ЗА МАЙ 2023 ГОДА

1.    Новый рекорд

Побит рекорд по числу людей, находящихся на околоземных орбитах

30 мая 2023 года на китайскую космическую станцию «Тяньгун» отправился пилотируемый корабль «Шэньчжоу-16». На его борту — экипаж из трех человек, среди которых — первый гражданский тайконавт Гуй Хайчао. До этого все китайцы, летавшие в космос, были военными.

На китайской станции уже работают Фэй Цзюньлун, Дэн Цинмин и Чжан Лу.

В то же время, но на МКС, находятся еще 11 человек: экипажи российского корабля «Союз МС-23», американского Crew Dragon и частной миссии компании Axiom Space.

Таким образом, общее число человек на орбитах Земли достигло 17. Предыдущий рекорд — 14 (2021 год).

источник - https://naked-science.ru/community/851917

2.    Административные вопросы

Корпорацию «ВНИИЭМ» возглавил Ильдар Халилюлин

02 мая 2023

Новым гендиректором Научно-производственной корпорации «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна» (Корпорация «ВНИИЭМ», входит в Роскосмос) назначен Ильдар Ринатович Халилюлин, ранее занимавший на предприятии должность главного конструктора космических систем и комплексов.

Ильдар Халилюлин окончил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана по специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки». Работает во ВНИИЭМ с 2006 года, начав свой труд в организации еще молодым специалистом. За это время он прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора космических систем и комплексов и, наконец, генерального директора Корпорации.

При участии Ильдара Халилюлина во ВНИИЭМ наращивались компетенции по разработке и производству космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. С его помощью были созданы космические аппараты «Метеор-М» №1 и №2, разработан космический аппарат «Метеор-МП» и др.

источник - https://www.roscosmos.ru/39200/

Владимир Путин подписал Указ «Об учреждении ордена Гагарина»

27 мая 2023

Президент России подписал Указ «Об учреждении ордена Гагарина». Им награждаются граждане Российской Федерации за успешные пилотируемые полеты, их подготовку и организацию, за выдающиеся заслуги в осуществлении космической деятельности, исследованиях и разработке новой ракетно-космической техники, а также в сфере подготовки кадров. Орденом Гагарина могут награждаться и иностранные граждане, а также целые коллективы организаций, в независимости от формы собственности.

Знак ордена Гагарина представляет собой пятилучевую звезду в обрамлении серебряных штралов. В поле звезды — портрет Юрия Алексеевича Гагарина в гермошлеме. От нижнего правого луча к верхнему лучу расположено символического изображение взлетающей ракеты, за которой тянется длинный след.

В сети уже высказана резкая критика, что с изображения гермошлема Гагарина на ордене убрана надпись «СССР»

источник - http://www.roscosmos.ru/39300/

3.    Планы по Луне

Запуск станции «Луна-25» перенесен на август 2023 г.

30 мая 2023

Роскосмос сообщил, что «признано целесообразным запустить станцию «Луну-25? в августе 2023 года». Причина в необходимости проведения «дополнительные мероприятия, которые обеспечат устойчивую работу наземных средств управления на этапах проведения коррекций и посадки на поверхность».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200531/

4.    Планы по Венере

О работах по созданию автоматических станций для исследования Венеры

15 мая 2023

НПО им. Лавочкина завершило разработку технического предложения на создание космического комплекса «Венера-Д» для исследования Венеры. По его результатам разрабатываются графики работ по выполнению эскизного проекта, согласованию технических заданий и контрактации организаций-соисполнителей, а также формируется Совет главных конструкторов. Разработку эскизного проекта планируется начать в январе 2024 года. Отказ США от сотрудничества никак не повлиял на задачи миссии «Венера-Д».

Роскосмос и РАН прорабатывают возможность возврата на Землю образцов грунта, атмосферы и аэрозолей Венеры — миссия «Венера-В». Ее концепция предполагает последовательный запуск абсолютно новых поисково-возвратного и десантного космических аппаратов.

источник - https://www.roscosmos.ru/39231/

5.    Новости МКС

Орбиту МКС подняли на 1,95 км

02 мая 2023

Двигатели корабля "Прогресс МС-22" проработали 716,8 секунды, выдав импульс величиной 1,12 м/с. В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 1,95 км и составила 417,12 км.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85919/

Космонавтам на МКС привезут новую партию скафандров для выходов в открытый космос

03 мая 2023

НПП «Звезда» имени академика Г.И. Северина по заказу РКК «Энергия» изготавливает новую партию скафандров «Орлан» для выходов в открытый космос с российского сегмента МКС. Один скафандр планируется произвести в 2024 году, еще два — в 2025 году. Они будут сделаны с применением отечественных материалов.

Для продолжения эксплуатации двух скафандров «Орлан-МКС» созданы и доставляются на станцию запасные части.

источник - https://www.roscosmos.ru/39208/

Космонавты на МКС оснастили шлюзовой камерой модуль «Наука»

04 мая 2023 космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин во время выхода в открытый космос длительностью 7 часов 11 минут подготовили шлюзовую камеру к переносу: расстыковали кабели связи с малым исследовательским модулем «Рассвет», сняли чехол экранно-вакуумной теплоизоляции со стыковочного агрегата шлюзовой камеры, демонтировали защитную крышку с пассивного устройства фиксации УФП-4 и кожух с его мишени на шлюзовой камере и раскрыли замки крепления к модулю «Рассвет».

Затем они понаблюдали за переносом шлюзовой камеры с помощью европейского дистанционного манипулятора ERA, которым управлял космонавт Роскосмоса Андрей Федяев, и обеспечили ее пристыковку к многоцелевому лабораторному модулю «Наука».

После этого Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин подключили кабели между шлюзовой камерой и модулем «Наука».

источник - https://www.roscosmos.ru/39166/

Корабль Crew Dragon перестыковался на другой узел МКС

06 мая 2023 американский корабль Crew Dragon с экипажем миссии Crew-6 перестыковался на другой узел МКС. Корабль отстыковался от верхнего узла модуля Harmony американского сегмента МКС, облетел станцию и пристыковался к переднему узлу того же модуля.

На борту Crew Dragon находились космонавт Госкорпорации «Роскосмос» Андрей Федяев, астронавты NASA Стивен Боуэн и Вуди Хобург и астронавт ОАЭ Султан аль-Нейади. Впервые перестыковка американского корабля на орбите прошла с участием российского космонавта.

В ходе операции на МКС оставались космонавты Роскосмоса Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франциско Рубио.

источник - https://www.roscosmos.ru/39211/

На модуле «Наука» на МКС развернули радиатор

13 мая 2023 года космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин во время выхода в открытый космос продолжительностью 5 часов 14 минут космонавты демонтировали две стяжки с радиатора и раскрыли его панели. Затем они заправили теплоносителем гидравлические контуры радиатора и объединили их с гидравлическими контурами системы обеспечения теплового режима модуля «Наука».

Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин также установили два фала на европейском дистанционном манипуляторе ERA.

Кроме того, они выполнили дополнительную задачу — смонтировали два поручня-перехода между модулями «Наука» и «Причал».

источник - https://www.roscosmos.ru/39216/

Орбиту МКС подготовили к запуску грузового корабля «Прогресс МС-23»

18 мая 2023

Двигатели корабля «Прогресс МС-22» проработали 353,1 секунды, выдав импульс величиной 0,55 м/с. В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 1 км и составила 416,6 км.

источник - https://www.roscosmos.ru/39240/

Космонавты на МКС помогают созданию новых сплавов для промышленности

20 мая 2023

Российские космонавты на МКС проводят научный эксперимент «Перитектика» по исследованию многокомпонентных перитектических расплавов на основе железа, которые широко применяются в промышленности в качестве конструкционных и магнитных материалов.

Его постановщик — Удмуртский государственный университет (город Ижевск).

В ходе эксперимента на научной аппаратуре MSL-EML (печь для электромагнитной левитационной плавки и кристаллизации в переменном электромагнитном поле), расположенной в европейском модуле Columbus, выполняется высокоскоростная кристаллизация перитектических сплавов в условиях электромагнитного перемешивания. Иными словами, образцы сплавов, помещенные в переменное электромагнитное поле, последовательно и контролируемо нагревают, выдерживают при температуре перегрева и охлаждают для последующей кристаллизации.

источник - https://www.roscosmos.ru/39246/

Миссия Axiom-2 отправилась к МКС

21 мая 2023 г. с площадки LC-39A центра на мысе Канаверал по программе Axiom-2 выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-226) с пилотируемым космическим кораблём С212 ‘Freedom’ (F2).

Корабль пилотирует экипаж в составе: Уитсон Пегги Аннетт (командир); Шеффнер Джон Пол (пилот); Аль-Карни Али (специалист полёта-1); Барнави Райяна (специалист полёта-2).

Пуск успешный. Стыковка корабля с МКС состоялась 22 мая.

Использовавшаяся впервые 1-я ступень В1080 после выполнения полётного задания совершила посадку на площадке LZ-1 на мысе Канаверал.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200359/

К МКС отправился грузовой корабль «Прогресс МС-23»

24 мая 2023 года с 31-й площадки космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-23». Он сблизился с МКС по двухвитковой схеме. Его пристыковка к российскому малому исследовательскому модулю «Поиск» состоялась в тот же день.

На «Прогрессе МС-23» доставлены на МКС 2491 кг грузов, в том числе 499 кг топлива для дозаправки станции, 630 кг питьевой воды и 40 кг азота, а также 1 322 кг ресурсного оборудования и инструментов, расходных материалов и укладок для проведения научных экспериментов, предметов одежды, продуктов питания и санитарно-гигиенических средств для обеспечения работы и жизнедеятельности экипажа 69-й длительной экспедиции.

На «грузовике» отправлено универсальное рабочее место УРМ-Д для установки на внешней поверхности служебного модуля «Звезда». Для проведения эксперимента «Парус-МГТУ» (постановщик — Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) в корабле находится пусковое устройство со студенческим наноспутником, который предстоит запустить вручную космонавтом в ходе российской внекорабельной деятельности для отработки технологии развертывания солнечного паруса.

источник - http://www.roscosmos.ru/39223/

Межведомственная комиссия определила составы экипажей МКС

29 мая 2023

В основной экипаж 70-й и 71-й длительных экспедиций включены космонавты Роскосмоса Олег Кононенко и Николай Чуб, а также астронавт NASA Лорал О’Хара. Им предстоит отправиться на МКС в сентябре 2023 года на корабле «Союз МС-24».

Планируется, что О’Хара возвратится на Землю на корабле «Союз МС-24» в марте 2024 года, а Кононенко и Чуб останутся на станции до сентября 2024 года с приземлением на корабле «Союз МС-25». Таким образом, Кононенко и Чубу предстоит выполнить годовой полет на МКС.

В основной экипаж 21-й экспедиции посещения вошли космонавт Роскосмоса Олег Новицкий, гражданка Республики Беларусь и астронавт NASA Трейси Дайсон. Они должны полететь на МКС в марте 2024 года на корабле «Союз МС-25».

Ожидается, что после короткой экспедиции на станции Новицкий и представительница Республики Беларусь возвратятся на Землю на корабле «Союз МС-24» с О'Хара, а Дайсон продолжит полет на МКС до сентября 2024 года и приземлится на корабле «Союз МС-25» с Кононенко и Чубом.

источник - http://www.roscosmos.ru/39304/

Экипаж миссии Axiom-2 покинул МКС

30 мая 2023

Корабль Freedom с экипажем миссии Axiom-2 отстыкован от МКС. Приводнение состоялось в Мексиканском заливе у Панама-Сити (шт. Флорида, США) 31 мая .

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200527/

6.    Дальнейшее развитие МКС

Airbus проектирует космическую станцию с искусственной гравитацией

04 мая 2023

Срок службы МКС подходит к концу, и уже существуют планы по созданию космических станций-преемников. Airbus в недавно опубликованном видеоролике подробно описала свое предложение по многоцелевому орбитальному модулю Airbus LOOP.

Этот модульный космический сегмент содержит три палубы и центрифугу. Он имеет достаточный объем для экипажа из четырех человек, что делает его пригодным для будущих космических станций и длительных миссий на Марс.

Модуль состоит из трех уровней: жилая палуба, научная палуба и центрифуга, которая имитирует гравитацию для двух членов экипажа одновременно. Размеры модуля составляют 8 метров в диаметре и примерно столько же в длину, обеспечивая объем около 100 кубометров.

Разделение на разные палубы позволяет реализовать «концепцию внутренней безопасной гавани»: экипаж может переместиться на палубу, которая обеспечивает максимальную защиту в случае вспышки на Солнце или других опасностей.

Доступ на каждую палубу осуществляется через центральный туннель, окруженный тепличным сооружением, в котором можно проводить эксперименты с растениями. Модуль рассчитан на экипаж из четырех человек, но может вместить до восьми астронавтов одновременно (временно). Выбор палубы может быть адаптирован к индивидуальным требованиям и задачам миссии.

Отдельные палубы могут быть оборудованы приборами и инфраструктурой для конкретной миссии. В стандартном дизайне жилая палуба, по сути, представляет собой «общую зону» с большими окнами и тренажерами.

Пока нет никаких указаний на то, какую силу тяжести сможет имитировать центрифуга. По предварительным расчетам, центрифуга должна была бы иметь угловую скорость 3,86 м/с и совершать 9,2 оборота в минуту, чтобы имитировать марсианскую гравитацию. Можно ее было бы раскрутить до 2,55 м/с, совершая 6 оборотов в минуту, чтобы имитировать лунную гравитацию.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230504063630

Компания VAST представила первый модуль новой частной космической станции

10 мая 2023

Американская компания VAST официально представила модуль Haven-1, первую часть своей будущей космической станции. Для ее строительства и будущей транспортировки астронавтов компания VAST также объявила о заключении соглашения со SpaceX. Они будут использовать ракету Falcon 9 для запуска первого модуля и капсулу Dragon для транспортировки экипажа из четырех человек. Haven-1 станет первым модулем станции VAST, но после выхода на орбиту он уже будет пригодным для жизни и независимым.

Долгосрочной целью компании является создание огромной космической станции длиной более 100 метров, способной вращаться и создавать имитацию гравитации на борту. Для запуска модулей этой станции они планируют использовать ракету-носитель SpaceX Starship.

VAST стремится сделать свою собственную, первую частную космическую станцию на низкой околоземной орбите, запуск которой запланирован на август 2025 года. При этом она опередит компанию Axiom, первый модуль которой должен прибыть на МКС в конце 2025 года.

источник - https://new-science.ru/kompaniya-vast-predstavila-haven-1-pervyj-modul-novoj-chastnoj-kosmicheskoj-stancii/

Россия и США разработали проект документа, регламентирующий сведение МКС с орбиты

19 мая 2023

Роскосмос вместе с американскими коллегами разработал проект технического документа, который регламентирует процесс сведения с орбиты МКС. Рассматриваются различные сценарии, в которых задействованы возможности обеих сторон.

При этом официального решения о сроках сведения станции с орбиты ещё нет. В качестве возможной даты в СМИ фигурируют 2030-2031 годы.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200323/

7.    Спутниковая группировка

Falcon Heavy стартовал с мыса Канаверал

1 мая 2023 г. с площадки LC-39А центра на мысе Канаверал выполнен пуск РН Falcon Heavy (FH-6) с тремя геостационарными спутниками.

