ЗА ЯНВАРЬ 2017 ГОДА

1.    Расследование декабрьской аварии "Прогресса"

В Роскосмосе назвали причину крушения "Прогресса"

11 января 2017 г.

Члены аварийной комиссии установили следующее: наиболее вероятная причина аварии – вскрытие бака "О" третьей ступени РН в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя.

Отмечается, что насос окислителя мог загореться из-за попадания посторонних частиц в его полость насоса или возможного нарушения технологии сборки двигателя 11Д55, в числе которых несоответствие зазоров между шнеком и втулкой, между плавающими кольцами и крыльчаткой, возможный дисбаланс и биение ротора. Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете.

Космический грузовик "Прогресс МС-04" потерпел аварию вечером 1 декабря над безлюдной гористой местностью в Туве.

источник - https://ria.ru/science/20170111/1485518939.html

Эксперимент по выращиванию растений на МКС откладывается из-за аварии "Прогресса"

19 января 2017 г.

Российские ученые не планируют в 2017 году эксперименты с растениями на МКС. В частности, на неопределенный срок откладывается эксперимент по выращиванию сладкого перца в оранжерее "Лада-2", утраченной из-за аварии космического грузовика "Прогресс МС-04".

Три "Протона-М" разберут, двигатели 2 и 3 ступеней заменят

28 января 2017 г.

Пуски ракет-носителей "Протон-М" возобновятся через 3,5 месяца, сообщил в субботу вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Ранее сообщалось, что на Воронежский механический завод были отозваны двигатели второй и третьей ступеней ракет-носителей "Протон-М" из-за выявленных технологических проблем. В субботу на Воронежском механическом заводе прошло совещание под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и гендиректора Роскосмоса Игоря Комарова.

источник - https://ria.ru/science/20170128/1486692121.html

2.    Реформирование отрасли и вопросы политики

Brexit не приведет к выходу Британии из космического агентства

18 января 2017 г.

Планы Британии по "жесткому" выходу из Европейского союза никак не скажутся на сотрудничестве Британии с Европой в космосе и не приведут к ее исключению из Европейского космического агентства, заявил генеральный директор агентства Ян Вернер.

"Как известно, Европейское космическое агентство является самостоятельной структурой, не связанной непосредственно с Европейским союзом. Великобритания заявила только о выходе из Европейского союза, и поэтому ничто не угрожает нашему сотрудничеству в космической сфере, и этот шаг Лондона никак не  повлияет на наши отношения. Судьбе системы Galileo и программы "Коперник" ничто не угрожает", — рассказал Вернер.

НПО "Энергомаш" проконтролирует реформы космического двигателестроения

25 января 2017 г.

Корпорация "Роскосмос" поручила НПО "Энергомаш" реформировать российское двигателестроение, сообщил официальный представитель корпорации Игорь Буренков.

"Энергомаш" — это наш флагман, предприятие, продукция которого помимо того, что высочайшего качества, также закупается и за рубежом. Мы поставляем наши двигатели в США и другие страны. Не так много высокотехнологичной продукции Россия поставляет на международные рынки. Понятно, что та технология производства, тот контроль качества, который существует на "Энергомаше" заслуживает распространения на все предприятия отрасли, которые также занимаются двигателями. Поэтому именно "Эноргомашу" и поручено заниматься проведением необходимых реформ, которые требуются", — сказал Буренков.

источник - https://ria.ru/science/20170125/1486455578.html

Рогозин хочет создать единый холдинг по космическим двигателям

28 января 2017 г.

Единый холдинг, включающий в себя все предприятия, производящие двигатели для космических кораблей, необходимо создать в РФ, написал в своём в Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин.

На сегодняшний день единственной структурой, интегрирующей российские двигателестроительные предприятия, является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в "Ростех"). Однако в неё включены заводы, преимущественно делающие силовые установки для самолетов, кораблей и наземной техники.

источник - https://ria.ru/science/20170128/1486692765.html

Роскосмос передал ВМЗ под управление НПО Энергомаш

30 января 2017 г.

Госкорпорация "Роскосмос" передала Воронежский механический завод (ВМЗ) под управление химкинского НПО "Энергомаш" в рамках мероприятий по развитию всей ракетно-космической отрасли.

В понедельник газета "Коммерсант" написала, что руководство Роскосмоса решило передать ВМЗ под управление "Энергомаша" "чтобы исправить критическую ситуацию, связанную с нарушениями при производстве, приведшую к отзывам двигателей второй и третьей ступеней ракет-носителей "Протон-М".

источник - https://ria.ru/economy/20170130/1486743353.html

Рогозин сравнил с диверсией зарплаты сборщиков двигателей "Протона"

31 января 2017 г.

Причина в отзыве двигателей второй и третьей ступеней ракет-носителей "Протон-М" заключается, скорее всего, в слабой культуре производства на воронежском заводе и низкой зарплате работников, считает вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Культура производства крайне слабая. Она страдает, я в этом лично убедился. Этот завод должен быть перевооружен в первую очередь. Я вчера подписал поручение Роскосмосу проанализировать все критически важные с точки зрения безаварийности производства — ракетоносителей, двигателей, различных комплектующих, агрегатов, систем управления, а также космических аппаратов, которые должны бесперебойно и долго работать на орбите. Выявить все узловые моменты на производстве и людей, которые фактически соприкасаются с этой техникой и имеют к ней отношение. Если эти люди получают по 12-15 тысяч рублей в месяц, ждите беды. Вот и ответ. Диверсанты те, кто не платит таких денег этим людям", — сказал Рогозин журналистам.

источник - https://ria.ru/science/20170131/1486882038.html

3.    Космодром Восточный

"Роскосмос" выбрал генподрядчика строительства ряда объектов "Восточного"

16 января 2017 г.

Госкорпорация "Роскосмос" определила ФГУП "Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) генеральным подрядчиком по строительству ряда объектов космодрома "Восточный".

ЦЭНКИ будет достраивать стартовый и технический комплексы, а также водозаборные сооружения для обеспечения пусков с космодрома "Восточный" в 2017 году. ЦЭНКИ уже заключил 8 договоров с субподрядными организациями. Допуск сотрудников прежнего генподрядчика прекращен на объекты в связи с расторжением контракта.

источник - https://ria.ru/space/20170116/1485779733.html

4.    Планы по Луне

Будущий российский луноход сможет "увидеть" Луну в 3D

19 января 2017 г.

Представители НПО им. Лавочкина предлагают снабдить перспективные российские аппараты стереокамерами, которые позволят создать 3D-карту поверхности спутника Земли и обеспечат операторам возможность управлять устройством с помощью очков виртуальной реальности.

Они предлагают разместить на луноходе две стереокамеры и специальный процессор, который будет обрабатывать изображение с них, составляя в режиме реального времени трехмерную карту местности. Эта 3D-модель с рекомендуемым маршрутом движения будет отображаться на больших дисплеях группы управления и на специальных очках оператора.

МИСиС представил установку для производства аналога лунного грунта

26 января 2017 г.

Ученые центра "Инновационные горные технологии" (ЦИГТ) представили в Горном институте МИСиС аппарат для производства аналога реголита - лунного грунта. Он необходим ученым для испытания техники, которая в будущем сможет работать на Луне.

Аппарат представляет собой плазменную установку ГАН-ЛП, разработанную учеными ЦИГТ в сотрудничестве с компанией ГАН производящей оборудование для магнитно-импульсной обработки материалов, Горным институтом и Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

По итогам круглого стола подписано соглашение о реализации совместных космических разработок и их использования в горнорудной промышленности. "Следуя стратегии научно-технического развития РФ, утвержденной указом президента РФ от 01.12.2016, и концепции Национальной технологической инициативы, а также принимая во внимание планы мероприятий дорожных карт Национальной технологической инициативы, стороны признают важность сотрудничества в области продвижения инновационных проектов в сектор реального производства в России и за рубежом и выражают стремление осуществлять сотрудничество на долгосрочной основе в сфере разработки принципиально новых технологий для освоения традиционных и нетрадиционных сырьевых ресурсов", - говорится в соглашении.

Документ подписали проректор по инновационной деятельности Томского государственного университета Константин Беляков, директор Горного института Александр Мясков, генеральный директор инвестиционной компании Kama Flow Эдуард Адамян, проректор по науке и инновациям ТУСУР Роман Мещеряков, представитель компании Itessa по сотрудничеству России и ЮАР Владимир Вербицкий и глава компании по сотрудничеству России и Ирана Александр Шаров.

5.    Планы по Марсу

В России макак готовят к полету на Марс

19 января 2017 г.

Научно-исследовательский институт медицинской приматологии приступил к реализации программы полета обезьян на Марс, передает «Интерфакс» со ссылкой на директора НИИ Сергея Орлова.

«Макак готовят к путешествию на Марс. Но пока имитация полета будет сделана на Земле — в Центре ядерной физики в Дубне. Там есть возможность имитировать космическое излучение», — сказал Орлов.

Российские специалисты считают преждевременной подготовку к созданию базы на Марсе

23 января 2017 г.

Создание постоянной космической базы на Марсе преждевременно и затратно, поэтому основное внимание нужно уделить строительству базы на Луне, считают в НПО им. Лавочкина.

Лунную базу специалисты НПО им. Лавочкина предлагают строить под поверхностью или с помощью 3D-принтера непосредственно из лунного грунта, причем возведение жилых и лабораторных построек должно вестись автоматическими средствами еще до прибытия первой пилотируемой экспедиции.

6.    Планы по Венере

Россия и США заканчивают переговоры по полету на Венеру

17 января 2017 г.

Представители российской космической отрасли и НАСА завершают переговоры по созданию совместной непилотируемой миссии, целью которой станет изучение атмосферы Венеры и ее поверхности.

В начале ноября в СМИ начали появляться сообщения о том, что НАСА и "Роскосмос" рассматривают вариант совместной реализации миссии "Венера-Д", которая была исключена из Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы из-за сокращений в бюджетах космической отрасли.

Планы по сотрудничеству с Россией в создании миссии на Венеру появились уже три года назад, когда представители "Роскосмоса" обратились к НАСА с предложением о совместном участии в "Венере-Д". Украинский кризис и связанные с ними политические события приостановили работу комиссии, однако в августе 2015 года она была восстановлена.

источник - https://ria.ru/science/20170117/1485883535.html

7.    Космические корабли и ракеты нового поколения

"Ангара" с новым двигателем сможет выводить на 3,5 т больше грузов, чем "Протон"

18 января 2017 г.

Ракеты "Ангара" с новым двигателем РД-191М будут способны выводить на орбиту на 3,5 тонны больше грузов, чем носители "Протон", сообщили в Центре им. Хруничева.

В настоящее время в ракетах-носителях "Ангара-1.2" и "Ангара-А5" на первой и второй ступенях используются двигатели РД-191. В целях дальнейшего повышения грузоподъемности этих ракет планируется повысить тягу РД-191 примерно на 10% (проект двигателя РД-191М). Это позволит увеличить массу полезной нагрузки на низкой орбите, например, для носителей тяжелого класса "Ангара-А5" примерно на 1,5 тонны.

Масса полезной нагрузки, выводимой ракетой "Протон" на опорную орбиту, составляет 22 тонны, а у "Ангары" - 24 тонны. За счет новой двигательной установки этот показатель у "Ангары" увеличится еще на 1,5 тонны. Таким образом, эта ракета "обгонит" "Протон" по грузоподъемности на 3,5 тонны.

Россиянин представит проект космического корабля без ракет-носителей

23 января 2017 г.

Современный уровень развития технологий позволяет построить моноблочный космический корабль на основе суборбитального самолета советского авиаконструктора Владимира Мясищева МГ-19 для полетов к планетам солнечной системы без традиционного использования ракет-носителей, следует из доклада, который сотрудник ракетного центра имени Хруничева Владимир Денисов собирается представить на академических чтениях по космонавтике.

Суборбитальный самолет, лежащий в основе проекта, предлагается адаптировать к межпланетным полетам за счет комбинированной ядерной двигательной установки, которая будет использоваться для выхода из "гравитационного колодца". Во время межорбитальных полетов корабль будет приводиться в движение "электроракетными двигателями" с бортовой ядерной электростанцией.

источник - https://ria.ru/science/20170123/1486296668.html

В России на базе "Союза" создают корабль для возвращения грузов из космоса

24 января 2017 г.

Российские инженеры разрабатывают на базе пилотируемого корабля "Союз" новый космический корабль, имеющий возможность возвращения грузов, сообщил генконструктор пилотируемых программ РФ Евгений Микрин.

Гн уточнил, что масса возвращаемого груза может составлять до 500 килограммов.

Кроме того, ведется разработка транспортного грузового корабля повышенной грузоподъемности.

источник - https://ria.ru/science/20170124/1486357709.html

РКК "Энергия" предлагает два проекта сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну

28 января 2017 г.

В настоящее время определен примерный облик двух типов ракет, предлагаемых корпорацией для реализации - "Энергия-5В-ПТК" и "Энергия-5ВР-ПТК" со стартовой массой 2 тыс. 368 тонн и 2 тыс. 346 тонн.

В пресс-центре РКК "Энергия" сообщили, что не комментируют данную тему.

Оба варианта ракеты будут способны вывести на низкую околоземную орбиту около 100 тонн, а на окололунную орбиту 20,5 тонн - массу "лунной" версии корабля "Федерация". Вместо корабля "сверху" ракеты может также находиться лунный взлетно-посадочный модуль. Оба проекта предполагают использование на первой и второй ступенях двигателей РД-171МВ (четыре на первой ступени, один - на второй), двух двигателей РД-0150 (водородное топливо) на третьей ступени.

8.    Новые технологии

Росатом пригласит Роскосмос в проект мощнейшего в мире научного реактора

20 января 2017 г.

Росатом предложит Роскосмосу принять участие в работе международного центра исследований, который будет создан на базе строящегося в РФ самого мощного в мире научного ядерного реактора МБИР.

МБИР позволит решать широкий спектр исследовательских задач в обоснование создания новых конкурентоспособных и безопасных ядерных энергетических установок, в том числе и реакторов на быстрых нейтронах для замыкания ядерного топливного цикла. При этом время исследований на новом реакторе, по сравнению с ныне действующими установками, сократится в несколько раз.

В космическом пространстве радиация действует на электронику, и надо знать, как поведет себя та или иная аппаратура, которую на орбите не поменяешь. А с помощью МБИР можно смоделировать некоторые условия воздействия ионизирующего излучения.

