Ликвидация касс в московском метро как повод для постановки идеологических вопросов

 

Москвичи и гости столицы в последние месяцы наверняка сталкивались с ситуацией, когда при входе в метро они не обнаруживали на станциях ни одной работающей кассы. Как выяснилось, это специальная политика властей на очередную «оптимизацию»:

 

 

Такое нововведение, очевидно, создаёт неудобство для пассажиров. Ну ладно, если кому удобней покупать билеты через автоматы, то пожалуйста – но дайте людям возможность выбора, как покупать – через автоматы или через кассу! Ну, допустим, я с третьей попытки смог разобраться с кнопками на этом автомате, благо пополнять карту надо всего раз в месяц. Но как быть пожилым людям, которым сложно разобраться с этой техникой, или «понаехавшим» людям, которые не разбираются в здешних тарифах и которым подобная техника в диковинку.

Кроме того, с автоматами могут быть проблемы – либо карту зажуёт, либо платёж «не прошёл», либо мятую купюру не принимает. В случае с живым кассиром с этим проблемы не возникнет, а тут вам как в издевательство – можете вызвать дежурного кассира, но только через «приложение» на «смартфоне» и скажи спасибо, если к вам выйдут «всего лишь» через 5 минут. А если человек не пользуется «смартфоном»?

Ну и отдельный вопрос – а где искать работу уволенным кассирам? Глумливые «объяснения», что якобы их будут переучивать на… машинистов для Большой кольцевой линии – это разговоры в пользу бедных. Потому что, сами понимаете, квалификационные требования к кассирам и машинистам сильно разные.

Могут сказать: но ты же всегда выступал за автоматизацию, а тут же как раз хороший пример автоматизации, избавления кассиров от скучного нетворческого труда. Но тут как раз случай тупикового использования достижений научно-технического прогресса – наподобие того, когда мобильные телефоны используют не для того, чтобы по ним звонить, а для круглосуточного утыкания в экран; или когда модные сейчас «нейросети» используют не для освобождения людей от нетворческого труда, а для генерации дурацких картинок. Так же и здесь, когда автоматизация приносит неудобство для людей, причём по обе стороны от кассы.

Есть предложение, как решить эту проблему – вообще упразднить все кассы, как с кассирами, так и автоматические или дистанционные, а сделать бесплатный проезд для всех в городском общественном транспорте. Это к вопросу, поставленному во вчерашнем посте – об осуществимости обещания Хрущёва по построению коммунизма к 1980 году. Это было бы реально сделать с большими имиджевыми приобретениями для КПСС без особых затрат для бюджета. А именно, можно было сделать бесплатными все товары и услуги, которые не являются предметами накопления и предметами в ограниченном количестве. Так, например, хлеб и колбасные и молочные изделия можно было сделать бесплатными, т.к. они имеют ограниченный срок годности и никто не будет их брать в чрезмерных размерах. А вот крупы, макарошки, консервы на этом этапе пока должны были быть за деньги. Нельзя делать бесплатными билеты на самолёты или на поезда СВ и экспрессы, потому что на всех не напасёшься билетов – а вот городской и пригородный транспорт, включая электрички, можно было бы сделать бесплатными.

В 1980-х годах прошлого века подобный сценарий поэтапного перехода от социализма к высшей фазе коммунизма реализован не был. В будущем переход от социализма к коммунизму, вероятно, также будет поэтапным, но не по отдельным группам товаров и услуг, а по территориям. Например, на создаваемых в будущем крупных космических базах, которые по численности населения будут сравнимы с земными городами, надо будет с самого начала устанавливать отношения высшей фазы коммунизма. Но вот бесплатный проезд в транспорте уместно будет ввести раньше – даже не при социализме, а ещё при общедемократическом этапе революции.