Пуск успешный, космические аппараты – тяжёлый телекоммуникационный спутник ViaSat-3 Americas массой 6400 кг компании ViaSat; малый спутник Arcturus массой 300 кг компании Astranis; индонезийский кубсат G-Space 1 (Nusantara H-1A) массой 22 кг компании Gravity Space – выведены на околоземную орбиту:

При запуске в качестве боковых ускорителей были использованы ступени В1053 (в третий раз) и В1052 (в восьмой раз). В качестве центрального блока впервые была использована ступень В1068. Все ступени были использованы в расходуемом варианте, их возвращение не планировалось.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85920/

Советский спутник "Космос-2222" сгорел в атмосфере

03 мая 2023

Советский спутник системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) "Космос-2222" (22238 / 1992-081А) сошел с орбиты и сгорел в атмосфере, следует из данных Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85925/

С мыса Канаверал запущены 56 спутников Starlink

4 мая 2023 г. с площадки SLC-40 Станции "Мыс Канаверал" выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-221) с очередной группой спутников Starlink (group-5.6, 56 шт.).

Пуск успешный. Использовавшаяся в седьмой раз 1-я ступень В1069 совершила посадку на морскую платформу ASOG, находившуюся в акватории Атлантического океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85931/

С космодрома Махиа запущены два спутника NASA

8 мая 2023 г. с площадки LC-1A космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab в рамках миссии 'Rocket Like A Hurricane' выполнен пуск РН Electron-KS (F36) с двумя спутниками NASA TROPICS-3 и TROPICS-4. Пуск успешный.

Спутники предназначены для изучения тропических ураганов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85939/

Из Калифорнии запущены ещё 51 спутник системы Starlink

10 мая 2023 г. с площадки SLC-4E Базы КС США «Ванденберг» (шт. Калифорния) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 30-го Космического крыла КС США выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-222) с очередной группой спутников Starlink (group 2.9, 51 шт.).

Пуск успешный. Использовавшаяся в третий раз 1-я ступень В1075 совершила посадку на морскую платформу OCISLY, находившуюся в акватории Тихого океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200175/

Запущена группа спутников Starlink-5.9

14 мая 2023 г. с площадки S:C-40 Станции КС США «Мыс Канаверал» выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-223) с очередной группой спутников Starlink (group 5.9, 56 шт.).

Пуск успешный. Использовавшаяся в 11-й раз 1-я ступень В1067 совершила посадку на морскую платформу JRTI, находившуюся в акватории Атлантического океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200240/

В Китае запущен навигационный спутник «Бейдоу-56»

17 мая 2023 г. с площадки № 3 космодрома Сичан выполнен пуск РН «Чанчжэн-3В» с навигационным спутником «Бейдоу-56». Пуск успешный.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200269/

Казахстан планирует производить спутники связи совместно с Airbus Defence and Space

18 мая 2023

Об этом сообщило Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана по итогам визита министра во Францию.

В ходе встреч с [представителями франко-итальянской компании] Тhales Alenia Space были обсуждены перспективы совместных проектов в области создания спутников связи для замещения спутников КazSat и спутников дистанционного зондирования, завершающих срок эксплуатации, а с Airbus Defence and Space — вопросы развития сборочно-испытательного комплекса и производства спутников. По итогу Казахстан планирует производить спутники связи совместно с французскими специалистами, первый аппарат казахстанской сборки планируется к запуску в 2026 году.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200307/

Запущена очередная группа Starlink’ов

19 мая 2023 г. с площадки SLC-40 Станции КС США «Мыс Канаверал» выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-224) с очередной группой спутников Starlink (group 6.3, 22 шт.).

Пуск успешный. Использовавшаяся в пятый раз 1-я ступень В1076 совершила посадку на морскую платформу ASOG, находившуюся в Атлантическом океане в 635 км от места старта.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200326/

Пуск РН Falcon-9 из Калифорнии

20 мая 2023 г. с площадки SLC-4E Базы КС США «Ванденберг» (шт. Калифорния) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 30-го Космического крыла КС США выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-225) со спутниками Iridium (5 шт.), JoeySat (1 шт.) и OneWeb (15 шт.).

Пуск успешный. Использовавшаяся в 11-й раз 1-я ступень В1063 совершила посадку на морскую платформу OCISLY, находившуюся в акватории Тихого океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200348/

В Китае запущены два научных спутника из Макао

21 мая 2023 г. с космодрома Цзюцюань выполнен пуск РН “Чанчжэн-2С” (Y60) с научными спутниками из Макао “Аомен Кесюе-1А/В” (англ. Aomen Kexue-1A/B). В качестве попутной нагрузки в головной части ракеты находился экспериментальный спутник “Лоцзя-2” № 01 (англ. Luojia-2-01). Пуск успешный. Спутники из Макао предназначены для изучения магнитного поля Земли.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200354/

Роскосмос значительно расширит возможности международной космической системы КОСПАС-САРСАТ

22 мая 2023

В ИСС им. Решетнева» готовится к вводу в эксплуатацию земная станция международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.

В работах по монтажу, пусконаладке и проведению комплексных испытаний станции в городе Железногорске Красноярского края помимо компании «Решетнев» принимали участие другие предприятия Роскосмоса — холдинг «Российские космические системы», Особое конструкторское бюро МЭИ и фирма «Спутниковая система «Гонец».

Международная спутниковая система поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ образована в 1979 году как совместный проект СССР, США, Канады и Франции. В настоящее время в проекте участвуют 45 стран. За более чем 40-летнюю историю эксплуатации системы было спасено свыше 60 тысяч человек. Доступ к аварийным данным КОСПАС-САРСАТ предоставляется всем государствам на безвозмездной основе.

В российском сегменте орбитальной группировки КОСПАС-САРСАТ работают по целевому назначению низкоорбитальный метеорологический спутник «Метеор-М» №2-2, два среднеорбитальных навигационных аппарата «Глонасс-К», геостационарные спутники-ретрансляторы «Луч-5А» и «Луч-5В» и гидрометеорологические «Электро-Л» № 2 и «Электро-Л» № 3, а также высокоэллиптический гидрометеорологический аппарат «Арктика-М» № 1.

источник - https://www.roscosmos.ru/39185/

Успешный пуск РН «Нури»

25 мая 2023 г. с космодрома Наро в Южной Корее выполнен пуск РН «Нури» (KSLV-II F3). Пуск успешный, на орбиту выведены экспериментальный спутник NEXTSat-2 и 7 субсатов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200451/

Два спутника NASA запущены из Новой Зеландии

26 мая 2023 г. с площадки LC-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab в рамках миссии ‘Coming to a Storm Near You’ выполнен пуск РН Electron-KS (F37) с двумя спутниками NASA типа TROPICS (сокр. от англ. Time-Resolved Observations of Precipitation structure and storm Intensity with a Constellation of Smallsats), предназначенными для слежения за штормами. Пуск успешный.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200457/

Телекоммуникационный спутник Arabsat Badr-8 запущен с мыса Канаверал

27 мая 2023 г. с площадки SLC-40 Станции КС США «Мыс Канаверал» выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-227) с телекоммуникационным спутником Arabsat Badr-8. Пуск успешный.  Использовавшаяся в 14-й раз 1-я ступень В1062 совершила посадку на морскую платформу JRTI, находившуюся в Атлантическом океане.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200464/

В Индии запущен навигационный спутник нового поколения

29 мая 2023 г. с площадки SLP Космического центра имени Сатиша Дхавана стартовыми командами Индийской организации космических исследований выполнен пуск РН GSLV Mk2 (F12) с навигационным спутником нового поколения NVS-01 (прежнее название IRNSS-2A).

Пуск успешный, космический аппарат выведен на геопереходную орбиту.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200481/

SpaceX запустила спутник Arabsat BADR-8

29 мая 2023 SpaceX запустила спутник Arabsat BADR-8 на геосинхронную орбиту. Запуск был осуществлен с помощью ракеты Falcon 9 с мыса Канаверал.

Это был второй запуск SpaceX для Arabsat. Первый запуск был выполнен в 2019 году. SpaceX также заключила контракт на третий запуск. Arabsat в основном обеспечивает связь на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но компания расширяет свою деятельность в Европе и Центральной Азии.

SpaceX на данный момент совершила 25 из 26 запусков с Космического побережья, выполненных в этом году. Помимо SpaceX один запуск осуществила Relativity Space, которая тестировала свою ракету Terran 1, напечатанную на 3D-принтере.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230529190316

Очередная группа Starlink’ов запущена из Калифорнии

31 мая 2023 г. с площадки SLC-4E Базы КС США «Ванденберг» (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-228) с очередной группой спутников Starlink (group 2.10, 52 шт.). Пуск успешный. Использовавшаяся в 14-й раз 1-я ступень В1061 совершила посадку на морскую платформу OCISLY, находившуюся в акватории Тихого океана.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200560/

8.    Космические телескопы и ДЗЗ

Роскосмос и «Терра Тех» создают цифровую карту хозяйственной деятельности России

24 мая 2023

В июле 2023 года завершится первый этап масштабного тестирования системы «Цифровая Земля» для регионов России.

Разработка сервисов системы «Цифровая Земля», которая является частью национальной программы «Цифровая Экономика», завершилась в 2020 году. Информационный комплекс состоит из 7 отраслевых сервисов и 27 информационных продуктов. На первом этапе всероссийского тестирования регионы страны получали геоаналитику о количестве и площади лесных вырубок, объектов строительства, карьеров, о фактической площади водных объектов, а также территорий, занятых лесной растительностью или пострадавших от огня и ветровалов. Информация собирается по территории каждого региона и может быть использована местными органами власти для контрольно-надзорных мероприятий, в территориальном планировании и организации защиты природных ресурсов.

источник - http://www.roscosmos.ru/39275/

РАН решит судьбу космической обсерватории «Гамма-400»

25 мая 2023

Об этом сообщила заместитель директора ФИАН им. Лебедева Лариса Лихачева.

Академия наук сейчас решает вопрос, в каком виде «Гамма-400» будет продолжаться, потому что эскизный проект закончен, в федеральной программе до 2025 года деньги на следующий этап, на разработку РКД (рабоче-конструкторской документации) не заложены. Сейчас в РАН обсуждают, какие работы по проекту войдут в ФКП 2026-2036 годов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200446/

Ракета «Союз-2.1а» с первым радиолокационным спутником «Кондор-ФКА» стартовала с Восточного

27 мая 2023 года с площадки 1С космодрома Восточный проведен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» и радиолокационным спутником ДЗЗ «Кондор-ФКА» №1. Космический аппарат «Кондор-ФКА» предназначен для круглосуточного всепогодного радиолокационного дистанционного зондирования Земли в среднем и высоком разрешениях.

Это был второй пуск ракеты семейства «Союз-2» полностью на новом и высокоэкологичном горючем — нафтиле — и первый для модификации «Союз-2.1а». В октябре 2022 года впервые полностью на нафтиле улетела ракета «Союз-2.1б».

источник - http://www.roscosmos.ru/39228/

Россия впервые в своей истории развернула на геостационарной орбите полную геостационарную группировку

30 мая 2023

Геостационарный гидрометеорологический космический аппарат «Электро-Л» № 4 после завершения испытаний на орбите начал использоваться по целевому назначению.

Таким образом, впервые в истории отечественной космонавтики на геостационарной орбите полностью развернута группировка гидрометеорологической космической системы «Электро» в составе трех спутников.

Космический аппарат «Электро-Л» № 2 (запущен 11 декабря 2015 года) работает в точке стояния 14,5° западной долготы, «Электро-Л» № 3 (запущен 24 декабря 2019 года) — 76° восточной долготы и «Электро-Л» № 4 (запущен 5 февраля 2023 года) — 165,8° восточной долготы.

Особенности спутников «Электро-Л» позволяют проводить многоспектральную космическую съемку поверхности Земли с геостационарной орбиты с частотой до 15 минут.

источник - http://www.roscosmos.ru/39308/

9.    Милитаризация космоса

США запустят спутники для слежения за гиперзвуковым оружием в 2023 году

10 мая 2023

Речь идёт о группировке космических аппаратов HBTSS [сокр. от англ. Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor], разработкой которых занимаются компании Northrop Grumman и L3Harris Technologies. В январе 2021 года они получили от Пентагона на эти цели $122 млн и $155 млн соответственно.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85943/

10. Коммерциализация и международное сотрудничество

Глава ЕКА назвал непростым решение о прекращении сотрудничества с Россией

17 мая 2023

Генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер заявил, что решение о прекращении сотрудничества с Россией было непростым. «У ЕКА был большой совместный проект с Россией — «ЭкзоМарс», который работал 12 лет и в который мы вложили более €1 млрд и Россия примерно столько же. Я не вижу формулы, чтобы сотрудничество с РФ вернулось к тому, что было до войны, — сказал он. — Невозможно знать, что будет через 20 лет, но точно в среднесрочной перспективе такое деление блоков продлится достаточно долго».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200275/

1.    Административные вопросы

Коммерческие космические компании будут искать себе прибежище в странах с соответствующим законодательством

02 мая 2023

Космические компании, которые хотят заниматься освоением Луны или туризмом в космосе, будут искать для своей деятельности страны с подходящим законодательством, заявила профессор юридической школы Лестера в Англии Россана Деплано.

В настоящее время законы об эксплуатации внеземных тел есть в Японии, США, ОАЭ и др. Международное космическое право по этим вопросам нуждается в разработке.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85922/

Недостаток плутония сдерживает развитие космических миссий

05 мая 2023

НАСА работает с Министерством энергетики США с целью обеспечения достаточным количеством плутония-238 космических миссий, запланированных на конец десятилетия. Они планируют достичь показателей производства плутония-238 в 1,5 кг/год до конца 2026 года.

При заявленных объемах производства ближайшие запланированные запуски состоятся в срок. Среди них миссия Dragonfly к Титану, спутнику Сатурна, в 2027 году, участие в запуске марсохода Rosalind Franklin Европейского космического агентства в 2028 году, миссия New Frontiers и другие.

Однако по мнению руководителя программы радиоизотопных энергетических систем НАСА Лена Дудзински, этих объемов производства плутония недостаточно для полетов к внешним планетам, например, к Урану, миссия Uranus Orbiter and Probe к которому запланирована на 2031-2032 годы. По словам Дудзински, реализация этой миссии требует радиоизотопных термоэлектрических генераторов нового поколения, которые расходуют почти вдвое больше плутония.

источник - https://www.atomic-energy.ru/news/2023/05/05/135032

Virgin Orbit прекратит свою деятельность и продаст активы

25 мая 2023

Virgin Orbit прекратит свою деятельность и продаст свои активы четырем победителям торгов. Среди этих претендентов три аэрокосмические компании — Rocket Lab, Stratolaunch и дочерняя компания Vast Space Launcher — с совокупными заявками на общую сумму почти 36 миллионов долларов.

За третий квартал 2022 года Virgin Orbit отчиталась о выручке в размере 30,9 миллиона долларов и чистом убытке в размере 43,6 миллиона долларов.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230524214806

2.    Исследования Луны

Теперь мы можем видеть постоянно затененные кратеры на Луне

03 мая 2023

Инструмент под названием ShadowCam позволяет запланированным миссиям НАСА Артемида на Луну получить некоторые улучшенные виды посадочной площадки. Он установлен на лунном орбитальном аппарате Danuri Korea Pathfinder, отправленном на Луну в прошлом году. В последнее время эта удивительная камера отослала несколько высокодетализированных изображений районов северного и южного полюсов Луны.

На одном из снимков виден глубоко затененный кратер Шеклтон. На нем виден след от валуна, который соскользнул с края. Этот ударный кратер расположен прямо на вершине южного полюса Луны. Это произошло в результате древнего удара около 3,6 миллиарда лет назад. 12-километровая внутренняя часть Шеклтона находится в постоянной тени. То есть Солнце никогда не светит внутрь нее. Однако горы на ее краю всегда освещены солнечным светом.

