Кто и как учит подростков экономике?
Как-то
просмотрел учебник «Основы экономической теории» Л.М. Куликова (2014г.),
рекомендованный ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве
учебного пособия для студентов средних учебных заведений, обучающихся по
направлению подготовки «Экономика». Сей труд привел меня в большое недоумение.
Автор – Куликов Леонид Михайлович. Доктор педагогических наук,
специалист в области теории и методики тренировки высококвалифицированных спортсменов(!).
Но эмоции отставим в сторону и начнем разбирать учебник по существу. В нем
придется рассматривать не только конкретно экономические, но и в целом
мировоззренческие вопросы.
1. Начинает лже-экономист с утверждения (стр.6), что «Библия – великая
книга, неисчерпаемый кладезь премудрости на все темы и на все времена».
Однако:
– в
светском государстве основываться на богословии недопустимо;
–
Библия писалась в течение многих столетий и содержит как исторические факты
(подчас переиначенные со временем в предсказания), так и пещерные нелепости о
мироустройстве, эротические стихи и даже атеистический раздел Экклезиаст; ныне
наглеющая РПЦ подтверждает свою позицию о геоцентричности
мира, то есть, существовавшую до открытия Галилеем гелиоцентричности
(450лет назад);
–
автор умалчивает, что христианство возникло как религия рабов, чаяния которых и
отражены в высказываниях типа «Кто не работает тот и не ешь!»
– в условиях труда безальтернативно-подневольного;
–
автор также умалчивает, что со временем христианство стало религией хозяев,
обоснованием эксплуатации человека человеком. В отличие от язычества, превратно
описывавшего отношения человека лишь с природой, центральные религии стали
оправданием несправедливости. Не случайно Радищев остроумно заметил: «Власть царска веру охраняет, власть царску
вера освящает – союзно общество гнетут». Описывая
протестантство, автор сознательно уходит от того, что оно возникло с зарождением
капитализма, которому претили принципы не убий
и не укради. Оно стало идеологией вседозволенности; если чуть
утрировать, то каждый сам за себя, один бог за всех. В России
протестантством стала фактически современная РПЦ, в то время как старообрядцы
считали несовместимым бизнес и веру и исповедовали принципы: честь выше
барыша, и уговор дороже денег, а потому были активными
благотворителями.
– чуть дальше (стр.15), говоря о мнении А.Смита о непроизводительных
работниках, церковно озабоченный автор сознательно убрал из этого списка
священников.
2. Термины на
той же странице «тоталитарный СССР» и «коммунистическая казарма» словно
прилетели из оккупационных газетенок и листовок 1941 года.
3.
Дезориентируя подростков, автор (как и его подельники-мошенники конца 80-х –
начала 90-х) оперирует ненаучным термином «командно-административная
экономика». Давно доказано, что любое государство в той или иной мере
представляет командно-административную систему – конституция, закон и
постановления должны исполняться, а за их неисполнение должно быть строгое
наказание. Но когда глава республики предлагает своим подчиненным и соседним
республикам не исполнять общие законы и брать суверенитета, сколько
проглотят и переварят, то… В США для губернатора
такой призыв закончился бы пожизненным заключением. А у нас все сошло с рук, и
даже лежит мерзавец среди Героев.
4. Говоря о
первоначальном накоплении капитала (стр.16), автор умалчивает принципиальное
различие явлений того и нынешнего времени. Буржуа ХVIII-XIX
веков были не только эксплуататорами, но и изобретателями, давшими миру
несколько НТР.
В
художественной литературе образ такого изверга-новатора дал В.Шишков в романе «Угрюм-река» (Прохор Громов).
Знаток той, капиталистической, жизни романист отмечает такое направление политики
– офицер жандармов (политической полиции) дает указание попу избегать острых
углов, не касаться отношений труда и капитала, оговорив, правда, что в
Писании вроде бы сказано…, но, Вы сами понимаете. Говоря (стр.18) о
повторном накоплении капитала, автор умалчивает, что эти нувориши не хотят и не
умеют организовывать производство, они живут лишь по волчьим законам – напасть,
загрызть и отобрать. (думаем,
что существенным отличием – ничуть не обеляющим дореволюционных капиталистов –
является еще и то, что нынешние преступным путем вмиг растащили (похитили)
богатства, созданные за десятилетия самоотверженным трудом всего советского
народа – ред.)
Там же
автор утверждает, что капитализм постепенно придет к отношениям «межклассовой
доброжелательности» (Маршалл). Такую доброжелательность недавно мы видели в
Ливии, Ираке, а ныне видим на Украине и в Сирии. Здесь же автор уверяет о
завоевании ведущих позиций неполитической экономии – экономикс,
которую, однако, видный американский политолог-экономист Гэлбрайт
назвал лишь претензией на науку, которая привела к мировому кризису 2008
года (значительно более слабому, чем Великая экономическая депрессия). По его
итогам была создана комиссия ООН под руководством Нобелевского лауреата Дж. Стиглица, доклад которой был
представлен общественности в 2010 году с выводами:
–
ошибочная макроэкономическая политика, основанная на ошибочных идеях, привела к
глобальному хаосу;
–
кризис – это не случайное явление, раз в столетие поражающее экономику как гром
среди ясного неба, не поддающееся прогнозированию и не позволяющее избежать
его. Наоборот, кризис – рукотворный результат ошибок частного сектора и
неправильного поведения общества, введенного в заблуждение.
