Марксизм и клерикализм

Часть первая

От редакции: Сайт communist.ru и издающийся на Украине журнал “Против течения” публикуют чрезвычайно актуальный материал зам. председателя Всеукраинского Союза Рабочих коммуниста В.В.Терещука “Материализм и клерикализм”, показывающий не только разоружающее влияние смутного времени капиталистической реставрации на массы, но и явный процесс идейного разложения и религиозного одурманивания, которому подверглись ряд называющих себя коммунистическими партий (в частности, КПРФ и КПУ) и их лидеры. В.В.Терещук показывает и точку зрения В.И.Ленина в аналогичной ситуации контрреволюционной реакции начала прошлого века, которую мы решили напомнить читателю.

После поражения первой русской революции 1905-1907 годов наступил период контрреволюционой реакции и жестокого полицейского террора, породивший уныние, неверие в свои силы в среде русского пролетариата, разброд и шатание в рядах не только меньшевиков, изначально не веривших в победу революции, но даже и большевиков.

Среди прочего, это проявилось в распространении мистицизма и религии в рабочей среде, в идеалистических шатаниях в рядах РСДРП – когда видные члены партии (А.Богданов, В. Базаров, Берман и др.) под видом “развития марксизма в свете последних достижений науки” навязывали ей идеализм в философских основаниях мировоззрения, заимствованый у Маха и Авенариуса. А.Луначарский увлекся “богостроительством”. Эти шатания оказали воздействие даже на М.Горького.

В.И.Ленин быстро осознал, что ревизия диалектического материализма неизбежно ведет к идейному разоружению пролетариата, вырывает у него живую революционную душу. Особенно он выступал против попыток А.Луначарского сделать из социализма новый вид религии якобы для того, чтобы в религиозной форме он был “ближе и понятнее” русскому народу.

Потому В.И.Ленин посвятил разоблачению этого идейного разоружения пролетариата и, прежде всего, его революционной партии почти весь 1908 год. Результатом стал выход в 1909 году его знаменитой работы “Материализм и эмпириокритицизм”, – глубокого философского труда, отстоявшего и развившего революционную методологию марксизма, что позволило не только остановить ревизионизм в партии, но и провести марксистский анализ причин поражения революции, сохранить партию как революционный авангард пролетариата и подготовить ее к новым битвам и победе.

После временного поражения социализма, разрушения СССР и наступления капиталистической реставрации в конце ХХ века – масштабы кризиса в среде быстро пролетаризующихся трудящихся классов и в коммунистическом движении еще более значительны, чем в начале века.

Важнейшим воплощением этого кризиса является образовавшийся разрыв между промышленным и сельскохозяйственным рабочим классом, с одной стороны, и коммунистическим движением – восстановленными коммунистическими партиями, с другой. Как следствие – распространение буржуазного классового сознания в пролетарских массах, в среде научной и творческой интеллигенции...

К сожалению, процесс разложения оказал свое воздействие и на коммунистические партии – в первую очередь на КПРФ и КПУ. Руководство этих партий не только подвергло ревизии марксистско-ленинскую методологию, но и перешло к открытому заигрыванию (а в ряде вопросов и к обслуживанию интересов) с Русской православной церковью (РПЦ), в том числе в лице Украинской православной церкви московского патриархата (УПЦ МП). Это нашло свое воплощение в ряде работ Г.Зюганова, а также в ряде публикаций его эпигона – П.Симоненко…

Обратимся к В.И.Ленину.

Ленин об отношении

пролетарской партии к религии

Целостно и сжато В.И.Ленин излагает этот вопрос в небольшой статье “Социализм и религия” (ПСС, Т.12, С.142-147). Как последовательный марксист, он начинает с того, что показывает зависимость духовного угнетения от экономического: “Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубления и затемнения духовной и нравственной жизни масс...”

А затем он четко, материалистически определяет сущность религии: “Религия есть один из видов духовного гнета... Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей и чудеса и т.п.”

Дальше он ясно обозначает социальные функции религии: “Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие”.

Разве эти ленинские слова устарели? Разве не те же функции выполняет религия в наше время, приучая пролетариат к покорности и возводя церкви и храмы на деньги олигархов, а то и просто бандитов? Если у кого есть сомнения, то поезжайте в Донецк и посмотрите на Свято-Игнатьевский храм, построенный на “благотворительные взносы” Ахатя Брагина по кличке “Алик Грек”, погибшего от взрыва трибуны стадиона “Шахтер” и похороненого возле этого храма. Или посмотрите в селе Красное Волновахского района той же области на храм, построенный на “благотворительные” средства другого олигарха – Е.Щербаня, до того, как его расстреляли конкуренты (и храм не помог – ред.“М”)в Донецком аэропорту. И таких примеров масса.

Далее В.И.Ленин воспроизводит известную оценку религии, сформулированную К.Марксом: “Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь”. Сохранило ли актуальность это определение сейчас? Несомненно. Мы можем наблюдать прямую зависимость между нарастанием пассивности трудящихся в борьбе за свои права и ростом количества религиозных конфессий и общин за последние 15 лет. По данным Госкомрелигии число приходов за этот период выросло в 6-8 раз. Конечно, пассивность рабочего класса связана не только с этим фактором, но и с этим в том числе.

