ЗА МАЙ 2022 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Гримасы пропаганды

Великое наследие: Роскосмос меняет логотип на Красную Звезду

07 мая 2022

Из заявления на сайте Роскосмоса: «В переломный момент истории, когда Россия находится в условиях необъявленной войны, развязанной коллективным Западом … Роскосмос временно меняет логотип Госкорпорации на Красную Звезду»

источник - https://www.roscosmos.ru/35011/

Наш комментарий: свой комментарий по поводу попыток теперь уже бывшего главы Роскосмоса Рогозина касаться нашей Советской символики своими грязными лапами, мы тогда уже публиковали (см. по ссылке). Правда, на момент той публикации мы как-то упустили примечательное слово «временно»…

Глава РАН считает, что Россия сохраняет лидерство в изучении дальнего космоса

18 мая 2022

Россия является лидером в изучении дальнего космоса: в последние годы были открыты миллионы новых объектов - черных дыр, квазаров и т. д. Об этом сообщил в среду президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев во время марафона «Новые горизонты» Российского общества «Знание».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83683/

Наш комментарий: а как насчёт лидерства в изучении дальнего космоса, который несколько поближе, чем квазары? Например, сколько российских АМС имеется на Марсе?

2.    Планы по Луне

РКК «Энергия» запатентовала изобретения для лунной программы

10 мая 2022

РКК «Энергия» получила патенты в качестве правообладателя на два изобретения: инженерную луномашину и мобильный модуль поддержки внекабинной деятельности космонавтов на поверхности Луны. Автор изобретений — главный научный сотрудник предприятия Олег Цыганков.

Проводить различные виды грунторазработки предлагается при помощи моноблочной многофункциональной инженерной машины, которая будет состоять из ферменного каркаса, ходовой части, пульта и блоков управления, оборудования строительно-землеройного назначения, гусенично-колесных модулей, которые могут трансформироваться в колесные движители.

В свою очередь, мобильный модуль поддержки внекабинной деятельности космонавтов предназначен для оперативного передвижения человека по поверхности Луны с целью разведки местности, сбора необходимых образцов грунта и т. п.

источник - https://www.roscosmos.ru/35033/

Предприятие Роскосмоса предлагает создать сеть селенофизических станций на Луне

11 мая 2022

Учёные ЦНИИмаш предлагают создать на Луне глобальную геофизическую сеть автоматических научных станций, которые позволят определять местоположение лунотрясений и измерять тепло, исходящее из недр спутника Земли.

Предполагается, что сеть будет состоять из пяти-шести автономных селенофизических наностанций массой 15–20 кг, располагающихся в районах полюсов, экватора и средних широт на видимой и обратной сторонах Луны.

Доставка наностанций на Луну может быть осуществлена с помощью многоразового беспилотного взлетно-посадочного космического аппарата «Корвет», предложенного НПО им. Лавочкина. По расчетам ученых, «Корвет» с наностанциями запускается ракетой-носителем «Ангара» и доставляется на низкую окололунную орбиту, после чего совершает многократные операции по доставке и установке наностанций на поверхность Луны с помощью манипулятора, взлету и дозаправке космического аппарата на окололунной орбите.

Наностанция представляет собой малогабаритный цилиндрический контейнер из композиционного материала с маломощным радиоизотопным термоэлектрическим генератором и опорами для установки на грунт. Ожидается, что в научную аппаратуру войдут высокочувствительный сейсмометр с дополнительной функцией гравиметра, магнитометр, датчики теплового потока, радиомаяк и уголковый отражатель. Такой приборный состав позволит осуществлять длительный комплексный мониторинг Луны, в том числе сейсмические исследования для определения динамики внутреннего теплового потока, гравитационного и магнитного полей естественного спутника Земли.

источник - https://www.roscosmos.ru/35035/

Рогозин заявил, что запуск аппарата «Луна-25» состоится в конце сентября

30 мая 2022

Космический аппарат «Луна-25» должен быть запущен в конце сентября. Об этом гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Ранее называлась дата 22 августа

Цель проекта - отправка автоматического зонда для исследований в районе южного полюса Луны. Планируется, что модуль будет посажен недалеко от кратера Богуславского.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83771/

3.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Ракету «Рокот-М» впервые планируют запустить в 2024 году

04 мая 2022

Первый пуск ракеты-носителя «Рокот-М» с космодрома Плесецк планируется осуществить в 2024 году. Об этом сообщил гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко. Изначально первый пуск модернизированной ракеты был запланирован на 2022 год. Для этого нужно было только заменить систему управления на отечественный аналог.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83572/

Изготовление кислородно-водородного разгонного блока для «Ангары» начнется после 2025 года

04 мая 2022

«Учитывая производственные циклы, изготовление летного образца КВТК планируется начать после 2025 года», - заявил Варочко. Гендиректор предприятия также выразил надежду, что данная перспективная программа сохранит финансирование в полном объеме, чтобы в 2027 году удалось выполнить запуск.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83571/

Эскизное проектирование корабля «Орленок» завершится в третьем квартале 2023 года

23 мая 2022

Эскизный проект перспективного корабля «Орленок», который является облегченной версией корабля «Орел», будет завершен в 2023 году. Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Этот эскизный проект разрабатывает РКК «Энергия».

По словам главы Роскосмоса, эскизное проектирование «Орленка», в том числе для доставки грузов, ведется вместе с проектированием Российской орбитальной служебной станции (РОСС).

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83708/

4.    Новые технологии

В Туле разработали новую систему ориентации малых космических аппаратов

5 мая 2022 г.

Группа молодых ученых Тульского государственного университета (ТулГУ) разработала действующий макет малого космического аппарата с новой системой ориентации в пространстве. Планируется, что разработка станет эффективной заменой импортным устройствам подобного типа. Проект направлен на создание системы ориентации малого космического аппарата, которая позволяет ориентироваться на небесные светила. Основным разработчиком является магистрант кафедры приборов управления ТулГУ Альбина Хомячкова.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83605/

Ученые Самарского университета разработали робота для спасения космонавтов в открытом космосе

12 мая 2022

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королёва разработали проект роботизированного комплекса, предназначенного для автоматического спасения космонавтов, оказавшихся в опасной ситуации в открытом космосе — без страховочного крепления к борту космической станции. По замыслу разработчиков, специальный наноспутник-спасатель отправится вдогонку за улетающим от станции космонавтом и возьмёт его на буксир, произведя автоматическую стыковку со скафандром.

источник - https://www.roscosmos.ru/35120/

Созданная в МИЯУ МИФИ плазменная двигательная установка VERA готова к работе в космосе

24 мая 2022

Плазменная двигательная установка VERA (Volume-Effective Rocket-propulsion Assembly) полностью готова к эксплуатации в реальных космических полётах. К такому выводу пришли сотрудники лаборатории плазменных ракетных двигателей института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ по завершении огневых испытаний установки в составе наноспутника формата CubeSat 3U.

Уже в этом году два плазменных двигателя полетят на ракете «Союз-2» на солнечно-синхронную орбиту. Если два первых тестовых аппарата успешно пройдут испытания на орбите, в дальнейшем может быть создана группировка из десятков наноспутников, которая ежедневно будет собирать и передавать в центр управления данные о перемещении всех гражданских судов по всей площади Земли.

источник - https://www.atomic-energy.ru/news/2022/05/24/124969

Рогозин заявил о нехватке средств на ядерный буксир «Зевс»

29 мая 2022

Проект ядерного буксира «Зевс» помог бы совершить РФ рывок в ракетно-космической отрасли, но на него в данный момент не хватает средств. Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Он отметил, что сейчас большая сумма Банка России за рубежом арестована, и предложил «напечатать» эти деньги и отдать промышленности под мощные и перспективные инвестиционные проекты. «Если Роскосмос получит из этой суммы хотя бы один триллион рублей на определенный период, это для нас резкое форсирование всех ключевых программ», - заявил он.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83757/

5.    Новости МКС

РКК «Энергия» разработала 3D-принтер для МКС

03 мая 2022

РКК «Энергия» совместно с Томским политехническим университетом и Томским государственным университетом разработали 3D-принтер для работы на МКС. Первым работать с 3D-принтером предстоит экипажу экспедиции МКС-67 — космонавтам Роскосмоса Олегу Артемьеву, Денису Матвееву и Сергею Корсакову.

источник - https://www.roscosmos.ru/34909/

Командиром МКС стал космонавт Роскосмоса Олег Артемьев

4 мая 2022 года на борту МКС состоялась передача командования космонавту Роскосмоса Олегу Артемьеву от астронавта Томаса Маршбёрна. В ходе церемонии, на которой присутствовал весь экипаж станции, был подписан акт о передаче командования, после чего Олег Артемьев получил от Томаса Маршберна символический ключ от МКС. Мероприятие завершилось традиционными ударами в корабельный колокол.

источник - https://www.roscosmos.ru/34919/

Выращенные на МКС белки коронавируса не удалось изучить из-за санкций

31 мая 2022

Специалисты пока не изучили в лаборатории кристаллы белков коронавируса, которые были в марте выращены на МКС, так как из-за санкций их не удалось доставить во Францию. Об этом сообщил управляющий партнер российской компании 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани. По его словам, в настоящий момент ведутся переговоры с лабораториями в других странах, в том числе в Китае.

Белки коронавируса были доставлены на МКС 18 марта на корабле «С. П. Королев» («Союз МС-21») и возвращены на Землю 30 марта для исследований.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83775/

6.    Исчерпание ресурса МКС

Высоту орбиты МКС увеличили на два километра

14 мая 2022 года высота орбиты МКС была скорректирована с целью формирования баллистических условий перед запуском грузового корабля «Прогресс МС-20». После осуществления маневра средняя высота орбиты станции повысилась на 1,9 км и составила 418,22 км. Двигатели грузового корабля «Прогресс МС-18» проработали 659 секунд и выдали импульс величиной 1,1 м/с.

За все время полета МКС проведены 319 коррекций высоты ее орбиты, в том числе 170 — с помощью двигателей грузовых кораблей «Прогресс».

источник - https://www.roscosmos.ru/35119/

НАСА приостанавливает выходы в открытый космос на МКС для расследования утечки воды

19 мая 2022

НАСА продолжает расследование утечки воды в шлем скафандра во время выхода в открытый космос в начале этого года и воздерживается от будущих выходов в открытый космос, пока инженеры не устранят проблему.

Утечка произошла во время последнего выхода в открытый космос с американского сегмента станции 23 марта с участием астронавта НАСА Раджи Чари и астронавта Европейского космического агентства Маттиаса Маурера. В конце почти семичасового выхода в открытый космос Маурер сообщил, что на его визоре скопилась вода, хотя тонкий слой воды, около 20-25 сантиметров в диаметре, не представлял для него непосредственной угрозы.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83697/

7.    Дальнейшее развитие МКС

Подписан контракт на создание эскизного проекта РОС

05 мая 2022

Роскосмос и РКК «Энергия» подписали контракт на разработку эскизного проекта перспективной российской орбитальной станции (РОС).

Согласно условиям контракта эскизное проектирование будет вестись в два этапа. Первый предусматривает анализ сценариев развёртывания и наклонения целевой орбиты, расчет стоимости доставки 1 кг грузов на станцию, развертывание начальной конфигурации станции и переход космических аппаратов с орбиты РОС на окололунную орбиту.

Второй этап включает разработку эскизного проекта и технических заданий вариантов станции, а также рассмотрение возможностей обеспечения станции связью, вопросы подготовки экипажей, функционирования в беспилотном и пилотируемом режимах и др.

источник - https://www.roscosmos.ru/35005/

В Роскосмосе заявили, что состояние МКС позволяет использовать ее после 2024 года

17 мая 2022

Об этом заявил исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

«МКС создавалась с гарантированным сроком службы 15 лет. Он истек в 2013 году. Сейчас идет эксплуатация станции по состоянию, ее срок службы не раз продлевался. В 2020 году он был продлен до 2024-го. Сейчас обсуждается вариант использования станции и после этого года. Состояние станции позволяет это сделать - у МКС есть запас прочности», - сообщил он.

Говоря о возможной замене МКС, исполнительный директор сообщил, что пока не очень понятно какой будет новая станция. Принятие решения по строительству новой орбитальной станции на смену МКС будет принято ближе к 2024 году.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83665/

Срок службы МКС может быть продлен до 2032 года

29 мая 2022

Помощник руководителя NASA Кэти Людерс заявила, что агентство рассматривает возможность продления срока службы МКС до 2032 года. На вопрос, может ли NASA превратить МКС в туристический объект или объект наследия вместо того, чтобы сводить с орбиты, Людерс ответила, что «гарантийные сроки конструкции станции ограничены», и мы не можем допустить, чтобы МКС упала, «это была бы катастрофа».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83758/

Научно-энергетический модуль будет доработан для российской орбитальной станции

30 мая 2022

Роскосмос представит в правительство варианты доработки Научно-энергетического модуля (НЭМ) для перспективной Российской орбитальной служебной станции (РОСС). Об этом заявил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

По словам Рогозина, Роскосмос не будет ждать окончания работы над эскизным проектом РОСС для того, чтобы начать работы по НЭМ, РКК «Энергия» в ближайшее время начнет готовить соответствующие документы.

В целом, по словам Рогозина, на данный момент НЭМ находится в высокой степени готовности. «Его можно на рубеже 2024-2025 года на МКС отправлять, но мы не будем его на МКС отправлять, потому что мы не видим в этом никакого смысла», - сказал он.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83770/

8.    Спутниковая группировка

Успешный старт с новозеландского космодрома

2 мая 2022 г с площадки LC-1A космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab осуществлён пуск РН Electron-KS (F26). Миссия носила название ‘There And Back Again’.

Пуск успешный, все спутники развёрнуты на орбите.

Полезная нагрузка включает в себя: четыре покеткуба от шотландской компании Alba Orbital - Unicorn-2, TRSI-2, TRSI-3 и MyRadar-1; кубсат Copia от компании Astrix Astronautics из Новой Зеландии; кубсат AuroraSat-1 от финляндской компании Aurora Propulsion Technologies; три демонстрационных кубсата от E-Space для проверки систем и технологий устойчивой спутниковой системы; микроспутник BRO-6 от Unseenlabs, который он может обнаруживать в море любое судно, даже то, чей маяк был выключен; 24 пикоспутника SpaceBEE от Swarm Technologies («дочка» SpaceX), которые войдут в группировку компании для Интернета вещей.

Впервые была предпринята попытка спасения ступени РН с помощью вертолёта Sikorsky S-92. Приблизительно через 18 минут после старта спускавшуюся под парашютом ступень удалось поймать с помощью специального крюка.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83565/

На орбите взорвался российский разгонный блок

04 мая 2022

Космический объект, каталогизированный как 32398 / 2007-065F, разделился на несколько частей 15 апреля. Об этом сообщает 18-я эскадрилья Космической обороны США. Объект был частью системы обеспечения запуска (СОЗ) блока ДМ, доставившего на орбиты три спутника ГЛОНАСС в 2007 году.