источник - https://ria.ru/atomtec/20170120/1486108792.html

9.    Новости МКС

Астронавт НАСА Эппс станет первой афроамериканкой в составе экипажа МКС

4 января 2017 г.

Астронавт НАСА Джанетт Эппс станет первым представителем афроамериканцев в составе экипажа космической станции в мае 2018 года.

Она в качестве бортинженера войдет в 56/57 экипажи МКС. Для Эппс, которой к тому времени будет 48 лет, это будет первый космический полет.

источник - https://ria.ru/space/20170104/1485159932.html

Астронавты НАСА завершили работы в открытом космосе и вернулись на МКС

6 января 2017 г.

Астронавты НАСА Роберт Кимброу и Пегги Уитсон завершили работы на внешней поверхности МКС и вернулись на станцию. Они досрочно завершили плановые работы по установке трех литий-ионных батарей в рамках модернизации системы электроснабжения МКС. По завершении основной задачи командир 50-го экипажа Роберт Кимброу сделал снимки Магнитного альфа-спектрометра (AMS-02). Как пояснил ведущий трансляции НАСА, "перегрев" прибывшего на МКС в 2011 году инструмента вызывает беспокойство специалистов, которые полагают, что это может быть связано с износом его защитной оболочки.

Дополнительным заданием Пегги Уитсон, для которой это седьмой выход в открытый космос, стала замена перегоревшей лампочки.

источник - https://ria.ru/science/20170106/1485216711.html

Кимброу и Песке завершили второй для экипажа МКС в 2017 году выход в космос

13 января 2017 г.

Астронавты Роберт Кимброу и Тома Песке завершили шестичасовые работы на внешней поверхности МКС и благополучно вернулись на станцию.

Их пребывание за бортом станции продолжалось 5 часов 58 минут. За это время астронавты успешно осуществили установку и подключение трех литий-ионных батарей, а также выполнили еще шесть дополнительных заданий по техническому обслуживанию станции.

источник - https://ria.ru/science/20170113/1485688004.html

Исследования показали, как космос влияет на организм

18 января 2017

Две трети астронавтов МКС сообщали о проблемах со зрением. Основное подозрение, по мнению специалистов из аэрокосмического агентства NASA, падает на изменения в распределении жидкости в полости черепа, в глазах и спинном мозге в ответ на условия, создаваемые микрогравитацией. Результатом этого является появление синдрома нарушения зрения ввиду повышения интракраниального давления. У нас этот синдром чаще всего называют внутричерепной гипертензией (ВЧГ).

Средняя доза облучения, которой в течение года от естественных источников подвергается человек на Земле составляет 2,4 мЗв с разбросом от 1 до 10 мЗв. Все, что выше 100 мЗв, рано или поздно может привести к возникновению рака. Тем временем астронавты, находящиеся на борту МКС, могут подвергаться облучению в 200 мЗв. Если же говорить о межпланетных перелетах, то этот уровень вообще будет составлять около 600 мЗв.

К счастью, экипаж МКС находится под защитой от большей части излучения благодаря тому же магнитному полю, которое бережет нас на поверхности планеты. Но если речь идет о реальном полете на Марс, то никакой подходящий защиты для этого у нас пока нет.

источник - https://hi-news.ru/research-development/issledovaniya-pokazyvayut-kak-kosmos-vliyaet-na-chelovecheskij-organizm.html

Российские и американские ученые заморозят мышей в космосе

19 января 2017 г.

Российские и американские ученые в рамках совместного проекта Rodent Research проведут в этом году на МКС серию экспериментов по изучению мышей в условиях космического полета, программа которых, в частности, предусматривает заморозку грызунов на борту станции.

Ранее замгендиректора ИМБП РАН Владимир Сычев сообщил журналистам о планах доставить в этом году на борт МКС 20 мышей, которые проведут там 30 суток, после чего вернутся живыми на Землю. Этот совместный российско-американский эксперимент станет аналогом отправки такого же количества мышей в космос на космическом аппарате "Бион-М" в 2013 году.

На МКС могут появиться наноспутники-спасатели космонавтов

20 января 2017 г.

"Самарский национальный исследовательский университет имени академика Королева" разработал алгоритм управления наноспутниками-спасателями, которые могут спасти жизни экипажа во время выхода в открытый космос.

Планируется установить на борту МКС несколько наноспутников-спасателей с миниатюрными блоками маневрирования, которые связаны с бортом с помощью троса.

В случае аварийного отцепления космонавта запускается наноспутник, который во время полёта корректирует движение для сближения с космонавтом.

источник - https://ria.ru/science/20170120/1486147771.html

Ученые успешно завершили эксперимент по выращиванию мух-дрозофил на МКС

20 января 2017 г.

Российские ученые успешно завершили эксперимент по выращиванию мух-дрозофил на МКС, в ходе которого они старались выработать механизмы защиты для живых организмов от неблагоприятных факторов во время будущих межпланетных перелетов космонавтов.

Эксперименты с мухами в космосе начались в 2014 году, эти исследования помогают изучить процессы размножения живых организмов в состоянии невесомости, а также понять механизм возникновения негативных изменений на клеточном уровне.

РКК "Энергия" планирует доставлять экипажи и грузы на МКС за три часа

21 января 2017 г.

Специалисты РКК  "Энергия" рассматривают возможность доставки экипажей и грузов на МКС за три часа, а не за шесть часов ("короткая схема") или двое суток, как это происходит сейчас. Отработка новой схемы может быть выполнена уже в 2017-2018 годах.

В настоящее время в России успешно реализована четырехвитковая схема сближения космических кораблей "Союз" с МКС. Рассматривается двухвитковая схема сближения, которая позволит сократить время доставки экипажа и грузов на МКС до трех часов. В будущем этот подход может быть использован в двухпусковой схеме выведения к Луне и при запусках космических кораблей, например, корабля "Федерация" к орбитальной станции с космодрома Восточный.

«Хруничев» заплатит за то, что не взлетело

25 января 2017

«Роскосмос» требует у Центра Хруничева неустойку в 2,173 млрд рублей за срыв контракта по созданию кислородно-водородного разгонного блока (РБ КВТК) для российской ракеты тяжелого класса «Ангара-А5». Работы должны были быть завершены еще в ноябре 2015 года, но изделия нет до сих пор. Впрочем, от этого никто не пострадал: КВТК невозможно использовать без специальной инфраструктуры, которую еще не построили на космодроме Восточный.

источник - http://izvestia.ru/news/659795

Японский космический корабль удалит с орбиты фрагменты космического мусора

30 января 2017

Японский грузовой космический корабль, отстыковавшийся от МКС 27 января, проведет всю неделю на орбите, где будет осуществлять научный эксперимент, после чего будет сведен с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы Земли в 5 февраля.

Но прежде чем HTV-6 будет сведен с орбиты для сжигания в атмосфере планеты, он проведет чуть больше недели, проводя эксперимент под названием Kounotori Integrated Tether Experiment (KITE). Этот эксперимент позволит опробовать новую технологию, которая однажды может быть использована для удаления опасных фрагментов космического мусора с орбиты Земли. Аппарат высвободит 700-метровую электродинамическую привязь, специально предназначенную для захвата фрагментов мусора, которые затем будут увлечены вместе с кораблем в плотные слои атмосферы для сжигания.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9363

10. Дальнейшее развитие МКС

Рогозин усомнился в сохранении международного сотрудничества по МКС

12 января 2017 г.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что несмотря на санкции в отношении Роскосмоса РФ продолжила ряд космических программ, но возникают вопросы, сохранится ли международное сотрудничество по МКС.

"До сих пор Россия вела себя чрезвычайно грамотно и очень тонко в вопросе выбора ответа на санкции, которые были направлены, в том числе и прежде всего, против высокотехнологичных отраслей промышленности Роскосмоса. Мы несмотря на санкции приняли решение о продлении работы с МКС до 2024, хотя были такие разговоры о том, чтобы прекратить эти работы к 2020", — сказал он.

"Тем не менее, возникает вопрос, что будет с МКС. Мы ждем предложения от Роскосмоса в этом вопросе, не только в области МКС, что будет вообще с пилотируемой космонавтикой, с кем мы будем в пилотируемой космонавтике, сохраним ли мы международное сотрудничество, которое мы сохранили сами, защитили его, несмотря на санкции", — сказал вице-премьер.

источник - https://ria.ru/science/20170112/1485605922.html

РКК "Энергия" построит трансформируемый модуль для МКС с центрифугой

20 января 2017 г.

"РКК "Энергия" в инициативном порядке в рамках инвестпроекта "Создание прототипа трансформируемого обитаемого космического модуля" построила экспериментальный масштабный макет и сделала многослойную трансформируемую гермооболочку, следующим этапом является создание модуля среднего размера для перспективных космических объектов", - говорится в тезисах академических чтений по космонавтике, передает РИА Новости.

"В дальнейшем по данной технологии могут быть созданы полноразмерные обитаемые модули объемом до 300 м3 для использования в составе орбитальных космических станций и планетных баз. Объем и габариты гермоотсека трансформируемого модуля позволяют разместить в нем крупногабаритное медицинское и научное оборудование, в том числе центрифугу короткого радиуса, которая предназначена для решения задачи предотвращения неблагоприятного влияния на организм человека невесомости, в том числе вовремя длительных космических полетов, за счет использования центробежной силы в качестве эквивалента земной гравитации", — отмечается в тезисах.

Российский сегмент МКС планируют достроить к 2019 году

24 января 2017 г.

Об этом сообщил генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Евгений Микрин.

Ранее сообщалось, что Россия намерена дооснастить МКС тремя новыми модулями, на эти цели планировалось выделить более 10 миллиардов рублей.

Строительство Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука" началось еще в 1995 году в Центре имени Хруничева. Оснащение изделия и сам проект неоднократно пересматривались, а сам модуль находился на предприятии-изготовителе. Сроки запуска при помощи ракеты-носителя "Протон" также неоднократно сдвигались: первоначально запуск был запланирован на первое полугодие 2014 года, затем на 2015 год. Однако в ходе работ по дооснащению в РКК "Энергия" в двигательной системе обнаружили посторонние частицы, и решением тогдашнего главы предприятия Виталия Лопоты модуль его отправили обратно в Центр имени Хруничева на очередную доработку.

Узловой модуль "Причал" разрабатывался "РКК Энергия". Пристыковать новый модуль к надирному порту МЛМ планируется в 2018 году, но только после того, как сам модуль "Наука" (МЛМ) будет пристыкован к МКС в конце 2017 года.

НЭМ, МЛМ, и узловой модуль "Причал" станут основой российской перспективной орбитальной станции, если она начнет свой самостоятельный полет после завершения эксплуатации МКС.

источник - https://ria.ru/science/20170124/1486346447.html

11. Спутниковая группировка

Минобороны РФ создает космическую систему "Лиана"

10 января 2017 г.

Минобороны России создаст космическую систему "Лиана" с аппаратами "Лотос-С" и "Пион-НКС", сообщил министр Сергей Шойгу.

На четырех одновременно запущенных спутниках Galileo отказали часы

18 января 2017 г.

Об этом сообщил глава Европейского космического агентства Ян Вернер.

"На каждом спутнике у нас по четыре часовых устройства. Два рубидиевых и два водородных ускорителя. Мы ожидали, что новое поколение водородных ускорителей обеспечит еще большую точность. Однако сейчас мы видим отказы как рубидиевых часов, так и часов с водородным ускорителем", — сказал он, уточнив что такое количество часов было решено установить на каждом спутнике для обеспечения точности навигации.

"Если у вас неверные часы или их точность недостаточно высока, то, с учетом теории относительности, вы можете получить ошибку в 500 метров в час. Таким образом, критически важно иметь точные часы на борту, чтобы вносить точные коррективы с учетом теории относительности", — пояснил глава агентства.

источник - https://ria.ru/science/20170118/1485957071.html

В Японии запустили первый военный спутник связи

24 января 2017 г.

Первый военный спутник связи в Японии с космодрома Танэгасима, расположенного в префектуре Кагосима на юго-западе страны. Этот спутник под названием "Кирамэки-2" будет одним из трех космических аппаратов военного назначения, которые заменят гражданские аналоги, используемые до сих пор.

Необходимость военного спутника объяснялась попыткой улучшить инфраструктуру коммуникаций на фоне ядерной и военной угроз со стороны КНДР.

источник - https://ria.ru/science/20170124/1486338282.html

Запуск биоспутника с мышами "Бион-М" номер 2 может быть отложен до 2023 года

26 января 2017 г.

Об этом сообщил на Академических чтениях по космонавтике заместитель директора ИМБП РАН Владимир Сычев.

"И сейчас, с теми проблемами, которые есть в нашей стране, проблемами, которые связаны с экономикой, (...) тем, что идет урезание денег на федеральную космическую программу, существует вероятность переноса сроков запуска "Биона" с 2021 на 2023 год, чему мы активно противимся, ведем соответствующие переговоры с руководством Роскосмоса, с головной организацией, которая делает аппарат", - сказал он.

От своего предшественника "Бион-М" номер 2 будет отличаться, например, высотой полета, которая будет достигать 800-1000 км и находиться в пределах радиационных поясов Земли. Однако уровень радиации на этой орбите в 10 раз выше по сравнению с первым "Бионом".

Экипаж" биоспутника составят более 70 мышей против 45 в 2013 году, а вот от других грызунов - песчанок и ящерок - гекконов в этот раз решили отказаться.

Ранее Сычев сообщал, что планируется модифицировать аппаратуру, в которой содержатся мыши, и полностью переделать систему подачи еды и воды. На первом "Бионе" мышей кормили пастообразным кормом, 60-70% которого составляла вода. Но это приводило к сильной обводненности организмов грызунов. Возможно, вместо него эксперты ИМБП предпочтут использовать гидрогель и давать мышам сухой корм.

12. Космические телескопы и ДЗЗ

Российская компания создаст для Белоруссии спутник зондирования Земли

20 января 2017 г.

Об этом сообщил директор предприятия "Геоинформационные системы" Национальной академии наук Белоруссии Сергей Золотой.

В 2006 году Белоруссия не смогла запустить спутник дистанционного зондирования из-за аварии российской ракеты-носителя. В 2012 году Белоруссия запустила подобный спутник, его разрешение — 2 метра, в многозональном режиме — 10 метров.

Это будет аппарат с разрешением в панхроматическом режиме 50 сантиметров. Многозональное разрешение будет двухметровое.

источник - https://ria.ru/science/20170120/1486123442.html

13. Коммерциализация и междунаподное сотрудничество

Треть космических пусков в 2016 году производилась двигателями "Энергомаш"

11 января 2017 г.

