Как надо использовать искусственный интеллект и как не надо демонстрировать отсутствие естественного интеллекта

«Марсоход Perseverance совершил первую поездку в режиме автономной навигации.

С моменты высадки на поверхность Красной Планеты, марсоход Perseverance совершил уже несколько перемещений, но всегда этими перемещениями управлял человек, находящийся на Земле. Человек-водитель в Центре управления миссией надевал специальные трехмерные очки, которые позволяли ему видеть ближайшее окружение марсохода и выбрать самый оптимальный и безопасный маршрут. Однако, марсоход Perseverance был изначально спроектирован так, чтобы он имеет большую степень автономии, чем все предыдущие марсоходы.

Perseverance имеет интегрированную систему автономной навигации AutoNav. Эта система сама составляет трехмерные карты окружающей среды, идентифицирует потенциально опасные места и планирует маршрут движения в обход любых препятствий. При этом, качество работы системы AutoNav велико настолько, что она не требует постоянного контроля со стороны людей на Земле.

“Наш марсоход имеет возможность “думать во время движения”” – рассказывает Вэнди Верма (Vandi Verma), старший инженер НАСА, занимающаяся планированием движения и вождением марсохода, – “Это означает, что марсоход постоянно контролирует окружающую среду и принимает решения прямо во время движения в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций”.

Способность марсохода Perseverance к автономному передвижению и некоторые другие улучшения позволили ему развить рекордную скорость, которая составила 119,8 метров в час. Марсоход Perseverance является не первым марсоходом, имеющим систему AutoNav, на марсоходе Curiosity также имеется такая система предыдущего поколения, которая позволяет ему развивать скорость в 20,12 метров в час».

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/80609/

Эта новость (кстати, вошедшая в наш ежемесячный аналитический материал по космической отрасли за июль – хорошая иллюстрация к тому, что на самом деле следует понимать под фразой «искусственный интеллект». Эта фраза, в своём первоначальном значении понимавшаяся как технология, позволяющая роботам и автоматизированным устройствам совершать те или иные действия без участия человека, сегодня в России (не только в России, но и везде, но в России особенно) понимается как «высокотехнологичное» средство ограничения прав граждан: системы распознавания морды лица, автоматическое выписывание штрафов по поводу и без (пока только для автомобилистов, но раздаются предложения распространить это на всех), система цензуры в интернете и др; несколько месяцев назад было и вообще дикое сообщение – беспилотник «с искусственным интеллектом» самостоятельно, без участия человека, принял и выполнил решение об убийстве другого человека. Новость про марсоход – хороший пример, как вернуть фразе «искусственный интеллект» её первоначальный смысл.

А вот вторая новость, которую цитируем ниже, в наш ежемесячный аналитический материал по космической отрасли за июль не попала. Хотя материал на интересую тему – про новую открытую экзопланету (т.е. планету за пределами Солнечной системы) с экстремальными свойствами, но в содержательной части содержится нечто странное:

«Обнаружена вторая самая холодная экзопланета, известная науке

Чжоу Цзянь Чжан вместе с коллегами идентифицировал планету массой примерно в 6 масс Юпитера. Этот газовый гигант обращается вокруг красного карлика небольшой массы на расстоянии порядка 6000 астрономических единиц от нее. Исследователи назвали эту новую систему COCONUTS-2, а новую планету - COCONUTS-2b. Планета COCONUTS-2b является второй самой холодной экзопланетой, обнаруженной астрономами на сегодняшнее время, так температура у ее поверхности составляет лишь 160 градусов Цельсия – примерно при такой же температуре мы выпекаем пироги в духовке»

источник - https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20210730172124

Что это за бред -  планета с температурой на поверхности 160 градусов Цельсия – «самая холодная»? Даже если не брать в расчёт нашу Солнечную систему, где на 6 планетах из 8 температуры ниже, то, если пишешь про экзопланеты, то должен знать про понятие «зона обитаемости» - это такое расстояние от звезды, где вода может существовать в жидкой форме, т.е. где температура на поверхности составляет от 0 до 100 градусов по Цельсию и где таким образом возможно появление жизни, и общеизвестно, что экзопланет с такими параметрами открыто великое множество.

Конечно, можно предположить, что на самом деле имелось в виду не 160 градусов Цельсия, а 160 кельвинов (минус 113 градусов Цельсия). Судя по указанным параметрам орбиты, похоже, что так и есть. Но, во-первых, судя по упоминанию про духовку, автор (и многочисленные скопипастившие этот текст) сами не понимают, о чём пишут. Во-вторых, это не уникальное явление – даже у нас в Солнечной системе уже на Марсе иногда случаются более низкие температуры, не говоря уже про более далёкие планеты.

Вот он,  пример тупикового развития искусственного интеллекта – это когда он ведёт к утрате у людей естественного интеллекта.