Новая космическая программа США

Реакцией на катастрофу космического корабля «Колумбия» стала объявленная тогдашним президентом США Джорджем бушем новая космическая программа США. Сайта «Атомная и космическая отрасли России» в те времена писал об этом так:

 

Чем ответим на вызов Буша?

15 января этого года США Джордж Буш, выступая в штаб-квартире американского космического агентства НАСА в Вашингтоне, представил всему миру новую американскую космическую программу. "Сегодня мы устанавливаем новый курс исследования космоса", - заявил Буш. - "Нам еще многое предстоит узнать и исследовать, пора сделать следующий шаг".

Основное отличие новой космической программы США заключается в том, что приоритет будет отдан полетам к другим планетам Солнечной системы, вместо запуска космических кораблей на околоземную орбиту, сообщил Буш.

Космическая программа США на ближайшие десятилетия также предполагает: отказ от использования шаттлов к 2010 году; создание нового типа пилотируемого космического корабля, который будет дешевле и надежнее шаттлов; прекращение работ по международной космической станции (к 2010 году НАСА выйдет из программы МКС, полностью выполнив все обязательства перед 15 странами-партнерами); не раньше 2015, но и не позже 2020 года США совершат вторую экспедицию на Луну, кроме того, на спутнике Земли будет построена постоянная база; после экспедиции на Луну, начнется подготовка к пилотируемой экспедиции на Марс. Для развития космической программы Джордж Буш предложил увеличить финансирование НАСА на один миллиард долларов в год. Одновременно с этим будет активно разрабатываться программа использования космоса в военных целях.

Такая программа может иметь далеко идущие последствия. Ни для кого не является секретом, что нефти в мире осталось максимум на 50 лет, поэтому необходимы новые источники энергии. В этом качестве очень популярны разработки термоядерных реакторов, работающих на так называемом “гелии-3”. Эта очень редкая разновидность гелия практически отсутствует на Земле, но в больших количествах содержится в поверхностном слое лунного грунта. Двух-трех тонн гелия-3 хватит на то, чтобы обеспечить энергетические потребности всего человечества на несколько лет. Вот США как единственная сверхдержава уже заранее задумывается о том, чтобы получить монопольный доступ к этим ресурсам.

Произошедшее является мощнейшим крахом политики властей России, в первую очередь руководства Росавиакосмоса во главе с Коптевым. На протяжении всех лет реставрации капитализма у нас активно проводилась политика уничтожения наших самостоятельных наработок в космосе (затопление станции “Мир” и т.п.). Вместо этого нам подсовывалась “международная кооперация”, активно пропагандировалась мысль, что “ни одна отдельно взятая страна не может вести эффективное освоение космоса, поэтому все космическое проекты могут проводиться только в тесном союзе с США, в крайнем случае с Европой”. В качестве выдающегося примера такой “международной кооперации” нам подавалась “Международная космическая станция” (МКС), во имя которой даже был затоплен “Мир” под тем предлогом, что “мы не можем содержать две орбитальные станции сразу”.

И вдруг такой облом! Американцы решили плюнуть на МКС вообще, в одиночку содержать МКС Россия теперь тоже не в состоянии, а своей станции “Мир” больше нет… Логику американцев, впрочем, понять можно: после катастрофы шаттла “Колумбия” в феврале прошлого года все их попытки сделать “шаттлы” более безопасными не увенчались успехом, и американцы решили просто “скинуть все фигуры с доски” и начинать совершенно новую самостоятельную космическую политику. А “международные партнёры” из России и Евросоюза – это, по сравнению с американцами такая мелочь, что они американцев просто не интересуют. Космическая программа Буша, по оценкам, стоит до триллиона долларов. Даже если ЭрЭфия удвоит ВВП, а потом еще раз удвоит, и еще раз удвоит, а затем еще раз удвоит ВВП – то всё равно весь бюджет ЭрЭфии будет на порядки ниже, чем бюджет одного лишь НАСА.

Какова же была реакция в России на такие амбициозные планы Буша? Надо отметить, что ряд наиболее здравомыслящих деятелей уже начали делать правильные выводы о необходимости активизации самостоятельных действий России в этой области. 1-й зам директора Росавиакосмоса Николай Моисеев заявил, что “Россия собирается возобновить собствнные программы по исследованию Солнечной системы, в частности - Луны и Марса”. Заместитель гендиректора НПО имени Лавочкина Роальд Кремнев (именно это предприятие созлдавало советские луноходы) заявил: "Если Россия примет решение восстановить лунную программу, нам потребуется год на создание эскизного проекта нового лунохода и еще два-три года - на строительство аппарата". Конструктор РКК “Энергия” Леонид Горшков сказал, что российская программа пилотируемого полета к Марсу технически может быть реализована уже 2014 году. Для этого требуется всего-навсего сумма, равная стоимости арестованных акций ЮКОСа. Член президиума Российской академии наук академик Эрик Галимов говорит: “Лунные источники энергии могут спасти Землю от глобального энергетического кризиса. Добытый на Луне и доставленный на Землю тритий может быть использован для термоядерного синтеза, утверждает ученый. Кроме того, по мнению Галимова, Луна может стать "форпостом исследования дальнего космоса, базой для мониторинга астероидной опасности, контроля за развитием критических ситуаций на нашей планете".

