Иеромонах, атеист и атеизм

Взаимная исповедь пока еще монашествующего с бывшим верующим

 

Собираюсь написать Вам уже 3 мес. Только вот сейчас начал выкарабкиваться из депрессии. Мучили меня сомнения, и вот все точки были расставлены благодаря Вашим работам о Библии и о Христе. Да, я теперь атеист, но что тебе теперь делать, если тебе 35 лет и ты уже 5 лет живешь в монастыре, а  за плечами у тебя и Семинария, и Академия, и людей обманывать не можешь, и в миру тебя никто не ждет? Братья во Христе бегут от тебя, как от прокаженного, хорошо еще, что не донесли настоятелю монастыря, а то и самому патриарху. Как быть?

Благодарю Вас за то чувство свободы, которое я испытываю в атеизме. С уважением, пока еще иеромонах И.

Троице-Сергиева Лавра.

Дни Великого поста.

29 марта 2006 года.

 

Уважаемый, Ваше преподобие отец Иоанн!

Ещё 29 марта получил Ваше письмо. Постоянно думал о его содержании. Высчитывал, рассчитывал. И за Вас, и за себя расcчитывал: что Вы должны и можете, что я должен и могу? И, наконец, пришёл к заключению: все зависит только от Вас; и решение Ваше, и ответственность Ваша только перед самим собой.

К сожалению, мой пример для Вас не пример. Будучи кандидатом богословских наук, доцентом и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии, я ушел из церкви в тот светский мир, из которого семь лет до того уходил в мир церковный. Тогда, самое главное, работа была обеспечена всем. Тогда было справедливым то,  что пелось: «Трудись, а слава тебя найдёт!». Тогда надо всей страной для всех граждан гордо реяло знамя: «Труд – дело чести, доблести и геройства».  Если ты больной или квелый – не дрейфь – среднестатистическая жизнь у тебя будет. Железно будет! Во всяком случае и во всех отношениях тебе голодная смерть, нищенство ни с какой стороны не угрожали. А ведь эта некогда «среднестатистическая» жизнь – довольно приличная по современным меркам – всем гражданам СССР была и на словах, и на деле обеспечена постоянно и повсеместно. Сейчас даже кровные враги советской власти подсчитали, что в сталинских гулагах там пребывавшие были в два-три раза лучше обеспечены жизненно необходимыми благами  (количеством и качеством еды, отдыхом, лечением, газетами, книгами, содержательным и культурным отдыхом), чем теперь 85-90%% граждан стран бывшего Советского Союза, граждан.

Ко всему этому добавьте ту моральную атмосферу, в которой жило наше население и в которую я окунулся, оставив церковный мир. Все вокруг нас были доброжелательны друг к другу. Не буду описывать, какая моральная аура окружала меня в моем бывшем колхозном и студенческом мире…  

А посмотрите на этот с ног до головы деморализованный мир сейчас. Глаза бы мои не смотрели. Глаза мои и 90% граждан бывшего советского мира что видят? А вот что! Я скажу об этом стихом. Стихом оно звучит и сильнее, и точнее, и памятнее:

Теперь не бросит тебе круг

Твой самый близкий, давний друг.

            – Такая в мире сложность…

Теперь мне друг и сердцу мил

Тот, кто меня не утопил,

             – Хотя имел возможность…

Присмотритесь и прислушайтесь хотя бы к тому, чем заняты захватившие народное добро и пришедшие к власти в Верховном Совете Украины или в Государственной Думе России так называемые «народные депутаты». Со времен развала Советского Союза они для своих граждан создали десятки, если не сотни, охранных законов об учреждении бизнеса, о развитии бизнеса, о защите «законных интересов» бизнеса, о правах бизнеса, о неприкосновенности бизнеса и бизнесменов, но ни одного закона о труде и труженике. У нас даже преступная невыплата зарплаты не считается преступлением, а причислена к категории… «такая в мире сложность».

Я ушел из колхоза и вернулся в колхоз, пройдя сквозь церковный рай, чистилище и ад. Полноправным и гордым  колхозником до этого был,  полноправным и гордым колхозником после этого остался. 

У вас другой случай, поскольку в тот образ жизни, из которого Вы ушли в церковный мир, Вы уже не вернётесь. Нет того равного для всех и равно обеспеченного для всех мира. Нет того, что у Вас было до ухода в церковный мрак. За стенами Вашего монастыря безраздельно господствует жестокий и беспощадным мир, с одной стороны, – мир борьбы не на жизнь, а на смерть за прибыли (от олигархов до «среднего класса» включительно), а с другой стороны – мир безжалостной борьбы за выживание (для всех тех, кто имеет несчастье быть с совестью и полагаться только на свой труд руками или головой).

Если у Вас ничего не осталось за плечами в том, бывшем светском, мире, то Вам после разрыва с монастырем сразу придётся окунуться в мир бомжатников... Вы на это способны? Есть ли у Вас достаточно презрения к миру церковному, чтобы решиться на это? Есть ли у Вас достаточно мужества, чтобы дерзнуть на это?

У меня когда-то на это хватило решимости. Но у меня тогда была соломенная подстилка в виде советской общественной и личной жизни. Конечно, я тогда не думал о соломке, которую подстилала советская власть падающему. Соломка была естественной, как воздух, которым мы дышим, не думая о нем. А сейчас даже о воздухе приходится думать. Сейчас воздух даром, вот так запросто, не дается. К тому же, когда я спускался с небес на землю, мне было всего 24 года. Я, фактически, был хотя и духовно зрелым, но по дерзновению – юнец, Сокол Горького: «Пускай ты умер, но в песне смелых всегда ты будешь живым примером. Призывом гордым – к свободе, к свету!»

