Погубленные
уникумы отечественной авиации
Сейчас
во всём мире принято унижать нашу страну и одновременно подчёркивать
«достижения» западной авиапромышленности. При этом успехи Совет-ского Союза старательно умалчиваются. А как было на
самом деле?
В
своё время Советский Союз создавал уникальные самолёты и вертолёты,
которые прославили не только отечественную авиапромышленность, но и нашу страну
в целом. И сегодня некоторые из них эксплуатируются в разных странах мира.
Но
при этом мало кто упоминает, что многие советские авиационные комплексы
опередили своё время на десятки лет.
Даже сегодня, изучая их возможности и сопоставляя лётно-технические
характеристики, ясно, что они были поистине прорывными!
В
данной статье ставится цель показать некоторые загубленные образцы боевой
авиатехники, которые могли бы либо серийно строиться, либо после глубокой
модернизации успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.
Печальная судьба Т-4
Советский
ракетоносец Т-4 даже сейчас является уникальной машиной. Он нёс
высокоточное оружие. Так как СССР непрерывно пытался найти дешёвое
«противоядие» для борьбы с королями океанов — американскими атомными
авианосцами, было принято решение создать новейший авиационный ударный
комплекс. Он должен был состоять из сверхскоростного самолёта, который мог бы
обнаружить в заданном районе авианосное соединение, а также гиперзвуковой
ракеты, способной на скорости, в 4-5 раз превышающей скорость звука, пробить
мощную систему ПВО авианосца и поразить его ядерным зарядом.
В конструкции планера были
применены новейшие по тем временам высокопрочные металлические материалы, такие
как титан и нержавеющая сталь. Впервые в СССР для кабины Т-4 был разработан
индикатор навигационно-тактической обстановки, где на телевизионном экране
данные бортовых радаров накладывались на электронное изображение
микрофильмированных карт, охватывающих поверхность почти всего земного шара.
Применены и другие новаторские решения.
Т-4 не имел аналогов в мире; он
опередил своё время минимум на 20-25 лет.
Максимальная скорость Т-4
достигала 3200 км/ч, бомбардировщик поднимался на высоту до 25000 метров,
дальность полёта составляла 6000 км.
Однако
из-за дороговизны проект был свёрнут. Справедливости ради нужно отметить, что
принятый на вооружение в 1987 году сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Ту-160 при этом тоже стоил не меньшего количества денежных средств; при его
создании были использованы некоторые инновационные решения, отработанные на
Т-4.
Короткая карьера МиГ-27
На вооружение фронтовой авиации СССР в 1975
году поступил истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который также опередил своё
время... Был создан уникальный авиационный комплекс с современным вооружением.
Ещё более эффективным оказался
МиГ-27К... На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся
лучшим истребителем-бомбардировщиком в мире. Всего было выпущено 764 МиГ-27 (в
том числе 197 МиГ-27К).
Однако в 1993 году в связи с
тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим
расформированием полков и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на
базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия
финансирования и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили
боеспособность...
События на Юго-Востоке Украины
ещё раз подтвердили важность наличия на вооружении сверхзвукового
истребителя-бомбардировщика. Дело в том, что штурмовик Су-25, несмотря на свои
сильные стороны, на сегодняшний день стал более уязвимым перед современными
средствами ПВО и ПЗРК. Низкая максимальная скорость с полным боезапасом (около
980 км/ч) не позволяет штурмовику совершить эффективный противозенитный манёвр.
Сверхзвуковой «МиГ» имеет намного больше шансов уйти от вражеских ракет.
МиГ-27 успешно прошёл боевое
применение во многих вооружённых конфликтах. Так, во время войны Сирии против
Израиля в июне-сентябре 1982 года сирийские «МиГи», даже повреждённые, наносили
удары по вражеским целям и возвращались на свой аэродром.
МиГ-27 прекрасно показал себя во время
войны в Афганистане. Мощная шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30, ракеты Х-25 и
Х-29 оказались страшным оружием для душманов, а
боковые бронеплиты спасли жизнь не одному лётчику: потерь «МиГи» не понесли.
Отлично показал себя МиГ-27МЛ в
ВВС Индии и Шри-Ланки. Нанося удары по позициям боевиков «Тигры Освобождения
Тамил-Илама», «МиГи» были лидерами в совместных
боевых звеньях с «Кфирами» и J-7. По словам западных
лётчиков, МиГ-27 превосходил такие западные машины, как «Торнадо», «Ягуар»,
израильский «Кфир» и другие.
Что касается безопасности полётов
и происшествий с наиболее тяжёлыми последствиями, — то показатели безопасности
МиГ-27 в несколько раз опережали любые другие типы машин фронтовой авиации.
