ЗА ФЕВРАЛЬ 2022 ГОДА

1.    Административные вопросы

На предприятиях Роскосмоса внедряется единая система оплаты труда

03 февраля 2022

По поручению гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина был подготовлен ряд мер, направленных на достижение стратегически важной цели — перейти от разнородных, исторически сложившихся в отрасли систем оплаты труда на унифицированные условия оплаты труда с помощью внедрения единых отраслевых стандартов. Переход на новую систему оплаты не предполагает снижения установленной работникам заработной платы на предприятиях.

В мировой практике единая система оплаты труда является мощным стимулом для развития организаций. В России подобная система оплаты труда внедрена на предприятиях Госкорпорации «Росатом», в Сбербанке, Газпроме и др. компаниях.

источник - https://www.roscosmos.ru/34032/

Дмитрий Рогозин встретился с Алексеем Текслером

14 февраля 2022

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин  провел встречу с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. Встреча была посвящена актуальным вопросам деятельности и перспективам развития предприятий Госкорпорации, расположенных в Челябинской области: Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ), Миасского и Златоустовского машиностроительных заводов.

Алексей Текслер сделал акцент на двух задачах регионального правительства и Роскосмоса: развитие Усть-Катавского вагоностроительного завода и совместный проект Роскосмоса и Уральского НОЦ.

«Мы активно меняем трамвайный парк в Челябинской области. На протяжении последних лет для Челябинска и Магнитогорска приобрели у УКВЗ 64 вагона. А сейчас планируем в разы увеличить приобретение, причем не только одновагонных трамваев, — пояснил Алексей Текслер. — В планах, учитывая развитие метротрама и договоренности с УКВЗ, сделать трехсекционные вагоны. Насколько я знаю, их вы планируете использовать и на космодромах. А это ставит задачу увеличения объемов производства, строительство новых производственных мощностей. Мы мониторим ситуацию, готовы оказать необходимые меры поддержки по проектам модернизации УКВЗ».

источник - http://www.roscosmos.ru/34143/

Заместитель главы Роскосмоса рассказал об экономических проблемах отрасли

15 февраля 2022

«Оптимизация» численности космической отрасли РФ за 2019-2021 годы составила 8,8%. Об этом сообщил первый заместитель ген директора Роскосмоса Максим Овчинников.

Он также сообщил, что финансирование проектов в космической отрасли сократилось примерно на 277 млрд рублей за время реализации Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы, однако в прошлом году Роскосмосу удалось частично ликвидировать этот секвестр.

.

По его словам, финансирование фундаментальных космических исследований было увеличено в среднем до 13 млрд рублей в год. Кроме того, было принято решение повысить финансирование проектов по созданию орбитальных спутниковых группировок гражданского назначения, начаты работы по созданию космических аппаратов в рамках программы «Сфера». На финансирование первоочередных задач по этому проекту на 2021 год было выделено 7 млрд рублей, 2022-2024 годы - еще 21 млрд рублей.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82779/

10 космических пусков Роскосмоса перенесли с 2021 года

27 февраля 2022

Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

«Если говорить о зоне ответственности Роскосмоса, то не состоялось около десяти стартов. В их числе отправка на орбиту радиолокационного аппарата «Обзор-Р», метеорологического спутника «Метеор-М», малых космических аппаратов «Ионосфера», - сказал он.

По его словам, перенесены на 2022 год запуски навигационных спутников «Глонасс-М», «Глонасс-К» и первого перспективного аппарата «Глонасс-К2». По просьбе инозаказчика отложено несколько стартов с британскими спутниками связи OneWeb.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82861/

Дмитрий Рогозин: «Чувствую поддержку людей»

26 февраля 2022

Публикуем выдержки из интервью гендиректора Роскосмоса Д.Розозина журналу «Русский космос» Госкорпорация «Роскосмос» сегодня публикует второй номер журнала «Русский космос» (№2 за 2022 год)

….

— Расскажите о финансировании космических программ в прошлом году. Было ли секвестирование бюджета? Если да, то какие программы пострадали?

— Секвестирование космических программ в последние годы происходило регулярно, и это не секрет. Естественно, это не могло не сказаться на сроках выполнения проектов, поскольку их приходилось искусственно растягивать. Тем не менее в конце прошлого года, благодаря поддержке президента, Роскосмосу удалось убедить правительство вернуть нам 6.5 миллиардов рублей на 2021 год и аналогичные суммы на последующие два года на научные космические исследования. Главным образом средства пойдут на российскую лунную программу — проекты «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27», миссию «Спектр-УФ», цель которой — изучение объектов Вселенной в недоступном с Земли ультрафиолетовом диапазоне спектра, миссию по исследованию Венеры, на финансирование проекта ExoMars.

Но не надо забывать, что Роскосмос — это не только ближний и дальний космос, это и оборонка, и диверсификация. По заказу Министерства обороны наши предприятия создают космические аппараты разведки и связи, межконтинентальные баллистические ракеты, пусковые установки, наземное оборудование. На сегодняшний день оборонка занимает около 50 процентов в общем объеме продукции наших предприятий. Растет объем продукции гражданского и двойного назначения.

— Сколько человек работает в Госкорпорации? Сколько предприятий входит в ее периметр? Какова география отрасли?

— В конце 2021 года на предприятиях Роскосмоса работало около 170 тысяч человек. На данный момент в состав Роскосмоса входят 75 организаций, которые расположены по всей России: 32 работают в Москве и 16 — в области, есть предприятия в Санкт-Петербурге, Воронеже, Самаре, Калининграде, Екатеринбурге, Челябинске, Железногорске, Омске, Красноярске, Томске и других городах.

— Расскажите о российской гражданской орбитальной группировке.

— По состоянию на начало года, российская орбитальная группировка социально-экономического, научного и двойного назначения насчитывает 101 аппарат. Это число будет еще увеличиваться во многом благодаря проекту «Сфера».

— А что с российским сегментом МКС? Все ли задачи выполнены? Что предстоит сделать в этом году?

— Вы, конечно, знаете, что в 2021 году было завершено формирование российского сегмента МКС: запущены и пристыкованы долгожданные модули «Наука» и «Причал». В этом году в рамках российской программы полета МКС предстоит запустить два пилотируемых и три грузовых космических корабля. Ожидается, что российские космонавты в течение года совершат до десяти выходов в открытый космос, чтобы завершить интеграцию модулей «Причал» и «Наука» в состав станции. Первый выход в открытый космос состоялся в январе. В планах также ввести в эксплуатацию новый европейский манипулятор ERA, установленный на внешнем борту «Науки»…

— Сообщалось, что NASA вышло с предложением продлить эксплуатацию МКС до 2030 года. Выдержит ли наш сегмент такой срок?

— … Надо понимать, что первые модули — и наши, и американские — находятся далеко за пределами расчетных ресурсов эксплуатации. Надо определиться, стоит ли заниматься заменой старого оборудования, затрачивая при этом колоссальные средства и, по сути, переориентируя экипаж с научных экспериментов на все нарастающие ремонтные работы. Может, стоит перестать держаться за прошлое и создать что-то новое? Лично я считаю, что нам пора двигаться дальше.

— Если они решили летать на МКС до 2030 года, то как, на ваш взгляд, это скажется на американской лунной пилотируемой программе?

— Даже при огромном финансировании проектов NASA на две такие крупные программы у США средств явно не хватит. В связи с этим они рассматривают возможность передать эксплуатацию МКС в руки коммерческих компаний. Но частные компании тоже рассчитывают получить на свои проекты бюджетное финансирование, опять же через NASA. В итоге получается, что американцы пытаются реализовать сразу несколько очень капиталоемких проектов: это и сохранение МКС, самой дорогой конструкции в истории человечества, и реализация лунной программы, и создание коммерческих станций. Мне кажется, что параллельное выполнение всех указанных программ во всех аспектах выглядит нереалистично.

— Если будет принято решение о продлении работы МКС после 2024 года, не остановит ли это создание Российской орбитальной служебной станции (РОСС)?

— В силу финансовых ограничений мы не можем одновременно «потянуть» проект МКС и строительство новой станции. Конечно, нужно предусмотреть определенный период «перехлеста», когда МКС и РОСС будут какое-то время эксплуатироваться параллельно, как это было в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда «Мир» и МКС летали одновременно. Думаю, МКС сможет работать на орбите до 2028 года, не дольше. ..

— В каком состоянии находится разработка нового корабля «Орёл»? Выходим ли на его запуск в 2023 году? Расскажите, чем отличается «Орёл» от «Орлёнка»?

—Наша нынешняя система доставки экипажей на МКС на кораблях «Союз» имеет множество достоинств. ..Но есть у «Союза» и недостатки. Вместительность — не более трех человек. ..Гораздо более существенный недостаток, что «Союз» может вернуть на Землю лишь до 65?кг грузов. В условиях все большего внимания к вопросам промышленного производства в космосе эту проблему придется решать. Одно из возможных решений, которое предлагают специалисты, — создание грузовозвращаемой версии легкого пилотируемого корабля.

Что касается «Орла», то это будет большой корабль для полета, прежде всего, в дальний космос: с плановым ресурсом для осуществления трех миссий к Луне или десяти — на околоземную орбиту. …

Вместе с тем мы считаем, что в дальнейшем использовать тяжелый корабль для регулярных полетов к орбитальной станции экономически нецелесообразно. Поэтому в рамках эскизного проектирования РОСС планируется проработать не только облик самой станции, но и транспортной системы для ее обслуживания. Одним из ключевых моментов в этом плане является создание на базе корабля «Орёл» более легкой и компактной версии, которая получила рабочее название «Орлёнок». В этом корабле предполагается использовать около 70 процентов систем базового «Орла», но отпадает потребность в многослойном и тяжелом «пироге» термозащиты, в датчиках лунной навигации, в оборудовании дальней радиосвязи, в системах жизнеобеспечения для длительных автономных полетов.

… Вариантом носителя для этого корабля со временем станет метановая ракета с возвращаемой первой ступенью «Амур», создающаяся в рамках опытно-конструкторской работы «Амур-СПГ». В нынешней Федеральной космической программе эти планы пока не прописаны, но, как только мы получим результаты эскизного проектирования, в программу будут внесены коррективы…

— Вы возглавляете Роскосмос уже более трех лет, тем не менее не стихает критика в ваш адрес от различных СМИ. Как вы к этому относитесь?

— Значительную часть жизни я посвятил политической работе. Если я вижу, что независимые экспертные оценки указывают на мои ошибки или на то, что я где-то недоглядел, то обязательно реагирую. А если это неаргументированная критика, своеобразный «белый шум», стараюсь пропускать такие публикации мимо ушей.

Когда я пришел в Роскосмос, то полностью осознавал, что первые несколько лет буду отвечать за то, что было сделано или не сделано до меня. За последние три года, что я руковожу Роскосмосом, ситуация в отрасли действительно кардинально изменилась. Выросла надежность ракетно-космической техники, уровень зарплат на предприятиях отрасли стал превышать среднюю по региону, реализованы проекты-долгострои — запущены новые модули МКС, ведутся летные испытания ракеты «Ангара».

Я вижу, что поток негатива сузился до ручейка. Считаю, что он полностью пересохнет, когда появятся значимые результаты и успехи, а это случится, когда начнутся испытания новой техники: ракет «Союз-5» и «Амур», модернизированной «Ангары-А5М», новых космичес­ких кораблей и спутниковых платформ…

источник - http://www.roscosmos.ru/34245/

Владимир Путин ознакомился с ходом строительства Национального космического центра

27 февраля 2022

Владимир Путин посетил ГКНПЦ им. Хруничева, на территории которого ведётся масштабная реорганизация, предусматривающая, в частности, строительство комплекса зданий Национального космического центра. В Филёвской пойме в Москве будет создан уникальный научно-производственный, инженерный и образовательный кластер космической и смежных отраслей промышленности, в котором будут работать свыше 50 тысяч высококвалифицированных инженеров, учёных и специалистов.

С.Собянин: Надеюсь, что до конца 2023 года весь этот комплекс будет передан уже «Роскосмосу» для того, чтобы оснащали оборудованием, мебелью, коммуникациями, заходили и работали. Здесь будут сосредоточены 12 тысяч человек; рядом, на Хруничева, — восемь тысяч; и на той площадке в технопарке, о которой я говорил, — около 30 тысяч человек. То есть, 50 тысяч — мощное ядро для создания высоких технологий и производств.

Д.Рогозин: Так вот, я хочу подтвердить, что, да, действительно, 12 тысяч инженеров-конструкторов здесь будут располагаться из 17 предприятий «Роскосмоса», которые находятся на территории Москвы. У «Роскосмоса» всего 50 тысяч сотрудников в Московском регионе, из них 20 тысяч будут здесь. То есть 12 тысяч сюда переезжают с других московских объектов — инженеры-конструкторы, администраторы и так далее. А восемь тысяч — вот буквально за Вашей спиной железная дорога, где мы формируем ракетные поезда, и они отправляются на космодромы, и там два монтажно-испытательных корпуса. Они, кстати, тоже сейчас находятся под модернизацией.

Реплика: Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы Вас поддерживаем, мы с Вами. Мы поддерживаем наших ребят. Ура! Ура! Ура!

В.Путин: Спасибо. Ребятам нужна ваша поддержка, уверяю вас, и они это услышат. Спасибо большое.

источник - https://www.roscosmos.ru/34277/

От первого лица: Дмитрий Рогозин о влиянии санкций на отрасль

28 февраля 2022

Гендиректор Роскосмоса Д.Рогозин в интервью телеканалу НТВ рассказал о влиянии санкций на российскую ракетно-космическую отрасль и путях их преодоления.

«Мои коллеги были в контакте с руководством пилотируемой программы в NASA. Видимо, реакция на мои заявления быстро пришла: они подтвердили, что в данном конкретном вопросе санкции против российской космонавтики не будут задействованы. Это уже неплохой результат».

О запрете поставок микроэлектроники в Россию

«Объём проблем нам понятен. Он связан с теми уязвимостями, которые есть не в Роскосмосе, а в российской промышленности и экономике в целом. Но за счёт универсальных решений мы смогли привести потребности наших конструкторов в соответствие с возможностями российской промышленности. Программа импортозамещения велась с 2014 года, я отвечал за неё в правительстве России.

О приоритетах в производстве спутников

«Новые санкции добавляют нам проблем по радиационно-стойкой микроэлектронике, которая выдерживает работу в открытом космосе. Сейчас мы производим большую её часть. Возможно, какие-то космические аппараты будут сделаны чуть позже, но приоритет будет отдан спутникам в интересах Министерства обороны России. Роскосмос может чуть-чуть подождать со своими аппаратами, но всё равно все эти программы будут реализованы. Спутник на 95% состоит из микроэлектроники, поэтому мы наладили с нашим Минпромторгом теснейшие взаимоотношения, чтобы заранее заказывать то, что нам будет необходимо через несколько лет для создания дееспособного космического аппарата».

О соперничестве стран на Южном полюсе Луны

«Южный полюс — это не полянка, а гораздо больше территория. Там всегда можно найти возможность либо раздельного сосуществования, либо кооперации».

О сравнении советской и российской космонавтики

«Советская космонавтика все 40 лет всегда развивалась, а российская из 30 лет развивается только в последние годы. Потому что в предыдущие 2,5 десятилетия, в основном, она использовала колоссальный накопленный ресурс возможностей и технологий с советских времён, что было достаточно для решения тех задач, которые ставились перед ней. Ехали на старом багаже, никому не хотелось создавать нового, бесконечно модернизировали то, что уже есть. Переходить на новые машины и конструкции в ракетно-космической технике надо было ещё 15 лет назад, но этого не было сделано. В последние несколько лет отрасль преобразуется, трансформируется, уходит от того, что было избыточным, и дисциплинируется».

