С.Зивенко, бывший руководитель ФГУП «Росспиртпром», ныне глава ТПГ «Кристалл», интервью газете RBCdaily, 1 декабря 2011 г.

 

— Мне кажется, что сам водочный маркетинг был креативнее. Все нынешние бренды-лидеры появились на рынке почти десять лет назад, и с тех пор сильных марок не появлялось. Может быть, они просто никому сегодня не нужны?

— Нет. Они нужны. Просто люди на рынке все это время занимались другими вещами. Люди пытаются найти какую-то схему, заработать денег и за счет этой схемы раскрутить бренд. А дальше — попытаться его продать. Но такие бренды никому не нужны. Бренд — это совокупность факторов. Он должен как-то утвердиться на рынке, он должен быть доходным, он должен быть узнаваемым. А у нас марка покажет продажи за счет дисконта — и это уже называют брендом. Вспомните, сколько их появлялось и сколько пропадало на следующий день. Схема заканчивается, и цена становится как у всех. А когда цена становится как у всех, оказывается, что ничего за этим брендом нет. У нас долгое время были проблемы с правами на производство «Гжелки». Сейчас начали потихонечку возвращать ее на рынок. В том же «Магните», если в одной категории стоят «Гжелка» и «Зеленая марка», «Гжелки» продается больше. Потому что это в любом случае бренд, его знают, его помнят. Причем эти воспоминания самые сладкие. Ты возвращаешься в 90-е годы. А многие люди хотят вернуться в эти 90-е. Я большой патриот страны, но мне уже не нравится здесь жить. Мне все не нравится. Вся эта ложь, коррупция — меня все раздражает. Я неуютно себя здесь чувствую. Меня страна из себя выдавливает. И это же не только мое состояние. Это состояние многих. Старые бренды более крепкие, они связаны с эмоциональными нагрузками людей, которые были в то время счастливыми. Достаточно по­ставить на прилавок этот бренд и дать те же условия, и он начинает работать сразу.

— Сейчас снова начались разговоры о введении госмонополии на алкогольном рынке в том или ином виде. Вы ведь пытались сделать примерно то же самое, когда возглавили ФГУП «Росспиртпром»?

— ФГУП создавалось совсем для другого. У государства были некие алкогольные активы. Часть активов у Минсельхоза, часть у Минимущества. Понятно, что Минимущества этим не занималось. Все компании были подразграблены, там назначались директора, которые за некоторую мзду подписывали любые договоры. Соответственно, никто не был заинтересован в том, чтобы предприятие заняло какой-то рынок. Исходя из того что эти активы есть, государство приняло решение: давайте их скинем в одну общую компанию, попытаемся немножко причесать, понять, что это такое, чтобы можно было продать. Для этого именно и была создана эта компания. И говорить о том, что она создалась для некой спиртовой монополии, неправильно. В принципе у нас никаких полномочий не было. Сейчас, конечно, если посмотреть возможности нынешнего Росспиртпрома с точки зрения лоббирования своих интересов, то они несопоставимы с теми, что были у нас.

Росалкоголь вызывает разные эмоции у участников рынка. Многие его критикуют за слишком жесткую политику. Каково ваше отношение к регулятору?

— Ничего нового в этом нет. В 90-е годы был такой же орган при правительстве РФ с немножко другим названием. Нужен ли он? Да, нужен. Потому что надо честно сказать, что в том виде, как это все выглядело последние пять лет, рынок больше не мог существовать. Люди на юге просто вообще перестали марки на бутылки клеить, отгружали «лысые» бутылки. Даже рубль не хотели потратить, чтобы хоть фальсифицированную марку повесить. Конечно, с этой вакханалией нужно было заканчивать. Все говорят, что для этого органы МВД предназначены. Но, с другой стороны, все же понимают, что на юге обычное дело, когда папа возглавляет налоговую полицию, дядя возглавляет МВД, а сын работает на ликероводочном заводе или на спиртовом. Понятно, что они там не в состоянии навести порядок, им этого не надо. Должен был появиться какой-то сторонний орган, который мог бы на федеральном уровне все это контролировать и ввести какие-то правила игры.

Конечно, наведение порядка всегда приводит к каким-то недовольствам людей. Мне, наверное, тоже хотелось бы, чтобы были более мягкие условия. Я считаю, что Чуян (Игорь Чуян, глава Рос­алкоголя. — РБК daily) делает все правильно. Конечно, он не может отвечать за каждого проверяющего в регионах, которого он в глаза ни разу не видел. У нас коррупция в стране. Берут взятки везде. Пойдешь паспорт получать — и там пытаются взятку выманить. Раньше алкорынок не был таким проверяемый. Поэтому есть некие недовольства. Это надо тоже пережить, со временем все это пройдет.

— Большинство ушедших после проверок Росалкоголя с рынка — это в основном небольшие компании. И в этом ряду выделяется подмосковный гигант ОСТ, лишившийся лицензии за масштабный объем контрафакта. То, что с ним произошло, для вас стало сюрпризом?

— Отчего же сюрпризом? Они там дошли до того, что выпускали поддельный виски. Вы считаете, что это нормально? Я считаю, что это ненормально. Всем же сказали: «Давайте жить в других правилах. Чужое не подделываем, платим налоги». Соблюдайте все, и проблем никаких не будет. Все, что произошло, это закономерно. Представьте ситуацию: иностранцы поставляют один контейнер White Horse в Россию, а на рынке в итоге продается 15 контейнеров в месяц. Мы же понимаем, что это откуда-то берется. И все понимают, откуда это берется. Это, может быть, для правоохранительных органов что-то новое, что им пришлось взять и хлопнуть. Но все когда-то бывает в первый раз.

— Незадолго до всех событий с ОСТ его бывший владелец Владимир Пекарев заявил о том, что продал свой бизнес кабардинцам. Вы же его знаете прекрасно. Как вы считаете, он может вернуться обратно в бизнес?

— Мне кажется, что ему это уже не надо. Говорят, что каждые десять лет надо менять бизнес, потому что надо как-то развиваться. Это я застрял. Тем более он депутат Государственной думы. В принципе он не может заниматься бизнесом. Я думаю, что у него есть политические амбиции. Ему алкобизнес неинтересен. А оставить бизнес без присмотра в России — это нереально. У него будет ровно то, что происходило. Сестрички начали судиться с ним и прочее. Всем кажется, что если он сидит в Думе, а мы здесь, значит, все это наше. Ментальность у россиян такая. Поэтому если не контролируешь бизнес, лучше его продать.

 

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/12/01/market/562949982179229