Иеромонах, атеист и атеизм
Взаимная исповедь пока еще монашествующего с
бывшим верующим
Собираюсь написать
Вам уже 3 мес. Только вот сейчас начал выкарабкиваться из депрессии. Мучили
меня сомнения, и вот все точки были расставлены благодаря Вашим работам о
Библии и о Христе. Да, я теперь атеист, но что тебе теперь делать, если тебе 35
лет и ты уже 5 лет живешь в монастыре, а за плечами у тебя и Семинария, и
Академия, и людей обманывать не можешь, и в миру тебя никто не ждет? Братья во Христе бегут от тебя, как
от прокаженного, хорошо еще, что не донесли настоятелю монастыря, а то и самому
патриарху. Как быть?
Благодарю Вас за то
чувство свободы, которое я испытываю в атеизме. С
уважением, пока еще иеромонах И.
Троице-Сергиева Лавра.
Дни Великого поста.
29 марта 2006 года.
Уважаемый, Ваше преподобие отец
Иоанн!
Ещё 29 марта получил Ваше
письмо. Постоянно думал о его содержании. Высчитывал, рассчитывал. И за Вас, и
за себя расcчитывал: что Вы
должны и можете, что я должен и могу? И, наконец, пришёл к заключению: все
зависит только от Вас; и решение Ваше, и ответственность Ваша только перед
самим собой.
К сожалению, мой пример для Вас
не пример. Будучи кандидатом богословских наук, доцентом и помощником
инспектора Саратовской духовной семинарии, я ушел из церкви в тот светский мир,
из которого семь лет до того уходил в мир церковный. Тогда, самое главное,
работа была обеспечена всем. Тогда было справедливым то, что пелось:
«Трудись, а слава тебя найдёт!». Тогда надо всей страной для всех граждан гордо
реяло знамя: «Труд – дело чести, доблести и геройства». Если ты больной
или квелый – не дрейфь – среднестатистическая жизнь у
тебя будет. Железно будет! Во всяком случае и во всех
отношениях тебе голодная смерть, нищенство ни с какой стороны не угрожали. А ведь
эта некогда «среднестатистическая» жизнь – довольно приличная по современным
меркам – всем гражданам СССР была и на словах, и на деле обеспечена постоянно и
повсеместно. Сейчас даже кровные враги советской власти
подсчитали, что в сталинских гулагах там пребывавшие
были в два-три раза лучше обеспечены жизненно необходимыми благами
(количеством и качеством еды, отдыхом, лечением, газетами, книгами,
содержательным и культурным отдыхом), чем теперь 85-90%% граждан стран бывшего
Советского Союза, граждан.
Ко всему этому добавьте ту
моральную атмосферу, в которой жило наше население и в которую
я окунулся, оставив церковный мир. Все вокруг нас были доброжелательны
друг к другу. Не буду описывать, какая моральная аура
окружала меня в моем бывшем колхозном и студенческом мире…
А посмотрите на этот с ног до
головы деморализованный мир сейчас. Глаза бы мои не смотрели. Глаза мои и 90%
граждан бывшего советского мира что видят? А вот что! Я скажу об этом стихом.
Стихом оно звучит и сильнее, и точнее, и памятнее:
Теперь не бросит тебе круг
Твой самый близкий, давний друг.
– Такая в мире
сложность…
Теперь мне друг и сердцу мил
Тот, кто меня не утопил,
– Хотя имел
возможность…
Присмотритесь и прислушайтесь
хотя бы к тому, чем заняты захватившие народное добро и пришедшие к власти в
Верховном Совете Украины или в Государственной Думе России так называемые
«народные депутаты». Со времен развала Советского Союза они для своих граждан
создали десятки, если не сотни, охранных законов об учреждении бизнеса, о
развитии бизнеса, о защите «законных интересов» бизнеса, о правах бизнеса, о
неприкосновенности бизнеса и бизнесменов, но ни одного закона о труде и
труженике. У нас даже преступная невыплата зарплаты не считается преступлением,
а причислена к категории… «такая в мире сложность».
