ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РОССИЙСКИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

К 2005 году "Росавиакосмос" полностью перейдет на новую космическую ракету
13 февраля 2004 г.

В 2005 году "Росавиакосмос" планирует полностью перейти на новую ракету-носитель "Союз-2", сообщает РИА "Новости". Как рассказал в интервью агентству источник в российской пилотируемой программе, "Союз-2" будет отличаться от своих предшественников ("Союзов" серии "У" и "ФГ"), прежде всего, тем, что система управления новой ракеты будет полностью состоять из цифровых приборов. По словам источника, на Байконуре уже "полным ходом идет переоснащение 31-й стартовой площадки, откуда предполагается запускать новые "Союзы"... Проводится кропотливая и крайне ответственная работа по переоборудованию одного из монтажно-испытательных корпусов, где носители будут стыковать с полезной нагрузкой и готовить к запуску". Однако "Союз-2" планируется запускать не только с "Байконура", но также и с другого российского космодрома - "Плесецк", а также с космодрома Куру во Французской Гвиане. "Возможность предоставить заказчикам право выбирать, с какого из трех космодромов ему выгоднее выводить в космос полезную нагрузку, позволит России наиболее эффективно использовать потенциал нового "Союза", - заявил представитель "Росавиакосмоса".

В России разрабатывают новый пилотируемый космический корабль
18 февраля 2004 г.

В России разрабатывается проект нового космического корабля, который придет на смену аппаратам "Союз", использующимся для полетов на орбиту уже не первое десятилетие. Об этом сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу Росавиакосмоса Юрия Коптева. По словам Коптева, новый космический корабль будет оснащен многоразовой капсулой, рассчитанной на шесть космонавтов. "В ближайшие три-пять лет... маловероятно, что мы пересядем на ракету "Союз-2" с пилотируемым кораблем, - сказал Коптев, - Но уж если идти, то нужно идти на разработку нового пилотируемого корабля, и это уже делается". Такой проект уже разрабатывается РКК "Энергия". Это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой и со стартовой массой в 12-14 тонн. Однако пока, по словам Коптева, остается открытым вопрос о том, как новые корабли будут выводиться в космос. "Есть предложения РКК "Энергия" о последующей модернизации ракеты "Союз", практически, о создании на ее базе новой ракеты. Одновременно ведутся работы и над ракетоносителем "Союз-2". Однако когда новая ракета будет использоваться для запуска пилотируемых кораблей, пока остается неясным. По словам Коптева, совместимость новых ракет с использовавшимся до сих пор ракетоносителем "Союзом-ФГ" обеспечить очень трудно, так как "заметно отличаются системы управления, требуется наращивание наземного испытательного и управляющего комплекса". Это означает значительные финансовые издержки, пойти на которые Россия пока не может.
(по материалам ИТАР-ТАСС)
Источник: КомпьюЛента

В России разрабатывается принципиально новый космический корабль многоразового использования, который может прийти на смену "Союзам" уже в 2010 году, передает РИА "Новости". Как заявил информагентству заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Борис Сотников, шестиместный челнок под рабочим названием "Клипер" будет похож на стилизованный утюг без ручки, летящий в космосе подошвой вниз. "Наш многоразовый корабль будет пристыкован к ракете-носителю не сбоку, как американский шаттл, а установлен сверху, как и его предшественник "Союз", - уточнил Сотников. Новейшая разработка РКК "Энергия" в основном предназначена для доставки экипажей и грузов на орбитальные станции, а также срочной эвакуации космонавтов на Землю. В РКК полагают, что челнок может быть с успехом задействован и в межпланетных полетах. "Мы делаем "Клипер" с прицелом на полеты к Марсу и Луне", - сказал Сотников. По его словам, "до Марса и обратно экипажу необходимо лететь на межпланетной станции, а вот спускаться на Землю с околоземной орбиты нужно как раз на "Клипере". Кроме того, челнок может использоваться для автономных орбитальных полетов длительностью до десяти суток, а также в научно-исследовательских целях. Пилотировать корабль будут два космонавта, а остальные места могут занять космические туристы. Стартовая масса 10-метрового челнока составит 14,5 тонны. Согласно проекту, на орбиту "Клипер" будет выводить ракета под названием "Онега" (глубоко модернизированная версия "Союза"). Говоря о финансировании проекта, Сотников отметил, что "Энергия" разрабатывает "Клипер" в основном за счет собственных средств. "От Росавиакосмоса получена некоторая сумма, но она, к сожалению, крайне незначительна", - заявил конструктор. По его словам, "сейчас проект вошел в очень важную стадию, когда уже просто необходимо подключать смежников, а средств на это нет".
Источник: Lenta.Ru

Успешно испытан двигатель для ракеты "Союз-2"
2 марта 2004 г.

