ЗА ЯНВАРЬ 2024 ГОДА

1. Административные вопросы

Сергей Крикалёв назначен спецпредставителем президента РФ
18 января 2024
Указом президента РФ № 46 от 18 января 2024 г. специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области космоса назначен Сергей Константинович Крикалёв.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203243/

Юрий Борисов о приоритетных проектах ракетно-космической отрасли
23 января 2024 на XLVIII Академических чтениях по космонавтике («Королевские чтения — 2024») в МГТУ им. Баумана гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов рассказал о ключевых задачах, стоящих перед отечественной ракетно-космической промышленностью.
О конвейерном производстве спутников
Основным приоритетом Госкорпорации Юрий Борисов назвал предоставление широкого круга космических услуг с помощью создания многоспутниковых группировок.
«К сожалению, ни в научном, ни в технологическом, ни в производственном плане предприятия Роскосмоса сегодня не обеспечивают должный уровень и темпы создания многоспутниковых группировок. Поэтому для нас основная задача — перейти на новую индустриальную модель, чтобы обеспечить серийный выпуск космической техники», — пояснил он. По его словам, переход планируется завершить в 2025 году, что позволит обеспечить производство предприятиями Роскосмоса до 250 малых спутников в год и создать к 2035 году орбитальную группировку из 1,5-1,7 тысячи космических аппаратов.
О проекте «Сфера»
Глава Роскосмоса сообщил, что в рамках федерального проекта «Сфера» в 2024 году планируется вывести на орбиту экспериментальный космический аппарат передачи данных «Марафон». Он будет запущен в первом квартале.
О новой российской орбитальной станции
Юрий Борисов выразил надежду, что с 2024 года начнутся полномасштабные работы по созданию новой российской орбитальной станции, чтобы к 2032 году развернуть ее в космосе в полной конфигурации.
О международном сотрудничестве
Санкции после февраля 2022 года практически обнулили возможности Роскосмоса на мировом рынке космических услуг. «Дело в том, что 70% всех контрактов у нас были связаны с недружественными странами. Это серьезные материальные потери — 180 млрд рублей. Мы потратили 2023 год на переориентацию усилий на новых заказчиков, много посещали коллег в Африке и Юго-Восточной Азии. Чувствуем, что спрос и желание работать с Россией есть», — сказал он и выразил надежду, что в ближайшие три-пять лет Роскосмос восстановит потерянный экспортный потенциал.
источник - https://www.roscosmos.ru/40148/

2. Космодром Восточный

Первая летная ракета-носитель «Ангара-А5» доставлена на космодром Восточный
09 января 2024 на станцию Ледяная из ПО «Полет» (филиал ГКНПЦ им. Хруничева) прибыл железнодорожный эшелон с составными частями ракеты. Специалисты Космического центра «Восточный» и Центра Хруничева начали разгрузку блоков ракеты в монтажно-испытательном корпусе.
источник - http://www.roscosmos.ru/40112/

На космодроме Восточный началась подготовка к первому пуску ракеты-носителя «Ангара-А5»
17 января 2024
На унифицированном техническом комплексе космодрома Восточный специалисты приступили к подготовке ракеты-носителя «Ангара-А5» к первому пуску.
источник - https://www.roscosmos.ru/40133/

3. Космические корабли и ракеты нового поколения

В России заявили о разработке космоплана для полета на орбитальную станцию РОС
23 января 2024
Генеральный конструктор РКК «Энергия», Владимир Соловьев, заявил на проходящих Королевских чтениях о разработке в России космоплана «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС».
Прорабатываемый космоплан «представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа „несущий корпус“ с отклоняемым стреловидным V-образным крылом». Что такое «несущий корпус» — неизвестно. Возможно, академик оговорился и имел в виду реально существующее в аэродинамике понятие «несущий фюзеляж» (то есть фюзеляж, частично берущий на себя функции крыла по созданию подъемной силы в атмосфере). Утверждается, что на орбиту его сможет выводить ракета-носитель среднего класса «Ангара».
Согласно иллюстрациям, представленным на чтениях, речь идет о компактном аппарате на четырех членов экипажа, с полезной нагрузкой в 1,8 тонны, причем 1,0 тонны из нее — масса топлива, с помощью которого космоплан должен маневрировать уже после выхода на орбиту. Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g, что должно привлекать космических туристов.
Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость имеют смысл на фоне современных пилотируемых космических кораблей, но явно несопоставимы с тоже многоразовым Starship, активно разрабатываемым в США.
Пока речь о космоплане только зашла. Период, необходимый на его эскизное проектирование, явно будет больше, чем время, которое потребуется SpaceX для первого полноценного орбитального полета Starship. На его фоне на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» могут и не выделить средств.
источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/v-rossii-kosmoplana-dlya

4. Новости МКС

Пилотируемая космонавтика России в 2023 году
05 января 2024
В 2023 году в рамках обеспечения МКС с космодрома Байконур успешно осуществлены все запланированные запуски пилотируемых кораблей «Союз МС-23» (в беспилотном варианте) и «Союз МС-24», грузовых кораблей «Прогресс МС-22», «Прогресс МС-23», «Прогресс МС-24» и «Прогресс МС-25», а также возращение на Землю спускаемых аппаратов пилотируемых кораблей «Союз МС-22» (в беспилотном варианте) и «Союз МС-23».
В 2023 году российскими космонавтами было осуществлено шесть выходов в открытый космос: ВКД-56 — для переноса дополнительного радиационного теплообменника с малого исследовательского модуля «Рассвет» на многоцелевой лабораторный модуль «Наука» с помощью дистанционного манипулятора ERA; ВКД-57 — для переноса и стыковки шлюзовой камеры с «Рассвета» на «Науку» с помощью ERA; ВКД-58 — для раскрытия и интеграции дополнительного радиационного теплообменника на «Науке», установки фалов на ERA и монтажа переходных поручней между «Наукой» и узловым модулем «Причал»; ВКД-59 — для установки и подключения на служебном модуле «Звезда» аппаратуры РСПИ-М для высокоскоростной передачи данных с российского сегмента МКС на наземную станцию; ВКД-60 — для монтажа микрометеороидной защиты на «Рассвете» и перемещения переносного рабочего места с «Рассвета» на «Науку» с помощью ERA; ВКД-61 — для исследования поврежденного радиатора-теплообменника на «Науке», установки радиолокатора дистанционного зондирования Земли на «Науке» по программе эксперимента «Напор-миниРСА» и ручного запуска университетского экспериментального наноспутника «Парус-МГТУ».
В 2023 году по программе российского сегмента МКС проведены работы по реализации и обработке результатов 48 космических экспериментов. На борту станции выполнялся 51 эксперимент, из которых шесть являются новыми. Завершена бортовая реализация трех экспериментов.
В июле 2023 года Госкорпорацией «Роскосмос» был объявлен открытый отбор в отряд космонавтов. Всего поступило 263 пакета документов претендентов, из которых 69 — женщины. 63 из 263 заявлений с пакетами документов направлено претендентами-военнослужащими. 45 претендентов работают на предприятиях ракетно-космической промышленности. На очный этап отбора был приглашен 41 человек (33 мужчины, 8 женщин). На данный момент в очном этапе отбора участвуют 20 претендентов, двое из которых его успешно завершили, и ожидают утверждения решения врачебно-экспертной комиссии на заседании Главной медицинской комиссии.
источник - http://www.roscosmos.ru/40106/

Орбиту МКС продолжают готовить к весенней пересменке кораблей «Союз»
12 января 2024
Двигатели грузового корабля «Прогресс МС-24», пристыкованного к модулю «Звезда», проработали 1053,7 секунды, выдав импульс величиной 1,65 м/с. В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 2,9 км и составила 418,53 км.
источник - http://www.roscosmos.ru/40118/

В США запущен пилотируемый корабль Freedom
18 января 2024 г. с площадки LC-39A центра имени на мысе Канаверал выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-291) с пилотируемым космическим кораблём Crew Dragon [C212 F3, Freedon]. Корабль пилотирует экипаж в составе: командир Лопес-Алегриа Майкл Эладио (США, 6-й полёт в космос); пилот Виладеи Вальтер (Италия, 1-й полёт в космос);  специалист полёта Гезеравчи Альпер (Турция, 1-й полёт в космос); специалист полёта Вандт Ханс Маркус (Швеция, 1-й полёт в космос).
Использовавшаяся в ходе запуска в пятый раз 1-я ступень В1080 после выполнения полётного задания совершила посадку на площадке LZ-1 на мысе Канаверал.
20 января 2024 г. Crew Dragon состыковался с МКС.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203248/

Салат в космосе? Новое исследование показало, что это не самый лучший выбор
22 января 2024
Прошло более трех лет с тех пор, как выращенный в космосе салат латук был включен в меню астронавтов на борту МКС. Но есть проблема. На МКС много патогенных бактерий и грибков. Многие из этих болезнетворных микробов на МКС очень агрессивны и могут легко колонизировать ткани салата и других растений.
Исследователи из Университета Делавэра выращивали салат латук в условиях, имитирующих невесомость на борту МКС и обнаружили, что растения, выращенные в условиях искусственной микрогравитации, были более подвержены инфекциям, которые вызывают сальмонеллы.
Устьица, крошечные поры в листьях и стеблях, которые растения используют для дыхания, обычно закрываются, чтобы защитить растение, когда оно чувствует поблизости источники стресса, такие как бактерии. Когда исследователи добавили бактерии в салат латук в условиях микрогравитации, то обнаружили, что листовая зелень широко раскрывает свои устьица вместо того, чтобы закрывать их.
Исследователи считают, что, возможно, потребуется изменить генетику растений, чтобы они не открывали свои устьица шире в космосе. Чтобы добиться этого, ученые отбирают различные сорта салата латука с разной генетикой и оценивают их в условиях искусственной микрогравитации.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240122204647

Орбиту МКС подготавливают к прилету корабля «Союз МС-25» с белоруской
27 января 2024 двигатели грузового корабля «Прогресс МС-24» проработали 788,2 секунды, выдав импульс величиной 1,17 м/с. В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 2 км и составила 418,64 км.
источник - http://www.roscosmos.ru/40160/

Грузовой корабль Cygnus впервые запущен с помощью РН Falcon-9
30 января 2024 г. с площадки LC-39А центра на мысе Канаверал выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-295) с грузовым кораблём Cygnus NG-20. Пуск успешный.
Использовавшаяся в 10-й раз 1-я ступень В1077 после выполнения полётного задания совершила посадку на площадке LZ-1 на мысе Канаверал. Впервые грузовой корабль Cygnus был запущен с помощью РН Falcon-9.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203378/

5. Дальнейшее развитие МКС

Для мониторинга Солнца в интересах РОС нужен спутник в точке Лагранжа L1
07 января 2024
Оперативный мониторинг солнечной активности для обеспечения безопасности перспективной Российской орбитальной станции (РОС) лучше всего осуществлять с помощью космического аппарата, выведенного в точку Лагранжа L1. Об этом сообщил ученый секретарь ИКИ РАН Андрей Садовский. Он пояснил, что поток заряженных частиц, который движется от Солнца к Земле, может создать проблемы для перспективной станции. По его словам, спутник, размещенный в точке L1, сможет фиксировать поток этих частиц за несколько часов до того, как они достигнут Земли.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203113/

Первые космонавты будут работать на Российской орбитальной станции уже в 2028 году
22 января 2024
Заместитель генконструктора РКК «Энергия» Владимир Кожевников рассказал новые подробности о будущей Российской орбитальной станции (РОС).
источник - https://naked-science.ru/community/922190

Инженеры взорвали один из модулей будущей космической станции
23 января 2024
Американская компания Sierra Space провела новое испытание одного из модулей будущей космической станции. Если раньше инженеры проверяли на прочность масштабные модели, то теперь они решили взорвать прототип модуля полноценного размера. Первое испытание полномасштабного прототипа модуля LIFE на разрыв состоялось в Центре космических полетов имени Джорджа Маршалла.
Во время теста порог требований безопасности NASA для таких конструкций был превышен на 27%. Разрыв модуля произошел при давлении 77 psi (фунт-сила на квадратный дюйм» — внесистемная единица измерения давления), а по рекомендациям космического агентства США необходимо было выдержать 60.8 psi, тогда как максимальное рабочее давление модуля равно 15,2 psi.
Объем модуля LIFE составил 300 кубических метров, или 1/3 всего объема МКС. Подобные модули планируют использовать в составе будущей частной космической станции Orbital Reef (совместная разработка Blue Origin и Sierra Space) и отдельно.
источник - https://naked-science.ru/community/922752

Axiom Space показала процесс сборки первого модуля для космической станции
30 января 2024
Итальянская компания Thales Alenia Space (подрядчик американской Axiom Space) опубликовала снимки с производства основных конструкций первого космического модуля Axiom — Hub 1. Когда части модуля будут готовы, их доставят на объект Axiom Space в Хьюстоне, где интегрируют друг с другом. На некоторых снимках, сделанных с определенного ракурса, части модуля напоминают летающую тарелку. Компания планирует запустить первый космический модуль к МКС в 2026 году.
источник - https://naked-science.ru/community/924878

6. Спутниковая группировка

Очередные спутники Starlink запущены из Калифорнии
3 января 2024 г. с площадки SLC-4E Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-286) с очередной группой спутников Starlink (group 7.9; 21 шт.). Пуск успешный. Среди запущенных спутников первые шесть аппаратов с возможностью прямой связи с немодифицированными мобильными телефонами (Direct to Cell). Использовавшаяся впервые 1-я ступень В1082 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу OCISLY в акватории Тихого океана, в 642 км от места старта.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203087/

С мыса Канаверал запущен шведский телекоммуникационный спутник
3 января 2024 г. с площадки SLC-40 Станции “Мыс Канаверал”  выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-287) со шведским телекоммуникационным спутником Ovzon-3.
Пуск успешный. Использовавшаяся в 10-й раз 1-я ступень В1076 после выполнения полётного задания совершила посадку на площадку LZ-1 на мысе Канаверал.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203089/

Ещё четыре спутника пополнили китайскую сеть метеоспутников «Тяньму-1»
5 января 2024 г. в 11:20 UTC с площадки № 43/95А космодрома Цзюцюань выполнен пуск РН «Куайчжоу-1А» с четырьмя метеорологическими спутниками «Тяньму-1» (кит. 天目一号) №№ 15-18. Пуск успешный.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203092/

Группа спутников Starlink-6.35 запущена из Флориды
7 января 2024 г. с площадки SLC-40 Станции “Мыс Канаверал”  выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-288) с очередной группой спутников Starlink (group 6.35, 23 шт.).
Пуск успешный. Использовавшаяся в 16-й раз 1-я ступень В1067 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу ASOG в акватории Атлантического океана, в 630 км от места старта.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203116/

В Китае запущен спутник «Тяньсин-1-02»
11 января 2024 г. с площадки № 43/95А космодрома Цзюцюань выполнен пуск РН “Куайчжоу-1А” (Y24) с телекоммуникационным спутником “Тяньсин-1-02”. Пуск успешный.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203146/

Миссия Starlink-7.10 наконец-то стартовала из Калифорнии
14 января 2024 г. с площадки SLC-4E Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-290) с очередной группой спутников Starlink (group-7.10, 22 шт.). Пуск успешный. Использовавшаяся в 18-й раз 1-я ступень В1061 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу OCISLY в акватории Тихого океана. Запуск состоялся после ряда переносов, вызванных погодными условиями.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203195/

Новая веха в истории SpaceX: состоялся 300-й успешный запуск
15 января 2024 г. с площадки SLC-40 Станции “Мыс Канаверал”  выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-290) с очередной группой спутников Starlink (group-6.37, 23 шт.).
Пуск успешный. Использовавшаяся в 12-й раз 1-я ступень В1073 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу ASOG в акватории Атлантического океана.
На то, чтобы выполнить 100-й успешный старт, компании понадобилось 12 лет, 200-й — более двух лет, 300-й — чуть больше года. Согласно планам, 400-й запуск должен состояться уже во второй половине 2024 года.
источник - https://naked-science.ru/community/920555

РН «Лицзяеь-1» вывела на орбиту пять спутников
23 января 2024 г. с площадки № 130 космодрома Цзюцюань выполнен пуск РН «Лицзянь-1 (Y3) с пятью спутниками «Тайцзин». Пуск успешный.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203302/

