Архитектурный облик Москвы:

социализм, капитализм, коммунизм

Когда демократы рвались к власти, они говорили, что проклятые большевики уничтожили исторический облик старой Москвы, поставили, мол, типа “вставные челюсти” (это они Калининский проспект так называли), гостиницу “Россия” и Дворец Съездов, которые, мол, не вписываются в исторический облик Москвы (а планируемый на месте “России” пятизвездочный отель, конечно же, вписывается). Однако в последнее время мы видим, что Лужков уничтожает исторический облик Москвы значительно более нагло и безвкусно, чем даже не самые лучшие образцы Советской власти. Поэтому уместно будет сравнить, как менялся архитектурный облик Москвы в разные эпохи)

“Москва будет прекрасной”

До революции, когда столица была в Петербурге, Москва была, без преувеличесния, большой деревней, купеческим городом. Мещане строили свои дома хаотично, без всякого плана, отсюда и возникли все эти кривоколенные переулки. На фотографиях старой Москвы бросается в глаза, что и Красная площадь, и Охотный ряд, и Театральная , и Лубянская площади были скопищем беспорядочно разбросанных торговых точек. Известное выражение “охотнорядцы” применительно к “кАренным мАсковским тАрговцам” берет свое происхождение не от нынешнего учреждения на Охотном ряду, а именно от дореволюционных охотнорядских рынков.

Когда Советское правительство переехало в Москву, то ему было очевидно, что с этим надо что-то делать. В первые годы Советской власти был объявлен конкурс проекта реконструкции Москвы. Были и проекты с левацким уклоном, как, например, предложение ле Корбюзье “снести всю Москву и построить города заново”. Были и весьма эпатажные проекты, например, предложение построить на Красной площади здание Наркомтяжпрома, которое было бы выше Кремля. История планирования реконструкции Москвы богата и разными легендами. Широкое хождение имеет например, лживая утка о том, что будто бы на совещании в Кремле, посвященному реконструкции центра Москвы, Каганович якобы убрал с макета собор Василия Блаженного, в ответ на что истинно русский патриот Сталин якобы сказал ему: “Слющай, поставь храм на мэсто, да!”. На самом деле этого не было.

Итогом дискуссий стал принятый в 1935 году генеральный план реконструкции Москвы. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер, посетивший Москву в 1937 году, писал: “Стоишь на маленькой эстраде перед гигантской моделью, изображающей Москву 1945 года – Москву, относящуюся к сегодняшней Москве так же, как сегодняшняя относится к Москве царской, которая была большим селом. Модель электрифицирована, и всё время меняющиеся голубые, зеленые, красные электрические линии, указывают расположение улиц, метрополитена, автомобильных дорог, показывают, с какой планомерностью будут организованы жилищное хозяйство и движение большого города. Огромные диагонали, разделяющие город, кольцевые магистрали, расчленяющие его, бульвары, радиальные магистрали, главные и вспомогательные пути, учреждения и жилые корпуса, промышленные сооружения и парки, школы, правительственные здания, больницы, учебные заведения и места развлечений – всё это распланировано и распределено с геометрической точностью… Москва будет прекрасной”.

План начел незамедлительно претворяться в жизнь. Именно в его рамках были построены гостиница “Москва” (ныне варварски разрушенная Лужковым), дом правительства на Охотном ряду (нынешнее здание Госдумы), Дом на набережной, библиотека имени Ленина; башни Кремля были украшены красными звездами, приняли современный облик площадь Свердлова (бывш. Театральная), площадь Дзержинского (бывш. Лубянская), площадь Ногина (бывш. Славянская), площадь Революции. Несомненно, главная жемчужина этого периода – это московское метро, являющееся, несомненно, предметом отдельного разговора. Широко развивался общественный транспорт. Трамвайные линии сокращались, чтобы создавать меньше пробок, но, в отличие от лужковских времен, на месте трамвайных путей не строили дома для буржуев, а стоили новые троллейбусные линии. Уродливый храм Христа Спасителя был ликвидирован – на его месте началось строительство храма победившего социализма – здания Дворца Советов. Помешала война.