ShadowCam в 200 раз более чувствительна к свету, чем большинство других камер, используемых для изучения Луны и составления карт с орбиты. Ее изображения с высоким разрешением предоставят много информации для планировщиков миссии Артемида.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230502183208

Космический аппарат LRO исследует место падения лунного модуля HAKUTO-R

26 мая 2023

11 декабря 2022 года был запущен лунный модуль HAKUTO-R Mission 1. Это финансируемый из частных источников космический аппарат, который планировалось посадить на поверхность Луны. После нескольких месяцев полета к Луне космический аппарат начал контролируемый спуск на поверхность, однако на следующий день команда миссии объявила, что произошла аномалия, и лунный модуль разбился.

26 апреля 2023 года космический аппарат НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) получил 10 снимков места посадки HAKUTO-R. Снимки охватывали область размером примерно 40 на 45 км. Используя изображение, полученное перед попыткой посадки, научная группа LRO Camera science начала поиск спускаемого аппарата.

По паре изображений команда операторов LRO определила необычное изменение поверхности вблизи номинального места посадки. На снимке видны по меньшей мере четыре заметных обломка и несколько небольших изменений. Эта область будет дополнительно проанализирована в ближайшие месяцы, поскольку LRO имеет возможность провести дополнительные наблюдения при различных условиях освещения и углах обзора.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230526202359

3.    Марсоходы

Китай наконец-то рассказал нам, что происходит с его марсоходом

03 мая 2023

Марсоход Чжужун неподвижно сидит на Марсе с 20-го мая 2022 года, когда одна из печально известных пыльных бурь на планете вынудила научную команду перевести марсоход в режим гибернации. Ожидалось, что он проснется в конце декабря, но пока не проявляет никаких признаков активности. На прошлой неделе главный конструктор марсохода Чжан Жунцяо представил обновленную информацию о статусе марсохода.

“У нас не было никакой связи с марсоходом с тех пор, как он перешел в спящий режим”, - сказал Чжан. “Мы следим за ним каждый день и считаем, что он не проснулся, потому что солнечный свет еще не достиг минимального уровня для выработки электроэнергии”.

Это не означает наверняка конец карьеры марсохода. Ожидается, что смена сезонов на планете в ближайшем будущем усилит воздействие солнечных лучей в районе местоположения марсохода. "Доброжелательный" пылевой дьявол также может начисто протереть солнечные панели. Любой из них может вернуть уровень мощности к эксплуатационной норме.

Если избыточное накопление пыли на 30 процентов превысит то, что планировали инженеры, то для Чжужун это может оказаться полезным, что приведет к его повторному пробуждению при смене сезонов. Однако 40-процентное накопление будет означать, что он вряд ли когда-нибудь снова проснется.

Чжужун уже провел 358 дней на Марсе, намного пережив свою основную 90-дневную миссию. Он преодолел расстояние чуть менее 2000 метров через Utopia Planetia, большой ударный бассейн в северном полушарии Марса. Чжужун использовал георадар для сбора данных, обнаружив доказательства того, что этот регион когда-то был местом древнего океана. Другие его приборы собирали данные о погоде, включая поверхностное давление и скорость ветра. Марсоход также обнаружил свидетельства наличия "недавней" воды - 400 000 лет назад.

Чжужун прибыл на Марс в тандеме с орбитальным аппаратом Tianwen-1, который все еще работает и собирает данные с орбиты над поверхностью Марса.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230502181643

Марс, Perseverance: Элементарно, мой дорогой ВАТСОН

12 мая 2023

Когда дело доходит до поиска подсказок о геологическом прошлом и настоящем Марса, SHERLOC и WATSON берутся за дело! SHERLOC означает "Сканирование пригодной для жизни среды с помощью комбинационного рассеяния и люминесценции для поиска органических и химических веществ", а WATSON - "Широкоугольный топографический датчик для операций и проектирования". SHERLOC и WATSON находятся на конце роботизированной руки марсохода Perseverance

SHERLOC состоит из лазера, облучающего породы, спектрометров, которые определяют минералы и органические молекулы путем измерения взаимодействия лазера с породой, и камеры для получения изображений областей сканирования, чтобы ученые могли выявить корреляции между текстурой и составом пород. Камера WATSON создана по образцу камеры MAHLI (Mars Hand Lens Imager), установленной на борту марсохода Curiosity, и делает снимки с близкого расстояния, которые помогают операторам марсохода решить, куда именно направить SHERLOC, чтобы ученые могли выбрать для сканирования визуально интересные участки породы, избегая при этом топографически сложных поверхностей, которые могут оказаться проблематичными для размещения приборов.

На сегодняшний день SHERLOC и WATSON просканировали каждую горную породу и реголит, из которых были взяты керны для возвращения на Землю, а также провели анализы в нескольких отдельных точках вдоль траектории движения марсохода. С помощью запросов по минералогии, анализа текстур и поиска органических молекул SHERLOC и WATSON - наряду с другими инструментами ровера - помогают ученым и инженерам миссии лучше понять геологическую историю кратера Езеро, найти потенциально пригодные для жизни среды, охарактеризовать астробиологически интересные породы и выбрать объекты для отбора образцов для возвращения на Землю.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230512220253

Perseverance сфотографировал следы древней бурной реки на Марсе

14 мая 2023

На новых мозаичных снимках, сделанных марсоходом NASA Perseverance, видны следы того, что когда-то могло быть очень бурной рекой на Красной планете. Полученные данные указывают на то, что эта река была намного глубже и быстрее, чем исследователи когда-либо видели на марсианской почве. Если гипотезы верны, то она была частью сети ручьев, которые впадали в кратер Езеро, район, исследованный Perseverance в течение последних двух лет. Много лет назад ученые уже заметили ряд изогнутых полос слоистой породы в кратере Езеро.

источник - https://naked-science.ru/article/column/tsiklicheskie-nanokontejnery-pomogut

4.    Исследования Юпитера

Европейский зонд JUICE столкнулся с первой проблемой

02 июня 2023

Европейская флагманская миссия JUICE уже развернула большинство своих инструментов, но один, похоже, застрял. Цель этой антенны - собрать данные из-подо льда спутников Юпитера перед отправкой их на Землю.

На данный момент десять из одиннадцати инструментов космического аппарата развернуты безупречно. Последний из них, антенна радара для исследования ледяных спутников (RIME), застряла в крепежном кронштейне.

Этот прибор представляет собой радарный эхолот, оптимизированный для проникновения в лед на глубину до 9 км. Собранные данные позволят исследователям изучить геологию и геофизику недр галилеевых ледяных спутников. Инженеры подозревают, что антенну удерживает на месте небольшой штырь. В настоящее время изучается несколько вариантов, чтобы разблокировать ситуацию. Один из них предполагает поджог двигателя, чтобы немного встряхнуть космический корабль. Инженеры также рассматривают возможность совершить серию вращений, чтобы выставить монтировку и радар на солнце, чтобы прогреть их (в настоящее время монтировка находится в тени).

источник - https://new-science.ru/evropejskij-zond-juice-stolknulsya-s-pervoj-problemoj/

Межпланетная станция JUICE развернула заклинившую антенну подповерхностного радара

12 мая 2023

Европейская межпланетная станция JUICE 12 мая 2023 года развернула 16-метровую антенну радарного инструмента RIME, предназначенного для изучения строения коры спутников Юпитера до глубины в 9 километров. Инженерам удалось сдвинуть на несколько миллиметров застрявший штифт, ранее мешавший раскрытию антенны, при помощи запуска двигательной установки аппарата, а также благодаря вращению станции для прогрева Солнцем.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/12/juice-deploy-rime

Зонд Juno совершил пролёт близ Ио

16 мая 2023 г. американский межпланетный зонд Juno совершил пролёт близ спутника Юпитера Ио. В момент наибольшего сближения космический аппарат и небесное тело разделяли более 35 тысяч километров.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200266/

Развертывание Juice завершено

29 мая 2023

Прошло шесть недель с тех пор, как Juice начал свое путешествие. За это время команда управления полетом развернула все солнечные панели, антенны, зонды и стрелы, которые были надежно спрятаны во время запуска. Последним шагом было выдвижение и фиксация зондов и антенн, составляющих программу Juice Radio & Plasma Wave Investigation (RPWI).

Благодаря двум встроенным камерам наблюдения Juice, каждая из которых имеет различное поле обзора, инженеры регулярно получают снимки всего процесса развертывания. Помимо снимков с камер наблюдения, подтверждение того, что все развернуто в соответствии с планом, также поступило от самих приборов. Инженеры уже подтвердили, что приборы Juice RPWI, JANUS, J-MAG и GALA, а также радиационный монитор RADEM готовы к работе на Юпитере.

На этой неделе были успешно развернуты четыре зонда Ленгмюра и три антенны радиоволновых приборов программы исследования радио- и плазменных волн (RPWI). В общей сложности это 7 из 10 датчиков RPWI, которые будут измерять изменения электрического и магнитного полей вокруг Юпитера, а также радиоволны и холодную плазму.

RPWI станет первым в истории устройством, создающим 3D-карту электрических полей вокруг Юпитера. Это даст ценную информацию о том, как энергия передается между огромной вращающейся магнитосферой Юпитера и большими ледяными спутниками Ганимедом, Каллисто и Европой.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230529214236

5.    Исследования астероидов

ОАЭ выбрали астероиды для своей второй межпланетной станции

12 мая 2023

Проект второй межпланетной станции ОАЭ, название которой до сих пор неизвестно, был объявлен в 2021 году, научная программа аппарата будет заключаться в исследовании нескольких астероидов из Главного пояса.

В начале мая 2023 года космическое агентство ОАЭ объявило, что завершило разработку научных задач и конструкции космического аппарата. Целью станции станут семь астероидов: (10253) Вестервальд, (13294) Рококс, 2000 VA28, 1998 RC76, 1999 SG6, (623) Химера и (269) Юстиция. Химера представляет собой крупнейший (около 44 километров в диаметре) объект одноименного семейства примитивных красноватых астероидов Главного пояса. Юстиция с диаметром около 53 километров представляет собой очень красный астероид, который мог попасть в Главный пояс из внешней Солнечной системы, сформировавшись за орбитой Нептуна. Размеры остальных целевых астероидов варьируются от 2 до почти 9 километров.

Ожидается, что станция будет запущена в космос в начале 2028 года, после чего совершит несколько гравитационных маневров у Венеры, Земли и Марса, а в начале 2030 года начнет совершать близкие пролеты мимо астероидов. В апреле 2034 года аппарат прибудет к астероиду Юстиция, которую изучит с нескольких орбит, а в ноябре 2034 года попытается совершить посадку на астероид.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/12/uae-asteroids

НАСА скорректировало траекторию полета миссии Lucy

19 мая 2023 года космический аппарат НАСА Lucy выполнил маневр коррекции траектории, чтобы выйти на курс сближения с небольшим астероидом главного пояса. Этот маневр изменил скорость космического аппарата примерно на 3,4 м/с.

Несмотря на то, что космический аппарат в настоящее время движется со скоростью приблизительно 19,4 км/с, этого небольшого толчка достаточно, чтобы приблизить космический аппарат почти на 65 000 км к астероиду во время запланированной встречи 1 ноября 2023 года. Космический аппарат пролетит всего в 425 км от астероида Динкинеш, двигаясь с относительной скоростью 4,5 км/с.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230519203145

6.    Исследования транснептуновых объектов

Передать нельзя оставить: чем NASA обидело команду New Horizons

22 мая 2023

Автоматическая станция New Horizons подарила человечеству первые в истории детальные снимки Плутона, Харона и тела из пояса Койпера и продолжает свое путешествие по окраинам Солнечной системы. Однако научная программа станции недавно стала предметом раздора — между NASA и учеными.

В апреле 2022 года NASA выпустило отчет, в котором оценивалась продуктивность и ресурс миссий, в рамках которых космические аппараты занимаются исследованиями планет, их спутников и малых тел Солнечной системы (Planetary Mission Senior Review). О New Horizons в этом документе говорится, что станция может проводить астрофизические, гелиофизические и планетологические наблюдения внешней Солнечной системы в течение еще как минимум 20–30 лет. И рекомендуется продлить действующую программу миссии до 2025 года.

Спектр задач для New Horizons действительно обширен — станция может исследовать плазму, пыль и электромагнитные поля своего окружения, регистрировать частицы солнечного ветра и космических лучей, составить карту межзвездных облаков, окружающих Солнечную систему.

Однако если по общей программе станция получила высокую оценку (отлично/очень хорошо), то планетологические исследования неожиданно удостоились лишь «четверки» (очень хорошо/хорошо). В NASA сочли, что наблюдения с аппарата объектов пояса Койпера вряд ли значительно обогатят науку. В конце концов, кривые блеска транснептуновых объектов могут получать и новые наземные телескопы, например обсерватория Веры Рубин, — причем без задержек при передаче данных. А Уран и Нептун уже наблюдались «Вояджерами», и следить за ними издалека кажется не очень интересным. Таким образом, New Horizons можно переквалифицировать из планетологического аппарата в межзвездный зонд, эдакий третий «Вояджер», — и заниматься на нем уже в основном астрофизическими и гелиофизическими исследованиями.

Недавно NASA решило профинансировать планетологические изыскания New Horizons не до 2025, а до 2024 года, а затем передать станцию в руки гелиофизиков. В марте Управление научными миссиями NASA начало поиск новых научных задач для аппарата после 2024-го. И все это сильно не понравилось команде New Horizons.

Скандал грянул 3 мая 2023 года собрании OPAG — группе NASA по определению научных приоритетов и путей исследования внешней части Солнечной системы. Там выступил Алан Стерн, директор миссии New Horizons: он сказал, что озадачен решением агентства и считает его недальновидным, так как станция пробудет в Поясе Койпера по крайней мере до 2028 года.

Через несколько дней после демарша планетологов их поддержали гелиофизики, работающие с данными станции. Они опубликовали открытое письмо о пользе разноплановости исследований при помощи New Horizons, подчеркнув, что проведение гелиофизических наблюдений никоим образом не конкурирует с наблюдениями пояса Койпера. Пока что неизвестно, чем же закончится эта история. Стерн и его коллеги продолжают искать новую цель для New Horizons.

источник - https://nplus1.ru/blog/2023/05/22/new-horizons-has-problems-now

7.    Космические телескопы и ДЗЗ

США хотят вернуть в строй «мертвый» космический телескоп

18 мая 2023

Телескоп «Спитцер» работал в космосе 17 лет — с 2003 по 2020 год. Он исследовал Вселенную в инфракрасном диапазоне. Эту работу в наши дни совершает космический телескоп «Джеймс Уэбб».

Космические силы США выдали первый грант в размере 250 тысяч долларов компании Rhea Space Activity, которая вместе с учеными из Смитсоновской астрофизической обсерватории и Университета Джонса Хопкинса, а также инженерами фирм Blue Sun Enterprises и Lockheed Martin должна восстановить работоспособность космической обсерватории.

По словам астрофизика Шона Асмена (Shawn Usman), руководителя Rhea Space Activity, будущая экспедиция по «воскрешению» «Спитцера» будет самой сложной роботизированной экспедицией в истории, а работы окажутся намного сложнее, чем модернизация и ремонт космического телескопа «Хаббл», которые проводили между 1993 и 2009 годами.

источник - https://naked-science.ru/community/849315

Телескоп «Роман» получил матрицу для основной камеры

18 мая 2023

Американская компания Ball Aerospace изготовила матрицу фокальной плоскости, которая будет установлена в основном научном приборе космического телескопа «Роман» — 300-мегапиксельной камере WFI (Wide Field Instrument) с широким полем зрения. Матрица содержит 18 детекторов и будет охлаждаться при помощи радиаторов до рабочей температуры ?178 градусов Цельсия, чтобы снизить уровень шума. Термовакуумные испытания WFI пройдут летом этого года, а весной 2024 года инструмент будет установлен на телескопе.

«Роман» станет новой крупной космической обсерваторией NASA и будет вести наблюдения в инфракрасном диапазоне.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/18/rst-focal

Орбита телескопа Hubble может быть поднята

18 мая 2023

Американские компании Astroscale и Momentus предложили поднять орбиту телескопа Hubble на 50 километров для перезапуска его работы в дальнейшем.