Не менее важным фактором является факт наличия или отсутствия у рабочего класса и других пролетарских масс своей партии, которая будит сознание рабочих, просвещает их в отношении действительных причин рабского положения и действительных задач освобождения. “Но раб, осознавший свое рабство, – пишет далее В.И.Ленин,– и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину перестает быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, не земле (выд. ред.“М”). Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь” (Т.12, С.43).

На это могут возразить, что сейчас наблюдается противоположный процесс возвращения господства религиозных предрассудков в рабочей и пролетарской среде. Это действительно так, и связан этот процесс с поражением социализма в СССР, с поражением самого рабочего класса, с утратой им уверенности в своих силах, с разочарованием в той партии, которая была его классовой партией, а потом выродилась в партию “всего народа” и возглавила реставрацию капитализма.

Ленинский подход к этой проблеме в настоящее время означает начало организации новой борьбы рабочего класса против угнетения и, следовательно, нового разоблачения религии как формы духовного гнета (выд. ред.“М”).

Что предлагает П.Симоненко (и Г.Зюганов – ред. “М”)? Капитулировать перед этим нарастанием господства религиозных предрассудков в рабочей среде, заигрывать с этими предрассудками, плестись в хвосте заблуждений, которые господствующий класс капиталистов навязывает рабочим. Он разворачивает партию на путь обслуживания интересов попов, видя в них ту силу, которая может противостоять капиталистическому растлеванию трудящихся, может дать молодежи “новые нравственные идеалы”. Религия, считает он, дает обществу “духовный фундамент” в условиях “коренного изменения политико-идеологической и социально-экономической ситуации” (это так П.С. называет победу буржуазной контрреволюции и насаждение капитализма, – В.Т.), когда “в стране разрушена прежняя система ценностей (так говорится о разрушении марксистско-ленинского научного мировоззрения – В.Т.), пересматриваются (кем?) нравственные нормы, не находят подтверждения в реальной жизни многие мировоззренческие постулаты (марксизма? – В.Т.)”. Взамен капитализм навязывает свои “западные ценности”. Их растлевающему влиянию особенно подвержена молодежь…

“Компартия Украины, – пишет он, – видит свою задачу в том, чтобы решительно противостоять навязыванию нашему народу чуждых ему этических ценностей, способствовать выработке и утверждению в нашем обществе новых нравственных идеалов. Но многое здесь делает и может сделать церковь, причем именно церковь православная (выделено мной – В.Т.), как имеющая наиболее глубокие исторические традиции нравственного воспитания народа и наибольшее число своих приверженцев на территории Украины. В этой борьбе мы и православная каноническая церковь – союзники”.

Таким образом, “новые нравственные идеалы”, которые П.Симоненко от имени КПУ берется “утверждать” для молодежи и всего народа, – есть старые церковные заповеди, неосуществимость которых на земле признает сама церковь (а у нее для этого есть опыт двух тысяч лет христианства, в том числе тысячи лет православия на Руси). Это означает только одно, что сам П.Симоненко разуверился и в марксизме-ленинизме, и в рабочем классе и его исторической роли, и в возможности революционной победы над капитализмом.

Видно, что руководителю КПУ тоже уже хочется чего-то вечного и незыблемого. Такое чувство и желание обычно возникает, когда хочется закрепить свое существующее положение (депутата, “государственного деятеля” и руководителя крупной фракции в парламенте). Это мы уже видели на примере партноменклатуры КПСС. И помним, чем это закончилось.

Ленинский подход к вопросу об отношении партии к религии полностью противоположен: “По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований... Мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих” (Там же, С.145). И далее: “Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...” (Там же).

В то же время В.И.Ленин особо отмечает, что религиозный вопрос не следует выпячивать на первое место и разъясняет, почему борьба с религией является второстепенной задачей. В его разъяснении следует выделить два момента:

1) религиозная вера не преодолевается борьбой с религией: “Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанном на бесконечном угнетении и огрублении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма”;

2) пролетарское единство борьбы важнее расхождений в понимании загробной жизни: “Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе. Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией” (Там же, С. 146). Это ленинское разъяснение следует понимать также и в том ключе, что нужно способствовать сближению с партией пролетариев различных религиозных вер, потому что классовое единство для борьбы важнее единства в отношении к религии.

П.Симоненко разворачивает КПУ в прямо противоположном, антиленинском направлении.

...Показательным является предисловие к статье П.Симоненко “Коммунисты и православие в Украине”, написанное митрополитом Одесским и Измаильским, постоянным членом Священного Синода Агафангелом, который прямо пишет о том, что “ход истории зависит не от нас”, и даже больше: “И я молю Господа нашего, дабы не сломился он (Симоненко – В.Т.) и его товарищи искушением мирских соблазнов. Ведь привлекательные лозунги народовластия и социального благополучия и справедливости на устах многих – это лишь ловкая сладкая приманка для доверчивых, приманка для ограбления народа “от имени народа” (Выделено мной – В.Т.) (с.34). Вот как попы оценивают социальные задачи КПУ, и П.Симоненко соглашается на такое предисловие!..

В.И.Ленину и присниться не могло, что появятся такие руководители “коммунистических” партий, которые не просто станут заигрывать с религией, но развернут свои партии на сто восемьдесят градусов и призовут пролетариев поддерживать одну из церквей, войдя, тем самым, в противоречие не только с пролетарской классовой позицией, но и даже с буржуазно-демократической – в отношении принципа свободы совести.

В.В.Терещук,

Украина