Antares погорел на первой ступени

Под подозрение попал советский двигатель

30.10.2014

 

Вчера пятый по счету старт ракеты-носителя Antares, которая должна была доставить на Международную космическую станцию грузовик Cygnus, завершился аварией. Ракета взорвалась менее чем через минуту после старта. Специалисты считают, что неполадки были в первой ступени ракеты, оснащенной советским двигателем НК-33, однако утверждать, что виноват именно он, пока не берутся. В NASA создана спецкомиссия, которая в течение недели сможет определить причину аварии.

Старт с космодрома на острове Уоллопс должен был состояться еще в ночь на 28 октября по Москве, однако за десять минут до включения двигателей пуск отменили и перенесли на сутки: специалистов NASA смутило судно, находившееся рядом с берегом и не отвечавшее на сигналы. Antares стартовал вчера поздней ночью: в 18:22 мск была отдана команда на зажигание, и через три секунды ракета оторвалась от пускового стола. О том, что пуск будет нештатным, стало понятно уже через 16 секунд, когда в районе первой ступени Antares раздался первый взрыв. В одно мгновение охваченная пламенем ракета вместе с обломками рухнула прямо на стартовый стол, после чего раздался второй, куда более мощный взрыв, нанесший серьезные повреждения стартовому столу и уничтоживший весь находящийся в Cygnus груз.

По словам Франка Калбертсона, исполнительного вице-президента компании--разработчика ракеты Orbital Sciences Corporation (OSC), «сбои произошли в работе первой ступени ракеты». Там установлены два кислород-керосиновых двигателя семейства AJ-26, являющихся модификацией советского двигателя НК-33 (ОАО «Кузнецов», Самара). Использованные в проекте Antares двигатели были изготовлены еще в 1970-х годах. Перед установкой их модифицируют: специалисты компании Aerojet Rocketdyne снимают часть оснастки, добавляют американскую электронику, проверяют двигатели на совместимость с производимым в США топливом и оснащают их карданным шарниром для управления вектором тяги. К работе по оборудованию топливных баков американцы привлекли также украинских специалистов из конструкторского бюро «Южное» и завода «Южмаш». По словам источника «Ъ» в космической отрасли, наиболее вероятной причиной аварии Antares могло стать нарушение технологического цикла сборки двигателя первой ступени, однако производитель двигателей утверждает, что изделие работало вчера в штатном режиме.

Специалисты NASA пока не спешат с выводами. «Мы внимательно изучаем все собранные данные и надеемся получить ответы уже к концу этой недели»,— заявили «Ъ» в американском космическом агентстве. В Aerojet Rocketdyne «Ъ» сообщили, что уже сформировали чрезвычайную комиссию по расследованию причин аварии, которая «будет тесно работать с государственными агентствами». В КБ «Южное» от комментариев «Ъ» отказались. Все пуски ракет данного типа были временно приостановлены.

И Antares, и Cygnus были разработаны OSC, специализирующейся на разработке и производстве космической техники гражданского и военного назначения. Кроме того, компания активно развивает программу по предоставлению международных пусковых услуг — Commercial Orbital Transportation Services, в рамках которой и был создан грузовик Cygnus. Согласно контракту, заключенному между OSC и NASA на сумму $1,9 млрд, компания обязывалась до 2016 года запустить восемь грузовиков.

Вчерашний пуск был для ракет типа Antares пятым по счету и первым неудачным. Планировалось, что по итогам старта на МКС будет доставлено около 2,2 т продовольствия и 725 кг оборудования и материалов для научных экспериментов NASA, программу которых теперь придется корректировать. По словам руководителя полетов российского сегмента МКС Владимира Соловьева, на жизнедеятельности экипажа инцидент не скажется: на станции сохраняется резерв по воде, пище и воздуху на срок от трех до пяти месяцев. Отметим, что вчера ракета «Союз-2.1а» впервые успешно доставила на МКС при помощи транспортного грузового корабля «Прогресс М-25М» более 2,5 т груза, которым российские космонавты готовы поделиться со своими иностранными коллегами.

источник - http://www.kommersant.ru/doc/2601581