Чуть
ниже автор расхваливает рейганомику с якобы
мудрым тезисом президента-актера (государство – большая проблема для
общества). Но именно она, рейгономика, привела к
огромным финансовыми пузырям, лопнувшим
в 2008 году. Кроме того, автор умалчивает, что название науке «политическая
экономия» дал Монкретьен, скончавшийся за 197 лет
до рождения К. Маркса. Здесь же автор лжет, что советская экономика плодила лентяев и иждивенцев, паразитирующих за счет
трудолюбивого соседа и общества. Он не может не знать, что:
– до
1974 года в паспортах граждан стояло место работы
и существовала ответственность за тунеядство;
– в
стране не было в таком количестве ни шулеров, ни сутенеров, а валютных
биржевиков совсем не было – всех этих социальных паразитов.
Возможно,
г-н Куликов считает трудягами кулаков, которых сами крестьяне (а не большевики)
назвали мироедами. Такими, в частности, были
предки СоЛЖЕницына, признававшего, что его дед Захар
Щербак кормился батраками.
5. Не нашел я
в антиучебном пособии даже упоминания величайшего
мыслителя ХХ века, занявшего на рубеже тысячелетий первое место по опросу
Би-Би-Си в Интернете. Тем более даже не упоминается величайший труд Карла
Маркса «Капитал». Для несведущих приведу оценку этого
труда бывшим нашим соотечественником, Лауреатом Нобелевской премии по экономике
В.В. Леонтьевым:
– «Маркс
был великим знатоком природы капиталистической системы»;
– «если ... некто захочет узнать, что в действительности
представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он
может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную
информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти
последовательных выпусках «Цензов США», в дюжине учебников по современной
экономике»;
– «Значение Маркса для современной экономической теории
заключается в том, что его работы – это неистощимый источник прямых,
непосредственных наблюдений действительности».
О
такой позиции г-на Куликова и его кумиров писал Энгельс еще в 1867 году, то
есть 150 лет назад: «Доблестные вульгарные экономисты все же достаточно
умны, чтобы остерегаться этой книги («Капитал» К. Маркса – ред.) и ни за
что не заговорят о ней, если их к этому не принудить».
6. Нельзя
пройти мимо пассажа (стр.20-21) о демократическом капитализме и о том,
что народ активно контролирует власть.
Если
уж физкультурник берется писать про политику и экономику, он должен знать, что
в буржуазных законах нет принципа права отзыва депутата, не оправдавшего
доверие. Этот принцип из Парижской Коммуны был в советском
законодательстве, хотя, увы, редко применялся. Автор подменяет понятия:
народное представительство – всеобщими выборами (хотя в США они непрямые).
Известно, что в буржуазных парламентах мало представителей трудовых
коллективов, а в США и РФ их совсем нет. Известно и то, что трудовые коллективы
не имеют права напрямую выдвигать депутатов, а депутатские места в значительной
мере покупаются, причем стоят не одну сотню тысяч местных фантиков (в
зависимости от статуса депутатского кресла).
7. Нельзя
пройти мимо инсинуаций (стр.29-30) вокруг ленинской мысли о том, что русский
человек – плохой работник. Процитировал он верно, как и отметил вековую
несвободу работника, а затем распространил все это на советский период, явно
абсолютизируя значение пресловутого ГУЛАГа. Как будто
не знает автор-физкультурник массового порыва молодежи в те же сталинские годы
– порыва не удрать на Запад в Великую депрессию, а созидать новые города и
предприятия. Видимо, не знает, почему площадь у трех столичных вокзалов и
одноименная станция метро называется Комсомольской?
(Кстати, комсомольские стройки были не только до войны, но и в 60-е годы
на целине и в 70-80-е на БАМе; при этом ни одного
тюремного подразделения на них не использовалось). И делает нелепый вывод, что столь
живуча ностальгия по «казарменному коммунизму» в СССР именно потому, что мы
– изнутри рабы, причем цитируя Горького явно о дореволюционном периоде.
Вывод.
Описанный учебник является духовным, мировоззренческим ядом, отравляющим
подрастающее поколение духом проамериканского либерализма шайки
Гайдара-Чубайса-Немцова и их последователей в экономическом блоке
правительства. Он должен быть изъят из раздачи студентам в библиотеках учебных
заведений.
М.Е.
Кардасевич
преподаватель
экономических дисциплин