Почем опиум для студентов?

В Брянском университете открыт храм мученицы Татианы.

Чего больше всего не хватает российским студентам? Может быть, бесплатных мест в ВУЗах, оборудованных аудиторий, хороших университетских библиотек, стипендий, на которые можно жить?.. Нет. Нашим студентам не хватает, прежде всего, духовности.

 Именно так, если судить по последним тенденциям, рассуждают наши власти, церковь и руководители университетов. Чтобы решить эту острую и наболевшую проблему, в российских ВУЗах стали с завидной регулярностью открывать храмы для «духовного окормления студенчества». И вот, наконец, Брянский государственный университет тоже оказался в списке вузов-счастливчиков, способных похвастаться наличием собственного домового храма.

Домовой храм во имя святой мученицы Татианы был открыт в БГУ в корпусе факультета истории и международных отношений 9 февраля. Как сообщает пресса, открытие это состоялось по благословению самого брянского митрополита и, что примечательно, «по инициативе руководства Брянского государственного университета». Вот, оказывается, где проявилась инициативность ректора БГУ А.В. Антюхова. Впрочем, Андрей Викторович всегда отличался и «инициативностью» и «предприимчивостью». В университете об этих его качествах буквально ходят легенды, как среди студентов, так и среди преподавателей. Например, ходят упорные слухи, что в месяц ректор Антюхов зарабатывает около 300-400 тысяч рублей, в то время как доцент университета должен горбатиться на полторы ставки, чтобы кое-как получить двадцать. При этом занятия за ректора проводят аспиранты и другие преподаватели, а за учебные часы деньги получает, конечно, он сам. Поговаривают, что и научные статьи за него пишут другие преподаватели. видимо, понимая занятость господина Антюхова. Злопыхатели также болтают, что иные студенты-бюджетники, каким-то чудом занявшие бесплатные места, все как один питают к ректору чувства самой глубокой признательности и благодарности. Но такие слухи (и многие-многие другие) ходили по университету раньше. Всё это было от бездуховности. Теперь-то всё будет иначе. Хотя, если на мгновение допустить, что все эти слухи — правда, открытие храма выглядит даже логичным. Грехи-то надо замаливать. И Андрей Викторович молился. Горячо и самозабвенно. Тем паче, что первое богослужение в новом храме провел не кто-то, а сам митрополит Брянский и Севский Александр собственной персоной. Это вам не кот чихнул! Это, действительно, показатель того, что произошло воистину «очень значимое и знаковое событие», как верно заметил Андрей Викторович. Всё-таки недаром БГУ считается «флагманом российского образования, прервым в области храм в ВУЗе открывшим». Мы первые, нам есть, чем гордиться. Ну, не новую же лабораторию для этих целей открывать. Более того, господин Антюхов даже призвал другие вузы равняться на Брянский госуниверситет:

«Я надеюсь, что присутствующий здесь ректор Брянского государственного аграрного университета Николай Максимович Белоус подхватит эту эстафету, и большее количество студентов и преподавателей будут иметь возможность приобщения к духовной жизни в стенах вуза», – сказал Андрей Викторович, горделиво поглядывая на своего коллегу. В общем, руководящий лозунг дня – вдвое увеличим количество благодати на студенческую человеко-душу! По крайней мере, это в духе времени.

А теперь серьёзно. Место ли храму в стенах университета? Нет. Чтобы там ни говорили, между научным мировоззрением и религиозным дистанция огромного размера. Университет сам должен быть храмом – храмом науки. А всё остальное пусть остаётся за его стенами. Я не иду в храм с атеистической пропагандой. Если я это сделаю, меня, наверное, обвинят в оскорблении чувств верующих. Но тогда почему церковь приходит ко мне, ко всем нам в университеты, причём государственные и светские? Наше образование формально отделено от церкви, но церковь всё решительнее и наглее укрепляется в образовательных учреждениях, создавая свои форпосты один за другим. Забота о верующих студентах?!

Конечно, среди студентов есть и верующие, также как и есть верующие преподаватели. Но это их личные дела, которые решаются в личном порядке. У нас достаточно мест для того, чтобы они отправляли свои духовные нужды.

15 минут езды на общественном транспорте от БГУ, и к их услугам целый набор храмов и церквей, расположившихся в центре города, включая Кафедральный собор для особо благочестивых.

Более того, открытие этого храма – это прямой и вполне материальный ущерб университету. Да, быть может, из бюджета БГУ на его оснащение не было выделено ни рубля. Быть может, он создан исключительно «усилиями» самой церкви и оборудован на пожертвования верующих. Пусть так. Но он создан не просто на территории университета, а в помещении учебного корпуса и под него выделена целая учебная аудитория, которая фактически изъята из пользования университета. Что-то я не помню, чтобы на истфаке было много свободных аудиторий, пустующих и невостребованных. Скорее наоборот, мы регулярно испытывали их нехватку.

Для чего же всё это надо? Что же происходит? А происходит вполне очевидная клерикализация общества. Когда государство служит не интересам большинства, а интересам привилегированного меньшинства, ему жизненно необходимо это большинство держать в узде. В том числе, духовной. И религия всегда служила и продолжает служить этой цели. По сути, единственная реальная задача церкви – это тушить святой водой пожар социального протеста. И поэтому, чем тяжелее будет жить трудящемуся большинству, тем больше ему будут вещать про духовность, скрепы и вечные ценности. Тем больше, его будут пичкать рассказами о Царствии небесном, о терпении, послушании, о духовном развитии, которое-де одно и способно изменить нашу жизнь к лучшему. И даже, если ты не идёшь к храму, он сам приходит к тебе.

Иван Томов

г. Брянск