Действительно, с разработкой таких программ следует поспешить: в России нефть закончится раньше, чем в Персидском заливе. И вот, казалось бы, власти наконец-то прозрели? Увы, всё не так просто. Вы думаете, это Коптев и Ко наконец покаялись в своей проамериканской политике? Да ничего подобного! Просто они во всем следуют линии США. Сказали американцы, что главный приоритет - это МКС - вот они и вкладывают все силы в МКС, а "Мир" топят. Сказали американцы, что надо отказываться от МКС и переориентироваться на дальний космос - и наши туда же. И как только ряд вышеназванных ученых предложили восстановить самостоятельные лунные программы, в ответ сразу же последовал гневный окрик: “Россия должна участвовать в международных проектах по исследованию Луны и Марса - сказал заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Вячеслав Филин - американской стороне необходимо привлечь российских специалистов к реализации программы межпланетных пилотируемых полетов”. То есть нам опять предлагают быть шестерками американских империалистов. Которым, надо сказать, наши наработки даром не интересны. И уже готовы аргументы: денег на самостоятельные программы у нас нету. В советское время деньги были. А при капитализме хватает только на покупку “Челси”.

Вы уже поняли, какой вывод из этого напрашивается. Для того, чтобы решить энергетические проблемы, связанные с исчерпанием ископаемых ресурсов, и развивать необходимые для этого космические программы – для этого необходим переход к социализму, экспроприация олигархов и направление изъятых средств на все указанные задачи.

Конечно, нынешние ученые и руководители космических предприятий – люди, весьма далекие от политики вообще и от коммунистических идей в особенности. Так пусть же они непредвзято, без каких-либо лозунгов, подумают: почему у России нет денег на космос, а у Советского Союза деньги были? Что такое было в СССР, чего нет в ельцинско-путинской России? Если серьезно подумают над этим вопросом – то должны прийти к правильным выводам.

январь 2004 г.

 

Инициированная в рамках заявления Буша программа под названием «Созвездие» (англ. Constellation) — разрабатывалась и осуществлялась НАСА с 2004 по 2010 годы.

В рамках программы «Созвездие» разрабатывались:

 

·                    новый пилотируемый исследовательский корабль «Орион» (англ. Crew Exploration Vehicle — CEV);

·                    тяжёлая ракета-носитель «Арес-1» (Crew Launch Vehicle — CLV) для вывода на орбиту вокруг Земли пилотируемого исследовательского корабля;

·                    сверхтяжёлая ракета-носитель «Арес-5» (Cargo Launch VehicleCaLV) для вывода корабля за пределы околоземной орбиты и прочих полезных грузов;

·                    лунный модуль «Альтаир» (Lunar Surface Access Module — LSAM), предназначенный для посадки на Луну и взлёта с её поверхности.

·                    Многие новые космические системы разрабатывались на основе уже использованных в системе «Спейс Шаттл» компонентов. Для постройки нового пилотируемого корабля планировалось использовать успешный опыт программы «Аполлон».

 

Разрабатывалась новая техника полёта на Луну. В программе «Аполлон» командный модуль космического корабля вместе с лунным модулем запускался одной ракетой-носителем «Сатурн-5». Разделение командного модуля с лунным модулем происходило на окололунной орбите. В программе «Созвездие» предполагался раздельный старт пилотируемого корабля и лунного модуля, стыковка их на околоземной орбите, перелёт на окололунную орбиту, расстыковка и высадка экипажа на Луну в лунном модуле. Примечательным является тот факт, что в отличие от «Аполлона», экипаж которого состоял из трёх астронавтов, из которых только двое совершали посадку на Луну, экипаж «лунного» «Ориона», составляющий четыре человека, должен был садиться на Луну в полном составе. Орбитальный корабль в это время оставался бы на орбите Луны в автоматическом режиме.

В начале февраля 2010 программа была официально свернута решением 44-го президента США Барака Обамы в связи с пересмотром подхода к реализации космических миссий и недостатком финансирования, вызванным мировым финансовым кризисом и рекордным дефицитом бюджета США.

Во время президентской компании 2008 года будущий президент США Барак Обама в принципе высказывался за продолжение программы «Созвездие». Однако, после прихода к власти, он сократил бюджет НАСА, предназначенный для перспективных разработок, в результате были фактически приостановлены работы по созданию тяжёлой ракеты-носителя «Арес V». Незадолго до инаугурации президента Обамы ушёл в отставку директор НАСА Майкл Гриффин, который был не согласен с планами Обамы о пересмотре программы деятельности НАСА. Исполняющим обязанности директора НАСА был назначен Крис Сколезе (англ. Chris Scolese).

