ЗА МАРТ 2017 ГОДА

1.    Реформирование отрасли и кадровые изменения

Назначен новый глава Воронежского механического завода

1 марта 2017 г.

Новым гендиректором Воронежского механического завода (ВМЗ) — производителя двигателей для ракет "Союз", "Протон-М" — назначен Игорь Мочалин, он сменит на этом посту и.о. обязанности гендиректора ВМЗ Алексея Уварова.

С сентября 2016 года Мочалин работал первым заместителем генерального директора ПАО "Пролетарский завод" (Санкт-Петербург). Предприятие более 50 лет специализируется на судовом и энергетическом машиностроении.

источник - https://ria.ru/science/20170301/1489017298.html

Госкорпорация хочет по-новому управлять промышленностью

01 марта 2017 г.

Наблюдательный совет «Роскосмоса» утвердил новую структуру госкорпорации, подразумевающую интеграцию в ее состав Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Ее функции в «Роскосмосе» будут замкнуты на специальный промышленный блок, который возглавит заместитель главы госкорпорации Юрий Власов.

ОРКК была создана в 2014 году во время первого этапа реформы космической отрасли, подразумевавшей разделение полномочий на заказчика (им выступало существовавшее тогда Федеральное космическое агентство) и подрядчика (эта роль отводилась корпорации). Модель спустя год признали неэффективной: в своем первом интервью “Ъ” гендиректор ОРКК Юрий Власов объяснял это тем, что «наличие двух мощных центров в лице космического агентства и корпорации зачастую приводило к конкуренции», «а принятие решений затягивалось до непростительных сроков, когда терялся уже сам смысл необходимости этих решений». В итоге правительство и администрация президента согласились с идеей создания единой госкорпорации «Роскосмос», которая бы совместила в себе все управленческие функции. Впоследствии ОРКК вошла в состав госкорпорации, а Власов, сохранив свою прежнюю должность, стал заместителем Игоря Комарова по ракетно-космической промышленности.

По плану новой реформы, ОРКК останется в структуре «Роскосмоса», а ее штатная численность будет сокращена с допустимых 180 до 15 человек. Часть работников ОРКК, исходя из своей специализации, будет трудоустроена в предприятия отрасли, а часть перейдет в специально формируемый в госкорпорации промышленный блок, который будет курировать Власов. Ему будут подчиняться два исполнительных директора (по развитию ракетно-космической промышленности и по реализации оборонных программ), пять департаментов (ракетно-космической техники, планирования и контроля реализации оборонных программ, боевой ракетной техники, работы с поставщиками, автоматических космических комплексов и систем специального назначения) и два отдела (промышленной безопасности и мобилизационной подготовки).

По сути, ОРКК в новой конфигурации сохранит только одну функцию — держателя акций отраслевых предприятий (их более 60 единиц).

источник - http://kommersant.ru/doc/3230037

Стратегия развития Роскосмоса до 2030 года направлена в правительство

03 марта 2017 г.

Если в ходе согласования будут учтены потребности космической отрасли в объемах финансирования, которые заявлялись ранее для выполнения Федеральной космической программы до 2025 года и в рамках задач, стоящих перед Госкорпорацией для выполнения Основ космической политики до 2030 года, то будет одобрен основной вариант программы.

«Сколково» объединит космический и ядерный кластеры

23 марта 2017

В «Сколково» готовятся объединить кластер космических технологий и телекоммуникаций и кластер ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов. Утвердить решение должен Консультативный научный совет фонда, заседание которого запланировано на 5 апреля.

Созданием на их базе кластера промышленных технологий с 2017 года занимается Алексей Беляков. С 2014 года он возглавлял кластер космических технологий и телекоммуникаций. Исполнительным директором кластера ядерных технологий был Игорь Караваев. Однако в январе он покинул фонд, и с этого времени второй кластер также возглавил Беляков.

источник - https://izvestia.ru/news/673045

Глава Роскосмоса сообщил о целом ряде проблем в ракетно-космической отрасли

31 марта 2017 г.

Целый ряд проблем накопился в ракетно-космической отрасли, устранить их поможет стратегия развития корпорации и космической деятельности до 2025 и 2030 годов. Об этом заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.

" Это прежде всего недостаточный состав орбитальных группировок космических аппаратов, уровень качества и надежности изделий ракетно-космической техники, низкий уровень эффективности использования МКС низкие темпы перевооружения предприятий ракетно-космический промышленности, недостаточный уровень коммерциализации космических товаров и услуг и другие", - перечислил он

2.    Происшествия

Суд 14 марта приступит к рассмотрению дела об аварии "Протона" со спутниками "Глонасс"

02 марта 2017 г.

Королёвский суд Подмосковья назначил на 14 марта рассмотрение по существу уголовного дела в отношении четырех сотрудников РКК "Энергия", причастных к аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М".

Начальник отдела ОАО "РКК "Энергия" им. С. П. Королева" Станислав Балакин, замначальника 24-го отделения по бортовым и наземным системам космических аппаратов и средств выведения Сергей Ломтев, заместитель руководителя научно-технического центра по системам средств выведения Александр Мартынов и инженер 242-го отдела Юрий Большигин обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия").

Следствие полагает, что обвиняемые, заведомо зная о применении нового разгонного блока 11С861-03, не обеспечили корректировку формулы расчета уровня заправки окислителя в документации системы контроля заправки, в результате чего 5 декабря 2010 года при заправке блока на стартовом комплексе космодрома Байконур была превышена на 1,582 тыс. кг необходимая масса жидкого кислорода, что не позволило вывести на заданную орбиту три спутника "Глонасс-М".

Исполнительный директор Роскосмоса В.Евдокимов погиб в московском СИЗО №5

18 марта 2017 г.

Роскосмос с прискорбием сообщает о гибели Исполнительного директора Госкорпорации по качеству и надёжности Владимира Евдокимова.

Очередное заседание суда по рассмотрению заявления защиты об изменении меры пресечения и внесении залога должно было состояться 30 апреля 2017 года.

Владимир Евдокимов был арестован 01 декабря 2016 года по обвинению в хищении имущества в 2007-2009 гг. ОАО Корпорация «МиГ».

Родился 26 марта 1961 года. В 1984 – 2005: работал на различных должностях на предприятиях Министерства среднего машиностроения (атомная промышленность). 2005 – 2007: первый заместитель директора, генеральный директор ФГУП «Авиатехприемка». 2007–2014: генеральный директор ФГУП «Авиатехприемка». 2014 – 2015: заместитель генерального директора по качеству и надежности ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК). 2015 - 18 марта 2017: Исполнительный директор по качеству и надёжности Государственной корпорации «Роскосмос».

Содержание обвинения связано с работой в Роскосмосе, а с более ранними эпизодами деятельности.

источник - https://www.roscosmos.ru/23338/

Почти у всех двигателей второй и третьей ступеней "Протона" нашли дефекты

30 марта 2017 г.

Переборке на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) подлежит 71 дефектный двигатель для ракет-носителей "Протон-М", или весь задел предприятия по второй и третьей ступеням, сообщил генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

источник - https://ria.ru/science/20170330/1491089409.html

3.    Космодром Восточный

Компания-строитель космодрома Восточный впервые с 2014 года погасила долги по зарплате

7 марта 2017 г.

Прокуратура Приморского края отчиталась о полном погашении долгов по зарплате перед строителями космодрома Восточный - сотрудниками ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Для этого потребовались более тысячи судебных исков, 10 представлений прокуратуры и два уголовных дела.

Ситуация с задолженностью по заработной плате в ТМК не снималась с контроля прокуратуры края в течение нескольких лет. Всего задолженность составила около 285 млн рублей.

ИМЦ ЦК РКРП-КПСС по рабочему движению

Информационное сообщение N 9 (930)

Строители на космодроме «Восточный» приостановили работу

21 марта 2017 г.

В Амурской области приостановили работу строители одного из объектов на космодроме «Восточный». Около 30 человек из разных регионов страны заявили, что им уже третий месяц не дают зарплату. Многим не на что уехать домой.

Рабочие прислали фотографии недостроенного корпуса ракетного топлива и заявили, что все так и будет стоять, пока руководство не заплатит деньги.

Нанимали рабочих в компанию «Дальспецстрой» при Спецстрое России. О том, что у нее есть долги перед строителями космодрома, стало известно в 2015 году.

ИМЦ ЦК РКРП-КПСС по рабочему движению

Информационное сообщение N 11 (932)

Рабочая поездка на космодром Восточный

21 марта 2017 г.

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь Комаров,  генеральный директор ФГУП «ЦЭНКИ» (Космодромы России) Рано Джураева и специалисты предприятий Роскосмоса посетили космодром Восточный - осмотрели технический и стартовый комплекс, где идет монтаж технологического оборудования для разгонного блока «Фрегат»; оценили ход строительных работ на Метрологической базе и в Инженерном корпусе Технического комплекса.

В рамках визита состоялась церемония открытия новой поликлиники в городе Циолковский.

источник - https://www.roscosmos.ru/23342/

4.    Планы по Луне

«Роскосмос» открыл набор в отряд космонавтов для полетов к Луне

15 марта 2017

Госкорпорация «Роскосмос» начинает набор в отряд космонавтов, сообщил журналистам первый заместитель гендиректора госкорпорации Александр Иванов.

Набор космонавтов будет проходить до конца года. Госкорпорация планирует отобрать 6-8 кандидатов.

Предыдущий набор в отряд космонавтов был в 2012 году.

источник - https://news.mail.ru/society/29072439/

5.    Планы по Венере

Станцию "Венера-Д" могут дооснастить плавающими зондами

13 марта 2017 г.

АМС "Венера-Д" могут дооснастить мобильной атмосферной платформой или аэростатным зондом.

В качестве потенциального дополнительного аппарата рассматриваются мобильная атмосферная платформа или аэростатный зонд с переменной высотой плавания. Эти устройства должны плавать в облаках несколько недель, что очень важно для изучения суперротации атмосферы и природы неизвестного ультрафиолетового поглотителя.

Кроме того, "Венеру-Д" могут дополнить долгоживущими поверхностными зондами. По замыслу ученых, такие зонды должны будут проводить мониторинг условий на поверхности планеты в течение не менее половины венерианских суток (около 60 земных дней). До сих пор на поверхности Венеры работали только 10 аппаратов, суммарное рабочее время которых составляет чуть более 10 часов.

источник - https://ria.ru/science/20170313/1489863909.html

Российско-американскую станцию "Венера-Д" запустят в июне 2026 года

13 марта 2017 г.

Запуск с Земли с использованием ракеты "Ангара-А5" с космодрома Восточный возможен в 2026 году. В качестве резервной даты рассматриваются 2027 и 2029 годы.

Объем участия США в российском проекте "Венера-Д" может быть определен через 2 года

22 марта 2017 г.

Степень участия NASA в реализации российского проекта "Венера-Д" (Долгоживущая), который предусматривает обеспечение качественно нового уровня изучения планеты, будет определена через два года.

В начале 2019 года планируется опубликовать итоговый доклад совместной группы ученых ИКИ РАН и NASA, в котором будут отражены общие цели и задачи такого проекта. Об этом ТАСС сообщили в Лаборатории реактивного движения (ЛРД) космического ведомства США, которая курирует работу группы с американской стороны.

"Доклад совместной группы по определению общих научных задач, как ожидается, будет опубликован в начале 2019 года", - заметил Дэвид Эгл, отвечающий в пресс-службе ЛРД за вопросы, касающиеся Солнечной системы.

Он рассказал, что "в 2015 году NASA, с одной стороны, и ИКИ и Роскосмос, с другой стороны, сформировали совместную группу (ИКИ/Роскосмос-NASA, Joint Science Definition Team, JSDT) для того, чтобы проанализировать концепцию "Венеры-Д" и приступить к уточнению научных задач, приоритетов и к организации этой миссии". Встречи группы проходят как в США, так и в России. Последняя состоялась 14-16 марта в Москве.

В докладе JSDT говорится, что запуск "Венеры-Д" может состояться в период с конца мая по конец июня 2026 года. В качестве резервной даты рассматриваются 2027 и 2029 годы. На межпланетную траекторию станцию должен вывести российский разгонный блок "Бриз-М" или водородный "КВТК".

В качестве вклада NASA рассматриваются несколько предложений. Во-первых, это мобильная атмосферная платформа или аэростатный зонд, которые должны будут находиться в облаках планеты (на высоте более 50 км) несколько недель, что очень важно для изучения ротации атмосферы и природы неизвестного ультрафиолетового поглотителя.

Во-вторых, долгоживущие зонды, которые будут разбросаны по поверхности планеты и смогут проработать там до нескольких месяцев. В-третьих, как дополнительный элемент миссии также рассматривается субспутник для изучения плазменной оболочки Венеры.

В 2013 году концепция проекта включала в состав "Венеры- Д" орбитальный аппарат со сроком работы свыше двух лет, субспутник, посадочный аппарат типа "Вега" со сроком активного существования три часа и долгоживущую станцию, которая должна проработать на поверхности не менее суток.

6.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Первый космический корабль "Федерация" построят к 2021 году

17 марта 2017 г.

Первый экземпляр нового космического корабля "Федерация", на 80% состоящего из композитных материалов, будет изготовлен к 2021 году, заявил глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

Новейший пилотируемый корабль разработки РКК "Энергия" будет предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. Численность его экипажа составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, а в составе орбитальной станции — до года.

Первый беспилотный запуск "Федерации" запланирован на 2021 год. Первый пилотируемый полет намечен на 2023 год.

источник - https://ria.ru/science/20170317/1490279592.html

Ракета "Ангара" в ближайшие 5-7 лет заменит "Протон"

17 марта 2017 г.

Об этом заявил генеральный директор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Андрей Калиновский в ходе визита делегации Роскосмоса в Омскую область.

Глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, в свою очередь, что Госкорпорация делает ставку на омское производство, так как именно здесь будет выполняться большая часть работ по "Ангаре". "К концу 2021 года мы должны запустить "Ангару" с космодрома Восточный ", – сказал И.А.Комаров.

К полету на "Федерации" будут готовить на реальных элементах кораблей

20 марта 2017 г.

Космонавты, которым предстоит полететь на первых перспективных российских космических кораблях "Федерация" могут проходить подготовку на реальных элементах кораблей, а не на их имитаторах, сообщил исполнительный директор по пилотируемым космическим программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев.

Новых тренажерах космонавты также смогут отрабатывать взаимодействие на уровне "человек-машина".

"Появляется больше возможностей благодаря вычислительной технике, благодаря совершенствованию баз данных, систем искусственного интеллекта. Будут появляться какие-то новые возможности взаимодействия человека и автомата, человека и машины, в соответствии с этим будет изменяться и подготовка", — добавил Крикалев.

