шила в мешке не утаить

 

Те, кто захватил власть у нас и до сих пор дурит обывателя светлым будущим капитализма, в то время как крепчает кризис и даже самым тупым становится ясно, что не «всё хорошо у прекрасной маркизы», уже четверть века перелицовывают историю. Одна из любимых идей – воссоединить революцию буржуазную февральскую с революцией Октябрьской социалистической, примирить белых и красных, бедных и богатых, на одну доску поставить красных и белых (особо воспев добродетели последних). Детям в школах даётся самое превратное представление о революции, гражданской войне, советской власти. И на этой тухлой закваске они хотят испечь пышный румяный пирог всенародного примирения и согласия. Любимейший пример такой благости у них Испания.

Действительно, есть там мемориал называемый Долиной павших, где захоронены останки 30000 погибших в гражданской войне 1936-39 годов. Он находится в 60 милях от Мадрида, вырублен в гранитной скале. Наверху возвышается здоровущий 150-ти метровый крест, а в базилике покоятся бренные останки парочки отпетых негодяев из компании Гитлера и Муссолини – Франсиско Франко, кровавого диктатора, и убитого в гражданской войне основателя Фаланги Примо де Риверы.

Вот и наши затейники не раз высказывали пожелание соорудить нечто подобное. Рассчитывают на то, что нынешним россиянам время революции кажется таким же далёким, как Ледовое побоище или Куликова битва. Наши ветераны Великой Отечественной 9-10-й десяток лет тянут, свидетели же тех лет давно в могиле. Но живы ещё те, кто из первых рук узнал правду о том времени, а не страдающий дебилизмом гражданин может правду добыть в книгах и документах.

Итак, верен ли миф о всеобщем испанском примирении? Ничуть не бывало.

Родственники погибших республиканцев стараются перезахоронить их останки, эксгумировав из места посмертного «братства» жертв и палачей.

Недавно испанский парламент одобрил символическую резолюцию об эксгумации останков каудильо из базилики. Депутаты от Социалистической рабочей партии Испании считают, что Долина павших должна быть трансформирована, чтобы не быть памятником фашистам и национал-католикам, куда любят наведываться их последователи и почитатели. Для этого сначала нужно убрать оттуда Франко. Такое предложение было сделано ещё 6 лет назад правительством Сапатеро.

Строили мемориал остававшиеся в живых взятые в 1939-м году в плен республиканцы и политические заключённые. Некоторые ещё живы и ни примиряться, ни прощать не собираются. Как сказал один из них корреспонденту английской Гардиан «Гитлер и Муссолини исчезли, а в Испании нормально, чтобы существовала гробница такого же (фашиста Франко – ред.). И сам мемориал – гротеск». Родственник погибшего республиканца ему вторит: «Это место позора. Это фашистский мемориал. Это неприемлемо».

В Испании нет музея, посвящённого гражданской войне, унесшей полмиллиона жизней, многих сделавшей беженцами, погрузившей страну на долгие годы в мрак франкистского режима. Школьникам не говорят правду (совсем как у нас). Несколько лет назад, когда проводился опрос ребят 14-17 лет, 69% респондентов сказали, что в школе или нет информации о той поре, или её очень мало. В течение тридцати лет после смерти диктатора существует нечто вроде негласного пакта о согласии в обществе. Но согласие это довольно хлипкое. Сапатеро удалось провести закон об исторической памяти, где был формально осуждён франкистский режим, предписывалось убрать его символику из государственных учреждений. Левая мэр Мадрида очень хочет убрать 30 названий, связанных с ненавистным режимом, с улиц города, но продвигается это с трудом – последыши каудильо отчаянно сопротивляются. Когда в разговоре затрагивается гражданская война, вспыхивают яростные споры, сразу происходит разделение. Но даже уже правые чувствуют, что отстаивать историческую ложь себе хуже. Шила в мешке не утаишь, даже если очень хочется.

Нина Нечаева