ЗА ЯНВАРЬ 2018

1.    Происшествия и нештатные ситуации

Спецкомиссия подтвердила выводы Роскосмоса о причинах аварии блока «Фрегат»

9 января 2018

Спецкомиссия, созданная для проверки причин ноябрьской аварии разгонного блока «Фрегат» и утраты 19 спутников, подтвердила выводы Роскосмоса об инциденте. Итоговые акты комиссии были направлены в правительство. Об этом заявил председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев.

«Для исключения подобной ситуации (аварии 28 ноября) нами рекомендовано провести доработку программного обеспечения и технической реализации на системе управления. Это, видимо, будет делаться изготовителем на всех новых блоках «Фрегат». Учитывая, что в дальнейшем такие пуски должны быть, и чтобы гарантированно уйти от возможных неприятностей, будет проведена такая доработка», — сказал Коптев.

источник - https://ria.ru/science/20180109/1512295651.html

Ангольский спутник «Ангосат» находится в стабилизированном положении

9 января 2018 г.

Первый ангольский спутник связи «Ангосат-1» находится в стабилизированном положении, параметры орбиты его полета известны и пока находятся в пределах прогнозируемой нормы, следует из информации американского специализированного сайта, позволяющего отслеживать траекторию полета космического аппарата в реальном режиме времени.

Согласно данным Объединенного командования воздушно-космической обороны североамериканского континента (NORAD) аппарат, получивший международный код 2017-086A, находится на орбите с параметрами: перигей — 35 тысяч 969 километров, апогей — 36 тысяч 123 километров.

С отказавшим 27 декабря 2017 года спутником уже 28 декабря удалось провести новый сеанс связи, и получить телеметрическую информацию, сообщало ранее РКК «Энергия».

источник - https://ria.ru/science/20180109/1512300852.html

В УФСИН признали вину за инцидент с гибелью топ-менеджер «Роскосмоса»

15 январь 2018

Сотрудники московского СИЗО № 5 «однозначно» виновны в том, что допустили убийство топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова, признал начальник столичного УФСИН Сергей Мороз.

Евдокимову вменяли аферу на 200 миллионов рублей с имуществом РСК «МиГ». В марте прошлого года его нашли зарезанным в камере СИЗО. Впоследствии за халатность был арестован Иван Проценко, на момент ЧП бывший замначальника оперативного отдела изолятора.

«Окончательная оценка будет дана следствием и судом, но вина сотрудников однозначно имеется», — сказал Мороз. Сам убийца до сих пор не найден.

источник - https://news.mail.ru/incident/32237158/?frommail=1

РКК «Энергия» выявила сбои в системе электроснабжения ангольского спутника

15 января 2018 г.

«Поступающая со спутника телеметрия позволила выявить проблему в работе аппаратуры системы электроснабжения «Ангосата». Специалисты завершают обработку телеметрической информации и готовятся провести ряд тестов «, — говорится в сообщении на сайте корпорации.

В корпорации отметили, что в ближайшее время космический аппарат «Ангосат», двигающийся вдоль геостационарной орбиты в западном направлении, покинет зону радиовидимости средств Центра управления полётом (г. Королёв).

Ввиду высокой ответственности манёвров на геостационарной орбите принято решение не осуществлять активного воздействия на космический аппарат до его возвращения в зону радиовидимости. Возобновление работ, связанных с проведением лётных испытаний космического аппарата «Ангосат», планируется в середине апреля 2018 года.

источник - https://ria.ru/science/20180115/1512647700.html

Первый и последний украинский астронавт скончался до приезда «скорой»

31 январь 2018

Первый украинский астронавт Леонид Каденюк скончался на 68-м году жизни.

В период с 19 ноября по 5 декабря 1997 года Каденюк совершил космический полёт на американском МТКК «Колумбия».

Леонид Каденюк 22 марта 1983 года приказом Главкома ВВС отчислен из отряда космонавтов ЦПК ВВС в связи с разводом с женой и «наглый» ответ: «Моя земная жизнь к космосу отношения не имеет». 25 октября 1988 года снова зачислен в группу космонавтов ГКНИИ ВВС. После распада СССР принял российское гражданство. Был членом отряда космонавтов России, военнослужащим ВВС России.

В 1995 году принял гражданство Украины. С 1995 года — в группе космонавтов Национального космического агентства Украины.

19 ноября — 5 декабря 1997 года совершил космический полёт (продолжительностью 15 суток 16 часов) в качестве специалиста по полезной нагрузке на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия».

В 2002-2006 гг —депутат Верховной Рады Украины (состоял во фракции В.Литвина). С января 2011 года — советник премьер-министра Украины по вопросам авиации и космонавтики.

Первым космонавтом-украинцем является Павел Попович, летавший в космос в 1962 году и ставший четвёртым космонавтом СССР, но после независимости это не принималось в расчет.

К предложению отменить на Украине 12 апреля как День ксмонавтики и праздновать его полет отнесся резко отрицательно, сказал, что полет Юрия Гагарина был событием для всей планеты, и подменять его значение рядовым полетом иностранного исследователя на американском корабле просто нелепо.

источник - https://forum-msk.org/material/news/14290988.html

2.    Космодром Восточный

Спутники «Канопус» и Dove запустят с космодрома Восточный в конце 2018 года

10 января 2018

Спутники дистанционного зондирования Земли «Канопус» №5 и №6, а также 12 аппаратов Dove в качестве попутной нагрузки запустят с космодрома Восточный в конце 2018 года, сообщает компания-оператор коммерческих пусков «Главкосмос Пусковые Услуги».

Спутники Dove образуют самую большую группировку ДЗЗ. Они оборудованы камерами, получающими изображения с разрешением от трех до пяти метров. Спутники, делающие оборот вокруг планеты за 90 минут, передают информацию по несколько раз в день

3.    Реформирование отрасли и стратегия развития

Рогозин пообещал космической отрасли поддержку правительства

18 января 2018

«В период реформирования отрасли правительство оказывает финансовую и иную поддержку всем ключевым предприятиям Роскосмоса», — отметил вице-премьер.

Зампред правительства напомнил, что последовательно реализуется реформа космической отрасли. «Она идет не без проблем, но она завершится успехом. Это консолидация всей отрасли, это устранение параллелизма, это создание равных условий для государственных и частных компаний, которые могут участвовать в космической деятельности и это развитие международных программ, в том числе и США, если они не будут писать глупости в СМИ», — заверил он.

Что касается основных направлений дальнейшего развития Роскосмоса, то средства, заработанные за счет экспорта российских реактивных двигателей космического назначения, направляются на разработку самых современных двигателестроительных технологий, отметил Рогозин.

«Мы фактически продаем двигатели разработки 70-90-х годов, а вкладываемся в новые двигатели. На сегодняшний день это, прежде всего, технологии аддитивные, технологии композитные, которые позволят получить еще большую эффективность от ныне выпускаемой продукции, в том числе двигатель РД-191. Это возобновление и модернизация производства двигателя РД-171, который у нас будет использован при создании ракеты среднего класса «Союз-5», эти же двигатели в более модернизированном виде будут использованы при создании сверхтяжелой ракеты», — добавил он.

Роскосмос исполнил бюджет в 2017 году хуже всех

24 января 2018

Госкорпорация Роскосмос отдала в федеральный бюджет в прошлом году 9,5 млрд руб. вместо 52,27 млрд руб., которые были заложены в прогноз бюджетных поступлений, следует из данных Минфина.

Процент исполнения по доходам от Роскосмоса оказался самым низким среди всех администраторов доходов федерального бюджета — 18,2%.

Далее по этому показателю идут Росавиация (24,4%) и Росимущество (55,6%).

Низкий процент по доходам от Роскосмоса связан с тем, что бюджет недополучил от него 46,88 млрд. руб. прочих неналоговых доходов , следует из данных Минфина.

Как писал РБК, Минфин в июне 2017 года заложил такую сумму в составе прочих неналоговых доходов , ожидая от Роскосмоса погашения задолженности прошлых лет по международным договорам Федерального космического агентства. Однако уже в августе поступление этой суммы в бюджет оказалось под вопросом.

Непонятно, придут эти деньги в бюджет или нет, отмечала Счетная палата в октябре.

Пресс-служба Минфина не ответила на вопрос, возможен ли возврат этой суммы в бюджет в 2018 году.

Как распределяются средства, полученные Роскосмосом от международных запусков космических аппаратов и космонавтов, публично неизвестно, говорили РБК эксперты.

Из 9,5 млрд руб., которые Роскосмос отдал в бюджет в 2017 году, 8,4 млрд руб. пришлось на доходы от компенсации затрат государства — в эту статью тоже может входить возврат дебиторской задолженности прошлых лет.

Всю свою выручку Роскосмос получает от международной космической деятельности: в 2016 году она составила 25,2 млрд руб., чистая прибыль — 2,75 млрд руб., следует из его последнего годового отчета.

За 2017 год чистая прибыль предприятий Роскосмоса возросла кратно и составила около 13 млрд руб., оценивала госкорпорация 29 декабря.

В последние годы государство сокращает финансирование Роскосмоса : в 2016 году Роскосмос как главный распорядитель бюджетных средств потратил из бюджета 201 млрд руб., в 2017 году — 138,1 млрд руб. На 2018 год запланирована сумма в размере 128,7 млрд руб., которая опустится до 120 млрд руб. в 2020-м.

источник - интернет-рассылка Моссовета

Предприятиям Роскосмоса в Челябинской области велено выпускать ширпотреб

24 января 2018 года делегация Роскосмоса во главе с Гендиректором Игорем Комаровым посетила с рабочим визитом Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, филиал Центра Хруничева; г. Усть-Катав, Челябинская область). После подписания Соглашения в ходе совещания с участием губернатора Челябинской области Бориса Дубровского стороны обсудили перспективы развития УКВЗ, в частности – создание и внедрение совместных проектов. Игорь Комаров рассказал сотрудникам завода, что Роскосмос планирует развитие трамвайного производства, в частности, рассматриваются инвестиционные программы по перевооружению УКВЗ: «Совместно с руководством Челябинской области мы примем все необходимые решения, чтобы у предприятия была возможность закрепиться на рынке трамваев. Это благоприятно скажется и на социальной стабильности, на уровне зарплаты и разовьет компетенции в Усть-Катаве».

25 января 2018 года делегация Роскосмоса посетила компании интегрированной структуры Государственного ракетного центра (ГРЦ) им. В.П.Макеева – Златоустовский машиностроительный завод (Златмаш), Миасский машиностроительный завод (ММЗ). В ходе посещения «Златмаша» представители Роскосмоса осмотрели производство гражданской продукции, которая является основной для завода - газовых и электрических бытовых плит. Предприятие запустило новый цех по производству алюминиевого профиля для продукции различных отраслей промышленности, в том числе бытовых радиаторов отопления. Среди гражданской номенклатура ММЗ - светодиодные лампы освещения для городов.

источник:

4.    Международная окололунная станция

Россия хочет предложить свои скафандры для окололунной станции

04 января 2018

«В лунном шлюзовом модуле, думаю, будет универсальная система, которая позволит использовать российские и американские скафандры. Да, вероятно, мы будем предлагать свои скафандры для использования на окололунной станции», — заявил исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым программам Сергей Крикалёв.

Со своей стороны, гендиректор, главный конструктор научно-производственного предприятия «Звезда» Сергей Поздняков полагает, что за основу для окололунного стандарта может быть взят модифицированный отечественный «Орлан», который много лет в разных вариантах используется российскими космонавтами.

«Впереди у нас целое десятилетие, а хороший скафандр с нуля можно сделать в течение пяти лет. Времени выбрать решение предостаточно. А можно пойти другим путём: взять лучшие наработки со всего мира и изготовить международный универсальный скафандр», — сказал он.

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

В России возобновили разработку многоразовой ракеты

2 января 2018

В России возобновили разработку ракеты многоразового использования. Проектом «Корона» занимаются специалисты государственного ракетного центра имени Макеева.

Генконструктор ГРЦ Владимир Дегтярь отметил, что «Корона» будет многоразовой, одноступенчатой ракетой-носителем вертикального взлета и посадки.

Он отметил, что в настоящий момент США отрабатывают технологию мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя Falcon и ее повторного использования. Российская ракета же не будет иметь отделяемых ступеней.

Фактически «Корона» станет космическим кораблем мягкого взлета и посадки, что «открывает дорогу реализации дальних межпланетных полетов с экипажем на борту».

источник - https://iz.ru/691072/2018-01-02/v-rossii-vozobnovili-razrabotku-mnogorazovoi-rakety

Российскую ракету «Ангара» снабдят крыльями

9 января 2018

В России возродили проект по созданию многоразовой версии ракеты «Ангара». Носитель легкого класса планируется оборудовать складными крыльями. После старта и выведения груза на орбиту ракета сможет раскрыть крылья и подобно самолету совершить мягкую посадку на аэродроме. Проект реализует разработчик «Ангары» Центр имени Хруничева совместно с «Роскосмосом» и ОКБ имени Мясищева.

Это уже третий опыт Центра имени Хруничева в конструировании крылатой версии «Ангары». В начале 2000-х годов НПО «Молния» по заданию Центра спроектировало многоразовый ускоритель «Байкал» — ступень ракеты «Ангара» со складывающимися крыльями. Макет «Байкала» демонстрировался на авиасалонах в России и за рубежом, однако проект не получил развития.

В 2011–2013 годах Центр имени Хруничева работал над эскизным проектом крылатого ракетного блока для «Ангары» в рамках работы «Многоразовая ракетно-космическая система» (МРКС). В конце 2013 года научно-технический совет «Роскосмоса» рассмотрел предварительные результаты исследований и подтвердил возможность создания многоразового комплекса. Но и этот проект не стал успешным: стоимость выведения килограмма груза с использованием МРКС оказалась выше, чем при одноразовом полете.

источник - https://iz.ru/688507/dmitrii-strugovetc-evgenii-deviatiarov/rossiiskuiu-raketu-angara-snabdiat-kryliami

Модули «Ангары-А5» отправлены из Омска в Москву

16 января 2018 года ПО «Полет» – омский филиал Центра Хруничева, на базе которого организуется серийное производство универсальных ракетных модулей (УРМ), отгрузил на московскую производственную площадку очередные два модуля типа УРМ?1. Один из них (боковой блок ББ-1) – это первый из четырех УРМ?1, применяемых на   первой ступени ракеты-носителя. Другой УРМ-1 (центральный блок) представляет собой вторую ступень ракеты-носителя. Окончательная сборка второй ракеты-носителя «Ангара-А5» будет выполнена на ракетно-космическом заводе Центра Хруничева в Москве.

источник - https://www.roscosmos.ru/24562/

Шесть ракет «Ангара-А5» изготовят в Москве

17 января 2018

«До 2022 года будем выпускать здесь третью ступень тяжелой «Ангары-А5», здесь же пройдут общие испытания ракет этого семейства. Всего в столице будет изготовлено шесть ракет «Ангара-А5», — сообщил гендиректор центра имени Хруничева Алексей Варочко. По его словам, следующий старт легкой ракеты «Ангара-1.2» намечен на 2019–2020 годы.

«Всего сейчас мы изготавливаем три ракеты «Ангара-1.2», три «Ангара-А5», а дальнейший заказ будет определен дополнительно», — отметил Варочко.

