О некоторых вопросах организации протестных действий по социальным вопросам

 

Как ранее мы уже неоднократно сообщали, в конце декабря 2018 года во многих регионах России прошла акция протеста «Неделя гнева» по социальным вопросам, организованная Союзом координационных советов (СКС) по инициативе партий РКРП и РОТ ФРОНТа, и поддержанная практически всеми коммунистическими и левыми организациями.

В первый рабочий день 2019 года итоговая резолюция, принятая на московском митинге, была отправлена в органы власти с требованием принятия решения по этим требованиям в пределах их компетенции.

В  феврале истёк отведённый законом 30-дневный срок, в течение которого на эти требования должен быть получен ответ. Ответа не поступило. Это можно трактовать как отрицательный ответ на выдвинутые требования. Поэтому необходимо продолжить акции протеста. В ряде регионов акции на эту тему уже начались, в некоторых ещё планируются. Но есть необходимость отметить два актуальных вопроса

 

Вопрос 1. Что требовать в ходе акций?

Собственно, набор наших требований на акциях протеста очевиден – против всех этих антисоциальных «реформ» (пенсионной, ЖКХ, «оптимизаций» образования и здравоохранения, роста цен и тарифов, введения новых поборов и прочая). Но отмечу, что просто вносить эти требования в резолюции – это уже пройденный этап.

Ещё почти год назад, 14 апреля 2018 года, например, во многих городах Московской области прошли митинги протеста по социальным вопросам (дата акции тогда была приурочена к дню рождения губернатора Воробьёва). В наиболее последовательном виде требования по социальным вопросам были сформулированы в ходе митинга, прошедшего в городе Лобня. В ответ на длинный набор требований пришёл большой набор отписок, анализ которых показал, что просто направление к властям челобитных – это необходимый, но уже пройденный этап, и повторять его – это топтаться на месте.

Поэтому в ходе декабрьской «Недели гнева» на акции в Москве была принята резолюция уже не в виде челобитной, а с радикальными требованиями. Но на неё ответа вообще не поступило. Это говорит, во-первых, о том, что власть не желает конструктивного диалога, а, во-вторых, что на всех последующих митингах уже не следует повторять принятие резолюций с требованиями, т.к. это уже пройденный этап. Следующий этап – обращаться не к властям, а непосредственно к народу.

С чем именно обращаться к народу? Один из высказывавшихся вариантов и в числе одного из основных лозунгов выдвинуть идею о списании долгов по ЖКХ, а в качестве способа давления на власти – «забастовка неплательщиков», т.е. призыв к населению в качестве ответной реакции на рост тарифов ЖКХ и на введение новых поборов отказаться платить эти поборы. Второй вариант – повторить опыт создания Союза координационных советов (СКС) в 2005 году – митинги протеста должны заканчиваться созданием организованных структур для продолжения дальнейшей борьбы за свои права (Комитеты спасения, комитеты защиты прав граждан, Народные общественные советы и др.), причём, желательно, создаваемые не вокруг только какого-то одного вопроса (по которому власти могут пообещать уступки, что приведёт к спаду активности), а по всем имеющимся социальным проблемам.

 

Вопрос 2. Что делать с «несогласованиями» акций

Но для того, чтобы пригласить на митинг жертв «антисоциальных» реформ и сформировать из них Комитет спасения – нужно сначала этот митинг провести. А с этим возникает проблема, т.к. в последнее время власти просто запрещают все намечаемые акции: либо просто «не согласовывают»[1], либо посылают в какую-нибудь задницу наподобие гайд-парка в Сокольниках (что бессмысленно, т.к. обычные граждане, для которых акция и проводится, туда просто не пойдут – и даже не столько потому, что не захотят, сколько потому, что просто не найдут, где это).

Так, в Московском регионе в рамках старта второй серии «Недели гнева» были запланированы акции 16 марта в подмосковном Солнечногорске и 17 марта в Москве. Естественно, власти отказали в «согласовании» (это безопасные для них акции, завсегдатаем которых в последнее время стал клоун Всеволод Чаплин, власти легко разрешают, а реально оппозиционные акции запрещают). В Москве, правда, всё необходимое удалось озвучить на акции в форме собрания, а в Солнечногорске пока не знают, что делать.

Логично напрашивающийся вариант – закон о митингах 54-ФЗ разрешает проводить акции в форме собраний без всяких уведомлений. Могут сказать: но, например, резолюцию с требованиями, принятыми на каком-то собрании, власти расценят как обычную коллективную петицию и отнесутся к ней как всегда. Один из креативных примеров решения этой задачи был продемонстрирован пару лет назад в городе Кирове: когда власти запретили РКРП проведение пикета у здания мэрии, организаторы провели акцию там где и было запланировано, но в форме собрания, причём оформив свою резолюцию с требованиями как решение общественного Совета народных депутатов Кировской области (общественная организация, являющаяся дальнейшим развитием Союза Координационных Советов), что напугало власти и вынудило их идти на диалог с протестующими гражданами. Этот опыт следует взять на вооружение и в других случаях, естественно, творчески примени его к условиям конкретного региона.

Могут сказать – вы можете дать вашей общественной структуре хоть сколь угодно громкое название, но как заставить власти действительно с этим считаться. А вот об этом – продолжение следует.



[1] Вот информация об очередной инициативе, датированной уже концом 2020 года, которая ещё более ужесточает условия проведения массовых акций