Двигатели СОЗ не расходуют все свое топливо при работе. И они обладают неприятной склонностью взрываться годы или десятилетия спустя, оставляя кучу обломков на высокоэллиптической орбите.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83578/

России осталось запустить 13 ракет «Протон-М»

04 мая 2022

Гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко заявил, что всего осталось запустить 13 ракет-носителей «Протон-М». По его словам, изготовление «Протонов» завершится в 2022 году, а заказчики со стороны министерства обороны в первую очередь смотрят на ракеты-носители «Ангара».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83573/

Запущена очередная группа спутников Starlink

6 мая 2022 г. с площадки LC-39A Космического центра на мысе Канаверал  осуществлён пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-152) с 53-ю тремя космическими аппаратами Starlink (Starlink Group 4.17). Пуск успешный, спутники доставлены на околоземную орбиту.

Использовавшаяся в 12-й раз 1-я ступень носителя В1058 после выполнения полётного задания совершила успешную посадку на морскую платформу ASOG, находившуюся в акватории Атлантического океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83600/

С вводом в эксплуатацию «Экспресс-АМУ3, -АМУ7» ГП КС выходит на 4 место в мире по числу ГСО-спутников

08 мая 2022

Геостационарные телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» успешно введены в эксплуатацию в позициях 103° и 145° в.д. соответственно. Космические аппараты были запущены на орбиту с космодрома Байконур в декабре 2021 года. Теперь орбитальная группировка ФГУП «Космическая связь» состоит из 13 космических аппаратов.

Помимо традиционных антенн С- и Ku-диапазонов, охватывающих территорию РФ от Москвы до Петропавловска-Камчатского, а также среднеазиатские страны СНГ, «Экспресс-АМУ3» оснащен многолучевой антенной системой из пяти лучей, формирующих высокоэнергетическую зону обслуживания территории РФ, что позволяет получать высокую скорость передачи данных и использовать малоразмерные абонентские станции.

источник - https://www.roscosmos.ru/35018/

Два запуска РН Falcon-9 в течение суток

14 мая 2022 г. с площадки SLC-40 Станции Космических сил США «Мыс Канаверал»  выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-154) с очередной группой спутников Starlink (Starlink Group 4.15). Пуск успешный, космические аппараты развернуты на околоземной орбите. Впервые использовавшаяся 1-я ступень В1073 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу JRTI, находившуюся в акватории Атлантического океана.

Этот пуск стал вторым запуском РН Falcon-9 в минувшие сутки - предыдущий состоялся 23-мя часами ранее из Калифорнии.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83659/

«Эллипс» высокого полёта

15 мая 2022

В ИСС имени Решетнёва  найдены решения для спутника связи и вещания нового поколения. В России к 2030 году планируется обеспечить полный охват территории страны услугами спутниковой связи, цифрового вещания и высокоскоростного доступа в Интернет, включая арктическую зону и Северный морской путь.

Размерность аппарата под названием „Эллипс“ получилась того же класса, что у стационарного спутника средней массы. Масса аппарата составляет не более 2,4 тонны — это в пределах допустимых значений, которые обеспечивает ракета „Союз-2.1б“. Рабочий ресурс спутника рассчитан на 10 лет.

источник - https://www.roscosmos.ru/35115/

Спутники над заливом

17 мая 2022 года в Дубае открылась международная выставка Cabsat 2022 — крупнейшее событие ближневосточного региона, посвященное спутниковой связи, телерадиовещанию и цифровой медиаиндустрии.

Компания «Космическая связь» представила международным партнёрам и участникам выставки современные спутниковые сервисы, предоставляемые с помощью собственной спутниковой группировки, состоящей из 13 космических аппаратов. Четыре из них — «Экспресс-АМ8», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-АМ7» и «Экспресс-АМ6» в позициях от 14° з.д. до 53° в.д., обеспечивают стабильное покрытие в странах Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA).

источник - https://www.roscosmos.ru/36122/

Запущена ещё одна группа спутников Starlink

18 мая 2022 г. с площадки LC-39A Космического центра на мысе Канаверал  выполен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-155) с очередной группой спутников Starlink (Starlink Group 4.18). Пуск успешный, космические аппараты доставлены на околоземную орбиту. Это третий запуск групп спутников Starlink за последние пять дней.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83680/

С космодрома Плесецк запущена ракета «Союз-2»

19 мая 2022 года с космодрома Плесецк успешно осуществлен пуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-2.1а» с космическим аппаратом в интересах Минобороны России. Космическому аппарату присвоен порядковый номер «Космос-2556».

источник - https://www.roscosmos.ru/35985/

Китай запустил три экспериментальных телекоммуникационных спутника

20 мая 2022 г. с площадки № 43/94 космодрома Цзюцюань осуществлён пуск РН «Чанчжэн-2С» (Y53) с разгонным блоком «Юаньчжэн-1S» (Y5). Пуск успешный, на околоземную орбиту выведены три экспериментальных телекоммуникационных спутника. Этот пуск является 421-м пуском ракет-носителей серии «Чанчжэн».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83704/

Пуск РН Falcon-9 в рамках миссии Transporter-5

25 мая 2022 г. с площадки SLC-40 Станции КС США “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 45-го Космического крыла КС США в рамках миссии Transporter-5 выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-156) с 59-ю спутниками. Пуск успешный.

Среди запущенных спутников четыре аргентинских КА типа NuSat (№№ 28-31), пять финских типа ICEYE-X (№№ 17-21), три канадских типа CHGSat (‘Luca’, ‘Penny’ и ‘Diako’), австралийский Centauri-5, болгарский Piatform-1, испанские Urdaneta-Armsat-1, Guardian и семь КА типа FossaSat-2E (№№ 7-13),, американские Umbra-03, Hawk-5A, 5B, 5C, CICERO-2-1 и CICERO-2-2, OMD-1 [Outpoat Mars Demo-1], CPOD [Cubesat Proximity Operayions Damostration] A, B, PTD-3 [Pathfinder Technology Damonstrator-3], Varisat-1C, пять КА типа Lemur-2 (№№ 152-156), BroncoSat-1, Spark-2, а также ряд других аппаратов.

Также выведен на орбиту первый армянский спутник X. Об этом сообщил премьер-министр республики Никол Пашинян

.источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83732/

В Роскосмосе назвали сумму, необходимую для реализации проекта «Сфера»

30 мая 2022

Финансирование создания российской многоспутниковой группировки «Сфера» составит около 180 миллиардов рублей. Из этой суммы на ближайшие три года заложен 21 миллиард рублей. Финансирование проекта многоспутниковой орбитальной группировки «Сфера» предполагает, что в течение 2022-2024 годов на проект будет выделяться по семь миллиардов рублей ежегодно.

Всего на орбиту будут выведены около 380 спутников. В т.ч. семь аппаратов «Экспресс», четыре «Экспресс-РВ», 12 спутников «Скиф» для широкополосного доступа в интернет и 264 спутника «Марафон» для интернета вещей. Также в «Сферу» войдут два спутника связи «Ямал», три спутника ДЗЗ «Смотр», 84 спутника оптического наблюдения «Беркут-О» (обзорный), «Беркут-С» (среднего разрешения) и «Беркут-ВД» (высокодетальный), 12 аппаратов радиолокационного наблюдения «Беркут-X» и «Беркут-XLP».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83762/

9.    Космические телескопы и ДЗЗ

Роскосмос продолжает ведение и эксплуатацию Федерального фонда данных космической съёмки

11 мая 2022

«Роскосмос» продолжала осуществлять ведение и эксплуатацию Федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Это необходимо для обеспечения потребителей архивными данными космической съёмки.

По состоянию на начало мая 2022 года в фонде хранится 4,5 млн Гб данных с 21-го спутника. Через геопортал Госкорпорации в апреле были предоставлены данные общей площадью 1,6 млн кв. км, из них 375 тыс. кв. км — на безвозмездной основе со спутников «Метеор-М».

источник - https://www.roscosmos.ru/35036/

Ориентацию спутника «Аист-2Д» изменили, чтобы сфотографировать затмение Луны

16 мая 2022

Ориентация спутника ДЗЗ «Аист-2Д» была изменена на время лунного затмения, чтобы запечатлеть его.

Утром состоялось лунной затмение, однако с территории России за ним нельзя было наблюдать. Специально для этого астрономического явления специалисты самарского предприятия Роскосмоса - РКЦ «Прогресс» - поменяли ориентацию спутника «Аист-2Д» в сторону космоса.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83662/

В России разработали фотоприемник для мониторинга поверхности Земли и дальнего космоса

18 мая 2022

Ученые института физики полупроводников (ИФП) СО РАН создали первую в РФ фотоприемную матрицу для экологического мониторинга поверхности Земли с целью обнаружения пожаров, геологоразведки и наблюдения дальнего космоса. В мире подобные матрицы могут быть изготовлены только в двух местах - в ИФП СО РАН и в США.

Фотоприемные матрицы были созданы по технологии молекулярно-лучевой эпитаксии, которая позволяет выращивать полупроводниковые пленки слой за слоем с высоким контролем толщины, вплоть до нанометров. На базе сформированных фоточувствительных пленок были созданы как фотоприемные линейки, так и матрицы различного формата.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83682/

Антарктический региональный центр ДЗЗ обеспечивает прием космической информации

26 мая 2022

Антарктический региональный центр ДЗЗ Роскосмоса за три года эксплуатации обеспечил более 750 сеансов связи по приему и ретрансляции космической информации. Центр расположен на территории круглогодичной российской станции «Прогресс». Базирование Центра в Антарктике в режиме реального времени обеспечивает прием информации со спутников ДЗЗ по Южному полушарию Земли. Это позволяет оперативно проводить морские суда и выполнять аварийно-спасательные операции в регионе. Информация из Антарктиды передается в центр обработки данных на территории России через спутник-ретранслятор.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220526131422

10.  Противоспутниковые технологии

Китайские исследователи говорят, что способность уничтожать спутники Starlink является необходимостью для китайских военных

27 мая 2022

Китай должен иметь возможность вывести из строя или уничтожить спутники Starlink компании SpaceX, если они представляют угрозу национальной безопасности. По крайней мере, так считает группа китайских военных исследователей, которые опубликовали статью в национальном научном журнале «Современные оборонные технологии», в которой они предлагают ряд контрмер, направленных на подрыв спутниковой сети США. В настоящее время группировка Starlink насчитывает около 25 000 спутников. За последние три месяца эта услуга высокоскоростного доступа в Интернет выросла в геометрической прогрессии и сейчас насчитывает более 400 000 пользователей по всему миру.

Учитывая количество спутников Starlink на орбите, система считается особенно надежной; даже если несколько из них выйдут из строя, система в целом не пострадает. По этой причине китайские ученые работают над созданием новых противоспутниковых средств. К примеру, они предлагают запускать спутники с военной полезной нагрузкой среди группы летающих аппаратов Starlink. Стране также необходимо иметь возможность перехватывать сигналы с каждого спутника Starlink для обнаружения любых угроз. Прямой подход (уничтожение ракетой) был исключен, поскольку он не только произвел бы слишком много обломков, но и был бы слишком дорогостоящим и не очень «экономически эффективным».

источник - https://new-science.ru/vyrashhennaya-v-laboratorii-drevesina-dlya-3d-pechati/

11. Коммерциализация и международное сотрудничество

Посол в Анголе назвал причины переноса запуска спутника Angosat-2

04 мая 2022

Французский подрядчик Airbus, нарушив контракт, отказался поставлять детали и техдокументацию для российско-ангольского спутника Angosat-2, в результате чего его запуск с марта был отсрочен до сентября, заявил посол РФ в Анголе Владимир Тараров.

Airbus должен был поставить незначительные, но достаточно важные детали для спутника - так называемые «волноотводы» - детали и гидротехнические патроны, которые отстреливают один блок от другого. Они их не поставили, хотя могли это сделать, ведь они были уже готовы. Тогда российская сторона запросила у Airbus техническую документацию, но в компании отказались ее предоставить.

По его словам, сейчас необходимые детали изготавливаются Россией, запуск спутника планируется в ближайшее время.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83569/

Российские космонавты не попадут на китайскую орбитальную станцию

10 мая 2022 года

Об этом заявил представитель Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (CASIC) Ян Югуан. Причина, по его словам, — в географическом расположении космодрома Восточный.

«Территория России находится на очень высокой широте, а для стыковки к китайской космической станции у нас есть простое требование: широта, на которой расположена стартовая площадка, не должна находиться на широте выше 42 градусов, в этом сложность с Россией», — сказал он.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83623/

1.    Административные вопросы

Оценка стоимости SpaceX достигает 125 миллиардов долларов

25 мая 2022

Компания SpaceX только что привлекла финансирование в размере 1,5 млрд долларов, увеличив свою оценку до 125 млрд долларов со 100 млрд долларов в прошлом году. На этом фоне SpaceX предлагает выкупить акции у существующих акционеров, чтобы дать сотрудникам возможность обналичить средства.

В настоящее время компания сосредоточена на двух основных направлениях деятельности. Первым из них является Starlink, созвездие спутников которого предназначено для доставки высокоскоростного Интернета в самые отдаленные регионы мира. SpaceX уже отправила на околоземную орбиту более 2400 спутников и планирует отправить еще тысячи. В настоящее время компания способна производить 45 спутников в неделю. Второй приоритет - сверхтяжелая ракета Starship.

источник - https://new-science.ru/skoro-data-centry-na-lune-budut-hranit-dannye-so-vsego-mira/

2.    За пределы Солнечной системы

Телеметрия, присылаемая аппаратом Voyager 1, демонстрирует таинственные аномалии

19 мая 2022

Команда инженеров аппарата Voyager 1 пытается разгадать загадку: хотя «покоритель межзвездного пространства» в целом функционирует в штатном режиме, принимая и исполняя команды, отправляемые с Земли, а также собирая и передавая на нашу планету научные данные, но показания системы под названием attitude articulation and control system (AACS) не отражают истинного положения дел на борту.

Все признаки указывают на то, что система AACS продолжает работать, однако присылаемые телеметрические данные являются некорректными. Так, эти данные могут иметь вид случайно сгенерированных чисел или не соответствовать ни одному из возможных состояний системы AACS.

Эта проблема не вызвала автоматического перехода аппарата Voyager 1 в безопасный режим. Кроме того, сигнал «Вояджера-1» не ослаб, что свидетельствует о том, что антенна с высоким коэффициентом усиления аппарата направлена точно в сторону Земли.

В настоящее время аппарат Voyager 1 находится на расстоянии в 23,3 миллиарда километров от Земли, и свету требуется 20 часов и 33 минуты, чтобы покрыть это расстояние. В свою очередь, Voyager 2, который в настоящее время находится на расстоянии 19,5 миллиарда километров от Земли, в настоящее время продолжает функционировать в штатном режиме.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220519085136

3.    Марсоходы

Китайский марсоход «Чжужун» проехал около двух километров

04 мая 2022

«Чжужун» проехал 1 км 921 метр с тех пор, как начал движение по поверхности планеты в мае прошлого года.