В 2016 году в мире было выполнено 85 космических пусков, из которых в 79 пусках использовались РН (ракеты-носители) с ЖРД (жидкостным реактивным двигателем). Из этих 79 пусков в 26 использовались ЖРД разработки НПО Энергомаш, что составляет 33% от пусков РН с ЖРД или 31% от всех пусков.

источник - https://ria.ru/science/20170111/1485507114.html

Россия и Китай строят совместные станции космического мониторинга

17 января 2017 г.

Новые наземные станции совместной российско-китайской системы дифференциального контроля и мониторинга находятся в процессе строительства, сообщил советник посольства КНР, генеральный представитель Китайского космического агентства в России Чжан Юань.

Заместитель генерального конструктора РКС Григорий Ступак заявлял ранее о возможности создания совместно с Китаем общей высокоточной системы навигации, состоящей из 54 станций наземной сети системы дифференциального контроля и мониторинга (СДКМ). Говорилось о возможной постройке трех российских станций на территории Китая и трех китайских на территории РФ.

Система будет основана на расширении возможностей космического сегмента группировок ГЛОНАСС и Beidou.

источник - https://ria.ru/science/20170117/1485890341.html

НАСА может забронировать места в "Союзе" на случай задержки отправки Dragon

18 января 2017 г.

НАСА может зарезервировать три места в российском пилотируемом космическом корабле "Союз" в 2019 году для обеспечения запусков к МКС в случае задержки отправки частного пилотируемого корабля Crew Dragon.

Ранее сообщалось о том, что первый пилотируемый полет корабля Dragon перенесен с августа 2017 года на май 2018 года.

источник - https://ria.ru/science/20170118/1485953034.html

РКК "Энергия" выплатит долг за "Морской старт" местами для астронавтов на "Союзах"

19 января 2017 г.

Американские астронавты получат как минимум два дополнительных места на российских кораблях "Союз" в рамках погашения задолженности РКК "Энергия", связанной с банкротством проекта "Морской старт". Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на интервью газете "Известия" генерального директора корпорации Владимира Солнцева.

Он рассказал изданию, что РКК "Энергия" и Boeing уже подписали соглашение о приобретении двух мест с опционом еще на три на конец 2018-го и 2019 год.

РКК "Энергия" рассчитывает создать спутник для Казахстана

24 января 2017 г.

Об этом сообщил генеральный директор корпорации Владимир Солнцев.

В свою очередь, в аэрокосмическом Казахстана подтвердили намерение в скором времени объявить конкурс на создание нового телекоммуникационного аппарата и возможность участия в тендере российских компаний. "В конкурсе на создание космического аппарата могут принять участие как российские, так и зарубежные предприятия аэрокосмической отрасли, которые будут соответствовать квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации", - сказали его представители.

Бразильский космический центр "Алькантара" могут передать США

24 января 2017 г.

Такая возможность обсуждается в связи с неудачным сотрудничеством с Киевом. В 2003 году Бразилия подписала с Украиной договор о долгосрочном сотрудничестве относительно использования ракеты-носителя "Циклон-4". В 2015 году соглашение было расторгнуто.

Глава РСПП предлагает подумать о разработке профстандарта для космических туристов

27 января 2017 г.

В свою очередь исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам, герой России и Советского Союза Сергей Крикалев заметил, что обсуждается проблема, присваивать ли космическим туристам какие-то звания.

Испанский спутник Hispasat успешно отделился от ракеты-носителя "Союз"

28 января 2017 г.

Заказчиком пуска выступает испанская компания Hispasat. Космический аппарат Hispasat 36W-1 производства компании OHB System предназначен для предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг (цифровое телевидение, высокоскоростной интернет, мобильная и фиксированная связь) для Европы, Канарских островов и Южной Америки.

источник - https://ria.ru/science/20170128/1486682071.html

14. Образование

Садовничий рассказал о работе факультета космических исследований МГУ

15 января 2017 г.

На новом факультете космических исследований МГУ будут делать упор на фундаментальную науку, рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий.

" Это, конечно, фундаментальная наука. Это космос, это неисследованное, это черные дыры, это все, еще не известное человечеству, это поведение человека в космосе, в невесомости", — сказал он.

источник - https://ria.ru/science/20170115/1485731168.html

Резидент новосибирского технопарка создал виртуальный планетарий

25 января 2017 г.

Резидент технопарка Новосибирского академгородка (Академпарк) компания Altair Digital разработала приложение для пользователей очков виртуальной реальности, позволяющее смотреть полнокупольные фильмы на виртуальном полусферическом экране, сообщает Академпарк.

В павильоне ВДНХ в 2017 году появится Центр космонавтики и авиации

В компании пояснили, что новое приложение Altair Fulldome Cinema позволяет владельцам VR-очков оказаться в атмосфере любого планетария мира и смотреть полнокупольные фильмы на огромном виртуальном полусферическом экране. Приложение обеспечивает полный эффект присутствия, включая интерьер планетария со сферическим экраном диаметром более 20 метров.

источник - https://ria.ru/science/20170125/1486456292.html

1.    Марсоходы

Марсоход дальше не поехал

13 января 2017

Curiosity был вынуждне прекратить своё дальнейшее путешествие по Марсу.

Как отмечают ученые миссии, марсоход пришлось чистить свою камеру MAHLI от марсианской пыли при помощи своей руки-манипулятора.

MAHLI - важный инструмент марсианской автоматической лаборатории, поскольку он предоставляет ученым изображения крупным планом полезных ископаемых и различных структур в марсианских скалах толщиной всего в 40 микронов.

Curiosity приближается к метеориту

16 января 2017

Американский марсоход получил команду исследовать потенциальный метеорит.

Речь идёт о специфической твёрдой породе, которая была сфотографированная 12 января 2017 года камерами Curiosity. По предварительным оценкам это металлический метеорит. Если будет получено официальное подтверждение этому, что он станет третьим металлическим метеоритом, найденным на Марсе.

Марсоход Curiosity изучает то, что может оказаться трещинами в высохшей грязи

20 января 2017

Curiosity в последние недели исследует плиты горных пород в местечке под названием Old Soaker, покрытые сетью невысоких гребней, происхождение которых, вероятно, связано с трещинами в высыхающей грязи.

Если такая интерпретация снимков окажется верной, то это станет первым подтвержденным обнаружением трещин в высохшей грязи на поверхности Красной планеты. Это открытие стало бы доказательством того, что в древнюю эпоху, когда происходило накопление этих осадочных пород, «влажные» периоды сменялись периодами засухи.

Этот покрытый трещинами слой породы сформировался более трех миллиардов лет назад и был впоследствии погребен под более свежими слоями осадочных пород.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9339

2.    Исследование Венеры

Зонд "Акацуки" увидел гигантскую волну в атмосфере Венеры

16 января 2017 г.

Зонд "Акацуки" обнаружил на Венере гигантскую волну, которая движется с огромной скоростью — 360 километров в час – через верхние слои атмосферы, но при этом остается "стоячей" для наблюдателей в космосе.

"Акацуки", запущенный в мае 2010 года, должен был приступить к изучению тайн венерианской атмосферы в декабре 2010 года, однако он пролетел мимо планеты из-за проблем с работой двигателей. Через пять лет, когда "Акацуки", описав круг вокруг Солнца, вернулся к Венере, японские инженеры смогли затормозить зонд и вывести его на стабильную орбиту, фактически воскресив миссию, уже считавшуюся потерянной.

Изучая снимки верхних слоев атмосферы Венеры, которые "Акацуки" делал в первые месяцы работы на ее орбите, ученые обнаружили гигантскую волну длиной в 10 тысяч километров, которая протянулась от одного полюса к другому и медленно движется сквозь воздушные прослойки на высоте в 65 километров.

Атмосфера Венеры движется быстрее, чем вращается сама планета, поэтому, если смотреть на нее из космоса, будет казаться, что эта гигантская линия стоит на месте, а облака проплывают через нее. Благодаря стечению обстоятельств, она фактически стоит над одной и той же точкой на поверхности Венеры, медленно двигаясь вместе с ней.

источник - https://ria.ru/science/20170116/1485807301.html

3.    Исследование астероидов

НАСА организует две миссии для изучения астероидов и солнечной системы

5 января 2017 г.

США намерены организовать миссию по изучению астероидов для проведения детального анализа солнечной системы, сообщает НАСА.

"НАСА выбрала две миссии, которые потенциально могут приоткрыть завесу одной из наиболее ранних эр истории нашей солнечной системы — менее чем 10 миллионов лет после рождения нашего Солнца", — говорится в сообщении.

Космический робот "Люси" (Lucy) планируется запустить в октябре 2021 года. Ожидается, что он достигнет первой цели, главного пояса астероидов, к 2025 году. С 2027 по 2033 "Люси" изучит шесть Троянских астероидов Юпитера.

Вторая миссия, названная "Психеей" (Psyche), началом которой может стать 2023 год, изучит одно из наиболее интригующих явлений главного пояса — гигантский астероид, известный как "16 Психея".

источник - https://ria.ru/science/20170105/1485169267.html

NASA изучит 8 астероидов

15 января 2017

Американское Космическое Агентство собирается изучить восемь астероидов за две миссии.

Две новые миссии по изучению околоземных астероидов должны быть запущены в 2020-ом году. Одна из них получила название NEOCam (Near-Earth Object Camera). Речь идет о научном инструменте, который будет искать астероиды при помощи инфракрасного волнового диапазона. Для этого космический аппарат будет размещен в точке L1, то есть в гравитационно стабильном регионе между Землей и Солнцем.

Еще одной миссией по поиску астероидов станет LSST (Large Synoptic Survey Telescope). Этот телескоп планируется запустить в 2023 году. Он должен проработать 10 лет в космическом пространстве.

Зонд НАСА совершил первый маневр на пути к "астероиду апокалипсиса"

18 января 2017 г.

Зонд OSIRIS-REx успешно совершил первый маневр в глубоком космосе, который вывел его на траекторию сближения с Землей для дальнейшего разгона на пути к астероиду-"убийце" Бенну.

OSIRIS-REx для экономии топлива будет лететь к Бенну не по прямой траектории, а совершит "турне" по окрестностям Земли, почти вернувшись назад предстоящей осенью. Совершив "петлю", зонд пролетит на расстоянии 20 тысяч километров от поверхности планеты, чтобы использовать силу ее притяжения для разгона и выхода на траекторию сближения с астероидом.

Первый орбитальный маневр, или DSM-1, был проведен в канун Нового года, 28 декабря, после чего скорость зонда выросла на полторы тысячи километров в час. Ради этого аппарат сжег 350 килограммов топлива. Ближайшие два года полета к Бенну зонд не проведет впустую. Уже в феврале он включит свои камеры и часть научных инструментов для поиска так называемых "троянских" астероидов – квазиспутников Земли, движущихся по ее орбите чуть впереди или чуть позади планеты в тех точках, где гравитация Солнца и Земли уравновешивается.

источник - https://ria.ru/science/20170118/1485974321.html

Бюджет миссии по предотвращению «астероидного Армагеддона» существенно сокращен

26 января 2017

В 2022 г. в рамках этой миссии НАСА планирует запустить 600-килограммовый космический аппарат к Дидимосу, астероиду, расположенному на расстоянии примерно 13 миллионов километров от Земли. После двух лет космического путешествия аппарат совершит столкновение с крохотным спутником 800-метрового Дидимоса, известным под неофициальным названием Дидимун, на скорости порядка шести километров в секунду. Целью этого маневра является изменение траектории этого космического камня диаметром 160 метров для проверки эффективности такого рода технологий отклонения астероидов, некоторые из которых, возможно, в будущем будут представлять реальную угрозу для Земли.

Европейская часть проекта представляет собой небольшой аппарат под названием AIM (Asteroid Impact Mission), который должен наблюдать это столкновение и измерять параметры траектории спутника астероида после столкновения.

В декабре на встрече европейских космических министров было принято решение отказать Европейскому космическому агентству в запрашиваемом на этот проект финансировании объемом 250 миллионов евро.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9355

4.    Исследование Плутона

Что ожидает зонд New Horizons после Плутона

21 января 2017 г.

Зонд New Horizons после запуска с мыса Канаверал он стал самым быстрым космическим аппаратом, когда-либо стартовавшим с Земли, двигаясь со скоростью в 58,5 тысячи километров в час. Тем не менее, абсолютный рекорд скорости он так и не поставил – зонды "Вояджер", покидающие пределы Солнечной системы, движутся сейчас быстрее благодаря более удачным гравитационным маневрам.

На этой неделе зонду исполнилось 11 лет, и НАСА отметило эту почти "круглую дату", опубликовав первый цветной ролик сближения New Horizons с Плутоном, составленный из ста отдельных черно-белых фотографий его поверхности, и создав первую полную карту поверхности карликовой планеты.

На этой карте, как рассказывает Стерн, можно увидеть не только крупные черты рельефа, подобные равнинам Спутника, знаменитому "сердцу" Плутона, но и так же все остальные объекты, в том числе и криовулкан у южной оконечности "сердца", открытые учеными за последние полтора года. Данный атлас, по словам ученого, составлен из самых высококачественных фотографий Плутона, и создание новой, более детальной карты потребует отправки новой миссии к карликовой планете.

Все имена равнин, гор, впадин и прочих структур на этой карте, как всегда подчеркивают в НАСА, являются предварительными. Право на их определение действительно принадлежит Стерну, его команде и НАСА, но для того, чтобы они стали официальными, необходима "простая формальность" – разрешение со стороны Международного астрономического союза.

Радиоизотопные источники питания аппарата, работающие на российском ядерном топливе, проработают еще как минимум 20 лет, до середины 2030 годов. Сейчас зонд движется в сторону койперовского объекта 2014 MU69 – крупного астероида диаметром в примерно 60 километров.

Этот непримечательный и небольшой объект, как объяснила Келси Сингер (Kelsi Singer), один из геологов в научной команде New Horizons, интересен ученым по той причине, что он представляет собой "комок" первичной материи, из которой сформировался Плутон, все планеты-гиганты и прочие объекты Солнечной системы. Таким образом, его изучение при помощи инструментов New Horizons прольет свет на то, как родилась Земля, откуда взялись "кирпичики жизни" и почему все планеты Солнечной системы выглядят так, какими мы их видим сегодня.