Об экономических показателях отрасли

источник - https://www.roscosmos.ru/34278/

2.    Космодром Восточный

О макете ракеты «Ангара» для космодрома Восточный

01 февраля 2022

Генконструктор КБ «Салют» им. Мясищева (входит в ГКНПЦ им. Хруничева Сергей Кузнецов рассказал о создании макета ракеты-носителя «Ангара-А5М», предназначенного для проведения испытаний на космодроме Восточный.

«На Восточном в настоящее время готовится наземная космическая инфраструктура для пусков ракеты „Ангара» — строится стартовый комплекс и создаются рабочие места на техническом комплексе для сборки и подготовки к пускам ракет „Ангара-А5» и „Ангара-А5М». Для отработки инфраструктуры Центром Хруничева создается специальный электрозаправочный макет ракеты („НЖ — наземный жидкостный») с целью исключения рисков повреждения летной ракеты», — сказал он.

По его словам, «НЖ» представляет собой габаритно-массовый макет ракеты «Ангара-А5М» в натуральную величину.

источник - https://www.roscosmos.ru/33961/

Роскосмос тяжело входил в строительство старта под «Ангару» на Восточном

02 февраля 2022

Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что госкорпорация очень тяжело входила в проект строительства стартового комплекса под ракету-носитель «Ангара» на космодроме Восточный, передает ТАСС.

«Очень тяжело входили в этот проект. Откровенно скажу. Но предсказуемо тяжело, потому что то, что нам предыдущая администрация Роскосмоса предложила строить, - не то, потому что предложили строить такой же стартовый комплекс, как в Плесецке, а нам нужно было с запасом прочности делать его», - рассказал он.

По словам главы госкорпорации, работы велись вместе с перепроектированием комплекса. В 2022 году планируется завершить строительство второй очереди космодрома, в 2023 году пройдут испытания и первый пуск с нового стартового комплекса. «А дальше пойдет по накатанной, потому что люди привыкнут к своему городу, здесь вырастет социальная инфраструктура. Для технической интеллигенции будет все, что нужно. Библиотеки, хорошие школы, театр, спортивная инфраструктура. Люди сюда потянутся. Самая интересная в мире работа - космическая работа», - добавил он.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82689/

3.    Планы по Луне

Институт Роскосмоса разработал эксперимент по поиску ресурсов на Луне

13 февраля 2022

В 2024 году будет запущена АМС «Луна-26», предназначенной для дистанционных исследований поверхности естественного спутника Земли с окололунной полярной орбиты. Среди задач станции — картографирование минералогического состава и картирование распределения водяного льда на Луне.

ЦНИИмаш разработал предложения по проведению эксперимента по определению свойств объектов на поверхности Луны с низкой отражательной способностью и размерами порядка нескольких сантиметров с помощью оптико-электронной аппаратуры инфракрасного диапазона на космическом аппарате с окололунной орбиты высотой 50–100 км. Дистанционное определение температуры, степени черноты и размера объектов позволит сделать предварительные выводы об их минералогическом составе, плотности и массе. Такую аппаратуру могут установить на следующий за «Луной-26» лунный орбитальный аппарат.

По мнению российских учёных, перспективными участками для наблюдений в инфракрасном диапазоне являются лунные кратеры (к примеру, Шеклтон и Де Герлах), обладающие сильным перепадом высот и благоприятным диапазоном температур поверхности Луны.

источник - http://www.roscosmos.ru/34122/

4.    Планы по Венере

В 2022 году начнется финансирование миссии на Венеру

27 февраля 2022

«В этом году приступаем к началу финансирования миссии на Венеру - «Венера-Д». Выделили средства на новые лунные аппараты - орбитальный «Луна-26» и тяжелый посадочный «Луна-27». Развертываем работы по новой космической обсерватории «Спектр-УФ». В прошлом году мы при поддержке президента РФ защитили финансирование для развития научного космоса», - сказал глава Роскосмоса Д.Рогозин.

Миссия «Венера-Д» состоит из российских посадочного и орбитального аппаратов. Ранее планировалось, что этот проект будет совместным с США: в конце 2013 года была создана совместная рабочая группа, однако на некоторое время ее деятельность была приостановлена. Осенью 2015 года она возобновила свою работу.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82851/

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Эксперт заявил о необходимости создания сверхлегких носителей на базе боевых ракет

03 февраля 2022

РФ необходимо модернизировать боевые ракеты в сверхлегкие носители космического назначения вместо того, чтобы создавать сверхлегкие ракеты с нуля. Такое мнение ТАСС выразил эксперт в области космонавтики Андрей Ионин.

«Самый простой способ создать сверхлегкую ракету - это взять существующую боевую ракету, условно ракету комплекса С-300 или С-400, морскую ракету или другую. И на ее базе создать сверхлегкий носитель», - отметил он.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82691/

Рабочий визит в РКК «Энергия» и НПО Лавочкина

02 февраля 2022

Гендиректор Роскосмоса Д.Рогозин посетил РКК «Энергия» и НПО им.Лавочкина.

В РКК «Энергия» глава Госкорпорации осмотрел производство макетов перспективного пилотируемого корабля «Орёл» для различных этапов испытаний и первого летного экземпляра корабля. После этого Дмитрий Рогозин провел совещание, на котором был рассмотрен план-график подготовки и испытаний «Орла», которые планируется провести на космодроме Восточный.

В ходе визита на НПО имени Лавочкина глава Роскосмоса ознакомился с производством гидрометеорологических космических аппаратов «Электро-Л» № 4 и «Арктика-М» № 2. Также он проверил готовность российской межпланетной станции «Луна-25» к предстоящему в этом году запуску и заслушал доклад о подготовке космического аппарата миссии ExoMars 2022 к транспортировке на космодром Байконур для планируемого на 20 сентября — 1 октября старта.

источник - https://www.roscosmos.ru/34003/

6.    Новые технологии

РКС разрабатывают технологию ускорения передачи данных со спутников

02 февраля 2022

Инженеры холдинга «Российские космические системы» создают специальный математический алгоритм, который будет в 10 раз сжимать данные, передаваемые со спутников ДЗЗ.

С развитием спутниковых систем ДЗЗ увеличились объемы данных, получаемых с космических аппаратов, что повышает требования к их бортовой аппаратуре.

В компьютерах, Интернете, смартфонах, фотоаппаратах, видеокамерах используется множество алгоритмов сжатия данных — ZIP, RAR, BZip2, JPEG/JPEG2000. Однако в космической технике они широкого распространения не получили, так как сжатая информация, переданная по радиолинии, при последующем декодировании дает большой процент ошибок. Чтобы этого избежать, требуется обработка высокоскоростных потоков информации с помощью мощных вычислительных ресурсов, но для бортовой аппаратуры спутников они весьма ограничены.

Добиться повышения характеристик обычными методами невозможно — современные высокоскоростные радиолинии практически достигли границы Шеннона (ограничения максимальной скорости передачи данных через канал с заданным уровнем помех).

Начальник отделения разработки цифро-аналоговой аппаратуры РКС Александр Мордвинов: «Альтернативой станет разработка специальных адаптируемых и гибких алгоритмов сжатия данных, учитывающих специфику бортовой аппаратуры космического назначения. В реализации этой технологии помогут разработанные в РКС „умные» сверхбольшие интегральные микросхемы. Такой алгоритм может быть внедрен на космических аппаратах ДЗЗ, в том числе передающих на Землю большие объемы данных типа „Ресурс», „Кондор».

Создаваемая в РКС технология позволит без изменения конструкции космических аппаратов ДЗЗ увеличить объем передаваемой информации от 1,2 до 10 раз.

источник - https://www.roscosmos.ru/33981/

В России создадут новые модели аппаратов для освоения дальнего космоса

20 февраля 2022

Ученые Самарского университета разработают модели космических аппаратов, оснащенных электроракетными двигателями, которые позволят сэкономить топливо и сократить время полета во время исследовательских миссий в Солнечной системе.

Работа над проектом, который в конце 2021 года получил грант в рамках конкурса Российского научного фонда (РНФ), займет два года. Ученые определят наилучшие типы и характеристики двигателей, рассчитают запасы топлива и возможную полезную нагрузку.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82809/

7.    Новости МКС

Суперглаза для МКС

01 февраля 2022

В ближайшем будущем на российском сегменте МКС будет установлен уникальный гиперспектрометр, который в рамках космического эксперимента «Ураган» поможет решать задачи, связанные с дистанционным зондированием Земли с орбиты.

Различные природные явления, а также деятельность человека оставляют после себя следы, незаметные при обычной цифровой съемке. Другое дело – гиперспектральная съемка, которую условно можно сравнить с микроскопом, позволяющим проникнуть в тонкую структуру снимаемого объекта и соответственно получить гораздо больше информации о нем.

В мире космическая гиперспектрометрия широко применяется для решения задач глобальной и региональной экологии, сельского, лесного и водного хозяйства, мониторинга различных чрезвычайных ситуаций. Например, благодаря своим возможностям гиперспектрометр может не просто показать границы лесных массивов, но и дать информацию о составе пород его отдельных деревьев.

В последние годы и в России создаются проекты космических спутников ДЗЗ для съемки Земли в гиперспектральном режиме. Но до отправки на орбиту полностью автоматической спутниковой платформы конструкторы стараются по максимуму отработать отдельные элементы будущих спутников этой и других научных программ в реальных условиях космического полета на базе РС МКС.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82664/

Астронавты МКС запустили в космос пустой скафандр

03 февраля 2022

Командир 12-й экспедиции Билл МакАртур из НАСА и бортинженер Валерий Токарев, космонавт Роскосмоса, в качестве эксперимента выбросили за борт старый, пустой скафандр «Орлан» российского производства.

Известный как SuitSat, этот пустой скафандр был оснащен радиопередатчиком, который постоянно передавал заранее записанные сообщения от ученых и студентов со всего мира.

На частоте 145.990 мегагерц можно было услышать сообщение «Это Suitsat-1, RS0RS», переведенное еще на пять языков. К позывным добавили «особое слово», услышавшим которое подарили почетную грамоту. Кроме того, время от времени летучий скафандр транслировал в специальном формате изображение, расшифровать которое «слушателям» предлагалось самостоятельно.

Он также передавал телеметрические данные, чтобы радиолюбители и ученые-граждане Земли могли принять участие в отслеживании этого спутника. SuitSat успел обогнуть Землю всего два раза, прежде чем его батареи преждевременно сели, и через несколько месяцев он сгорел при входе в атмосферу Земли.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022203195224

Новые спутники на околоземной орбите

3 февраля 2022 г. с борта МКС (модуль Kibo) на околоземную орбиту отправлены два небольших спутника, доставленных на станцию в декабре прошлого года грузовым кораблем Dragon CRS-24.

Первым был отделен арабский космический аппарат Light-1 (прежнее название RAADsat), предназначенный для наблюдения за земной поверхностью.

Вторым отправился американский экспериментальный спутник GT 1 (Georgia Institute of Technology 1), созданный специалистами Технологического института штата Джорджия.

Также 3 февраля на околоземной орбите произошло развертывание польского спутника STORK-2, связанного с миссией Transporter-3. Он отделился от платформы ION SCV-004.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82699/

Предприятие Роскосмоса запатентовало одновитковую схему полёта до МКС

07 февраля 2022

РКК «Энергия» получила патент на одновитковую схему полёта кораблей до МКС. Её внедрение позволит пилотируемым и грузовым кораблям добираться до МКС за два часа.

Российские специалисты начали отработку элементов одновитковой схемы при полёте грузового корабля «Прогресс МС-17» к МКС в июне-июле 2021 года. По словам Рафаила Муртазина, отработку планируется продолжить в июне 2022 года при полёте «Прогресса МС-20».

С 2012 и 2013 годов соответственно грузовые корабли «Прогресс» и пилотируемые «Союзы» стали летать к станции по четырёхвитковой (шестичасовой) схеме вместо 34-витковой (двухсуточной), что позволило космонавтам привыкать к неблагоприятным факторам невесомости в комфортных условиях на МКС. К настоящему времени осуществлены 30 полетов российских кораблей по четырёхвитковой схеме

С 2018 и 2020 годов «Прогрессы» и «Союзы» стали использовать двухвитковую (трёхчасовую) схему. В октябре 2020 года корабль «Союз МС-17» установил рекорд в доставке экипажа на МКС — за 3 часа 3 минуты 37 секунд. К настоящему времени выполнены восемь полетов российских кораблей по двухвитковой схеме.

источник - https://www.roscosmos.ru/34069/

Новый «грузовик» стартовал к МКС

15 февраля 2022 года с космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблём «Прогресс МС-19». Через 8 минут 48 секунд зафиксировано разделение корабля и третьей ступени носителя, затем раскрылись солнечные батареи и антенны. Данный пуск стал 50-м для ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1а.

17 февраля «Прогресс МС-19» пристыковался к МКС. Общий объём сухих грузов, которые доставлены на МКС, составляет около 1 600 кг, в том числе бортовая ресурсная аппаратура, кабельные укладки для дооснащения многоцелевого лабораторного модуля «Наука», расходные материалы системы жизнеобеспечения, средства медицинского контроля и санитарно-гигиенического обеспечения, одежда и продукты питания для космонавтов Роскосмоса, а также 560 кг топливных компонентов в баках системы дозаправки, 420 литров питьевой воды и 43 кг сжатого азота в баллонах. В комплекс целевых нагрузок для проведения научно-прикладных исследований и экспериментов по российской научной программе входит:

укладка «Биопробы» для проведения эксперимента «Биодеградация» по исследованию влияния микрофлоры на конструкционные материалы в условиях космоса и разработки методов биологической безопасности космических аппаратов;

укладка «Биомодуль» для проведения эксперимента «Фотобиореактор» по исследованию возможности получения продуктов питания и кислорода из фотосинтетической микроводоросли спирулина в условиях невесомости;

укладки «Чашки» и «Пробирки» для проведения эксперимента «Биомаг-М» по изучению влияния факторов космического пространства на свойства биоорганизмов при экранировании магнитного поля Земли;

укладки «БОП», «ПМ» и «ПС» для проведения эксперимента «Каскад» по разработке эффективных методов биотехнологического производства клеточных культур в условиях микрогравитации;

укладки «Пробиовит» для разработки технологии производства фармакологических продуктов с иммуномодулирующими свойствами в условиях микрогравитации.

«Прогресс МС-19» также доставил шесть наноспутников «ЮЗГУ-55» №№ 5-10, которые разработаны НИИ космического приборостроения и радиоэлектронных систем Юго-западного государственного университета. Они будут запущены во время выхода космонавтов в открытый космос.

источник - http://www.roscosmos.ru

Российский 3D-принтер планируется испытать на МКС в 2022 году

17 февраля 2022

На российском сегменте МКС намечается провести эксперимент «3D-печать», посвящённый отработке аддитивных технологий производства изделий из полимерных материалов в космических условиях. Для этого в июне 2022 года на грузовом корабле «Прогресс МС-20» на МКС привезут 3D-принтер. Разработчиком принтера является Томский политехнический университет.

источник - http://www.roscosmos.ru/34190/

Космонавт Олег Артемьев сможет осуществлять полномочия депутата Московской городской Думы в ходе полёта на МКС

17 февраля 2022 года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин провел рабочую встречу с председателем Мосгордумы Алексеем Шапошниковым. Обсуждался вопрос осуществления космонавтом Олегом Артемьевым полномочий депутата Мосгордумы с борта МКС. Артемьев был избран депутатом от избирательного округа № 29 по итогам выборов 8 сентября 2019 года. 18 марта 2022 года на корабле «Союз МС-21» ему вместе с космонавтами Роскосмоса Денисом Матвеевым и Сергеем Корсаковым предстоит отправиться в полугодовую «командировку» на МКС.