Совсем скоро на Марсе наступит зима. В этот период температура ночью опускается ниже минус 100 градусов по Цельсию, и существует высокая вероятность песчаных бурь. Марсианские зимы длятся примерно шесть земных месяцев.

Ученые сконструировали марсоход «Чжужун» устойчивым к низким температурам и песку, а также обеспечили его энергозащищенность, чтобы гарантировать безопасное проведение исследования Марса.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83567/

Вертолёт Ingenuity замерзает на Марсе

10 мая 2022 года

С момента своего первого полёта 19 апреля 2021 года вертолёт Ingenuity миссии Mars2020 совершил уже 27 полётов, преодолев почти 7 км и даже опередив по последнему показателю марсоход Perseverance. При этом основная миссия вертолёта была рассчитана всего на 5 экспериментальных полётов за 30 дней.

Но в последнее время у него возникли проблемы со скоплением марсианской пыли на солнечной панели. Эта пыль снижает способность заряжать шесть литий-ионных аккумуляторов вертолёта. При этом северное полушарие Марса приближается к разгару зимы, которая наступит уже чуть более чем через два месяца. Если вертолёт не сможет заряжать свои батареи с помощью солнечных панелей, он может замёрзнуть.

Из-за проблем с батареями группа операторов вертолёта 3 мая потеряла с ним связь. Его бортовой компьютер отключился из-за отсутствия питания. Команда даже приказала марсоходу Perseverance приостановить всю свою текущую научную деятельность на целый марсианский день, чтобы, по сути, внимательно слушать сигналы с Ingenuity. И.через 24 часа вертолёт подал признаки жизни! Связь снова появилась, а батареи смогли зарядиться до 41%.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83628/

Китайский марсоход находит доказательства того, что вода на Марсе была совсем недавно

12 мая 2022

Предыдущие исследования показали, что часть марсианской поверхности была покрыта водой примерно до 3 миллиардов лет назад. Время, когда вода на Марсе иссякла, известно как период Амазонии. В новой работе данные с китайского марсохода «Чжужун» показали исследователям доказательства того, что вода на Марсе могла сохраняться дольше, чем считалось ранее.

Марсоход использовал два спектрометра для анализа горных пород. Он также фотографирует камни с помощью микрокамеры. Кроме того, марсоход «обстреливает» их лазером, чтобы создать «микро дым», который можно проанализировать. Исследователи сравнили сигнатуры, которые они обнаружили в породах на Марсе, с земными породами и обнаружили, что некоторые из пород являются гидратированными минералами, то есть минералами, содержащими воду. Они также обнаружили слои твердой корки, для образования которой, по их мнению, потребовалось бы большое количество воды, либо поднявшейся из-под поверхности, либо из большого количества тающего льда.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220512181335

Китайский марсоход «Чжужун» готовится к первой зимовке на Красной планете

11 мая 2022

Китайский марсоход «Чжужун» приспосабливается к своей первой зиме на Красной планете, в то время как его спутник - орбитальный аппарат продолжает картировать планету.

Команда инженеров «Чжужун» отрегулировала угол наклона солнечных панелей для максимального воздействия Солнца и сократила время работы космического аппарата, чтобы контролировать потребление энергии.

«Чжужун»имеет автоматический режим сна, который включается, если уровень энергии падает ниже заданной отметки, вызывая спячку до улучшения условий окружающей среды.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220511230943

«Чжужун» перешел в спящий режим из-за сильной пыльной бури

23 мая 2022

На фотоснимках, сделанных камерами китайского орбитального аппарата «Тяньвэнь-1», запечатлена пыльная буря, обрушившаяся на район посадки марсохода. Ученые сравнили эти снимки с фото, сделанными за последние два месяца, и проанализировав данные о мощности солнечных батарей марсохода, пришли к выводу, что «Чжужун» накрыла мощная пыльная буря.

Согласно сообщению CNSA, в районе исследований «Чжужуна» начался зимний период, во время которого днем температура может опускаться ниже минус 20 градусов по Цельсию, а ночью - ниже минус 100 градусов по Цельсию. К середине июля текущего года температура понизится еще больше.

Чтобы справиться с пыльными бурями и проблемами, возникающими из-за низких температур, китайский марсоход в среду перешел в спящий режим. Ожидается, что марсоход проснется и возобновит работу в третьей декаде декабря этого года, когда пыль рассеется и на Марсе начнется весна.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83716/

Действительно ли НАСА нашло таинственный дверной проем на Марсе?

24 мая 2022

На прошлой неделе марсоход Curiosity сделал снимок, на котором, как оказалось, изображен дверной проем, высеченный в скале. На Земле это может свидетельствовать о подземном бункере, например, бомбоубежище.

Кажется, что проход небольшой - прежде чем круто спускающийся потолок упирается в пол. Его высота всего около 45 см. Но кто сказал, что марсиане должны быть такого же роста, как и мы? Потом геологи отмечают, что на этом месте можно увидеть несколько прямолинейных разломов, и «дверной проем» находится там, где они пересекаются.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524165151

Вертолет NASA Ingenuity Mars снял на видео уникальный полет

27 мая 2022

Черно-белая навигационная камера марсохода Ingenuity Mars Helicopter предоставила впечатляющее видео рекордного 25-го полета. Преодолев расстояние в 704 метра со скоростью 5,5 метров в секунду, вертолет осуществил самый длинный и самый быстрый полет над Красной планетой на сегодняшний день.

Первый кадр видеоклипа сделан примерно через секунду после начала полета. Набрав высоту 10 метров, вертолет направляется на юго-запад, разгоняясь до максимальной скорости менее чем за три секунды. Сначала вертолет пролетает над группой песчаной ряби, затем, примерно в середине видеоролика, над несколькими скальными полями. Наконец, внизу появляется относительно ровная и безликая местность, обеспечивающая хорошее место для посадки. Видеозапись полета продолжительностью 161,3 секунды была ускорена примерно в пять раз, что позволило сократить ее до менее чем 35 секунд.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220527204950

4.    Исследования Марса

Аппарат НАСА InSight зафиксировал чудовищное землетрясение на Марсе

10 мая 2022 года

Марсианский аппарат InSight зафиксировал крупнейшее землетрясение, когда-либо наблюдавшееся на другой планете: землетрясение магнитудой 5 баллов. Это пополнило каталог из более чем 1313 землетрясений, зафиксированных InSight с момента посадки на Марсе. Самое крупное ранее зарегистрированное землетрясение магнитудой 4,2 было зафиксировано 25 августа 2021 года.

Землетрясение магнитудой 5 - это среднее землетрясение по сравнению с теми, которые происходят на Земле, но оно близко к верхней границе того, что ученые надеялись увидеть на Марсе.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83627/

InSight завершит миссию в конце года

18 мая 2022

Марсианский зонд InSight завершит свою работу в конце 2022 года из-за нехватки энергии, сообщил на брифинге руководитель миссии Брюс Бэннердт. Из-за пыли на Марсе солнечные панели зонда сейчас генерируют лишь 10% от первоначального объема солнечной энергии.

Между тем главным разочарованием миссии, как заявил ее руководитель, стало то, что наряду с огромным объемом сведений о геологии планеты, специалистам не удалось измерить температуру под ее поверхностью. Эта задача ставилась перед инструментом «Мole» (Крот), который пытался пробурить марсианскую поверхность, но из-за встреченного более сильного, чем ожидалось, сопротивления марсианской поверхности аппарат не смог справиться со своей задачей.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83673/

5.    Исследования астероидов

НАСА продлевает миссию OSIRIS-REx для посещения Апофиса

1 мая 2022

В настоящее время зонд OSIRIS-REx возвращается на Землю с образцами пород с астероида Бенну в своем багаже. НАСА только что продлило миссию для посещения другого астероида под названием Апофис. 21 октября 2021 года американский зонд OSIRIS-REx совершил посадку на астероид Бенну, расположенный на расстоянии более 330 миллионов километров от Земли. На месте зонд собрал более шестидесяти граммов образцов. Теперь его цель - вернуть их на Землю. Если все пойдет по плану, его возвращение запланировано на сентябрь 2023 года. Материал, который практически не изменился за 4,6 миллиарда лет, затем будет изучаться учеными в лабораториях по всему миру.

Согласно первоначальному плану, после сброса капсулы зонд должен был перелететь на «кладбищенскую» орбиту между Меркурием и Венерой. Несколько месяцев назад команда миссии отметила, что у OSIRIS-REX достаточно топлива для посещения еще одной потенциальной цели - астероида Апофис. Новый этап миссии будет известен как OSIRIS-Apophis Explorer или OSIRIS-APEX.

источник - https://new-science.ru/ingenuity-proletaet-nad-ostankami-kosmicheskogo-korablya-sbrosivshego-ego-na-mars/

Китай скоро запустит миссию по сбору образцов с астероидов

21 мая 2022

Китай планирует запустить свой второй аппарат для исследования дальнего космоса в 2025 году. Миссия «Тяньвэнь-2» будет направлена на два совершенно разных астероида.

Эта миссия, которая продлится около десяти лет, сначала нацелится на небольшой околоземный астероид (469219) Камоалева (шириной сорок метров). Некоторые астрономы считают, что этот объект может быть взорвавшимся куском Луны. Космический аппарат соберет образцы породы с помощью тактильной техники, аналогичной той, которую продемонстрировали зонды Хаябуса-2 (Япония) и OSIRIS-Rex (США).

Затем зонд воспользуется гравитационной помощью Земли и направится к другому древнему реликту Солнечной системы - активному астероиду 311P/PANSTARRS диаметром 500 метров. В астрофизике активный астероид - это объект, обладающий свойствами как астероидов, так и комет.

источник - https://new-science.ru/kitaj-zapustit-bolshoj-kosmicheskij-teleskop-v-2023-godu/

Запуск миссии Psyche отложен до сентября

24 мая 2022

Как сообщили представители NASA, запуск межпланетной миссии Psyche, ранее запланированный на 1 августа нынешнего года, откладывается, как минимум, до 20 сентября. Причина в проблемах, которые были выявлены при тестировании бортового программного обеспечения. Зонд планируется запустить с помощью РН Falcon Heavy с мыса Канаверал.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83718/

Миссия НАСА Lucy наблюдает полное лунное затмение

24 мая 2022

Миссия НАСА Lucy под руководством главного исследователя доктора Хэла Левисона из Юго-Западного исследовательского института успешно наблюдала полное лунное затмение в мае 2022 года с уникальной точки обзора на расстоянии 100 млн км от Земли.

В течение нескольких часов 15 мая Земля отбрасывала свою тень на Луну. Это полное лунное затмение было видно на большей части территории США, но оно также было видно из глубокого космоса. Несмотря на столь большое расстояние, «Люси» смогла с помощью своего прибора для получения изображений с высоким разрешением наблюдать, как Луна уходит в тень Земли и исчезает из виду.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524175948

6.    Исследования Солнца

Солнце, которое вы никогда раньше не видели

20 мая 2022

Мощные вспышки, захватывающие дух виды солнечных полюсов и любопытный солнечный «еж» — вот перечень невероятных изображений, полученных Solar Orbiter после первого максимального сближения с Солнцем. Космический аппарат находился внутри орбиты Меркурия, на расстоянии, равном около одной трети расстояния от Солнца до Земли. Его теплозащитный экран нагрелся примерно до 500°C. Но он рассеял тепло при помощи своей инновационной технологии, разработанной для сохранения космического аппарата в безопасности и работоспособности.

Во время наблюдения была замечена одна привлекательная особенность, которую прозвали «ежиком». Она простирается на 25 000 километров поперек Солнца и имеет множество шипов горячего и холодного газа, которые тянутся во всех направлениях.

Космический аппарат летел против вращения Земли. Эта уникальная перспектива означала, что он следил за состоянием солнечного ветра, который обрушится на Землю через несколько часов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220519173637

7.    Космические телескопы и ДЗЗ

Оптическая система телескопа James Webb Space Telescope полностью выровнена и сфокусирована

2 мая 2022 г.

Представители американского космического агентства НАСА объявили о том, что оптическая система телескопа James Webb полностью прошла процедуры выравнивания, фокусировки и юстировки. В течение нескольких месяцев, начиная с декабря 2021 года, все зеркала и инструменты телескопа постепенно поворачивались и передвигались в положение, необходимое для получения точных и высококачественных снимков. И теперь вся оптика телескопа готова к просмотру самых далеких космических объектов.

На следующем этапе подготовки телескопа начнутся проверки частей и компонентов каждого из инструментов в отдельности, таких, как линзы и фильтры. И по завершению двух следующих этапов настройки, телескоп James Webb Space Telescope будет полностью готов к работе.

источник - https://dailytechinfo.org/space/11507-opticheskaya-sistema-teleskopa-james-webb-space-telescope-polnostyu-vyrovnena-i-sfokusirovana.html

Китай осуществил успешный запуск восьми спутников ДЗЗ

5 мая 2022 г. с космодрома Тайюань осуществлён пуск РН “Чанчжэн-2D” (Y79) с восьмью спутниками ДЗЗ. Пуск успешный, все космические аппараты выведены на околоземную орбиту. Среди запущенных спутников семь аппаратов серии “Цзилинь-1 гаофэнь-03D” и один серии “Цзилинь-1 куанфу-01С”. Нынешний запуск стал 419-м по счету для ракет-носителей серии «Чанчжэн».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83585/

Китайский космический телескоп «Земля 2.0» будет искать экзопланеты

09 мая 2022

Китай может вскоре начать свою первую космическую охоту за экзопланетами, если предложение Шанхайской астрономической обсерватории (SAO) получит одобрение этим летом.

Телескоп «Земля 2.0» (Earth 2.0) проведет четыре года на орбите Солнца и Земли в точке Лагранжа 2, на расстоянии около 1,5 миллиона километров от Земли. Там он установит семь телескопов на участке неба в направлении галактического центра и будет наблюдать за признаками затемнения, когда планеты пролетают мимо звезды или проходят перед ней по орбите.

Миссия продолжит наблюдения за областью космоса, которую космический телескоп НАСА «Кеплер» изучал в течение девяти лет, но у телескопа «Земля 2.0» будет гораздо большее поле зрения. Поле зрения «Кеплера» составляло 115 квадратных градусов; он наблюдал полмиллиона звезд и обнаружил 2 392 экзопланеты, еще столько же планет-кандидатов ожидают подтверждения. Для сравнения, телескоп «Земля 2.0» будет охватывать площадь 500 квадратных градусов и наблюдать за 1,2 миллионами карликовых звезд в течение четырех лет с помощью шести из семи телескопов с апертурой 30 сантиметров. Для сравнения, видимая площадь Луны на небе составляет около 0,5 квадратного градуса, а площадь всего неба - около 41 000 квадратных градусов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220509175546

Китай анонсирует новый флагманский космический телескоп

11 мая 2022

Далекие галактики, темная материя, темная энергия, а также происхождение и эволюция Вселенной – вот далеко не полный список научных целей нового китайского космического телескопа, проект которого недавно был официально анонсирован. Если все пойдет согласно графику, то космическая обсерватория China Space Station Telescope (CSST) стартует на борту ракеты «Великий поход 5B» ближе к концу 2023 г. Оказавшись на целевой орбите, обсерватория CSST начнет научные операции в 2024 г.