источник - https://ria.ru/science/20170121/1486146453.html

5.    За пределы Солнечной системы

Данные с КА Voyager-1, Voyager-2 и Hubble помогут при планировании межзвездных полетов

10 января 2017 г.

Информация с американских автоматических станций Voyager 1 и Voyager 2, а также результаты наблюдений Космического телескопа имени Хаббла помогут в будущем при планировании межзвездных полетов. Такое мнение высказала астроном-исследователь Уэслианского университета в штате Коннектикут Джули Захари. "Для нас важно знать, какие объекты существуют за пределами нашей Солнечной системы, поскольку мы начинаем задумываться о возможности межзвездных исследовательских миссий, таких как Breakthrough Starshot ("Рывок к звездам")", – отметила она.

Сейчас Voyager 1, запущенный 5 сентября 1977 года, находится на расстоянии 20,6 млрд километров от Земли и движется со скоростью 61000 километров в час. Примерно через 40000 лет он окажется на расстоянии 1,6 светового года от звезды Глизе 445 в созвездии Жирафа. Voyager 2, запущенный на 16 дней раньше, сейчас удалился от Земли на расстояние 17 млрд километров и через 40000 лет окажется на расстоянии 1,7 светового года от звезды Росс 248.

Одновременно Джулия Захари и ее коллеги изучают результаты наблюдений с помощью Космического телескопа имени Хаббла тех участков небесной сферы, где сейчас находятся Voyager'ы. На пути Voyager 1 они обнаружили по крайней мере одно газовое облако, а у Voyager 2 - по крайней мере два. Они также смогли замерить электронную плотность этих облаков и выяснили, что у одного из них она выше.

Кроме того, астрономы обнаружили в межзвездном пространстве ионы магния, железа, углерода и марганца.

6.    Космические телескопы и ДЗЗ

NASA запустит телескоп для изучения чёрных дыр

6 января 2017

Подготовкой космического аппарата для миссии займётся компания «Ball Aerospace & Technologies», а оборудование для телескопов разработает и предоставит Итальянское космическое агентство. Руководителем миссии назначен Мартин Вайскопф, глава Центра космических полётов имени Джорджа Маршалла. Миссия Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE) стартует уже в 2020 году. Запуск аппаратов вместе с ракетой-носителем оценивается примерно в 188 миллионов долларов.

источник - https://hi-news.ru/research-development/nasa-zajmyotsya-issledovaniem-chernyx-dyr.html

США запустят очередной спутник системы слежения SBIRS

19 января 2017 г.

ВВС США осуществят запуск спутника GEO 3, который войдет в Космическую инфракрасную систему (SBIRS), предназначенную для обнаружения пуска межконтинентальных баллистических ракет.

Двухкомпонентная комплексная космическая система раннего обнаружения пусков баллистических ракет предназначена для определения траектории их полета, идентификации боевых частей, формировании целеуказания для их перехвата, а также ведения разведки над территорией военных действий в инфракрасном диапазоне.

Система состоит из двух группировок аппаратов: НEO – инфракрасного оборудования на элептической орбите и геостационарных спутников GEO.

Первый из спутников серии GEO был запущен в мае 2011 года, второй выведен на орбиту в 2013 году.

источник - https://ria.ru/science/20170119/1486000414.html

Инженеры НАСА нашли проблемы в зеркалах телескопа "Джеймс Уэбб"

25 января 2017 г.

В начале декабря инженеры НАСА заявили о возможном появлении больших проблем у "Джеймса Уэбба" – акселерометры, установленные на корпусе телескопа, зафиксировали некие неназванные аномалии во время вибрационных тестов. Это заставило НАСА провести детальную инспекцию телескопа, так как подобные аномалии могли указывать на наличие повреждений или трещин в инструментах или в корпусе "Джеймса Уэбба".

Как оказалось, проблемы действительно были, но не в конструкции самого телескопа, а в специальной системе креплений, которая удерживает "лепестки" зеркал "Джеймса Уэбба" на месте, не давая им развернуться.

"Джеймс Уэбб" из-за своих размеров будет отправлен в космос в сложенном виде. Его гигантское зеркало диаметром в шесть с половиной метров и экран аналогичных размеров, защищающий зеркало от Солнца, будут разделены на три части-"лепестка", которые отправятся в космос в сложенном виде и раскроются только после вывода на орбиту.

Для защиты от перегрузок и вибраций предусмотрена специальная системы зажимов, удерживающих на месте каждую из 18 "сот" главного зеркала.

источник - https://ria.ru/science/20170125/1486429245.html

Телескоп Gaia способен обнаруживать астероиды

25 января 2017

26 октября 2016 года европейский зонд обнаружил свой первый астероид, который получил обозначение Gaia-606.

«Все астероиды, которые мы изучали до этого моменты, были уже известны астрономам. Однако наш телескоп способен на большее. Он может самостоятельно обнаруживать совершенно новые ранее неизвестные науке астероиды» - сообщил ученый Паола Танга из французской обсерватории, расположенной на Лазурном берегу.

7.    Космические корабли и ракеты нового поколения

В Японии запуск самой маленькой в мире ракеты-носителя завершился неудачей

15 января 2017 г.

Аппарат упал в море через некоторое время после запуска. По предварительной информации, во второй ступени не воспламенилось топливо.

Запуск ракеты-носителя SS-520-4 прошел успешно, а коммуникационный спутник вышел на намеченную орбиту на высоте 200 километров над Землей спустя 7,5 минут после старта. Изначально запуск ракеты-носителя SS-520-4 был запланирован на 11 января, но был отменен из-за неблагоприятных погодных условий.

SS-520-4 — самая маленькая в мире ракета, способная вывести на орбиту искусственный спутник. Ее высота составляет всего 9,5 метра, диаметр 50 сантиметров, вес — 2,6 тонны. Это намного меньше используемых сейчас летательных аппаратов: высота ракеты Н2А 50 метров, а запущенной в конце прошлого года миниатюрной "Эпсилон" — 25 метров. Размеры спутника, который должен будет вести наблюдение за земной поверхностью, также невелики — вес три килограмма, параметры 11,66 Х 11,6 Х 34,6 сантиметров.

источник - https://ria.ru/science/20170115/1485721695.html

Компания Boeing представила скафандр для экипажа корабля Starliner

25 января 2017 г.

Американская компания Boeing представила в среду новый скафандр, в котором будет совершать космические полеты экипаж строящегося космического корабля CST-100 Starliner.

Главная особенность ярко-синего скафандра заключается в его легкости и меньших размерах. Новый скафандр сделан из более легких и "дышащих" материалов, что должно не допустить перегрева астронавтов.

Скафандр подключается к системе воздухоснабжения корабля, что позволяет вести непрерывную циркуляцию воздуха и необходимое охлаждение астронавтов.

Космические ботинки и перчатки также менее громоздкие, чем были ранее.

источник - https://ria.ru/science/20170125/1486486196.html

8.    Новые технологии

Коммерческая компания предлагает 3D-печать ракетных двигателей

21 января 2017

Стартап Tri-D Dynamics создан молодыми и амбициозными студентами. Парни, по их собственным заявлениям, собираются хорошенько встряхнуть индустрию ракетостроения, начав продавать напечатанные на 3D-принтерах двигатели, чья сила тяги колеблется от 1134 до 2268 кгс.

Александр Финч, глава компании, пояснил, что компания уже может производить жидкостные двигатели для ракет всего за пару дней. Естественно, многое зависит от сложности конструкции двигателя, но даже в самом непростом случае печать займёт не больше двух недель, хотя обычно процесс создания двигателя затягивается на месяцы.

«Для производства двигателя традиционным способом вам потребуется хороший сварщик, два инженера, люди на контроль качества, тестеры, помощники, возможно, ещё пара человек. Всё зависит от сложности двигателя, — пояснил соучредитель стартапа Дипак Атьям, — а с помощью 3D-принтера можно легко печатать двигатели одному или вдвоём».

источник - https://hi-news.ru/technology/tri-d-dynamics-bystro-kachestvenno-i-nedorogo-napechataem-dvigatel-dlya-rakety.html

Японский эксперимент по удалению мусора с орбиты Земли провалился

31 января 2017 г.

Первая попытка провести на японском беспилотном грузовом корабле "Коунотори-6" ("Аист-6") эксперимент по удалению космического мусора с орбиты не увенчалась успехом.

Отстыковавшись от МКС, куда он прибыл в конце прошлого года, 28 января "Коунотори-6" не смог выпустить специальный 700-метровый трос, по которому должен течь электрический ток. Взаимодействуя с магнитным полем Земли, этот ток создает силу, позволяющую космическому аппарату изменять скорость вплоть до входа в атмосферу.

Ожидается, что следующая попытка будет предпринята до 4 февраля. Если испытание все-таки пройдет успешно, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) намерено использовать такие устройства для увода КА с орбит высотой от 800 до 1400 км, где мусора уже очень много.

9.    Планы по Луне

Идея «лунной деревни» начинает принимать реальные очертания

10 января 2017 г

В прошлом году Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило о желании построить постоянную лунную базу «Лунная деревня». Проект может стать новым шагом на пути освоения дальнего космоса после того, как в 2024 году прекратится поддержка обслуживания МКС.

Лунная деревня, в свою очередь, является частью концепта «Космос 4.0» Иоганна-Дитриха Вернера, исполняющего обязанности директора Европейского космического агентства, сумевшего продвинуть проект в развитие «за одним маленьким исключением», как он сам говорит.

Концепт «Космос 4.0» получил мировую поддержку. В его пользу высказались не только все 22 члена ЕКА, но также другие страны, не входящие в Европейский союз. После многочисленных сессий живых обсуждений (в том числе и по очень утомительным вопросам финансирования) проект концепта «Европейского объединения Космос 4.0» смог собрать порядка 10,3 миллиарда евро зарезервированных средств.

источник - https://hi-news.ru/space/ideya-lunnoj-derevni-nachinaet-priobretat-realnye-ochertaniya.html

Moon Express победила в конкурсе Google Lunar X PRIZE и получает приз $20 млн

16 января 2017

Компания Moon Express заявила о готовности отправить на Луну частную экспедицию. Полет к спутнику Земли должен пройти в два этапа и обойтись в $45 млн.

В ходе первого этапа ракета-носитель Electron выведет на орбиту космический аппарат MX-1E. Далее начнется второй этап. Кораблю предстоит на собственных двигателях достичь лунной поверхности, сообщает «Федеральное агентство новостей».

По замыслу Moon Express, экспедиция займет четыре дня. Компания берется доставить на Луну оборудование NASA, ILO и Мэрилендского университета.

Со своим проектом Moon Express одержала победу в конкурсе Google Lunar X PRIZE и по условиям получит $20 млн для завершения подготовки к экспедиции.

источник - http://izvestia.ru/news/657688

Китайский зонд доставит на Землю образцы лунных пород

23 января 2017

«Запуск спутника зондирования планируют осуществить на тяжёлой ракете «Чанчжэн-5» с космодрома Вэньчан. Основная цель миссии «Чанъэ-5» — осуществить забор лунного грунта и доставить образцы на Землю», — рассказал руководитель китайской программы лунных исследований Оуян Цзыюань.

В следующем, 2018 году «Чанъэ-4», ещё одна китайская автоматическая станция, совершит посадку на обратной стороне Луны. Станция «Чанъэ-4» состоит из стационарного модуля и лунохода. Её предшественник, «Чанъэ-3», прибыл на Луну в 2013 году, но быстро вышел из строя.

источник - https://hi-news.ru/research-development/kitajskij-lunnyj-zond-privezyot-na-zemlyu-obrazcy-gornyx-porod.html

10. Планы по Марсу

В США начался продолжительный эксперимент, имитирующий полет на Марс

20 января 2017 г.

Новый научный эксперимент по имитации условий полета на Марс начался  на Гавайских островах. В течение восьми месяцев пять добровольцев из США и один из Великобритании будут жить в изоляции от внешнего мира в специальном комплексе на склоне спящего вулкана Мауна-Лоа, отдаленно напоминающего марсианский пейзаж.

Это уже пятый по счету такого рода эксперимент на данном объекте.

Конгрессмены поручат НАСА разработать детальный план полета на Марс

30 января 2017 г.

Конгрессмены-республиканцы вынесли на рассмотрение Сената и Палаты представителей США законопроект, который обяжет НАСА предоставить в скором времени детальный проект по разработке технологий для путешествия человека к Марсу.

В ноябре прошлого года, сразу после завершения выборов, представители команды Дональда Трампа говорили о том, что они планируют вернуть НАСА в русло развития пилотируемой космонавтики и исследований дальнего космоса. При Бараке Обаме все масштабные программы, связанные с планетологией и полетами к Марсу и Луне, были свернуты или сильно урезаны, и администрация Трампа намекала на то, что они вернут космическую программу в то состояние, в котором она была при Джордже Буше.

Ключевым пунктом космической политики Буша была программа Constellation, в рамках которой НАСА планировало вернуться на Луну к началу 2020 годов, и отправиться к Марсу в следующем десятилетии. Фактически, от той программы, реализовавшейся на протяжении почти всего времени правления Джорджа Буша, остался лишь тяжелый ракетоноситель SLS и многоразовый корабль Orion, дожившие до текущих времен в сильно урезанном виде.

источник - https://ria.ru/science/20170130/1486775000.html

11. Китай

Китайские спутники ДЗЗ передали первые снимки

13 января 2017 г.

Китайские высокочувствительные спутники дистанционного зондирования Земли "Гаоцзин-1" передали первые изображения, передает агентство Синьхуа.

Два спутника были запущены 28 декабря космодрома Тайюань в провинции Шаньси при помощи ракеты-носителя "Великий поход-2D" (Changzheng-2D).

Спутники передали изображения с разрешением 0,5 метра.

источник - https://ria.ru/science/20170113/1485620289.html

В Китае ввели в эксплуатацию первый в мире спутник квантовой связи

18 января 2017 г.

Спутник завершил тесты на орбите и был введен в эксплуатацию 18 января. При этом ранее сообщалось, что "Мо-цзы" должен был начать работу еще во второй половине ноября. Программа тестирования "Мо-цзы" на орбите включала проверку работоспособности спутниковой платформы, тест под нагрузкой и проверку разных каналов связи спутника с наземными станциями.

С начала XX века ученые разрабатывают методики шифрования и безопасной передачи информации. Существующие способы обладают двумя ключевыми недостатками — их можно взломать при приложении достаточных вычислительных мощностей, или же информацию можно "снять" при передаче по каналу данных.

