Конфликт в Ленинском районе

 

Известно, что там, где многопартийности фактически нет и есть лишь одна единственно правильная партия - то политическая борьба от этого не прекращается, а просто перемещается внутрь правящей партии. На выборах разного уровня в России в последние годы достаточно часто наблюдается такое явление, когда действующий глава, баллотирующийся на очередной срок, и официальный кандидат от «Единой России» - это два разных человека. При этом в большинстве случаев в таких ситуациях побеждает именно действующий глава.

На выборах, намеченных на 11 октября 2009 года, такая ситуация сложилась, например, на выборах главы сельского поселения Развилковское Ленинского района Московской области. Глава района Василий Голубев почему-то отказался поддерживать действующего главу района Николая Орлова. При том что оба - члены «Единой России», оба относят себя к сторонникам губернатора Бориса Громова и оба до недавних пор сами были в одной команде. Однако 23 июля 2009 года, когда глава поселения делал свой традиционный отчёт перед жителями посёлка Развилка о проделанной работе, на отчёт пришли, по его оценкам, 100-120 человек из числа работников ВНИИГАЗа (причём неизвестно, были ли они в действительности жителями Развилки – регистрации там не проводилось) и проголосовали за признание работы администрации неудовлетворительной, при том, что на 7 предыдущих подобных отчётах работу Орлова оценивали либо как удовлетворительную, либо даже как хорошую (хотя, как известно, «хорошей работы у нас не бывает, а бывает только удовлетворительная и неудовлетворительная»). Несмотря на то, что местная организация партии «Единая Россия» поддержала выдвижение кандидатуры Николая Ивановича Орлова на пост главы сельского поселения Развилковское на следующий срок, районная организация, подконтрольная главе района Голубеву, дезавуировала это решение и выдвинула другого кандидата – Т.В.Гаевского, не имеющего ни малейшего опыта административно-хозяйственной работы. О нём чуть ниже. А пока попытаемся выяснить, что же послужило причиной конфликта?

В.Ю.Голубев руководит Ленинским районом с 1992 года (с перерывом на несколько лет на работу вице-губернатором) и, естественно, свыкся с мыслью, что он в своём районе царь и бог. Но вступивший недавно в силу закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» несколько изменил его роль. Отныне, согласно этому закону, первичной единицей местного самоуправления являются городские и сельские поселения, самостоятельно распоряжающиеся своим бюджетом и несущие ответственность за происходящее на их территории, в то время как более высокой инстанции – муниципальным районам – отводится роль координатора. Более того, между администрацией района и администрацией поселений существуют соглашения о разделении полномочий, и поэтому между районом и поселением не может быть отношений руководства и подчинения – это фактически равноправные единицы. Главе района трудно было привыкнуть к новому методу работы, предписанному законом, в связи с чем районная администрация стала с переменным успехом «убеждать» поселения передать им свои полномочия. Закон такое в принципе позволяет. Большинство поселений «пошли навстречу» Голубеву. Однако с Развилкой вышла заминка – администрация поселения не спешила отказываться от своих полномочий, полагая, что реализует их лучше. И это была не блажь главы поселения, как пытаются сегодня представить районные власти, а трезвый взгляд главы Развилки Николая Орлова на складывающуюся ситуацию.

Например, жилищно-коммунальным хозяйством в Ленинском районе руководит единое районное МУП. В этом не было бы ничего плохого, если бы не одно обстоятельство. Когда вследствие реформы ЖКХ основным критерием работы отрасли стала считаться коммерческая выгода, оказалось, что в Развилковском поселении этому районному ЖКХ рентабельно обслуживать лишь сам посёлок Развилка. А входящие в состав поселения деревни – «нерентабельны». И поэтому решать многочисленные проблемы этих деревень (содержание водоводов, скважин, водонапорных башен, организация уличного освещения) как бы никто и не обязан. То есть районные коммунальные структуры свои обязанности откровенно забросили, а отвечать за состояние этих деревень по-прежнему должно поселение. Чтобы решать эти проблемы, Николай Орлов уже несколько лет ставит перед районной администрацией вопрос о создании в Развилке своей поселенческой управляющей компании. Однако районная администрация ограничивается отписками. Аналогичная история была и с налаживанием канализационной системы – администрация поселения в  течение нескольких лет предлагает администрации района различные варианты решения проблемы, но безрезультатно.

Как известно, принципиальными вопросами в любых конфликтах являются вопрос о власти и вопрос о собственности. Последний вопрос в отношениях поселковой и районной администраций встал крайне остро. В 2005-2006 годах, когда закон о местном самоуправлении только вводился в действие, районная администрация оформила оздоровительный центр «Дельфин» и МВК «Олимп» со стадионом как учебные дошкольные учреждения. А согласно закону, содержание таких объектов должно находиться уже в ведении района. Который и пользуется поступающей от них прибылью. В то время как свои обязанности по содержанию этих объектов район выполняет не то чтобы уж очень хорошо. МВК «Олимп» успешно работает в первую очередь благодаря своему директору, замечательному человеку Гульнаре Джамиловне Романидзе.

Аналогичная проблема с телефонизацией деревень. Ещё в 2005 году была проложена кабельная линия, но она до сих пор не подключена. Нет документации. Районная власть не реагирует.

Сейчас в поселении 78 объектов, которые хотя формально принадлежат району, но отвечать за них должно поселение. Глава района требует отчёта об их содержании, а на просьбу оказать содействие в их финансировании отказывает.