Кроме того, он заявил, что в 2018 году планируется 4-5 пусков ракет «Протон».

источник - https://iz.ru/696450/2018-01-17/shest-raket-angara-a5-izgotoviat-v-moskve

Разработчик рассказал подробности о новом российском корабле «Федерация»

23 января 2018

Новый российский пилотируемый корабль «Федерация» сможет садиться с точностью до семи километров, сообщил генеральный конструктор пилотируемых программ РФ Евгений Микрин.

«Ключевым элементом системы является корабль «Федерация»… преимуществами нового корабля является многоразовость возвращаемого спускаемого аппарата — до десяти раз, мягкая посадка на посадочное устройство, улучшение точности посадки до семи километров, обеспечение спасения экипажа на всем участке выведения и повышение комфортности», — сказал он.

6.    Планы по Луне

РКК «Энергия» предложила заряжать лунные станции лазером с орбиты

9 января 2018 г.

Ученые РКК «Энергия» предложили заряжать лунные станции для исследования полярных районов естественного спутника Земли с помощью орбитальной платформы, передающей энергию посредством лазерного луча.

«Представляет интерес дистанционное энергоснабжение потребителей на поверхности Луны с окололунной орбиты по лазерному каналу. Предлагаемая система передачи энергии должна размещаться на борту искусственного спутника Луны с высотой полярной орбиты 100 – 200 километров», — говорится в тезисах доклада, который ученые представят на «Королевских чтениях» в Москве (текст размещен на сайте мероприятия).

При этом дальность передачи энергии составит 100 – 300 километров, в сутки удастся проводить до 12 сеансов по пять минут и передавать таким образом до 900 Вт*ч за земные сутки.

Полная масса системы для размещения на спутнике Луны составит от 170 до 270 килограммов – в зависимости от требуемой мощности. То есть, по словам разработчиков, её можно было бы разместить, в том числе, и на российской станции «Луна-26» (которая планируется к отправке в 2021 году).

источник - https://ria.ru/science/20180109/1512310153.html

Россия запустит сверхтяжелую ракету к Луне в 2032-2035 годах

23 января 2018

Российскую сверхтяжелую ракету второго этапа грузоподъемностью 115 тонн планируют запустить к Луне с космодрома Восточный в 2032-2035 годах. Отработочный вариант сверхтяжелой ракеты и «сверхтяж» первого этапа с грузоподъемностью 88 тонн должны отправится к Луне в 2027-2028 годах. Общая масса ракеты оценивается в 2930 тонн.

На первой ступени этой ракеты будут использоваться пакет из шести первых ступеней «Союза-5» - один центральный и пять боковых блоков. Вторая ступень будет, в отличие от «сверхтяжа» первого этапа и отработочной версии, оснащена новым двигателем РД150. Также на ракете будет использоваться кислородно-водородный межорбитальный буксир (или разгонный блок).

В 2027 году должен состояться запуск с Восточного перспективного транспортного корабля («Федерация» или лунный «Союз») к Луне с ее облетом с помощью отработочной версии сверхтяжелой ракеты массой 1440 тонн (полезная нагрузка 50 тонн). Затем в 2028 году с Восточного будет проведен запуск на полярную орбиту искусственного спутника Луны ракеты сверхтяжелого класса первого этапа (общая масса - 2800 тонн, масса полезной нагрузки - 88 тонн).

«Луну-25» планируют запустить в 2019 году

25 января 2018 г.

Запуск аппарата «Луна-25» в рамках российской лунной миссии по-прежнему планируется на 2019 год, сообщили в ИКИ РАН.

Цель миссии — изучение химического состава реголита полярных областей Луны, в частности представляющих большой интерес летучих соединений космического происхождения, в том числе водяного льда. Приборы на борту аппарата также будут исследовать процессы в плазменно-пылевой полярной экзосфере Луны.

источник - https://ria.ru/science/20180125/1513288175.html

Место посадки «Луны-25» пришлось сменить

29 января 2018

«Луна-25» должна будет сесть вблизи Южного полюса естественного спутника Земли, немного севернее кратера Богуславского, а не в самом кратере, как планировалось ранее. Место выбрано из более десятка рассмотренных вариантов. Новый район отличается удобным рельефом, хорошо освещается Солнцем. Предположительно, в грунте там содержится достаточное количество льда — «Луна-25» должна подтвердить его наличие.

При этом были использованы данные американского аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter, работающего на орбите естественного спутника Земли с 2009 года. Установленная на нем российская научная аппаратура LEND обнаружила в грунте на южном полюсе Луны повышенное содержание водорода — это свидетельствует о наличии там залежей водного льда.

Среди требований к району посадки — ограничение на крутизну склонов (не более 15 градусов — чтобы станция не опрокинулась), освещенность более 40% времени (для подзарядки солнечных батарей), круглосуточная радиовидимость с Земли, а также признаки наличия воды и интересная для изучения геология. В выбранной точке на 1 кг грунта должно приходиться не менее 1 г водяного льда.

Точные координаты расчетных мест прилунения утверждены Советом РАН по космосу, они будут направлены в «Роскосмос».

В НПО имени Лавочкина рассказали, что посадка в заданных координатах может быть обеспечена с точностью до квадрата 15 км на 30 км.

источник - https://iz.ru/699620/dmitrii-strugovetc/mesto-posadki-luny-25-prishlos-smenit

7.    Планы по Марсу

Марс будет исследован с помощью российского лазера

7 января 2018

Новый российский спектрометр М-ДЛС будет использован для исследования круговорота воды на Марсе и сбора данных об истории климатических изменений на этой планете. Разработанный в ИКИ РАН и МФТИ диодно-лазерный спектрометр установят на российскую посадочную платформу марсохода «Пастер» Европейского космического агентства. Старт космического аппарата намечен на 2020 год в рамках международного проекта «ЭкзоМарс».

Его основная задача — измерение изотопов водорода в водяном паре и изотопов углекислого газа. С помощью прибора можно будет понять, как взаимодействует поверхность Марса и атмосфера в течение суток или сезона.

источник - https://iz.ru/687881/mariia-nediuk-dmitrii-strugovetc/mars-budet-issledovan-s-pomoshchiu-rossiiskogo-lazera

Работа научной аппаратуры «Экзомарс-2016» начнётся весной 2018 года

09 января 2018

Весной 2018 года на орбите Марса приступит к научной работе орбитальный модуль TGO миссии «ЭкзоМарс-2016». На борту космического аппарата находятся два российских прибора: АЦС и ФРЕНД, разработанные и созданные в ИКИ РАН.

Эксперимент АЦС позволит приблизиться к решению многих глобальных проблем исследований Марса. В их числе — есть ли сейчас на планете активный вулканизм, каково современное состояние её климата и как он эволюционировал. Главная же задача, для которой и создавался комплекс, — поиск в атмосфере планеты метана и других малых газовых составляющих. Метан — один из главных парниковых газов и, возможно, маркер биологической активности — был обнаружен на Марсе, но, по имеющимся наблюдениям, его концентрация очень сильно меняется от места к месту. Откуда он берётся — на этот вопрос, как надеются исследователи, можно будет ответить уже в ближайшем будущем.

Еще один российский научный аппарат, установленный на космическом аппарате TGO - нейтронный спектрометр ФРЕНД с блоком дозиметрии «Люлин-МО» - в 2018 году начнет систематические наблюдения потоков нейтронов от поверхности планеты, которые могут свидетельствовать о наличии или отсутствии в подповерхностном слое воды. В комбинации с данными спектрометров о наличии метана, эта данные могут сыграть существенную роль для ответа на вопрос – есть ли или была ли жизнь на Марсе.

Кроме этого, данные ФРЕНД помогут оценить радиационный фон на орбите вокруг планеты, в том числе во время солнечных вспышек. Это важная информация для будущих пилотируемых экспедиций.

источник - https://www.roscosmos.ru/24531/

8.    Новости МКС

Противомусорный сенсор доставлен на МКС

04 января 2018

В ближайшем времени на внешней поверхности МКС будет установлен датчик для обнаружения космического мусора Space Debris Sensor (SDS), который способен заблаговременно обнаруживать космический мусор. Он будет установлен за пределами станции, где профункционирует следующие два - три года, контролируя твердые размером от 5 мм до 0.5 мм в диаметре для того, чтобы узнать больше об их особенностях, а также предотвратить их столкновения с МКС и прибывающими сюда космическими кораблями.

источник - http://www.infuture.ru/article/19194

Ученые НАСА идентифицировали неизвестные микроорганизмы на борту МКС

7 января 2018

Работа, проведенная астронавтом НАСА Пегги Уитсон и членами наземной группы Genes in Space-3, позволила выявить неизвестные ранее науке микроорганизмы на борту МКС. Работа по идентификации этих микроорганизмов проводилась при помощи технологии определения последовательности ДНК (секвенирования), адаптированной для ее использования в условиях микрогравитации или полного ее отсутствия. Все это позволит будущим астронавтам контролировать состояние здоровья экипажа в режиме реального времени без необходимости доставки образцов биологических материалов на Землю для проведения их анализа.

Эти образцы были помещены в питательную среду, в которой выросли большие колонии. При проведении анализа данных последовательности ДНК сначала был обнаружен один вид неизвестного микроорганизма, а немногим позже - и второй.

Образцы с неизвестными микроорганизмами с соблюдением всех мер предосторожности были запечатаны в специальные контейнеры и отправлены на Землю на борту космического корабля «Союз». Получив их, члены наземной команды провели процедуру определения последовательности ДНК, используя более высокоточное оборудование, чем оборудование, имеющееся на борту МКС. Сравнение двух результатов показало их идентичность, что указывает на полную работоспособность технологии секвенирования ДНК в условиях космоса.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9914-uchenye-nasa-identificirovali-neizvestnye-mikroorganizmy-na-bortu-mezhdunarodnoy-kosmicheskoy-stancii.html

Космическая лихорадка: реальная проблема на пути покорения дальнего космоса

10 января 2018

При долгом нахождении в условиях микрогравитации температура тела может повышаться, а при физических нагрузках она возрастает еще сильнее. К такому выводу пришли немецкие ученые, изучившие физические показатели астронавтов, побывавших на борту МКС.

Температура тела повышается не мгновенно. Повышение этого показателя может происходить в течение нескольких месяцев, пока организм человека привыкает к условиям отсутствующей гравитации.

Данные показывают, что после двух с половиной месяцев пребывания на орбите во время выполнения физических упражнений температура тела астронавтов регулярно превышает показатель в 40 градусов. При этом средний показатель температуры, как правило, повышается на 1 градус и составляет 37 градусов даже тогда, когда астронавт ничем не занимается.

источник - https://hi-news.ru/research-development/kosmicheskaya-lixoradka-realnaya-problema-na-puti-pokoreniya-dalnego-kosmosa.html

Медик рассказал, чем опасен чрезмерный «рост» космонавтов на орбите

10 января 2018 г.

Максимальный зафиксированный «рост» астронавтов на орбите составлял за всю историю космонавтики порядка шести сантиметров, однако сейчас на МКС используются специальные средства, позволяющие избежать чрезмерного роста.

Космонавты летают в так называемых ложементах «Казбек» — средства, которые индивидуально изготавливаются под каждого космонавта. Они допускают небольшие зазоры в подголовнике при полностью закрепленном в скафандре космонавте. Если рост изменился, если не противодействовать этому, если не проводить какие-то профилактические мероприятия, то космонавт может не уместиться в этот самый «Казбек». А это чревато тем, что при посадке или приложении перегрузок, которые воздействуют на спускаемый аппарат на этапах приземления, возможны травмы.

Российские космонавты используют тренажер для бега с притягом на дорожке и уникальный костюм аксиальной (вдоль оси) нагрузки «Пингвин», внутри которого расположены резиновые упругие тяжи, которые фиксируются от одной части тела к другой, создавая вертикальную нагрузку.

«У человека на Земле даже в течение сна может быть увеличение от 0,5 до, в ряде случаев, 1,5 сантиметров. Человек переходит в горизонтальное положение и снимается аксиальная нагрузка», — добавил научный сотрудник ИМБП.

источник - https://ria.ru/science/20180110/1512368267.html

Dragon успешно приводнился в Тихом океане

13 января 2018

Космический грузовой корабль Dragon с грузами с МКС благополучно приводнился в Тихом океане.

Аппарат, прибывший на МКС 17 декабря, доставил на Землю около 1,9 тонны груза: как отработанные материалы, так и результаты научных экспериментов, в том числе 20 живых лабораторных мышей, на которых ученые изучают эффективность новой технологии дозированного ввода через наночип препаратов для минимизации влияния гравитации на мышечные ткани.

Изменения в составе экипажей МКС

20 января 2018

Как сообщили представители НАСА, в составе экипажей МКС, которые должны отправиться в полет в нынешнем году, внесены изменения.

Вместо Джанетт Эппс летом нынешнего года на борту корабля «Союз МС-09» на станцию стартует Серина Оньён-Ченселор. Причина замены не сообщается.

В состав экипажа корабля «Союз МС-11» включена Энн Макклей.

9.    Исчерпание ресурса МКС

Первая за месяц плановая коррекция орбиты МКС

17 января 2018 года были включены двигатели служебного модуля (СМ) «Звезда». Время работы двигателей составило 15,6 сек. В результате станция получила приращение скорости на 0,24 м/сек.

Параметры орбиты МКС после выполнения манёвра составили:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 402,8 км,

• максимальная высота над поверхностью Земли – 422,7 км,

• период обращения – 92,60 мин.,

• наклонение орбиты – 51,625 град.

источник - https://www.roscosmos.ru/24570/

Вторая за месяц плановая коррекция орбиты МКС

30 января 2018 были включены двигатели служебного модуля (СМ) «Звезда». Время работы двигателей составило 22,8 сек. В результате станция получила приращение скорости на 0,35 м/сек.

Расчётные параметры орбиты МКС после выполнения манёвра составили:

минимальная высота над поверхностью Земли – 403,2 км,

максимальная высота над поверхностью Земли – 424,3 км,

период обращения – 92,60 мин.,

наклонение орбиты – 51,66 град.

источник - https://www.roscosmos.ru/24623/

10. Дальнейшее развитие МКС

На МКС развернут единую вычислительную сеть

2 января 2018

Количество проводимых на борту МКС российских экспериментов будет значительно увеличено за счет автоматизации. Все компьютеры отечественного сегмента объединят в единую информационно-вычислительную сеть. Устройства в одном отсеке смогут брать на себя решение задач при проведении экспериментов в другом.

Оборудование и материалы для тестирования начнут отправлять в космос уже в следующем году

В модуле «Звезда» заменили четыре промышленных бортовых компьютера, ведется обновление используемых космонавтами ноутбуков (всего их 11). Вся техника получит одинаковые характеристики и единое программное обеспечение. Использовавшиеся раньше компьютеры имели различную аппаратную архитектуру и разнородный софт, что создавало немалые трудности с их заменой в случае выхода из строя.

— Информационно-управляющая система является открытой: предполагается ее наращивание по мере строительства российского сегмента, — рассказали «Известиям» в корпорации. — С добавлением в состав МКС Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) и Научно-энергетического модуля (НЭМ) — на них будут размещены дополнительные компьютеры, повышающие количество одновременно проводимых экспериментов.

