ЗА НОЯБРЬ 2017 ГОДА

1.    Катастрофа освящённой ракеты

Первое информационное сообщение об аварии

28 ноября 2017 года с космодрома Восточный осуществлён пуск РН «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Основной задачей пуска являлось выведение на солнечно-синхронную орбиту космического аппарата «Метеор-М» № 2-1.

В результате работы РН «Союз-2.1б» головной блок в составе РБ «Фрегат» и КА «Метеор-М» был выведен на заданную промежуточную орбиту.  Однако в ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом не удалось установить связь по причине его отсутствия на целевой орбите. В настоящее время ведётся анализ информации.

источник - https://www.roscosmos.ru/24385/

Эксперты усомнились в вероятности нахождения блока «Фрегат» в космосе

28 ноября 2017

Специалисты использовали все возможности обнаружить разгонный блок «Фрегат» на орбите. Однако вероятность того, что он находится в космосе, почти нулевая, сказал источник в ракетно-космической отрасли.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во вторник заявил о том, что в Кремле не обладают информацией о причинах инцидента со спутником «Метеор-М» и ждут доклада от «Роскосмоса».

источник - https://iz.ru/676559/2017-11-28/eksperty-otcenili-veroiatnost-nakhozhdeniia-bloka-fregat-v-kosmose

Роскосмос назначил комиссию по расследованию аварии

29 ноября 2017 года Государственная комиссия утвердила состав аварийной комиссии по определению причин нештатного пуска ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», космическим аппаратом «Метеор-М» №2.1 и попутной полезной нагрузкой, который состоялся 28 ноября 2017 года с космодрома Восточный.

Руководителем аварийной комиссии назначен Олег Скоробогатов, заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИмаш»; заместителем руководителя аварийной комиссии - Александр Медведев, заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИмаш», генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре.

источник - https://www.roscosmos.ru/24389/

«Роскосмос» будет проводить запуски лунных станций с Байконура

29 ноября 2017 г.

Запуски российских лунных станций будут проходить с космодрома Байконур до 2021 года. С таким заявлением выступил генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров.

В августе текущего года гендиректор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский сообщал, что все запуски по лунной программе будут проводить с Восточного.

Комаров заявил, что площадка не готова, поэтому лунные модули попадут в космос с Байконура. На Восточный планируется вернуться после 2021 года, когда будет закончено строительство стартового комплекса под ракеты «Ангара».

Источник допустил перенос следующего пуска с Восточного

29 ноября 2017 г.

Следующий запуск с космодрома Восточный, запланированный на 22 декабря, могут перенести на следующий год, сообщил источникв космической отрасли.

По его словам, вчерашняя неудача с пуском ракеты «Союз-2.1б» с 19 спутниками потребует тщательных проверок разгонного блока «Фрегат». Скорее всего  «Фрегат» вернут на завод-изготовитель — НПО Лавочкина.

Запущенные с Восточного 19 спутников уже упали в океан

29  ноября 2017 г.

Девятнадцать спутников, запущенных с космодрома Восточный, уже упали в океан, сообщил источникв ракетно-космической отрасли. Он добавил, что, скорее всего, в Атлантический.

Эксперт отметил, что ни NORAD (Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки), ни российские средства обнаружения за сутки так и не зафиксировали появления на орбите разгонного блока со спутниками.

По словам академика, «это означает, что в космосе его просто нет, так как американцы обычно весьма оперативно размещают такую информацию на специализированных сайтах».

источник - https://ria.ru/science/20171129/1509833250.html

Аварии ракет вызвали серьезный богословский диспут

29 ноября 2017 г.

26 ноября по приглашению руководства космодрома и представителей «Роскосмоса» правящий архиерей епископ Лукиан совершил молебен на начало благого дела на территории стратегического объекта и «преподал благословение специалистам, участвующим в историческом событии».

Известный богослов Андрей Кураев высказался по поводу неудачного пуска с космодрома Восточный, заявив, что священники РПЦ, освящающие ракеты, должны отвечать за аварии с ними.

«Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема. Я по-богословски могу объяснить всё что угодно, понимаю, что есть промысел божий и так далее, но всё же, мне кажется, что тот же епископ Лукиан в душе этот вопрос должен хранить. Равно как и епископ Иоанн, который освящал подлодку «Курск». Это вопрос к совести: господи, почему ты ни во что ставишь мои молитвы? Может, мои отношения с тобой менее радужны, чем мне представляется?» - сказал Кураев.

Слова протодиакона вызвали очень серьезную реакцию других служителей церкви: «Освящение машины не защитит от ДТП, если ты нарушаешь правила дорожного движения. Скажем так, если освятить машину с пустым бензобаком, она не заведется. Мы обращаемся к богу с молитвами, но освящение не отменяет человеческого фактора, не отменяет и поломок. Мы крестим людей и не гарантируем, что они попадут в рай, венчаем и не говорим, что они точно не разведутся, это уже зависит от людей. Есть идея соработничества человека и бога», — сказал священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко.

источник - http://forum-msk.org/material/news/14027058.html

Источник назвал возможную причину неудачного запуска с Восточного

30  ноября 2017 г.

Разгонный блок «Фрегат» и 19 спутников могли упасть в океан из-за ошибки в расчете азимута, сообщил источникв космической отрасли.

«Проблема, возможно, заключается в том, что на «Союзе» и разгонном блоке «Фрегат» азимут отсчитывался по-разному, по часовой и против часовой стрелки. «Фрегату» нужно было повернуться на два градуса, а он вместо этого начал разворот на 358 градусов, потерял ориентацию и упал в океан», — сказал он.

источник - https://ria.ru/science/20171130/1509955550.html

2.    Имитация лунного полёта

Экипаж наземного «лунного корабля» отправился в 17-дневный «полет»

07 ноября 2017 г.

Шестеро членов экипажа закрыли люки наземного «корабля» и начали 17-суточный эксперимент по имитации полета на Луну, передает корреспондент РИА Новости из Института медико-биологических проблем, который проводит эксперимент.

В основной экипаж изоляционного эксперимента «SIRIUS-17» вошли член отряда космонавтов Анна Кикина, сотрудник Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Марк Серов, представитель европейского космического агентства (ESA) Виктор Феттер, а также сотрудники ИМБП Елена Лучицкая, Наталия Лысова и Илья Рукавишников.

Экипаж «корабля» SIRIUS собрал аппарат виртуальной реальности

8  ноября 2017 г.

Члены экипажа наземного «космического корабля» стартовавшего накануне 17-суточного эксперимента по имитации полета к Луне, провели первые сутки в условиях изоляции и уже собрали установку виртуальной реальности.

«В рамках начавшейся программы экспериментов члены экипажа уже оценили вкусовые качества разных продуктов, поставленных на борт «корабля». В частности, они попробовали различные супы из рационов, поставленных российским производителем «Космопит». Кроме того, была опробована продукция Мичуринского экспериментального центра — они подготовили линейку пакетированных продуктов специально под эксперимент SIRIUS», — отметил представитель ИМБП.

Отвечая на вопрос, как прошла первая ночь экипажа на борту, специалист сказал: «Жалоб на сон не было. Кстати, в рамках одного из исследований члены экипажа проводят индивидуальные измерения уровня шума в каютах. Каждый включает на ночь специальный прибор, и утром должен отметить, какие бортовые шумы отвлекают от сна. После завершения эксперимента на основе полученных данных специалисты проанализируют общую зашумленность «космического корабля».

источник- https://ria.ru/science/20171108/1508416899.html

В рамках эксперимента SIRIUS протестирован тренажер корабля «Федерация»

10 ноября 2017 г.

«В рамках совместной программы работ с РКК «Энергия» ребята успешно провели на борту первое тестирование мобильного моделирующего стенда нового космического корабля «Федерация». Он представляет собой полноценный тренажёр системы управления, сближения и стыковки. В ходе тренировок Серов, Рукавишников и Кикина по очереди выполняли динамические операции для оценки качества их операторской деятельности и качества взаимодействия с интерфейсом новой машины», — отметил специалист ИМБП РАН.

Экипаж наземного «космического корабля» SIRIUS «долетел» до лунной орбиты

14 Ноября 2017

В рамках программы «облета» экипаж учится управлять виртуальным ровером. Кроме того, в самое ближайшее время начнется эксперимент по заказу NASA, в ходе которого через виртуальный «иллюминатор» станции ребята наблюдают поверхность «Луны» и выбирают наилучшие точки для «посадки». Этот эксперимент будет продолжаться трое суток. У экипажа есть техническая возможность приближать поверхность «спутника Земли», имитируя разглядывание деталей рельефа местности с помощью длиннофокусной фотоаппаратуры. Такая же задача будет поставлена при реальном облете Луны на космическом корабле, поэтому сейчас она детально отрабатывается на земле аппаратно-компьютерными методами.

источник - https://hi-news.ru/space/ekipazh-nazemnogo-kosmicheskogo-korablya-sirius-doletel-do-lunnoj-orbity.html

Экипаж программы SIRIUS «долетел» до Луны и готовится «спуститься» на Землю

24  ноября 2017 г.

Экипаж наземного «космического корабля» 17-суточного эксперимента SIRIUS по имитации полета к Луне «вернулся» на Землю, и готовится в пятницу открыть люки, покинуть модуль и выйти к журналистам.

Итоги эксперимента будут подведены позднее, после всестороннего анализа результатов работы. Но уже сейчас можно сказать, что первый межгендерный экипаж проявил себя, как единый слаженный коллектив.

В ходе «полета» специалисты института получили возможность изучить распределение ролей и динамику лидерства, взаимодействие в ограниченном пространстве, биохимию и иммунитет членов экипажа.

Кроме того, были опробованы новые системы психологической поддержки экипажа и методы распределения пространства в космических кораблях будущего для обеспечения комфортной работоспособности экипажа.

В рамках эксперимента институт смоделировал нештатную ситуацию при отсутствии связи с Землей. В таких условиях экипаж самостоятельно разработал программу действий и адаптировал её выполнение под изменяющиеся внешние условия.

источник - https://ria.ru/science/20171124/1509482282.html

3.    Реформирование отрасли

Центр Хруничева стал акционерным обществом

20 ноября 2017 г.

Центр имени Хруничева перестал быть ФГУПом и стал акционерным обществом

.Акционером созданного общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» создано путем преобразования ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» на основании распоряжения правительства РФ от 8 февраля 2017 года «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы», а также распоряжений территориального управления Росимущества по Москве от 2 августа 2017 года и от 27 сентября 2017 года, и является его правопреемником.

Роскосмос внедряет «производственную систему» по образцу Росатома

22 ноября 2017 г.

Состоялась первая ежегодная конференция по Производственной системе Роскосмоса (ПС РК). В ходе конференции профильные руководители Госкорпорации обозначили актуальные задачи, среди которых: снижение операционных расходов и уровня запасов, сокращение сроков реализации опытно-конструкторских работ (ОКР) и продолжение системного повышения надёжности ракетно-космической техники. Руководители предприятий поделились опытом реализации пилотных проектов ПС РК. Так, НПО им. Лавочкина наглядно продемонстрировало эффективную систему управления проектом ОКР «Луна-Глоб» с элементами подходов Scrum и Agile, НПО автоматики и НПО «Энергомаш» презентовали существенные достижения в оптимизации производственного планирования и цепочки снабжения, РКК «Энергия» представила результаты проектов ПС РК по коммерциализации экспериментов на Международной космической станции (МКС), а Корпоративная Академия РОСКОСМОСА презентовала набор обучающих программ ПС РК, использование которых обеспечивает единое информационное пространство для всех участников процесса.

источник - https://www.roscosmos.ru/24369/

4.    Кадровые вопросы

Роскосмос рассмотрел уже 400 заявок в отряд космонавтов

02 ноября 2017 г.

Об этом сообщил командир отряда космонавтов Олег Кононенко.

Отбор продлен по декабрь, уже рассмотрено около 400 заявок, очно прошли около 30 человек, но пока никто не отобран. Сейчас готовый научный отбор, будут выбраны порядка 20 человек.

Космосом займется президент РАН

13 ноября 2017

Недавно избранный президент РАН Александр Сергеев возглавит Совет академии по космосу, отвечающий за формирование российской программы внеземных исследований и взаимодействие ученых с госкорпорацией «Роскосмос». Бывший глава Совета РАН по космосу, директор Института космических исследований Лев Зеленый займет пост заместителя председателя.

Смена руководства была инициирована самими учеными. Они попросили Александра Сергеева возглавить совет. Тем самым ученые намерены поднять статус этой структуры и на равных разговаривать с госкорпорацией «Роскосмос». Соглашение между РАН и «Роскосмосом» 2015 года закрепило статус совета как заказчика космических комплексов научного назначения и основного экспертного органа в части контактов академии с госкорпорацией. Однако при секвестре Федеральной космической программы на 2016–2025 годы многие научные проекты были отменены. С тех пор совет многократно обращался в госкорпорацию с просьбами о выделении или перераспределении средств на исследования.

источник - https://iz.ru/666280/dmitrii-strugovetc/kosmosom-zaimetsia-prezident-ran

Власть в ЗАТО Циолковский сменилась из-за коррупционного дела

22 ноября 2017 г.

Андрей Коростиенко родился в 1972 году в селе Амурское Белогорского района Амурской области. Имеет высшее юридическое образование. С 2015 руководил МКУ «Служба обеспечения» ЗАТО Углегорск (Циолковский). В июле 2017 года назначен на должность заместителя главы администрации по общим вопросам - руководителя аппарата администрации ЗАТО Циолковский.

Предыдущий глава администрации наукограда Циолковский Николай Кохно 16 ноября задержан по подозрению в получении взятки в крупном размере. 18 ноября по решению суда он заключен под стражу на два месяца.

Гендиректора фирмы обвинили в поставке производителю спутников поддельных комплектующих

23 ноября 2017

Следственный комитет России возбудил уголовное дело о поставке российскому спутникостроительному предприятию китайских комплектующих под видом французских. Гендиректор петербургского ООО «Инновационные композитные материалы» (ИКМ) Павел Кондаков обвинен в мошенничестве в особо крупном размере. Речь идет о поставке в 2013 году предприятию «Информационные спутниковые системы» (ИСС) радиопоглощающих материалов на сумму 63,5 млн рублей. ИСС, по словам его представителей, содействует следствию и готово предоставить полученные комплектующие для оценки их качества.

