Учительские профсоюзы свидетельствуют

 

Информационное агенство REGNUM по итогам изучения вопроса о положении работников образования в школах Приморья выступило с большой статьей Ольги Демиденко, свидетельствующей о том, что школы Приморского края на грани кадровой катастрофы.

Профсоюзы педагогических работников региона бьют тревогу: если ситуацию не изменить экстренно, то к 1 сентября 2018 года Приморский край придёт с таким дефицитом педагогов в школах и детских садах, который никому никогда и не снился.

«Данные официальной статистики Приморья по выполнению майских указов президента заметно расходятся с реальностью. В декларируемые показатели зарплаты в 43 тыс. рублей у учителей и 32 тыс. рублей у воспитателей чиновники включают налоги. К тому же — для того, чтобы хоть немного приблизиться к таким зарплатам, педагог вынужден работать не положенные на ставку 18 часов, а все 40, а то и 50 часов», — говорили педагоги на встрече с представителями Департамента образования и науки Приморья.

Начальник отдела экономики и бюджетного планирования Лариса Шумакова осторожно признала, что с оплатой труда педагогов, и правда, «не всё хорошо». Но чиновница тут же оговорилась:

«Согласно ФЗ-131, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. И повлиять на это ни департамент, ни глава региона не в состоянии».

Ну, как тут не пожалеть несчастных чиновников администрации Приморья? Люди ведь и хотели бы «повлиять», но не могут.

Педагогов такой ответ не удовлетворил:

«В Дальнегорске ситуация просто критическая! Педагоги накалены до предела и готовы к коллективным действиям. Средний возраст учителей — 52 года. Большинство из них вынуждены работать по 40 часов, чтобы хоть что-то заработать! Наш район приравнен к северу, а педагоги получают по 16—20 тыс. рублей! При такой зарплате нет никакой возможности выехать, например, на лечение в краевую столицу. Билет до Владивостока стоит 2 тыс. рублей, и нашим учителям и воспитателям это не по карману... Наши педагоги не живут, а выживают. И это уже невыносимо!» — сказала в своем выступлении председатель Дальнегорской организации профсоюза работников образования Галина Острошенко.

Председатель профсоюзной организации педагогов Владивостока Людмила Карамова подняла ещё один острый вопрос:

«Необходима индексация зарплат педагогов, она не проводилась с 2013 года!».

На замечание представителей департамента образования и науки Приморья о том, что «краевой бюджет не резиновый», немедленно последовала жесткая отповедь зала:

«Мы устали входить в положение краевой администрации и будем продолжать настаивать на индексации», — заявили педагоги.

В школах Приморья почти не осталось учителей. «У нас сегодня сложилась ситуация, когда на 7 начальных классов в школе всего 4 учителя. Они ведут уроки в двух классах одновременно!» — заявила профсоюзный лидер из Дальнегорска Галина Острошенко.

Её поддержала коллега из Большого Камня: «В 2003 году на 503 ученика в школе, где я работаю, приходилось 5 учителей английского и по 6 преподавателей математики и русского языка. Сегодня детей 513. С ними занимаются: 1 математик, 2 преподавателя английского и три учителя русского языка. Учитель, вкалывающий по 36 часов, физически не может индивидуально подходить к ученикам и вынужден «стряпать» тройки. Учителю попросту некогда сидеть с детьми после уроков и заниматься дополнительно. Вот вам и связь зарплаты педагога с качеством образования».

Лидер профсоюза работников образования Приморского края Ирина Мариш привела данные мониторинга работы по привлечению молодых педагогических кадров в регионе. Не надеясь на чиновников, профсоюзы провели этот мониторинг сами, получая информацию из первых уст — на местах, в школах.

Целью мониторинга было выяснить, сколько молодых кадров привлечено в регион за последние три года, получают ли они положенные по закону единовременные и ежемесячные доплаты и в каком объёме, предоставляется ли им жильё.