Погода наконец-то позволила запустить группу спутников Starlink-7.11 из Калифорнии
24 января 2024 г. с площадки SLC-4E Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-292) с очередной группой спутников Starlink (group-7.11, 22 шт.). Пуск успешный. Использовавшаяся в 16-й раз 1-я ступень В1063 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу OCISLY в акватории Тихого океана.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203321/

В 2024 году в России планируется 18 пусков ракет-носителей в интересах Космических войск РФ
27 января 2024
Об этом сообщил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко на Едином дне приемки военной продукции.
В 2023 г. состоялось семь пусков российских ракет-носителей с военными спутниками.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203352/

SpaceX запустила вторую за сегодняшнюю ночь группу спутников Starlink
29 января 2024 г. с площадки SLC-4E Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния) выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-294) с очередной группой спутников Starlink (group-7.12, 22 шт.). Пуск успешный. Использовавшаяся в 9-й раз 1-я ступень В1075 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу OCISLY в акватории Тихого океана.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203369/

Очередные Starlink’и запущены с мыса Канаверал
29 января 2024 г. с площадки LC-39А центра  на мысе Канаверал выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-293) с очередной группой спутников Starlink (group-6.38, 23 шт.). Пуск успешный. Использовавшаяся в 18-й раз 1-я ступень В1063 после выполнения полётного задания совершила посадку на морскую платформу ASOG в акватории Атлантического океана.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203364/

РН Electron вывела на орбиту четыре спутника
31 января 2024 г. с площадки LC-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab в рамках миссии ‘Four Of A Kind’ выполнен пуск РН Electron-KS (F43) с четырьмя спутниками Skylark (L.E.M.U.R) от компании Spire для компании NorthStar Earth & Space, предназначенными для отслеживания космического мусора. Пуск успешный.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203381/

7. Космические телескопы и ДЗЗ

Роскосмос выпустил Руководство пользователя данными ДЗЗ, получаемыми с космической системы «Ресурс-П»
12 января 2024
В преддверии запусков космических аппаратов «‎Ресурс-П» № 4 и № 5 в 2024 году Роскосмос совместно с разработчиком РКЦ «Прогресс» выпустил Руководство пользователя данными дистанционного зондирования Земли, получаемыми с космической системы «‎Ресурс-П»
Руководство предназначено для различных категорий потребителей данных ДЗЗ, продуктов, сервисов и услуг, включая федеральные и региональные органы государственной власти, их подведомственные организации, а также юридические и физические лиц
источник - Роскосмос

Получены первые снимки с гидрометеорологического спутника «Арктика-М» № 2
16 января 2024
Спутник находится на рабочей высокоэллиптической орбите типа «Молния» с наклонением к экватору 63,3 градуса, высотой апогея приблизительно 38 900 км и перигея приблизительно 1 400 км. Все его служебные системы функционируют штатно.
Космический аппарат, разработанный в НПО им. Лавочкина, был запущен с космодрома Байконур 16 декабря 2023 года ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Первый спутник высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы «Арктика-М» был выведен на целевую орбиту в феврале 2021 года и выполняет задачи в полном объеме. Два космических аппарата «Арктика-М» будут попеременно сменять друг друга на рабочих участках орбит и обеспечат непрерывный круглосуточный обзор северной территории России и арктического региона.
источник - https://www.roscosmos.ru/40131/

Роскосмос подвел итоги выполнения заявок на космическую съемку в интересах государственных потребителей
30 января 2024
Госкорпорация провела ежегодное всероссийское совещание по вопросу особенностей выполнения заявок на космическую съемку в 2024 году и практического использования данных ДЗЗ. Заместитель гендиректора Роскосмоса Михаил Хайлов сообщил о том, что в 2023 году запущен первый радиолокационный космический аппарат ДЗЗ «Кондор-ФКА», который сможет проводить всепогодный и круглосуточный мониторинг Земли, в том числе Арктического региона. Выведение на орбиту второго спутника намечается в 2024 году, еще двух — в 2029-2030 годах. Завершается изготовление радиолокационного спутника ДЗЗ «Обзор-Р». В 2024 году планируется запуск космического аппарата ДЗЗ «Ресурс-П» № 4, в следующем — «Ресурс-П» № 5. Дальнейшее развитие спутников сверхвысокодетальной съемки связано с разработкой спутника «Ресурс-ПМ» с улучшенными характеристиками. Выведение на орбиту первого аппарата ожидается в 2025 году.
источник - http://www.roscosmos.ru/40165/

Роскосмос начал работы по модернизации Антарктического центра ДЗЗ на станции «Прогресс»
30 января 2024
В 2019 году в Антарктиде на станции Прогресс был развернут региональный Антарктический центр ДЗЗ. За время эксплуатации Антарктического центра ДЗЗ отмечена большая эффективность работы антарктического приемного комплекса данных ДЗЗ с возможностью ретрансляции принимаемых данных с использованием космической системы «Луч-5».
В 2024 -2025 годах Роскосмос планирует разместить на станции «Прогресс» в Антарктиде второй приемный комплекс, предназначенный для проведения сеансов связи с КА ДЗЗ.
источник - http://www.roscosmos.ru/40168/

8. Милитаризация космоса

Космические силы США рассказали, как они поступят, если кто-то собьет американский спутник
22 января 2024
В прошлом году произошла успешная демонстрация американской стратегии оперативного замещения поврежденных спутников на орбите. Частная космическая компания Firefly Aerospace запустила миссию Victus Nox, показав, что США способны вывести полезную нагрузку менее чем за 60 часов с момента возникновения необходимости.
О нынешних и перспективных способах ответа на уничтожение или повреждение американского спутника вероятным противником рассказал заместитель начальника космических операций Космических сил США (USSF) генерал Майкл Гутляйн.
Основную суть разговора с Гутляйном можно свести к трем ключевым тезисам: замена вышедшего из строя или сбитого спутника — это замечательно, и Victus Nox поставила рекорд по скорости реагирования. Для оперативного восполнения функций потерянного аппарата имеет смысл обратиться к союзникам или частникам. Миссии вроде Victus Nox, хоть и не могут быть универсальным ответом на все возможные угрозы потери спутников, тем не менее очень необходимы.
Генерал не делает никакого акцента на политических вопросах, сопутствующих подобным угрозам. Его сфера — практическая. Проще говоря, вопрос ставится по существу: мы потеряли важный спутник, что Космические силы способны предпринять, чтобы компенсировать его утрату в кратчайшие сроки? И это интервью показывает, что, как минимум на словах, американские военные работают над целым спектром возможных действий.
источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/ussf-rapid-response

1. Исследования Луны

Лунная миссия модуля Peregrine с прахом создателя Star Trek провалилась
8 января 2023 года ракета-носитель Vulcan Centaur вывела на орбиту отправленный к Луне модуль Peregrine. Предполагалось, что модуль совершит посадку на Луне 23 февраля. Однако спустя несколько часов после пуска разработчик аппарата Astrobotic заявила о нештатной ситуации с ним после отделения от ракеты-носителя. Сначала двигатели заработали в штатном режиме, но потом «произошла аномалия, которая не позволила занять устойчивое положение с ориентацией на Солнце, из-за чего его солнечные батареи не могут зарядиться.
Инженеры миссии восстановили контроль, и батареи полностью зарядилась, однако неисправная двигательная установка теряет топливо, вынуждая Astrobotic рассматривать «альтернативные профили миссии», предполагая, что посадка на Луну больше невозможна.
Peregrine в числе прочего несет прах создателя оригинального сериала Star Trek («Звездный путь») Джина Родденберри, его жены Маджел Барретт, сыгравшей медсестру Чапел, и еще трех актеров сериала: ДеФореста Келли (играл врача Леонарда Маккоя), Нишель Николс (Нийота Ухура) и Джеймса Духана (Скотти). В одной из капсул на ракете также содержатся образцы волос трех американских президентов: Джорджа Вашингтона, Дуайта Эйзенхауэра и Джона Кеннеди.
Если бы миссия ULA оказалась успешной, это было бы первое приземление модуля частной компании на Луну, а также первый полет на поверхность Луны в рамках лунной программы NASA Artemis.
источник - https://vfokuse.mail.ru/article/lunnaya-missiya-modulya-peregrine-s-prahom-sozdatelya-star-trek-provalilas-59297442/

НАСА получило данные с научных приборов, находящихся на поврежденном модуле Astrobotic Peregrine
 12 января 2024
Поврежденный посадочный модуль Astrobotic Peregrine сумел отправить данные с нескольких научных приборов, говорится в сообщении компании. Однако ни один из приборов не тестируется на своей цели - Луне. Информация, вероятно, станет огромным подспорьем для Astrobotic, поскольку компания планирует свою следующую миссию на Луну, Griffin, позже в этом году. Компания также предлагает некоторую помощь НАСА, которое заплатило 108 миллионов долларов, чтобы отправить в космос модуль своего первого коммерческого партнера.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240112201530

Лунный посадочный модуль Peregrine упал на Землю
18 января 2024 лунный модуль Peregrine вошел в земную атмосферу, а его несгоревшие фрагменты упали в удаленной от суши южной части Тихого океана. Для безопасного входа в атмосферу аппарат предварительно совершил 23 коротких включения основных двигателей и скорректировал траекторию.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/19/peregrine-fall

Япония стала пятой страной, совершившей успешную посадку космического аппарата на Луну
20 января 2024
Япония стала пятой страной в истории, достигшей Луны. Японский космический аппарат SLIM успешно совершил мягкую посадку на лунную поверхность.
Небольшие луноходы SLIM были запущены в соответствии с планом и данные передавались обратно на Землю, сказал Хитоси Кунинака, глава Института космических и астронавтических наук, подразделения JAXA. Однако солнечная батарея SLIM не вырабатывает энергию, и у него осталось всего несколько часов автономной работы.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240120205407

Японский модуль SLIM уснул на Луне
24 января 2024
Японский посадочный модуль SLIM завершил работу на лунной поверхности и отключился при уровне заряда бортовых аккумуляторов в 12%, чтобы у аппарата осталась возможность перезапуска. Модуль успел проработать 2 часа 37 минут после посадки, передавая технические данные и снимки на Землю. По данным телеметрии солнечные батареи SLIM обращены на запад, поэтому в период заката над кратером Сиори 31 января на них может попасть солнечный свет и модуль, возможно, успеет собрать данные о составе поверхностного реголита в зоне высадки, если повторно включится.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/24/slim-off

Появилось фото японской межпланетной станции SLIM на Луне
25 января 2024
Два маленьких лунохода под названием LEV1 и LEV2, которые японский аппарат Smart Lander for Investigating Moon («Умный посадочный аппарат для изучения Луны», SLIM) сумел высвободить перед прилунением, запечатлели перевернутый посадочный модуль и передали снимок на Землю.
По данным Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), луноход Lunar Excursion Vehicle 2 (LEV2), по форме напоминающий шар, сфотографировал аппарат SLIM, который перевернулся во время жесткой посадки и встал «на голову». Затем снимки передали на Землю через беспроводную систему связи LEV1.
источник - https://naked-science.ru/community/923591

Японским специалистам удалось восстановить связь с лунным модулем SLIM
29 января 2024
Специалистам Японского аэрокосмического агентства (JAXA) удалось восстановить связь с лунным посадочным модулем SLIM. Сразу после установления контакта была проведена съемка с помощью специальной спектроскопической камеры. JAXA также опубликовало изображения поверхности Луны, которые удалось получить.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203366/

2. Марсоходы

Марсианский вертолет NASA не справился с программой 71-го полета
6 января 2024дрон вертолетного типа Ingenuity в 71-й раз поднялся в небо. Однако во время полета аппарат не смог завершить запланированную программу из-за сбоя навигационной системе. Ingenuity должен был выполнить 124-секундный полет, во время которого преодолел бы дистанцию в 358 метров. Но полет продолжался всего 35 секунд, аппарат пролетел 71 метр.
По данным Лаборатории реактивного движения NASA, это произошло из-за «безликости» окружающей местности. Дело в том, что полет Ingenuity проходил над песчаным участком, где практически не было камней или чего-то еще, что можно было бы использовать в качестве ориентира. Это привело к сбою в работе навигационной системы.
источник - https://naked-science.ru/community/919530

В NASA рассказали, как марсоходы-близнецы изменили представление о Красной планете
18 января 2024
В начале 2004 года два марсохода-близнеца NASA Spirit и Opportunity совершили посадку на противоположных сторонах Марса. Изначально ученые рассчитывали, что миссия продлится не больше трех месяцев, но в итоге они вышли из строя из-за пылевых бурь: Spirit — в 2010 году, а Opportunity — в 2018-м. Согласно планам NASA, марсоходы должны были провести исследования в радиусе примерно 600 метров от места посадки, но, учитывая длительность функционирования аппаратов, они проехали много километров на Марсе. Opportunity преодолел расстояние в 45 километров, и пока что его рекорд не побит.
Исследования марсоходов изменили представления о Марсе. Например, Opportunity обнаружил минерал гематит, образовавшийся в кислой воде, а Spirit нашел следы древних горячих источников, которые могли быть идеальными местами обитания для микробной жизни миллиарды лет назад.
источник - https://naked-science.ru/community/921423

NASA объявило о прекращении полётов марсианского вертолёта Ingeniuty
26 января 2024
Миссия марсианского вертолёта Ingenuity фактически завершена. При посадке во время 72-го полёта одна из лопастей аппарата была повреждена и он больше не сможет подняться в небо над марсианской поверхностью. Изначально он был рассчитан всего на пять полётов, а в итоге совершил их 72, проведя в воздухе в общей сложности более двух часов.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203348/

Георадар «Персеверанса» увидел древнюю эрозию под слоями осадков в кратере Езеро
26 января 2024
Планетологи представили результаты анализа георадарных данных с ровера «Персеверанс», позволившие уточнить стратиграфию отложений в западной части кратера Езеро. Оказывается, дно кратера подверглось эрозии еще до того, как в нем появилось озеро и начали отлагаться осадки. Затем уровень озера повысился, а древнейшие донные отложения были перекрыты речными наносами, сформировавшими мощную дельту, которая простиралась далеко внутрь кратера.
«Персеверанс» обнаружил, что дно кратера сложено, вопреки ожиданиям, не осадочными, а вулканическими породами. Они принадлежат к двум разным формациям ― Мааз и Сейта, ― различающимся минеральным составом и морфологией. Однако и те и другие изменены взаимодействием с водой. Высказывалась также гипотеза, согласно которой дельтовые отложения моложе любых пород на дне кратера. Между тем установление их относительного возраста необходимо для правильной интерпретации отобранных марсоходом образцов и для понимания общей геологической и гидрологической истории кратера Езеро.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/26/jezero-gpr-observations

3. Исследования астероидов

Команда НАСА OSIRIS-REx пытается получить доступ к оставшимся образцам астероида Бенну
13 января 2024
Члены кураторской группы в Космическом центре имени Джонсона НАСА в Хьюстоне успешно удалили два крепежных элемента с головки пробоотборника, которые препятствовали доступу к оставшимся образцам материала астероида Бенну. В настоящее время предпринимаются шаги по завершению разборки механизма сбора образцов TAGSAM, чтобы собрать остальные материалы, полученные в ходе первой миссии НАСА по доставке образцов с астероида.
Оставшаяся часть образца будет полностью видна после нескольких дополнительных этапов разборки. Затем специалисты по обработке изображений сделают снимки материала в сверхвысоком разрешении, пока он еще находится внутри TAGSAM. Затем эта часть образца будет удалена и взвешена, и команда сможет определить общую массу полученного материала Бенну.
Разборка TAGSAM была приостановлена в середине октября после того, как инженеры обнаружили, что два из 35 крепежных элементов невозможно снять с помощью инструментов, разрешенных для использования.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240113210256