источник - https://iz.ru/669410/dmitrii-strugovetc/radiopogloshchaiushchie-materialy-stali-ugolovnymi

Назначен начальник Центра подготовки космонавтов

24 ноября 2017 года, Генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь Комаров представил коллективу ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина» (ЦПК им. Ю.А.Гагарина) нового главу – Павла Власова.

Павел Николаевич Власов родился 13 октября 1960 года. Образование: Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И.Грицевца (1981), Центр подготовки летного состава им. А.В.Федотова (1989), школа управления «Сколково» (2011). С 2010 по 2017 год возглавлял Лётно-исследовательский институт им.М.М.Громова.

источник - https://www.roscosmos.ru/24371/

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Сверхтяжелую ракету запустят указом

14 ноября 2017

Созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса будет дан старт специальным указом президента. На основании поручения главы государства «Роскосмос» уже разработал проект документа. Он будет направлен на согласование в правительство в ближайшие дни, затем его предполагается представить на подпись президенту. Создание нового сверхтяжелого носителя к 2027 году и запуск в 2028-м потребуют пересмотра Федеральной космической программы: отраслевые институты оценивают необходимый объем дополнительного финансирования от 700 млрд до 1,5 трлн рублей. По мнению экспертов, решение о создании сверхтяжелой ракеты говорит о планах России серьезно приступить к реализации программ по освоению дальнего космоса.

Задача проекта, как указано в документе, — создание «на космодроме Восточный космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса для выполнения программ изучения Вселенной, Солнечной системы, изучения и освоения Луны и окололунного пространства с использованием космических аппаратов и пилотируемых транспортных кораблей, а также запусков космических аппаратов на околоземные орбиты».

источник - https://iz.ru/670309/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/sverkhtiazheluiu-raketu-zapustiat-ukazom

Завершена разработка эскизного проекта нового кислородно-метанового двигателя

14 ноября 2017 г.

Воронежское КБХА завершило разработку технического предложения и эскизного проекта на опытный образец кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн.

Данная разработка ведется в целях создания и отработки технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Среди других задач, решаемых в рамках этого проекта - создание опытного образца системы аварийной защиты двигателя и отработка передовых методов проектирования на основе современных цифровых технологий. Кроме того, специалисты КБХА прорабатывают вопросы оптимизации параметров перспективных «метановых» ЖРД с учетом требований по минимизации стоимости производства и эксплуатации.

Успешные огневые стендовые испытания агрегатного модуля РН «Ангара»

17 ноября 2017 г.

На испытательном комплексе в г. Пересвет Московской области успешно прошли огневые стендовые испытания двигательной установки агрегатного модуля ракеты-носителя легкого класса «Ангара -1.2», созданной в Центре Хруничева.

Огневые стендовые испытания являются важнейшим и заключительным этапом наземной отработки двигательной установки перед летными испытаниями.

Положительные результаты испытаний подтвердили работоспособность двигательной установки и правильность выбора конструктивно-технологических решений.  По результатам стендовой отработки двигательной установки принято решение о допуске изделия к летно-конструкторским испытаниям в составе штатного агрегатного модуля.

6.    Новые технологии

Ученые из России создали микродвигатель для космических аппаратов

27 ноября 2017

Российский стартап Avant Space, занимающийся производством микроспутников, приступил к испытанию миниатюрного ионного двигателя с технологией внешнего магнитного поля, способной увеличивать его эффективность.

На данный момент Avant Space разрабатывает две модификации двигателя — GT-50 и GT-100. Лабораторная модель источника ионов проходит испытания в лаборатории «Физика плазмы» МГУ. После отработки процессов в газоразрядной камере двигателя модель будет направлена в Московский физико-технический институт для прохождения независимых стендовых испытаний.

источник - https://iz.ru/675744/2017-11-27/uchenye-iz-rossii-sozdali-mikrodvigatel-dlia-kosmicheskikh-apparatov

В Красноярске проведут эксперимент с технологиями выживаемости в космосе

27  ноября 2017 г.

Красноярские ученые в декабре запустят замкнутую экосистему, чтобы в течение года изучать новые технологии жизнеобеспечения человека в космосе, сообщает пресс-служба Сибирского госуниверситета науки и технологий имени академика Решетнева.

В вузе пояснили, что ученые запустят малую замкнутую экосистему жизнеобеспечения с шестипроцентной долей присутствия человека. В герметичных камерах будет происходить круговоротный автономный процесс применительно к системам жизнеобеспечения человека в космосе. Участники эксперимента, не нарушая герметизации камер, с помощью специального шлюза, будут периодически «заходить» в камеры, участвовать в газообменных процессах, в уходе за растениями.

источник- https://ria.ru/science/20171127/1509653794.html

7.    Планы по Луне

Ученые предложили строить лунные базы, используя опыт по созданию томского наноспутника

01 ноября 2017 г.

Ученые Томского политеха и Томского государственного архитектурно-строительного университетов обсуждают совместный проект по созданию технологий для строительства баз, станций и других сооружений на Луне.

Методы и инструменты, использованные учеными Томского политеха для запуска в космос первого российского наноспутника, напечатанного с помощью 3D-печати, могут быть применены для строительства баз, станций и других стратегически важных объектов на Луне.

«Существует российская лунная программа, которая предусматривает запуск в 2019-2024 годах к Луне пяти автоматических станций. Наши материалы могут быть использованы при создании таких станций. Например, мы можем по заказу госкорпорации «Роскосмос» создать технологию 3D-печати из лунного грунта», — уточнил директор Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ Алексей Яковлев.

Россия может создать для окололунной станции шлюз и транспортную систему

10 ноября 2017 г.

В качестве вклада России в международную программу по созданию окололунной станции (Deep Space Gateway, DSG) рассматривается создание шлюза и транспортной системы.

В настоящее время РКК «Энергия» совместно с Роскосмосом активно взаимодействует с космическими агентствами и зарубежными партнерами по проработке концепции программы, целевых миссий, возможных элементов, предоставляемых партнерами, и стандартов интерфейсов. В качестве вклада российской стороны, наряду с будущей транспортной системой, рассматривается шлюзовой модуль, который предоставит значимые функции для целевого использования DSG. «Кроме того, возможно создание и других элементов платформы совместно с партнерами», - сказали в РКК «Энергия».

На начальном этапе должны быть созданы основные модули DSG (первый двигательно-энергетический модуль станции будет массой 8-9 тонн) - это вклады партнеров, также должны быть сформированы совместные экипажи пилотируемых кораблей и выполнены первые экспедиции.

NASA проявило интерес к российским лунным станциям

22 ноября 2017

NASA может принять участие в российских миссиях по исследованию Луны, запланированных на ближайшие годы. Такая возможность обсуждалась в ходе недавнего визита в Москву директора планетного отделения NASA Джеймса Грина. Речь шла об установке на борт нашей посадочной станции «Луна-27» американской научной аппаратуры и обеспечении перспективного посадочного аппарата NASA каналом связи через российский окололунный спутник «Луна-26».

— Проводились обсуждения возможного участия NASA в проектах от «Луны-25» до «Луны-28», но не было принято никаких решений, — рассказала ведущий специалист NASA по коммуникациям Лаура Кантилло.

В российской Федеральной космической программе на 2016–2025 годы предусмотрено три миссии на естественный спутник Земли — посадочного аппарата «Луна-25» (запуск в 2019 году), орбитального «Луна-26» (2021 год) и второго посадочного «Луна-27» (2021–2022 годы).

источник - https://iz.ru/661168/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/nasa-proiavilo-interes-k-rossiiskim-lunnym-stantciiam

8.    Планы по Венере

Разработку межпланетной станции профинансирует ФАНО

15 ноября 2017

Проект создания аппаратов для работы на орбите и поверхности Венеры получит финансирование от Федерального агентства научных организаций (ФАНО) (ранее «Роскосмос» исключил подобную программу из Федеральной космической программы из-за секвестра бюджета). Запуск аппарата планируется на 2026–2027 годы. По оценкам экспертов, проектирование межпланетной станции обойдется в несколько сотен миллионов рублей. В последние 30 лет у России не было успешных межпланетных миссий.

источник - https://iz.ru/670879/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/fano-oplatit-veneru

9.    Новости МКС

Российские космонавты на МКС начали работать без выходных

3 ноября 2017

Российские космонавты на МКС стали работать в выходные дни, также им сократили часы на адаптацию к невесомости и на завершение дел перед возвращением на Землю.

К такой мере пришлось прибегнуть из-за решения «Роскосмоса» о сокращении количества россиян в международном экипаже с трех до двух человек. В госкорпорации сообщили, что работу без выходных поддерживают и сами космонавты.

«Космонавты сами изъявляют желание трудиться в свое свободное время», — рассказали в пресс-службе «Роскосмоса».

Собеседник издания пояснил, что график экспериментов и обслуживания станции составлен таким образом, чтобы нагрузка на экипаж российского сегмента не угрожала их здоровью и распределялась равномерно.

Ежедневно восемь часов космонавты должны тратить на сон, столько же — на работу, и восемь часов остается для личного времени. Иногда обитатели МКС жертвуют личным временем ради работы.

источник - https://iz.ru/666459/2017-11-03/rossiiskie-kosmonavty-na-mks-nachali-rabotat-bez-vykhodnykh

Инструмент CALET начал производить первые измерения параметров высокоэнергетических электронов

08 ноября 2017

Инструмент CALET (CALorimetric Electron Telescope), установленный на МКС, успешно произвел первые высокоточные измерения параметров электронов с энергией до 3 ТэВ, которые являются одной из составных частей излучения, пронизывающего все космическое пространство. CALET установлен на борту японского экспериментального модуля «Exposed Facility» космической станции и его измерения являются первыми подобными измерениями, проведенными за всю историю изучения космического пространства.

Инструмент CALET используется в рамках эксперимента Cosmic Ray, финансируемого японским космическим агентством Japanese Space Agency (JAXA), итальянским космическим агентством ASI, НАСА и рядом других научных организаций из разных стран.

«Параметры высокоэнергетических электронов с трудом поддаются измерениям. Но в этих параметрах заключена масса полезной информации, касающаяся соседних источников высокоэнергетического излучения, скоплений темной материи и многого другого» - рассказывает профессор Шоджи Тори из университета Васеды (Япония), и глава научной группы эксперимента Cosmic Ray, - «Результаты первых измерений содержат некоторые ожидаемые нами элементы высокоэнергетического спектра, которые указывают на присутствие источника высокоэнергетических частиц, такого, как пульсар, и, что еще более интересно, на процесс аннигиляции темной материи».

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9731-instrument-calet-ustanovlennyy-na-kosmicheskoy-stancii-nachal-proizvodit-pervye-izmereniya-parametrov-vysokoenergeticheskih-elektronov.html

Cygnus стартовал к МКС

12 ноября 2017 г. в 12:19:54.6 UTC (15:19:54.6 ДМВ) с площадки LP-0A Средне-Атлантического регионального космодрома (шт. Вирджиния, США) стартовыми командами компании Orbital ATK осуществлен пуск РН Antares с грузовым кораблем Cygnus OA-8 'Eugene Cernan'. Пуск успешный, корабль вышел на расчетную орбиту.

Cygnus должен доставить на МКС более 3,3 тонн груза, в том числе материалы для научных экспериментов на орбите.

Стыковка с МКС запланирована на 14 ноября.

Мухи-мутанты испытают орбитальную центрифугу

24 ноября 2017

ИМБП РАН совместно с другими российскими научными учреждениями проведет на борту МКС эксперимент со специальной мини-центрифугой. На мухах и червях испытают искусственную гравитацию. Устройство будет доставлено на орбиту в 2020–2024 годах. В будущем на станции предлагается развернуть большую центрифугу — с ее помощью космонавты будут бороться с негативным влиянием невесомости на организм. Как отмечают эксперты, подобная установка также позволит изучить, как действует на человека пониженная сила тяжести, которую невозможно имитировать на Земле. Это будет важно для полетов на Луну и Марс.

источник - https://iz.ru/671822/anastasiia-sinitckaia-dmitrii-strugovetc/mukhi-mutanty-ispytaiut-orbitalnuiu-tcentrifugu

10. Исчерпание ресурса МКС

Орбиту МКС подняли на 0,7 км

2 ноября 2017

Российский грузовой космический корабль «Прогресс МС-06» поднял высоту полета МКС на 0,7 км. Двигатели грузового корабля «Прогресс МС-06» проработали порядка 206 секунд. В результате маневра средняя высота полета МКС увеличилась до 404,6 км.

источник - https://iz.ru/666054/2017-11-02/orbitu-mks-podniali-na-07-kilometra

Очередная плановая коррекция орбиты

29 ноября 2017 г.

В соответствии с программой полёта МКС 29 ноября 2017 года проведена плановая коррекция орбиты МКС. Двигательная установка корабля «Прогресс МС-06» проработала 183,6 сек. В результате станция получила приращение скорости на 0,36 м/сек. Параметры орбиты МКС после выполнения манёвра составили:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 402,8 км,

• максимальная высота над поверхностью Земли – 422,7 км,

• период обращения – 92,60 мин.,

• наклонение орбиты – 51,625 град.

источник - https://www.roscosmos.ru/24388/

11. Дальнейшее развитие МКС

Роскосмос планирует направить на МКС экипаж из трех человек в 2018 году

14 ноября 2017 г.

Роскосмос с 2018 года планирует вновь направлять на российский сегмент МКС полный экипаж из трех человек, чтобы подготовиться к перспективной пристыковке нового многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) «Наука», сообщил генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров в ходе работы на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2017.

«Уменьшение количества членов экипажа было временной мерой. Со следующего года начинается запуск модулей, и, конечно, нужен полный экипаж, чтобы готовить модули к работе. Поэтому со следующего года мы собираемся переходить к полному экипажу», – сказал И.А.Комаров.