Достигнута договоренность о возможности дистанционного участия Артемьева в пленарных заседаниях столичного парламента. В частности, космонавт сможет голосовать с помощью электронной подписи.

источник - http://www.roscosmos.ru/34191/

Университетские кубсаты на борту МКС

17 февраля 2022 года к МКС успешно пристыковался грузовой корабль «Прогресс МС-19» с более чем 2 500 кг полезных грузов на борту. В их число входят шесть сверхмалых космических аппаратов «ЮЗГУ-55», разработанных специалистами Юго-Западного государственного университета в рамках научно-образовательного проекта РКК «Энергия».

Первый прототип микроспутника ЮЗГУ третьего этапа, выведенный российским экипажем МКС в августе 2014 года, совершил шестимесячную автономную миссию по отработке базовой платформы и электронных модулей под контролем университетского центра космической связи. В августе 2017 года с борта МКС состоялся запуск университетских кубсатов четвертого этапа «Томск-ТПУ 120» и начала пятого этапа «Танюша-ЮЗГУ» № 1-2 в стандартной конфигурации 3U. А в августе 2018 года в полет отправилась следующая пара однотипных кубсатов «Танюша-ЮЗГУ» №№ 3–4.

Кроме того, в июне 2022 года с помощью грузового корабля «Прогресс МС-20» предполагается доставка на МКС еще двух пар кубсатов «ЮЗГУ-55» №№ 11–12 и «Циолковский-Рязань» №№ 1–2, которые должны завершить формирование автономной интеллектуальной группировки сверхмалых университетских космических аппаратов пятого этапа программы «Радиоскаф».

источник - http://www.roscosmos.ru/34232/

Стартовал грузовой корабль Cygnus NG-17

19 февраля 2022 г. в с площадки LA0A Среднеатлантического регионального космодрома на о. Уоллопс (шт. Вирджиния) стартовыми командами компании Northrop Grumman осуществлён пуск РН Antares-230+ с грузовым кораблём Cygnus NG-17 (S.S. Piers Sellers). Пуск успешный, космический корабль выведен на орбиту. На борту Cygnus находится более 3,7 тонн грузов, в том числе оборудование для изучения старения кожи в условиях невесомости, а также для исследования действия лекарств на опухоли. На станцию также будут доставлены для тестов более долговечные датчики для системы обеспечения МКС кислородом и оборудование для проверки новой системы выращивания растений на орбите. Ожидается, что Cygnus прибудет на МКС 21 февраля.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82821/

Госкомиссия приняла решение об отправке следующей экспедиции на МКС

22 февраля 2022 года госкомиссия утвердила одобренное Советом главных конструкторов предложение РКК «Энергия» о запуске 18 марта 2022 года пилотируемого корабля «Союз МС-21» с экипажем 67-й экспедиции на МКС.

В основной экипаж МКС-67 входят космонавты Олег Артемьев, Денис Матвеев и Сергей Корсаков, в дублирующий — Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Анна Кикина.

источник - http://www.roscosmos.ru/34239/

«Защитный композит» на орбите

25 февраля 2022

С прибытием грузового корабля «Прогресс МС-19» на МКС начинается очередной этап реализации российской программы научно-прикладных экспериментов. Одним из важнейших направлений является поиск эффективных методов защиты человеческого организма от влияния космической радиации во время будущих пилотируемых экспедиций за пределы магнитного поля нашей планеты.

Эксперимент «Защитный композит», который проводится совместно с РКК «Энергия» имени С. П. Королева (входит в состав Госкорпораиции «Роскосмос»), предусматривает решение следующих задач на борту российского сегмента МКС:

Регистрация поглощенной дозы от ионизирующего излучения как снаружи композитного контейнера, так и под его защитой;

сбор данных о накопленной дозе излучения, прошедшего через полимерный композит определенной толщины;

подтверждение радиационно-защитных свойств полимерного композита, обеспечивающих радиационную безопасность экипажа.

источник - http://www.roscosmos.ru/34253/

8.    Исчерпание ресурса МКС

Высоту орбиты МКС подняли почти на полкилометра

8 февраля 2022 года были включены двигатели грузового корабля «Прогресс МС-18», пристыкованного к российскому сегменту МКС. Они проработали 142,3 секунды, а величина импульса составила 0,26 м/с. Это 315-я коррекция, в том числе 166-я — кораблями «Прогресс».

Параметры орбиты МКС после проведения корректирующего манёвра: период обращения: 92,86 мин, наклонение орбиты: 51,66 град, минимальная высота орбиты: 415,26 км, максимальная высота орбиты: 439,21 км.

источник - https://www.roscosmos.ru/34050/

Высоту орбиты МКС подняли более чем на 1 км

26 февраля 2022 года

Двигатели грузового корабля «Прогресс МС-18», пристыкованного к служебному модулю «Звезда» российского сегмента МКС проработали 541,4 секунды и выдали импульс величиной 0,8 м/с.

источник - http://www.roscosmos.ru/34256/

9.    Дальнейшее развитие МКС

МКС могут увести с орбиты в январе 2031 года

02 февраля 2022

Это следует из данных, приведенных в докладе НАСА. Ранее о приверженности нынешней администрации США цели продления работы МКС до 2030 года заявлял глава НАСА Билл Нельсон. В докладе также приводится таблица, где представлен план ухода МКС с орбиты.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82675/

Международная космическая станция будет потоплена в 2031 году. Что будет потом?

03 февраля 2022

Общая масса МКС составляет более 400 тонн. По размерам она сравнима с одним футбольным полем. Но это не значит, что скоро на поверхность Тихого океана упадет многотонная конструкция. Некоторая часть станции сгорит в земной атмосфере. Что именно от нее останется, на данный момент сказать очень сложно.

Для выведения с орбиты будут использованы три российских корабля «Прогресс» и космический корабль Northrop Grumman Cygnus. Важно отметить, что вся работа по выведению из эксплуатации МКС ляжет на плечи США. Ведь заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов ранее объявил, что после 2024 года Россия перестанет пользоваться МКС и начнет работу над созданием собственной станции.

Представители NASA сообщили, что до конца текущего десятилетия к МКС будет присоединено еще несколько коммерческих модулей. Когда срок службы станции истечет, эти модули отделятся и станут частями других космических станций, сборка которых начнется заранее, до 2030 года.

Все идет к тому, что в будущем космические станции будут не международными, а частными. Во второй половине 2021 года свое желание построить свою альтернативу МКС выразила компания Blue Origin. Известно, что она получит название Orbital Reef и будет готова к запуску к концу текущего десятилетия. Так как это очень сложный проект, у компании будут помощники вроде Boeing, Sierra Space и других организаций. Базовая версия станции будет состоять из пяти частей: основного модуля, места обитания экипажа, научного модуля, системы питания и космического корабля Genesis. Объем станции составит 830 кубических метров. Если учесть, что даже 30-летняя МКС обладает объемом в 916 кубических метров, это будет огромная конструкция.

источник - https://hi-news.ru/technology/mezhdunarodnaya-kosmicheskaya-stanciya-budet-potoplena-v-2031-godu-chto-budet-potom.html

Роскосмос по просьбе NASA понизит орбиту МКС

05 февраля 2022

«По просьбе американцев, для обеспечения условий проведения их экспериментов, мы будем переходить на другую орбиту. Теперь будем летать не на орбите 419 км, а на 3 км меньше — 416 км», — сообщил начальник отдела баллистики РКК «Энергия» Рафаил Муртазин. По его словам, такая средняя высота орбиты МКС может поддерживаться российской стороной вплоть до принятия решения о затоплении станции.

Коррекции высоты орбиты МКС проводятся с помощью двигателей служебного модуля «Звезда» российского сегмента станции или пристыкованных к ней грузовых кораблей «Прогресс МС». К настоящему времени выполнены 314 коррекций орбиты МКС, в том числе 165 — кораблями «Прогресс».

источник - https://www.roscosmos.ru/34049/

10. Спутниковая группировка

Сколько всего активных спутников находится на орбитах вокруг Земли

01 февраля 2022

По данным исследовательской группы из Dewesoft (на основе баз данных спутников UCS, ESRI и Space Foundation) по состоянию на 1 сентября 2021 года на орбите Земли находилось 4550 активных спутников.

SpaceX лидируют по общему количеству космических аппаратов на орбите Земли - 1655 спутников или 36% всех космических аппаратов на орбите (ред. - на данный момент - 1871 спутник). На втором месте компания OneWeb с 288 спутниками, на третьем - Planet cо 188 аппаратами.

У США больше всего спутников на орбите, 2804 космических аппарата - это более половины от общего количества спутников. На втором месте находится Китай с 467 спутниками, на третьем - Великобритания, 349 космических аппаратов. Интересно, что у 75 стран мира есть по крайней мере один спутник на орбите Земли.

63% спутников на орбите предназначены для связи, 22% для наблюдения за Землёй и 7% для развития новых технологий.

Более 3000 спутников находятся на низкой околоземной орбите, где обычно располагаются спутники связи и дистанционного зондирования Земли. Геостационарная орбита занимает второе место по количеству спутников - 565 аппаратов, они в основном используются для телекоммуникаций и наблюдения за Землёй. Средняя околоземная орбита имеет 139 спутников для навигационных систем. На высокоэллиптической орбите находятся 56 спутников, которые используются для связи и научных целей.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82674/

Новые спутники на околоземной орбите

01 февраля 2022

Новые космические аппараты, связанные с миссией Transporter-3, отправлены в свободный полёт. Все они отделены от платформы ION SCV-004.

26 января на околоземной орбите появился чешский экспериментальный спутник VZLUSat-2. А 28 января произошло отделение от платформы польского спутника LabSat. Наконец, 31 января в свободный полет отправился ещё один польский спутник - STORK-1.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82677/

С Базы «Ванденберг» запущен спутник в интересах NRO

2 февраля 2022 г. с площадки SLC-4E Базы Космических сил США «Ванденберг» (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-139) со спутником в интересах Национального разведывательного офисса. Миссия носила обозначение NROL-87. Пуск успешный, космический аппарат выведен на заданную орбиту. О характере груза ничего не сообщается. Использовавшаяся в первый раз 1-я ступень В1071 после выполнения полётного задания совершила мягкую посадку в посадочной зоне LZ-4 Базы «Ванденберг».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82690/

Запущена очередная группа спутников Starlink

3 февраля 2022 г. с площадки LC-39А Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-140) с очередной группой спутников Starlink (49 шт.). Пуск успешный, космические аппараты развернуты на околоземной орбите.

Использовавшаяся при запуске в шестой раз 1-я ступень носителя В1061 после выполнения полётного задания совершила успешную посадку на морскую платформу ASOG, находившуюся в акватории Атлантического океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82697/

Международный астрономический союз создал Центр по защите неба от флотилий спутников

05 февраля 2022

Об этом сообщил пресс-служба Национальной лаборатории оптической и инфракрасной астрономии (NOIRLab). «Создание этого Центра станет важным шагом к обеспечению того, что технологические инновации не будут мешать нам как изучать ночное небо, так и просто наслаждаться его видом. Я уверена в том, что научные организации, участвующие в работе Центра, будут успешно координировать работу астрономов на глобальном уровне», - заявила президент Международного астрономического союза (МАС) Дебра Эльмегрин.

Ученые надеются, что в работе Центра примут участие не только их коллеги, но и представители Starlink и других космических компаний, планирующих проводить массовые запуски флотилий спутников связи. Как предполагают Эльмегрин и ее коллеги, совместная работа с представителями бизнеса потенциально позволит решить эту проблему с минимальными потерями для исследователей и разработчиков систем космической связи.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82702/

В атмосферу Земли из-за геомагнитной бури могли войти до 40 спутников Starlink

09 февраля 2022

Около 40 из 49 микроспутников Starlink компании SpaceX, выведенных на орбиту Земли 3 февраля, сильно пострадали от геомагнитной бури. Поврежденные спутники совершили неконтролируемый сход с орбиты и уже могли войти в атмосферу Земли.

Сошедшие с орбиты спутники имеют нулевой риск столкновения с другими спутниками. Вместе с этим конструкция Starlink предусматривает полное разрушение при входе в атмосферу Земли, что означает невозможность падения их обломков на планету или образования космического мусора.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82739/

Новые российские спутники проведут томографию ионосферы Земли

09 февраля 2022

В Федеральной космической программе России на 2016–2025 годы предусмотрено создание Корпорацией «ВНИИЭМ» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») космического комплекса «Ионозонд», в состав которого войдут четыре космических аппарата «Ионосфера». Их запуски позволят нашей стране значительно улучшить мониторинг геофизической обстановки («космической погоды»).

В отечественной космонавтике попытки создать спутниковую группировку для мониторинга космической погоды были предприняты в 70–80-х годах прошлого века. На спутниках «Интеркосмос-19» и «Космос-1809» прошли испытания соответствующие научные приборы. Однако реально космическую систему начали реализовывать уже в современной истории России.

В настоящее время отдельные научные приборы для мониторинга космической погоды установлены на метеорологических спутниках „Метеор-М» и „Арктика-М». Однако нам требуется специализированная и непрерывно работающая космическая система „Ионозонд», которая сможет делать томографию всей ионосферы Земли, получать ее трехмерную структуру.

источник - https://www.roscosmos.ru/34093/

Пуск ракеты Astra Rocket 3.3 закончился неудачей

10 февраля 2022 г. с площадки SLC-46 Станции «Мыс Канаверал» осуществлен пуск РН Rocket 3.3 (LV0008) с четырьмя спутниками NASA в рамках миссии ELaNa-41 (VCLS Demo-2). Пуск неудачный, авария носителя при разделении 1-й и 2-й ступеней.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82753/

Роскосмос пополнил группировку OneWeb еще 34 спутниками

10 февраля 2022 года  со стартового комплекса Гвианского космического центра выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б». Спустя 3,5 часа разгонный блок «Фрегат-М» успешно вывел на околоземную орбиту очередную партию из 34 спутников OneWeb.

Последовательное отделение девяти групп космических аппаратов от российского разгонного блока прошло штатно. Все спутники OneWeb успешно выведены на заданные орбиты и взяты под управление. В настоящее время на околоземной орбите находятся уже 428 спутников связи OneWeb.

источник - https://www.roscosmos.ru/34114/

Индия успешно вывела на орбиту КА EOS-4

14 февраля 2022 г с площадки FLP Космического центра имени Сатиша Дхавана на о. Шрихарикота специалистами Индийской организации космических исследований осуществлён пуск РН PSLV-XL (C52), которая вывела на околоземную орбиту спутник радиолокационного зондирования Земли EOS-4 [Earth Observation Satellite-04]. Также запушены два малых космических аппарата INSPIREsat-1 и INS-2TD [ISRO NanoSatellite-2TD].

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82771/

400 судов используют спутниковую связь

19 февраля 2022

Уже 400 судов вошли в «морскую сеть» VSAT компании «Космическая связь» и получили возможность пользоваться полноценной высокоскоростной связью через спутник. Услуги компании теперь применяются на 373 морских и речных суднах, а также 27 судах ледового класса, включая 12 ледоколов.

VSAT-решения дают возможность объединить суда компании в единую частную корпоративную сеть, пользоваться телефонией и Интернетом, оперативно обмениваться информацией между головным офисом, диспетчерскими пультами и кораблями, реализовать непрерывный мониторинг, получать картографические данные, а в отдельных случаях — телевизионный и радиосигнал.

