Остапа несло, или куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй

Вот такая замечательная новость прошла в СМИ несколько месяцев назад:

«В России разрабатывают аппарат для добычи полезных ископаемых в космосе

12.07.2018

Специалисты главного предприятия России в области создания межпланетных станций «НПО Лавочкина» определили требования к межпланетному транспортному модулю для добычи полезных ископаемых на астероидах, передает РИА Новости.

«Для начального этапа промышленного освоения астероидов рационально использовать межпланетный транспортный модуль с электрической двигательной установкой», — говорится в статье, опубликованной в научно-техническом журнале «НПО Лавочкина».

Такой модуль должен состоять двигательной установки, топливных баков, систем жизнеобеспечения, связи и стыковки. В зависимости от задач модуль может дополнительно оснащаться устройствами для причаливания и швартовки к астероиду, механизмами для крепления горнодобывающего комбайна, контейнерами для перевозки руды и спускаемыми аппаратами для «сброса» ресурсов на Землю.

Через транспортный модуль предлагается обеспечивать энергоснабжение и управление горнодобывающим комбайном на астероиде.

Перед созданием такой техники, как полагают в «НПО Лавочкина», необходимо разработать ряд отсутствующих на сегодняшний день технологий. Среди них: посадочная платформа, методы извлечения руды, агрегаты для обогащения вещества и отделения пустой породы, контейнеры для перевозки и возвращаемые аппараты...

Например, как посчитали на предприятии, запустив добывающую технику на ракете «Протон», можно вернуть на Землю около трех-четырех тонн концентрированной руды. В случае добычи золота и платины добывающая компания может надеяться на рентабельность бизнеса, отмечают авторы.

В то же время из-за низкой тяги электрических двигателей их невозможно использовать при добыче ископаемых на Луне. Посадка и старт с ее поверхности возможны только на химических двигателях, которые в основном сейчас и используются в ракетно-космической технике».

Напомню, предыстория там состоит в том, что периодически в СМИ появляются новости о том, как различные западные страны (особенно часто здесь отмечается великая космическая держава Люксембург) публикуют анонсы своих планов по добыче полезных ископаемых на астероидах. Вот Рогозин и решил - а чем мы хуже Люксембурга, давайте и мы проанонсируем свой подобный проект.

Всё бы ничего, но только фантазия слабовата - всё ограничивается поиском в космосе золотого или платинового самородка массой несколько тонн, который сразу и окупит весь дорогостоящий полёт. Заранее предупреждаю - не окупит. Во-первых, золотых или платиновых самородков в космосе пока не обнаружено нигде, кроме как в фантазиях Рогозина. Во-вторых, если вы вбросите на мировой рынок несколько тонн золота или платины - то цена этих металлов на мировом рынке сразу резко упадёт.

Ранее мне приходилось встречать ещё более идиотские проекты. Например, в других планетных системах существуют «алмазные планеты» - судя по их плотности и спектральным характеристикам, эти экзопланеты состоят из углерода, а судя по условиям на этих планетах, углерод там должен быть спрессован до состояния алмаза. И некоторые вот всерьёз пишут - типа, слетать на эту планету, добыть там миллионы тонн алмазов, привезти их на Землю и вот тогда уж точно поднимемся с колен. Или более скромный вариант из серии «давайте хотя бы кота пивом обольём» - когда предлагают добывать углеводороды на спутнике Сатурна Титане или вообще в атмосферах планет-гигантов, и продавать эти углеводороды за границу. Всерьёз ведь так пишут! И не способны сообразить элементарных вещей: что к тому времени, когда такие межпланетные или межзвёздные полёты станут возможны - тогда и углеводороды утратят свою всякую ценность (потому что энергетика будет термоядерная), и алмазы из других планетных систем утратят всякую свою ценность, потому что, во-первых, тогда уже будет коммунизм, а, во-вторых, даже если вдруг не будет, то читайте абзацем выше про последствия вброса таких больших количеств драгоценных веществ на мировой рынок.

Фраза про то, что «из-за низкой тяги электрических двигателей их невозможно использовать при добыче ископаемых на Луне», тоже демонстрирует отсутствие фантазии у авторов идеи. Во-вторых, следует подумать над созданием электрореактивных двигателей, способных стартовать с поверхности, например, на сверхтяжёлых химических элементах. Во-вторых, а зачем добываемые на Луне гелий-3 и прочие полезные ископаемые доставлять на Землю? Их надо использовать на самой Луне, создавая на основе этих полезных ископаемых промышленные лунные базы. На которых, понятно, общественные отношения с самого начала должны представлять собой высшую фазу коммунизма. Потому что нелепо забирать с собой на другие планеты те социальные проблемы, которые есть на Земле.

P.S. через две недели после данной новости поступила информация, что «Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело о мошенничестве (ч.4 ст.159 УК РФ) в отношении генерального директора НПО имени Лавочкина Сергея Лемешевского и руководителя Дирекции правового обеспечения предприятия Екатерины Аверьяновой. Их обвиняют в хищении денег предприятия в особо крупном размере» (источник). Так что адекватность теперь уже бывшего руководства НПО им. Лавочкина никаких сомнений не вызывает: байки про добычу золотых самородков в космосе у них были только для доверчивой публики, а сами они концентрировали свои усилия на более приземлённых вещах.