О ПАРТИЙНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ

 

Читая в местной прессе материалы с неумеренными восторгами по поводу сегодняшней архитектуры в нашем городе, я вспоминаю фразу, которая в свое время (а дело было в мои молодые студенческие годы, в начале 70 годов теперь уже прошлого столетия) меня тоже удивила – автор одной из статей в газете «Вечерний Новосибирск», архитектор из института «Новосибирскгражданпроект», писал тогда о партийности в архитектуре. Слов нет, я был тогда абсолютно согласен со словами о партийности в литературе, в искусстве. Но чтобы партийность присутствовала в архитектуре? Это утверждение было тогда для меня слишком необычным. И, пожалуй, даже спорным.

Увы! – время, однако подтвердило правильность этих слов. Архитектуры сегодня – тому наглядный пример. Она, архитектура, как вчера, так и сегодня, есть общественная практика, выражающая вкусы и пристрастия правящего на данный момент класса; есть вектор устремленности того или иного общества. А куда устремлено сегодня наше общество – это мы наглядно видим – не в будущее, а в прошлое. Нынешний правящий класс (а как он пришел к власти, как он овладел собственностью, кто составляет его костяк – об этом мы прекрасно осведомлены) демонстрирует все свои пороки и пристрастия во всех сферах жизни; в том числе в камне, стекле и бетоне. Приказчики от архитектуры здесь ему усиленно прислуживают.

А еще слова о партийности архитектуры были верными потому, что архитектура, это ведь не явление природы, закономерности которой надо постичь, но архитектура, это еще и люди (в первую очередь – люди!) которые делают ее. А уж какие у тех людей мозги, то такую они делают и архитектуру.

Вот известный барнаульский специалист главный архитектор города Сергей Боженко в одном из своих интервью, оценивая нынешнее состояние дел в архитектуре города, заявил как-то следующее: «Лучше безвкусица, чем однообразие». Что ж, у архитекторов сегодня более, чем когда либо стоит вопрос «чего изволите?». А для того, чтобы хоть как-то оправдать такую свою позицию, и придумывают они вместе с хозяевами нынешней жизни разного рода хлесткие фразы, демонстрирующие их якобы объективность.

И таких хлестких фраз нынешние благодетели жизни насочиняли нам более чем достаточно. В этом деле творцы либеральных реформ – большие мастера. А если серьезно вдуматься в смысл сказанной им фразы, то сразу же увидишь, что это громкая фраза – фраза пустая. Безвкусица, которой гордится архитектор – это банки, офисы, казино, теремки-коттежджи. Но ведь у социалистической архитектуры был совершенно иной социальный заказ: дворцы культуры, кинотеатры, дома творчества, жилые массивы, новые города. Что-что – а новые города новая власть уже не строит. А массовое жилье? Это все за порогом сегодняшней архитектуры. Простой человек уже плохо вписывается во все, что она создает. Прислуживает она вкусам очень сытого и холеного хозяина.

Да, город наш ныне на глазах преображается – но как?

Скажем, появилось здание местного отделения железной дороги рядом со строгих форм и ясных пропорций зданием железнодорожного вокзала. Кто проектировал это новое здание? Посмотришь на него и плечами только пожмешь. На место строгих форм и ясных пропорций пришла вычурность с эклектикой.

При всей роскоши, праздности, и неуемной вроде бы фантазии форм архитектура нынешних дней демонстрирует нам суетливую нищету мысли. Архитектура сегодня – при всей ее вроде бы раскрепощенности – это пир во время чумы. Архитектурный пир. Нездоровье общества прорезает толщу румян в ее помпезности и вычурности. При всех изъянах и огрехах прошлого строительства, при всей скуповатости архитектурных форм старая советская архитектура была все же более гармоничной. В сегодняшней архитектуре все – эгоизм, самолюбование, когда на первое место ставится только «я» собственника. И это главный ее изъян. Своим агрессивным индивидуализмом она буквально взрывает сложившуюся десятилетиями архитектурную среду, менее всего заботясь о гармонии, которая, казалось бы, должна присутствовать в архитектуре по определению. Гармония всех составляющих ее частей. И не только частей зданий и конструкций. Но и человека. И не просто отдельно взятого человека, но взятого в совокупности целого общества.

Что ж, архитектура всегда точно отражала и отражает портрет своего времени. Нынешняя архитектура не исключение. Причем, если хорошо вглядеться в нынешний ее лик, то видно явное сходство нынешней архитектуры с архитектурой начала прошлого века: как и тогда, жиреющий, как на дрожжах, капитализм стремится освоить поскорее вокруг себя жизненное пространство. В архитектуре как нынешней, так и той – все та же эклектика и вычурность; все те же башенки и шатры. Купчик, с туго набитым кошельком, перешагивая походя страждущих и жаждущих, утверждая свои вкусы и пристрастия, вновь пришел в наш город. И пристрастия, как видим, остались у него неизменными. А коли так, то при всем вроде бы всесилии дизайна, в обществе, где превалирует теперь не общественный, но частный интерес, ото всюду лезет мурло безвкусицы. И не только в одной архитектуре; возьмите хоть газету, хоть книгу, возьмите наружную рекламу в городе, театральную постановку, музыкальную программу, нынешнюю ли форму у военных или у милиции, новую геральдику с ее убогими и путаными символами.

Нет, мы не будем охаивать и отвергать абсолютно все в практике сегодняшней архитектуры и говорить о том, что все в советской архитектуре было расчудесно и суперкласно (там тоже было много глупостей; большие были тогда нарекания и к качеству строительства), но магистральный путь советской архитектуры, при всех ее недостатках и недоработках, все же был более верен. Он отражал порыв нашего общества в будущее. Отражал динамику устремленности общества вперед.

А ныне эклектика, вычурность, замешанные на махровом эгоизме заказчика-собственника, говорят о том, что нынешнему правящему классу, буржуазному обществу кроме своих причуд и дурного вкуса по большому счету предложить абсолютно нечего.

В заключение же хочу предложить строки, которые родились у меня после прочтения очередного бодрого интервью нашего известного архитектора:

Он глядит на нас устало

Вновь с улыбкой

               нагловатой;

«Ах, какие золотые

      наступили времена!

Архитекторы богатым

  строят новые палаты!»

Ну, подумаешь там –

                     малость,

В пропасть

            катится страна.

В. БРОВКИН,

гарнаул