Технология бесшовного переключения между спутниками ГП КС помогает обеспечить охват 99% акваторий России, а также акватории Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.

источник - http://www.roscosmos.ru/34200/

Запущена очередная группа спутников Starlink

21 февраля 2022 г. с площадки SLC-40 Станции «Мыс Канаверал» выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-141) с очередной группой спутников Starlink (46 шт.). Пуск успешный, космические аппараты развернуты на околоземной орбите. Использовавшаяся при запуске в 11-й раз 1-я ступень носителя В1058 после выполнения полётного задания совершила успешную посадку на морскую платформу ASOG, находившуюся в акватории Атлантического океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82828/

С Базы Ванденберг запущена РН Falcon-9

25 февраля 2022 г. с площадки SLC-4E Базы Космических сил США «Ванденберг» (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-142) с 50 спутниками Starlink. Пуск успешный, космические аппараты развёрнуты на околоземной орбите. Использовавшаяся в четвёртый раз 1-я ступень носителя В1063 после выполнения полётного задания совершила успешную посадку на морскую платформу OCISLY, находившуюся в акватории Тихого океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82858/

Китай осуществил запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-8» с 22 спутниками

27 февраля 2022 г. с космодрома Вэньчан осуществлён пуск РН «Чанчжэн-8» (Y2), которая вывела на околоземную орбиту 22 спутника, которые будут использоваться для дистанционного зондирования Земли, мониторинга морской среды, предотвращения лесных пожаров и сокращения ущерба от других стихийных бедствий: «Хайнань-1-01», «Хайнань-1-02», «Вэньчан-1-01», «Вэньчан—1-02», «Тайцзин-3-01», «Тайцзин-4-01», «Сидянь-1», «Цзилинь-1 Мафэн-02А-01», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-10», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-11», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-12», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-13», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-14», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-15 ‘Шаогуань-1’», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-16 ‘Вэньчан ’Чапсуан-2», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-17 ‘Вэньчан ’Чапсуан-3», «Цзилинь-1 Гаофэнь-03D-18», «Тяньци-19», «Чаоху-1», «Чианьсинь Ляшэнь», «Даюн / Синшидай-17», «Циминсин-1». Запуск успешный, все космические аппараты выведены на заданные орбиты.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82883/

11. Космические телескопы и ДЗЗ

Дмитрию Рогозину показали современный радиолокатор «Касатка-Р» для спутников наблюдения Земли

09 февраля 2022

Гендиректор Роскосмоса Д.Рогозин посетил НИИ точных приборов, который разрабатывает системы и аппаратуру для спутников дистанционного зондирования Земли и отечественной пилотируемой космонавтики.

Главе Госкорпорации продемонстрировали завершающий этап наземно-экспериментальной отработки и испытаний космического радиолокатора с синтезированной апертурой «Касатка-Р», который создается для всепогодного космического комплекса радиолокационного зондирования Земли нового поколения «Обзор-Р».

«Касатка-Р» является основной целевой аппаратурой спутников дистанционного зондирования Земли нового поколения, способных круглосуточно и при любых погодных условиях наблюдать поверхность Земли с разрешением до 0,5 метра.

источник - https://www.roscosmos.ru/34096/

В Ростовской области испытают спутниковую связь для нужд сельского хозяйства

23 февраля 2022

Ростовская область станет тестовым регионом, в котором в 2022 году будут проведены испытания новых спутниковых технологий, позволяющих обеспечить высокоточное позиционирование сельскохозяйственной техники. Такое решение было принято во время состоявшейся поездки генерального директора компании «Космическая связь» Алексея Волина в Ростовскую область.

Компания «Космическая связь» вместе с Донским государственным техническим университетом, Аграрным научным центром «Донской», а также крупнейшими производителями тракторов и комбайнов «Ростсельмаш» и «Бизон» планируют провести эксперимент по установке создаваемого российского спутникового оборудования на сельхозтехнику, что позволит повысить точность ее позиционирования с 30 см до 4 см

источник - http://www.roscosmos.ru/34215/

Германия отключит свой телескоп на «Спектре-РГ»

28 февраля 2022

Германская сторона уведомила, что отключит свой телескоп на космической обсерватории «Спектр-РГ», которая является совместным с РФ проектом. Германские партнеры получили указание отключить один из этих двух телескопов, которым они сами управляют».  По словам главы Роскосмоса, технические специалисты из Германии сильно переживают, поскольку для них это удар по профессиональному кредо.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82877/

12. Коммерциализация и международное сотрудничество

Подписано соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и Beidou

04 февраля 2022

Пакет из 16 межправительственных, межведомственных и коммерческих документов, включая совместное российско-китайское заявление о международных отношениях, был принят в рамках визита президента РФ В.Путина в Китай. Среди прочего было подписано Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости ГЛОНАСС и Beidou.

источник - https://www.roscosmos.ru/34045/

Расширение сотрудничества с Венгрией в космосе

12 февраля 2022

Гендиректор Роскосмоса Д.Рогозин и министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто по итогам визита в Москву премьер-министра Виктора Орбана подписали Заявление о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в области космических исследований в мирных целях.

За прошедшие годы с участием различных венгерских и российских научно-исследовательских институтов, университетов и компаний началась технологическая и инструментальная разработка трех венгеро-российских проектов космических исследований:

«Чибис-АИ» — орбитальный микроспутник, предназначенный для исследования свойств молнии;

«Обстановка-2» — измерительный комплекс, размещенный на внешней оболочке МКС, предназначенный для изучения взаимодействия электромагнитных явлений в магнитосфере и ионосфере и крупных космических аппаратов с ионосферой;

«Система Trabant» представляет собой флот из двух микроспутников, изучающих динамику процессов космической погоды и ионосферы, выполняющих непрерывные измерения волн и частиц на расстоянии от 100 м до 100 км друг от друга, вращаясь на высоте около 500 км. Одним из важных нововведений разрабатываемой системы является уникально высокая скорость передачи данных.

источник - http://www.roscosmos.ru/34133/

Роскосмос приостанавливает сотрудничество по организации запусков с космодрома Куру

27 февраля 2022

Роскосмос в ответ на санкции ЕС приостанавливает сотрудничество с европейскими партнерами по организации запусков с космодрома Куру во Французской Гвиане. Об этом заявил гендиректор Роскосмоса Д.Рогозин.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82865/

ЕКА отказалось от переговоров с Рогозиным по дальнейшему сотрудничеству

28 февраля 2022

Европейское космическое агентство (ЕКА) отказалось от переговоров с генеральным директором Роскосмоса Дмитрием Рогозиным, которые должны были пройти сегодня. На переговорах должны были обсуждаться санкции в отношении РКЦ «Прогресс» и ЦНИИмаш, а также сотрудничество. Рогозин настаивал на обсуждении принципиальных вопросов сотрудничества, быть ему или не быть.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82886/

Рогозин заявил, что международного рынка пусковых услуг больше не существует

28 февраля 2022

«Второй тип санкций - санкции за прямой запрет со стороны американцев и европейцев кому бы то ни было ставить свои космические аппараты на российские ракеты и вообще использовать российские ракеты для выведения своих полезных нагрузок. Это просто жирная точка, которая ставит финиш в вопросе о том, существует ли реально международный рынок пусковых услуг. Его больше не существует», - сказал Рогозин.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82875/

1.     Административные вопросы

Опубликованы справочные данные о финансовой структуре SpaceX

09 февраля 2022

Министерство торговли штата Аляска рассекретило данные о финансовой структуре SpaceX по состоянию на 31 декабря 2021 года. Доля принадлежащих Илону Маску акций на начало этого года составляет 43,08% (в 2021 году - 47,11%). Google владеет 6,99% акций (ранее 7,64%). Третьим по величине инвестором является инвестиционный фонд FoundersFund с долей в 5,76% (годом ранее - 7,77%).

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82747/

2.    Исследования Луны

«Чанъэ-4» обнаружил стеклянные глобулы на обратной стороне Луны

21 февраля 2022

Луноход «Юйту-2» китайского зонда «Чанъэ-4» обнаружил две макроскопические полупрозрачные стеклянные глобулы во время исследования обратной стороны Луны. Эта находка может помочь выявить раннюю историю ударных воздействий на поверхность Луны.

Данные о составе глобул не были получены. Но их уникальная морфология и характеристики местности позволяют предположить, что они, скорее всего, не вулканического происхождения и не занесены с других планетарных тел, а являются составляющим компонентом ударного стекла - закаленными анортозитовыми расплавами, образующимися во время кратерных процессов.

По словам исследователей, глобулы отличаются от стеклянных шариков, отобранных миссиями «Аполлон», тем, что они больше по размеру и обладают окраской матового черного цвета.

Ученые пришли к выводу, что стеклянные глобулы будут в изобилии встречаться в лунном нагорье, представляя собой перспективные объекты для отбора проб, которые могут раскрыть раннюю историю ударных воздействий на спутник Земли.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82824/

3.    Марсоходы

Вертолет Ingenuity совершил свой очередной полет

10 февраля 2022

Как сообщает Лаборатория реактивного движения, вертолет Ingenuity совершил свой 19-й полет. Полет продолжался 100 секунд. За это время аппарат преодолел расстояние в 62 метра и смог выбраться из сложного рельефа региона Южная Сейта на плато.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82748/

Марсоход Perseverance установил рекорд пройденного расстояния по Марсу

12 февраля 2022

По данным Лаборатории реактивного движения НАСА, функция самостоятельного вождения ровера Perseverance работает очень хорошо. Благодаря этому он недавно завершил самое длинное путешествие, когда-либо проделанное марсоходом за один день на Марсе, преодолев 245,76 м.

Из-за задержки радиосигнала между Землей и Марсом исследователи не могут просто двигать ровер вперед с помощью джойстика. Вместо этого они сканируют спутниковые снимки и иногда надевают 3D-очки, чтобы проанализировать окружающую среду ровера. После определения маршрута команда отправляет инструкции в Perseverance. Затем Perseverance выполняет указания на следующий день.

Для сравнения, самое большое расстояние, пройденное за один марсианский день, составляет 214 метров. Этот рекорд был установлен марсоходом Opportunity.

источник - https://new-science.ru/marsohod-perseverance-ustanovil-rekord-projdennogo-rasstoyaniya-po-marsu/

4.    Космические телескопы и ДЗЗ

Итальянский спутник COSMO-SkyMed CG FM-2 наконец-то запустили

1 февраля 2022 года с площадки SLC-40 Станции «Мыс Канаверал» выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-138) с итальянским радиолокационным спутником дистанционного зондирования Земли COSMO-SkyMed CG FM-2. Запуск, намеченный изначально на 27 января, четырежды переносился.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru

Ракета SpaceX успешно запускает американский разведывательный спутник

04 февраля 2022

Американское разведывательное управление сообщило, что новейший разведывательный спутник был успешно запущен на орбиту на борту многоразовой ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Ракета стартовала с площадки военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии. После вывода на орбиту этого спутника под названием NROL-87 ракета Falcon 9 затем вернулась обратно на базу.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022203185317

Космический телескоп Джеймса Уэбба сделал селфи в космосе

12 февраля 2022

Мы только что увидели первый крупный план космического телескопа Джеймса Уэбба, усердно работающего в глубоком космосе.

Специальная линза в приборе камеры ближнего инфракрасного диапазона телескопа (NIRCam) позволила инженерам взглянуть на зеркальное выравнивание Уэбба и одновременно получить отличный снимок самого телескопа. Инженеры теперь также уверены, что NIRCam успешно принимает свет, что имеет решающее значение для достижения конечной цели - помощи в получении изображении объектов дальнего космоса.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022212163330

Команда космического телескопа James Webb расставляет 18 звездных источников в форме шестиугольников

21 февраля 2022

Инженеры закончили первый этап этого процесса, называемый «идентификацией сегментного изображения». Полученный в результате снимок показывает, что команда повернула каждый из 18 сегментов основного зеркала «Уэбба» так, чтобы 18 несфокусированных копий одной и той же звезды расположились на снимке в запланированном гексагональном построении.

После получения этого «решетчатого снимка» команда теперь приступила ко второму этапу юстировки – «юстировке сегментов». В ходе этого этапа команда скорректирует грубые ошибки конфигурации сегментов зеркала и повторит юстировку вторичного зеркала, делая изображение каждого индивидуального источника звездного света более сфокусированным. Когда эта «глобальная юстировка» будет завершена, команда приступит к третьему этапу, называемому «совмещением снимков», в результате которого все 18 источников звездного света будут наложены друг на друга, формируя единое изображение.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022220202357

Новая рентгеновская обсерватория IXPE делает первые снимки

21 февраля 2022

У астрономов появился новый инструмент, позволяющий производить наблюдения за глубинами Вселенной в рентгеновском диапазоне. Обсерватория IXPE (Imaging X-Ray Polarimetry Explorer) была запущена в космос в декабре 2021 года, сейчас она находится на околоземной орбите высотой 600 километров. Первые научные данные обсерватория IXPE начала собирать в конце января 2022 года и лишь недавно представители НАСА опубликовали первое полученное изображение -красивейший снимок останков взрыва сверхновой под названием Кассиопея A (Cassiopeia A).

источник - https://dailytechinfo.org/space/11423-ixpe-novaya-rentgenovskaya-observatoriya-delaet-pervye-snimki.html

Телескоп James Webb сможет обнаруживать иные цивилизации по загрязнению ими атмосфер экзопланет

22 февраля 2022

Группа астрономов изучила возможность использования обсерватории James Webb для поисков следов разумной жизни, оставленных в форме промышленных загрязнений атмосферы экзопланеты. Основной упор сделан на обнаружение хлорфторуглеродов, которые на Земле производятся в промышленных масштабах и получили широкое распространение в качестве халдагентов и компонентов моющих средств.

Эти загрязнители атмосферы характерны для индустриальной цивилизации и могут быть обнаружены при помощи «Уэбба». Но существует ряд ограничений на обнаружение – так, свет слишком ярких звезд может «ослепить» телескоп и сделать наблюдения хлорфторуглеродов невозможными. Поэтому поиски разумных цивилизаций этим методом возможны лишь на планетах, обращающихся вокруг тусклых звезд, таких как карлики спектрального класса М – например, в близлежащей системе TRAPPIST-1.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022222100613

Бывший астронавт предлагает навести «Джеймс Уэбб» на конкретную планету

24 февраля 2022

У Криса Хэдфилда, бывшего канадского астронавта, есть мнение: телескоп должен сосредоточиться на Kepler-442b, экзопланете, расположенной на расстоянии около 1 200 световых лет, на которой с высокой вероятностью может существовать жизнь.

Крис Хэдфилд пишет, что Kepler-442b даже более пригодна для жизни, чем Земля. Немного больше Земли по размеру и массе, вращается вокруг звезды K-типа на расстоянии около 0,4 а.е. с периодом около 112 дней. Она не только находится в обитаемой зоне своей системы, но и ее звезда-хозяин по крайней мере на 40% менее массивна, чем наше Солнце, что означает, что она может прожить еще как минимум 30 миллиардов лет.

В то время исследователи определили четыре планеты-кандидата для будущих наблюдений Джеймса Уэбба: KOI 5554.01, KOI 6108.01, KOI 7587.01 и K2-3d. В 2015 году Kepler-442b (или KOI-4742.01) была подтверждена как экзопланета и считается одной из самых похожих на Землю планет из когда-либо обнаруженных, как по размеру, так и по температуре. Ее радиус примерно в 1,3 раза больше радиуса Земли, что говорит о том, что это, вероятно, каменистая планета, а равновесная температура составляет 233 К (-40 °C). Поскольку она находится ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, она, вероятно, вращается гораздо медленнее Земли (из-за приливных эффектов), и продолжительность суток может составлять недели или месяцы.

