Как российские СМИ освещали новости астрономии и космонавтики во времена «крымнаша»

Продолжается анонсированная ранее работа по подготовке ежемесячных аналитических материалов по космической отрасли. В ближайшие дни будет материал по итогам июня 2015 года, а сейчас размещены два новых материала за пропущенный период 2011-2014 годов, а именно за февраль и март 2014 года.

В каждом из ежемесячных материалов новости сгруппированы по темам, разбитым на 3 части: часть 1- текущие российские новости (включая международные проекты с российским участием, в т.ч. МКС и смежные новости из других стран), часть 2 - перспективные зарубежные разработки (в первую очередь АМС за пределами околоземной орбиты), и часть 3 - научная информация в первую очередь последние астрономические открытия.

И вот при анализе всего массива информации выявился такой интересный факт: в период с апреля по сентябрь 2014 года включительно эти материалы на 80-90% состояли из части 1. Другими словами, в этот период  в основных тематических ресурсах, поставляющих значительную часть сообщений - РИА Новости, пресс-служба Роскосмоса, сайт журнала «Новости космонавтики» - не было практически никаких новостей ни про зарубежные АМС, ни про астрономические открытия. В более ранний и более поздний периоды такая информация была, а вот именно с весны по осень 2014 года  проправительственные ресурсы ввели у себя блокировку на все новости, во-первых, о космических достижениях западных стран, во-вторых, об астрономических открытиях.

Спрашивается, что такое было в период с весны по осень 2014 года, что заставило власти блокировать эти новости? Первое, что приходит на ум - что это как раз совпадает с периодом ура-патриотической истерии вокруг украинских событий: началось с «крымнаша» весной 2014 года, кончилось сливом в связи с минскими соглашениями осенью 2014 года. Можно понять, почему в этот период блокировались новости о зарубежных достижениях - потому что в это время был официально провозглашён курс на конфронтацию с Западом. Но зачем было блокировать информацию об астрономических открытиях?

Возможно, дело в том, что в период ура-шовинистической истерии властям было не нужно, чтобы в стране было много людей, способных к критическому взгляду на какие бы то ни было происходящие события. А знание о научных открытиях является хорошим лекарством от некритического восприятия поступающей информации. Особенно если это именно астрономические новости, поскольку они способствуют формированию научно-материалистического мировоззрения.