Воронежское ФГУП "Конструкторское бюро "Химавтоматика" (КБХА) успешно завершило испытания двигателя "Русь" для ракетоносителя среднего класса повышенной мощности "Союз-2".
Новый двигатель позволит новому ракетоносителю выводить на орбиту полезный груз массой до восьми тонн, что на 15% больше по сравнению с возможностями используемого в настоящее время ракетоносителя "Союз". Расход топлива при этом должен снизиться на треть.
Ожидается, что двигатели для новой российской ракеты будут запущены в серийное производство уже в 2005 году. Постепенный переход на усовершенствованный носитель "Союз-2" производства самарского ЦСКБ "Прогресс" позволит обеспечить запуск большинства российских спутников.
Источник: КомпьюЛента

Осенью состоится первый запуск ракеты "Союз-2"
8 апреля 2004 г.

Осенью нынешнего года планируется провести первый запуск нового ракетоносителя "Союз 2-1А". Эта ракета представляет собой значительно модифицированный вариант ракеты "Союз", оснащенный цифровой системой управления и модернизированной первой и второй ступенью. Кроме того, у ракетоносителя будет увеличенный четырехметровый головной обтекатель, позволяющий величить массу полезной нагрузки более чем на 300 кг. По сообщению РИА "Новости" старт ракеты запланирован на 15 октября 2004 года с космодрома Плесецк.
В рамках первого испытательного старта "Союз 2-1А" должен будет вывести на орбиту российский спутник под названием "Облик". Этот аппарат был построен достаточно давно, но так и не попал на орбиту из-за финансовых затруднений. Гарантийный срок работы "Облика" давно истек и он, по сути, представляет собой только макет полезной нагрузки.
В настоящее время на космодроме Плесецк ведется работа по подготовке стартовой площадки для новой ракеты. Сейчас эти работы приближаются к завершающей стадии. В будущем новые ракеты будут запускаться со строящейся сейчас площадки на космодроме Куру во Французской Гвиане. (по материалам РИА Новости)

"Клипер" будет включен в новую Федеральную космическую программу
13 апреля 2004 г.

Новый многоразовый корабль "Клипер" планируется включить в новую Федеральную космическую программу, информирует ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил в Центре управления полетами (ЦУП) первый заместитель главы Федерального космического агентства (ФКА) Николай Моисеев. "В программе до 2015 года обязательно останется пилотируемое направление, поэтому уместно включить этот пилотируемый корабль в новую программу", - подчеркнул он.
"Клипер" разрабатывался на базе корабля "Союз", конструкторские решения которого проверены временем", - сказал глава Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Юрий Семенов. За 40 лет эксплуатации "Союза" накоплен большой опыт, который используется для решения новых задач, подчеркнул он.
"Клипер" - шестиместный многоразовый пилотируемый корабль, принципиально отличающийся от всех существующих в мире "челноков". Собственно многоразовой является только его вместительная кабина, самая дорогостоящая часть корабля. А агрегатный отсек перед посадкой отделяется и сгорает в атмосфере.
Корабль будет крепиться сверху ракеты-носителя и не будет закрыт обтекателями. При необходимости, в любой момент полета может произойти аварийный отстрел кабины для спасения членов экипажа. Корабль оснащен лучшей точностью посадки и его можно будет сажать не в Казахстане, а на территории России.
Источник: Lenta.Ru

"Энергия" заполнит космический рынок дешевыми спутниками
26 апреля 2004 г.

