ЗА АПРЕЛЬ-2018

Часть 1. Текущие новости

1.    Реформирование отрасли

Роскосмос подписал соглашение с правительством Москвы

09 апреля 2018

Госкорпорация «Роскосмос» и Мэрия Москвы заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров и мэр Москвы Сергей Собянин в ходе визита в «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).

Соглашение предполагает сотрудничество Госкорпорации и столичных властей в развитии науки и инноваций, создании новых высокотехнологических рабочих мест, популяризации инженерных профессий и социальной поддержке молодых специалистов.

В Москве работают 32 предприятия ракетно-космической промышленности, входящие в состав Госкорпорации «Роскосмос».

источник  - https://www.roscosmos.ru/24896/

Роскосмос оценит эффективность предприятий космической отрасли

15 апреля 2018

Госкорпорация "Роскосмос" введет оценку руководства и предприятий космической отрасти по ключевому показателю эффективности (КПЭ, Key Performance Indicators), об этом говорится в методических указаниях, разосланных предприятиям отрасли, передает РИА Новости.

Система оценки вводится как для руководителей разных уровней, так и для компаний и их дочерних структур. Постановка целевого показателя основывается на изучении ретроспективы выполнения планов подразделений и предприятий за предыдущие три года или сравнения со смежными отраслями.

Указаниями Роскосмоса установлено, что показатель KPI не может быть ниже 70%, а в случае, если это произошло, в госкорпорацию направляется обоснование причин, повлекших такие отклонения.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36023/

Второй этап реформы Роскосмоса начнется летом

17  апреля 2018 г.

Об этом заявил вице-премьер РФ, курирующий ракетно-космическую отрасль, Дмитрий Рогозин.

Ранее источник в ракетно-космической отрасли сообщил о планах создания холдинга на базе РКК "Энергия" для разработки и создания сверхтяжелой ракеты

"Мы хотим другого, более важного. Второй этап реформы — я думаю, он начнется летом этого года, — это преобразование Роскосмоса в структуры, которые не только акциями будет управлять предприятий, но и проводить единую техническую политику. Создавать профильные холдинги, и напрямую формировать космическую отрасль, как единые предприятия", — сказал вице-премьер.

источник  - https://ria.ru/science/20180417/1518804149.html

Рогозин рассказал о решении "проблемы феодализма" в космической отрасли

18  апреля 2018 г.

Ракетно-космическая отрасль РФ избавилась от излишнего дублирования и перешла на универсальные решения в производстве бортовых компьютеров для ракетно-космической техники, заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин на заседании коллегии Минпромторга.

"У нас была проблема "феодализма" в космической отрасли, когда у нас разные предприятия производили до девяти бортовых машин (компьютеров — ред.), а у американцев всего четыре. Создание механизма главных конструкторов космического приборостроения позволило принимать универсальные решения. Приборостроение это будущее, это интеллект для любого "железа", — сказал он.

источник  - https://ria.ru/space/20180418/1518894483.html

Роскосмос собрался консолидировать 100% акций РКК "Энергия"

19 апреля 2018

Роскосмос предложил миноритарным акционерам Ракетно-космической корпорации "Энергия" выкупить у них 180 тыс. 574 акции предприятия (16% от общего числа выпущенных акций), цена оферты не указывается. Как сообщили в госкорпорации, об этом уже уведомлен Центробанк.

Согласно уставу корпорации, общий объем эмиссии акций РКК "Энергия" составляет 1 млн. 123 тыс. 734 штук.

Роскосмос в настоящее время владеет через Объединенную ракетно-космическую корпорацию 58,82% акций предприятия и еще 25,11% напрямую.

Таким образом, в случае выкупа у миноритариев 180 тыс. 574 акций госкорпорация станет владельцем 100% ценных бумаг РКК "Энергия"

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36059/

2.    Санкции

Россия предостерегла от пересмотра границ космоса

09 апреля 2018

Россия готова обсуждать вопрос предотвращения гонки вооружений в космосе

Об этом говорится в рабочем документе, который Москва внесла на рассмотрение Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Он опубликован на сайте Управления ООН по вопросам космического пространства.

"Реальная проблема в том, что продвигаемая ВМО (Всемирной метеорологической организацией) концепция установления границы космического пространства, будь она принята, создаст довольно рискованный прецедент. В результате начнут реально задействоваться политические факторы, которые <…> приведут к тому, что единая тема делимитации воздушного и космического пространств будет раздроблена и рассредоточена по различным специализированным учреждениям ООН", — говорится в документе.

По мнению Москвы, такие инициативы работают на идею выделения между воздушным и космическим пространствами дополнительной "страты" (зоны) под суборбитальные полеты.

Отмечается, что на такую зону "не распространялось бы действие норм космического права, включающих принципиально важный запрет на выведение на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения".

Идиллическому восприятию суборбитальных туристических полетов рано или поздно придет конец, утверждается в документе. Москва не исключает, что суборбитальную технику начнут использовать для доставки оружия.

Сейчас неофициальная граница между атмосферой и космосом проходит по "линии Кармана", то есть по стокилометровой отметке. Плотность воздуха на этой высоте столь мала, что летательный аппарат должен двигаться с первой космической скоростью (примерно 7,9 километра в секунду), чтобы не упасть на Землю, а авиационные крылья и стабилизаторы при такой плотности воздуха бесполезны.

Некоторые страны считают космической границей высоту в 80 километров над поверхностью Земли. ВМО предлагает установить границу космоса по верхнему пределу мезосферы, то есть на высотах 80-90 километров.

источник  - https://ria.ru/space/20180409/1518222084.html

В ЕКА уверены, что сотрудничество с Россией не изменится из-за санкций

19 апреля 2018

Сотрудничество Европейского космического агентства с РФ не изменится из-за антироссийских санкций США, введенных в начале апреля, сообщил РИА Новости генеральный директор ЕКА Ян Вернер.

"Мы в ЕКА как межправительственная организация включаем в себя 22 государства, а также Словению и Канаду, таким образом, 24 государства находятся под одной крышей, и мы вместе работаем с Россией, как мы делали в прошлом, нет никаких изменений", — заявил Вернер.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36065/

"Роскосмос" и "Росатом" ограничили в контрактах с "санкционными" странами

19 апреля 2018

Вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил госкорпорациям "Роскосмос" и "Росатом" временно воздержаться от заключения контрактов с компаниями из стран, которые ввели санкции против российских чиновников и коммерсантов.

Отмечается, что нововведение не затронет ранее заключенные контракты и соглашения в космической сфере, "но перекроет США доступ к технологиям создания шлюзовых модулей, которые американцы планировали получить в рамках создания международной окололунной станции Deep Space".

источник  - https://ria.ru/economy/20180418/1518874866.html

3.    Космодром Восточный

В "Яндексартах" появилась возможность "посетить" Восточный

12 апреля 2018

"Яндекс" при поддержке Роскосмоса опубликовал панорамы Восточного. Пользователи, не выходя из дома, могут "прогуляться" по космодрому, заглянуть в монтажно-испытательные корпуса, а также посмотреть на ракету в момент запуска.

Фотографы засняли дорогу от технического комплекса до стартового. По пути расположены основные объекты космодрома: пусковая установка, ремонтно-механический завод, командный центр, заправочная станция, комплекс средств измерений  и обработки информации.

На панорамах также запечатлен момент старта ракеты "Союз-2.1б". Съемка велась с двух ракурсов: с мобильной башни обслуживания и с беспилотника, который находился на высоте примерно 2,5 км.

Всего фотографы проехали около 4 км, они отсняли 220 панорам космодрома.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35992/

Рогозин поручил начать строительство второго стартового стола под "Ангару"

21 апреля 2018

Вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил начать строительство второго стартового стола под ракету "Ангара" в мае.

"Самый главный вопрос на повестке — как можно быстрее развернуть работы второго этапа, то есть строительство стартовой площадки под "Ангару", технического комплекса и сопутствующей инфраструктуры. Обязательно нужно начать стройку в мае этого года", — сказал Рогозин в режиме видеоконференции в ходе заседания комиссии по вопросам строительства космодрома Восточный.

Вице-премьер высказал опасение, что к концу 2021 года, когда по плану должен состояться первый запуск тяжелой ракеты "Ангара-А5", инфраструктура второй очереди космодрома Восточный может быть не завершена.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36086/

4.    Проект окололунной станции

Окончательные соглашения по окололунной станции будут достигнуты через год-два

20 апреля 2018

Окончательные международные договоренности о создании окололунной станции будут достигнуты через год или два. Таким прогнозом поделился в беседе с корреспондентом ТАСС исполнительный директор по пилотируемым космическим программам государственной корпорации "Роскосмос" Сергей Крикалев. Он находится с визитом в США и в четверг завершает участие в 34-м американском ежегодном космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).

"Пока мы на стадии предварительного проектирования, даже предпроектной оценки", - рассказал Крикалев, комментируя замыслы строительства окололунной станции. Этот проект именуется Deep Space Gateway ("Врата в дальний космос").

"<...> Мы [россияне] на нынешнем конгрессе [в Колорадо-Спрингс] обратили внимание [зарубежных коллег] на то, что, естественно, работаем по своей лунной программе. Вопрос не в том, что мы присоединяемся или делаем международную программу как самостоятельную. Она должна быть частью нашей программы освоения Луны. И в этой программе будет много составляющих, и Deep Space Gateway - только одна из них", - отметил Крикалев.

"До недавнего времени американцы акцентировали внимание на том, что их главная цель - это Марс. Мы [россияне] уже несколько лет назад определили, что у нас первым шагом в направлении Марса станет Луна. Но теперь все поняли, что независимо от того, собираемся ли мы следующим шагом делать Луну или Марс, часть пути будет общая. И мы предполагаем участие в программе Deep Space Gateway, где будет совместная часть с Европой, Японией, Россией и Америкой", - подчеркнул он.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36073/

США предложили России свои скафандры для лунной станции

23 апреля 2018

США предлагают использовать свои скафандры вместо российских "Орланов" для выходов в открытый космос с борта окололунной станции Lunar Orbital Platform — Gateway, сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

"Речь идет о том, что выходы в открытый космос из российского шлюза предлагается проводить в американских скафандрах", — рассказал собеседник агентства.

По его словам, иностранные партнеры вынуждают Россию создавать шлюзовой модуль под американские стандарты, и, соответственно, под разрабатываемые в США новые скафандры, предназначенные для использования при полетах к Луне. Объясняется такое требование тем, что в России создание лунных скафандров сейчас не ведется, а держать на небольшой окололунной станции два разных комплекта нерационально. Соответственно, при использовании американских скафандров системы обеспечения выхода в открытый космос тоже должны быть сделаны под оборудование США.

В январе 2018 года СМИ сообщили, что Россия намерена предложить свои скафандры для работы космонавтов и астронавтов во время выходов в открытый космос с международной окололунной станции Deep Space Gateway. Прототипом может послужить скафандр "Орлан" последнего поколения, который сейчас используется на МКС. При этом исполнительный директор госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым программам, космонавт Сергей Крикалёв тогда уточнил, что системы российского шлюзового отсека должны быть универсальными и приспособленными для работы в российском и в американском космическом облачении.

Сейчас на МКС используются универсальные шлюзовые отсеки. Из российского модуля "Пирс" и американской шлюзовой камеры Quest можно выходить в российских "Орланах" и американских EMU (Extravehicular Mobility Unit). Такое техническое решение было заложено на этапе проектирования станции, хотя такая возможность так никогда и не использовалась.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36095/

Источник рассказал о разногласиях России и США по проекту лунной станции

23 апреля 2018

Соединенные Штаты и их партнеры по созданию окололунной орбитальной станции Lunar Orbital Platform — Gateway вынуждают Россию строить шлюзовой модуль по американским техническим стандартам, рассказал источник в ракетно-космической отрасли.

В состав американского сегмента МКС входят японский и европейский модули, канадская рука-манипулятор Canadarm. Соответственно, эти страны придерживаются американских стандартов и интерфейсов. На российском сегменте свои стандарты.

Так, в российских модулях МКС применяется система электропитания, рассчитанная на 28 вольт, а в американском — на 120. Различаются химические компоненты, на которых основаны внутренние и наружные системы терморегулирования станций, — вода и аммиак на американском сегменте, триол и изооктан на российском. Применяются разные интерфейсы электрических кабелей, информационных систем.

Российская сторона, защищая свои стандарты, пыталась вернуться к опыту МКС с ее разделением на отсеки. Однако американская делегация выступила резко против такой позиции.

"По их словам, когда речь идет о большой станции, состоящей из нескольких модулей, как в случае с МКС, возможно соблюдение разных стандартов. В том случае, если вклад России в проект составит только один шлюзовой отсек, использовать другие стандарты, частоты, напряжение, системы терморегулирования нельзя", — рассказал источник.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36093/

5.    Планы по Луне

Российские ученые измерят температуру грунта на Южном полюсе Луны

2 апреля 2018

Российскую космическую станцию «Луна-27» оснастят высокочувствительным «градусником». Посадочный аппарат высадится на естественном спутнике Земли в 2022 году. Ранее температуру поверхности Луны измеряли лишь дистанционно — радиоизлучением с Земли.

Совет Российской академии наук по космосу поручил  Институту геохимии и аналитической химии РАН создание прибора «ТЕРМО-ЛР» для космической станции «Луна-27». Этот прибор позволит с высокой точностью определить температуру и состав грунта на глубине до 3 м.

источник  - https://iz.ru/686172/anastasiia-sinitckaia/rossiiskie-uchenye-izmeriat-temperaturu-grunta-na-iuzhnom-poliuse-luny

Стартовал конкурс «Луна: город первых»

12 апреля 2018 года стартовал Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов по освоению спутника Земли «Луна: город первых». Конкурс организован в рамках VIII Всероссийского Фестиваля науки «NAUKA 0+» при поддержке Госкорпорации «Роскосмос», Министерства образования и науки Российской Федерации и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Организаторы конкурса предлагают дошкольникам, школьникам, студентам, аспирантам, сотрудникам конструкторских и архитектурных бюро изобразить свое видение первой космической лунной станции в одном из предложенных визуальных форматах: рисунка с применением любой технологии; дизайн-проекта в виде чертежа общего вида не менее чем в 3-х проекциях с указанием размеров и масштаба либо в виде 3D модели в формате STL, 3DS; концепт-проекта, представляющего собой техническое предложение, эскизный или технический проект.

Конкурсные работы принимаются по темам:

Проект лунной базы;

Проект штурмового лагеря на лунной поверхности;

Проект транспортного космического средства;

Проект средств обеспечения исследовательских работ в космосе;

Проект автоматизированной системы жизнеобеспечения людей в космосе;

Проект медицинского модуля лунной базы.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24926/

6.    Планы по Марсу

Состоялось заседание рабочей группы «ЭкзоМарс-2010»

25 апреля 2018

Запуск миссии «ЭкзоМарс-2020» запланирован на лето 2020 года, «окно запуска» 25 июля - 13 августа. Это второй важнейший этап «большого» российско-европейского проекта «ЭкзоМарс», главная задача которого - изучить Красную планету с точки зрения её «пригодности» для жизни. Научные приборы миссии нацелены на исследование процессов, которые могли способствовать появлению жизни, поиск возможных свидетельств существования живых организмов или предбиологической эволюции.