Он отметил, что МЛМ «Наука» планируется запустить «до конца следующего года». «Сейчас идет активная работа – Центр Хруничева и РКК «Энергия» готовят этот модуль. Планируем в первой половине следующего года отправить его на космодром. Соответственно, и в программу космонавтов входит подготовка к отработке этого модуля», – уточнил гендиректор Роскосмоса.

Эффективность российского сегмента станции для ученых оказалась почти в три раза ниже, чем у советских модулей «Салют»

17 ноября 2017

Российские участники экипажа МКС посвящают научным исследованиям почти в три раза меньше времени, чем их советские предшественники на орбитальных модулях «Салют». Такой вывод содержится в исследовании российского Центра подготовки космонавтов. Согласно исследованию главного научного сотрудника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Владимира Ярополова, российский экипаж МКС затрачивает на научные эксперименты всего 8,22% общей длительности полета. Такой вывод сделан на основе анализа отчетов о миссиях 2003–2015 годов.

Для сравнения, на советских станциях «Салют-5» космонавты тратили на науку в среднем 18,3% времени, на «Салют-6» — 22,2%, на «Салют-7» — 18%. На станции «Мир» произошло двукратное падение эффективности — до 10,7%. По мнению автора исследования, это связано с длительным сроком ее строительства (10 лет), а затем тратой времени на ремонт и техобслуживание постоянно ломающегося оборудования.

Таким образом, по данным исследования, эффективность одномодульных советских станций для проведения экспериментов была примерно в два раза выше, чем у многомодульного орбитального комплекса «Мир» и почти в три раза выше, чем у многомодульной МКС.

В госкорпорации «Роскосмос» рассказали «Известиям», что нельзя «в лоб» сравнивать научную эффективность станций серии «Салют» и МКС.

— Необходимо учитывать и анализировать общее количество времени, затрачиваемое на выполнение научной программы на борту МКС, — рассказали в пресс-службе госкорпорации. — На российском сегменте МКС этот показатель значительно выше, чем на «Салютах», а долгосрочная программа экспериментов на российском сегменте МКС (почти 300 экспериментов) вообще несравнима с той работой, которая велась на станциях «Салют». Для станции «Салют-6», например, были характерны целевые полеты для выполнения конкретных научных работ. А реализация программы научных экспериментов на МКС имеет пролонгированный характер, соответственно, предусматривает постоянное нахождение экипажа на борту станции.

Исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев ранее рассказал «Известиям», что после завершения эксплуатации МКС рассматривается возможность создания на орбите Земли одномодульной станции. Причем она может быть не с постоянным экипажем, а посещаемой.

источник - https://iz.ru/668081/anastasiia-sinitckaia/mks-podvela-nauku

«Роскосмос» и S7 вместе построят космодром на орбите Земли

24 ноября 2017

Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и гендиректор ООО «С7 Космические транспортные системы» (российская дочерняя структура S7 для управления космическими активами) Сергей Сопов подписали соглашение об этих намерениях.

S7 и «Роскосмос» пришли к соглашению о сотрудничестве в создании многофункционального орбитального комплекса. В том числе оно ориентировано на пусковую деятельность ракетно-космического комплекса «Морской старт».

источник - https://iz.ru/674791/2017-11-24/roskosmos-i-s7-vmeste-postroiat-kosmodrom-na-orbite-zemli

12. Спутниковая группировка

На околоземной орбите отслеживается 18747 искусственных объектов

02 ноября 2017 г.

Как сообщается в ежеквартальном отчете Отдела NASA по слежению за искусственными космическими объектами (NASA Orbital Debris Program Office), по состоянию на 4 октября 2017 года число объектов искусственного происхождения на околоземной орбите, отслеживаемых средствами контроля космического пространства, составляет 18747 единицы. Это на 147 объектов больше, чем отслеживалось тремя месяцами ранее.

В число отслеживаемых объектов входят 4614 (+ 119) космических аппаратов (функционирующие и «мертвые») и 14133 (– 12) – ступени ракет-носителей и прочие обломки.

«Распределение мест» среди космических держав не изменилось.

Первое место за Россией и странами СНГ – 6513 (+ 7). Из них, 1519 (+ 10) – спутники, а 4994 (– 3) – фрагменты РН и прочий «мусор».

Вторая строчка за США – 6283 (+ 65) объектов. В том числе 1594 (+ 65) спутников и 4689 (без изменений) ступеней и фрагментов.

Третье место у Китая – 3837 (– 7) объекта. В том числе, 254 (+ 4) спутников и 3583 (– 11) других объекта.

Четвертое место в рейтинге занимает Франция – 545 объектов (без изменений): 64 (+ 1) + 481 (– 1).

У японцев 263 (+ 5) объектов – 166 (+ 4) спутников и 97 (+ 1) фрагментов.

За индийцами 203 (+ 6) объектов: 85 (+ 3) + 118 (+ 3).

«Показатели» Европейского космического агентства – 76 (+ 1) + 57 (– 1)=133 (без изменений).

Всем остальным странам «принадлежат» 970 (+ 31) объектов – 856 (+ 31) + 114 (без изменений).

ИСС до конца 2020 года планирует изготовить девять спутников «Гонец»

02 ноября 2017 г.

Об этом сообщил гендиректор ИСС Николай Тестоедов. «Тройка «Гонцов» готова к запуску с мая прошлого года, мы сейчас проводим электрические испытания, чтобы иметь техническую возможность к запуску в конце этого года. Вопрос даты запуска будет определяться генеральными заказчиками (Роскосмос и Минобороны РФ) по мере готовности средств выведения. Запуск планируется осуществить с космодрома Плесецк на ракете-носителе «Рокот», но прорабатываются варианты адаптации этих аппаратов к «Союзу» и «Ангаре», - сказал он.

Во Французской Гвиане успешно стартовала ракета-носитель Vega

8  ноября 2017 г.

Ракета-носитель Vega с предназначенным для Марокко спутником на борту успешно стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане.

На борту ракеты-носителя находится спутник Mohammed VI – A, построенный для Марокко консорциумом Thales Alenia Space. Он предназначен для картографических и геодезических работ, предотвращения и контроля над стихийными бедствиями, для контроля изменений природной среды и наблюдения за границами и береговой зоной. Его вес составляет примерно 1,11 тонны.

источник- https://ria.ru/science/20171108/1508360935.html

Запуск спутника «Благовест» перенесли на середину февраля 2018 года

15  ноября 2017 г.

Работа над вторым российским военным спутником связи «Благовест» ведется в три смены после сбоя в работе одного из бортовых приборов, запуск возможен в середине февраля, сообщил генеральный ИСС им. Решетнева Николай Тестоедов.

Он пояснил, что в ходе проведения электрических испытаний полностью собранного космического аппарата (КА) произошел сбой в работе одного из приборов. «Он не является критическим, но спутник на Земле, и мы не можем себе позволить даже с каким-то некритическим отказом аппарат запускать. Поэтому мы демонтировали прибор, провели его ремонт, установили обратно и сейчас повторяем ряд испытаний в соответствии с технологией», — отметил гендиректор.

источник- https://ria.ru/space/20171115/1508887975.html

Солнечные батареи рекордного размера получат российские спутники

17 ноября 2017

Производство солнечных батарей площадью около 112 кв. м с КПД 28–30% налажено в России. Об этом сообщили в ИСС им. Решетнева.

До сих пор на отечественных телекоммуникационных космических аппаратах использовались панели размером не более 88 кв. м. За счет большого размера солнечных батарей будущие космические аппараты связи будут иметь повышенную мощность вещания.

источник - https://iz.ru/671967/2017-11-17/solnechnye-batarei-rekordnogo-razmera-poluchat-rossiiskie-sputniki

С борта МКС осуществлены запуски ряда наноспутников.

20 ноября в 08:05 UTC (11:05 ДМВ) запущен спутник EcAMSat (43019 / 1998-067NG).

Космический аппарат EcAMSat (E.coli AntiMicrobial Satellite) создан специалистами Исследовательского центра НАСА имени Эймса и Медицинской школы Стэнфордского университета и предназначен для проведения биологических экспериментов. Его масса 10,4 кг.

В тот же день в 12:25 UTC (15:25 ДМВ) запущен спутник ASTERIA (43020 / 1998-067NH).

Технологический КА ASTERIA (Racsecond Space Telescope Enabling Research in Astrophysics) разработан специалистами Лаборатории космических систем Массачусетского технологического института и Лаборатории реактивного движения. Его масса 12 кг.

В тот же день в 17:02 UTC (20:02 ДМВ) запущен спутник Dellingr (43021 / 1998-067NJ).

Научно-исследовательский спутник Dellinngr (ранее известный как RBLE, Radiation Belt Loss Experiment) изготовлен специалистами Космического центра НАСА имени Годдарда и Юго-западного исследовательского института.

21 ноября в 08:25 UTC (11:25 ДМВ) запущен спутник TechEdSat-6 (43026 / 2017-067NK).

Технологический / образовательный спутник TechEdSat-6 (Technical and Education Satellite-6, TES-6) разработан совместно сотрудниками Исследовательского центра НАСА имени Эймса, Университета штата Айдахо и Университета Сан-Хосе. Масса аппарата 3,5 кг.

В тот же день в 11:40 UTC (14:40 ДМВ) запущен спутник OSIRIS-3U (43027 / 1998-067NL).

КА OSIRIS-3U (Orbital Satellite for Investigating the Response of the Ionosphere to Stimulation and Space Weather) предназначен для изучения ионосферы. Разработали его на факультете электроинженерии Университета штата Пенсильвания.

Спутники ASTERIA, Dellingr и OSIRIS-3U были доставлены на МКС в августе нынешнего года кораблем Dragon CRS-12, а спутники EcAMSat и TechEdSat-6 – неделю назад кораблем CygnusOA-8.

13. Космические телескопы и ДЗЗ

Самарские ученые представили проект спутника «АИСТ» нового поколения

02 ноября 2017 г.

Молодые ученые Самарского университета завершили предэскизное проектирование оптико-электронного МКА «АИСТ-3». Он должен стать продолжением серии малых космических аппаратов семейства «АИСТ», созданных в партнерстве с АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» в 2008-2016 годах.

Основное назначение космического аппарата «АИСТ-3» – дистанционное зондирование Земли с помощью современного оптико-электронного комплекса микро-класса «Скворец».

Предполагается, что этот комплекс сможет обеспечить разрешение снимков 1,2 и 1,3 метра в оптическом диапазоне с полосой захвата 8-10 километров.

«Роскосмос» увеличит группировку спутников зондирования Земли

13 ноября 2017

Роскосмос запустит пять новых спутников зондирования Земли, которые составят группировку «Арктика».

Об этом рассказал заместитель директора департамента навигационных систем и комплексов госкорпорации Валерий Заичко.

Аппараты «Арктика-М» №1 и №2 будут запущены в 2019 и 2021 годах, а к 2025 году группировка достигнет своей запланированной численности, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Заичко.

Напомним, что российские метеорологические спутники дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» №3 и №4 в ноябре доставлены на космодром Восточный, откуда они будут запущены 22 декабря.

источник - https://iz.ru/670546/2017-11-13/roskosmos-uvelichit-gruppirovku-sputnikov-zondirovaniia-zemli

«Радиоастрон» проводит эксперимент по релятивистскому замедлению времени

21 ноября 2017 г.

Ключевая научная программа РадиоАстрона по измерению эффекта гравитационного красного смещения завершила этап сбора данных. Цель программы – проверка общей теории относительности. Наблюдения выполнены при поддержке сетей наземных радиотелескопов России, Германии, США, ЮАР, Швеции, Австралии и Испании.

В рамках эксперимента научная группа решает задачу проверки с большей точностью эйнштейновской формулы для эффекта гравитационного замедления времени, или гравитационного красного смещения, которая является прямым следствием принципа эквивалентности.

С учетом всех перечисленных факторов и на основе оценки качества собранных данных, научная группа рассчитывает улучшить точность эксперимента на порядок по сравнению с Gravity Probe A. Ученые надеются, что результат станет важной вехой на пути решения важной задачи - нахождения того масштаба явлений, на котором общая теория относительности нарушается и начинают проявляться тонкие эффекты более общей теории, такой как теория струн.

источник - https://www.roscosmos.ru/24367/

14. Коммерциализация и международное сотрудничество

ОКБ «Факел». Новый рекорд по довыведению

01 ноября 2017 г.

Как сообщается на сайте ГК «Роскосмос» (дословно), космический аппарат (КА) EUTELSAT 172B, на котором установлены электрические двигатели SPT-140, произведенные калининградским ОКБ «Факел» побил последний рекорд по самому быстрому довыведению с промежуточной (геопереходной) орбиты на геостационарную с помощью электрических двигателей SPT-140. С момента запуска до достижения геостационарной орбиты прошло всего 4 месяца.

Во время стадии подъема электродвигатели аппарата отработали успешно и вывели спутник на целевую орбиту. При этом топлива было использовано в 6 раз меньше, чем для спутников с химическими двигателями.

Спутник «Лыбидь» можно адаптировать под ракету «Протон»

02 ноября 2017 г.

Украинский спутник «Лыбидь» может быть запущен на «Протоне», а не на «Зените», как планировалось изначально, но это потребует адаптации аппарата к новому носителю, что займет до 14 месяцев. Об этом сообщил Николай Тестоедов, гендиректор ИСС им. Решетнева, где сейчас хранится спутник.

Позже Тестоедов заявил, что, хотя техническая возможность адаптации спутника имеется, на практике такой задачи не ставилось.

Украинское и канадское космические ведомства подписали Меморандум о взаимопонимании

02 ноября 2017 г.

Подписание документа прошло в Монреале в ходе канадско-украинского форума по вопросам совместного сотрудничества в авиакосмической отрасли.

По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, Украина как «космическая держава» может поделиться с Канадой «прекрасным опытом», а вместе обе страны смогут начать «новую страницу построения отношений».

Гройсман отметил, что Украина и Канада намерены вместе начать осваивать арктические регионы Канады, а также наладить совместное производство самолетов и симуляторов для тренировки космонавтов.

Российский завод построит трехметровое зеркало для турецкого телескопа

3  ноября 2017 г.

Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС), входящий в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех», строит трехметровое зеркало для турецкого телескопа и участвует в тендере на постройку нескольких вспомогательных зеркал для 39-метрового телескопа Европейского космического агентства (ESA) в пустыне Атакама (Чили), сообщил гендиректор ЛЗОС Александр Игнатов.

Речь может идти об изготовлении порядка шести вспомогательных зеркал диаметром пять метров. Тендер на их изготовление объявлен среди европейских компаний, которые, в свою очередь, могут выбрать ЛЗОС в качестве исполнителя работ по изготовлению оптики.

источник - https://ria.ru/science/20171103/1508160677.html

В Роскосмосе рассказали, когда на МКС появятся космонавты из Эмиратов

14 ноября 2017 г.

Роскосмос полагает возможным направить на МКС первых космонавтов из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в 2021 либо в 2022 году, сообщил генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров в ходе работы на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2017.

Он также заявил, что Роскосмос будет оказывать консультации Космическому агентству ОАЭ в реализации проекта создания «марсианского городка» в Дубае.

Новые санкции не затронули совместные проекты РФ с NASA и ЕКА по Луне

14 ноября 2017 г.

Об этом сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» глава госкорпорации Игорь Комаров.

«Ни на одних переговорах, обсуждениях не затрагивались возможности введения санкций [по проектам в космической сфере], потому что, действительно, это опыт уникальный, и это совместная работа, которая при выпадении одной из стран, тем более ведущих космических держав, вряд ли реализуема. И сейчас, когда мы обсуждаем совместные программы по Луне и с NASA, и с Европейским [космическим] агентством, мы обсуждаем наше совместное участие. У нас нет сомнений, что эти программы нужно реализовывать вместе», - сказал он.

Резиновые заглушки сорвали запуск ангольского спутника

27 ноября 2017

Причиной переноса запуска ангольского спутника связи Angosat-1 стали посторонние предметы в системе заправки разгонного блока (РБ) «Фрегат». Аппарат должен был стартовать с космодрома Байконур 7 декабря с помощью ракеты «Зенит». Оказалось, что из трубопровода забыли достать две заглушки. Как сообщили в «Роскосмосе», неисправность устранена, началась подготовка к запуску, который запланирован на 26 декабря. По мнению экспертов, несмотря на предпринимаемые «Роскосмосом» меры по усилению контроля, проблемы с качеством сохраняются, что приносит репутационные потери для российской космонавтики.

Причина, из-за которой пришлось перенести запуск, была выявлена в середине ноября. При заправке баков РБ горючим топливо в них не поступало. Первоначально предполагалась поломка одного из клапанов. Для его замены потребовалось бы возвратить РБ на предприятие-изготовитель — подмосковное НПО имени Лавочкина. Это грозило переносом запуска на 2018 год.

Изначально запуск спутника был назначен на сентябрь 2016 года. Контракт между министерством телекоммуникаций и информационных технологий Анголы и «Рособоронэкспортом» на изготовление спутника связи Angosat-1 был подписан в 2009 году. Документ предусматривает создание космического аппарата, запуск его на геостационарную орбиту, строительство наземной инфраструктуры связи и телевещания.

источник - https://iz.ru/674981/dmitrii-strugovetc-nikolai-krasnov-anastasiia-sinitckaia/rezinovye-zaglushki-sorvali-zapusk-angolskogo-sputnika

15. Милитаризация космоса

Пентагон считает космос пространством для ведения боевых действий

10 ноября 2017 г.

Космос превращается для американских Военно-воздушных сил (ВВС) в пространство ведения боевых действий. Об этом заявили в четверг на пресс-конференции в Пентагоне министр и начальник штаба ВВС США Хезер Уилсон и генерал Дэвид Голдфин.

Как сообщила Уилсон, в 2018 финансовом году американские ВВС планируют увеличить ассигнования на деятельность, касающуюся космического пространства, на 20%. «И мы переходим к космосу как к пространству ведения военных действий», - сказала министр ВВС. Занимающее этот пост гражданское лицо не является членом президентского кабинета, работает в структуре Пентагона и подчиняется министру обороны США. Уилсон не уточнила, какие именно суммы ВВС хотели бы выделить в новом финансовом году на программы, затрагивающие космос.

Новый российский спутник-разведчик сможет перехватывать информацию потенциального противника

13 ноября 2017

Первый космический аппарат новой отечественной системы радиоэлектронной разведки «Репей» будет запущен в 2018 году. Уникальное изделие сможет обнаружить радиолокационные станции, радиопередатчики, пуски ракет и излучение другой военной техники. Для этого бортовое оборудование «Репья» перехватит и проанализирует информацию, передаваемую электронными устройствами, и побочное электромагнитное излучение.

источник - https://iz.ru/669012/dmitrii-strugovetc-aleksei-ramm/repei-uznaet-chuzhie-sekrety

В России появится ударный комплекс «Рудольф», способный сбивать спутники

30  ноября 2017 г.

Россия в рамках новой государственной программы вооружений 2018-2027 годов разработает ударный комплекс борьбы со спутниками «Рудольф». Об этом сообщил замначальника 46-го ЦНИИ Минобороны Олег Ачасов, который прочитал доклад о новой программе в Совете Федерации.

Ранее несколько оборонных предприятий и представителей министерства неоднократно заявляли о разработках противоспутникового оружия, в частности о проекте концерна КРЭТ «Былина». При этом о комплексе «Рудольф» Ачасов публично заявил впервые.

Он добавил, что, помимо этого мобильного комплекса, Россия создает наземный и мобильный комплекс радиоэлектронного поражения спутников связи «Тирада-2С».

источник- https://ria.ru/science/20171130/1509923292.html

16. Выборы, выборы, кандидаты...

Россияне на МКС проголосуют с помощью отечественной техники

30 ноября 2017

Российские участники экипажа МКС впервые смогут проголосовать на выборах президента РФ по специальному отечественному шифрованному каналу связи. Новая система начнет функционировать весной следующего года, после того как заработает круглосуточная связь с Землей через отечественные спутники-ретрансляторы «Луч». Во время выхода в открытый космос в начале 2018 года на внешней поверхности МКС установят специальный терминал для связи. Ранее для таких задач использовалась сеть американских спутников-ретрансляторов.

По словам экспертов, новая система пригодится не только для проведения выборов. Также экипажи получат долгожданный широкополосный канал связи для передачи научных исследований и личной информации.

Установка оборудования будет осуществлена во время выхода в открытый космос в I квартале 2018 года. Выход планируется провести в январе-феврале. Устанавливать абонентский терминал будут российские космонавты Александр Мисуркин (уже находится на станции) и Антон Шкаплеров (прибудет на МКС в декабре). После монтажа устройства и его наладки космонавты получат возможность круглосуточной связи с ЦУП через российские спутники. Таким образом, весной будущего года у космонавтов появится возможность использовать российский канал связи во время голосования на выборах президента РФ.

Космическими избирателями предстоит быть Антону Шкаплерову и Олегу Артемьеву (отправится на МКС 10 марта). Перед полетом им предстоит договориться с доверенными лицами, которые в день выборов будут присутствовать в ЦУП в подмосковном Королеве. Они свяжутся с космонавтами на МКС по защищенному каналу, зачитают им список кандидатов, проставят за них галочки и опустят бюллетени в избирательную урну. Сотрудники ближайшего избирательного участка с переносной урной для голосования специально для этого приедут в ЦУП.

источник - https://iz.ru/668108/dmitrii-strugovetc/rossiiane-na-mks-progolosuiut-s-pomoshchiu-otechestvennoi-tekhniki

1.    Административные вопросы

Кандидат на пост главы NASA обозначил главные задачи космического ведомства США

02 ноября 2017 г.

Ключевая задача NASA будет заключаться в ближайшие годы в возобновлении пилотируемых запусков с американской территории. Об этом заявил выдвинутый президентом Трампом на пост руководителя NASA Джеймс Брайденстайн. В недавнем прошлом этот 42-летний политический деятель-республиканец был военным летчиком, участвовал в операциях в Афганистане и Ираке.

2.    Проекты межзвёздных полётов

Физик придумал «тормоза» для корабля, который полетит на Альфу Центавра

20 ноября 2017 г.

Миниатюрные межзвездные зонды, которые Стивен Хокинг и Юрий Мильнер планируют отправить к Альфе Центавра в 2030 годах, можно будет затормозить при подлете к цели, используя так называемые «магнитные паруса».

«Замедление в данном случае будет означать, что зонд будет двигаться со скоростью в примерно тысячу километров в секунду, что составляет всего 0,3% от скорости света. С другой стороны даже такой показатель примерно в 50 раз выше, чем та скорость, с которой сейчас движутся «Вояджеры» по межзвездной среде», — заявил Клаудиус Грос (Claudius Gros) из Института теоретической физики во Франкфурте (Германия).

Подобный межзвездный «парусник», по расчетам американских физиков, сможет достигнуть Альфы Центавра за 20 лет, и будет совершать перелеты между Марсом и Землей всего за трое суток без полезной нагрузки, и за месяц при нагрузке в 10 тонн. Главной проблемой и в том и в другом случае будет торможение зонда – пока у придумавшей его команды нет идей, как сделать остановку лазерного «парусника» безопасной.

Грос предложил использовать другой тип космического паруса, так называемый магнитный парус. Он представляет собой гигантскую нить из сверхпроводящего материала, прикрепленную несколькими тросами к нанозонду и расположенную за ним.

Эта нить будет вырабатывать мощное магнитное поле, с которым будут сталкиваться ионы водорода, содержащиеся в межзвездной среде и в планетных системах, что будет тормозить космический аппарат и достаточно быстро снизит его скорость.

источник- https://ria.ru/science/20171120/1509179197.html

3.    Марсоходы

Марсоход NASA с 23 «глазами» покажет посадку на Марс

1 ноября 2017

Марсоход NASA «Марс-2020», который отправится на Красную планету в 2020 году, будет обладать 23 камерами и микрофоном.

Об этом заявили СМИ со ссылкой на лабораторию реактивного движения агентства.

В целом новый ровер похож на Curiosity, который до сих пор находится на Марсе. Различие — в количестве и качестве камер, которые теперь способны делать панорамные съемки без склеивания, наличии микрофона и отсутствии детектора воды, который создавался для предыдущего марсохода в России и из-за санкций не может быть использован.

источник - https://iz.ru/665956/2017-11-01/marsokhod-nasa-s-23-glazami-pokazhet-posadku-na-mars

4.    Исследования Венеры

Электроника, которая сможет работать на Венере: как ее создать?

16 Ноября 2017

NASA, планируя будущие миссии, стремится создавать роботов и компоненты, которые смогут выживать в атмосфере Венеры в течение длительных периодов времени. К ним относится электроника нового поколения, которую недавно представили ученые из Исследовательского центра Гленна при NASA (GRC). Эта электроника позволит посадочному модулю исследовать поверхность Венеры в течение нескольких недель, месяцев или даже лет.

GRC работает над электроникой, которая будет полагаться на полупроводники из карбида кремния (SiC), которые смогут работать при температуре Венеры или выше. Недавно команда провела демонстрацию с использованием первых в мире микросхем средней сложности на основе SiC, состоявших из десятков или более транзисторов в виде основных цифровых логических схем и аналоговых усилителей.

Эти схемы, которые будут использоваться во всех электронных системах будущих миссий, смогли проработать до 4000 часов при температуре 500 градусов — чем эффективно продемонстрировали, что могут существовать в венерианских условиях в течение длительного времени. Эти испытания проводились в среде GEER, которая имитирует условия на поверхности Венеры, включая как экстремальную температуру, так и высокое давление.

источник - https://hi-news.ru/technology/elektronika-kotoraya-smozhet-rabotat-na-venere-kak-ee-sozdat.html

Ученые США предлагают изучать сейсмоактивность на Венере с помощью аэростата

18 ноября 2017 г.

Группа сотрудников Лаборатории реактивного движения в Пасадине (штат Калифорния) предлагает доставить аэростат на высоту 55 км от поверхности Венеры, где уровень освещенности позволяет использовать солнечные батареи. По мнению ученых, в случае сейсмоактивности на планете ударная волна распространится в плотной атмосфере, и ее смогут уловить чувствительные датчики.

По оценкам американских ученых, аэростат в верхних слоях атмосферы Венеры мог бы находиться от шести месяцев до года.

«Мы с определенной долей уверенности может предполагать, что на Венере нет тектонических плит, подобных тем, что существуют на Земле, - добавил американский эксперт. - Сейсмическая активность на Венере своеобразна, и мы не имеем представления о том, почему это происходит».

По данным space.com, еще один проект изучения Венеры предусматривает доставку на поверхность планеты, где температура достигает 462 градусов Цельсия, аппарата, который перемещался бы по поверхности с помощью ветродвигателя. В рамках программы инновационных концепций NASA предоставило средства на первоначальную разработку проекта.

5.    Исследования Юпитера

Ученый рассказал, как умрет последний зонд НАСА в дальнем космосе

5  ноября 2017 г.

Скотт Болтон, руководитель миссии Juno, рассказал о последних открытиях зонда, о его будущем и том, планирует ли НАСА уничтожить свою последнюю миссию на окраинах Солнечной системы подобно тому, как погиб «Кассини», или же оставит его на орбите Юпитера.

Juno уже удалось совершить несколько интересных и неожиданных открытий — к примеру, оказалось, что внутри Юпитер абсолютно не похож на то, как устроены внешние слои атмосферы этого гиганта, а теории, объясняющие процесс формирования его полярных сияний, оказались в корне неверными.

Сроки работы Juno официально закончатся в феврале 2018 года, после чего НАСА может или продлить миссию, или же реализовать изначальные планы и уничтожить зонд. Если это произойдет, то впервые за 40 лет в дальнем космосе не будет присутствовать ни одного научного зонда США, и эта ситуация сохранится как минимум до 2030 года, когда к Юпитеру должен прибыть зонд «Европа-Клиппер».

источник - https://ria.ru/science/20171105/1508177010.html

Что было снято на «поверхности» Юпитера?

10 ноября 2017

Очередной пролет космического аппарата Juno вблизи гигантского Юпитера, дал ученым новую пищу для размышлений.