Вычислительная мощность российского сегмента вырастет практически вдвое с запуском МЛМ в конце 2018 года. На его борту будут работать три промышленных компьютера, образуя подобие многоядерной вычислительной системы. Ресурсы любого модуля можно будет использовать для вычислений в ходе экспериментов в других отсеках.

Сейчас в составе МКС — пять российских модулей. Все компьютеры в них интегрированы в локальную сеть, но стойки с научным оборудованием будут подключены к единой системе только на «Звезде», МЛМ и НЭМ.

источник - https://iz.ru/683353/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/na-mks-razvernut-edinuiu-vychislitelnuiu-set

На МКС испытают российский надувной отсек-трансформер

2 января 2018

МКС оснастят надувным отсеком. Новинку можно будет развернуть в открытом космосе за несколько часов. Модуль пригоден для хранения припасов и размещения экипажа. Прототип российского трансформируемого модуля испытают на МКС в 2023 году. Эксперимент проведут специалисты Московского авиационного института (МАИ) и РКК «Энергия».

Эксперимент планируется провести в три этапа — с 2018 по 2023 год. В следующем году на МКС будет доставлен фрагмент покрытия, его установят на внешней поверхности станции. В условиях космоса он должен из сложенного состояния расправиться и принять форму, предусмотренную инженерами. Год-полтора «умный материал» пробудет в космосе — под воздействием радиации и микрометеоритов. Затем образцы вернут на Землю для изучения.

источник - https://iz.ru/676027/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/na-mks-ispytaiut-rossiiskii-naduvnoi-otsek-transformer

Можно ли спасти МКС от гибели?

14 января 2018

МКС всего через шесть лет ее может больше не стать: она упадет в Тихий океан. BBC нашла человека, который пытается ее спасти.

За шесть миссий британский астронавт Майкл Фоул жил на станции «Мир» и командовал МКС. Он осуществил четыре выхода в космос, проведя более 23 часов в открытом космосе в российском и американском скафандрах. Они включали эпическую восьмичасовую прогулку для модернизации компьютера на космическом телескопе Хаббла.

Фоул был на борту «Мира» в июне 1997 года, когда в станцию врезался никем не управляемый «Прогресс», смел солнечную панель и нарушил обшивку. Услышав сигнал тревоги, оповещающий о потере воздуха, сбое в электропитании и вращении станции, Фоул сработал с двумя российскими коллегами, чтобы подготовить «Союз» и закрыть поврежденный модуль.

Удерживая большой палец в окне станции и изучая движение звезд, Фоул использовал свои навыки из области физики для оценки скорости вращения станции, чтобы ЦУП мог активировать двигатели и вернуть станцию под контроль.

Прошло 20 лет, и Фоул, после спасения одной станции, хочет спасти еще одну: МКС.

«Из года в год Россия отправляет топливо для заполнения баков сервисного модуля МКС, чтобы космическую станцию можно было свести с орбиты», говорит Фоул. «Таков нынешний план — и я думаю, что это плохой план, огромная трата фантастического ресурса».

С момента ухода из NASA Фоул работает в частном секторе новых авиационных технологий и считает, что коммерческие операторы могут вмешаться и обеспечить МКС будущее. «Я надеюсь, что коммерческая среда сможет представить бизнес-план, который позволит частично поддерживать МКС в космосе, не давая ей утонуть в Тихом океане», говорит он. «Вам придется придумывать инновационные способы сохранить ее в космосе».

Фоул разрабатывает собственную кампанию по спасению МКС и говорит, что планирует запустить веб-сайты для поддержки своих усилий. Он говорит, что нужно продолжать оказывать давление на космические агентства, чтобы те финансировали программу и дальше.

источник - https://hi-news.ru/space/mozhno-li-spasti-mezhdunarodnuyu-kosmicheskuyu-stanciyu-ot-gibeli.html

РФ в 2019 году планирует завершить второй этап создания своего сегмента МКС

23 января 2018

Россия в 2019 году планирует завершить второй этап создания российского сегмента МКС и ввести в его состав три новых модуля, заявил генеральный конструктор пилотируемых программ РФ Евгений Микрин.

Шлюзовой и Трансформируемый модули могут войти в состав российской орбитальной станции, которую планируется создать после завершения эксплуатации МКС в 2024 году.

Ранее Микрин заявлял, что станция может состоять из пяти модулей, весить порядка 60 тонн и принимать на борт экипаж из трех человек. Для доставки грузов и транспортировки космонавтов будут использоваться летающие сейчас корабли «Союз» и «Прогресс», а также разрабатываемый грузовозвращаемый корабль, который позволит доставлять больше полезной нагрузки по сравнению с «Прогрессами»

В РКК разрабатывают план затопления МКС

24 января 2018

Рафаил Муртазин, занимающий пост замначальника отдела баллистики Ракетно-космической корпорации, поделился некоторыми подробностями плана по затоплению МКС.

МКС намерены топить в Тихом океане, выбрав для этого несудоходный район водного пространства. По предварительным оценкам, в ходе ликвидации МКС несгоревшими останутся примерно 120 тонн обломков. А общая масса космической станции превышает 400 тонн.

Как утверждает Муртазин, траектория снижения станции с высоты порядка 400 километров включает несколько основных этапов. Когда МКС достигнет 270-километровой орбиты, время снижения до поверхности Земли займет до месяца.

Разделение международной станции также будет проведено порционно, что позволит расширить зону падения обломков до 6 тысяч километров. Фрагменты МКС будут отделены от станции на следующих высотах: 110, 105 и порядка 75 километров от поверхности Земли.

Дата затопления МКС пока тоже не определена. С экономической точки зрения, наилучше провести процедуру в 2023-24 году. Если процесс не будет подготовлен, придется ждать следующего цикла активности Солнца, а это 2034-35 годы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10578

Администрация Трампа хочет остановить финансирование МКС к 2025 году

25 января 2018

Данное положение включено в проект федерального бюджета, который предполагается огласить 12 февраля.

Проект бюджета на будущий финансовый год подлежит утверждению в Конгрессе, однако даже намерение администрации Трампа прекратить участвовать в финансировании МКС может послужить сигналом для остальных партнеров об отсутствии у Вашингтона желания продолжать вносить лепту в эксплуатацию орбитального комплекса.

11. Спутниковая группировка

Строительство здания для Центра ГЛОНАСС подорожало вдвое

2 января 2018

Возведение Центра контроля и подтверждения тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС (официальное название комплекса) на территории ЦНИИмаш, главного научного института госкорпорации «Роскосмос», началось в 2010 году. Затем работы были приостановлены из-за расследования нарушений при строительстве. Здание до сих пор недостроено. В прошлом году речь шла о вводе центра в эксплуатацию в конце 2018 года.

Сроки ввода объекта перенесены на 2019 год в связи с уточнением параметров бюджетного финансирования. Проведенный в 2017 году строительный аудит проектно-сметной документации определил необходимость внесения изменений в эту документацию.

На завершение строительных работ и ввод здания в эксплуатацию, согласно документации, запрошено 981 млн рублей. Финансирование предполагается из средств ФЦП «ГЛОНАСС» на 2012–2020 годы. На капитальное строительство уже потрачено 1,05 млрд рублей.

Строительство Центра ГЛОНАСС было приостановлено в конце 2011 года из-за превышения сметы. Против ряда должностных лиц, участвовавших в строительстве организаций, было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). Расследование еще не завершено.

источник - https://iz.ru/686297/dmitrii-strugovetc/stroitelstvo-zdaniia-dlia-tcentra-glonass-podorozhalo-vdvoe

SpaceX не смогла вывести на орбиту секретный спутник США

09 января 2018

Секретный спутник под кодовым обозначением Zuma, запущенный в воскресенье ракетой-носителем Falcon 9 американской компании SpaceX, не достиг расчетной орбиты и разбился при падении в океан

. Первоначальные данные указывают на то, что спутник был потерян не из-за чьей-то диверсии или злого умысла. В SpaceX отказались прокомментировать случившееся. «Мы не комментируем миссии подобного рода. Однако анализ данных указывает на то, что Falcon 9 функционировал нормально», - заявил официальный представитель компании Джеймс Глисон.

В Китае запущены очередные навигационные спутники

11 января 2018 г. со 2-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск РН “Чанчжэн-3В/YZ-1”, которая вывела на околоземную орбиту два навигационных спутника “Бейдоу-26” и “Бейдоу-27”.

Очередной космический старт в Китае

19 января 2018 г. в 04:12 UTC (07:12 ДМВ) с космодрома Цзюцюань осуществлен пуск РН “Чанчжэн-11” со спутниками “Цилинь-1-07”, “Цилинь-1-08”, Xiangjiang New Area, Quantutong-1, Huaian Enlai, Kepler-1. Пуск успешный, космические аппараты выведены на околоземную орбиту.

Новую российскую платформу для малых спутников успешно испытали на орбите

22 января 2018

Летные испытания модульной унифицированной наноспутниковой платформы ТНС-0 №2, выведенной на орбиту в августе 2017 года, завершились, сообщает холдинг «Российские космические системы» (РКС).

За четыре месяца работы в космосе все экспериментальные приборы на борту ТНС-0 №2 и наземная однопунктовая система управления (прообраз «облачного» центра управления полетом) показали высокую эффективность.

В основе конструкции ТНС-0 №2 лежит разработанная в РКС интегрированная бортовая информационная система (ИБИС) на базе специализированного бортового вычислительного модуля (БВМ).

ИБИС ТНС-0 №2 обеспечивает гибкое планирование работ, поддержание температурного и энергетического баланса, а при необходимости — автоматизированное восстановление функционирования при выходе из нештатного состояния. Архитектура ИБИС позволяет проводить коррекцию программного обеспечения БВМ непосредственно на орбите в процессе штатной эксплуатации аппарата, что доступно далеко не всем системам даже больших космических аппаратов.

На первоначальном этапе в качестве исходных данных о положении ТНС-0 №2 на орбите, необходимых для планирования его работы, использовалась информация зарубежной системы NORAD. Параллельно велись испытания новой бортовой системы спутниковой навигации. Она оказалась существенно точнее, поэтому наиболее ответственные операции, например, наведение антенной системы наземного УКВ-комплекса проводятся именно по данным автономной системы навигации.

Важной частью работы с ТНС-0 №2 стала отработка технологии «однопунктового» управления аппаратом. Все ресурсы наземного комплекса управления ТНС-0 №2 доступны пользователю в удаленном режиме через интернет, к которому спутник подключается при помощи космической системы связи GlobalStar.

Сейчас РКС продолжает работать над созданием «виртуального» ЦУП. Если, например, использовать аппарат в образовательных целях, то вуз будет иметь доступ к такому ЦУП. Заходя на соответствующий сайт, группа студентов получает выделенный ресурс времени использования спутника, выделенный набор команд управления и результаты их исполнения в виде полученной телеметрической информации.

В результате летных испытаний конструктивные особенности ТНС-0 №2 приняты АО «РКК «Энергия» в качестве типовых для объектов, запускаемых ручным способом с борта МКС.

Новый спутник «Роскосмоса» сможет искать нефть

22 января 2018

«Роскосмос» закажет новый радиолокационный спутник, который сможет не только осуществлять съемку земной поверхности, но и находить полезные ископаемые. «Кондор-ФКА-М» будет способен вести наблюдение за земной поверхностью днем и ночью, даже сквозь облака и дождь. Запуск предварительно намечен на 2025 год.

Помимо «Кондоров» российскую группировку КА наблюдения Земли в 2021–2023 годах должны пополнить радиолокационные спутники серии «Обзор-Р» (разработчик и изготовитель — ракетно-космический центр «Прогресс»).

Сегодня в российской орбитальной группировке гражданского и военного назначения — ни одного действующего радиолокационного спутника. При этом такие аппараты активно используются другими государствами.

источник - https://iz.ru/697169/dmitrii-strugovetc/novyi-sputnik-roskosmosa-smozhet-iskat-neft

Первый в нынешнем году пуск с Куру прошел с осложнениями

25 января 2018 г. с площадки ELA3 Гвианского космического центра стартовыми командами компании Arianespace осуществлен пуск РН Ariane-5ECA (VA241) с телекоммуникационными спутниками SES-14 и Al Yah-3 на борту.

Сразу после включения двигателей 2-й ступени связь с ракетой была потеряна. Тем не менее, носитель смог вывести космические аппараты на околоземную орбиту. Параметры орбит уточняются.

КА SES-14 принадлежит европейскому оператору спутниковой связи Societe Europeenne de Satellites. Изготовлен консорциумом Airbus Defence and Space на основе платформы Eurostar E3000 EOR.. Масса аппарата 4423 кг. После выхода на геостационарную орбиту он займет на ней точку стояния над 47,5 град. з.д. Предназначен для обслуживания клиентов в Северной и Латинской Америках, в бассейне Карибского моря, в Северной Атлантике, Западной Европе и Средиземноморье.

КА Al Yah-3 изготовлен американской компанией Orbital ATK и принадлежит компании Yahsat (Al Yah Satellite Communication Company) из ОАЭ. Стартовая масса спутника 3795 кгго точка стояния 20 град. з.д.

Астроном-любитель случайно нашел потерянный в 2005 году спутник NASA

28 января 2018

Спутника Magnetopause-to-Aurora Global Exploration (IMAGE) был запущен в 2000 году для мониторинга магнитосферы Земли. Связь с ним пропала 18 декабря 2005 года.

Однако недавно астроном-любитель Скотт Тилли смог поймать сигнал пропавшего спутника. При этом Тилли пытался обнаружить секретный спутник Zuma, который в начале января не вышел на расчетную орбиту и был признан утерянным.

Об открытии астроном 21 января написал в своем блоге, однако на информацию никто не обратил внимания. После этого молодой человек сообщил о находке создателям спутника и получил подтверждение, что зафиксированные сигналы действительно принадлежат IMAGE. В NASA начали устанавливать контакт со спутником.

источник - https://iz.ru/701401/2018-01-28/astronom-liubitel-sluchaino-nashel-poteriannyi-v-2005-godu-sputnik-nasa

12. Космические телескопы и ДЗЗ

Данные ДЗЗ с гражданских спутников перестали быть гостайной в России

04 января 2018

Данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), полученные с гражданских российских спутников, перестали считаться государственной тайной, следует из изменений, внесенных в соответствующий указ президента РФ.

Изменения в указ от 30 ноября 1995 года опубликованы 4 января 2018 года на официальном портале правовой информации.

«Геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли (кроме данных ДЗЗ из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения), имеющие важное оборонное или экономическое значение», — приводится в документе пример данных, являющихся гостайной.

Ранее под статус гостайны попадали все сведения ДЗЗ, имеющие важное оборонное или экономическое значение

НПО имени Лавочкина подготовило проект солнечной обсерватории «Арка»

9 января 2018 г.

НПО имени Лавочкина завершило работу над эскизным проектом солнечной обсерватории «Арка», следует из материалов, опубликованных в корпоративном журнале предприятия «Новатор».

«В НПО Лавочкина завершена разработка двух крупных эскизных проектов по опытно-конструкторским работам: «Создание космического комплекса для получения в спектральных линиях вакуумного ультрафиолетового диапазона изображений короны и переходного слоя Солнца» (ОКР «АРКА») и «Создание космического комплекса для проведения контактных исследований поверхности Луны в околополярной области» (ОКР «Луна-Ресурс-1» ПА)».