Обсерватория CSST будет иметь 2-метровую апертуру и набор из трех зеркал с несоосной конфигурацией. Телескоп может сканировать небо, используя 30 81-мегапиксельных детекторов, и будет способен работать в ближнем инфракрасном, оптическом и ближнем ультрафиолетовом диапазонах.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220511123429

Телескоп «Джеймс Уэбб» будет направлен на две интригующие каменистые экзопланеты

30 мая 2022

В число исследований, запланированных на первый год, вошло изучение двух горячих экзопланет, относящихся к классу суперземель – покрытая лавой планета 55 Рака e и лишенная воздуха планета LHS 3844 b.

Планета 55 Рака e обращается на расстоянии менее 1 миллиона километров от родительской звезды, подобной Солнцу, совершая один оборот вокруг светила менее чем за 18 часов. Температуры на поверхности значительно превышают температуры плавления минералов многих типичных горных пород, и поэтому дневная сторона планеты, предположительно, покрыта океанами лавы.

Планеты, обращающиеся настолько близко к звезде, как планета 55 Рака e, обычно находятся в приливном захвате у светила, поэтому всегда обращены к нему одной и той же стороной. Это подразумевает, что самой горячей точкой на поверхности планеты всегда является зона, обращенная прямо в сторону звезды и находящаяся ближе всего к ней.

Однако в случае планеты 55 Рака e наблюдения, проведенные при помощи космической обсерватории Spitzer («Спитцер») показали, что самая горячая точка смещена в сторону относительно «смотрящей прямо на звезду» зоны. Это может указывать либо на плотную динамичную атмосферу, либо на отсутствие приливного захвата планеты, и прояснить ситуацию смогут лишь наблюдения планеты при помощи обсерватории Уэбба.

Температура на поверхности планеты LHS 3844 b не настолько высока. Отсутствие у планеты атмосферы, зарегистрированное при помощи «Спитцера», позволит провести ценные спектроскопические наблюдения различных типов твердых горных пород, слагающих поверхность, пояснили члены проекта. Если планета является вулканически активной, то полученные спектры также выявят присутствие вулканических газов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220530074252

8.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Корабль Endurance успешно приводнился в Мексиканском заливе

6 мая 2022 г. космический корабль Endurance с космонавтами Томом Маршбёрном, Раджой Чари, Матиасом Маурером и Кайлой Бэррон приводнился в Мексиканском заливе неподалёку от побережья штата Флорида. Миссия Crew-3 успешно завершена.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83595/

Испытательный “прыжок” прототипа

7 мая 2022 г.

Китайская компания Deep Blue Aerospace провела испытательный “прыжок” на высоту 1 км своего прототипа Nebula-M. Прототип вертикально взлетел, завис и совершил возврат на посадочную площадку. По традиции видео обрезано сразу после касания прототипом площадки, но, судя по всему, испытание было успешным.

Испытания проводятся в рамках разработки многоразовой орбитальной ракеты-носителя Nebula-1, первый полёт которой запланирован на 2023 год. Она будет способна запускать 500 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83612/

Virgin Galactic откладывает коммерческие суборбитальные полеты на 2023 год

8 мая 2022 г.

На портале Space News опубликована статья Джеффа Фауста о перспективах начала коммерческих космических полётов ракетопланов компании Virgin Galactic. Компания c снова откладывает начало коммерческой эксплуатации своего суборбитального космического самолета SpaceShipTwo с конца 2022 года на начало 2023 года, обвиняя в последней задержке проблемы с цепочкой поставок и трудовыми ресурсами.

В настоящее время у компании 800 зарегистрированных клиентов, и Колглазиер сказал, что компания должна легко достичь своей цели по найму 1000 клиентов после начала коммерческого обслуживания в начале 2023 года. Он добавил, что компания, поднявшая цены в прошлом году до 450 тыясч долларов, не планирует поднять их снова в ближайшее время, несмотря на более высокие темпы инфляции.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83614/

NASA планирует доставлять астронавтов на МКС поочередно кораблями SpaceX и Boeing

12 мая 2022 года

Об этом заявил менеджер коммерческой программы полетов НАСА Стив Стич. По его словам, в конструкции кораблей Starliner и Crew Dragon от компании SpaceX есть ряд отличий. Однако оба корабля «очень схожи в том, насколько они отвечают требованиям NASA по доставке и возвращению экипажа» с МКС.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83640/

Британская фирма представила новую микроракету для запуска небольших спутников

12 мая 2022

Британское национальное космическое агентство поддержало разработку ракеты Prime, выделив финансирование в размере 5,5 миллиона фунтов стерлингов в рамках программы по стимулированию развития запусков небольших спутников с космодромов Великобритании. После завершения первой интеграции полноразмерного прототипа ракеты фирмы Orbex и размещения его на стартовой площадке компания теперь начинает этап совместного тестирования.

Ракета Orbex Prime составляет в высоту 19 метров и состоит из двух ступеней и оснащена семью двигателями. Используемое топливо отличается низким выходом углекислого газа при сгорании, что позволяет снизить экологическую нагрузку. Кроме того, все детали двигателей ракеты напечатаны на 3-D принтере, топливные баки выполнены из облегченных материалов и имеют специальную облегченную конструкцию.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220512144637

Компания Astra представила новую версию своей ракеты – Rocket 4

13 мая 2022

Компания Astra представили Launch System 2.0, следующее поколение своей системы запуска, включающую новую, более крупную версию ракеты - Astra Rocket 4, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

Основные характеристики ракеты:  19,4 м в высоту, 1,8 в диаметре. 1-я ступень имеет 2 больших двигателя (30 т.с), вместо 4 у Rocket 3. 2-я ступень - 1 двигатель (9 т.с.). Топливная пара - керосин-кислород.  Она сможет выводить до 300 кг на НОО и 200 кг на CСО.  Цена запуска - $3.95 млн. Заявляется возможность запусков каждую неделю (одна из главных целей компании с новой версией системы запуска - существенно увеличить количество запусков). Первый запуск - не ранее 4 квартала 2022 года.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83646/

Компания ABL успешно испытала 2-ю ступень своей ракеты RS1

17 мая 2022

Тест был произведён на стенде компании в Мохаве и был успешным. Во время предыдущего такого теста, произошла авария, в результате которой 2-я ступень ракеты была потеряна. Теперь, после теста новой лётной ступени, она отправляется на стартовую площадку на острове Кадьяк на Аляске для интеграции с 1-й ступенью ракеты.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83669/

Starliner стартовал к МКС

19 мая 2022 г. с площадки SLC-41 Станции КС США “Мыс Канаверал”  выполнен пуск РН Atlas-5 N22 (AV-082) с космическим кораблём CST-100 ‘Starliner’ [Boe-OFT-2 mission]. Пуск успешный, космический корабль выведен на околоземную орбиту.

Правда, в процессе выведения не обошлось без проблем. Так, отказали два двигателя OMAC (Orbital Maneuvering and Attitude Control). Но на процесс выведения это не повлияло, т.к. все остальные двигатели работают нормально.

Полёт проходит в беспилотном режиме, место командира корабля занимает манекен “Ракетчица Рози”. Она уже летала на борту Starliner во время первого тестового полёта в 2019 году.

На борту корабля находится порядка 360 кг полезных грузов. Ожидается, что аппарат уже через сутки в автономном режим состыкуется с МКС.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83698/

Индия испытала новую твердотопливную ракету-носитель для перевозки космонавтов

20 мая 2022

Индийское космическое агентство ISRO объявило об успешном испытании твердотопливной ракеты-носителя HS200, пригодной для пилотируемого полета будущего корабля Гаганьян

Первый полет запланирован на 2023 год. HS200 - это вариант РН S200, используемой в настоящее время ISRO в GSLV Mk III, самой мощной ракете-носителе, эксплуатируемой Индией. Новый вариант обусловлен необходимостью сделать GSLV Mk III более надежным и безопасным. На самом деле, за плечами ракеты всего три орбитальных запуска. Последний состоялся с первым индийским лунным аппаратом миссии «Чандраян-2» на борту. Некоторые из новых особенностей HS200 включают более прочные шарниры, новую систему изоляции и зажигания, а также новый тип электромеханического привода. В дополнение к этим характеристикам HS200 оснащена гораздо большим количеством избыточной электроники, чем S200, чтобы достичь высочайшего стандарта безопасности полета первых индийских космонавтов.

источник - https://new-science.ru/indiya-ispytala-novuju-tverdotoplivnuju-raketu-nositel-dlya-perevozki-kosmonavtov/

Starliner пристыковался к МКС

23 мая 2022

Разработанный компанией Boeing космический корабль Starliner спустя сутки после старта произвел стыковку с МКС. Изначально планировалось, что корабль пристыкуется к станции на полтора часа раньше. Однако в ходе стыковки возникло несколько технических неполадок. Несмотря на это, в целом специалисты хорошо оценивали работу корабля.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83706/

На фоне проблем с кораблём Starliner, в NASA заявляют, что определят дату его пилотируемого полёта этим летом

24 мая 2022

Представители NASA говорят, что они подождут лета, чтобы определить график первого пилотируемого полёта корабля Starliner с астронавтами на борту. На брифингах официальные лица агентства отказались назначать дату следующего испытательного полёта - Crew Flight Test (CFT). График, по их словам, будет зависеть от любых модификаций космического корабля после возвращения нынешней миссии.

В октябре 2021 года NASA назначило Николь Манн и Джоша Кассаду, которые ранее были определены на CFT, в миссию SpaceX Crew-5. Тогда в агентстве заявили, что назначат на миссию CFT опытных астронавтов Майка Финке, Бутча Уилмора и Суниту Уильямс. Но на брифинге 18 мая Финке, Уилмор и Уильямс заявили, что они тренируются вместе «как команда, которая может выполнить любую миссию. Нас необязательно назначат на CFT». Представители NASA теперь заявляют, что рассмотрят возможность назначения экипажа для других миссий, запланированных на следующий год. При этом, если миссия CFT будет служить исключительно в качестве испытательного полёта, она, вероятно, продлится всего 5 - 7 дней и в ней будет минимум два человека.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83723/

Старлайнер отстыковался от МКС и возвращается на Землю

25 мая 2022

После успешной стыковки с МКС корабль Starliner возвращается на Землю после шестидневного пребывания на низкой околоземной орбите. Космический корабль автономно отстыковался от переднего порта модуля Harmony/ Boeing и НАСА планируют, что космический корабль вернется на Землю в космической гавани Уайт-Сэндс на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220525222912

Rомпания Relativity Space намерена запустить первую ракету почти полностью напечатанную на 3D-принтере

30 мая 2022

Летом 2022 года компания Relativity Space намерена запустить первую ракету почти полностью напечатанную на 3D-принтере. Испытания блоков ракеты Terran 1 завершились в Миссисипи на прошлой неделе, и 31 мая они будут доставлены из Калифорнии на стартовую площадку LC-16 на мысе Канаверал. Цель - выйти на орбиту до конца этого года.

Компания была основана в 2015 году Тимом Эллисом (покинувшим Blue Origin) и Джорданом Нуном (покинувшим SpaceX). Инженеры поставили цель - построить и запустить на орбиту первую в мире ракету, напечатанную на 3D-принтере. Сейчас в Relativity работает уже около 800 человек. За несколько лет стартапу удалось привлечь почти $1,3 млрд денег частных инвесторов.

Завод Relativity по производству ракет Relativity расположен в Лонг-Бич (Калифорния) и является домом для Stargate — самого большого в мире 3D-принтера. Stargate способен напечатать практически все детали для ракеты Terran 1 и будущей полностью многоразовой ракеты - Terran R. Это поможет добиться скорости производства ракеты одной ракеты в 60 дней.

Terran 1 представляет собой довольно стандартную одноразовую двухступенчатую ракету, способную запускать спутники массой до 1250 кг на низкую околоземную орбиту. Первая ступень оснащена девятью металоксовыми двигателями Aeon 1 Вторая ступень - имеет один вакуумным двигателем Aeon 1.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83774/

9.    Новые технологии

NASA выделило деньги на создание для астронавтов магнитного щита от космических лучей

6 мая 2022 г.

Высадка людей на Марс считается одной из важнейших задач космонавтики XXI века. Однако за пределами Земли и низкой околоземной орбиты человек будет подвергаться опасному космическому излучению, в том числе заряженными частицами. Использование для защиты толстого слоя материала приведет к увеличению массы корабля или уменьшению полезной нагрузки.

В связи с этим ученые из Висконсинского университета в Мадисоне предложили концепцию CREW HaT, согласно которой предполагается создать защиту на основе сверхпроводящих магнитов. Недавно авторы идеи получили финансирование от государства в рамках программы Innovative Advanced Concepts (NIAC).

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83603/

Космический аппарат Astroscale ELSA-d осуществил сближение с имитатором космического мусора

8 мая 2022 г.

Компания Astroscale объявила о том, что несмотря на частичный отказ двигательной установки ее миссия ELSA-d продолжает выполняться и на орбите удалось продемонстрировать операцию по сближению двух космических аппаратов. К особенностям проведенной операции в компании отнесли то, что демонстратор, находясь на расстоянии 159 метрах от имитатора мусора, совершил маневр, обнаружил объект и перешел от использования абсолютной навигации к относительной.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83615/

Американский регулятор провёл слушания по проектам космических ядерных технологий

12 мая 2022 года в комиссии по ядерному регулированию (NRC) США прошли открытые слушания по вопросам регулирования перспективных реакторов, причём затрагивалась также тематика военных и космических реакторов.

В частности, Энтони Каломино из аэрокосмического агентства NASA выступил с презентацией о работах в области космических реакторов. Так как это были открытые слущания, то презентация носила во многом общий характер. Докладчик перечислил основные преимущества, которые даёт развитие ядерных технологий для космических исследований.

Докладчик привёл основные требования, которые NASA выдвигает к напланетным АЭС. Такие станции должны иметь электрическую мощность не менее 40 кВт(э) с перспективой разработки на их основе проектов с большей мощностью.

Они должны быть мобильными, то есть пригодными для транспортировки с помощью роверов. По массе вся напланетная АЭС не должна превышать 6 тонн. Станция должна проработать на номинальной мощности не менее 10 лет. При единичном отказе станция должна оставаться работоспособной на уровне мощности не менее 5 кВт(э).

По окончанию срока службы напланетная АЭС остаётся на Луне или Марсе. Каких-либо специальных требований по её выводу из эксплуатации не предъявляется.

Докладчик выразил уверенность, что удовлетворять всем перечисленным требованиям станет система, построенная на основе теплового реактора с топливом из урана повышенного обогащения HALEU. В качестве возможного замедлителя докладчик упомянул гидриды.

Тепловые ядерные двигатели (NTP) могут обеспечить удельную тягу порядка 900 секунд. У электроракетных ядерных двигателей (NEP) в перспективе данный показатель ещё больший, свыше 2000 секунд, причём при меньших массах.