Решение предполагает подъем орбиты телескопа Hubble, в настоящее время находящегося на высоте около 527 км, при помощи аппарата, разрабатываемого Momentus. Его стыковку с телескопом планируется проводить средствами, над которыми работают в Astroscale.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200281/ и

8.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Прототип кабины лунного Starship испытали представители NASA

14 мая 2023

Представители NASA провели своеобразную инспекцию подрядчиков, работающих для программы «Артемида». Фотографиями с визита в SpaceX поделились в социальных сетях Джим Фри (Jim Free) и Кэтрин Кернер (Catherine Koerner) — два высокопоставленных руководителя дирекции по разработке средств для пилотируемого освоения космоса NASA (Exploration Systems Development).

Те, кто видел, как астронавты работают в другом корабле SpaceX — Crew Dragon, — найдут этот прототип очень знакомым. Точно так же кресла экипажа расположены перед тремя сенсорными мониторами. Только в данном случае добавлены еще три огромных портретно ориентированных панели, на которые выводится вид лунной поверхности с высоты. Вероятно, это имитация иллюминаторов Starship HLS. А может, просто элемент дополнительного погружения в атмосферу грядущих миссий для тех, кто испытывает прототип. И кресел два, а не три — в первых высадках на Луну будет спускаться всего пара астронавтов.

Интерфейс на экранах похож, но не идентичен таковому у Crew Dragon — в нем уже видны внесенные специально для Starship HLS изменения. Из того, что можно разглядеть, внимание привлекает индикатор работы двигателей. На нем видны шесть кружков, соответствующих маршевым двигателям Raptor — три большого диаметра, три маленького.

Это значит, что во время дизайна интерфейса была выбрана конфигурация корабля одновременно и с адаптированными к вакууму соплами и с теми, что оптимальны для работы в атмосфере. Почему так — вопрос открытый, насколько известно, Starship HLS ни в каком из существующих вариантов миссий по программе «Артемида» на Землю возвращаться не будет. А значит и атмосферные Raptor ему не нужны. Возможно — просто использовали старый дизайн «обычного» Starship, а может быть дело в очередном изменении концепции, о котором пока не сообщалось.

источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/starship-hls-ui

Космоплан Dream Chaser прошел первые электрические испытания

31 мая 2023 года

Американская компания Sierra Space успешно провела электрические испытания первой модели многоразового космоплана Dream Chaser, получившего имя «Упорство». Они состоялись, когда все системы и компьютеры космоплана, находящегося в цехах компании, были подключены к сети.

В настоящее время предполагается, что он будет способен доставлять для NASA на МКС до 5,5 тонны груза и возвращать на Землю около 1,8 тонны, летая в автоматическом режиме, хотя вариант создания пилотируемой модели космоплана тоже возможен. Ранее уже были проведены несколько испытаний по свободному полету в атмосфере и посадке демонстрационной модели космоплана.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/06/01/dream-chaser-go

Подан иск против FAA и SpaceX в связи с экологическим ущербом от ракеты-носителя Starship

25 мая 2023

20 апреля ракета-носитель Starship взлетела и взорвалась во время первого испытательного полета в полной конфигурации. Как во время взлета, так и в результате разрушения Starship и Super Heavy, обломки были разбросаны по всему району Бока-Чика и причинили большой ущерб, а также подняли различную пыль, которая достигла отдаленных районов до 10 км. После испытания несколько некоммерческих экологических организаций подали в суд на Федеральное управление гражданской авиации (FAA). К числу организаций, подавших иск, относятся: American Bird Conservancy, Center for Biological Diversity, Save RGV, Carrizo/Comecrudo Nation of Texas и Surfrider Foundation. Эти организации возражают против того, что FAA не провело экологическое исследование (EIS) - тщательный анализ воздействия на окружающую среду. Такой анализ может занять несколько лет и привел бы к почти полной остановке работ на космодроме SpaceX Starbase.

Хотя первоначальные анализы, проведенные после запуска, не выявили значительного ущерба окружающей среде или проблем с дикой природой, некоммерческие организации утверждают обратное. На территории вокруг Starbase обитают охраняемые виды, такие как морские черепахи и несколько перелетных птиц, которым могут угрожать операции по запуску. Количество часов, в течение которых доступ на общественный пляж рядом со стартовой площадкой закрыт, также оспаривается.

источник - https://new-science.ru/obnaruzheny-udarnye-kratery-lunnogo-apparata-ispace/

Состоялся очередной полёт ракетоплана Unity

25 мая 2023 г. состоялся очередной полёт ракетоплана Unity компании Virgin Galactic. Миссия носила обозначение Unity-25 и являлась последней испытательной миссией перед началом коммерческой эксплуатации ракетоплана.

Самолёт-носитель Eve взлетел из космопорта “Америка” (шт. Нью-Мексико). Приблизительно через час после взлёта от него отделился ракетоплан. Пилотами корабля являлись Майкл Мазуччи и Фредерик Стёркоу, пассажирами – сотрудники компании Virgin Galactic Бет Мозес, Люк Мейс, Джамиля Гилберт и Кристофер Хьюи.

После включения собственных двигателей ракетоплан поднялся на высоту около 87 км, после чего совершил управляемый спуск в атмосфере и посадку в космопорту “Америка”. Длительность полёта ракетоплана составила около 15 мин.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200454/

9.    Новые технологии

Евросоюз готовится строить ракеты с ядерными силовыми установками для исследования дальнего космоса

4 мая 2023

Европейское космическое агентство (ESA) финансирует несколько исследований, изучающих возможность использования ядерных силовых установок в ракетах для освоения дальнего космоса. Одно из исследований — pReliminary eurOpean reCKon on nuclEar elecTric pROpuLsion for space appLications (RocketRoll) проводится учёными из Чехии и Германии.

Учёные и инженеры в рамках программы RocketRoll в следующие 11 месяцев должны будут разработать технико-экономические обоснования для программы разработки будущих ракет-носителей ESA Future Launchers Preparatory Program (FLIPP) и определить преимущества использования буксира NEP в сравнении с классическими двигательными установками.

источник - https://www.atomic-energy.ru/news/2023/05/05/135031

Arianespace запланировала на 2026 год миссию по уборке космического мусора

09 мая 2023

Компания Arianespace совместно со швейцарским стартапом Clearspace запланировала на 2026 год запуск аппарата Clearspace-1, предназначенного для уборки космического мусора. Запуск, намеченный на вторую половину 2026 года, будет осуществляться с использованием европейской легкой ракеты-носителя Vega-C», — отмечается в тексте.

Задачей аппарата станет вывод с орбиты отработавших спутников и крупных обломков космического мусора, которые потенциально могут стать источником сотен мелких обломков. Предполагается, что спутник будет определять положение орбитального объекта при помощи датчиков, после этого приближаться к нему и захватывать с помощью четырех манипуляторов. Его главной целью является адаптер для полезной нагрузки под названием Vespa (Vega Secondary Payload Adapter), который использовался на ракете Vega в 2013 году, находящийся на высоте в 660-800 км.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/85942/

НАСА протестировало змееподобного робота EELS

11 мая 2023

Американские специалисты из JPL проводят испытания змееподобного робота Exo biology Extant Life Surveyor (EELS), способного исследовать труднодоступные местности на других планетах, пишет «Хабр». В рамках наземных испытаний EELS преодолевал преграды в песках, в скалистой местности, в лавовых трубах и лабиринтах в ледниках. Аппарат способен перемещаться в локациях, недоступных для других роботов. Разработка первого прототипа робота была начата в JPL в 2019 году. Команда постоянно вносит в него изменения. Текущая итерация EELS 1.0 состоит из десяти одинаковых вращающихся сегментов, весит около 100 кг и имеет длину 4 м.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200188/

Японцы впервые в мире отправят «экологически чистый» спутник в космос

24 июня 2023

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно с NASA впервые в мире в 2024 году запустят на орбиту телекоммуникационный спутник LignoSat, корпус которого выполнен из дерева.

Спутник будет сделан из магнолии, потому что древесина магнолии относительно гибкая, но при этом обеспечивает достаточную прочность.

Почему не привычный всем метал? Дело в том, что когда спутник, отслужив свой срок, падает на Землю, то при сгорании в атмосфере от него отслаиваются куски металла, многие из которых остаются на околоземной орбите, тем самым засоряя ее. С деревянным спутником эта проблема просто не возникает.

Ученые на протяжении полугода проводили эксперимент с магнолией, поместив множество ее образцом за пределами корпуса МКС. Образцы магнолии не потеряли своих основных свойств и достойно выдержали 290 дней в открытом космосе.

источник - https://naked-science.ru/community/850613

10. Планы по Луне

Хочешь пить на Луне? Просто брось немного реголита в микроволновку

12 мая 2023

Куда бы мы ни отправились во Вселенной, нам понадобится вода. Даже на Луне достаточно воды, чтобы прокормить лунную колонию. Единственная реальная проблема - как его извлечь. Как показывает недавнее исследование, это может быть так же просто, как положить что-нибудь в микроволновую печь.

Хотя вода присутствует в крошечных количествах по всей Луне, она наиболее сконцентрирована в полярных регионах. Залежи льда сосредоточены в затененных областях полюсов. Консистенция этих ледяных карманов похожа на снег, смешанный с тем, что в основном представляет собой пыльные частицы песка. Представьте, что вы пытаетесь извлечь питьевую воду из такого материала. Если бы вы попытались разогреть материал на своей плите, он был бы настолько сухим, что нагревался бы неравномерно. И даже если бы вам удастся растопить лед, в итоге получится влажный осадок.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230512213430

Программу лунного кубсата Lunar Flashlight свернули из-за отказавших двигателей

16 мая 2023

Спутник Lunar Flashlight, который должен был поискать на южном полюсе Луны водяной лед, досрочно завершил научную программу из-за невозможности выйти на нужную окололунную орбиту. Это связано с отказом двигательной установки аппарата, сообщается на сайте NASA.

Lunar Flashlight — это кубсат формата 6U, который был запущен в космос в декабре прошлого года. Предполагалось, что аппарат поищет поверхностные залежи водяного льда в холодных ловушках в районе южного полюса Луны и построит карту их распределения для дальнейшего использования в рамках программы «Артемида».

Планировалось, что кубсат будет работать на почти прямолинейной гало-орбите вокруг Луны, что давало бы ему обзор южного полярного региона. Однако вскоре после запуска инженеры выяснили, что три из четырех двигателей аппарата не работают, возможной причиной назвали засорение топливопроводов металлической стружкой или порошком. Специалисты пытались прочистить их, а также маневрировать при помощи оставшегося двигателя, однако в конечном итоге его эффективность сильно упала и задача выхода на окололунную орбиту оказалась невыполнимой, а необходимые маневры по коррекции траектории не были вовремя выполнены.

В настоящее время Lunar Flashlight, облетев Луну, движется обратно к Земле и 17 мая пролетит мимо планеты на минимальном расстоянии около 65 тысяч километров. Связь с ним сохраняется и NASA ищет возможные варианты использования аппарата.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/16/lunar-flashlight-end

НАСА воспользуется услугами Blue Origin для постройки лунного модуля

20 мая 2023

Через два года после заключения со SpaceX контракта на доставку астронавтов на поверхность Луны НАСА объявило, что выбрало Blue Origin, конкурирующую космическую компанию, для строительства второго лунного посадочного модуля.

Посадочный модуль Blue Origin был выбран для миссии Artemis 5, которая в настоящее время запланирована на 2029 год. Сначала компания должна будет продемонстрировать, что модуль может безопасно приземлиться на Луну без экипажа.

Сумма контракта составляет 3,4 миллиарда долларов.

В 2021 году американское агентство выбрало SpaceX для строительства посадочного модуля для миссии Artemis 3, в ходе которой астронавты совершат высадку на поверхность Луны. Стоимость контракта составила 2,9 миллиарда долларов.

Blue Origin также боролась за первый контракт и подала безуспешный иск против НАСА, когда SpaceX была выбрана в качестве единственного поставщика посадочных модулей.

Первоначально космическое агентство намеревалось предложить два контракта - практика, обычно используемая для защиты от возможного провала одного из них, - но заявило, что было ограничено бюджетом.

НАСА в 2022 году также выбрало посадочный модуль SpaceX для своей миссии Artemis 4, но в то же время запросило материалы от других компаний для остальной части программы.

Спускаемый аппарат Blue Origin, получивший название Blue Moon, разрабатывается совместно с несколькими компаниями-партнерами, включая Draper, Boeing, Astrobotic, Honeybee Robotics и Lockheed Martin.

Lockheed Martin будет разрабатывать шаттл для дозаправки Blue Moon на лунной орбите.

Blue Origin планирует использовать свою новую ракету Glenn, которая никогда ранее не летала, для запуска как посадочного модуля, так и этого шаттла-заправщика.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230520163007

Испания присоединилась к лунной программе NASA

30 мая 2023

Испания присоединилась к лунной программе NASA Artemis. Об этом говорится в распространенном во вторник пресс-релизе кабмина королевства.

Ранее, 3 мая, сообщалось, что к «соглашению Артемиды» присоединилась Чехия

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200521/

11. Планы по Марсу

Астронавты NASA проведут 378 дней в изоляции для подготовки к полету на Марс

16 мая 2023

В испытательной миссии, получившей название CHAPEA (Crew Health and Performance Exploration Analog), примут участие четыре человека. Их разместят на специально обустроенной базе в штате Техас в пространстве площадью около 160 кв. м). Они будут следовать установленному распорядку дня и принимать участие в симуляции деятельности и научной работы на Марсе.

NASA планирует провести три подобных миссии. Первая стартует в июне, последняя запланирована на 2026 год.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200263/

NASA не собирается пересматривать свои амбициозные планы по покорению Марса

23 мая 2023

Представители американского космического агентства во время саммита «Человек на Марс» подтвердили смелые планы NASA о покорении Красной планеты.

Ранее руководство NASA озвучило планы, согласно которым высадка первых астронавтов на Марс может состоятся уже в 2040 году. А за семь лет до этого события астронавты смогут совершить первый пилотируемый полет вокруг Марса.

источник - https://naked-science.ru/community/850604

12. Китай

Китайский многоразовый космический самолет приземляется после 276 дней пребывания на орбите

8 мая 2023 года секретный китайский космический самолет многоразового использования завершил свой второй полет, приземлившись после 276 дней пребывания на орбите.

Космический аппарат многоразового использования стартовал с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби 4 августа 2022 года.

Космический аппарат вывел на орбиту некий объект, как показали данные слежения Космических сил США в конце прошлого года. Небольшой спутник работал в непосредственной близости от космического аппарата.

Второй полет секретного космического аппарата отличается от его первого полета в 2020 году. В ходе этого полета космический аппарат в течение четырех дней находился на орбите размером 331 на 347 километров, наклоненной на 50 градусов. Только что завершившийся полет длился 276 дней, космический аппарат вышел на начальную орбиту размером 346 на 593 километра, наклоненную на 50 градусов, а затем округлил орбиту до 597 на 608 километров.

Во время полета космический аппарат совершил множество малых и гораздо более крупных орбитальных маневров, причем в последние недели были внесены коррективы в подготовку к посадке.

Китай обнародовал мало информации о проекте. Однако размер и масса космического аппарата ограничены использованием ракеты Long March 2F, которая может вывести на низкую околоземную орбиту чуть более 8 тонн.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230512090845

Грузовой корабль «Тяньчжоу-6» успешно состыковался с орбитальной станцией

10 мая 2023 г. грузовой корабль «Тяньчжоу-6» успешно состыковался с модулем «Тяньши» Китайской космической станции. Стыковка произошла через 7 час. 54 мин. после старта. Корабль доставил на станцию 5,8 т полезных грузов.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200181/

Секретный китайский космоплан уличили в сближении со спутником

13 мая 2023 г.

