Образование: развивать человека

 

Олег Николаевич Смолин – Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения «Образование — для всех». Он много лет ведет постоянную и самоотверженную борьбу за качественное образование в стране. В Думе VI созыва он будет снова отстаивать разработанный под его руководством Закон «Образование для всех».  Публикуемая ниже статья (приведено с небольшими сокращениями), касающаяся практически всех сторон образовательной политики, написана почти год назад, но ее актуальность не стала меньше, о чем свидетельствовали и многочисленные критические выступления на прошедшем 26-27 ноября Конгрессе работников образования и науки.

Два с половиной года действует в стране закон «Об образовании в РФ», принятый с подачи правительства «единороссовским» большинством Госдумы, которому, кстати, здорово подсобила в этом деле и фракция ЛДПР. И закон этот уже успел принести немало бед.

Принимая его, депутаты от «партии власти» одновременно отклонили предложенный коммунистами альтернативный проект закона «О народном образовании», в котором были отражены требования профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций, ректоров, профессоров, — то есть всего образовательного сообщества, а также рядовых граждан. В официальном же законе, по нашим расчётам, на каждый шаг вперёд приходится по меньшей мере три шага назад. Стремясь как-то исправить эти его пороки, мы внесли в Госдуму 23 законопроекта, из которых только 3 приняты, 12 — отклонены, а 8 вообще не рассмотрены.

Убеждён, что пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики. Вот лишь некоторые отличия нашего закона «Образование для всех» от действующего закона и правительственных реформаций в этой сфере.

Финансирование. В 2016 году власти сократили бюджетные расходы на образование до менее 4-х % от внутреннего валового продукта (ВВП). Это отодвигает Россию по данному показателю на предпоследнее место среди развитых стран. Мы же требуем в течение трёх лет поднять расходы на образование до 7% от ВВП. И не потому, что так хочется. Просто никому в мире ещё не удалось провести модернизацию страны при меньших затратах на образование. А лучше бы, чтобы на него тратилось, как, например, в 1950-х годах в СССР или как намечено в Бразилии к 2020-му, не менее 10%.

Информационная среда. Современное российское телевидение в большинстве случаев напоминает, говоря словами В. Высоцкого, «ящик для идиота». Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами те из них, которые будут создавать просветительские программы. Телевидение вновь должно стать, вспоминая того же Высоцкого, «окном в мир». Кстати, о просветительстве в действующем законе нет ни слова.

Статус педагогов. За последние годы их зарплата немного выросла, однако главным образом за счёт увеличения нагрузки. В среднем учитель проводит в неделю 28 уроков — это более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две — некогда.

Мы требуем, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог:

— в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и стране;

— в колледже (техникуме) — не менее полутора средних зарплат по региону и стране;

— в вузе — не менее двух средних заработных плат по стране и региону.

По пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа чиновников.

Статус студента. В этой части правительственный закон построен по известному принципу: вот тебе три рубля — и ни в чём себе не отказывай! Расчётная студенческая стипендия в вузе сейчас составляет около 13% от прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%, в техникуме — около 4% против прежних 50%. И та в реальных деньгах продолжает сокращаться.

Наши требования:

— социальная стипендия малообеспеченного студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека;

— академическая стипендия в вузе — не ниже 80% от прожиточного минимума;

— академическая стипендия в колледже (техникуме) — не менее 40% от прожиточного минимума.

В советское время студенты учились, а некоторые ещё и подрабатывали. Если ситуация не изменится, то студенты нынешние будут работать и лишь «подучиваться»!

Дошкольное образование. Официальный закон отменил льготы по оплате детских садов. Родительские расходы поднялись в среднем на 40—50%, а где-то — и в разы. Мы требуем вернуть льготы: за детский сад обычные семьи должны платить не выше 20% от реальных затрат, а многодетные — не более 10%.

Школа. Назову лишь две ключевые идеи, которые, на наш взгляд, нужно реализовать. Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей? Мы требуем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе указать набор обязательных учебных предметов. Без этого единое образовательное пространство страны рассыпается как карточный домик. Ведь, например, при переезде в другой регион или даже в другую часть города ребёнок попадает в другую школу, где всё оказывается не так.

Вторая идея касается экзаменов. ЕГЭ сейчас критикуют даже его «отцы-основатели». Рособрнадзор, правда, проводит некоторые положительные преобразования, но очень медленно. Вновь предлагаем дать выпускнику право выбора: сдавать экзамен традиционно либо в форме ЕГЭ.

Сельские школы. Правительственный закон не остановил их ликвидацию. К примеру, к 25 тысячам закрытых ещё до его принятия сельских школ за последние три года прибавилось ещё примерно 3 тысячи, на которые в российской глубинке повесили вечный замок.

Наши требования:

— финансирование сельской школы должно производиться независимо от числа детей;

— её ликвидация или реорганизация возможна лишь в исключительных случаях и только с согласия сельского схода;

— должно быть в полном объёме восстановлено право сельского учителя на бесплатное жильё с бесплатными отоплением и освещением.

Профессиональное образование. Новый закон совершил «благодеяние», объявив начальное профессиональное образование частью среднего. При этом под шумок ликвидированы льготы и гарантии, которые были у учащихся ПТУ.

Мы требуем восстановить для студентов среднего профобразования все социальные гарантии и льготы, которые существовали для учащихся ПТУ, включая льготное питание.

Высшее образование. Правительство утвердило невиданную Федеральную целевую программу развития образования, которую правильнее было бы назвать программой разгрома. Она предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40% российских вузов и 80% их филиалов. Часть студентов неизбежно окажется на улице. И это в период кризиса!

Мы знаем: в стране ещё осталось небольшое количество вузов, которые лишь торгуют дипломами и которые, разумеется, нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если в СССР в 1930-е годы не открыли бы несколько сот вузов, мы бы проиграли Великую Отечественную войну.

Дополнительное образование. Наш подход прост: в рамках только школьной программы многостороннее развитие личности ребёнка невозможно. Поэтому дополнительное образование столь же важно, как и основное. А потому предлагаем:

— учреждениям дополнительного образования предоставить равный статус со школами, колледжами и вузами;

— педагогам дополнительного образования — равный статус со школьными учителями и вузовскими преподавателями.

(Приводятся еще предлолжения по обучению инвалидов и электронному образованию – ред.)

Новая образовательная политика нужна нам как воздух. А обеспечить её может только новый закон.

Вспоминая восточный календарь, берусь утверждать, что действующая образовательная политика с её тестовой системой и философией мёртвого бюрократического образования способна запросто превратить человека в обезьяну, а вот философия живого образования и основанный на ней закон позволят каждому ребёнку и студенту даже в год Обезьяны развивать в себе человека.

От редакции. Статья была написана в начале года Обезьяны. Но и в преддверии года Петуха надеемся: Закон «ОДВ» (и борьба за него) поспособствует тому, чтобы у молодых не сформировались куриные мозги.