Обсерватория «Арка» будет предназначена для определения механизмов нагрева короны и исследования накопления и высвобождения энергии вспышек на Солнце. Она представляет собой комплекс длиннофокусных рентгеновских телескопов высокого временного и пространственного разрешения. Обсерватория будет работать в интенсивных спектральных линиях крайнего ультрафиолетового и мягкого рентгеновского диапазонов, недоступных для регистрации с поверхности Земли.

Основными инструментами обсерватории являются два уникальных двухзеркальных телескопа системы Ричи-Кретьена с диаметром главных зеркал от 20 до 25 сантиметров и эффективным фокусным расстоянием более 20 метров. За счет этого удастся наблюдать Солнце с рекордным пространственным разрешением в 0,1 угловой секунды, что в шесть раз превышает рекордное на сегодняшний момент разрешение телескопов на борту американского космического аппарата SDO.

источник - https://ria.ru/science/20180109/1512305331.html

Разработчики назвали сроки запуска российской орбитальной обсерватории

29 января 2018 г.

Российская орбитальная обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» («Спектр-РГ») может быть запущена в конце этого — начале следующего года, сообщил руководитель научной программы проекта «Радиоастрон» Юрий Ковалев. Она будет запущена на ракете «Протон-М» в точку Лагранжа L2 и станет первым российским аппаратом в этой точке.

Первоначально сообщалось, что «Спектр-РГ» будет запущен в 2014 году, после чего планируемая дата запуска несколько раз переносилась.

источник - https://ria.ru/space/20180129/1513537452.html

13. Коммерциализация и международное сотрудничество

«Союз» впервые выведет на орбиту спутники OneWeb в августе

10 января 2018 г.

Первый в истории испытательный запуск серии спутников OneWeb, который ознаменует начало создания уникальной низкоорбитальной космической группировки из 900 мини-аппаратов для широкополосного доступа в интернет пользователей по всему миру, предварительно назначен на 19 августа 2018 года с космодрома Куру во Французской Гвиане на российской ракете-носителе «Союз-СТ».

Первый пуск намечен с Куру. Планируется вывод 10 спутников, они являются отработочными изделиями. Запуск штатных космических аппаратов ожидается в конце 2018 года с Байконура. Эти сроки пока предварительные и могут уточняться.

OneWeb Satellites — совместный проект компаний Airbus и OneWeb. Для серийного производства спутников OneWeb в 2017 году была открыта линия сборки в Тулузе (Франция). Позднее на основе этого завода будет создано более крупного предприятия OneWeb в штате Флорида (США).

На стадии серийного производства спутники будут выводиться на орбиту каждый 21 день, что позволит обеспечить широкополосный доступ в интернет пользователям по всей планете. Это будет самая масштабная кампания по запуску спутников в мире.

источник - https://ria.ru/science/20180110/1512368651.html

Завершено формирование портфеля заказов на пуски Ariane-5

11 января 2018

Завершено формирование портфеля заказов на пуски единственной действующей европейской тяжелой ракеты Ariane 5. После производства последней партии из 10 таких носителей он выйдет из эксплуатации. Получение портфеля заказов на пусковые услуги, предполагающие старт 10 ракет Ariane 5, достаточно для быстрого внедрения на рынок носителя Ariane 6. Производство 10 Ariane 5 предполагает поступление европейским предприятиям более миллиарда евро. Новый носитель должен быть запущен не позднее середины 2020 года, полный отказ от старого запланирован на 2023-й.

Разработка Ariane 6, который окажется дешевле предшественника, вызвана необходимостью конкурировать со SpaceX на рынке коммерческих пусков. До завершения эксплуатации Ariane 5 должна стартовать еще 23 раза (с учетом портфеля на запуск 10 последних ракет)

Генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов — о перспективах международного сотрудничества и новых типах двигателей

11 января 2018

— Каково соотношение зарубежных и российских заказов в общем портфеле заказов предприятия?

— Сегодня зарубежные контракты обеспечивают более половины выручки, остальное — госзаказ. Основная часть выручки формируется из поставок ракетных двигателей в США — РД-180 для United Launch Alliance и РД-181 для Orbital ATK.

— США ведут разработку двигателей на замену российским, что будете делать, когда американские контракты закончатся?

—Сегодня у предприятия достаточный объем контрактов. Это разработка РД-171МВ для новой российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в перспективе для сверхтяжелого носителя. После летных испытаний «Союза-5» в 2022 году эта разработка должна пойти в серийное производство. Также мы изготавливаем двигатели РД-191 для «Ангары». После 2020 года ожидается рост их производства. Помимо того, мы не прекращаем поиск новых зарубежных партнеров, ведем разработки новых двигателей для перспективных средств выведения. Например, мы видим, что рынок запуска малых космических аппаратов растет большими темпами, но у нас пока нет эффективных технических решений в области сверхлегких и легких ракет-носителей. В стратегии развития госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года предусмотрена их разработка, поэтому мы ведем создание двигательных установок для подобного класса ракет.

— НПО «Энергомаш» ведет переговоры с китайской компанией «Великая стена». Что конкретно интересует КНР?

— Китай создает двигатель, близкий по своим характеристикам к российскому РД-180, поставляемому на экспорт для американских ракет Atlas 5. Интересует Китай и самый мощный в мире двигатель РД-170, использовавшийся в советской сверхтяжелой ракете «Энергия», а затем в модифицированном виде на ракетах «Зенит». Его дальнейшее развитие связано с российской ракетой среднего класса «Союз-5» и в будущем со сверхтяжелой ракетой. Китай тоже движется в сторону создания носителя сверхтяжелого класса, поэтому ему интересны наши наработки.

— Обсуждается ли вопрос продажи партии российских двигателей в Китай?

— Нет, об этом речи не идет. Мы понимаем, что для КНР будет неприемлема форма взаимодействия, которую мы используем с американскими партнерами, — поставка готовых ракетных двигателей. Если сотрудничество и будет развиваться, то в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами, консультаций в решении возникающих проблем.

— Как обстоит дело с разработкой метанового двигателя по заказу «Роскосмоса»?

— Сегодня это в большей степени научно-технический задел, сам по себе, без ракеты-носителя он ценности не представляет. Мы стремимся показать государству и возможным инвесторам потенциал метанового двигателя для дальнейшего использования в многоразовых ракетных системах легкого и сверхлегкого класса. Первые результаты уже имеются — успешно проведены испытания 40-тонного двигателя, разработан эскизный проект кислородно-метанового тягой 85 т.

— Какие перспективы в области водородных технологий?

— Что касается кислородно-водородного двигателя третьей ступени для «Ангары-А5В» и перспективной ракеты сверхтяжелого класса, то пока ведется проектирование обеих ракет-носителей. У нас в КБХА уже разработан водородный двигатель — РД-0146, модернизированная версия которого будет использована в «Ангаре-А5В» и сверхтяжелой ракете. Мы готовы начать работы в любой момент.

— Принято решение о разработке нового носителя среднего класса «Союз-5». На каком этапе находится проектирование двигателей для него?

— Мы завершили эскизное проектирование двигателя первой ступени — доработку РД-171М до версии РД-171МВ. Готовимся возобновить производство тех элементов, которые сохранятся в его новой модификации, в ближайшее время примем решения по закупке материалов. Текущее состояние работ позволяет обеспечить поставку двигателей заранее, чтобы в 2021 году быть полностью готовыми к началу летных испытаний ракеты-носителя, запланированных на 2022 год.

— Ставилась ли задача многократного применения?

— Наши двигатели, в частности РД-171, можно использовать до 10 раз, поэтому у нас есть необходимый задел для создания многоразовых ракет.

источник - https://iz.ru/675017/dmitrii-strugovetc/u-nas-est-zadel-dlia-sozdaniia-mnogorazovykh-raket

«Южмаш» ждет от РФ более $8 млн для завершения строительства ракеты для запуска «Лыбидя»

12 января 2018

Украинская компания «Южмаш» ожидает от России перевода $8,245 млн для завершения строительства ракеты «Зенит-2SLБ» для запуска спутника «Лыбидь». Об этом говорится в сообщении на сайте компании, передает ТАСС.

Контракт на запуск «Лыбидя» был заключен еще в 2011 году. Заказано изготовление одной ракеты-носителя «Зенит-2SLБ». Заказчик - ФГУП ЦЭНКИ.

Роскосмос рассматривает вариант коммерциализации российского сегмента МКС

18 января 2018

Роскосмос рассматривает вариант коммерциализации российского сегмента МКС, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, комментируя выводы журналиста Space News Мэтью Боднера и ряда других американских СМИ о том, что после отказа США от покупки у Роскосмоса мест на российских пилотируемых кораблях «Союз» и двигателей для Atlas V российская госкорпорация якобы окажется в тяжелейшем финансовом положении.

«Что касается МКС, что нам известны планы США по коммерциализации американского сегмента, аналогичные планы сегодня рассматривает Роскосмос», — сказал Рогозин.

Вице-премьер уточнил, что в России появились частные компании, которые сотрудничают с Роскосмосом, такие как S7 Space.

Россия продолжит поставки ракетных двигателей РД-180 в США

27 января 2018

Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

«Мы ведем себя корректно по отношению к другим странам и выполняем те решения, о которых мы договорились. Я не думаю, что нам нужно прекращать поставки этих двигателей. Я думаю, что мы их продолжим», - сказал Патрушев, отвечая на вопрос, продолжатся ли поставки РД-180 в США в условиях санкций.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о большой вероятности продолжения поставок в США двигателей РД-180 и РД-181 после 2020 года. Действующие контракты рассчитаны на период до конца 2019 года.

14. Образование и история

Факультет космических исследований в МГУ начнет работу в 2018 году

14 января 2018 г.

Факультет космических исследований в МГУ имени Ломоносова начнет полноценную работу в 2018 году, заявил ректор Виктор Садовничий.

В сообщении пресс-службы университета поясняется, что в этом году планируется впервые провести набор на программу специалитета в рамках этого факультета. На настоящий момент в качестве специализаций программы выбраны дистанционное зондирование Земли, технологии виртуальной и смешанной реальности, космическая физика, изучение Луны и планет. Список направлений специализаций будет расширяться.

Во время обучения для студентов запланирована производственная практика в организациях космической отрасли и РАН, заключают представители пресс-службы.

источник - https://ria.ru/science/20180114/1512573683.html

Впервые опубликован отчёт о системе управления «Лунохода-2»

16 январь 2018

Холдинг «Российские космические системы» (РКС) к 45-летнему юбилею миссии «Лунохода-2» открыл для широкой аудитории отчет о работе систем связи автоматических станций «Луна-21» и «Луноход-2».

«Луна-21», на борту которой располагался «Луноход-2», совершила мягкую посадку на спутник Земли 16 января 1973 года в 1:35 по московскому времени. В выпущенном через год после этого «Научно-техническом отчете о работе радиотехнического комплекса автоматических станций «Луна-21» и «Луноход-2» специалисты НИИ приборостроения (НИИП, сегодня – АО «Российские космические системы») собрали информацию о работе ключевых бортовых приборов и наземных систем управления. Этот уникальный опыт впоследствии учли и неоднократно использовали при создании других автоматических аппаратов для исследования планет Солнечной системы.

Отчёт доступен по ссылке http://russianspacesystems.ru/wp-content/uploads/2018/01/1973_Radiotekhnicheskiy_kompleks_Luna21_Lunokhod_2.pdf. Документ состоит из двух частей: в первой описывается работа комплекса бортовой аппаратуры РК-Е8 с системой малокадрового телевидения, во второй – наземного комплекса связи «Сатурн-МС». Эти разработки НИИП обеспечивали управление «Луноходом-2», позволяли получать изображения с поверхности Луны, телеметрическую информацию и определять координаты «Лунохода-2».

Система дистанционного управления с минимальным количеством сбоев отработала на поверхности Луны с 16 января до 10 мая 1973 года. При этом большинство приборов бортовой аппаратуры связи даже при превышении ресурса более чем на 70% сохранили работоспособность.

Во многом это стало результатом тщательных наземных испытаний, которые проводились осенью 1972 года. Из документа мы узнаем, что на этом этапе специалисты НПО им. С.А. Лавочкина выявили недостатки в работе ряда приборов системы дальней радиосвязи, которые удалось своевременно устранить. Некоторые испытания проводились настолько тщательно, что привели к превышению расхода ресурса одного из приборов, о чем также упоминается в отчете.

Первое серьезное замечание к работе аппаратуры дистанционного управления в ходе работы на поверхности спутника Земли появилось только на 250-м сеансе связи, когда потребовалась трехкратная передача команды «стоп» для остановки «Лунохода-2» – он тогда двигался в направлении кратера.

В документе приведены сравнительные данные системы малокадрового телевидения, которая была «глазами» водителей лунохода. В таблицах и графиках представлены технические характеристики и точная статистика работы камер малокадрового телевидения на «Луноходе-1» и «Луноходе-2». Модернизация этой системы позволила второму аппарату передвигаться существенно быстрее. В свою очередь, на основе опыта его эксплуатации в следующем «Луноходе-3» планировалось внесение дополнительных изменений.

В отчете также содержатся данные о работе уникального для своего времени оптиколазерного канала связи и определения координат, который был испытан в ходе работы «Лунохода-2». На 306-м сеансе связи с автоматическим аппаратом впервые в мире была осуществлена передача информации по оптиколазерному каналу в сторону Луны и обратная передача по радиоканалу. Эта система, получившая название «Сейм», состояла из бортового фотоприемника ФА010 и наземных телескопов, оснащенных лазером. При регистрации фотоприемником излучения лазера наземного пеленгатора бортовая аппаратура «Лунохода-2» передавала на Землю радиосигнал. Это позволяло с высокой точностью отслеживать координаты «Лунохода-2», который находился на расстоянии свыше 380 тысяч километров.

источник - https://www.roscosmos.ru/24561/

Состоялись Королёвские чтения

23 января 2018 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке Роскосмоса и ключевых организаций ракетно-космической отрасли стартовали XLII Академические чтения по космонавтике.

В открывшей чтения пленарной сессии приняли участие члены оргкомитета - генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров, Генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам, академик РАН Евгений Микрин, ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров.

В рамках мероприятия организованы 22 тематические секции, в рамках которых планируется обсудить вопросы научного наследия пионеров освоения космоса и конструкторские школы, фундаментальные проблемы космических исследований, роль космоса в современном мире, исследования по истории космической науки и техники.

источник - https://www.roscosmos.ru/24585/

1.    Марсоходы

Curiosity в 2018 году

07 января 2018

В новом 2018 году их марсоход продолжает исследовать гору Эолида (гора Шарпа), которая является центральным пиком кратера Гейла. Высота этого пика составляет 5 с половиной километров.

Напомним, что марсоход Curiosity приземлился недалеко от этой горы 6 августа 2012 года. В настоящий момент марсоход все еще исследует нижнюю часть горы Шарпа, постепенно поднимаясь по предгорью. Именно здесь марсоход успел сделать два важных открытия, которые могут повлиять на понимание развития жизни на древнем Марсе.

Первое имеет отношение к метану. Этот газ, как было известно, существовал в атмосфере в очень небольших количествах в течение долгого времени, однако его происхождение все еще неизвестно. На Земле безусловно большая часть метана произведена микробами, а также другими геологическими процессами. Возможно, на Марсе метан произведен также одним из этих способов.