Я тогда считал, что упущенное мною в светской жизни за семь лет пребывания в церковном мире, я наверстаю. И, оказалось, наверстал.

Начал с того, на чем, было, прервал свою жизнь в миру – с окончания средней школы. Я до поступления в семинарию окончил всего 8 классов. Работая в колхозе, я заочно за один год закончил девятый и десятый классы (раньше среднее образования давала десятилетка). После этого поступил в Одесский кредитно-экономический институт. В институте вступил в комсомол. После Института по рекомендации, настоянию и поддержке комсомола поступил сразу на 3 курс философского факультета Киевского университета. Потом три года работы в Обществе «Знание», 3 года аспирантуры и защита кандидатской диссертации. 5 лет  – работа доцентом, и.о. заведующего кафедрой научного атеизма в Киевском педагогическом институте им. Горького (сейчас им. Драгоманова). 13 лет – старший научный сотрудник Института философии Академии наук Украины, защита докторской диссертации, заведующий отделом научного атеизма. 13 лет – профессор кафедры философии Украинской сельскохозяйственной академии. В 1998 году отправлен на пенсию с 400 гривен в месяц. С 2001 года – штатный профессор кафедры философии, кафедры религиоведения в Восточноукраинском национальном университете им. Владимира Даля в городе Луганске. Параллельно с этим меня периодически приглашают прочитать лекции по религиоведению на Социологическом факультете КПИ.

После разрыва с православной церковью я прочитал более двух тысяч публичных лекций, убедил последовать за мной на разрыв с религией сотни попов православной церкви, за что был торжественно в 1958 году (через шесть лет после моего официального ухода из церковного мира) отлучен от церкви. (В 20-м столетии Русская православная церковь отлучила от церкви и анафематствовала Льва Николаевича Толстого в 1906 году, в 1916 году отказала в отлучении академику математику Маркову под предлогом того, что это было бы для него «слишком великой честью», а через 50 лет после Толстого удостоила этой чести... меня грешного, в то время студента 4-го курса КГУ). Моему примеру последовали десятки пресвитеров, патеров, мулл и тысячи активных верующих объявили о своем разрыве с религией. За это же время я написал около 2000 статей в журналах, сборниках и газетах, издал 18 брошюр, 12 монографий, был научным руководителем успешно защитивших 18 кандидатских и докторских диссертаций.

После распада СССР  новые власти послали атеизм в глубокий нокдаун. Учтите: в нокдаун, но не в нокаут. Сейчас атеизм очнулся от нокдауна, встает на ноги. Он уже держит удар, отвечает на удар ударом, готов к честному бою. И победит!

Большинство моих просоветских единомышленников ушли... в церковный хор. Я публично и демонстративно продолжал и продолжаю исповедовать атеизм, а вместе с ним, естественно, научные взгляды на мир, взгляды, которые категорически несовместимы с любым видом церковного мракобесия: креационизмом, «чудесами», торсионными полями, «благодатными огнями», туринскими плащаницами... О своем несогласии и о несостоятельности церковных и процерковных утверждений говорю, говорю и говорю; пишу, пишу и пишу.  В 1998 году начал выступать на атеистических сайтах Москвы и Новосибирска. В 2001 году открыл свой личный сайт «Официальный сайт Евграфа Дулуман», которые нанятые церковью хакеры четыре раза взламывали и портили, наконец, испортили так, что я своими силами исправить не смог. Открыл еще один сайт, но и его через год разрушили. Сейчас временами выступаю на других атеистических сайтах.  Намерен так же делать до последнего своего издыхания, в крайнем случае, до физической и психической возможности. «Если бы хоть одна клетка моего организма могла бы жить, могла бы сопротивляться, – я бы жил, я бы сопротивлялся» (Николай Островский). Считаю, что моя жизнь состоялась. По моему мнению, мне удалось себя реализовать. Я публично сделал все, что мог. После меня на поле научного мировоззрения придут другие и сделают больше. Если больше я ничего не сделаю, это ничего не убавит в оценке моей жизни. Мне уже 79 лет. За не сделанное, надеюсь,  меня поймут.

Вы сейчас в монастыре. Ваш ритм подчинен ритуалу монастырской и монашеской жизни: богослужения, молитвы, покаяние в грехах не от мира сего (от мирских грехов Вы отгорожены глухой стеной и монастырской братией), исповедь, благочестивые размышления, чтение...

О! Чтение!! Чтение – единственная щель, через которую Вы можете подсматривать мир. Вот и подсматривайте!

Вы писали, что на Вас сильно повлияли мои атеистические статьи о Библии. Но ошибки Библии – это только один из малосущественных аргументов против веры в Бога вообще. Я свою критику религиозного мировоззрения не ограничивал Библией, хотя и рад, что моя критика Библии помогает людям просвещаться. Высылаю Вам две свои статьи: «Откуда мы знаем, что Бога нет? – Оттуда!» и «Теорема о смысле жизни», – которые, по моему мнению, Вам будут очень и очень кстати.

Вы будете читать моё письмо и размышлять. Размышляйте на здоровье. А я Вам желаю здравого смысла, чистой совести и дерзаний. Рад буду, в конце концов, лично свидеться с Вами.

 

Евграф Дулуман*,

Киев

 

-------

От редакции:

*Доктор философских наук, кандидат богословия, профессор Евграф Каленикович Дулуман, один из самых крупных специалистов по вопросам религии и атеизма, известен также тем, что в молодости, достигнув уже серьезных постов в церковной иерархии, но разочаровавшись в вере, нашел в себе силы покинуть церковь и пойти учиться на первый курс  философского  факультета. Е.К.Дулуман не прекращает свою борьбу против религиозных заблуждений и сегодня. Публикуемая статья – это ответ одному из его корреспондентов, с которым он вел активную полемику в Интернете.