового слоя, который в древности являлся поверхностью планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8274

4.    Юпитер

Юный странствующий Юпитер мог вычистить внутреннюю Солнечную систему

20 марта 2016 г

Юпитер может объяснить, почему у нас нет планет ближе к Солнцу, чем Меркурий, и почему внутренние планеты такие маленькие, утверждает новое исследование. Ядро Юпитера могло сформироваться близко к Солнцу, а затем пробиться через зону строительства твердых планет. По мере того, как младенец-Юпитер продвигался, он поглощал часть материала, а часть расталкивал. В результате внутренние планеты голодали — Меркурий, Венера, Земля и Марс не получали достаточно сырого материала и остались маленькими. Другие планеты ближе к Солнцу вообще не сформировались. Так считает планетолог Шон Реймонд и его коллеги из Королевского астрономического общества.

источник - http://hi-news.ru/space/yunyj-stranstvuyushhij-yupiter-mog-vychistit-vnutrennyuyu-solnechnuyu-sistemu.html

Астрономы выяснили, как на Юпитере загораются полярные сияния

23 марта 2016 г.

Наблюдения за Юпитером в рентгеновском диапазоне помогли выяснить, что мощнейшие полярные сияния над его полюсами рождаются в результате взаимодействия выбросов корональной материи Солнца, магнитного "щита" планеты и ионов серы и кислорода в ее атмосфере. Полярные сияния возникают, когда заряженные частицы солнечного ветра, испускаемые Солнцем, попадают в атмосферу планеты в районе магнитных полюсов частицы и вызывают ее свечение. Полярное сияние Юпитера, как показали наблюдения последних лет, не связано с солнечным ветром, и над раскрытием их загадки ученые гадают уже долгое время.

Уильям Данн из университетского колледжа Лондона и его коллеги предположили, что сияния на Юпитере могут быть связаны с более мощными проявлениями активности Солнца – корональными выбросами материи, гигантскими облаками плазмы, которые выбрасываются из недр светила во время вспышек на его поверхности.

источник - http://ria.ru/science/20160323/1395348812.html

Ученые объяснили красный цвет великого пятна Юпитера

28 марта 2016 г.

Проблема заключается в том, что ни один из известных нам химических компонентов пятна – аммиак, вода и сульфидгидрид аммония (соединение сероводорода и NH4) – не способны светиться или быть окрашенными в красный цвет ни при каких обстоятельствах. Это заставляло ученых десятки лет искать механизмы, которые бы объясняли текущую окраску пятна.

Как выяснили Марк Леффлер из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США) и его коллеги, "виновником" окраски Великого пятна в красный цвет были не вещества в атмосфере Юпитера, а космические лучи. По словам физиков, заряженные протоны и другие частицы, разогнанные до сверхвысоких скоростей, должны периодически проникать в верхние слои атмосферы над пятном и взаимодействовать там с различными молекулами, заставляя их распадаться и менять структуру.

Эксперименты, проведенные авторами статьи в лаборатории, показывают, что взаимодействие космических лучей и молекул сульфидгидрида аммония, бесцветного вещества в газообразном и твердом виде, приводит к формированию множества соединений серы. В частности, появляются различные ионы, которые окрашивают частички льда из NH4SH в зеленый и другие темные цвета, взаимодействие которых с "нормальной" окраской Юпитера и дает красный цвет пятна.

источник - http://ria.ru/science/20160328/1398628303.html

5.    Сатурн и его спутники

В морях Титана обнаружены волны

06 марта 2016

На собрании Американского геофизического союза, которое проходило на этой неделе в Сан-Франциско, был представлен доклад о том, что на снимках спутника Сатурна Титана, сделанных при помощи космического аппарата НАСА «Кассини», замечен свет, отраженный от поверхности холодного моря из углеводородов, известного как Море Лигеи. Дополнительные снимки продемонстрировали, что подобные явления наблюдаются также для двух других морей Титана. Предполагается, что этот феномен связан с наличием волн, первых волн, обнаруженных где-либо за пределами нашей планеты, что указывает на более высокую, чем считалось ранее, геофизическую активность Титана.

Согласно результатам математического моделирования и радарным снимкам, эти волны составляют всего лишь 1,5 сантиметра в высоту и двигаются со скоростью всего-навсего 0,7 метра в секунду.

источник - http://ria.ru/science/20160325/1397104976.html

Ученые раскрыли тайну рождения теплых гейзеров на Энцеладе

28 марта 2016 г.

Гейзеры из теплой воды и частичек песка, чье существование недавно было подтверждено на Энцеладе зондом "Кассини", возникают благодаря сжатию и растягиванию прямоугольных "лунок", через которые извергаются эти потоки воды, в результате действия силы притяжения Сатурна.

Как рассказывают Эдвин Кайт из университета Чикаго (США) и его коллега Аллан Рубин из Пристоновского университета (США), одной из пока нераскрытых загадок этих гейзеров остается то, как они возникают. К примеру, ученые до сих пор не понимают того, почему "тигровые полосы" не затягиваются льдом в ходе извержений гейзеров. Также нет ответа на вопрос, почему извержения происходят с задержкой в пять часов после того, как приливные силы, порождаемые Сатурном, достигают максимума во время удалений и сближений луны и планеты-гиганта. Кайт и Рубин нашли простое объяснение –необходимой силы извержений, их частоты и прочих необъяснимых свойств гейзеров Энцелада можно достичь, если данные "тигровые" полосы представляют собой набор параллельных щелей, похожих по форме на узкие прямоугольники (или параллелепипеды, если смотреть на них в трехмерной проекции).

источник - http://ria.ru/science/20160328/1398799506.html

6.    Плутон и его спутники

Ученые обнаружили облака на первых детальных снимках Плутона

6 марта 2016 г.

Ученые обнаружили облака на первых снимках карликовой планеты Плутон с близкого расстояния. Снимки Плутона указывают на удивительно сложную атмосферу, со многими слоями дымки над ледяными горами, однако исследователи говорят, что на снимках видны индивидуальные облака, что указывает на еще более богатое атмосферное многообразие.