источник - https://ria.ru/science/20170320/1490407509.html

Первым пилотом нового космического корабля "Федерация" станет робот Fedor

31 марта 2017 г.

Робот Fedor первым выведет на орбиту новый российский космический корабль "Федерация", заявил генконструктор "Роскосмоса" по пилотируемым космическим системам и комплексам Евгений Микрин.

"Беспилотный пуск и автономный полет нашего нового корабля состоится в 2021 году. Но хотел бы оговориться — беспилотным он будет условно, так как планируется, и все решения уже приняты, что первым пилотом будет робот Fedor", — сказал Микрин.

Робот Fedor (Final Experimental Demonstration Object Research — Финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований) создан НПО "Андроидная техника" и российским Фондом перспективных исследований.

источник - https://ria.ru/science/20170331/1491226568.html

Роскосмос будет строить ракеты с многоразовыми элементами

31 марта 2017 г.

Об этом сообщил журналистам в пятницу глава Роскосмоса Игорь Комаров.

"У нас есть определенные наработки. У нас есть двигатели, которые могут работать многократно. Для новой ракеты будут использованы двигатели, которые могут быть использованы многократно. Это двигатель РД-191, двигатели для "Ангары", мы также будем использовать возможности возвращаемых составных частей ракет", — сказал он.

Кроме того, к летным испытаниям сверхлегкой ракеты с возвращаемое первой ступенью планируется приступить в 2031 году, следует из материалов заседания экспертного совета председателя военно-промышленной комиссии по вопросам стратегии развития Роскосмоса до 2030 года.

источник - https://ria.ru/science/20170331/1491244633.html

Российская сверхтяжелая ракета-носитель совершит первый полет в 2035 году

31 марта 2017 г.

Об этом говорится в материалах госкорпорации Роскосмос по стратегии развития космической отрасли.

В разделе документа "Система средств выведения" летные испытания "сверхтяжа" запланированы на 2035 год. Отмечается, что ракета будет состоять из ступеней ракет "Ангара-А5В" и "Феникс".

7.    Новые технологии

Российские ученые разработают "компостную яму" для баз на других планетах

14 марта 2017 г.

Эксперимент по переработке в воду использованных салфеток и полотенец планируется провести на российском научном спутнике "Бион-М" №2, в случае его успеха ученые Института медико-биологических проблем РАН перейдут к разработке биореактора для остатков растительной пищи.

Экипаж МКС из трех человек ежедневно оставляет после себя по 500-700 грамм салфеток и полотенец. За полугодовую экспедицию накапливается не один мешок подобного мусора. Избавиться от него можно только одним способом: мешки загружают в грузовые корабли и сводят с орбиты, и мусор сгорает в атмосфере. Однако корабли летают к МКС всего несколько раз за год, и использованные салфетки хранятся на станции длительное время, занимая место. Если бы на станции был биореактор соответствующих объемов, эта проблема была бы решена.

Завершена разработка ключевых элементов для систем связи в дальнем космосе

24 марта 2017 г.

Холдинг «Российские космические системы» завершил разработку антенной системы нового поколения, которая станет частью создаваемого в России сетевого наземного комплекса управления космическими аппаратами в дальнем космосе. Новые разработки обеспечат связью отечественные и международные научные миссии на любых расстояниях до границ Солнечной системы.

Наземные радиотехнические комплексы (НРТК) построены на базе новой 32-метровой антенной системы ТНА-32Л, разработанной АО «Особое конструкторское бюро МЭИ» (ОКБ МЭИ, входит в холдинг «Российские космические системы»). Важной особенностью этой разработки является возможность объединения в кластеры – это позволит проводить высокоточные траекторные измерения, увеличивать объемы принимаемой научной информации и повышать качество связи с космическими аппаратами, выполняющими межпланетные миссии.

источник - https://www.roscosmos.ru/23355/

8.    Новости МКС

НАСА создаст на МКС "самое холодное место во Вселенной"

7 марта 2017 г.

НАСА отправит этим летом на МКС специальный холодильник, внутри которого будет создано "самое холодное место во Вселенной" для изучения поведения атомов и работы гравитации в таких условиях.

Конденсат Бозе-Эйнштейна представляет собой необычную по своим свойствам форму материи, похожую на газ и жидкость, которая ведет себя как один атом и обладает типичными "атомными" свойствами. Это, как рассказывает учеными, позволяет легко манипулировать свойствами подобных искусственных "атомов" и использовать их в качестве кубитов, ячеек  квантовых компьютеров, и прототипа сверхпроводниковых структур.

Физиков давно интересовало, как подобные коллективные "атомы" ведут себя в космосе, однако проверка их идей была затруднена тем, что установка, способная охладить атомы щелочных металлов для их превращения в конденсат Бозе-Эйнштейна, занимала несколько зданий. Недавно немецкие инженеры создали миниатюрную версию этой системы и отправили ее в космос, создав первый "космический" конденсат Бозе-Эйнштейна.

источник - https://ria.ru/science/20170307/1489455726.html

Подготовка космонавтов к полету может занимать до 15 лет

17 марта 2017 г.

"От семи до 15 лет длится срок от момента начала подготовки до самого полета", – сказал первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.

"После отбора кандидатов в космонавты они в течение полутора-двух лет проходят общекосмическую подготовку, затем еще два года уходит на подготовку в группе. Вместе с перерывами на отпуск и командировками эти два этапа длятся в среднем около пяти лет, после чего космонавт готов к назначению в экипаж. Подготовка в составе экипажа для новичка занимает 18-24 месяца, опытного космонавта - один год. Бывает так, что человек уже готов к назначению в экипаж, но программа полета так складывается, что нет места для его назначения, и ему приходится ждать", – сообщил собеседник агентства.

Учитывая сроки подготовки, предельный возраст кандидатов в космонавты ограничен 35 годами. "Если мы ставим требования, чтобы кандидат закончил вуз и имел стаж работы три года, то получается, что минимальный возраст для кандидата – где-то 25-27 лет, – отметил Маленченко. – Мы хотим, чтобы каждый космонавт слетал не один и не два раза. А здесь необходимо учитывать сроки реабилитации и подготовки к следующему полету", – рассказал он.

"Например, до программы Space Shuttle у американцев был относительно маленький отряд, порядка 30 человек, появился шаттл – отряд увеличился до более чем 100 человек. Программу Space Shuttle закрыли – отряд опять уменьшился. Это живой организм, который живет космическими программами", – пояснил он.

По словам первого замначальника ЦПК, при любой удобной возможности, когда на корабле "Союз" оказывается два места для российских космонавтов, в экипаж назначается опытный космонавт и не имеющий опыта полетов коллега.

Космический грузовик Dragon сел в океане после месяца на МКС

19 марта 2017 г.

Dragon прибыл на МКС в феврале с грузом для экипажа и материалами для научных экспериментов. На Землю космический корабль вернулся с 2,5 тоннами отработанных материалов и результатами научной деятельности экипажа.

Dragon является на сегодня единственным грузовым космическим кораблем, который способен доставлять грузы с орбитальной станции на Землю.

источник - https://ria.ru/science/20170319/1490358504.html

Стволовые клетки быстрее размножаются в космосе

21 марта 2017 г.

Выращивание значительных количеств человеческих стволовых клеток за короткий период времени может привести к прорывам в лечении инсультов и других заболеваний. Ученые отправляют стволовые клетки на МКС, чтобы проверить, смогут ли эти клетки быстрее размножаться в условиях микрогравитации без каких-либо побочных реакций.

В проведенных ранее исследованиях было показано, что микрогравитация может оказать положительное влияние на скорость размножения стволовых клеток, и теперь в орбитальной лаборатории проводятся эксперименты, связанные с выращиванием стволовых клеток.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9521

Астронавты Кимброу и Песке завершили работы в космосе

24 марта 2017 г.

Астронавты МКС Кимроу и Песке завершили работы по техническому обслуживанию МКС. Все основные задания и одно дополнительное задание на сегодня выполнены. Очень успешный день, астронавты завершают работу и возвращаются в шлюзовой отсек.

источник - https://ria.ru/space/20170324/1490782795.html

Астронавты НАСА завершили работы в открытом космосе

30 марта 2017 г.

Борт-инженер Уитсон и командир экипажа Кимброу работали в открытом космосе 7 часов 4 минуты, успешно завершив все задания по техническому обслуживанию станции. В их числе астронавты осуществили подключение и зачехлили переходник PMA-3, а также установили теплозащиту на освободившийся после переноса PMA-3 вакантный стыковочный порт на модуле "Спокойствие". В ходе этой операции один из четырех чехлов был потерян, но астронавты успешно завершили установку трех из них, а также использовали освободившийся ранее чехол с переходника PMA-3.

источник - https://ria.ru/space/20170330/1491160708.html

9.    Исчерпание ресурса МКС

Среднюю высоту орбиты МКС увеличили на километр

2 марта 2017 г.

Коррекция орбиты проведена с помощью планового включения двигателей на служебном модуле "Звезда" российского сегмента МКС. Время их работы составило 41 секунду. После маневра средняя высота полета станции над поверхностью Земли составит 404,5 тысячи метров.

источник - https://ria.ru/science/20170302/1489084251.html

10. Дальнейшее развитие МКС

В РКК "Энергия" сообщили о возможном переносе отправки модуля к МКС

3 марта 2017 г.

Многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), вероятно, будет отправлен к МКС в 2018 году, а не в 2017, как планировалось ранее, сообщил журналистам в пятницу руководитель научно-технического центра (НТЦ) РКК "Энергия" Александр Марков

В РКК "Энергия" считают целесообразным закончить программу МКС в 2024 году. МЛМ "Наука" должен обеспечить развитие российского сегмента МКС и проведение научных исследований. МЛМ "Наука" по ряду характеристик превосходит европейский Columbus и японский Kibo.

источник - https://ria.ru/science/20170303/1489230058.html

Компания Bigelow Aerospace запустит автоматический модуль к 2020 году

14 марта 2017 г.

Инженеры Bigelow Aerospace уже разработали несколько прототипов надувных модулей, два из них были запущены компанией ещё десять лет назад, а в прошлом году надувной жилой модуль BEAM (Bigelow Expandable Activity Module), созданный её же специалистами, стал частью МКС.

На этом компания останавливаться не собирается, поэтому к 2020 году совместно с United Launch Alliance планирует разработать новый жилой модуль BA-330 и отправить его на орбиту в качестве самостоятельной частной станции. Основатель Bigelow Aerospace отметил, что новый модуль будет примерно в три раза больше любого из существующих блоков МКС.

источник - https://hi-news.ru/research-development/kompaniya-bigelow-aerospace-zapustit-avtonomnyj-kosmicheskij-modul-k-2020-godu.html

Решение о возможном продлении эксплуатации МКС примут в 2020 году

31 марта 2017 г.

Решение о продлении эксплуатации МКС до 2028 года или завершение ее эксплуатации в 2024 году должно быть принято через три года. Об этом сообщил генконструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Евгений Микрин.

В случае свертывания проекта МК, с 2021 года начнется строительство новых модулей для российской орбитальной станции, основной которой станет отделившийся в 2024 году российский сегмент МКС.

На 2028 год также намечено возможное продление сотрудничества с NASA по орбитальной станции. При этом МКС в этих планах уже не фигурирует.

11. Спутниковая группировка

Российская компания Dauria планирует запустить два спутника по госконтракту

3 марта 2017 г.

Частная российская компания Dauria планирует этим летом запустить два спутника в рамках госконтракта, заявил глава компании Сергей Иванов.

Выведение двух микроспутников на орбиту предполагается провести попутным запуском. Аппараты будут заниматься высокооперативной космической съемкой с разрешением 22 метра. Потенциальной областью применения аппаратов компания-разработчик называет дистанционное зондирование земли.

источник - https://ria.ru/science/20170303/1489195890.html

Роскосмос планирует к 2025 году в полтора раза увеличить число спутников

31 марта 2017 г.

Орбитальная группировка космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции будет в период с 2016 по 2020 год состоять из 31 аппарата, а до 2025 года их количество возрастет до 43. Это произойдет за счет запуска спутников широкополосного доступа, высокоэнергетических аппартав с прямой ретрансляцией, а также спутников на высокоэллиптической орбите для обслуживания арктического региона и аппаратов с коммутацией сигналов на борту. Кроме того, их пропускная способность фиксированной связи возрастет с 1200 до 2000 стволов. А пропускная способность персональной связи — с 3,3 до 8,3 Гбит/сутки.

Против 17 аппаратов дистанционного зондирования земли в 2016 — 2020 годах, к 2025 году обеспечивать высокодетальное наблюдение, а также всепогодное наблюдение в различных диапазонах будут 22 аппарата.

Группировка "ГЛОНАСС" будет увеличена с 24 до 30 спутников. Кроме аппаратов "ГЛОНАСС-К" и "ГЛОНАСС —К2" в ней появятся "ГЛОНАСС-ВКК". Ожидается, что они обеспечат покрытие высокоточной навигации 66% Земли.

источник - https://ria.ru/space/20170331/1491230275.html

12. Космические телескопы и ДЗЗ

Сформулирована научная программа «Радиоастрона» на 2017-2018 годы

16 марта 2017 г.

В июле 2017 года стартует пятый год открытой научной программы (АО-5), который продлится до июня 2018 года. Соавторами более 160 заявок стали ученые из 20 стран мира. Наибольшее количество исследователей — из России, следом идут США, Германия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада.

Ниже представлен список из 11 проектов:

«Исследование межзвездной микротурбулентности по наблюдениям видности гиперкомпактных пятен мазеров водяного пара»;

«Мониторинг субструктуры кружков рассеяния радиоизлучения пульсаров»;

«Ярчайшие объекты далекой Вселенной»;

«Эволюция высокой яркостной температуры ядер активных галактик»;

«Изучение внутренних областей ядер активных галактик и их магнитных полей»;

«Исследование межзвездного рассеивающего вещества при помощи интенсивных наблюдений рефракционной субструктуры активных галактик на Радиоастроне»;

«Наблюдения центральной области мазерного излучения водяного пара в NGC 4258 с экстремальным угловым разрешением»;

«Ранние стадии образования массивных звезд по данным изучения мазерных линий водяного пара на РадиоАстроне»;

«Гравитационное красное смещение с Радиостроном»;

«Структура центральной области в активной галактике M87»;

«Разрешая область генерации гамма-излучения в J0211+1051 и S5 1044+71».