Далее докладчик привёл соображения о том, как должны выглядеть планы по достижению технологической зрелости обоих видов ядерных двигателей.

Для NTP необходимо иметь следующее: реактор на сотни мегаватт, работающий на уране HALEU; топливо и конструкционные материалы, выдерживающие экстремально высокие температуры; отработанные технологии проектирования и изготовления реакторной установки; спроектированный и построенный двигатель уменьшенных размеров для испытаний; систему хранения криогенной жидкости и обращения с водородным топливом.

Для NEP необходимо иметь следующее: реактор на мегаватты, работающий на уране HALEU; высокоэффективную систему преобразования энергии по циклу Брайтона; электродвигатель большой мощности более 100 кВт(э); мощную высоковольтную систему распределения электроэнергии; систему хранения криогенной жидкости и обращения с жидкокислородным (LOx) или метановым топливом.

Докладчик назвал три группы компаний, активно ведущих разработки проектов реакторов для космического применения.

USNC в партнёрстве с «Blue Origin», «General Electric» и «Framatome» разрабатывают реактор блочного типа с замедлителем бериллий и топливом типа «CerCer» (керамика+керамика). Докладчик не уточнил состав топлива, но это может быть смесь карбидов.

BWXT в партнёрстве с «Lockheed Martin» и «Aerojet Rocketdyne» разрабатывают реактор блочного типа с замедлителем металлгидрид и топливом типа «CerCer».

«General Atomics» в партнёрстве с «X-Energy» и «Aerojet Rocketdyne» предлагают рассмотреть вариант реактора с карбидным топливом, являющийся развитием наработок проекта «Project Rover» (США, 1955-1973).

источник - https://www.atomic-energy.ru/news/2022/05/18/124770

НАСА создает миссию, которая будет заправлять и ремонтировать спутники на орбите

24 мая 2022

НАСА планирует миссию по демонстрации возможности ремонта и модернизации спутников на околоземной орбите. Миссия под названием OSAM-1 (On-orbit Servicing, Assembly, and Manufacturing-1) предусматривает отправку космического корабля, оснащенного роботизированными руками и всеми необходимыми инструментами и оборудованием для ремонта, дозаправки или продления срока службы спутников, даже если эти спутники не были предназначены для обслуживания на орбите.

Первый испытательный полет OSAM-1 запланирован не ранее 2026 года, он отправится на низкую околоземную орбиту для встречи, захвата и стыковки со спутником наблюдения Земли Landsat 7, который находится на орбите с 1999 года. В ходе полета будет проведено первое в своем роде демонстрационное испытание по дозаправке, а затем спутник будет переведен на новую орбиту. Хотя некоторые части миссии являются автономными, люди-операторы будут выполнять большую часть процедур и маневров дистанционно с Земли.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524180711

Спутниковые антенны могут быть напечатаны на 3D принтере в космосе с помощью солнечного света

26 мая 2022

Спутниковые антенны можно 3D-печатать в космосе с помощью солнечного света, используя новый запатентованный метод, который обещает избавить от громоздких деталей спутников, занимающих слишком много места в ракете.

Новый метод, разработанный японской технологической компанией Mitsubishi Electric Corporation, использует специальный тип смолы, которая превращается в твердый материал при воздействии ультрафиолетового излучения солнца, которое присутствует в космосе.

До сих пор компания только демонстрировала работу технологии в условиях, имитирующих космические, в испытательной камере. Исследователи Mitsubishi напечатали антенную антенну шириной 16,5 см, которая показала себя в испытаниях так же хорошо, как и обычная спутниковая антенна.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220523140928

“Некоторые аномалии” с орбитальным буксиром Vigoride компании Momentus

29 мая 2022

С орбитальным буксиром Vigoride компании Momentus из миссии Transporter-5 возникли «некоторые аномалии».

Буксир должен развернуть на разных орбитах финский 2U кубсат для «селфи со спутника в космосе» (на кубсате размещён небольшой экран, на котором транслируются изображения людей, а камера должна захватить изображение с экрана и сделать фото на фоне Земли), а также 7 испанских и 1 американский покеткуб для Интернета вещей.

Миссия Vigoride должна продлиться до 180 дней. Ключевой особенностью этого орбитального буксира является микроволновый электротермический двигатель, который использует воду в качестве топлива. Он создает тягу, выбрасывая горячие газы через сопло. Однако, в отличие от обычного химического ракетного двигателя, который вырабатывает тепло в результате химической реакции, двигатель буксира нагревает топливо, используя энергию солнца, преобразованную в микроволновую энергию. Помимо развёртывания полезных нагрузок, основная цель миссии - проверить этот двигатель в рабочем применении.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83751/

Новый дифракционный солнечный парус будет эффективней двигать космические аппараты и позволит им маневрировать

31 мая 2022

Буквально на днях руководство американского космического агентства НАСА выбрало очередной проект для его дальнейшего развития. В рамках этого проекта, Diffractive Solar Sail, будет разработан солнечный парус, который будет преломлять падающий на него свет, прежде чем он «ударит» в поверхность, обеспечивая крошечный импульс тяги. Такой подход позволит снять зависимость эффективности солнечных парусов от угла падения света, что, в некоторых случаях, даже позволит космическому кораблю совершать маневры, не теряя скорости.

источник - https://dailytechinfo.org/space/11543-novyy-difrakcionnyy-solnechnyy-parus-budet-effektivney-dvigat-kosmicheskie-apparaty-i-pozvolit-im-manevrirovat.html

10. Планы по Луне

Артемида 1: Хельга и Зоар скоро полетят на Луну

04 мая 2022

Созданные для имитации тела взрослой женщины, манекены Хельга и Зоар готовятся дважды обогнуть Луну в рамках миссии «Артемида-1». Данные, собранные встроенными в них датчиками, помогут инженерам НАСА минимизировать вредное воздействие космической радиации на женщин-астронавтов во время будущих пилотируемых миссий.

Они изготовлены из материалов, имитирующих кости, мягкие ткани и органы взрослой женщины. Они будут оснащены более чем 10 000 пассивных датчиков и 34 активными детекторами радиации. Одна из моделей, Хельга, полетит на Луну без защиты, а другая, Зоар, наденет специальный жилет для защиты от радиации под названием AstroRad.

К этим дамам также присоединится третий манекен, который будет собирать данные об ускорениях и вибрациях в полете. Собранные данные, очевидно, будут иметь смысл, поскольку программа Артемида нацелена на высадку самой первой женщины на лунную поверхность.

источник - https://new-science.ru/chast-vody-na-lune-mogla-byt-poluchena-s-zemli/

Канада собирается распространить действие уголовного кодекса на преступления, совершенные на Луне

06 мая 2022

Канада работает над законодательством, предусматривающим наказание за преступления, совершенные на Луне и вокруг нее. Законопроект о бюджете со специальной поправкой прошел первое чтение 29 апреля в Палате общин страны. Любое преступление, совершенное на Луне и вокруг нее или во время космического полета, будет рассматриваться так же, как если бы оно было совершено на территории Канады

Если раздел о космическом праве будет ратифицирован, это будет иметь далеко идущие последствия для международной уголовной юрисдикции в космосе. Хотя Договор по космосу 1967 года, ратифицированный более чем 100 странами, остается доминирующим фактором в космическом праве, число людей и стран, участвующих в космической деятельности, растет. Поэтому характер и масштабы преступлений могут быть сложными, иногда в них могут быть вовлечены несколько человек разных национальностей. Поэтому в долгосрочной перспективе могут потребоваться дополнительные поправки для регулирования этой новой космической среды.

источник - https://new-science.ru/kanada-sobiraetsya-rasprostranit-dejstvie-ugolovnogo-kodeksa-na-prestupleniya-sovershennye-na-lune/

Колумбия присоединилась к американской лунной программе Artemis

11 мая 2022 года

Власти Колумбии подписали соглашение с NASA о присоединении к американской лунной программе Artemis. Об этом сообщает во вторник пресс-служба вице-президента Колумбии Марты Лусии Рамирес.

«Соглашение с NASA - это ставка на наших женщин, поскольку программа Artemis направлена на отправку первой женщины на Луну, возможно в рамках миссии 2024 года, а затем в ходе миссии на Марс, и мы хотим видеть в этой группе колумбийских женщин. Кроме того, это даст большой толчок развитию нашей аэрокосмической отрасли и выведет нашу страну на мировую арену», - цитирует пресс-служба слова замглавы государства.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83630/

Японский производитель игрушек Takara Tomy отправит на Луну крошечный луноход

5 мая 2022 г.

Японский производитель игрушек Takara Tomy разработал мини-луноход, который отправят на Луну. Робот под названием Sora-Q был разработан Takara Tomy в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), его отправят для фотографирования лунной поверхности. Sora-Q, конечно, не будет снабжен всеми теми продвинутыми функциями, которыми обладают луноходы последних лет, запускаемые рядом стран, включая VIPER NASA и китайский марсоход «Юйту-2», поскольку он будет весить всего 255 г.

Sora-Q изготовлен из особого сплава алюминия и пластика, специально разработанного для того, чтобы выдерживать суровый лунный перепад температур, он отправится на борту японского посадочного модуля Smart Lander, который JAXA запустит для исследования Луны в 2023 году.

Игрушки и раньше попадали в космос вместе с астронавтами и космонавтами, использующими их в качестве талисманов (и индикаторов невесомости), однако на этот раз функция у Sora-Q будет посерьезнее — это первая машина, разработанная производителем игрушек, которая отправится в космос не только для развлечений.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83604/

Как лучше всего построить посадочные площадки на Луне?

11 мая 2022

Хотя НАСА и другие космические агентства намерены максимально использовать местные ресурсы - процесс, известный как использование ресурсов на месте (ISRU) - создание лунных баз все равно потребует доставки с Земли большого количества материалов и оборудования. В недавнем исследовании Филипп Метцгер и Грег Автри рассмотрели стоимость и энергопотребление при строительстве посадочных площадок на лунной поверхности. Рассмотрев различные методы строительства, они определили, что сочетание аддитивного производства и инфузии полимеров является наиболее эффективным и экономически выгодным способом.

Филип Метцгер из Флоридского космического института (FSI) при Университете Центральной Флориды (UCF) и соучредитель KSC Грег Аутри рассмотрели различные методы строительства посадочных площадок на лунной поверхности. Каждый метод оценивался на основе трех основных факторов: необходимость доставки большого количества массы с Земли, уровень потребления энергии на лунной поверхности и время, которое потребуется для завершения строительства. Каждый из этих факторов (прямо или косвенно) вносит свой вклад в общую стоимость лунной деятельности.

Среди своих выводов Метцгер и Автри определили, что при оценке методов строительства в космосе наиболее важными являются две переменные: транспортные расходы и задержки, возникающие в процессе строительства. Как объяснил Метцгер:

В частности, они рассмотрели последние инновации в аддитивном производстве (3D-печать) и ISRU, которые уже много лет являются предметом исследований НАСА и ЕКА. При адаптации к лунной поверхности методы включают нагрев реголита микроволнами для создания расплавленной керамики (так называемое «спекание»), которая затем распечатывается и застывает при контакте с безвоздушной лунной средой, или добавление связующего вещества в реголит (например, цемента или полимера) для создания «лунобетона».

«Некоторые методы требуют огромного количества энергии, что требует тяжелых энергетических систем на Луне. Другие методы требуют много тонн связующего вещества, доставляемого с Земли за большие деньги. А другие - очень, очень медленные процессы. Мы хотели посмотреть, как эти различные факторы соотносятся друг с другом, если рассматривать их с экономической точки зрения.

«Мы перевели все в реальные затраты: стоимость транспортировки массы с Земли; стоимость энергии, доставляемой на Луну; потеря экономической ценности, если мы будем долго заниматься строительством. Сложив все это вместе, мы смогли увидеть, какие методы строительства обеспечивают наилучшую ценность для лунных операций».

Они обнаружили, что микроволновое спекание обеспечивает наилучшее сочетание низкой массы и высокой скорости по сравнению с другими методами. Это было особенно верно для строительства внутренней, высокотемпературной зоны лунной посадочной площадки (где происходит работа двигателя). Этот метод также наиболее благоприятен для строительства внешней, низкотемпературной зоны, если и когда транспортные расходы высоки.

Однако в случае, если транспортные расходы на доставку к лунной поверхности удастся удержать на уровне 110 долларов за кг, наиболее экономически эффективный метод переключается на инфузию полимера. Они также подготовили расчеты общей стоимости строительства базового лагеря «Артемида» (229 миллионов долларов) - наземной среды обитания, которую НАСА намерено построить вокруг бассейна Южный полюс - Эйткен. Они были основаны на оговорке, что транспортные расходы снизятся с нынешнего уровня в $1 млн за кг до $300 000 за кг.

Эти оценки снижаются до $130 млн, если транспортные расходы могут быть снижены до $100 000 за кг или до $47 млн, если они упадут ниже $10 000 за кг. В конечном итоге, Метцгер и Автри продемонстрировали, что лунная база может быть построена по доступной цене, и ее стоимость будет зависеть от того, в какой степени стоимость запуска продолжит снижаться в ближайшие годы. Эти выводы имеют особое значение, учитывая количество космических агентств, желающих построить аванпосты в бассейне Южный полюс - Эйткен в этом и следующем десятилетии.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220511205054

Ученые впервые вырастили растения на образцах грунта, доставленного с Луны

16 мая 2022

Ученые из университета Флориды впервые за всю историю науки провели эксперимент по выращиванию растений на образцах реголита, доставленного с Луны в ходе миссий Apollo 11, 12 и 17. Несмотря на то, что в распоряжении ученых имелось всего 12 граммов реголита, эксперимент был проведен.

Ученые использовали маленькие пластиковые пробирки, в которых обычно выращиваются культуры различных бактерий. В каждую из таких пробирок был помещен один грамм реголита, добавлен питательный состав и посажено семя растения под названием резуховидка Таля (Arabidopsis thaliana). Так же в качестве контрольной группы семена растения были высажены в почву, состав которой подражает составу марсианского грунта, в обычную почву и почву из неблагоприятных с экологической точки зрения регионов.

Почти все семена, посаженные в реголите, дали всходы. Но растения выросли совершенно непредсказуемо, некоторые из них росли медленнее, другие были меньше по размерам, но все они отличались от растений контрольной группы. Наибольший успех роста продемонстрировали растения, посаженные в реголит, который больше всего подвергался воздействию солнечного космического ветра. Такой результат стал полной неожиданностью, ведь образцы, взятые миссией Apollo 11, считались наименее подходящими для выращивания растений. Они были взяты с очень старой поверхности Моря Спокойствия, которая несколько миллиардов лет подвергалась воздействию космического ветра и радиации.