Подробности о поведении китайского космоплана CSSHQ на орбите опубликовала американская компания LeoLabs. Она занимается отслеживанием объектов в околоземном пространстве на коммерческой основе и слежка за секретными кораблями других стран — судя по всему, отличная реклама. Ранее фирма делилась подробностями о маневрах трех десятков иранских, российских и китайских спутников.

Как пишет портал SpaceNews со ссылкой на LeoLabs, секретный китайский космоплан не просто изменял параметры своей орбиты в широких пределах. Часть его маневров была связана с неким объектом, который отделился от CSSHQ 31 октября 2022 года. Для простоты его называют «Объект J», официальное наименование NORAD ID 54218 или COSPAR ID 2022-093J. Предположительно, это микроспутник, причем способный к самостоятельным маневрам. Представители LeoLabs утверждают, что Объект J как минимум пять раз корректировал свою орбиту.

С ноября 2022 года по апрель 2023 года челнок CSSHQ несколько раз сближался с Объектом J. Эти операции делятся на три периода. В первом, с 25 ноября по 24 декабря 2022 года расстояние между аппаратами было столь малым, что специалисты LeoLabs считают это стыковкой. После этого космоплан отдалился от компаньона и они маневрировали самостоятельно до 10 января 2023 года. Тогда оба аппарата снова «состыковались» .

Данные LeoLabs — это массив измерений в радиодиапазоне со станций наблюдения, расположенных по всему миру. В результате продолжительных наблюдений, моделирования и перекрестных корректировок разными радарами точность может быть существенно увеличена. Но в любом случае, никто не может уверенно сказать, вступали ли CSSHQ и Объект J в непосредственный контакт. Они вполне могли находиться на расстоянии до десятков метров друг от друга.

источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/csshq-rendezvous

«Шэнчжоу-16» пристыковался к китайской станции

30 мая 2023 года космический корабль «Шэнчжоу-16» был пристыкован к Китайской космической станции «Тяньхэ». Стыковка состоялась приблизительно через семь с половиной часов после старта корабля. Экипаж «Шэнчжоу-16» перешёл на борт станции и приступил к работе.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200524/

13. КНДР

КНДР признала запуск разведывательного спутника неудачным

30 мая 2023 г. с 1-й площадки северокорейского космодрома Сохэ был выполнен пуск РН «Чхоллима-1» с разведывательным спутником «Маннигён-1».

Пуск оказался аварийным. По информации южнокорейских военных, ракета-носитель упала в море примерно в 200 км к западу от о. Очхондо.

Создана аварийная комиссия, которой предстоит выяснить причины неудачи.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/200554/

14. Астрономическая техника

Ученые используют возможности искусственного интеллекта для ускорения планетарных исследований

02 мая 2023

Новый метод обнаружения планетарных кратеров позволит ученым точно составлять карты поверхностей планет, используя различные типы данных.

Команда исследователей из Университета Абердина разработала новый универсальный алгоритм обнаружения кратеров (CDA) с помощью модели Segment Anything от META AI (SAM).

SAM, выпущенная ранее в этом месяце, представляет собой новую модель искусственного интеллекта, которая может автоматически "вырезать" любой объект на любом изображении.

Технология позволила команде автоматически составлять карту кратеров вместо того, чтобы делать это вручную. В то же время использование различных типов данных позволяет более точно определять характеристики поверхности.

Подход CDA может работать с различными данными и небесными телами, что дает ему потенциал стать универсальным решением для обнаружения кратеров на различных поверхностях планет.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230501220235

Начинается строительство двух приборов ELT. Они будут превосходить по производительности приборы Хаббла и Уэбба

17 мая 2023

На Серро Армазонес в Чили продолжаются работы по созданию Чрезвычайно большого телескопа (ELT), оптического телескопа нового поколения Европейской южной обсерватории (ESO). Недавно началось строительство двух из четырех современных инструментов: камеры MICADO и устройства формирования изображений METIS.

Характеристики этих двух инструментов позволят им выйти далеко за пределы возможностей лучших обсерваторий, которые мы имеем сегодня, включая космический телескоп "Хаббл" и "Джеймс Уэбб". Например, MICADO будет иметь в шесть раз большее разрешение, чем Уэбб, как в спектральном, так и в пространственном отношении. Камера MICADO MICADO (Multi-AO Imaging CAmera for Deep Observations) - это камера, которая предоставит астрономам возможность получать изображения на беспрецедентной глубине. Это возможно благодаря сочетанию большого 39-метрового первичного зеркала ELT и коррекции атмосферного размытия, которую обеспечит система адаптивной оптики MAORY.

Прибор обеспечивает дифракционно-ограниченную визуализацию, щелевую спектроскопию среднего/низкого разрешения и коронографию для высококонтрастной визуализации на длинах волн от 3 до 13 микрометров, а также интегральную полевую спектроскопию высокого разрешения от 3 до 5 микрометров. Он построен европейским консорциумом под руководством PI NOVA (Нидерландская исследовательская школа астрономии) в Нидерландах с двенадцатью партнерами из Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Португалии, Австрии, Тайваня и США. В среднем инфракрасном диапазоне METIS будет полностью использовать огромное главное зеркало телескопа для наблюдения за облаками газа и пыли и центрами галактик. Он также сможет проверить, есть ли у наших ближайших звездных соседей каменистые планеты.

источник - https://new-science.ru/nachinaetsya-stroitelstvo-dvuh-priborov-elt-oni-budut-prevoshodit-po-proizvoditelnosti-pribory-habbla-i-uebba/

Телескопы Black GEM начинают поиск источников гравитационных волн

21 мая 2023

Массив BlackGEM, состоящий из трех новых телескопов, расположенных в обсерватории Ла-Силла, приступил к работе. Телескопы будут сканировать южное небо, чтобы выследить космические события, которые порождают гравитационные волны.

Обнаруживая как гравитационные волны, так и их видимые аналоги, астрономы могут подтвердить природу источников гравитационных волн и определить их точное местоположение. Использование видимого света также позволяет проводить детальные наблюдения за процессами, происходящими при этих слияниях, такими как образование тяжелых элементов, таких как золото и платина.

Три составляющих телескопа BlackGEM были построены консорциумом университетов: Университетом Радбуда, Нидерландской исследовательской школой астрономии и университетом Левена в Бельгии. Диаметр каждого из телескопов составляет 65 сантиметров. Телескопы могут одновременно исследовать различные участки неба. В конечном итоге сотрудничество направлено на расширение массива до 15 телескопов, что еще больше улучшит охват сканирования. BlackGEM является первым массивом такого рода в южном полушарии.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230521102021

1.    Земля

Вода на Земле могла появиться из первичной водородной атмосферы

02 июня 2023

Появление воды на Земле до сих пор остается загадкой. Существует несколько гипотез. Первая — вода была занесена из космоса на этапе кометно-метеоритной бомбардировки. Вторая — вода была унаследована из протопланетного облака, а на этапе охлаждения магматического океана — захвачена минералами. Затем, по мере охлаждения планеты, связанная вода постепенно высвобождалась из магматических пород в виде водяного пара. Проблема этой гипотезы заключается в том, что соотношение изотопов благородных газов в атмосфере Земли отличается от такового в мантии, что предполагает, что они имели разные источники.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Института Карнеги предложили другой вариант, основанный на наблюдениях за молодыми экзопланетами, многие из которых на ранних этапах своего развития окружены атмосферами, богатыми молекулярным водородом.

Авторы предположили, что Земля в первые несколько десятков миллионов лет ее существования также имела первичную водородную атмосферу, которая позже сменилась вторичной, наполненной другими газами. Основываясь на этой гипотезе, они провели термодинамическое моделирование 18 типов обменных реакций, которые могли происходить в условиях протоземли с участием энстатита (MgSiO3), оксида магния (MgO), диоксида кремния (SiO2), ферросилита (FeSiO3), оксида железа (FeO), метасиликата натрия (Na2SiO3), оксида натрия (Na2O), монооксида углерода (CO) и двуокиси углерода (CO2) — в силикатных расплавах; железа (Fe), кремния (Si), кислорода (O) и атомарного водорода (H) — в расплавах металлов и H2, CO, CO2, метана (CH4), O2, H2O, Fe, магния (Mg), натрия (Na) и монооксида кремния (SiO) — в атмосфере.

В качестве исходной температуры для моделирования приняли 3000 К — температуру равновесия в металл-силикатном расплаве, так как на нее указывает распределение земных элементов при давлении около 40 ГПа. Температура верхней поверхности океана магмы принята за 2350 К, а давление первичной атмосферы — 0,13 ГПа (1338 бар). Два параметра — температура равновесия на границе ядро-мантия и начальная массовая доля Н2 в атмосфере — были изменяемыми

источник - https://elementy.ru/novosti_nauki/434096/Voda_na_Zemle_mogla_poyavitsya_iz_pervichnoy_vodorodnoy_atmosfery

2.    Луна

Найдено еще больше доказательств того, что внутреннее ядро Луны такое же твердое, как земное

06 мая 2023

Небольшая группа астрономов из Университета Лазурного Берега совместно с коллегами из MCCE, Парижской обсерватории и Университета Сорбонны нашла больше доказательств того, что у Луны есть внутреннее ядро, похожее на земное.

В 2011 году планетологи из НАСА использовали сейсмические данные, записанные астронавтами "Аполлона", чтобы предсказать, что может находиться в центре Луны. Они предположили, что, вероятно, существует твердое внутреннее ядро радиусом примерно 240 километров. В этой новой работе исследователи использовали различные источники для составления аналогичных оценок и нашли доказательства, которые полностью совпадают с результатами НАСА.

Чтобы узнать больше о ядре Луны, исследовательская группа собрала данные нескольких космических миссий и нескольких экспериментов по определению расстояния на Луне. Они использовали эти данные для создания вероятного профиля внутренней части Луны, включая такие характеристики, как деформации, возникающие из-за гравитационного взаимодействия с Землей, расстояние Луны от Земли, а также плотность Луны. Затем они ввели отобранные данные в приложение и запустили несколько сценариев моделирования.

Модель, наиболее точно соответствующая наблюдениям, выявила признаки активного переворачивания, когда более плотный материал со временем подтягивается ближе к ядру, выталкивая более легкий материал вверх.

Другим главным открытием было то, что плотность внутреннего ядра Луны близка к плотности ядра Земли, что позволяет предположить, что оно, вероятно, состоит из железа. Модели также показали, что внутреннее ядро имеет радиус примерно 258 километров и плотность примерно 7,822 килограмма на кубический метр, а внешнее ядро представляет собой слой жидкости радиусом 362 километра, покрывающий внутреннее ядро.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230506131415

3.    Марс

Марсианская кора оказалась толще земной

17 мая 2023

Диаметр Марса примерно вдвое меньше, чем у Земли, однако его кора вдвое мощнее. В некоторых участках поверхности толщина литосферы Красной планеты достигает впечатляющих 90 километров.

Работающий на Красной планете зонд InSight вооружен чувствительным сейсмометром. В прошлом году он зарегистрировал марсотрясение рекордной силы, магнитуда которого достигала 4,7. Недавно ученые из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) провели новый анализ этих колебаний. Они показали, что толщина марсианской коры достигает около 50 километров. Для сравнения, толщина земной коры составляет от 21 до 27 километров, а у Луны — от 34 до 43 километров.

источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/marsianskaya-kora-tolshhe-zemnoj

4.    Сатурн

Сатурн вновь стал лидером Солнечной системы по числу спутников

11 мая 2023

Центр малых планет Международного астрономического союза опубликовал официальные сообщения об открытии 28 новых спутников Сатурна. Это увеличивает число спутников у планеты-гиганта до 118 штук, что делает его абсолютным рекордсменом в Солнечной системе.

Долгое время Юпитер оставался рекордсменом по количеству известных спутников в Солнечной системе, на втором месте был Сатурн, а далее шли Уран и Нептун. Однако продолжающиеся поиски новых спутников планет-гигантов привели к тому, что в 2019 году Сатурн обошел Юпитер по числу спутников, однако в начале 2023 года число известных спутников Юпитера выросло до 92 и самая крупная планета в Солнечной системе вновь заняла первое место, удержав его даже после недавнего открытия у Сатурна еще семи спутников.

Однако, начиная с 4 мая 2023 года Центр малых планет Международного астрономического союза вновь начал активно публиковать новые подтверждения открытий спутников Сатурна. Новые спутники получили обозначения S/2019 S 13, S/2020 S 6, S/2019 S 12, S/2006 S 14, S/2019 S 11, S/2004 S 47, S/2019 S 10, S/2004 S 46, S/2019 S 9, S/2019 S 8, S/2019 S 7, S/2006 S 13, S/2019 S 6, S/2006 S 12, S/2006 S 11, S/2004 S 45, S/2004 S 44, S/2004 S 43, S/2019 S 5, S/2006 S 10, S/2004 S 42, S/2007 S 6, S/2020 S 5, S/2020 S 4, S/2004 S 41, S/2019 S 4, S/2020 S 3, S/2007 S 5. Таким образом, Сатурн вновь стал рекордсменом, теперь планета обладает 118 известными спутниками.

Такое обилие открытий связано с результатами поисковой программы Эдварда Эштона (Edward Ashton) и его коллег из Университета Британской Колумбии при помощи наземного телескопа CFHT в 2019–2021 годах. Исследователи вначале предсказали существование крупной популяции нерегулярных спутников Сатурна, а затем обнаружили несколько десятков кандидатов в окрестностях планеты. Орбиты нерегулярных спутников более эллиптичны и более наклонены по отношению к Сатурну, чем орбиты обычных спутников.

Все найденные спутники обладают диаметром 2–5 километров.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/10/more-more-moooree-satellites-saturn

Число спутников Сатурна достигло 145 штук

12 мая 2023

Центр малых планет Международного астрономического союза опубликовал официальные сообщения об открытии еще 7 новых спутников Сатурна, что доводит общее число спутников у планеты-гиганта до 145 штук — это рекорд в Солнечной системе. В общей сложности группа астрономов во главе с Эдвардом Эштоном из Университета Британской Колумбии обнаружила 62 новых спутника Сатурна за все время поисковой программы по снимкам наземного телескопа CFHT, полученным в 2019–2021 годах.

Все новые спутники характеризуются размерами до 2,5 километра в диаметре и относятся к классу нерегулярных спутников, которые обладают эллиптическими и наклонными орбитами и были захвачены Сатурном извне. В настоящее время известно 24 регулярных спутников Сатурна и 121 нерегулярный.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/12/oh-my-god-its-full-of-satellites

Астрономы выяснили возраст колец Сатурна с помощью улик из пояса Койпера

13 мая 2023 г.

Возраст Сатурна, второй по размеру планеты нашей Солнечной системы, оценивается примерно в четыре с половиной миллиарда лет, то есть он ровесник Земли. Однако его кольца, самая узнаваемая особенность, появились заметно позже.

В течение всего XX века ученые полагали, что кольца Сатурна образовались в одно время с ним самим, хотя то, что кольца на 98 процентов состоят из чистого водяного льда, с минимальными примесями каменистого вещества, явно противоречило этой теории. И вот наконец появилось еще одно доказательство, что кольца Сатурна в несколько раз моложе планеты: судя по скорости накопления пыли, им от 100 до 400 миллионов лет.

источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/saturn-rings

Что «грандиозный финал» Кассини рассказал нам о строении Сатурна

16 мая 2023

Один из ключевых вопросов, который задают астрономы о природе Сатурна, - это характеристики его глубоких недр и потенциального ядра. С помощью дистанционных наблюдений мы можем получить доступ только к видимой поверхности планеты, которая учитывает лишь самые верхние слои ее атмосферы. Однако у нас есть несколько методов, позволяющих исследовать глубокие недра планеты. Во-первых есть сами кольца. Все триллионы частиц, из которых состоят кольца, реагируют на гравитацию Сатурна.