24 октября 2017 года автоматическая межпланетная станция Юнона свой девятый запланированный пролет вблизи Юпитера. В этот день космический корабль сделал интересное изображение знаменитых структур на крупнейшем газовом гиганте нашей Солнечной Системе. Речь идет о «Нитке Жемчуга». Так называется цепь последовательных круговых штормов, которые с расстояния космического аппарата выглядят как настоящее жемчужное ожерелье.

Изображение было сделано с расстояния 33 115 километров от верхних облаков планеты в широте минус 52.96 градуса. Масштаб этого изображения составляет 22.3 километра на пиксель.

6.    Исследования Сатурна

Миссии к Энцеладу быть!

05 ноября 2017

В своё время зонд Кассини обнаружил джеты водных и органических молекул, прорывающихся из южного полярного региона этого спутника, ученые начали размышлять о том, что Энцелад может иметь океан теплой воды под своей поверхностью.

В будущем NASA надеется послать еще одну более целевую миссию в эту систему для того, чтобы продолжить исследование этих джетов и внутренних областей энцелада.

Новая миссия будет использовать научный инструмент Submillimeter Enceladus Life Fundamentals Instrument (SELFI). В рамках новой миссии будет изучено болем сотни трещин в коре Энцелада, а также многочисленные джет этой луны. И, возможно, ученые смогу подтвердить наличие жидкого океана на Энцеладе.

7.    Исследования Урана и Нептуна

Новая миссия для изучения Урана и Нептуна

28 ноября 2017

После завершения миссии АМС Кассини в НАСА поставлен вопрос об отправлении идентичной АМС для изучения ледяных планет на окраинах Солнечной системы - планеты Уран и Нептун. Ученых интересует тот факт, что на этих планетах могут лить алмазные ливни, потому что там достаточно большое содержание углерода, а при тамошней температуре алмазы могут появляться прямо в атмосферах ледяных планет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10429

8.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Virgin Galactic создала «дочку» для выполнения правительственных заказов по запускам в космос

02 ноября 2017 г.

Компания Virgin Orbit, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону, создала VOX Space — отдельную новую компанию-дочку, которая будет заниматься исключительно предоставлением космических услуг западным государствам, в основном — США. Причина создания компании — в недавних инвестициях Саудовской Аравии в проекты Брэнсона. После того, как арабы вложили в его космические начинания миллиард долларов, они получили контроль над частью бизнеса. Американские законы не позволяют компаниям с иностранным участием представлять услуги NASA и Пентагону, поэтому этим займется VOX Space.

До сих пор у Брэнсона было всего три «космических» компании — Virgin Galactic для суборбитального космического туризма (полет с человеком на борту, с кратким созданием невесомости), Virgin Orbit для грузовых миссий (вывод мелких спутников на низкую орбиту) и The Spaceship Company, для производства космических носителей. VOX Space стала четвертой.

В США при испытаниях взорвался двигатель ракеты SpaceX

9 ноября 2017

Взрыв нового двигателя для ракеты Falcon 9 произошел во время испытаний на полигоне в штате Техас. В результате происшествия никто не пострадал.

источник - https://iz.ru/668750/2017-11-09/v-ssha-pri-ispytaniiakh-vzorvalsia-dvigatel-rakety-spacex

Космический корабль Dream Chaser впервые совершил успешный планирующий полет и самостоятельную посадку

14 ноября 2017

Напомним нашим читателям, что четыре года назад специалисты компании Sierra Nevada Corp (SNC) произвели первый испытательный планирующий полет космического корабля Dream Chaser, который закончился катастрофой из-за неправильного развертывания посадочного устройства. С того времени конструкция космического корабля была полностью восстановлена и 11 ноября он снова был поднят в воздух, отпущен в свободный планирующий полет и успешно совершил посадку на взлетно-посадочную полосу Летного исследовательского центра НАСА имени Амстронга, Эдвардс, Калифорния.

Dream Chaser разрабатывается в рамках одного из трех контрактов НАСА, заключенных в 2016 году, целью которых является создание космического аппарата, способного доставлять грузы и людей на МКС. Из трех проектов Dream Chaser является единственным «космическим самолетом», способным к посадке на полосу аэропорта.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9750-kosmicheskiy-korabl-dream-chaser-vpervye-sovershil-uspeshnyy-planiruyuschiy-polet-i-samostoyatelnuyu-posadku.html

SpaceX в полтора раза увеличит число запусков ракет в 2018 году

23 ноября 2017 г.

Президент SpaceX Гвинн Шотвелл в интервью Space News рассказала подробности о ракете Falcon 9 Block 5, окончательной версии Falcon 9, а также поделилась планами компании на ближайшие несколько лет.

Тяга двигателей Block 5 будет увеличена на 8% по сравнению с тягой агрегатов Block 4. Первая ступень носителя, по словам Шотвелл, рассчитана на «десять и более» запусков. Запуск Block 5 планируется в конце первого квартала 2018 года.

В 2018 году компания планирует осуществить примерно 30 стартов, в дальнейшем выйдя на 30-40 пусков в год. На 2022 года компания по-прежнему запланировал выведение транспортной системы BFR (Big Falcon Rocket), которая должна прийти на смену Falcon 9 и Falcon Heavy.

9.    Космические телескопы и ДЗЗ

В США запущены 10 спутников ДЗЗ

01 ноября 2017 г.

31 октября 2017 г. в 21:37 UTC (1 ноября в 00:37 ДМВ) с площадки SLC-576E Базы ВВС США “Ванденберг” (шт. Калифорния, США) специалистами компании Orbital ATK при поддержке боевых расчетов 30-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск РН Minotaur-C / 3210 с десятью спутниками ДЗЗ. Пуск успешный, космические аппараты выведены на расчетные орбиты.

Шесть КА типа Skysat [Skysat-8 (Skysat-2-6) (42987 / 2017-068A), Skysat-9 (Skysat-2-7) (42988 / 2017-068B), Skysat-10 (Skysat-2-8) (42989 / 2017-068C), Skysat-11 (Skysat-2-9) (42990 / 2017-068D), Skysat-12 (Skysat-2-10) (42991 / 2017-068E), Skysat-13 (Skysat-2-11) (42992 / 2017-068F)] изготовлены специалистами компании Space Systems / Loral по заказу компании Planet Labs. Масса каждого аппарата около 120 кг.

Четыре КА типа Flock [Flock-3m-1 (Dove 0F06) (42993 / 2017-068G), Flock-3m-2 (Dove 0F02) (42994 / 2017-068H), Flock-3m-3 (Dove 0F13) (42995 / 2017-068J), Flock-3m-4 (Dove 0F4C) (42996 / 2017-068K)] изготовлены специалистами компании Planet Labs. Масса каждого аппарата 5 кг.

НАСА может отдать телескоп «Спитцер» в частные руки

02 ноября 2017 г.

Орбитальный телескоп «Спитцер», одна из четырех «великих обсерваторий» НАСА, может быть передана в частные руки из-за сокращения финансирования космического агентства.

Сегодня НАСА тратит примерно 14 миллионов долларов на поддержку «Спитцера» каждый год, и эти деньги   могли бы быть использованы более эффективно в других научных проектах НАСА, учитывая то, что их финансирование постоянно сокращается.

По этой причине НАСА официально предлагает своим партнерам в частном секторе «перекупить» телескоп весной 2019 года, когда закончится его продленная миссия. Баки «Спитцера» содержат в себе еще примерно половину топлива, что позволит ему проработать достаточно долгое время, если его батареи не выйдут из строя

Криогенные испытания космического телескопа «Джеймс Уэбб» успешно завершены

21 ноября 2017

40-тонная дверь Камеры А Космического центра Джонсона НАСА, расположенного в Хьюстоне, США, была открыта 18 ноября – что обозначило окончание криогенных испытаний для космического телескопа НАСА James Webb. Эта массивная дверь камеры открылась после почти 100 суток испытаний.

Перед охлаждением камеры инженеры откачали из нее весь воздух, что заняло примерно одну неделю. 20 июля инженеры начали охлаждать космический телескоп и его инструменты до криогенных температур – и этот процесс продолжался в общей сложности в течение примерно 30 суток. James Webb оставался при «криостабильных» температурах на протяжении еще около 30 суток, а 27 сентября инженеры начали постепенно повышать температуру в камере до комнатной, чтобы затем впустить обратно воздух и завершить тестирование.

В космосе телескоп James Webb должен находиться при экстремально низких температурах (примерно 40 Кельвинов), чтобы иметь возможность регистрировать инфракрасное излучение, идущее от очень далеких и тусклых объектов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10410

Телескоп James Webb получил первые задания

25 ноября 2017

Телескоп будет запущен в космос в 2019 году при помощи ракеты Ariane 5. И во время первого этапа работы телескоп произведет 13 наблюдений за космическими объектами и явлениями совершенно различной природы.

Целями наблюдений являются сверхмассивные черные дыры, самые древние из галактик, квазары, экзопланеты WASP-39b и WASP-43b, Юпитер и его спутники.

В ходе наблюдений DD-ERS телескоп James Webb Space Telescope также произведет обзоры некоторых областей неба, которые уже были ранее исследованы телескопом Hubble в рамках программы Frontier Fields. Из-за необходимости защиты нового телескопа от солнечного света наблюдения за такими областями будут доступны только в определенные периоды, но сделанные снимки позволят астрономам еще глубже почувствовать разницу между старым и новым телескопами.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9782-novyy-kosmicheskiy-teleskop-james-webb-space-telescope-oficialno-poluchil-pervye-zadaniya.html

10. Планы по Луне

В Японии отложили запуск первого частного лунохода до весны

8  ноября 2017 г.

Японские участники проекта отправки на Луну первого частного лунохода в борьбе за награду X PRIZE отложили его запуск, который был намечен до конца нынешнего года, говорится в опубликованном в среду сообщении команды разработчиков «Хакуто».

Эта компания решились на отсрочку после того, как спонсор проекта — американский фонд X PRIZE — продлил сроки запуска лунохода до конца марта 2018 года.

Вместе с тем уже в декабре «Хакуто» отправит в Индию свой луноход «Сорато» для подготовки к его запуску на индийской ракете-носителе компании TeamIndus с космодрома на острове Шрихарикота вместе с индийским луноходом ECA.

источник- https://ria.ru/science/20171108/1508406126.html

11. Планы по Марсу

Полусферы — лучшее жильё для Марса

2 ноября 2017

Именно к такому выводу пришло жюри международного конкурса Mars City Design 2017, по итогам которого первое место присудили команде разработчиков и дизайнеров из MIT, представившей своё видение марсианского города будущего. Redwood Forest («Лес красных деревьев») — так называется дизайнерский концепт инопланетного города — представляет собой соединённые между собой тоннелями полусферы, которые изнутри будут напоминать кроны деревьев, так как их предлагается создать из ветвистой конструкции, покрытой сверху надувной мембранной оболочкой. Дизайн каждого купола может отличаться, поэтому их можно будет приспособить не только для работы, но и для комфортного существования. Внутри можно будет расположить общественные пространства, сады или даже водоёмы.

источник - https://hi-news.ru/technology/polusfery-luchshee-zhilyo-dlya-marsa.html

НАСА испытало марсианский парашют

15 ноября 2017 г.

НАСА провело первое испытание парашюта, предназначенного для посадки ровера миссии Mars 2020. В ходе эксперимента ASPIRE (Advanced Supersonic Parachute Inflation Research Experiment) на ракете Black Brant IX с космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) на высоту 51 километр была запущена полезная нагрузка (парашют и измерительная аппаратура). На высоте 42 километра и скорости, в 1,8 раза превышающей скорость звука, был развернут парашют. Через 35 минут после запуска ракеты полезная нагрузка приводнилась в Атлантическом океане в 54 километрах к юго-востоку от острова Уоллопс. Испытания признаны успешными.

Образцы Фобоса прибудут на Землю в 2029 году

18 ноября 2017

НАСА выбирает инструмент для будущей международной миссии к марсианским лунам. Ее запуск запланирован на 2024 год.

Миссия, разработанная для исследования марсианских лун, получила название MMX. Японское Космическое Агентство JAXA собирается при помощи космического аппарата MMX посетить Фобос и Деймос, приземлиться на поверхность Фобоса и собрать образцы материала для дальнейшего их изучения и анализа. Образцы должны быть возвращены на Землю в 2029 году.

Посадочный модуль InSight прошел ключевой этап подготовки к отправке на Марс

23 ноября 2017 г.

Американский посадочный модуль InSight успешно прошел важнейшую фазу подготовки к отправке на Марс. Специалисты NASA и Lockheed Martin завершили этап тепловых испытаний модуля в вакууме.

Предполагается, что на базу ВВС США Ванденберг (штат Калифорния), с которой аппарат должны вывести в космос, InSight доставят в конце февраля, сказал Дэниелс. 30-дневное «окно» для старта ракеты-носителя Atlas V, которой предстоит отправить модуль в примерно полугодовое путешествие к Красной планете, откроется 5 мая. Намечается, что посадку аппарат произведет 26 ноября 2018 года, после чего проработает на Марсе 728 земных дня.

Марсоходы получат панцирные колеса

26 ноября 2017

Curiosity стал настоящим успехом не только для создателей этой миссии, но и для всего человечества. Один единственный нюанс подпортил репутацию марсоходу. Речь идет о его хлипких алюминиевых колесах, которые уже через полгода нахождения на Марсе, в условиях трудной проходимости показали все свои слабые стороны.

Для того, чтобы избежать таких недочетов в следующих миссиях к Красной Планете, инженеры из научно-исследовательской лаборатории Гленна (NASA) создали совершенно новой тип колеса для марсоходов.

Новое колесо напоминает по внешнему виду натянутую панцирную сетку. По словам его разработчиков, такое колесо будет намного прочнее. А его структура позволит с легкостью борознить по сложным марсианским ландшафтам.

источник - http://www.infuture.ru/article/19017

Инженеры НАСА приступили к постройке марсохода «Марс-2020»

29 ноября 2017 г.

