Портал Правительства Московской области

Портал Правительства
Московской области

Правительство Московской области
RSS  

На главную
Обратная связь
Карта сайта
Главная Правительство Социально-экономическое развитие и исполнение бюджета Доклады Губернатора
Основное меню
1. Новости
2. Правительство
3. Исполнительные органы государственной власти
4. Нормативные документы
5. Пресс-центр
6. Обращения граждан
7. Интернет-ресурсы
8. Спортивная жизнь
9. Контакты

2.7.1. Доклады Губернатора

меню текущего раздела
Доклады Губернатора Сведения о выполнении областного бюджета Прогнозы социально-экономического развития Основные показатели социально-экономического развития
раздел “2.7.1. Доклады Губернатора

Доклад Губернатора Московской области Громова Б.В. «Итоги работы Правительства Московской области в 2008 году и задачи на 2009 год»

Уважаемые товарищи!

 

Прошедший 2008 год оказался сложным во всех отношениях.

Выборы Президента и, как следствие, перестройка системы управления страной.

Переход к стратегическому планированию и выбор новых приоритетов.

Развитие муниципальной и административной реформ.

Усиление государственного влияния на экономику, создание государственных корпораций на магистральных направлениях построения хозяйственной системы страны, развитие предпринимательства и так далее. Все эти новации происходили в крайне сжатые сроки.

Кроме того, работа во втором полугодии усложнилась разразившимся мировым финансовым кризисом.

Сегодня можно уверенно сказать, что накопленный за восемь лет экономический потенциал, проведенная реструктуризация хозяйственного комплекса области и активная инвестиционная политика позволили успешно реализовать все поставленные задачи.

По данным Мособлстата, индекс промышленного производства в области по итогам года составил 109 процентов, а объем отгруженной промышленной продукции превысил исторический рубеж в триллион рублей.

Экономический оборот вырос на 37,9 процента к прошлому году и достиг почти 5 триллионов рублей .

Это позволяет уверенно сказать, что рост валового регионального продукта по сравнению с прошлым годом не снизился и достиг прогнозируемых значений в 1,5 триллиона рублей.

Основные показатели, характеризующие экономическую активность в регионе, превысили либо равны намеченным значениям.

Введено почти 7,8 миллиона квадратных метров жилья, 9 школ, 21 детский сад, 4 больницы, 6 поликлиник, 10 значимых спортивных объектов.

Индекс потребительских цен, а иначе инфляция в Московской области, составил 11,8 процента и является одним из самых низких показателей в стране. В целом рост цен по стране - 13,3 процента.

 Несмотря на финансовый кризис, улучшились финансовые результаты деятельности предприятий.

 Сальдо прибылей и убытков за 11 месяцев выросло на 11,5 процента и составило 135,2 миллиарда рублей.

Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке превысил 456,4 миллиарда рублей.

Привлеченные иностранные инвестиции выросли более чем на 31 процент и составили 6,9 миллиарда долларов США.

Бюджет по доходам выполнен в полном объеме на сумму 341,7 миллиарда рублей.

Это третий показатель в Российской Федерации.

Важнейшим результатом деятельности Правительства Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, профсоюзов, предпринимателей явилось достижение в декабре 2008 года уровня средней заработной платы в размере 27 тысяч рублей.

Это очень важно. Поскольку самым действенным механизмом выхода из кризиса должен стать рост доходов населения и, как следствие, рост оборота розничной, оптовой торговли и экономического оборота в целом.

Доходы населения в декабре прошедшего года достигли 26,5 тысячи рублей и выросли по сравнению с ноябрем на 30,2 процента.

 Рост реальных доходов составил 114,3 процента, число жителей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось на 157,2 тысячи человек, и их доля составила 8,1 процента.

Практически все мероприятия, планируемые в рамках реализации приоритетных национальных проектов, в основном выполнены на 100 процентов (за исключением приобретения жилья для отдельных категорий граждан, определенных Федеральным законодательством).

Вместе с тем, по ряду показателей мы не добились существенных результатов, а по отдельным из них потеряли свои позиции.