Сейчас ученые работают над составом добавок, способных превратить в благоприятный для растений грунт любой из типов реголита. Это, в свою очередь, откроет путь к возможности эффективного выращивания растений на Луне

источник - https://dailytechinfo.org/np/11524-uchenye-vpervye-vyrastili-rasteniya-na-obrazcah-grunta-dostavlennogo-s-luny.html

Есть вероятность, что однажды астронавты смогут пить воду из древних лунных вулканов

19 мая 2022

Исследование, проведенное в CU Boulder, предполагает, что вулканы могли оставить на лунной поверхности еще один неизгладимый след: пласты льда, которые усеивают лунные полюса и в некоторых местах могут достигать десятков или даже сотен метров в толщину.

Исследователи использовали компьютерные симуляции, или модели, чтобы попытаться воссоздать условия на Луне задолго до возникновения сложной жизни на Земле. Они обнаружили, что древние лунные вулканы извергали огромное количество водяного пара, который затем оседал на поверхности, образуя запасы льда, которые, возможно, до сих пор скрываются в лунных кратерах. Если бы в то время были живы люди, они, возможно, даже могли увидеть кусочек этого инея вблизи границы дня и ночи на поверхности Луны.

«На самом деле, льда на Луне могло быть так много, что, возможно, с Земли можно было бы заметить блеск инея и толстые полярные ледяные шапки». Группа подсчитала, что за этот период в виде льда могло сконденсироваться около 9 квадриллионов килограмм вулканической воды. Это больше, чем сейчас содержится в озере Мичиган. И исследование намекает на то, что большая часть лунной воды может присутствовать и сегодня.

Однако эти космические кубики льда не всегда будет легко найти. Большая часть этого льда, скорее всего, скопилась около полюсов Луны и может быть погребена под несколькими метрами лунной пыли, или реголита.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220518122702

Скоро дата-центры на Луне будут хранить данные со всего мира?

25 мая 2022

Американская компания Lonestar хочет построить на Луне центры обработки данных для резервного копирования мировых данных и их защиты от любых крупных инцидентов, которые могут произойти на Земле (ядерная война, стихийное бедствие и т.д.).

В прошлом месяце компания Lonestar объявила, что уже подписала контракты на запуск демонстрационных прототипов на борту луноходов компании Intuitive Machines, финансируемой НАСА. В конце 2022 года компания Intuitive Machines отправит Nova-C на Луну с первой в истории миссией. Затем Lonestar сможет провести программное тестирование, сохранив небольшой объем данных в аппаратуре лунного лендера.

Китай нацелился на постоянно затененные области на южном полюсе Луны

28 мая 2022

Исследователи из Главной лаборатории информационной науки электромагнитных волн Фуданьского университета опубликовали в журнале Journal of Deep Space Exploration статью о выборе места посадки в постоянно затененных регионах (ПЗР) на Луне. В ней говорится, что китайский аппарат «Чанъэ-7» попытается совершить высокоточную посадку в фиксированной точке в освещенном солнцем месте, например, на краю кратера вблизи южного полюса Луны.

Миссия «Чанъэ-7», запуск которой ожидается в 2024 или 2025 году, будет состоять из нескольких космических аппаратов, включая орбитальный аппарат, спутник-ретранслятор, наземный аппарат, ровер и «летающий мини-детектор». Поиск водяного льда в постоянно затененном регионе (ПЗР) является одной из основных целей миссии.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220528192620

11. Планы по Марсу

«Человечество ступит на Марс в течение этого десятилетия», — говорит президент SpaceX

9 мая 2022 г.

Президент и главный операционный директор SpaceX Гвинн Шотвелл уверена, что человечество ступит на Марс до 2029 года. «Мы должны отправить людей на поверхность Марса в течение этого десятилетия… Я думаю, что это произойдет в этом десятилетии, а до этого люди вновь высадятся на Луне», — сказала она.

На вопрос, верит ли она, что достаточного много людей захотят жить на Марсе, она ответила: «Да, конечно. Я думаю, что нам нужно доставить много грузов на поверхность Марса, и тогда люди начнут думать об этом ещё больше. Я думаю, в течение 5 или 6 лет мы увидим, что это станет тем местом, куда реально можно будет отправиться тем, кто этого захочет».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83618/

НАСА анонсирует свою первую пилотируемую миссию на Марс

20 мая 2022

НАСА опубликовало документ с подробным описанием 50 целей высокого уровня, которые должны быть достигнуты будущими исследовательскими миссиями в рамках подготовки к путешествию на Марс. Эти цели делятся на четыре основные категории: транспорт и среда обитания, лунная и марсианская инфраструктура, оперативные цели и научные цели. Теперь космическое агентство приглашает все заинтересованные стороны (промышленность, научные круги, международные сообщества) высказать свои замечания по этим целям, чтобы «обосновать свои планы по исследованию Луны и Марса на ближайшие 20 лет».

Космический корабль, который совершит круговое путешествие (путешествие продолжительностью около двух раз по девять месяцев), будет использовать гибридную ракетную ступень, сочетающую химическую и электрическую тягу. Всего планируется четыре космонавта; два останутся на орбите, а два других приземлятся на Марсе. Ожидается, что первые «марсиане» проведут на поверхности до 30 земных дней; если прибавить к этому 18 месяцев путешествия, то в итоге миссия должна продлиться менее двух лет.

источник - https://new-science.ru/nasa-priostanavlivaet-vyhody-v-otkrytyj-kosmos-iz-za-utechki-vody-v-skafandrah/

12. Планы по Венере

Индия планирует запустить автоматическую станцию к Венере в 2024 году

6 мая 2022 г.

Индийская организация космических исследований (ISRO) планирует запустить автоматическую исследовательскую станцию к Венере в 2024 году, когда положение Земли и Венеры будет наиболее благоприятным для такого полета. Об этом сообщил журналистам глава ISRO Шридхара Паникер Сомнатх.

Старт миссии запланирован на декабрь 2024 года, а выход станции на венерианскую орбиту - на следующий год. Окно для запуска довольно узкое - если не удастся запустить аппарат в 2024 году, то следующее удобное окно для запуска будет только через семь лет - в 2031 году.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83601/

13. Планы по Сатурну

Когда люди будут летать на Сатурн?

25 мая 2022

Чтобы понять, когда люди достигнут более отдаленных уголков Солнечной системы, авторам исследования понадобились две переменные - расстояние и время. Технологический прогресс труднее поддается количественной оценке, но авторы используют модель числа статей, опубликованных за данный год, в которых упоминаются исследования дальнего космоса, в качестве показателя уровня технологий, необходимого для выполнения этих миссий. Взаимосвязь, которую они обнаружили для этого измерения числа статей, является показательной, достигая в последнее время почти 2 000 статей в год.

Из этой модели начинают вырисовываться даты основных этапов. Человечество может достичь пояса астероидов в 2073 году, системы Юпитера - в 2103 году, а Сатурна - уже в 2132 году.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524204555

14. Китай

В Китае запущен грузовой корабль “Тяньчжоу-4”

9 мая 2022 г. с площадки СК № 201 космодрома Вэньчан осуществлён пуск РН “Чанчжэн-7” (Y5) с грузовым кораблём «Тяньчжоу-4», который вскоре состыкуется с орбитальной станцией КНР.

«Тяньчжоу-4» обеспечит всем необходимым космонавтов, которых в начале июня доставит на станцию корабль «Шэньчжоу-14». Его запуск планируется осуществить с космодрома Цзюцюань.

Стартовая масса «Тяньчжоу-4» составляет 13,5 тонны. Этот грузовой корабль может доставить на орбиту до 6,9 тонны груза - продовольствие, одежду и научно-исследовательское оборудование.

10 мая «Тяньчжоу-4» успешно пристыковался к космической станции Китая.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83621/

Китайская компания по производству спутниковых двигателей получает финансирование

17 мая 2022

Китайская компания по производству электрических двигателей для спутников получила финансирование в размере нескольких миллионов юаней в рамках раунда финансирования на фоне расширения планов по созданию китайских спутниковых созвездий.

Компания Kongtian Dongli («Аэрокосмические двигатели») была основана в марте 2022 года. Основной продукцией компании являются двигатели Холла и микроволновые электрические двигательные системы, причем испытание последних на орбите планируется провести до декабря этого года.

В Китае лишь немногие компании занимаются двигателями для малых спутников, но спрос на такие системы очевиден.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220516235853

КНР строит более эффективный космический корабль для орбитальной станции

19 мая 2022

Китайская академия космических технологий конструирует новый грузовой корабль «Тяньчжоу-6», который будет гораздо вместительней предыдущих моделей и рассчитан на более длительный период эксплуатации.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83690/

Исследователи начали культивировать семена, возвращённые на Землю на космическом корабле «Шэньчжоу-13»

25 мая 2022

Китайские исследователи начали эксперименты по разведению 12 тыс. семян, которые выращивали в космосе в течение шести месяцев. Ранее семена были отправлены в космос на космическом корабле «Шэньчжоу-13», передаёт Синьхуа.

Под космической селекцией понимается процесс воздействия на семена космического излучения и микрогравитации во время космического полета с целью мутации генов семян, а затем отправления их обратно на Землю для разведения новых сортов.

Испытания по космической селекции проводились в ходе всех полетов на этапе проверки ключевых технологий проекта по строительству китайской космической станции. Тысячи семян сельскохозяйственных культур и микроорганизмов из 88 учреждений были доставлены в космос и возвращены на Землю на космических кораблях «Шэньчжоу-12» и «Шэньчжоу-13».

Исследователи научно-технологической компании M-Grass, базирующейся в АР Внутренняя Монголия /Северный Китай/, начали эксперименты на шести сортах трав, находившихся на борту «Шэньчжоу-13». Это второй раз, когда компания проводит эксперименты по разведению семян сортов трав после их мутации в условиях космоса. Ранее она уже работала над семенами шести сортов трав, возвращенных на Землю с помощью лунного зонда «Чанъэ-5» в 2020 году.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83725/

1.    Земля

Рой спутников обнаруживает магнитные волны, которые охватывают внешнюю часть внешнего ядра Земли

24 мая 2022

Используя информацию со спутника ЕКА Swarm, ученые обнаружили совершенно новый тип магнитных волн, которые проходят через самую внешнюю часть внешнего ядра Земли каждые семь лет.

Понимание того, как и где генерируется наше магнитное поле, почему оно постоянно колеблется, как оно взаимодействует с солнечным ветром и, более того, почему оно в настоящее время ослабевает, представляет не только академический интерес, но и пользу для общества.

Большая часть поля генерируется океаном перегретого, вихрящегося жидкого железа, которое составляет внешнее ядро Земли в 3000 км под нашими ногами. Действуя подобно вращающемуся проводнику в велосипедной динамо-машине, он генерирует электрические токи и постоянно меняющееся электромагнитное поле.

Миссия ЕКА Swarm, состоящая из трех одинаковых спутников, измеряет магнитные сигналы, исходящие от ядра Земли, а также другие сигналы, исходящие от коры, океанов, ионосферы и магнитосферы.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524184333

2.    Луна

Часть воды на Луне могла быть получена с Земли

04 мая 2022

Несколько тысяч кубических километров воды (эквивалент большого озера) могли испариться миллионы лет назад и в конечном итоге оказаться под поверхностью Луны.

Магнитосфера Земли сплющена со стороны, обращенной к Солнцу, и вытянута в тень планеты в форме капли (магнитохвост). Луна проходит через этот магнитохвост пять раз в месяц. Исследователи из Университета Аляски в Фэрбенксе смоделировали, как ионы кислорода и водорода выходят из верхней атмосферы Земли и взаимодействуют с магнитосферой при прохождении Луны. Предыдущие наблюдения, проведенные орбитальными зондами, зафиксировали присутствие водообразующих ионов в этом регионе во время этих проходов.

Многие из этих ионов на своем пути попадают на Луну и застревают в лунной вечной мерзлоте. В результате столкновения с астероидами эта вода может оказаться еще глубже под поверхностью, где она может образовать жидкие залежи. Эта земная вода может занимать до 3 500 кубических километров вблизи полярных регионов Луны. Для сравнения, это столько же, сколько объем озера Гурон. Исследователи считают, что около 1% воды, которая испаряется из атмосферы Земли, может попасть на Луну в результате этого процесса. Однако эта предположительно земная вода составляет лишь небольшую часть всей лунной воды. Считается, что большая часть этого материала была получена от астероидов и комет.

3.    Меркурий

Солнечный ветер - основной источник атмосферного натрия на Меркурии

28 мая 2022

Ни один объект в Солнечной системе не испытывает на себе более мощного воздействия солнечного ветра, чем Меркурий. Магнитное поле планеты отклоняет солнечный поток электрически заряженных частиц на расстоянии всего 1 000 километров от поверхности Меркурия, в точке, называемой магнитопаузой.

Линии магнитного поля Солнца переносятся солнечным ветром и изгибаются при столкновении с линиями Меркурия. При благоприятных условиях эти изогнутые линии ломаются и встречаются с линиями Меркурия в результате явления, называемого магнитным пересоединением. Во время пересоединения частицы солнечного ветра могут проникать в магнитное поле Меркурия. Такие передачи частиц называются событиями переноса потока (FTEs), а всплеск FTEs в быстрой последовательности известен как FTE shower (FTE ливень).

Учёные исследуют влияние этих ливней на поверхность планеты, используя данные, собранные космическим аппаратом НАСА MESSENGER (Mercury Surface, Space Environment, Geochemistry, and Ranging), который вращался вокруг Меркурия в период с 2011 по 2015 год. Когда космический аппарат проходил через магнитопаузу Меркурия и приближался к поверхности, бортовой ионный масс-спектрометр FIPS (Fast Imaging Plasma Spectrometer) регистрировал местное содержание ионов натриевой группы, включая ионы натрия, магния, алюминия и кремния. Одновременно бортовой магнитометр измерял местную магнитную обстановку. В ходе орбитальной миссии MESSENGER этот сценарий повторялся 3 748 раз, и половина из них включала наблюдение ливня FTE.

Исследователи провели статистический анализ обилия ионов натриевой группы в атмосфере Меркурия. Они обнаружили, что во время подходов, совпадающих с ливнем FTE, обилие ионов натриевой группы в атмосфере примерно на 50% выше, чем в периоды без ливня FTE. Изучив несколько потенциальных механизмов такого увеличения, ученые пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной является распыление солнечного ветра.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220527205028

4.    Юпитер

Пройдет ли когда-нибудь большой шторм на Юпитере?

02 мая 2022

Люди наблюдают за Большим красным пятном уже не менее 200 лет, и недавно ученые заметили, что этот огромный циклон уменьшается. Около 100 лет назад Большое красное пятно было почти в три раза больше, чем сегодня.

На Земле циклоны часто формируются над глубокими теплыми океанами, а затем перемещаются на твердую сушу или более холодную воду. Когда ветры циклона трутся о твердую землю, ветры замедляются (а значит, замедляется и циклон).

Циклоны на Земле также подвергаются воздействию других погодных условий и ветров вокруг них, в результате чего циклон может «отслаиваться» в течение нескольких дней.