Участники проекта «Марс-2020» официально приступили к постройке пятого марсохода НАСА, главной задачей которого будет сбор потенциальных следов жизни на планете. Этот марсоход будет основан на той же платформе, что и Curiosity, но при этом будет оснащен другим набором инструментов. Их главным предназначением будет не поиск следов воды, а проверка способности Марса в прошлом и сегодня поддерживать жизнь.

В отличие от Curiosity и Mars-Odyssey, он не будет оснащен российским детектором воды NORD, с другой стороны, на борту «Марса-2020», пока не получившего официальное имя, будет установлен микрофон, что позволит нам впервые «услышать» звуки Марса.

Пока НАСА не выбрало место для посадки  своего пятого ровера – на эту роль сейчас претендуют кратер Джезеро, плато Большой Сырт и кратер Гусева.

12. Китай

Часть Европы попала в зону падения обломков китайской космической станции

7  ноября 2017 г.

Обломки первой китайской орбитальной лаборатории «Тяньгун-1» («Небесный дворец-1») могут упасть на Землю в 2018 году.

В конце марта 2016 года станция полностью прекратила функционирование. Проектный срок ее службы был превышен на два с половиной года. Ранее ожидалось, что «Небесный дворец-1» сгорит в атмосфере Земли в конце 2017 года, однако позднее прогнозы предсказывали, что станция прекратит свое существование весной 2018 года.

На смену Tiangong-1 с китайского космодрома Цзюцюань 15 сентября 2016 года был осуществлен запуск второй научной лаборатории Tiangong-2, или «Небесный дворец —2». Главными задачами «Тяньгун-2» должны стать прием пилотируемых и грузовых кораблей, тестирование среднесрочного нахождения на орбите космонавтов, дозаправка топливом, а также проведение ряда научных и прикладных экспериментов. «Тяньгун-2» стала второй орбитальной лабораторией Китая, ее длина составляет 10,4 метра, диаметр — 3,35 метра, вес — 8,6 тонны.

источник - https://ria.ru/science/20171107/1508338141.html

Китай планирует в 2020 году произвести первый запуск собственного «космического самолета» многоразового использования

10 ноября 2017

Согласно информации от Чена Хонгбо (Chen Hongbo), сотрудника китайской Космической научно-технической корпорации (China Aerospace Science and Technology Corporation, CASIC), Китай в 2020 году планирует произвести первый запуск «космического самолета» многоразового использования. Этот космический аппарат будет стартовать с Земли не как традиционная ракета, а как обычный самолет. Доставив людей или полезный груз на околоземную орбиту, аппарат будет способен вернуться назад и совершить посадку на полосу аэродрома или специально построенного космодрома.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9738-kitay-planiruet-v-2020-godu-proizvesti-pervyy-zapusk-sobstvennogo-kosmicheskogo-samoleta-mnogorazovogo-ispolzovaniya.html

Китай представил «дорожную карту» развития космической системы

18 ноября 2017 г.

Корпорация аэрокосмической науки и техники КНР (CASC) опубликовала «дорожную карту» по развитию космической транспортной системы страны на 2017-2045 годы.

Согласно дорожной карте, к 2020 году семейство ракет-носителей «Чанчжэн» («Великий поход») должно достичь высокого мирового уровня и пополниться новым представителем — ракетой средней грузоподъемности «Чжанчжэн-8», первый полет которой может состояться в 2019 году.

К 2025 году китайские ученые планируют воплотить в жизнь планы по началу суборбитального космического туризма и началу запусков многоразовых суборбитальных космических транспортных аппаратов.

Китай активно развивает свои лунную и марсианскую программы, в связи с чем страна планирует осуществить первый полет ракеты-носителя большой грузоподъемности «Чанчжэн-9» уже к 2030 году. Новая ракета-носитель сможет нести до 100 тонн полезного груза, благодаря чему его намерены использовать для пилотируемых миссий на Луну и беспилотных полетов на Марс для сбора проб.

Сейчас самой мощной ракетой-носителем нового поколения Китая является «Чанчжэн-5», она способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза.

Дорожная карта предусматривает, что к 2040 году начнется запуск двухступенчатых ракет повторного использования нового поколения и космических шаттлов с ядерной силовой установкой. К 2045 году Китай планирует превратиться в великую космическую державу, при этом радикально изменятся способы космической транспортировки.

13. Астрономическая техника

В Тибете построят самый высокий в мире планетарий

7  ноября 2017 г.

Самый высокий в мире планетарий начнут строить в следующем году в столице Тибета Лхасе на юго-западе Китая в следующем году. Местное правительство и эксперты приняли решение объединить с будущим планетарием уже существующие музей естественных наук и музей технологий и выставочный центр и создать некоммерческий музейный комплекс. После завершения строительства планетария в нем будет установлен оптический телескоп диаметром один метр.

Благодаря своему уникальному географическому положению, планетарий будет играть важную роль в наблюдении за звездами и в пространственно-временной астрономии, несмотря на то, что у него не будет оптического телескопа, способного попасть в международную Научную сеть оптических инструментов астрометрических и фотометрических наблюдений (ISON).

источник- https://ria.ru/science/20171107/1508288288.html

Первые реальные испытания глобальной системы обнаружения и отслеживания потенциально опасных астероидов завершились успехом

10 ноября 2017

Международная организация, возглавляемая НАСА, произвела первые реальные испытания глобальной системы обнаружения и отслеживания потенциально опасных астероидов International Asteroid Warning Network (IAWN). Испытания этой системы проводились на реальном астероиде 2012 TC4, который в октябре этого года прошел на удалении 43 780 километров от Земли и размер которого равен 15 метрам в длину и 8 метрам в ширину.

В июле 2017 года возвращающийся к Земле астероид 2012 TC4 был обнаружен телескопом. Сотрудникам Центра исследований околоземных объектов (Center for Near-Earth Object Studies, CNEOS), который входит в состав Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL), удалось вычислить точные параметры траектории движения астероида 2012 TC4, включая даже эффекты влияния на него давления солнечного ветра. Собранные при помощи телескопов и радаров данные позволили выяснить, что астероид ни сейчас, ни в будущем не будет нести никакой угрозы для Земли.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9735-pervye-realnye-ispytaniya-globalnoy-sistemy-obnaruzheniya-i-otslezhivaniya-potencialno-opasnyh-asteroidov-zavershilis-uspehom.html

1.    Луна

Последнее открытие на Луне повышает шансы создания лунной базы

20 ноября 2017

В октябре этого года японский спутник Selenological and Engineering Explorer (Селенологический и технологический исследовательский аппарат, или SELEN), известный также под названием «Кагуя», обнаружил огромную подземную пещеру на Луне. Пространство шириной 100 метров и протяженность в 50 километров сразу же привлекло внимание ученых как потенциальное место для основания лунной колонии.

Практически все, чего добилось человечество за последние несколько лет, начиная от разработок самоуправляемых автомобилей и заканчивая туалетами, способными эффективно утилизировать отходы, может существенно помочь в сокращении стоимости основания лунной колонии. При этом наиболее оптимистичные прогнозы говорят о том, что ее появления можно ожидать уже в 2022 году, если верить выводам научного журнала New Space.

источник - https://hi-news.ru/space/poslednee-otkrytie-na-lune-povyshaet-shansy-sozdaniya-lunnoj-bazy-schitayut-eksperty.html

2.            Марс

«Следы воды» на Марсе оказались потоками песка

21  ноября 2017 г.

Открытые недавно темные полосы на поверхности Марса возникли в результате движения потоков сухого песка, а не густой соленой воды, как считалось ранее.

«Мы обнаружили, что этих темных линий нет на пологих склонах холмов, а их длина очень сильно зависит от того, под каким углом были расположены частицы песка по отношению к поверхности планеты. Похоже, что это результат какого-то уникального «безводного» процесса, характерного только для Марса», — заявил Альфред Макьюэн из университета Аризоны в Тусоне (США).

источник - https://ria.ru/science/20171121/1509228021.html

Вода текла по поверхности Марса в эпоху динозавров

23 ноября 2017 г.

Открытие следов мощнейших океанических цунами на Марсе, а также некоторые другие данные по его геологии заставляют многих ученых считать, что жидкая вода могла существовать на Марсе не всегда, а лишь эпизодически, когда на Марс падали крупные метеориты или когда «просыпались» его вулканы. Потоки такой талой воды могли прорывать гигантские каналы на поверхности Марса и образовать временные океаны и озера, не замерзавшие сотни тысяч и миллионы лет.

Францес Бутчер из Открытого университета Великобритании в Милтон-Кинс и его коллеги обнаружили, что подобные эпизоды таяния льдов могли происходить на Марсе совсем недавно, примерно 110 миллионов лет назад, изучая снимки умеренных широт в северном полушарии планеты, полученные при помощи камер зонда MRO.

На равнине Темпе, расположенной к северу от вулканического плато Фарсида, зонду НАСА удалось найти так называемые озы — достаточно невысокие и очень длинные холмы, похожие по форме на железнодорожные валы.

Озы, в отличие от многих других ледниковых форм рельефа, формируются не в результате движения самих льдов, а потоков талой воды, которые возникают на границе между подножием ледника и грунтом и прокладывают в нем узкие, но длинные каналы длиной в несколько десятков километров.

Та часть равнины Темпе, на которой находятся озы и связанный с ними ледник, сформировалась примерно 150-110 миллионов лет назад. Это означает, что потоки «настоящей» воды текли по поверхности красной планеты в совсем недавнем прошлом, когда Марс уже успел остыть и потерять почти всю свою атмосферу.

источник - https://ria.ru/science/20171123/1509459645.html

3.    Юпитер

Ученые выяснили, как «большое пятно» Юпитера стало красным

17 ноября 2017 г.

«Данное пятно приобрело свой характерный цвет по той причине, что облака из соединений аммиака и серы могут подниматься над ним на чуть большую высоту, чем в других регионах Юпитера. Там они могут смешиваться и взаимодействовать с ацетиленом, и благодаря этому становятся темнее, чем остальные уголки планеты», — объясняет Роберт Карлсон из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Большое красное пятно представляет собой мощнейший ураган-антициклон, чьи ветра движутся с невозможно высокой скоростью, около 430 километров в час.

Самые красные области Большого красного пятна, размер которого равен примерно трем диаметрам Земли, а средняя температура —160 градусам Цельсия ниже нуля, соответствуют относительно теплому ядру урагана, которое окружают более холодные внешние вихри. Изучение тайн этого пятна является одной из главных задач зонда Juno.

Сера действительно окрашивает аналог материи Юпитера в красный цвет, однако в таком случае спектр лабораторного аналога «красного пятна» не совсем похож на те данные, которые были получены при наблюдениях за планетой при помощи «Хаббла», Juno и других научных приборов.

Это несовпадение заставило предполагать, что в материи пятна содержатся и другие вещества, влияющие на его окраску. Смешивая их друг с другом и облучая пучками ультрафиолета, имитирующими космические лучи, ученые обнаружили, что вторым компонентом «красной краски» Юпитера был ацетилен.

источник- https://ria.ru/science/20171117/1509014780.html

Зонд Juno получил фотографии гигантского белого урагана на Юпитере

17 ноября 2017 г.

Автоматическая станция Juno получила необычно детальные фотографии Юпитера, на которых можно увидеть гигантский шторм размером с четверть Земли, недавно возникший в северном полушарии планеты-гиганта.

Этот ураган, как предполагают ученые, возник относительно недавно в средних широтах северного полушария Юпитера. Его белый цвет объясняется тем, что он покрыт множеством облаков, состоящих из мелких частичек аммиачного и водяного льда, движущихся с огромной скоростью. Темные регионы в центре вихря тоже представляют собой облака, на которые падает тень от «соседей», расположенных чуть выше их.

источник - https://ria.ru/science/20171117/1509044483.html

4.    Сатурн и его спутники

Необычное поведение атмосферного вихря над северным полюсом Титана

22 ноября 2017

Атмосфера Титана в приполярной области недавно испытала неожиданное и весьма глубокое охлаждение, что идет вразрез с предсказаниями, сделанными в рамках современных моделей, а также с поведением всех других планет земного типа Солнечной системы.

Обычно атмосфера планеты в приполярной области зимнего полушария является относительно теплой, поскольку опускающийся вниз близ полюса воздух сжимается и разогревается за счет сжатия.

Однако, к удивлению ученых, атмосферный вихрь, находящийся в приполярной зоне поверхности Титана, оказался очень холодным.

Согласно мнению Ника Тинби из Школы наук о Земле Бристольского университета, объяснение этого феномена кроется в экзотической химии атмосферы Титана. На Земле, Марсе и Венере основной вклад в охлаждение атмосферы вносит инфракрасное излучение, испускаемое молекулами CO2. Поскольку диоксид углерода весьма устойчив и хорошо перемешан с другими газами на всех уровнях атмосферы, то на его местную концентрацию почти не влияет циркуляция атмосферы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10413

Что Кассини успел узнать о Пандоре и Прометее?

27 ноября 2017

До путешествия космического аппарата Кассини к системе Сатурна, ученые долгое время считали, что Пандора и Прометей, два спутника газового гиганта взаимодействовали на гравитационном уровне, в результате чего была сформирована уникальная орбита о фирма кольца F. Однако компьютерные модели показывают, что  только Прометей, а совсем не Пандора, влияет на орбиту и кольца F. Однако взаимодействие двух спутников создает особую связанную структуру из различных хаотично движущихся частиц в кольце F.

источник - http://www.infuture.ru/article/19019

5.    Плутон

Туман охлаждает Плутон

16 ноября 2017

Когда космический корабль Новые Горизонты пролетел вблизи Плутона, его научные инструменты определили, что атмосфера карликовой планеты составляла приблизительно на 70 градусов выше абсолютного нуля. И, к тому же, это где-то на 30 градусов холоднее, чем предполагали исследователи.

Выяснение того, как функционирует атмосфера Плутона, чрезвычайно важна для понимания атмосфер других ледяных миров, при чем, как в нашей Солнечной Системе. Так и за ее пределами.

«Пока мы не знаем причину низких температур, мы не можем рассуждать о температурах других ледяных тел» - говорит Лесли Янг из Юго-западного Научно-Исследовательского Института в Булдере  (Колорадо, США).