Но самое главное - у нас есть сам "Кассини". За последние несколько орбит он собрал огромное количество данных о гравитационной среде, в которой он находился. И, наконец, во время его рокового падения мы получили первые прямые измерения верхних слоев атмосферы Сатурна.

Все имеющиеся данные указывают на то, что атмосфера планеты претерпевает дифференциальное вращение на глубине 10 000 км, что составляет примерно 1/6 радиуса всей планеты. Это означает, что атмосфера вблизи экватора Сатурна движется быстрее, чем атмосфера вблизи полюса, что соответствует тому, что мы видим на поверхности. Однако в глубине Сатурна дифференциальное вращение уступает место единой скорости вращения, равной 10 часам и 33 минутам - это и есть истинная продолжительность "дня" на этой планете.

Похоже, что у Сатурна действительно есть ядро, масса которого в 12-20 раз превышает массу Земли. Однако это ядро не компактно, как Земля, а медленно диффундирует и смешивается с водородной и гелиевой атмосферой, которая его окутывает. Это дает приблизительную границу ядра где-то около половины радиуса Сатурна.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230516172600

На Энцеладе заметили гейзер рекордной силы

20 июня 2023

В середине 2000-х, когда зонд Cassini начал работу в системе Сатурна, он обнаружил, что его спутник Энцелад извергает мощные гейзеры. Считается, что они берут начало в океане воды, который скрывается под толстой ледяной корой спутника.

Новые наблюдения гейзеров Энцелада провел космический телескоп James Webb. Он показал, что мы до сих пор недооценивали их силу. Зафиксированный инструментом выброс оказался намного больше всего, что удавалось увидеть до сих пор. Быстро замерзнув, частицы льда вылетели на расстояние, во много раз превышающее размеры самого спутника (диаметр которого чуть более 500 километров). Но, по-видимому, выброс оказался довольно разреженным, «напоминающим скорее холодную дымку, чем струю гейзера».

источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/na-entselade-gejzer-rekordnoj-sily

«Джеймс Уэбб» увидел водяной шлейф Энцелада и тор вокруг Сатурна

30 мая 2023

Ученые обнаружили обширный шлейф, содержащий молекулы воды, простирающийся до 10 тысяч километров (или 40 радиусов Энцелада) от Энцелада и характеризующийся температурой около 25 кельвин. Наблюдалось также фоновое излучение молекул воды, образующее тор вокруг орбиты Энцелада с наклонением 15,2 градуса, таким образом, спутник оказался основным источником воды в системе Сатурна.

Скорость производства водяного пара Энцеладом составляет 300 килограмм в секунду, а в торе содержится около 2,5?1034 молекул воды, что эквивалентно 32 процентам выброшенных с поверхности спутника молекул. Эти результаты похожи на данные, полученные аппаратами «Кассини» и «Гершель» 13-15 лет назад, что указывает на долговременную стабильность извержений водяного пара. Поиск других молекул, таких как CO2, CO, CH4, C2H6, CH3OH, а также аммиачного льда, не дал никаких результатов.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/30/jwst-enceladus

5.    Уран

На четырех спутниках Урана может быть вода

07 мая 2023

Повторный анализ данных с космического аппарата NASA "Вояджер" привел ученых NASA к выводу, что четыре крупнейших спутника Урана, вероятно, содержат слой океана между их ядрами и ледяной корой. В исследовании подробно описана эволюция внутреннего состава и структуры всех пяти больших лун: Ариэля, Умбриэля, Титании, Оберона и Миранды. Ученые предполагают, что на четырех лунах находятся океаны глубиной в десятки километров.

Телескопы свидетельствуют о том, что по крайней мере на одной из лун, Ариэль, есть вещество, которое вытекло на поверхность, возможно, из ледяных вулканов, относительно недавно.

На Миранде, самой внутренней и пятой по величине луне, также имеются особенности поверхности, которые, по-видимому, недавнего происхождения, что позволяет предположить, что в какой-то момент на ней могло сохраняться достаточно тепла, чтобы поддерживать океан. Недавнее тепловое моделирование показало, что в Миранде вряд ли долго находилась вода: она слишком быстро теряет тепло и, вероятно, сейчас замерзла.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230507185606

Астрономы рассмотрели циклон на северном полюсе Урана

24 июня 2023

Радиотелескопы подтвердили существование мощного циклона на Уране. Таким образом, приполярные вихри обнаружены у всех планет Солнечной системы, которые обладают хотя бы слабой атмосферой.

Voyager 2 провел дополнительные наблюдения региона в инфракрасном диапазоне, но они не обнаружили характерных для циклона перепадов температуры. Подтвердить его существование удалось лишь теперь, используя данные наземных радиотелескопов VLA. Ученые рассмотрели данные, полученные между 2015 и 2022 годами, показав, что воздух непосредственно возле северного полюса Урана теплее и суше своего окружения, что служит надежным индикатором присутствия циклона.

Уран оказался последним: теперь наличие полярных вихрей подтверждено у всех планет Солнечной системы, которые обладают хоть сколько-нибудь значительной атмосферой. Такие циркуляции возникают из-за разницы в нагреве поверхности у полюсов и на более умеренных широтах. Их обнаруживают и на каменистых мирах вроде нашего, и на газовых гигантах. Правда, в отличие от аналогичного вихря на Земле, эти циклоны на Уране и Сатурне остаются удивительно стабильны и практически не покидают полюсов.

источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/tsiklon-na-severnom-polyuse-urana

6.    Астероиды и метеориты

Метеорит упал на дом в Нью-Джерси

10 мая 2023

Объект пробил дыру в крыше дома в центре Нью-Джерси, врезался в деревянный пол. Семья, которой принадлежит дом, обнаружила черный камень размером с картофелину. Он был еще теплый. Никто не пострадал, и резиденции не был нанесен серьезный ущерб.

По данным полиции, объект имеет размеры примерно 10 на 15 сантиметров и весит примерно 1,8 килограмма.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230510102946

Метеориты хранят магнитную память о ранней Солнечной системе

11 мая 2023

Ежедневно на Землю падает около 40 000 тонн метеоритов. Большинство из них падает в океан, и большинство из них совсем крошечные, но все же они достаточно распространены, чтобы любители по всему миру постоянно находили метеориты. Чаще всего их находят в засушливых районах, где их окраска может выделяться на фоне местности. Но даже в этом случае метеорит бывает трудно отличить от земных камней.

Однако есть несколько способов отличить их, и один из них связан с тем, что метеориты обычно магнитные. Поэтому охотники за метеоритами часто носят с собой небольшой ручной магнит. Если провести магнитом по предполагаемому метеориту, он, как правило, притягивается к магниту сильнее, чем соседние материалы. Но, как показало недавнее исследование, этот магнитный трюк может также испортить важные данные о формировании нашей Солнечной системы.

В качестве примера команда исследователей рассмотрела метеорит, известный как Black Beauty. Он был обнаружен в пустыне Северо-Западной Африки в 2011 году. Это относительно крупный метеорит, его масса составляет около 320 граммов. Но причина его важности для астрономов заключается в том, что он прибыл с Марса. Анализ Black Beauty позволил обнаружить в нем кристаллы, образовавшиеся 4,4 миллиарда лет назад. Благодаря Black Beauty мы знаем, что ранний Марс был теплым и влажным.

Возможно, в это время Марс имел сильное магнитное поле, и если это так, то Black Beauty содержит доказательства этого. Но когда команда исследователей изучила магнетизм метеорита, они обнаружили, что его первоначальное магнитное поле было стерто под воздействием магнитов на Земле. Команда также изучила несколько небольших фрагментов Black Beauty и обнаружила, что все они, кроме нескольких, были перемагничены.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230511200520

Астрономы предложили всем желающим поискать новые астероиды

31 мая 2023

Команда Каталинского обзора неба запустила новый проект гражданской науки The Daily Minor Planet. В его рамках любой желающий может помочь ученым обнаружить на снимках новые астероиды, в том числе потенциально опасные для Земли. Каталинский обзор неба (Catalina Sky Survey) был запущен в 1998 году, финансируется NASA и использует для наблюдений два телескопа с диаметрами 0,4 и 0,68 метра наземной обсерватории Аризонского Университета. Его задачами стали поиск и отслеживание астероидов размером более 140 метров, в основном, околоземных. За время работы обзора было обнаружено несколько тысяч сближающихся с Землей астероидов и большое количество астероидов из Главного пояса, расположенного между Марсом и Юпитером.

Группа сотрудников Catalina Sky Survey во главе со старшим операционным инженером Карсоном Фулсом запустила проект The Daily Minor Planet на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его цель заключается в улучшении программного обеспечения, которое автоматически анализирует получаемые в ходе обзора неба снимки и ищет на них астероиды. Каждую ночь телескопы делают больше тысячи снимков, поэтому у ученых не хватает времени проверить все потенциальные новые астероиды.

Участником проекта может стать любой желающий, после обучения нужно будет просматривать снимки, на которых система автоматической обработки заметила потенциально движущийся точечный объект, и определить достоверность открытия. В случае ложного срабатывания объект может оказаться не околоземным астероидом или астероидом Главного пояса, а тусклой фоновой звездой, шумами, частицей космических лучей, околоземным спутником или артефактом, вызванным переотражением света в оптической системе. Важным моментом работы является обязательная регистрация, чтобы в случае открытия нового астероида имя первооткрывателя не было утеряно.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/31/daily-minor-planet

7.    Кометы

«Джеймс Уэбб» нашел водяной пар в коме кометы Главного пояса

16 мая 2023

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые обнаружил водяной пар в коме кометы Главного пояса 238P/Read, однако не нашел там углекислого газа. Это подтверждает отличие комет Главного пояса от обычных комет, а также идею о том, что активность этих тел может объясняться сублимацией водяного льда.

Кометы Главного пояса представляют собой открытый всего 17 лет назад небольшой класс малых тел Солнечной системы, стабильные орбиты которых находятся внутри орбиты Юпитера, в основном, в Главном поясе астероидов. Эти тела проявляют кометоподобную активность, образуя пылевые комы или хвосты, во время прохождений перигелия, которая до сих пор плохо объяснима. Считается, что такие тела могли сохранить запасы водяного льда, сублимация которого и дает активность, однако до недавнего времени четких доказательств этому не было, как и свидетельств обнаружения других летучих веществ.

Группа астрономов во главе с Майклом Келли из Университета Мэриленда опубликовала результаты наблюдений за кометой Главного пояса 238P/Read в ближнем инфракрасном диапазоне при помощи инструментов NIRCam и NIRSpec «Джеймса Уэбба» 8 сентября 2022 года — через 95 дней после прохождения ей перигелия. На тот момент комета находилась на расстоянии 2,428 астрономической единицы от Солнца.

Ученые обнаружили тепловое излучение от пылевой комы и ядра кометы, а также излучение водяного пара, ассиметрично распределенного в коме. Однако не было обнаружено заметного излучения углекислого газа в коме. Расчеты показывают, что ядро может образовывать водяной пар за счет сублимации льда со скоростью около 300 грамм в секунду, для углекислого газа скорость образования оценивается в 5 грамм в секунду.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/16/238-p-read-jwst

8.    Солнце

1000 студентов помогли в исследованиях солнечных вспышек

09 мая 2023

Для нового исследования команда физиков набрала около 1000 студентов Университета Колорадо в Боулдере, чтобы помочь ответить на один из самых насущных вопросов о Солнце: как его корона становится такой горячей?

Исследование представляет собой почти беспрецедентный подвиг в области анализа данных: с 2020 по 2022 год небольшая армия, состоящая в основном из студентов первого и второго курсов, изучила физику более 600 реальных солнечных вспышек – гигантских выбросов энергии из бурлящей солнечной короны.

Исследователи, в том числе 995 студентов бакалавриата и аспирантуры, опубликовали свое открытие в Astrophysical Journal. Результаты показывают, что солнечные вспышки, возможно, не являются причиной перегрева солнечной короны, как предполагает популярная теория в астрофизике.

Некоторые ученые подозревают, что причиной могут быть крошечные вспышки, или "наноспышки", которые слишком малы, чтобы их могли заметить даже самые совершенные телескопы. Если такие события существуют, они могут возникать по всему Солнцу почти постоянно. Результаты студентов ставят под сомнение эту теорию, хотя еще слишком рано говорить наверняка.

Студенты разделились на группы по три-четыре человека и выбрали обычную вспышку, которую они должны были проанализировать в течение семестра. Затем, проведя серию длительных вычислений, они подсчитали, сколько тепла каждое из этих событий могло бы излить в солнечную корону.

Их расчеты нарисовали четкую картину: сумма солнечных нановспышек, вероятно, была бы недостаточно мощной, чтобы разогреть корону до миллионов градусов по Цельсию.

Что делает корону такой горячей, неясно. Конкурирующая теория предполагает, что волны в магнитном поле Солнца переносят энергию изнутри в атмосферу.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230509195533

Астрономы показали детальные снимки солнечных пятен

22 мая 2023

Солнечный телескоп имени Дэниела Иноуе (сокращенно DKIST) заработал в конце 2019 года, став самым крупным оптическим наземным телескопом, следящим за Солнцем. Он находится на Гавайях и обладает 4-метровым главным зеркалом, пятью научными приборами и системой адаптивной оптики, что позволяет DKIST видеть рекордно мелкие структуры на Солнце.

В середине мая 2023 года были опубликованы несколько новых детальных изображений Солнца, полученных прибором VBI (Visible-Broadband Imager) в ходе первого года работы DKIST на этапе его ввода в эксплуатацию. Размеры каждой из наблюдаемых областей составляли порядка 30 тысяч километров.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/22/sun-dkist-new

9.    Звёздная и галактическая астрономия

Китайские ученые считают, что форма Млечного пути была определена неправильно

01 мая 2023

В течение многих лет ученые представляли галактику Млечный Путь в виде спирали с центральной выпуклостью и четырьмя основными спиралевидными рукавами. За последние несколько лет технология телескопов улучшилась, и вместе с этим появилось осознание того, что подавляющее большинство галактик соответствует только одной из трех основных форм: спиральной, неправильной и эллиптической. Кроме того, большинство галактик имеет два основных рукава, разделяющихся на более мелкие.

Считается, что такое расщепление происходит из-за столкновений с другими галактиками или скоплениями. Такие наблюдения предполагают, что если бы Млечный Путь был спиральной галактикой с четырьмя рукавами, то это было бы чрезвычайно редким явлением. И если бы это было так, то должны были бы существовать какие-то уникальные атрибуты, которые привели бы к такой уникальной форме. Исследователи, проводящие эту новую работу, предполагают, что более вероятно, что мы с самого начала неправильно определили форму. Они полагают, что, как и у большинства других галактик, у Млечного Пути есть только два главных рукава.

Астрономы сосредоточили свое внимание на звездах O-B, которые оказались полезными, поскольку они не сильно перемещаются после формирования. Исследователи собрали данные о 24 000 из них и добавили на карту.

Затем команда сопоставила расположение звезд со спиралью и, таким образом, обнаружила, что наиболее вероятной формой Млечного Пути является зазубренная спираль с двумя основными рукавами, которые тянутся наружу от перемычки. Другие более короткие рукава расположены далеко друг от друга, они неправильной формы и не соединены с основной конструкцией.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230501185728

Астрономы заполучили снимок светящихся останков первой задокументированной сверхновой

03 мая 2023

Изображение разорванной оболочки первой зарегистрированной сверхновой было получено камерой DECam, изготовленной Министерством энергетики США. Камера установлена на 4-метровом телескопе Виктора М. Бланко Национального научного фонда США в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили в рамках программы NOIRLab NSF.

