Образование - проигранный бой

 

От редакции. Нынешний год назван властями Годом ребенка. К этому «новому году» власть припасла немало «подарков» детям. Например, принятые в 2006г. законы – «Об автономных учреждениях (АУ)» и «О едином государственном экзамене (ЕГЭ)». Были и другие капиталистичесские достижения. А потому перед всеми, кто по долгу службы, а тем паче по гражданской позиции или по доброте душевной заботится о подрастающем поколении, снова и снова во весь рост встает вопрос о противодействии этой «нежной» заботе власти о наших детях.

 

«Хочу учиться!», «Не хочу учиться!» – подобные выражения довольно часто можно услышать из уст молодых людей. Обычное, в общем-то, дело: смена настроения, разные жизненные планы. Только вот совсем скоро может так получиться (да и сейчас так бывает), что никак не желание будет определяющим фактором в получении образования. А исключительно наличие или отсутствие денег. Школы, училища, техникумы и вузы уже и так медленно, но верно становятся платными. То за учебники, то за факультативные занятия, то за пересдачу экзамена улетают денежки грызущих гранит науки и их родителей. Кое-где поборы не совсем законны, а где-то уже вполне узаконены. Тенденция эта была налицо уже давно. Однако только сейчас уничтожение бесплатного образования вышло на финишную прямую.

Общественно-политический строй, укоренившийся на просторах разрушенного Советского Союза, разваливший страну и почти уничтоживший промышленность, имеет свои жесткие требования к массовому образованию. Гармонично развитый, воспринимающий всю человеческую культуру и знания рабочий не нужен нынешнему правящему классу. «Знающий много лишнего» человек даже вреден для буржуазии. Тот, кто, получил диплом, а не филькину грамоту, скорее, чем не обремененный знаниями неуч сможет заявить о своих правах, отстоять их в суде, на легальных акциях протеста и даже организоваться на серьезную эффективную борьбу. Обилие «грамотеев» является очень нежелательным для класса, использующего народ как дойную корову (пока пусть дает молоко, а как надоест – зарежем). И, надо сказать, что буржуазия, хоть она и расколота на несколько враждующих отрядов, но, все же, лучше организованна как класс, чем трудящиеся массы, рабочие и учителя.

Принятие комплекса законов под общим названием Закона № 122, оказалось ничуть не менее губительным для образования и наших детей, чем ликвидация транспортных льгот и льгот на лекарства для пенсионеров. Какова эффективность народного протеста в борьбе с монетизацией уже всем очевидно. Но почему с такой же настойчивостью и отвагой не ринулись те же пенсионеры на протестные акции в борьбе за образование для своих внуков, все трудящиеся – за своих детей, педагоги и воспитатели – за своих воспитанников – это трудно поддается объяснению. В развитие 122 Закона в 2006 году Госдумой был принят закон «Об автономных учреждениях», уничтоживший незыблемость статуса школ, средних специальных учебных заведений и вузов и открывший шлюзы для превращения учебных заведении в платные учреждения.

Таким образом, общая картина разгрома советского образовательного наследия дополняется отсутствием координации действий его сторонников, полной деморализацией тех, кто мог бы эффективно биться за это важнейшее условие существования народа, то есть педагогов и всех трудящихся, чьим детям теперь будет гораздо труднее получить серьезные систематизированные знания.

Акции протеста против реформы образования, проходившие в последние годы, были вялыми и беззубыми и, создается впечатление, что они не имели даже цели выиграть бой. Но даже этих мероприятий почти не было летом и осенью 2006-го, когда они были жизненно необходимы.

Буржуазное государство бросило вызов педагогическим работникам, проигнорировало все их прежние требования по повышению зарплат. Люди, еще недавно наряду с шахтерами произносившие в микрофоны на площадях громкие слова, только утерлись и посыпали голову пеплом. Раньше ответом на наглое поведение режима обычно были многотысячные, хоть как-то организованные акции протеста. Были даже массовые забастовки работников школ и других образовательных учреждений – очень кратковременные, они являлись по существу пробой сил самых радикальных, то есть здравомыслящих элементов среди педагогов.

В 2006 же году, хотя наряду с рядом действовавших общественных движений создавалось еще одно, специально призванное бороться за равную возможность получения образования и так и называющееся «Образование для всех», все-таки, когда буржуазный удар по образованию стал наиболее сильным, ни о каких всероссийских акциях протеста речи не шло. Враг же неукоснительно гнул и продолжает гнуть свою линию.