В Дальнегорском округе, в Анучинском, Кавалеровском, Пожарском и Арсеньевском районах педагоги даже не знают, что такое ежемесячная доплата к должностному окладу молодого специалиста.

Не то, что отдельного жилья — даже угла в общежитии не могут добиться учителя и воспитатели в Спасском, Октябрьском, Партизанском и ряде других районов.

Результаты мониторинга используются рабочей группой проекта «Учитель для Приморья», которая нацелена на привлечение в школы региона молодых педагогов — выпускников ДВФУ, их успешной адаптации.

Профсоюзы готовы решать проблемы. А власть?

Власть вроде бы тоже готова. По крайней мере, на словах. Не далее, как в феврале 2018 года врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко на встрече с профсоюзами региона сказал: «Удержание населения в регионе путем повышения уровня жизни — наша общая задача. И мы готовы её решать».

Однако методы решения колоссальных, застарелых проблем Приморья Тарасенко видит под каким-то странным углом. Одной из важнейших задач, например, врио губернатора региона, в котором в домах холодно, долги по зарплате самые большие в России, в школах нет учителей, в больницах врачей, население бежит в другие регионы России, считает… приобретение круизного лайнера: «Чтобы люди могли увидеть Курилы, выехать морем в Китай, Японию…».

Вот так и представляются приморские учителя, вымотанные превышенной в три раза нагрузкой, получающие в месяц по 16—20 тыс. рублей, на этом самом круизном лайнере плывущие в Японию. Смешно? Совсем не смешно — плакать хочется.

Как сообщало ИА REGNUM, образование в России давно вызывает тревогу и критику прогрессивных деятелей науки, общественных организаций, родительских объединений.

Академик РАО и Международной славянской академии образования им. А.Я. Коменского, профессор Виктор Слободчиков назвал массовое образование в России «подготовкой обслуги и сырья для утилизации».

«За этим стоит идеология высоких чиновников, того же Грефа (Герман Греф, глава ПАО «Сбербанк»). Должно быть элитарное образование для специально подобранных. Это подготовка организаторов своей жизни для своей пользы. И должно быть массовое образование — подготовка обслуги и сырья для утилизации. Это фашистская идеология, если разбирать по существу. Надо называть вещи своими именами», — сказал Виктор Слободчиков.

Образование на Дальнем Востоке сильно отстает от других регионов России. В ДФО хронически не хватает педагогов, меры, которые декларирует власть на различных съездах и форумах, остаются словами и не трансформируются в реальные дела.

Впрочем, московские чиновники, отвечающие за развитие Дальнего Востока, вовсе, например, не считают, что на Дальний Восток вообще нужно привлекать педагогические кадры. Так, на полях Восточного экономического форума, прошедшего в сентябре 2017 года во Владивостоке, председатель общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока Сергей Габестро в интервью шеф-редактору ДВ-редакции ИА REGNUM Алексею Иванову так прямо и сказал: «Что сделать, чтобы качественные профессиональные учителя приезжали на Дальний Восток? Да не надо, чтобы они приезжали! Сегодня мир цифры! Общаться с суперпреподавателем вы можете в режиме онлайн. Вам, по сути, здесь нужен педагог-организатор, который детей организует. Лучшие методики и практики нужно выхватывать с дистанционного образования, это будущее», — сказал Сергей Габестро.

Совсем рядом шумел на роскошно обустроенной площадке ВЭФ, обсуждались многомиллиардные сделки, ставились задачи по развитию на Дальнем Востоке сверхсовременных производств, которым нужны сверхпрофессиональные кадры. А напротив журналиста ИА REGNUM сидел человек, один из тех, кто за бурное развитие ДФО и отвечает, и спокойно говорил о том, что дальневосточным детям живые учителя не нужны — с них довольно и с онлайн-педагогом пообщаться.

От редакции. Добавим: Приморье – пример ситуации в образовании и положении учительства в РФ.