В ходе второго этапа на Марс будет отправлен тяжёлый марсоход с комплексом научной аппаратуры на борту. На планету марсоход доставит специальный спускаемый аппарат - посадочная платформа, на которой также будут установлены научные приборы. После схода марсохода она начнёт работать как самостоятельная долгоживущая научная станция, и у исследователей появится возможность сравнивать результаты наблюдений в нескольких районах планеты.

В начале мая 2018 года в ЕSА заканчивается процесс защиты дополнений к рабочему проекту (S-CDR, сокращение от Critical Design Review). Параллельно с этим создаются и испытываются структурно-тепловые макеты и макеты для контрольных испытаний систем и приборов для марсохода, а также лётные образцы.

На марсоходе будет установлено девять научных приборов, два из которых: инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектрометр АДРОН-РМ - создаются в России в Институте космических исследований РАН. В 2017-2018 гг. были созданы и испытаны их квалификационные макеты, поставка лётных образцов предполагается в мае 2018 года.

В НПО Лавочкина идут работы по созданию посадочной платформы. К настоящему времени одобрен конструкторский макет, создаётся макет для вибродинамических испытаний и проверки составных частей. Научная нагрузка платформы включает тринадцать приборов. Габаритные макеты и тепловые эквиваленты большинства из них доставлены в НПОЛ. В начале 2019 года, предположительно, будут изготовлены лётные образцы.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24997/

7.    Планы по Венере

Озвучен очередной план по проекту «Венера-Д»

06 апреля 2018

НПО Лавочкина, совместно с рядом международных партнеров, разрабатывает новую АМС «Венера-Д». Литера «Д» в названии аппарата означает «Долгоживущая» или «длительные» исследования.

Международными партнерами создана Совместная российско-американская рабочая научная группа (JointScienceDefinitionTeam) по исследованию планеты Венера, в состав которой вошли представители Госкорпорации «Роскосмос», NASA, НПО Лавочкина, ИКИ РАН, ЦНИИмаш и ряда научных организаций России и США.

Уже проведен ряд рабочих встреч технических специалистов и учёных, на которых представлялись результаты проработок возможности осуществления совместного проекта, получившего название «К Венере вместе» - «ToVenusTogether», старт этим работам был дан в марте 2017 года. НПО Лавочкина уже провело научно-исследовательскую работу «Обоснование требований к космическому комплексу для исследования Венеры с учетом предложений совместной российско-американской группы (JSDT) по составу космического комплекса и научной программе проекта «Венера-Д».

источник  - https://www.roscosmos.ru/24891/

8.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Принят эскизный проект РН «Союз-5»

11 апреля 2018

Комиссия Госкорпорации «Роскосмос» приняла эскизный проект новой средней ракеты-носителя «Союз-5», которая в том числе будет использоваться для отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, разрабатываемого РКК «Энергия».

Документ был разработан в кооперации с РКЦ «Прогресс», НПО Энергомаш, НИЦ РКП, КБХА, НПЦ АП, НПО автоматики, филиалом ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИСК, ЦНИИмаш, ИПУ РАН, ЦНИИСМ, НПО «Техномаш», ИРЗ, НПО ИТ, ОКБ «Спектр», «ИРЗ-Связь» и ФГБОУ ВО «Московский технологический университет».

«Союз-5» представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса с последовательным расположением ступеней. Её производство планируется на РКЦ «Прогресс» (гамара).

Предусмотренные проектом технические характеристики ракеты-носителя «Союз-5»: стартовая масса около 530 т, длина 61,87 м (с транспортным пилотируемым кораблем «Федерация» 65,9 м), диаметр 4,1 м, двигатель первой ступени – РД171МВ, двигатель второй ступени – РД0124МС. Компоненты топлива: окислитель – жидкий кислород, горючее – нафтил. Масса выводимой полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту с космодрома БАЙКОНУР около 18 т.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24908/

Продолжается работа по созданию двигателя РД-171МВ для РН «Союз-5» и СТК

11 апреля 2018

НПО Энергомаш ведет разработку и выпуск конструкторской и технологической документации на модернизированный двигатель РД-171МВ, который будет использоваться на ракете-носителе (РН) среднего класса «Союз-5» и РН сверхтяжелого класса (РН СТК) для полетов на околоземную орбиту и к Луне. Специалисты предприятия в феврале 2018 года завершили эскизное проектирование по двигателю, работа сдана в Роскосмос в полном объеме и в установленный срок. Поставка первого товарного двигателя планируется на март 2021 года.

РД-171МВ будет первым двигателем, подлинником конструкторской документации которого будут не бумажные чертежи, а электронные 3D-модели. Завершится этап выпуска конструкторской документации двигателя РД-171МВ в 2019 году.

Одновременно аналогичные работы проводятся применительно и к другим двигателям разработки АО «НПО Энергомаш», в том числе по двигателю РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара».

источник  - https://www.roscosmos.ru/24907/

В России могут создать холдинг для разработки сверхтяжелой ракеты

13 апреля 2018

Вертикально интегрированная структура во главе с РКК "Энергия" может быть создана в составе госкорпорации "Роскомос" для разработки новой российской ракеты среднего класса "Союз-5" и сверхтяжелого носителя для полетов на Луну и Марс.

"Рассматривается вопрос создания холдинга с включением в него РКК "Энергия", РКЦ "Прогресс", а также частично НПО имени Лавочкина и, возможно, НПО "Энергомаш", то есть всей кооперации по разработке и изготовлению ракеты "Союз-5" и создания на ее основе носителя сверхтяжелого класса", — сказал собеседник.

Головной организацией, которая возглавит холдинг, предлагается назначить РКК "Энергия". Производственные мощности будут развернуты на РКЦ "Прогресс". НПО имени Лавочкина планируется задействовать в холдинге частично — в качестве производителя головных обтекателей для "Союза-5". Помимо того, обсуждается вопрос о привлечении в структуру НПО "Энергомаш", которое будет изготавливать двигатели для этой ракеты. Напрямую ввести НПО в холдинг мешает то, что на базе предприятия создается холдинг ракетного двигателестроения.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36014/

Источник: макет корабля "Федерация" отправили на испытания в аэродинамические трубы ЦАГИ

29 апреля 2018

Макет нового российского пилотируемого космического корабля "Федерация" проходит серию испытаний в аэродинамических трубах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского.

В отличие от "Союзов", "Федерация" будет устанавливаться на ракету-носитель в открытом виде - поверхность носовой части корабля будет выполнять функцию головного обтекателя.

В ЦАГИ также планируется исследовать поведение и управляемость корабля в воздухе при отстреливании головного блока от ракеты в случае аварии на старте или во время выведения.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36151/

9.    Новые технологии

Роскосмос представил свои наработки на салоне «Архимед-2018»

05 апреля 2018

Предприятия Роскосмоса принимают участие в Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2018», который проходит с 5 по 8 апреля 2018 года в Москве, КВЦ «Сокольники» павильон №2. АО «ОРКК», Холдинг «Российские космические системы», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», ФГУП «Центр Келдыша», ПАО «РКК «Энергия», ФГУП «ЦНИИмаш» представляют посетителям и экспертам изобретения и инновационные технологии, которые могут быть применены при разработке новой ракетно-космической техники.

РКК «Энергия» совместно с ЦНИИмаш демонстрируют модуль системы оперативного определения координат точки метеоритного пробоя гермооболочки пилотируемого космического аппарата с возможностью герметизации пробойного отверстия. Изобретение может быть использовано для обеспечения безопасности космонавтов в полёте в условиях воздействия космического мусора и метеороидных частиц на пилотируемые космические аппараты.

Центр Келдыша представляет инновационное техническое решение для ядерных энергодвигательных установок – вихревую трубку Ранка-Хильша – для увеличения эффективности охлаждения рабочего тела в замкнутом турбомашинном цикле Брайтона.

ИСС им.М.Ф.Решетнева демонстрирует проект космического аппарата, основная часть которого всегда повернута торцом к солнцу и включает в себя все жилые и служебные помещения. Это позволяет правильно ориентировать солнечные батареи, радиаторы охлаждения и защитный экран. В центре тяжести основной части находится узел вращения, на котором расположена рама, предназначенная для крепления двигателей и баков с рабочим телом. Поворот основного блока вокруг своей оси и поворот рамы вокруг основного блока позволяет, сохраняя ориентацию всех систем на солнце, использовать двигатели для полета в любом направлении. Данная конструкция может быть использована для создания орбитальных станций и осуществления пилотируемых полетов к ближним планетам.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24868/

В России заработала первая "народная" интернет-обсерватория

11  апреля 2018 г.

AstroNYX, первая в России "открытая" сеть автоматизированных телескопов, работой которых может управлять любой интернет-пользователь, получила первые фотографии и готовится к работе с первыми добровольцами.

"После запуска проекта не нужно будет покупать дорогую аппаратуру, погружаться в технические детали и ждать ясного неба, чтобы увидеть звезды. Каждый человек сможет наблюдать за небом со смартфона или компьютера. Мы планируем дать доступ к сайту первым бета-тестерам уже летом", — заявил Виктор Черников, директор группы компаний НСТР.

Сегодня в мире существует несколько сетей роботизированных телескопов, таких как российский проект "МАСТЕР", созданный усилиями ученых из МГУ, которые одновременно наблюдают за ночным небом в разных странах и даже на разных континентах. Они позволяют вести наблюдения за огромными участками ночного неба и оперативно реагировать на появление новых вспышек сверхновой, затмения и прочие интересные события в космосе.

Все подобные сети открыты для астрономов-профессионалов, однако простым людям получить доступ к ним не так то просто. Как правило, у обывателей есть возможность заказать фотографию конкретного объекта, но они не могут самостоятельно управлять телескопом и наблюдать за ночным небом тогда, когда им это нужно.

Впервые такая возможность появилась у пользователей сети в 2004 году, когда заработал проект Slooh – первая в мире "общественная" интернет-обсерватория. Ее пользователи получили возможность видеть то, на какие объекты "смотрит" один из телескопов на Канарских островах, в Чили и в Испании, и даже управлять его положением, уровнем приближения и прочими параметрами.

Первый российский проект такого рода – AstronNYX – будет запущен в нашей стране уже в ближайшее время. Он начался как краудфандинговый проект на сайте Boomstarter в 2016 году, и его реализацией уже три года занимается российский космический стартап НСТР, одно из подразделений которого недавно создало и протестировало первый в России частный ракетный двигатель.

источник  - https://ria.ru/science/20180411/1518384061.html

10. Новости МКС

На МКС запущен охотник за штормами

03 апреля 2018

Европейское Космическое Агентство собирается проводить мониторинг электрических выбросов в верхнюю атмосферу Земли. С этой целью оно запускает на борт МКС новый инструмент. Речь идет о Мониторе Атмосферных Взаимодействий (ASIM). Этот инструмент стартовал 2 апреля на борту космического грузовика Дракон из Космического Центра имени Кеннеди во Флориде, США.

С высоты 400 километров от поверхности Земли ASIM будет в состоянии поймать гигантские электрические выбросы, явление, трудно с поверхности нашей планеты, но ранее изученное с комплекса МКС европейским космонавтом Андреа Модженсеном в 2015 году.

Этот монитор будет улучшать наше понимание эффекта гроз на Земную атмосферу и способствовать более точным моделям климата.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19709

"Роскомос" намерен увеличить длительность экспедиций на МКС до 200 суток

19  апреля 2018 г.

Госкорпорация "Роскосмос" планирует увеличить длительность экспедиций на Международную космическую станцию до 200 суток.

В настоящее время длительность экспедиций составляет около 160-180 суток. Экипажи прилетают на МКС по четыре раза в год на российских кораблях "Союз" — дважды в первой и во второй половине года. В 2019 году планируется сократить количество полетов российских кораблей до трёх.

источник  - https://ria.ru/science/20180419/1518979560.html

«Прогресс МС-07» сведён с орбиты

26 апреля 2018

28 марта 2018 года ТГК «Прогресс МС-07» по штатной программе расхождения объектов отошёл от стыковочного отсека «Пирс» (СО1) российского сегмента МКС.

После расстыковки космический корабль «Прогресс МС-07» в автономном режиме продолжил орбитальный полёт, в ходе которого проводились научно-прикладные исследования и эксперименты.

В соответствии с программой полёта ТГК «Прогресс МС-07» 26 апреля 2018 года была включена на торможение двигательная установка. Двигатель отработал 205 сек.

В 07:42 мск корабль вошёл в плотные слои атмосферы, а в 07:51 мск несгораемые фрагменты его конструкции затонули в несудоходном районе акватории Тихого океана.

Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-07» находился в составе МКС с 16 октября 2017 года.

источник  - https://www.roscosmos.ru/25006/

В России ведется разработка сауны и стиральной машинки для космонавтов

30 Апреля 2018

Из санитарно-гигиенических систем на советских космических станциях, начиная с «Салют-7», устанавливался лишь душ. Последний раз подобная система использовалась на орбитальной станции «Мир». На МКС же душ не предусмотрен по ряду причин, одна из которых заключается в размерах кабинки. Кроме того, причиной отказа от душевой оказалась банальная лень экипажа станции – космонавты забывали вытирать внутренние стенки душа досуха. В то же время сами космонавты неоднократно выражали желание получить новую душевую кабину. В настоящий момент ее «заменяют» влажные полотенца.

В решении научно-технического совета института принято начать разработку средств санитарно-гигиенического обеспечения (душ, сауна, рукомойник, умывальник, стирка) и системы регенерации санитарно-гигиенической воды.

В 2017 году в корпоративном журнале РКК «Энергия» появилась статья, в которой с приведением чертежей описывалась стиральная машинка для использования в космосе. В статье отмечалось, что такое устройство позволило бы существенно сократить расход на станции средств личной гигиены, а также предметов одежды. На данный момент космонавты носят один костюм трое-четверо суток, после чего просто выбрасывают его.

К слову, сейчас на российском сегменте МКС работает несколько систем разработки НИИхиммаш. Среди них: система регенерации воды из конденсата атмосферной влаги СРВ-К2М, система приема и консервации урины СПК-УМ, система электролизного получения кислорода «Электрон-ВМ», система очистки от углекислого газа «Воздух», а также система очистки от вредных микропримесей СОА-МП. В результате аварии грузового корабля «Прогресс» была потеряна установка по регенерации воды из урины, которую везли на МКС. Новую систему доставили на станцию в этом году. Для питья использовать полученную таким образом воду не планируется, но она будет использоваться для технических нужд.

На проходившей в конце прошлого года конференции по космической биологии и медицине представители НИИхиммаш отметили, что установленные на МКС системы регенерации воды позволят в будущем получать до 88 процентов жидкости путем переработки. По расчетам специалистов в идеале эту цифру можно довести до 94 процентов. На сегодняшний день количество переработанной жидкости, используемой российским сегментом МКС, составляет лишь 38 процентов от общего объема. Несмотря на это, с 1998 года за счет переработки различных жидкостей и атмосферной влаги было получено более 21 тонны воды и более 5 тонн кислорода.