Так называемые квантовые сети решают обе эти проблемы за счет того, что фундаментальное положение квантовой физики — принцип неопределенности Гейзенберга — не позволяет "третьему лишнему" считывать информацию с канала данных и подбирать к ней ключ. При попытке кого-то постороннего взломать квантовый канал связи передаваемая информация будет попросту уничтожена.

источник - https://ria.ru/science/20170118/1485965175.html

12. Космические программы других стран

ОАЭ планируют в июле 2020 года отправить к Марсу зонд "Надежда"

25 января 2017 г.

Эмиратский зонд под названием "Надежда" отправится к Марсу в июле 2020 года, сообщил проект-менеджер программы Омран Шараф на форуме Project Space Forum в Дубае.

Путь зонда к "красной планете" должен занять семь месяцев. Как планируется, аппарат должен достичь орбиты Марса в начале 2021 года.

источник - https://ria.ru/science/20170125/1486488484.html

13. Астрономическая техника

Новая оптика позволяет получать снимки обширных участков поверхности Солнца

12 января 2017

Ультрасовременный новый оптический инструмент, разработанный в обсерватории Big Bear Solar Observatory (BBSO) Технологического института Нью-Джерси (New Jersey Institute of Technology, NJIT), США, для корректировки снимков Солнца, искаженных влиянием множества движущихся атмосферных слоев, дает ученым возможность получать самые подробные снимки обширных участков поверхности Солнца в реальном времени.

1,6-метровый телескоп New Solar Telescope этой обсерватории теперь может получать одновременно снимки, например, мощных взрывов, таких как солнечные вспышки и корональные выбросы массы, происходящих в разных местах в пределах крупных образований, расположенных на поверхности нашего светила, таких как солнечное пятно диаметром 30000 километров в фотосфере Солнца.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9315

Один из лучших телескопов мира станет ещё мощнее

13 января 2017

Расположенная чуть более чем в 4 световых годах от нас тройная звездная система Альфы Центавра, по догадкам ученых, может являться домом невиданных до настоящего момента обитаемых планет. Если подобные миры действительно существуют, то Европейская Южная Обсерватория уверена в том, что телескоп VLT будет способен напрямую их обнаружить после того, как его основные инструменты получат необходимые обновления.

Звезды остаются очень яркими даже при наблюдении за ними в среднем ИК-диапазоне. Именно поэтому инструменту VISIR требуется дополнительное обновление, чтобы сделать его достаточно чувствительным для того, чтобы обнаруживать планеты возле двух звезд – Альфы Центавра A и B — по светимости эквивалентных солнечной. VISIR для этих целей получит новый сенсор и обновление, которое позволит ему использовать метод коронарографии. Благодаря ему можно блокировать больший объем светимости звезды, для того чтобы лучше разглядеть имеющиеся возле нее планеты.

источник - https://hi-news.ru/technology/odin-iz-moshhnejshix-nazemnyx-teleskopov-skoro-stanet-eshhe-moshhnee.html

Телескоп ALMA произвел первые прямые наблюдения за Солнцем

24 января 2017

Возможность прямых наблюдений за Солнцем была заложена в конструкцию телескопа ALMA изначально. Для таких наблюдений используются специальные антенны, способные "смотреть" на хромосферу, избегая повреждений от льющегося на них потока энергии. Для наблюдений используется технология радио-интерферометрии, которая позволяет 66 антеннам телескопа выступать в роли одного большого телескопа.

Следует заметить, что самые высококачественные снимки Солнца получаются в настоящее время специализированной солнечной обсерваторией Solar Dynamics Observatory (SDO). Однако снимки телескопа ALMA, которые сделаны в диапазоне миллиметровых радиоволн, несмотря на из невысокое разрешение, также имеют огромную ценность для ученых. Благодаря этим снимкам, ученые смогут увидеть то, что является невидимым в обычном свете, и это, в сою очередь, расширить область понимания процессов, происходящих как в глубинах, так и на поверхности нашего светила.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8868-teleskop-alma-proizvel-pervye-pryamye-nablyudeniya-za-solncem.html

1.    Луна

Лунный реголит испаряется

08 января 2017

Сильные солнечные бури могут вызывать "искры", которые теоретически могут расплавить почву, возможно так же, как метеорное, согласно новому исследованию (NASA).

Если наблюдать за Луной в течение месяца, можно заметить, что различные структуры на поверхности нашего спутника освещены Солнцем в разное время. Однако есть некоторые части Луны, которые никогда не видят солнечного света. Эти области называют постоянно затененными регионами. Ученые считают, что некоторые лунные регионы не видели солнечного света около 2 миллиардов лет. Однако благодаря новым данным Лунного Орбитального Аппарата (NASA), мы можем заглянуть в эти темные кратеры в невероятных деталях.

На Луне практически нет атмосферы, таким образом, ее поверхность является незащищенной перед воздействием космического пространства, его феноменов и объектов. Воздействия от маленьких метеорных тел хорошо видны на реголите Луны.

"Приблизительно 10 процентов лунного реголита было расплавлено или выпарено с лунной поверхности под воздействием различных метеорных тел" - сказал Эндрю Джордан из Университета Нью-Гэмпшира, - "Мы выяснили, что в постоянно затененных регионах Луны, искры от солнечных бурь могли расплавить или выпарить подобный процент лунного реголита".

Ученые определили возраст Луны

12 января 2017 г.

Ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) установили, что Луна значительно старше, чем предполагалось ранее — ее возраст составляет по меньшей мере 4,51 миллиарда лет.

Такие выводы были сделаны на основе анализа восьми образцов минерала циркона, собранных на поверхности Луны экипажем космического корабля "Аполлон-14" в 1971 году.

"Циркон представляет собой лучшие в природе часы. Ему лучше всего удается хранить геологическую историю и раскрывать свое происхождение", — рассказал профессор геохимии и космохимии, соавтор исследования Кевин Маккиган.

По его словам, прежние гипотезы о возрасте Луны основывались на анализе образцов лунных пород, "засоренных" в результате множественных метеоритных бомбардировок лунной поверхности. Такие образцы указывали лишь на время каких-либо событий в истории спутника Земли, полагает Маккиган.

Новое исследование говорит о том, что Луна сформировалась уже через 60 миллионов лет после зарождения Солнечной системы. Раньше считалось, что это произошло в период от 100 до 200 миллионов лет после образования Солнечной системы.

источник - https://ria.ru/science/20170112/1485548924.html

2.    Марс

Выбросы метана могли привести к разогреву древнего Марса

25 января 2017

Считается, что 4 млрд лет назад Солнце светило примерно на 30 процентов менее ярко, чем сегодня, и следовательно, значительно меньшее количество тепла получала от нашей звезды марсианская поверхность. Чтобы задержать это скудное тепло на планете потребовался бы значительно больший по величине парниковый эффект, чем тот, который мог быть вызван находящимся в то время в атмосфере планеты диоксидом углерода. Так, даже стократное увеличение давления диоксида углерода, по сравнению с современным его парциальным давлением в атмосфере Марса, при численном моделировании климата планеты не дает возможности повышения температуры на поверхности до температуры таяния льда.

Для решения этой проблемы учёные предложили сценарий, согласно которому мощный парниковый эффект в атмосфере раннего Марса достигается за счет взаимодействия трех основных атмосферных газов: метана, водорода и диоксида углерода. В настоящее время на Марсе характер атмосферы окислительный, однако в древности планета имела восстановительную атмосферу, и выделявшийся в результате протекания геологических процессов метан разлагался с выделением водорода.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9351

3.    Астероиды

Новые факты о Церере

02 января 2017

Наблюдения за Церерой помогли ученым обнаружить в общей сложности больше 130 ярких пятен на поверхности карликовой планеты. Многие из этих областей сосредоточены в ударных кратерах.

Одно из исследований, которое проводилось под руководством Андреаса Натюса из Института Макса Планка, навело ученых на мысль о том, что одним из основных компонентов присутствующих в области ярких пятен относится к типу сульфата магния (неорганическая соль). Он известен как гексагидрит.

Исследование предполагает, что солевые отложения были сформированы после того, как водный лёд был сублимирован. Затем в процессе столкновения с астероидом, материал, находящийся под поверхностью, был поднят на поверхность, высвободив солевые залежи. Учитывая глобальную природу ярких пятен на Церере, можно предположить, что под поверхностью этой карликовой планеты находится слой сульфата магния.

Во втором исследовании научная команда «Dawn» использовала данные видимого и инфракрасного спектрометра для того, чтобы посмотреть на состав Цереры и обнаружила доказательства богатых аммиаком глин. В то время как сами следы аммиака испарились бы с поверхности Цереры давным давно, молекулы аммиака, связанные с полезными ископаемыми, такие как глина, могли сохраниться.

Это открытие говорит о том, что Церера сформировалась отнюдь не в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, где карликовая планета находится в настоящее время. Присутствие солей аммиака предполагает, что Церера могла состоять из материала, который родом из более холодных окрестностей внешней Солнечной системы.

источник - источник - http://www.infuture.ru/article/17409

4.    Кометы

Российский астроном Еленин открыл свою шестую комету

14 января 2017

Научный сотрудник Института прикладной математики имени М. В. Келдыша Леонид Еленин обнаружил новую комету. На счету Еленина уже шесть открытых комет, но эту он открыл с помощью разработанного и написанного им самим программного обеспечения, позволяющего удалённо работать с обсерваториями.

Комета C/2017 A3 (Elenin) обнаружена на южном небе на границе созвездий Киля и Кормы во время планового обзора на австралийском телескопе сети ISON. Она имеет 18 звездную величину и доступна для любительских телескопов.

источник - https://hi-news.ru/research-development/rossijskij-astronom-elenin-otkryl-shestuyu-po-schyotu-kometu.html

5.    Юпитер и его спутники

Вокруг Европы обнаружена «корона» из водорода

31 января 2017

При помощи космического телескопа «Хаббл» астрономы обнаружили корону из атомарного водорода, окружающую ледяной спутник Юпитера Европу.

Европа имеет тонкую атмосферу, состоящую в основном из молекулярного кислорода, который образуется в результате распыления и радиолиза льда, находящегося на поверхности Европы, в результате бомбардировки ионами из магнитосферы. И хотя молекулярный кислород является самым плотным компонентом атмосферы Европы, в результате распыления льда также образуются вода и молекулярный водород, скорости образования которых сравнимы со скоростью образования молекулярного кислорода. Однако ученым известно, что лишь неконденсирующийся молекулярный кислород накапливается, формируя приповерхностную атмосферу, в то время как другие продукты распыления не могут выполнять эту функцию: так, вода замерзает при контакте с поверхностью Европы, а легкий молекулярный водород теряется в космос.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9366

6.    Сатурн и его спутники

"Кассини" сфотографировал луну, повелевающую кольцами Сатурна

19 января 2017 г.

Кольца Сатурна  возникли в результате разрушения рядом с ним в первые дни существования Солнечной системы "зародыша" еще одной планеты. Он оказался слишком близко к гиганту, был разорван приливными силами и раздроблен на множество мелких осколков. Самые плотные их скопления были "съедены" Сатурном и его самым крупным спутником Титаном, а остальные образовали материал будущих колец.

Внутри них ученые сравнительно недавно обнаружили две луны, названные Пан и Дафнис. Пан — в так называемом разрыве Энке внутри внешнего кольца А, а впервые сфотографированный самим же "Кассини" в 2005 году Дафнис – в разрыве Килера в том же кольце. Обе эти луны "дирижируют" движением материи в кольце А, пуская своеобразные "волны", которые путешествуют по всей длине колец и заставляют их искривляться и "качаться".

И Дафнис, и Пан заметно отличаются по форме от всех остальных пятидесяти с лишним лун Сатурна тем, что похожи не на шар или картофелину, а на "летающую тарелку" или заостренное с обеих сторон зерно злака. Оба спутника играют роль своеобразных "пылесосов", высасывающих частички пыли и другую материю, попадающую в разрывы Энке и Килера, и накапливающих ее на своих экваторах.

источник - https://ria.ru/science/20170119/1486053191.html

7.    Плутон и его спутники

В новой работе проведена идентификация ледяных гребней на поверхности Плутона

05 января 2017

Используя модель, схожую с теми, что метеорологи используют для прогнозирования погоды на Земле, а также моделируя физику испаряющегося льда, профессор кафедры наук о Земле и космосе и инжиниринга Школы инжиниринга Лассонда Йоркского университета, Канада, Джон Мурс обнаружил доказательства того, что снежные и ледяные образования, прежде наблюдаемые только на Земле, существуют и на Плутоне.

Кальгаспоры, или «кающиеся снега», которые формируются путем эрозии, представляют собой чашеобразные углубления, по краям которых расположены высокие пики, иногда достигающие нескольких метров в высоту.

Идентификация гребней Хребта Тартар, расположенного на поверхности Плутона, как кальгаспор свидетельствует о том, что присутствие атмосферы необходимо для формирования этих структур, и это может объяснить, почему мы не видим кальгаспоры на других, лишенных воздуха спутниках планет или карликовых планетах. Однако различие в условиях формирования приводит к тому, что на Плутоне эти образования значительно крупнее, чем на Земле – так, их высота здесь может достигать 500 метров.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9297

Астрономы объяснили тайну существования атмосферы Плутона

10 января 2017 г.

Атмосфера Плутона не испарилась в космос за последние несколько миллионов лет благодаря существованию Харона, периодически закрывающего Плутон от солнечного ветра, уносящего молекулы газа.

Атмосфера Харона является временной, однако в то время, когда она присутствует, Харон превращается в своеобразный щит, который оберегает атмосферу Плутона от уничтожения и перенаправляет большую часть потока солнечного ветра в стороны от карликовой планеты.

источник - https://ria.ru/science/20170110/1485405597.html

Тектоника на Хароне

29 января 2017

Самый крупный спутник Плутона – Харон, покрыт трещинами. Несмотря на то, что он уже давно не является геологически активным, когда в недрах Харона наблюдались сдвиги тектонических плит, то есть те же процессы, которые можно наблюдать на Земле.

Команда ученых из NASA при использовании данных автоматической межпланетной станции Новые Горизонты провела исследования для того, чтобы изучить эти процессы.

По их словам, трещины и расколы на поверхности Плутона выглядят так, как разломы на дне океанов Земли.

По утверждению исследователей NASA, тектонические плиты на Хароне двигались по направлению друг от друга в период геологической активности спутника карликовой планеты.