Кольцо обломков RCW 86 – это все, что осталось от звезды, которая взорвалась более 1800 лет назад. Она была зарегистрирована китайскими астрономами в 185 году.

По оценкам, возраст RCW 86 составляет около 2000 лет. Рентгеновские данные выявили большое количество железа в этой области, что является верным признаком взрыва в двойной звездной системе, когда плотный белый карлик выкачивает материал из своей звезды-компаньона до точки детонации.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230503203537

Найден белый карлик, горящий гелием

08 мая 2023

Группа под руководством Института внеземной физики имени Макса Планка (MPE) обнаружила по низкоэнергетическому рентгеновскому излучению бинарную систему, в которой присутствует очень необычный белый карлик. Изучив его сигнал, было обнаружено, что белый карлик стабильно сжигает гелий на своей поверхности. Кроме того, масса этого белого карлика растет медленнее, чем предполагалось ранее. Эти данные могут помочь астрономам лучше понять процессы, которые приводят к взрывам белых карликов, и их частоту.

Сверхновые типа Ia играют фундаментальную роль в астрономии. Фактически, их можно использовать в качестве индикаторов расстояния, поскольку все они имеют одинаковую светимость. Благодаря сверхновым этого типа в конце 1920-х годов было обнаружено, что Вселенная не статична, а расширяется. Позже, в начале 1990-х годов, было обнаружено, что это расширение не постоянно, а ускоряется. Кроме того, эти сверхновые производят большое количество химических элементов, в частности, железо. Когда белый карлик находится в бинарной системе, в которой звезда-компаньон все еще сжигает водород в своем ядре, он может забирать газ из внешних слоев звезды-компаньона.

Когда белый карлик отрывает материал от звезды, этот материал может вызвать реакции ядерного синтеза на поверхности самого белого карлика. В результате возникнет низкоэнергетическое рентгеновское излучение в диапазоне от 0,09 до 2,5 кэВ (сверхмягкое рентгеновское излучение). Именно благодаря этому излучению белые карлики такого типа были впервые обнаружены в начале 1990-х годов благодаря наблюдениям, проведенным немецким спутником ROSAT. Изучая спектры этих сигналов, было обнаружено, что материал, оторванный от звезды-компаньона, состоит в основном из водорода. Это породило немаловажную проблему, связанную с последующим взрывом сверхновых Ia: в этих взрывах нет следов водорода.

Аккреционный диск вокруг белой карликовой звезды состоит в основном из гелия. Для преодоления этой проблемы были предложены бинарные системы, в которых белый карлик аккрецирует гелий, а не водород, от своей звезды-компаньона, но до сих пор такие системы не наблюдались. Именно в этом и заключается работа команды под руководством MPE. Проанализировав данные, полученные с космических телескопов XMM-Newton и eROSITA, которые наблюдают в рентгеновском диапазоне, и изучив спектр бинарной системы [HP99] 159, которая излучает уже известные низкоэнергетические рентгеновские лучи, команда обнаружила, что аккрецированный материал на белом карлике состоит в основном из гелия.

источник - https://new-science.ru/najden-belyj-karlik-goryashhij-geliem/

Астрономы озадачены крупнейшим в истории космическим взрывом

15 мая 2023

Астрономы заявили в пятницу, что они идентифицировали "самый большой" космический взрыв, когда-либо наблюдавшийся, - огненный шар, в 100 раз больше нашей Солнечной системы, который внезапно начал полыхать в далекой вселенной более трех лет назад.

Взрыв, получивший название AT2021lwx, не является самой яркой вспышкой, когда-либо наблюдавшейся во Вселенной. Этот рекорд по-прежнему принадлежит гамма-всплеску BOAT, зафиксированному в октябре.

Проанализировав различные длины волн света, астрономы пришли к выводу, что взрыв произошел примерно в восьми миллиардах световых лет от нас.

Это намного дальше, чем большинство других новых вспышек света в небе, а значит, взрыв, стоящий за ними, должен быть намного сильнее.

По оценкам Уайзмана, он примерно в два триллиона раз ярче Солнца.

Астрономы рассмотрели несколько возможных объяснений.

Одно из них заключается в том, что AT2021lwx является взрывающейся звездой, но вспышка в 10 раз ярче, чем любая ранее наблюдавшаяся сверхновая.

Другая возможность - это так называемое событие приливного разрушения, когда звезда разрывается на части, когда ее засасывает в сверхмассивную черную дыру. Но AT2021lwx все еще в три раза ярче, чем те события, и Уайзман сказал, что их исследования не указывают в этом направлении.

Единственным сколько-нибудь сравнимым ярким космическим событием является квазар, когда сверхмассивные черные дыры поглощают огромное количество газа в центре галактик.

Но квазары, как правило, мерцают, в то время как AT2021lwx внезапно начал вспыхивать из ничего три года назад, и он все еще пылает. В новом исследовании международная команда исследователей изложила то, что, по их мнению, является наиболее вероятным сценарием. Их теория заключается в том, что массивное одиночное облако газа — примерно в 5000 раз больше Солнца — медленно поглощается сверхмассивной черной дырой.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230515065833

«Джеймс Уэбб» отыскал очень тусклую галактику в очень ранней Вселенной

17 мая 2023

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил первый случай обнаружения галактики с очень низкой светимостью в очень ранней Вселенной.

Период эволюции Вселенной, следующий за Темными Веками, когда Вселенная была лишена источников излучения и заполнена нейтральным газом, называется эпоха Реионизации.

Группа астрономов во главе с Гвидо Робертс-Борсани из Калифорнийского университета подтвердила первое открытие галактики с очень низкой светимостью в очень ранней Вселенной при помощи инструментов NIRCam и NIRSpec обсерватории «Джеймс Уэбб» в инфракрасном диапазоне. Наблюдения проводились в октябре 2022 года.

Галактика имеет обозначение JD1 и ранее считалась кандидатом в тройное изображение галактики при красном смещении z?10, создаваемом из-за эффекта гравитационного линзирования.

Измеренное красное смещение JD1 составило 9,76, что соответствует возрасту Вселенной на момент существования галактики в 480 миллионов лет. Ее светимость составляет всего 0,05 от характеристической светимости, близкой к светимости Млечного Пути, абсолютная звездная величина в ультрафиолетовом диапазоне составляет Muv = ?17,44. JD1 обладает молодым (около 30 миллионов лет) звездным населением, бедна пылью, активно образует звезды, обладает малой звездной массой (около 107,48 масс Солнца) и характеризуется субсолнечной металличностью.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/17/ufg-jwst

Астрономы впервые увидели сверхновую типа Ia в радиодиапазоне

19 мая 2023

Астрономы впервые обнаружили радиоизлучение от вспышки сверхновой типа Ia. Предполагается, что оно возникло при взаимодействии расширяющейся ударной волны от взрыва белого карлика с околозвездным веществом, богатым гелием.

Речь идет о вспышке SN 2020eyj, которая была впервые обнаружена 7 марта 2020 года наземной оптической системой Zwicky Transient Facility, а 23 марта — системой ATLAS. Ученые также анализировали данные наблюдений радиоинтерферометра e-MERLIN, инфракрасного телескопа NEOWISE, рентгеновского телескопа Swift, а также спектральные данные с нескольких наземных телескопов. была обнаружена в тусклой, маломассивной и компактной галактике SDSS J111147.15+292305.9 со значением красного смещения z?=?0,0297.

Первоначально спектр вспышки был похож на тип Ia, однако спустя 131 день стал похож на сверхновую типа Ibn, при которой есть взаимодействие расширяющейся оболочки с богатым гелием околозвездным веществом. Обнаруженное радиосинхротронное излучение от вспышки, обнаруженное на 605 и 741 день после открытия, подтверждает идею о том, что звезда-компаньон белого карлика могла быть гелиевой звездой с начальной массой 1-2 массы Солнца, которая до взрыва активно теряла в окружающую среду свое вещество за счет ветров или взаимодействий с карликом.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/19/lp-791-18-d

Сияющие протозвезды и темные облака сталкиваются в звездных яслях

22 мая 2023

Массивное звездообразующее межзвездное облако Lupus 3 было снято с помощью 570-мегапиксельной камеры Dark Energy межамериканской обсерватории NOIRLab Серро-Тололо в Чили. Ослепительная центральная область этого разрастающегося облака показывает пару молодых звезд, вырывающихся из коконов из пыли и газа, чтобы осветить отражательную туманность, известную как Bernes 149.

Звездообразующее межзвездное облако Lupus 3 расположено примерно в 500 световых годах от Земли в направлении созвездия Волка. Две голубые звезды, пылающие в центре разрастающейся туманности, известны как HR 5999 и HR 6000. Эти звезды выросли из темной туманности Lupus 3, которая простирается подобно одеялу на фоне звезд. Однако это облако - не просто угольно-черная космическая капля. Оно является домом для множества молодых звезд, известных как звезды типа T Тельца, которые в конечном итоге будут использовать материал Lupus 3, чтобы вырасти в полноценные звезды. При относительно молодом возрасте, составляющем около 1 миллиона лет, HR 5999 и HR 6000 являются самыми старыми из звезд в области Lupus 3. Эти звезды, несмотря на их яркость, еще не питаются за счет ядерного синтеза. Вместо этого они приводятся в действие силой тяжести, которая сжимает и нагревает внутреннее вещество.

Lupus 3 - одно из по меньшей мере девяти облаков в массивном комплексе облаков Волка. Lupus 3 простирается по площади неба, эквивалентной примерно 24 диаметрам Луны, если смотреть с Земли. Обладая колоссальным полем зрения в 2,2 градуса, DECcam может снимать массивные объекты, такие как Lupus 3, на одном изображении.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230521101713

Странное ядро из кварковой материи может существовать в нейтронных звездах

22 мая 2023

Основываясь на наблюдениях нейтронных звезд и теории квантовой хромодинамики, исследовательская группа под руководством проф. Фань Ичжун из обсерватории Пурпурной горы (PMO) Китайской академии наук (CAS) обнаружила, что ядро из кварковой материи, вероятно, существует в массивных нейтронных звездах. Наблюдение за этим экзотическим ядром предоставляет уникальную возможность изучить уравнение состояния (EOS) плотной материи, в частности переход от адронной к кварковой материи.

Ученые нашли подтверждение существования экзотического ядра в нейтронных звездах, более чем в 0,98 раза превышающего самую массивную из них. Количественный анализ показал, что состояние в центре самой массивной нейтронной звезды мягче, чем типичная адронная материя (даже с гиперонами), и вполне вероятно наличие значительного экзотического ядра (>1 км).

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230521101835

Считается, что "темный" спутник бинарной звезды полностью состоит из темной материи

25 мая 2023

Среди миллиардов звезд, нанесенных на карту космическим телескопом Gaia, интерес астрономов вызвала загадочная звезда, вращающаяся вокруг неуловимого объекта. Первоначально они подозревали, что этот темный объект может быть черной дырой. Однако недавно это первоначальное предположение было поставлено под сомнение, а новаторское исследование показало, что это может быть исключительно редкая "бозонная звезда", полностью состоящая из темной материи.

Бинарная звездная система, обнаруженная в нашей собственной галактике телескопом Gaia, состоит из довольно обычной звезды с массой чуть меньше массы Солнца (0,93 солнечной массы) и примерно таким же химическим составом. Однако таинственный спутник, вокруг которого она вращается, не испускает никакого излучения и имеет гораздо большую массу (в 11 раз больше массы Солнца). Эти два небесных тела находятся на расстоянии 1,4 а.е. друг от друга.

В начале этого научного приключения астрономы предположили, что этот загадочный объект может быть небольшой черной дырой. Однако возникла проблема: гравитационные данные не совпадали. Учитывая, что черные дыры образуются в результате взрывов массивных звезд, крайне маловероятно, что звезда с массой, подобной нашей, будет вращаться вокруг таких объектов в течение миллионов лет. Несмотря на признание потенциального существования таких систем, этот сценарий требует так много корректировок, что два астронома считают, что необходимо рассмотреть альтернативу. Их исследование предполагает, что этот объект на самом деле может быть бозонной звездой, полностью состоящей из темной материи. О такой категории звезд теоретизировали, но никогда не наблюдали. Таким образом, это может быть первая обнаруженная бозонная звезда.

Одна из гипотез заключается в том, что темная материя состоит из определенного типа бозонов. Семейство бозонов состоит из элементарных частиц, таких как фотоны, глюоны, Z- и W-бозоны, бозон Хиггса и гравитон. Однако до сих пор было открыто лишь несколько типов бозонов, а во Вселенной их может быть гораздо больше. Эти новые типы бозонов не обладают никакой силой и поэтому способны собираться вместе, образуя большие скопления, которые могут быть размером с целые звездные системы. Меньшие скопления бозонной темной материи могут быть размером со звезду и называться "бозонными звездами". Поскольку обычные звезды состоят из фермионов, для существования бозонной звезды должны быть соблюдены особые условия. В этом отношении бозоны должны быть одновременно стабильными и маломассивными, в частности, иметь спин-0 или спин-1, как предложили исследователи в своем недавнем исследовании. С точки зрения стороннего наблюдателя такой тип звезды может выглядеть как черная дыра. По мнению двух авторов исследования, бозонная темная материя может породить достаточное количество звезд такого типа, чтобы объяснить данные, собранные Gaia.

источник - https://new-science.ru/schitaetsya-chto-etot-temnyj-sputnik-binarnoj-zvezdy-polnostju-sostoit-iz-temnoj-materii/

Астрономы обнаружили две сверхземли, вращающиеся вокруг М-карлика

01 мая 2023

Используя спутник TESS, астрономы обнаружили две сверхземли, вращающиеся вокруг карликовой звезды TOI-2095.

Экзопланета, расположенная ближе к звезде, примерно на расстоянии 0,1 а.е., получила обозначение TOI-2095 b. Согласно исследованию, планета примерно на 25% больше Земли и имеет орбитальный период в 17,66 суток. Было установлено, что равновесная температура TOI-2095 b составляет 347 К, в то время как ее масса, по оценкам, не превышает 4,1 массы Земли.

Вторая планета в системе, TOI-2095 c, имеет радиус около 1,33 земных радиуса и обращается вокруг своего родителя каждые 28,17 суток на расстоянии около 0,137 а.е. TOI-2095 c имеет равновесную температуру около 297 К, а ее максимальная масса, по расчетам, составляет 7,4 массы Земли.

Родительская звезда TOI-2095 примерно на 56% меньше и менее массивна, чем Солнце. Она относится к спектральному классу M2,5 В. Ее эффективная температура составляет 3759 К, а металличность находится на уровне -0,24. Возраст звезды оценивается в миллиард лет.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230501182856

Причудливая экзопланета нарушает все орбитальные правила

02 мая 2023

У звезды WASP-131 есть по крайней мере одна планета - 131b. Это горячая газовая планета с массой чуть меньше массы Сатурна, которая движется по орбите 131b каждые пять дней. Предыдущие исследования 131b показали, что планета необычна из-за толщины ее атмосферы. Хотя ее масса составляет лишь четверть массы Юпитера, ее диаметр на 20% больше, чем у Юпитера. 131b имеет настолько низкую плотность для газовой планеты, что ее называют суперпухлой планетой.

Когда команда проанализировала вращение WASP-131, они обнаружили, что оно не похоже на вращение ее планеты. Орбита 131b наклонена примерно на 160 градусов от плоскости вращения звезды, что означает, что она находится на высокой, почти полярной ретроградной орбите. Возникает вопрос, как планета могла получить такую странную орбиту.