источник - http://ria.ru/space/20160306/1385879196.html

Ученые раскрыли тайну рождения спутников Плутона

18 марта 2016 г.

До недавнего времени астрономы считали Харон единственным спутником Плутона. В 2005 году были открыты первые два малых спутника – Нюкта и Гидра. Две других луны, Цербер и Стикс, были найдены Шоуальтером в 2011 и 2012 годах. Изучение их свойств, истории их формирования и их облика было невозможным до того, как 14 июля 2015 года зонд New Horizons не пролетел через систему Плутона, получив первые снимки и данные по природе плутоновской "четверки" и Харона.

Хэл Уивер из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) и его коллеги представили первые результаты анализа этих данных. Как показали замеры, вся свита Плутона состоит по большей части из водяного льда, что можно заметить по тому, как сильно они отражают солнечный свет. Это достаточно необычный показатель для объектов из пояса Койпера, свидетельствующий о том, что вся четверка спутников не могла родиться как самостоятельные объекты вне системы Плутона.

Необычно высокая скорость их вращения вокруг собственной оси, как рассказывает Уивер, и вытянутая овальная форма раскрывают загадку их рождения – подобную скорость и форму, по словам ученого, спутники Плутона могли получить, если они были рождены во время столкновения прародителей Харона и Плутона.

В ходе этого космического катаклизма в космос было выброшено множество осколков льда и фрагментов других пород и веществ, большая часть которых осела на будущих Плутоне и Хароне, а небольшая часть осталась на орбите. Со временем они объединились в четыре современных спутника Плутона.

источник - http://ria.ru/science/20160318/1392306838.html

На Плутоне были реки и озера из жидкого азота

21 марта 2016

Космический аппарат «Новые горизонты» продолжает отправлять на Землю новую информацию об этой карликовой планете. Новые данные указывают на то, что на Плутоне когда-то могли течь реки и имелись озера из жидкого азота.

Ученые сообщают, что отмеченные при наблюдении плоские участки поверхности карликовой планеты могут являться остаточным признаком воздействия стоячей жидкости, в то время как сеть борозд могла образоваться под воздействием целых рек из жидкого азота, который выступал на поверхности Плутона при изменении климата. Об этом может свидетельствовать наличие замерзшего водорода, по-прежнему покрывающего некоторые участки коры карликовой планеты.

источник - http://hi-news.ru/research-development/uchenye-na-plutone-byli-reki-i-ozera-iz-zhidkogo-azota.html

7.    Транснептуновые объекты

Объекты пояса Койпера указывают путь к «девятой планете»

16 марта 2016 г.

20 января 2016 года ученые Константин Батыгин и Майкл Браун из Калифорнийского технологического института объявили, что нашли доказательство существования массивной планеты на краю Солнечной системы. Основываясь на математическом и компьютерном моделировании, они предсказали, что планета должны быть суперземлей, в два-четыре раза больше Земли и в 10 раз массивнее. Они также подсчитали, что учитывая расстояние до планеты и ее крайне вытянутую орбиту, планета проходит орбиту вокруг Солнца за 10 000–20 000 лет.

С тех пор многие ученые ответили собственными исследованиями о возможном существовании этой загадочной «девятой планеты», как ее временно окрестили. Одно из последних исследований было проведено в Аризонском университете. Изучив орбитальные периоды ряда объектов — Седны, 2010 GB174, 2004 VN112, 2012 VP113 и 2013 GP136 — они заключили, что гипотетическая планета с орбитальным периодом в 17 117 лет (с полуосью в 665 а. е.) обязательно должна иметь периодические отношения с этими объектами. Это подходит под параметры в 10 000–20 000 лет орбитального периода, о котором говорили Батыгин и Браун.

Их анализ также вносит предположения касательно того, какого рода резонанс имеет планета с обозначенными объектами. Орбитальный период Седны должен быть в резонансе с планетой в 3:2, 2010 GB174 — 5:2, 2994 VN112 — 3:1, 2004 VP113 — 4:1, 2013  GP136 — 9:1. Такой резонанс просто не смог бы образоваться в отсутствие крупной планеты.

источник - http://hi-news.ru/space/obekty-poyasa-kojpera-ukazyvayut-put-k-devyatoj-planete.html

8.    Астероиды

Загадочные белые пятна на Церере меняются

16 марта 2016 г.

Наземные наблюдения за таинственными белыми пятнами в кратере Оккатор на Церере раскрыли еще более удивительный феномен – оказалось, что их яркость меняется с наступлением дня и ночи, что говорит об активных испарительных процессах внутри них.

Паоло Моаро из обсерватории Триеста и его коллеги наблюдали за Церерой, используя спектрограф HARPS, установленный на 3,6-метровый телескоп в обсерватории Ла-Силла в Чили. Анализируя данные, собранные HARPS, ученые обнаружили, что спектр пятен сдвигался в стороны не только под действием того, что Церера вращается вокруг своей оси, но и благодаря каким-то иным факторам. Подобная аномалия означает, что белые пятна в Оккаторе меняют свою отражающую способность сами по себе.

Проанализировав то, как менялась яркость пятен, ученые заметили, что эти структуры становились более светлыми во время "дня" на поверхности Цереры, когда ее освещает Солнце, и темнее во время "ночи". Подобное поведение пятен, как считают Моаро и его коллеги, говорит о том, что они сложены из какой-то формы льда, необязательно водяного, который испаряется при освещении лучами Солнца и замерзает во время ночи.

источник - http://ria.ru/science/20160316/1390903858.html

Церера дразнит ученых своими секретами

29 марта 2016 г

Еще до того, как Цереру посетил Dawn, ученые считали, что карликовая планета была океаническим миром во времена юной Солнечной системы, когда та была горячее. Но сейчас, в отличие от других океанических миров Солнечной системы, вроде Европы с ее внутренним приливным теплом, у Цереры нет постоянного источника тепла. Так что со временем мир замерзал, сначала снаружи, потом внутри.