После войны сталинское руководство снова решительно взялось за действительное облагораживание облика Москвы. Именно к этому периоду относятся 7 сталинских высоток – от задния МИДа до нового здания Московского университета. Невиданными темпами шло строительство метро. Именно в те годы приняла современный облик структура общественного транспорта столицы, который сегодня лужковские власти разрушают.

“Образцовый коммунистический город”

В 1960-е годы Коммунистическая партия и Советское государство торжественно провозгласили: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! Не будем сейчас останавливаться на том, что этому помешало, но отметим, что руководство Москвы приняло Третью Программу партии к неукоснительному выполнению и взяло курс на превращение Москвы в образцовый коммунистический город.

Отметим, что власти Советской Москвы шли не пути вандализма, как сейчас Лужков, а по пути органичного сочетания лучших образцов старой Москвы и передовой советской архитектуры. Появившиеся на карте столицы Ленинский, Ленинградский, Ломоносовский, Нахимовский, Севастопольский, Кутузовский проспекты, проспект Мира, Ярославское, Каширское, Дмитровское шоссе, шоссе Энтузиастов, МКАД – идеально вписались в традиционную радиально-кольцевую структуру Москвы.

Если Москва стала образцовым коммунистическим городом, то образцовой коммунистической улицей стал, вне всякого сомнения, Проспект Калинина (бывший Новый Арбат). Комплекс величественных 24-этажных зданий завершился прекрасным архитектурным ансанблем из здания СЭВ и Дома Советов РСФСР. Причем если, например, традиционные американские небоскребы производят на человека давящее впечатление, то советские высотки, напротив, вызывали самые лучшие эстетические впечатления. А какой прекрасный вид открывается, например, с верхних этажей здания СЭВ! При этом Советская власть не обидела и любителей старины – для тех, кто тосковал по арбатским перулкам, когда-то бывшим на месте проспекта Калинина, для тех был оставлен в неприкосновенности Старый Арбат.

Образцом мудрого подхода к архитектуре являются построенные в те годы Кремлевский дворец Съездов и гостиница “Россия”. При их возведении был строго соблюден принцип: “созидая, не разрушай”. Эти прекрасные новые здания очень красиво смотрелись на фоне исторических кремлевских соборов, как символ единства старого и нового.

Нет места подробно рассказывать о многих других красивых образцах архитектуры того периода, таких, как гостиница “Интурист” (ныне тоже разрушенная Лужковым), нынешнее здание Росавиакосмоса, останкинская телебашня, или такие уникальнейшие образцы, как открытый бассейн “Москва” (ныне тоже разрушенный Лужковым) и станция метро “Ленинские горы”… Предметом отдельного разговора является развернувшееся в 1960-70-е годы невиданное жилищное строительство и развитие системы общественного транспорта. В середине 1980-х годов всерьез строились проекты второго кольца метро (нынешние участки от “Каширской” до “Каховской” или от “Черкизовской” до “улицы Подбельского” – это как раз элементы этого самого второго кольца). Москва действительно становилась прекрасным образцовым коммунистическим городом.

Лужковское безвременье

Что же стало при капитализме, когда слово “Москва” стало прочно ассоциироваться с фамилией Лужкова? Что построено? Подземный торговый комплекс под Манежной площадью? А кому оно по карману? Третье транспортное кольцо (а теперь обещают еще и четвертое, ипятое)? Ну да, только оно почему-то оно не спасло ни от пробок, ни от давки в общественном транспорте. Жилищное строительство? Да, жилье строится. Другой вопрос, что объемы жилищного строительства в несколько раз меньше, чем при Советской власти, и что очередникам бесплатно выделяется не более сотни квартир в год, а все остальное – на продажу, т.е. недоступно для простого человека. Название “Дон-строй” (фирма, стрящая элитное жилье) сегодня уже воспринимается почти как ругательство.

Строятся станции метро? Да, строятся. По одной в два года. При том, что на план строительства метро в Митино прочно забили, а земля в Марьиной Роще, где уже началось было строительство станции метро, отдано под театр какого-то придворного лицедея. Еще бурно строятся скульптуры Церетели, в комментариях не нуждающиеся.