Причиной тому является настороженность населения и предпринимателей перед кризисом, неразбериха на финансовых рынках и в кредитно-финансовом секторе, безответственная деятельность ряда областных центральных исполнительных органов государственной власти, некоторых глав муниципальных образований, собственников предприятий и организаций.

Первое.

Мы не добились существенного снижения доли убыточных предприятий. Она по-прежнему высока.

Почти половина крупных и средних предприятий сработали с убытками в Волоколамском, Егорьевском, Зарайском, Лотошинском, Серебряно-Прудском, Шаховском районах, в городах Бронницы, Звенигород, Пущино, Лосино-Петровский, Электрогорск.

В ряде муниципальных образований вместо снижения числа убыточных предприятий мы получили рост.

Однако, печальней всего то, что ни на одном предприятии, ни в одном муниципальном образовании, ни в одном министерстве не разработаны программы выхода из состояния убыточности, не определены реальные меры по преодолению данного явления. В результате производственные мощности, земли, трудовые ресурсы четверти крупных предприятий используются неэффективно.

Второе.

У нас по-прежнему сохраняется практика выплат заработной платы по «серым» схемам, особенно в малом бизнесе, в организациях торговли и услуг.

 В результате страдают бюджеты, но самое главное, снижается социальная защищенность людей, что недопустимо.

В 2008 году Правительством Московской области, работодателями и профсоюзами было принято решение об установлении минимальной заработной платы в размере 6000 рублей.

По итогам третьего квартала лишь 52 муниципальных образования выполнили Трехстороннее соглашение по установлению минимальной заработной платы, и только Мытищинский район и город Дубна обеспечили его выполнение в полном объеме.

В 2009 году размер минимальной заработной платы будет увеличен до 6700 рублей.

Но этих мер явно недостаточно.

Необходима скоординированная работа по выводу заработной платы «из тени».

Третье.

Мы не добились существенных сдвигов в формировании эффективной конкурентной среды в экономике на основе развития предпринимательства.

Лишь в январе 2009 года утверждена долгосрочная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009- 2012 годы».

До сих пор отсутствует нормативная база, позволяющая в полном объеме реализовать возможности регулирования экономических отношений в этой сфере.

Четвертое.

Несмотря на то, что мы сохранили и даже улучшили свои позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации, область не вышла на прогнозируемые позиции по освоению инвестиций в основной капитал.

 Пятое.

У нас до сих пор не развернута системная работа по сокращению бюджетных расходов. Центральные исполнительные органы государственной власти и, в первую очередь, Комитет по физической культуре и спорту, министерства культуры, социальной защиты населения, здравоохранения и образования фактически не выполнили поручения о реорганизации подведомственных учреждений в автономные учреждения.

Министерства экономики, имущественных отношений, финансов не проявили должной настойчивости в решении данной задачи.

Нерешенность поставленных задач особенно остро проявилась в последнем квартале 2008 года.

Это и спад производства, и рост задолженности по заработной плате, безработица и сокращение рабочих мест.

 С 1 октября 2008 года и по сегодняшний день 146 предприятий приняло решение о сокращении 11 593 работников. Фактически уволено 5133 человека.

Количество безработных увеличилось с 19,5 тысяч человек в начала ноября прошлого года до 30,2 тысячи человек в январе этого года и составило 0,8 процента от экономически активного населения.

«Лидерами» в кавычках стали Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский и Шатурский районы.

Значительные трудности испытывают наши «гиганты». Естественно, проблемы градообразующих и системообразующих предприятий бумерангом отразятся на состоянии экономики и социальной сферы муниципальных образований и на бюджете области в целом.

 В то же время муниципальные образования, которые последние пять лет проводили глубокую системную реструктуризацию хозяйственного комплекса, диверсифицировали экономику, создали конкурентную предпринимательскую среду, продолжают успешно развиваться.

Фактически лидером в этом направлении стал городской округ Домодедово. Экономический оборот в нем составил 134 миллиарда рублей.

Это сравнимо с оборотом всей Рязанской области.

Средняя заработная плата в городе в ноябре достигла 31 тысячи 240 рублей. Нет задолженности по заработной плате и безработных.

Объем инвестиций в основной капитал превысил 25 миллиардов рублей.