В некотором смысле у Dawn была детективная задача выяснить, что произошло, какие условия могли быть в те времена и может ли Церера поддерживать жизнь под своей поверхностью. Отложения соли на поверхности обеспечивают одну важную подсказку. Они вполне могут быть остатками замерзшего океана — соль осталась от соленых потоков, когда океан вымерз.

Но некоторые особенности современной Цереры, включая самое яркое пятно в кратере Оккатор, показывают, что мир остается геологически активным. Кратеру где-то 80 миллионов лет, говорит Рэймонд, но яркий материал в его сердце никуда не девается. Не так-то просто удержать нечто настолько яркое на безвоздушной планетарной поверхности в течение длительного времени.

источник - http://hi-news.ru/space/cerera-draznit-uchenyx-svoimi-sekretami.html

9.    Кометы

Комета Чурюмова-Герасименко оказалась ровесницей Солнца

10 марта 2016 г.

Новые данные с зонда "Розетта" помогли ученым вычислить возраст кометы Чурюмова-Герасименко и выяснить, что она является ровесницей Солнечной системы и родилась примерно 4,6 миллиарда лет назад.

Главной задачей зонда "Розетта", запущенного к комете Чурюмова-Герасименко в 2004 году, был поиск следов "первичной материи" Солнечной системы, а также оценка возраста кометы и раскрытие перипетий того, как формировалось ее ядро и "зародыши" всех существующих сегодня планет.

Ученых интересовало соотношение изотопов и молекул различных химических веществ – аргона, азота и угарного газа. Их пропорция является своеобразным "паспортом" небесного тела, который содержит в себе информацию о его возрасте и месте рождения.

Это связано с тем, что зерна льда, накапливавшиеся в протопланетной туманности, где родилось Солнце, жили совершенно разной жизнью в близких и далеких от светила уголках в первые эпохи жизни Солнечной системы. К примеру, аморфные частицы льда, попадавшие в "теплую" часть протопланетного диска в пределах орбиты Плутона, были растоплены излучением молодого светила и затем заново заморожены, что заметно поменяло их состав.

источник - http://ria.ru/science/20160310/1387806467.html

Кометы могли принести на Землю все ее запасы благородных газов

21 марта 2016 г.

Изучив спектр хвоста кометы Чурюмова-Герасименко, состоящего из растопленных Солнцем компонентов ее поверхности, Бернар Марти из университета Лотарингии и его коллеги обнаружили, что он содержит в себе неожиданно много аргона – в несколько раз больше, чем встречается в толще пород астероидов и образцах лунных пород, доставленных на Землю "Аполлонами".

Как объясняет Марти, такое количество аргона говорит о том, что все земные запасы благородных газов могли быть доставлены на нашу планету кометами, которые падали на ее поверхность примерно 4,2-3,8 миллиарда лет назад, во время эпохи так называемой "поздней тяжелой бомбардировки".

Кроме того, точная доля аргона в кометной материи помогла ученым впервые оценить то, как много аминокислот они принесли на Землю. По расчетам, эта масса составляет примерно 600 миллионов тонн, что сопоставимо с общей массой всех живых существ на Земле. Густой суп из этих аминокислот, считают ученые, помог зародиться жизни в первичном океане нашей планеты.

источник - http://ria.ru/science/20160321/1394050139.html

10. Солнце

Ученые реконструируют эволюцию Солнца, проводя параллели с молодой звездой

17 марта 2016

Каппа Кита, расположенная на расстоянии 30 световых лет от Земли в созвездии Кита, удивительно близко напоминает наше Солнце, однако эта звезда намного моложе нашего светила. В новой работе команда астрономов во главе с Хосе Диасом До Насименто из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США, рассчитывает, что возраст этой звезды составляет всего лишь от 400 до 600 миллионов лет, что согласуется с оценкой возраста, сделанной на основании периода вращения этой звезды. Период завершения формирования этой звезды примерно соответствует той эпохе, когда жизнь впервые появилась на Земле. Следовательно, изучение Каппы Кита может помочь нам глубже понять историю ранней Солнечной системы.

Каппа Кита демонстрирует признаки «сверхвспышек» – гигантских извержений, в результате которых высвобождается в 10-100 миллионов раз больше энергии, по сравнению с крупнейшими вспышками, когда-либо наблюдаемыми на Солнце. Изучая Каппу Кита, исследователи хотят понять, насколько часто она рождает сверхвспышки, и на основании этих данных оценить, насколько частыми были такие свервспышки на нашем Солнце в то время, когда оно было сравнительно молодой звездой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8310

11. Звёздная и галактическая астрономия

Ученые нашли повторный всплеск загадочного "радиосигнала инопланетян"

1 марта 2016 г.

Загадочные радио-вспышки, источник которых был недавно найден в далекой галактике, стали еще таинственнее – астрономы зафиксировали повтор одного из этих "сигналов инопланетян", что ставит под сомнение теорию об их "одноразовом" характере.

Впервые о существовании таинственных вспышек радиоизлучения (fast radio-burst, FRB) астрономы заговорили в 2007 году, когда они были случайно открыты во время наблюдений за радиопульсарами при помощи телескопа Паркс (Австралия).

В последующие годы ученым удалось найти следы еще девяти подобных всплесков, сравнение которых показало, что они могут носить искусственное происхождение и даже потенциально быть сигналами внеземных цивилизаций из-за необъяснимой периодичности в их структуре.

Буквально неделю назад ученые выяснили, что источником одной из таких FRB-вспышек была эллиптическая галактика, расположенная в 6 миллиардах световых лет от Млечного Пути, что заставило их заключить, что подобные всплески рождаются в ходе слияния нейтронных звезд или других компактных объектов, превращающихся в черную дыру.