источник  - https://hi-news.ru/technology/v-rossii-vedetsya-razrabotka-sauny-i-stiralnoj-mashinki-dlya-kosmonavtov.html

11. Исчерпание ресурса МКС

Проведена коррекция орбиты МКС

18 апреля 2018

Для выполнения манёвра была включена двигательная установка транспортного грузового корабля «Прогресс МС-08», пристыкованного к МКС. Время работы двигательной установки составило 126,5 сек. В результате станция получила приращение скорости на 0,25 м/сек.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24953/

На МКС заменили "самовар" с водой для космонавтов

26 апреля 2018

В РКК "Энергия" подтвердили РИА Новости, что российские космонавты заменили блок подогрева воды ("самовар") на российском сегменте международной космической станции.

Ранее сообщалось, что в горячей воде на российском сегменте МКС обнаружили желтую примесь. Позднее руководитель полета российского сегмента Владимир Соловьев сообщил, что примесь попала в воду из-за накипи в блоке подогрева воды, который попросту состарился. Он же рассказал, что космонавты называют этот блок "самоваром", и что его замена не представляет особой сложности.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36124/

12. Дальнейшее развитие МКС

Запуск модуля "Наука" могут перенести на 2019 год

11 апреля 2018

Запуск Многофункционального лабораторного модуля "Наука" к МКС может быть отложен на вторую половину 2019 года.

"Модуль должны были отправить на космодром Байконур в апреле, но он все еще продолжает находиться на предприятии-изготовителе – в Центре им. Хруничева. Официально сроки запуска так и планируются на декабрь 2018 года, но в реальности все понимают, что он состоится не ранее второй половины 2019 года.

Перенос запуска на конец лета следующего года может быть не последним и речь может идти о конце 2019 года. Для подготовки к запуску "Наука" должна в течение 6-9 месяцев проходить подготовку на космодроме.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35974/

"Роскосмос" опроверг сообщения о совместном с Китаем полете на МКС

19  апреля 2018 г.

"Роскосмос" опроверг переговоры с КНР о полете китайских тайконавтов на МКС или российских космонавтов на китайскую орбитальную станцию.

Ранее генеральный секретарь Китайской национальной космической администрации Тянь Юйлун сообщил, что Китай и Россия ведут переговоры об отправке китайских тайконавтов в российский сегмент Международной космической станции, а российских космонавтов — на Китайскую космическую станцию.

"Информация не соответствует действительности. Китай не является участником программы Международной космической станции. Предложения по участию КНР в программе, если они поступят, должны обсуждаться всеми странами-участниками. Пока таких обсуждений не было. Несколько лет назад были дискуссии об участии китайских экипажей в программе МКС, но этого не произошло", — заявили в "Роскомосе".

"Переговоры о возможном посещении российскими космонавтами китайской орбитальной станции в настоящее время также не имеют реальных контуров", — отметили в российской госкорпорации.

источник  - https://ria.ru/science/20180419/1519030130.html

S7 Space планирует открыть "Орбитальный космодром" на базе МКС к 2024 году

19 апреля 2018

Владелец плавучего космодрома "Морской старт" намерен на рубеже 2022-2024 годов создать на базе элементов МКС "орбитальный космодром", заявил генеральный директор компании S7 Space (дочернее предприятие S7 Group) Сергей Сопов.

"Следующий этап, если мы говорим о периоде 2022-2024 годов, заключается в создании на базе элементов Международной космической станции "Орбитального космодрома". Корпорация Boeing еще в прошлом году обратилась к NASA с предложением о "приватизации" американского сегмента станции с целью его коммерческой эксплуатации. Этот шаг идет в русле политики США по коммерциализации деятельности на низкой околоземной орбите, которую Америка передвигают последние два десятилетия", — сказал Сопов.

Сопов напомнил, что проект предлагается реализовать в формате концессионного соглашения на российский сегмент МКС. Помимо того, основным структурным элементом такого космодрома должны стать разрабатываемые в России многоразовые межорбитальные буксиры с ядерной энергетической установкой мегаваттного класса.

источник - https://ria.ru/science/20180417/1518799781.html

РКК «Энергия» проводит испытания макета НЭМ

27 апреля 2018

Сотрудники летно-испытательного отдела РКК «Энергия» совместно с ИМБП РАН и Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина завершили эксперимент по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля (НЭМ).

Испытательная бригада состояла из двух экипажей и группы специалистов, которая выполняла функции Центра управления полетами (ЦУП). Условный «план полёта» космонавтов и оснащение макета в данном эксперименте были подобраны таким образом, чтобы оценить взаимодействие между экипажем, оборудованием и функциональными зонами модуля.

В ходе эксперимента, который проводился 24 и 26 апреля, был смоделирован рабочий день экипажа из трех человек: имитировались ручной режим стыковки с грузовым кораблём, работа с научной аппаратурой, техническое обслуживание и ремонт модуля.

источник  - https://www.roscosmos.ru/25013/

13. Спутниковая группировка

Роскосмос планирует создать систему для предотвращения аварий в космосе

02 апреля 2018

Предприятия, которые входят в состав государственной корпорации Роскосмос, намереваются разработать систему, которая позволит предотвращать столкновение аппаратов в открытом космосе. С этой целью госкорпорация запустила проект под названием «Космический навигатор», целью которого является предотвращение столкновений аппаратов, находящихся на орбите, сообщили российские СМИ.

«Космический навигатор» будет передавать информацию всем операторам, обслуживающим спутниковые группировки. Следует отметить, что по данным Международной системы контроля космического пространства, каждые сутки аппараты в космосе сталкиваются с различными объектами. Случаи столкновения спутников редки, но они все же фиксируются. Первый зафиксированный случай столкновения спутников произошел в начале февраля 2009 года.

Тогда российский аппарат «Космос – 2251» столкнулся с американским спутником Iridium 33. В результате столкновения в космическом пространстве образовалось облако из нескольких сотен осколков. Столкновение аппаратов произошло ориентировочно на высоте 788 кмв.

Ученые подсчитали, что примерно в 2023 году на околоземной орбите в сутки может происходить до 300 столкновений различных объектов. Специалисты уверены, что количество столкновений на орбите вырастет сразу в несколько раз из-за развертывания масштабных систем связи SpaceX, OneWeb и других.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10799

В России разработают "правила космического движения"

5  апреля 2018 г.

Головной научный институт Роскосмоса ЦНИИмаш займется созданием технологий управления крупными орбитальными группировками с учетом фактора космического мусора.

Соответствующее решение принято на заседании экспертной комиссии Совета РАН по космосу, протокол которого есть в распоряжении РИА Новости.

Первыми в 2016 году на вопросы управления движением крупными орбитальными группировками в условиях возрастающей угрозы со стороны космического мусора обратили внимание в НАСА. С тех пор работы над созданием технологических платформ по управлению космическим движением ведутся рядом стран мира.

"В сложившейся ситуации, по аналогии с регулированием воздушного и дорожного движения, появляется необходимость разработки правил управления космическим движением. Введение технологии управления космическим движением требует совершенствования целого ряда технических и нормативно-правовых аспектов", — говорится в протоколе решения экспертной комиссии.

источник  - https://ria.ru/science/20180405/1517972925.html

Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с мыса Канаверал

3 апреля 2018

Ракета-носитель Falcon 9 с космическим грузовым кораблем Dragon стартовала с мыса Канаверал в 16:30 по местному времени (23:30 мск). Об этом американская частная космическая компания SpaceX сообщила в своем микроблоге в Twitter.

Корабль Dragon должен доставить груз для экипажа МКС.

источник  - https://iz.ru/727532/2018-04-03/raketa-nositel-falcon-9-startovala-s-mysa-kanaveral

На выставке в Чили Роскосмос представил микроспутники "Блиц" и "Ларец"

3  апреля 2018 г.

"Роскосмос" представил на авиационно-космическом салоне FIDAE-2018 в столице Чили Сантьяго сферические лазерные микроспутники "Блиц" и "Ларец", а также перспективный космический аппарат "Арктика-М".

Один из ведущих российских производителей автоматических комплексов представил макет перспективного космического аппарата "Арктика-М". Космический аппарат предназначен для информационного обеспечения при решении задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в Арктическом регионе. Два спутника "Арктика-М" в составе одноименной высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы обеспечат круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана, а также постоянную надежную связь и другие телекоммуникационные услуги.

Ведущая интегрированная структура российской ракетно-космической промышленности в области разработки и производства систем прецизионного приборостроения, квантово-оптических и оптико-электронных систем, НПК "СПП" демонстрирует на стенде сферический лазерный микроспутник "Блиц" и пассивный лазерный спутник "Ларец", предназначенные для высокоточного определения орбит геодезических и навигационных спутников, калибровки измерительных радиотехнических систем на орбите, определения параметров вращения и уточнения гравитационного поля Земли, координатной поддержки научных экспериментов.

источник  - https://ria.ru/space/20180403/1517841173.html

Выведенный на орбиту японский военный спутник начнет работу в июле

6  апреля 2018 г.

Министерство обороны Японии рассчитывает, что второй из трех военных спутников связи, который был успешно выведен на орбиту ракетой-носителем Ariane 5, начнет работу в июле текущего года.

Старт состоялся с космодрома Куру во Французской Гвиане. На борту ракеты также находился британский спутник связи HYLAS 4.

"Кирамэки-1" стал вторым из трех космических аппаратов военного назначения, которые заменят гражданские аналоги, используемые до сих пор. Новые спутники будут обеспечивать прямую высокоскоростную связь между частями сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил самообороны Японии. Необходимость военного спутника объяснялась попыткой улучшить инфраструктуру коммуникаций на фоне ядерной и военной угроз со стороны КНДР.

Спутник "Кирамэки-1" будет работать над Тихим океаном, "Кирамэки-2" будет функционировать над Индийским океаном, а "Кирамэки-3" — над территорией Японии. Все эти спутники рассчитаны на 15 лет работы и используют для коммуникаций X-диапазон.

источник  - https://ria.ru/science/20180406/1518039563.html

Запуск нового спутника связи для "Газпрома" наметили на январь 2019 года

6  апреля 2018 г.

Запуск нового космического аппарата связи "Ямал-601" планируется в январе 2019 года на ракете-носителе "Протон", заявил генеральный конструктор спутникового оператора "Газпром космические системы" (ГКС) Николай Севастьянов.

"Планируем запустить в январе следующего года", — сказал он.

Как уточнил заместитель гендиректора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот, новый спутник создает французский производитель Thales Alenia Space на своих мощностях в Канне. В рамках финансирования проекта "Ямал-601" для строительства спутника "Сбербанк" ранее предоставил пять кредитных линий на сумму более 350 миллионов евро.

"Ямал-601" строится на базе платформы Spacebus-4000. Объем ресурса С-диапазона спутника "Ямал-601" составит 38 эквивалентных транспондеров, Ka-диапазона — 16 транспондеров по 450 МГц и четыре транспондера по 1,8 ГГц. При этом 26 транспондеров Ка-диапазона, 19 — Ku –диапазона и 16 — С-диапазона будут нацелены на Россию. Спутник "Ямал-601" займет точку стояния 49° восточной долготы для замены действующего спутника "Ямал-202" и развития бизнеса в этой позиции.

В С-диапазоне спутник охватит видимую часть территории России, страны СНГ, Европу, Ближний Восток и часть Юго-Восточной Азии. Многолучевая зона обслуживания в Ка-диапазоне охватит наиболее населенную часть России, включая Калининградскую область, Урал и Западную Сибирь. Срок активного существования спутника — 15 лет. Изначально запуск аппарата планировался на 2016 год.

источник  - https://ria.ru/science/20180406/1518036714.html

В Индии запущен навигационный спутник

11 апреля 2018 г. из Космического центра имени Дхавана Сатиша на о. Шрихарикота специалистами Индийской организации космических исследований осуществлен пуск РН PSLV-XL с навигационным спутником IRNSS-1I (43286 / 2018-035A). Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35987/

С мыса Канаверал запущена РН Atlas-5

14 апреля 2018 г. с площадки SLC-41 Станции ВВС США "Мыс Канаверал"  стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск РН Atlas-5 (AV-079) с военным коммуникационным спутником CBAS (Continuous Broadcast Augmenting SATCOM), а также космическим аппаратом EAGLE (ESPA Augmented GEO Laboratory Experiment).

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36020/

Запущен спутник Минобороны РФ

19 апреля 2018 года в с космодрома Байконур осуществлен запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом в интересах Министерства Обороны РФ. Все операции по выводу космического аппарата прошли штатно. Пусковая кампания была завершена через несколько часов после старта успешным отделением космического аппарата от разгонного блока «Бриз-М» на расчетной орбите.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24972/

Россия неспособна самостоятельно создавать спутники

20 апреля 2018

Доля иностранной электроники в российских гражданских спутниках связи достигает 70 процентов, заявил замглавы Россвязи Игорь Чурсин на конференции Satellite Russia. По его словам, зависимость от иностранных комплектующих вызывает трудности в производстве новых российских спутников.

«Сейчас, к сожалению, ситуация такова, что, как правило, российские компании, которые производят спутники, на 70 процентов зависят от электронно-компонентной базы иностранного производства. Процесс этот сложный и долгий по времени, но с каждым годом до 10 процентов мы производим импортозамещение на комплектующие российского производства. Но все равно высокая зависимость складывается в определенные трудности», — отметил Чурсин.

источник  - https://hi-news.ru/technology/rossiya-nesposobna-samostoyatelno-sozdavat-sputniki.html

Шесть вузов РФ планируют создать группировку научных наноспутников

21 апреля 2018

Представители шести российских вузов подписали соглашение о формировании консорциума по созданию в 2021 году группировки научно-образовательных наноспутников для исследования околоземного космического пространства, сообщили в пресс-службе Самарского национального исследовательского университета.

По данным пресс-службы, Самарский национальный исследовательский университет выступил инициатором и организатором проекта, к которому также присоединились Сибирский государственный университет науки и технологий, Амурский государственный университет, Омский государственный технический университет, Ижевский государственный технический университет и Ульяновский государственный университет, а также компании "Технологии ГЕОСКАН" и "Астрономикон".

Цель проекта — создание уникального инструмента для изучения геофизических полей и создания трехмерных нестационарных моделей, выявления скрытых взаимосвязей, которые в перспективе могут помочь решению многих задач, например, прогнозирования стихийных бедствий — землетрясений.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36090/

Система ГЛОНАСС перестала работать по всему миру

25 апреля 2018

Российская система навигации ГЛОНАСС-М перестала работать по всему миру из-за потери связи с двумя спутниками. Как передает Интерфакс, сигнал от ГЛОНАСС-М № 734 пропал 19 апреля, позднее была потеряна связь с ГЛОНАСС-М № 723. В настоящее время на орбите продолжают действовать 22 спутника российской глобальной навигационной спутниковой системы. Для покрытия территории РФ достаточно 18 действующих спутников, тогда как для всей планеты необходимо 24 работающих космических аппарата.

В свою очередь, в Роскосмосе заявили, что российская группировка ГЛОНАСС "по всему миру функционирует в штатном режиме в полном объеме". "Российская группировка ГЛОНАСС покрывает территорию всей планеты. Всего на орбите находится 25 аппаратов ГЛОНАСС", - цитирует ТАСС источник в Роскосмосе.