Американская аэрокосмическая компания Loral Space Communications, пытаясь выйти из кризиса, создает совместное предприятие с российской ракетно-космической корпорацией.
В настоящее время Loral Space Communications проходит реорганизацию в рамках процедуры банкротства, и с помощью российских партнеров пытается создать новое поколение космических спутников, которые будут отличаться, прежде всего, компактностью и дешевизной и низким энергопотреблением.
В настоящее время, по данным газеты, покупка, подготовка и запуск спутника стоят примерно 250 миллионов долларов. Спутники производства нового предприятия будут в два раза дешевле.
Кроме того, предприятие собирается разрабатывать недорогие ракеты-носители.
Как отмечает издание, "Энергия", запустившая первый спутник еще 47 лет назад, имеет огромный опыт в создании подобных аппаратов, но не способна продвигать свою продукцию на международном рынке.
Источник: Lenta.Ru

Прошли испытания нового российского спутника двойного назначения системы "Глонасс-М"
12 апреля 2004 г.
В Красноярском крае прошли испытания нового российского спутника двойного назначения " Глонасс-М". Он позволит непрерывно определять координаты воздушных, морских, наземных и космических объектов с точностью до одного метра.
Вибрация, вакуум, высокие и низкие температуры - все воздействия, которые испытывает космический аппарат при выводе его на орбиту и при работе в космосе, воссоздаются на стендах Научно-производственного объединения прикладной механики имени Решетнева.
Космический аппарат помещают в безэховую камеру, где специальное покрытие стен исключает любое внешнее воздействие. Требования очень жесткие, спутник предназначен для быстрого и безошибочного определения координат воздушного, морского и сухопутного транспорта.
Все - от проектирования космических аппаратов до сборки - производится на НПО ПМ. Вплоть до тестирования каждого элемента. А это без малого 200 тысяч радиодеталей и микросхем. В отличие от предыдущих моделей, срок эксплуатации модернизированных космических аппаратов "Глонасс" увеличен до 7-10 лет, что позволит сэкономить миллиарды рублей.
Современный навигационный спутник "Глонасс-М" будет запущен на орбиту в конце нынешнего года. Общее количество космических аппаратов такого класса будет доведено до 11 штук. Главная задача - сделать это в кратчайшие сроки, чтобы обойти европейских конкурентов.
(по материалам Телеканал "РТР")
Источник: iXBT.com

Космонавты МКС Падалка и Финк выйдут в космос в новых скафандрах от фирмы "Заря"
22 апреля 2004 г.
Геннадий Падалка и Майкл Финк, прибывшие в среду на МКС, выполнят два выхода в космос в новых российских скафандрах "Орлан".
Космические костюмы на борту станции для них проверили участники предыдущей экспедиции на МКС - Майкл Фоэл и Александр Калери. Об этом РИА "Новости" рассказал координатор NASA в РФ по связям с общественностью Сергей Пузанов. Он уточнил, что Фоэл и Калери не "надевали" скафандры, а просто подсоединили их ко всем необходимым системам.
Фирма "Заря" с 1977 года разработала пять модификаций скафандра "Орлан". Предыдущие модели этих скафандров использовались для внекорабельных работ еще на российской станции "Мир". Скафандр "Орлан-М" представляет собой модификации серии "Орлан".
По конструкции российский скафандр является полужестким. Корпус и шлем выполнены в виде единой металлической конструкции - кираса, а оболочки рук и ног изготовлены из мягких материалов.
Скафандр "Орлан-М" не надевают, а "входят" в него сзади, через люк в кирасе. В его наспинной части размещена автономная система обеспечения жизнедеятельности, которая одновременно служит герметичной крышкой входного люка.
Конструкцией предусмотрена возможность замены сменных элементов и агрегатов систем скафандра, а также дозаправки водой системы терморегулирования.
Впервые выход в скафандрах "Орлан-М" был осуществлен 29 апреля 1997 года на станции "Мир" экипажем в составе командира Василия Циблиева и бортинженера Джерри Линенджера.
Источник: NEWSru.com