Сейчас ученые пытаются заручиться поддержкой других радиоастрономов и радиообсерваторий, которые они планируют объединить в единую виртуальную "тарелку" для поисков галактики, где возникают вспышки FRB 121102. Ее открытие, как заключают авторы статьи, критически важно для определения того, какая из теорий о природе FRB-вспышек является верной.

источник - http://ria.ru/science/20160302/1383079485.html

Млечный Путь умирает и превращается в "зомби"

3 марта 2016 г.

Перепись населения среди пожилых звезд нашей Галактики показала, что она начала умирать примерно 9 миллиардов лет назад и сейчас находится в состоянии полуживого "зомби", процессы звездообразования в котором почти прекратились.

Изучив спектр и химический состав свыше 10 тысяч престарелых звезд, изученных в рамках проекта APOGEE, авторы статьи пришли к выводу, что в далеком прошлом Млечный Путь производил намного больше звезд, чем сегодня. Как показывают их расчеты, наша галактика умерла где-то в промежутке между 10 и 8,5 миллиардами лет назад, когда скорость звездообразования в ней упала более чем в 10 раз, в некоторый момент фактически упав до нуля, а затем загадочным образом восстановившись до низких и стабильно падающих значений.

источник - http://ria.ru/science/20160303/1383766614.html

Создана новая карта Млечного Пути, имеющая беспрецедентно высокий уровень детализации

6 марта 2016

Ученые Европейской Южной обсерватории (European Southern Observatory, ESO) завершили последние наблюдения в рамках обзора ATLASGAL (APEX Telescope Large Area Survey of the Galaxy). И для того, чтобы отметить это событие, в сети были опубликованы первые панорамные снимки, имеющие беспрецедентно высокий уровень детализации. Обзор ATLASGAL охватил всю плоскость нашей галактики с точки в южном полушарии нашей планеты и он впервые демонстрирует Млечный Путь в субмиллиметровом диапазоне волн.

Данные обзора были собраны телескопом Atacama Pathfinder EXperiment telescope (APEX), расположенном на высоте 5100 метров над уровнем моря на одном из плато пустыни Атакама в Чили. Возможности телескопа APEX позволили получить достаточно четкие изображения, на которых видно распределение плотных газовых и пылевых облаков, температура материи которых превышает всего на несколько градусов температуру абсолютного нуля и которые располагаются немного ниже и выше плоскости нашей галактики.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7898-sozdana-novaya-karta-mlechnogo-puti-imeyuschaya-besprecedentno-vysokiy-uroven-detalizacii.html

Космический телескоп Hubble обнаружил самую далекую и древнюю галактику на сегодняшний день

6 марта 2016

Астрономы, работающие с космическим телескопом Hubble Space Telescope, обнаружили на полученных при его помощи снимках достаточно яркую галактику, которая находится на удалении 13.4 миллиарда световых лет от Земли. И это делает галактику GN-z11 самой далекой и древней галактикой среди всех других галактик, известных людям на сегодняшний день. Галактика GN-z11 находится в направлении созвездия Большой Медведицы, и она сформировалась спустя всего 400 миллионов лет после момента Большого Взрыва.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7893-kosmicheskiy-teleskop-hubble-obnaruzhil-samuyu-dalekuyu-i-drevnyuyu-galaktiku-na-segodnyashniy-den.html

Ученые раскрыли секрет «продолговатых» галактик ранней Вселенной

08 марта 2016

Группа астрономов во главе с Масаказу А.Р. Кобаяши из Центра исследований эволюции космоса (Япония), подтверждает, что в ранней Вселенной формирование крупных галактик происходило в результате слияний небольших по размерам галактик, сопровождавшихся интенсивным звездообразованием. Для объяснения продолговатой формы галактик, наблюдаемых на снимках, сделанных при помощи инструмента ACS «Хаббла», ученые предположили, что каждая из этих эллипсоидных галактик на самом деле является двумя галактиками, сливающимися на этих снимках в один объект из-за недостаточно высокого пространственного разрешения камеры.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8276

Вспышки новых производят больше элементов средних масс, чем считалось ранее

10 марта 2016

Новые звезды представляют собой вспышки на ночном небе, появление которых связывают с двойной системой, куда входят белый карлик и нормальная звезда-компаньон. Перетекание массы со звезды-компаньона на белого карлика приводит к термоядерному взрыву и формированию мощной вспышки, известной как новая, в результате, которой, однако, не происходит уничтожения звезды, как в случае вспышки сверхновой.

В новой работе группа исследователей во главе с Бобом Герцем из Миннесотского университета при помощи обсерватории SOFIA, расположенной на борту самолета «Боинг 747», обнаружили высокие уровни таких элементов, как углерод, азот, кислород, неон, магний, алюминий и кремний в новой звезде V339 Дельфина, извержение которой произошло в 2013 г. в созвездии Дельфина. Наблюдения указывают на то, что новые в целом могут быть значительно более важным источником элементов средних атомных масс во Вселенной, чем считалось ранее.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8284

Ученые обнаружили звезды, превосходящие массу Солнца в 100 раз

17 марта 2016 г.

Астрономы обнаружили девять звезд-монстров, масса каждой из которых более чем в сто раз превышает массу Солнца. Открытие девяти огромных звезд в созвездии R136 было сделано на основании данных, полученных с помощью

Скопление звезд R136 расположено в туманности Тарантул, принадлежащей галактике Большое Магелланово Облако в 170 тысячах световых лет от Земли. Скопление R136 состоит из массивных, ярких и горячих молодых звезд.

Астрономы подсчитали, что девять суперзвезд не только массивнее Солнца, но вместе они в 30 миллионов раз ярче Солнца. Помимо звезд-гигантов, ученые обнаружили "десятки звезд, которые в 50 раз превышают массу Солнца".

Самой крупной звездой в скоплении R136 и, как считается, во всей вселенной остается голубой гипергигант звезда R136a1, масса которой в 250 раз превосходит массу Солнца.

