Источник: ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ

Номер выпуска: 151 (1793)

Дата выпуска: 23.08.2007

Автор: Николай ПОРОСКОВ, Жуковский

Рубрика: Бизнес и финансы

Заглавие: Стадия бизнеса

 

Второй день 8-го Международного авиакосмического салона (МАКС) вполне можно отнести к чисто деловым -- обычная глазеющая публика в ЛИИ им. Громова еще не допускается (доступ ей будет открыт с пятницы), а официоз с "президентским показом" позади. И живущим авиацией промышленникам, как отечественным, так и международным, дана свобода действий. Первыми ею вчера воспользовались украинская компания "Мотор Сич" и российская "Ильюшин-финанс". Главы этих компаний Владимир Богуслаев и Александр Рубцов подписали соглашение о поставке России 74 авиадвигателей для самолета Ан-148.

Российская авиастроительная корпорация "МиГ" и совместное индийско-российское аэрокосмическое предприятие подписали контракт об организации на территории Индии склада запасных частей к самолетам марки "МиГ" для оперативного и периодического их обслуживания. Базовый перечень запчастей составлен на основе предыдущих индийских заявок. В российском законодательстве по военно-техническому сотрудничеству сегодня нет определения "консигнационный склад", который сейчас и организуется. Однако с помощью Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РСК "МиГ" первой среди российских компаний преодолела юридические трудности. Это тем более важно, что наращивание инфраструктуры для послепродажного обслуживания предусмотрено комплексным контрактом на поставку в Индию корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.

Вчера же в шале корпорации "МиГ" побывал председатель комитета начальников штабов Казахстана генерал армии Мухтар Алтынбаев. С первым заместителем главы РСК "МиГ" Сергеем Цивилевым он подписал соглашение о ремонте в России на Ржевском заводе десяти истребителей МиГ-31. Сумма контракта -- 60 млн долл. В следующем году в ремонт придет очередная десятка этих самолетов. По уверению генерала Алтынбаева, обращений за помощью в ремонте будет значительно больше, когда Россия примет комплексную программу модернизации авиатехники, в том числе той, что стоит на вооружении казахстанской армии. А вся эта техника -- советская и российская. Казахстан, сказал г-н Алтынбаев, готов закупать у России зенитные ракетные системы С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф".

Концерн ПВО "Алмаз-Антей" вчера презентовал сразу два экземпляра своей новой продукции. Это зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Тор-М2Э" (на этот раз на колесном шасси), а также подвижный пункт разведки и управления ППРУ-М1-2.

Глубокая модернизация ЗРК вызвана тенденциями современного боя, главным образом увеличением плотности налета авиации. Главная особенность нового комплекса -- модернизированная радиолокационная система. Уменьшен уровень так называемых боковых лепестков, что значительно повысило помехозащищенность станции. Введен еще один канал перехвата, появилась новая всесуточная оптико-электронная система с телевизионным и тепловизионным каналом. Теперь комплекс может обстреливать четыре цели четырьмя ракетами. Боевой расчет уменьшился с трех до двух человек. Фактически один комплекс может заменить два прежних. Новая версия ЗРК может быть интегрирована в другие различные системы ПВО: управляться от С-300, "Антей-2500", командного пункта "Поляна-Д4М1", "Бук-М2Э2". Кстати, колесное шасси предоставил Минский завод. Хотя компоновка комплекса осталась как и при гусеничном варианте, масса стала существенно меньше -- около 30 тонн. Машина имеет переменный клиренс. ППРУ-М1-2 предназначена для управления боевыми действиями и огнем подразделений ПВО, вооруженных зенитно-артиллерийскими и зенитно-ракетными комплексами ЗСУ-23-4М4, "Стрела-10М2", "Тунгуска-М1", "Тор-М1" и даже ПЗРК "Стрела-2М", "Стрела-3", "Игла", для отражения этими комплексами налета штурмовой и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, некоторых типов крылатых ракет.