К группе лидеров можно отнести городские округа Химки и Подольск, Щелковский, Раменский и Ленинский муниципальные районы.

 В наступившем 2009 году нам предстоит не менее сложная работа.

Я бы определил два основных ее направления:

Первое - разработка и реализация превентивных мер по недопущению развития последствий мирового финансового кризиса. 

Второе – наращивание экономической мощи, создание условий для поступательного развития всех секторов экономики и социальной сферы в соответствии с определенными стратегическими направлениями.

На завершающем этапе 2008 года Правительству области пришлось работать в крайне напряженном режиме.

За короткий срок был сформирован областной Штаб по предотвращению возможных кризисных явлений в экономике и на рынке труда, связанных с негативными проявлениями финансового кризиса. Образованы штабы и оперативные группы в муниципальных образованиях.

Организован мониторинг ситуации в режиме реального времени с ее ежедневным отражением. Разработан план антикризисных мер.

В ходе работы проведена масштабная реструктуризация долговых обязательств, более чем на 100 миллиардов рублей сокращены расходы бюджета 2009 года, что позволит создать резервы для оперативного принятия мер в случае существенного ухудшения ситуации с наполнением бюджета.

 При этом расходы, связанные с исполнением полномочий Московской области как субъекта Федерации, и всеми социальными обязательствами сохранены в полном объеме.

Все антикризисные мероприятия скоординированы в соответствии с поручениями Президента страны, Председателя Правительства Российской Федерации и решением Госсовета Российской Федерации.

В первую очередь должен быть сохранен высокий уровень жизни населения, обеспечен рост заработной платы и доходов.

И хотя различия по уровню заработной платы остаются высокими, подавляющее число муниципальных образований совместно с руководителями компаний обеспечили высокие темпы ее роста.

Неплохо обстоят дела в городских округах Юбилейный, Лобня, Химки, Черноголовка, Подольск, Котельники, Королев, Домодедово, Балашиха, Реутов и Чеховский, Солнечногорский, Ленинский районы, где заработная плата уже превысила 30–ти тысячную отметку.

Мы обязаны в декабре 2009 года выйти на уровень заработной платы в 35 тысяч рублей.

Несмотря на сложную ситуацию на финансовых рынках страны, мы сумели сохранить высокие темпы розничного товарооборота, сохранить ассортимент продукции, продолжить инвестиционные программы.

В условиях экономической нестабильности еще большее значение приобретает работа по недопущению задолженности по заработной плате.

По итогам предшествующего года она выросла и составила 247,6 миллиона рублей.

В основном задолженность имеется на предприятиях:

-       промышленности,

-        науки,

-       по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования,

-       строительства.

Наибольшая задолженность по выплате заработной платы сформировалась в Талдомском, Рузском, Наро-Фоминском и Ногинском районах, городах Электрогорск, Жуковский, Серпухов и Железнодорожный.

А ведь это не только боль людей, но и недополученные доходы бюджетов всех уровней.

Недопущение предпринимателями, собственниками предприятий и организаций задолженности по выплате заработной платы должно стать повседневной заботой областных министерств и ведомств, лично глав муниципальных образований и профсоюзных организаций.

Еще одно искривление жизненных норм – это «серая» заработная плата.

По разным подсчетам она достигает в стране 40 процентов.

Прошу руководителей правоохранительных органов, налоговой службы, обратить особое внимание на пресечение этих незаконных действий.

На сегодняшний день в Московской области работает более 165 тысяч предприятий и организаций.

Несмотря на рост увольнений и безработицы, численность занятых в экономике увеличилась более чем на 80 тысяч человек.

Сальдо прибылей и убытков за 11 месяцев достигло 135,2 миллиарда рублей и выросло на 11,5 процента.

В то же время количество убыточных предприятий не сокращается и составило 24,6 процента, а это - более 830 организаций.

Наибольшее количество убыточных предприятий в промышленности, строительстве.

Видимо, как должное, воспринимают данную ситуацию главы Волоколамского, Егорьевского, Лотошинского, Шаховского и Серебряно-Прудского муниципальных районов, городских округов Бронницы, Звенигород, Лосино-Петровск, Пущино, Электрогорск, где доля убыточных предприятий превышает 40 процентов.