источник - http://ria.ru/space/20160317/1391902671.html

Обнаружена переменная звезда с рекордно большим периодом изменения блеска

20 марта 2016

Астрономы из Московского государственного университета, создавшие глобальную сеть телескопов-роботов «Мастер», обнаружили, что яркая звезда TYC 2505-672-1 стала значительно тусклее. Из этих находок следует, что звезда TYC 2505-672-1 на самом деле представляет собой двойную систему, хотя природа звезды-компаньона до сих пор остается загадкой для ученых.

Три года назад эта команда российских астрономов обнаружила при помощи сети телескопов «Мастер», что гигантская звезда в созвездии Малый Лев, которой присвоен по каталогу номер TYC 2505-672-1 и которая ранее считалась погасшей, на самом деле лишь потускнела – её яркость уменьшилась примерно в 100 раз.

Рольф Янсен проанализировал данные из архива снимков обсерватории Гарвардского университета, США, публично доступные с июня 2014 г., и неожиданно обнаружил, что в 1942-1945 гг. звезда TYC 2505-672-1 испытывала такое же снижение яркости, что и в 2013-2014 гг. Таким образом, согласно расчетам ученого, эта звезда имеет беспрецедентно большой период изменения блеска, составляющий 25245 дней, или 69 лет.

Предыдущим «рекордсменом» по величине периода изменения блеска является переменная звезда Эпсилон Возничего с периодом между затмениями, составляющими 9890 дней, или чуть более 27 лет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8328

Ученые впервые запечатлели сверхновую на ранней стадии взрыва в видимом свете

22 марта 2016

Космический телескоп «Кеплер», запечатлел ослепительную вспышку ударной волны взрывающейся звезды – так называемую «ударную вспышку» ("shock breakout") сверхновой – впервые наблюдаемую в оптическом диапазоне.

В 2011 г. две массивные звезды, называемые красными сверхгигантами, взорвались, находясь в поле обзора телескопа «Кеплер». Первый из этих исполинов, KSN 2011a, по размерам превосходит наше Солнце примерно в 300 раз и находится на расстоянии 700 миллионов световых лет от Земли. Второй сверхгигант, KSN 2011d, имеет диаметр порядка 500 солнечных диаметров и находится на расстоянии 1,2 миллиарда световых лет от нас.

В новом исследовании ученые во главе с Питером Гарнавичем, профессором астрофизики из Университета Нотр-Дам, США, анализируя наблюдения этих сверхновых, проведенные при помощи «Кеплера», обнаружили признаки ударной волны, достигшей поверхности готовой взорваться звезды KSN 2011d. Обнаружение этого энергетического всплеска является большой удачей для астрономов, поскольку эта ударная вспышка длится в течение всего лишь 20 минут.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8336

Ученые впервые наблюдают звезду-компаньона сверхновой типа Ia

23 марта 2016

Команда астрономов под руководством Хоуи Мэрион из Техасского университета в Остине, США, обнаружила вспышку света, идущую от компаньона взрывающейся звезды. Эти наблюдения стали первым случаем в истории астрономии, когда исследователи стали свидетелями эффектов, оказываемых взрывающейся звездой на её космического соседа. Это исследование стало лучшим доказательством того, что сверхновые этого типа происходят в двойных системах, включающих белого карлика и его компаньона – нормальную звезду.

В новой работе исследователи наблюдали сверхновую 2012cg, расположенную на расстоянии 50 миллионов световых лет от нас в созвездии Девы при помощи телескопов Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США. Астрономы обнаружили голубоватое свечение звезды-компаньона белого карлика, обусловливаемое её нагревом мощным потоком энергии, выделяющимся при взрыве сверхновой. Именно такая картина была ранее предсказана теоретиками при условии реализации сценария с нормальной звездой-компаньоном, находящейся на ранних этапах жизненного цикла.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8340

Астрономы открывают два новых «горячих юпитера»

11 марта 2016

Команда чилийских астрономов недавно обнаружила два новых «горячих юпитера», используя данные, полученные при помощи космического аппарата НАСА «Кеплер», управление которым осуществляется в настоящее время в рамках новой миссии под названием K2.

Миссия K2 является продолжением основной миссии «охотника за планетами», космического телескопа НАСА «Кеплер». Начало этой миссии связано с повреждением в 2013 г. двух колес-гироскопов этого космического телескопа, отвечающих за его ориентацию в пространстве. В результате этого происшествия телескоп потерял возможность наблюдать иные космические цели, кроме целей, лежащих в его орбитальной плоскости, почти совпадающей с плоскостью эклиптики. Однако, несмотря на это, в рамках миссии K2 исследователи смогли обнаружить в течение первого года миссии 234 планеты-кандидата.

Массы планет EPIC210957318b и EPIC212110888b составили соответственно 0,65 и 1,63 массы Юпитера; температуры на поверхностях планет – 584-939 и 932-1430 градусов Цельсия, а расстояния от Земли до родительских звезд этих планет – 970 и 932 световых лет соответственно.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8288

Четыре новых гигантских планеты открыты на орбитах вокруг гигантских звезд

15 марта 2016

Астрономы использовали в своей работе два телескопа, расположенных в пустыне Атакама в Чили: 1,5-метровый телескоп Интерамериканской обсерватории Сьерро-Тололо и 2,2-метровый телескоп обсерватории Ла-Силья. Дополнительные наблюдения были проведены при помощи 3,9-метрового Англо-австралийского телескопа, Австралия.

HIP8541b является самой массивной из обнаруженных планет, её масса составляет 5.5 массы Юпитера. Орбитальный период этой планеты также максимальный среди планет этой четверки, и он составляет 1560 дней. Родительская звезда этой планеты чуть более массивная, чем Солнце, и её радиус составляет примерно восемь солнечных радиусов.