источник  - https://forum-msk.org/material/news/14580813.html

С Плесецка запущен европейский спутник

25 апреля 2018 г. с космодрома Плесецк стартовыми расчетами АО “Центр Хруничева” при поддержке боевых расчетов Космических войск ВКС Министерства обороны РФ по заказу компании Eurockot осуществлен пуск РН “Рокот” с разгонным блоком “Бриз-КМ” и европейским спутником Sentinel-3B.

Sentinel-3В предназначен для решения задач программы мониторинга окружающей среды Copernicus (“Коперник”), известной ранее как “Программа глобального мониторинга в интересах охраны окружающей среды и безопасности” (CMES - Global Monitoring for Environment and Security programme). Программа Copernicus осуществляется под эгидой Еврокомиссии в партнёрстве с ЕSA и Европейским агентством по окружающей среде. Sentinel-3В будет заниматься сбором данных дистанционного мониторинга о состоянии океанов, морских льдов и прибрежных зон.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36123/

В ИСС Решетнева рассказали о состоянии украинского спутника "Лыбидь"

28 апреля 2018

Состояние украинского спутника "Лыбидь", находящегося на ответственном хранении у ИСС им. Решетнева, позволяет вывести его из консервации в короткие сроки и подготовить к запуску, сообщил в интервью гендиректор предприятия Николай Тестоедов.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36142/

ГЛОНАСС планирует снизить долю иностранных деталей в спутниках до 10%

28 апреля 2018

Российские навигационные спутники ГЛОНАСС будут на 90% собираться из отечественных деталей к 2022 году, сообщил гендиректор предприятия-производителя аппаратов "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов.

По его словам, сейчас доля отечественных комплектующих в спутниках – более 60%. Вместе с тем, полностью "импортозаместить" комплектующие ГЛОНАССов планируется к 2025 году.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36141/

14. Космические телескопы и ДЗЗ

Росатом планирует создать альтернативу ГЛОНАСС и GPS

12 апреля 2018

Центр космического приборостроения планируют создать к 2019 году, в нем будут производить приборы для изучения Вселенной, а также для навигации по рентгеновским пульсарам в дальнем космосе как альтернативы системам ГЛОНАСС и GPS.

Центр планируется создать в РФЯЦ-ВНИИЭФ (Саров).

"Основным видом деятельности центра будет выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической тематике. Определены основные направления работы центра: продолжение работ по проекту "Спектр-Ультрафиолет", в состав которой войдут телескоп и прибор для регистрации ультрафиолетового излучения звезд, создание технологии и системы автономной астронавигации по рентгеновским пульсарам, которая составит альтернативу ГЛОНАСС и GPS и может решить задачи навигации при полетах в дальнем космосе, создание научно-технической базы для отработки технологии удаленной связи с использованием лазера, использование задела по проекту "Спектр-РГ" в перспективном проекте "Гамма-400", — сказал представитель ВНИИЭФ.

Ранее в РФЯЦ-ВНИИЭФ была создана производственная база для изготовления металлических рентгеновских зеркал с шероховатостью рабочих поверхностей менее одного нанометра и отклонением от заданной формы менее 2 микрон. В мире подобной технологией обладает еще только НАСА. Результатом ее практического применения стало создание совместно с Институтом космических исследований РАН и немецкими партнерами уникальной космической обсерватории "Спектр-РГ", в состав которой вошли два рентгеновских зеркальных телескопа: eROSITA европейского производства и российский ART-XC, который по основным параметрам превосходит все предыдущие аналоги.

Эти приборы обеспечат круглосуточный обзор космического пространства, спектроскопию и временной анализ галактических и внегалактических излучений. ART-XC и eROSITA будут вести наблюдение за излучением звёзд в разных областях спектра электромагнитного излучения. ART-XC рассчитан на энергии квантов более жесткого спектрального диапазона, что позволило увеличить чувствительность прибора практически в 40 раз. В 2016 году лётный образец телескопа был поставлен заказчику – НПО имени Лавочкина. Сообщалось, что запуск обсерватории намечен на 2019 год.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36001/

Итоги работы аппарата «Радиоастрон» выложены в открытый доступ

16 апреля 2018

Данные космической научной обсерватории «Спектр-Р», предназначенной для проведения фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра по международной программе «Радиоастрон», получили постоянную «прописку» в открытом доступе.  Астрокосмический центр (АКЦ) ФИАН пригласил исследователей принять участие в работе с материалом, полученным крупнейшим в мире наземно-космическим радиоинтерферометром.

В настоящий момент в свободном доступе находятся прокоррелированные данные наземных и космического радиотелескопов за период с июля 2011 по июль 2015 года. В этот промежуток времени в рамках научной программы миссии наблюдалось множество источников различных классов: активных ядер галактик, пульсаров, водяных и гидроксильных мазерных источников, которые ждут дополнительного анализа.

Для доступа к обработанным на корреляторе АКЦ данным организован удобный веб-интерфейс, доступный по адресу: источник  - http://radata.radioastron.ru/ Поиск данных можно осуществлять по различным параметрам: названию источника, дате наблюдений, автору заявки на эксперимент и другим.

Данные экспериментов, проведённых после июля 2015 года, все еще имеют статус «proprietary», и доступны для скачивания только авторами заявок на соответствующие эксперименты.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24938/

«Спектр-РГ» получил инновационный радиокомплекс

19 апреля 2018

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») изготовил и передал заказчику новый высокэффективный бортовой радиокомплекс (БРК) для международной орбитальной астрофизической обсерватории «Спектр-РГ». Созданные в РКС уникальные приборы позволят ученым управлять космическим аппаратом и получать научную информацию на расстоянии до 1,8 млн км от Земли.

Установленный на борту «Спектр-РГ» радиокомплекс будет принимать команды с Земли, участвовать в проведении траекторных измерений, а также передавать на Землю телеметрическую и научную информацию. Инновационные конструкторские и технологические решения РКС позволили собрать этот функционал в одном комплексе. Масса служебных систем космического аппарата существенно сократилась в пользу целевой нагрузки – немецкого рентгеновского телескопа eROSITA и российского телескопа APT-XC.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24971/

Завершено производство многоспектальных камер для первого спутника системы «Арктика»

27 апреля 2018

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в 2017 году завершили разработку и изготовили комплект многозональных сканирующих устройств (МСУ-ГСМ) для первого аппарата новой высокоэллиптической спутниковой системы «Арктика». Приборы переданы НПО им. С.А. Лавочкина для установки на космический аппарат, запуск которого запланирован на 2019 год.

По набору оборудования спутник «Арктика-М» будет аналогичен метеорологическим геостационарным аппаратам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) серии «Электро-Л». «Арктика-М» будет размещена на высокоэллиптической орбите, что позволит ей собирать метеорологическую и гидрологическую информацию о состоянии полярных областей Земли, которые плохо просматриваются геостационарным комплексом «Электро-Л».

Орбита «Арктики» имеет свои особенности – аппарат будет периодически удаляться от земной поверхности и давать разномасштабные изображения, у него будет отличная от вращения Земли скорость, а также непрерывное изменение ракурса съемки. Все это повышает риски получения дополнительных деформаций изображения и требует использования специальных процедур нормализации, которые будут эффективны только при наличии высокоточных измерений параметров движения съемочной системы.

источник  - https://www.roscosmos.ru/25014/

"Спектр-РГ" могут отправить на орбиту на месяц позже

29 апреля 2018

Запуск российско-немецкой орбитальной обсерватории "Спектр-РГ" могут отложить еще на месяц и оправить ее в космос в апреле 2019 года, сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

Ранее сообщалось, что "Спектр-РГ" будет запущена в 2014 году, после чего планируемая дата запуска несколько раз переносилась по разным причинам. По информации СМИ, последний перенос связан с неготовностью бортового радиокомплекса. В апреле было официально объявлено, что радиокомплекс достроен, а запуск назначен на март 2019 года.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36149/

15. Коммерциализация и международное сотрудничество

РКК "Энергия" сообщила о сотрудничестве с НАСА в полетах на МКС в 2019 году

5  апреля 2018 г.

РКК "Энергия" подтвердила факт приобретения НАСА трех мест в российских кораблях "Союз" для полета к МКС в 2019 году.

Ранее сообщалось, что НАСА приобрело у компании Boeing два места в кораблях "Союз" в 2017 и 2018 годах, а также опцион на приобретение еще трех мест в 2019 году. Затем в НАСА сообщили, что воспользовались этим опционом.

Места в "Союзах" могли понадобиться американской стороне на случай, если разрабатываемые корабли Boeing CST-100 Starliner не будут готовы к доставке экипажей на МКС к этому времени.

источник  - https://ria.ru/space/20180405/1517998388.html

Центр Хруничева заключил контракт на 11 пусков ракет "Протон" для OneWeb

12 апреля 2018

Космический центр имени Хруничева заключил новый контракт на 11 запусков ракет-носителей тяжелого класса "Протон" для спутникового оператора-провайдера космического интернета компании OneWeb, заявил гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

Первые космические аппараты для обеспечения широкополосного доступа в интернет пользователей в любой точке мира будут выведены на орбиту во второй половине 2018-го года также на российских ракетах "Союз-СТ".

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36000/

Выручка от экспорта Роскосмоса за год выросла в полтора раза

12 апреля 2018

Экспортная выручка Роскосмоса в 2017 году выросла до 1,9 миллиарда долларов, это рекордный показатель за все последние годы, заявил гендиректор госкорпорации Игорь Комаров.

Согласно приведенным данным, экспорт Роскосмоса в 2017 году вырос в полтора раза по сравнению с 1,3 миллиарда долларов в 2016 году — до 1,9 миллиарда долларов.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35994/

Ангольский спутник "Ангосат-1" невозможно восстановить

15 апреля 2018

Первый ангольский телекоммуникационный спутник "Ангосат-1", связь с которым была потеряна 27 декабря 2017 года, не подлежит восстановлению.

После неоднократных попыток установить полноценную связь и взять ангольский спутник на управление, которые были возобновлены в апреле, специалисты пришли к выводу о неработоспособности аппарата. Однако комиссия пока не сделала соответствующего заключения по "Ангосату".

В Роскосмосе и изготовившей спутник РКК "Энергия" не стали комментировать эту информацию.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36021/

Роскосмос планирует совместный проект с Бельгией

16 апреля 2018

«Главкосмос» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») провел трёхстороннюю встречу с представителями Московского авиационного института (МАИ) и Льежского космического центра (Centre Spatial de Liege, Бельгия) по вопросам разработки, создания и запуска малых космических аппаратов (МКА) типа CubeSat ведущими профильными вузами России.

Стороны определили, что в рамках совместной работы специалисты из Бельгии разработают оптическую полезную нагрузку, работающую в инфракрасном диапазоне. Задачей МАИ станет проектирование, изготовление и наземная отработка платформы МКА. «Главкосмос» обеспечит общую координацию проекта и запуск МКА на ракете-носителе «Союз-2».

источник  - https://www.roscosmos.ru/24940/

В Европейском космическом агентстве рассказали о перспективах Украины

19 апреля 2018

Решение о вступлении Украины в Европейское космическое агентство (ЕКА) не будет принято в ближайшем будущем, сообщил РИА Новости генеральный директор ЕКА Ян Вернер.

"Украина попросила о более близком сотрудничестве, и у нас есть всего несколько контактов с Украиной. Но, конечно, мы должны ответить… мы в процессе обсуждения этого вопроса… Я не думаю, что решение (по этому вопросу — ред.) будет очень скоро", — сказал Вернер.

Как отметил гендиректор агентства, Украина в прошлом году активно сотрудничала с ЕКА, чтобы стать его членом.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36066/

Россия капитулировала перед SpaceX на мировом рынке космических пусков

20 Апреля 2018

Если еще в 2013 году Россия контролировала почти половину мирового рынка космических пусков со своим крупным парком ракет, включая ракеты «Протон», то технические проблемы с последними, а также конкуренция со стороны компании SpaceX и других игроков существенно уменьшили долю России, пишет издание Ars Technica. В этом году она может рассчитывать лишь на примерно 10 процентов от общего количества коммерческих запусков спутников, в то время как SpaceX проведет 50 процентов таких пусков.

В прошлом руководители российской космической отрасли вели жесткие разговоры о соперничестве со SpaceX, обещая недорогие и надежные услуги по выводу аппаратов на околоземную и геостационарную орбиту. Например, российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» ускоренными темпами разработала новую ракету-носитель «Союз-5», бросив вызов SpaceX.

Но во вторник главный российский руководитель по космическим полетам, заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин сделал в интервью телеканалу РБК весьма примечательное заявление о конкуренции России со SpaceX.

«Рынок средств выведения — это всего 4 процента от рынка космических услуг. То есть толкаться с Илоном Маском на этом рынке и еще с китайцами — это толкаться за эти 4 процента», — сказал он, добавив, что хорошие деньги можно делать на производстве полезной нагрузки.

Согласно данным независимого анализа, глобальный рынок космических пусков ежегодно приносит 5,5 миллиарда долларов. Следовательно, лишившись половины своего рынка, российская отрасль потеряет около двух миллиардов, а это значительная доля ее невоенного аэрокосмического бюджета.

Наиболее примечательно в комментариях Рогозина то, что самый прославленный провайдер космических пусков впервые публично уступил этот рынок другим провайдерам, прежде всего ракетной компании, которая появилась лишь в 2002 году, а первую ракету вывела на орбиту менее 10 лет назад, отмечает Ars Technica.

источник  - https://hi-news.ru/technology/zapadnye-smi-rossiya-kapitulirovala-pered-spacex-na-mirovom-rynke-kosmicheskix-puskov.html

Работы по проекту «Ангосат» будут продолжены

23 апреля 2018

Делегация РКК «Энергия» приняла участие в переговорах по проекту «Ангосат», которые прошли в Республике Ангола.

Стороны обсудили условия дополнительного соглашения к действующему контракту, которое было подписано сторонами 23 апреля, и договорились о начале работ по созданию космического аппарата «Ангосат-2» - модернизированной версии спутника «Ангосат-1». По словам Жозе Карвалью да РОША, министра телекоммуникаций и информационных технологий, соглашение позволит начать работу по «Ангосату -2» уже завтра.

Проект «Ангосат» реализуется в рамках заключенного в 2009 году контракта. 26 декабря 2017 года с космодрома Байконур был произведен запуск ракеты космического назначения «Зенит-3SLБФ» с КА «Ангосат-1». В расчетное время спутник был выведен на заданную орбиту, однако через некоторое время телеметрическая информация с него перестала поступать. Позднее специалистам РКК «Энергия» удалось восстановить связь с космическим аппаратом и провести комплекс тестов с использованием полученной с орбиты телеметрической информации. В настоящее время продолжает работу комиссия, состоящая из российских и ангольских специалистов, по определению причин нештатной ситуации с «Ангосат-1». Комиссия планирует завершить свою работу в мае.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24980/

«Главкосмос» отмечает годовщину работы на рынке коммерческих запусков

28 апреля 2018

Исполнился один год с даты образования дочерней компании АО «Главкосмос», международного коммерческого оператора пусковых услуг АО «Главкосмос Пусковые Услуги».

За год плодотворной работы Главкосмос и Главкосмос Пусковые Услуги подписали контракт с Корейским институтом аэрокосмических исследований на запуск космического аппарата «CAS500-1» и контракт с компанией «Корея аэроспейс индастриз» на запуск космического аппарата «CAS500-2».