Я ушел из колхоза и вернулся в
колхоз, пройдя сквозь церковный рай, чистилище и ад. Полноправным и гордым
колхозником до этого был, полноправным и гордым колхозником после
этого остался.
У вас другой случай, поскольку в
тот образ жизни, из которого Вы ушли в церковный мир, Вы уже не вернётесь. Нет
того равного для всех и равно обеспеченного для всех мира. Нет того, что у Вас
было до ухода в церковный мрак. За стенами Вашего монастыря
безраздельно господствует жестокий и беспощадным мир, с одной стороны, – мир
борьбы не на жизнь, а на смерть за прибыли (от олигархов до «среднего
класса» включительно), а с другой стороны – мир безжалостной борьбы за
выживание (для всех тех, кто имеет несчастье быть с совестью и полагаться
только на свой труд руками или головой).
Если у Вас ничего не осталось за
плечами в том, бывшем светском, мире, то Вам после разрыва с монастырем сразу
придётся окунуться в мир бомжатников... Вы на это способны? Есть ли у Вас
достаточно презрения к миру церковному, чтобы решиться на это? Есть ли у Вас
достаточно мужества, чтобы дерзнуть на это?
У меня когда-то на это хватило
решимости. Но у меня тогда была соломенная подстилка в виде советской
общественной и личной жизни. Конечно, я тогда не думал о соломке, которую
подстилала советская власть падающему. Соломка была
естественной, как воздух, которым мы дышим, не думая о нем. А сейчас даже о
воздухе приходится думать. Сейчас воздух даром, вот так запросто, не дается. К
тому же, когда я спускался с небес на землю, мне было всего 24 года. Я,
фактически, был хотя и духовно зрелым, но по дерзновению – юнец, Сокол
Горького: «Пускай ты умер, но в песне смелых всегда ты
будешь живым примером. Призывом гордым – к свободе, к свету!»
Я тогда считал, что упущенное
мною в светской жизни за семь лет пребывания в церковном мире, я наверстаю. И,
оказалось, наверстал.
Начал с того,
на чем, было, прервал свою жизнь в миру – с окончания средней школы. Я
до поступления в семинарию окончил всего 8 классов. Работая в колхозе, я заочно
за один год закончил девятый и десятый классы (раньше среднее образования
давала десятилетка). После этого поступил в Одесский кредитно-экономический
институт. В институте вступил в комсомол. После Института по рекомендации, настоянию
и поддержке комсомола поступил сразу на 3 курс философского факультета
Киевского университета. Потом три года работы в Обществе «Знание», 3 года
аспирантуры и защита кандидатской диссертации. 5 лет – работа доцентом,
и.о. заведующего кафедрой научного атеизма в Киевском педагогическом институте
им. Горького (сейчас им. Драгоманова). 13 лет – старший
научный сотрудник Института философии Академии наук Украины, защита докторской
диссертации, заведующий отделом научного атеизма. 13 лет – профессор кафедры
философии Украинской сельскохозяйственной академии. В
1998 году отправлен на пенсию с 400 гривен в месяц. С 2001 года –
штатный профессор кафедры философии, кафедры религиоведения в Восточноукраинском национальном университете им. Владимира
Даля в городе Луганске. Параллельно с этим меня периодически приглашают
прочитать лекции по религиоведению на Социологическом факультете КПИ.
После разрыва
с православной церковью я прочитал более двух тысяч публичных лекций,
убедил последовать за мной на разрыв с религией сотни попов православной
церкви, за что был
торжественно в 1958 году (через шесть лет после моего официального ухода
из церковного мира) отлучен от церкви. (В 20-м
столетии Русская православная церковь отлучила от церкви и анафематствовала Льва Николаевича Толстого в 1906 году, в
1916 году отказала в отлучении академику математику Маркову под предлогом того,
что это было бы для него «слишком великой честью», а через 50 лет после
Толстого удостоила этой чести... меня грешного, в то время студента 4-го курса
КГУ). Моему примеру последовали десятки пресвитеров, патеров, мулл
и тысячи активных верующих объявили о своем разрыве с религией. За это же
время я написал около 2000 статей в журналах, сборниках и газетах, издал 18
брошюр, 12 монографий, был научным руководителем успешно защитивших 18
кандидатских и докторских диссертаций.