Массы остальных трех планет – HIP74890b, HIP84056b и HIP95124b – составляют соответственно 2,4; 2,6 и 2,9 массы Юпитера, а орбитальные периоды соответственно 819, 822 и 562 дня. Массы родительских звезд первых двух из этих трех планет, HIP74890 и HIP84056, почти равны и составляют по 1,7 массы Солнца, а радиусы – соответственно 5,77 и 5,03 радиуса Солнца. Масса звезды HIP95124 примерно в два раза больше массы Солнца, а радиус составляет 5,12 радиуса нашей звезды.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8304

Обнаружена планета с самой эксцентричной орбитой

18 марта 2016

Команда исследователей под руководством астронома из Университета штата Калифорния в Сан-Франциско  Стивена Кейна заметила внесолнечную планету, находящуюся на расстоянии порядка 117 световых лет от Земли, которая демонстрирует самую эксцентричную орбиту, известную науке на сегодняшний день.

Эксцентриситет орбиты планеты HD 20782 составляет 0,96. В самой дальней точки своей орбиты эта планета находится на расстоянии 2,5 а.е от родительской звезды, а в самой ближней точки орбиты оказывается равным всего лишь 0,06 а.е. Её масса примерно равна массе Юпитера, однако она движется по орбите, больше подходящей для кометы.

источник - http://www.astronews.ru/

Близ балджа Млечного пути открыта новая планета – газовый гигант

24 марта 2016

Гравитационная линза, открытая в августе 2014 г., получила обозначение OGLE-2014-BLG-1760 и стала 1760-м по счету событием микролинзирования, обнаруженным коллаборацией Optical Gravitational Lensing Experiment (OGLE).

Масса планеты составляет примерно 180 масс Земли, и планета движется вокруг родительской звезды по орбите радиусом 1,75 а.е. Родительская звезда планеты менее массивная, по сравнению с Солнцем; её масса составляет 0,51 массы нашего светила. Система с этой звездой, являющейся гравитационной линзой, находится на расстоянии 22000 световых лет от нас – это позволяет предположить, что эта система, с большой вероятностью, лежит в границах балджа Млечного пути.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8345

Ученые из РФ предлагают "разглаживать" свет для поисков кузенов Земли

29 марта 2016 г.

Российские ученые из МФТИ и Института космических исследований РАН нашли способ отделять излучение далеких звезд от свечения окружающих их планет при помощи особого коронографа.

Коронограф на языке науки закрывает диск светила, на который направлен телескоп, от нашего взора. Это позволяет нам, в теории, увидеть те планеты, которые вращаются вокруг него, и даже сфотографировать их. Два года назад НАСА объявило о возможности создания особого зонда-"подсолнуха" StarShade, который будет играть роль такого коронографа для орбитального телескопа TESS, запуск которого намечен на 2017 год.

Российские ученые выяснили, что подобную операцию можно осуществить, не прибегая к запуску дорогостоящих и сложнейших космических "подсолнухов" и систем адаптивной оптики для наземных телескопов, придумав способ усилить свет, исходящий от планет при помощи особого "несбалансированного интерферометра".

Данный прибор расщепляет луч света, идущий к нам от далеких светил, на две неравномерные части, одна из которых примерно в 10 раз ярче другой. Слабый луч проходит через специальный набор линз, который корректирует и очищает свет, а затем сливается с более мощным лучом.

Благодаря этому приему слабый луч как бы "разглаживает” свет сильного, что позволяет существенно уменьшить искажения в получаемой картинке.

источник - http://ria.ru/science/20160329/1399281413.html

Бездомных планет во Вселенной больше, чем обычных

31 марта 2016 г

В дополнение к звездам и всем телам, которые вокруг них вращаются, — должно быть великое множество планет, не привязанных к центральной звезде вообще: планет-изгоев.

Недавнее моделирование показало, что на каждую богатую планетами солнечной системы, вроде нашей собственной (с газовыми гигантами), будет выброшен как минимум один газовый гигант — в межзвездную среду, где будет обречен блуждать по галактике странствующей планетой-изгоем. При этом число твердых миров поменьше, выброшенных из системы, может достигать 5-10. Это, в принципе, и есть крупнейший источник планет-изгоев, и в нашей собственной галактике наверняка имеются сотни миллиардов таких.

источник - http://hi-news.ru/space/bezdomnyx-planet-vo-vselennoj-bolshe-chem-obychnyx.html

Планета-"алмаз" в созвездии Рака оказалась оплавленной с одной стороны

31 марта 2016 г.

Загадочная планета-"алмаз" 55 Cancri e стала еще экзотичнее – оказалось, что из-за гигантского перепада в температурах поверхности ее полушарие, обращенное к светилу, находится в расплавленном состоянии, а "темная сторона" является твердой, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Экзопланета 55 Cnc e — одна из пяти планет звезды 55 в созвездии Рака (55 Cnc или 55 Cancri), расположенной в 40 световых годах от Земли. Эта звезда чуть уступает Солнцу по массе и размерам. Прежние исследования спектра 55 Cnc показали, что углерода в ее составе в два раза больше, чем кислорода. А значит, это должно быть свойственно и ее планетам.

источник - http://ria.ru/science/20160331/1400495372.html

13. Развитие жизни

Жизнь могла появиться сразу после образования Земли

15 марта 2016 г.

Марк Харрисон из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и его коллеги нашли свидетельство, что жизнь, вероятно, существовала на Земле еще 4,1 миллиарда лет назад — на 300 миллионов лет раньше, чем думали до этого. Это говорит о том, что жизнь вполне могла начаться вскоре после формирования планеты 4,54 миллиарда лет назад.

Исследование показывает, что жизнь существовала до массивной бомбардировки внутренней Солнечной системы, которая оставила на Луне гигантские кратеры 3,9 миллиарда лет назад.

Ученые изучили более 10 000 образцов циркона, изначально сформированного из расплавленных пород, магмы, из Западной Австралии. Цирконы — прочные, тяжелые минералы, связанные с искусственным кубическим цирконием, который используют для имитации бриллиантов. Они улавливают и сохраняют свое непосредственное окружение и могут выступать в роли капсул времени. Углерод, содержащийся в цирконе, имел характерную сигнатуру — особое соотношение углерода-12 и углерода-13, — которая указывает на присутствие фотосинтетической жизни.