источник - https://new-science.ru/byvshij-astronavt-predlagaet-navesti-dzhejms-uebb-na-konkretnuju-planetu/

Китай запустил спутник ДЗЗ «Луди таньцэ-2»

26 февраля 2022 г. с космодрома Цзюцюань осуществлен пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-4C» (Y30) со спутником «Луди таньцэ-2» / L-SAR 01В, англ. Ludi Tance-2 / LT-2) – вторым аппаратом 01-й группы китайской гражданской космической системы радиолокационного наблюдения L-диапазона.

Космический аппарат «Луди таньцэ-2» / L-SAR 01В, изготовленный в Шанхайской исследовательской академии космической техники (SAST), оснащён радаром с синтезированной апертурой /SAR/ L-диапазона и будет главным образом использоваться для эффективного мониторинга геологической среды, оползней и землетрясений, а также других наблюдений за поверхностью Земли.

Этот космический запуск стал 408-м по счёту для всех китайских ракет-носителей серии «Чанчжэн» («Великий поход»).

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82882/

Телескоп Джеймса Уэбба достиг важной вехи

28 февраля 2022

Телескоп «Джеймс Уэбб» продолжает свое развитие вокруг точки Лагранжа 2. Команда миссии только что завершила второй и третий из семи этапов выравнивания главного зеркала. Впервые восемнадцать отдельных сегментов структуры были расположены таким образом, что в центре изображения оказалась только одна звезда. Главное зеркало телескопа Джеймса Уэбба (диаметр 6,5 м) состоит из восемнадцати шестиугольных сегментов, изготовленных из бериллия, расположенных на центральной платформе и двух боковых «крыльях». Последние были сложены перед запуском, чтобы поместиться внутри обтекателя ракеты Ariane 5, и были успешно развернуты несколько недель назад. Теперь пришло время настроить 18 сегментов первичного зеркала так, чтобы они действовали как единая светособирающая поверхность. Для этого операторы миссии полагаются на камеру (NIRCam), которая может с высокой точностью обнаруживать искажения в поступающем свете. Затем 126 приводов тонко позиционируют, сгибают или разгибают каждый сегмент в соответствии с данными, передаваемыми прибором.

Чтобы внести эти коррективы, НАСА сосредоточило свое внимание на звезде HD 84406, расположенной в 260 световых годах от Земли. Первые снимки этого объекта были еще очень размытыми, звезда выглядела равномерно по всем сегментам. С тех пор был достигнут определенный прогресс. В последнем обновлении команда активировала наборы из шести зеркал одновременно так, чтобы их свет перекрывался, в результате чего в центре поля появляется одна точка света. Наконец, впервые телескоп Джеймса Уэбба смог получить единое изображение вместо восемнадцати. Несмотря на это, хотя все изображения находятся в одном и том же месте, они просто наложены друг на друга.

Зеркальные сегменты все еще действуют как восемнадцать маленьких телескопов, а не как один большой. Как упоминалось выше, конечная цель состоит в том, чтобы эти структуры вели себя как одно зеркало, что требует более тщательной настройки.

источник - https://new-science.ru/teleskop-dzhejmsa-uebba-dostig-vazhnoj-vehi/

Rocket Lab запустила свой носитель с нового стартового стола

28 февраля 2022 г. в с площадки LP-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab осуществлён пуск РН Electron (F24, миссия The Owl’s Night Continues) с японским спутником ДЗЗ StriX-Beta. Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82893/

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Южная Корея вложит $10 млн в создание нового двигателя для ракеты-носителя

08 февраля 2022

Республика Корея инвестирует 12 млрд вон ($10 млн) в разработку высокопроизводительных ракетных двигателей на жидком топливе к следующему году. В 2020 году правительство страны представило программу Space Challenge («Космический вызов»), целью которой является создание к 2030 году новых технологий в космической отрасли. Проект ставит целью разработку космической ракеты следующего поколения, которая придет на смену ракете-носителю «Нури» (KSLV-II), оснащенной 75-тонными двигателями.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82729/

Маск считает, что доставка 150 тонн грузов на орбиту скоро будет стоить меньше $10 млн

13 февраля 2022

Доставка 150 тонн грузов на низкую околоземную орбиту с введением в строй и полноценным использованием космического корабля Starship американской компании SpaceX через три года может стать дешевле $10 млн. Об этом заявил Илон Маск на пресс-конференции, посвященной прогрессу в разработке прототипа космического корабля.

Маск также выразил идею, что в будущем может быть намного эффективнее доставлять грузы по нашей планете на дальние расстояния с помощью ракет, нежели чем транспортной авиацией. «Если например, вы стартуете отсюда [из Техаса] в Сингапур <...> скорее всего прямой перелет занимает часов 20, а ракета долетит меньше чем за час. Это значит, что вы сможете использовать ракету в 20 раз чаще, чем самолет, и это в 20 раз эффективнее с точки зрения капитальных вложений», - заявил глава SpaceX.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82758/

Virgin Galactic начинает продажу билетов на суборбитальные полеты

16 февраля 2022

В компании ожидают, что к началу полетов в этом году билеты приобретут порядка 1 тыс. человек. Стоимость билета составляет $450 тыс. - $150 тыс. будущий космический путешественник должен заплатить сразу в качестве депозита, остальную сумму необходимо будет внести перед полетом.

Ранее сообщалось, что заявки на суборбитальный тур подали порядка 700 человек, среди желающих совершить полет назывались такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо, Том Хэнкс и Анджелина Джоли.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82788/

Китай разрабатывает копию космического корабля SpaceX

21 февраля 2022

Китайские инженеры уже давно известны тем, что часто копируют популярную технику, произведенную в США. Когда выходит новая модель iPhone, китайские производители тут же представляют дешевые аналоги с похожим дизайном. Прогресс не стоит на месте, и вот уже несколько лет они успешно создают копии более сложной техники. Так, в первой половине 2021 года, был представлен китайский робот-собака AlphaDog, который является клоном аналогичного робота Spot от Boston Dynamics. Отличие заключается только в том, что китайский аналог стоит в 30 раз дешевле и обладает более ограниченным набором функций. В текущем году инженеры из Китая пошли еще дальше и рассказали о разработке космического корабля, который очень напоминает Starship от Илона Маска.

Судя по всему, на данный момент копия существует только «на бумаге». На слайде из презентации можно заметить, что являющаяся космическим кораблем верхняя ступень китайской ракеты максимально похожа на Starship — он обладает футуристическим дизайном с двумя парами аэродинамических рулей: нижние большие, а верхние чуть поменьше. В схеме полета показано, что во время приземления космический корабль будет принимать горизонтальное положение. Таким образом ракета может тормозить, не потребляя много топлива.

Нижняя ступень китайского космического корабля отличается от аналогичной части Starship (в ее роли выступает ракета Super Heavy) гораздо сильнее. В некоторых источниках говорится, что по своей конструкции она больше всего напоминает первую ступень ракеты New Glenn, которая до сих пор разрабатывается компанией Blue Origin.

Китайский и американский корабли будут работать на топливной паре метан-кислород. Но при этом принцип работы ракетных двигателей будет сильно отличаться. Двигатели SpaceX Raptor работают по замкнутой схеме с полной газификацией компонентов. В такой схеме топливные насосы двигателя активируются двумя газогенераторами, в одном из которых сжигается много топлива в малом количестве окислителя, а в другом — сжигается много окислителя в малом количестве топлива. Газ из обоих генераторов поступает в две турбины насосов, а из них — в камеру сгорания, где оба вещества воспламеняются и создают реактивную тягу.

Двигатели в китайской копии Starship работают по открытой схеме. Это значит, что газ из генератора просто выбрасывается в атмосферу и используется только для питания турбин насосов. Это очень простая и дешевая технология, которая в космонавтике применяется уже давно. Но она в разы хуже технологии SpaceX, которая обеспечивает высокое рабочее давление и значительно повышает эффективность двигателя.

источник - https://hi-news.ru/technology/kitaj-razrabatyvaet-kopiyu-kosmicheskogo-korablya-spacex-chem-on-otlichaetsya-ot-starship.html

6.    Новые технологии

Новая система питания небольших спутников энергией при помощи лазера

01 февраля 2022

Университет Суррей (Великобритания) и фирма Space Power занимаются проблемой питания энергией небольших спутников, находящихся на низкой околоземной орбите в тот период, когда их не освещают прямые солнечные лучи. Сотрудничая в рамках проекта по созданию космической инфраструктуры, объединенная команда разработает новую технологию, предполагающую использование лазеров для передачи солнечной энергии от спутников, на которые падают прямые лучи, к небольшим спутникам, обращающимся ближе к Земле во время затмений. Прототипы этих «беспроводных лазерных зарядных устройств» для небольших спутников планируется выпускать для коммерческого использования, начиная с 2025 г.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022130204430

Создается система предупреждения для предотвращения столкновений спутников

26 февраля 2022

Орбита Земли становится все более перегруженной. В настоящее время в космосе насчитывается 23 000 объектов размером более 10 сантиметров, в то время как некоторые прогнозы предсказывают появление более 57 000 новых спутников к 2030 году.

Одним из примеров являются спутники Starlink компании SpaceX, которые способны автономно маневрировать в случае возможных столкновений в будущем.

Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) разрабатывает новую систему, способную использовать больше данных. Его прототип имеет название Open-Architecture Data Repository (OADR). Говоря конкретнее, это облачная база данных, которая следит за растущим количеством объектов на околоземной орбите. Для этого OADR собирает данные с нескольких различных наземных датчиков, которые вместе охватывают большую часть земного шара. OADR связан как с наземными станциями, принадлежащими правительству США, так и с сетью коммерческих станций. Данные также включают телеметрию и другие маневры в реальном времени с других спутников. Вооружившись всеми этими данными, система в режиме реального времени формирует картину орбитальной среды. В случае подозрительного приближения система отправляет предупреждение соответствующим операторам.

источник - https://new-science.ru/sozdaetsya-sistema-preduprezhdeniya-dlya-predotvrashheniya-stolknovenij-sputnikov/

7.    Планы по Луне

Мексика отправит на Луну мини-роботов для исследования грунта

3 февраля 2022

Мексиканские ученые планируют отправить на Луну первую партию автономных мини-роботов в рамках проекта Colmena («Улей»), нацеленного на разработку в космосе полезных ископаемых. Запуск запланирован на июнь этого года.

В составе первой миссии - пять роботов диаметром 12 сантиметров каждый и массой около 60 граммов. Их работа на Луне продлится около 13 земных суток.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82678/

NASA перенесло полет вокруг Луны в рамках программы «Артемида» на апрель-май

02 февраля 2022

Об этом сообщил представитель ведомства Майк Болджер. Окно в апреле будет открыто с 8 по 23 число, в мае - с 7 по 21 число.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82688/

Quantum Space обнародовала планы по созданию окололунных платформ

04 февраля 2022

Компания Quantum Space из Мэриленда объявила о начале работы над космической платформой, которая первоначально будет работать в точке Лагранжа L-1 между Землей и Луной и размещать различные полезные нагрузки. Эта платформа будет обслуживаться другим космическим аппаратом, который будет доставлять и устанавливать полезные нагрузки.

Аванпост будет состоять из двух компонентов. Один из них - это космический корабль-шина, который служит платформой для размещения полезной нагрузки, используя модульные интерфейсы «plug-and-play». Другой - космический корабль, который будет доставлять полезные нагрузки на платформу и устанавливать их с помощью роботов-манипуляторов.

Первая платформа будет запущена в эксплуатацию в 2025 или 2026 году. Однако сначала будет запущена миссия, которую Quantum Space называет «следопыт», стартующая в 2024 году, которую Юрчик описал как небольшой космический аппарат с полезной нагрузкой дистанционного зондирования для тестирования операций в точке L-1 между Землей и Луной.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022203202800

Луноход VIPER начал проходить испытания в моделируемых лунных условиях

10 февраля 2022

VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover) будет высажен на поверхность в районе лунного Южного Полюса, где по имеющимся на сегодняшний день данным, могут находиться обширные залежи льда.

Запуск миссии VIPER должен будет произведен в 2023 году. В рамках программы подготовки лунохода VIPER к работе на Луне, первый опытный образец лунохода проходит сейчас испытания на полигоне SLOPE (Simulated Lunar Operations Laboratory). Опытный образец имеет размер, сопоставимый с размером будущего реального лунохода, он оборудован колесами и некоторыми другими механическими узлами, которые практически без изменений конструкции будут использованы при создании реального лунохода.

источник - https://dailytechinfo.org/space/11411-lunohod-viper-nachal-prohodit-ispytaniya-v-modeliruemyh-lunnyh-usloviyah.html

Японская компания испытала телеуправляемого робота для работы на Луне

15 февраля 2022

Японская компания GITAI испытала телеуправляемый луноход с руками. На полигоне с имитацией лунной поверхности JAXA в городе Сагамихара GITAI R1 смог проехаться по сложному рельефу, собрать макет солнечной батареи и взять пробы грунта.

У лунохода есть четыре колеса, которые могут поворачиваться на любой угол, что позволяет ехать боком, разворачиваться на месте и выполнять сложные манёвры. Передняя часть робота, имитирующая верхнюю половину человеческого тела, оснащена фонарём и двумя камерами. Оператор управляет руками и ровером с помощью VR-контроллеров.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82782/

НАСА исключило запуск миссии Artemis I в апреле; возможно, он состоится в мае

27 февраля 2022

«Апрель исключается. Мы пока что ориентируемся на конец мая, - сказал Том Уитмайер, заместитель помощника администратора по разработке систем для исследования космоса НАСА. – Но, скажу честно, это надо сделать действительно осторожно в этот раз. Нам нужны эти несколько недель испытаний, чтобы понять, готова ли ракета к старту».

Следующие стартовые открываются с 7 по 21 мая, с 6 по 16 июня и с 29 июня по 12 июля.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022227134604

8.    Планы по Марсу

NASA заключило контракт на разработку ракеты для получения образцов с Марса

08 февраля 2022

NASA заключило контракт с корпорацией Lockheed Martin на $194 млн на создание специального пускового аппарата Mars Ascent Vehicle (MAV), который доставит образцы грунта и воздуха Марса на Землю.

Для доставки образцов грунта с Марса потребуется в целом три отдельных космических аппарата. Первым будет марсоход Perseverance, который осуществил посадку в районе кратера Езеро 19 февраля 2021 года. С помощью дистанционного манипулятора длиной 2,1 м марсоход соберет образцы грунта и оставит часть из них их на поверхности планеты.

Затем уже другой марсоход, отправленный Европейским космическим агентством (ЕКА), должен будет забрать эти образцы и поместить в Mars Ascent Vehicle, который выведет их на орбиту.

На финальном этапе космический корабль ЕКА Earth Return Orbiter («Орбитальный аппарат для возвращения на Землю») заберет из с орбиты Марса и доставит обратно на Землю в 2030-х годах. Анализ этих образцов может дать ответ на вопрос о существовании жизни на Марсе.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82728/

НАСА хочет отправить тонну полезного груза на Марс всего за 45 дней

26 февраля 2022

Несколько лет назад НАСА поставило перед инженерами задачу найти способ отправить тонну полезного груза на Марс всего за 45 дней. Теперь исследователи недавно описали средство приведения в движение в виде суперлазера.