В условиях отсутствия протеста масс парламентские дебаты, несмотря на возражение некоторых депутатов, закончились принятием в октябре закона «Об автономных учреждениях». Этот закон «предусматривает введение нового типа государственных и муниципальных учреждений – автономных учреждений, которые будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них будут обладать большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности». По сути, теперь  учебные заведения, став АУ, поменяют род деятельности – вместо производства образованных людей будут производить прибыль. А в случае банкротства АУ, теперь появится возможность приватизировать образовательное учреждение и перепрофилировать во что угодно, лишь бы доход был стабильным (совсем, как это происходит с заводами, НИИ, и сельскохозяйственными предприятиями). Та же участь ждет культурные центры, библиотеки и музеи. Само количество школ и вузов тоже будет уменьшаться. Все это автоматически делает уязвимыми трудящихся России, чья копейка зарабатывается тяжело, а просвета и качественного улучшения жизни так и не видно. Кто сможет платить десятки тысяч рублей в год на образование своих детей? Рабочие сразу попадают в разряд аутсайдеров, и их дети теперь смогут учиться лишь на задворках школ «второго коридора», тогда как детишки толстосумов будут постигать науку «разделяй и властвуй» в дорогих престижных «гимназиях». Сами учителя вообще попадают в щекотливую ситуацию. Те немногие, которые станут преподавать в буржуйских школах, еще заработают на хлеб с маслом. Вышедший закон дает право педагогическому коллективу участвовать в переделе учебных заведений, то есть бросает педработникам кусок пирога. Однако не стоит обольщаться. Только школы для богатых не будут бедствовать. Масса же нищих народных учителей не сможет дать образование даже своим детям.

Не вызывает никаких сомнений, что только радикализация сознания трудящихся поможет решить им все их проблемы. Учителей это касается на сто процентов. Но, к сожалению, пока ничто не говорит о том, что педагогические работники готовы бороться и за образование, и даже за свое выживание.

«Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации», состоящий в печально известной ФНПР, доказывая свою гнилую соглашательскую сущность, саботировал борьбу против закона «Об АУ». Единственное, на что профсоюза хватило – это отправка телеграмм и писем с протестами против непопулярного буржуазного проекта. Но телеграммы еще никому не позволяли выиграть серьезное классовое сражение, и профсоюз, делая вид, что все возможное было сделано, отменив даже намеченные акции протеста, сдался без боя.

В силу сказанного ясно, что у работников образования в настоящий момент нет ни организации, готовой руководить ими в нынешней борьбе за существование, ни минимального чувства самосохранения, способного теряющих свой социальный статус, работу и цель жизни людей вытащить на улицы хотя бы высказаться через микрофоны – как это они делали в предыдущие годы. Конечно, этих мер было бы не достаточно – ведь массе педагогов и тем, кому дорога судьба страны, надо совершить что-то, что даст понять властям истину – не стоит шутить с огнем. Здесь все средства хороши, а пример марта 2006г. в далекой Франции наглядно демонстрирует, какие именно действия надо совершать, когда буржуазные власти поступают слишком опрометчиво. Да и свои старики и инвалиды в 2005 году дали неплохой пример. Заблокированные дороги и администрации, разбитые витрины буржуйских шоп-ов и т.п. – как раз и есть то средство, которое нужно держать в уме мирным манифестантам. Вот тогда и к простым легальным акциям протеста власти будут относиться со всей серьезностью.

Ближайшая задача трудящихся, в том числе и работников образования, – организоваться до способности хоть в какой-то степени адекватно реагировать на удары классового врага. Нужны настоящие боевые профсоюзы. «Оранжевые», то есть прозападная партия компрадорской буржуазии, попытаются перенаправить всю энергию на свою мельницу. И вот здесь коммунисты должны будут доказать, чего они стоят, смогут ли организовать трудящихся на отторжение оранжистского обмана. Сейчас же наша большевистская задача – подсказывать, направлять работников образования и науки к созданию организационных структур для ведения простейших форм массовой борьбы. И еще нужно разъяснить всем трудящимся их невеселые образовательные перспективы. Понимание рабочими, что их дети теряют всякое нормальное будущее должно всколыхнуть протестный огонь.

 ВЯЧЕСЛАВ СЫЧЕВ,

г.Новгород