Космический аппарат НАСА Lucy выйдет на новую орбиту
26 января 2024
После успешного первого сближения с астероидом в 2023 году миссия НАСА Lucy твердо нацелилась на свои главные цели - троянские астероиды Юпитера. В 2024 году космический аппарат Lucy перейдет со своей нынешней орбиты вокруг Солнца на новую орбиту, которая выведет его за пределы орбиты Юпитера в область троянских астероидов. Это будет сделано в два этапа.
В конце января Lucy начнет серию из двух маневров в глубоком космосе. 31 января космический аппарат впервые на короткое время запустит свои маршевые двигатели в космосе. Проанализировав работу космического аппарата во время этого краткого запуска, команда даст команду Lucy выполнить более масштабный маневр 3 февраля.
В декабре 2024 года Lucy пролетит в пределах 370 километров от Земли, а затем направится через Главный пояс астероидов. В апреле 2025 года космический корабль сблизится с астероидом Donaldjohanson, и выйдет в ведущий (также называемый L4 или "греческий") рой троянских астероидов Юпитера. Ожидается, что в августе 2027 года Lucy достигнет Эврибата и его спутника Кеты.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240126203635

4. Космические телескопы и ДЗЗ

Первый космический старт года: Индия запускает миссию XPoSat
1 января 2024 г. с площадки FLP Космического центра имени Сатиша Дхавана на о. Шрихарикота (шт. Андхра-Прадеш, Индия) стартовыми командами Индийской организации космических исследований выполнен пуск РН PSLV-DL (C58) с научно-исследовательским аппаратом XPoSat [сокр. от англ. X-Ray Polarimeter Satellite]. Пуск успешный.
XPoSat — первая в Индии специализированная миссия для изучения динамики ярких источников рентгеновского излучения в экстремальных условиях.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203084/

Индийская станция Aditya-L1 вышла на заданную орбиту для изучения Солнца
06 января 2024
Индийская солнечная обсерватория Aditya-L1 вышла на гало-орбиту в точке либрации L1, где будет заниматься исследованиями нашего светила. Об этом сообщила Индийская организация космических исследований.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203106/

Рентгеновская обсерватория XRISM прислала первые снимки из космоса
06 января 2024
Японская рентгеновская космическая обсерватория XRISM собрала первые научные данные. Она получила самый подробный рентгеновский спектр остатка сверхновой и пронаблюдала горячий газ внутри крупного скопления галактик.  Одной из первых целей наблюдений стал остаток сверхновой N132D, расположенный на расстоянии 160 тысяч световых лет от Солнца, в галактике-спутнике Млечного Пути Большом Магеллановом Облаке. Возраст остатка составляет около трех тысяч лет, он возник при взрыве звезды в 15 раз массивнее Солнца. XRISM получил изображение остатка и его самый подробный спектр, в котором наблюдаются пики кремния, серы, кальция, аргона и железа.
XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission) была создана JAXA при участии NASA и ESA и запущена в космос в сентябре 2023 года. Обсерватория включает в себя два телескопа, спектрометр Resolve и камеру с широким полем зрения и ведет наблюдения в области мягкого рентгеновского излучения.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/06/xrism-first

В Китае запущена астрономическая обсерватория «Эйнштейн»
9 января 2024 г. с площадки № 3 космодрома Сичан выполнен пуск РН «Чанчжэн-2С» с астрономической обсерваторией Einstein Probe. Пуск успешный. КА создан в сотрудничестве между Китайской академией наук и Европейским космическим агентством. Он предназначен для наблюдения за звёздным небом в рентгеновском диапазоне.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203125/

Новый разведывательный спутник запущен в Японии
12 января 2024 г. с площадки YLP-1 космодрома Танегасима выполнен пуск РН Н-2А / 202 (F48) с разведывательным спутником IGS Optical-8 [Information Gathering Satellite Optical-8, яп. 情報収集衛星光学8号]. Пуск успешный.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203161/

Астрономы определили 164 многообещающие цели для обсерватории HWO
18 января 2024
НАСА решило разработать 6-метровый космический телескоп, способный проводить высококонтрастные наблюдения в оптическом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах длин волн. Этот проект стал известен как HWO. Его основная миссия состоит в наблюдении за 25 различными экзопланетами, которые находятся в обитаемых зонах родительских звезд, и поиске биосигналов. HWO также может заниматься общей астрономией, но знание того, на какие планеты смотреть, имеет решающее значение для этой миссии. Чтобы выполнить эту часть проекта, в рамках программы исследования экзопланет НАСА был разработан список из 164 экзопланет-кандидатов, которые были бы наиболее доступными для HWO. Главным образом, эта доступность была связана с характеристиками родительской звезды планеты.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240118204834

NASA отправит в космос аппарат для сбора частиц и пыли
25 января 2024
НАСА в мае 2025 года собирается запустить в космос зонд Interstellar Mapping and Acceleration Probe (IMAP), который будет изучать частицы космической пыли. Старт миссии запланирован на май. Зонд IMAP, на борту которого будут десять научных приборов, расположится в точке Лагранжа L1 системы Земля — Солнце. Его главной задачей станет изучение гелиосферы, а также захват и анализ крошечных частиц пыли из космоса, которые преодолевают сопротивление солнечного ветра и проникают сквозь гелиосферу в Солнечную систему. IMAP поможет изучить химический состав ранней Солнечной системы и уловить частицы пыли, которые родились вблизи других звезд.
источник - https://naked-science.ru/community/923501

ESA одобрило постройку космической гравитационно-волновой обсерватории LISA
25 января 2024
Европейское космическое агентство (ESA) одобрило старт постройки трех аппаратов для будущей космической гравитационно-волновой обсерватории LISA. Она должна полететь в космос в 2035 году. Это космический лазерный интерферометр, который будет состоять из трех аппаратов, формирующих равносторонний треугольник со стороной в 1,5 миллиона километров. Принцип работы LISA аналогичен наземным обсерваториям LIGO и Virgo, однако она будет чувствительна к волнам гораздо меньшей частоты — рабочий диапазон составит от 0,1 миллигерца до 1 герца. Кроме того, треугольная схема вместо L-образной, которая используется на Земле, позволяет исследовать больше свойств гравитационных волн. В качестве пробных тел в LISA будут использоваться два двухкилограммовых кубика из золота и платины, эксперименты с ними проводились ранее на прототипе обсерватории LISA Pathfinder и оказались успешны.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/26/lisa-go

5. Космические корабли и ракеты нового поколения

Впервые запущена РН Vulcan
8 января 2023 г. с площадки SLC-41 Станции  “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании United Launch Alliance в рамках миссии Cert-1 выполнен пуск РН Vulcan VC2S (V001) с лунным зондом Peregrine компании Astrobotic Technology. Пуск успешный. Ход дальнейшей реализации проекта см. в главе "Исследования Луны"
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203118/

Создан прототип ракетного двигателя, который «пожирает» части своей ракеты
10 января 2024
Когда ракета-носитель расходует топливо, ее топливные баки становятся больше не нужны: они превращаются в мертвый груз. Кроме того, теряя топливный бак, теряются еще десятки миллионов долларов — стоимость двигателей, использующихся на ступени. «Ракеты‐самопожиратели», которые сжигали бы свои баки в качестве горючего, не только разрешили бы проблему мусора, но и сэкономили бы заказчикам огромные деньги. Группа инженеров из Великобритании впервые построила прототип ракетного двигателя, «питающегося» частями ракеты.
Концепцию носителя, который «питается» своими же частями, впервые запатентовали в 1938 году, но его прототип так и остался на бумаге. В середине XX века подобную разработку было сложно реализовать с помощью тяжелых ракет, которые в то время осуществляли большинство космических запусков. Однако в наши дни, когда популярными становятся небольшие легкие ракеты, доставляющие на орбиту малые спутники, эту идею можно попытаться воплотить в жизнь.
Кшиштоф Бздык из Университета Глазго (Великобритания) и его коллеги создали небольшой прототип ракетного двигателя, «пожирающего» собственный топливный бак. Двигатель назвали «Уроборос-3» (Ouroborous-3). Прототип состоит из двигателя, топливной пары пропан-кислород, а также пластиковой трубы, внутри которой хранится горючее, откуда затем оно попадает в двигатель. Когда топливо заканчивается, двигатель начинает «питаться» трубой, обеспечивающей до одной пятой от общего количества горючего.
источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/sozdan-prototip

В Китае запущена РН Gravity-1
11 января 2024 г. с морской платформы, находившейся в Жёлтом море, стартовыми командами компании OrienSpace выполнен пуск РН “Иньли-1” [кит. 引力一号, англ. Gravity-1] (Y1) с тремя метеорологическими спутниками “Юньяо-1” (№№ 18-20) [кит. 云遥一号18~20]. Пуск успешный.
Ракета “Иньли-1” имеет высоту 31 м. Она способна доставлять на низкую околоземную орбиту до 3 т грузов. Это первый пуск данной РН.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203149/

Все новости о Starlink, Dragon и Starship с конференции Маска
12 января 2024 года SpaceX опубликовала запись выступления Илона Маска, который воспользовался возможностью рассказать обо всех направлениях деятельности SpaceX: Falcon, Dragon, Starlink и Starship, а также подвести некоторые итоги 2023 года.
В 2023 году SpaceX осуществила 96 полетов на орбиту с помощью ракет Falcon 9 и Falcon Heavy. Маск также отметил, что в 2023 году Falcon вывел на орбиту около 80 процентов всей массы, доставленной на орбиту по всему миру, что составляет около 1200 тонн. По словам Маска, для того чтобы добраться до Марса, потребуется транспорт весом порядка миллионов тонн. Илон Маск также заявил, что они будут стремиться осуществить 40 запусков с одной и той же РН Falcon 9, чей рекорд по повторным запускам на данный момент составляет 19. К 2024 году планируется осуществить 144 запуска Falcon, с целью достижения рекорда по оборачиваемости в 24 часа, то есть времени, прошедшего между запусками с одной и той же площадки. В настоящее время рекорд составляет три дня.
Всего на орбиту с помощью Crew Dragon было доставлено 42 человека, а если учесть еще и грузовую версию, то SpaceX запускала Dragon больше раз, чем Space Shuttle. В 2024 году планируется осуществить семь или восемь полетов Dragon Crew, количество которых будет зависеть от посещаемости МКС.
Маск много рассказывал о Starship, делая акцент на орбитальных целях. Он подтвердил, что на Starbase будет две стартовые площадки и два механоцикла — системы сборки и восстановления Starship. Он объяснил, что если бы на борту Starship находился полезный груз, они могли бы достичь орбиты, поскольку взрыв корабля был вызван выбросом дополнительного жидкого кислорода, которого не было бы при наличии полезного груза на борту. Говоря о следующем испытании, запланированном на февраль, Маск подтвердил, что целью будет достижение орбиты.
источник - https://new-science.ru/vse-novosti-o-starlink-dragon-i-starship-s-konferencii-maska/

Американский стартап представил орбитальный буксир Helios
22 января 2024
Калифорнийская компания Impulse Space анонсировала разработку орбитального буксира Helios. Он предназначен для доставки более пяти тонн полезной нагрузки с низкой околоземной орбиты на геостационарную. Helios создали для использования с ракетами-носителями системы Starship, Falcon 9, Falcon Heavy, Terran R, New Glenn и Vulcan.
Первый демонстрационный запуск Helios могут провести в начале 2026 года.
источник - https://naked-science.ru/community/922324

6. Новые технологии

NASA вложится в разработку ядерной установки, которая позволит собирать образцы с межзвездных объектов
25 января 2024
NASA ежегодно выбирает революционные концепции в области аэронавтики и космонавтики, а после финансирует их разработку. В этом году выбор пал на беспилотники на солнечных батареях, биореакторы, световые паруса, астробиологические эксперименты и концепцию тонколистового изотопного ядерного двигателя (TFINER), предложенную Джеймсом Бикфордом — старшим научным сотрудником американской некоммерческой научно-исследовательской организации Charles Stark Draper Laboratory.
В документах NASA отмечается, что такая установка необходима для «реализации нескольких миссий следующего поколения, для которых требуются высокие скорости; с помощью обычной современной ракетной техники такие скорости получить невозможно».
В последние десятки лет более всего на слуху два типа атомных установок для космоса: ядерно-тепловые двигатели (NTP) и электроядерные установки (NEP), которые могут обеспечить нужную тягу и необходимую маневренность. Однако, по словам Бикфорда, такие установки громоздкие, тяжелые и дорогие.
"Напротив, мы предлагаем недорогую и более легкую альтернативу — тонколистовой ядерно-изотопный двигатель, использующий энергию распада радиоактивных изотопов. Эта установка будет обладать достаточными возможностями для сближения с быстродвижущимися межзвездными объектами и последующего возвращения образцов с них. С ее помощью, можно будет изучать соседние звездные системы. Кроме того, наша технология позволит перенаправлять гравитационно-солнечную обсерваторию таким образом, чтобы во время одной миссии можно было наблюдать множество важных целей», — пояснил Бикфорд.
В основе концепции тонколистового изотопного ядерного двигателя лежит технология светового паруса, только в установке будут применять тонкие листы радиоактивного изотопа торий-228 толщиной около 10 микрометров. Для создания тяги будет использоваться импульс продуктов распада изотопа. Торию-228 свойственен альфа-распад, период его полураспада равен 1,9 года.  По словам ученых, космическому аппарату потребуется 30 килограммов тория-228, распределенного на площади более 250 квадратных метров, что создаст тягу, необходимую для развития скорости свыше 150 километров в секунду. Для сравнения, зонд NASA Parker Solar Probe, который использует комплект двигателей, работающих на гидразине, удается развить скорость до 163 километров в секунду. Однако такая скорость по большей части обусловлена гравитационным маневром на орбите Венеры и притяжением Солнца.
Помимо тория-228 можно применять листы актиния-227 или других изотопов с более длительным периодом полураспада. Это позволит развить более высокую скорость. Еще можно использовать распад изотопа тория-233, в результате которого образуется уран-232, что приведет к увеличению производительности двигательной системы примерно на 500 процентов.
Предлагаемая технология откроет для NASA много возможностей в космосе, кроме того, с ее помощью можно будет выполнять сразу несколько космических задач, подчеркнул ученый.
источник - https://naked-science.ru/article/cosmonautics/nasa-vlozhitsya

7. Планы по Луне

Народ Навахо против захоронения человеческих останков на Луне
05 января 2024
Народ навахо, крупнейшее коренное племя Америки, выразил обеспокоенность по поводу присутствия кремированных останков человека на спускаемом аппарате, назвав миссию "осквернением" Луны. Луна занимает священное место в культуре навахо.
8 января посадочный модуль Peregrine компании Astrobotic, базирующейся в Питтсбурге, отправится в свой первый полет на гигантской ракете United Launch Alliance Vulcan Centaur в рамках коммерческого партнерства NASA.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240105204334

ОАЭ построят шлюзовой модуль Лунных ворот
07 января 2024 года НАСА объявило о подписании соглашения с Космическим центром имени Мохаммеда ибн Рашида (MBRSC) о создании шлюзового модуля для лунной космической станции Lunar Gateway Airlock.
MBRSC - ведущий центр космических разработок в ОАЭ, основанный в 2006 году шейхом Дубая, чье имя он носит. По этому соглашению Объединенным Арабским Эмиратам поручено строительство модуля "Лунный шлюз", через который астронавты, находящиеся на борту станции, смогут выходить в открытый космос или через который они будут подвергаться воздействию цислунарной среды для проведения научных экспериментов. Изначально (примерно до 2019 года) считалось, что его построит Россия.
источник - https://new-science.ru/oae-postroyat-shljuzovoj-modul-lunnyh-vorot/

Артемида II отложена на 10 месяцев, Артемида III и первая высадка на Луну - в конце 2026 года
09 января 2024 года НАСА провело пресс-конференцию, на которой объявило об изменениях в расписании следующих трех миссий "Артемида".
Администратор НАСА Билл Нельсон объявил о 10-месячной отсрочке миссии Артемида II, которая теперь запланирована на сентябрь 2025 года. Таким образом, миссия Артемида III официально переносится с 2025 года на сентябрь 2026 года. А вот миссия Артемида IV по-прежнему запланирована на 2028 год.
Запуск на орбиту первых двух модулей Lunar Gateway запланирован на 2025 год. Вскользь была упомянута и миссия Артемида V, о которой пока мало что известно.
источник - https://new-science.ru/artemida-ii-otlozhena-na-10-mesyacev-artemida-iii-i-pervaya-vysadka-na-lunu-v-konce-2026-goda/