Конкретно говоря, лазер поражает надувной параболический отражатель в задней части ракеты. Этот отражатель также наклонен таким образом, чтобы нагревать камеру, содержащую водородную плазму. В результате этого процесса происходит выброс газа, который приводит в движение корабль. На самом деле лазер, о котором идет речь, состоит из нескольких инфракрасных лучей размером в один микрометр. Он также обладает феноменальной мощностью 100 МВт.

Ракета будет двигаться с такой скоростью, что остановить ее будет проблематично. Дело в том, что на Марсе нет другого суперлазера, способного производить обратную тягу. Однако существует не так много решений для замедления. Аэроторможение может быть одним из них. Однако в этом случае потребуется замедление до 8G, что является пределом, который способен выдержать человек.

В любом случае команда Квебека уже запланировала дату возможной миссии с использованием суперлазера: 2040 год.

источник - https://new-science.ru/nasa-hochet-otpravit-tonnu-poleznogo-gruza-na-mars-vsego-za-45-dnej/

9.    Китай

Китай совершает впечатляющий маневр на геостационарной орбите

01 февраля 2022

Спутник для борьбы с космическим мусором Шицзянь-21 недавно состыковался со старым китайским спутником, чтобы изменить его орбиту. Согласно данным американского слежения, «мертвый» спутник сейчас находится более чем в 3 000 километрах от своего первоначального местоположения. Он больше не представляет никакой опасности. 24 октября Китай запустил спутник Шицзянь-21, описанный как «спутник, способный работать с орбитальным мусором».

Во время маневра Шицзянь-21 приблизился к неработающему навигационному спутнику Beidou-2 G2, прежде чем пристыковаться к конструкции (см. видео ниже). РЕКЛАМА По данным властей США, 22 января Шицзянь-21 отбуксировал свою «тушу» на высоту около 3 000 км над геосинхронной орбитой, что удивило специалистов. Мертвые спутники обычно располагаются только на высоте около 300 километров над геосинхронной орбитой. Согласно данным слежения, недавно опубликованным 18-й эскадрильей контроля космического пространства (SPCS) Космических сил США, 26 января Шицзянь-21 окончательно отстыковался от Beidou-2 G2 и вернулся на геосинхронную орбиту. Теперь спутник, который не работал более десяти лет, находится в безопасности.

источник - https://new-science.ru/kitaj-sovershaet-vpechatlyajushhij-manevr-na-geostacionarnoj-orbite/

Китай хочет побить свой рекорд по запускам в 2022 году

19 февраля 2022

В апреле 2021 года Китай вернется на низкую околоземную орбиту с запуском новой станции, проект которой разрабатывался с 1992 года. После завершения строительства Т-образная конструкция будет состоять из трех основных модулей: центрального модуля под названием «Тяньхэ» (восемнадцать метров в длину) и двух экспериментальных модулей длиной 14,4 метра под названием «Вэньтянь» и «Мэнтянь». В нем смогут разместиться до шести астронавтов на срок до шести месяцев. В настоящее время на орбите находится только основной модуль, но Китайское национальное космическое управление готовится к запуску двух других в 2022 году. По данным Китайской академии технологий ракет-носителей (CALT), ракета Чанчжэн-5B запустит Вэньтянь в середине этого года, а ракета Чанчжэн-5B Y4 запустит Мэнтянь во второй половине 2022 года. Модули будут пришвартованы к станции Тяньхэ до конца года.

В этом году Китай также запустит к станции два грузовых космических корабля «Тяньчжоу» и два корабля с экипажем «Шэньчжоу». Первая ротация экипажа будет также запланирована на конец года. Затем космический корабль «Шэньчжоу-15» состыкуется с «Тяньхэ» и присоединится к экипажу «Шэньчжоу-14». В этот момент у Китая будет шесть астронавтов на орбите одновременно.

В целом, в 2022 году Китай планирует запустить 140 космических аппаратов в рамках более чем 50 запусков. Это будет рекорд. В прошлом году Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC), крупнейший в Китае игрок аэрокосмической отрасли, запустила 48 ракет. Коммерческие и частные пусковые компании Китая также внесут свой вклад в ускорение темпов запуска. В прошлом году Китай запустил не менее 55 ракет. Для сравнения, Соединенные Штаты провели всего 45 запусков, большая часть которых была осуществлена ракетой Falcon 9 компании SpaceX. SpaceX планирует запустить 52 ракеты в 2022 году. В случае успеха это будет самое большое количество запусков компании за один год.

источник - https://new-science.ru/kitaj-hochet-pobit-svoj-rekord-po-zapuskam-v-2022-godu/

В Китае открылась лаборатория по исследованию дальнего космоса

27 февраля 2022

Китайская лаборатория по исследованию дальнего космоса официально открыта, заявили в Национальном космическом управлении КНР (CNSA). Штаб-квартира лаборатории, созданной совместно CNSA, провинцией Аньхой  и Научно-техническим университетом Китая (USTC), находится в городе Хэфэй.

CNSA окажет поспособствует присоединению лаборатории к строительству крупных инженерных проектов, включая четвертую фазу программы исследования Луны, программу планетарных исследований, международную лунную научно-исследовательскую станцию и систему защиты от астероидов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82879/

1.    Земля

У Земли появился дополнительный спутник - троянский астероид

02 февраля 2022

Это второй троянский астероид, когда-либо замеченный на Земле, и самый большой из когда-либо замеченных астероидов такого типа.

Троянские астероиды - это небольшие космические камни, которые делят свою орбиту с планетой, вращаясь по стабильной орбите вокруг звезды-хозяина. Хотя мы уже замечали троянские астероиды вокруг других планет нашей Солнечной системы, до сих пор было подтверждено, что только один из этих объектов, названный 2010 TK7, вращается по той же орбите, что и Земля. В новом исследовании ученые подтвердили, что астероид, замеченный в 2020 году и названный 2020 XL5, является вторым объектом такого рода, называемым троянским астероидом Земли.

В декабре 2020 года 2020 XL5 был замечен астрономами с помощью обзорного телескопа Pan-STARRS 1 на Гавайях и добавлен в базу данных Центра малых планет Международного астрономического союза. Астроном-любитель Тони Данн рассчитал траекторию объекта с помощью общедоступного программного обеспечения НАСА JPL-Horizon и обнаружил, что он движется по орбите L4, четвертой точки Лагранжа между Землей и Солнцем, гравитационно сбалансированной области вокруг нашей планеты и звезды. 2010 TK7, первый подтвержденный земной троянский астероид, также находится в точке L4.

Данные SOAR (Southern Astrophysical Research) позволили провести первый фотометрический анализ объекта, показав, что 2020 XL5, скорее всего, является астероидом C-типа», - говорится в заявлении Сантана-Рос. Исследование также показало, что этот объект намного больше, чем первый найденный троянский астероид Земли. 2020 XL5 имеет размер около 0,73 мили (1,2 км) в поперечнике, что почти в три раза больше, чем 2010 TK7.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022202104229

2.    Луна

Геохронологию Луны обновили благодаря доставленным образцам на Землю китайским космическим аппаратом «Чанъэ-5»

20 февраля 2022

Проанализировав образцы пород, доставленные на Землю космическим аппаратом «Чанъэ-5», китайские планетологи разработали новую геохронологическую модель Луны. Согласно этой модели, возраст большинства областей Луны ранее сильно недооценивали.

Ученые отделили небольшой фрагмент от собранных образцов пород, извлекли из них зерна разных минералов и определили их возраст по соотношению долей трех стабильных изотопов свинца, часть из которых постепенно накапливается в породах в результате распадов атомов урана и тория. Эти замеры показали, что данная часть Океана Бурь сформировалась около 2,03 млрд лет назад.

Новые датировки неожиданно указали, что возраст большинства черт лунного рельефа, за исключением самых молодых объектов на поверхности спутниц Земли, больше, чем ученые считали ранее. Это было связано с тем, что астрономы несколько переоценивали число астероидов, периодически падавших на Луну в последние три миллиарда лет, после того, как Солнечная система была очищена от большинства крупных астероидов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/82807/

Вулканизм на Луне

20 февраля 2022

Луна была вулканически активной на протяжении значительной части своей геологической истории. Первые извержения вулканов произошли примерно 4,3 миллиарда лет назад. Вулканизм был наиболее интенсивным между 3,8 и 3 миллиардами лет назад.

На обратной стороне Луны морей гораздо меньше и они небольшого размера. Самое крупное из них — Море Москвы диаметром около 300 км. Базальтовая лава, заполнившая Море Москвы, изливалась в позднеимбрийскую эпоху 3,8–3,2 млрд лет назад. Причины, почему базальты лунных морей находятся преимущественно на видимой стороне Луны, не ясны.

источник - http://www.roscosmos.ru/34198/

Левитация частиц пыли на яркой стороне Луны оказалась связана с магнитным хвостом Земли

25 февраля 2022

Луна окружена плазмой (ионизированным газом), которая содержит твердые частицы пыли. На поверхности Луны частицы пыли, в которые врезаются фотоны, электроны и ионы солнечного ветра, получают положительный заряд. Их взаимодействие с положительно заряженной поверхностью Луны вызывает отскакивание частиц пыли и формирование облаков плазмы, состоящей из пыли.

В результате действия этих факторов лунная плазма, состоящая из пыли, должна эволюционировать только над частью поверхности Луны (на широтах выше 76 градусов). Однако на самом деле ожидается, что плазма, состоящая из пыли, может наблюдаться на всей поверхности обращенной к Солнце стороны Луны. Новая модель, разработанная авторами работы, позволяет объяснить этот факт, с учетом роли магнитного хвоста нашей планеты.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022225170738

3.    Марс

Составлена карта мест на Марсе, где возможно появление жидких рассолов

02 февраля 2022

Планетологи из обсерватории Конкоя (Будапешт) смоделировали появление соленой, но жидкой воды на поверхности Марса. Согласно этим результатам, в поздние ночные и ранние утренние часы марсианской весной или летом могут создаваться идеальные условия для протекания этого процесса, причем более благоприятные условия оказались в северном полушарии.

Согласно результатам такого моделирования, когда рассматривается весь марсианский год целиком, в обоих полушариях могут возникать подходящие условия для того, чтобы распространенный на планете перхлорат кальция Ca(ClO4)2 могла расплываться с формированием жидкости, начиная с весны и вплоть до позднего лета. Наибольшая вероятность формирования жидкости ожидается в период с поздней ночи по раннее утро. Если смотреть на планету в целом, почти везде выше 30 градусов северной широты жидкие рассолы могут образовываться поздней ночью, в то время как в ранние утренние часы крупные бассейны (Ацидалийская равнина, равнина Утопия) выглядят более многообещающими.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022201164510

Эксперименты по моделированию ядра Марса объяснили потерю планетой магнитного поля и океанов

10 февраля 2022

Ученым давно известно, что на поверхности Марса когда-то имелись океаны, во многом благодаря наличию защитного магнитного поля. Однако это магнитное поле исчезло, и в новом исследовании астрономы предприняли попытку объяснить причину исчезновения. Исследователи воссоздали условия, поддерживавшиеся в ядре Марса миллиарды лет назад, и нашли, что поведение расплавленного металла, предположительно, составляющего основной материал ядра, могло дать начало магнитному полю, которое после непродолжительного существования постепенно исчезло.

Новые сейсмические данные, полученные при помощи марсианского аппарата InSight НАСА, говорят нам о том, что ядро Марса на самом деле более крупное и менее плотное, чем считалось ранее. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в ядре находятся дополнительные легкие элементы, такие как водород.

В этих экспериментах была использована ячейка с алмазной наковальней, в которой образец сжимается до достижения гигантских давлений между двумя алмазами, и лазеры, позволяющие кратковременно повысить температуру до очень высоких значений. Исследователи выбрали состав ядра на основе системы Fe-S-H и подвергли сжатию в ячейке с алмазной наковальней с одновременным нагревом лазерами. В результате было обнаружено, что в условиях эксперимента произошло разделение системы на две несмешивающиеся жидкости: железо, обогащенное серой, и железо, обогащенное водородом. Более легкая жидкость, обогащенная водородом демонстрировала тенденцию к всплыванию с формированием конвекционных потоков.

Именно такие конвекционные потоки жидкого железа в ядре древнего Марса могли привести к формированию кратковременно существовавшего магнитного поля, которое позволяло воде существовать некоторое время в жидкой форме на поверхности планеты. После завершения расслоения жидкостей в ядре конвекционные потоки иссякли, и магнитное исчезло.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022209204226

Вулканизм на Марсе

12 февраля 2022

Марсианский вулканизм сформировал крупнейшие вулканические постройки в Солнечной системе. Одна из них — Гора Олимп, которая расположена в провинции Фарсида. Высота Олимпа — 26 км, диаметр основания — 600 км, размеры вулканической кальдеры — 85?60 км.

Часть западного полушария Марса занимает гигантский вулканический комплекс — провинция Тарсис, покрывающая до 30% поверхности планеты. Три огромных вулкана высотой до 18 км пролегают в направлении северо-восток — юго-запад, это: Гора Аскрийская, Гора Павлина, Гора Арсия. Вулканы расположены примерно в 700 км друг от друга и находятся на оси северо-восток — юго-запад, которая представляет собой объект определенного интереса.

Основное отличие марсианских вулканов от земных — это размеры: марсианские щитовые вулканы просто колоссальны. Вулкан Гора Олимп на Марсе почти в 100 раз больше по объему, чем крупнейший щитовой вулкан на Земле (Мауна-Кеа на Гавайских островах в высоту от дна океана чуть более 10 км).

По мнению геологов, одной из причин гигантских размеров вулканов на Марсе является отсутствие тектоники плит. Марсианская кора не перемещается по верхней мантии, как на Земле, поэтому лава из одного жерла может изливаться на поверхность в течение миллиарда лет, формируя вулканические постройки высотой в десятки километров. На Земле этот процесс исчисляется всего несколькими миллионами лет.

источник - http://www.roscosmos.ru/34130/

Датировка циркона из метеорита NWA 7034 сократила длительность марсианского «окна спокойствия»

14 февраля 2022

После формирования первичной коры ~4,5 млрд лет назад Марс подвергся интенсивной метеоритной бомбардировке. В то время у Марса еще была плотная атмосфера и магнитное поле, а на поверхности присутствовали водоемы. Столкновения с крупными космическими телами приводили в том числе и к потере легких летучих веществ — таких как вода. В предыдущих работах предполагалось, что интенсивность катастрофических импактных событий уменьшилась ~4,48 млрд лет назад и что примерно 4,2 млрд лет на поверхности Марса установились вполне спокойные условия, напоминающие земные. Этот гипотетический период истории Марса называют «окном спокойствия».

В свежем выпуске журнала Science Advances вышла статья с описанием кристалла циркона из прилетевшего на Землю с Марса метеорита NWA 7034. Этот циркон запечатлел в себе свидетельство масштабного импактного события, случившееся заведомо после появления самого кристалла, который, по оценке авторов статьи, кристаллизовался 4,45 млрд лет назад. Вкупе с анализом возрастов древнейших марсианских кратеров, также проведенным в рамках этой статьи, датировка циркона из метеорита NWA 7034 служит весомым аргументом против гипотезы об «окне спокойствия».

4.    Венера

Рост скорости ветра на Венере с высотой удалось оценить по излучению тепла на ее ночной стороне

28 февраля 2022

Команда под руководством Педро Мачадо из Лиссабонского университета представляет самый подробный и полный набор измерений скорости ветра на Венере в направлении параллельно экватору (зональный ветер) и на высоте нижней границы слоя облаков. Одним из новых результатов стало совместное измерение скорости ветра на двух различных высотах с разницей в 20 километров. Команда зарегистрировала разницу в скорости ветра примерно в 150 километров – при увеличении скорости ветра с высотой.