Но у Юпитера нет твердой, скалистой поверхности, как у Земли. И хотя воздух в облаках Юпитера ледяной, воздух в его внутренней части очень горячий. Этот горячий воздух дает бурям достаточно энергии, чтобы бушевать месяцами и даже годами.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220502142453

5.    Астероиды

Церера сформировалась в самой холодной области Солнечной системы

21 мая 2022

Церера сформировалась не в поясе астероидов. Она сформировалась дальше в Солнечной системе, а затем мигрировала в свое нынешнее положение. Это не первое исследование, которое пришло к такому выводу, но оно добавляет весомости этой идее.

Терминология и описания крупнейших объектов в поясе астероидов могут запутать, но Церера стоит особняком от трех других. Она - единственное тело в поясе, которое достаточно массивное, чтобы сохранять сфероидальную форму. Она также имеет переходную атмосферу, называемую экзосферой. Солнечный свет превращает водяной лед и аммиачный лед в пар, но гравитация карликовой планеты слишком слаба, чтобы удержать его. Это важный ключ к разгадке происхождения Цереры, поскольку астероиды обычно не выделяют пар.

Кометы содержат летучие льды, такие как аммиак, которые выделяются при нагревании Солнцем. Именно это создает хвост и кому кометы. Присутствие аммиачного льда является убедительным доказательством того, что Церера могла сформироваться в самой холодной области Солнечной системы, при достаточно низких температурах.

В прошлом за орбитой Сатурна существовало не менее 3 600 подобных Церере объектов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220519204727

6.    Кометы

Звездопад Майские Аквариды

04 мая 2022

С 19 апреля по 28 мая 2022 года действует метеорный поток эта-Аквариды (Майские Аквариды). Пик активности — с 4 на 5 мая - до 40 метеоров в час. Широкий максимум потока (иногда с присутствием подмаксимумов) происходит в начале мая: с 3 по 10 мая, когда можно наблюдать 30 и более метеоров в час (по наблюдениям 1984–2001 гг., проанализированных Тимом Купером и подтвержденных более поздними визуальными и радионаблюдениями).

Его источником является пылевой след, оставшийся от кометы Галлея. Пылевые частицы и более крупные включения кометного хвоста входят в атмосферу нашей планеты на высотах 100–120 км (со скоростью около 67 км/с) и красиво сгорают, оставляя яркие светящиеся следы.

источник - https://www.roscosmos.ru/34998/

7.    Солнце

На Солнце вспыхивает мощная вспышка

02 мая 2022

На Солнце произошла мощная солнечная вспышка, пик которой пришелся на 13:47 по Гринвичу. Обсерватория солнечной динамики НАСА, которая постоянно наблюдает за Солнцем, запечатлела это событие.

Эта вспышка классифицируется как вспышка X-класса. X-класс обозначает самые интенсивные вспышки, а номер дает больше информации о ее силе.

НАСА постоянно наблюдает за Солнцем и нашей космической средой с помощью космических аппаратов, которые изучают все - от солнечной активности до солнечной атмосферы, частиц и магнитных полей в окружающем Землю пространстве.

Обсерватория солнечной динамики - это первая миссия, запущенная в рамках программы НАСА «Жизнь со звездой» (LWS), программы, направленной на понимание причин солнечной изменчивости и ее воздействия на Землю. SDO призвана помочь нам понять влияние Солнца на Землю и околоземное пространство путем изучения солнечной атмосферы в малых масштабах пространства и времени и одновременно во многих диапазонах длин волн.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220502214250

Новые расчеты солнечного спектра разрешают десятилетние споры о химическом составе Солнца

24 мая 2022

Десятилетний кризис солнечного изобилия - это конфликт между внутренней структурой Солнца, определенной по солнечным колебаниям (гелиосейсмология), и структурой, вытекающей из фундаментальной теории звездной эволюции, которая, в свою очередь, опирается на измерения химического состава современного Солнца. Новые расчеты физики солнечной атмосферы дают обновленные результаты для обилия различных химических элементов, которые разрешают конфликт. Примечательно, что Солнце содержит больше кислорода, кремния и неона, чем считалось ранее. Используемые методы также обещают значительно более точные оценки химического состава звезд в целом.

Современная стандартная модель солнечной эволюции калибруется с помощью известного набора измерений химического состава солнечной атмосферы, опубликованного в 2009 году. Но в ряде важных деталей реконструкция внутренней структуры нашей звезды, основанная на этой стандартной модели, противоречит другому набору измерений: гелиосейсмическим данным, то есть измерениям, которые очень точно отслеживают минутные колебания Солнца в целом - то, как Солнце ритмично расширяется и сжимается в характерных паттернах на временных масштабах от секунд до часов.

Ранние исследования того, как создаются спектры звезд, опирались на так называемое локальное тепловое равновесие. Но уже в 1950-х годах астрономы поняли, что эта картина слишком упрощена. С тех пор все больше и больше исследований включали в себя так называемые Non-LTE расчеты, отбрасывая предположение о локальном равновесии. Расчеты Non-LTE включают подробное описание того, как происходит обмен энергией в системе - атомы возбуждаются фотонами или сталкиваются, фотоны испускаются, поглощаются или рассеиваются. В звездных атмосферах, где плотность слишком мала, чтобы позволить системе достичь теплового равновесия, такое внимание к деталям оправдывает себя. Там Non-LTE расчеты дают результаты, которые заметно отличаются от их локально-равновесных аналогов.

В этом исследовании они отследили все химические элементы, которые имеют отношение к текущим моделям того, как звезды эволюционировали с течением времени, и применили несколько независимых методов для описания взаимодействия между атомами Солнца и его радиационным полем, чтобы убедиться в согласованности результатов. Для описания конвективных областей нашего Солнца они использовали существующие симуляции, которые учитывают как движение плазмы, так и физику излучения («STAGGER» и «CO5BOLD»).

Новые расчеты показали, что связь между обилием этих важнейших химических элементов и силой соответствующих спектральных линий значительно отличается от того, что утверждали предыдущие авторы.

«Мы обнаружили, что, согласно нашему анализу, Солнце содержит на 26% больше элементов тяжелее гелия, чем предполагали предыдущие исследования», - объясняет Магг. В астрономии такие элементы тяжелее гелия называются «металлами». Только порядка тысячной доли процента всех атомных ядер на Солнце являются металлами; именно это небольшое число изменилось на 26% от прежнего значения». Магг добавляет: «Значение для обилия кислорода оказалось почти на 15% выше, чем в предыдущих исследованиях».

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524180440

Исследователи выявили полушарную асимметрию долгосрочной активности солнечных пятен

24 мая 2022

Кандидат наук Чжан Сяоцзюань и профессор Дэн Линьхуа из Юньнаньской обсерватории Китайской академии наук исследовали временную вариацию полушарного распределения долгосрочной активности солнечных пятен в период с 1939 по 2019 год.

Согласно последним теориям динамо, солнечная активность не одинакова в двух полушариях, т.е. всегда существует полушарная асимметрия. Полусферная асимметрия - это не артефакт неточных или зашумленных наблюдений, а реальная особенность солнечного цикла.

Изучение временной эволюции солнечных циклов в двух разных полушариях может дать важную информацию о динамо-процессе, лежащем в основе этой эволюции.

В данной работе исследователи изучили временное и пространственное поведение полушарной асимметрии относительного числа солнечных пятен, охватывающее восемь солнечных циклов (с марта 1939 года по ноябрь 2019 года).

Согласно анализу кросс-корреляции, исследователи обнаружили, что относительные числа солнечных пятен высоко коррелируют с международными числами солнечных пятен.

Кроме того, при временном анализе наблюдается усиление мощности в диапазонах периодов квазидвухлетних колебаний, около девяти лет, между 30 и 50 годами. Результаты анализа показывают возможный механизм, ответственный за генерацию и вариации полусферической связи на Солнце.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220524204512

8.    Звездная и галактическая астрономия

Телескоп надел «солнечные очки», чтобы найти самый яркий в истории пульсар

03 мая 2022

Международная исследовательская группа, включая ученых австралийского национального научного агентства CSIRO, используя новую технику наблюдения, обнаружила самый яркий из известных внегалактических пульсаров, который может оказаться самым ярким из когда-либо найденных.

Исследовательская группа использовала радиотелескоп ASKAP, принадлежащий и управляемый CSIRO, для применения нового метода поиска пульсаров. Используя астрономическую версию «солнечных очков» для улавливания поляризованного света, они обнаружили невиданный ранее пульсар, который в 10 раз ярче любого другого, обнаруженного за пределами нашей галактики.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220503000232

Астрономы обнаружили новый тип звезд, поверхность которых состоит из продуктов горения гелия

3 мая 2022

Группа ученых-астрономов из Германии обнаружила весьма странные звезды, относящиеся к новому, неизвестному ранее типу. Образцы спектров света этих звезд были получены при помощи телескопа Large Binocular Telescope (США) и Large Sky Area Multi-Object Fiber Spectroscopic Telescope (LAMOST, Китай_. А весь набор собранных данных позволил ученым вычислить температуру на поверхности и внутри этих звезд, силу их гравитации и ориентировочный химический состав.

Практически все «нормальные» звезды имеют поверхность, состоящую из водорода и гелия. Однако, поверхность звезд нового типа имеет весьма экзотический состав, она состоит преимущественно из углерода и кислорода, которые, как известно, являются продуктами термоядерного «горения» гелия. Ситуация с этими звездами становится еще загадочней с учетом того, что данные о температурах и диаметре указывают на то, что в недрах звезд все еще продолжает идти интенсивный процесс горения гелия.

Обычно звезды, имеющие такой химический состав, быстро выжигают все запасы гелия и превращаются в белые карлики» - пишут исследователи, - «Открытие же звезд нового типа представляет собой большую проблему с точки зрения всех существующих теорий касательно эволюции звездного «населения» нашей Вселенной.

У ученых уже имеется теория по поводу природы происхождения звезд нового типа. Согласно этой теории, это может произойти при очень редком совпадении ряда условий во время редкого, самого по себе, случая столкновения и слияния двух белых карликовых звезд.

Представьте себе систему с двумя белыми карликовыми звездами, одна из них состоит из кислорода и углерода, так как она уже сожгла все запасы гелия, а вторая еще содержит запасы гелия и активно сжигает его в своем ядре. При некоторой комбинации масс, скоростей и траекторий движений этих двух звезд происходит столкновение, углерод-кислородная звезда разрушается, а ее материя обволакивает звезду, богатую гелием, становясь ее верхним слоем.

источник - https://dailytechinfo.org/space/11508-astronomy-obnaruzhili-novyy-tip-zvezd-poverhnost-kotoryh-sostoit-iz-produktov-goreniya-geliya.html

Впервые исследователи наблюдали рентгеновский взрыв на белом карлике

12 мая 2022

Рентгеновский телескоп eROSITA 7 июля 2020 года зафиксировал сильное рентгеновское излучение в той области неба, которая за четыре часа до этого была совершенно незаметна. Когда рентгеновский телескоп обследовал то же место на небе четыре часа спустя, излучение исчезло. Из этого следует, что рентгеновская вспышка, которая ранее полностью пересветила центр детектора, должна была длиться менее восьми часов.

Подобные рентгеновские взрывы были предсказаны теоретическими исследованиями более 30 лет назад, но до сих пор никогда не наблюдались непосредственно.

Физическое происхождение рентгеновского излучения, исходящего из атмосфер белых карликов, относительно хорошо изучено, и мы можем моделировать их спектры из первых принципов и в мельчайших деталях. Сравнение моделей с наблюдениями позволяет нам узнать основные свойства этих объектов, такие как масса, размер или химический состав.

Однако в данном конкретном случае проблема заключалась в том, что после 30 лет отсутствия фотонов у нас их вдруг стало слишком много, что исказило спектральный отклик eROSITA, который был разработан для обнаружения миллионов очень слабых объектов, а не одного, но очень яркого.

Согласно полученным результатам, масса белого карлика примерно равна массе нашего Солнца и поэтому относительно велика. В результате взрыва образовался огненный шар с температурой около 327 000 Кельвинов, что делает его примерно в 60 раз горячее Солнца. «Эти параметры были получены путем объединения моделей рентгеновского излучения с моделями излучения, испускаемого очень горячими белыми карликами. Поскольку топливо у этих новых звезд заканчивается довольно быстро, они быстро остывают, и рентгеновское излучение становится слабее, пока в конце концов не превращается в видимый свет, который достиг Земли через полдня после обнаружения eROSITA и был замечен оптическими телескопами.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220511230517

Пылевые бури в космосе

25 мая 2022

Ярчайшие рентгеновские источники в нашей Галактике (если не брать в расчет центральную дремлющую сверхмассивную черную дыру Sgr A*) — это рентгеновские двойные. Так называют звездные системы, в которых вещество с обычной звезды перетекает на компактный объект — черную дыру или нейтронную звезду.

Исторически в астрофизике прижилось разделение таких систем на два подкласса: массивные и маломассивные двойные. В системах первого типа (HMXB, high-mass X-ray binaries) звездой-донором выступают молодые, горячие звезды — гиганты или сверхгиганты O-B-A классов. В маломассивных двойных (LMXB, low-mass X-ray binaries) аккрецию питают гораздо более старые и легкие звезды поздних классов. Например, в системах с очень быстро вращающимися нейтронными звездами находят белые карлики с массой около одного процента от солнечной, т.е. всего в десять раз тяжелее Юпитера.

Однако уже в конце 1970-х годов выяснилось, что донорами в системах с нейтронными звездами могут быть и красные гиганты. Эти большие и достаточно рыхлые звезды теряют большyю часть своей массы в виде плотного, медленного звездного ветра, который и перехватывается нейтронной звездой.

Такие системы, названные симбиотическими рентгеновскими двойными, оказались достаточно редкими и достаточно сложными для изучения. Несмотря на то, что расчеты, проведенные в ГАИШ МГУ, показывают, что в Галактике должно быть около 300 таких объектов, к настоящему дню удалось обнаружить всего около дюжины подобных систем, включая еще не подтвержденные.

В апреле 2021 года телескоп ART-XC имени М.Н. Павлинского космической обсерватории «Спектр-РГ» нашел новый достаточно яркий рентгеновский транзиент, расположенный неподалеку от Галактического балджа (центральной области). Благодаря данным второго телескопа eROSITA на борту «Спектра-РГ» удалось улучшить локализацию нового источника, что позволило предположить, что его оптическим компаньоном является яркая красная звезда, отлично видимая в инфракрасном диапазоне. Однако это предположение еще предстояло проверить.

Эта проверка стала возможна благодаря уникальным данным коллаборации Palomar Gattini-IR, которая проводит регулярный мониторинг неба используя широкопольный телескоп малой апертуры, работающий в ближнем ИК-диапазоне. Из полученных данных следовало, что предложенная красная звезда демонстрирует значительную переменность, нерегулярно изменяя свой блеск в несколько раз в течение нескольких месяцев. Оптическая спектрометрия, полученная на 60-дюймовом телескопе Паломарской обсерватории, указала на наличие в спектре эмиссионной линии водорода H?, а также особенностей, характерных для красных гигантов.