 

7 мая 2009 года администрация Обамы приняла решение о проведении независимой ревизии программы пилотируемых полётов, осуществляемой в США.

1 июня 2009 года была создана специальная Комиссия Огустина для изучения состояния дел в области пилотируемых космических полётов, проводимых НАСА[9][10]. Главой комиссии был назначен бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин (англ. Norman Augustine). В задачи комиссии входило рассмотрение планов по прекращению полётов шаттлов, завершение работ с Международной космической станцией, возвращение на Луну, а также возможные альтернативные направления развития пилотируемой космонавтики.

8 сентября 2009 года комиссия Огустина представила предварительные результаты своей работы. В предварительном отчете комиссии нет никаких рекомендаций для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики США. Вместо рекомендаций комиссия составила список из пяти возможных вариантов развития. Главный вывод комиссии состоял в том, что без существенного увеличения бюджета НАСА не сможет реализовать все свои планы, намеченные в программе «Созвездие».

16 декабря 2009 года в Белом доме состоялась встреча президента США Барака Обамы и директора НАСА Чарльза Болдена. Обама и Болден обсуждали перспективы развития пилотируемой космической программы США и результаты работы комиссии Огустина. Барак Обама и его администрация всё ещё не приняли окончательного решения о направлении развития пилотируемых космических полётов США.

Задачи, поставленные перед НАСА в проекте бюджета на 2011 год и на четыре последующих года, не опираются ни на какие сроки. Впервые НАСА не имеет какой-то конкретной, связанной со сроками, программы пилотируемых полётов. Остаётся много неясностей во взаимоотношениях государственных структур и частных предприятий. Будут ли астронавты госслужащими или служащими компаний? Кто будет контролировать центры управления полётами? Как будут использоваться государственные космические центры НАСА, центр имени Джонсона в Хьюстоне, центр имени Кеннеди во Флориде? Как будет координироваться работа между различными конкурирующими компаниями?

В последние годы в США проводится эксперимент по развитию пилотируемой космонавтики силами частных компаний. НАСА выделила частным компаниям $50 миллионов для продвижения разработки пилотируемых кораблей. Денежные фонды получают следующие компании:

 

Sierra Nevada Corporation (Луисвилл, Колорадо) — $20 миллионов;

The Boeing Company (Хьюстон, Техас) — $18 миллионов;

United Launch Alliance (Сентенниал, Колорадо) — $6,7 миллионов;

Blue Origin (Кент, штат Вашингтон) — $3,7 миллионов;

Paragon Space Development Corporation (Тусон, Аризона) — $1,4 миллионов.

Компания Sierra Nevada получает $20 миллионов для поддержки развития космического самолёта «Dream Chaser», который будет запускаться ракетой «Атлас-5» и приземляться как самолёт. Предположительно, корабль «Дрим чейсeр» будет готов к полётам к 2015 году.

$6,7 миллионов для компании United Launch Alliance будут потрачена на развитие систем безопасности при запуске ракет «Дельта-4» и «Атлас-5». Это будет первый шаг в направлении усовершенствования этих ракет для пилотируемых полётов.

Boeing получает $18 миллионов как главный подрядчик НАСА в эксплуатации МКС. «Боинг» намерен построить пилотируемый корабль, способный доставлять на околоземную орбиту до семи астронавтов.

Компания Paragon является подрядчиком НАСА в разработке систем жизнеобеспечения корабля «Орион». Парагон получает $1,4 миллионов для продолжения этих работ, в надежде, что задел, сделанный для «Ориона», смогут использовать частные предприятия для будущих пилотируемых кораблей.

В списке нет двух компаний: SpaceX и Orbital, которые уже получают деньги на разработку средств доставки грузов на МКС. Компания SpaceX создаёт ракеты «Falcon 9» и грузовой корабль «Дракон». Руководитель компании Элон Маск говорит, что пилотируемый вариант корабля «Дракон» будет готов к полётам через три года после заключения контракта. 8 декабря 2010 года «Дракон» совершил свой первый успешный полёт, 25 мая 2012 года осуществлена первая стыковка с МКС.

Обама также подтвердил своё решение о передаче частным компаниям организации пилотируемых полётов на околоземной орбите. Обама сказал, что НАСА продолжит разработку пилотируемого корабля «Орион» в уменьшенном варианте. Предполагается, что этот корабль будет использоваться как корабль спасения на МКС и одновременно как прототип будущих космических кораблей для полётов на Луну или Марс. Обама говорит, что приблизительно в 2025 году астронавты в новом пилотируемом космическом корабле, который будет запущен новой тяжёлой ракетой, впервые полетят дальше лунной орбиты — в глубокий космос. Впервые астронавты направятся к одному из астероидов.

Обама считает, что после реализации его планов американские астронавты полетят в космос раньше, чем это случилось бы по программе «Созвездие», будут летать в космос чаще, будут летать дальше, быстрее и дольше, полёты будут более безопасными, и всё это будет стоить намного меньше.