источник - https://www.roscosmos.ru/23328/

13. Коммерциализация и международное сотрудничество

НАСА покупает у «Боинга» места для астронавтов на борту корабля «Союз»

06 марта 2017

НАСА подписало договор с «Боинг» о покупке до пяти дополнительных мест на борту космического корабля «Союз», который сможет произвести доставку дополнительных представителей американского космического агентства к МКС, что даст небольшую отсрочку для программы пилотируемых перевозок астронавтов силами частных американских авиакосмических компаний.

Согласно этому соглашению НАСА покупает два места на борту космического корабля «Союз» для совершения полетов осенью 2017 г. и весной 2018 г., с возможностью расширения контракта с покупкой ещё трех мест на борту «Союза» для совершения полетов в 2019 г. Общая сумма контракта составила 373,5 миллиона USD, то есть в среднем по 74,7 миллиона USD за одно место, что существенно дешевле, чем те 81,7 миллиона USD, за которые НАСА покупало места на борту «Союза» в последний раз по контракту с Роскосмосом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9461

Россия потеряла контракт на запуск испанского спутника, он ушел к SpaceX

08 марта 2017 г.

Запуск испанского спутника PAZ будет проведен с помощью американской частной ракеты Falcon 9 вместо ракеты "Днепр", как первоначально планировалось.

Hisdesat, испанская правительственная компания, предоставляющая услуги спутниковой связи, подписала соглашение с американской компанией SpaceX о запуске радиолокационного спутника наблюдения Земли PAZ на борту ракеты Falcon 9. Запуск планируется провести в течение последнего квартала 2017 года.

Американские двигатели BE-4 в будущем сменят российские РД-180

16 марта 2017 г.

Разрабатываемые компанией Blue Origin ракетные двигатели BE-4 в перспективе сменят устанавливаемые на американских ракетах-носителях Atlas российские РД-180, поскольку власти США поставили такую задачу частным компаниям, заявил РИА Новости глава "Роскосмоса" Игорь Комаров.

Ранее сообщалось, что Blue Origin создала первый опытный образец нового двигателя BE-4, работающий на сжиженном природном газе и жидком кислороде.

источник - https://ria.ru/science/20170316/1490216152.html

Россия продлила договор с США о ввозе товаров для исследования космоса

17 марта 2017 г.

Правительство РФ одобрило продление соглашения между Россией и США о порядке оформления и беспошлинного ввоза товаров для исследования космоса на пять лет.

Соглашение с США о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях было заключено в декабре 1994 года, затем оно неоднократно продлялось, в последний раз — до 26 августа 2016 года.

источник - https://ria.ru/science/20170317/1490261836.html

Совместный космический эксперимент РФ и США назвали в честь звезды Сириус

24 марта 2017 г.

Серию совместных экспериментов ИМБП РАН и NASA по моделированию полетов в дальний космос назовут в честь звезды Сириус.

Ученые смоделируют длительные космические полеты для изучения проблем, связанных с изоляцией человека в ограниченном пространстве, в том числе медико-биологических и психологических. Проект будет проводиться в течение нескольких лет в Наземном медико-технологическом экспериментальном комплексе ИМБП в Москве. Именно отсюда и происходит название проекта SIRIUS - Scientific International Research in Unique Terrestrial Station (Научное исследование в уникальном наземном комплексе).

НАСА выбрало астронавтов, которые займут освободившиеся места в "Союзах"

27 марта 2017 г.

НАСА определилось с кандидатурами астронавтов, которые полетят в 2017 и 2018 годах к МКС на освободившихся местах в российских космических кораблях "Союз МС", ими стали Шеннон Уокер и Джо Акаба.

Джо Акаба отправится в составе экипажа корабля "Союз МС-06", Шеннон Уокер полетит на "Союзе МС-08". НАСА "остановило" свой выбор на опытных астронавтах из-за ограниченного времени на их подготовку – первый должен будет отправиться к МКС уже менее, чем через шесть месяцев.

Джо Акаба впервые отправился на МКС в 2009 году на корабле Shuttle в рамках миссии STS-119.

Шеннон Уокер, работавшая над роботизированными системами МКС с середины 90-х годов прошлого века, пробыла на станции 163 дня в 2010 году вместе с экипажем корабля "Союз ТМА-19".

источник - https://ria.ru/science/20170327/1490885217.html

Россия поставила в США три ракетных двигателя РД-181

31 марта 2017 г.

НПО "Энергомаш" поставило американской компании Orbital ATK первую в этом году партию жидкостных ракетных двигателей РД-181. Их планируют использовать на первых ступенях ракет-носителей Antares для доставки грузов на МКС.

Всего "Энергомаш" с 2017 по 2018 год должен поставить американской компании 14 двигателей этой модели.

источник - https://ria.ru/space/20170331/1491200950.html

Казахстан попросил у Центра Хруничева помощи из-за ситуации на KazSat-2

31 марта 2017 г.

Казахстанская сторона обращалась в Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева за помощью в устранении нештатной ситуации на борту спутника KazSat-2, ГКНПЦ оказывает содействие, сообщили РИА Новости в пятницу в пресс-службе Центра.

Ранее работа 13 операторов телевидения и связи была приостановлена в Казахстане из-за нештатной ситуации с телекоммуникационным спутником KazSat-2. Спутник был изготовлен российским Центром Хруничева.

источник - https://ria.ru/science/20170331/1491173465.html

14. Образование

Образовательная программа «Вместе в космос»

02 марта 2017 г.

Программа Вместе в космос, реализуемая в 2016-2017 гг. при поддержке Роскосмоса, объединила 20 тысяч молодых людей – 13 педагогических институтов, 6 педагогических колледжей и 200 школ Университетского округа.

Это масштабное событие в сфере образования приурочено к 55-летию полета в космос Ю.А. Гагарина, 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли, к 160-летию со дня рождения К.Э. Циолоковского и 110-летию со дня рождения С.П. Королева. Организаторы – Московский Городской Педагогический Университет (МГПУ) и ООО «РИСКСАТ».

Программа «ВМЕСТЕ в КОСМОС» готовит молодых педагогов к проектной деятельности космической направленности и работе с детьми и молодежью – их будущими учениками. Задачи программы: популяризация отечественной и мировой космонавтики, гражданское воспитание молодежи на примере национальных героев (космонавтов, ученых, конструкторов, специалистов отраслевых предприятий) и развитие различных направлений космического образования. В рамках программы планируется привлечение будущих педагогов Москвы к разработке инновационных педагогических методик, технологий, проектов и программ в области космического образования.

источник - https://www.roscosmos.ru/23293/

Деканом космического факультета МГУ назначен Василий Сазонов

14 марта 2017 г.

Деканом космического факультета МГУ имени Ломоносова стал 35-летний кандидат физико-математических наук Василий Сазонов.

В 2004 году Сазонов окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М. В. Ломоносова (ВМК), в 2007 году - аспирантуру ВМК. С 2007 года работает в МГУ на факультете ВМК в должности ассистента, а с 2011 года - доцента кафедры общей математики.

Конференция «Дорога к звёздам»

24 марта 2017 г.

Представители РКК «Энергия» приняли участие в Международной научно-практической конференции «Дорога к звёздам», которая состоялась в королёвской гимназии № 11.

Основные участники конференции - старшеклассники из московских и подмосковных школ с углублённым изучением иностранных языков. Доклады были представлены на пяти языках: английском, французском, немецком, испанском и китайском.

источник - https://www.roscosmos.ru/23354/

В России издан первый путеводитель для «наземных» космических туристов

29 марта 2017

Ассоциация музеев космонавтики России (АМКОС) издала уникальный справочник по историческим и памятным местам, связанным с космонавтикой. При его подготовке впервые были согласованы и достигнуты реальные договоренности о порядке посещения режимных предприятий космической отрасли, хотя о полностью свободном доступе на закрытые объекты речь пока не идет.

Пилотный небольшой тираж справочника был получен из типографии в феврале этого года. Пока его экземпляры есть даже не у всех специалистов, участвовавших в работе над ним. Способы его дальнейшего широкого распространения пока не определены. Книгу в электронном виде планируется разместить в свободном доступе в Сети.

Справочник охватывает космодромы Байконур и Восточный, Центр подготовки космонавтов, демонстрационные и выставочные залы ведущих предприятий космической отрасли и институтов космической направленности Российской академии наук, государственные музеи космонавтики, мемориальные музеи выдающихся деятелей космонавтики и легендарных космонавтов, а также музеи учебных заведений.

источник - https://izvestia.ru/news/669201

Коперник оскорбляет чувства верующих

31 марта 2017

Согласно данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин убежден в том, что Солнце вращается вокруг Земли. О такой неутешительной статистике поделился глава исследовательского центра Валерий Федоров.

Следует отметить, что в 2011 году во время такого же опроса 32 процента респондентов заявили, что звезда нашей Солнечной системы вращается вокруг Земли. А в 2007 году таких респондентов было 28 процентов.

источник - https://hi-news.ru/eto-interesno/vciom-chetvert-rossiyan-verit-chto-solnce-vrashhaetsya-vokrug-zemli.html

1.    Административные вопросы и стратегия развития

Трамп: "следы астронавтов на других мирах – не такая далекая мечта"

1 марта 2017 г.

Дональд Трамп заявил о возможности отправки американских астронавтов на Луну и другие "далекие миры" к 250-летию существования Соединенных Штатов, которое состоится в 2026 году.

"Следы американцев на поверхности далеких миров – не такая далекая мечта, как можно подумать", — заявил Дональд Трамп, выступая перед Конгрессом.

В свою очередь, Элон Маск, основатель компании SpaceX, объявил о первом частном полете двух анонимных "космических туристов" к Луне, который состоится в конце 2018 года на борту корабля Dragon-2.

Представители НАСА официально поддержали Маска и SpaceX, отметив, что космическое агентство "будет продолжать плотно работать со SpaceX" и будет помогать частникам в реализации подобной задачи, несмотря на то, что частный стартап рискует опередить собственные планы НАСА по возвращению на Луну.

источник - https://ria.ru/science/20170301/1489008587.html

Конгресс США утвердил миссию НАСА на Марс и Европу

09 марта 2017 г.

Конгресс США принял закон, определяющий политику НАСА на ближайшие пять лет, а также бюджет агентства на 2017 финансовый год.

В пятилетнем плане предусматривается продолжение работ по подготовке миссии на Марс (предполагается высадка астронавтов на планету), которая намечена на 2030-е года

Конгрессмены также предлагают скорее освободиться от зависимости от услуг России по доставке астронавтов на МКС. В случае задержек запуска пилотируемых аппаратов Dragon V2 и Starliner планируется задействовать более дорогой лунно-марсианский корабль Orion.

Кроме того, Конгресс официально инициировал начало работ по миссии к Европе — спутнику Юпитера.

Бюджет NASA сокращён

17 марта 2017 г.

Президентские планы Дональда Трампа касательно бюджета NASA теперь известны, и теперь похоже на то, что американское космическое агентство не столкнется с такими крайними сокращениями, как другие федеральные агентства США в следующем году. NASA получит 19,1 миллиарда долларов в 2018 финансовом году, на 200 миллионов долларов меньше, чем в 2016. Эти средства удержат NASA, в общем-то, на том же пути, на котором агентство держалось последние семь лет, хоть, впрочем, и предложат несколько больших перетрясок. В том числе — ряд сокращений образовательных программ.

Короче говоря, были отменены некоторые весьма интересные миссии, включая спорную миссию NASA по перенаправлению астероида — инициативу по роботизированному извлечению части астероида и приближению ее к Луне.

Миссия по приземлению на спутнике Юпитера Европе тоже отменяется. Между тем, все это не требует каких-либо серьезных изменений в программе освоения космоса NASA. Нет никакой речи о возвращении на Луну, поэтому агентство по-прежнему сосредоточится на «Путешествии на Марс».

источник - https://hi-news.ru/space/byudzhet-nasa-sokrashhen-missij-na-evropu-i-po-perenapravleniyu-asteroida-ne-budet.html

Стивен Хокинг собрался в космос

21 марта 2017 г.

Стивен Хокинг, один из самых известных в мире физик и космолог, заявил, что собирается в космос — и сделает это, благодаря группе Virgin (и толике современных технологий). Еще в 2015 году сэр Ричард Брэнсон, основатель группы Virgin, сказал, что однажды сможет вывести Хокинга к звездам. В заявлении Брэнсон отметил, что это предложение было вызвано большим уважением и восхищением, которое он испытывает к Хокингу.

В возрасте 75 лет Хокинг будет не самым старым астронавтом вообще (эта честь принадлежит Джону Гленну, который отправился в космос в возрасте 77 лет)

источник - https://hi-news.ru/space/stiven-xoking-sobralsya-v-kosmos.html

NASA профинансирует 10 небольших миссий

23 марта 2017

Не все космические миссии требуют большого вложения средств и сложной дорогостоящей техники для их реализации. Многие исследования можно проводить с совсем небольшими затратами, поэтому специалисты НАСА в рамках программы Planetary Science Deep Space SmallSat Studies решили профинансировать десять небольших исследовательских миссий, в общей сложности выделив на их планирование 3,5 миллиона долларов.

Два проекта посвящены Венере. Одна из команд собирается построить небольшой зонд весом около тридцати кг, который поможет провести замеры газов в атмосфере планеты. Разработчики второго проекта надеются исследовать степень поглощения ультрафиолета атмосферой Венеры с помощью небольшого космического аппарата.

Группа из Центра космических полётов NASA и исследователи Смитсоновской астрофизической обсерватории планируют отправить по одному аппарату к Луне, чтобы провести с их помощью ряд экспериментов, а учёные из Университета Джона Хопкинса хотят сделать небольшой космический аппарат с развёртываемым сейсмографом, с помощью которого рассчитывают исследовать поверхность и внутреннюю структуру астероида. Похожие цели преследуют и в Lockheed Martin, но им требуется чуть больше спутников — пока они остановились на шести.

Астрономы Университета Пердью намерены отправить в космос 12-элементный спутник с хорошей оптикой, который поможет им снять качественные снимки Фобоса и Деймоса. Компанию аппарату Пердью составит CubeSat NASA, с помощью которого Агентство будет исследовать климат Марса и то, как он изменяется. Команда Хэмптонского университета хочет изучить атмосферу Урана, а учёные из Юго-западного исследовательского института собираются отправить небольшой спутник к Юпитеру.

источник - https://hi-news.ru/research-development/nasa-profinansiruet-10-nebolshix-issledovatelskix-missij.html

2.    Проекты межзвёздных полётов

Как затормозить межзвёздные зонды?

27 марта 2017 г.

Пройти 4,37 светового года на скорости в 20% световой (то есть очень быстро) за двадцать лет — такой сценарий кажется совершенно фантастическим. В такое путешествие Стивен Хокинг и российский миллиардер Юрий Мильнер хотят отправить крошечный (размером с почтовую марку) космический аппарат. Этот проект под названием Breakthrough Starshot ставит задачу послать «наноаппарат» к Проксиме b, планете земного типа в солнечной системе Альфа Центавра, что неподалеку от нас.

