Эксперт: По некоторым функциям Dragon опережает «Союз»

 

Запуск американского коммерческого космического грузовика Dragon должен заставить российскую космическую отрасль активизировать работу по созданию нового космического корабля, заявил редактор-обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

«Успешная стыковка Dragon к МКС показывает, что американцы находятся на пороге выполнения своей вполне официальной задачи: избавиться от зависимости от России по части снабжения грузами МКС, которая возникла после отказа от эксплуатации шаттлов. По крайней мере свой сегмент и свою программу они теперь могут обеспечивать сами», – сказал Лисов, передает «Интерфакс».

По его словам, пока Россия остается монополистом в доставке людей на МКС. «Но конвертация того же «Дракона» в пилотируемый корабль изначально закладывалась, и, в общем-то, не видно препятствий, которые могут этому помешать», – сказал Лисов.

Сравнивая американский корабль Dragon с российскими, эксперт отметил, что «Союз», «как ни крути, очень старая машина со значительными ограничениями».

По его словам, по некоторым функциям Dragon опережает «Союз». «Скажем, система обеспечения сближения и стыковки на «Союзах» очень старая, к сожалению. Уже и на европейском корабле ATV, и на японском HTV, на китайском «Шэньчжоу» и на американском Dragon стоят более современные системы», – сказал эксперт.

Он напомнил, что несколько лет назад Роскосмос озвучил давно назревшие планы по разработке нового космического корабля, но пока реального результата нет.

«Успех Dragon показывает, что нам дальше сидеть нельзя. Нужно абсолютно серьезно задуматься, что делать», – сказал эксперт.

По его словам, перед российской космонавтикой стоит задача определить, какой именно перспективный космический корабль понадобится в ближайшие годы. «Надо понимать, для чего мы будем создавать новый корабль. Если он, скажем, полетит в 2017–2018 годах к МКС, которой останется в тот момент летать несколько лет, то это будет нецелесообразно», – сказал Лисов.

По его словам, под новый пилотируемый комплекс, безусловно, должна быть сформулирована уже сейчас конкретная и адекватная задача. «Чтобы его жизнь не закончилась вместе с МКС к 2020 году», – добавил эксперт.

По словам Лисова, снабжение МКС всегда задумывалось и обеспечивалось партнерами по программе с глубоким дублированием. Именно поэтому параллельно с американскими шаттлами и российскими «Союзами» и «Прогрессами» были разработаны и начали полеты европейский грузовой корабль ATV, а также японский HTV.

«С определенными различиями по своим функциям они перекрывали весь спектр задач, связанных со снабжением МКС. После ухода шаттлов «провисла» одна функция – это возвращение больших масс грузов со станции на Землю, потому что для этого остались пригодными только «Союзы», а они в лучшем случае могут увезти с собой на Землю 50–100 кг», – сказал эксперт.

По его словам, именно эту конкретную проблему закрывает Dragon, который способен возвращать на Землю с орбиты до 3 тонн грузов.

«Он также может доставлять на МКС негерметичные грузы. Такую задачу может, правда, выполнять японский HTV, на котором тоже есть отсек для негерметичных грузов. Таким образом, американцы проектом Dragon восстановили резервирование снабжения МКС по этим двум ключевым пунктам», – сказал эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в пятницу американский астронавт Дональд Петит, находящийся на МКС, с помощью дистанционного манипулятора SSRMS захватил приблизившийся к станции для стыковки частный космический корабль Dragon.

22 мая первый частный космический корабль Dragon отправился к Международной космической станции после серии переносов запуска по техническим причинам. Глава NASA Чарльз Болден заявил, что это событие знаменует «новую эру» в освоении космоса.

Отныне NASA планирует отдать осуществление рутинных полетов в космос частным подрядчикам, для того чтобы высвободить ресурсы для более сложных долгосрочных проектов.

В Роскосмосе в пятницу заявили, что запуск Dragon снизит нагрузку на корпорацию «Энергия», производящую грузовые корабли «Прогресс», и позволит сконцентрироваться на создании нового космического носителя.

Демонстрационный полет американского частного космического корабля многократно переносился по техническим причинам. Первоначально он планировался на конец 2011 года.

Полет корабля Dragon осуществляется в рамках контракта между частной компанией SpaceX (производитель ракеты Falcon-9 и корабля Dragon) и Национальным аэрокосмическим агентством США на сумму 278 млн долларов.

В случае успеха демонстрационного полета компания SpaceX по другому контракту с НАСА на сумму 1,6 млрд долларов начнет регулярные полеты кораблей Dragon к МКС. Всего намечается не менее 12 таких миссий.

Корабль Dragon может привозить на МКС до 6 тонн грузов и возвращать с нее до 3 тонн грузов. Для размещения аппаратуры и оборудования на грузовике имеются герметичный объем размером 10 куб. метров и негерметичный объем – 14 куб. метров.

 

источник - http://www.vz.ru/news/2012/5/25/580612.html