Американцы полетят к Плутону на российском двигателе
18 мая 2004 г.
В готовящейся в спешном порядке американской экспедиции к Плутону может принять активное участие и Россия. Новая межпланетная станция может быть оснащена двигателем, созданным в расположенном в Химках НПО "Энергомаш".
"США собираются наладить совместное производство российских РД-180 и отправить с их помощью экспедицию на Плутон," - рассказал ИТАР-ТАСС генеральный конструктор НПО Борис Каторгин. Двигатели РД-180 уже используются американцами в ракетоносителях семейства "Атлас". Межпланетную станцию к Плутону, куда зонды с Земли пока не добирались, планируется запустить в 2006 г.
НПО "Энергомаш" было основано 15 мая 1929 г на базе ленинградской Газодинамической лаборатории. За эти год лет на " Энергомаше" было разработано свыше 50 типов ракетных двигателей, в частности РД-107 и РД-108, которые вывели в космос корабль "Восток-1" с Юрием Гагариным на борту.
Источник: КомпьюЛента

Испытан двигатель для ракеты "Союз-2"
24 мая 2004 г.

Воронежское "Конструкторского бюро химавтоматики" провело стендовые испытания нового двигателя РД-0124 для ракетоносителя "Союз-2".
РД-0124 - это новый жидкостный ракетный двигатель, предназначенный для третьей ступени ракеты "Союз-2". Он способен выводить на орбиту почти на одну тонну больше грузов, чем двигатель предыдущего поколения, а также осуществлять запуски ракет с космодромов, расположенных севернее Байконура. Первые летные испытания нового двигателя состоятся в 2006 году. В случае их успеха двигатель будет запущен в серийное производство. С помощью данного ракетоносителя планируется запускать космические аппараты с космодромов Байконур и Плесецк, а также космодрома Куру во Французской Гвиане. Кроме того, агрегат предполагается устанавливать на второй ступени другой перспективной российской ракеты "Ангара", головным разработчиком которой является Государственный космический научный центр им. М.В. Хруничева.

Новый обтекатель для ракеты "Союз 2-1а" готов к полету

5 июля 2006 г.

Новую ракету "Союз 2", судя по всему, будут испытывать по частям. Сейчас на космодроме Байконур в корпусе, принадлежащем компании Starsem, которая занимается коммерческими запусками ракет "Союз", находится новый обтекатель для полезной нагрузки, предназначенный для модифицированной ракеты "Союз 2-1а". Он должен полететь в космос 17 июля, закрывая собой европейский метеоспутник MetOp-A. Длина обтекателя составляет 11,4 м, его внешний диаметр - 4,1 м. Его основная задача - защищать от внешних воздействий спутник MetOp-A в течение первых пяти минут полета.

Ракеты "Союз 2-1а" будут взлетать с космодрома Куру во Французской Гвиане. Первый такой запуск запланирован на 2008 г.

(по материалам SpaceDaily)

Россия будет строить космические корабли вместе с ЕС и Японией

21 июля 2006 г.

Вместе с Европейским космическим агентством (ЕКА) и Японией Роскосмос планирует разработать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая в 2012 году заменит космические корабли "Союз", заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов на выставке на международной авиакосмической выставке «Фарнборо-2006». На новом корабле космонавты полетят на Луну и Марс.

«Что касается программы освоения космического пространства, под которой принято понимать полеты к Луне и Марсу, то мы в России видим ее только в международном формате, в частности в кооперации с ЕКА и Японией планируем создавать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая после 2012 года начнет замену кораблей "Союз», - заявил Перминов на семинаре по проблемам международного будущего космической деятельности.

Источник: NEWSru.com

 

РКК "Энергия" разрабатывает новый транспортный космический корабль

24 июля 2006 г.

На базе модернизированного корабля "Союз" РКК "Энергия" планирует создать межорбитальный буксир многоразового использования "Паром", который в 2009 году придёт на смену одноразовым транспортным космическим кораблям типа "Прогресс".

Космический буксир "Паром" будет применяться для доставки на МКС больших транспортных контейнеров, в которых на станцию можно единовременно привозить от 4 до 12 тонн грузов, в зависимости от используемого типа ракетоносителя, в качестве которых может выступать "Союз" или "Протон".

Максимальный груз, который можно вывести на орбиту с помощью применяемых сейчас одноразовых транспортных кораблей "Прогресс" составляет около двух тонн. Использование буксира "Паром" с контейнерами позволит снизить себестоимость доставляемого на МКС груза в три-четыре раза. Ожидается, что полётный ресурс одного корабля типа "Паром" составит около 15 лет.

Источник: КомпьюЛента