Ми-14 сознательно убили
В 1976 году советская противолодочная авиация
получила отличный вертолёт-амфибию Ми-14 с современным оборудованием и
вооружением, которое позволяло успешно бороться не только с подводными лодками,
но и надводными целями. Кроме того, винтокрылая машина несла на борту
тактический ядерный заряд мощностью в одну килотонну.
Вертолёт серийно производился на
Казанском авиазаводе в 1973-1986 годах. Всего было произведено 273 машины. Два
газотурбинных двигателя ТВ3-117М, которые впоследствии были установлены на
Ми-17, обеспечивали большую надёжность и неприхотливость вертолёта-амфибии.
Основой бортового комплекса
Ми-14ПЛ являлась поисково-прицельная система «Кальмар», включавшая в себя РЛС,
опускаемую гидроакустическую станцию «Ока-2», вычислительную аппаратуру и
оборудование связи. На более поздних версиях (Ми-14ПЛМ) вместо «Кальмара» была
установлена более совершенная система «Осьминог», оснащённая мощной бортовой
вычислительной машиной, позволявшей решать большую часть поисковых и ударных
задач в автоматическом режиме.
На базе Ми-14ПЛ была создана
также поисково-спасательная версия Ми-14ПС. Снятое противолодочное вооружение
позволило разместить отсек на 10 пострадавших,
снабдить кабину лебёдкой с сеткой, на которой можно было одновременно поднимать
с воды до трёх человек. Также машина оснащалась сбрасываемыми спасательными
плотами, прожектором и поисковым локатором.
Ещё один вариант Ми-14БТ —
буксировщик тралов. Это был противоминный вертолёт, буксирующий контактные и
неконтактные тралы (парами или в одиночку).
Ми-14 наводили такой страх на генералов
из Пентагона, что после переговоров Горбачёва с Рейганом в 1987 году
чиновниками было принято решение нанести на хвостовые балки вертолётов чёрные
пунктиры, так как «Мили» было невозможно засечь даже с помощью спутников! А в
1996 году Ми-14ПЛ были полностью сняты с вооружения морской авиации России (тем
самым Ельцин выполнил требования американской администрации о дальнейшем
разоружении нашей страны)!
Мало кто знает, что Ми-14
превосходно показал себя в Ливии. Однажды, в 1981 году, в районе города Бенгази
пропал истребитель МиГ-21. Поисковые группы бросили, помимо Ми-14-х, и
французские «вертушки» «Супер Фрелон». Дело кончилось
тем, что французские машины оказались чрезвычайно капризными – за два дня из-за
жары у них обнаружили до 40 неисправностей. А советские «Мили» работали как
часы и успешно выполнили свою задачу.
Кроме того, в начале 1982 года
прошли учения с участием подводных лодок. Наши винтокрылые машины обнаружили
субмарину, постоянно поддерживали с ней контакт, имитировали тактические бомбовые
удары, но когда на смену «Милям» пришли «Супер Фрелоны»,
контакт был безнадежно утерян, а подлодка, как бы в насмешку, всплыла между
двумя висящими вертолётами. Вскоре Ми-14 стали базироваться в Триполи, а Ливия
закупила ещё 16 советских машин. Комментарии излишни.
После объединения Германии США
получили два Ми-14, но ничего подобного американские специалисты так и не
сумели создать. Зато наибольшую выгоду для себя извлекла Польша – ВМС этой
страны до сих пор эксплуатируют «Мили». Для Североатлантического блока Ми-14
оказался ценным подарком…
В-12 – уникальный винтокрылый исполин
В-12 (Ми-12) – самый тяжёлый и грузоподъёмный
вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью винтокрылой
машины являлось боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения,
которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.
В-12 разрабатывался как
сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью свыше 30 тонн, для
перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей
Ракетных войск стратегического назначения (РВСН),
создание позиционных районов для которых планировалось в районах без дорог с
твёрдым покрытием.
Первый полёт В-12 совершил 10
июля 1968 года (лётчик-испытатель Василий Колошенко).
В феврале 1969 года вертолёт поднял 31030 кг полезной нагрузки на высоту 2910
метров. 6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44205 кг на высоту 2255 метров,
установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до
сих пор. Даже сейчас лётные данные В-12 являются выдающимися:
• Крейсерская скорость – 240
км/ч;
• Практическая дальность – 500
км;
• Практический потолок – 3500 м;
• Полезная нагрузка: нормальная –
20 тонн груза, максимальная – до 25 тонн; в пассажирском варианте В-12 мог
перевозить 196 пассажиров.
Однако по непонятным причинам,
несмотря на успешные испытания винтокрылой машины и рекомендации
Государственной комиссии, программа Ми-12 была прекращена, а вся тяжесть работ
легла на вертолёты Ми-8/Ми-17 и Ми-26, которые по своим возможностям
существенно уступают советскому гиганту.
Таким образом, советская держава
имела один из главных своих козырей – сильные могучи крылья. И запад не смел угрожать СССР!
Константин Федоров