Наука в оппозиции к политике разрушения
В марте прошел IV Международный
Экономический форум в Ленинграде и Москве и (в его рамках) Конгресс работников образования
и науки. Организаторы и участники не согласны с проводимой в стране
экономической, и не только, политикой. Обсуждали сложившееся в промышленности,
науке и образовании положение, предлагали пути выхода из ситуации. Надо признать, что значительная часть выступавших искала выход в
пределах утвердившейся сегодня капиталистической системы с ее рыночной
экономикой. Но были и более прогрессивные и верные подходы, которые, в
свою очередь, находили понимание у многих участников обоих форумов. Остановимся
на двух из них.
В своем
выступлении на МЭФ известный физик Ж.И. Алферов отдал должное выдающемуся
физику Альберту Эйнштейну. «Но, – сказал Жорес Иванович, – очень немногие
знают, что Эйнштейн всегда интересовался проблемами экономики и в 1949 году
написал довольно большую статью «Почему социализм», в которой показал, что
частная собственность на орудия и средства производства, возникшая отнюдь не экономическим способом, а в итоге завоевательной политики в
средние века, породила капиталистический олигархат.
Описание капиталистического общества, которое в 1949 году сделал Эйнштейн,
очень похоже на ту ситуацию, которую мы имеем в нашей стране сегодня. И он
говорил, что выходом является только социализм».
Алферов
привел большую цитату из статьи великого физика: «Неограниченная конкуренция
ведет к чудовищным растратам труда и к изувечиванию
социального сознания отдельной личности. Это изувечивание
личности я считаю самым большим злом капитализма. Нашим учащимся прививается
стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться
успеху в приобретательстве.
Я убежден,
что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путем
создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования,
которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике
средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану».
В
сегодняшней ситуации нам просто необходимо развитие высокотехнологичных
секторов экономики. Я в этом согласен с президентом Путиным, (я с ним обсуждал
эту проблему), когда он сказал, о необходимости создания 25 млн рабочих мест к 20-му году. Но он сказал, что это
задача бизнеса, а я подчеркнул, что это задача науки и образования, потому что
ее решение требует другой организации научных исследований и другого
образования.
К сожалению,
реформа науки, сделанная без обсуждения с учеными, сверху, на самом деле
нанесла огромный ущерб развитию науки. Главная беда науки – ее невостребованность нашей экономикой, обществом. А добиться
этого можно, только меняя экономическую модель развития.
Сейчас
пишут, мол, что дала советская наука?
Между
прочим, Ваш покорный слуга получил Нобелевскую премию с формулировкой «За
создание современных информационных технологий». Кремниевые чипы, сделанные
нами, определяют сегодня развитие.
Не будем
забывать о наших самолетах ИЛ-86. На них не разбилось ни одного человека. Про
космос я уже не говорю.
Наша так называемая 10-ка министерств ВПК, могла бы стать трнснациональными компаниями и успешно соревноваться с
любыми западными.
Для этого
надо не делать бога из рыночной экономики...
В своем
выступлении на СПЭК профессор О.Н. Смолин вновь высказал несогласие с нынешним
Законом «Об образовании» и сообщил о другом подготовленном проекте Закона. Он,
в частности, сказал:
«Ни одна модернизация не обходилась без новой
модели образования. Причины и следствия часто меняются местами. Если раньше
образование было следствием индустриализации. То теперь возможность
индустриализация зависит от образования. Я разделяю мысль, что модель
образования надо менять. Только я не согласен, что она себя исчерпала –
нынешняя модель изначально была порочна. И возникла как результат одной из
крупнейших геополитических катастроф – разрушения Советского Союза.
Сейчас мы
имеет уникальную ситуацию, когда оппозиция имеет не только программу, но
готовый законопроект, который можно принимать хоть завтра под новую
индустриализацию. Я имею ввиду законопроект,
который сейчас называется «Образование для всех» – это развитие нашего Проекта
5-летней давности «О Народном образовании».
На
официальный закон ушло 1 млрд
руб., а наш Законопроект написан без единого рубля. Поскольку ваш покорный
слуга занимается образовательной политикой уже 25 лет, и есть помощники.
В нашем
Законе, например, выдвигаются нормы:
1.
Финансирование – за 5 лет – до 7% от ВВП, сейчас около 4%. Говорят: «Нет
денег».
Почему
Советский Союз мог, почему Бразилия может (10%), а современная РФ не может? Да,
обвалилось производство. Но и другое. Огромный рост числа бюрокоратии.
В правительстве Московской области было 400 чел., сейчас – около12 тыс!
2. Дебюрократизация. Комитет ГД провел анализ – в год
каждое высшее учебное заведение составляет 300 отчетов по 12-ти тысячам
показателей!
3. Статус
педагога. Среди 28 стран (исследования американцев) российский профессор
занимает 27-е место по зарплате. И «дорожная карта» предусматривает сокращение
30% учителей школ и более 40% вузовских преподавателей. При этом президент
говорит о созднии 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест? Разве
работа учителя и профессора не высокотехнологичное место? Еще
какое высокотехнологичное. А мы их сокращаем!