Китай начал сборку лунного аппарата миссии «Чанъэ-6»
10 января 2024
Китайское национальное космическое управление (CNSA) сообщило, что компоненты для лунного аппарата «Чанъэ-6» доставили на остров Хайнань транспортными самолетами Ан-124 и Xi’an Y-20. Затем их перевезли в Центр запуска спутников Вэньчан, где начались сборка и испытания.
Автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-6» (названа в честь богини Луны Чанъэ) — часть беспилотной миссии исследования Луны — станет второй китайской возвращаемой экспедицией, в рамках которой планируют осуществить сбор проб лунного грунта на обратной стороне естественного спутника Земли.
источник - https://naked-science.ru/community/918638

Архитекторы разработали проект лунной базы для Европейского космического агентства
22 января 2024
Архитектурная студия Hassell с офисами в Австралии, Китае, Сингапуре, США и Великобритании разработала концепт Lunar Habitat — систему модульных надувных капсул. Их можно будет построить, покрыв защитой от радиации, напечатанной на 3D-принтере. Поселок, спроектированный для программы Discovery Европейского космического агентства, рассчитан на 144 человека и включает в себя жилые помещения, спортивные зоны, рестораны и большие теплицы.
источник - https://naked-science.ru/community/922278

Война или комплекс колоний: ученые порассуждали, что ждет Луну к 2075 году
26 января 2024
Итальянский консультант по космической политике Джузеппе Рейбальди считает, что если частные компании при поддержки правительств своих стран будут заинтересованы в колонизации Луны, то к 2075 году на естественном спутнике Земли уже может существовать процветающая экосистема, состоящая из нескольких баз в различных местах — не только у Южного полюса, но и на обратной стороне. «Переломным моментом станет рождение первого ребенка на Луне», — добавил Рейбальди.
Профессор Иэн Кроуфорд, планетолог и астробиолог из Лондонского колледжа Биркбека, сказал, что к 2075 году он предвидит постоянно населенную станцию на Луне, подобную тем, которые сейчас существуют в Антарктике, а возможно, и небольшой лунный отель для богатых космических туристов.
Возможность того, что земные геополитические конфликты могут перенестись и на Луну, беспокоит многих экспертов. Так, Кроуфорд описал сценарий, подобный территориальному спору между Китаем и его соседями в Южно-Китайском море.
источник - https://naked-science.ru/community/923503

НАСА хочет установить на Луне огромный телескоп
30 января 2024
В рамках программы NASA Innovative Advance Concepts (NIAC) этого года команда из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА предложила конструкцию лунного интерферометра LBI для получения изображений на видимых и ультрафиолетовых длинах волн. Предлагаемая система Artemis-enabled Stellar Imager (AeSI) из нескольких телескопов была выбрана для первой фазы разработки. Система AeSI могла бы работать на обратной стороне Луны, получая детальные изображения поверхности звезд и их окружения.
Предложение было сделано Кеннетом Карпентером и его коллегами из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА (GSFC). Карпентер является научным сотрудником проекта "Хаббл" в GSFC и специалистом по наземным системам космического телескопа "Нэнси Грейс Роман" (RST).
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240130210500

Исследователи вырастили нут, используя лунную пыль в качестве почвы
30 января 2024
Аспирантка факультета почвоведения и растениеводства Техасского колледжа сельского хозяйства и естественных наук Джессика Аткин смогла вырастить в лунной пыли нут.
Используя имитацию лунной пыли Аткин и ее коллеги выращивали нут на семена в смесях, содержащих до 75% лунной пыли.
В результате исследования у будущих астронавтов, отправляющихся на Луну, появится возможность заменить часть своих расфасованных продуктов белком, полученным из культур, выращенных на поверхности Луны.
Аткин отметила, что хотя на Земле выращивание нута обычно занимает около 100 дней, в лунных смесях нуту требовалось 120 дней для созревания, и у всех растений проявлялись симптомы стресса.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240131205535

8. Планы по Марсу

Новая система ALF поможет в поисках жизни на Марсе
07 января 2024
Как отмечалось на конференции НАСА в Карлсбаде в 2019 году, есть веские основания полагать, что жизнь могла зародиться на Марсе с помощью той же геоорганической химии, которая положила начало жизни на Земле. Если марсианская жизнь и сохраняется сегодня на Красной планете, то она может скрываться в приповерхностном льду, на низких высотах и в пещерах, где есть жидкие рассолы - среда, в которой сегодня на Земле обитает микробная жизнь. Марсианская жизнь, вероятно, использовала бы информационные полимеры (например, ДНК); этого требует дарвиновская эволюция.
Марсианская ДНК может отличаться (возможно, радикально) по своему химическому составу от земной ДНК. Однако полиэлектролитная теория гена ограничивает вселенную возможных инопланетных структур ДНК. Эти структуры гарантируют, что марсианская ДНК может быть обнаружена в марсианской воде, даже если она очень сильно разбавлена, и даже если марсианская ДНК отличается от земной ДНК.
Миссии с экипажем запланированы НАСА, Китайским национальным космическим управлением и SpaceX, "к 2040 году", "в 2033 году" и "до 2030 года" соответственно, согласно их заявлениям. Прибытие человека усложнит поиск марсианской жизни. Таким образом, с астробиологической точки зрения, эти запланированные миссии с экипажем на Марс устанавливают очень жесткие сроки поиска жизни на нетронутом Марсе.
Однако в миссиях с экипажем на Марс будут использоваться материалы, найденные на самом Марсе in situ, в частности, водяной лед. Топливо (метан и кислород) будет вырабатываться из этой воды и атмосферного углекислого газа. Этот водяной лед будет добываться в масштабах от десятков до сотен тонн. Поскольку добытый водяной лед доставляется вместе с пылью, которая обследует всю доступную поверхность Марса, этот огромный образец позволит эффективно провести высокочувствительное исследование всей доступной поверхности Марса на предмет существования жизни. Этот проект NIAC предоставит систему «независимого обнаружения жизни» ALF, способную извлекать генетические полимеры из этих больших проб воды. ALF использует то, чему научила нас синтетическая биология об ограниченных видах дарвиновских генетических молекул. ALF также предлагает инструменты для частичного анализа полиэлектролитов in situ.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240107202714

NASA планирует отправить на Марс первый самолет
08 января 2024
Аппарат, который напоминает самолет, предложила компания Coflow Jet, он называется Mars Aerial and Ground Intelligent Explorer (MAGGIE), работающий на солнечной энергии, предназначен для полетов в разреженной атмосфере Марса на большой высоте. Для взлета и посадки не потребуется специальная полоса, так как аппарат будет подниматься в воздух и приземляться на поверхность Красной планеты вертикальной. Согласно плану, самолет будет летать на высоте 1000 метров и сможет преодолеть до 180 километров за почти восемь марсианских дней (солов) на одном заряде батареи. Инженеры подсчитали, что за марсианский год MAGGIE сможет пролететь более 16 тысяч километров.
источник - https://naked-science.ru/community/918080

Котикам там не место: исследователи рассказали, кто отправится на Марс вместе с человеком
17 января 2024
Чтобы людям было проще освоиться на новом месте, понадобится целая экосистема, в составе которой должны быть и животные, но какие?
Астробиолог из Вашингтонского университета в Сиэтле Дэвид Кэтлинг считает, что живые экосистемы на Луне и Марсе пока относятся к области научной фантастики и не выступают предметом научных исследований. Тем не менее существуют предположения о том, какие именно животные могут первыми заселить лунные и марсианские базы.
Самая главная проблема для питомцев будет заключаться в силе тяжести, отметил планетолог из NASA Кристофер Маккей. На Луне сила тяжести составляет 1/6 земной, а на Марсе — 1/3. Таким образом, низкая сила тяжести может негативно повлиять на рост мышц и костей, а потому животные не смогут нормально стоять и ходить.
С учетом этого лучше всего для заселения Марса или Луны подойдут маленькие животные: например, мыши, жители морских глубин (ракообразные и рыбы), а также насекомые.
источник - https://naked-science.ru/community/920547

9. Планы по Венере

NASA выбрало проект аппарата для исследования Венеры
20 января 2024 г.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США в рамках программы Innovative Advanced Concepts выбрало проект аппарата для миссии на Венеру. Одно из интересных предложений принадлежит аэрокосмическому инженеру Джеффри Лэндису - сон представил концепт дрона самолетного типа, работающего на солнечной энергии. Размах крыльев дрона составит 8 метров, длина — 7 метров. Предполагается, что его доставят на Венеру в сложенном виде, где на высоте 60-100 километров над поверхностью планеты аппарат примет нужную форму и сможет парить, получая энергию Солнца, в течение 50 дней. Дрон также получит образцы из атмосферы Венеры, которые, возможно, разрешат споры о жизни в облаках этой планеты.
источник - https://naked-science.ru/community/921609

ESA одобрило постройку орбитального венерианского зонда EnVision
29 января 2024
Комитет научной программы Европейского космического агентства одобрил проект космического аппарата EnVision, который займется исследованиями Венеры с орбиты. Ожидается, что выбор основного подрядчика завершится в этом году, а запуск аппарата при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ариан-6» намечен на 2031 год.
EnVision станет вторым европейским венерианским аппаратом и впервые исследует поверхность Венеры при помощи подповерхностного радара. Еще один радарный инструмент составит карту поверхности планеты, обнаруживая структуры размером до десяти метров, а три спектрометра займутся изучением атмосферы и состава поверхности Венеры. Кроме того, EnVision будет исследовать гравитационное поле Венеры и ее внутреннюю структуру.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/29/envision-go

10. Китай

Грузовик «Тяньчжоу-7» пристыковался к китайской станции
17 января 2024 г. грузовой корабль «Тяньчжоу-7» пристыковался к Китайской космической станции. На сближение и стыковку ушло 3 часа 19 минут. На борту «Тяньчжоу-7» находятся более 260 наименований материалов, в том числе для систем жизнеобеспечения космонавтов, систем космической станции, выполнения прикладных задач, систем грузового космического корабля, а также другие инженерные грузы, включая крупногабаритные предметы общей массой около 5,6 тонны.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203210/

Завершён полёт грузового корабля «Тяньчжоу-6»
19 января 2024
За «суетой» вокруг японского посадочного модуля SLIM совсем незаметно прошло завершение полёта китайского грузового корабля «Тяньчжоу-6». Сегодня в 12:37 UTC (15:37 мск) корабль был сведён с орбиты, вошёл в земную атмосферу и сгорел в ней. Несгоревшие фрагменты затонули в южной части Тихого океана. После отделения от станции и до момента входа в атмосферу от корабля был отделён небольшой спутник.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203286/

11. Иран

В Иране успешно запущен спутник «Сурая»
20 января 2024 г. с иранского космодрома Шахруд выполнен пуск РН «Гаен-100» со спутником «Сурая». Пуск успешный, космический аппарат выведен на орбиту с параметрами: 64,52 град. х 99,87 мин. х 744 х 760 км.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203294/

В Иране запущены три спутника
28 января 2024в Иране сегодня осуществлён запуск трёх спутников с помощью двухступенчатой РН «Семург». Запущены спутник «Махда» массой 32 кг и два экспериментальных наноспутника «Кайхан-2» и «Хатеф-1».
Спутник «Махда» создан специалистами Иранского центра космических исследований и предназначен для проверки точности выведения РН. Наноспутники предназначены для тестирования систем связи и навигации.
источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/203361/

12. Астрономическая техника

Прототип антенны будущего радиоинтерферометра SKA провел первые научные наблюдения
30 января 2024
В ЮАР начал работу радиотелескоп SKAMPI, который выступает как прототип антенны для будущего крупного радиотелескопа SKA-Mid. Телескоп провел первый обзор южного неба и пронаблюдал пульсар в созвездии Парусов.
SKAMPI (SKA-MPIfR) представляет собой совместный проект Института радиоастрономии Общества Макса Планка и Южноафриканской радиоастрономической обсерватории и выступает как прототип антенны для будущего наземного радиотелескопа SKA-Mid, который вместе с будущим телескопом SKA-Low в Австралии станет крупнейшим наземным радиоинтерферометром общей собирающей площадью в квадратный километр. SKA-Mid будет состоять из 197 параболических антеннв регионе Кару в Южной Африке, обладать общей собирающей площадью 33 тысячи квадратных метров и работать в диапазоне частот 350 мегагерц — 15,4 гигагерц.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/30/ska-prototype-go

1. Луна

Новое исследование проливает свет на формирование лунных пород
15 января 2024
Удивительно высокие концентрации элемента титана (Ti) в некоторых частях лунной поверхности были известны со времен миссий "Аполлон". Более свежее картографирование с помощью орбитальных спутников показывает, что эти магмы, известные как "базальты с высоким содержанием титана", широко распространены на Луне.
Международной команде ученых, возглавляемой университетами Бристоля в Великобритании и Мюнстера в Германии, удалось имитировать базальты с высоким содержанием титана в лабораторных условиях с помощью высокотемпературных экспериментов. Измерения этих базальтов также выявили отличительный изотопный состав, который дает представление о реакциях, воспроизведенных в экспериментах. Результаты ясно демонстрируют, насколько реакция расплава с твердым веществом является важной для понимания образования этих уникальных магм.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240115220501

Метеорит с Луны нанес удар по гипотезе Тейи
16 января 2024
Анализ метеорита, выбитого из древней Луны, показал наличие там апатитов, причем с самого начала серьезно обогащенных водой. Ученые пришли к выводу о весьма высокой доле легких элементов в коре молодой Луны, что плохо сочетается с гипотезой ее образования в результате столкновения Земли и Тейи. Напротив, это хорошо согласуется с мультиимпактной теорией образования естественного спутника нашей планеты.
Соотношение изотопов различных элементов в известных образцах лунного грунта несовместимо с гипотезой расплавленности молодой Луны (легких изотопов там осталось слишком много для такого сценария). В лунных базальтах (застывшая излившаяся магма) нашли следы воды и углерода (сравнительно легкого элемента) в количествах, слишком больших для тела, сформированного из расплавленного материала (тот должен был потерять основную часть легких элементов).
В лунных образцах слишком много оксидов железа (в полтора раза больше, чем на Земле), чтобы они возникли целиком из земных материалов, но слишком мало, чтобы они возникли из внеземных материалов. Кроме того, по соотношению изотопов химических элементов каждое тело в Солнечной системе уникально — кроме Луны и Земли, у которых это соотношение одинаково. Такое трудно объяснить в рамках гипотезы Тейи, поскольку получается, что она должна была не отличаться от Земли по составу — единственная среди планет нашей системы.
Из мультиимпактной гипотезы вытекает, что поверхность Луны должна быть богата водой и сегодня — особенно в приполярных районах, и не только в кратерах, но и в составе грунта (аналог земной вечной мерзлоты).
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/meteorit-s-luny

На Луне обнаружили аномальные структуры
25 января 2024
Группа немецких ученых нашла на спутнике Земли несколько камней, странно отражающих свет. Они расположены в районе, который уже известен одной особенностью — лунным водоворотом Рейнер Гамма. Есть мнение, что такие структуры образуются из-за взаимодействия между магнитными аномалиями в лунной коре и электрически заряженными мелкими частицами пыли, поднятыми в результате ударов микрометеоритов или комет.
Подключив возможности ИИ, ученый нашел другие валуны со странными отражающими свойствами. Пока что их изучают. Скорее всего, их непохожесть на остальные камни связана с тонким слоем пыли, которая их покрывает. Она, вероятно, имеет уникальную плотность, размер или структуру. Ее свойства пока неясны.
источник - https://hi-tech.mail.ru/news/105920-na-lune-obnaruzhili-anomalnye-struktury/?frommail=ft_ml&mt_sub3=307&utm_partner_id=307

Ученые обнаружили, что сжатие Луны вызывает оползни на ее южном полюсе
27 января 2024
Луна уменьшилась более чем на 45 метров в окружности из-за того, что ее ядро постепенно охлаждалось в течение последних нескольких сотен миллионов лет. Продолжающееся сжатие Луны привело к заметному искривлению поверхности в ее южной полярной области, включая районы, которые НАСА предложило для высадки экипажа "Артемиды III". Поскольку образование разломов, вызванное сжатием Луны, часто сопровождается сейсмической активностью, местоположения вблизи или в пределах таких зон разломов могут представлять опасность для будущих исследовательских миссий.
Мелкие лунотрясения происходят вблизи поверхности Луны. Они вызываются разломами в недрах Луны и могут быть достаточно сильными, чтобы повредить сооружения и оборудование, созданные человеком. Мелкие лунные толчки могут длиться часами и даже целый день — как при лунотрясении магнитудой 5, зафиксированном сейсмической сетью Apollo в 1970-х годах.
Исследователи продолжают составлять карту Луны и ее сейсмической активности, надеясь выявить больше мест, которые могут быть опасны для исследования человеком.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240127203317

