К 10-летию химкинских протестов

 

Выходные дни 22-23 апреля 2017 года знамениты не только тем, что на эти дни пришлись 147-я годовщина со дня рождения В.И.Ленина, Х(ХХ) Съезд РКРП-КПСС и 10-летний юбилей со дня попадания в ад одного из главных врагов народа. В эти дни отмечался ещё и 10-летний юбилей со дня массовых народных выступлений в городе Химки.

Подробнее об истории протестного движения в городе, приведшей к этим событиям, рассказано в статье, написанной тогда по горячим следам, в 2007 году. Краткая предыстория такая. Начиная с декабря 2004 года РКРП-РПК регулярно проводила в Химках акции протеста против антисоциальных реформ, в первую очередь против роста тарифов ЖКХ. Первоначально людей на эти акции приходило немного (материальные средства, которыми мы располагаем, не позволяют выпустить достаточное количество листовок, чтобы дойти до каждого жителя, да и те объявления, которые распространялись, чиновники старались сорвать как можно скорее). Тем не менее, на каждой такой акции к нам записывались как минимум один, а иногда и несколько сторонников (впоследствии объединившихся в организованную структуру - Комитет спасения). Даже в тех случаях, когда местные полицаи (точнее, тогда ещё не полицаи, а менты) незаконно разгоняли наши акции (а так было примерно в 2/3 случаев), все равно удавалось пополнять базу сторонников. В конечном итоге появлялась возможность созывать химчан на митинги не только и не столько с помощью объявлений, но и в первую очередь путём обзвона по базе сторонников (с обязательной просьбой во время звонка, что "всем вашим знакомым тоже расскажите про митинг"). В итоге на третий год этой активности, к началу 2007 года, удавалось собирать уже достаточно приличные акции.

Очередная такая акция, намеченная на 22 апреля 2007 года, случайно совпала с выходкой местной мэрии во главе со Стрельченко, которые тогда снесли могилы героев войны у НПО им. Лавочкина, чтобы освободить место под застройку (это совпадение, хотя и было случайным, но является классической иллюстрацией того, что случайность есть проявление закономерности). Эта история получила большой общественный резонанс в СМИ, поэтому митинг получился ещё более масштабным.

Уведомление на митинг было подано в срок. В течение 3 дней со дня подачи уведомления никаких предложений об изменении места или времени митинга не поступило, что, согласно закону, по определению означает, что митинг является санкционированным. Тем не менее, когда мы начали митинг, менты попытались его разогнать. И - уникальный случай в новейшей истории - не смогли! То есть случаев разгона митингов за последние годы было великое множество, но тут менты впервые не смогли его разогнать и митинг был успешно проведён.

По завершению митинга, учитывая высокую угрозу разбойных нападений со стороны ментов, организаторы попросили собравшихся проводить до железнодорожной станции. Состоялось своеобразное шествие? численность которого некоторые источники оценивали до 400-500 человек (впоследствии менты в своих протоколах будут нагло занижать эту цифру в 10 раз), растянувшееся во всю длину улицы Чапаева. Как только шествие началось, из дворов выскочили прятавшиеся там омоновцы и побежали... нет, вы не угадали, не разгонять нас, а побежали к зданию городской администрации и оцепили её. Видимо, боялись, что мы сейчас пойдём её штурмовать. Вспоминая последующие события, думается - а может, и вправду тогда надо было попробовать это сделать?

На станции оказалось, что ждать электричку на Москву ещё больше часа, а за это время народ может разойтись, поэтому сели на электричку в обратную сторону, до Зеленограда, в расчёте на то, чтобы там пересесть обратно в Москву. Как выяснилось, это было тактической ошибкой - в ту сторону почти до самого Зеленограда тянутся территории, административно относящиеся к г.о. Химки, где тамошние полицаи как у себя дома. В результате группа полицаев забралась в электричку и на подходе к станции Сходня устроили эпичное побоище в вагоне поезда, по итогам которого несколько наших товарищей были задержаны. Первоначально полицаи пытались отрицать этот факт, утверждая в протоколах, что якобы нас задержали прямо на митинге, но нашлось много свидетелей их лжи, эти события получили широкое освещение в газете "Химкинская правда", которую в то время начал издавать покойный ныне Михаил Бекетов. Суды по этому делу тянулись ещё несколько месяцев.

Это полезный опыт, как удалось организовать протестное действие в одном из городов до уровня социального взрыва. Перевести его в дальнейшие революционные действия не удалось, т.к. и власти на тот момент оказались сильней, и возникло много других поводов для протестных действий в Москве (застройка, гундяевки, местные выборы и т.п.). Сегодня повторить этот тогдашний опыт уже сложнее из-за того, что за прошедшие с тех времён 10 лет репрессивная политика власти значительно усилилась: если в те времена провести несанкционированный митинг можно было относительно безнаказанно (максимум, что тебе грозило - несколько часлов провести в отделении, иногда даже без составления протокола), то сегодня, если тебя задержат за реальную организацию несанкционированной акции, то никто не знает, через сколько суток или даже лет ты откинешься. В Москве все акции оппозиционных партий стали "не согласовывать" ещё задолго до пресловутого 26 марта. Но, как оказалось, в Московской области обстановка в этом отношении более свободная. Так что, учитывая очевидный рост социальной и протестной активности, проведение в подмосковных городах протетсных акций с учётом тогдашнего химкинского опыта с формированием и укреплением Комитетов спасения и других структур самоорганизации населения, которые будут должны в случае обострения обстановки взять на себя роль Советов 1917 года - такова задача на настоящий момент