Подписан меморандум с АО «НПО Лавочкина» с целью развития совместных работ по использованию разгонного блока «Фрегат» и его модификаций для расширения бизнеса.

В январе 2018 года было подписано соглашение с американской аэрокосмической компанией «Planet» о запуске 12 космических аппаратов серии «Dove» в качестве попутной полезной нагрузки на запуске космических аппаратов «Канопус-В» №5 и №6 ракетой-носитель «Союз-2». Формирование кластеров попутных полезных нагрузок в рамках коммерческих и государственных миссий продолжается.

АО «Главкосмос Пусковые Услуги» заключает контракты по предоставлению услуг по запуску космических аппаратов с использованием ракет-носителей семейства «Союз-2» с российских космодромов. Кроме того, новая компания участвует в работах по возможному возврату на коммерческий рынок ракет-носителей «Днепр».

источник  - https://www.roscosmos.ru/25016/

16. Популяризация и образование

Обнародован документ об истории первой линии связи с Луной

10 апреля 2018

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») публикует электронную версию исторического документа «Эскизный проект системы радиоконтроля орбиты объекта «Е-1». Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит уникальную информацию о создании в СССР первых лунных аппаратов.

«Е-1» – это индекс, присвоенный автоматическим космическим аппаратам, задачей которых было достичь лунной поверхности и провести замеры ряда параметров в ходе полета. Аппараты «Е-1» по форме и размерам были аналогичны первому спутнику Земли. Сложнейшей задачей для советских инженеров было создание надежной системы радиоуправления, позволяющей очень точно произвести отключение двигателей на завершающем этапе активной стадии полета, а также обеспечить передачу на Землю телеметрической информации на протяжении всего полета.

В ходе работы над радиолинией для «Е-1» был создан первый в мире центр приема и передачи сигналов с межпланетных космических аппаратов. Для осуществления миссии требовались мощные наземные передающие и принимающие антенны с эффективной площадью не менее 400 м2. Никаких специально созданных для таких целей антенн и тем более комплексов связи в то время не было. Поэтому при ограниченном сроке на разработку и изготовление наземных антенн целесообразно использовать поворотные устройства от трофейных радиолокационных станций «Большой Вюрцбург» или SCR-627».

«Большой Вюрцбург» – станции наведения истребительной авиации, которые вместе с полным комплектом конструкторской документации были вывезены советскими специалистами из Германии. 225 кВт американские РЛС SCR-627 поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Обе эти антенны требовали существенной доработки.

Необходимо было выбрать точку с максимальным возвышением объекта «Е-1» над горизонтом. Под это требование подходила южная часть европейской территории СССР. Была выбрана Крымская экспедиция ФИАН в городе Симеиз. Там уже были два рефлектора эффективной площадью 70 м2 и 120 м2.

Приемную часть наземной аппаратуры предполагалось смонтировать стационарно, а передающую – разместить на шасси автомашины ЗИЛ-151.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24900/

ВЦИОМ провёл опрос в связи с Днём космонавтики

11 апреля 2018

Россия – один из лидеров в освоении космоса по мнению 84% опрошенных. Вместе Россией на передовых позициях, по мнению россиян, также США и Китай.

Карьера космонавта для своих детей или внуков кажется привлекательной каждому третьему участнику опроса (32%), и за последние десять лет энтузиастов значительно прибавилось (их доля с 2009 года выросла на 9% - было 23%).

49% граждан не расценивают как фактор, способствующий ускоренным темпам развития усиление частного сектора в космической отрасли. Значительно меньше тех, кто считает, что увеличение числа частных космических компаний приведет к прорыву – лишь 29%. Молодежь видит куда больший потенциал, чем старшее поколение: в различных возрастных группах (от 18 лет до 60+) эта доля колеблется от 56% до 19%.

Половина респондентов (48%) считает, что в ближайшие 100 лет люди достигнут Марса, а 40% уверены, что первой на Красную планету ступит российский космонавт.

Более трети россиян (37%) полагает, что в течение этого века туристические полеты в космос станут финансово доступны. И желание отправиться в космическое путешествие сегодня есть у 26% респондентов (среди мужчин – 32%, среди 18-24-летних – 44%).

источник  - https://www.roscosmos.ru/24910/

Регионы России отметили День космонавтики

12 апреля 2018

Общественные объединения, музейные комплексы и культурные центры организовали празднование Дня космонавтики в регионах России. Так, волонтеры предложили жителям Ивановской области повторить улыбку первого космонавта и запечатлеть это на фотографиях, книгу "Дорога в космос" презентовали в Киржаче под Владимиром, где тренировались командиры первых "Востоков", а в Ханты-Мансийске подготовили видеооткрытку для Роскосмоса, сообщили ТАСС инициаторы мероприятий.

Презентация детской книги "Дорога в космос" в четверг состоялась в городе Киржаче Владимирской области, недалеко от которого первые космонавты проходили летно-парашютную подготовку, а в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин.

"На одном из собраний, по легенде, Юрий Гагарин сказал, что "дорога в космос лежит через Киржач". Действительно, командиры первых "Востоков" проходили здесь летно- парашютную подготовку, тренировались подолгу, здесь же погиб Гагарин. Об этих событиях я в иносказательной форме попытался рассказать детям в своей новой книге", - сказал ТАСС ее автор Евгений Федотов.

Книга стала двенадцатой в цикле "Сказания о земле Киржачской", главный герой которого - белый совенок, символ Киржача, путешествует по городу и знакомится с его легендами, историей и традициями. "Это самая тяжелая сказка цикла, потому что здесь, с одной стороны, надо было дать исторический контекст и не уйти в мистификацию, потому что в книге рассказывается о великих людях и серьезных вещах", - добавил Федоров.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36011/

1.    Административные вопросы

Сенат США утвердил нового директора NASA

20 апреля 2018

Сенат Конгресса США утвердил конгрессмена Джеймса Брайденстайна (республиканец, от штата Оклахома), выдвинутого в начале сентября прошлого года президентом страны Дональдом Трампом, в должности директора NASA.

Его кандидатура была в итоге поддержана необходимым большинством голосов, хотя демократы решительно выступали против данного назначения. Их, в частности, не устраивала позиция Брайденстайна по вопросу глобального потепления - он не считает, что эта проблема является делом рук человека.

42-летний Брайденстайн, служивший в ВВС Национальной гвардии США, стал преемником Чарльза Болдена, который с июля 2009 года до января 2017 года был главой NASA. После этого обязанности руководителя организации исполнял Роберт Лайтфут.

Брайденстайн занимал пост конгрессмена от Оклахомы с 2013 года. Он входил в состав комитетов по делам вооруженных сил и по науке, космосу и технологиям в нижней палате Конгресса. Политик выступает за более активное внедрение коммерческих полетов в космос, а также за расширение существующих программ США по освоению космического пространства. Он - сторонник создания американской базы на Луне.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36070/

NanoRacks, ALTEC и Thales Alenia Space объявили о создании партнерства

20 апреля 2018

Компания NanoRacks объявила о том, что компания совместно с Thales Alenia Space создаст в Турине (Италия) новое подразделение на основе фабрики ALTEC.

Целью открытия нового офиса является создание полноценного бизнес-хаба, который позволит нивелировать трудности вызванные работой в различных временных зонах. Потенциально это действие позволит NanoRacks существенно снизить барьеры между компанией и заказчиками в Европе и Азиии.

Компания преследует цель создать новые возможности для развития, связанные с МКС.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36084/

2.    Марсианские орбитальные аппараты

TGO перешёл на рабочую орбиту

10 апреля 2018

Орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) миссии «ЭкзоМарс» перешел на рабочую орбиту и в ближайшее время начнет изучение газового состава атмосферы в поисках следов метана и окиси углерода, как показателей геологической и биологической активности Красной планеты.

В течение последнего года TGO выполнял маневр аэродинамического торможения (аэробрейкинг), во время которого аппарат на каждом витке приближался к поверхности планеты и снижал скорость из-за соударений с молекулами атмосферы. Начальная орбита TGO, на которую он вышел после прибытия к Марсу в октябре 2016 года, была высокоэллиптической (примерно 96 000 х 300 км) и имела период 4 марсианских суток. В феврале 2017 года, после специального манёвра она была понижена: высота апоцентра составила примерно 33 000, перицентра — 200 км, а период — 1 марсианские сутки. Завершающий маневр этапа аэробрейкинга был выполнен 20 февраля, когда двигатели TGO включились на 16 минут и перевели TGO на эллиптическую орбиту с высотой 1050 х 200 км, периодом чуть более 2 часов.

Сейчас аппарат TGO находится на круговой орбите высотой около 400 км.

источник  - https://www.roscosmos.ru/24901/

3.    Исследования Венеры

Астрономы нашли намеки на присутствие жизни в "кислотных" облаках Венеры

2  апреля 2018 г.

Зонд "Акацуки" обнаружил возможные следы существования микробов в густых сернокислотных облаках в высоких слоях атмосферы Венеры, где царят максимально благоприятные условия для существования жизни, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Не все астрономы считают, что Венера полностью безжизненна. Леонид Ксанфомалити из ИКИ РАН уверен, что на планете есть многоклеточные формы жизни, которые, как он утверждает, можно увидеть на снимках с советских зондов серии "Венера".

Остальные ученые не согласны с ним, отмечая, что этих "насекомых" породили аномалии в методике обработки снимков. Как считают Лимайе и его коллеги, жизнь на Венере следует искать не на ее поверхности, где действительно царят слишком суровые условия, а на большой высоте, в верхних слоях атмосферы.

Как надеются ученые, их соображения привлекут внимание экспертов НАСА и специалистов "Роскосмоса", которые сейчас разрабатывают планы по созданию совместной флагманской миссии — "Венеры-Д".

Ее участники уже предлагали отправить вместе с зондом небольшой беспилотник, который бы изучал венерианские облака и при этом мог бы проверить выкладки Лимайе и его коллег. Само по себе, считают авторы статьи, это является достаточным стимулом для реализации небольшого, но потенциально прорывного научного проекта.

источник  - https://ria.ru/science/20180402/1517747232.html

4.    Космические телескопы и ДЗЗ

Китай вывел на орбиту три спутника ДЗЗ

01 апреля 2018

Китай успешно вывел на орбиту три спутника дистанционного зондирования Земли собственной разработки и производства для гражданского использования.

Пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-4" со спутниками на борту был осуществлен с космодрома Тайюань в северной провинции Шаньси. Позже было подтверждено, что все три спутника один за другим успешно вышли на заданную орбиту.

Как отмечают в CASC, запуск собственных гражданских спутников для дистанционного зондирования позволит многочисленным специализированным предприятиям КНР более не зависеть в этой сфере от других стран и их разработок

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35945/

Сколько звезд будет представлено во втором релизе данных от миссии «Гея»?

09 апреля 2018

Астрономы всего мира готовятся встречать второй релиз данных от спутника Gaia («Гея») Европейского космического агентства, и недавно Консорциум по анализу и обработке данных объявил количество источников, которое будет включено в этот каталог, планируемый к опубликованию 25 апреля.

Запущенный в декабре 2013 г., спутник Gaia составляет карты расположения более чем 1 миллиарда звезд Млечного пути и соседних галактик, измеряя их координаты, параллаксы и собственные движения с беспрецедентным уровнем точности, намного превосходящим одну тысячную долю угловой секунды.

С нетерпением ожидаемый астрономами всего мира второй каталог звезд от миссии Gaia будет содержать координаты и величины яркости 1 692 919 135 звезд, а также данные измерений параллаксов и собственных движений 1 331 909 727 звезд. Для сравнения, первый релиз включал данные по координатам примерно 1 миллиарда звезд, но данные по параллаксам и собственным движениям были приведены лишь примерно для двух миллионов светил.

Кроме того, второй релиз данных от миссии Gaia будет включать большое количество дополнительной информации: цвета 1,38 миллиарда звезд; радиальные скорости 7 224 631 звезды; сведения по 550 737 переменным источникам; оценки температур поверхности 161 497 595 звезд; радиусы и светимости 76 956 778 звезд, а также другую ценную научную информацию.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10825

В США запущен "охотник за экзопланетами"

18 апреля 2018 г. с мыса Канаверал запущена РН Falcon-9 со спутником НАСА TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), предназначенного для поиска подобных Земле планет за пределами Солнечной системы.

Пуск успешный, космический аппарат выведен на заданную орбиту.

Первая ступень носителя совершила успешную посадку на баржу "Of Course, I Still Love You" в Атлантическом океане.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36062/

Финская компания запустит в космос спутник с гиперспектральной камерой

25 апреля 2018

Финская компания Reaktor Space Lab в 2018 году запустит в космос спутник Hello World, оснащенный гиперспектральной камерой.

Камера необычна тем, что позволяет проводить съемку в инфракрасной части электромагнитного спектра. С помощью этой камеры можно фотографировать все что угодно, она будет идентифицировать разные материалы и изменения в них.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36120/

5.    Планы по Луне

Конкурс на лучший луноход ищет спонсоров

06 апреля 2018

Lunar X Prize продолжается, но уже без спонсорства компании Google и без денежного приза.

В рамках этого соревнования планируется выбрать наилучший проект лунохода для того, чтобы со временем его реализовать и отправить этот луноход к нашему естественному спутнику с высадкой на его поверхности. Напоминаем, что официально конкурс завершился в январе, но победитель так и не был выбран, соответственно денежный приз никто не получил. Конкурс возобновляется, однако спонсор у него будет уже другим и пока неизвестно, кто же это будет.

Google стартовал с проектом Lunar X Prize в 2007 году, предложив $20 миллионов победителю конкурса для того, чтобы получить проект лунохода, который можно было бы высадить на Луне к 2012 году. В последующие годы сроки конкурса постоянно отодвигались, а сумма приза росла, однако даже такой стимул не привел к достойному продвижению проектов. Ни один из конкурсантов так и не удовлетворил запросы основателей конкурса и победителем не выбрали никого. Теперь конкурс возобновляется, однако уже без денежного приза.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19722

В Индии посчитали стоимость отправки к Луне миссии "Чандраян-2"

19 апреля 2018

Отправка к Луне автоматической экспедиции "Чандраян-2" с небольшим луноходом на борту будет стоить Индии порядка 8 миллиардов рупий (около 123 миллионов долларов), заявил глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван.

На встрече с государственным министром, курирующим в правительстве Индии вопросы развития атомной энергетики и космоса, Джитендрой Сингхом, Сиван сообщил, что 25% от общей суммы — порядка 30 миллионов долларов — ушло на подготовку запуска миссии, в то время как остальная часть была потрачена на создание орбитального аппарата.

При этом, как отметил глава ISRO, эта сумма составляет лишь половину тех расходов, которые могла понести Индия, если бы отправка миссии осуществлялась с территории другого государства.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36067/

Китай в мае запустит три спутника для лунной миссии "Чанъэ-4"

24 апреля 2018

Китай в мае 2018 года планирует запустить в космос спутник-ретранслятор "Цюэцяо" (букв. с китайского "Сорочий мост") для обеспечения связи с АМС "Чанъэ-4" при ее предстоящей посадке на обратную сторону Луны.

