Жизнь космонавтов висела на пироболте

 

Находящиеся на орбите в МКС космонавты будут вынуждены выйти в открытый космос, чтобы проверить состояние пироболтов, отвечающих за отделение спускаемого аппарата во время посадки. Именно неисправность аналогичных пироболтов уже стала в апреле этого года причиной посадки по т.н. баллистической траектории спускаемого аппарата «Союз ТМА-11» с тремя космонавтами из России, США и Южной Кореи на борту. По некоторым источникам, из-за последовавшей вслед за тем неправильной ориентации могли произойти разрушение и разгерметизация кабины с людьми. Предварительные выводы расследования госкомиссии о причинах срыва аппарата в баллистический спуск объявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

- Комиссия во главе с академиком Анатолием Коротеевым из Исследовательского центра имени Келдыша назвала причину происшествия, - сказал Анатолий Перминов «Известиям». - Один из пяти разрывных пороховых пироболтов не сработал в положенное время. В итоге при возвращении на Землю разделение на отсеки прошло позже запланированного.

Последний из пироболтов сработал, когда спускаемая капсула вошла в плазменные слои атмосферы. В итоге аппарат сорвался в баллистический спуск. Однако в плазменном слое температура приближается к 2000 градусов, и пироболт взорвался бы в любом случае. Самый сложный вопрос - причина отказа пироболта.

Баллистический спуск - один из вариантов штатного возвращения экипажа на Землю, просто менее комфортный, когда экипажу приходится выдерживать восьмикратную перегрузку. Но до каких пределов будет снижаться эта комфортность, ведь это уже второй баллистический спуск «Союза» подряд? Сейчас на орбите в пристыкованном к МКС положении находится корабль «Союз ТМА-12», отправленный на орбиту уже после того, как обнаружилась неисправность пироболтов. На этом корабле через пять месяцев космонавтам предстоит возвращаться на Землю. Чтобы выяснить картину, в июле Сергей Волков и Олег Кононенко выйдут в открытый космос, где в числе прочих задач поднимут обшивку корабля и проверят состояние пироболтов.

В Роскосмосе «Известиям» отказались назвать предприятие, где производятся пироболты для ракетной техники, поскольку они применяются и на боевых изделиях при разделении ракетных ступеней. Общая надежность пироболтов сомнений не вызывает - это, как сказал нам эксперт, «четыре девятки после запятой». Остается загадкой, почему именно на пилотируемом «Союзе», где цена дефекта особенно велика, этот дефект и случился.

Из 11 посадок «Союза ТМА» баллистический спуск случился трижды и уже два раза подряд. Предпоследний казус - при посадке корабля «Союз ТМА-10» в октябре 2007 года с малайзийским шейхом на борту, который иронично заметил, что ощущение было такое, как будто на груди топтался слон. Перегрузка при обычном управляемом спуске «Союза» достигает 4, на тренировках космонавты выдерживают восьмикратную перегрузку, хотя первый «гагаринский» набор перегружали для верности 12 раз. Максимальную перегрузку испытали во время баллистического спуска в 1975 году космонавты Макаров и Лазарев - 21,3. Это на грани выживаемости. Перегрузка в 8,5 единицы, которая досталась последнему экипажу, по силам здоровому человеку, но «Союз» используется для аварийной эвакуации с МКС, и в капсуле могут быть больные люди.

 

Сергей Лесков

газета «Известия»

источник - http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3116655/