Просвещение или власть тьмы?

 

29-30 сентября в Москве прошла Всероссийская педагогическая конференция «Реформа образования: мифы и реальность», созванная по иницитативе Движения «Образование для всех». Ниже приведены  отрывки из выступления Председателя ОДВ, зам.председателя Комитета ГД по науке и образованию депутата Госдумы О.Н. Смолина.

Остановлюсь конспективно на некоторых позициях.

1. Финансирование. Россия тратит на образование примерно 3,5% от своего валового внутреннего продукта (ВВП), Советский Союз около 30 лет назад, по данным Мирового банка, тратил около 7%. Кстати, недавно в Общественной палате человек явно либеральных взглядов Ярослав Кузьминов предложил вернуться к этим 7%.

В трёхлетнем федеральном бюджете (2008-2010 гг.) предполагается увеличить расходы на образование на 20%, а расходы на силовые структуры – на 45%. Таким образом, вместо того, чтобы предупреждать преступность, будут бороться с преступностью, которую сами же и порождают.

В Государственной Думе депутаты левой, патриотической, социальной ориентации регулярно выступают с конкретными предложениями. Так, при обсуждении бюджета на 2007 г. О.Н. Смолин выступил с предложением увеличить расходы на культуру на 65 млрд. руб. (привожу этот пример, так как здесь присутствуют и представители культуры), что позволило бы в полтора раза поднять зарплату работникам культуры. Приводил депутатам Госдумы популярный лозунг участников акций протеста в поддержку культуры: «Только спьяну или сдуру жалко денег не культуру!». Но поддержан не был.

2. Статус педагогического работника. Не было года, чтобы депутаты левой, патриотической, социальной ориентации, в соответствии с требованиями профсоюзов, не требовали, чтобы заработная плата в бюджетной сфере росла не менее, чем в полтора раза в год. Нынешнюю зарплату начинающего учителя эксперты оценивают более чем в 2 раза ниже в реальных деньгах, чем она была 20 лет назад. А ведь тогда интеллигенция ругала власть. И правильно ругала: в то время труд учителя тоже был недооценён. Но сейчас он недооценён много больше. Не говорю о Москве, в столице ситуация особенная. Ситуация же по России недопустимая. Учитель по-прежнему находится в нижней пятёрке по уровню заработной платы. Наши предложения в ГД не поддержали.

«Единая Россия» не дала ни одного голоса за соответствующий законопроект.

3. Информационная среда. Вспоминаю фразу Ф.И. Тютчева: «Где глупость – образец, там разум – безумие». Когда периодически смотрю некоторые каналы российского телевидения, создаётся впечатление, что глупость там действительно – образец, а разум приравнен к безумию. Никакие усилия интеллигенции не дадут должного результата, если не будет помощи информационной среды. Кстати, в своё время в Екатеринбурге нашлись родители, которые потребовали закрытия программы «Окна»; я обращался с запросами в Росохранкультуру и в прокуратуру. После этого программа «Окна» была закрыта. Что бы ещё сделать с «Домом-2»?

В Государственной Думе было множество законопроектов, направленных на то, чтобы навести элементарный порядок в информационной среде. Депутаты – не сторон ники политической цензуры, но хотят установления педагогического контроля. Пусть в этом Совете не будет ни одного депутата, а только представители образования, культуры, традиционных конфессий и т.п., но нельзя больше мириться, потому что вместо того, чтобы стать орудием просвещения, многие телеканалы становятся орудием «власти тьмы».

Движение «Образование – для всех» давно подготовило документ, называющийся «Двенадцать базовых элементов», одним из основных пунктов которого является создание специального образовательного телеканала и стимулирование развития образовательных программ на всех других каналах – это важнейшая задача!

Несколько слов о том, в чём, на мой взгляд, состоит смысл образовательной политики.

Слушатели, наверняка, знакомы с заявлением министра образования А. Фурсенко о том, что Россия должна готовить людей, способных быть квалифицированными потребителями того, что производят другие. Конечно, это заявление меня крайне удивило, если не сказать жёстче. Если мы будем воспитывать потребителей, то откуда возьмутся творцы? Из-за границы выписывать будем? Берусь утверждать, что вся образовательная политика последних лет соответствует данному заявления министра и способствует складыванию в стране систему образовательного апартеида. Грубо говоря, одно образование – для белых, другое – для чёрных. В доказательство приведу примеры.

