Московские власти ужесточают условия проведения митингов,

или в чём разница между словами «уведомление» и «заявка»

 

Несмотря на все известные случаи полицейского произвола в Москве, до сих пор в Москве условия для проведения массовых акций были относительно более свободные, чем в том же Подмосковье (где власти, запрещая уведомленные акции, просто внаглую игнорируют закон). Однако теперь столичные власти решили положить конец этой диспропорции и привести условия для митингов в Москве к подмосковному уровню. Газета «Московский комсомолец» за 1 февраля 2008 года рассказывает:

 

«Митинги и шествия в столице будет провести еще труднее

Еще весной прошлого года Мосгордума приняла закон о митингах, демонстрациях и шествиях. А на днях правительство Москвы снабдило его “инструкцией по применению” для чиновников — выпустило постановление, утвердившее регламент рассмотрения префектурами уведомлений о проведении публичных мероприятий. Звучит все это длинно и путано, но представителям оппозиционных партий и движений стало окончательно ясно: у властей появилась масса новых поводов для отсеивания неугодных митингующих.

— Московский закон о митингах и сам по себе бюрократизирован по сравнению с федеральным, но этим постановлением достигается просто недосягаемая высота бюрократизации! — заявил “МК” лидер фракции “Яблоко” в Мосгордуме Сергей Митрохин. — Думаю, главная цель властей — не дать провести в Москве ни одного нежелательного для них публичного мероприятия.

Регламент подробно, на паре десятков страниц, описывает, как правильно подавать документы для проведения мероприятий и по каким основаниям подателям оных могут отказать. Оснований, естественно, вагон и маленькая тележка.

Раньше процедура была заметно проще — организаторы подавали заявку, и никто не спрашивал никаких паспортов, никаких доверенностей от имени организатора мероприятия. По новому закону чиновники нередко требуют личного прихода организатора, а в противном случае отказывают.

В самих документах тоже можно найти массу огрехов. В крайнем случае заподозрить, что подписи в заявке — фальшивые. А ненадлежаще оформленные документы — еще один повод для отказа. Но сановники могут поступить и проще — к примеру, отказать просителю на основании, что цель или форма проведения мероприятия не соответствует закону. Оппозиционеры уверяют: бывали случаи, когда “незаконной” признавали цель проведения митинга по поводу уплотнительной застройки. А уж что касается формы… Законна ли форма проведения митинга в виде театрализованного представления? Кто знает…

— Бывает, что цель действительно не соответствует закону. Например, если люди собираются свергнуть конституционный строй или использовать нацистскую символику. Но тогда надо не отказы писать, а обращаться в милицию! А вот если мы захотим провести митинг с целью изменить московский закон о митингах? Нам скажут — цель не соответствует закону. Это открывает чиновникам огромные возможности для недопущения мероприятия, — считает оппозиционер Митрохин.

Кроме того, новый регламент педантично уточняет часы подачи документов — к примеру, если вы не успеваете до 16.00, считается, что вы подали заявку уже на следующий день. Интересно, почему бы не регистрировать уведомления до конца рабочего дня? Ведь даже в самом законе таких ограничений нет.

Любопытно и то, что теперь проведение публичного мероприятия возле памятника культуры (а возле них их обычно и проводят, в центре Москвы их вообще пруд пруди) придется согласовывать и с Комитетом по культурному наследию. И если тот решит, к примеру, что коммунисты своим митингом могут повредить Историческому музею, — митингу не быть. Но если “добро” и будет дано, за мероприятием будут наблюдать представители этого комитета, а помимо них — еще и “надзиратели” из префектур.

Но самое забавное, пожалуй, — утвержденные чуть раньше (и другим постановлением) нормативы заполняемости территорий митингующими — 2 человека на кв. м. Но — внимание! — определять количество квадратных метров перед зданием, которое можно отдать митингующим, должна префектура. Причем каждый раз — заново. И может на полном законном основании получиться, что в одном и том же месте сегодня разрешение дадут двум “яблочникам”, а завтра — двум тысячам “нашистов».

 

Вообще, самое забавное во всей этой процедуре – это «согласование количества участников публичных мероприятий». Закон четко пишет – что в уведомлении должно указываться предполагаемое количество участников акций. То есть, например, распространяя объявления о проведении митинга, мы не можем заранее знать, сколько людей придет, можем лишь предполагать – исходя из опыта предыдущих акций или известной статистики эффективности тех или иных форм оповещения. Если вдруг на митинг пришло больше людей, чем предполагали организаторы – то виноваты в этом не организаторы, а скорее власть, которая своей антинародной политикой вынуждает людей выходить протестовать. Однако, вопреки Закону и этим разумным соображениям, в Москве неоднократно были случаи, когда милиция задерживала организаторов за то, что… численность участников акции превышала заявленную предполагаемую численность. Ну а уж истории, когда власти «согласуют» численность митинга в количестве 20 человек, огородят место проведения митинга и не пускают за ограждение никого сверх этих 20 – такие истории уже никого не удивляют.

Удивляет другое. Когда власти используют те или иные пункты закона о митингах в свою пользу – то оппозиционеры с этим произволом власти всегда соглашаются. А вот когда те или пункты закона работают в пользу организаторов массовых акций – то тут оппозиционеры почему-то не желают использовать эти пункты закона в свою пользу. Поразительно, но многие «коммунисты» не знают и не хотят знать таких элементарных вещей из действующего закона, как:

- собрания и одиночные пикеты можно проводить без всяких уведомлений;

- никакого «разрешения» в ответ на поданные уведомления не требуется. Если власти в течение установленного срока не дали ответа на уведомление в установленной форме – акция автоматически считается законной;

- документ, подаваемый в орган власти о проведении митинга, называется «уведомление», а не «заявка». Разница между этими двумя словами принципиальная. Слово «заявка» обычно используется там, где предполагается разрешительный порядок. То есть вашу «заявку» могут «разрешить», а могут и «запретить». А уведомление – это когда мы, в соответствии с Законом, ставим власти перед фактом проведения массовой акции и не спрашиваем никакого «разрешения» и тем более «запрета». Так что забудьте слово «заявка».

Да, конечно, нынешний закон о митингах оставляет возможности для произвола. Например, в тексте закона постоянно фигурирует никак не определенное слово «день» - уведомления подаются за 10-15 дней, а на пикет – за 3 дня, ответить обязаны через 3 дня после подачи уведомления либо в день подачи уведомления в случае его подачи за 5 дней и т.п. При этом никак не определено, что имеется в виду под словом «день» - или это календарные сутки, или рабочий день, или число полных дней без учета дня акции и для подачи уведомления и т.п. Но ведь это произвольное толкование может применять не только власть, но и мы, когда нам это нужно. Пользуйтесь этим!