Ученые определили 656 цирконов, содержащих темные пятнышки, и качественно проанализировали 79 из них при помощи Раман-спектроскопии, методики, которая показывает молекулярную и химическую структуру древних микроорганизмов в трех измерениях.

источник - http://hi-news.ru/research-development/zhizn-mogla-poyavitsya-srazu-posle-obrazovaniya-zemli.html

Жизнь на Земле не могла зародиться без магнитного "щита"

17 марта 2016 г.

Наблюдения за звездой Каппа Кита, молодым двойником Солнца, позволили ученым понять, что жизнь на нашей планете не могла зародиться, если Земля изначально не обладала мощным магнитным полем, способным защитить ее от "супервспышек" и сверхсильного солнечного ветра.

Примитивная жизнь на древней Земле,  в принципе, как показывают расчеты авторов статьи, способна пережить подобную активность звезды, если планета обладала магнитным полем, чья сила составляла как минимум треть от сегодняшних значений. В противном случае атмосфера Земли была бы просто "сдута" солнечным ветром, и наша планета превратилась бы в некое подобие Марса.

Все это, как считают до Насцименто и его коллеги, говорит в пользу того, что 400-600 миллионов лет после своего формирования Земля уже обладала полноценным "магнитным щитом", защитившим жизнь на ее поверхности от уничтожения молодым Солнцем, что в целом подтверждает данные по изучению "намагниченности" цирконов в древнейших породах Землей.

источник - http://ria.ru/science/20160317/1391481366.html

На спутнике Сатурна могут присутствовать органические формы жизни

21 марта 2016

По данным американских ученых, впервые оценивших кислотность океанов, которые скрываются под покрытой льдом поверхностью Энцелада, все условия для обнаружения форм жизни на этом спутнике Сатурна есть.

Американский исследователь Кристофер Глейн стал автором подробной химической модели океанов Энцелада, измерив количество растворенного углерода в выбросах гейзеров. В его статье для журнала Geochimica et Cosmochimica Acta утверждается, что баланс кислотности океанических вод Энцелада соответствует уровню, вполне достаточному для существования в нем различных примитивных организмов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8333

14. Поиски внеземных цивилизаций

Поиск сигналов внеземных цивилизаций расширяется до 20000 звездных систем

31 марта 2016

Новые научные данные заставили ученых института поисков внеземного разума SETI поверить, что планетные системы красных карликов – тусклых «долгожителей» Вселенной – являются достаточно перспективными объектами для научных исследований, связанных с поисками сигналов внеземных цивилизаций.

Этот двухлетний проект включает отбор систем-кандидатов из списка, состоящего из 70000 планетных систем красных карликов, и сканирование 20000 ближайших к нам систем.

Для реализации этой идеи ученые института SETI будут использовать принадлежащую этой организации решетку радиотелескопов Аллена, которая располагается на севере штата Калифорния, США, и представляет собой матрицу из 42 антенн, при помощи которой возможно наблюдать три звезды одновременно.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8371

Ученые спрогнозировали, что гибель Вселенной наступит не ранее, чем через 2.8 миллиарда лет

1 марта 2016 г.

У ученых-астрофизиков есть несколько теорий, описывающих различные сценарии гибели нашей Вселенной. Тем не менее, никто раньше не пытался построить прогнозы относительно того, как скоро может наступить гибель Вселенной в результате того или иного варианта развития событий. Эту задачу взвалили на свои плечи ученые из университета Лиссабона .

Ускорение расширения Вселенной может продолжать увеличиваться из-за увеличения общего количества темной энергии. И, через некоторое продолжительное время скорость расширения Вселенной приблизится к пределу, в котором произойдет разрыв пространственно-временного континуума. Пространство разорвется на мелкие клочки и Вселенная прекратит свое существование.

В результате расчетов ученые вычислили, что при стечении ряда обстоятельств "Большой Разрыв" может произойти в момент времени, равный 1.2 текущего возраста Вселенной. Другими словами, через 2.8 миллиарда лет от текущего момента. Но это прогноз лишь одного варианта развития событий, сроки других вариантов варьируются в достаточно широких пределах, уходя в бесконечность.

источник - http://www.dailytechinfo.org/np/7879-uchenye-sprognozirovali-chto-gibel-vselennoy-nastupit-ne-ranee-chem-cherez-28-milliarda-let.html

LIGO мог "поймать" не гравитационные волны, а темную материю

6 марта 2016 г.

Нобелевский лауреат Адам Рисс и другие ученые заявляют, что недавно обнаруженные гравитационные волны, пойманные детектором LIGO, могут на самом деле быть порождены не обычными черными дырами, а черными дырами из темной материи.

Такие "первобытные" черные дыры  достаточно часто должны были встречаться в далеком прошлом Вселенной, когда ее материя была гораздо плотнее, чем сегодня. Их масса как раз укладывается в те значения, которые были характерны для события GW150914 – она заметно выше 10 солнечных масс и ниже 100 солнечных масс.

источник - http://ria.ru/science/20160306/1384656204.html

Астрофизики открыли крупнейший объект во Вселенной

06 марта 2016

Астрофизики из Испании, Эстонии, США и Великобритании обнаружили, вероятно, крупнейший во Вселенной объект — галактическую стену. Сверхскопление обнаружили при помощи базы данных BOSS (Baryon Oscillation Spectroscopic Survey).

По мнению ученых, Млечный Путь и близлежащие галактики, в частности Туманность Андромеды, входят в другую группу сверхскоплений — Laniakea (с гавайского языка — «Неизмеримые небеса»).

Laniakea ограничивает собой область, сечение которой имеет диаметр около 160 мегапарсек, что более чем в пять тысяч раз больше диаметра Млечного пути. Масса сверхскопления превышает массу Галактики в 100 тысяч раз

Альтернативные теории темной материи

24 марта 2016 г

Считается, что темная материя состоит из слабо взаимодействующих массивных частиц (WIMP), которые примерно в 100 раз больше протона по массе, но взаимодействуют как нейтрино. Тем не менее все попытки найти вимпы с помощью экспериментов на ускорителях частиц ни к чему не привели. Поэтому ученые начали перебирать возможные альтернативы составу темной материи.