Новое исследование говорит о том, что уровни метана на Красной Планете носят сезонный характер.

источник - http://www.infuture.ru/article/19200

2.    Марсианские орбитальные аппараты

MRO обнаружил огромные ледяные пласты под поверхностью планеты

11 января 2018

Залежи льда под поверхностью планеты были обнаружены при помощи радара Shallow Radar (SHARAD) аппарата MRO. Но из данных, собранных этим инструментам, ученым удалось узнать не так уж и много. Поэтому было принято решение сфокусировать камеру High Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE) аппарата MRO на восьми местах поверхности, лежащих в средних широтах планеты. Особенностью этих мест является наличие там крутых склонов, каньонов и других геологических образований, на «срезах» которых видны выходы ледяных пластов, что позволяет определить их толщину и произвести анализ состава замороженной воды.

Толщина некоторых из обнаруженных пластов составляет более 90 метров. Скрытый под поверхностью лед достаточно чист, в нем практически отсутствуют загрязнения, вызванные пылью, мелкими камнями и т.п. Более того, ледяные пласты залегают очень близко к поверхности, в некоторых местах они покрыты слоем грунта, толщиной от одного до двух метров, что позволит без особых сложностей наладить добычу этого ресурса.

«В некоторых местах астронавты, выйдя из помещения базы, смогут набрать столько воды, сколько им надо, только при помощи ведра и лопатки в буквальном смысле» - рассказывает Шэйн Бирн, исследователь НАСА, - «А если взять образцы со всей толщи ледяного пласта, то мы получим в свое распоряжение настоящую «капсулу времени».

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9936-marsianskiy-orbitalnyy-apparat-mro-obnaruzhil-ogromnye-ledyanye-plasty-skrytye-pod-poverhnostyu-krasnoy-planety.html

3.    Исследования Венеры

Новый взгляд на Венеру

17 января 2018

Камера IR2, установленная на борту японского космического аппарата Акацуки, сфотографировала Венеру. Многие из нас видят эти изображения впервые. Венера на них выглядит действительно фантастически, совсем не так, какой мы ее видели ранее на снимках.

Стоит отметить, что цвета на фотографиях не отвечают реальности. Они были специально утрированы для того, чтобы нам было легче увидеть динамическую среду атмосферы планеты.

В 2016 году часть научных инструментов космического аппарата вышла из строя, однако миссия все еще продолжается.

источник - http://www.infuture.ru/article/19236

4.    Исследования Юпитера

NASA показало облачный пояс Юпитера

14 января 2018 г.

Автоматическая станция Juno получила снимки облаков, опоясывающих южный полюс Юпитера.

На сайте NASA отмечается, что снимок был сделан в декабре во время десятого сближения зонда с Юпитером. Устройство находилось на расстоянии более 13 тысяч километров от пиков облаков планеты.

источник - https://ria.ru/science/20180114/1512569744.html

5.    Исследования пояса Койпера

Следующая корректировка курса Новых Горизонтов

25 января 2018

В течение 2018 года автоматическая межпланетная станция Новые Горизонты будут лететь к астероиду 2014 MU69. Максимальное сближение с этим объектом запланировано на 1 января 2019 года.

Для того, чтобы добраться до вышеупомянутого объекта, космическому аппарату придется несколько раз корректировать свой курс. Один из таких манёвров был выполнен 9 декабря 2017 года. Сгорание двигателя длилось всего 152 секунды. Это позволило изменить скорость космического корабля на 1,5 метров в секунду.

Ученые сообщают, что следующий маневр по сжиганию топлива для коррекции курса космического аппарата запланирован на 3 октября 2018 года. В итоге, из 75 килограммов топлива, с которым начался этот полет, останется лишь 21 килограмм. Еще приблизительно 12 килограммов топлива будут потрачены в рамках миссии. Останется приблизительно 9 килограммов для возможного продления миссии.

источник - http://www.infuture.ru/article/19282

6.    Космические корабли и ракеты нового поколения

NASA отложило пилотируемые полеты кораблей SpaceX и Boeing до весны 2019 года

2 января 2018

До этого предполагалось, что первый подобный полет мог быть выполнен уже в этом году. Причиной переноса стал насчитывающий 38 страниц доклад девяти экспертов NASA в области обеспечения безопасности космических полетов. В нем перечислены изъяны в конструкции кораблей этих компаний, представляющие риск при доставке людей на орбиту Земли. Среди них - нетрадиционные системы заправки ракетным топливом, пагубные последствия бомбардировки космических капсул фрагментами метеоров, комет или космического мусора.

В свою очередь, SpaceX перенесла первый пилотируемый пуск с лета этого года на декабрь. Boeing рассчитывала отправить корабль с астронавтами на борту в предстоящем ноябре, хотя и допускал прежде, что это станет возможным только в 2019 году

Virgin Galactic провела успешное испытание туристического космического корабля

12 января 2018

Компания Virgin Galactic провела очередное испытание туристического суборбитального космического корабля SpaceShipTwo модели Unity.

Как следует из документа, полет состоялся в небе над пустыней Мохаве (штат Калифорния). Была произведена проверка систем управления, а также внесенных в течение последних нескольких месяцев модификаций, призванных лучше подготовить корабль к высоким нагрузкам. В кабине находились двое пилотов. По оценкам Virgin Galactic, тесты прошли успешно.

В Twitter компании уточняется, что это уже 11-й испытательный полет Unity. Корабль в седьмой раз отделился от самолета-носителя WhiteKnightTwo («Уайт найт 2») и мягко спланировал на землю. Двигатели Unity при этом не включались.

Blue Origin испытала двигатель, созданный для замены РД-180

13 января 2018

Сейчас США сильно зависят от российских двигателей РД-180, которые применяются для запуска ракет-носителей Atlas-5, и это беспокоит американское правительство. В 2010 году частная компания Blue Origin решила исправить ситуацию и решила заняться разработкой собственного ракетного двигателя, способного в будущем заменить российские. Сейчас представители Blue Origin сообщили, что двигатель прошёл успешные испытания.

В ходе очередного огневого теста двигатель показал отличные результаты. Со времени прошлого испытания разработчикам удалось повысить эффективность работы двигателя и уменьшить его стоимость. Сейчас специалисты сообщают, что готовый двигатель BE-4 будет стоить на 40 процентов меньше российского РД-180, при этом он будет одним из самых мощных американских двигателей, применяемых в ракетостроении.

источник - https://hi-news.ru/technology/blue-origin-ispytala-raketnyj-dvigatel-sozdannyj-dlya-zameny-rossijskogo-rd-180.html

Запуск японской ракеты Epsilon прошел успешно

18 января 2018

Запуск японской ракеты- носителя Epsilon с небольшим спутником ASNARO-2 для наблюдения за поверхностью Земли, осуществленный 17 января в 21:06 UTC (18 января в 00:06 ДМВ) с космодрома Утиноура (южная префектура Кагосима) прошел успешно. Об этом сообщило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Частная компания Rocket Lab провела первый успешный пуск ракеты

21 января 2018

Американская частная космическая компания Pocket Lab провела в воскресенье первый успешный запуск ракеты-носителя Electron с космодрома в Новой Зеландии.

Ракета доставила на орбиту три спутника, которые будут использованы для слежения за погодой и перемещениями кораблей

источник - https://iz.ru/698185/2018-01-21/chastnaia-kompaniia-rocket-lab-provela-pervyi-uspeshnyi-pusk-rakety

В Германии успешно прошли испытания новейшего двигателя для ракеты Ariane 6

24 января 2018

Испытания были проведены учеными Немецкого аэрокосмического центра в окрестностях города Лампольдсхаузен, а сам аппарат получил название Vulcain 2.1. Тест длился 10 минут 50 секунд на испытательном объекте Р5. Эта версия двигателя является модификацией двигателя Vulcain 2 для ракеты Ariane 5.

Новый двигатель объединяет в себе газогенератор, созданный с применением 3D-печати, упрощенное дивергентное сопло и кислородный нагреватель для повышения давления в баке.

Ariane 6 — это новейшая европейская ракета-носитель, являющаяся прямым конкурентом отечественного комплекса «Протон-М». Первые запуски новой ракеты планируется произвести в 2020 году с космодрома Куру во Французской Гвиане.

источник - https://hi-news.ru/space/v-germanii-uspeshno-proshli-ispytaniya-novejshego-dvigatelya-dlya-rakety-ariane-6.html

Частная компания КНР запустит первую в стране коммерческую ракету в июне 2018 года

28 января 2018

Частная китайская компания Lingtai Kongjian в июне осуществит первый в КНР запуск коммерческой космической ракеты серии One Space (OS). Как сообщил генеральный директор предприятия Шу Чан, на реализацию бюджетного проекта уже выделены необходимые средства в размере 500 млн юаней ($78,2 млн).

«Эти деньги будут потрачены на строительство самостоятельно разработанных нами ракет-носителей OS-X и OS-M. Первая из них 22 декабря успешно прошла комплексную проверку, и на текущем этапе мы приступили к ее предварительным [наземным] испытаниям», - говорит он.

В отличие от американской SpaceX, Lingtai Kongjian собирается создавать компактные малогабаритные ракеты для спутников, которые будут обходиться весьма недорого и потому составят хорошую конкуренцию аналогичным проектам США.

7.    Новые технологии

Япония запустила искусственный спутник, который будет удерживаться на сверхнизкой орбите при помощи нового ионного двигателя

4 января 2018

Японское космическое агентство JAXA произвело успешный запуск нового искусственного спутника, который произведет спуск на сверхнизкую околоземную орбиту, используя для этого новый тип ионного двигателя, эффективность которого на такой высоте в 10 раз превышает эффективность обычных двигателей, работающих за счет сжигания топлива. За следующие два года этот спутник, имеющий название Tsubame, спустится на высоту ниже 300 километров от поверхности, а сейчас он находится на высоте 480 километров, там, куда его «забросила» ракета-носитель.

Спутник Tsubame был запущен 23 декабря 2017 года. С момента запуска спутник передал на Землю один пакет данных, говорящих о том, что все его системы работают нормально, а его положение стабильно и соответствует расчетному. После спуска на сверхнизкую орбиту, спутник Tsubame станет своего рода рекордсменом, летающим на минимально возможной высоте.

400-килограммовый спутник Tsubame является частью программы Super Low Altitude Test Satellite (SLATS), в рамках которой будет производиться высококачественная съемка земной поверхности и измерения концентрации атомарного кислорода в верхних слоях атмосферы.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9906-yaponiya-zapustila-iskusstvennyy-sputnik-kotoryy-budet-uderzhivatsya-na-sverhnizkoy-orbite-pri-pomoschi-novogo-ionnogo-dvigatelya.html

NASA доложило об успешном испытании системы навигации для полётов в дальний космос

14 января 2018

НАСА провело успешные испытания системы навигации, в которой используются рентгеновские сигналы пульсаров.

Эксперимент проводили с помощью аппарата NICER (Neutron-star Interior Composition Explorer), установленного на МКС. Устройство в течение двух дней в ноябре 2017 года следило за четырьмя пульсарами и на основе их сигналов определяло, в какой точке орбиты находится космическая станция.

Полученные координаты сравнили с информацией от GPS, оказалось, что NICER высчитывал положение МКС в пределах радиуса 16 километров. GPS определяет местоположение с точностью до нескольких метров, но для космоса, где расстояние измеряется миллионами километров, такая точность не требуется.

Ученые ведут разработку компактного ядерного реактора для космических колоний

19 января 2018

Лос-Аламосская национальная лаборатория в сотрудничестве с NASA разрабатывает ядерный реактор с названием Kilopower. Работает он следующим образом. Внутри замкнутого теплопровода вокруг реактора двигается жидкость. Под действием тепла реактора жидкость превращается в пар, на основе которого и работает двигатель Стирлинга. Поршень подсоединен к генератору, который производит электричество.

В настоящий момент прототип компактного реактора способен производить от 1 до 10 кВт. Для эффективной работы жилища на Марсе и создания топлива потребуется примерно 40 кВт. Вполне вероятно, что NASA отправит на планету сразу несколько (4-5) подобных реакторов.

источник - https://hi-news.ru/technology/uchenye-vedut-razrabotku-kompaktnogo-yadernogo-reaktora-dlya-kosmicheskix-kolonij.html

Запатентована безтопливная космическая установка

20 января 2018

Один из основных факторов, которые ограничивают жизнь спутников, это то, сколько топлива они могут иметь для того, чтобы выполнять орбитальные маневры. Теперь ученые в Испании придумали безтопливную двигательную установку, которая использует электрический генератор.

Она была спроектирована инженерами из Университетов в Мадриде. Безтопливная установка основана на принципе сопротивления Лоренца.

Благодаря электрическим импульсам, производятся толчки, которые заставляют спутники подниматься выше.

Данная идея совсем не новая. Различные варианты подобных установок были проверены за прошлые десятилетия, но их применение было ограничено, поскольку многие комплектующие  данной пропульсионной установки являются весьма дорогостоящими.

По оценкам ученых, «инновация» может использоваться для изменения орбит космических спутников, а также их вывода с орбиты.

источник - http://www.infuture.ru/article/19251

Ученые создали биореактор для производства пищи из отходов космонавтов

26 января 2018 г.

«Мы разработали и реализовали концепцию по одновременной утилизации биоотходов астронавтов и их превращения в съедобную биомассу. Хотя подобная идея и выглядит странно для обывателя, по своей сути она не отличается от поедания спредов и паст, изготовленных из дрожжевого экстракта или пивного сусла», — рассказывает Кристофер Хаус (Christopher House) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).

Проблема обеспечения пищей будущих марсонавтов и путешественников в дальний космос, как сегодня считают в НАСА, является второй важнейшей проблемой после высокого уровня радиации в космосе, которую человечеству нужно решить для того, чтобы отправиться к Марсу и другим далеким мирам.

Ученые пытаются решить ее двумя путями – создавая новые виды высококалорийной и компактной «космической» пищи, способной храниться максимально долгое время и при этом заменять весь рацион космонавта, и разрабатывая системы, которые бы позволили экипажам таких кораблей самостоятельно производить пищу. К примеру, подобные эксперименты на борту МКС постоянно проводят астронавты НАСА на установке Veggie и их российские коллеги на комплексе «Лада».

источник - https://ria.ru/science/20180126/1513378895.html

8.    Космические телескопы и ДЗЗ

В Китае запущены два спутника ДЗЗ

9 января 2018 г. со стартовой площадки № 9 космодрома Тайюань осуществлен пуск РН “Чанчжэн-2D”, которая вывела на околоземную орбиту спутники ДЗЗ “Гаоцзин-1-03” и “Гаоцзин-1-04”. Космические аппараты также известны под наименованием SuperView-1. Масса каждого спутника 560 кг.

В NASA переименовали космическую обсерваторию Swift

11 января 2018

Американское аэрокосмическое агентство NASA решило переименовать действующую космическую обсерваторию Swift в честь бывшего руководителя миссии Нила Герельса, который умер в прошлом году.

Обсерватория Swift была запущена в 2004 году и способна быстро наводиться на вспыхивающие источники во вселенной и наблюдать их в различных диапазонах – от гамма-лучей до видимого света. Изначально планировалось, что обсерватория прослужит на орбите два года, однако ее служба неоднократно продлевалась.