8.    Звездная и галактическая астрономия

Астрономы обнаружили уникальную звезду-белого карлика, которая пульсирует 11 различными способами

4 января 2017

Астрономы обнаружили весьма необычную звезду, белого карлика с гелиевой атмосферой. Самым необычным является то, что эта звезда, PG 0112+104, пульсирует 11 независимыми способами, что является своего рода рекордом в этой области. А дальнейшее изучение этой звезды может дать ученым в руки массу новой информации о динамике вращения и о других процессах, происходящих в недрах этого чрезвычайно тяжелого и плотного остатка звезды, завершившей свой жизненный цикл взрывом сверхновой.

Звезда PG 0112+104, имеющая массу в половину массы Солнца и температуру поверхности в 30 тысяч градусов по шкале Кельвина, была первоначально отнесена к классу DB, белых карликов с гелиевой атмосферой. Но после того, как группа астрономов из университета Северной Каролины обнаружила, что яркость этой звезды изменяется вследствие ее нерадиальных пульсаций, звезда была переквалифицирована в класс пульсирующих белых карликов DBV.

Помимо количества видов пульсаций, астрономы определили, что колебания яркости звезды PG 0112+104 имеют периодический характер и соответствуют времени обращения верхнего слоя этой звезды, который равен 10.17 часа.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8809-astronomy-obnaruzhili-unikalnuyu-zvezdu-belogo-karlika-kotoraya-pulsiruet-11-razlichnymi-sposobami.html

Исследователи впервые наблюдают новую, экстремально редкую галактику

04 января 2017

На расстоянии примерно 359 миллионов световых лет от Земли находится галактика PGC 1000714, которая не похожа ни на одну галактику, прежде наблюдаемую астрономами. В новом исследовании впервые приводится описание хорошо известного астрономам эллиптического ядра, однако окруженного двумя кольцами правильной формы – галактики, которая, похоже, принадлежит к редкому классу галактик, так называемому классу Хога.

«Менее 0,1 процента галактик, доступных наблюдениям, относятся к классу Хога», - сказал Бурсин Мутлу-Пакдил, главный автор новой работы и аспирант Института астрофизики Миннесотского университета. Галактики Хога включают круглое ядро, окруженное правильным кольцом, при этом между ядром и кольцом отсутствуют крупные перемычки.

Исследователи наблюдали эту галактику в мультиволновом режиме и смогли определить возраст голубого и молодого внешнего кольца (0,13 миллиарда лет), окружающего красное и более старое (5,5 миллиарда лет) центральное ядро, однако в ходе наблюдений с удивлением обнаружили ещё одно, второе внутреннее кольцо вокруг этого центрального тела. Это красное диффузное кольцо является совершенно нехарактерным для галактик такого типа; его возраст оказался заметно больше, по сравнению с возрастом молодого внешнего кольца.

Согласно рабочей гипотезе, предложенной командой Мутлу-Пакдила, морфологическую аномалию галактики PGC 1000714 могло породить молодое внешнее кольцо, которое может представлять собой остатки поглощенной карликовой галактики, некогда богатой газом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9294

Сверхновые, «стандартные свечи» Вселенной рано «списывать со счетов»

05 января 2017

В новом исследовании космологи из Чикагского университета и Университета Уэйна, обе научных организации США, подтверждают точность измерения скорости расширения Вселенной при помощи сверхновых класса Ia. Эти находки свидетельствуют в пользу распространенной гипотезы о том, что расширение Вселенной ускоряется, и что такое ускорение приписывается таинственной силе, известной как темная энергия. В этой работе подвергаются критике недавние статьи, выражающие сомнение возможность использования сверхновых типа Ia для надежного измерения скорости расширения Вселенной.

Один из основных аргументов противников использования сверхновых типа Ia для измерения скорости расширения Вселенной состоит в том, что яркость этих вспышек неодинакова, и их можно разделить на два различных подкласса – что существенно усложняет измерения космических расстояний с их помощью. В своем новом исследовании группа ученых во главе с Дэвидом Синабро, профессором Университета Уэйна, сообщает, что не обнаружила признаков существования двух различных подклассов сверхновых типа Ia в данных, полученных в рамках наблюдательных кампаний Supernovae Search и Supernova Legacy Survey Слоуновского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey, SDSS). В недавних работах, в которых подвергалось критике использование сверхновых типа Ia в качестве «линеек» для измерения Вселенной, были использованы другие наборы данных.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9295

Составлен новый каталог галактик

07 января 2017

Команда исследователей составила специальный каталог, который призван помочь астрономам выяснить истинные расстояния до десятков тысяч галактик, расположенных за пределами нашей галактики Млечный путь.

Этот каталог, получивший название NED-D, представляет собой ресурс, критически важный не только для изучения этих галактик, но также и для определения расстояний до миллиардов других галактик, рассеянных по Вселенной. По мере того как этот каталог продолжает расти, растет вместе с ним и уверенность астрономов в надежности представленных в нем данных, которые используются для расчетов размеров Вселенной и скорости её расширения. Каталог NED-D является частью базы данных НАСА NASA/IPAC Extragalactic Database (NED), онлайн-репозитория, в котором находится информация по более чем 100 миллионам галактик.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9301

Sagittarius B2 - гигантская химическая лаборатория галактического масштаба

8 января 2017 г.

Если бы у нас был орган, способный ощутить вкус и запах огромного космического объекта, то, "попробовав" молекулярное газовое облако Sagittarius B2, мы сочли бы его вкус просто ужасным. Это облако, размером в 100 световых лет, состоит преимущественно из водорода и гелия, масса которых соответствует массе трех миллионов Солнц. Кроме этого в состав газа облака входит этилформиат, имеющий лимонный вкус, уксусная, муравьиная кислота и большое количество спирта. К слову, первые молекулы этанола, найденные в космосе, были обнаружены в 1975 году именно в недрах облака Sagittarius B2. Из менее "удобоваримых" компонентов облака можно выделить этиленгликоль, который придает ему сладковатый "привкус", ацетон и сероводород.

В 2008 году группа ученых из Института Макса Планка обнаружила в составе облака Sagittarius B2 молекулы аминоацетонитрила, близкого "родственника" глицина, самой простой из известных аминокислот. В 2014 году те же самые ученые обнаружили более сложные молекулы, имеющие "ветвящиеся" углеродные основы, которые представляют собой более сложные аминокислоты, возникшие в недрах космического пространства. И в 2016 году ученые обнаружили в облаке Sagittarius B2 следы хиральных молекул разного типа, молекул, структура которых является зеркальным отражением обычных нормальных молекул.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8820-sagittarius-b2-gigantskoe-gazovoe-oblako-yavlyayuscheesya-himicheskoy-laboratoriey-galakticheskogo-masshtaba.html

В 2022 году на небе вспыхнет красная сверхновая

11 января 2017 г.

Научная группа американского Колледжа Кельвина под руководством профессора Ларри Молнара недавно провела наблюдение за двойной системой звезд KIC 9832227. Сама система была впервые обнаружена в 2013 году. После того как ученые выяснили, что она на самом деле относится к двойным звездным системам, астрономы решили сверить информацию с полученными данными космического телескопа «Кеплер». В ходе анализа данных было установлено, что орбитальный период, или время, которое требуется звездам для полного оборота вокруг друг друга, существенно снизился. Продолжив свои наблюдения и расчеты, ученые пришли к выводу, что скорость вращения звезд также увеличилась и конечным результатом всего этого в 2022 году (плюс-минус 1 год) станет их столкновение.

В опубликованной сопроводительной статье указывается, что если расчеты исследователей верны, то звездный коллапс произойдет в созвездии Лебедя. Правда стоит учесть, что предсказания подобного рода не всегда точны.

источник - https://hi-news.ru/research-development/v-2022-godu-nochnoe-nebo-mozhet-ozaritsya-svetom-krasnoj-sverxnovoj.html

Задерживаемые внутри далеких галактик фотоны создают вокруг них гигантские гало

12 января 2017

Астрономы, возглавляемые Дэвидом Собралом и Джорритом Мэтти из Ланкастерского университета (Великобритания) и Лейденского университета (Нидерланды), открыли гигантские гало вокруг ранних галактик типа Млечного пути, формируемые из фотонов, относительно медленно покидающих галактики.

При спектроскопических наблюдениях далеких галактик ученые видят в основном лишь одну спектральную линию – так называемую Лайман-альфа линию, связанную с электронными переходами в молекуле водорода. Это излучение формируется в результате взаимодействия света первых звезд Вселенной с наполняющим ранние галактики водородом.

В новом исследовании Собрал и Мэтти провели уникальные наблюдения почти 1000 далеких галактик при помощи камеры Wide Field Camera и специальных фильтров, позволяющих измерять уровень Лайман-альфа излучения, испускаемого этими галактиками. Сравнение этих наблюдений с прогнозами, сделанными на основании расчетов, показали, что всего лишь 1-2 процента от производимых внутри каждой галактики фотонов Лайман-альфа излучения покидают окрестности центра галактики. Даже если охватить значительно больший объем галактики, то его покидают менее 10 процентов от общего числа фотонов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9316

В рамках проекта распределенных вычислений открыто 13 новых гамма-пульсаров

13 января 2017

Используя вычислительные мощности, предоставленные астрономами-любителями со всего мира, международная команда исследователей, возглавляемая сотрудниками Института гравитационной физики Общества Макса Планка (Германия), осуществила поиск признаков характерной периодичности среди 118 источников «Ферми» неизвестной природы. В 13 из них ученые смогли рассмотреть признаки, указывающие на наличие стремительно вращающейся нейтронной звезды. Все эти нейтронные звезды являются довольно молодыми по астрономическим меркам – их возраст составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч лет – однако две из этих звезд вращаются удивительно медленно – медленнее, чем любой другой известный науке гамма-пульсар. Еще одно сделанное в рамках этого исследования открытие состоит в обнаружении так называемого «глитча», неожиданной вспышки неизвестной природы на фоне равномерного вращения нейтронной звезды.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9318

Самые далекие звезды Млечного пути могут быть оторваны от другой галактики

13 января 2017

Карликовая галактика в Стрельце является одной из нескольких десятков мини-галактик, окружающих галактику Млечный путь. За время существования Вселенной эта карликовая галактика сделала несколько оборотов вокруг нашей Галактики. При каждом сближении гравитация Млечного пути растягивала эту карликовую галактику, подобно ириске.

В исследовании ученые во главе с Марион Дирикс из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) использовали компьютерные модели для описания движения карликовой галактики на протяжении последних 8 миллиардов лет. Они варьировали начальную скорость этой галактики и угол при сближении её с Млечным путем, пытаясь получить картину, наилучшим образом соответствующую наблюдениям.

В начале сеанса моделирования карликовая галактика имела массу примерно в 10 миллиардов масс Солнца, что эквивалентно примерно одному проценту массы Млечного пути. Расчеты  показали, что со временем эта карликовая галактика потеряла примерно треть своих звезд и девять десятых количества темной материи. Это привело к возникновению трех отчетливых потоков звезд, протянувшихся на расстояния порядка одного миллиона световых лет от центра Млечного пути.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9320

Какова масса Млечного Пути?

17 января 2017

В рамках нового исследования ученые пришли к выводу, что масса Млечного Пути находится в диапазоне от 400 миллиардов до 580 000 миллиардов солнечных масс. Для того, чтобы это определить ученые подсчитали суммарную массу самых крупных и массивных объектов нашей галактике. В первую очередь, это 157 шаровых звездных скоплений. Естественно, этот метод измерения массы Млечного Пути не может быть идеальным, однако, он все же дает представление о возможных усредненных значениях. Также этот метод показывает, что по сравнению с предыдущими оценками ученых, наша галактика по массе намного меньше, чем ранее называемые цифры (780 000 миллиардов солнечных масс).

Во Вселенной содержится 2 триллиона галактик

17 января 2017

Международная команда астрономов, возглавляемая Кристофером Конселиче из Ноттингемского университета, обнаружила, что во Вселенной содержится не менее двух триллионов галактик, что примерно в десять раз больше, чем считалось ранее.

Астрономы долгое время пытались определить, сколько галактик содержится в наблюдаемой Вселенной, той части космоса, в которой свет, идущий от далеких объектов, имел достаточно времени, чтобы достичь нашей планеты. На протяжении последних 20 лет ученые использовали снимки, сделанные при помощи космического телескопа НАСА «Хаббл», чтобы производить оценки числа галактик, находящихся во Вселенной, согласно которым в ней содержится примерно 100-200 миллиардов галактик. Современное астрономическое оборудование позволяет нам изучать лишь 10 процентов от этого числа галактик, и оставшиеся 90 процентов будут видны нам после того, как будут разработаны и введены в эксплуатацию более мощные телескопы.

Команда профессора Конселиче превратила снимки, сделанные при помощи различных телескопов, в том числе при помощи космического телескопа «Хаббл», в трехмерные карты. Это позволило ученым рассчитать плотность распределения галактик в элементарном объеме, а также последовательно сложить между собой все элементарные объемы, чтобы получить суммарную картину распределения галактик во Вселенной.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9328

Непонятная сила высасывает газ из галактик

19 января 2017 г.

После изучения более 11 000 галактик с помощью телескопов проекта Слоановского цифрового небесного обзора, а также проекта Legacy Fast ALFA обсерватории Аресибо команда ученых пришла к выводу, что с этим делом может быть связан процесс так называемого «приливного обдирания», который заставляет газ галактик их покидать. И все указывает на то, что этот процесс может встречаться в космосе гораздо чаще, чем предполагалось ранее. По сути, это быстрая смерть, потому что без газа галактики не способны производить новые звезды.

источник - https://hi-news.ru/research-development/chto-to-neizvestnoe-v-kosmose-v-bukvalnom-smysle-vysasyvaet-zhizn-iz-galaktik.html

Открыта одна из самых ярких известных науке далеких галактик

24 января 2017

Международная команда исследователей, возглавляемая учеными из Канарского института астрофизики Университета Ла-Лагуны (Испания), открыла одну из самых ярких «неактивных» галактик ранней Вселенной. Обнаружение галактики BG1429+1202 стало возможным, благодаря «помощи» со стороны массивной эллиптической галактики, лежащей вдоль линии наблюдения этого космического объекта, которая в этом случае действовала подобно линзе, увеличивая яркость далекого объекта и искажая его наблюдаемую форму. Эти результаты являются частью проекта BELLS GALLERY, основанного на анализе более 1,5 миллиона спектров галактик, полученных при помощи Слоуновского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey, SDSS).