Атмосфера Плутона состоит преимущественно из азота с примесями метана и похожих газов.  В атмосфере карликовой планеты на высоте от 500 до 1000 километров над ее поверхностью — солнечный свет вызывает химические реакции, которые преобразовывают некоторые из этих газов в твердые частицы углеводорода. Затем они опускаются на высоту 350 километров над поверхностью Плутона. К тому времени, когда они достигают 200-километровой высоты, частицы преобразуются в толстые слои тумана, густую дымку которого и заметил аппарат «Новые Горизонты».

6.    Астероиды

Трещины на поверхности Цереры связаны с движением материала в недрах

10 ноября 2017

Ученые миссии Dawn во главе с Дженнифер Е. К. Скалли из Лаборатории реактивного движения НАСА  проанализировали ряд форм рельефа поверхности Цереры – а именно, так называемые «линейные формы рельефа» (linear features), представляющие собой цепочки из трещин и небольших, вторичных кратеров.

Находки  хорошо согласуются с гипотезой, согласно которой сотни миллионов (до одного миллиарда) лет назад материал под поверхностью Цереры пришел в движение и устремился к поверхности. Попадание этого материала в приповерхностный слой привело к формированию трещин на поверхности.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10385

Ученые впервые обнаружили межзвездный астероид

21 ноября 2017

Астрономы NASA обнаружили в Солнечной системе астероид, прибывший из другой звездной системы.

Астероид под названием Oumuamua был зафиксирован еще 19 октября текущего года телескопом Pan-STARSS 1 на Гавайях. Небесное тело представляет собой вытянутый скалистый объект, достигающий в длину 400 м. Специалисты сперва приняли астероид за комету, однако после проведенного анализа его размеров и траектории пришли к выводу, что астероид «путешествует» от одной звездной системы к другой.

Ученые предполагают, что Oumuamua движется со скоростью 26,4 км/с и прибыл к нам от звезды Вега, находящейся в созвездии Лиры. Астероиду потребовалось 300 тыс. лет, чтобы преодолеть этот «путь». Он движется примерно в 200 млн км от Земли. В начале 2019 года он покинет Солнечную систему и полетит в сторону созвездия Пегаса.

Астероид имеет красноватый оттенок и сильно вытянут, что делает его похожим на сигару. Такая вытянутость форм никогда ранее не встречалась среди комет или астероидов Солнечной системы. Небесный объект, состоящий из камня и титана, также способен менять яркость своего свечения и совершать полный оборот вокруг своей оси за семь с небольшим часов.

источник - https://iz.ru/673690/2017-11-21/uchenye-vpervye-obnaruzhili-mezhzvezdnyi-asteroid

7.    Кометы

Состав вещества кометы C/2012 K1 оказался нетипичным для объектов облака Оорта

11 ноября 2017

Лишь один раз в несколько лет ученые открывают новую комету, которая совершает свое первое путешествие во внутреннюю часть Солнечной системы из Облака Оорта.

Группа, возглавляемая Чарльзом Вудвардом из Института астрофизики Миннесотского университета, наблюдала комету C/2012 K1 при помощи самолетной обсерватории НАСА Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy, или SOFIA. Ученые использовали камеры инструмента Faint Object infraRed CAmera for the SOFIA Telescope, FORCAST, работающие в диапазонах коротких и длинных волн, для изучения состава света, испускаемого веществом комы кометы: газом и пылью, которые формируются вокруг ядра кометы по мере того как оно нагревается солнечным теплом.

К удивлению ученых, эти наблюдения выявили лишь слабые линии силикатов в эмиссионном спектре вещества комы кометы, в то время как в спектрах вещества многих других объектов облака Оорта в ходе предыдущих исследований были обнаружены очень интенсивные линии силикатов. Анализируя эти спектры, исследователи определили, что зерна пыли вещества комы кометы C/2012 K1 являются довольно крупными и состоят в основном из углерода, а не из кристаллических силикатов. Такой необычный состав вещества кометы C/2012 K1 бросает вызов современным теоретическим моделям формирования комет облака Оорта.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10388

8.    Солнце

Ученые заявили об исчезновении пятен на обращенной к Земле стороне Солнца

13  ноября 2017 г.

Число пятен на Солнце, считающееся главной характеристикой уровня солнечной активности, стремительно падает до нуля: в настоящее время на обращенной к Земле стороне не наблюдается ни одного пятна, говорится в сообщении лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН им. Лебедева.

Есть ли сейчас пятна на обратной стороне Солнца, сказать трудно, но исходя из фотографий Солнца две недели назад, когда эта сторона была обращена к Земле, пятна отсутствуют и там.

Так как пятна образуются в областях сильного поля, то в моменты максимальной напряженности поля достигает максимума и число пятен. Магнитная и связанная с ней электрическая энергия Солнца являются основным «топливом» для солнечной активности (солнечные вспышки и выбросы вещества имеют в своей основе электрическую и магнитную природу). По этой причине в годы максимума солнечного цикла растет и «взрывная» активность Солнца. В годы минимума она, напротив, затухает.

Исходя из картины, которую мы наблюдаем сейчас, Солнце неотвратимо движется к очередному минимуму, который будет достигнут в конце 2018 — первой половине 2019 годов.

источник - https://news.mail.ru/society/31622511/?frommail=10

Солнечный минимум оказался на удивление постоянным

20 ноября 2017

Используя наблюдательные данные, собранные в течение более чем полувека, японские астрономы выяснили, что интенсивность и спектральный состав микроволн, идущих со стороны Солнца во время последних пяти минимумов активности нашей звезды, оставались примерно одинаковыми, несмотря на существенные различия между аналогичными величинами в периоды максимумов активности Солнца.

Исследовательская группа под руководством Масуми Шимоджо, ассистент-профессора Чилийской обсерватории Национальной астрономической обсерватории Японии, проанализировала более чем 60 лет наблюдений Солнца в микроволновом диапазоне. Ученые нашли, что интенсивности и спектральный состав излучения, испускаемого Солнцем в периоды минимумов активности, связанных с 11-летним циклом активности нашего светила, оставались примерно постоянными при переходе от одного цикла к другому. В то же время в максимумах солнечной активности эти величины менялись от цикла к циклу.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10407

9.    Звёздная и галактическая астрономия

Обнаружена самая древняя спиральная галактика во Вселенной

7 ноября 2017 г.

Международная группа астрономов с помощью телескопа «Джемини север» обсерватории Мауна Кеа, обнаружила спиральную галактику, расположенную в 11 миллиардах световых лет от нас.

Используя новый метод, сочетающий гравитационное линзирование и спектрографию, ученые смогли увидеть объект, который существовал 2,6 миллиарда лет назад с момента Большого взрыва. Галактика получила название A1689B11 и на данный момент является самой древней из когда-либо обнаруженных спиральных галактик

источник - https://hi-news.ru/research-development/obnaruzhena-samaya-drevnyaya-spiralnaya-galaktika-vo-vselennoj.html

Астрономы нашли «бессмертную» звезду в созвездии Большой Медведицы

9 ноября 2017

Астрономы из американского Университета Калифорнии в Санта-Барбаре открыли в созвездии Большой Медведицы звезду, сумевшую пережить два взрыва сверхновых.

По мнению ученых, звезда также сумела пережить один полноценный взрыв сверхновой, а во второй раз взорвалась примерно через 50 лет после первой вспышки. Ранее ученые считали подобный взрыв необратимым процессом, в результате чего звезда прекращала свое существование.

Астрономы предположили существование особого типа звезд, которые взрываются постепенно, что представляет собой несколько последовательных вспышек.

источник - https://iz.ru/668820/2017-11-09/astronomy-nashli-bessmertnuiu-zvezdu-v-sozvezdii-bolshoi-medveditcy

Звезда «убивает» другую звезду, чтобы сформировать систему из двух карликов

12 ноября 2017

Группа бразильских астрономов изучала пару небесных объектов, редко наблюдаемых в пределах Млечного пути: очень небольшого по размерам белого карлика и коричневого карлика. Уникальной эту двойную систему делает ее происхождение: существование белого карлика в ней стало возможным только благодаря звезде-компаньону, коричневому карлику, наличие которого вызвало раннюю гибель белого карлика, исчерпавшего все необходимые ему компоненты «питания».

Масса обнаруженного белого карлика составляет от двух до трех десятых массы Солнца. Масса коричневого карлика составляет примерно 34-36 масс Юпитера, крупнейшей планеты Солнечной системы. Оба карлика находятся в созвездии Персея.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10390

Астрономический обзор нового поколения: SDSS-V

20 ноября 2017

Слоуновский цифровой обзор неба (Sloan Digital Sky Survey, SDSS), возглавляемый Джуной Колмейер (из Научного института Карнеги, США, будет составлять карту всего неба в рамках исполнения программы гранта на 16 миллионов USD, полученного от Фонда Альфреда Слоуна. Этот грант поможет легендарному обзору неба открыть в 2020 г. новую страницу исследований и открытий.

Обзор SDSS стал одним из самых успешных и значительных обзоров неба в истории астрономии. С его помощью были созданы одни из самых подробных трехмерных карт Вселенной, получены глубокие снимки одной трети всего неба в нескольких различных цветах, а также спектры более чем трех миллионов астрономических объектов.

SDSS-V будет состоять из трех отдельных проектов, каждый из которых будет составлять карты расположения разных компонентов Вселенной: Milky Way Mapper, Black Hole Mapper и Local Volume Mapper. В рамках первого из этих проектов будет наблюдаться структура Млечного пути, его звезды и планеты. В рамках проекта Black Hole Mapper будет изучаться формирование, рост и окончательные размеры сверхмассивных черных дыр, расположенных в центрах галактик. Проект Local Volume Mapper поможет создать первые подробные спектроскопические карты наиболее известных близлежащих галактик.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10408

Новый метод измерения радиуса нейтронной звезды

24 ноября 2017

Нейтронные звезды состоят из холодной, сверхплотной материи. Поведение этой материи является одной из важнейших тайн современной ядерной физики. Исследователи разработали новый метод измерения радиуса нейтронной звезды, который поможет глубже понять процессы, протекающие в недрах этих объектов при экстремальных давлениях.

Этот новый метод измерения размера нейтронных звезд был разработан группой астрофизиков из университета Турку, Финляндия. Метод основан на моделировании термоядерных взрывов, протекающих в верхних слоях нейтронной звезды и сопровождающихся испусканием рентгеновского излучения. Сравнивая наблюдаемое рентгеновское излучение, идущее со стороны нейтронных звезд, с современными теоретическими моделями электромагнитного излучения, исследователи смогли наложить ограничения на размер источника излучения. Этот новый анализ показывает, что радиус нейтронной звезды должен составлять примерно 12,4 километра.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10419

Астрономы NASA обнаружили около 20 новых планет-двойников Земли

2 ноября 2017

Удалось это благодаря новой методике анализа фотоснимков научной команды телескопа «Кеплер».

При новом способе поиска появилась возможность удаления шумов, связанных с различными изменениями в силе свечения звезд. С его помощью астрономам удалось составить KOI-каталог, куда вошло порядка 800 объектов. Почти 50% из них — потенциальные планеты.

Также астрономы отмечают, что не меньше 20 планет из этого каталога могут считаться потенциальными двойниками Земли. Особенно выделяется небесное тело KOI-7923.01. Его радиус примерно равен радиусу нашей планеты, а также оно вращается вокруг звезды, похожей на солнце, только менее горячей и крупной. Вместе с тем один год на этой планете длится около 400 суток. По мнению ученых, климат на этой планете представляет собой что-то среднее между Марсом и Землей, поэтому планета находится на окраинах зоны жизни.

источник - https://iz.ru/666259/2017-11-02/astronomy-nasa-obnaruzhili-okolo-20-novykh-planet-dvoinikov-zemli

У ближайшей к Солнцу звезды нашли планетную систему и пояс астероидов

4 ноября 2017

Вокруг Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды, вращается не только землеподобная планета, но и гигантское кольцо из пыли и астероидов. Об этом говорится в материале, опубликованном в журнале The Astrophysical Journal Letters.

источник - https://iz.ru/666887/2017-11-04/u-blizhaishei-k-solntcu-zvezdy-nashli-planetnuiu-sistemu-i-poias-asteroidov

Экстремально массивная планета открыта в балдже Млечного пути

07 ноября 2017

OGLE-2016-BLG-1190Lb, стала для обсерватории Spitzer первой экзопланетой, открытой при помощи метода гравитационного микролинзирования в балдже нашей Галактики.

Эти наблюдения выявили присутствие экстремально массивной планеты массой примерно 13,4 массы Юпитера. Планета находится на границе зажигания дейтерия – условной черте, разделяющей классы массивных планет и коричневых карликов. Исследователи поэтому не исключают, что эта вновь обнаруженная планета может оказаться коричневым карликом.

Планета обращается вокруг родительской звезды – карлика спектрального класса G массой 0,89 массы Солнца – с периодом три года на расстоянии примерно 2 а.е. Система находится на расстоянии примерно 22000 световых лет от Земли.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10375

Звезда породила 6 планет

11 ноября 2017

Астрономы выяснили, что вокруг звезды HD 34445 вращается одновременно шесть планет. За данной системой наблюдали на протяжении 18 лет. Период вращения планет системы HD 34445 составила 1057, 215, 118, 49, 677, и 5700 дней, а их массы равны 0.63, 0.17, 0.1, 0.05, 0.12, и 0.38 Mj соответственно.

Родительская звезда системы находится приблизительно на расстоянии 175 световых лет от нас в созвездии Ориона.

Открыта «суперземля» с самым коротким орбитальным периодом

21 ноября 2017

Миссия НАСА K2, являющаяся продолжением знаменитой миссии Kepler («Кеплер»), основной целью которой являлся поиск новых экзопланет, обнаружила присутствие еще одной «суперземли».

Масса планеты EPIC 246393474 b составляет 5,3 массы Земли, а радиус – 1,54 радиуса нашей планеты. Плотность вещества планеты оценивается в 8,0 г/см3, что указывает на каменисто-железистый состав. Равновесная температура планеты составляет около 2000 кельвинов.