Китай вывел на орбиту новый спутник дистанционного зондирования Земли

13 января 2018

Китай вывел в субботу на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли. Запуск был осуществлен с космодрома Цзюцюань (провинция Ганьсу, северо-запад КНР).

Вывод космического аппарата на орбиту был осуществлен при помощи «Чанчжэн-2D» и стал 263-м по счету запуском ракеты-носителя этой серии.

В США запущен разведывательный спутник

13 января 2018

Ракета-носитель Delta IV стартовала в Калифорнии со спутником для разведки США.

Заказчиком миссии NROL-47 выступает Национальное разведывательное управление США. Подробности о назначении и технических характеристиках спутника засекречены, известно лишь, что он будет служить нуждам обеспечения национальной безопасности США. Миссия призвана «обеспечивать получение американскими военными по всему миру необходимых для проведения операций разведданных, когда это необходимо».

В США запущен спутник СПРН

20 января 2018 г. с площадки SLC-41 Станции ВВС США “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании United Launch Alliance (ULA) при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск РН Atlas-5/411 (AV-076) со спутником СПРН SBIRS GEO-4. Пуск успешный, аппарат выведен на расчетную орбиту и получил наименование USA-282 (2018-009A).

Масса спутника, изготовленного специалистами компании Lockheed Martin, составляет около 4500 кг. Срок эксплуатации – около 12 лет. Аппарат должен стать частью создаваемой американскими ВВС Инфракрасной системы космического базирования раннего обнаружения пусков баллистических ракет (SBIRS).

Состоявшийся запуск был посвящен памяти недавно скончавшегося сотрудника компании ULA Эрика Мэдисона, о чем на корпусе носителя была сделана соответствующая надпись.

В Китае стартовала РН «Чанчжэн-2С»

25 января 2018 г. с космодрома Сичан осуществлен пуск РН «Чанчжэн-2С» с тремя спутниками четвертой группы космической системы «Яогань-30».

9.    Планы по Луне

Китай в этом году отправит на Луну растения и насекомых

9 января 2017 г.

В этом году в рамках китайской лунной исследовательской программы (CLEP), реализуемой Китайским национальным космическим управлением (CNSA), планируется осуществление миссии «Чанъэ-4». В рамках программы к Луне уже были запущены два орбитальных космических аппарата, а также один посадочный модуль с луноходом. Сейчас же у китайской стороны появилось желание заняться изучением геологических особенностей естественного спутника Земли и одновременно исследовать эффекты воздействия лунной гравитации на земных насекомых и растений.

Начало миссии «Чанъэ-4» запланировано на июнь этого года. В ее рамках с помощью ракеты-носителя Long March 5 будет произведен запуск посадочного аппарата, состоящего из стационарной лунной станции и лунохода. Спустя шесть месяцев после того, как космический аппарат достигнет нужной орбиты в точке Лагранжа L2, в сторону Луны будет отправлен посадочный модуль с луноходом. Последний, помимо научных инструментов для изучения особенностей лунного грунта, будет нести на своем борту специальный контейнер из алюминиевого сплава, внутри которого будут содержаться семена растений, а также живые насекомые.

Вылупившиеся гусеницы шелкопряда смогут производить углекислый газ, в то время как картофель и семена смогут производить для них кислород через фотосинтез.

Посадка космического аппарата будет впервые производиться в неисследованном регионе на обратной стороне Луны. Этим регионом является Бассейн Южный полюс — Эйткен – огромный ударный кратер в южном полушарии спутника. Его приблизительный диаметр составляет 2500 километров при глубине около 13 километров, что делает его одним из самых больших кратеров во всей Солнечной системе.

В прошлом астрономы обнаружили, что этот регион содержит большие запасы водного льда. Ученые объясняют его наличие не только активной «бомбардировкой» этого региона метеоритами и астероидами, которые могли содержать воду, но еще и тем, что это лед смог сохраниться там благодаря постоянному нахождению в тени от солнечного света.

С конца 60-х годов исследование этого региона проводилось в рамках нескольких миссий, включая «Аполлон-15/16/17», Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), а также индийской «Чандраян-1». В рамках последней, имевшей место в 2008 году, также производилась выброска ударного зонда, с помощью которого с поверхности спутника в космос удалось поднять частицы грунта, которые впоследствии были изучены орбитальным аппаратом. В рамках этой миссии было подтверждено наличие водного льда в кратере Эйткен. Позже данные были также подтверждены космическим аппаратом NASA LRO.

Благодаря этому открытию, Бассейн Южный полюс — Эйткен стал рассматриваться одним из наиболее подходящих мест для строительства лунной базы. Поэтому с этой точки зрения миссия «Чанъэ-4» также будет направлена и на выяснение такой возможности. Ведь помимо более детального анализа местной среды в рамках миссии ученые планируют узнать, можно ли выращивать в условиях лунной гравитации живые организмы.

источник - https://hi-news.ru/space/kitaj-v-etom-godu-otpravit-na-lunu-rasteniya-i-nasekomyx.html

Google Lunar XPRIZE не разыгран

24 января 2018

Конкурс, ставящий своей целью отправить на Луну аппарат за счет частных средств, отложен в США на неопределенный срок. Готовых совершить такую попытку в установленный срок - к 31 марта - не нашлось. Главный приз в размере $30 млн остается невостребованным, сообщили во вторник организаторы конкурса XPRIZE совместно с компанией Google.

Участникам конкурса предлагалось десантировать на естественный спутник Земли беспилотный аппарат, который должен был самостоятельно пройти 500 м, сделать видео и фото, а также направить их в распоряжение устроителей. За частичное выполнение этой задачи предусматривались призы в $20 млн и $10 млн.

В Пекине установили рекорд пребывания в кабине, имитирующей жизнь на Луне

26 января 2018 г.

Вторая — двухсотдневная — фаза годового эксперимента по симуляции жизни на Луне успешно завершилась в специализированной лаборатории в Пекине, четыре студента-волонтера установили новый мировой рекорд по продолжительности нахождения в изолированной кабине.

Предыдущий рекорд принадлежит группе из трех человек из СССР, которые находились в изолированном пространстве 180 дней, эксперимент проводился в семидесятые годы прошлого века.

В пятницу стартовал завершающий 105-дневный этап проекта в рамках подготовки Китая к реализации лунной программы. В нем будет задействована группа волонтеров, участвовавших в первой 60-дневной фазе. Это первая подобная лаборатория, разработанная в Китае, и третья в мире биорегенеративная база жизнеобеспечения.

Университет Бэйхан реализует проект по нахождению в условиях, симулирующих пребывание на Луне, продолжительностью в 365 дней.

«Лунный дворец» состоит из модуля для жизни волонтеров площадью в 42 квадратных метра и двух модулей для выращивания растений. В жилом отсеке находятся четыре отдельных спальных модуля, одна общая комната, ванная, помещения для животных, помещение для переработки отходов.

источник - https://ria.ru/science/20180126/1513367300.html

10. Китай

Китайский квантовый спутник передал данные на 7600 километров

20 января 2018

Китайский квантовый спутник был запущен на орбиту два года назад. С тех пор он помог в проведении целого ряда экспериментов, а прошлым летом даже смог передать информацию трём наземным станциям, расположенным на расстоянии в тысячу километров друг от друга. На днях китайские физики вновь поставили рекорд, передав данные по защищённому каналу между австрийским городом Грац и китайским Синлуном. Расстояние между городами составляет более 7 тысяч километров.

Разработчики пояснили, что цель эксперимента — именно демонстрация работоспособности этой сети. Это, по словам участников эксперимента с австрийской стороны, открывает новые возможности для разработки полноценного квантового интернета, создание которого уже не за горами.

Благодаря феномену квантовой запутанности подобную передачу данных невозможно взломать, поэтому вероятность взлома или прослушки полностью исключена.

источник - https://hi-news.ru/technology/kitajskij-kvantovyj-sputnik-peredal-dannye-na-76-tysyach-kilometrov.html

Китай начинает отбор космонавтов для работы на своей космической станции

23 января 2018

Скоро стартует отбор, право на подачу заявки будут иметь, в том числе, китайские ученые и инженеры, заявил заместитель главы канцелярии Программы пилотируемых космических полетов КНР, первый китайский космонавт Ян Ливэй.

«Те, кто хочет подать заявку на должность инженера, должны иметь степень магистра, а кандидаты в специалисты по определению полезной нагрузки – доктора. Все претенденты должны иметь также по меньшей мере трехлетний опыт работы.

Китайская космическая станция будет полностью сдана в эксплуатацию, как ожидается, около 2022 года

Китай запустил в эксплуатацию телекоммуникационный спутник «Шицзянь-13»

23 января 2018

После успешного завершения ключевого тестирования лазерной связи китайский телекоммуникационный спутник «Шицзянь-13» был сдан в эксплуатацию.

Как сообщили в Государственном управлении оборонной науки, техники и промышленности и Китайском космическом агентстве, было проведено тестирование двухсторонней высокоскоростной лазерной связи между высокоорбитальным спутником и Землей, которое прошло успешно.

«Шицзянь-13» способен передавать до 20 гигабайт данных в секунду, таким образом его возможности передачи данных превосходят возможности всех ранее произведенных и запущенных Китаем спутников связи вместе взятых.

Названы сроки падения китайской космической станции на Землю

24 января 2018

Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) сообщили, что первая китайская орбитальная станция «Тяньгун-1» прекратит существование на орбите Земли в период с 15 марта по 15 апреля. В это время космическая станция войдет в плотные слои атмосферы и может упасть на поверхность планеты.

Обломки станции угрожают районам, «географически лежащим между 43 градусами южной широты и 43 градусами северной широты».

источник - https://iz.ru/699547/2018-01-24/nazvany-sroki-padeniia-kitaiskoi-kosmicheskoi-stantcii-na-zemliu

11. Национальные космические программы

Более 2000 эмиратцев изъявили желание стать космонавтами

11 января 2018

Более двух тысяч эмиратцев подали заявки на вступление в первый отряд космонавтов. Отберут только четверых.

Первые космонавты из ОАЭ отправятся на орбиту в 2021 году.

Индия вывела на орбиту 31 спутник

12 января 2018 г. с площадки FLP Космического центра имени Сатиша Дхавана специалистами Индийской организации космических исследований (ISRO) выполнен пуск РН PSLV C40 с индийским спутником ДЗЗ Cartosat-2F. В качестве попутного груза на околоземную орбиту выведено 30 спутников различного назначения.

КА Cartosat-2F изготовлен специалистами ISRO. Его масса более 700 кг.

Экспериментальный индийский КА Microsat-TD.создан специалистами ISRO. Предназначен для отработки технологий дистанционного зондирования Земли. Масса около 120 кг.

Экспериментальный канадский КА Leo Vantage-1 создан специалистами британской компании SSTL по заказу канадской компании TeleSat Canada. Предназначен для отработки перспективных телекоммуникационных технологий.

Экспериментальный британский спутник Carbonite-2 создан компанией SSTL. Его масса 100 кг.

Финский спутник ДЗЗ ICEYE создан компанией York Space Systems.

Индийский технологический КА INS-1C создан специалистами ISRO. Его масса 11 кг.

Американский технологический спутник Arkyd-6A изготовлен компанией Planetary Resourse. Масса аппарата 10 кг.

Американский КА ДЗЗ CICERO-6 [Community Initiative for Cellular Earth Remote Observation] изготовлен компанией Tyvak Nano-Satellite Systems, Inc. Его масса около 10 кг.

Еще один американский КА ДЗЗ Corvus BC3 изготовлен компанией Astro Digital. Его масса 11 кг.

Четыре спутника ДЗЗ Lemur-2 [68 ‘PW’, 69 ‘DaveWilson’, 70 ‘McCafferty’, 71 ‘BrownCow’] изготовлены компанией Spire. Масса каждого аппарата 4 кг.

Четыре аппарата ДЗЗ типа Flock-3p’ [1 – Dove 1100, 2 – Dove 1102, 3 – Dove 1105, 4 – Dove 1107] созданы компанией Planet Labs. Масса каждого – 5 кг.

Американский экспериментальный КА MicroMAS-2 создан специалистами Массачусетского технологического института. Предназначен для отработки технологий дистанционного зондирования Земли.

Французский астрономический спутник PicSat создан сотрудниками Парижской обсерватории. Его масса 4 кг.

Экспериментальные астрономические спутники CANYVAL-X [CubeSat Astronomy by NASA and Yusei using Vision Alignment eXperiment] (1 – 'Tom’ и 2 ‘Jerry’) созданы специалистами американского аэрокосмического агентства и южнокорейского университета Ёнсей. Масса первого 2,7 кг, второго – 1 кг.

Экспериментальный южнокорейский КА CNUSail-1 [Chungnam National University Sail, другое название – Papillon] создан в Университете Чуннэм. Его масса 4 кг.

Еще один южнокорейский спутник KAUSAT-5 [Korea Aviation University Satellite] создан в Корейском авиационном университете. Его масса 4 кг.

А южнокорейский спутник SIGMA (Scientific cubesat with Instruments for Global magnetic field and rAdiation) or KHUSAT 3 (Kyung Hee University Satellite) был изготовлен в Университете Кун Хи. Предназначен для измерения параметров магнитного поля Земли и уровней космической радиации. Его масса 4 кг.

Американский экспериментальный КА DemoSat предназначен для тестирования оборудования в UHF-диапазоне.

Американский астрономический спутник Tyvak-61C изготовлен компанией Tyvak Nano-Satellite Systems, Inc.

Американский спутник связи Fox-1D массой 1 кг предназначен для использования радиолюбителями.

Южнокорейский спутник STEP Cube Lab (Space Technology Experimental Projecet CubeSat Laboratory) изготовлен в Университете Чосан. Масса аппарата 1 кг.

Четыре КА типа SpaceBEE предназначены для отработки технологий по связи и передачи данных.

ОАЭ построят первый в мире космический госпиталь

30 января 2018

Проект входит в национальную космическую программу ОАЭ.

«Космонавтам будут предоставлять медицинское лечение в космосе, но оно будет контролироваться на Земле с помощью нанотехнологий», — пояснила представитель ведомства доктор Култхум аль-Белуши.

По ее словам, проект будет запущен с началом миссии ОАЭ на Марсе в 2020 году. Сначала прототип космического госпиталя построят на Земле.

источник - https://iz.ru/702059/2018-01-30/oae-postroiat-pervyi-v-mire-kosmicheskii-gospital

12. Астрономическая техника

В Германии изготовлена первая часть самого большого зеркала в мире

9 января 2018 г.

Немецкие технологи и инженеры изготовили первые шесть сегментов гигантского 39-метрового зеркала, которое будет установлено на строящийся мега-телескоп E-ELT в начале следующего десятилетия, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории.

Телескоп E-ELT (European Extremely Large Telescope — «Европейский сверхкрупный телескоп»), постройка которого была начата в мае 2016 года на горе Армасонес в Чили, станет самым большим оптическим телескопом в истории в середине 2020 годов. Его рекордно большое зеркало диаметром 39 метров будет состоять из 798 шестиугольных сегментов размером 1,4 метра.