"Запуск аппарата "Чанъэ-4" является одной из важных задач CNSA. Это также яркое событие в мировой космонавтике, к которому приковано внимание многих", - отметил он. "Планируем осуществить два запуска. Первым из них станет запланированный на май запуск спутника-ретранслятора для "Чанъэ-4", - сообщил зам главы CNSA У Яньхуа.

Этот аппарат будет находиться в точке гравитационного равновесия Земли и Луны L2 (одна из точек Лагранжа) и будет обеспечивать связь для "Чанъэ-4", - рассказал он. "Это произойдет впервые в истории человечества.

В ходе этого запуска на орбиту Луны будут выведены два малых спутника - "Лунцзян-1" и "Лунцзян-2", разработанные Харбинским политехническим университетом. Они будут использоваться для экспериментов в сфере низкочастотной радиоастрономии. Аппараты будут летать вместе и вести наблюдение за небом Луны на длинных волнах, что соответствует крайне низкому частотному диапазону.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36105/

NASA нацелено на отправку к Луне своего нового корабля в конце 2019 года

27 апреля 2018

NASA нацелено на отправку к Луне своего нового корабля Orion в конце 2019 года. Об этом сообщила директор Космического центра имени Джонсона Эллен Очоа. Она напомнила, что специалисты NASA провели в прошлом году всестороннюю оценку степени реализации проекта создания Orion и высказали предположение, что запуск, скорее всего, придется сдвинуть на начало 2020 года. "Но мы все же настроены на то, чтобы отправить корабль к Луне в декабре 2019 года", - подчеркнула директор центра.

Предполагается, что это будет непилотируемый полет. Orion облетит Луну и вернется на Землю. Первый же пилотируемый полет к спутнику нашей планеты корабль совершит так же без посадки, согласно нынешним планам NASA, не позднее 2023 года.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36135/

NASA не подтвердило данные об отказе от планов полета "геологоразведчика" на Луну

29 апреля 2018

NASA приостановило реализацию планов отправки в начале 2020-х лунохода, предназначенного для поиска полезных ископаемых на поверхности спутника Земли. С таким утверждением выступил интернет-портал The Verge.

Речь идет о проекте Resource Prospector, призванном начать поиск на Луне ископаемых, пригодных для получения ракетного топлива и питьевой воды. Они позволят американцам превратить спутник в один из форпостов для будущего освоения Марса. Портал не приводит каких-либо доказательств, однако цитирует одного из членов научной команды Resource Prospector физика Фила Мецгера из Университета Центральной Флориды. "Не планируется больше никаких других миссий [NASA] на поверхности Луны", - посетовал специалист.

После публикации The Verge новый директор NASA Джеймс Брайденстайн разместил в своем Twitter короткое заявление, которое, по мнению портала, не внесло ясность в затронутый вопрос. "Мы привержены делу освоения Луны. Инструменты Resource Prospector будут использованы в расширенной программе изучения лунной поверхности. Больше луноходов, больше освоения, больше геологоразведчиков и коммерческих партнеров, к звездам!", - написал он.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36150/

6.    Планы по Марсу

В NASA создают робопчел для исследования Марса

04 апреля 2018

До того как снарядить полноценную миссию на Марс, о которой мечтают многие фанаты космических путешествий, нужно провести разведку на местности. С этим довольно успешно справляются многочисленные разведывательные аппараты, но сотрудники американского аэрокосмического агентства NASA планируют использовать для вышеозначенных целей что-то более интересное. А именно необычных роботов-пчел, которых сами разработчики именуют не иначе как «марсопчелы».

Как сообщил один из представителей NASA Чанг-Квон Кан, разрабатываемые ими роботы будут размером с земных шмелей, и они, согласно проекту, будут способны летать на крыльях, как у цикад. Доставлены «марсопчелы» на Красную планету с одним из марсоходов, от которого и будут подзаряжаться в ходе миссии. Размах крыльев в пять сантиметров даст возможность роботам не только долетать до труднодоступных мест, но и зависать в воздухе для фиксирования окружения. На самих роботах будут установлены различные датчики для анализа атмосферы, грунта, а также средства фото- или видеозаписи. «Марсопчелы» будут загружать информацию на марсоход, а тот, в свою очередь, уже будет переправлять их на Землю.

источник  - https://hi-news.ru/space/v-nasa-sozdayut-robopchel-dlya-issledovaniya-marsa.html

Майская миссия к Марсу получит статус "Мульти"

23 апреля 2018

Когда американская миссия InSight к Марсу стартует 5 мая текущего года, она не будет единственной.

На борту ракеты-носителя Атлас V будут помещены два небольших спутника CubeSats, которые отправятся к Красной Планете в рамках миссии MarCO.

Размеры этих спутников составят 36.6 x 24.3 x 11.8 см. Впервые подобные спутники будут выведены в глубокий космос, что поможет испытать новые технологии перед будущими межпланетными миссиями.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19779

ЕКА и NASA намерены доставить на Землю образцы грунта с Марса

28 апреля 2018

Европейское космическое агентство (ЕКА) и американское NASA подписали соглашение о намерении отправить на Марс летательный аппарат, который затем вернется обратно с образцами грунта. Миссия, которая стартует в 2020 году, станет первой в своем роде, поскольку все предыдущие аппараты, достигавшие планеты, оставались на ней.

Экспедиция, по замыслу организаторов, пройдет в три этапа. Во-первых, состоится запуск двух марсоходов, которые соберут образцы почвы. Американский аппарат наполнит грунтом 30 емкостей размером с обычную авторучку. В 2021 году европейский марсоход "ЭкзоМарс", который запустят совместно с "Роскосмосом", должен пробурить скважины глубиной 2 метра и собрать образцы почвы "следующего слоя".

На втором этапе марсоход поместит капсулу с грунтом величиной с футбольный мяч в спускаемый аппарат, а с Земли на Марс на борту космического корабля доставят специальную миниатюрную ракету. Она с поверхности Марса выведет аппарат с образцами почвы на его орбиту. На заключительной стадии экспедиции эту капсулу должен забрать новый космический корабль с Земли и возвратиться с ней.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36139/

7.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Новый космоплан Virgin Galactic провел первый пилотируемый полет на ракетной тяге

6 Апреля 2018

Компания Virgin Galactic провела первый успешный испытательный пилотируемый полет нового суборбитального космоплана VSS Unity с момента страшной трагедии, произошедшей с другим аппаратом в 2014 году. Новый космоплан достиг сверхзвуковой скорости, после чего безопасно приземлился в Авиационно-космическом порту Мохаве, откуда производился его взлет с помощью самолета-носителя Eve.

Носитель поднял космоплан на высоту 14 173 метров над пустыней, после чего аппарат отсоединился и запустил свой реактивный двигатель. Длительность прожига двигателя VSS Unity составила всего 30 секунд. За это время космоплан, управляемый двумя пилотами, смог развить скорость в 1,87 маха (2231 км/ч).

источник  - https://hi-news.ru/technology/novyj-kosmoplan-virgin-galactic-provel-pervyj-pilotiruemyj-polet-na-raketnoj-tyage.html

Илон Маск показал часть новой ракеты Big Falcon Rocket

09 апреля 2018

Илон Маск опубликовал на своей странице в Instagram фотографию одной из частей корпуса новой ракеты-носителя BFR, которая будет предназначаться для полетов к другим планетам.

Напомним, что Big Falcon Rocket является проектом ракеты нового поколения компании SpaceX, которая в перспективе должна использоваться для полетов к Луне и Марсу. Согласно последним планам компании, BFR должна будет заменить нынешнее семейство ракет Falcon Heavy где-то в 2020-х годах. Она будет гораздо крупнее ныне существующих. Длина составит порядка 106 метров при диаметре 9 метров.

Состоять ракета будет из двух полностью многоразовых ступеней с возможностью управляемой посадки на Землю, а также трех вариантов полезной нагрузки: межпланетного космического корабля Big Falcon Spaceship, космического танкера и грузовика для вывода на орбиту спутников и полетов к МКС.

Космический корабль Big Falcon Spaceship будет содержать 825 кубометров герметичного объема с размещением до 40 кабин для экипажа, зон общего пользования, складов, кухни, а также убежища на случай солнечных вспышек. Один из первых полетов корабля будет на Марс — Илон Маск планирует отправить туда пилотируемую миссию в первой половине 2020 годов.

источник  - https://hi-news.ru/technology/ilon-mask-pokazal-chast-novoj-rakety-big-falcon-rocket.html

Bloomberg: стоимость SpaceX вскоре достигнет $25 млрд

13 апреля 2018

Стоимость компании SpaceX вскоре вырастет до примерно $25 млрд. Такие оценки привело агентство Bloomberg.

Как оно отмечает, 5 апреля компания SpaceX, по данным аналитической фирмы PitchBook Data, начала привлечение финансирования примерно на $507 млн. С учетом этих средств ее стоимость составит $25 млрд.

Агентство констатирует, что SpaceX таким образом станет третьей в США по стоимости компанией, основанной на инновациях, которая начинала как стартап. Первые две - это популярный онлайн-сервис автомобильных перевозок Uber, позволяющий через приложение на мобильном телефоне воспользоваться услугами водителей частных автомобилей, а также сетевой ресурс Airbnb, предназначенный для краткосрочной аренды жилья.

В ноябре 2017 года стоимость SpaceX оценивалась в $21 млрд

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36015/

SpaceX попробует возвращать вторую ступень ракеты-носителя

16  апреля 2018 г.

Владелец SpaceX Илон Маск заявил, что компания попробует сохранить после космического старта вторую ступень ракеты-носителя при помощи гигантского воздушного шара.

SpaceX с 2017 года регулярно использует при стартах уже летавшую первую ступень, но не сохраняет ее повторно. Для старта в начале апреля SpaceX также использовала первую ступень ракеты-носителя, которая осуществляла запуск грузовика к МКС в августе 2017 года.

источник  - https://ria.ru/science/20180416/1518705736.html

Японская ракета SS-520 попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая компактная в мире

27 апреля 2018

Японская ракета-носитель SS-520, которая в феврале этого года успешно вывела на орбиту телекоммуникационный микроспутник, попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая компактная в мире.

Длина ракеты составляет всего 9,54 метра, диаметр - 52 см, вес - 2,6 тонны.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36134/

Blue Origin провела испытание суборбитального корабля

29 апреля 2018

Американская компания Blue Origin провела испытание своего суборбитального корабля New Shepard. Корабль поднялся на расчетную высоту в 100 км. После этого отделившаяся от носителя капсула для экипажа спустилась на землю на парашютах, приземлившись через 10 минут 13 секунд полета, а ракета чуть раньше плавно совершила управляемую двигателями вертикальную посадку.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36152/

8.    Новые технологии

"Безумные проекты" НАСА: новые смелые планы по колонизации космоса

2  апреля 2018 г.

"В этом году мы получили рекордное число заявок — свыше 230 предложений от наших конкурсантов, и поэтому борьба между ними была особенно ожесточенной. Я с нетерпением жду того времени, когда эти проекты будут воплощены в жизнь", — заявил Джейсон Дерлет, руководитель программы NIAC в Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Каждые несколько лет агентство проводит конкурс инновационных разработок NIAC, в рамках которого эксперты собирают и воплощают в жизнь самые смелые, причудливые и перспективные идеи по изучению ближнего и дальнего космоса, а также поверхности планет Солнечной системы.

Специалисты НАСА ежегодно отбирают несколько высокорисковых, но перспективных космических проектов, придуманных небольшими научными коллективами. Затем агентство предоставляет ресурсы и средства на их реализацию, еще 20-25 исследователей получают небольшие гранты на первичную проработку.

Два проекта — лазерный парусник Breakthrough и термоядерный двигатель PuFF — вполне укладываются в лекала современной физики. В рамках первой инициативы ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) предлагают использовать орбитальный лазер мощностью в 100 мегаватт для разгона космического корабля с 110-метровым парусом до околосветовых скоростей и полета на окраины Солнечной системы.

Авторы второй идеи предлагают создать установку, которая сжимает термоядерное топливо до почти критических температур и давлений, заставляя его атомы сливаться друг с другом и выделять энергию. В отличие от термоядерных реакторов и бомб, этот газ не будет сжиматься дальше и порождать еще больше энергии, а покинет двигатель в виде сверхплотной реактивной струи, способной разогнать корабль до сверхвысоких скоростей.

По оценкам авторов этой идеи, инженеров из Центра космических полета НАСА имени Маршалла, подобную установку можно создать уже сегодня, используя уже существующие материалы. Она доставит первых людей к Марсу всего за месяц, а за несколько десятилетий долетит до ближайших к нам звезд, используя "подручное" топливо в виде межзвездного газа и пыли.

На конкурсе представлены и более "реалистичные" проекты. К примеру, ученые из университета A&M в Техасе, авторы проекта PROCSIMA, предлагают уменьшить размеры и мощность и самого лазера, и разгоняемого им "парусника", используя не один, а два типа излучателей. Первый из них по-прежнему будет вырабатывать свет, а второй — пучок заряженных частиц, которые играют роль своеобразного "оптоволокна" для  электромагнитного излучения.

Эти частицы, по замыслу авторов, будут удерживать фотоны внутри себя, не давая им "разбежаться" по космосу, что повысит эффективность работы такого ускорителя примерно в 10 тысяч раз и позволит ему работать на гораздо больших расстояниях, чем Breakthrough. По их расчетам, PROCSIMA сможет разогнать небольшой зонд диаметром в метр до 10% скорости света и доставить его на альфу Центавра за 42 года, или быстро вывести телескоп в ту точку, где притяжение Солнца начинает искажать свет.

Второй проект, RPP, представляет собой вариацию на тему "ядерного двигателя". Его создатели предлагают построить установку, топливом в которой станут редкие изотопы. Их распад приведет к формированию позитронов — простейшей формы антиматерии. Эти позитроны можно объединить в единый пучок частиц антиматерии, чьи столкновения с пучком обычной материи будут порождать мощную тягу и разгонять корабль до околосветовых скоростей.

По этой причине общей темой данных проектов стала так называемая концепция ISRU (in-situ resource usage), в основе которой лежит идея использования всех "подручных средств", в том числе воздуха, пород и других состояний вещества на планетах для обеспечения зондов энергией и топливом.

К примеру, ученые из Исследовательского центра НАСА имени Эймса предлагают создать и "заселить" Марс особым видом грибов, которые будут выделять меланин и другие вещества, активно поглощающие ионизирующее излучение и космические лучи, и защищать людей или машины от воздействия радиации.

Проект SPARROW предназначен для поиска следов жизни на Европе, Энцеладе и других планетах с подледным океаном. Он представляет собой небольшой дрон, источником энергии для которого выступит водяной пар, производимый посадочным модулем, растапливающим окружающие планету льды.

источник  - https://ria.ru/science/20180402/1517776409.html

Космический отель будет принимать сразу 4 туристов

09 апреля 2018

Частная космическая компания Orion Span обещает космический полет всем желающим по цене 9,500 миллионов американских долларов с человека.

Как сообщает генеральный директор компании Франк Бунгер, в 2020-2021 году планируется открыть космический отель Aurora (Аврора), который сможет принимать космических туристов на регулярной основе. Одновременно этот отельный модуль сможет принимать два члена экипажа и 4 туриста. Ее длина составит 13,3 метра, а ширина 4,3 метра. Аврора будет запущена на высоту 322 километра над поверхностью Земли и сможет принять первых гостей в 2022 году.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19731

В США пройдут соревнования по скоростному запуску спутников

24 апреля 2018

DARPA обещает выплатить за успешный и быстрый запуск приз в размере 10 миллионов долларов США.

