Antares погорел на первой ступени
Под подозрение попал
советский двигатель
30.10.2014
Вчера пятый по счету старт ракеты-носителя Antares, которая должна была доставить на Международную
космическую станцию грузовик Cygnus, завершился
аварией. Ракета взорвалась менее чем через минуту после старта. Специалисты
считают, что неполадки были в первой ступени ракеты, оснащенной советским
двигателем НК-33, однако утверждать, что виноват именно он, пока не берутся. В
NASA создана спецкомиссия, которая в течение недели
сможет определить причину аварии.
Старт с космодрома на острове Уоллопс
должен был состояться еще в ночь на 28 октября по Москве, однако за десять
минут до включения двигателей пуск отменили и перенесли на сутки: специалистов
NASA смутило судно, находившееся рядом с берегом и не отвечавшее на сигналы. Antares стартовал вчера поздней ночью: в 18:22 мск была отдана команда на
зажигание, и через три секунды ракета оторвалась от пускового стола. О том, что
пуск будет нештатным, стало понятно уже через 16 секунд, когда в районе первой
ступени Antares раздался первый взрыв. В одно
мгновение охваченная пламенем ракета вместе с обломками рухнула прямо на
стартовый стол, после чего раздался второй, куда более мощный взрыв, нанесший
серьезные повреждения стартовому столу и уничтоживший весь находящийся в Cygnus груз.
По словам Франка Калбертсона,
исполнительного вице-президента компании--разработчика
ракеты Orbital Sciences Corporation (OSC), «сбои произошли в работе первой ступени
ракеты». Там установлены два кислород-керосиновых
двигателя семейства AJ-26, являющихся модификацией советского двигателя НК-33
(ОАО «Кузнецов», Самара). Использованные в проекте Antares
двигатели были изготовлены еще в 1970-х годах. Перед установкой их
модифицируют: специалисты компании Aerojet Rocketdyne снимают часть оснастки, добавляют американскую
электронику, проверяют двигатели на совместимость с производимым в США топливом
и оснащают их карданным шарниром для управления вектором тяги. К работе по
оборудованию топливных баков американцы привлекли также украинских специалистов
из конструкторского бюро «Южное» и завода «Южмаш». По
словам источника «Ъ» в космической отрасли, наиболее вероятной причиной аварии Antares могло стать нарушение технологического цикла сборки
двигателя первой ступени, однако производитель двигателей утверждает, что
изделие работало вчера в штатном режиме.
Специалисты NASA пока не спешат с выводами. «Мы внимательно
изучаем все собранные данные и надеемся получить ответы уже к концу этой недели»,—
заявили «Ъ» в американском космическом агентстве. В Aerojet
Rocketdyne «Ъ» сообщили, что уже сформировали
чрезвычайную комиссию по расследованию причин аварии, которая «будет тесно
работать с государственными агентствами». В КБ «Южное» от комментариев «Ъ»
отказались. Все пуски ракет данного типа были временно приостановлены.
И Antares, и Cygnus
были разработаны OSC, специализирующейся на разработке и производстве
космической техники гражданского и военного назначения. Кроме того, компания
активно развивает программу по предоставлению международных пусковых услуг — Commercial Orbital Transportation Services, в рамках
которой и был создан грузовик Cygnus. Согласно
контракту, заключенному между OSC и NASA на сумму $1,9 млрд,
компания обязывалась до 2016 года запустить восемь грузовиков.
Вчерашний пуск был для ракет типа Antares
пятым по счету и первым неудачным. Планировалось, что по итогам старта на МКС
будет доставлено около 2,2 т продовольствия и 725 кг оборудования и материалов
для научных экспериментов NASA, программу которых теперь придется
корректировать. По словам руководителя полетов российского сегмента МКС
Владимира Соловьева, на жизнедеятельности экипажа инцидент не скажется: на
станции сохраняется резерв по воде, пище и воздуху на срок от трех до пяти
месяцев. Отметим, что вчера ракета «Союз-2.1а» впервые успешно доставила на МКС
при помощи транспортного грузового корабля «Прогресс М-25М» более 2,5 т груза,
которым российские космонавты готовы поделиться со своими иностранными
коллегами.
источник - http://www.kommersant.ru/doc/2601581