Однако одна из главных проблем этого далеко идущего плана заключается в «тормозах» космического аппарата, которые ему нужно задействовать, чтобы остановиться. Поскольку это небольшое судно будет мчаться в космосе на скорости 13 800 километров в секунду, определить, как его замедлить, будет необходимо, но довольно сложно. Если тормозные механизмы сработают неверно, космический аппарат пролетит через всю солнечную систему и не сможет собрать необходимую информацию.

Один из предложенных методов по решению этой проблемы заключается в солнечном парусе. Это должен быть парус, который разворачивается ближе к цели аппарата и использует гравитационное притяжение и радиацию ближайших звезд, чтобы выйти на орбиту и замедлиться.

источник - https://hi-news.ru/space/chtoby-issledovat-drugie-planety-nam-nuzhna-sistema-tormozheniya-poluchshe.html

3.    Исследования Луны

Радар NASA обнаружил утерянную 8 лет назад индийскую лунную станцию

10 марта 2017

Специалисты NASA обнаружили индийскую лунную станцию «Чандраян-1», запущенную к естественному спутнику Земли в 2008 году и «потерянную» в 2009 году.

Связь с космическим аппаратом пропала в августе 2009 года, сообщает ТАСС со ссылкой на индийский телеканал NDTV. Станция вращается на высоте 200 км от поверхности Луны. Помимо станции, новый межпланетный радар NASA обнаружил и американский лунный зонд, орбита которого ранее не была установлена.

Индийские эксперты предполагали, что «Чандраян-1» упала на поверхность Луны.

источник - https://izvestia.ru/news/670077

4.    Марсоходы

Износ колес Curiosity дошел до 60%

22 марта 2017

Ученые миссии Curiosity констатировали неожиданно большой износ колес марсохода.

В первом квартале 2017 года камера MAHLI зафиксировала новые поломки на колесах Curiosity, что является неопровержимым фактом катастрофического износа.

На сегодняшний день марсоход прошел по поверхности Марса почти шестнадцать километров.

5.    Марсианские орбитальные аппараты

Зонд MAVEN почти столкнулся с Фобосом

3 марта 2017 г.

Марсианский атмосферный зонд MAVEN был вынужден неожиданно поменять свою орбиту из-за угрозы столкновения с Фобосом.

На этой неделе навигаторы НАСА обнаружили, что орбиты зонда и спутника Марса пересекутся в одной точке.

Как показали дальнейшие расчеты, Фобос и MAVEN должны были прибыть в эту точку фактически в один и тот же момент, с отставанием примерно в 7 секунд друг от друга, что означало, что зонд с очень высокой долей вероятности врезался бы в спутник Марса.

По этой причине НАСА пришлось провести экстренный маневр по смене орбиты MAVEN, включив двигатели на несколько секунд для того, чтобы повысить скорость его движения вокруг Марса на 0,4 метра в секунду. Этого небольшого ускорения было достаточно для того, чтобы теперь MAVEN и Фобос прошли через эту точку с интервалом в 2,5 минуты.

источник - https://ria.ru/science/20170303/1489233344.html

Калибровка научного оборудования аппарата миссии «Экзомарс» завершена

17 марта 2017

Орбитальный марсианский аппарат Trace Gas Orbiter миссии «ЭкзоМарс» завершил ещё одну важную серию мероприятий по настройке научного оборудования, предшествующую этапу аэродинамического торможения аппарата, который согласно плану миссии будет продолжаться в течение примерно одного года.

Например, инструмент Nadir and Occultation for Mars Discovery (NOMAD) провел пробные наблюдения (на фото), в ходе которых были установлены наилучшие настройки для будущих измерений следовых количеств газов в атмосфере планеты.

Начиная со следующего года, космический аппарат будет проводить наблюдения с орбиты высотой 400 километров, по форме близкой к круговой и с периодом примерно 2 часа.

В настоящее время этот зонд находится на орбите 200 х 33000 километров, однако будет использовать атмосферу Марса для снижения – так называемое «аэродинамическое торможение».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9508

Заслуги зонда MRO

30 марта 2017

Ученые миссии Марсианского Разведывательного Аппарата рассказали о заслугах их орбитального аппарата.

Камера Context Camera (CTX), установленная на борту Марсианского Разведывательного Аппарата, наблюдает за Марсом и делает его снимки с 2006 года. Если собрать все фотографии, сделанные более, чем за 10 лет, в единое целое. То они покрою 99,1% Марса. Изображения, сделаны при помощи контекстуальной камеры CTX, которая обеспечивает масштаб изображений 6 метров на 1 пиксель. Ни одна другая космическая камера не смогла обеспечить такое большое покрытие планеты в таком высоком разрешении.

6.    Исследования Венеры

У японского аппарата «Акацуки» серьёзные проблемы

4 марта 2017 г.

Вслед за новостью о неожиданной утечке энергии Японскому космическому агентству пришлось отключить две из пяти камер, установленных на борту венерианского орбитального космического аппарата «Акацуки». Для зонда это может оказаться очень плохими новостями, так как уровень воздействия космической радиации на аппарат оказался гораздо выше ожидаемого.

Ядром проблемы, по мнению специалистов JAXA, вероятнее всего, является деградация электронных частей компьютерной системы, которая, как оказалось, подверглась чрезмерному воздействию космического излучения. Еще в 2010 году аппарат не смог с точностью выполнить поставленную перед ним задачу по сближению с Венерой, в результате чего ему в течение последующих пяти лет пришлось незапланированно кружить вокруг Солнца. И все же к 7 декабря 2015 года «Акацуки» наконец смог достигнуть своей точки назначения и вышел на альтернативную эллиптическую орбиту . Зонд начал изучение венерианской атмосферы в апреле 2016 года, и вроде бы даже все шло хорошо.

Например, в прошлом году камера IR2 засняла в облаках Венеры вихреобразный шторм, не на шутку заинтересовавший ученых, так как подобные явления, как правило, не наблюдаются в атмосфере планет, где скорость ветра достигает 360 километров в час.

В рамках еще одного интересного открытия зонд обнаружил некую структуру неподвижной атмосферной массы, простирающуюся почти на 10 000 километров в атмосфере Венеры. По мнению JAXA, они стали свидетелем самой большой «гравитационной волны» из когда-либо документально зафиксированных в Солнечной системе.

источник - https://hi-news.ru/research-development/u-yaponskogo-venerianskogo-orbitalnogo-zonda-akacuki-sereznye-problemy.html

7.    Исследования Юпитера

Пятый пролет мимо Юпитера подарил миру новые фото

30 марта 2017

Пятый пролет аппарата Juno вблизи Юпитера прошел 27 марта 2017 года. Фотографии, которые были сделаны камерами автоматической межпланетной станции «Juno», дарят нам такой вид на Юпитер, который мы никогда бы не получили с Земли.

Во время максимального сближения с Юпитером, космический аппарат подошел к верхним облакам Юпитера на 4 400 километров.

8.    Исследования комет

Развалится ли комета 67P?

25 марта 2017 г.

«Розетте» удалось заснять как растрескивание поверхности, так и оползень, который вызвал большой выброс пыли на комете — событие, которое позволило нам увидеть первозданные недра кометы.

Модель кометы как «грязного ледяного шара» давно сменилась идеей «ледяного грязного шара». Но изображения, сделанные в высоком разрешении камерой «Розетты» OSIRIS, показали очень мало льда и много камня. Лед определенно присутствовал, и некоторые из самых знаковых снимков 67P показывают силуэт ядра кометы на фоне струй и джетов, вылетающих с поверхности. Ученые предполагали, что лед испаряется с поверхности в процессе сублимации, вызванной воздействием солнечного света, которая приводит к коллапсу трещин и выбросам пыли и летучих веществ.

В двух новых исследованиях ученые начали изучать, как меняется топография 67P по мере ее приближения к Солнцу и затем отходу от него. Оказалось, что она более разнообразна, чем представляли раньше. Распространение трещин, несомненно, является важным механизмом изменения ландшафта: отдельная линия разломов в районе «шеи» кометы — изначально длиной в 500 метров — выросла на 50-150 метров за шестимесячный период.

Разломы обнажают свежий материал в недрах кометы перед солнечным светом, что приводит к повышенной активности, когда часть этих материалов сублимирует. Этот механизм в конечном итоге должен, предположительно, привести к разлому кометы, к ее распаду. Однако, когда комета удаляется от солнца, активность уменьшается. Но никаких данных о самолечении трещин нет — поэтому 67P может самоуничтожиться в одном из будущих путешествий к Солнцу. Она подходит к Солнцу достаточно часто: каждые 6,45 года.

источник - https://hi-news.ru/research-development/uchenye-ne-tolko-nablyudayut-no-i-slushayut-zvezdy-chtoby-uznat-ob-ix-istorii.html

9.    Космические телескопы и ДЗЗ

Япония запустила новый разведывательный спутник

17 марта 2017 г.

Япония запустила очередной разведывательный спутник IGS Radar-5. Старт ракеты-носителя H-2A/F33 с космодрома "Танэгасима", расположенного в префектуре Кагосима на юго-западе страны, транслировался в режиме онлайн в интернете.

Япония тратит в год до 60 миллиардов иен (около 500 миллионов долларов) на создание и разработку спутников-шпионов. Поводом служат ракетные испытания Северной Кореи. Сейчас на орбите находятся также два действующих оптических разведывательных спутника "Когаку-3" и "Когаку-4" и два действующих радарных. Оптические спутники ведут съемку Земли, в том числе военных объектов, днем, а радарные следят за земной поверхностью ночью или в условиях облачности.

источник - https://ria.ru/science/20170317/1490227197.html

10. Противоспутниковые технологии

США должны быть готовы потерять свои спутники в космосе

12 марта 2017 г.

США должны быть готовы потерять свои спутники в случае конфликта. Но малые и разрозненные системы могут помочь сохранить ключевых возможностей. Об этом сообщил представитель ВВС США.

" Потери должны быть ожидаемыми. Важно будет бороться с этими потерями, как и в других областях. Маленькие спутники делают это реальностью", - сказал старший научный сотрудник Воздушных сил США Дейл Хайден, отметив распространение противоспутниковых технологий во всем мире.

Офис противоздушного оперативного реагирования (ORS) на базе ВВС США "Киртланд" (шт. Нью-Мексико) тестирует способы быстрого и дешевого создания и развертывания спутников. Он не только снизит стоимость космических программ для американских налогоплательщиков, но и позволит вооруженным силам чаще обновлять системы, а также позволит Министерству обороны быстро заменить любые спутники, которые могут быть уничтожены в ходе атаки.

11. Космические корабли и ракеты нового поколения

Двигатель BE-4 американской ракеты New Glenn рассчитан на сто запусков

08 марта 2017 г.

Ракетный двигатель BE-4 тяжелой ракеты-носителя New Glenn рассчитан на сто запусков. Об этом сообщил глава американской компании Blue Origin Джеффри Безос. Первая ступень носителя оснащена шестью опорами и специальными аэродинамическими гребнями для обеспечения плавного приземления даже в неблагоприятных погодных условиях на платформу морского базирования.

Blue Origin подписала второй контракт на пять пусков ракеты New Glenn со спутниками OneWeb

09 марта 2017 г.

Частная американская компания Blue Origin заключила второй контракт на пять запусков новой ракеты New Glenn c многоразовой первой ступенью, в роли заказчика выступила британская компания OneWeb.

Компания OneWeb планирует создать в космосе группировку из большого количества спутников, которая позволит к 2019 году обеспечить широкополосный доступ в Интернет для пользователей по всему миру благодаря полному охвату поверхности Земли. В 2015 году Россия подписала контракт на запуски 21 ракеты "Союз" со спутниками OneWeb с 2017 по 2019 год.

НАСА тестирует системы жизнеобеспечения пилотируемой версии капсулы Dragon

13 марта 2017

Компания SpaceX построила модуль ECLSS (environmental control and life support system) для оценки ключевых элементов систем жизнеобеспечения для пилотируемого космического корабля Dragon компании, который планирует начать перевозку астронавтов к орбитальной лаборатории уже в начале 2018 г.

Модуль ECLSS представляет собой сложную сеть из машинного оборудования, труб, резервуаров и датчиков, управляемых при помощи компьютерного программного обеспечения, позволяющего в автоматическом режиме контролировать условия внутри космического аппарата и обеспечивать безопасность астронавтов в течение всего полета.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9486

Очередной рекорд американского космолёта?

17 марта 2017

Мировая общественность в ожидании нового рекорда, который может быть установлен американским экспериментальным космолетом X-37B.

Если X-37B продержится на околоземной орбите до 25 марта, то побьет рекорд, установленный в октябре 2014 года, который составил 674 дня.

НАСА огласило планы по использованию ракеты SLS

30 марта 2017 г.

Первый испытательный пуск SLS запланирован на 2018 год. Пока не известно, будет ли данная миссия пилотируемой. В 2022 году при помощи сверхтяжелой ракеты ожидается отправка к Европе, спутнику Юпитера, миссии Europa Clipper. В течение 2023-2025 года НАСА планирует произвести три пилотируемых запуска SLS, целью которых станет создание станции на орбите Луны.

В ходе первого из трех стартов планируется вывод на окололунную орбиту мощной двигательной установки. Миссия четырех астронавтов продлится 8-21 суток. В ходе второго запуска SLS на окололунную орбиту планируется отправить жилой модуль, а во время третьего — материально-технический.

Предполагается, что окололунная база станет форпостом для пилотируемых полетов в дальний космос, прежде всего, к Марсу. В 2027 году планируется запуск 41-тонного жилого модуля, затем — материально-технического модуля. На 2029 год запланировано испытание связки из двух модулей — в течение 300-400 суток в них будут жить и работать четыре астронавта. Данная проверка, имитирующая годовую марсианскую миссию, станет последней.

После этого в начале 2030 годов два марсианских модуля снабдят дополнительными логистическими и транспортными средствами, туда также прибудут большие запасы топлива. На 2033 год запланирован старт марсианской миссии — он предполагает пролет мимо Венеры и непродолжительное пребывание на орбите Марса.

2017 год будет насыщенным для SpaceX

31 марта 2017

На текущий 2017 год космическая компания SpaceX запланировала многочисленные запуски.

В частности, в этом году должно быть реализовано 27 космических запусков, в том числе испытания ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy и космической капсулы Dragon V2.