Одна из идей - процесс, известный как эффект Козаи. Динамические взаимодействия между планетой, ее звездой и другими планетами в системе могут привести к смещению орбиты в сторону от неизменной планеты. Мы видим это в нашей собственной Солнечной системе с Плутоном и Нептуном, которые со временем наклонили орбиту Плутона. Однако эффект Козаи более выражен у малых планет, и одного взаимодействия между планетой и звездой недостаточно для объяснения такой наклонной орбиты. Другая возможность - магнитное взаимодействие между планетой и протопланетным диском в начале периода ее формирования.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230502180620

На планете, находящейся в 26 световых годах от Земли, нашли воду

02 мая 2023

Исследователи из NASA изучили экзопланету GJ 486 b, расположенную в 26 световых годах от Земли, в созвездии Девы. Она находится достаточно близко к своему красному карлику, из-за чего температура на ее поверхности достигает 430 градусов Цельсия.

С помощью спектрографа ближнего инфракрасного диапазона ученые смогли зафиксировать на GJ 486 b следы присутствия водяного пара.

Наличие пара в атмосфере дает понять, что, несмотря на близкое расположение к звезде, у экзопланеты сохраняется воздушная оболочка. Но исследователи предупреждают, источником воды на GJ 486 b может быть и сама звезда: как и на Солнце, водяной пар на ней может образовываться в холодных темных пятнах, и с учетом того, что этот красный карлик намного холоднее нашего светила, пара на его поверхности может формироваться больше.

источник - https://news.mail.ru/society/56064417/?frommail=10&utm_partner_id=735

Джеймс Уэбб обнаружил обширные пояса астероидов вокруг звезды Фомальгаут

09 мая 2023

Пылевое кольцо Фомальгаута было обнаружено в 1983 году во время наблюдений с помощью инфракрасного астрономического спутника IRAS. Существование кольца было также установлено из более ранних наблюдений с помощью субмиллиметровых телескопов на Мауна-Кеа, Гавайи, космического телескопа NASA Spitzer и субмиллиметровой обсерватории Caltech. Казалось, что это действительно просто кольцо. Но на самом деле это гораздо больше. Уэбб обнаружил, что в общей сложности существует три вложенных друг в друга пояса, простирающихся от звезды на расстояние до 23 миллиардов километров. Это расстояние в 150 раз больше, чем расстояние Земли от Солнца. По своим масштабам внешний пояс примерно в два раза превосходит наш пояс Койпера.

источник - https://new-science.ru/kosmicheskij-apparat-dzhejms-uebb-obnaruzhil-obshirnye-poyasa-asteroidov-vokrug-zvezdy-fomalgaut/

Астрономы впервые напрямую пронаблюдали разрушение гигантской экзопланеты звездой

11 мая 2023

Астрономы впервые напрямую увидели поглощение солнцеподобной звездой экзопланеты с массой менее 10 масс Юпитера. Такие события, по оценкам ученых, могут фиксироваться несколько раз в год.

Речь идет о вспышке ZTF SLRN-2020, которая была найдена в архивных данных наблюдений системы Zwicky Transient Facility за 2020 год. Ученые также использовали данные наблюдений обзора UKIRT, телескопов NEOWISE, «Джемини-Юг», Магеллановых телескопов, Swift и обсерватории Кека.

Источник вспышки находился в диске Млечного Пути, на расстоянии около 12 тысяч световых лет от Солнца, и вначале демонстрировал быстрый рост оптической яркости до пика примерно через 10 дней после начала, после чего его яркость затухала в течение 6 месяцев. При этом вспышка характеризовалась исключительно низкой светимостью в оптическом диапазоне. Кроме того, наблюдалось увеличение яркости источника в среднем инфракрасном диапазоне, начавшееся примерно за 7 месяцев до оптической вспышки и длившееся не менее 15 месяцев.

Исследователи пришли к выводу, что данное событие лучше всего описывается моделью, в которой солнцеподобная звезда поглотила нептуноподобную или юпитероподобную экзопланету с массой менее десяти масс Юпитера, что сопровождалось выбросом пыли и газа.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/04/ztf-slrn-2020

«Джеймс Уэбб» нашел толстые слои облаков в атмосфере близкого субнептуна

12 мая 2023

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» нашел доказательства существования в атмосфере субнептуна GJ 1214b толстых слоев облаков или дымки. Эти слои хорошо отражают излучение от звезды и могут содержать водяной пар и продукты фотохимических реакций.

GJ 1214b стала первой экзопланетой, найденной у красного карлика, и с момента своего открытия в 2009 году неоднократно становилась целью для наблюдений. Она относится к субнептунам, обладает радиусом 2,6 радиуса Земли, обращается вокруг одиночной карликовой звезды типа M4,5 с периодом 37,9 часа и находится в 40 световых лет от Солнца.

Средняя яркостная температура дневной и ночной сторон GJ 1214b составляют 553 и 437 кельвинов, соответственно, а альбедо— 0,51. В спектрах наблюдаются следы водяного пара, который поглощает излучение звезды в атмосфере дневной и ночной сторон, на ночной стороне есть признаки возможного наличия метана и синильной кислоты, которая может быть побочным продуктом фотолиза метана.

Ученые пришли к выводу, что полученные данные лучше всего укладываются в модель, где атмосфера экзопланеты характеризуется большей металличностью, чем родительская звезда, и богата водородом. Кроме того, в ней есть толстые слои облаков или углеводородной дымки с высокой отражающей способностью. Ранее предполагалось, что в роли дымки могут выступать сажа и толины, однако они хорошо поглощают, а не отражают излучение.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/12/gj-1214-b-jwst

«Джеймс Уэбб» обнаружил водяной пар, который может быть частью атмосферы скалистой экзопланеты

13 мая 2023

GJ 486 b примерно на 30% больше Земли и в три раза массивнее, что означает, что это скалистый мир с более сильной гравитацией, чем на Земле. Он обращается вокруг красного карлика чуть менее чем за 1,5 земных суток и находится слишком близко к своей звезде, вне пределов обитаемой зоны. И все же наблюдения «Уэбба» показывают признаки присутствия водяного пара.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230501220402

Астрономы обнаружили необычную сверхземлю

16 мая 2023

Международная команда астрономов сообщает об обнаружении новой сверхземли с помощью спутника TESS. Экзопланета TOI-244 b, оказывается, имеет необычайно низкую плотность.

TOI-244 b имеет радиус 1,52 радиуса Земли, в то время как ее масса составляет около 2,68 массы Земли, что дает плотность на уровне 4,2 г/см3. Планета обращается вокруг своего родителя каждые 7,4 дня на расстоянии около 0,056 а.е. Ее равновесная температура, по оценкам, составляет около 458 К.

Результаты показывают, что TOI-244 b состоит из железа и силикатов в пропорции, аналогичной земной. Однако планета менее плотная, чем большинство сверхземель такого размера. Плотность TOI-244b также ниже той, которую можно было бы ожидать для состава, подобного земному.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230516185302

Астрономы обнаружили экзопланету, которая покрыта вулканами

17 мая 2023

Экзопланета LP 791-18 d, вращается вокруг небольшого красного карлика на расстоянии около 90 световых лет от нас.

Астрономы уже знали о двух других мирах в этой звездной системе - LP 791-18 b и c. Внешняя планета, LP 791-18 с, примерно в 2,5 раза больше Земли и почти в девять раз массивнее.

Во время каждого обращения вокруг звезды планеты c и d проходят очень близко друг к другу. При этом огромные размеры планеты c создают гравитационное притяжение, которое делает орбиту планеты d более эллиптической, а не идеально круглой. Эти деформации орбиты создают трение, которое нагревает недра планеты, вызывая вулканическую активность на поверхности.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230517202953

Спутник TESS обнаружил раздутый супер-нептун

25 мая 2023

Планета TOI-2498 b, примерно в шесть раз больше и в 35 раз массивнее Земли.

TOI-2498 (также известная как TIC-263179590) — звезда класса G, которая примерно на 26% крупнее и на 12% массивнее Солнца.

Обнаруженная планета имеет радиус около 6,06 радиуса Земли, а ее масса, по оценкам, составляет 34,62 массы Земли, что дает плотность на уровне 0,86 г/см3. Экзопланета обращается вокруг своей звезды-родителя каждые 3,74 дня на расстоянии около 0,05 а.е. Равновесная температура планеты - 1443 К.

Основываясь на результатах, команда Фрейм классифицировала TOI-2498 b как горячий и раздутый супер-нептун. Низкая плотность планеты указывает на наличие газовой оболочки, которая составляет примерно 27% от ее массы.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230525185226

Астрономы обнаружили необычную планетную систему

28 мая 2023

TOI-2096, расположена в 150 световых годах от Земли.

Радиус планеты b — ближайшей к звезде — в 1,2 раза больше земного. Она является сверхземлей. Ее характеристики могли бы быть похожи на характеристики Земли: планета с преимущественно каменистым составом, возможно, окруженная разреженной атмосферой. Радиус планеты с в 1,9 раза превышает радиус Земли и на 55% превышает радиус Нептуна. Эту планету можно отнести к категории мининептунов, которые состоят из каменистого и ледяного ядра, окруженного расширенной атмосферой, богатой водородом или водой.

Эти размеры очень интересны, потому что планеты с радиусом от 1,5 до 2,5 радиусов Земли являются редкостью.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230528212441

Астрономы отыскали три последние экзопланеты «Кеплера»

31 мая 2023

Астрономы открыли три экзопланеты, транзиты которых по дискам звезд стали последними наблюдениями космического телескопа «Кеплер». Две из них представляют собой горячие мини-нептуны у красных карликов, а одна похожа на Нептун по размерам и вращается вокруг солнцеподобной звезды.

Итогом работы стало открытие экзопланет у звезд EPIC 246191231 (K2-416) и EPIC 245978988 (K2-417) и кандидата в экзопланету у звезды EPIC 246251988. K2-416b и K2-417b обладают радиусом 2,66 и 3,31 радиуса Земли, равновесной температурой 447 и 558 кельвин и орбитальным периодом 13,1 и 6,5 дня соответственно.

EPIC 246251988b находится в системе звезды, похожей по массе и радиусу на Солнце и расположенной на расстоянии 1200 световых лет от Солнца. Планета обладает радиусом 3,8 радиуса Земли, что делает ее нептуноподобной, орбитальным периодом 10,6 дня и равновесной температурой 866 кельвин.

источник - https://nplus1.ru/news/2023/05/31/kepler-final-planets

11. Поиск внеземных цивилизаций

Инопланетяне могли бы составить карту Земли по нашим вышкам мобильной связи

02 мая 2023

В 20 веке основная часть радиопередач была с коммерческих радио- и телевизионных станций. Сейчас эти передачи незначительны по сравнению с мобильной связью. Работа военных радаров по-прежнему являются самым мощным источником утечки радиосигналов с Земли, но вышки сотовой связи теперь занимают второе место.

Каждая вышка сотовой связи излучает радиосигнал мощностью 100-200 Вт. Учитывая количество вышек и объем утечки радиосигналов, это составляет несколько гигаватт, излучаемых в космос. Если мы предположим, что инопланетная цивилизация обладает развитой радиоастрономией, подобной нашему телескопу Event Horizon, то наши передачи должны быть обнаружены в пределах дюжины световых лет или около того.

В качестве примера команда смоделировала сигналы, видимые с трех близлежащих звезд. Альфа Центавра находится в южном полушарии, но всего в 4 световых годах от нас, поэтому она должна получать от нас измеримый сигнал. Звезда Барнарда (в 6 световых годах от нас) и HD 95735 (в 8 световых годах от нас) находятся в северном полушарии и ее обитатели также могли бы получать хорошие радиоданные с Земли. Известно, что во всех трех из этих звездных систем есть планеты, хотя ни в одной из них нет потенциально пригодного для жизни мира.

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20230502183119

НАСА провело открытые слушания об НЛО

31 мая 2023

НАСА провело свое первое публичное заседание по НЛО в среду, спустя год после начала исследования необъяснимых явлений.

Космическое агентство транслировало многочасовые слушания с участием независимой группы экспертов. В команду входят 16 ученых и других экспертов, отобранных НАСА, включая астронавта в отставке Скотта Келли, первого американца, проведшего почти год в космосе.

В ходе слушаний профессор Нолан заявил, что вероятность уже состоявшегося визита пришельцев на Землю — «100 процентов». Он также заявил, что люди видели пришельцев раньше, «подобно южноамериканским племенам, впервые обнаружившим испанские корабли», но не заметили в них ничего особенного.

источник - https://naked-science.ru/community/852374

С помощью космического фонового излучения составлена новая карта темной материи

05 мая 2023

В серии новых работ члены совместного проекта Atacama Cosmology Telescope (ACT) использовали свет от космического микроволнового фона (CMB) для создания новой карты распределения темной материи

Самое известное изображение всего неба на основе CBM основано на данных, собранных зондом микроволновой анизотропии Уилкинсона (WMAP) в период с 2001 по 2003 год. Эта миссия (которая продолжала работать до 2010 года) была основана на более ранней работе Исследователя космического фона (COBE), который собирал данные о CBM с 1989 по 1993 год. Затем появился спутник ЕКА "Планк", который измерял CBM с 2009 по 2013 год, чтобы составить карту крошечных температурных колебаний. Полученные в результате этого все более точные карты предоставили информацию об эволюции космоса, показав, какими были его начальные условия.

Новое исследование сделало шаг вперед. Астрономы ACT использовали карты для количественной оценки эволюции материи, 85% которой составляет темная материя. Для визуализации распределения этой загадочной массы команда исследовала, как ее гравитация влияет на кривизну пространства-времени между CMB и Землей. Это эффективно показало, как большие скопления массы (как видимые, так и невидимые) изменяют путь, пройденный ее светом за миллиарды лет, чтобы достичь нас.

Команда проследила, как гравитационное притяжение огромных структур темной материи может деформировать CMB во время его 14-миллиардного путешествия к нам. Полученная карта показала "строительные леса" темной материи, которая содержит видимую материю, окружает и соединяет галактики и скопления галактик.

Измерения показывают, что и нерегулярность Вселенной, и скорость, с которой она растет после 14 миллиардов лет эволюции, в точности соответствуют ожиданиям нашей стандартной модели космологии.

источник - https://www.atomic-energy.ru/news/2023/05/05/135010

Большой взрыв или вечный отскок

27 мая 2023

Происхождение Вселенной всегда было предметом увлекательных и сложных дебатов среди ученых. За прошедшие годы возникли две доминирующие теории: теория Большого взрыва и теория Большой отскок.

Большой отскок предлагает альтернативу сингулярности Большого взрыва. Согласно этой точке зрения, нынешняя Вселенная является последней в серии вселенных, каждая из которых сжимается до небольшого объема, а затем снова расширяется. Эти сжатие и расширение образуют "отскок". В некоторых моделях прыгающей Вселенной этот цикл повторяется бесконечно. Идея этой теории заключается в решении некоторых проблем, связанных с сингулярностью Большого взрыва, в частности, с нарушением законов обычной физики.

По-настоящему циклическая Вселенная не имеет ни начала, ни конца. Она состоит из серии отскоков, которые проходят бесконечное число циклов и продолжаются до бесконечности. Однако, по словам физика Уильяма Кинни из Университета Буффало, соавтора второго исследования, на пути теории вечно циклической Вселенной стоит одно препятствие. Это энтропия, которая накапливается с каждым отскоком Вселенной. Поэтому исследователи изучили последствия этого увеличения энтропии в циклической Вселенной. Они пришли к выводу, что хотя циклическая Вселенная может обойти проблему энтропии, сильно расширяясь с каждым циклом, такое решение само по себе гарантирует, что Вселенная не бессмертна. Другими словами, даже вселенная, которая подвергается циклическим скачкам, должна была бы иметь сингулярность, чтобы привести все в движение в первую очередь. Это подкрепляет идею о том, что у Вселенной, вероятно, было начало, что согласуется с теорией Большого взрыва и противоречит идее вечно отскакивающей Вселенной.

источник - https://new-science.ru/bolshoj-vzryv-ili-vechnyj-otskok-novye-otkrytiya-menyajut-nachalo-nashej-vselennoj/