Планета обращается вокруг звезды спектрального класса К, масса и радиус которой примерно на треть меньше Солнца. Примечательной особенностью этой планеты является экстремально короткий орбитальный период, составляющий всего лишь 6,7 часа (радиус орбиты оценивается в 0,007 а.е.). Это делает планету EPIC 246393474 b планетой с самым коротким орбитальным периодом, известной ученым, для которой точно определена масса.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10409

Астрономы обнаружили экзопланету с орбитальным периодом 27 000 лет

27 ноября 2017

В системе CVSO 30, расположенной примерно в 1200 световых годах от Земли, астрономы обнаружили два кандидата в экзопланеты. При обнаружении обоих объектов, масса каждого из которых в несколько раз превышает массу Юпитера, международная группа астрономов использовала транзитный, а также прямой метод наблюдения. Исследователи выяснили, что в то время, как орбитальный период одной планеты составляет менее 11 дней, другая планета делает полный оборот вокруг своей звезды только один раз в 27 000 (двадцать семь тысяч) лет!

Одна из планет данной системы — CVSO 30b – массой в 5-6 раз больше массы Юпитера была обнаружена астрономами в 2012 году с помощью транзитного метода наблюдения. Ученые выяснили, что планета расположена на дистанции в 1,2 миллиона километров от звезды (для сравнения: тот же Меркурий расположен в 58 миллионах километров от Солнца). Исследователи описывают планету как «горячий Юпитер».

Метод прямого наблюдения, в свою очередь, используется астрономами гораздо реже. К настоящему моменту с помощью него было обнаружено всего несколько экзопланет. Причиной этому служит то, что отражающийся от атмосферы планеты свет, как правило, недостаточно ярок и сливается на фоне света ее родной звезды.

Благодаря совместному усилию международной команды астрономов, использовавших телескопы Обсерватории Кека на острове Гавайи, Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории в Чили, а также мощности испанской обсерватории Калар-Альто, была обнаружена планета CVSO 30c, расположенная на дистанции примерно в 666 а.е. от своей звезды.

источник - https://hi-news.ru/technology/astronomy-obnaruzhili-ekzoplanetu-s-orbitalnym-periodom-27-000-let.html

11. Развитие жизни

Ученые НАСА предлагают новый метод поиска потенциально обитаемых планет

05 ноября 2017

Обычно исследователи в поисках следов жизни на экзопланетах обращают внимание на концентрации в атмосферах кислорода или метана. Однако Владимир

и его коллеги предлагают искать в атмосферах экзопланет более грубые признаки, указывающие на возможную обитаемость. В результате действия вспышек излучения, возникающих на родительской звезде, в атмосфере планеты молекулы кислорода, азота и воды расщепляются на составные части, которые затем рекомбинируют, образуя сложную смесь веществ, включающую среди прочего оксид азота (NO) и молекулу гидроксила (OH). Аирапетян и его команда предлагают наблюдать инфракрасное излучение, возникающее при переизлучении света родительской звезды молекулами оксида азота и гидроксила атмосферы экзопланеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10371

12. Поиск внеземных цивилизаций

«Чужие» могут быть больше похожи на нас, чем считалось ранее

02 ноября 2017

Ученые из Оксфордского университета во главе с Сэмом Левиным впервые демонстрируют, что эволюционная теория может быть использована для понимания возможного видового разнообразия «чужих» и их поведения. Исследователи показывают, что внеземные организмы могли формироваться в результате тех же процессов, что и человек, таких как естественный отбор.

Согласно этой гипотезе внеземные формы жизни претерпевают естественный отбор и, так же как и мы, эволюционируют, становясь со временем более сильными и приспособленными к окружающим условиям.

Используя в качестве основной идею естественного отбора, команда изучила возможные пути эволюции внеземных форм жизни и расширения их видового разнообразия.

Видовое разнообразие на Земле растет в результате небольшого числа событий, известных как крупные эволюционные преобразования. Эти преобразования происходят, когда группа отдельных организмов превращается в единый организм более высокого уровня – например, когда клетки становятся многоклеточным организмом. Аналогичные преобразования должны быть характерны и для внеземных форм жизни, считают Левин и его коллеги.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10362

Ученые направили музыкальное послание инопланетянам

18 ноября 2017

Международная группа ученых отправила музыкальное послание жителям других планет: инопланетяне получат 33 ролика по 10 секунд каждый. Авторы музыки — участники фестиваля в испанской Барселоне.

Отправили музыку в космос специалисты из США, работающие по проекту METI (Messaging Extraterrestrial Intelligence) и их коллеги из Испании из местного Института космических исследований. Сигналы отправлены посредством антенны EISCAT (European Incoherent SCATter Scientific Association) диаметром 32 м, установленной в норвежском Тромсе, сообщает сайт «Комсомольской правды».

Название послания — Sоnar Calling GJ 273b. Оно направлено на звезду Лейтена в созвездии Малый Пес, вокруг вращаются две планеты. Ответа землянам придется ждать минимум 25 лет

источник - https://iz.ru/672572/2017-11-18/uchenye-napravili-muzykalnoe-poslanie-inoplanetianam

13. Чёрные дыры

Ученые глубже проникают в природу джетов черных дыр

01 ноября 2017 г.

Происхождение джетов черных дыр до сих пор продолжает оставаться загадкой для ученых. Одна из теорий гласит, что они развиваются из «аккреционного диска» - материи, затягиваемой на орбиту к растущей черной дыре. Экстремальная гравитация внутри этого диска скручивает и растягивает магнитные поля, сжимая раскаленный, намагниченный материал диска, называемый плазмой, до тех пор пока он не будет извергнут в форме двух противоположно направленных магнитных «колонн», ориентированных вдоль оси собственного вращения черной дыры.

Плазма движется вдоль этих сфокусированных джетов и развивает гигантскую скорость, «выстреливая» на гигантские расстояния. В какой-то момент плазма начинает ярко светиться, однако когда именно происходит «зажигание» джета – это оставалось загадкой для ученых до настоящего момента.

В новом исследовании группа под руководством доктора Пошака Гандхи (Poshak Gandhi) показывает при помощи наблюдений системы V404 Лебедя, состоящей из черной дыры и поглощаемой ею звезды-компаньона, что между рентгеновскими вспышками, обозначающими рождение джета в окрестностях черной дыры, и появлением вспышек в оптическом диапазоне проходит примерно 0,1 секунды. Если перевести эти цифры в расстояние, которое проходит релятивистский джет за это время, то получается, что джет успевает пройти не более 30000 километров. Система V404 Лебедя находится от нас на расстоянии примерно 7800 световых лет, поэтому даже при помощи самых мощных современных телескопов ученые не смогли бы разглядеть при прямых наблюдениях системы этот крохотный отрезок.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10359

Может ли материя покинуть горизонт событий во время слияния черных дыр?

21 ноября 2017 г.

Как только вы попадете в горизонт событий черной дыры, вы уже никогда его не покинете. Не существует скорости, которую можно было бы набрать, даже скорость света, чтобы она позволила вам выйти. Но в общей теории относительности пространство искривляется в присутствии массы и энергии, и слияние черных дыр — один из самых экстремальных сценариев такого искривления. Существует ли какой-нибудь способ попасть в черную дыру, пересечь горизонт событий и затем покинуть его, когда горизонт событий окажется искривленным под действием массивного слияния?

Когда сливаются две черные дыры, может ли материя, находящаяся в пределах горизонта событий одной черной дыры, сбежать? Может ли они взять и мигрировать к другой (более массивной черной дыре)? Как насчет выхода за пределы обоих горизонтов?

Когда что-либо пересекает горизонт событий черной дыры снаружи, оно обречено. За считанные секунды объект достигнет сингулярности в центре черной дыры: точки для невращающейся черной дыры и кольца для вращающейся. Сама черная дыра не помнит, какие частицы упали в нее или каково их квантовое состояние. Вместо этого все, что останется, с точки зрения информации — это общая масса, заряд и угловой момент черной дыры.

В последний этап, предваряющий слияние, пространство-время, окружающее черную дыру, будет нарушено, поскольку материя будет продолжать падать в обе черные дыры из окружающей среды. Ни в коем случае не стоит считать, что что-то сможет сбежать изнутри горизонта событий

Однако, когда наступают последние моменты слияния, горизонты событий двух черных дыр деформируются гравитационным присутствием друг друга. К счастью, релятивисты уже численно рассчитали, как слияние влияет на горизонты событий, и это впечатляюще информативно.

Несмотря на то, что до 5% общей массы черных дыр до слияния может быть излучено в виде гравитационных волн, горизонт событий никогда не сокращается. Важно то, что если взять две черные дыры равной массы, их горизонты событий будут занимать определенный объем пространства. Если объединить их с созданием черной дыры удвоенной массы, объем пространства, занимаемый горизонтом, будет в четыре раза больше изначального объема объединенных черных дыр. Масса черных дыр прямо пропорциональна их радиусу, но объем пропорционален кубу радиуса.

источник - https://hi-news.ru/research-development/mozhet-li-materiya-pokinut-gorizont-sobytij-vo-vremya-sliyaniya-chernyx-dyr.html

Физики накладывают новые ограничения на скорость распространения гравитации

02 ноября 2017

Недавние обнаружения гравитационных волн позволили физикам подтверждать со все большей и большей точностью предсказания, сделанные Альбертом Эйнштейном свыше 100 лет назад в Общей теории относительности: о том, что гравитация распространяется не моментально, как считал Ньютон, а с конечной скоростью – скоростью света.

Сначала первые обнаружения гравитационных волн при помощи обсерватории LIGO позволили ограничить скорость гравитации на уровне 50 процентов от скорости света. В работе, опубликованной на прошлой неделе в журнале Physical Review Letters (PRL), физики объединили данные, собранные при наблюдениях трех гравитационно-волновых событий при помощи обсерваторий LIGO и Virgo, и показали, что скорость распространения гравитации может быть ограничена величиной 45 процентов от скорости света.

Всего лишь через 2 дня после опубликования работы в журнале PRL, появилась еще одна работа, опубликованная в журнале Astrophysical Journal Letters, в которой участники коллабораций LIGO и Virgo, используя данные по гравитационным волнам, испущенным при объединении двух нейтронных звезд, ограничивают разницу между скоростью распространения гравитации и скоростью света на уровне не более чем -3 x 10^-15 и 7 x 10^-16 от скорости света (?).

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10363

Сверхлегкая темная материя не существует в принципе

16 ноября 2017 г.

Сегодня почти все ученые уверены в существовании темной материи, однако ее свойства, помимо ее очевидного гравитационного влияния на галактики и скопления галактик, остаются загадкой и предметом споров среди астрофизиков и космологов. Достаточно долго ученые предполагали, что она сложена из сверхтяжелых и «холодных» частиц-»вимпов», никак не проявляющих себя, кроме как притягивая видимые скопления материи.

Безуспешные поиски «вимпов» в последние два десятилетия заставили многих теоретиков считать, что темная материя на самом деле может быть «легкой и пушистой» и состоять из так называемых аксионов – сверхлегких частиц, похожих по массе и свойствам на нейтрино.

Николас Эйрс из университета Сассекса (Великобритания) и его коллеги фактически случайно обнаружили, что самые легкие виды аксионов, о которых часто говорят теоретики, не могут существовать в принципе, анализируя результаты эксперимента CryoEDM.

Этот проект был запущен два десятилетия лет назад для точного измерения дипольного момента нейтрона. Если нейтрон имеет дипольный момент, то тогда его спин будет «дергаться» особым образом при «переворачивании» поля, что можно будет «увидеть», наблюдая за тем, как меняется поляризация частицы.

Анализируя данные, полученные детекторами CryoEDM в первый период их работы, ученые заметили, что точность этих наблюдений была столь высокой, что на поведение атомов ртути и нейтронов будут сильно влиять взаимодействия их субатомных частиц с аксионами. Иными словами, если аксионы существуют, то они будут вызывать еще один тип колебаний, причем их сила будет напрямую зависеть от массы частиц темной материи.

Как показал повторный анализ данных CryoEDM, ничего подобного в поведении ртути и нейтронов не наблюдалось, что указывает на принципиальное отсутствие самых легких версий аксионов, чья масса в миллионы и десятки миллиардов раз меньше, чем у электрона.

источник - https://www.dailytechinfo.org

Движение звезд в близлежащей галактике указывает на присутствие темной материи

29 ноября 2017

Карликовая галактика Скульптор является одной из многочисленных галактик-спутников Млечного пути. Группа ученых, возглавляемая Дэвидом Массари (Davide Massari) из Астрономического института Каптейна, Нидерланды, определила движение звезд галактики Скульптор в трехмерном пространстве, для чего исследователям потребовалось объединить данные измерений соответственно собственного и радиального движения звезд. Собственное движение звезд представляет собой изменение координат звезд на небесной сфере, и для определения скорости этого движения команда Массари проанализировала изменения положения звезд, измеренные соответственно при помощи космического телескопа Hubble в 2002 г. и миссии Gaia в 2014-2015 гг. Скорости радиального движения звезд галактики, то есть движения вдоль линии наблюдения, были найдены из литературы. Используя данные по собственному и радиальному движению звезд, ученые смогли восстановить их движение в трех измерениях.

Проведенный командой Массари анализ скоростей движения звезд галактики Скульптор показал, что темная материя в галактике распределена с увеличением плотности распределения к центру галактики. Это распределение хорошо согласуется с результатами крупномасштабного моделирования распределения темной материи во Вселенной, выполненного на основе стандартного космологического сценария, указывают авторы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10435

Китайский спутник нашел потенциальные следы темной материи

30 ноября 2017 г.

Первые наблюдения китайской орбитальной обсерватории DAMPE, предназначенной для поисков темной материи, говорят в пользу того, что темная материя действительно может распадаться в окрестностях орбиты Земли и в центре Галактики.

«Этот «обрыв» в спектре энергий космических лучей, который мы открыли, может указывать на существование темной материи. С другой стороны, его мог породить какой-то другой источник этих частиц. Для ответа на этот вопрос нужно получить больше данных, и мы пока ожидаем, что DAMPE проработает еще как минимум 5 лет», — заявил Чан Цзинь из обсерватории Цзыцзиньшань в Нанкине.

источник - https://ria.ru/science/20171130/1509914575.html