Скорость венерианских ветров команда Мачадо смогла определить, изучая движение облаков, различимых при наблюдениях в инфракрасном диапазоне на ночной стороне Венеры. Эта скорость составила около 216 километров в час на уровне низа облачного слоя на средних широтах, в то время как она падала почти вдвое при движении от экватора к полюсам

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022223192226

Вулканизм на Венере

05 февраля 2022

Состав поверхности Венеры был определён при посадках советских автоматических станций. 1 марта 1982 года спускаемый аппарат станции «Венера-13» совершил мягкую посадку. С помощью рентгеновского спектрометра был исследован состав пород в месте посадки. Как оказалось, горные породы в этом месте — лейцитовые щелочные базальты, которых очень много и в земной коре.

Вулканические лавовые потоки на Венере значительно превосходят по масштабам земные аналоги и достигают сотен километров в длину и десятков — в ширину. Распространение магматического материала на такие большие расстояния объясняется высокой температурой атмосферы, которая замедляла процесс застывания лавы.

Примерно 80% поверхности планеты занято равнинами, сформированными лавовыми потоками, среди которых располагаются более сотни крупных стратовулканов (от лат. stratum — слой). Это тип вулкана конической формы, состоящий из множества затвердевших слоёв лавы и вулканического пепла.

К другим вулканическим структурам относятся вулканы, которые называются «блинные купола» (англ. — pancake dome). Они формируют купола круглой формы диаметром до 25 км с высотой не более 700 м. Такие вулканы образовались в результате извержений вязкой лавы богатой кремнезёмом, неспособной течь далеко от источника извержения.

Особенное место занимают структуры, которые называют «арахноиды» (от греч. — паукообразный). Это большеразмерные структуры вулканического происхождения, найденные только на поверхности Венеры. Они имеют вид концентрических овалов, связанных сетью разломов, имеющих некоторое сходство с паутиной, отсюда и название.

источник - https://www.roscosmos.ru/34039/

5.    Уран и Нептун

Почему Уран и Нептун окрашены в разные оттенки синего

01 февраля 2022

По своей массе, составу и другим параметрам планеты Уран и Нептун являются чуть ли не близнецами. Они похожи между собой даже внешне — эти ледяные гиганты окрашены в голубоватый цвет и отличить их можно только по оттенку. В то время как Уран на фотографиях выглядит бледно-синим, Нептун имеет глубокий синий оттенок. За всю историю наблюдений, ученые хорошо изучили почти все планеты Солнечной системы. А вот эта парочка всегда оставалась где-то на стороне. Из-за этого, ученые до сих пор даже не могли внятно объяснить, почему одна планета имеет насыщенный синий оттенок, а другая является более бледной. Недавно эта загадка наконец-то была раскрыта.

Причина голубого свечения ледяных гигантов известна уже давно — такой оттенок им придает метан. Свет любой планеты Солнечной системы является отраженным. Метан обладает свойством поглощать свет длиной волны 600 нанометров, который находится в красной части спектра. При этом он без всяких препятствий отражает синий цвет.

Модели показали, что Уран имеет более плотную атмосферу, чем Нептун. Из-за этой особенности он кажется человеческому глазу бледнее.

источник - https://hi-news.ru/research-development/uchenye-obyasnili-pochemu-uran-i-neptun-okrasheny-v-raznye-ottenki-sinego.html

Криовулканизм на Тритоне

27 февраля 2022

Тритон — самый крупный из 14 спутников Нептуна. На его долю приходится 99 % их суммарной массы. Это один из немногих геологически активных спутников в Солнечной системе. Тритон стал первым космическим объектом, на котором были обнаружены проявления криовулканизма.

Первые криовулканы на Тритоне были обнаружены космическим аппаратом «Вояджер-2» в 1989 году. Наши знания о поверхности Тритона получены от этого единственного полета над этим спутником. Тогда было сфотографировано около 50 % поверхности.

На поверхности Тритона нет больших перепадов высот (не более 1 км) и мало ударных кратеров. Самое интересное открытие было сделано в районе южной полярной шапки спутника. Там были обнаружены газовые струи, вылетающие из жерл криовулканов на высоту до 8 км, которые вытягивались в широкие горизонтальные шлейфы длиной до 150 км.

На снимках Тритона удалось насчитать до 50 таких шлейфов. Средняя температура на поверхности Тритона около -230 °С. Газы различных веществ оседают на ней в виде льда или снега. Примерное соотношение замёрзших газов различных веществ следующее: азот — 55 %, вода — 35 %, CO2 — 10 %, метан и угарный газ — менее 0,1 %. Во время пролёта «Вояджера» большую часть южного полушария покрывала полярная шапка.

В западном полушарии была обнаружена уникальная местность, рельеф которой напоминает дынную корку. Она так и называется «Местность дынной корки». Учёные связывают её происхождение с мощной криовулканической активностью в прошлом, последующим затоплением местности и её остыванием. После затвердевания лёд расширялся и трескался. Возможно, это старейший участок поверхности Тритона. По мнению ряда исследователей, возраст поверхности спутника не превышает 100 миллионов лет.

источник - https://www.roscosmos.ru/34244/

6.    Астероиды

Открытие самой молодой пары астероидов в Солнечной системе

12 февраля 2022

Группа астрономов объявила о том, что им удалось идентифицировать пару астероидов, отделившихся от своего родительского тела всего триста лет назад. По мнению исследователей, эти две породы могут иметь кометное происхождение. Команда, использующая телескоп Pan-STARRS1 на Гавайях и Catalina Sky Survey в Аризоне, объявила об обнаружении двух новых АСЗ, обозначенных как 2019 PR2 и 2019 QR6. Диаметр большего из двух камней составляет около одного километра, а другого — примерно вдвое меньше.

источник - https://new-science.ru/otkrytie-samoj-molodoj-pary-asteroidov-v-solnechnoj-sisteme/

Гигантский железный астероид Психея может содержать меньше железа, чем предполагалось

16 февраля 2022

Отражаемый астероидом Психея свет указывает на то, что поверхность астероида в основном состоит из металла. Это породило гипотезу, согласно которой Психея является обнаженным ядром первичного планетного тела – каменистые кора и мантия которого были содраны в результате космического столкновения. Однако измерения массы и плотности вещества Психеи говорят о другом. Интенсивность гравитационного воздействия на соседние тела свидетельствует о значительно меньшей плотности вещества Психеи, по сравнению с гигантским железным шаром такого же размера. Поэтому, если Психея состоит из металла, то она должна быть очень пористой.

Модель показала, что для поддержания высокой остаточной пористости Психея должна была очень резко остыть до температуры ниже 800 Кельвинов, в противном случае железо бы оставалось достаточно мягким, чтобы заполнить все поры под действием собственной гравитации астероида. Исходя из знания условий ранней Солнечной системы, ученые сделали вывод, что настолько крупное тело, как Психея, не могло остыть так быстро.

В результате авторы пришли к выводу, что Психея может содержать значительное количество менее плотных, чем металл, горных пород. Блестящая поверхность астероида в этом случае может быть обязана своим появлением ферровулканизму

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022216172538

Впервые открыта четверная астероидная система

20 февраля 2022

Астероид Электра впервые был замечен еще в 1873 г. астрономом Кристианом Питерсом. С того времени этот космический камень родом из внешней части Главного астероидного пояса был отнесен к классу G – его размер составляет около 260 километров, а по составу его материал напоминает материал Цереры. В 2003 г. исследователи обнаружили у этого астероида спутник, а затем, в 2014 г. – еще один. В новом исследовании авторы представляют описание третьего по счету спутника астероида Электра. После открытия третьего спутника астероида его система приобретает статус четверной – первый случай открытия системы из четырех астероидов в истории космических наблюдений.

Первый спутник получил название S/2003 (130) 1, а его диаметр составляет 6 километров. Этот спутник обращается вокруг астероида Электра на среднем расстоянии в 1300 километров. Второй спутник, S/2014 (130) 1, имеет намного меньший диаметр, всего лишь около 2 километров, и находится на эллиптической орбите ближе к родительскому астероиду. Теперь вновь открытый третий спутник получил название S/2014 (130) 2. Он имеет наименьший размер из всех спутников Электры, так его диаметр составляет всего лишь 1,6 километра. Спутник лежит на орбите, расположенной ближе к астероиду и имеющей более правильную круговую форму, по сравнению с орбитой второго спутника. Примечательно, что яркость этого третьего спутника примерно в 15 000 раз ниже, по сравнению с яркостью родительского астероида, и это демонстрирует насколько сложным было это обнаружение.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022219201633

Ученые раскрыли секрет происхождения Челябинского метеорита

28 февраля 2022

По мнению специалистов NASA, диаметр Челябинского метеорита составлял 15 метров. При падении скорость его движения составляла от 20 до 70 километров в секунду. Даже такой относительно небольшой метеорит стал причиной взрыва мощностью 470 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Недавно британские и китайские ученые изучили челябинский метеорит при помощи технологии, которая позволяет определять точный возраст космических объектов на микроскопическом уровне. В частности, авторов научной работы интересовали фосфатные минералы метеорита — их кристаллические структуры претерпели серьезные изменения под влиянием нагрева во время различных столкновений. Оказалось, что перед тем, как упасть на Землю, челябинский метеорит пережил два столкновения.

В первый раз челябинский метеорит пережил столкновение 4,5 миллиарда лет назад, во времена появления Солнечной системы. Первый удар был довольно сильным. На это, по крайней мере, намекает то, что фосфатные минералы были разбиты на мелкие кусочки.

Во второй раз космический объект претерпел столкновение примерно 50 миллионов лет назад. Этот удар оказался заметно слабее. В те времена на Земле уже обитали архицебусы — давно вымерший вид приматов, длина тела которых составляла всего лишь около 7 сантиметров.

По мнению исследователей, челябинский метеорит образовался в то же время, когда с Землей столкнулась гипотетическая планета Тейя. Считается, что по размерам эта планета была сравнима с современным Марсом. Она столкнулась с нашей планетой по касательной, но этого было достаточно, чтобы их ядра слились. При этом частицы мантии были выброшены в космическое пространство, где из них сформировалась Луна. Исходя из всего этого, ученые предполагают, что челябинский метеорит может быть очень дальним родственником спутника Земли.

источник - https://hi-news.ru/research-development/uchenye-raskryli-sekret-proisxozhdeniya-chelyabinskogo-meteorita.html

7.    Звёздная и галактическая астрономия

Астрономы обнаружили самую большую галактику из когда-либо обнаруженных

16 февраля 2022

Эта гигантская галактика, названная Alcyoneus - в честь одного из гигантов греческой мифологии — простирается на 16,3 миллиона световых лет в длину. Она была обнаружена с помощью данных, собранных системой LOw Frequency ARray (LOFAR) - интерферометрической сетью из около 20 000 радиоантенн, расположенных по всей Европе. Это эллиптическая галактика со сверхмассивной черной дырой в центре, которая является источником гигантских струй плазмы.

Расположенная примерно в 3 миллиардах световых лет от Земли, Alcyoneus представляет собой то, что известно как радиогалактика, названная так потому, что энергия, которая исходит от нее, в основном излучается в диапазоне радиоволн синхротронным излучением. Таким образом, она состоит из галактики-хозяина — скопления звезд, вращающихся вокруг ядра, содержащего сверхмассивную черную дыру, — и гигантских джетов и радиооблаков; последние ускоряют электроны, которые генерируют радиоизлучение.

Для сравнения, диаметр галактики M87, другой гигантской радиогалактики в скоплении Девы, оценивается почти в миллион световых лет.

источник - https://new-science.ru/astronomy-obnaruzhili-samuju-bolshuju-galaktiku-iz-kogda-libo-obnaruzhennyh/

Распределенный суперкомпьютер MilkyWay@home помог воссоздать древнюю карликовую галактику

19 февраля 2022

Астрофизики впервые смогли рассчитать исходную массу и размер карликовой галактики, которая была разорвана на части в результате столкновения с нашей галактикой Млечный путь миллиарды лет назад. Реконструкция исходной карликовой галактики, звезды которой сегодня выстилают сегодня «приливный поток» в нашей Галактике, поможет ученым понять формирование галактик, подобных Млечному пути, и оценить распределение темной материи в нашей Галактике.

Миллиарды лет назад эта карликовая галактика и другие малые галактики в окрестностях Млечного пути были затянуты гравитацией нашей более крупной галактики. Поскольку каждая карликовая галактика сливалась с нашей Галактикой, звезды этих малых галактик были растянуты «приливными силами», аналогичными гравитационным силам, вызывающим приливы и отливы на Земле. Эти приливные силы исказили форму галактики и в конечном счете разорвали ее, в результате чего звезды галактики вытянулись в длинный «приливный поток», проходящий по Млечному пути.

Реконструкция этой карликовой галактики требовала больших вычислительных мощностей и была произведена при помощи распределенного суперкомпьютера MilkyWay@Home, созданного из множества персональных компьютеров добровольцев по всему миру.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022218193424

Млечный путь хорошо поел, но повсюду разбросал крошки

21 февраля 2022

Группа астрономов из Института Макса Планка предлагает новый атлас различных «чужих» звездных групп, поглощенных нашей галактикой Млечный Путь. При этом исследователи выявили в общей сложности шесть прошлых слияний, одно из которых было ранее неизвестно.

Представьте себе огромный сферический комплекс, состоящий в основном из очень старых звезд, охватывающий весь диск. Этот ореол является своего рода «исторической книгой», хранящей архив прошлых взаимодействий Млечного Пути с другими объектами. Время от времени, поскольку все во Вселенной находится в движении, одна из галактик может притереться слишком близко к нашей, настолько близко, что окажется в ловушке ее гравитационного притяжения. Затем формируется звездный поток, который со временем рассеивает звезды в гало нашей галактики.

Некоторые из этих звезд содержатся в шаровых скоплениях. Группа астрономов во главе с Кьяти Малханом нанесла на карту весь этот шаровидный «мусор», разбросанный по всей истории Млечного Пути за миллиарды лет.

Используя данные спутника Gaia исследователи провели систематический анализ 257 звездных потоков. Они смогли определить, какие объекты в гало Млечного Пути изначально были частью одной галактики, которая с тех пор исчезла. В итоге они обнаружили 62 объекта, которые можно отнести к шести различным слияниям. Пять из них (под названиями Стрелец, Кит, Гайя-Колбаса-Энцелад, LMS-1/Wukong и Arjuna/Sequoia/I’itoi) уже были известны. Однако исследователи обнаружили останки ранее неизвестного слияния. Сейчас он называется Pontus.

источник - https://new-science.ru/mlechnyj-put-horosho-poel-no-povsjudu-razbrosal-kroshki/

Спектральный обзор неба LAMOST открывает свойства звездных популяций галактик

21 февраля 2022

Исходя из данных, собранных в результате проведения обзора неба LAMOST, Ван Лили (Wang Lili), докторант Университета Дэчжоу, Китай, и ее коллеги рассчитали возраст и металличность звездных популяций для примерно 43 000 галактик 7-го релиза данных спектрального обзора неба LAMOST.

Полученные данные были включены в каталог LAMOST, дополняя имеющиеся данные по галактикам. Управление обзором неба LAMOST (Large Sky Area Multi-Object Fiber Spectroscopic Telescope) осуществляют Национальные астрономические обсерватории Китайской академии наук.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022220202504

Новая карта содержит 4,4 миллиона галактик

26 февраля 2022

Астроном из Даремского университета, Великобритания, совместно с международной командой ученых нанес на карту более четверти северного неба, используя панъевропейский радиотелескоп Low Frequency Array (LOFAR).

