СОВМЕСТИМЫ ЛИ СОЦИАЛИЗМ и ПРАВОСЛАВИЕ?

 

В мае 2014 года вышел в свет сборник материалов Иркутского отделения движения “Русский Лад”. Во вступительной статье книги сказано: “Сборник раскрывает сущность, цели и задачи движения, его деятельность в Приангарье, освещает животрепещущие вопросы общественной, духовной жизни России и региона”. Составители считали, что изложенные материалы “будут полезны педагогам, студентам, учёным, широкой общественности, кому дорога державность, культура, величие и неповторимость истории России”. Его составителями стали члены “Русского Лада”, КПРФ, общества “Наш Сталин” и представители других политических кругов.

Господа из “Русского Лада”, кстати, очень гордятся тем, что объединяют на своей платформе людей различных политических взглядов. Хотя на самом деле разношёрстность взглядов в движении относительна, ибо все сподвижники “Русского Лада” выражают лишь различные мелкобуржуазные идеи.

В “Русском Ладе” постоянно талдычат о некоей общенациональной идее, строящейся на таких категориях как державность, патриотизм, православие, как будто в классовом обществе может существовать какая-то надклассовая идеология. А Россия, как и все капиталистические страны, имеет классовую структуру.

У эксплуататоров и эксплуатируемых – противоположные классовые интересы, а потому у них не может быть общей идеологической платформы.

Религиозная идеология тоже представляет собой стройную систему идей, вырабатываемых теологами, и в ней с определённых классовых позиций излагаются и обосновываются взгляды на мир.

 А господин С.А. Строев, сопредседатель Санкт-Петербургского ВСД “Русский Лад”, рассуждает в статье, вошедшей в упомянутый сборник, о “совместимости” социализма и православия. Внушает, что православие – “это неискажённое христианство, представляющее учение о возможности личного общения человека с богом и бессмертии души”. Идеалы социализма, по его мнению, не идут вразрез с идеалами православия .

Конечно, этот учёный человек не “первооткрыватель” в сфере скрещивания социалистической науки и мракобесия, скрещивания идеологии рабочего класса и православия, которое на данном историческом этапе превратилось в орудие одурманивания масс в руках буржуазии.

Да, на определённых ступенях мировой истории, прежде всего в средние века, в религиозную оболочку облекались освободительные, революционные движения трудящихся (восстание Уота Тайлера в Англии, гуситские войны в Чехии и т.д.). Один колумбийский священник даже писал, что революционная борьба является обязанностью христианства и священнослужителя. Нередки и в новейшей истории случаи, когда ряд религиозных организаций выступали в защиту мира, против империализма, милитаризма, колониализма.

Но что мы видим конкретно сегодня относительно русской православной церкви? РПЦ открыто стоит на страже угодных буржуазии порядков, которые объявляются священными и незыблемыми. Сегодняшний политический строй отождествляется у патриарха Гундяева со “стабильностью”. Крайне реакционно церковь выступает против большевизма, пролетарской революции, Советской власти. Один поп объявляет священным долгом каждого христианина “уничтожение большевиков” (В. Чаплин), другой поп приветствует взрыв памятника Ленину в Петербурге.

С. Строев пишет, что “попытка вписать христианскую церковь в систему административной, социальной или экономической организации всегда приводила к обмиранию и духовному кризису… А это опаснейшая подмена”.

Да, приводила к “обмиранию”, потому что любая массовая религия всегда становилась административной структурой господствующих эксплуататорских классов (напрямую или косвенно). Это закономерность существования религии. Это подтверждено исторической практикой.

Но эту закономерность сознательно игнорируют г-н Строев и весь “Русский Лад”. Самая крупная из православно-христианских церквей – русская до Великой Октябрьской социалистической революции была опорой помещичье-буржуазного строя в России. И после совершённой в СССР контрреволюции она снова выступила поборником интересов эксплуататорского класса. Так же, как и мусульмане, иудейские и прочие религиозные организации.

Религиозная форма сознания не может быть прогрессивной, потому что она отражает мир иллюзорно, фантастически. Религия антинаучна. Она не даёт видеть мир таким, какой он есть на самом деле и, следовательно, мешает изменить его к лучшему для трудящихся масс. Религия всякого оттенка чужда действительному социальному прогрессу, ибо уходит корнями своими в эпоху “детства человечества”, низкого уровня общественного производства и связанных с ним бессилия и страха перед стихией природы и воздействием социальных сил.

Сегодня, решение проблем переустройства общества на основах социализма сводятся основателями “Русского Лада” к нравственному совершенствованию личности через православие, как учение “представляющее неискажённое христианство”.

На самом деле христианство изначально есть ни что иное, как искаженное восприятие окружающего мира, как и любая другая религия.

Господин Строев говорит о несовместимости православия и капитализма. На самом же деле, эти два понятия отлично дополняют друг друга.

И чтобы там об этой несовместимости не писали почитатели “Русского лада”, объективные законы общества действуют по-иному. А значит распространяемая ими концепция идейного родства социализма и православия лжива от начала до конца и вредна рабочему движению. Ибо только научный коммунизм и знание законов общественного развития будет способствовать успеху в классовой борьбе пролетариата и его конечной победе.

Руслан Амосов

г. Иркутск