Глава авиастроительной компании "Сухой" Михаил Погосян обрисовал перспективы нового, еще до конца не созданного самолета "Суперджет-100". В Комсомольском-на-Амуре авиапредприятии идет сборка первых машин, которую планируется завершить в сентябре этого года. Идет работа по сертификации борта, первый его вылет запланирован до конца 2007 года. Презентация "Суперджет-100", на которую г-н Погосян пригласил журналистов, состоится 26 сентября. До конца этого года авиастроительная компания "Сухой" намерена собрать около сотни "твердых" заказов. Всего же, рассчитывает г-н Погосян, будет продано около 800 новых самолетов, 300 из них -- в России. Авиационная холдинговая компания "Сухой" и итальянская "Аления Аэронавтика" еще в июне подписали генеральное соглашение о создании совместного предприятия. Итальянская сторона обязалась участвовать в финансировании и продвижении проекта на западные рынки, а также послепродажном обслуживании самолетов по всему миру.

Весьма насыщенным было общение с журналистами главы "Роскосмоса" Анатолия Перминова. По его словам, к 2014 году отрасль собирается создать более десяти интегрированных структур, до 2015 года модернизировать до 35% своих промышленных мощностей, довести долю непрофильной продукции с 20 до 40%, то есть диверсифицировать производство, втрое до 2018 года повысить возможности космической связи. В следующем году, пообещал г-н Перминов, будут запущены новые космические аппараты "Электро" и "Метеор". Готовятся к запуску по международной программе аппараты "Фобос-грунт", которые доставят этот самый грунт со спутника Марса -- Фобоса. После публичной поддержки президента России активно идут работы над орбитальной группировкой системы ГЛОНАСС. В этом году будет запущено еще шесть аппаратов, после чего группировка будет состоять из 18 спутников -- это позволит охватить всю территорию России.

"Роскосмос" приступил к выполнению новой федеральной целевой программы, которую условно можно было бы назвать "Использование результатов космической деятельности в интересах гражданской экономки". Ее выполнение позволит воочию увидеть эффект от "романтической" космической работы. В рамках этой ФЦП создается новая ракета-носитель "Русь-М" повышенной грузоподъемности. "Нельзя опускаться до авантюризма", -- заклинал г-н Перминов, намекая на недавнюю смену руководства РКК "Энергия", прежний глава которой сам хотел полететь на Луну и дальше. По словам главы "Роскосмоса", полет на Марс может стоить 400--500 млрд долл. Российский бюджет этого не выдержит.

Анатолий Перминов поспешил объяснить, что СМИ неверно истолковали понедельничное соглашение "Роскосмоса" с Европейским космическим агентством. По сообщениям получается, что скоро будет создан корабль для дальних космических перелетов. Это не так. Хотя бы потому, что не решена одна из основных проблем: если не принять меры, экипаж на Марс в полете получит дозу радиации, вчетверо превышающую норму.

Вообще тема космических кораблей весьма болезненная. Как выясняется, проект "Клипера" не прошел ни один научно-технический совет, в том числе и РКК "Энергия". Сегодня на "кладбище" таких крылатых кораблей около 12 проектов разных стран, воплощен только шаттл. Подготовка его к полету обходится в полмиллиарда долларов. Россия на это не пойдет. Да и американцы возвращаются к "бескрылой" схеме.

Россия же намерена развивать пилотируемую космонавтику, где у нее есть хорошие технологии, в кооперации с другими странами. Международные комические проекты у России сегодня есть с 28 странами, а соглашения - более чем с 30.

Появилось новое, весьма интересное направление в работе "Роскосмоса", вызванное тревожным потеплением климата на планете. Сегодня большинство метеоспутников находятся на орбитах вдоль экватора, поэтому они не видят ледяные полярные шапки, не могут распознать характер полярных морских трасс, подсказать способы использования шельфа. Мешает и то, что до 80% российской территории закрыто облаками и полярной ночью, и нынешние космические аппараты перед этим обстоятельством бессильны. "Роскосмос" намерен уже в ближайшее время исправить существующее положение.

Прояснил Анатолий Перминов и ситуацию с "Энергомашем". Там недавно поработала Счетная палата и запретила временно поставлять в США наши двигатели РД-180 для их ракет, хотя такие поставки продолжались много лет. Получилось все, по словам главы "Роскосмоса", из-за смены в США конечного потребителя. Сейчас готовится новая документация, и до конца этой недели ситуация должна разрешиться.

 

Комментарий ред. сайта: вот как бывает: если будешь избегать «авантюризма», то возникнут проблемы с зарубежными контрактами…