Согласно условиям, до 15 октября нынешнего, 2018 года все желающие должны будут подать заявку и получить одобрение Федерального управления гражданской авиации Соединенных Штатов. После того как компания пройдет квалификацию, ей единовременно выплатят грант в размере 400 тысяч долларов. На эти деньги участники и должны будут реализовать проект. В рамках конкурса компании также получат информацию о полезной нагрузке, которую нужно будет поднять на орбиту, самой целевой орбите, космодроме и времени запуска. Подготовка продлится до следующего года, а «скоростные старты» пройдут в конце 2019-го.

В случае первого успешного запуска компании во втором раунде испытаний получат грант в размере 2 миллионов долларов, после чего должны будут произвести еще один пуск. Если и он увенчается успехом – компания получит заветный приз в размере 10 миллионов долларов США. Представители DARPA считают, что такой конкурс даст возможность на равных конкурировать как молодым начинающим компаниям, так и гигантам вроде SpaceX.

источник  - https://hi-news.ru/space/v-ssha-projdut-sorevnovaniya-po-skorostnomu-zapusku-sputnikov.html

Инженеры США приступают к созданию нового ионного двигателя для научных космических миссий

28 апреля 2018

Американская компания Aerojet Rocketdyne приступает к производству нового ионного двигателя NEXT-C, который, как ожидается, будет использоваться в научных космических миссиях США в ближайшие несколько лет.

"Применение NEXT-C в качестве основной силовой установки DART создаст прецедент для использования в будущих амбициозных научных миссиях электрических двигателей. Электрические двигатели снижают общие расходы на реализацию миссий без принесения в жертву шансов на их успех", - считает руководитель Aerojet Rocketdyne Айлин Дрейк.

Эту силовую установку разработали специалисты NASA. А налаживанием серийного выпуска такой продукции по соглашению с NASA о долевом участии в расходах, связанных с реализацией этого проекта, занимается Aerojet Rocketdyne. Стороны подписали контракт в апреле 2015 года. По его условиям Aerojet Rocketdyne должна изготовить два таких двигателя, работающих на ксеноне.

План запуска аппарата DART для нанесения удара по астероиду Дидим и изменения траектории его полета был подготовлен в 2013 году. В случае успеха это станет первым случаем, когда астероид будет сбит с курса в результате действий ученых.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36146/

9.    Китай

Китайская космическая станция упала в южной части Тихого океана

2 апреля 2018 г.

Остатки 8-тонной китайской космической станции Tiangong-1 прошли атмосферу Земли над южной частью Тихого океана. Станция почти полностью разрушилась и сгорела при прохождении через плотные слои земной атмосферы.

Ранее сообщалось, что обломки должны, по расчетам, рухнуть в океан у побережья Бразилии между городами Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Китай ранее проинформировал Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, что сохранившиеся обломки не представят опасности для авиационного сообщения и жизнедеятельности на Земле.

Станция была выведена на околоземную орбиту в сентябре 2011 года и отработала в космосе более шести лет. Предполагалось, что она должна была вернуться на Землю в 2017 году, однако позднее сроки были изменены, что породило сообщения о том, что станция вышла из-под контроля.

источник  - https://news.mail.ru/society/33029126/

Китай объяснил неудачный запуск ракеты "Чанчжэн-5"

16  апреля 2018 г.

Управление наукой, техникой и промышленностью для государственной обороны Китая объяснило неудачный запуск летом прошлого года ракеты-носителя КНР "Чанчжэн-5".

Специалисты, основываясь на компьютерной симуляции и наземных испытаниях, выяснили, что миссия провалилась из-за неполадки с соплом турбины двигателя первой ступени. Об этом говорится в сообщении, опубликованном корпорацией аэрокосмической науки и техники КНР (CASC)

Запуск ракеты, которая должна была доставить на орбиту спутник связи "Шицзянь-18", осуществили с космодрома Вэньчан (провинция Хайнань) 2 июля прошлого года. Пуск был вторым для этого типа ракет и оказался неудачным.

Отмечается, что после проверок двигатель первой ступени ракеты-носителя "Чанчжэн-5", которая будет использоваться для третьего пуска, был усовершенствован и многократно протестирован.

Третий пуск должен был состояться в ноябре. Планировалось доставить на Луну зонд "Чанъэ-5", который должен был собрать образцы лунного грунта и вернуться на Землю.

источник  - https://ria.ru/science/20180416/1518729834.html

Разрабатываемый Китаем грузовой космический аппарат нового типа должен отправиться в первый полет в 2019 году

27 апреля 2018

Китай в настоящее время разрабатывает грузовой космический аппарат нового типа, который уже в 2019 году должен совершить свой первый полет. Об этом сообщил Люй Дунмин, председатель правления Компании по развитию космической техники Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности /CASIC/.

Как стало известно, новый аппарат разрабатывается с использованием гибких термозащитных и композитных материалов, надуваемых в космосе конструкций и других передовых технологий. При низкой себестоимости он будет отличаться высокой грузоподъемностью.

Также сообщается, что в средне- и долгосрочной перспективе этот аппарат будет активно участвовать в научно-исследовательской работе, связанной с программой пилотируемых полетов к Луне.

источник  - http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/36132/

10. Астрономическая техника

Выбор места для строительства 30-метрового телескопа пока откладывается

16 апреля 2018

Совет правления Международной обсерватории TMT (Thirty Meter Telescope) на собрании, состоявшемся на прошлой неделе, отложил принятие решения о продолжении строительства обсерватории Thirty Meter Telescope на Гавайях или рассмотрении альтернативного варианта, включающего строительство этой обсерватории на Канарских островах.

На Гавайях в Верховный суд Гавайев поступило два обращения. Гавайский совет по государственным землям, также известный как Совет по земле и природным ресурсам Гавайев проголосовал прошлой осенью за пересмотр нормативного документа под названием «Порядок выдачи разрешений на использование территорий охраняемых районов», что автоматически подразумевает принципиальное согласие на строительство 30-метрового телескопа на территории Гавайев. Вопрос был представлен к рассмотрению Верховным судом Гавайев со всеми необходимыми документами.

Устные аргументы инициаторов другого судебного иска, включающие согласие на субаренду, были представлены Верховному суду Гавайев в марте.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10842

Физики и астрономы создают новую камеру DARKNESS для наблюдений экзопланет

18 апреля 2018

Большой проблемой при попытках наблюдения экзопланет является свет, излучаемый их родительскими звездами. Однако команда астрономов и физиков под руководством Бенджамина Мазина из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) сегодня предлагает для решения этой проблемы разработанный ею инструмент.

Эта камера носит название DARKNESS (the DARK-speckle Near-infrared Energy-resolved Superconducting Spectrophotometer) и представляет собой первый 10 000-пиксельный спектрограф интегрального поля, сконструированный, чтобы преодолеть ограничения, неизбежные для традиционных полупроводниковых детекторов. В этой камере используются Микроволновые кинетические индукционные детекторы (Microwave Kinetic Inductance Detectors), использование которых в составе оборудования крупного телескопа, оснащенного адаптивной оптикой, позволит напрямую наблюдать планеты, расположенные вокруг близлежащих звезд.

Камера способна производить съемку со скоростью несколько тысяч кадров в секунду при минимальных уровнях шума или темнового тока – которые являются основными источниками ошибок в случае других инструментов. Кроме того, камера способна определять длину волны и время прибытия каждого отдельного фотона. Эта информация нужна для того, чтобы отличить планету от пятен отраженного или преломленного света, называемых спеклами. Эти особенности конструкции позволят камере различить планету, яркость которой ниже яркости родительской звезды в 100 миллионов раз.

Эта камера построена для 5-метрового телескопа Hale (Гейла), установленного в Паломарской обсерватории (США).

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10847

1. Марс

Согласно новой модели спутники Марса сформировались при космическом столкновении

19 апреля 2018

Происхождение двух спутников Марса продолжает оставаться предметом дискуссий. Вопрос состоит в том, являются ли эти тела астероидами, захваченными гравитацией Марса и сохранившимися в неизменном виде до наших дней, либо же они представляют собой продукты конденсации экваториального осколочного диска, что хорошо согласуется с их почти круговыми и компланарными орбитами. Формирование такого диска в результате столкновения небесного тела с Марсом выглядит правдоподобным, однако предыдущие модели этого процесса были ограничены низким численным разрешением и излишне упрощенными методами моделирования.

Ученые во главе с Робином Канупом, помощником вице-президента Подразделения космических наук и технологий Юго-Западного научно-исследовательского института, создали первую самосогласованную модель столкновения Марса с астероидом, в результате которого сформировались два его спутника. Полученная модель позволила определить размер небесного тела, участвовавшего в столкновении – оказалось, что диаметр этого объекта не превышает диаметра крупнейших астероидов Солнечной системы, находясь в диапазоне между размерами Весты и Цереры, в то время как в предыдущих моделях предлагалось гигантское космическое тело, сравнимое по размерам с планетами.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10850

2. Венера

Рельеф поверхности влияет на динамику атмосферы Венеры

03 апреля 2018

Исследователи из ИКИ РАН совместно с коллегами из Италии изучили особенности динамики ночной атмосферы Венеры на высотах 90-110 километров над поверхностью. Ученым впервые удалось обнаружить влияние рельефа подстилающей поверхности на динамические процессы на границе верхней мезосферы планеты.

Сейчас известно, что практически вся газовая оболочка планеты, от поверхности до 85-90 км, стремительно вращается вдоль параллелей с востока на запад. На верхней границе облаков воздушные потоки движутся со скоростью около 100 м/с и более чем в 50 раз обгоняют вращение твердого тела планеты. Это так называемый режим суперротации, который захватывает облачные слои в нижней тропосфере и следующей за ней мезосфере.

Начиная с высоты примерно 110 км (мезопауза) атмосферные потоки начинают двигаться иначе: от подсолнечной точки на освещённой стороне к антисолнечной на ночной стороне. Между ними, на высотах 90-110 км, располагается переходный слой, динамике которого, как предполагается, присущи черты обоих режимов.

Чтобы узнать, что происходит в этой области, исследователи - сотрудники ИКИ обратили внимание на специфическое свечение на длине волны 1,27 микрона в инфракрасном диапазоне, которое испускает атомарный кислород на ночной стороне планеты. Его появление здесь связано именно с атмосферными течениями. На дневной стороне Венеры под действием солнечного излучения появляются атомы кислорода, которые на большой высоте «дрейфуют» на ночную сторону. Там, в нисходящем атмосферном потоке, они опускаются ниже и соединяются в молекулы кислорода (рекомбинируют), этот процесс сопровождается излучением в инфракрасном диапазоне.

Это свечение наблюдал картирующий спектрометр VIRTIS-М на борту космического аппарата «Венера-Экспресс» (Европейское космическое агентство). Среднюю высоту, на которой рождалось излучение, оценили примерно в 97 км над поверхностью. Кроме этого, уже тогда ученые заметили, что свечение распределяется по ночной стороне Венеры неравномерно, а значит, интересно изучить закономерности этого распределения, скорости перемещения отдельных деталей «узора».

Это и было сделано в новой работе. Дмитрий Горинов и его коллеги проследили за движением отдельных ярких деталей на изображениях венерианского диска и таким образом получили представление о направлении и скорости ветра на высотах примерно 97 км. Использовались данные наблюдений с июля 2006 по сентябрь 2008 года.

Картина, которая открылась на полученных картах, оказалась весьма сложной и несимметричной относительно полуночи. Это означает, что циркуляция со стороны утреннего терминатора отличается от вечернего. По данным спектрометра VIRTIS-М, на «утренней» стороне атмосферные массы на этой высоте движутся преимущественно по направлению к полюсу и к полуночной точке (на восток). На «вечерней» стороне - также к полуночной точке (на запад), но к экватору. Эти потоки встречаются, но не у линии полуночи, а немного ранее, приблизительно на линии 22 часов, где и расходятся к полюсу и к экватору.

Но ещё более интересный и важный результат работы - обнаружены свидетельства того, что на циркуляцию атмосферы на такой высоте (почти 100 км) влияет рельеф подстилающей поверхности. На отдельных изображениях видно, что потоки как бы «обтекают» невидимые препятствия, которые располагаются над топографическими возвышенностями поверхности планеты.

Ученые не исключают жизнь на Венере

18 апреля 2018

Несмотря на то, что сегодня Венера является весьма злобной и недружественной планетой, два миллиарда лет тому назад условия на ее поверхности могли быть более мягкими и подходящими для существования каких-либо живых форм. К таким выводам ученые пришли при использовании метода компьютерного моделирования.

«Венера, возможно, была пригодной для жизни планетой» - сообщил астробиолог Дэвид Гринспун из Планетарного Научного Института в Тусоне.

Существует также вероятность того, что на Венере, пусть хотя бы в ее облаках, до сих пор может существовать какая-то жизнь либо ее следы.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19755

3. Уран

Облака Урана имеют нечто общее с тухлыми яйцами

24 апреля 2018

Астрономы уже давно задумываются над составом облаков Урана, а также о том, какой компонент преобладает в этих облаках – аммиак или сероводород – однако до сих пор у исследователей не было надежных данных, позволяющих однозначно определиться в пользу одной из этих двух версий. «Теперь, благодаря новым данным, по линиям поглощения сульфида водорода и спектрам, полученным при помощи обсерватории Gemini, мы нашли «отпечатки пальцев» истинного «виновника», - рассказал Крис Дэвис (Chris Davis) из Национального научного фонда США, главного спонсора проекта Gemini. Спектральные линии поглощения (отвечающие поглощению газом части инфракрасного излучения отраженного солнечного света) являются чрезвычайно слабыми и с трудом поддаются обнаружению.

Это открытие может рассказать ученым об истории формирования Урана, поскольку состав атмосферы планеты поможет точнее определить место ее истинного формирования в Солнечной системе. Планеты не всегда формируются в тех местах, где мы их наблюдаем сегодня, полагают астрономы. Например, считается, что гигантские планеты Юпитер и Сатурн изначально сформировались в другой части Солнечной системы и со временем мигрировали к своему текущему расположению.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10862

4. Звёздная и галактическая астрономия

Астрономы открыли самую далекую сверхгигантскую звезду

3 апреля 2018

Международная группа астрономов открыла наиболее удаленную от Земли одиночную звезду, которая расположена на расстоянии 9 млрд световых лет, сообщили в Женевском университете.

Открытие было сделано во время наблюдений при помощи телескопа «Хаббл» благодаря «эффекту гравитационной линзы». Речь идет о скоплении галактик MACS J1149+2223, расположенном на расстоянии 5 млрд световых лет от Земли, которые усилили свет звезды и позволили увидеть ее в телескоп.

Обнаруженное небесное тело является голубым сверхгигантом, в сотни тысяч раз более ярким, чем Солнце. Светило находится как минимум в 100 раз дальше, чем самая дальняя из звезд, которые изучались до сих пор. Астрономы назвали его Икаром.