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9347

Быстрые выбросы газа впервые зарегистрированы для белого карлика

27 января 2017

Карликовые новые (объекты типа SS Лебедя, включающие солнцеподобную звезду, обращающуюся вокруг белого карлика) хорошо известны своими повторяющимися, слабыми вспышками (называемыми извержениями), связанными с перетеканием газа от звезды-компаньона к белому карлику, однако никогда прежде для них не наблюдались серии вспышек.

Изначально наблюдения активности карликовой новой, проведенные в феврале 2016 г., рассматривались как атипичное извержение, однако последующие телескопические наблюдения выявили интригующую картину стремительных вспышек. Наиболее необычное и загадочное поведение этой системы наблюдалось в радиодиапазоне, где к концу извержения ученые наблюдали гигантскую вспышку. Продолжавшаяся в течение менее чем 15 минут, она обладала энергией, эквивалентной энергии примерно одного миллиона самых мощных солнечных вспышек. Уровень мощности радиоизлучения, идущего от этой вспышки, является беспрецедентным для карликовых новых и сравним с уровнем мощности излучения джетов черных дыр.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9358

Обнаружены блазары, слабо излучающие в радиодиапазоне

30 января 2017

Блазар представляет собой галактику, центральное ядро которой является ярким в широком диапазоне длин волн, начиная от низкоэнергетических радиоволн и вплоть до высокоэнергетических гамма-лучей. Астрономы считают, что ядро блазара содержит сверхмассивную черную дыру. Излучение возникает, когда материя падает в направлении черной дыры и перетекает в мощные, узконаправленные джеты излучающих электромагнитные волны заряженных частиц, движущихся со скоростью, близкой к скорости света. Два определяющих свойства блазара – мощное излучение в радиодиапазоне и высокая изменчивость – являются результатом аккреции материи и испускания джетов.

Хотя другие активные ядра галактик также испускают джеты, состоящие из частиц материи, класс блазаров отличается тем, что джеты этих объектов направлены в сторону Земли. Мощное радиоизлучение джетов блазаров, как правило, маскирует эмиссионные и абсорбционные линии вещества этих галактик и не позволяет определить расстояние до них, однако в новом исследовании, проведенном астрономами из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, США, Раффаэле Д’Абруско и Говардом Смитом, сообщается об обнаружении уникальных блазаров, «тусклых» в радиодиапазоне. Астрономы обнаружили эти объекты в каталоге источников космической гамма-обсерватории Fermi, однако не нашли им соответствия в каталогах радиоисточников, включая каталог инфракрасных источников, составленный при помощи спутника WISE.

В настоящее время авторы статьи работают над объяснением загадочного «молчания» исследуемых ими блазаров в радиодиапазоне.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9365

9.    Экзопланеты

"Хаббл" нашел рой "комет-камикадзе", падающих на звезду

9 января 2017 г.

Орбитальная обсерватория "Хаббл" получила необычные фотографии молодой звезды HD 172555 в созвездии Павлина, которые указали на присутствие целого "роя" комет, движущихся в сторону светила и периодически сталкивающихся с ним.

Эта звездная система родилась примерно 23 миллиона лет назад, и в ней еще не завершились процессы формирования планет и малых небесных тел. Она удалена от Земли всего на 95 световых лет, что позволяет ученым изучать самые мельчайшие детали этой новорожденной "звездной семьи".

Главной причиной того, почему HD 172555 интересует астрономов, является то, что в 2009 году телескоп "Спитцер" обнаружил возможные намеки на то, что недавно в окрестностях данной звезды произошло "планетное ДТП". Два небольших зародыша планет размером с Меркурий столкнулись друг с другом, в результате чего один из них был разрушен, а второй – почти полностью испарился.

источник - https://ria.ru/science/20170109/1485290956.html

Как найти подобные Земле экзопланеты?

11 января 2017

Ученые выбрали два ключевых фактора для поиска схожих с Землей планет.

Лучшими кандидатами для схожих с землей планет были выбраны экзопланета Кеплер 102, у которой наблюдается подобное Земле отношение магния к кремнию, и Кеплер 407, чье отношение этих химических элементов приблизительно на две трети меньше, чем у Солнца.

В рамках исследования с использованием компьютерного моделирования, ученые обнаружили, что даже небольшая разница в отношении между этими двумя элементами играет значительную роль для скалистых миров, вращающихся вокруг каждой звезды.

У обеих планет есть жидкое железное ядро, и затем слой, состоящий из силикатного минерала бриджманита. А вот состав их мантии в значительной степени отличается.

Мантия первой планеты состоит из оливина, который является довольно мягким и допускает активную тектонику плит. Мантия же второй планеты более похожа на минерал под названием гранат. Здесь тектоника плит очень маловероятна, поскольку минерал является довольно крепким и прочным.

Это наводит ученых на мысль о том, что первая экзопланета (Кеплер 102) является более подобной Земле.

На орбите вокруг переменной звезды обнаружен «горячий юпитер»

14 января 2017

Астрономы обнаружили новый «горячий юпитер», обращающийся вокруг звезды типа Т Тельца, известной как TAP 26. Эта вновь обнаруженная далекая планета, получившая обозначение TAP 26 b, имеет массу, на 66 процентов превышающую массу Юпитера, и обращается вокруг родительской планеты по орбите с периодом примерно 10 суток.

Расположенная на расстоянии примерно 480 световых лет от нас, звезда TAP 26 принадлежит к классу переменных звезд до главной последовательности, носящему название Тау Тельца. Звезда TAP 26 имеет массу, примерно равную массе Солнца, и радиус примерно в 1,17 солнечного радиуса. Возраст этой звезды оценивается приблизительно в 17 миллионов лет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9322

Опубликован новый каталог экзопланет, лежащих в обитаемых зонах звезд

19 января 2017

Астрономы во главе с Гильермо Торресом из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) составили полный каталог экзопланет-кандидатов, обнаруженных при помощи «Кеплера» в обитаемых зонах звезд. Рассмотрев ряд критериев для определения границ обитаемой зоны, авторы сообщают о 104 планетах-кандидатах, лежащих в границах «оптимистичных» (более обширных) версий обитаемых зон звезд, и о двадцати экзопланетах-кандидатах, лежащих внутри «более консервативных» (менее обширных) обитаемых зон и имеющих радиус менее двух радиусов Земли.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9336

Три новых гигантских экзопланеты открыты при помощи SuperWASP-South

20 января 2017

Группа астрономов под руководством Дэвида Андерсона (David Anderson) из Кильского университета (Великобритания) сообщает об обнаружении в рамках программы SuperWASP новых экзопланет: WASP-91b, WASP-105b и WASP-107b. Планеты WASP-91b и WASP-105b представляют собой теплые юпитеры, обращающиеся вокруг богатых металлами звезд раннего/среднего подклассов спектрального класса K. Их массы составляют соответственно 1,34 и 1,8 массы Юпитера, равновесные температуры соответственно 1160 и 900 Кельвинов, а орбитальные периоды планет – соответственно 2,8 и 7,9 суток. Звезда WASP-91 лежит в направлении созвездия Тукан, а звезда WASP-105 – в направлении созвездия Феникс. Планета WASP-107b является существенно менее массивной планетой, по сравнению с двумя другими: в то время как её размер примерно равен размеру Юпитера, её масса составляет всего лишь 12 процентов от массы крупнейшей планеты Солнечной системы. Планета обращается вокруг звезды WASP-107, лежащей в направлении созвездия Девы, с периодом 5,7 суток, а равновесная температура для этой планеты составляет всего лишь 770 К.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9337

Астрономы впервые изучили состав атмосферы двойника Венеры и Земли

26 января 2017 г.

Планету GJ 1132 b, первый известный и самый близкий аналог Венеры за пределами Солнечной системы, открыл в середине 2015 года известный планетолог Дэвид Шарбонно, который при помощи автоматизированного телескопа MEarth следил за тусклыми красными карликами в попытке найти планеты в их окрестностях.

Для изучения атмосферы "второй Венеры" ученые воспользовались тем, что лучи светила, проходящие через воздушные оболочки GJ 1132 b и достигающие Земли, несут спектральный отпечаток их химического состава. Проследив за девятью проходами GJ 1132 b по диску звезды, Саутворт и его команда накопили достаточное количество данных о том, как свет взаимодействует с молекулами воздуха этой планеты.

Как оказалось, первооткрыватели GJ 1132 b недооценивали ее размеры – ее радиус приблизительно в 1,4 раза больше, чем у Земли, а по массе она примерно в 1,6 раза превосходит и нашу планету, и Венеру. Атмосфера, как показали наблюдения за GJ 1132 b на разных длинах волн, довольно густая и мощная – она протянулась примерно на 600 километров над поверхностью планеты.

Эти замеры, как отмечают ученые, показали, что в атмосфере GJ 1132 b в больших количествах присутствуют вода и метан, что заметно отличает эту экзопланету от Венеры. Более того, ее поверхность, судя по низкой плотности, должна быть покрыта довольно толстым слоем воды — или же ее недра должны состоять почти целиком из кремниевых горных пород (что крайне маловероятно). Температура на поверхности планеты оказалась выше, чем предсказывали Шарбонно и его коллеги, – около 360 градусов Цельсия.

Учитывая открытие на планете кислорода, о чем ученые заявили в августе 2016 года, сейчас очень сложно говорить о том, чем же является эта планета — аналогом Венеры или "парниковой" Земли.

Более детальные сведения о составе атмосферы и облике GJ 1132 b сегодня получить невозможно – для этого требуются более мощные спектрографы и телескопы. Как полагают исследователи, телескоп "Джеймс Уэбб", который НАСА планирует запустить в 2018 году, сможет изучить атмосферу GJ 1132 b и других близлежащих планет.

источник - https://ria.ru/science/20170126/1486515642.html

10. Развитие жизни

Существует больше 100 определений жизни

10 января 2017

В школах учат помнить семь процессов, которые якобы определяют жизнь: движение, дыхание, чувствительность, рост, размножение, выделение и питание.

Хотя это полезный старт для определения жизни, этим все не ограничивается. Есть много вещей, которые мы могли бы запихнуть в эти рамки и назвать живыми. Некоторые кристаллы, инфекционные белки — прионы и даже определенные компьютерные программы будут «живыми», если исходить из этих семи принципов.

Классический пограничный пример — вирусы. Они не являются клетками, у них нет метаболизма и они остаются инертными до тех пор, пока не столкнутся с клетками, поэтому многие люди (включая и многих ученых) заключают, что вирусы не являются живыми

Даже попытки использовать наше знание земной жизни, чтобы попытаться найти инопланетян, могут приводить к смешанным результатам. NASA, например, считало, что проведет хорошую работу по определению жизни в 1976 году, когда космический аппарат «Викинг-1» успешно сел на Марсе, будучи оснащенным тремя экспериментами для жизни. Один тест, в частности, показал, что на Марсе была жизнь: уровень диоксида углерода в марсианской почве был высоким, а значит в ней жили и дышали микробы.

Но увиденный на Марсе диоксид углерода сейчас повсеместно объясняется куда менее захватывающим явлением небиологических окислительных химических реакций.

В 2010 году открытие бактерий с ДНК, содержащей мышьяк вместо стандартного фосфора, поразило многих астробиологов. Хотя эту находку с тех пор не раз поставили под сомнение, многие тихо надеются, что жизнь не будет следовать классическим правилам. В то же время некоторые ученые работают над формами жизни, которые вообще не основаны на химии.

Пока мы не обнаружили и не изучили альтернативные формы жизни, мы не можем знать, какие признаки, важные для нашей жизни, действительно универсальны.

источник - https://hi-news.ru/science/sushhestvuet-bolshe-100-opredelenij-zhizni-i-vse-oni-oshibochny.html

Разработан новый инструмент для поисков жизни на далеких планетах

16 января 2017

Одним из способов поисков жизни на других планетах является поиск аминокислот. Однако поиски этих молекул на поверхности Марса или другой планеты представляют собой довольно сложную научную задачу. Ровер Curiosity, исследующий Марс, предпринимал попытку такой идентификации, однако эти эксперименты были осложнены реакциями с другими материалами, содержащимися в собранных образцах.

В новом исследовании группа ученых во главе с Джессикой Кример разработала новый метод, основанный на капиллярном электрофорезе и позволяющий определять 17 различных аминокислот в образце грунта совместно. Этот конкретный набор аминокислот может быть обнаружен в больших количествах как в биологических образцах, так и в образцах небиологического происхождения, однако при определенном сочетании этих аминокислот в нем может служить индикатором присутствия жизни.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9326

Тектоника литосферных плит может оказаться необходимым условием жизни

19 января 2017 г.

Из всех планет Земля является единственным местом, имеющим тектонику. Также это единственное место, на котором есть жизнь. Но необходима ли тектоника для жизни?

Астрономы обнаружили тысячи планет за пределами Солнечной системы; некоторые из них вполне могут быть пригодны для жизни. И тектоника плит может повысить вероятность наличия жизни — особенно если говорить о более сложных организмах.

Когда две плиты сталкиваются и давят одна на другую, одна из них может сместиться вниз. Этот процесс субдукции рождает глубокие океанические трещины или вызывает извержение вулканов. Иногда, как в Гималаях, континентальные плиты сталкиваются, а поскольку идти им некуда, остается только воздвигать горы.

Все это необходимо жизни на Земле.

Эти процессы выводят углерод из недр Земли и вводят его обратно, и в процессе этого регулируется уровень диоксида углерода в атмосфере. Двуокись углерода — это парниковый газ: если его будет слишком много, атмосфера будет удерживать слишком много тепла.

Таким образом, углеродный цикл выступает как глобальный термостат, регулирует себя, когда нужно (хоть и не принимает во внимание излишек диоксида углерода, порожденный изменяющими климат действиями человека). Более теплый климат также приводит к большему количеству осадков, которые помогают извлекать еще больше диоксида углерода из атмосферы.

Газ растворяется в каплях дождя, которые падают на голую почву и породы. Химические реакции между дождевой водой и породами высвобождают углерод и минералы вроде кальция из пород. Вода затем стекает в реки и ручьи, достигает океана, и уже там углерод образует карбонатные породы и органические объекты вроде ракушек.

Карбонат оседает на дне океана, на тектонической плите, которая подвергается субдукции и уносит углерод в недра Земли. Вулканы затем отрыгивают углерод обратно в атмосферу в виде углекислого газа. Через сотни миллионов лет цикл, наконец, завершается.

Поддержание теплого климата необходимо для того, чтобы планета оставалась обитаемой. Но тектоника плит влияет и на другие вещи. Например, было проведено исследование, которое показало, что эрозия и процессы выветривания удаляют такие элементы, как медь, цинк и фосфор, из пород и уносят их в море.