Один из запусков SpaceX был реализован 30 марта и оказался полным успехом для коммерческой компании. Тяжелая ракета вывела на орбиту многоцелевой телекоммуникационный спутник SES-10. Через девять минут после запуска, первая ступень ракеты-носителя приземлилась на морскую платформу в Атлантике.

12. Новые технологии

НАСА начинает испытания новой электрической двигательной установки, которая сможет доставить человека на Марс

17 марта 2017

Экспериментальный образец двигателя Холла Hall Effect Rocket with Magnetic Shielding (HERMeS), одной из разновидностей ионного двигателя, имеет мощность в 12.5 киловатт, что минимум в три раза больше мощности любой из других подобных систем.

В настоящее время двигатель HERMeS установлен в вакуумной камере Исследовательского центра НАСА имени Гленна, где он работает в условиях, максимально приближенных к условиям в реальном космосе.

Новые электростатические двигатели Холла снабжены системой совершенной магнитной защиты, благодаря которой они могут обеспечивать, путь и не очень большую, но постоянную тягу на продолжении очень длительного периода времени. Несколько таких двигателей будет использовать космический аппарат миссии Asteroid Redirect Robotic Mission (ARM), суммарная мощность этих двигателей будет составлять 40 кВт, а мощность снабжающих их энергией солнечных батарей будет равна 50 кВт.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/9024-nasa-nachinaet-ispytaniya-novoy-elektricheskoy-dvigatelnoy-ustanovki-kotoraya-smozhet-dostavit-cheloveka-na-mars.html

В США представили дизайн небоскреба, подвешенного к астероиду

29 марта 2017 г.

Проектно-конструкторское бюро в Нью-Йорке Clouds Artchitecture Office представило дизайн башни-небоскреба, подвешенного к астероиду на орбите, пишет издание Telegraph.

"Путем помещения крупного астероида на земную орбиту к поверхности земли будет проведен высокопрочный трос, с которого свисала бы очень длинная башня. Поскольку башня нового вида подвешена в воздухе, ее строительство можно осуществлять в любой точке мира, а саму башню можно переместить к окончательной привязке", — говорится в сообщении на сайте бюро.

Небоскреб под названием Analemma, разделенный на несколько секций под разные цели, мог бы стать крупнейшим когда-либо созданным строением, которое каждый день преодолевало бы тысячи километров между северным и южным полушариями, в том числе пролетая над Нью-Йорком в США.

источник - https://ria.ru/science/20170329/1491036923.html

13. Планы по Луне

Китайский зонд привезет на Землю образцы лунного грунта до конца 2017 года

02 марта 2017 г.

До конца нынешнего года китайский лунный зонд привезет на Землю образцы лунного грунта. После завершения этой миссии, возложенной на аппарат "Чанъэ-5", китайские ученые приступят к четвертому этапу.

Как сообщалось ранее, зонд "Чанъэ-4" совершит первую в мировой истории мягкую посадку на обратной стороне Луны. Для обеспечения успешной реализации этой миссии планируется запуск спутника-ретранслятора, который будет размещен в точке Лагранжа L2 системы Земля-Луна. Это должно произойти за полгода до старта зонда.

Джефф Безос хочет открыть Amazon на Луне

5 марта 2017 г.

Миллиардер и основатель таких компаний, как Amazon и Blue Origin, Джефф Безос заявил, что собирается создать между Землей и Луной настоящую транспортную линию и отправлять на наш спутник не только грузы, но и людей. По планам Безоса, беспилотные полеты к Луне силами его компании Blue Origin должны начаться к июлю 2020 года. Новость об этом сообщила газета The Washington Post, которая тоже принадлежит Безосу.

А вот следующие шаги этого проекта прослеживаются уже не так отчетливо, даже если все в конечном итоге пойдет по плану. В том же документе, отправленном Безосом, говорится, что главной целью проекта является создание «постоянного обитаемого лунного поселения» и грузовые поставки на Луну станут первым шагом к осуществлению задуманного.

источник - https://hi-news.ru/space/dzheff-bezos-xochet-otkryt-amazon-na-lune.html

Китай создаст космический корабль для доставки четырех человек на Луну

8 марта 2017 г.

Китай в настоящий момент ведет разработку пилотируемого космического корабля нового поколения, который будет способен доставить на Луну до четырех астронавтов, заявил главный конструктор программы китайских пилотируемых космических кораблей Чжан Байнань.

"Иностранные пилотируемые космические корабли нового поколения могут доставить на околоземную орбиту максимум шесть астронавтов, для прилунения эта цифра составляет максимум три-четыре человека. По нашим планам, необходимо добиться такого же уровня или превзойти его", — заявил он.

источник - https://ria.ru/science/20170308/1489538922.html

14. Планы по Марсу

В Китае назвали возможные сроки второй исследовательской миссии на Марс

1 марта 2017 г.

Китай надеется приблизительно к 2030 году совершить вторую миссию на Марс, произвести отбор образцов и вернуться на Землю, чтобы провести научный анализ и исследования вещественного состава планеты, ее окружающей среды, а также возможности строительства на Марсе.

Ранее стало известно, что Китай планирует к 2020 году осуществить запуск своего первого зонда для исследования Марса.

источник - https://ria.ru/space/20170301/1489031275.html

Магнитный щит силой 2 Тесла может сделать Красную Планету пригодной для терраформации

8 марта 2017 г.

Конструкция из одного или нескольких надувных компонентов, внутри которой скрыт генератор магнитного поля, силой от 1 до 2 Тесла, может выступить в качестве активного щита против космического ветра, который не позволит этому ветру продолжать сдувать тонкую марсианскую атмосферу в космос. Это приведет к постепенному увеличению толщины атмосферы планеты, увеличению температуры на ее поверхности, что, в свою очередь, сделает Марс пригодным для проведения процесса терраформирования и последующей колонизации.

Согласно результатам исследований, проведенных учеными из организации Universities Space Research Association (USRA), наличие магнитного щита уже через не очень продолжительное время приведет к повышению средней температуры на поверхности Марса на 4 градуса Цельсия. Такой не очень значительной разницы будет вполне достаточно для процесса интенсивного таяния и испарения льда шапки на Северном полюсе планеты, который состоит преимущественно из углекислого газа. Это приведет к усилению парникового эффекта, нагреву поверхности до еще большей температуры и еще более бурному таянию льдов полярных шапок.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8998-magnitnyy-schit-siloy-2-tesla-mozhet-sdelat-krasnuyu-planetu-prigodnoy-dlya-terraformacii.html

Япония планирует запуск спутника для поиска воды на Марсе в 2020 году

14 марта 2017 г.

Правительство Японии приняло решение запустить в 2020 году сверхмалый спутник для обследования Марса. Власти Японии пока не решили, с помощью какой ракеты-носителя будет запущен этот аппарат.

В 1998 году Япония запустила к Марсу космический зонд "Нодзоми", но его оборудование отказало.

источник - https://ria.ru/science/20170314/1489935935.html

НАСА испытывает новый марсианский ровер в чилийской пустыне

20 марта 2017

Пустыня Атакама в Чили хорошо известна своими астрономическими обсерваториями. Высокое расположение этой области относительно уровня моря и редкие осадки позволяют почти непрерывно проводить отсюда астрономические наблюдения.

Однако климатические условия в этой пустыне также хорошо подходят для имитации условий марсианской поверхности. В этих суровых, сухих условиях, под воздействием мощного ультрафиолетового излучения, жизнь существует в основном в форме колоний микроорганизмов, прячущихся под землей или внутри камней.

Команда ученых НАСА, работающая в рамках проекта под названием Atacama Rover Astrobiology Drilling Studies (ARADS), недавно закрыла свой второй сезон испытаний ровера под названием KREX-2 в Чили.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9515

SpaceX назвала места посадки марсианского корабля

21 марта 2017 г.

Компания SpaceX совместно с НАСА определила четыре региона на Марсе, где планируется высадка беспилотного корабля Red Dragon. Пол Вустер из SpaceX назвал потенциальные пригодные для посадки корабля места на Марсе: Deuteronilus Mensae, Phlegra Montes, Utopia Planitia и Arcadia Planitia. Все они расположены в северном полушарии планеты недалеко от экватора.

Два возможных посадочных места для миссии «ЭкзоМарс»

30 марта 2017 г.

Марсоход миссии «ЭкзоМарс», который будет осуществлять поиски следов жизни на Красной планете, совершит посадку на поверхности планеты в 2021 г. в одной из двух возможных зон, объявили ученые в минувшую среду.

«После жаркого обсуждения мы проголосовали за области поверхности планеты под названиями плато Оксиа (Oxia Planum) и долина Мавра (Mawrth Vallis)», - рассказал журналистам Фрэнсис Уэстхолл (Frances Westhall), глава исследовательского отдела Центра молекулярной биофизики в Орлеане, Франция.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9557

15. Планы по планетам-гигантам

Новая миссия НАСА к ледяному спутнику Юпитера получила официальное название

11 марта 2017

Предстоящая миссия НАСА к ледяному спутнику Юпитера Европе наконец получила официальное название. Эта миссия с бюджетом примерно в 2 миллиарда USD – которая будет запущена в 2020-е гг. для оценки возможности существования жизни на поверхности Европы – теперь называется Europa Clipper, хотя, впрочем, это название уже довольно давно использовалось как неофициальное для этой миссии.

Europa Clipper будет проноситься мимо Европы целых два раза в месяц, открывая широкие возможности исследования этого спутника Юпитера с близкого расстояния. В рамках основной миссии запланировано 40-45 пролетов, во время которых при помощи космического аппарата будет произведена съемка поверхности ледяного спутника крупнейшей планеты Солнечной системы с высоким разрешением, а также проведены исследования состава и структуры недр и ледяной внешней оболочки Европы».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9481

Планируется экспедиция к Урану

26 марта 2017 г.

На проходившей в США 48-й Лунной и планетарной научной конференции группа исследователей провела презентацию, в рамках которой рассказала о концепте миссии уранового орбитального космического аппарата «OCEANUS». Глава команды, Али М. Брэнсон из Аризонского университета, предложил аэрокосмическому агентству NASA отправить к Урану в 2030 году космический аппарат, который достигнет планеты в 2041-м, после того как проведет два гравитационных маневра с помощью Венеры и еще один с помощью Земли. Орбитальный аппарат сможет заняться изучением твердого ядра Урана, а также его необычной неравномерной магнитосферы. Помимо Урана, такая особенность наблюдалась учеными только у Нептуна.

источник - https://hi-news.ru/space/pochemu-udivitelnyj-mir-urana-nezasluzhenno-lishen-vnimaniya.html

16. Китай

Китай после миссии на Марс планирует посадку зонда на астероид

1 марта 2017 г.

Планируется в будущем осуществить облет астероида Апофис и совершить посадку на астероид 1996 FG3. План экспертов включает отправку зонда к астероиду, облет астероида в течение некоторого времени и затем посадку на астероид для проведения анализов на его поверхности.

источник - https://ria.ru/science/20170301/1488997619.html

Китай запустит базовый модуль национальной космической станции в 2018 году

02 марта 2017 г.

Китай планирует вывести на орбиту ракетой-носителем "Чанчжэн-5" базовый модуль национальной космической станции "Тяньхэ-1" в 2018 году.

Китай рассматривает возможность запуска спутников с помощью самолётов

8 марта 2016 г.

В качестве пусковой платформы предполагается использовать стратегический самолёт Y-20, или же аналогичный ему по возможностям транспортник, производство и поставки которого начались ещё прошлым летом. Грузоподъёмность такого самолёта составляет 66 тонн, поэтому теоретически взять на борт в качестве груза твердотопливную ракету-носитель он вполне способен. Если проект удастся реализовать, это поможет при запуске обойтись без космодромов и существенно сократить время, необходимое для подготовки старта.

источник - https://hi-news.ru/research-development/kitaj-rassmatrivaet-vozmozhnost-zapuska-kosmicheskix-apparatov-s-pomoshhyu-samolyotov.html

КНР разрабатывает систему повторного использования ракет

17 марта 2017 г.

Китай ведет разработку собственной системы, которая позволила бы повторно использовать элементы ракеты-носителя после запусков, как это делает американская компании SpaceX с ракетами Falcon.

Разработка ведется Исследовательским институтом ракетной техники Китайского объединения космических технологий (CALT). Цель создания системы заключается в возвращении после пуска стартового ракетного двигателя для его повторного использования в дальнейшем.

источник - https://ria.ru/science/20170317/1490248831.html

17. Астрономическая техника

Солнце хотят превратить в гигантский космический телескоп

16 марта 2017

Согласно общей теории относительности, массивные объекты способны искривлять пространство вокруг себя, что заставляет другие объекты, включая свет, которые двигаются через это пространство, тоже искривляться. И при подходящих условиях этот свет может искривляться таким образом, что начинает играть роль линзы, с помощью которой можно видеть то, что находится за объектом. Этот эффект носит название гравитационного линзирования, и астрономы активно его используют уже многие годы, чтобы многократно, но при этом пассивно, а не напрямую, увеличивать мощность наших телескопов. Благодаря этому эффекту мы, например, обнаружили экзопланету Кеплер 452b, расположенную в сотнях миллионов световых лет от нас.

Выступая с презентацией на недавнем мероприятии NASA Planetary Science Vision 2050, команда из JPS рассказала о том, что в этом случае обзорные инструменты придется установить на расстоянии в 550 а.е. от Солнца, чтобы имелась возможность правильной фокусировки его света.

Кроме того, имеется некоторая проблема, связанная с орбитой нашей планеты. В зависимости от положения нашей планеты относительно Солнца и оборудования для наблюдений, временное окно для самих этих наблюдений и исследования конкретно взятых звездных областей будет крайней ограничено.

В большинстве случаев все, что мы можем видеть, это небольшой набор светлых пикселей (как это было, например, в случае с последними «изображениями» системы TRAPPIST-1). Однако при использовании Солнца в качестве гравитационной линзы, а также технологий, позволяющих снизить яркость света звезды, мы сможем действительно различать и вести наблюдение непосредственно за самими экзопланетами.

источник - https://hi-news.ru/technology/astronomy-nasa-xoteli-by-prevratit-solnce-v-gigantskij-kosmicheskij-teleskop.html

1.    Марс

Зонд ЕКА нашел новые следы "великого потопа" на Марсе

2 марта 2017 г.

Зонд "Марс-Экспресс" получил фотографии следов мощнейшего потопа на поверхности Марса, который оставил за собой канал длиной в примерно 3 тысячи километров и шириной в несколько десятков километров, сообщает пресс-служба ЕКА.