источник - https://www.roscosmos.ru/36691/

Звезды тяжелее, чем мы думали раньше

26 мая 2022

Группа астрофизиков Копенгагенского университета пришла к важным результатам относительно популяций звезд за пределами Млечного Пути. Ранее считалось, что состав звезд в других галактиках Вселенной похож на состав сотен миллиардов звезд в нашей собственной - смесь массивных, средней массы и звезд малой массы. Но с помощью наблюдений за 140 000 галактик по всей Вселенной и широкого спектра усовершенствованных моделей команда проверила, применимо ли такое же распределение звезд, как в Млечном Пути, в других местах. Ответ - нет. Звезды в далеких галактиках, как правило, более массивные, чем в нашей «местной окрестности».

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220525195002

Гигантское звездное скопление среди тьмы

26 мая 2022

В Млечном Пути выделяется очень молодое скопление Westerlund 1 (Wd 1). Его возраст менее десяти миллионов лет - для сравнения, возраст Солнца составляет пять миллиардов лет - оно считается самым массивным скоплением в нашей галактике.

Westerlund 1 включает в себя все виды массивных звезд. Они варьируются от гигантов и сверхгигантов O-типа до красных сверхгигантов, нескольких чрезвычайно светящихся гипергигантов B-типа, нескольких желтых гипергигантов и других. Однако точное определение масс и возраста звезд зависит от нескольких параметров: одним из главных неизвестных до сих пор было их расстояние, а также эффект затухания света из-за пыли в этих регионах.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220525210259

Обнаружена новая сверхмалая карликовая галактика

27 мая 2022

Астрономы из Университета Аризоны (УА) и других стран сообщили об открытии новой сверхтусклой карликовой галактики. Найденная галактика, получившая название Тукан B, является первым тусклым и изолированным объектом такого типа, обнаруженным на крайней окраине Местной группы.

Тукан B расположена примерно в 6 градусах от карликового сфероида Тукана и удалена на 1,6 миллиона световых лет вдоль линии визирования. Расстояние до Тукан B от Земли, согласно расчетам, составляет примерно 4,5 миллиона световых лет. Полусветовой радиус Тукан B составляет около 260 световых лет, состоит только из старого звездного населения, бедного металлами.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220527133636

Необычная нейтронная звезда обнаружена на «звездном кладбище»

30 мая 2022

Международная группа под руководством ученого Сиднейского университета обнаружила необычную нейтронную звезду, излучающую радиосигналы, которая вращается крайне медленно, совершая один оборот каждые 76 секунд.

Уникальность звезды заключается в том, что она находится на «кладбище нейтронных звезд», где пульсации не ожидаются. Открытие было сделано командой MeerTRAP с помощью радиотелескопа MeerKAT в Южной Африке.

Изначально звезда была обнаружена по одному импульсу. Затем удалось подтвердить наличие нескольких импульсов, используя одновременные последовательные восьмисекундные снимки неба, чтобы подтвердить ее положение.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220530155418

Искусственный интеллект помогает при идентификации астрономических объектов

30 мая 2022

Классификация небесных объектов представляет собой давнюю астрономическую проблему. Источники разного типа, находящиеся на немыслимо огромных расстояниях, легко перепутать между собой, например, звезду с галактикой, или квазар со сверхновой.

Одно из современных решения этой проблемы было недавно предложено исследователями во главе с Педро Куньей из Института астрофизики и космических исследований, Португалия, которые попытались решить классическую проблему, создав оригинальный алгоритм машинного обучения под названием SHEEP, способный определять природу астрономических источников.

Алгоритм SHEEP представляет собой программу для обработки данных на основе принципов искусственного интеллекта, которая производит оценку фотометрических красных смещений и использует эту информацию для последующей классификации источников, таких как галактика, квазар или звезда. «Эту фотометрическую информацию легко получить, и поэтому она очень важна при первичном анализе природы наблюдаемых объектов», - сказал Кунья.

«Новизна нашего исследования состоит в том, что перед проведением классификации алгоритм сначала производит оценку фотометрических красных смещений, которые затем добавляет в набор данных как дополнительный вспомогательный параметр для тренировки классификационной модели».

Команда нашла, что добавление этого красного смещения и координат объектов позволяют искусственному интеллекту «понимать» эти объекты в сетке трехмерной карты Вселенной, и они использовали эти величины совместно с цветовой информацией, чтобы производить более точные оценки свойств источников. Например, искусственный интеллект выяснил, что вероятность обнаружить звезды ближе к плоскости Млечного пути выше, чем в направлении полюсов Галактики. Согласно авторам, когда искусственный интеллект начал работать с трехмерной картой Вселенной, точность определения природы источников значительно возросла.

Эта работа стала важной частью современных попыток разработать средства обработки огромного количества данных, производимых современными действующими обзорами неба, такими как Слоуновский цифровой обзор неба, а также планируемыми проектами, такими как Обсерватория имени Веры Рубин, Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI), спутник Euclid («Евклид») и космическая обсерватория James Webb («Джеймс Уэбб») НАСА/ЕКА.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220530142550

Подтверждение теории потускнения Бетельгейзе в 2019 году

31 мая 2022

В 2019 году яркость Бетельгейзе, красной сверхгигантской звезды, уменьшилась, и это событие некоторые представители космического сообщества окрестили Великим потускнением. Оно продолжалось до начала 2020 года.

Исследователи получили данные со спутника за 2017-2021 годы и проанализировали их на предмет снимков Бетельгейзе. Проанализировав имеющиеся сведения было установлено снижения температуры звезды примерно на 140 градусов Цельсия. Учёные также обнаружили признаки того, что пыль заслоняет обзор, таким образом, их анализ подтверждает то, что причинами потускнения могут быть помехи, связанные с облаками пыти, окутавшими спутник в момент съёмки.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220531142952

9.    Экзопланеты

Европейские астрономы открыли четыре новых коричневых карлика

11 мая 2022

Астрономы из Астрономической обсерватории Падовы (Италия) и других стран провели наблюдения 25 звезд в рамках экспериментального исследования COPAINS. В результате они обнаружили четыре новых коричневых карлика, получивших обозначения HIP 21152 B, HIP 29724 B, HD 60584 B и HIP 63734 B. Они имеют массы на уровне 0,032, 0,063, 0,028 и 0,012 масс Солнца соответственно и удалены от своих звезд на 18,3, 6,3, 16,6 и 30 а.е. соответственно.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220511221219

Как мы обнаружим экзопланеты с океанами

28 мая 2022

Океаны нашей планеты генерируют характерные световые сигнатуры, когда солнечный свет отражается от них. То же самое могут делать и экзопланеты со значительным океаническим покрытием.

В ходе численного моделирования экзопланет исследователи установили три параметра: общий поток (F), поляризованный поток (Q) и степень поляризации (Ps). «Океаны состоят из отражающих поверхностей Френеля с волнами, гонимыми ветром, пеной и волновыми тенями над естественной голубой морской водой», - объясняют учёные. Отражение Френеля - это когда отраженный свет находится в той же плоскости, что и падающий. Второе наименование этого явления - параллельная поляризация, названная в честь Огюстена-Жана Френеля. Он изобрел линзу, используемую в маяках, которая фокусирует свет в более узкий луч.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220527164438

10. Черные дыры

В паре сливающихся сверхмассивных черных дыр найден новый метод измерения пустоты

10 мая 2022

Три года назад первое в истории изображение черной дыры ошеломило весь мир. Это изображение черной дыры в центре галактики M87 появилось благодаря телескопу Event Horizon - глобальной сети синхронизированных радиотарелок, действующих как один гигантский телескоп.

Теперь пара исследователей из Колумбийского университета придумала потенциально более простой способ заглянуть в бездну. Их техника визуализации может позволить астрономам изучать черные дыры меньшего размера, чем M87 - монстра с массой 6,5 миллиардов Солнц находящегося на расстоянии 55 миллионов световых лет от нашего Млечного Пути.

У метода два требования. Во-первых, нужна пара сверхмассивных черных дыр, находящихся в стадии слияния. Во-вторых, нужно смотреть на пару почти под боковым углом. С этой боковой точки обзора, когда одна черная дыра проходит перед другой, вы должны увидеть яркую вспышку света, поскольку светящееся кольцо дальней черной дыры увеличивается ближайшей к вам черной дырой - явление, известное как гравитационное линзирование.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220510162712

Астрономы открыли первое изображение черной дыры в сердце нашей галактики

12 мая 2022

На одновременных пресс-конференциях по всему миру, в том числе на пресс-конференции, организованной Национальным научным фондом в Вашингтоне, астрономы представили первое изображение сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики Млечный Путь. Изображение было получено исследовательской группой под названием Event Horizon Telescope (EHT) Collaboration с использованием наблюдений всемирной сети радиотелескопов.

Ранее ученые уже видели звезды, вращающиеся вокруг чего-то невидимого, компактного и массивного в центре Млечного Пути. Это наводило на мысль, что этот объект, известный как Стрелец А* (Sgr A*), является черной дырой, и сегодняшнее изображение дает первое прямое визуальное доказательство этого.

Мы не можем увидеть саму черную дыру, поскольку она абсолютно темная, но светящийся газ вокруг нее дает о себе знать: темная центральная область (так называемая «тень») окружена яркой структурой, похожей на кольцо. Новый снимок фиксирует свет, искривленный мощной гравитацией черной дыры, которая в четыре миллиона раз массивнее нашего Солнца.

Поскольку черная дыра находится на расстоянии около 27 000 световых лет от Земли, на небе она примерно такого же размера, как пончик на Луне. Чтобы получить ее изображение, команда создала мощную систему EHT, которая объединила восемь существующих радиообсерваторий по всей планете в единый виртуальный телескоп «размером с Землю».

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220512181109

Вы можете услышать черную дыру, благодаря озвучиванию, выполненному специалистами НАСА

12 мая 2022

Специалисты НАСА, используя данные от рентгеновской обсерватории Чандра, провели процедуру озвучивания, перевода в слышимый диапазон процессов, происходящих возле двух черных дыр.

Первая из «озвученных» черных дыр располагается в центре галактики M87 и она является первой в истории черной дырой, чей снимок был сделан при помощи телескопа Event Horizon Telescope. Вторая черная дыра находится в центре скопления галактик Персея и она замечательная тем, что она генерирует волны давления в окружающих газовых облаках, которые могут быть интерпретированы в виде звука, очень низкого звука, на 57 октав ниже среднего Си.

Для того, чтобы перевести звук черной дыры скопления Персея в слышимый диапазон, ученые повысили его частоту в 144 - 288 квадрильонов раз. Для этого были использованы данные о рентгеновском излучении вокруг черной дыры, которая вращается и создает волны вокруг себя. Использованные данные были изначально собранные рентгеновской обсерваторией Чандра в рамках исследования скопления Персея и изучения взаимодействий его объектов с центральной черной дырой.

источник - https://dailytechinfo.org/space/11522-vy-mozhete-uslyshat-chernuyu-dyru-blagodarya-ozvuchivaniyu-vypolnennomu-specialistami-nasa.html

Сверхмассивные черные дыры в ранней Вселенной сами ограничивали свой аппетит

19 мая 2022

По результатам анализа спектров 30 квазаров на красных смещениях от 5,8 до 6,6 авторы предполагают, что в ту эпоху многие сверхмассивные черные дыры в центрах галактик порождали крайне сильные потоки вещества, которые тормозили их собственный рост. Эти выводы, если они подтвердятся, потребуют модификации моделей эволюции галактик в молодой Вселенной.

В течение последних десятилетий астрономы доказали, что уже во второй половине первого миллиарда лет после Большого взрыва Вселенная была заполнена быстро формирующимися галактиками, в ядрах которых находились сверхмассивные черные дыры. Их окружали исполинские аккреционные диски, которые генерировали мощное электромагнитное излучение в широком диапазоне частот, превращающее эти дыры в очень яркие квазары.

В настоящее время самым старым представителем семейства первых квазаров считается J0313-1806 с полной (болометрической) светимостью 1,4*1047 эрг/сек. Его излучение доходит до Земли с красным смещением z = 7,642, что соответствует возрасту порядка 670 миллионов лет после Большого взрыва (иначе говоря, приблизительно за 13 миллиардов 130 миллионов лет до нашего времени). Масса его черной дыры оценивается в (1,6±0,4)*109 солнечных масс, а ежегодный темп звездообразования в окружающей галактике составляет приблизительно 200–250 солнечных масс. Первооткрыватели квазара пришли к выводу, что эта галактика к тому времени успела накопить пылевые частицы общей массой в 70 миллионов масс.

Авторы собрали детальные данные о спектрах тридцати таких квазаров с красными смещениями от 5,8 до 6,6 (12,7–12,9 млрд св. лет). Они накопили много данных о спектрах квазаров, которые существовали уже по окончании процесса реионизации. Они показывают, что доля квазаров с ветрами сравнимой силы, чье наблюдаемое излучение демонстрирует красные смещения в диапазоне от двух до четырех, составляет всего лишь от 10 до 17%. Таким образом, самые древние квазары куда чаще бомбардировали межзвездную среду потоками сильно нагретого вещества, нежели квазары из позднейших эпох. Согласно оценке авторов статьи, квазары ранней Вселенной в среднем инжектировали в окружающее пространство как минимум в двадцать раз больше энергии, нежели квазары «всего лишь» с двойным или тройным красным смещением.

источник - https://elementy.ru/novosti_nauki/433968/Sverkhmassivnye_chernye_dyry_v_ranney_Vselennoy_sami_ogranichivali_svoy_appetit

Три десятилетия наблюдений при помощи космического телескопа дали точное значение постоянной Хаббла

20 мая 2022

Космический телескоп «Хаббл» позволил откалибровать «линейку космических расстояний», используемую астрономами, с использованием почти 40 сверхновых, «верстовых столбов» в пространстве и времени, чтобы помочь ученым точно измерить скорость расширения Вселенной.

В 2005 г. и 2009 г. была проведена новейшая кампания по измерению значения постоянной «Хаббла» под названием «Generation 2», в рамках которой была снижена погрешность предыдущего определения. В результате было получено значение постоянной Хаббла, равное 73 плюс минус 1 километр в секунду на мегапарсек. Это исследование было проведено коллаборацией под названием SHOES. Сотрудники этой коллаборации во главе с нобелевским лауреатом Адамом Риссом из Институт исследований космоса провели самый обширный обзор космических «верстовых столбов» для уточнения постоянной Хаббла. В результате этой работы ученым удалось почти удвоить число известных космических «верстовых столбов». Команда также проанализировала все предыдущие данные, при этом на настоящий момент весь имеющийся набор данных целиком включает более чем 1000 орбит «Хаббла». Полученные результаты подтверждают приведенное выше значение постоянной Хаббла.

В то же время при измерениях реликтового излучения Вселенной, представляющего собой послесвечение, оставшееся с эпохи Большого взрыва, астрономы неизменно получают значение в 67,5 плюс минус 0,5 километра в секунду на мегапарсек. Учитывая большой объем набора космических объектов, используемого в исследованиях, проводимых при помощи «Хаббла», вероятность того, что астрономы ошибаются из-за неудачной выборки, составляет один шанс на миллион.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220520142645