2. Марс

Странные многоугольные структуры обнаружены под поверхностью Марса
11 января 2024
Китайский марсоход Чжужун стал первой китайской миссией, совершившей посадку на Марс и исследовавшей один из крупнейших ударных бассейнов Красной планеты: Равнина Утопия. Впервые этот район был посещен аппаратом "Викинг-2" в 1976 году, и благодаря десятилетиям технологического прогресса "Чжужун" получил новые сведения о строении планеты. Оказывается, марсоход обнаружил 16 многоугольных структур, погребенных под марсианской поверхностью. Эти образования были обнаружены на глубине 35 метров под землей с помощью георадара. Ученые считают, что эти многоугольники образовались в результате циклов замораживания-оттаивания, которые привели к образованию трещин в рельефе, который изначально находился на поверхности.
источник - https://new-science.ru/strannye-mnogougolnye-struktury-obnaruzheny-pod-poverhnostju-marsa/

Вода на Марсе периодически появлялась и исчезала на протяжении сотен миллионов лет
16 января 2024
С помощью ударных кратеров планетолог из США узнал, в течение какого времени на Марсе сформировались сети долин, образованные водой, а также выяснил, что реки по марсианской поверхности текли регулярно, а не лишь в самую раннюю эпоху.
Одно из доказательств — сети долин. Они представляют собой разветвленные системы каналов шириной от сотен метров до 20 километров и глубиной до сотен метров. По мнению ряда специалистов, такие системы каналов образовались более трех миллиардов лет назад, в конце нойской — начале гесперийской эпохи. Однако общий период времени, который потребовался для формирования этих объектов, точно не известен.
Александр Морган из Планетологического института (США) рассказал, что эти долины, вероятно, образовывались не быстро, не за десятки тысяч лет, а очень медленно — за сотни миллионов. Причем их формирование сопровождалось длительными засушливыми периодами. То есть реки текли, потом в какой-то момент их русла пересыхали, а затем вновь наполнялись. Сколько именно было таких «циклов», пока загадка.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/voda-na-marse

Под экватором Марса погребено большое количество водяного льда
18 января 2024
Более 15 лет назад космический аппарат ЕКА Mars Express исследовал формацию Medusae Fossae в районе экватора Марса, обнаружив массивные отложения глубиной до 2,5 км. Из тех первых наблюдений было неясно, из чего состоят эти отложения. Теперь, используя данные радара MARSIS той же миссии, ученые обнаружили, что отложения еще толще, до 3,7 км под землей, и что они представляют собой слоистый водяной лед, подобный тому, что находится под марсианскими полярными ледяными шапками. Исследователи подсчитали, что если бы лед, запертый в отложениях под Medusae Fossae, растаял, то вся Красная планета была бы покрыта слоем воды глубиной от 1,5 до 2,7 метра! Это самое большое количество воды, когда-либо обнаруженное в этом районе Марса, достаточное, чтобы заполнить Красное море на Земле.
источник - https://new-science.ru/pod-ekvatorom-marsa-pogrebeno-bolshoe-kolichestvo-vodyanogo-lda/

Выбросы метана на Марсе могут быть вызваны изменениями атмосферного давления
25 января 2024
Новое исследование показывает, что колебания атмосферного давления, которые поднимают газы из-под земли, могут быть ответственны за выброс подземного метана в атмосферу Марса. Чтобы лучше изучить уровень метана на Марсе, исследователи использовали высокопроизводительные вычислительные кластеры для моделирования того, как метан проходит через сети подземных трещин и выбрасывается в атмосферу, где затем смешивается в атмосферном столбе. Ученые также смоделировали, как метан адсорбируется в порах горных пород. Этот процесс зависит от температуры и может способствовать колебаниям уровня метана.
Моделирование предсказало выброс метана с поверхности в атмосферу непосредственно перед восходом солнца на Марсе в летний сезон на севере планеты. Это подтверждает предыдущие данные марсохода, свидетельствующие о том, что уровни метана колебались не только сезонно, но и ежедневно.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240125204554

3. Венера

Обнаружен таинственный недостающий компонент в облаках Венеры
05 января 2024
Облака Венеры в основном состоят из серной кислоты с добавлением небольшого количества воды, хлора и железа. Но до сих пор ученым не удавалось идентифицировать недостающий компонент, который объяснил бы пятна и прожилки на облаках, видимые только в ультрафиолетовом диапазоне.
Исследователи из Кембриджского университета синтезировали железосодержащие сульфатные минералы, которые стабильны в суровых химических условиях венерианских облаков. Спектроскопический анализ показал, что комбинация ромбоклаза и кислого сульфата железа может объяснить загадочную особенность поглощения ультрафиолета на  планете.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240105211535

«Кирпичики жизни» могут выжить в сернокислотных облаках Венеры
13 января 2024
На высоте 50-60 километров, в нижнем слое облаков, условия намного приятнее, чем на поверхности Венеры. Давление примерно равно земному, солнечное излучение умеренное, температура — почти 60 градусов Цельсия. Вопрос о том, может ли в облаках Венеры существовать жизнь (любой формы), ученые горячо обсуждают не одно десятилетие. Дебаты особенно обострились после того, как в 2020 году в венерианской атмосфере обнаружили следы фосфина, который на Земле производят микроорганизмы, анаэробные бактерии. Правда, позже, после дополнительных анализов, другие астробиологи поставили результаты этого исследования под сомнение.
Ученых из Массачусетского технологического института обнаружили, что 19 аминокислот остаются относительно неизменными при помещении в раствор серной кислоты примерно той же концентрации, в которой это кислота содержится в облаках Венеры. 13 аминокислот не изменили свою структуру под воздействием 98-процентного раствора серной кислоты, а с остальными шестью произошли химические изменения только в боковой цепи. Кроме того, воздействие концентрированной серной кислоты могут выдержать и нуклеиновые кислоты, из которых состоит ДНК.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/kirpichiki-zhizni-mogut

4. Юпитер

Ученые обнаружили струи в магнитослое Юпитера
11 января 2024 г.
Команда астрофизиков и астрономов из Харбинского технологического института, Университета Джона Хопкинса и Пекинского университета обнаружила в данных "Вояджера-2" доказательства того, что у Юпитера есть по меньшей мере три струи в магнитослое. Это потоки плазмы, которые образуются вокруг планет в области, где солнечные ветры воздействуют на магнитное поле планеты. Они формируются, когда столкновения замедляют солнечный ветер, одновременно нагревая его. Струи были обнаружены вокруг Земли и Марса, и есть доказательства того, что они могут существовать вокруг Меркурия. В этой новой работе исследовательская группа искала доказательства наличия таких струй вокруг Юпитера.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240111203120

Новое моделирование показало, как разные виды нагрева мантии влияют на ледяной панцирь Европы
11 января 2024 г.
Д. Г. Лемаскерье и его коллеги исследовали, каким образом нагрев мантии Европы может стимулировать циркуляцию океана под ледяной корой. Ученые смоделировали океан Европы, чтобы лучше понять, как нагрев мантии может влиять на толщину ледяной поверхности луны. Тепло мантии является одним из факторов циркуляции океана на Европе, и это нагревание проявляется в двух формах. Радиогенный нагрев вызван распадом радиоактивных материалов в мантии, а приливный нагрев вызван деформацией, которой подвергается Европа, вращаясь вокруг Юпитера и испытывая его сильное притяжение.
Используя упрощенное идеализированное моделирование, которое не учитывало соленость и обратные связи между океаном и льдом, исследователи изучили, как тепло может передаваться от морского дна Европы к ее ледяному панцирю. Они обнаружили, что если в мантии преобладает приливное нагревание, то колебания широтного теплового потока со дна будут передаваться вверх через океан и оставаться практически неизменными на границе лед-океан, влияя на толщину льда и делая его наиболее тонким на полюсах.
Однако, если радиогенный нагрев является доминирующим, то океан будет оказывать относительно небольшое влияние на толщину льда.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240111214337

5. Сатурн и его спутники

Острова Титана - это пористые углеводородные айсберги
05 января 2024
Поверхность Титана покрыта темными дюнами из органического материала и морями жидкого метана и этана. Еще более странным является то, что на радарных снимках проявляется в виде движущихся ярких пятен на поверхности морей. Эти пятна могут быть видны от нескольких часов до нескольких недель и более.
Ученые впервые заметили эти эфемерные "волшебные острова" в 2014 году с помощью миссии "Кассини-Гюйгенс" и с тех пор пытаются выяснить, что это такое. Предыдущие исследования предполагали, что это могут быть призрачные острова, вызванные волнами, или реальные острова, состоящие из взвешенных твердых частиц, плавающих твердых частиц или пузырьков газообразного азота.
Синтин Ю, планетолог и ведущий автор нового исследования, задалась вопросом, могут ли эти острова на самом деле быть органикой, плавающей на поверхности, как пемза, которая может плавать в воде на Земле. Поскольку озера уже насыщены органическими частицами, команда определила, что падающие твердые частицы не растворятся, когда достигнут жидкости. Модели предполагали, что большинство замороженных твердых частиц были слишком плотными, а поверхностное натяжение - слишком низким для создания "волшебных островов" Титана, если только комки не были пористыми.
Исследователи обнаружили, что если бы ледяные глыбы были достаточно большими и имели правильное соотношение отверстий и узких трубок, жидкий метан мог бы просачиваться внутрь достаточно медленно, чтобы глыбы могли задерживаться на поверхности.
Моделирование показало, что отдельные глыбы слишком малы, чтобы плавать. Но если достаточное количество глыб скапливается рядом с берегом, более крупные куски могут откалываться и уплывать. Благодаря сочетанию большего размера и правильной пористости эти органические ледники могли бы объяснить феномен "волшебных островов".
В дополнение к "волшебным островам", тонкий слой замороженных твердых частиц, покрывающий моря и озера Титана, мог бы объяснить необычную гладкость этих жидких тел. источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240105201711

6. Астероиды

НАСА отвечает на заявления о том, что «потерянный» астероид 2007 FT3 столкнется с Землей в 2024 году
02 января 2024
Несколько новостных изданий сообщили, что в этом году Земля может быть поражена "потерянным" астероидом. Согласно этим сообщениям, если астероид 2007 FT3 врежется в Землю, то его энергия будет эквивалентна 2,6 миллиарда тонн тротила, поскольку НАСА потеряло его след, и у него есть шанс врезаться в планету 5 октября 2024 года.
Это также "потерянный" астероид, поскольку его видели всего 1,2 дня, прежде чем он исчез из поля зрения НАСА. Хотя 314-метровый астероид стал слишком тусклым и с тех пор не был замечен, за эти два дня он наблюдался в 14 точках своей дуги, что позволило астрономам рассчитать его орбиту и найти возможные столкновения между Землей и ним. Центр изучения околоземных объектов НАСА выявил 89 потенциальных столкновений, в том числе одно - 5 октября 2024 года.
На самом деле беспокоиться не о чем. Одна потенциальная точка столкновения, или место, где астероид должен был оказаться ближе всего к Земле, произошла в 2019 году. НАСА и другие обсерватории отслеживают орбиты объектов, обнаруженных в Солнечной системе, обращая особое внимание на "околоземные объекты" размером 140 метров и более, которые могут вызвать разрушения, если пересекутся с Землей. На данный момент астрономам удалось предсказать орбиты известных объектов примерно на 100 лет вперед. Ни один из них не имеет значительных шансов столкнуться с Землей.
источник - https://new-science.ru/nasa-otvechaet-na-zayavleniya-o-tom-chto-poteryannyj-asteroid-2007-ft3-stolknetsya-s-zemlej-v-2024-godu/

Команда ученых обнаружила свидетельства попадания кометной пыли на астероид Рюгу
23 января 2024
Рюгу - околоземный астероид, который привлек значительное внимание, когда японская миссия "Хаябуса-2" собрала образцы и доставила их на Землю. Оказалось, что эти образцы дают ценную информацию о Солнечной системе, включая возможную роль астероидов в доставке органических молекул на Землю.
Ученые обнаружили, что поверхности образцов содержат небольшие "брызги расплава" размером от 5 до 20 микрометров. Эти брызги образовались, когда микрометеороиды кометной пыли бомбардировали Рюгу.
Смешивание и плавление материалов с поверхности Рюгу и кометной пыли во время нагрева, вызванного ударом, и быстрого охлаждения образовали брызги расплава. Пустоты соответствуют водяному пару, выделяющемуся из гидросиликатов Рюгу и впоследствии захваченному брызгами расплава.
Анализ также выявил мелкие углеродистые материалы с обильными нанопорами и включениями сульфида железа в брызгах расплава. Углеродистые материалы по структуре похожи на примитивное органическое вещество в кометной пыли, хотя в них отсутствуют азот и кислород, что делает их химически отличными от органического вещества.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240123192436

7. Кометы

Кентавры в Солнечной системе могли стать кометами
13 января 2024
Кентавры — класс ледяных планетоидов Солнечной системы, которые обращаются вокруг Солнца по орбите, расположенной между орбитами Юпитера и Нептуна, — при приближении к Юпитеру и Сатурну быстро перестраивают свои орбиты, что приводит к проявлению активности, похожей на кометную. Это было доказано в ходе исследования, проведенного под руководством научного сотрудника Института планетарных наук Евы Лилли. Вот и первые ответы на давнюю загадку: почему одни кентавры проявляют активность как кометы, а другие выглядят как обычные астероиды? Никто до сих пор не мог этого понять, потому что не было очевидной корреляции. Теперь, после тщательного изучения динамической истории всех известных кентавров, как активных, так и неактивных, и ряда моделирований, ученые наконец совершили большой прорыв.
Среди наиболее известных кентавров — Хирон, первый объект этого класса, открытый в 1977 году, который обладает характеристиками как кометы, так и астероида, имея каменистое ядро и газообразную оболочку.
источник - https://new-science.ru/vot-kak-kentavry-v-solnechnoj-sisteme-mogli-stat-kometami/

На комете впервые нашли пещеры
15 января 2024
Французский астрофизик Филипп Лами из Национального центра научных исследований Франции и его коллеги смогли обнаружить заполненные льдом полости на комете  67P/Чурюмова — Герасименко. Для этого они использовали трехмерную реконструкцию поверхности небесного тела, созданную на основе снимков высокого разрешения, которые сделал прибор OSIRIS космического аппарата «Розетта» 9-10 апреля 2016 года.
Реконструкция показала, что в ядре 67P есть три глубокие пещеры. Ученые создали анаглифные 3D-изображения, чтобы построить трехмерную форму этих полостей и узнать их приблизительную глубину. Оказалось, она составляет от 20 до 47 метров.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/na-komete-vpervye

8. Солнце

Редкое явление - одновременные солнечные вспышки на двух полушариях Солнца
22 января 2024  на солнечных пятнах, расположенных на противоположных полушариях, почти одновременно вспыхнули две солнечные вспышки, вызвав перебои в радиоприеме на Земле. Исследователи описывают этот тип одновременного события как "очень редкий". Недавно Солнце проявило исключительную активность: 22 января на противоположных полушариях одновременно вспыхнули две солнечные вспышки значительной мощности. Это редкое событие, известное как симпатическая солнечная вспышка, сигнализирует об интенсивной фазе 11-летнего солнечного цикла.
Эти солнечные пятна, расположенные на противоположных полушариях звезды, произвели вспышки на расстоянии около 500 000 километров друг от друга. Это расстояние больше, чем расстояние между Землей и Луной. Энергия, высвобожденная этими солнечными вспышками, была значительной, а их суммарная мощность эквивалентна вспышке класса M5.1. По этой классификации эти вспышки относятся к самым мощным, чуть ниже вспышек X-класса, которые являются самыми интенсивными. Магнитуда M5.1 указывает на значительное количество высвобожденной энергии, способной повлиять на космические и земные системы.
источник - https://new-science.ru/redkoe-yavlenie-odnovremennye-solnechnye-vspyshki-na-dvuh-polushariyah-solnca/