Открытие гигантских залежей льда в умеренных широтах на Марсе, а также некоторые другие данные по его геологии заставляют многих ученых считать, что жидкая вода могла существовать на Марсе не всегда, а лишь эпизодически, когда на Марс падали крупные метеориты или когда извергались его вулканы. Потоки такой талой воды могли прорывать гигантские каналы на поверхности Марса и образовать временные океаны и озера, не замерзавшие сотни тысяч и миллионы лет.

Европейские ученые, работающие с зондом "Марс-Экспресс", нашли одни из самых заметных следов этого процесса, изучая фотографии кратера Вустер, расположенного у кромки равнины Хриса в северных тропиках Марса.

Эта равнина, как и соседствующая с ней Аравийская равнина, считаются сегодня дном марсианского океана, существовавшего на поверхности красной планеты примерно 4-3,5 миллиарда лет назад. Ее окружает множество каналов, каньонов и узких долин, которые, как сегодня предполагают ученые, могут быть руслами древних марсианских рек.

источник - https://ria.ru/science/20170302/1489122060.html

У Марса могло быть 3 спутника

5 марта 2017

Два спутника  Марса — Фобос и Деймос — вращаются в той же экваториальной плоскости, что и планета. Долгое время их считали захваченными астероидами, но их орбиты сильно снижают шансы на это. Также был вариант, что произошло мощное столкновение, из которого родился диск обломков, подобно тому как сформировалась наша Луна. Эта альтернатива создает экваториальные орбиты, но обычно производит одну очень большую Луну. И вот новое моделирование показало, что столкновение могло сотворить три луны возле Марса, и самая большая из них постепенно развалилась, оставив нам марсианскую систему, как она есть.

Но гравитационный захват астероидов — это случайность. Они должны быть на ретроградной орбите или сильно наклоняться в любом направлении, но эти два расположены на идеальных круговых орбитах и необычно близки к Марсу. Их состав и внешний вид могут говорить об астероидах, но орбиты говорят совершенно о другом.

Северные 40% Марса на 5 километров ниже по высоте, чем остальная часть планеты. Эта гигантская особенность, известная как бассейн Бореалис, была создана в процессе столкновения, которое могло поднять достаточно обломков, чтобы сформировать множество лун

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, группа ученых под руководством Паскаля Розенблатта показала, что мощный удар должен был выбросить с Марса плотный диск обломков. За несколько тысяч лет из него сформировалась большая луна шириной в несколько сотен километров, близко расположенная к поверхности Марса. Гравитационное воздействие, которое она оказала на внешний диск, привело к нестабильностям, в результате которых из диска также появились Фобос и Деймос.

И хотя большая Луна будет обречена на разрушение приливными силами и постепенное выпадание на поверхности Марса, две другие луны останутся. В этот момент, в прошлом, у Фобоса и Деймоса было много общего, но это сходство продержалось всего несколько миллионов лет.

источник - https://hi-news.ru/space/u-marsa-moglo-byt-tri-sputnika.html

Найдены новые свидетельства существования воды на Марсе

6 марта 2017 г.

За последние годы ученые нашли множество намеков на то, что на поверхности Марса в глубокой древности существовали реки, озера и целые океаны воды. С другой стороны, часть планетологов считает, что даже в древние эпохи Марс мог быть слишком холодным для постоянного существования океанов, и вода там могла находиться в жидком состоянии лишь во время извержений вулканов и после "бомбардировок" крупными астероидами.

Чаунер и его коллеги представили новые доказательства того, что жидкая вода на поверхности Марса могла присутствовать в больших количествах, по крайней мере временно. Для этого они изучили и попытались вопроизвести некоторые свойства марсианских метеоритов, которые находили на Земле в последние несколько веков.

Все эти метеориты, как рассказывает Чаунер, имеют одну общую черту – в них содержится минерал мерриллит – соединение фосфора, кислорода, магния, натрия и кальция, в котором принципиально отсутствуют молекулы воды и атомы водорода. Мерриллит не встречается на Земле, но присутствует в метеоритах лунного, марсианского и астероидного происхождения.

Отсутствие воды в них заставляло многих геологов считать, что Марс, как и Луна, и астероиды, был всегда полностью лишен жидкой воды, так как в таком случае в астероидах присутствовал бы другой "фосфорный" минерал – витлокит.

Команда Чаунера предположила, что все запасы витлокита могли исчезнуть из марсианских метеоритов по одной простой причине. Столкновение астероида с Марсом, которое выбросило их на орбиту и направило в сторону Земли, могло "выжать" всю воду из витлокита и превратить его в мерриллит, состоящий из тех же элементов, за исключением воды.

Они проверили, так ли это, попытавшись повторить этот процесс в лаборатории. Как оказалось, столкновение действительно приводило к желаемому результату – около трети витлокита превращалось в результате столкновения в мерриллит.

источник - https://ria.ru/science/20170306/1489360503.html

Ученые нашли следы цунами в гипотетическом древнем океане на поверхности Марса

28 марта 2017

В предыдущих исследованиях на поверхности Марса была обнаружена местность, напоминающая на снимках с орбиты «отпечаток пальца». Некоторые исследователи отнесли формирование этой местности на счет грязи, движущейся вниз по склонам вулканов или под действием толкающих её ледников.

Однако эти «отпечатки пальцев» могли быть сформированы в результате мощного цунами, считают авторы новой работы, и они обнаружили кратер, давший начало этому цунами. Кратер Ломоносова, считают они, расположенный на равнинах северного полушария планеты, может представлять собой «шрам», оставленный на поверхности планеты астероидом, упавшим в океан северного полушария. В результате этого падения в океане могли подняться волны высотой в несколько десятков метров, которые в конечном счете обрушились на землю, формируя крупные гребни, наблюдаемые как «отпечатки пальцев».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9547

Ученые выяснили, почему Марс стал непригодным для жизни

31 марта 2017 г.

Ученые из США и ОАЭ пришли к выводу, что Марс мог иметь такую же плотность атмосферы, как и планета Земля, но лишился ее из-за солнечных ветров и ультрафиолетовых лучей.

С точки зрения ученых, атмосфера Марса со временем потеряла 66 процентов объема находившегося в ней аргона. Снижение его концентрации, в свою очередь, повлияло на уменьшение в атмосфере планеты доли углекислого газа, который удерживает тепло. Это сыграло важнейшую роль в изменении климата Марса и способствовало его превращению в пустыню, непригодную для жизни.

источник - https://ria.ru/science/20170331/1491173266.html

2.    Венера

Меридиональный ветер на Венере впервые обнаружен в обоих полушариях

16 марта 2017

Первое свидетельство наличия на Венере циркуляции ветра между экватором и полюсами, также известной как меридиональный ветер, было получено международной командой ученых под руководством Педро Мачадо из института Instituto de Astrofнsica e Ciкncias do Espaзo (IA), Португалия.

Анализируя свет Солнца, отраженный от поверхности венерианских облаков, Педро Мачадо и его коллеги обнаружили в обоих полушариях планеты компоненту ветра, перпендикулярную экватору, что согласуется с моделью ячейки Хэдли. Скорость этого ветра достигает 81 километра в час.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9502

3.    Сатурн

Космический аппарат Cassini зарегистрировал сезонные изменения огромных вихрей на полюсах Сатурна

06 марта 2017

Наблюдения за Северным полюсом Сатурна начали проводиться с пристальным вниманием, начиная с конца 2012 года, с момента времени, соответствующего началу сатурнианской весны. Южный же полюс планеты с 2007 года находился во времени осени. Между равноденствием в 1995 и 2009 годах Северный полюс практически не получал солнечного света, он находился в состоянии долгой зимней полярной ночи. Южный полюс все это время просто купался в солнечном свете. И сейчас небо над Северным полюсом все еще продолжает оставаться ясным, что позволяет в редких случаях даже увидеть нижние слои атмосферы.

Ученые прогнозируют, что за оставшееся до конца миссии время аппарату Cassini доведется стать свидетелем еще более сильных и резких климатических изменений в атмосфере Сатурна.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8993-kosmicheskiy-apparat-cassini-zaregistriroval-sezonnye-izmeneniya-ogromnyh-vihrey-na-polyusah-saturna.html

Под ледяной корой Энцелада обнаружена теплая зона

15 марта 2017 г.

На протяжении последнего десятилетия миссия «Кассини» открыла высокий уровень активности близ южного полюса ледяного спутника Сатурна Энцелада, где расположены теплые расселины, из которых вырываются богатые водой джеты, свидетельствующие о наличии подповерхностного моря. В новом исследовании, основанном на результатах наблюдений южного полюса Энцелада в микроволновом диапазоне, показано, что этот спутник на самом деле теплее, чем ожидалось, на глубине всего лишь в несколько метров под поверхностью. Это указывает на то, что тепло формируется на довольно обширной площади поверхности в этой приполярной области Энцелада и транспортируется под его корой, и что резервуар Энцелада с жидкой водой может лежать на глубине всего лишь несколько километров.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9496

Пузыри шипящего азота на Титане

17 марта 2017

На северном полюсе крупнейшего естественного спутника Сатурна – Титана -  находятся самые крупные озера и моря, которые содержат жидкие газы вместо привычной нам жидкой воды, как на поверхности Земли.  Последние исследования Титана, а также компьютерное моделирование его поверхности, морей и озер, показывает, что они могут время от времени покрываться шипящими пузырями азота.

Благодаря изучению растворимости азота мы теперь уверены, что подобные азотные пузыри могли действительно сформироваться в морях Титана, причем их может быть очень много. Это очередная загадка гигантского Титана.

Замки из песка на Титане

28 марта 2017

Ученые из Технологического Института штата Джорджия говорят, что Титан может являться родиной наэлектризованного песка, который вращается на ветру и формирует глыбы, которые сцепляются со временем.

Чем суше окружающее пространство, тем проще возникнуть статическому электричеству. Вот поэтому лунная пыль легко цепляется ко всему подряд, в том числе к костюмам и скафандрам.

Титан также оказался подходящим местом для существования такого феномена, как статическое электричество. Этому способствует его атмосфера из азота и метана. Мощные ветра, которые на большой скорости дуют на Титане, В результате этого мельчайшие не силикатные песчинки соединяются в единое целое и растут как снежный ком.

4.    Транснептуновые объекты

Битва за Плутон

08 марта 2017

Некоторые планетологи утверждают, что для определения статуса небесного тела мало руководствоваться его поверхностными особенностями и размером, нужно обращать большое внимание и на его внутренние физические свойства.

Научные руководители миссии «Новые Горизонты» к Плутону искренне надеются, что она поможет пересмотреть статус карликовой планеты и, возможно, Плутон снова войдет в ранг полноценных планет.

Новые данные об особенностях движения двух далеких астероидов говорят в пользу предположения о существовании девятой планеты

11 марта 2017

В 2000 году астрономам удалось идентифицировать новый класс объектов Солнечной системы, класс так называемых "чрезвычайных транснептуновых объектов" (extreme trans Neptunian objects, ETNO). Орбиты объектов, относящихся к этому классу, находятся далеко за пределами орбиты Нептуна - минимум на 150 а.е. минимум. Для сравнения, орбита Нептуна проходит на удалении 30-40 а.е.

Не так давно астрономы выдвинули теорию, объясняющую некоторые необычные особенности динамики движения ETNO-объектов наличием и влиянием на них планеты, масса которой должна превышать массу Земли в несколько раз, и которая удалена от Солнца на расстояние, измеряющееся сотнями астрономических единиц. В частности, в 2016 году астрономы Константин Батыгин и Майк Браун, проведя анализ орбит движения семи ETNO-объектов, обосновали возможность существования девятой планеты, удаленной от Солнца на расстояние в 700 а.е.

Девятая планета стала предметом исследований и группы астрономов их института астрофизики Instituto de Astrof?sica de Canarias (IAC), которые работали совместно с коллегами из университета Complutense University of Madrid. Эти ученые произвели ряд спектрографических наблюдений за астероидами 2004 VN112 и 2013 RF98, движущимися по практически идентичным орбитам, имеющим малый угол расхождения. Все это предполагает, что оба астероида имеют одно и тоже самое происхождение, а особенности орбит их движения очень хорошо согласуются с теорией о существовании девятой планеты. Результаты проведенных исследований говорят о том, что эти астероиды очень давно были одним космическим телом, которое разделилось на два после встречи с планетой, находящейся далеко за орбитой Плутона.

Результаты моделирования показали, что в период от 5 до 10 миллионов лет назад планета, масса которой превышает массу Земли в 10-20 раз, вращающаяся на удалении от 300 до 600 АЕ от Солнца, отклонила орбиту пары вращающихся друг вокруг друга астероидов 2004 VN112-2013 RF98 и разделила эту пару на два астероида, каждый из которых пошел дальше своим путем.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/9006-novye-dannye-ob-osobennostyah-dvizheniya-dvuh-dalekih-asteroidov-govoryat-v-polzu-predpolozheniya-o-suschestvovanii-devyatoy-planety.html

5.    Астероиды

Молодой дуэт астероидов вызвал сенсацию

07 марта 2017

Недавно обнаруженная "пара астероидов" является самым молодым подобным дуэтом, который известен в нашей Солнечной системе. Наблюдения за этой парочкой показали, что они отрастили два схожих хвоста и стали похожими на кометы.

Эта пара астероидов известна под обозначением P/2016 J1. Впервые она была обнаружена в 2016 году. Сегодня ученые с уверенностью могут сказать, что подобные дуэты являются довольно распространенным явлением в главном поясе астероидов, однако далеко не все подобные астероиды имеют хвосты, как у комет.

Эти дуэты, как правило, формируются, когда родительский астероид разбивается на две части в процессе столкновения с каким-то небесным телом. При помощи Большого Телескопа GTC, установленного на Канарских островах и Телескопа Канада – Франция - Гавайи на вулкане Мауна-Кеа, астрономы выяснили, что вышеупомянутый астероид распался на части приблизительно шесть лет тому назад. При всем при этом, он стал самой молодой известной парой астероидов в Солнечной системе, найденной на данный момент.

Криовулканизм на Церере

08 марта 2017

Одной из самых примечательных особенностей поверхности Цереры являются яркие пятна, расположенные в центре кратера Оккатор. В новом исследовании ученые впервые определили возраст этого яркого материала, состоящего из отложений особого класса минеральных солей. Возраст этих отложений, составляющий всего лишь около четырех миллионов лет, примерно на 30 миллионов лет меньше, чем возраст самого кратера Оккатор. Этот факт, а также характер распределения и природа яркого материала, наполняющего кратер, указывают на то, что кратер Оккатор оставался местом, в котором активно протекали извержения подповерхностных солевых растворов, на протяжении долгого времени и вплоть до сегодняшних дней. Таким образом, Церера представляет собой ближайшее к Солнцу небесное тело, на поверхности которого зафиксирована криовулканическая активность.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9470

Лед в затененных областях внутри кратеров Цереры связан с наклоном её орбиты

23 марта 2017

Карликовая планета Церера находится на расстоянии порядка нескольких сотен миллионов километров от Юпитера, и еще дальше от Сатурна, однако мощное влияние гравитации со стороны этих газовых гигантов оказывает существенное влияние на ориентацию Цереры. В новом исследовании ученые миссии НАСА Dawn рассчитали, что наклон оси собственного вращения Цереры по отношению к плоскости её орбиты вокруг Солнца существенно изменяется с периодом примерно 24500 лет.