После распада СССР новые
власти послали атеизм в глубокий нокдаун. Учтите: в нокдаун, но не в нокаут.
Сейчас атеизм очнулся от нокдауна, встает на ноги. Он уже держит удар, отвечает
на удар ударом, готов к честному бою. И победит!
Большинство моих просоветских
единомышленников ушли... в церковный хор. Я публично и демонстративно продолжал
и продолжаю исповедовать атеизм, а вместе с ним, естественно, научные взгляды
на мир, взгляды, которые категорически несовместимы с любым видом церковного
мракобесия: креационизмом, «чудесами», торсионными полями, «благодатными
огнями», туринскими плащаницами...
О своем несогласии и о несостоятельности церковных и процерковных
утверждений говорю, говорю и говорю; пишу, пишу и пишу. В 1998 году
начал выступать на атеистических сайтах Москвы и
Новосибирска. В 2001 году открыл свой личный сайт «Официальный сайт Евграфа Дулуман», которые нанятые церковью хакеры четыре раза
взламывали и портили, наконец, испортили так, что я своими силами исправить не
смог. Открыл еще один сайт, но и его через год разрушили. Сейчас временами
выступаю на других атеистических сайтах. Намерен
так же делать до последнего своего издыхания, в крайнем случае, до физической и
психической возможности. «Если бы хоть одна клетка моего организма могла бы
жить, могла бы сопротивляться, – я бы жил, я бы сопротивлялся» (Николай
Островский). Считаю, что моя жизнь состоялась. По моему мнению, мне удалось
себя реализовать. Я публично сделал все, что мог. После меня на поле научного
мировоззрения придут другие и сделают больше. Если больше я ничего не сделаю,
это ничего не убавит в оценке моей жизни. Мне уже 79 лет. За не сделанное, надеюсь, меня поймут.
Вы сейчас в монастыре. Ваш
ритм подчинен ритуалу монастырской и монашеской жизни: богослужения, молитвы,
покаяние в грехах не от мира сего (от мирских грехов Вы
отгорожены глухой стеной и монастырской братией), исповедь, благочестивые
размышления, чтение...
О! Чтение!! Чтение –
единственная щель, через которую Вы можете подсматривать мир. Вот и
подсматривайте!
Вы писали, что на Вас сильно
повлияли мои атеистические статьи о Библии. Но ошибки Библии – это только один
из малосущественных аргументов против веры в Бога вообще. Я свою критику
религиозного мировоззрения не ограничивал Библией, хотя и рад, что моя критика
Библии помогает людям просвещаться. Высылаю Вам две свои статьи: «Откуда мы
знаем, что Бога нет? – Оттуда!» и «Теорема о смысле жизни», – которые, по моему
мнению, Вам будут очень и очень кстати.
Вы будете читать моё письмо и
размышлять. Размышляйте на здоровье. А я Вам желаю здравого смысла, чистой
совести и дерзаний. Рад буду, в конце концов, лично свидеться с Вами.
Евграф Дулуман*,
Киев
-------
От редакции:
*Доктор философских
наук, кандидат богословия, профессор Евграф Каленикович
Дулуман, один из самых крупных специалистов по
вопросам религии и атеизма, известен также тем, что в молодости, достигнув уже
серьезных постов в церковной иерархии, но
разочаровавшись в вере, нашел в себе силы покинуть церковь и пойти учиться на
первый курс философского факультета. Е.К.Дулуман
не прекращает свою борьбу против религиозных заблуждений и сегодня. Публикуемая
статья – это ответ одному из его корреспондентов, с которым он вел активную
полемику в Интернете.