Как Лужков уродует Курский вокзал

 

Курский вокзал Москвы – жертва лужковской «градостроительной политики». До середины 1990-х годов, когда вы проезжали по Садовому кольцу, например, на троллейбусе «Б», вам открывался красивый вид нового здания Курского вокзала и широко раскинувшейся привокзальной площади. При Лужкове же на месте этого просторного пространства построили уродливый центр «Атриум», сильно ухудшивший пейзаж местности.

Как недавно оказалось, на этом злоключения Курского вокзала не заканчиваются. Газета «Московский комсомолец» за 22 апреля 2008 года рассказала о дальнейших планах московских властей по издевательству над крупнейшим вокзалом России. Приводим его без комментариев. Точнее, достаточно одного комментария. О том, чтобы убрать железнодорожные пути под землю – об этом могут спокойно рассуждать только те, кто по Московскому региону и по стране ездит не на поездах.

 

 

Москва поедет в будущее с Курского вокзала

“МК” стали известны предварительные планы развития железнодорожных терминалов.

К 2011 году Курский вокзал круто изменит облик. Существующее здание снесут, а на его месте построят суперсовременный комплекс, в котором кроме вокзала расположатся магазины, рестораны, гостиница и даже… квартиры. Подъехать к нему москвичи смогут по восьмиполосной дороге над железнодорожными путями. А вслед за Курским будут модернизированы и остальные вокзалы Москвы.

Если вам скучно и некуда податься — приезжайте на вокзал. Там вы совершите полезные покупки, развлечетесь и вообще проведете время с пользой. Пока этот призыв не про нас — так агитируют граждан европейские чиновники, которые начали превращать свои вокзалы в уютные мини-города. Опыт Старого Света вознамерилась использовать и Россия.

— Вокзал — это не просто место, где человек ждет отправления поезда. Это скорее пространство, соединяющее город и перроны, — говорит главный архитектор европейской компании AREP Трико Этьен. — Современные вокзалы становятся местом притяжения людей и инвестиций, вокруг них формируются крупные транспортные узлы, коммерческие районы. Например, в Турине мы убрали железнодорожные пути под землю (раньше они разделяли город на две части), а на месте станции сделали большой комплекс, где много воздуха, много магазинов — по сути, это еще одна городская улица. Сам же терминал занимает довольно незначительное место.

Вокзалы в России долгое время не развивались. Государство направляло средства в основном на поддержание зданий в более-менее приемлемом состоянии. Но в 2007 году лед тронулся — специально была создана дирекция железнодорожных вокзалов. К июню этого года ее специалисты должны разработать концепцию эффективного использования и развития вокзальных комплексов.

Государству тратиться на реконструкцию даже не придется. Поскольку вокзалы находятся в центре, инвесторы по идее должны выстраиваться в очередь. Но пока что очереди на вокзалах другие — пассажиры давятся за билетами. А перед сезоном летних отпусков людям приходится выстаивать в кассу не один час. Чтобы увеличить скорость продажи билетов, проектировщики предлагают сократить общение пассажира и кассира до минимума. Пассажир должен иметь возможность купить плацкарту через автомат или заказать электронный билет в Интернете.

Что касается Курского, то уже к сентябрю строители завершат первую часть масштабной перестройки (россиян консультируют немецкие железнодорожники, занимавшиеся реконструкцией берлинского вокзала). Здание отремонтируют, установят эскалаторы и лифты для инвалидов, перестроят перроны. Как в аэропортах, появятся четко разделенные зоны для пассажиров и для встречающих. Благодаря множеству указателей люди смогут гораздо лучше ориентироваться. Для максимального обеспечения безопасности на входе установят рамки. А рядом с вокзалом построят многоэтажную парковку на 1500 машиномест.

Но это — только начало. Вторая очередь реконструкции начнется, скорее всего, в следующем году и закончится к 2011-му, после чего Курский приобретет по-настоящему столичный вид (см. картинки).

По словам экспертов, отныне подобные требования будут обязательными для всех железнодорожных терминалов — и тех, которые станут реконструировать, и строящихся. Кстати, в Москве до 2011 года появятся три новых крупных вокзала. В районе площади Гагарина выстроят терминал, из которого на железнодорожных экспрессах можно будет попасть в любой столичный аэропорт. Огромный вокзальный комплекс по обслуживанию скоростных поездов на Питер вырастет на Каланчевке. И, наконец, еще один терминал возведут в районе площади Ильича, на месте промзоны. Он станет принимать и отправлять экспрессы на Сочи (время в пути — 15 часов) и часть составов горьковского направления. Не исключено, что со временем поблизости от железнодорожных вокзалов появятся и автобусные станции — не стихийные, как сейчас, а официальные.