Понятно, что предприятия со старой технологией и неконкурентной продукцией вряд ли самостоятельно выйдут на нормальный режим работы. В то же время предприятия малого бизнеса остро нуждаются в производственных мощностях.

Обращаю внимание Владимира Ивановича Козырева, Серегина Евгения Викторовича, что по каждому убыточному предприятию должна быть подготовлена программа выхода из кризиса.

Наиболее приемлемым решением может стать преобразование предприятий в индустриальные парки по типу «Зингера» в городе Подольске.

Предпринимательство вообще, и малое предпринимательство в частности, это еще одно звено, которое позволит преодолеть кризис и усилить нашу экономику.

Однако качество управления в этой сфере остается низким и нескоординированным.

Парадоксально, но именно в сфере регулирования экономических отношений в малом предпринимательстве, регионы и муниципальные образования обладают полным набором полномочий.

Но, к сожалению, они не используются.

В связи с этим прошу руководителей центральных исполнительных органов государственной власти опуститься на землю с небес.

В феврале необходимо закончить формирование реестра помещений, предназначенных для использования субъектами малого и среднего предпринимательства.

Хочу обратиться к Павлу Ивановичу Челпану. Аппарат Правительства завален письмами из Вашего района с жалобами на незаконные действия по отношению к предпринимателям.

Если Ваша позиция не согласуется с проводимой политикой - это один разговор, но если это нерадивость Ваших подчиненных, то требуется наведение жесткого порядка.

Прошу Чернова Валерия Алексеевича, Крымова Вячеслава Борисовича, Бодункова Алексея Феликсовича провести рабочее совещание в Ступино, разобраться в сложившейся обстановке и доложить мне результаты до 10 февраля.

Как я уже говорил, Министерству экономики переданы полномочия по координации работы в сфере развития предпринимательства.

Конечно, мы далеки от массового высвобождения работников, но быть готовыми к самым тяжелым вариантам мы обязаны. Хотя конкретному человеку, оказавшемуся на улице все равно - массовые это увольнения или нет.

Прошу глав муниципальных образований взять под личный контроль подразделения службы занятости, находящихся на вашей территории.

Работа должна строиться с учетом индивидуального подхода к каждому безработному, к каждому уволенному.

 Сергею Николаевичу Кошману совместно с Рагозиным Юрием Игоревичем надо провести инструктивное совещание с руководителями служб в муниципальных образованиях и обеспечить жесткий контроль за их деятельностью.

На каждого человека должна быть разработана программа его трудоустройства. Стоит подумать и о введении механизма квотирования рабочих мест на действующих предприятиях.

Важнейшей задачей для нас является недопущение сползания экономического кризиса в бюджетный. Под жесткими ударами рынка у предпринимателей появится большой соблазн использования схем ухода от налогов.

Уже сегодня в Сергиево-Посадском и Одинцовском муниципальных районах, городских округах Краснознаменск, Жуковский задолженность предприятий в бюджеты превышает 400 миллионов рублей в каждом.

Обращаюсь к руководителям правоохранительных органов и налоговой службы с просьбой усилить контроль за своевременной уплатой налогов, а в случае выявления незаконных схем ухода от налогов - их пресечением.

Не должны оставаться в стороне от этой работы главы муниципальных образований, на территории которых действуют предприятия и организации.

Вторая задача, которая четко сформулирована Президентом Российской Федерации – преодолеть последствия кризиса, сохранить и преумножить экономический потенциал, выйти на реализацию поставленных задач и достижение стратегических целей.

Стратегия развития области до 2020 года одобрена Правительством в декабре 2006 года.

Важнейшей задачей остается рост экономики области.

К 2020 году валовой региональный продукт должен вырасти в два раза по сравнению с 2008 годом, а его объем на душу населения - обеспечить вхождение области в первую пятерку субъектов Российской Федерации.

В основе этого движения остается привлечение инвестиций, нацеленных на создание высокоэффективных рабочих мест и формирование инновационного, конкурентоспособного сектора экономики, способного стать локомотивом экономического развития.

Объем привлеченных инвестиций должен быть увеличен в 4 раза.