9. Звёздная и галактическая астрономия

Обнаружена новая двойная система со сверхкоротким орбитальным периодом
02 января 2024
Согласно теории эволюции двойных систем, второй выброс общей оболочки может привести к образованию маломассивных звезд класса B (sdB) внутри двойных систем со сверхкоротким периодом обращения. Периоды обращения таких систем sdB могут составлять всего 20 минут. Однако на сегодняшний день были обнаружены только четыре двойные системы такого типа с периодами обращения менее одного часа.
Команда астрономов во главе с Цзе Лином из Университета Цинхуа в Пекине, Китай, сообщила об обнаружении новой двойной системы sdB с чрезвычайно коротким периодом обращения. Объект, получивший обозначение TMTS J052610.43+593445.1 (или сокращенно J0526), оказался двойной системой sdB с периодом обращения приблизительно 20,5 минут.
J0526 состоит из видимой звезды sdB (обозначенной как J0526B) и карлика-компаньона. J0526B примерно в семь раз больше Земли, а ее масса равна приблизительно 0,33 массы Солнца. J0526B приливно деформируется невидимым белым карликом-компаньоном (J0526A).
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240102190617

Шаровое скопление VVV CL002 падает к центру нашей галактики
03 января 2024
Используя телескоп Magellan Clay в Чили, астрономы провели спектроскопические наблюдения шарового скопления VVV CL002. Они обнаружили, что скопление падает к центру Млечного Пути.
Предполагается, что VVV CL002 является ближайшим шаровым скоплением к центру Млечного Пути. VVV CL002 имеет ретроградную орбитальную конфигурацию с относительно высоким эксцентриситетом 0,69, с перигалактическим и апогалактическим расстояниями 619 и 3400 световых лет соответственно. Скопление находится глубоко внутри балджа.
Дальнейшие наблюдения VVV CL002 с высоким разрешением могут быть необходимы для того, чтобы лучше понять механизмы выживания и миграции шаровых скоплений галактик.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240103200750

Астрономы объяснили, как образуются гигантские «странные радиокруги»
08 января 2024
В 2019 году радиоинтерферометр ASKAP засек необычные космические объекты в радиодиапазоне — гигантские тусклые кольца диаметром в несколько сотен килопарсек (порядка миллиона световых лет). Для сравнения: диаметр нашей галактики Млечный Путь составляет примерно 30 килопарсек.
Необычные структуры сперва приняли за ошибку наблюдений нового инструмента, но вскоре еще один «странный радиокруг» (odd radio circle) удалось найти в архивных данных радиотелескопа GMRT. Именно этот ORC 4, единственный обнаруженный в северном небесном полушарии, стал объектом нового исследования. Международная группа ученых, занимающаяся галактиками со вспышками звездообразования, предположила, что круги — одно из последствий вспышек.
Когда рядом взрывается большое количество сверхновых, «газовый ветер» достигает таких масштабов и скоростей (до двух тысяч километров в секунду), что начинает разгонять газ самой галактики. Именно так, согласно одной из гипотез, и образуются «странные радиокруги».
Среди других гипотез: слияния сверхмассивных черных дыр, планетарные туманности и галактики с необычным строением. Но по одним лишь радиоданным невозможно подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий.
Поэтому группа Коил провела наблюдения за ORC 4 в оптическом диапазоне, используя спектрограф обсерватории Кека (Гавайи). Оказалось, «странные радиокруги» образуются при взаимодействии двух ключевых факторов: массивного потока газа, вылетающего из галактики, и низкой плотности газа в окрестностях.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/odd-radio-circles

Астрономы выяснили причину снижения яркости RW Цефея
09 января 2024
Астрономы из Университета штата Джорджия получили первые снимки крупным планом массивной звезды RW Цефея, которая недавно пережила странное угасание. Снимки дают новые подсказки о том, что происходит вокруг массивной звезды, находящейся примерно в 16 000 световых лет от Земли. RW Цефея настолько велика, что если бы она была расположена рядом с Солнцем, ее внешние слои выходили бы за пределы орбиты Юпитера.
Наблюдения показывают, что RW Цефея пережила мощное извержение, в результате которого образовалось огромное облако газа. Когда облако удалялось, оно охлаждалось и создавало скопления пылевых частиц, которые блокировали большую часть звездного света. Теперь, когда облако рассеивается, мы снова начинаем видеть звезду и ее неспокойное окружение.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240109211505

Астрономы впервые увидели выживание двойной системы после взрыва сверхновой
11 января 2024
В галактике NGC 157, в 75 миллионах световых лет от нас, есть остатки сверхновой SN 2022jli — одна из сверхновых типа Iс. Международная группа астрономов проанализировала колебания в светимости этой сверхновой в снимках телескопов и обнаружила в них признаки наличия у нее крупного тела-компаньона — второй звезды той же системы, причем довольно близкой к остаткам сверхновой. Это первый такой случай в астрономии.
Теоретические расчеты довольно давно показали, что возможны сценарии с «выживанием» планет и светил-компаньонов несмотря на взрыв. Однако прямого подтверждения таких событий найти не удавалось. Даже когда у нейтронной звезды обнаруживали планеты — а именно так ученые открыли первые известные экзопланеты, — было невозможно утверждать, что они не образовались уже после взрыва, из обломочного диска. Непосредственным доказательством «выживания» могут быть наблюдения лишь в момент сразу после вспышки сверхновой.
Но большинство сверхновых, которые регистрируют астрономы, наблюдаются довольно далеко от Земли. Вдобавок светимость остатков сверхновых быстро убывает. Следовательно, если какой-то объект у сверхновой и остался, то выявить его очень сложно.
В новом исследовании астрономы обнаружили для остатков сверхновой SN 2022jli периодические изменения светимости с периодом в 12,4 земных суток. При этом, судя по спектру, к остаткам сверхновой дрейфует водород от соседнего объекта — вероятно, обычной звезды. Одновременно космический телескоп «Ферми» открыл в районе вспышки сверхновой источник гамма-излучения, по времени совпадающий с периодом первых сотен суток после вспышки.
По оценке авторов работы, в этом случае излучение вызвано аккреционным диском вокруг остатка сверхновой. Такой диск образуется, если скорость «высасывания» водорода соседней звезды компактным объектом, оставшимся после взрыва SN 2022jli, высока настолько, что этот водород не успевал сразу упасть на этот объект. Тогда газ образует аккреционный диск, который быстро вращается. В процессе вращения молекулы газа сталкиваются друг с другом и разогреваются, давая рентгеновское излучение.источник - источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/astronomy-vpervye-uvideli

Хаббл обнаружил удивительный источник самого яркого радиовсплеска за всю историю наблюдений
13 января 2024
Удивительное открытие было сделано благодаря наблюдениям космического телескопа "Хаббл" за самым ярким радиовсплеском (FRB) из когда-либо зарегистрированных.
Для объяснения происхождения FRB было выдвинуто несколько гипотез. Одна из них предполагает, что эти события могут быть результатом коллапса нейтронных звезд в черные дыры. В некоторых дискуссиях о происхождении FRB также упоминались квазары.
источник - https://new-science.ru/habbl-obnaruzhil-udivitelnyj-istochnik-samogo-yarkogo-radiovspleska-za-vsju-istoriju-nabljudenij/

Астрономы исследовали близлежащие источники быстрых радиовсплесков
14 января 2024
Быстрые радиовсплески (FRB) являются космической загадкой. Международная группа исследователей под руководством Канады опубликовала новые результаты, показывающие, что большинство локальных FRB, вероятно, происходят от коллапса ядра сверхновых. Работа имеет особое значение, потому что год назад, после обнаружения источника FRB в шаровом скоплении Мессье 81, содержащем чрезвычайно старую звездную популяцию, возникло предположение, что такие источники могут доминировать в популяции FRB.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240114211730

Астрономы обнаружили редкую пару из белого и коричневого карликов
17 января 2024
Катаклизмические переменные — очень тесные двойные системы, в которых белый карлик «высасывает» более мелкое тело, обычно звезду главной последовательности. Международная группа астрономов под руководством Ильхама Галиуллина из Казанского федерального университета обнаружила и изучила новую катаклизмическую переменную SRGeJ041130.3+685350, сокращенно — SRGeJ0411. Объект нашли в данных обзора SRG/eROSITA по соотношению рентгеновского излучения к оптическому, а также по ярким линиям водорода и гелия в спектре. Переменная расположена примерно в 1056 световых годах от Земли, а ее орбитальный период составляет 97,53 минуты. Масса доминирующего белого карлика — около 0,84 солнечной массы, притом что он примерно в 100 раз меньше Солнца по размеру.
Радиус второго объекта — около 0,11 радиуса нашей звезды, масса — меньше 0,04 солнечной. То есть по размеру он сопоставим с Юпитером, но по массе примерно в 100 раз больше. Температура поверхности компаньона — менее 1800 кельвинов. По всем признакам это коричневый карлик.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/cataclysmic-variable

Высокоэнергетичное излучение радиопульсара в Парусах ставит перед астрофизиками новые вопросы
25 января 2024
Коллаборация H.E.S.S. опубликовала результаты измерений высокоэнергетичного излучения от пульсара в Парусах. 78 пойманных фотонов с энергиями от нескольких ТэВ до 20 ТэВ — самое энергичное излучение, когда-либо детектированное от пульсаров. Область генерации излучения не удалось локализовать, но его модуляция с периодом вращения нейтронной звезды указывает на близость источника к самой звезде. Модуляция полностью исключает возможность генерации излучения в окружающей пульсар туманности. Детектирование такого высокоэнергетичного излучения дает уникальный шанс посмотреть «вглубь» магнитосферы пульсара (размер которой составляет всего несколько тысяч километров) и протестировать теории ускорения частиц и формирования их излучения. Магнитосфера пульсара — область, обволакивающая нейтронную звезду, — имеет очень интересную структуру. Дело в том, что вращение замагниченного идеального проводника (а поверхность нейтронной звезды именно таковым и является) должно генерировать электрический потенциал.
Детектировать фотоны энергий больше нескольких ГэВ необычайно сложно (а в исследовании речь идет о 20 ТэВ). Из-за того, что фотонов с такой энергией мало, телескоп (или детектор) должен иметь большую собирающую поверхность. Поэтому сделать орбитальный телескоп (по типу Fermi, который детектирует фотоны с энергией до 10 ГэВ) сейчас невозможно. Значит, приходится рассчитывать на наземные установки. Но с детектором на Земле есть другая проблема — атмосфера. Практически все фотоны таких высоких энергий взаимодействуют с молекулами воздуха и Земли не достигают. К счастью, ученые смогли обратить эту проблему во благо.
Когда космические частицы высокой энергии взаимодействуют с атомами газов воздуха, они порождают так называемые широкие атмосферные ливни — каскады из вторичных субатомных частиц. Фотон с энергией порядка ТэВ в плотной относительно межзвездного пространства атмосфере достаточно быстро взаимодействует с электрическим полем ядер, распадаясь на электрон-позитронную пару. Эти вторичные частицы движутся с ультрарелятивистскими скоростями (их энергия также имеет порядок ТэВ, что в миллионы раз больше массы покоя электрона/позитрона) и излучают тормозное гамма-излучение. Часть этого излучения распадается на третичные пары и т. д. Такой «мультипликативный» каскад продолжается до тех пор, пока энергия излученных фотонов не станет меньше энергии покоя электронов/позитронов (0,5 МэВ). Происходит это примерно на высоте 10 км от поверхности Земли.
источник - https://elementy.ru/novosti_nauki/434185/Vysokoenergetichnoe_izluchenie_radiopulsara_v_Parusakh_stavit_pered_astrofizikami_novye_voprosy

Астрономы открыли новый тип звезд
26 января 2024
Неожиданным стало окрытие нового типа звезд — нерегулярных красных гигантов, яркость которых порой падает настолько, что они становятся «невидимыми» для наших инструментов. Все они в количестве 21 объекта обнаружены в центральной области диска Млечного Пути.  Эти старые звезды живут спокойно на протяжении нескольких лет или даже десятилетий, а потом совершенно неожиданным образом выпускают „облака дыма“. После этого они несколько лет выглядят очень красными и тусклыми, порой настолько, что мы вообще их не видим.
Все эти «старые курильщики» находятся в богатой на тяжелые элементы центральной области Млечного Пути. Первичный анализ показал, что температура их поверхности очень низкая — от 3100 до 4100 кельвинов. Примечательно, что падения яркости ассиметричны и длятся как минимум год, а чаще несколько лет. Судя по цвету, вызывают их мелкие частицы пыли.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/old-smokers-stars

Российские астрономы обнаружили 39 новых пульсаров
29 января 2024
Группа российских астрономов из Пущинской радиоастрономической обсерватории (ПРАО) сообщает об обнаружении 39 новых пульсаров в рамках проекта Puschino Multibeams Pulsar Search (PUMPS).
Ежедневные круглосуточные наблюдения проводились в течение примерно 3000 дней. Продолжительность сеанса наблюдения для каждого направления на небе составляла 3,5 минуты в день. Поиск пульсаров проводился с использованием спектров мощности. Для поиска слабых пульсаров были суммированы спектры мощности", - пояснили исследователи.
В результате команда идентифицировала 330 пульсаров с регулярным излучением. О 39 пульсарах из этой выборки ранее не сообщалось.
Обнаруженные пульсары имеют периоды вращения от 0,033 до 3,74 секунды.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240129204710

Что-то подозрительное происходит с гало темной материи Млечного Пути
31 января 2024
 Согласно принципам галактической динамики, можно было бы ожидать, что орбитальная скорость звезд будет постепенно уменьшаться по мере удаления от галактического центра. Однако наблюдения показали, что скорости звезд оставались относительно постоянными на некотором расстоянии от центра галактики. За пределами определенного предела расстояния от центра галактики (около 100 000 световых лет) исследователи наблюдали неожиданное замедление орбитальной скорости звезд. Эти наблюдения ставят под сомнение наши представления о распределении темной материи в галактике. Ученые выдвигают версию о том, что, по крайней мере, в некоторых регионах гало темной материи было "опустошено", что означает, что темной материи может быть меньше, чем ожидалось.
источник - https://new-science.ru/chto-to-podozritelnoe-proishodit-s-galo-temnoj-materii-mlechnogo-puti/

Железные дожди и жестокие штормы: как астрономы впервые наблюдали погоду на экзопланете
08 января 2024
Экзопланета WASP-121b на расстоянии 880 световых лет от Земли почти вдвое больше Юпитера по диаметру. Она в 40 раз ближе к своему солнцу, чем Земля — к своему. Полный оборот вокруг звезды длится всего 31 час. Из-за такой близости приливные силы выравняли местные сутки с годом. Температура в самом горячем месте достигает 1900 градусов Цельсия - на сотни градусов выше точки плавления железа.
Самая горячая часть атмосферы располагалась не прямо под местным солнцем. Она была немного смещена к востоку из-за вращения планеты. В этой модели погода на WASP-121b менялась не хаотично, а циклически. Один цикл занимал примерно пять местных суток, или, что то же самое, пять местных лет.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/pogoda-na-ekzoplanete

У экзопланеты WASP-69b обнаружили огромный кометоподобный хвост
10 января 2024
На WASP-69b царит жаркое лето, которое никогда не заканчивается. Огромная газообразная экзопланета, размером примерно с Юпитер, находится так близко к родительской звезде, что ее атмосфера выкипает со скоростью 200 000 тонн в секунду. Новое исследование команды астрофизиков из Калифорнийского университета было опубликовано в Astrophysical Journal. Ученые обнаружили, что звездные ветры родительской звезды превращают улетучивающуюся атмосферу WASP-69b в кометоподобный хвост. Он тянется за планетой по меньшей мере на 560 000 километров.
Обнаруженная десять лет назад экзопланета находится в 160 световых годах от Земли. WASP-69b является горячим юпитером. Планета совершает полный оборот менее чем за четыре земных дня; для сравнения, Меркурий, ближайшая планета к нашему Солнцу, имеет 88-дневную орбиту.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240110200805