А что при Лужкове разрушено? О, тут список более обширный. Начал Лужков свое правление с разрушения уникального бассейна “Москва” и строительством на его месте за счет “добровольно-принудительных пожертвований” сооружения, которое называют не иначе как “храм Лужка-строителя”. Разрушается промышленность Москвы (самый известный пример – это АЗЛК). Разрушаются пятиэтажки и прочее жилье во всех районах, хоть сколь-нибудь близких к центру, и людей оттуда выселяют за МКАД. Разрушается советская система торговли – в центре уже не осталось нормальных продуктовых магазинов, их вытеснили элитные бутики. Разрушается общественный транспорт – ликвидирована (без всякой замены) значительная часть трамвайных линий и пытаются добить оставшиеся, речь идет и о ликвидации автобусов и троллейбусов.

Гордость Лужкова последнего времени – это уничтожение советских архитектурных достижений. Уничтожены гостиницы “Интурист” и “Москва”, на очереди – гостиницы “Минск”, “Россия”, “Киевская”. В пролужковских СМИ развернута бешеная кампания за ликвидацию Калининского проспекта и Кремлевского дворца Съездов. Чем все закончится? Внутри Садового кольца – дореволюционная “большая деревня”, между Садовым кольцом и МКАДом – офисы буржуев, а за МКАДом – резервация для быдла. Такое будущее готовят Москве Лужков и любой его возможный преемник.

После революции

Что же мы можем предложить в качестве альтернативы буржуйским градостроительным экспериментам? Тут, правильнее, наверно, говорить не только об одной Москве, а вообще о политике в области архитектуры, тем более что после Советской власти мы будем не только и не столько реконструировать старые города, сколько строить новые.

Не будем также подробно останавливаться на очевидных мерах сразу же после взятия власти, типа того, что в элитных домах, где ныне живут буржуи, при нашей власти будут жить передовики производства, а офисы типа нынешних “Газпрома” и “Лукойла” будут отданы под высшие учебные заведения. Поговорим о взглядах на перспективу.

здесь будут жить семьи передовиков производства

Во-первых, только при коммунистах возможно действительное уважение к наследию прошлого. Мы выселим правительство из Кремля (для органов управления отмирающим государством найдем другое место) и объявим Кремль музейной зоной, доступной для открытого посещения. Мы сохраним и все лучшие образцы архитектуры Москвы разных эпох – и памятники архитектуры типа кремлевских соборов, отдельные районы мещанских особнячков (которые отдалим под школы), и сталинско-брежневские постройки (которые не успел доразрушить Лужков), и даже некоторые из нынешних построек, типа, например, подземного комплекса на площади 50-летия Октября (бывшая Манежная), для которого найдем более достойное применение. Вандализма, подобного лужковскому, при нас не будет. Думаю, однако, вы не будете со мной спорить, что такие сооружения, как скульптуры Церетели или храм Лужка-строителя не имеют права на существование.

Будет развиваться широкая сеть общедоступного (а в перспективе и бесплатного) общественного транспорта – и метро, и монерельса, и разных видов наземного транспорта

Трудно сейчас предугадывать, как будут выглядеть архитектурные строения коммунистического будущего – их форма будет определяться как уровнем производительных сил, так и степенью полета фантазии освобожденного человечества. Можно точно сказать, что при строительстве новых коммунистических городов мы не будем ударяться ни в одну из крайностей ни в крайность сплошного урбанизированного пейзажа, ни в крайность слияния с природой с максимум двухэтажными коттеджами. Будущие города будут планироваться исходя из коммунистического принципа каждому по потребностям”. Скажем, один из районов будет построен в классическом советском стиле, другой в европейском или в американском стиле, третий по схеме “города сада”, четвертый в виде некоего модернового футуристического пейзажа (такой проект предусмотрен в типовом проекте лунной базы). О размещении производства сейчас не говорим, это будет предметом отдельного разговора. Единственное, что можно сказать твердо будущий коммунистический город будет удобен для всех.

P.S. Размещение этой статьи на сайте Communist.Ru вызвало очень оживленную дискуссию: в качестве ответа на нее появились статья Д.Левыкина с критикой этой статьи и статьи В.Сачкова и Технократа в поддержку наших позиций

P.P.S. В продолжение темы: Вот что станет с Москвой через 10 лет, если сохранится капитализм