К 2020 году доходы наших жителей не должны быть ниже трех прожиточных минимумов, а заработная плата - шести прожиточных минимумов.

За последние годы много сделано по улучшению функционирования коммунального хозяйства.

Вместе с тем процесс реформирования коммунального хозяйства идет недостаточно активно.

Создание товариществ собственников жилья и развития их деятельности происходит низкими темпами.

В ряде муниципальных образований, таких как Зарайский, Каширский, Лотошинский, Талдомский, Чеховский, Шатурский, Шаховской муниципальные районы и городской округ Звенигород товарищества собственников жилья вообще отсутствуют.

В результате мы теряем значительные средства федерального бюджета, определенные на реализацию реформы коммунального хозяйства.

Напоминаю главам муниципальных образований, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» количество многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, является одним из показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Надеюсь, что вновь сформированное руководство Министерства жилищно-коммунального хозяйства, во главе с Жидкиным Владимиром Федоровичем, придаст необходимое ускорение этой работе.

Несмотря на возросшие темпы высвобождения рабочей силы, вызванные кризисными явлениями, в области остро не хватает трудовых ресурсов.

Назрела острейшая потребность формирования новой миграционной политики.

В 2008 году мы построили 7 миллионов 781 тысячу квадратных метров жилья.

Сегодня на одного жителя области приходится 28,4 квадратных метра жилья. Это очень хороший показатель, так как концепцией долгосрочного развития Российской Федерации выход на этот уровень планируется лишь в 2020 году.

Однако строительство жилья у нас велось безвекторно, в основном ориентируясь на потребности жителей столицы и, как правило, в районах, прилегающих к кольцевой дороге.

В результате на 1 января 2009 года нереализованными остались более 500 тысяч квадратных метров жилья.

Жилищная политика должна быть в корне пересмотрена. Усилия на формирование жилищного фонда необходимо направить в точки экономического роста, в зоны промышленных округов, в муниципальные образования с мощным инвестиционным потенциалом.

Министерству строительного комплекса, Главному управлению архитектуры и градостроительства требуется еще раз внимательней взглянуть на схему территориального планирования области и обеспечить оптимальное размещение комплексов застройки.

Реализация антикризисных мероприятий в который раз подтвердила необходимость рационализации бюджетных расходов, внедрения новых форм хозяйствования и предоставления социальных услуг.

Наращивание капитальных расходов на создание, развитие и модернизацию объектов социальной инфраструктуры надо сопровождать последовательным снижением бюджетных расходов на их содержание.

Первый шаг в этом направлении - преобразование бюджетных учреждений, осуществляющих, в том числе, платные услуги и хозяйственную деятельность, в автономные учреждения.

Прежде всего, это касается учреждений:

- ветеринарии;

- физической культуры и спорта;

- культуры;

- средне-специального, высшего и дополнительного образования,

- социального обслуживания.

Второе направление - модернизация бюджетной сети через развитие принципов частно-государственного партнерства и, прежде всего, передача в управление предприятиям объектов областной и муниципальной собственности без изменения вида деятельности и уменьшение количества государственных и муниципальных предприятий.

Такие подходы должны быть в полной мере реализованы в коммунальном хозяйстве.

Третье - реформирование хозяйственных и экономических отношений в социальной сфере не должно повлечь снижение качества услуг.

И четвертое. Необходимо ускорить работу по замещению экономических суррогатов в виде натуральных льгот денежными компенсационными выплатами, тем самым, придав новый импульс усилению адресной социальной поддержке населения.

Прежде всего, это касается общественного пассажирского транспорта.

Министерству социальной защиты населения, Министерству транспорта представить по данному вопросу согласованные расчеты и план мероприятий не позднее 15 марта текущего года.

За прошедшие восемь лет мы убедились, что развитие региона возможно лишь при опережающем развитии реального сектора экономики.

На протяжении последних пяти лет рост ВРП в области не снижался ниже 9-10 процентов, и мы обязаны сохранить набранные темпы.

С наметившейся в прошедшем году трансформацией экономических отношений, появились новые возможности в организации работы по определению магистральных направлений экономического развития и реализации программ.