Астрономы обнаружили новую экзопланету размером с Землю
11 января 2024 г.
Ученые обнаружили третью планету, вращающуюся вокруг звезды HD 63433. Оказалось, что экзопланета, получившая название HD 63433 d, захвачена приливными силами: у нее есть дневная сторона, которая всегда обращена к звезде, и сторона, которая постоянно находится в темноте. Этот раскаленный мир является самой маленькой подтвержденной экзопланетой моложе 500 миллионов лет. HD 63433 d - ближайшая обнаруженная планета размером с Землю, возраст которой составляет около 400 миллионов лет.
Команда астрономов проанализировала систему HD 63433, используя данные спутника НАСА TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Ранее в этой планетной системе уже были найдены две планеты. Ученые обнаружили дополнительный сигнал — небольшой транзит, который появляется каждые 4,2 дня. После дальнейшего исследования астрономы смогли подтвердить, что это третья планета.
Планета очень близка по размерам к Земле (ее диаметр примерно в 1,1 раза больше диаметра нашей планеты) и вращается вокруг звезды, которая по размеру похожа на наше Солнце (размер звезды составляет около 0,91 размера и 0,99 массы Солнца). Звезда в этой системе относится к классу G, как и наше Солнце.
HD 63433 d в восемь раз ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Температура на дневной стороне планеты может достигать 1257°C. Ученые предполагают, что HD 63433 d лишена атмосферы, а дневная сторона планеты может быть "лавовым полушарием".
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240111205336

TESS обнаружил две экзопланеты класса субнептун
16 января 2024
Звезда TOI 904 находится в 150 световых годах от Земли. Планеты TOI 904 b и с являются субнептунами. Внешняя планета TOI 904c совершает оборот вокруг своей звезды за 84 дня и имеет расчетную равновесную температуру 217 К (-56°C). TOI 904c является самой холодной карликовой планетой класса M, обнаруженной TESS на сегодняшний день.
TOI 904b делает оборот вокруг родительской звезды каждые 11 дней. Звезда TOI 904 достаточно яркая в инфракрасном диапазоне, чтобы в будущем можно было определить массы экзопланет и характеристики их атмосфер. Экзопланеты имеют примерно одинаковый размер (2,5 и 2,3 земных радиуса соответственно) и вращаются вокруг своей звезды на расстояниях 0,06 и 0,31 а.е. Ни одна из планет не находится в обитаемой зоне.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240116205157

Спутник TESS обнаружил девять горячих юпитеров
17 января 2024
Обнаруженные экзопланеты, обозначенные TOI-1855 b, TOI-2107 b, TOI-2368 b, TOI-3321 b, TOI-3894 b, TOI-3919 b, TOI-4153 b, TOI-5232 b и TOI-5301 b, похожи по размеру на Юпитер, их массы колеблются от 0,55 до 3,88 масс Юпитера. TOI-3919 b - самая массивная из них, а самой крупной является TOI-1855 b — ее радиус равен приблизительно 1,65 радиуса Юпитера. Все недавно открытые планеты имеют периоды обращения менее восьми дней, а их равновесные температуры, по оценкам, составляют от 1000 до 1772 К. Самой горячей экзопланетой из девяти оказалась TOI-5232 К.
Команда классифицировала обнаруженные экзопланеты как горячие юпитеры. TOI-3919 b и TOI-5301 b имеют значительные эксцентриситеты орбит — на уровне 0,26 и 0,33 соответственно. По мнению авторов статьи, это говорит о том, что они, возможно, подверглись приливной миграции с высоким эксцентриситетом.
Радиусы родительских звезд обнаруженных планет варьируются от 0,84 до 2,19 солнечных радиусов, а их массы составляют от 0,9 до 1,57 масс Солнца. Возраст двух самых старых звезд оценивается примерно в 8 миллиардов лет. Звезды расположены на расстоянии 576-1985 световых лет от нас.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240117190123

TESS отыскал долгопериодический холодный субнептун у солнцеподобной звезды
26 января 2024
Космический телескоп TESS обнаружил новую экзопланету с длинным орбитальным периодом. Ей стал холодный субнептун у солнцеподобной звезды HD 88986, который интересен как тело, сохранившее свой первичный состав.
Звезда HD 88986 относится к спектральному классу G2V и находится на расстоянии 108 световых лет от Солнца. Она обладает массой 1,25 массы Солнца, радиусом 1,54 радиуса Солнца и характеризуется возрастом 7,9 миллиарда лет. Вокруг нее обращается экзопланета HD 88986b с орбитальным периодом 146,05 дня, массой 17,2 массы Земли и радиусом 2,49 радиуса Земли, что дает значение средней объемной плотности в 6,1 грамм на кубический сантиметр. Предполагается, что это субнептун, 75 процентов его массы приходится на горные породы, а остальная часть — на воду.
HD 88986b обладает самым длинным орбитальным период среди известных небольших (менее четырех радиусов Земли) транзитных экзопланет, что позволяет предположить, что она не претерпела значительной потери массы из-за ультрафиолетового излучения звезды и сохранила свой первичный состав. Предполагается, что она могла сформироваться аналогично ядрам планет-гигантов в Солнечной системе, но не смогла накопить много газа за счет аккреции.
Исследователи также заметили признаки наличия в системе еще одного внешнего и массивного тела, природу которого необходимо установить. Объект может обладать длиной большой полуоси орбиты 16,7-38,8 а.е и массой 68-284 масс Юпитера.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/26/hd-88986-b

Астрономы исследуют массы и орбитальные свойства шести экзопланет системы TOI-1136
28 января 2024
Недавно открытая планетная система с шестью подтвержденными экзопланетами и возможной седьмой расширяет знания астрономов о формировании и эволюции планет. Звезда расположена более чем в 270 световых годах от Земли, ей "всего" 700 миллионов лет. Магнетизм, солнечные пятна и вспышки более распространены и интенсивны на этой стадии развития звезды, и возникающее в результате излучение воздействует на экзопланеты. Подтвержденные экзопланеты от TOI-1136 b до TOI-1136 g классифицируются экспертами как субнептуновые. Радиус самой маленькой из них более чем в два раза превышает радиус Земли, а радиусы остальных в четыре раза больше радиуса Земли, что сопоставимо с размерами Урана и Нептуна. Все эти планеты делают оборот вокруг TOI-1136 менее чем за 88 дней, которые требуются Меркурию для обращения вокруг нашего Солнца.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240128190013

«Джеймс Уэбб» напрямую рассмотрел двух кандидатов в экзогиганты у белых карликов
29 января 2024
В качестве целей были выбраны карлики WD 1202-232 и WD 2105-82, водородные атмосферы которых демонстрируют признаки аккреции богатого металлами вещества. WD 1202–232 находится на расстоянии 34 световых года от Солнца, обладает массой 1,3 массы Солнца и образовался 0,9 миллиарда лет назад при общем возрасте звезды (возраст звезды до схода с главной последовательности вместе с возрастом остывания) 5,3 миллиарда лет. Масса WD 2105−82 составляет 2,5 массы Солнца, он находится на расстоянии 52,7 светового года от Солнца и образовался 0,83 миллиарда лет при общем возрасте звезды 1,6 миллиарда лет. WD 2105-82 также является замагниченным, с напряженностью поля у полюсов примерно 50 килогаусс.
Кандидат в экзопланету WD 2105-82b находится на круговой орбите вокруг своего карлика с радиусом 34,62 а.е. и периодом 243 года, его масса оценивается в 1-2 массы Юпитера. Когда звезда находилась на главной последовательности планета могла быть на удалении 9,7 а.е. от нее.
WD 1202—232b характеризуется массой 1-7 масс Юпитера и находится на круговой орбите с радиусом 11,47 а.е. и периодом 50 лет. Когда звезда находилась на главной последовательности планета могла быть на удалении 5,3 а.е. от нее.
источник - https://nplus1.ru/news/2024/01/29/jwst-exoplanet-wds

Хаббл обнаружил самую маленькую экзопланету из известных на сегодняшний день, содержащую водяной пар
30 января 2024
Недавнее обнаружение в данных космического телескопа "Хаббл" водяного пара в атмосфере экзопланеты GJ 9827d, расположенной в 97 световых годах от Земли, стало важным открытием, поскольку это самая маленькая экзопланета с водяным паром, обнаруженная на сегодняшний день.
С одной стороны, ее можно классифицировать как "мини-Нептун", характеризующийся плотной атмосферой, богатой водородом и водяным паром. Такая классификация позволила бы отнести ее к категории планет, обладающих как газообразными, так и водными характеристиками. С другой стороны, GJ 9827d может напоминать более теплую версию Европы, ледяного спутника Юпитера, под поверхностью которого, как предполагается, скрываются большие запасы воды. Если последняя гипотеза подтвердится, то GJ 9827d может состоять из равных частей воды и камня, с атмосферой, в которой преобладает водяной пар, покрывающий меньшее по размеру каменистое ядро.
источник - https://new-science.ru/habbl-obnaruzhil-samuju-malenkuju-ekzoplanetu-iz-izvestnyh-na-segodnyashnij-den-soderzhashhuju-vodyanoj-par/

Астрономы обнаружили суперземлю со сверхкоротким периодом обращения
30 января 2024
Планета имеет радиус равный 1,24 радиуса Земли, а ее масса, согласно измерениям, составила 2,53 массы Земли, что дает плотность на уровне 7,24 г/см3. Планета обращается вокруг своей родительской звезды каждые 13,7 часа на расстоянии около 0,01 а.е., а ее равновесная температура, по оценкам, составляет почти 1000 К. Таким образом, Wolf 327 b была классифицирована командой Мургаса как суперземля со сверхкоротким периодом (USP).
Wolf 327 - карликовая звезда спектрального класса M2.5 V. Ее возраст оценивается в 4,1 миллиарда лет. Звезда расположена примерно в 93 световых годах от нас. Ее размер и масса равны всего 40% размера и массы Солнца. Wolf 327 имеет эффективную температуру 3542 К.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240130202901

11. Развитие жизни

Астрономы определяют цели для будущей обсерватории обитаемых миров
17 января 2024
Исследователи продолжают планировать развитие Обсерватории обитаемых миров НАСА (HWO), которая будет изучать атмосферы планет, похожих на Землю, на предмет наличия биосигнатур. Уже рассматривается несколько целей. НАСА составило первоначальный список из 164 экзопланет-кандидатов. Однако следует отметить, что данные о рентгеновском излучении были доступны только для 41 из 168 звезд, включенных в каталог.
источник - https://new-science.ru/astronomy-opredelyajut-celi-dlya-budushhej-observatorii-obitaemyh-mirov/

Облака спасли потенциально обитаемые экзопланеты от перегрева
23 января 2024
Прошлые исследования показали, что при наличии океана атмосфера на таких планетах становится насыщенной водяным паром, за счет которого и развивается «влажный парниковый эффект». В долгосрочной перспективе эти планеты не способны поддерживать обитаемые условия, и все же они достаточно стабильны, чтобы на поверхности долго сохранялась жидкая вода.
Считалось, что после насыщения атмосферы водой неизбежно происходит взрывной парниковый эффект. В этом сценарии водяной пар достигает стратосферы (на Земле практически сухой), где попадает под действие ультрафиолетового излучения. От этого молекулы Н2О распадаются на кислород и водород, причем последний быстро покидает планету. Это, по мнению ученых, приводит к потере ею жидкой воды и быстрой утрате жизнепригодности. Но расчеты с помощью трехмерных климатических моделей показали, что этот пар, наоборот, может защитить планету от подобного развития событий.
Проблема в том, что отражающая способность облаков — непростой процесс, зависящий от множества факторов, притом что точность таких расчетов может кардинально изменить результаты и выводы. В стремлении повысить точность расчетов, авторы нового исследования дополнили одномерную модель, описывающую отражающую способность облаков, более сложной микрофизикой их внутреннего устройства. Оказалось, граница больше всего зависит от четырех параметров: излучения звезды, радиуса планеты, плотности облаков и осадков.
Так, при достаточной облачности внутренняя граница обитаемой зоны для систем вроде Солнце — Земля сдвигается с орбиты Земли до орбиты между Меркурием и Венерой. А то и еще ближе к звезде, если «подкрутить» параметры облаков и осадков. Получается, обитаемые планеты вроде Земли могут быть в 3,3 раза ближе к звезде, а суперземли — в 4,7 раза ближе, чем считали ранее.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/protective-clouds

Вода оказалась единственной подходящей основой для жизни
25 января 2024 г.
Ученые Массачусетского технологического института рассмотрели альтернативные воде растворители, которые могли бы подходить в качестве основы для существования жизни на других планетах. Такие вещества должны удовлетворять четырем критериям: растворять только некоторые молекулы (но не все), играть важную роль в метаболизме, не разрушать широкий спектр сложных органических молекул и существовать в течение миллиардов лет на скалистых планетах.
Оказалось, что из всех известных растворителей вода является единственным веществом, удовлетворяющим этим условиям. Аммиак удовлетворяет первым трем условиям, однако он легко разрушается под воздействием ультрафиолетового излучения. Кроме того, там, где существует аммиак, также существует и вода, поэтому он не будет основным растворителем.
Концентрированная серная кислота также удовлетворяет трем основным условиям, хотя неизвестно, может ли она поддерживать наличие в ней разнообразного набора органических молекул. Что касается другого распространенного потенциального растворителя — углекислого газа, — то ученые сомневаются, подходят ли его свойства для поддержания сложного метаболизма. Однако он вступает в реакции со многими типами молекул, и ученые предполагают, что свойства жидкого CO2 заслуживают дальнейшего изучения.
источник - https://vfokuse.mail.ru/article/voda-okazalas-edinstvennoy-podhodyaschey-osnovoy-dlya-zhizni-59514097/

Астрономы посчитали непригодными для жизни самые массовые планетные системы Вселенной
31 января 2024
Чтобы иметь возможность масштабировать результаты работы на другие потенциально обитаемые миры, они не стали строго придерживаться параметров конкретных планет системы TRAPPIST-1. Так ученые проигнорировали оценки плотности, рассчитав радиусы смоделированных планет по массе (0,8, 1 и 1,2 массы Земли), исходя из плотности нашей планеты (5,5 грамма на кубический сантиметр).
В использованную модель заложено более 500 реакций 63 химических элементов. Она учитывает воздействие различных механизмов нагрева и охлаждения. В частности, рентгеновского и инфракрасного излучений, а также охлаждающего эффекта от углекислого газа в верхних слоях атмосферы.
Сопоставив смоделированные данные с параметрами TRAPPIST-1, ученые пришли к выводу, что большинство планет этой системы не могли сохранить свои атмосферы, независимо от их состава. Под излучением звезды верхние слои атмосферы должны были нагреться настолько, что молекулы начали вылетать из поля тяготения планеты.
С учетом возраста системы (по одной из оценок, примерно 7,6 миллиарда лет), даже если бы там была атмосфера в 100 раз массивнее земной, она бы вся уже рассеялась. По предположению авторов, аналогичная история должна быть у всех планет земного типа, находящихся рядом со звездами спектрального класса М.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/no-atmospheres

12. Поиск внеземных цивилизаций

Ученые начнут самый масштабный поиск внеземных цивилизаций в истории
16 января 2024
Исследователи из американского института SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), проекта Breakthrough Listen и Национальной радиоастрономической обсерватории расширили поиск внеземных техносигнатур в рамках нового проекта Commensal Open-Source Multimode Interferometer Cluster (COSMIC, который должен обеспечить прорыв в охвате по сравнению с предыдущими исследованиями SETI, что даст возможность изучить сотни тысяч и миллионы звездных систем на частотах от 0,75 до 50 гигагерц. Это, в свою очередь, позволит провести детальный поиск на 80% всего неба, что на несколько порядков глубже, чем все предыдущие исследования SETI, вместе взятые.
источник - https://naked-science.ru/community/920701