Последний раз, когда наклон оси орбиты планеты достигал максимального значения, составляющего примерно 19 процентов, имел место примерно 14000 лет назад. Для сравнения, наклон орбиты Земли составляет порядка 23,5 градуса, поэтому Церера в тот период времени также испытывала смену сезонов, подобно тому как это происходит с нашей планетой: когда северное полушарие планеты наклонено в сторону Солнца, в нем царит лето, а в южном полушарии в это время царит зима.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9528

Астероид с ретроградной орбитой «испытывает терпение» Юпитера

30 марта 2017 г.

Из примерно одного миллиона известных астероидов Солнечной системы лишь 82 космических камня движутся по ретроградным орбитам, то есть в направлении по часовой стрелке, если смотреть на Солнце «сверху», в то время как остальные астероиды движутся в направлении против часовой стрелке.

Так как же астероид Bee-Zed избегает столкновения с Юпитером и другими астероидами? На самом деле гравитация Юпитера всякий раз при приближении этого астероида отклоняет его в сторону, не давая совершиться столкновению, говорит Уигерт.

Об астероиде Bee-Zed, открытому в январе 2015 г., к настоящему времени известно немного. Его диаметр составляет примерно три километра, и он мог сформироваться в том же месте, что и комета Галлея, которая также отличается ретроградной орбитой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9552

6.    Кометы

Изотопный состав воды на поверхности комет может меняться

02 марта 2017

Астрономы из Центра космических полетов Годдарда (США), наблюдали комету облака Оорта C/2014 Q2 (комета Лавджоя), в то время, когда она проходила мимо Земли в начале 2015 г. При помощи обсерватории им. Кека. Теперь эта команда смогла наблюдать эту комету в ИК-диапазоне спустя несколько суток после прохождения кометой Лавджоя перигелия – ближайшей к Солнцу точки орбиты кометы.

Команда обнаружила, что после прохождения кометой Лавджоя перигелия соотношение дейтерий/водород (D/H) увеличивается в 2-3 раза, в то время как в предыдущих исследованиях указывалось, что это соотношение для комет остается в основном постоянным, несмотря на то, что при подходе кометы к звезде обычно наблюдается увеличение количеств испускаемых кометой водяных паров.

Эти находки могут иметь большое значение для оценки количеств воды, которые могли быть занесены на Землю с кометами.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9450

7.    Солнце

Солнце на каникулах

24 марта 2017

Наблюдая за Солнцем и его активностью 27 февраля 2014 и 20 марта 2017 года, ученые заметили, что в последнее время на Солнце почти не было солнечных пятен. Наблюдения за Солнцем велись учеными NASA при помощи Обсерватории Солнечной Динамики.

Отсутствие солнечных пятен говорит о резком упадке активности нашей центральной звезды. Это указывает на то, что Солнце постепенно приближается к своему следующему минимуму, который должен произойти в 2019-2020 годах.

Ученые обнаружили у Cолнца признаки планет

28 марта 2017 г.

Американские ученые зафиксировали на Солнце волны Россби, раньше это явление встречалось только на Земле.

Волны Россби на Земле встречаются над океанами и в умеренных широтах атмосферы и сильно влияют на погоду. Их особенность состоит в том, что они создают возмущения в воздушной оболочке нашей планеты, а на Солнце наблюдаются в виде изменений магнитного поля в умеренных широтах солнечной атмосферы, что ведет к колебаниям космической погоды.

Открытие стало возможно с помощью трех космических аппаратов — SDO (Solar Dynamics Observatory) и STEREO (Solar TErrestrial RElations Observatory), — которые позволили ученым изучать единственную звезду Солнечной системы в ракурсе 360 градусов. Раньше такие исследования были невозможны, так как с Земли было видно лишь одну сторону Солнца.

источник - https://ria.ru/science/20170328/1490921814.html

8.    Звездная и галактическая астрономия

Ученые заглядывают в прошлое Вселенной для обнаружения далеких блазаров

01 марта 2017

Когда наша Вселенная была ещё совсем молодой, одна сверхмассивная черная дыра взорвалась с огромной силой, извергая струю энергии и частиц, которые отправились в сторону Земли со скоростью, близкой к скорости света.

Несколько миллиардов лет спустя трио ученых из Университета Клемсон, США, под руководством астрофизика Марко Ахелло идентифицировало эту черную дыру, а также четыре схожих с ней черных дыры, возраст которых составлял от 1,4 миллиарда до 1,9 миллиарда лет. Эти объекты интенсивно излучают в гамма-диапазоне, самом высокоэнергетическом диапазоне электромагнитного спектра.

Прежде самые ранние известные науке гамма-блазары имели возраст не менее 2 миллиардов лет. В настоящее время, согласно оценкам ученых, возраст Вселенной составляет примерно 14 миллиардов лет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9447

Телескоп XMM-Newton обнаружил самый яркий и самый далекий пульсар

02 марта 2017

Рентгеновский космический телескоп XMM-Newton Европейского космического агентства недавно обнаружил новый пульсар, который является чрезвычайно плотной нейтронной звездой, вращающейся с большой скоростью, оставшейся после взрыва массивной звезды. Этот пульсар, NGC 5907 X-1, находящийся в недрах спиральной галактики NGC 5907, является самым ярким среди всех известных пульсаров, его яркость в 10 раз превышает яркость предыдущего пульсара-рекордсмена. Всего за одну секунду он испускает в пространство энергию, количество которой эквивалентно количеству энергии, излучаемой Солнцем за 3.5 года. Более того, новый пульсар является самым удаленным от Земли, его свету, для того чтобы достичь окрестностей нашей планеты требуется порядка 50 миллионов лет.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/8980-teleskop-xmm-newton-obnaruzhil-samyy-yarkiy-i-samyy-dalekiy-pulsar-sredi-vseh-izvestnyh-na-segodnyashniy-den.html

"Хаббл" получил фотографии самой большой звезды Галактики

6 марта 2017 г.

Орбитальная обсерватория "Хаббл" получила фотографии звезды Westerlund 1-26, самой большой звезды Млечного Пути, которая находится в созвездии Жертвенника и занимает чуть больше места, чем Солнечная система до орбиты Юпитера.

Эта звезда в 330 тысяч раз ярче Солнца и больше его в 1,5 тысячи раз. Звезда удалена от нас на относительно небольшое расстояние – около 16 тысяч световых лет, благодаря чему ученые смогли подробно изучить свойства Westerlund 1-26 при помощи "Хаббла".

источник - https://ria.ru/science/20170306/1489350521.html

Скопления звезд могут содержать звезды нескольких поколений

07 марта 2017

Доктор Би-Цин Фор из Международного центра астрономических исследований, расположенного в г. Перт, Австралия, совершил открытие, которое может пошатнуть основы теории, согласно которой все звезды, входящие в состав звездных скоплений, сформировались из одного и того же материала примерно в одно и то же время.

Это новое исследование включает анализ скоплений звезд, расположенных в Большом Магеллановом Облаке, галактике, расположенной по соседству с нашей галактикой Млечный путь.

Сопоставляя месторасположение нескольких тысяч молодых звезд с месторасположением звездных скоплений, исследователи обнаружили 15 звезд-кандидатов, которые оказались намного моложе, чем другие звезды, входящие в состав тех же самых скоплений звезд.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9464

Открыты два новых события приливного разрыва звезды

10 марта 2017

В двух новых научных работах международная команда астрономов представляет открытия двух новых событий приливного разрыва (tidal disruption events, TDEs). При помощи Паломарской обсерватории, расположенной близ г. Сан-Диего, штат Калифорния, исследователи открыли вспышки излучения, которые в действительности оказались событиями TDE.

TDE-события представляют собой астрономические явления, которые происходят при подходе звезды близко к сверхмассивной черной дыре. При этом происходит разрыв светила под действием приливных сил со стороны черной дыры. Осколки разорванной звезды начинают падать на черную дыру, и из её окрестностей начинает вырываться мощное излучение, указывающее на событие TDE.

Эти два TDE были обнаружены в рамках обзора неба intermediate Palomar Transient Factory (iPTF) 29 мая и 29 августа 2016 г. и получили названия соответственно iPTF16axa и iPTF16fnl. Последующие дополнительные наблюдения этих объектов при помощи космической обсерватории НАСА «Свифт» (Swift) и наземных телескопов позволили глубже понять эволюцию этих объектов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9477

Ярко вспыхнула туманность Кошачьей Лапы

17 марта 2017

Астрономам выпал шанс наблюдать за резким скачком в росте звезд в туманности Кошачьей Лапы.

Крупная протозвезда, расположенная в заполненном пылью звездном детском саду, недавно оживилась, засияв практически в 100 раз более ярко, чем прежде. Эта вспышка, по-видимому, была вызвана стремительным потоком газа. Исследователи данного феномена утверждают. Что такие газовые потоки могут время от времени вызывать сачки в росте звезды, что в свою очередь приводит к значительному увеличению ее яркости.

Яркая вспышка произошла в туманности NGC 6334I, которая также известна под названием « Туманность Кошачьей Лапы». Здесь находится типичный протокластер, протозвезды которого подпитывались потоком газа. Однако при увеличении этого потока. Произошел резкий скачок в росте звезд и соответствующая яркая вспышка.

Астрономы обнаружили уникальную звезду, совершающую один оборот вокруг черной дыры всего за половину часа

21 марта 2017 г.

Данная уникальная система черной дыры и звезды - белого карлика находится в недрах шарового скопления 47 Tucanae, достаточно плотного звездного скопления, находящегося на удалении 14 800 световых лет от Земли. О существовании этого объекта астрономам было известно с 2015 года, но лишь наблюдения, сделанные при помощи обсерватории Chandra, позволили выяснить, что период обращения звезды вокруг черной дыры, соответствующий периоду между всплесками рентгеновского излучения, составляет 28 минут. Черную дыру и ее "компаньона" разделяет расстояние, всего в 2.5 раза превышающее расстояние между Землей и Луной.

Этот белый карлик находится так близко к черной дыре, что он теряет верхние слои своей материи.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/9036-astronomy-obnaruzhili-unikalnuyu-zvezdu-sovershayuschuyu-odin-oborot-vokrug-chernoy-dyry-vsego-za-polovinu-chasa.html

Астрономы зафиксировали начало последнего этапа "жизни" сверхновой звезды SN 1987A

23 марта 2017

23 февраля 1987 года, астрономы зафиксировали самый яркий за 400 последних лет взрыв сверхновой звезды в галактике Большое Магелланово Облако. Сверхновая SN 1987A является самым близким к нам взрывом сверхновой, что дает возможность ученым-астрономам и астрофизикам изучить все происходящие там процессы в мельчайших подробностях. Наблюдения за сверхновой SN 1987A производились неоднократно телескопом Hubble с 1990-го года, рентгеновская обсерватория Chandra начала наблюдения за ней с момента ввода обсерватории в строй в 1999 году, а самый мощный и современный радиотелескоп ALMA, состоящий из 66 параболических антенн, начал наблюдать за сверхновой SN 1987A раньше, чем состоялся его официальный ввод в эксплуатацию.

Последние данные указывают на то, что в "жизни" сверхновой SN 1987A наступил очень важный момент. Немногим ранее ударная волна взрыва сверхновой столкнулась с плотным газовым кольцом, материя которого была извергнута в космос умирающей звездой за некоторое время перед взрывом. А сейчас замедлившийся поток раскаленного газа начинает сталкиваться с медленным потоком "звездного ветра", который был порожден красной гигантской звездой в ранние периоды ее развития и существования.

Центральная часть сверхновой, находящаяся внутри кольца газа, выросла за все время до размеров в половину светового года. В период с 1999 по 2013 год, обсерватория Chandra отслеживала расширяющееся кольцо рентгеновского излучения, которое со временем становилось все ярче и ярче. Но за последние несколько лет кольцо рентгеновского излучения прекратило увеличивать яркость. Начиная с февраля 2013 года, и по сентябрь 2015 яркость рентгеновского излучения оставалась практически неизменной. А чуть позже астрономы заметили то, что внутренние части "рентгеновского кольца" в его левой нижней области начали исчезать. Все эти изменения говорят о том, что взрывная ударная волна уже переместилась в область с малой концентрацией межзвездного газа, где эффекты ее влияния проявляются не столь сильно. И этот этап является самым последним этапом взрыва сверхновой SN 1987A.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/9042-astronomy-zafiksirovali-nachalo- poslednego-etapa-zhizni-sverhnovoy-zvezdy-sn-1987a.html

Обнаружен самый «чистый» и массивный коричневый карлик

23 марта 2017

Расположенный на расстоянии 750 световых лет от нас в созвездии Рыб, объект SDSS J0104+1535 состоит из газа, который примерно в 250 раз «чище» по составу, чем газ, из которого состоит наше Солнце – в этом газе содержится 99,99 процента водорода и гелия. Согласно оценкам исследователей этот коричневый карлик сформировался примерно 10 миллиардов лет назад, а его масса составляет порядка 90 масс Юпитера – что делает его наиболее массивным из известных науке коричневых карликов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9541

9.    Экзопланеты

Система TRAPPIST-1 может оказаться мёртвой

13 марта 2017 г.

Ученые из Женевской обсерватории изучили информацию о спектральном излучении системы TRAPPIST-1 и пришли к выводу, что звезда этой системы может быть относительно молодой. А это значит, что у нее могло и не быть достаточно времени для того, чтобы сдуть со всех планет их атмосферу. Поэтому делать однозначные выводы о том, что вся атмосфера землеподобных планет этой системы была утрачена, пока рано. Другими словами, у нас по-прежнему остается возможность помечтать о вероятности наличия жизни на некоторых из этих удаленных от нас миров.

Однако радоваться, как оказалось, было рано. Так как орбиты этих планет располагаются слишком близко к их звезде, то планеты, скорее всего, скованы приливным захватом, то есть обладают синхронным вращением со звездой. Это означает, что одно из их полушарий всегда повернуто стороной к звезде, в то время как другое полушарие всегда остается под непроглядной тьмой. А это очень плохие новости для воды.

