Как на деле выглядит "выбор" курса по основам религии

 

Вот такое письмо собираемся нести в школу.

Полагаю, мы явно не единственные, кто столкнулся с проблемой – так что перепост одобряется.

 

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи ...

от ..., родителей ученицы 4Б класса ...

 

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля «Основы православной культуры», указав на желание обучать ребенка основам светской этики.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство – это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

Мы считаем абсолютно недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Многие родители привыкли пассивно принимать любые предложения школьной администрации; практически никто не видел заранее учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не умеет доказательно обосновать свою позицию – однако по закону никто из родителей и не обязан ничего доказывать, он просто должен иметь право свободного выбора.

Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках «Основ православной культуры» и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей – «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.

Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.

Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса «Религии мира» (написанного сотрудниками Института истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует об истинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.

Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.

Мы убеждены, что не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.

Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве – религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.

 

По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью у родителей пользуется модуль «Основы светской этики» – 42% (православие – 30%, основы мировых религиозных культур – 18%). Введение безальтернативного изучения модуля «Основы православной культуры» мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим реальным предпочтениям граждан России, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

 

C уважением,

дата, подписи

 

 

Update 1 (11.09): Развитие ситуации

На данный момент школа полностью осознала, что была совершена ошибка. Ошибка деятельно исправляется и вероятнее всего до конца недели будет проведен полноценный опрос родителей и наладится нормальная работа.

Большая просьба к представителям СМИ и Минобра – спасибо за оперативную реакцию, но, пожалуйста, не надо сейчас дополнительно прессовать руководство школы, дайте им спокойно выправить ситуацию.

Когда все закончится, я напишу итоговый пост, где подробнее расскажу о результатах и более оптимальных способах действия в подобных ситуациях.

Спасибо всем за поддержку!

 

Update 2 (12.09): Навязывают ОПК в Мытищах похоже все-таки централизованно

"С начала учебного года во всех школах Мытищ появится новый предмет – основы православной культуры (ОПК). Если же кто-то в силу убеждений против его изучения, им предложат изучать духовное краеведение Подмосковья (ДКП).

В ОПК исторические события рассматриваются с позиции православного христианства. А ДКП – это прежде всего краеведение, в котором, впрочем, также основное место отдано религии. Например, какие монастыри есть в Подмосковье, какие храмы, их история, прошлое и настоящее.

Читать оба предмета будут те же учителя, которые работают в школах. Чтобы они правильно смогли донести знания до учеников, в Мытищах разработана программа с целью повышения квалификации учителей. Её авторы – клирик Христорождественского храма протоиерей Виталий Лихонин и руководитель Центра компьютерных технологий Наталья Филиппова. Занятия проводит настоятель храма протоиерей Олег Шленов.

Чтобы обучить своих учителей, школы должны подать заявки в Управление образования. Весь курс занимает 2-3 месяца. Сейчас порядка 20 учителей из 30 мытищинских школ проходят подготовку по новому предмету."

http://sorokagazeta.ru/?c=article&id=759

 

Если сообщение газеты подтвердится, оно ясно показывает, откуда «растут ноги» правонарушений в мытищинской школе:

Предмета ОПК в природе не существует – то есть вместо курса, в котором есть выбор модулей, принудительно вводится именно ОПК как якобы самостоятельный безальтернативный модуль/предмет. И школа вынуждена «ставить в известность, что для обучения выбран модуль ОПК».

Обучение учителей производится, как можно понять, только по этому модулю – понятно что с любым другим модулем у них будут проблемы и они сами не захотят связываться. То есть радикальное неравноправие модулей введено уже на этапе подготовки учителей. Кем, по чьему указанию? – вопросы, требующие выяснения.

Ну что же, дождемся результата по 10-й школе – и пойдем разбираться дальше. Господа журналисты, тема, похоже, не закрыта – надо бы поинтересоваться состоянием дел в других школах города Мытищи и выяснить, кто ответственен за незаконное навязывание модуля ОПК в качестве выбора «по умолчанию».

Полезная информация к размышлению:

«В органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, в котором батюшки разъясняют, почему из шести модулей курса нужно выбирать именно ОПК, рекомендуют разрешать переход с модуля светской этики на модуль ОПК посреди учебного года и выражают «согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы – с первого по одиннадцатый». Что батюшки разевают рот на большой кусок бюджетных часов в школе – не новость (по часу ОПК с 1 по 11 класс - это больше, чем полный курс физики в непрофильных классах). Новость - что письмо из внутрицерковных органов поступило на места ... как приложение к письму областного Министерства образования (!) и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием

Хотелось бы, конечно, узнать конкретные фамилии чиновников областного Минобра, столь беспардонно лоббирующих интересы РПЦ. Если они, не боясь нарушать светские законы, несут нам в школы свет религиозной истины – хотелось бы иметь возможность лично высказать им свое восхищение.

 

Update 3 (12.09): Некоторые дополнительные рекомендации родителям

Не соглашайтесь на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

Ваша реальная сила – следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;

Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

В школе всегда очень сильна инерционность – выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится – появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс».

Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

Публичное пресечение противоправных действий дает нам важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Только что мне рассказали о ситуации в московской школе, где модуль ОПК якобы выбран «большинством голосов родителей». Эта завуалированная форма принуждения так же незаконна, как и наша, откровенная. Никто не в праве принуждать вашего ребенка к изучению религии. Аргументы школы в стиле «у нас нет денег, учителей и вообще возможности обеспечить разнообразие модулей» опираются на реальную проблему, и поэтому не следует отвергать их с порога. Разумным компромиссом является назначение единым для всех модуля «Основы светской этики» – против него обычно не возражает никто из родителей, и он не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный – требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения куда лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол – «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше – организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно найти методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

 

Update 4 (12.09): Наша школа оперативно и честно разруливает проблему

Сегодня родителям раздали листки, предлагающие выбрать модуль:

источник - http://ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html