Эти элементы являются важными питательными веществами для организмов вроде планктона. В прошлом они могли быть ответственны за взрывы биоразнообразия, вроде кембрийского взрыва 540 миллионов лет назад. Данные также показывают, что периоды с небольшой эрозией — и меньшим количеством доступных питательных веществ в океане — совпадали с событиями массового вымирания.

источник - https://hi-news.ru/research-development/tektonika-plit-neozhidannyj-ingredient-neobxodimyj-dlya-zhizni.html

Ученые НАСА выяснили, как найти следы жизни в водах Европы и Энцелада

27 января 2017 г.

Питер Уиллис из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) и его коллеги создали специальные светящиеся молекулы, которые соединяются только с "левыми" аминокислотами. Когда к таким красителям присоединяется аминокислота, он меняет свой цвет и начинает медленнее двигаться внутри раствора, что позволяет определять присутствие настоящих "кирпичиков жизни" даже в самых минимальных концентрациях, и подсчитывать их буквально с точностью до молекулы, пропуская из через сверхтонкие сосуды-капилляры.

Для проверки работоспособности этой идеи ученые отправились в самое "внеземное" место на Земле – на берега калифорнийского озера Моно, чьи воды содержат в себе так много щелочи, что в нем пока было найдено лишь считанное число бактерий. Сегодня Моно считается ближайшим аналогом того, как выглядит подледный океан Энцелада.

Капиллярная методика Уиллиса и его коллег дала свои плоды – ученым удалось зафиксировать присутствие сразу 17 аминокислот в водах Моно в концентрациях, которые в почти 10 тысяч раз ниже тех, которые может "учуять" лаборатория SAM на борту марсохода Curiosity.

источник - https://ria.ru/science/20170127/1486628993.html

11. Поиск внеземных цивилизаций

Виртуальная реальность – решение парадокса Ферми?

8 января 2017

Парадокс Ферми подчеркивает противоречие между высокой вероятностью появления жизни в нашей Вселенной и полным отсутствием доказательств того, что эта пресловутая жизнь существует где-то еще. Поэтому кажется абсолютно странным, что мы пока никого не нашли.

Чтобы решить парадокс Ферми, футуролог Джон Смарт предложил увлекательную «гипотезу трансцендирования», предположил, что эволюционные процессы в нашей Вселенной могли бы привести к тому, что все развитые цивилизации устремились в один пункт назначения; в котором они переходят из нашего нынешнего пространства-времени в созданные собственноручно виртуальные миры.

По мнению Смарта, по мере движения технологического прогресса отдельного вида тот разрабатывает виртуальную среду, которая размещается на компьютерах, бесконечно меньших, чем используемые нами сегодня. Развитые виды не колонизируют внешний космос — эта идея им кажется устаревшей — они колонизируют внутренний.

источник - https://hi-news.ru/space/virtualnaya-realnost-reshenie-paradoksa-fermi.html

12. Чёрные дыры

Найдено самое плотное скопление чёрных дыр

7 января 2017

Как известно, черные дыры сами по себе свет не излучают. Почему же они светятся? Все дело в межзвездном газе, разогреваемом с приближением к точке сингулярности (горизонту событий черной дыры) и излучающем очень мощные рентгеновские лучи.

Измерение этих рентгеновских излучений дает космической обсерватории «Чандра» возможность определить наличие черных дыр и проследить за их формированием и эволюцией в рамках истории Вселенной. Затем это излучение переводится в видимую часть спектра.

В статье о результатах проекта Deep Field South Survey идет упоминание о более одной тысяче черных дыр.

источник - https://hi-news.ru/research-development/foto-dnya-samoe-plotnoe-skoplenie-chernyx-dyr-v-nablyudaemoj-vselennoj.html

Черная дыра Млечного пути выбрасывает во все стороны «шары» размером с планету

10 января 2017

Каждые несколько тысяч лет к центральной сверхмассивной черной звезде Млечного пути приближается звезда. Мощная гравитация центральной черной дыры нашей Галактики разрывает звезду на части, выпуская при этом наружу длинную струю газа. Казалось бы, на этом история и заканчивается, однако в новом исследовании утверждается иное. Ученые во главе с Эден Джирмой, студенткой Гарвардского университета (США), показывают, что из этого газа, идущего со стороны черной дыры, формируются объекты планетных размеров, которые затем продолжают двигаться по нашей Галактике.

Расчеты Джирмы и её команды показывают, что ближайшие из этих объектов планетной массы могут пройти на расстоянии в несколько сотен световых лет от Земли. Их масса будет находиться в диапазоне от массы Нептуна до нескольких масс Юпитера. Эти объекты также будут светиться за счет тепла их формирования, однако будут недостаточно яркими, чтобы их можно было заметить при помощи существующих обзоров неба. Будущие инструменты наблюдения, такие как телескопы Large Synoptic Survey Telescope и James Webb Space Telescope могут различить эти объекты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9310

Наблюдения проливают новый свет на реликтовое излучение

06 января 2017

Наблюдения галактического нейтрального водорода, проведенные учеными из обсерватории Аресибо, подтверждают открытие источника, вносящего погрешность в измерения реликтового излучения, осуществляемые при помощи спутников WMAP и «Планк». Точная идентификация близлежащих (галактических) источников излучения, наблюдаемых при помощи этих двух космических аппаратов, имеет большое значение при извлечении из собранных спутниками данных информации о мелкомасштабной структуре реликтового излучения, которая, как считается, указывает на события, происходившие в ранней Вселенной.

Этот новый источник, излучающий в частотном диапазоне от 22 до 100 ГГц, по-видимому, представляет собой излучение холодных электронов. В то время как космологи уже вносили поправку на этот тип излучения, испускаемого горячими электронами, связанными с галактическими туманностями, где температуры источников достигают тысяч градусов, однако эта новая модель требует значений температуры электронов порядка нескольких сотен Кельвинов.

Спектр этих мелкомасштабных структур при наблюдениях в этом частотном диапазоне выглядит практически плоским – что делает его очень похожим на источники, связанные с Большим взрывом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9298

Астрономы открывают мощный космический «ускоритель частиц»

07 января 2017

Объединив научные данные, полученные при помощи рентгеновской космической обсерватории НАСА «Чандра» (Chandra), радиотелескопов Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT), расположенного на территории Индии, и Karl G. Jansky Very Large Array, а также других телескопов, исследователи узнали, что происходит, когда материя, извергнутая гигантской черной дырой, ускоряется при прохождении сквозь область пространства, в которой происходит столкновение двух гиганских скоплений галактик.

Этот космический двойной «ускоритель частиц» был обнаружен в зоне столкновения скоплений галактик Абель 3411 и Абель 3412, расположенных на расстоянии примерно два миллиарда световых лет от Земли. Масса каждого из этих скоплений составляет порядка одного квадриллиона масс Солнца.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9302

Физики опровергли открытие следов "тяжелой" темной материи

9 января 2017 г.

Первые слухи об открытии темной материи начали распространяться в 2010-2011 годах, когда участники коллаборации DAMA/LIBRA начали анализировать данные, собираемые в итальянской глубинной шахте Гран-Сассо детектором темной материи, полностью изолированном от внешнего мира.

По замыслу создателей этого устройства, темная материя нашей Галактики, пролетающая через специальную емкость по мере движения Земли по орбите вокруг Солнца, будет порождать в ней вспышки света, частота которых и интенсивность должна меняться по определенному шаблону, который диктуется распределением темной материи по Млечному Пути.

Подобные флуктуации, как заявляют участники DAMA/LIBRA, им действительно удалось зафиксировать, однако у большинства других физиков полученные ими результаты вызвали вопросы, так как сила взаимодействий темной материи и кристаллов йодида натрия, в которых рождались эти вспышки, была разной зимой и летом и в целом зависела от времени года.

Ни на одном другом детекторе такой "сезонности" темной материи не было зафиксировано, что заставило физиков искать ошибки в работе детекторов DAMA/LIBRA. Сегодня большинство физиков считает, что сигнал "темной материи" порождали нейтроны, рождающиеся в породах шахты Гран-Сассо под действием потока частиц, исходящих от Солнца.

источник - https://ria.ru/science/20170109/1485318730.html

Выдвинута новая гипотеза о природе «тёмной энергии»

24 января 2017

Темная энергия (не путать с темной материей) – это гипотетическая сила, на которую приходится до 68,3 процента всей энергии в наблюдаемой Вселенной. И ученые считают, что эта энергия отталкивает галактики друг от друга. Тем не менее, несмотря на множество непрямых доказательств ее существования, никто так до сих пор и не смог напрямую определить наличие темной энергии или хотя бы адекватно объяснить, откуда она взялась.

Результаты нового исследования, проведенного группой физиков из разных институтов, говорят о том, что если в рамках самых ранних дней появления Вселенной имела место даже едва заметная утрата энергии, то это могло бы объяснить природу темной энергии, о которой сегодня говорят многие ученые. Авторы исследования добавляют, что, вполне возможно, эта утечка хоть и нарушала фундаментальный закон, но нарушала его настолько незначительно, что в итоге этого никто бы и не заметил.

Основной для этой новой гипотезы является альтернативная модель общей теории относительности, к которой Эйнштейн пришел в 1910-х. Она носит название модели унимодулярной гравитации. Согласно ей, энергия совсем необязательно должна сохраняться. При этом исследователи говорят, что при применении модели унимодулярной гравитации в вычислениях значение космологической постоянной идеально соотносится с теми наблюдениями, согласно которым наша Вселенная расширяется с ускорением.

источник - https://hi-news.ru/research-development/novaya-radikalnaya-gipoteza-predlagaet-prostoe-obyasnenie-temnoj-energii.html

Появилась новая неопределённость в значении постоянной Хаббла

27 января 2017 г.

Ученые уже довольно давно пытаются точно измерить постоянную Хаббла и скорость, с которой расширяется Вселенная. Новый виток исследований и наблюдений берет свое начало еще с 1950-х. На тот момент ученые подсчитали, что ее значения находятся где-то между 50 и 100 километрами в секунду на мегапарсек космоса. Другими словами, галактики, расположенные в 3,3 миллиона световых лет от нас, отдаляются от нас со скоростью 50-100 километров в секунду.

В прошлом году было проведено два исследования постоянной Хаббла. Одно исследование проводилось с помощью космической обсерватории «Планк» Европейского космического агентства. Кроме того, в этой работе использовались телескопы обсерватории Кека, Очень Большой Телескоп Европейской Южной Обсерватории, телескоп «Субару», телескопы «Джемини», телескоп имени Виктора Бланко, телескоп Канада-Франция-Гавайи, а также космический телескоп «Спитцер» и в некоторых случаях ряд других. Ученые пытались выяснить значение постоянной Хаббла посредством наблюдения за реликтовым излучением («эхо» Большого взрыва).

Второе исследование проводилось с помощью космического телескопа «Хаббл». С помощью него велось наблюдение за более близко расположенными (то есть более молодыми) к нам звездам и сверхновым. В результате обоих исследований выяснилось, что показатели значения постоянной Хаббла разнятся. Для физиков, обнаруживших это, открытие стало настоящим откровением, ведь разность в показателях может говорить о том, что в понимании одного из фундаментальных свойств космоса есть существенная ошибка.

Для проверки результатов было проведено третье независимое исследование. Работу проводила группа астрономов из коллаборации H0LiCOW с помощью другого оборудования. Исследование показало, что данные, полученные с помощью телескопа Хаббла, являются верными. Ученые производили измерения постоянной Хаббла с помощью наблюдения за эффектом гравитационного линзирования. Они наблюдали за тем, как гравитация заставляет свет далеких галактик изгибаться вокруг квазаров — сверхъярких энергетических объектов в центрах галактик, расположенных перед наблюдаемыми объектами. Яркость квазаров изменяется в течение времени, поэтому ученые могут видеть разные копии одного и того же объекта, но с разным эффектом мерцания. Задержки между этими мерцаниями помогают астрономам вычитать расстояние, которое необходимо пройти свету. Благодаря этому в конечном итоге можно вычитать значение постоянной Хаббла.

Астрономами группы H0LiCOW было установлено, что значение постоянной Хаббла составляет 71,9±2,7 километра в секунду на мегапарсек. Годом ранее, команда, работавшая с космическим телескопом «Хаббл», установила это значение в 73,24±1,74 километра в секунду на мегапарсек. Данные же, которые были получены с помощью космической обсерватории «Планк», принятые за самое точное измерение постоянной Хаббла, указывают на значение в 66,93±0,62 километра в секунду на мегапарсек.

источник - https://hi-news.ru/research-development/vopros-izmereniya-znacheniya-skorosti-rasshireniya-vselennoj-stal-eshhe-zaputannee.html

Космологи нашли причины загадочно быстрого движения Галактики

30 января 2017 г.

В середине 70 годов прошлого века астрономы обнаружили, что Млечный Путь и его соседи не удаляются, как предсказывает теория расширения Вселенной, а движутся в сторону некоторых других галактик со скоростью в 2 миллиона километров в час.

Это движение, как показали наблюдения в 90-тых и 2000-х годах, было связано с так называемым "Великим Аттрактором" – потенциально крупнейшим объектом Вселенной, гигантским скоплением галактик с центром в скоплении галактик Abell 3627. Он простирается почти на половину небосвода южного полушария и расположен в 150 миллионах световых лет от Земли.

Несмотря на очевидную взаимосвязь между ними, ученые не могли объяснить, почему эта группа галактик "толкает" Млечный Путь в том направлении, в котором он движется. Сам "Великий Аттрактор", в свою очередь, притягивается еще более крупным объектом, скоплением Шейпли, расположенном в 600 миллионах световых лет за ним.

Астрономиы из Университета Иерусалима выяснили, что этим дело не ограничивается, создав масштабную трехмерную модель ближайших к нам окрестностей космоса и просчитав скорости движения всех соседних галактик и потоков газа вокруг них, используя снимки, полученные при помощи "Хаббла" в рамках проекта Cosmicflows-2.

Эти данные неожиданно указали на присутствие еще одного крупного гравитационного "игрока" с еще более необычными свойствами – он выталкивает, а не притягивает материю, и находится прямо за "спиной" Млечного Пути. Внутри него, как показал анализ снимков, почти не содержится видимой материи и галактик, из-за чего ученые начали называть его "великой космической пустыней" или просто "Великим Отталкивателем".

источник - https://ria.ru/science/20170130/1486801914.html