Еще в конце прошлого года исследователи пытались узнать, обладает ли звезда TRAPPIST-1 таким же, как Проксима Центавра, темпераментным поведением, и выяснили, что самые ближайшие расположенные к ней планеты в таком случае за период их существования могли потерять запасов воды, по объему равному 15 земным океанам.

Что же касается самого последнего исследования, то в его рамках астрономы сопоставили два типа излучения карликовой звезды TRAPPIST-1 — рентгеновское излучение ее короны, а также ультрафиолетовое излучение (так называемое Лайман-альфа-излучение), создаваемое атомами водорода из хромосферного слоя звезды (как раз под короной), — заодно сравнив их с показателями Проксимы. Оказалось, что TRAPPIST-1 создает вполовину меньше излучения Лайман-альфа по сравнению с Проксимой Центавра.

источник - https://hi-news.ru/research-development/sistema-trappist-1-mozhet-byt-mertvoj-vo-vsex-smyslax.html

Обнаружена ещё одна аномальная планета

20 марта 2017

Объект, получивший название HD 106906b, является очень молодой планетой, расположенной примерно в 300 световых годах от Земли в созвездии Южный Крест. Впервые планета была обнаружена в 2013 году. Уникальной ее делает то, на каком расстоянии от своей звезды она находится – примерно в 650 а.е. На полный оборот вокруг своего светила планете необходимо около 1500 лет.

Однако самая интересная особенность HD 106906b связана даже не с ее гигантской орбитой, а с тем, что планета находится далеко за внешними пределами космического планетарного материала (газа и пыли, то есть материи, из которой формируются планеты), собранного вокруг звезды HD 106906. В нашем случае протопланетный диск находится примерно в 10 раз ближе к звезде, чем сама планета HD 106906b, что, в свою очередь, заставляет астрономов задуматься о том, как она вообще могла в таком случае сформироваться.

«Горячий юпитер» KELT-16b открывает перспективы для новых исследований

22 марта 2017

Большая международная исследовательская группа открыла, что горячий юпитер под названием KELT-16b открывает широкие перспективы для научных исследований в ближайшем будущем. В своей новой работе команда описывает известные характеристики этой планеты и приводит доводы в пользу перспективности дальнейших её исследований.

KELT-16b движется вокруг родительской звезды по орбите радиусом в три солнечных радиуса и орбитальным периодом всего лишь 0,97 суток, что является довольно редким для планеты набором параметров – до настоящего времени ученые обнаружили методом транзитов лишь пять экзопланет кроме этой, обращающихся вокруг родительских звезд по орбите с периодом менее одних суток. Кроме того, было обнаружено, что масса планеты KELT-16b составляет примерно 2,75 массы Юпитера, а равновесная температура – примерно 2453 Кельвина. Такой короткий орбитальный период, отмечают ученые в своей работе, позволит наблюдать и регистрировать транзит планеты по диску звезды каждый день, что, в свою очередь, даст редкую возможность получить ценные сведения об атмосфере экзопланеты в больших объемах.

Родительская звезда планеты под названием KELT-16 находится на расстоянии примерно 1300 световых лет от Земли, а её масса составляет примерно 1,2 массы Солнца. Звезда представляет собой двойную систему, включающую, помимо основной компоненты, также звезду-компаньона, красного карлика.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9523

10. Поиск внеземных цивилизаций

Быстрые радиоимпульсы могут быть следами работы энергетических систем космических кораблей внеземных цивилизаций

13 марта 2017

Некоторые ученые считают, что искомые подсказки уже известны людям некоторое время, таинственные явления, называемые быстрыми радиоимпульсами (Fast Radio Burst, FRB), могут являться следами работы каких либо "продвинутых" внеземных технологий. А если быть более точным, то энергия этих радиоимпульсов, для создания которых необходим передатчик, размером с планету, может служить для приведения в действие космических кораблей и исследовательских зондов, работающих в недрах далеких галактик.

Ученые из Центра астрофизики Гарварда-Смитсона и Гарвардского университета по параметрам радиоимпульсов рассчитали характеристики передатчика, способного сформировать такие импульсы, которые могут путешествовать на огромные расстояния. Если такой передатчик снабжается энергией за счет света ближайшей звезды, то солнечные батареи должны покрывать площадь поверхности планеты, в два раза превышающей размер Земли. Такие масштабные проекты еще лежат далеко за гранью возможностей современных земных технологий, но с точки зрения фундаментальных законов физики в них нет ничего невыполнимого.

Вторым аспектом, который был рассмотрен ученым, стал вопрос, сможет ли огромный передатчик "выжить" и не расплавиться во время формирования столь мощного радиоимпульса? Ученые просчитали, что передатчик, размером с нашу планету, оснащенный водяной системой охлаждения, вполне может справиться с такой задачей, выдержать тепловой удар и через некоторое время быть готовым к формированию очередного импульса.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/9013-uchenye-schitayut-chto-bystrye-radioimpulsy-mogut-yavlyatsya-sledami-raboty-energeticheskih-sistem-kosmicheskih-korabley-vnezemnyh-civilizaciy.html

11. Чёрные дыры

«Хаббл» помогает датировать последний крупный «обед» черной дыры Млечного пути

10 марта 2017

Сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре Млечного пути, долгое время проводила «без обеда». Космический телескоп НАСА «Хаббл» позволил обнаружить, что последний крупный «прием пищи» для нашей черной дыры состоялся примерно 6 миллионов лет назад, когда она поглотила крупный сгусток падающего на неё газа. После этой «трапезы» эта гигантская черная дыра разразилась мощным выбросом газа, масса которого составила порядка нескольких миллионов солнечных масс, и который теперь в форме двух пузырей располагается выше и ниже плоскости Галактики.

Эти гигантские структуры, называемые пузырями Ферми, были впервые открыты в 2010 г. при помощи космической гамма-обсерватории НАСА «Ферми». Однако новые наблюдения северного пузыря помогли астрономам определить более точно возраст пузырей и выявить механизм их возникновения.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9480

Ученые выяснили, как возникли первые черные дыры Вселенной

14 марта 2017 г.

Считается, что в центре большинства массивных галактик обитают сверхмассивные черные дыры, чья масса может составлять от миллиона до миллиардов масс Солнца. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Изначально ученые  считали, что подобные объекты возникали таким же путем, как их "нормальные" кузены – в результате гравитационного коллапса звезд и последующего слияния нескольких крупных черных дыр.

Наблюдения за первыми галактиками Вселенной заставили астрофизиков усомниться в этом – оказалось, что в  них обитают черные дыры с массой в десятки миллиардов Солнц. Подобные объекты, как показывают расчеты, просто не успели бы вырасти до таких размеров, если бы они родились маленькими. Поэтому некоторые ученые начали считать, что сверхмассивные черные дыры рождаются по более экзотическим сценариям – в результате коллапса гигантских облаков из "чистого" атомарного водорода или благодаря  наличию в них сгустков темной материи.

источник - https://ria.ru/science/20170314/1489952952.html

Открыта черная дыра, «задыхающаяся» от осколков падающей на неё звезды

16 марта 2017

Ученые из Массачусетского технологического института, Центра космических полетов Годдарда НАСА, а также из других научных организаций во главе с Дхираджем Пасхамом, сообщают о «событии приливного разрыва» - мощной вспышке электромагнитного излучения, происходящей при уничтожении черной дырой слишком близко подошедшей к ней звезды. Эта вспышка, произошедшая в галактике, расположенной на расстоянии примерно 300 миллионов световых лет от нас и получившая название ASASSN-14li (All Sky Automated Survey for SuperNovae), была впервые открыта 11 ноября 2014 г., и ученые с того времени при помощи множества различных телескопов наблюдали это событие, чтобы глубже понять рост и эволюцию черных дыр.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9501

Найдена «чёрная дыра», убегающая из галактического центра

24 марта 2017

С помощью космического телескопа «Хаббл» астрономы провели наблюдение за сверхмассивной черной дырой с массой в один миллион раз больше массы нашего Солнца и «убегающей» из своей родной галактики. Это первый среди подтвердившихся случаев так называемых «убегающих черных дыр». Смещение черных дыр из своих галактических центров должно требовать колоссального объема энергии. Но какого именно?

«Мы подсчитали, что объем этой энергии будет эквивалентен энергии 100 миллионов сверхновых, взорвавшихся одновременно. Только в этом случае черную дыру удастся сдвинуть внешним воздействием со своего места», — комментирует Стефано Бианчи из 3-го университета Рима и соавтор исследования обсуждаемого феномена.

Согласно теоретической модели ученых, источником такой колоссальной энергии в обсуждаемом сегодня случае являются гравитационные волны, созданные двумя другими черными дырами, столкнувшимися друг с другом около 1-2 миллионов лет назад.

Астрономы отмечают, что в конце концов черная дыра вообще покинет галактику 3C186.

источник - https://hi-news.ru/research-development/astronomy-nashli-chernuyu-dyru-ubegayushhuyu-iz-galakticheskogo-centra.html

Астрономы собираются своими глазами увидеть «горизонт событий»

28 марта 2017 г

С 5 по 14 апреля 2017 года команда, стоящая за миссией телескопа Event Horizon Telescope (EHT), надеется провести проверку фундаментальных теорий о физике черных дыр и постараться сделать первое в истории изображение горизонта событий черной дыры (так называемой точки невозврата, согласно тем же теориям).

В основе EHT лежит так называемая технология интерферометрии с длинной базой (Very Long Baseline Interferometry, VLBI), позволяющая объединить в глобальную сеть множество наземных телескопов, создав таким образом один гигантский телескоп размером с Землю. Мощности подобной системы должно хватить для того, чтобы заглянуть в самое сердце Млечного Пути и увидеть черную дыру Sagittarius A* («Стрелец А*»), которая обладает массой в 4 миллиона раз больше массы нашего Солнца.

При прямом наблюдении за черной дырой с помощью телескопа Event Horizon астрономы надеются увидеть объект в форме полумесяца, нежели в форме полного диска. Вполне возможно, даже удастся разглядеть тень горизонта событий черной дыры на фоне яркого и сверкающего материала, находящегося рядом с ней газового облака.

Разрешение одинарного радиотелескопа (обычно со 100-метровой апертурой) составляет около 60 угловых секунд. Это сравнимо с разрешением невооруженного глаза, смотрящего на 1/16 диаметра полной Луны. Путем объединения множества телескопов система Event Horizon Telescope сможет достичь разрешения 15-20 микроарксекунд (0,000015 угловой секунды), что будет эквивалентно виноградине, различимой на дистанции от Земли до поверхности Луны.

источник - https://hi-news.ru/technology/astronomy-sobirayutsya-vpervye-uvidet-svoimi-glazami-gorizont-sobytij-chernoj-dyry.html

Телескоп ALMA подтвердил свою способность видеть «дыры» в реликтовом излучении

18 марта 2017

Исследователи при помощи радиообсерватории Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) успешно запечатлели «дыру» в радиодиапазоне, окружающую скопление галактик, расположенное на расстоянии 4,8 миллиарда световых лет от нас. Это изображение стало первым снимком высокого разрешения такой «дыры», наличие которой связано с эффектом Сюняева-Зельдовича.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9511

Ультрафиолетовый фон Вселенной объясняет проблему нехватки небольших галактик

22 марта 2017

УФ-излучение – один из типов излучения, испускаемого многими звездами, в том числе нашим Солнцем – наполняет собой, как было обнаружено, почти всю Вселенную и оказывает воздействие на небольшие галактики, лишая их газа, из которого могут формироваться звезды, и тем самым ограничивая их рост.

Считается, что именно эти процессы объясняют, почему некоторые более крупные галактики, такие как наш Млечный путь, имеют меньше небольших галактик, чем могли бы иметь.

Сами эти крупные галактики защищены от воздействия УФ-лучей толстыми облаками пыли.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9524

Создана новая карта распределения темной материи, имеющая самую высокую разрешающую способность на сегодняшний день

29 марта 2017

Международная группа ученых из Йельского университета, произвела на свет новую карту распределения темной материи, имеющую самую высокую разрешающую способность на сегодняшний день. Данные этой карты предоставляют ученым массу новых возможностей для изучения холодной темной материи, состоящей из пассивных частиц неизвестной пока природы, на долю которой приходится большая часть от общего количества материи во всей Вселенной.

Вышеупомянутая карта была составлена на основе данных обзора Frontier Fields, выполненного при помощи космического телескопа Hubble Space Telescope. В основе всего этого лежали наблюдения за тремя скоплениями галактик, которые действуют подобно космическим линзам и позволяют ученым рассматривать отдаленные части древней Вселенной за счет эффекта так называемых гравитационных линз.

источник - http://www.dailytechinfo.org/news/9058-sozdana-novaya-karta-raspredeleniya-temnoy-materii-imeyuschaya-samuyu-vysokuyu-razreshayuschuyu-sposobnost-na-segodnyashniy-den.html

Новая теория связывает чёрные дыры, тёмную материю и гравитационные волны

30 марта 2017 г

Маша Барьяхтар, докторант Института теоретической физики Периметра в Канаде и ее коллеги считают, что черные дыры не просто капканы для света, а ядра в центре своего рода гравитационного атома. Аксионы тогда будут электронами, по аналогии. Продолжая аналогию атома, аксионы могут прыгать вокруг черной дыры, получая и теряя энергию точно так же, как и электроны. Но электроны взаимодействуют через электромагнетизм, поэтому они выпускают электромагнитные волны, или световые волны. Аксионы взаимодействуют через гравитацию, поэтому выпускают гравитационные волны. Но черная дыра в этих «атомах гравитации» вращается, разгоняя пространство вокруг и увлекая его в производство большего числа аксионов. Несмотря на крошечную массу аксиона, этот так называемый процесс сверхизлучения может производит 1080 аксионов (во Вселенной столько же атомов) вокруг одной черной дыры.

источник - http://hi-news.ru

Расширение Вселенной может быть объяснено без темной энергии

31 марта 2017

Ученые под руководством Габора Ракза из Университета им. Лоранда Этвёша, (Венгрия) указывают, что общепринятые космологические модели, включающие представление о темной энергии, основаны на некорректных приближениях, не раскрывающих структуру Вселенной, и полагающих равномерной плотность её вещества.

«Уравнения ОТО Эйнштейна, описывающие расширение Вселенной, настолько сложны математически, что в течение 100 лет мы так и не нашли их решения, учитывающие влияние космических структур. Мы знаем в результате прецизионных наблюдений сверхновых о том, что Вселенная расширяется с ускорением, однако в то же время мы полагаемся на грубые приближенные решения уравнений Эйнштейна, использование которых приводит к нежелательным «побочным эффектам», таким как необходимость введения представлений о темной материи для того, чтобы теория соответствовала наблюдательным данным», - объяснил доктор Лазло Добос, соавтор Ракза.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=9560