Одна из групп космологов CERN и CP3-Origins в Дании недавно опубликовала исследование, показывающее, что темная материя может быть гораздо тяжелее и более слабо взаимодействовать, чем считалось ранее. Используя новую модель, которую они называют планковской взаимодействующей темной материей (PIDM), ученые исследуют верхний предел массы темной материи. В то время как вимпы помещают массу темной материи на верхний предел электрослабой шкалы, датская исследовательская группа Мартиаса Гарни, Маккаллена Сандоры и Мартина Слота предложила частицу с массой, которая находится в совершенно другой природной шкале — планковской.

На шкале Планка одна единица массы эквивалентна 2,17645 х 10-8 килограмма — примерно микрограмму, или в 1019 раз больше массы протона. При такой массе, каждая PIDM, по сути, настолько тяжелая, насколько тяжелой может быть частица перед тем, как стать миниатюрной черной дырой. Группа также высказала предположение, что эти частицы PIDM взаимодействуют с обычной материей лишь гравитационно и что очень много их образовалось в самой ранней Вселенной в эпоху сильного нагрева — периода, который начался в конце инфляционной эпохи, где-то спустя от 10-36 до 10-33 или 10-32 секунды после Большого Взрыва. Когда инфляция закончилась, температуры вернулись к своему доинфляционному уровню (порядка 1027 по Кельвину). К этому моменту большая часть потенциальной энергии инфляционного поля распалась на частицы Стандартной модели, которые заполнили Вселенную, и среди них — темная материя.

источник - http://hi-news.ru/space/v-storonu-vimpy-izuchaem-alternativnye-teorii-temnoj-materii.html

Избыток излучения из центра Галактики связан с распадом темной материи

30 марта 2016

Учеными из Гарварда раскрыта тайна возникновения избытка гамма-излучения, наблюдаемого в центре Млечного Пути. В ходе исследований, результаты которых опубликованы в Physics of the Dark Universe, им удалось подтвердить сделанное ранее предположение ученых о происхождении этого явления в результате распада темной материи.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8369

16. Чёрные дыры

Ученые точно измерили скорость вращения далекой сверхмассивной черной дыры

11 марта 2016

Завершившаяся недавно наблюдательная кампания, в которой принимало участие свыше двух десятков оптических телескопов и космический телескоп «Свифт» НАСА, позволила команде астрономов с высокой точностью измерить скорость вращения одной из самых массивных черных дыр во Вселенной. Скорость вращения этой черной дыры составляет одну треть от максимальной скорости света.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8289

Столкновения галактик обретает множество звездных систем на "смерть" в черных дырах

20 марта 2016

Когда происходит столкновение двух галактик, множество звездных систем обрекаются на "смерть" в недрах сверхмассивных черных дыр, находящихся в центрах этих галактик. И этот процесс является одним из распространенных способов увеличения массы черных дыр и усиления их влияния на окружающую среду. Однако, из этого бывают исключения, некоторые звезды под влиянием гравитационных сил черной дыры ускоряются до огромных скоростей и, словно выпущенные из рогатки, пронзают миллиарды световых лет пространства.

Когда через четыре миллиарда лет галактика Андромеды столкнется с галактикой Млечного Пути, наша Солнечная система также подвергнется опасности быть "выброшенной" в сторону галактического ядра. Само по себе это событие весьма маловероятно, однако, вероятность такого события увеличивается в случае столкновения галактик.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/7939-stolknoveniya-galaktik-obretaet-mnozhestvo-zvezdnyh-sistem-na-smert-v-chernyh-dyrah.html

Где находится ближайшая к нам черная дыра?

21 марта 2016 г

Ближайшей из известных черных дыр является V616 Monocerotis, известная также как V616 Mon. Находится она в 3000 световых годах от нас и обладает 9-13 массами Солнца. Мы это знаем, поскольку она расположена в бинарной системе со звездой в полмассы Солнца. Только черная дыра может привести к тому, что ее бинарный партнер будет вращаться так быстро.

Следующая по близости черная дыра — это классическая Cygnus X-1, расположенная в 6000 световых годах от нас. Она в 15 раз тяжелее Солнца по массе и, опять же, является частью бинарной системы.

Реальность в том, что лишь небольшая часть черных дыр входит в бинарные системы, но пока это наш единственный способ их обнаружить. Вероятнее всего, поблизости есть намного больше черных дыр, которые астрономы пока не смогли найти.

источник - http://hi-news.ru/space/gde-naxoditsya-blizhajshaya-k-nam-chernaya-dyra.html

"Радиоастрон" открыл новую физику в работе "плевков" черных дыр

29 марта 2016 г.

Наблюдения за ярчайшим квазаром 3C273 в созвездии Девы, проведенные при помощи российского наземно-космического комплекса "Радиоастрон", помогли ученым выяснить, что "плевки" черной дыры, находящейся в его центре, "нарушают" известные законы астрофизики и требуют новых подходов к описанию выбросов квазаров.

"Это противоречит нашим представлениям о природе излучения квазаров. Нам пока не удалось найти удовлетворительное объяснение обнаруженного 10-кратного превышения температуры. Полагаю, за этим поразительным результатом скрывается новая глава в изучении дальней Вселенной", — заявил академик Николай Кардашев, руководитель проекта "Радиоастрон", глава Астрокосмического центра ФИАН.

Как рассказывал Юрий Ковалев, координатор научной программы "Радиоастрона", еще в 2012 году, первые же наблюдения за джетами, тонкими пучками материи, которые "выплевываются" сверхмассивными черными дырами в центрах активных ядер галактик, показали, что их температура заметно превышает ожидаемые значения, предсказываемые теорией, и даже выходит за их пределы.

источник - http://ria.ru/science/20160329/1399309914.html