О Митинско-Калининской линии метро и еще о генплане Москвы
На вчерашнем заседании правительства Москвы был
одобрен генплан развития города до 2025 года. Столичные власти обещают к этому
сроку снести панельные и блочные девятиэтажки,
возвести 60 небоскребов, удвоить протяженность линий метрополитена, а там, где
его будет все же не хватать, пустить скоростные трамваи. Наконец, Москву
поделят на две зоны — «стабилизации» и «развития». В мэрии обещают ознакомить с
генпланом и горожан, проведя весной следующего года публичные слушания в каждой
префектуре.
Генплан развития Москвы впервые был принят в
1999 году, и с тех пор ежегодно мэрия обсуждает, как его нужно обновить с
учетом сегодняшних реалий. Так, в 2005 году впервые был утвержден долгосрочный
генплан развития до 2020 года, а в декабре прошлого года власти уже одобряли
документ сроком до 2025 года. По словам главного архитектора города Александра
Кузьмина, новый генплан — «это совсем другой документ, чем те планы, к которым
мы привыкали много лет». «Это конкретный документ,
который имеет карты и схемы территориального планирования»,— пояснил он. В
представленном вчера генплане действительно появилось много нового. Москва,
например, в нем поделена на две зоны — «стабилизации» и «развития». В первой,
по словам господина Кузьмина, можно будет проводить только «капремонт и
благоустройство территории» и лишь во второй — строить жилье и офисы.
Конкретный перечень районов, попадающих в ту или иную зону, власти, правда, еще
не утвердили. Однако главный архитектор города привел в пример Строгино как зону стабилизации, потому что «там уже есть
сложившаяся застройка» и Мневники в качестве зоны развития. «Там еще много неснесенных пятиэтажек»,— пояснил Александр Кузьмин,
пообещав, что и в этих зонах строительство будет вестись только после
проведения публичных слушаний с участием жителей.
Сносу ветхого жилья в генплане уделяется особое
внимание. После проведенного мэрией масштабного сноса хрущевок
власти переключились на панельные и блочные девятиэтажки. Их, а также отдельные 12-этажные здания серий
1605-АМ, II-49, II-57 планируется снести до 2025 года ради «уменьшения доли
физически и морально устаревшего жилья». В результате власти рассчитывают на
освобождение около 5 млн кв.
м для застройки, а всего до 2025 года будет снесено порядка 20 млн кв. м ветхой и аварийной жилплощади. Взамен столичные
власти обещают построить 32 млн
кв. м жилья, в том числе более 60 небоскребов высотой свыше 75 м. Отметим, что
ранее инвестиционной программой «Новое кольцо Москвы» предусматривалось
строительство 200 высоток, однако в этом году планы были пересмотрены в сторону
уменьшения. Небоскребы планируется построить «в главных узлах общегородского
центра», например, на Кутузовском проспекте, на Алтуфьевском и Можайском шоссе,
Люблинской и Профсоюзной
улицах. Вчера же представители властей уже в который раз пообещали не допускать
случаев точечной застройки. По словам замдиректора ГУП «Научно-исследовательский
и проектный институт Генплана Москвы» Олега Баевского,
«вопрос о точечной застройке — это вопрос о нарушении генплана, потому что все,
что устанавливает генплан, он устанавливает с учетом действующих норм и правил».
Ключевым для города, по словам господина Баевского, является и раздел генплана, посвященный
общественному транспорту. Протяженность линий столичного метрополитена обещано
удвоить, доведя их с нынешних 292 до 650 км. Правда, это вопрос совсем далекого
будущего — к 2025 году в мэрии гарантируют лишь увеличить протяженность линий
метро до 360 км. В частности, Замоскворецкую линию планируется довести до Ховрино и Братеево, Сокольническую — до Гольяново, а
Калининскую — в Новокосино. Обещано также
строительство диаметральных линий — Люблинско-Дмитровской,
Арбатско-Покровской и Митинско-Калининской. В районах,
куда метро не дотянется, пустят скоростной трамвай. Первая экспериментальная
линия должна пройти от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до МКАД. Не забыта и
проблема столичных пробок. Генплан предусматривает, что к 2025 году
протяженность улично-дорожной сети составит 6 тыс. км вместо нынешних 4 тыс., а
у Дмитровского шоссе, Кутузовского и Ленинского проспектов к 2015 году появятся
дублеры. Отметим, что обновленный генплан разработан с расчетом на 14 млн граждан, которые будут
проживать в Москве в 2025 году, а не 12 млн, как
прогнозировалось в документе 1999 года.
Мэру Юрию Лужкову генплан, оформленный для
наглядности в виде атласа, в целом понравился. «Работа проделана приличная»,—
заявил он, вертя в руках разноцветные карты. В прошлом году господин Лужков
заявлял, что реализации генплана может помешать лишь нехватка земли под
строительство, тогда как деньги для бюджета города — не проблема. Вчера мэр о
деньгах (расходы столичного бюджета в 2009 году сокращены на 202 млрд руб.) уже не говорил, а
генплан предложил более не обновлять «как минимум пять лет». «Иначе это не
генплан, а проект, в который все время вносятся какие-то коррективы»,— пояснил
он. Александр Кузьмин пообещал ознакомить со своим творением и горожан, проведя
весной следующего года публичные слушания в каждой столичной префектуре.
Александр
Ъ-Воронов
Газета «Коммерсантъ» № 235(4052) от 24.12.2008