РКК «Энергия» реанимировала проект «Клипер»

С опозданием на 4 года

 

26 июля 2008 года газета «Московский комсомолец» рассказала о том, что на британском авиасалоне был представлен новый проект российского космического корабля, который должен прийти на смену «Союзам». Вот что пишет издание:

«Знакомство общественности с новым пилотируемым кораблем, который через десяток лет придет на смену знаменитым российским “Союзам”, состоялось на днях в Великобритании.

Детище российских и европейских инженеров не похоже ни на один существовавший ранее аппарат, скорее на какой-нибудь спутник. Подробно о его создании “МК” рассказали в ракетно-космической корпорации “Энергия”.

— Это на сегодняшний день самая разумная альтернатива — корабль будет вмещать сразу 6 членов экипажа, — сообщил пресс-секретарь корпорации Равиль Хамидов. — В связи с обрастанием Международной космической станции новыми сегментами это просто необходимое условие.

Ракета-носитель, спускаемый аппарат да и внешний облик — все разработано у нас. Европейцы потрудились только над агрегатным отсеком и некоторыми дополнительными системами. Надо отметить, что российская сторона изначально предложила сразу два варианта корабля — крылатый и бескрылый. В результате пока остановились на втором. Новый многоразовый космический аппарат без крыльев будет базироваться на корабле с капсулой конического типа. Спуск на землю, по всей видимости, будет мягким — при помощи парашюта.

Летные испытания нового аппарата намечены на 2015 год, а первый пилотируемый запуск — на 2018-й. Предполагается, что он сможет доставлять людей не только на орбиту, но и к Луне. Имя будущему космическому путешественнику, очевидно, дадут только осенью этого года на заседании глав космических агентств России и Европы».

 

Судя по содержанию данного сообщения – один к одному повторяется концепция космического корабля «Клипер», который был представлен еще в начале 2004 год. После отставки руководителя РКК «Энергия» Н.Севастьянова в 2007 году руководство Роскосмоса официально провозгласило «Клипер» бесперспективным. А теперь предлагают повторить то же самое – но с нуля? Потеряв 4 с половиной года?

Хотя нет, если присмотреться, то некоторые отличия от «Клипера» таки есть, и не в лучшую сторону. Во-первых, заметка сопровождается рисунком проекта нового корабля. Уже по рисунку видно, что, в отличие от «Бурана»  и «Клипера», спускаемый аппарат не сможет садиться на посадочную полосу, а подобно древним «Союзам» образца 1960-х годов, спускаться на парашюте. А вся «многоразовость» будет заключаться в том, что, подобно первой ступени «Энергии», этот аппарат после спуска на парашюте можно будет использовать заново. Это, конечно, некоторый прогресс – тут же технология не 1960-х, а 1970-х годов. Примерно как в атомной отрасли, где сейчас в качестве магистрального направления избраны реакторы ВВЭР конструкции 1960-х годов, а реакторы БН конструкции 1970-х годов рассматриваются как «новая технологическая платформа», очередь до которой дойдет еще когда-то потом. Надо понимать, однако, что к технологии XXI века всё это не имеет никакого отношения.

Ну и еще одно важное отличие – это, конечно, сроки. «Клипер» обещали запустить в 2010 году. Уже смешно, правда? Теперь же, значит, только в 2018? А вот это уже не смешно.

И еще очень настораживают слова про какое-то там «участие  европейцев». Что, наша страна не имеет самостоятельного опыта изготовления космических кораблей? У Европы такой опыт в любом случае гораздо ниже. Так что такое «международное сотрудничество» очень подозрительно. Был у нас уже такой опыт – когда советскую станцию «Мир» променяли на американскую МКС. Теперь так же разменяют и средства доставки?