1. Закон об обязательном среднем образовании. Замечательная идея! В Москве, кстати, такой закон принят. Но во что эта идея выливается? Правительство пишет, что закон не потребует дополнительных финансовых затрат. Что это: очередная «реформа» без денег, когда люди хватаются кто за карман, а кто за сердце?

Кроме того, профильный Комитет Государственной Думы записывает туда, к стыду, несмотря на сопротивление депутатов-«коммунистов», одну позицию: если ученик в десятом классе не успевает, его необходимо переводить на другие формы обучения. Убеждал парламентариев: «Коллеги, вы бы Пушкина, у которого «ноль» из математики принудительно выгнали на «заочку»! Что вы делаете?».

Это апартеид по формам обучения».

2. Сельская школа. Официальный ответ правительства на мой официальный запрос гласит: за последние три года закрыто около 2900 сельских школ. Вместо того, чтобы превращать школу в социокультурный производственно-технический центр (накоплен прекрасный опыт, например, макаренковского движения по этому поводу), сельскую школу просто закрывают. Это вопрос не только сельской школы, это вопрос национальной безопасности. Россия превращается в огромную страну с пустыми территориями при перенаселённых соседях.

Это апартеид по формам поселения.

5. ЕГЭ. Много уже говорилось по этому поводу. Скажу только одно: в американской системе ЕГЭ имеет некоторый смысл: воспитание квалифицированного потребителя. Придя в магазин, человек должен выбрать из нескольких товаров лучший – вот смысл тестовой системы. В России же нет потребительского общества, здесь заработная плата в рублях примерно такая, как в Штатах в долларах. Зачем пытаться повторить опыт, для которого нет никаких оснований?

При обсуждении законопроекта о едином государственном экзамене я предлагал дать каждому ребёнку право выбора: традиционная форма экзамена или тестовая форма (ЕГЭ). Причём, в какую бы аудиторию ни приходил, везде со мной в этом вопросе соглашались. В ГД не поддержали.

Теперь уже министр образования сказал, что ЕГЭ не должен стать единственной формой оценки качества знаний выпускника. Сказал правильно, но при этом правительство «продавило» закон, где написано прямо противоположное.

7. Дополнительное образование. Оно поставлено в неравные условия с теми образовательными учреждениями, которые реализуют основные образовательные программы. Госдума провалила законопроект о дополнительном образовании, сейчас подготовлен новый законопроект, который внесён в Государственную Думу. Авторы надеются на поддержку уважаемой аудитории в защиту этого законопроекта.

При всём моём уважении к тем, кто работает в основных образовательных учреждениях, уверен, что без дополнительного образования разностороннее развитие личности ребенка невозможно. Каждый ребенок должен не только в общеобразовательной школе учиться, но иметь возможность заниматься, например, либо шахматами, либо музыкой, либо спортом. А лучше – тем, другим и третьим. И в стране были такие возможности, подтверждаю это своим собственным примером.

8. Самый главный апартеид, который происходит в России, – апартеид по уровню доходов.

За последние три года на 25% сокращён набор на бюджетные места студентов в вузах. В Германии более 90% студентов получают бюджетное образование, в России – менее 40%. Причём, когда принимался закон «о монетизации», депутаты социальной ориентации требовали сохранить положение закона о высшем образовании, запрещающее сокращать бюджетные места для студентов. Но не поддержали.

Хочу, чтобы все чётко понимали: образование необходимо не только нам с вами, оно необходимо всей стране.

Дело в том, что человеческий потенциал страны, по сравнению с другими государствами, падает. Россия ещё в 1992 г. – страшном, кризисном году – была 34-й; в 1999 г. – страшном, послекризисном – 55-й; по последним данным, она занимает 65-е место в мире по развитию человеческого потенциала. Впереди, на 64-м месте Ливийская Арабская Джамахирия, 51-е место занимает Куба, хотя Куба и беднее России, но в целом по человеческому потенциалу, который измеряется по трём основным параметрам (долголетие, благосостояние и образование), Куба оказалась существенно выше.

Что происходит в стране с продолжительностью жизни? Привожу цифры, «озвученные» М. Зурабовым:

женщины – 91-е место в мире;

мужчины – 136-е.

По данным Росстата, в 2005 г. продолжительность жизни женщин – 72 года; в 2006 г. – 70; в 2005 г. продолжительность жизни мужчин – 58 лет; в 2006 г. – 56 лет (ниже пенсионного возраста! – ред.). Однако разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в образованном слое населения значительно ниже.

Образование помогает и дольше жить, и быть более обеспеченным. Оно является ключевой позицией, позволяющей повысить человеческий потенциал в стране.