13. Черные дыры

Черные дыры в центре первобытных галактик оказались гораздо массивнее, чем ожидалось
10 января 2024
Итальянский астроном Фабио Пакуччи из Гарвардского и Смитсоновского центров астрофизики (CfA) объявил о недавнем открытии, ставшем возможным благодаря космическому телескопу "Джеймс Уэбб". Согласно этому открытию, сверхмассивные черные дыры в центре первобытных галактик могут быть даже более массивными, чем считалось ранее. Эти удивительно массивные объекты, занесенные в каталог JWST в инфракрасном диапазоне, дают новую информацию о происхождении всех сверхмассивных черных дыр, а также о ранних стадиях жизни галактик, в которых они находятся.
Пакуччи и его коллеги провели статистический анализ набора из 21 галактики, удаленных на расстояние от 12 до 13 миллиардов световых лет и наблюдаемых в ходе трех различных обзоров, проведенных с помощью "Уэбба". В близлежащих зрелых галактиках, таких как наш Млечный Путь, общая масса звезд значительно превышает массу большой черной дыры в ее центре в соотношении примерно 1000 к 1. Однако в далеких галактиках, проанализированных командой, эта разница в массе снижается до 100 к 1, 10 к 1 и даже 1 к 1. Это означает, что черная дыра может равняться совокупной массе звезд в галактике-хозяине.
В целом астрономы выделяют два возможных пути возникновения сверхмассивных черных дыр: "легкие" и "тяжелые" семена. Легкие семена имели бы относительно небольшую массу, примерно в 100-1000 раз превышающую массу Солнца. Они могли образоваться как остатки самых первых звезд во Вселенной — пока еще ненаблюдаемых звезд популяции III. Тяжелые семена, с другой стороны, начинали с массой от 10 000 до 100 000 масс Солнца. Теоретически такие тяжелые семена возникли в результате прямого гравитационного коллапса огромных облаков газа в первозданной Вселенной.
источник - https://new-science.ru/chernye-dyry-v-centre-pervobytnyh-galaktik-okazalis-gorazdo-massivnee-chem-ozhidalos/

Астрономы обнаружили самую старую черную дыру из когда-либо наблюдавшихся
17 января 2024
Исследователи обнаружили очень старую черную дыру, которая "съедает" свою родительскую галактику.
Международная команда ученых, возглавляемая Кембриджским университетом, использовала космический телескоп "Джеймс Уэбб" NASA/ESA/CSA (JWST) для обнаружения черной дыры, которая образовалась через 400 миллионов лет после Большого взрыва, более 13 миллиардов лет назад.
Тот факт, что эта удивительно массивная черная дыра (ее масса в несколько миллионов раз превышает массу нашего Солнца) образовалась так рано во Вселенной, бросает вызов нашим предположениям о том, как формируются и растут черные дыры. Астрономы полагают, что сверхмассивные черные дыры, обнаруженные в центрах галактик, подобных Млечному Пути, выросли до своих нынешних размеров за миллиарды лет. Но размер этой недавно открытой черной дыры предполагает, что они способны образовываться и другими способами: они могут "родиться большими" или могут поглощать материю со скоростью, в пять раз превышающей ту, что считалась возможной.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240117202114

Открыт странный объект: легчайшая черная дыра или тяжелейшая нейтронная звезда?
20 января 2024 г.
С помощью радиотелескопа MeerKAT (ЮАР) астрономы обнаружили в NGC 1851 в созвездии Голубь 13 миллисекундных пульсаров, в том числе в составе трех массивных двойных звезд. Компаньон одной из них — PSR J0514-4002E — заинтересовал ученых своей массой.
Если бы компаньон был звездой главной последовательности, его было бы видно в оптическом диапазоне. Но в наблюдениях «Хаббла» подходящий объект найти не удалось. Получается, он должен быть очень компактным. Проанализировав «тиканье» пульсара и рассчитав его движение, авторы исследования пришли к выводу, что масса компаньона — от 2,09 до 2,71 солнечной массы.
Это больше, чем у крупнейших пульсаров, чью массу удалось точно измерить: PSR J0740+6620 (2,08 солнечной массы) и PSR J0348+0432 (2,01 солнечной массы). И меньше самых маленьких черных дыр (около пяти солнечных масс), обнаруженных в составе двойных систем. То есть этот объект находится в «провале масс» черных дыр — разрыве между данными наблюдений и теоретической минимальной массой черной дыры (2,2 солнечной массы), образовавшейся при коллапсе нейтронной звезды.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/lightest-bh

Научные и технические прорывы года
02 января 2024
В науке очень часто важны не только ответы, но и в первую очередь сами вопросы. И в этом смысле телескоп «Джеймс Уэбб» в 2023 году совершил настоящую революцию. От «Уэбба» ждали многого, но совсем другого: дополнения известной картины реальности, а не ее переписывания. Скажем, когда строили БАК, проект в итоге стоивший пару десятков миллиардов долларов, ожидания были как раз на прорывные открытие —  частиц темной материи и не только. На деле «из крупного» открыть там удалось только бозон Хиггса, но ожидали от коллайдера куда больше.
С «Уэббом» получилось ровно наоборот. Традиционно космология опиралась на идею, что в момент начала Большого взрыва не было буквально ничего, никаких структур, только энергия, которая лишь через некоторое время после взрыва образовала привычные нам атомы и молекулы. Естественно, что они не могли сразу собраться в звезды: нужно было много времени на то, чтобы температуры упали ниже порога ионизации. Только тогда мог образоваться молекулярный водород (до конца ионизации молекулы из него не образуются), и лишь после него мог начаться процесс постепенной сборки первых звезд. «Джеймс Уэбб» в 2023 году выбросил всю эту схему на свалку истории. Его данные выглядят революционно: они указывают на существование нормальных галактик, звезд и прочего уже через 600 миллионов лет после Большого взрыва. В текущей стандартной космологической модели это физически невозможно: галактики современного облика не могут возникнуть «из ничего» всего за 600 миллионов лет.
Второй научный прорыв года
Стандартная гипотеза о природе темной материи до 2010-х была в том, что это некие массивные частицы, взаимодействующие с материей обычной только через гравитацию. Однако такая модель работает, лишь если эти частицы относительно равномерно распределены в гало галактик — темных областях сразу за границей видимой части галактик. Ясно, что частицы с таким равномерным распределением должны создавать «трение», а его нет. К концу 2010-х это стало ясно, и тогда же  многие астрофизики (в отличие от физиков частиц, слабо следящих за  астрономической стороной вопроса) поняли, что никаких частиц темной материи никто никогда не откроет.
Российский физик Николай Горькавый (с соавторами) предложил решение этих двух проблем в работах 2016, 2018 и 2021 годов. В первых двух ему удалось — с опорой на данные гравитационной обсерватории LIGO — показать, как именно Вселенная может расширяться с ускорением. LIGO с 2016 года регистрирует гравиволны, образующиеся при слиянии черных дыр, и по этим наблюдениям удалось понять, какая именно доля массы черных дыр при слиянии превращается в гравитационные волны. Представьте, что в Солнечной системе вдруг исчезла основная часть массы Солнца. Что произойдет? Планеты не улетают от Солнца, потому что движутся по склону его гравитационной «воронки». При быстром уменьшении гравитационной массы Солнца в центре этой воронки вместо «углубления» вырастает «пик», который достигнет Земли за восемь минут. В итоге Земля окажется на склоне не воронки, а, напротив, горы. А падая с горки очень легко набрать скорость. И Земля, и все остальные планеты разлетятся во все стороны, как выпущенные при выстреле из пращи. То же самое случится и со Вселенной, где массово сливаются черные дыры: большая часть ее массы превратится в гравиволны. В итоге все объекты космоса начали расширяться с ускорением, и продолжают делать это до сих пор.
Гипотеза "осциллирующей Вселенной" закрывает и вопрос, поднятый «Джеймсом Уэббом»: как именно через 600 миллионов лет после Большого взрыва могли образоваться галактики современного вида? В циклической Вселенной им не надо возникать с нуля, как в стандартной космологии. В космологической модели Горькавого из прошлых циклов Вселенной до нашего дошло множество черных дыр — трудноуничтожимых объектов, переживших прошлые циклы.
источник - https://naked-science.ru/article/nakedscience/nauchnye-i-tehnicheskie

Темная энергия может разбавляться по мере расширения Вселенной
09 января 2024
В современной наиболее удачной модели темная энергия является космологической константой — ее значение в каждой точке пространства и времени всегда одинаково. Новые данные, полученные в ходе невероятного исследования, позволяют опровергнуть эту идею.
В исследовании Dark Energy Survey (DES) использовались данные о 1499 сверхновых особого типа, называемого типом Ia, светимость которых всегда одинакова. Это позволяет астрономам с высокой точностью измерить расстояние до галактик, в которых происходят эти события. Полученные данные можно использовать для оценки параметра "w". Для космологической постоянной этот параметр должен быть равен -1. Данные DES позволяют предположить, что такое значение возможно в соответствии с поведением всех этих галактик. Но еще лучше подходит значение -0,8. Если оно подтвердится, это будет означать, что по мере расширения Вселенной темная энергия становится все более разбавленной.
источник - https://new-science.ru/temnaya-energiya-mozhet-razbavlyatsya-po-mere-rasshireniya-vselennoj/

Аномалии в движении двойных звезд «нарушают» принятую теорию гравитации
11 января 2024
Кю-Хён Чжэ  из Университета Седжон в Сеуле (Южная Корея) выделил из обзора Gaia более 26,6 тысячи широких двойных звезд, расположенных в пределах 650 световых лет от нас.
Исследование показало, что динамика в таких системах в общем совпадает с результатами расчетов по уравнениям Ньютона и Эйнштейна, но «ломается» в системах с ускорением менее одного нанометра в квадратную секунду. Более того, при значении менее 0,1 нанометра в квадратную секунду отклонение достигает 30-40%.
Это существенное отклонение, но выборку двойных звезд нельзя было назвать совсем уж «чистой». В стремлении более точно проверить расчеты астроном Ксавьер Хернандес из Национального автономного университета Мексики отобрал 450 объектов, точность данных по которым удовлетворяла строгим требованиям, и подтвердил результаты Чжэ. Однако выборка оказалась слишком маленькой.
Для новой работы, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal, Чжэ собрал точные данные по 2463 «статистически чистым» двойным звездам. Это менее 10% от первоначальной выборки, притом что как минимум 50% всех потенциальных двойных систем, по оценкам астрономов, «чистые».
И там, и там результаты совпали с выводами предыдущей работы.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/gravity-breakdown

Еще один пример фантастического кольца Эйнштейна
12 января 2024
В центре снимка, сделанного космическим телескопом "Хаббл", расположены три галактики. Также на этом снимке можно увидеть прекрасный пример кольца Эйнштейна.
Галактика J020941.1+001557 не имеет кольцевой формы. Она просто кажется такой из-за фантастического сочетания гравитационных эффектов. Галактика находится почти непосредственно за ближайшей галактикой (центральной точкой света). Когда свет удаленной галактики распространяется в пространстве, он проходит через гравитационное поле промежуточной галактики. Это "искривляет" свет и искажает внешний вид галактики, придавая ей кольцевую форму. Это явление называется "кольцом Эйнштейна".
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240112202233

Гравитационные волны могли бы рассказать нам о первых минутах существования Вселенной
15 января 2024
Ришав Рошан и Грэм Уайт из Университета Саутгемптона полагают, что могут исследовать самые ранние моменты существования Вселенной, используя гравитационные волны. На ранних этапах формирования Вселенной пространство было непрозрачным, потому что Вселенная была полна ионизированного газа, и электромагнитное излучение не могло проникнуть внутрь. Именно этот барьер, как верят Рошан и Уайт, они смогут преодолеть.
источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20240115214227

Учёные обнаружили гигантскую галактическую структуру, которая подрывает представления о Вселенной
16 января 2024
Учёные Университета Центрального Ланкашира (Великобритания) рассказали о гигантской космической структуре, размеры которой настолько велики, что само её существование подрывает современные представления о Вселенной. «Большое Кольцо» (Big Ring) охватывает около 3 % радиуса всей наблюдаемой Вселенной и может оказаться частью ещё больше структуры.
Большое Кольцо представляет собой почти идеально круглую группу галактик и скоплений галактик диаметром около 1,3 млрд световых лет. Если бы его можно было увидеть невооружённым глазом, его размер соответствовал бы размеру 15 полных лун на ночном небе. Традиционно крупнейшими и относительно распространёнными структурами Вселенной считались сверхскопления галактик, размеры которых составляют более сотни миллионов световых лет. Они могут объединяться в нити, простирающиеся на несколько сотен миллионов лет, образуя часть космической паутины.
Большое Кольцо не только больше этих объектов, но и больше любой другой структуры. Существует космологический принцип — фундаментальная часть космологической науки, — согласно которому Вселенная должна представляться однородной во всех направлениях для любого наблюдателя внутри неё. Случайные перепады в распределении звёзд и галактик, конечно, случаются, но в наиболее крупных масштабах всё это сливается в однородную систему. Космологический принцип устанавливает для любых структур верхний предел в размерах — 1,2 млрд световых лет, и Большое Кольцо явно игнорирует эту величину.
Если бы это была единичная находка, от неё можно было бы отмахнуться как от аномалии или ошибки, но Большое кольцо — не единственная «невозможная» гигантская находка, и даже не самая большая. Два года назад та же астроном Алексия Лопес из Университета Центрального Ланкашира обнаружила структуру в форме полумесяца протяжённостью 3,3 млрд световых лет — её назвали Гигантской Дугой (Giant Arc). В 2015 году было обнаружено Гигантское кольцо гамма-всплесков с диаметром 5,6 млрд световых лет. А ещё есть Великая стена Геркулес — Северная Корона, которая представляет собой галактическую нить, простирающуюся на 10 млрд световых лет, хотя её статус как единой структуры остаётся предметом споров.
источник - https://3dnews.ru/1098824/uchyonie-obnarugili-bolshoe-koltso-gigantskuyu-galakticheskuyu-strukturu-kotoraya-brosaet-vizov-kosmologicheskomu-printsipu

Вращение краев Млечного Пути указало на отсутствие темной материи в его центре
29 января 2024
В Солнечной системе планеты, близкие к Солнцу, вращаются быстро, а более далекие — медленно. А вот в галактических дисках внешние области часто вращаются без убывания скоростей вращения, будто их раскручивает какая-то огромная, но невидимая масса (темная материя).
Однако для нашей Галактики долгое время точно оценить скорость вращения внешних частей диска не удавалось: мы плохо видим дальнюю по отношению к нам часть диска, есть и другие сложности. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, точно определить, как обстоит дело со скоростью вращения внешних частей диска Млечного Пути пока не получилось, хотя для других галактик это уже сделано.
Астрономы из Массачусетского технологического института объединили наблюдения космического телескопа «Гайя» за 33 тысячами звезд с данными наземного наблюдательного проекта APOGEE. В результате у них вышло, что скорость вращения звезд во внешних частях диска до определенного расстояния от его центра остается постоянной, но затем начинает сравнительно резко снижаться.
В конкретных цифрах это выглядит так: на удалении в 55 тысяч световых лет от центра Млечного Пути средняя скорость вращения звезд вокруг этого центра — примерно 210 километров в секунду, но сразу за этой дистанцией скорость начинает падать. В 88 тысячах световых лет от центра средняя скорость движения звезд вокруг него составляет уже около 170 километров в секунду.
Неизменная (неубывающая) скорость вращения вокруг центра галактики означает влияние темной материи, и то, что начиная с определенного расстояния она перестает быть неизменной, говорит о бедности Млечного Пути в смысле темной материи. Авторы работы подсчитали, что исходя из скоростей учтенных ими звезд гало темной материи в Галактике должно весить порядка 180 миллиардов масс Солнца. Это очень мало и сравнимо с массой обычной материи галактического диска.
источник - https://naked-science.ru/article/astronomy/net-tm-v-tsentre

Вселенная может быть моложе, чем мы думаем, согласно исследованию движения галактик-спутников
30 января 2024
В течение десятилетий научное сообщество соглашалось с возрастом Вселенной около 13,8 миллиарда лет, основываясь на Стандартной модели космологии и измерениях космологического микроволнового фона миссией Европейского космического агентства Planck. Но теперь эта цифра вновь поставлена под сомнение новыми данными. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy под руководством Го Ци (Guo Qi) из Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук, рассматривается движение галактик-спутников и его последствия для оценки возраста Вселенной.
Однако если группы галактик образовались совсем недавно, это может означать, что сама Вселенная моложе. Кроме того, это открытие может быть связано с проблемой хаббловской напряженности. Хаббловская напряженность — это расхождение между измерениями расширения Вселенной, полученными разными методами. С одной стороны, измерения, основанные на космическом микроволновом фоне, дают более низкое значение скорости расширения, в то время как наблюдения за сверхновыми типа Ia указывают на более высокую скорость. Если Вселенная моложе, это может помочь объяснить причину различий в измерениях, предлагая новое понимание одной из самых загадочных проблем современной космологии.
источник - https://new-science.ru/vselennaya-mozhet-byt-molozhe-chem-my-dumaem-soglasno-issledovaniju-dvizheniya-galaktik-sputnikov/