источник  - https://iz.ru/727544/2018-04-03/astronomy-otkryli-samuiu-dalekuiu-sverkhgigantskuiu-zvezdu

Kepler зарегистрировал самый быстрый взрыв сверхновой звезды

3 апреля 2018 г.

Ученые из Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute, Балтимор, Мэриленд), производя анализ данных, собранных космическим телескопом Kepler, наткнулись на весьма необычное явление. Наблюдая за глубинами космоса с целью поиска экзопланет, этот телескоп стал свидетелем взрыва сверхновой звезды, которая вспыхнула до пикового значения ее яркости за 53 часа (2.2 суток), после чего ее яркость снизилась до половины от пиковой за 6.8 суток. Такое короткое время вспышки делает этот взрыв сверхновой самым быстрым среди всех известных ученым.

источник  - https://www.dailytechinfo.org/space/10125-kosmicheskiy-teleskop-kepler-zaregistriroval-samyy-bystryy-vzryv-sverhnovoy-zvezdy.html

«ДНК» 350 000 звезд изучено в поисках «братьев и сестер» нашего Солнца

22 апреля 2018

Международная группа астрономов, возглавляемая учеными из Австралии, проанализировала «ДНК» более чем 340 000 звезд Млечного пути в поисках «братьев и сестер» нашего Солнца, которые теперь рассеяны по всему небу.

Это большая новость от амбициозного обзора неба Galactic Archaeology survey, или GALAH, который был запущен в конце 2013 г. с целью изучения формирования и эволюции галактик. К завершению обзора предполагается изучить более одного миллиона звезд.

Для проведения обзора неба GALAH используется спектрограф HERMES, установленный на 3,9-метровом Англо-австралийском телескопе, расположенном в Австралийской астрономической обсерватории близ г. Кунабарабран, Австралия.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10857

С возрастом галактики становятся более «раздутыми»

24 апреля 2018

В новом исследовании, проведенном международной группой астрономов, показано, что с возрастом галактики увеличиваются в размерах и становятся более диффузными.

«Все галактики выглядят как сплющенные сферы, однако с возрастом звезды в них начинают двигаться все более и более свободно во всех направлениях», - рассказал Мэттью Коллес из Австралийского национального университета.

Для определения формы галактики исследователи измеряли параметры движения звезд при помощи инструмента под названием SAMI, установленного на Англо-австралийском телескопе, расположенном в обсерватории Сайдинг-Спринг.

Исследователи изучили в общей сложности 843 галактики всех типов, причем масса наиболее массивных из изученных галактик превосходила массу наименее массивных галактик в десятки и сотни раз.

Ученым уже давно известно, что форма и возраст галактики тесно связаны в случае «экстремальных» галактик, то есть в случае очень плоских и, напротив, почти идеально сферических галактик. Однако в этой новой работе впервые показано наличие такой связи для галактик всех типов, не только для экстремальных экземпляров – для всех форм, возрастов и масс галактик, указывают авторы статьи.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10864

Охарактеризованы две небольшие экзопланеты многопланетной системы

02 апреля 2018

Команда астрономов из 11 стран, возглавляемая сотрудниками научно-исследовательского института Instituto de Astrofisica e Ciencias do Espaco (IA), смогла с высокой точностью определить массы двух небольших экзопланет, обращающихся вокруг переменной звезды HD 106315.

Эти две экзопланеты были ранее обнаружены с использованием телескопа Kepler при помощи транзитного метода, который позволяет определять диаметры планет. Планета HD 106315b имеет орбитальный период 9,5 суток и диаметр в 2,44 диаметра Земли, в то время как планета HD 106315 c имеет орбитальный период 21 день и диаметр в 4,35 диаметра Земли.

Однако для получения представления о возможном составе вещества планеты ученым требуется знать ее плотность, а для этого необходима информация о массе планеты. Информацию о массе планеты ученые получают, измеряя радиальную скорость родительской звезды, на которую оказывает влияние присутствие планеты.

В своей работе команда исследователей из института IA смогла, преодолев препятствия связанные с переменной природой звезды, создающей помехи при определении радиальных скоростей, оценить, что масса планеты HD 106315 b составляет 12,6 массы Земли, а планеты HD 106315 c – 15,2 массы Земли. Таким образом, плотности планет составляют соответственно 4,7 и 1,01 грамма на кубический сантиметр. Это указывает на то, что планета c имеет толстую водородно-гелиевую оболочку, в то время как дальнейшие исследования планеты b, основанные на использовании моделей недр планет, показали, что планета на 50 процентов состоит из каменистых пород и на 9-50 процентов – из воды.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10798

Астрономы назвали еще одну угрозу для существования внеземной жизни

4 апреля 2018 г.

Почти все "двойники Земли", вращающиеся вокруг красных карликов, должны быть необитаемыми из-за того, что частые рентгеновские вспышки на поверхности этих звезд будут постоянно "сжигать" озоновый слой на этих мирах.

Немецкие астрономы нашли первые намеки на то, что это действительно так, изучив последствия супервспышки, которая недавно произошла на поверхности красного карлика AD в созвездии Льва, удаленного от нас на 16 световых лет.

Вокруг этой звезды, как обнаружили первооткрыватели системы  TRAPPIST-1  в феврале этого года, вращается достаточно крупная планета, "горячий сатурн", совершающий один оборот вокруг карлика всего за три неполных дня. Это открытие дало ученым первый шанс на проверку теорий, описывающих взаимодействие вспышек и атмосфер потенциальных "двойников Земли".

Как оказалось, подобные катаклизмы на поверхности красных карликов не сопровождаются мощными выбросами корональной материи, что говорит о том, что магнитным полям потенциальных обитаемых миров ничто не угрожает.

С другой стороны, это событие сопровождалось мощнейшей рентгеновской вспышкой, силы которой хватило бы, чтобы сжечь весь озоновый слой на типичном "двойнике Земли", который бы находился в "зоне жизни" у AD Льва, и лишить его защиты от ультрафиолета на протяжении примерно двух лет.

источник  - https://ria.ru/science/20180404/1517937585.html

Открыты четыре новых экзопланеты класса «горячих юпитеров»

11 апреля 2018

Команда астрономов под руководством Жуана Бенто (Joao Bento) из Австралийского национального университета сообщает об обнаружении еще четырех экзопланет при помощи телескопов сети HATSouth. Эти планеты получили названия HATS-39, HATS-40, HATS-41 и HATS-42 соответственно.

Все четыре обнаруженные планеты обращаются вокруг умеренно ярких карликов спектрального класса F и были отнесены к классу «горячих юпитеров», так как их орбитальные периоды составляют менее 10 суток. Планеты имеют радиусы в диапазоне от 1,3 до 1,6 радиуса Юпитера, а массы – в интервале от 0,6 до 10 масс Юпитера. Самой примечательной из этой четверки является планета HATS-41b, имеющая диаметр 1,33 диаметра Юпитера и массу порядка 10 масс Юпитера. Эта планета является одним из наиболее массивных «горячих юпитеров», обнаруженных на сегодняшний день.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10831

Планеты типа Татуина могут быть вытолкнуты из своих систем звездами

15 апреля 2018

Планеты, обращающиеся вокруг короткопериодических двойных звезд, могут быть вытолкнуты в космическое пространство в результате эволюции орбит родительских светил, сообщают исследователи из Вашингтонского университета. Эти находки помогают объяснить, почему астрономы обнаружили настолько мало планет, обращающихся вокруг двойных звезд.

Это также означает, что такие двойные звездные системы следует в общем случае исключать из числа перспективных целей при планировании поисков внеземной жизни.

Как выяснила группа исследователей во главе с Дэвидом Флемингом, студентом докторантуры Вашингтонского университета, приливные силы, действующие со стороны каждой из звезд пары на другую звезду, приводят к переносу углового момента собственного вращения звезд на их совместную орбиту, в результате чего орбита циркуляризуется и расширяется. Расширившаяся орбита звезд при этом достигает планет их собственной планетной системы, которые прежде находились в безопасности, и выталкивает их в межзвездное пространство.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10840

В Большой Медведице при помощи российской методики открыли экзопланету

17 апреля 2018 г.

Новая экзопланета открыта в дальних глубинах космоса при помощи уникальной методики получения и обработки данных, разработанной в России с участием Коуровской астрономической обсерватории УрФУ, астрономической обсерватории ИГУ и Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН.

Отмечается, что планета в созвездии Большой Медведицы названа KPS-1b. Первые данные о ее существовании получил астроном-любитель из США. Пока это единственный пример в истории астрономии, когда планета за пределами Солнечной системы была открыта с помощью любительского телескопа.

KPS-1b представляет собой подобный Юпитеру газовый гигант. Температура атмосферы приближается к 1500 градусам Цельсия. Планета обращается вокруг материнской звезды за 41 час на расстоянии чуть более четырех миллионов километров.

источник  - https://ria.ru/space/20180417/1518831411.html

Самая темная планета похожа на уголь

23 апреля 2018

Астрономы обнаружили одну из самых темных планет, когда-либо известных науке. Она настолько темная, что ее можно запросто сравнить с по цвету с древесным углем.

WASP-104b является быстрым газовым гигантом. Это массивная планета с подтвержденным статусом, которая по классификации относится к горячим Юпитерам. Эта экзопланета вращается вокруг своей звезды под названием WASP-104 один раз в 1.75 дней.

Атмосфера экзопланеты на 96% состоит из моноксида углерода, на 1,3% из оксида азота, на 1,2% из неона и на 0.88% из метана. Атмосферное давление планеты составляет 30 бар.

источник  - http://www.infuture.ru/article/19778

6. Развитие жизни

Нехватка фосфора во Вселенной снижает шансы для внеземной жизни

7 апреля 2018

Исследуя космос в поиске признаков наличия жизни астрономы, как правило, обращают внимание на наличие и концентрацию таких химических элементов, как кислород и углерод. Однако еще один элемент, обладающий очень важным значением, по крайней мере для жизни на Земле, может стать ключом к открытию систем внутри Млечного Пути, обладающих подходящими условиями для существования живых организмов.

Фосфор является относительно редким элементом во Вселенной и самым редким из шести, необходимых для той жизни, которая нас окружает. В следовых количествах он синтезируется в ходе термоядерной реакции в недрах звезд, однако основным источником фосфора во Вселенной являются сверхновые. Считается, что от массы вещества Вселенной фосфор составляет всего 0,0007 процента.

Однако новое исследование международной группы ученых говорит о том, что некоторые сверхновые дают меньше фосфора, чем другие, и в целом его содержание во Вселенной может быть еще меньше, чем предполагалось, а значит, мест, где его достаточно для зарождения жизни, — тоже меньше.

К таким выводам исследователи пришли после изучения двух туманностей — Кассиопеи А и Крабовидной туманности. Ранние результаты показывают, что в Крабовидной туманности содержится значительно меньше фосфора, чем в Кассиопее А.

Возможно, фосфор и его соединения, появившиеся в Крабовидной туманности, могли со временем перейти из газовой фазы в твердую. По крайней мере это могло бы объяснить разницу газовых спектров двух туманностей.

источник  - https://hi-news.ru/research-development/nexvatka-fosfora-vo-vselennoj-snizhaet-shansy-dlya-vnezemnoj-zhizni.html

Вирусы могут стать новым трендом в астробиологии

15 апреля 2018

В новейшей версии астробиологической стратегии НАСА вирусы упоминаются шесть раз на 250 страницах документа, указывают авторы новой научной статьи. Они призывают включить поиски вирусов в программы поисков жизни на других планетах.

На Земле число вирусов превосходит число клеточных жизненных форм примерно в 10 раз. И кроме того, наша планета буквально кишит вирионами. На самом деле, в столовой ложке морской воды содержится до 50 миллионов вирионов. Если бы представители иных цивилизаций послали миссию по сбору образцов с поверхности нашей планеты и отобрали бы немного воды из океана, они решили бы, что нашу планету населяют вирионы, рассказал один из авторов нового исследования Кен Стедман из Портлендского государственного университета (США).

Обнаружение вирионов или следов их присутствия на поверхностях других планет могло бы косвенно свидетельствовать о наличии на поверхности планеты в прошлом или в настоящее время клеточных форм жизни. Однако сегодня проблему представляет отсутствие возможности оснастить требуемым для поисков вирусов оборудованием (таким как просвечивающий электронный микроскоп) космические миссии к иным планетам. Кроме того, проблему может представлять идентификация абсолютно новых вирусов, подобных которым на Земле ученые еще не обнаруживали.

источник  - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10839

7. Чёрные дыры

Российские астрономы узнали, где рождаются "плевки" черных дыр

3  апреля 2018 г.

Российская обсерватория "РадиоАстрон" смогла вплотную подобраться к источнику джетов, черных дыр, и найти намеки на то, что они рождаются внутри окружающего их "бублика" материи, а не у горизонта событий.

Пока ни теоретики, ни астрономы-наблюдатели не могут понять, где и как возникают джеты, и что разгоняет их материю до столь высоких скоростей, и разогревает ее до невозможно высоких температур.

Часть ученых считает, что "плевки" черных дыр возникают внутри диска аккреции, окружающего "бублика" материи, благодаря процессу, похожему по своей природе на то, как возникают мощные выбросы корональной материи на Солнце.

Другие астрономы полагают, что основание джетов находится значительно глубже, внутри так называемой эргосферы – особой области рядом с горизонтом событий черной дыры, откуда падающий на нее объект еще может вырваться, но где он уже не может остановиться. Сторонники этой идеи считают, что джеты рождаются благодаря самой черной дыре, а не процессам в диске аккреции, который в данном случае выступает лишь в качестве источника материи для ее "плевков".

Соколовский и его коллеги выяснили, что первая теория ближе к реальности, наблюдая за одной из ближайших к нам сверхмассивных черных дыр, расположенной в центре галактики NGC 1275, используя "РадиоАстрон", уникальную российскую наземно-космическую радио-обсерваторию.

источник  - https://ria.ru/science/20180403/1517826234.html

Темная материя должна быть "абсолютной черной"

6 апреля 2018 г.

Сегодня почти все ученые уверены в существовании темной материи, однако ее свойства, помимо ее очевидного гравитационного влияния на галактики и скопления галактик, остаются загадкой и предметом споров среди астрофизиков и космологов. Достаточно долго ученые предполагали, что она сложена из сверхтяжелых и "холодных" частиц-"вимпов", никак не проявляющих себя, кроме как притягивая видимые скопления материи.

Три года назад Ричард Мэсси из Даремского университета (Великобритания) и его коллеги поставили эти теории под сомнение, наблюдая за Abell 3827 —  крупной "семьей" галактик, которая находится в созвездии Индейца на расстоянии в 1,4 миллиарда световых лет от Земли.

Снимки, полученные "Хабблом", раскрыли неожиданную картину – скопления темной материи в сталкивающихся галактиках в этом скоплении  "отстали" от связанных с ними групп звезд примерно на 5 тысяч световых лет. Это указало на то, что клубы темной материи все же взаимодействуют друг с другом, а не просто пролетают друг через друга, как показывали прошлые наблюдения.

Получив столь неожиданные результаты, команда Мэсси решила перепроверить их, используя другой сверхмощный телескоп, микроволновую обсерваторию ALMA, установленную в пустыне Атакама в Чили.

источник  - https://ria.ru/science/20180406/1518023175.html