В его создании мог принять участие российский Лыткаринский завод оптического стекла, имеющий большой опыт в этой сфере и уже создававший зеркала и оптические приборы для Европейской южной обсерватории. Этого не произошло, и летом прошлого года 400 миллионный контракт на производство и полировку его сегментов получили немецкая фирма SCHOTT и французская компания Safran Reosc.

источник - https://ria.ru/science/20180109/1512303773.html

Новый нидерландский радиотелескоп получает мощнейшие «мозги»

22 января 2018

Каждый день во Вселенной происходят тысячи гигантских взрывов, при этом испускаемое в результате этих взрывов радиоизлучение приходит к нам в форме так называемых «быстрых радиовспышек». Чтобы лучше понять эти вспышки, Нидерланский институт радиоастрономии (Netherlands Institute for Radio Astronomy, ASTRON) недавно установил две новых камеры высокоскоростной съёмки на радиотелескоп, расположенный в г. Вестерборк, Нидерланды. Эти камеры на днях получили новые «мозги» - самый мощный суперкомпьютер в Нидерландах.

Этот компьютер состоит из 200 графических процессоров, которые обрабатывают 4 терабита данных в секунду то больше, чем весь трафик Интернета в пределах Нидерландов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10573

Наземный «охотник за планетами» ExTrA видит первый свет

28 января 2018

Новые телескопы под названием Exoplanets in Transits and their Atmospheres (ExTrA) обсерватории Ла-Силья Европейской южной обсерватории успешно провели первые наблюдения.

В группу ExTrA входят три 0,6-метровых телескопа. Они регулярно измеряют количество света со стороны большого числа красных карликов в поисках небольших снижений яркости, которые могут указывать на прохождение перед диском звезды – или транзит – экзопланеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10587

1.    Луна

Зонд НАСА нашел следы потухших вулканов на северном полюсе Луны

12 января 2018 г.

Зонд LRO обнаружил в кратере Филолай на северном полюсе Луны следы нескольких лавовых трубок, через которые горячая магма попадала на поверхность спутницы Земли в ее далекой юности и где сегодня может присутствовать вода, сообщает Институт поиска внеземных цивилизаций SETI.

«Текущее качество снимков пока не позволяет нам со 100% уверенностью говорить, что это действительно лавовые трубки, однако об этом говорят размеры этих структур, их форма и геологические свойства. Если там построить базу, то у нас будет не только вода, но и красивый вид на Землю – в отличие от места посадки «Аполлонов», наша планета будет висеть не над головой, а парить над горизонтом у юго-восточной кромки кратера», — рассказывает Паскаль Ли из Исследовательского центра НАСА имени Эймса.

Ученые уже находили сотни подобных структур в умеренных и экваториальных широтах Луны, однако на ее полюсах, где, как показал российский инструмент LEND на борту зонда LRO, скрываются обширные запасы воды, их раньше никогда не находили.

Первый набор подобных трубок был найден учеными из НАСА и Института поиска внеземных цивилизаций SETI на снимках LRO, полученных во время пролета над кратером Филолай, расположенном в окрестностях северного полюса Луны.

источник - https://ria.ru/science/20180112/1512502382.html

2.    Марс

Метеориты раскрывают историю марсианского климата

11 января 2018

Билл Кассата из Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса (США)  проанализировал содержание одного из газов марсианской атмосферы, ксенона (Xe), в двух марсианских метеоритах, ALH 84001 и NWA 7034. Результаты анализа указывают на то, что в ранней марсианской истории в атмосфере планеты находилось достаточно водорода, чтобы стало возможным разделение изотопов ксенона по массе (в космос удаляются более легкие изотопы) в результате процесса, известного как гидродинамический механизм потери атмосферы. Однако измерения, проведенные Кассатой, показывают, что этот процесс достиг кульминации в первые несколько сотен миллионов лет после формирования планеты (более чем 4 миллиарда лет назад), и с тех пор изотопный состав ксенона марсианской атмосферы почти не менялся.

На Земле разделение изотопов ксенона по массе представляет собой постепенный процесс, который продолжает медленно происходить до сих пор. Тот факт, что потеря атмосферы по гидродинамическому механизму прекратилась на Марсе много лет назад, указывает на сокращение потока водорода в космос, а это, в свою очередь, говорит о том, что на поверхности планеты в этот период уже почти не было воды, фотодиссоциация которой является важным источником атмосферного водорода. Следовательно, «влажный» период истории Марса длился совсем не так долго, как полагают некоторые современные ученые, и завершился уже через несколько сотен миллионов лет после формирования планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10544

Астрономы выяснили, где лучше всего строить базы на Марсе

11 января 2018 г.

Планетологи открыли восемь крупных поверхностных залежей льда в умеренных и приполярных широтах Марса, содержащих в себе достаточные количества воды для постройки баз и изучения прошлого красной планеты, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Семь из них находятся в пока безымянных кратерах на равнине Прометея в южном полушарии Марса, а восьмая – в кратере Миланковича в приполярной части северного полушария планеты. Каждая из этих полос льда, по текущим оценкам ученых, обладает длиной в несколько километров и толщиной в 100-130 метров, что говорит о наличии внушительных запасов воды в них.

Как показывают самые детальные снимки с MRO, эти отложения льда имеют неоднородную, слоистую структуру, что говорит о том, что внутри них сохранились следы колебаний климата Марса в относительно недавнем и в далеком прошлом.

источник - https://ria.ru/science/20180111/1512456197.html

3.    Юпитер и его спутники

Поверхность Европы может «поглотить» космический аппарат при посадке

26 января 2018

Посадка космического аппарата на поверхность спутника Юпитера Европы может закончиться тем, что аппарат погрузится в поверхность спутника Юпитера, по той причине, что поверхность Европы имеет очень высокую пористость.

Роберт Нельсон из Планетологического института США и его команда изучили в лабораторных условиях фотополяриметрические свойства ярких частиц, объяснив тем самым необычную отрицательную поляризацию, наблюдавшуюся в течение нескольких десятилетий при небольших фазовых углах для небесных тел, не имеющих атмосферы, включая астероиды (44) Ниса, (64) Ангелина, а также галилеевы спутники Ио, Европу и Ганимед.

Эти наблюдения объясняются экстремально мелкими частицами, пустоты между которыми составляют более 95 процентов объема. Размеры частиц сравнимы с длиной волны, на которой производятся наблюдения (доли микрометра). Это соответствует тому, что плотность материала оказывается меньше, чем плотность свежевыпавшего снега – и это поднимает вопросы о безопасности посадки зонда на поверхность Европы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10582

4.    Сатурн и его спутники

Поверхность Титана демонстрирует сходство с поверхностью Земли

07 января 2018

Используя набор данных «Кассини», астрономы составили первую глобальную топографическую карту спутника Сатурна Титана, которая откроет новые возможности изучения поверхности Титана и текущих по ней потоков жидкости (углеводородов).

Составление этой карты заняло примерно один год, согласно Полу Корлису (Paul Corlies) из Корнеллского университета, США, главному автору работы под названием «Titan»s Topography and Shape at the End of the Cassini Mission». Эта карта объединяет все топографические данные по Титану, полученные из разных источников. Так как лишь 9 процентов поверхности Титана наблюдались в высоком разрешении, а еще 25-30 процентов – в более низком разрешении, то оставшаяся часть поверхности спутника Сатурна была нанесена на карту с использованием специального интерполяционного алгоритма и метода глобальной минимизации, позволяющего сократить величину ошибок, подобных тем, что возникают из-за изменения расположения космического аппарата.

Эта карта обнаруживает несколько новых форм рельефа поверхности Титана, включая новые горы высотой не более 700 метров. Карта также демонстрирует, что Титан чуть более «сплюснут», чем считалось ранее, следовательно, толщина коры Титана может различаться в разных местах его поверхности в большей степени, чем предполагалось.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10533

5.    Астероиды

На межзвездном астероиде нет любых следов «радио инопланетян»

10 января 2018 г.

Участники проекта Breakthrough Listen завершили полный анализ наблюдений за Оумуамуа, первым межзвездным астероидом, и полностью исключили возможность наличия на его поверхности любых радиопередатчиков мощностью в 10 раз меньше сотового телефона.

«Помимо наблюдений за радиосигналами, мы проверили, является ли Оумуамуа действительно астероидом или кометой, пытаясь найти радиоволны, порожденные фрагментами молекул воды.  Ничего подобного мы не нашли, что подтверждает, что этот объект является астероидом, как уже писали наши коллеги», — отмечают Эндрю Симион из Центра SETI в университете Беркли (США) и его коллеги.

источник - https://ria.ru/science/20180110/1512350725.html

Ученые объяснили странную форму «инопланетного» астероида Умуамуа

26 января 2018

В прошлом году межзвездный нарушитель космического пространства Умуамуа прошел через внутреннюю Солнечную систему. Первоначально предполагалось, что это комета, затем астероид, а затем вообще инопланетный корабль — этот посетитель имел свойства, необычные для типичных космических камней. Он двигался слишком быстро и под странным углом, чтобы иметь корни нашей системы; ни Юпитер, ни Нептун, ни облако Оорта не могли прислать к нам объект с такими свойствами. Подробно изучив астероид, ученые пришли к выводу, что его ледяное нутро покрыто чем-то вроде углерода, а сам астероид не оставляет хвост, несмотря на температуру в 290 градусов по Цельсию. Что самое странное — это его форма сигары с соотношением ширины к длине в 1:8. Предлагали самые разные объяснения, однако в итоге пришли к самому простому: путешествие через Млечный Путь в течение миллиардов лет превратило астероид в тот объект, который нас заинтересовал.

Мы считаем, что космос — это пустота, но на самом деле в нем есть множество пылевых частиц, нейтральных атомов, ионов и космических лучей даже там, где нет звезд. Пока объект движется через пространство на скорости в сотни километров в секунду, его постоянно бомбардируют многочисленные маленькие быстрые частицы. Подобно тому, как вода и песок сглаживают и размывают гальку и булыжники в океане, космическая среда воздействует точно так же на выброшенные ледяные тела.

Поскольку объекты редко бывают сферическими, они склонны удлиняться в одном направлении больше, чем в других, что приводит к удлиненным сплюснутым формам. Самые легкие молекулы стираются быстрее, а тяжелые, обладающие более прочной решеткой, могут держаться. Наличие углеродных компонентов, бомбардируемых частицами, означает, что они могут нагреваться, связываясь в более стабильные молекулярные конфигурации, а затем снова замерзать. Именно так за миллиарды лет могла образоваться «сигара», которую приняли за инопланетный корабль.

источник - https://hi-news.ru/space/uchenye-obyasnili-strannuyu-formu-inoplanetnogo-asteroida-umuamua.html

6.    Солнце

Меркурий помог НАСА выяснить, с какой скоростью «худеет» Солнце

19 января 2018 г.

Наблюдения за смещением орбиты Меркурия помогли ученым вычислить точную скорость, с которой Солнце «худеет» из-за термоядерных реакций и солнечного ветра.

Меркурий расположен примерно в три раза ближе к Солнцу, чем Земля, поэтому уменьшение массы светила гораздо сильнее повлияет на положение его орбиты и расстояние между точками максимального приближения к звезде и и максимального удаления от нее. В частности, самые грубые расчеты показывают, что за два года орбита Меркурия должна сместиться примерно на два метра.

Подобные сдвиги было бы невозможно заметить с Земли, но на орбите Меркурия долго работал зонд MESSENGER, способный точно замерять, сколько времени тратят радиоволны на путешествие до Земли и обратно и как сильно они растягиваются.

Эти данные позволили не только вычислить точную скорость, с которой Солнце теряет массу, но и проверить теорию относительности и выяснить, насколько сильно наше светило отличается по форме от идеального шара.

Расчеты показали, что каждый год Солнце «худеет» примерно на 179 триллионов тонн, что эквивалентно примерно 3,5% от общей массы земной атмосферы. Подобные значения  чуть ниже теоретических оценок, но в принципе им соответствуют.

источник - https://ria.ru/science/20180119/1512922049.html

7.    Звёздная и галактическая астрономия

Российские астрономы заинтересовались загадочными быстрыми радиовспышками

4 января 2018 г.

Одна из самых первых найденных вспышек — всплеск FRB 121102 — повторно возникла в той же точке в созвездии Возничего, где была найдена шесть лет назад.

Это сразу отсекло большую часть теорий, в которых прародителем FRB-вспышек выступали различные космические катаклизмы — формирование или слияние черных дыр, пульсаров и других компактных объектов, которые могут происходить лишь один раз.

Необычные свойства этих радиовсплесков, не позволяющие связать их ни со взрывами сверхновых, ни со слияниями черных дыр или пульсаров, заставили ученых задуматься о более экзотических вариантах рождения подобных «сигналов инопланетян». К примеру, некоторые астрофизики полагают, что их могут порождать распады аксионов, сверхлегких частиц темной материи, экзотические космические «струны», а также взрывы микроскопических черных дыр.

Летом прошлого года к этим наблюдениям присоединилась Россия, которая обладает одним из самых известных и старых отечественных телескопов РАТАН-600. Уникальные свойства телескопа помогут прояснить природу этих сигналов и окончательно доказать, к примеру, что их не могут производить «обычные» пульсары.

Две ключевые особенности «радиосигналов пришельцев», как отмечает ученый, — их высокая яркость и чрезвычайно низкая продолжительность — позволяют обойти главный недостаток РАТАН-600 — неспособность сколь-нибудь продолжительно следить за одной точкой на небе.

Эти наблюдения фактически являются «хобби» для сотрудников обсерватории — их будут вести на западном секторе кольца РАТАН-600, ранее законсервированного, а также при помощи четырех резервных детекторов, наборов фильтров и прочей радиоаппаратуры, которая была закуплена в докризисные годы и не использовалась.

«Мы вели предварительные переговоры с фондом Юрия Мильнера, поддерживающим подобные инициативы, однако ничем существенным они не закончились. С другой стороны, нам нужны небольшие деньги, примерно 30 тысяч долларов, чтобы удвоить число детекторов и значительно повысить вероятность обнаружения новых вспышек», — отметил ученый.

источник - https://ria.ru/science/20180104/1511988344.html

Астрономы обнаружили самую примитивную с химической точки зрения звезду в нашей галактике

4 января 2018

Поиски примитивных звезд были выполнены группой Дэвида С. Агуэдо из университета Ла-Лагуны в Тенерифе (Испания). Сначала исследователи провели анализ базы спектроскопических данных, собранных в разное время различными астрономическими инструментами. Всего было проанализировано более 2.5 миллионов записей спектральных данных, полученных в ходе обзоров Sloan Extension for Galactic Understanding and Exploration (SEGUE), Baryonic Oscillations Spectroscopic Survey (BOSS) и large Sky Area Multi-Object Fiber Spectroscopic Telescope (LAMOST).

В результате этого анализа были обнаружены 100 бедных металлами звезд, которые позже были изучены более подробно при помощи нескольких телескопов. И в результате этих наблюдений была выявлена звезда J0815+4729 - звезда главной последовательности, расположенная на удалении 7 500 световых лет от центра галактики и 32 600 световых лет от Земли.

Величина, характеризующая металлические свойства этой звезды, металличность, [Fe/H], составляет -5.8 декс, а показатель изобилия углерода, [C/Fe], составляет 5.0 декс. Такие значения делают звезду J0815+4729 самой бедной металлами и самой богатой углеродом среди всех известных ученым «недоразвитых» звезд.