Эта карта представляет собой невероятно подробный снимок неба в радиодиапазоне, содержащий более 4,4 миллиона объектов и рисующий очень динамичную картину нашей Вселенной. Эти данные впервые появились в открытом доступе.

Большая часть этих объектов находятся на расстояниях в миллиарды световых лет от нас и представляют собой либо галактики, содержащие массивные черные дыры, либо стремительно растущие новые звезды.

Для создания этой карты ученые применили современные алгоритмы обработки данных на высокопроизводительных компьютерах по всей Европе, чтобы обработать данные 3500 часов наблюдений, занимающие 8 петабайт дискового пространства – что эквивалентно памяти примерно 20 000 ноутбуков.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022226172146

8.    Экзопланеты

Причудливая планета имеет слоистую атмосферу из испарившихся металлов

01 февраля 2022

Планета WASP-189b, находящаяся на расстоянии около 322 световых лет от Земли, является газовым гигантом, который вращается вокруг своей звезды на расстоянии в 20 раз ближе, чем Земля вокруг Солнца. Ученые нашли первый намек на то, что у такого тела есть сложная атмосфера, подобная нашей собственной.

Среди специфических химических веществ, выявленных командой, особое внимание привлек оксид титана, который, по мнению исследователей, может поглощать свет коротких волн, как это делает озоновый слой Земли.

Согласно новому исследованию, в атмосфере WASP-189b также присутствуют несколько различных металлов, включая железо, хром, магний и ванадий.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022201120753

Открыто трио экзопланет, находящихся в состоянии близком к разрушению

01 февраля 2022

Три новые экзопланеты, обнаруженные TESS, называются TOI-2337b, TOI-4329b и TOI-2669b. Их короткие орбитальные периоды делают их интересными объектами, особенно для понимания планетарной эволюции. Обреченные на уничтожение за «короткое» время, их изучение может раскрыть механизмы миграции и разбухания атмосферы, которые еще мало изучены.

Все они классифицируются как горячие юпитеры. Их орбитальный период составляет менее 10 дней.

TOI-2337b - планета с самым коротким орбитальным периодом, когда-либо обнаруженная на орбите красной гигантской звезды. Она вращается вокруг звезды примерно за 3 дня. Предполагается, что она будет поглощена звездой-хозяином менее чем через миллион лет. Еще одной интересной особенностью TOI-2337b является отсутствие выпуклой атмосферы, которая наблюдалась у двух других обнаруженных экзопланет.

TOI-2669b - самая большая по размеру. Ее радиус составляет 1,7 RJ (радиус Юпитера), по сравнению с 1,6 RJ у TOI-4329b.

источник - https://new-science.ru/otkryto-trio-ekzoplanet-nahodyashhihsya-v-sostoyanii-blizkom-k-razrusheniju/

У Проксимы Центавра обнаружена новая экзопланета

10 февраля 2022

Группа астрономов обнаружила новую планету, вращающуюся вокруг Проксимы Центавра. Это третья планета, обнаруженная в этой системе, сформировавшейся вокруг звезды, и одна из самых легких экзопланет из когда-либо наблюдавшихся.

Проксима Центавра d проходит орбиту всего за 5 дней на расстоянии 4 миллионов километров от звезды, что составляет десятую часть расстояния между Меркурием и Солнцем. Ее масса составляет четверть массы Земли.

источник - https://new-science.ru/na-proksime-centavra-obnaruzhena-novaya-ekzoplaneta/

Спутник TESS обнаружил новую горячую планету размером с Землю

11 февраля 2022

Планета GJ 3929 b имеет радиус порядка 1,15 радиуса Земли, а ее масса превышает массу нашей планеты в 1,21 раза, поэтому расчетная плотность материала планеты составляет 4,4 грамма на кубический сантиметр. Эта экзопланета обращается вокруг родительской звезды с периодом 2,61 суток, находясь на расстоянии около 0,0026 а.е. Равновесная температура на планете оценивается в 569 Кельвинов.

Родительская звезда GJ 3929 относится к спектральному классу M3.5 V и имеет примерно в три раза меньший размер и меньшую массу, по сравнению с Солнцем, а светимость находится на уровне 0,011 светимости Солнца. Эффективная температура звезды, находящейся на расстоянии примерно 51,6 светового года от нас, составляет 3369 Кельвинов.

Исследователи полагают, что вокруг звезды GJ 3929 может обращаться еще как минимум одна планета (вероятнее всего, с периодом 14,3 суток).

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022211050454

Планетные тела впервые наблюдаются в обитаемой зоне мертвой звезды

13 февраля 2022

Кольцо планетных осколков, богатое структурами размерами со спутники планет, астрономы наблюдали в новом исследовании на небольшом расстоянии от белого карлика – и эти наблюдения указывают на присутствие планеты в «обитаемой зоне».

Команда под руководством Джея Фарихи из Университетского колледжа Лондона изучила белый карлик WD1054–226. Они обнаружили минимумы яркости, соответствующие 65 равномерно разделенным щелями планетных осколков, которые обращаются вокруг звезды с периодом 25 часов. Авторы пришли к выводу, что точная периодичность транзитов этих структур перед диском звезды – в результате которых происходит снижение блеска звезды каждые 23 минуты – показывает, что их пространственное расположение упорядочено под действием гравитации близлежащей планеты.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022213191102

Открыты новые детали процесса формирования коричневых карликов

20 февраля 2022

Впервые группа астрономов под руководством астрофизика Басмы Риаз (Basmah Riaz) из Мюнхенского университета смогла однозначно определить наличие дейтерированного метана (CH3D) в трех прото-коричневых карликах. Это стало первым однозначным обнаружением молекулы CH3D за пределами Солнечной системы. Результат стал для исследователей неожиданностью.

Прото-коричневые карлики являются очень холодными (их температура составляет менее 10 Кельвинов) и плотными объектами в соответствии с теорией, значительно холоднее и плотнее, чем протозвезды. Однако обнаружение CH3D бросает вызов данному представлению, поскольку этот газ предпочитает более теплые условия, формируясь в температурном интервале примерно от 20 до 30 Кельвинов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2022219201737

Исследование круговорота воды на экзопланете: WASP-121 b

21 февраля 2022

Экзопланета была открыта в 2015 году в созвездии Корма, в 855 световых годах от Земли. Ее масса примерно на 20% больше, чем у Юпитера, а диаметр почти в два раза больше.

В полушарии, обращенном к звезде, верхние слои атмосферы достигают температуры около 3000 градусов. В ночном полушарии температура опускается примерно до 1500 градусов Цельсия. При температуре 3000 градусов многие молекулы воды распадаются на водород и кислород. Сильная разница температур по сравнению с ночным полушарием порождает сильные ветры, которые переносят разрушенные молекулы воды с одной стороны на другую. С другой стороны, низкие температуры в ночном полушарии позволяют атомам водорода и кислорода рекомбинировать. Они образуют облака водяного пара, которые поднимаются и выталкиваются в дневное полушарие. И цикл повторяется.

Вместо воды облака на WASP-121b состоят в основном из металлов, таких как железо, магний, хром и ванадий.

источник - https://new-science.ru/issledovanie-krugovorota-vody-na-ekzoplanete-wasp-121-b/

9.    Поиск внеземных цивилизаций

Учёные вернулись к идее поиска ВЦ с помощью радиоволн

17 февраля 2022

Наличие разумной жизни, способной излучать радиоволны, что стало бы убедительным доказательством существования другой технологической цивилизации. Если при поиске жизни основное внимание уделяется «биосигнатурам», то эти доказательства ученые называют «техносигнатурами». Поскольку радиоволны могут производиться естественным путем, некоторые исследователи не считают их техносигнатурами. Однако новое исследование (четвертое в серии поисков низкочастотных техносигнатур) сфокусировано на обнаружении этих волн. Телескоп Murchison Widefield Array (MWA) в Австралии сканировал небо в течение семи часов на протяжении двух ночей. Датчики для приема радиосигналов были направлены на галактический центр, в центре которого находится Стрелец А* - сверхмассивная черная дыра в сердце нашей галактики. Целью сканирования были 144 экзопланетные системы, но также был проведен слепой поиск более 3 миллионов звезд вблизи галактического центра с частотой 155 МГц.

Хотя авторы заключают, что никаких правдоподобных техносигнатур обнаружено не было, это не означает, что сигнал, который можно было бы обнаружить, никогда не появится. Каждое исследование продвигает исследования в методологии, и следующей целью является расширение целевой области.

источник - https://new-science.ru/astronomy-ne-obnaruzhili-priznakov-razumnoj-inoplanetnoj-zhizni-v-centre-mlechnogo-puti/

10. Чёрные дыры

Черная дыра крутится на боку

25 февраля 2022

Исследователи Института космических исследований РАН и их коллеги с помощью высокоточного поляриметра Северного Оптического Телескопа определили трехмерную ориентацию орбиты, по которой черная дыра звездной массы вращается вместе со звездой-компаньоном. Оказалось, что направления спина черной дыры и оси вращения орбиты значительное различаются.

Это открытие — своего рода вызов текущим теоретическим моделям образования черных дыр, которые не предполагают развития такого сценария. Публикация описывает первое надежное обнаружение высокого, более 40 градусов, отклонения оси вращения черной дыры к оси орбиты рентгеновской двойной системы MAXI J1820+070, содержащую черную дыру и звезду-компаньона.

Исследователи определяют температуру молодой Вселенной

05 февраля 2022

Астрономы измерили температуру Вселенной через 880 миллионов лет после Большого взрыва. Эти анализы стали возможны благодаря наличию далекого водяного облака, которое смогло поглотить часть света от космического микроволнового фона около 12,9 миллиарда лет назад.

Через 380 000 лет почти все атомные ядра (в основном водорода) объединились с электронами, образовав электрически нейтральные атомы. С этого момента оставшееся тепловое излучение могло беспрепятственно распространяться в пространстве. В этот момент некогда темная вселенная стала светлой. Сегодня астрономы могут увидеть и измерить этот свет в конце горячей фазы Большого взрыва.

С момента появления космического реликтового излучения до сегодняшнего дня Вселенная расширилась примерно в 1100 раз. Реликтовое излучение, которое первоначально имело температуру около 3000 Кельвинов, также охладилось. Сегодня оно достигает Земли в основном в виде низкоэнергетического микроволнового излучения.

Если бы мы могли измерить температуру реликтового излучения в разные моменты космической истории, то мы могли бы собрать воедино то, как Вселенная расширялась с течением времени. Эта хронология важна, поскольку она напрямую связана с одной из величайших неизвестных современной космологии — темной энергией.

В новом исследовании астрономы смогли вернуться на 13 миллиардов лет назад. Это стало возможным благодаря наличию облака холодной воды в далекой галактике, наблюдавшейся примерно 880 миллионов лет назад. Все наблюдения проводились с помощью массива телескопов IRAM NOEMA во Французских Альпах. Это обсерватория, способная вести наблюдения в миллиметровом диапазоне длин волн, что идеально подходит для определения таких сигналов.

Анализируя взаимодействие легких частиц с молекулами воды, исследователи смогли сделать вывод, что реликтовое излучение в то время должно было иметь температуру от 16,4 до 30,2 Кельвина (от -256,75 °C до -242,95 °C). Важно отметить, что такая температура согласуется с температурой в 20 Кельвинов, предсказанной для этой эпохи современными космологическими моделями. Благодаря этому результату можно исключить экзотические модели, предсказывающие отсутствие связи между температурой и скоростью расширения.

источник - https://new-science.ru/issledovateli-opredelyajut-temperaturu-molodoj-vselennoj/

Могут ли законы физики меняться со временем?

22 февраля 2022

В 2010 году исследователи обнаружили, что законы физики на самом деле могут медленно меняться со временем, значительно усложняя наше понимание Вселенной. А недавно команда астрофизиков предложила еще один ответ на вопрос о том, различны ли законы физики в разных частях космоса.

В прошлом году международная команда физиков предположила, что так называемая постоянная тонкой структуры – значение которой, как и значение скорости света, считалось неизменным – изменилась за миллиарды лет.

После измерения примерно в 300 отдаленных галактиках появилась последовательность: то самое магическое число, которое говорит нам о силе электромагнетизма и которое на самом деле одинаково не везде.

Выводы исследователей основаны на новых измерениях, проведенных с помощью Очень большого телескопа (VLT) в Чили, наряду с предыдущими измерениями с помощью крупнейших в мире оптических телескопов в обсерватории Кека на Гавайях.

Постоянная тонкой структуры изменяется лишь на незначительную величину – примерно на одну часть из 100 000 – на большей части наблюдаемой Вселенной. Но может быть и так, что за пределами нашего наблюдаемого горизонта происходят гораздо большие изменения, – объясняют физики.

источник - https://hi-news.ru/eto-interesno/mogut-li-zakony-fiziki-menyatsya-so-vremenem.html

Аксионы оказались лучшими кандидатами на роль составляющих темной материи

25 февраля 2022

Аксион был предложен в 1978 году как новая элементарная частица, которая могла бы объяснить, почему спин нейтрона не предшествует и не осциллирует в электрическом поле. Согласно теории, именно аксион препятствует преобладанию спина нейтрона. С 1980-х годов физики рассматривают аксион в качестве кандидата на темную материю, и уже начались первые попытки обнаружить аксионы. Во-первых, используя уравнения Стандартной модели (теория взаимодействия фундаментальных частиц) и Стандартной космологической модели (теория Большого взрыва), можно рассчитать точную массу аксиона.

Теперь моделирование в Национальном исследовательском научном вычислительном центре (NERSC) Лаборатории Беркли показало, что масса аксиона более чем в два раза выше, чем считалось ранее. От 40 до 180 микроэлектронвольт (микроэВ) - это примерно десятимиллиардная часть массы электрона. Полученные данные позволяют предположить, что масса аксиона составляет около 65 микроэВ. С тех пор как физики начали искать аксион сорок лет назад, оценки массы сильно варьировались — от нескольких микроэВ до 500 микроэВ. Оценка массы аксионов в очень малую величину определенно не позволяет обнаружить аксионы в микроволновой резонансной камере, которая является наиболее распространенным экспериментом по их обнаружению.

источник - https://new-science.ru/aksiony-okazalis-luchshimi-kandidatami-na-rol-sostavlyajushhih-temnoj-materii/

Новые сверхточные атомные часы предназначены для исследований, лежащих в совершенно новых областях физики

25 февраля 2022

Ученые-физики из университета Висконсина создали самые точные атомные часы на сегодняшний день. Созданный ими инструмент базируется на технологии атомных часов на оптической решетке, он может измерять временные промежутки с точностью, которая соответствует погрешности в одну секунду за 300 миллиардов лет. И столь высокая точность часов позволит реализовать новые методы детектирования гравитационных волн, поиски темной материи и исследования, лежащие в областях за границами известной фундаментальной физики.

Ученые провели эксперименты, целью которых было обнаружение даже самых малых различий между работой отдельных часов. В одинаковых условиях разница не была обнаружена, но когда разные группы атомов были помещены в несколько отличающиеся условия окружающей среды, то разница между «ходом» отдельных часов была выявлена, а повторение эксперимента 1000 раз позволило измерить эту разницу с достаточной точностью.

Возможность измерения разницы хода любой пары из шести отдельных часов в новых мультиплексированных часах открывает целый ряд перспектив для их дальнейшего использования. Если через эти часы пройдет скопление темной материи, к примеру, то мы сразу увидим это по появлению разницы между ходом отдельных часов.

источник - https://dailytechinfo.org/news/11431-novye-sverhtochnye-atomnye-chasy-prednaznacheny-dlya-issledovaniy-lezhaschih-v-sovershenno-novyh-oblastyah-fiziki.html