... а корысти ради

 

На днях к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину обратился депутат Волгоградского областного Законодательного собрания единоросс Роланд Херианов с предложением приравнять священнослужителей к госслужащим с регулярной выплатой им должностных окладов. Депутат выразил острую обеспокоенность «вопросами финансового положения религиозных организаций в Волгоградской области и стране в целом».

«Религиозные организации, являясь разновидностью некоммерческих организаций, не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Несмотря на это, тарифы на электроэнергию, теплоснабжение, газоснабжение для таких организаций установлены наравне с предприятиями, занятыми производственной, торговой и иными видами предпринимательской деятельности. […] Помимо текущих вопросов, связанных с работой храмов, священникам приходится ежедневно заботиться о благополучии своих семей. Многие православные батюшки являются многодетными отцами, воспитывают приемных детей. И очень часто они, как и их прихожане, сталкиваются с очень тяжелыми финансовыми проблемами. Получается, что люди, выбравшие в своей жизни путь служения Богу, несения окружающим высоких идеалов добра и внимания к ближним, становятся заложниками решения финансовых вопросов, вызывая среди прихожан стойкие мифы о корыстном духовенстве».

Показательно, что депутат обмолвился именно о православных батюшках и их семьях, словно иных религий и иных многодетных семей в стране просто не существует. Так же государству приходится неустанно напоминать, что по конституции оно позиционирует себя как светское, т.е. все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Такие объединения являются осознанными и полностью добровольными. Но гораздо более странной выглядит попытка закрепить за церковными объединениями в каком-то роде монополию на некую высшую функцию общественного служения, носителей идеалов и человечности. Якобы данные объединения уже только по этим причинам не должны ощущать на себе никаких «земных» финансовых проблем. У различных религиозных конфессий и идеалы бывают довольно разные, поэтому не совсем понятно, что конкретно имел в виду г-н Херианов. Врачи, учителя, люди культуры и др. играют в современном обществе ничуть не менее значимую роль, чем церковники, и они так же имеют большие семьи, так же испытывают финансовые затруднения. Думаю, вполне логично было бы утверждать, что тогда они тоже вправе рассчитывать на льготные послабления со стороны государства. А точнее, с этих профессий послабления и стоило бы начать, и лучше бы «ещё вчера».

Представители Волгоградской епархии РПЦ в целом с одобрением отнеслись к инициативе депутата. В частности, протоиерей Николай Пичейкин заметил, что идея предоставления священнослужителям финансовой поддержки государства заслуживает внимания, особенно в непростые времена, когда последствия экономического кризиса все еще остры и Церковь нуждается в помощи.

Собственно, РПЦ никогда не отказывалась от финансовой помощи государства и её нужда в таковой тоже особо не нова.

А приравнивание священников к госслужащим – вопрос не столько экономический, сколько политический. Именно так было в России до 1917 года. Несмотря на то, что эта идея ещё не одобрена, она уже в некоторой степени претворяется в жизнь: с 1 февраля 2010 года в вооруженных силах РФ по идее президента начали работать военные священники (капелланы), оклад которых варьируется в размере 20-25 тысяч рублей.

На сегодняшний день церковь и государство ищут всё более изощрённые пути для взаимодействия, что указывает на растущее внимание властей к церковному авторитету. Экономические поблажки церковным организациям могут быть востребованы и оценены в грядущих парламентских и президентских выборах. В обществе роль религиозных авторитетов заметно возрастает. И партия власти, борющаяся за голоса избирателей в сложной социально-экономической ситуации в стране, вряд ли станет пренебрегать обширным и относительно дешевым церковным ресурсом.

Серафима ГРОМОВА

http://rksmb.ru/