Прежде всего, выстраивание наших отношений со всеми, без исключения, государственными корпорациями, учитывая, что именно эти институты должны стать основой формирования национальной экономики, центрами инновационной и инвестиционной политики.

Второе.

Это разработка собственных производственно-хозяйственных комплексов, специализация области в рамках реализации государственной кластерной политики.

Сегодня в наибольшей степени готовности можно признать кластеры:

- авиастроительный, во главе с центром в Жуковском;

- биотехнологический и фармацевтический;

- туристский.

Общая координация данной работы возлагается на Министерство экономики.

Прошу в месячный срок Кошмана Сергея Николаевича, Министерство промышленности и науки, Министерство здравоохранения, представить предложения по данному вопросу.

Третье.

Как я уже говорил, в соответствии с федеральным законодательством субъекты Российской Федерации в полном объеме наделены полномочиями и механизмами регулирования своих экономических отношений на основе развития малого предпринимательства.

Это позволяет формировать политику развития любого сектора экономики.

В течение четырех лет мы обязаны в полтора раза увеличить долю малых и средних предприятий в общем объеме валового регионального продукта.

Решить эту задачу можно лишь совместными усилиями центральных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Соответственно и оценка эффективности деятельности министерств, ведомств, глав муниципальных образований будет зависеть от ее достижения.

И, конечно, первоочередными мероприятиями должны стать действия по реализации в полном объеме Закона Московской области «О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области».

 В этих целях Министерству имущественных отношений совместно с министерствами образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, Комитетом по физической культуре и спорту провести инвентаризацию площадей областных учреждений и обеспечить возможность предоставления их субъектам предпринимательства.

Такая же работа должна быть проведена в муниципальных образованиях.

Особая задача стоит перед министерствами промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, строительного комплекса.

Необходимо оценить возможности и организовать работу по реорганизации неэффективно работающих предприятий в индустриальные парки с размещением в них малых предприятий.

В этом году вступил в полную силу Закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Фактически все мероприятия по подготовке к работе в новых условиях выполнены.

При этом работа по формированию отношений в сфере муниципального управления продолжается.

Хочу обратиться к главам муниципальных образований: мы совместно разрабатывали идеологию местного самоуправления и законодательные инициативы, которые в большинстве своем нашли отражение в законодательных актах Российской Федерации, и вы в полной мере несете ответственность за состояние дел в поселениях, входящих в ваши районы (округа).

Согласно федеральному закону на субъекты возложено ведение регистра нормативных правовых актов муниципальных образований, а, следовательно, их экспертиза.

Данная функция возложена на Министерство по делам территориальных образований.

Прошу Валерия Алексеевича Чернова организовать эту работу, а главам муниципальных образований своими решениями определить должностных лиц, ответственных за ее выполнение.

В марте этого года в ряде муниципальных образований пройдут выборы глав и депутатов в местные Советы.

Не скрою, что не все действующие главы найдут поддержку Правительства Московской области.

Это обусловлено и эффективностью работы руководителей, и их позицией по реализации государственной политики, определяемой Президентом, Правительством, участием и желанием работать в единой команде.

Несмотря на это, организация выборной кампании - прямая обязанность каждого главы муниципального образования.

Уважаемые коллеги!

Как я уже говорил, последний квартал прошедшего года, предкризисные ожидания потребовали от Правительства области пересмотра прогнозных показателей социально-экономического развития в 2009 году.

С учетом уточненного прогноза произведена корректировка бюджета области на 2009 год.

При этом, как я уже отмечал, будут сохранены в полном объеме все социальные обязательства перед населением.

И, в тоже время, создан резерв на случай резкого ухудшения конъюнктуры рынка, проявления непредвиденных обстоятельств. Такой же резерв должен быть и в муниципальных образованиях.

У нас есть все возможности пройти этот период без потрясений, усилить экономический потенциал области, преодолеть последствия мирового финансового кризиса и подняться на новую ступень развития.

Все в наших руках. Но для этого требуется совместная слаженная, целенаправленная и кропотливая работа.

Благодарю за внимание!


© Copyright 2003–2009
АИС «Подмосковье»
support@moinform.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24386