Актуальная для всей страны проблема – это ветхое и аварийное жильё. Хотя фраза «ветхое и аварийное» везде пишется вместе, на самом деле «ветхое» и «аварийное» - это два разных понятия. Аварийное – это в котором жить невозможно и людей из которого надо срочно переселять. Ветхое – это из которого в принципе тоже нужно переселять, но не обязательно в пожарном порядке, а тогда, когда для жильцов этих домов будут готовы новые квартиры. А когда они будут готовы? Вот, например, дом №5 районная комиссия признала аварийным (каковым, по мнению администрации поселения, он не являлся) и требует срочно переселять людей из него.  А куда переселять? Жилья в Развилке строится много. Но всё это – коммерческая застройка. Какая часть из построенных квартир пойдёт на решение проблем очередников – это является условием инвестиционного контракта. А заключает это инвестиционный контракт – власть района. И результат: за последние 5 лет в Развилке было построено 85 тысяч квадратных метров жилья, из которых для очередников выделена всего 1 (прописью – одна!) квартира. Очередь на жильё хоть как-то движется лишь благодаря ВНИИГАЗу, у которого своя собственная очередь.

Последней каплей стала подготовка к выборам глав поселений, намеченных на 11 октября 2009 года. Оказывается, большинство поселений района не имеют своей собственной муниципальной избирательной комиссии, передоверив свои полномочия территориальной избирательной комиссии (ТИК) района. А вот в Развилке решили всё-таки создать свою собственную муниципальную избирательную комиссию, не передавая её полномочия в район. Этот вопрос  был бы не принципиален, если бы была уверенность в том, что районный ТИК будет считать голоса честно. Но уверенности такой нет. Про то, как на думских выборах 2007 года Голубев использовал свой административный ресурс – по всему Подмосковью легенды ходят. И вот в 2009 году Голубев решил использовать методы 2007 года против своего недавнего товарища по партии. Начало было положено на уже упоминавшемся отчёте администрации Развилки 23 июля 2009 года, председательствовать на котором взялся лично Голубев и который вопреки мнению населения продавил решение о признании неудовлетворительной работы главы района. На администрацию поселения стали накатываться проверка за проверкой из района. Доходит до того, что эмиссары из района заходят в администрацию Развилки как к себе домой и проверяют документы у встречающихся им на пути работников администрации. Как шутят в Развилке, «пока уже переводить районную администрацию из Видного в Развилку – потому что чиновники районной администрации большую часть своего времени проводят у нас». Осуществляется давление на местный суд и совет депутатов, которые под давлением районной администрации принимают решения, которые тут же официально публикуется, не дожидаясь, когда администрация может их обжаловать или наложить вето. Против сборщиков подписей за выдвижение кандидатуры Николая Орлова организуются полицейские репрессии: некий гражданин звонит в милицию, утверждает, что «ведётся незаконная агитация», через 3 минуты приезжает милиция, задерживает сборщиков подписей. И «недовольные граждане», и милиция якобы оказывались на месте происшествия «совершенно случайно». Затем сборщиков подписей отпускали и даже извинялись – но время было потеряно и факт психологического давления налицо.

Ну и отдельная история – это выдвижение кандидатов. На предыдущих выборах число кандидатов как на пост главы, так и на каждое место в поселковом совете можно было сосчитать по пальцам одной руки. Сегодня же только на пост главы поселения претендуют 12 человек, а в Совет – более 60. Не обходится и без «двойников» - одним из кандидатов является вохровец из Москвы с именем и фамилией, как у действующего главы поселения  (человек с таким же отчеством не нашёлся), который ухитрился оформить все документы на своё выдвижение настолько юридически грамотно, что зарубить его кандидатуру было бы невозможно, даже если бы такое желание у избиркома и возникло. Тут и кандидаты от всех возможных партий и множество самовыдвиженцев, подавляющее большинство из которых не живёт в Развилке, но почему-то обеспокоились бедами нашего поселения. Ну и, наконец, официальный кандидат от «Единой России» 40-летний Гаевский Тимур Вячеславович – начальник управления ЖКХ и благоустройства администрации Ленинского района. Причём его выдвинули, даже не поставив об этом в известность главу поселения Николая Орлова, который был рекомендован отделением «Единой России» в Развилке. Орлову же районный политсовет (состоящий преимущественно из заместителей Голубева) рекомендовал (пока лишь только «рекомендовал») снять свою кандидатуру, причём Орлова на этот политсовет даже не пригласили. Гаевский стал руководителем районного ЖКХ лишь менее года назад. Как работает районное ЖКХ под его руководством – см. выше. Уже 8 месяцев на все обращения администрации Развилки к Гаевскому по различным вопросам работы жилищно-коммунального хозяйства Гаевский посылает лишь отписки. Политического опыта у Гаевского тоже немного - даже в «Единую Россию» он вступил лишь около года назад. Хотя, надо сказать, до этого несколько лет возглавлял в Видном местное отделение «Молодой гвардии Единой России». Судя по публикациям, на этой должности проявил себя как беспринципный карьерист. Одновременно с этим долгое время возглавлял риэлторскую фирму, которой злые языки приписывают  не совсем чистые дела типа обманного выселения одиноких пенсионеров из их квартир с последующей реализацией их по рыночной стоимости. Мы не знаем, правда это или нет, поскольку данные обвинения судом пока не доказаны. Но неужели администрация Ленинского района не нашла для выдвижения кандидатов с более чистой репутацией?

Из всего сказанного можно сделать только один вывод. Чтобы не ошибиться в своём выборе, не надо ставить на людей с неизвестной или сомнительной репутацией, как бы красиво они ни говорили. Правильнее всего будет сделать свой выбор в пользу того, кто своей повседневной работой доказывает свою готовность постоянно защищать интересы Развилки. И другой подходящей кандидатуры, кроме Николая Ивановича Орлова, в списках выдвинутых кандидатов нет.