источник - https://www.dailytechinfo.org/space/9905-astronomy-obnaruzhili-samuyu-primitivnuyu-s-himicheskoy-tochki-zreniya-zvezdu-v-nashey-galaktike.html

«Радиосигналы пришельцев» порождают «мертвые» звезды

10 января 2018 г.

Загадочные вспышки радиоизлучения, «радиосигналы пришельцев», скорее всего порождаются магнетарами или другими типами нейтронных звезд, чье излучение проходит через мощные магнитные поля черных дыр, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Эти сигналы порождает крайне экзотический тип нейтронной звезды или пара нейтронной звезды и черной дыры. Если бы такой объект существовал даже на противоположной стороне Млечного Пути, то тогда радио на Земле периодически переставало бы работать, что мы бы сразу заметили по пропаже сигнала на наших смартфонах. В любом случае, это страшный объект — мне бы не хотелось бы находиться рядом с ним», — рассказывает Джеймс Кордес (James Cordes) из Корнеллского университета в Итаке (США).

источник - https://news.mail.ru/society/32194730/?frommail=10

Астрономы выяснили, до каких размеров могут вырастать нейтронные звёзды

17 января 2018 г.

Анализ данных, собранных гравитационным детектором LIGO во время слияния двух пульсаров, показал, что нейтронная звезда не может весить чуть больше двух масс Солнца, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Давление внутри нейтронных звезд настолько высоко, что электроны в них начинают сливаться с протонами, превращаясь в экзотическую материю, свойства которой до сих пор не до конца ясны. Часть физиков считает, что она похожа на жидкость, а другие полагают, что она является аналогом материи, заполнявшей Вселенную в первые мгновения после Большого Взрыва.

По этой причине ученые не знали, какими минимальными и максимальными размерами и массой могли обладать подобные светила, и где пролегает граница, отделяющая их от белых карликов и черных дыр. Открытие гравитационных волн, как отмечает Реццола, помогло решить обе этих проблемы.

Определенные свойства этих колебаний пространства-времени, по его словам, зависят от того, из какой материи состоят сближающиеся или сталкивающиеся нейтронные звезды и прочие компактные объекты. Другие их черты, наоборот, не зависят от структуры сталкивающихся «мертвых звезд», а только от их массы.

Эта особенность гравитационных волн позволила ученым определить, как выглядел продукт столкновения двух нейтронных звезд, породивших вспышку GW170817 — им была небольшая черная дыра, и вычислить точный предел максимальной массы ее прародителей.

Как показали их расчеты, максимальная масса нейтронной звезды не должна превышать 2,01-2,16 массы Солнца в том случае, если она не вращается вокруг своей оси. Этот показатель заметно меньше для пульсаров и других вращающихся «мертвых светил», чья максимальная масса больше солнечной всего на 20% при сверхбыстром вращении.

Подобная оценка, как отмечает Реццола, занимает промежуточное положение среди остальных теоретических предсказаний – раньше часть ученых считала, что нейтронные звезды не могут весить больше 1,5 Солнц, а другие астрофизик полагали, что они могут быть примерно в три раза тяжелее нашего светила.

Иными словами, самая тяжелая нейтронная звезда в нашей галактике, пульсар J0348+0432, вплотную подобралась к границе, вычисленной Реццолой и его коллегами – она на 201% тяжелее Солнца

источник - https://ria.ru/science/20180117/1512775089.html

Российские астрономы обнаружили новые сверхскопления галактик

23 января 2018

Семь новых далёких массивных скоплений галактик обнаружили российские астрофизики и их коллеги с помощью данных каталога обсерватории им. Планка и наземных телескопов. Это, фактически, одни из последних неизвестных ранее сгущений материи на картах наблюдаемой Вселенной, которые расположены так далеко от нас и имеют очень большую массу: сотни триллионов масс Солнца или примерно в 30 тысяч раз больше массы нашей Галактики. По-видимому, в скором времени будут обнаружены все скопления галактик такой большой массы в наблюдаемой части Вселенной. Это наглядное проявление того, что наблюдаемая часть Вселенной имеет конечный размер.

«На высоких красных смещениях, то есть далеко от нас, используя данные второго каталога источников сигнала Сюняева-Зельдовича обзора обсерватории им. Планка, мы можем обнаружить только наиболее массивные скопления галактик в наблюдаемой Вселенной, полная масса которых более чем примерно в 30 тысяч раз больше массы нашей Галактики, — рассказывает Родион БУРЕНИН, сотрудник отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН. — Такие объекты чрезвычайно редки. Например, на красных смещениях выше z=0,7 на всем небе ранее было известно всего 12 таких объектов».

Поисками и отождествлением крупных скоплений галактик из каталога Планка с помощью оптических телескопов занялся большой научный коллектив, в который входят научные сотрудники российских организаций: Института космических исследований (ИКИ) РАН, Казанского федерального университета (КФУ), Института солнечно-земной физики (ИСЗФ) Сибирского отделения РАН, Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН, - а также Государственной обсерватории ТУБИТАК (Анталья, Турция), Канарского института астрофизики (Тенерифе, Испания), Института космической астрофизики (Орсэ, Франция), Института астрофизики общества им. Макса Планка (Гархинг, Германия).

В результате систематического поиска и наблюдений на различных оптических телескопах было обнаружено еще семь таких массивных скоплений галактик на высоких красных смещениях, около z=0,8. В результате число таких массивных известных скоплений галактик в обзоре обсерватории им.  Планка на высоких красных смещениях примерно удвоилось.

источник - https://www.roscosmos.ru/24582/

Соседняя галактика химически бедна?

31 января 2018

По оценкам ученых, которые исследовали соседнюю к нам галактику, соседняя карликовая галактика, известная как Большое Магелланово Облако (LMC), является химически примитивным местом.

В отличие от Млечного пути, эта полуспиральная галактика имеет несколько десятков миллиардов звезд в своем составе, однако несмотря на это, она испытывает недостаток в химических элементах и соединениях. Особенно эта галактика бедна на такие тяжелые элементы, как углерод, кислород и азот. В то же время наш Млечный Путь как раз изобилует подобными элементами. Предыдущие наблюдения за Большим Магеллановым Облаком подтверждают это предположение, в частности указывая на малое количество углеродистых соединений.

Однако астрономические наблюдения за этой галактикой были выполнены при помощи телескопа ALMA. Они продемонстрировали удивительно четкие химические следы сложных органических молекул метанола, этана и метила. А это самые сложные молекулы, когда-либо обнаруженные за пределами нашей собственной галактики.

источник - http://www.infuture.ru/article/19311

Метанол поможет измерять магнитные поля звезд

31 января 2018

Команда исследователей под руководством Боя Ланкхаара из Технического университета Чалмерса, Швеция, решила важную астрохимическую задачу– задачу измерения магнитных полей в космосе при помощи метанола.

Использование измерений концентраций метанола (CH3OH) в космосе для изучения магнитных полей было предложено много десятилетий назад. В плотном газе, окружающем многие новорожденные звезды, молекулы метанола ярко светятся как мазеры.

Ранние попытки измерить магнитные свойства метанола в лаборатории столкнулись с рядом проблем. Тогда ученые решили вместо этого построить теоретическую модель, убедившись предварительно, что она согласуется как с предложенными ранее теориями, так и с лабораторными измерениями. «Мы разработали модель поведения метанола в магнитных полях, основываясь на принципах квантовой механики. Вскоре мы обнаружили хорошее соответствие между теоретическими расчетами и доступными экспериментальными данными. Это дало нам возможность экстраполировать полученные результаты на условия, которые мы ожидаем встретить в космосе», - пояснил Ланкхаар.

Однако поставленная задача оказалась далеко не такой простой, как предполагали ученые, и астрохимикам для завершения работы пришлось провести большой объем теоретических расчетов, поскольку, несмотря на относительную простоту строения молекулы метанола, исследователям пришлось рассчитывать ее свойства с очень высоким уровнем подробностей.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10598

8.    Экзопланеты

Планеты в системах других звезд напоминают «горошины в стручке»

10 января 2018

Международная команда астрономов под руководством астрофизика из Монреальского университета, Канада, Лорена Вейсса (открыла, что экзопланеты, обращающиеся вокруг одной и той же звезды склонны иметь близкие размеры и равные промежутки между орбитами, словно горошины в стручке.

В этой новой работе доктор Вейсс и его коллеги, применив метод статистического анализа к набору спектров высокого разрешения звезд, вокруг которых ранее были обнаружены совершающие транзит планеты, выяснили, что эти экзопланеты имеют близкие размеры и что промежутки между их орбитами также примерно одинаковы. Исследователи проанализировали данные по 909 планетам, принадлежащим к 355 множественным планетным системам. Эти планеты в основном расположены на расстоянии от 1000 до 4000 световых лет от Земли. Спектры высокого разрешения родительских звезд были получены при помощи обсерватории им. Кека, Гавайские острова, США.

Одинаковые размеры планет и промежутки между их орбитами свидетельствуют в пользу классической гипотезы формирования планет, согласно которой планеты формируются из протопланетного диска.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10543

Астрономы-любители открывают систему из пяти экзопланет

13 января 2018

На протяжении трех лет в рамках расширенной миссии космического телескопа Kepler под названием K2 были проведены наблюдения 287309 звезд, и каждые несколько месяцев телескоп наблюдает еще по несколько десятков тысяч звезд.

В рамках проекта под названием Exoplanet Explorers, разработанного учеными НАСА, астрономы-любители могут проводить поиск экзопланет, используя банк научных данных, полученных при помощи космического телескопа Kepler. Проект стартовал в начале апреля прошлого года, и уже за первые 48 часов работы проекта было получено свыше 2 миллионов результатов анализа данных от более чем 10000 пользователей.

Группа астрономов во главе с Джесси Л. Кристиансен проанализировала одну из наиболее перспективных планетных систем под названием K2-138, в которой по сведениям, предоставленным участниками проекта Exoplanet Explorers, находятся сразу 4 планеты. Проведя статистический анализ данных, Кристиансен и ее команда подтвердили, что сигнал «с очень большой вероятностью» соответствует наличию планет. Кроме того, исследователи обнаружили, что орбиты планет находятся в интересном математическом соотношении - орбитальные периоды соседних планет системы различаются ровно в два раза. Вдобавок исследователи обнаружили пятую планету в этой же цепочке резонансов, а также намеки на присутствие шестой планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10550

Удивительные находки ставят новые вопросы относительно атмосфер планет-гигантов

23 января 2018

«Горячие юпитеры» обращаются очень близко к родительской звезде, так близко, что один оборот вокруг звезды они совершают менее чем за трое суток. Одно полушарие этих планет всегда обращено к звезде, в то время как другое полушарие всегда «смотрит» в космическую тьму.

Поэтому самая горячая точка в атмосфере таких планет располагается на дневной стороне. Наблюдения за другими горячими юпитерами и теоретические предсказания указывают также на то, что в атмосферах этих планет близ экватора дуют ветра в восточном направлении, которые иногда смещают самую горячую точку к востоку.

Однако в случае экзопланеты CoRoT-2b самая горячая точка обнаружилась в противоположном направлении – к западу от центра. Исследовательская группа под руководством Лизы Данг), студента докторантуры Университета Макгилл (Канада), наблюдавшая эту планету при помощи космического телескопа НАСА Spitzer («Спитцер»), предлагает три возможных объяснения этого факта. Во-первых, планета может вращаться вокруг собственной оси настолько медленно, что один оборот вокруг оси происходит дольше, чем полный оборот вокруг звезды. В этом случае, действительно, формируются ветра, дующие в западном направлении, однако гипотеза плохо соответствует модели гравитационного взаимодействия между звездой и планетой, находящейся на настолько узкой орбите. Вторая гипотеза объясняет западное смещение горячей точки взаимодействием с магнитным полем планеты. Это дало бы редкую возможность изучить магнитное поле экзопланеты. Третья гипотеза говорит о том, что восточную часть планеты могут покрывать толстым слоем облака, заставляющие ее казаться менее яркой, чем на самом деле. Однако эта гипотеза плохо сходится с современными моделями циркуляции атмосферы на таких планетах.

Для выбора в пользу одной из рассматриваемых гипотез или выработки новых предположений команде Данг требуются дополнительные наблюдения системы CoRoT-2 при помощи нового космического телескопа «Джеймс Уэбб».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10575

Открыты три новых «суперземли» на орбите вокруг холодного карлика

24 января 2018

Используя расширенную миссию космического телескопа «Кеплер», астрономы обнаружили три новых экзопланеты класса «суперземель».

Расположенная на расстоянии 267 световых лет от Земли, звезда LP415-17 относится к спектральному классу К, имеет радиус примерно в 0,58 радиуса Солнца и массу на 35 процентов меньше, чем у нашей звезды.

Первая от звезды планета этого трио, LP415-17 b, имеет радиус в 1,8 радиуса Земли и является наименьшей по размерам из этих трех планет. Масса ее составляет 4,7 массы Земли, планета движется вокруг звезды по орбите радиусом 0,056 а.е периодом 6,34 суток. Равновесная температура планеты составляет около 4300С.

LP415-17 c является крупнейшей и наиболее массивной планетой в системе – ее масса в 6,5 раза превышает массу Земли, а радиус составляет 2,6 радиуса нашей планеты. Планета движется вокруг звезды по орбите радиусом 0,1 а.е. с периодом 13,85 суток и имеет равновесную температуру 3000С.

Планета LP415-17 d имеет радиус в 1,9 радиуса Земли, и она почти в пять раз массивнее нашей планеты. Большая полуось орбиты планеты составляет примерно 0,19 а.е., а полный оборот вокруг родительского светила планета делает за 40,7 суток. Равновесная температура планеты составляет 1000С.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10576

9.    Развитие жизни

Ученые рассказали о новом подходе к поиску внеземной жизни

25 января 2018 г.

До сегодняшнего дня исследователи считали основным показателем жизни на планете наличие кислорода в атмосфере. При этом не учитывались другие важные признаки — так называемые биосигнатуры, указывающие на возможное существование живых организмов.

Такими признаками ученые считают достаточное количество метана и углекислого газа, наличие воды в жидком состоянии, а также отсутствие монооксида углерода.

источник - https://ria.ru/science/20180125/1513273413.html

«Хаббл» взвесил самое тяжелое скопление галактик Вселенной

17 января 2018 г.

Космическая обсерватория «Хаббл» измерила массу одного из самых крупных и больших скоплений галактик в видимой Вселенной, ACT-CLJ0102-4915 в созвездии Феникса.

Скопление галактик ACT-CLJ0102-4915, удаленное от нас примерно на 7 миллиардов световых лет, было открыто в 2011 году в ходе совместных наблюдений, которые вели телескоп «Чандра», ALMA и VLT. Ученые изначально предполагали, что имеют дело с самым большим и тяжелым скоплением галактик, однако точная масса «толстяка», как его начали называть астрономы, была измерена относительно недавно, когда к наблюдениям за ним подключился «Хаббл».

Снимки, полученные камерами космической обсерватории, помогли ученым понять, что масса ACT-CLJ0102-4915 превышает три квадрильона Солнц, и обнаружить, что он состоит из двух крупных частей, сталкивающихся со скоростью в несколько миллионов километров в час.

источник - https://ria.ru/science/20180117/1512757178.html